10 мифов о развитии речи малыша

Мифы о раннем развитии — Магазин развивающих игр и игрушек Умный ребенок

10 мифов о развитии речи малыша
Купить книги для педагогов и родителей>>

Миф 1. Раннее развитие – это всего лишь перенесение стандартных программ обучения на более ранний возраст.

Реальность
Раннее развитие не имеет прямого отношения к обучению в “школьном” понимании этого слова.

Раннее развитие – это создание благоприятных условий для развития его потенциала: правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка.

Раннее развитие вовсе не предполагает преждевременного привития ребенку навыков, которыми он еще не в состоянии овладеть по физиологическим причинам.

Миф 2. Раннее развитие – западная концепция, не применимая в условиях России.

Реальность
Новации в области раннего развития являются результатом опыта и исследований педагогов со всех концов света: из Италии, Германии, Франции, Японии, США, России и многих других стран. Раннее развитие уже много лет существует в Кении и Перу, а латино-американцы вообще считают раннее развитие своим собственным изобретением и вкладом в мировую систему образования.

Миф 3. В раннем развитии нет необходимости. Традиционное развитие тоже дает хорошие результаты..

Реальность
Конечно, многие гении раскрыли свои способности, развиваясь в традиционном ключе. Но задумайтесь, сколько талантов осталось нераскрытыми? Ребенок должен проявлять свои способности не вопреки условиям, в которых он развивается, а благодаря им.

Пожалуй, ничего страшного не произойдет, если вы пустите на самотек развитие ребенка. Но ведь вы наверняка любите своего малыша и хотите помочь ему. Чем ответственнее вы подойдете к раннему развитию ребенка, тем больше шансов вырастить способную, успешную личность.

Разумеется, вам самим придется многому научиться, чтобы стимулировать раннее развитие малыша. Но, став родителями, люди в любом случае многому учатся. А считающие, что искусству быть родителем обучаться не нужно, в воспитании собственных детей чаще всего допускают те же ошибки, что их родители допустили по отношению к ним самим.

Они переносят порочные модели поведения на своих детей. В результате не происходит положительного сдвига в сфере развития и обучения, которого настоятельно требует современный мир.

Миф 4. Раннее развитие – это слишком дорого.

Реальность
Разумеется, игры, игрушки и пособия, направленные на раннее развитие стоят денег. Но ведь и обычные развлекательные игрушки достаются не бесплатно, верно? А какие игры выбрать для своего ребенка – решать вам.

Даже если вы совсем ограничены в средствах, это не значит, что раннее развитие не доступно для вашего малыша. Ведь раннее развитие это не только специальные игрушки и посещение особых развивающих занятий.

Раннее развитие это, прежде всего, ваше общение с малышом, совместные игры и прогулки, ваши рассказы об окружающем мире.

Миф 5. Раннее развитие лишает ребенка счастливого, беззаботного детства.

Реальность
Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Придя в этот мир, маленький человек с интересом знакомится со всем, что его окружает.

Поэтому раннее развитие необходимо, оно удовлетворит потребность ребенка в получении знаний. Ни одна методика раннего развития не призывает принуждать ребенка к занятиям. Если у ребенка нет настроения, он устал или плохо себя чувствует – отложите занятие.

  Не хочет выполнять конкретное упражнение – перейдите к другому.

Миф 6. В силу раннего развития ребенок будет опережать школьную программу, и ему будет скучно на уроках.

Реальность
Раннее развитие направлено не на опережение общеобразовательной программы, а на формирование у ребенка желания получать знания  и навыков, необходимых для последующего успешного обучения. Наверняка на школьных уроках ребенок откроет для себя что-то новое. Если же дети скучают на уроках, это вопрос компетентности педагога, а не последствия раннего развития.

Миф 7. Раннее развитие вызовет у ребенка негативное отношение к образованию в целом. Малышу надоест учиться.

Реальность
Все как раз наоборот. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Выработанная в раннем детстве тяга к знаниям остается на всю жизнь.

Отбить охоту получать новые знания можно, заставляя ребенка заниматься тем, что ему не по душе, или заниматься сверх меры. В вашей власти превратить занятия как в каторгу, так и в увлекательную игру.

Повторим, ни одна методика раннего развития не предполагает принуждения.

Миф 8. Нужно выбрать одну методику раннего развития и строго следовать ей.

Реальность
Раннее развитие ребенка можно стимулировать самыми разными способами. Единого рецепта нет, есть только рекомендации общего характера. Каждый ребенок развивается индивидуально.

По вопросу выбора методики раннего развития можно проконсультироваться со специалистом в этой области. Но все равно лучше вас никто не определит, что подойдет вашему малышу. Поэтому подойдите критично к выбору методики раннего развития, адаптируйте методику под своего ребенка.

Вы можете выбрать элементы различных методик, сочетая их в воспитании малыша.

Миф 9. Раннее развитие возможно только при домашнем воспитании.

Реальность
Большинство экспертов отмечают, что дети, посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке.

Семья оказывает наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Ведь умение общаться со сверстниками также необходимо для полноценного развития личности.

Опытные профессионалы в области раннего развития способны оказать малышу специальную помощь, которая невозможна в семье. Есть и те, кто считает, что ранним развитием ребенка обязательно должен заниматься профессионал.

Сейчас достаточно много специалистов в этой области, многие няни и воспитатели обучаются методикам раннего развития. Это замечательно, но раннее развитие не возможно без участия родителей, ведь, общение с близкими очень важно для малышей.

Миф 10. Раннее развитие должно проводиться в строго определенном направлении.

Реальность
Многие родители, мечтающие вырастить, например, великого математика, стараются направлять развитие ребенка в одно русло. Но ведь полноценная личность должна быть многогранной.

Раннее развитие базируется на стимулировании познавательных способностей малыша, предпосылками к которому являются предпочтения самого ребенка, которые не стоит приносить в жертву родительским амбициям.

Раннее развитие предполагает всестороннее знакомство ребенка с окружающим миром.

Купить книги для педагогов и родителей>>

Источник: https://www.rebenok.com/info/earlydevelopment/arguments/53368/

10 МИФОВ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША

10 мифов о развитии речи малыша

Общаться с родителями ребенок начинает сразу после своего появления на свет, а основы полноценной речи закладываются с рождения. Все ли вы знаете о развитии речи малыша? Проверьте себя!

УТВЕРЖДЕНИЕ №1: С МАЛЫШОМ ВАЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ ЕЩЕ ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ.

Верно! Сегодня уже признанный факт: ребенок способен узнавать голос матери задолго до своего появления на свет. Ученым даже удалось доказать, что младенцы до рождения охотно слушают сказки! В одном из исследований грудные дети узнавали сказку, которую матери читали им до рождения.

Когда они слышали знакомую сказку, их сердечный ритм замедлялся. Можно сказать, что зародыш любит то, что ему знакомо, – это его успокаивает. Однако не стоит активно использовать внутриутробный период, чтобы добиться ускоренного развития малыша.

Некоторые родители проявляют слишком большое рвение, читая зародышу сложную научно-популярную литературу, включая классическую музыку и держа наушники у маминого живота… Пока ни одно исследование не показало, что дети, которым родители до рождения напевали арии из опер или читали энциклопедию, оказывались впоследствии более развитыми. А ставя наушники на живот матери, мы рискуем сбить естественный ритм сна ребенка.

УТВЕРЖДЕНИЕ №2: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С МАМОЙ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Верно! Младенец готов к контакту, едва появившись на свет. У детей есть врожденная способность реагировать на мимику людей – каждый, у кого есть возможность понаблюдать за новорожденным младенцем, может в этом убедиться. Малыши, которым всего несколько часов или дней от роду, уже копируют поведение взрослых.

Подойдите к ребенку, наклонитесь над ним и высуньте язык, покачайте головой или подмигните – и вы увидите, что он сделает. Даже когда вы прекратите эту имитацию, малыш попытается продолжить ее, повторяя те движения, которыми вы только что обменялись. Вы убедитесь, что ваш новорожденный может намного больше, чем просто есть и спать.

Он вступает в коммуникацию и учится у вас с первых дней своей жизни. Исследования показывают, что грудные дети с рождения способны различать наши эмоции и даже подражать выражениям наших лиц. В одном из экспериментов младенцам, которым исполнилось всего 36 часов, показывали разные лица.

Просмотрев видеозапись, эксперты по движениям лба, глаз и рта новорожденных смогли сказать, каким выражениям подражают малыши. Дети явно предпочитали положительные эмоции!

УТВЕРЖДЕНИЕ №3: НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ ОСВАИВАЮТ РЕЧЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОЗДНЕЕ СВЕРСТНИКОВ.

Верно и неверно. Родители часто делают ошибку, сравнивая развитие ребенка, родившегося на сроке до 37 недель, с развитием ровесников, родившихся в срок. До двух лет для недоношенных малышей действует правило: надо вычитать возраст недоношенности.

То есть в два года развитие ребенка будет соответствовать одному году 10 месяцам. Существует масса различных методик, но главный принцип: вашему малышу нужно еще больше внимания, времени, общения и заботы, чем ребенку, прошедшему весь гестационный период.

Если же вам кажется, что ваш ребенок отстает в развитии, не пытайтесь решить проблему самостоятельно: консультации специалистов: невролога, логопеда, детского психолога – не будут лишними.

При этом нередки случаи, когда дети, родившиеся на несколько недель раньше срока, ничем не уступают в развитии другим малышам.

УТВЕРЖДЕНИЕ №4: ВСЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ГОВОРИТЬ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ.

Неверно! Развитие речи проходит по-разному, это очень индивидуальный процесс. У некоторых детей долго формируется фразовая речь, зато к двум годам они осваивают произношение всех звуков родного языка. Другие малыши рано начинают произносить длинные фразы, но не выговаривают многих звуков.

Некоторые детишки много и с удовольствием говорят, но используют всего несколько слогов, и часто только мама может понять, что они сказали. Многое зависит от здоровья ребенка, его пола, темперамента, а также от того, как родители общаются с ребенком, сколько с ним занимаются, играют.

Например, дети с хорошо развитой моторикой раньше начинают говорить и быстрее овладевают речевыми навыками. Детишки, с которыми после года-полутора родители продолжают разговаривать на «особом» младенческом языке, который взрослым иногда кажется очаровательным, могут иметь сложности с освоением языка.

В целом считается, что ребенок, не имеющий проблем со слухом и восприятием речи, с которым взрослые достаточно общаются, начинает говорить к 14–18 месяцам. Не следует постоянно экзаменовать ребенка и сравнивать его с другими детьми, особенно с родными братьями и сестрами.

Но если в 2 года ваш малыш вообще не говорит, необходима консультация специалиста.

УТВЕРЖДЕНИЕ №5: СЮСЮКАНЬЕ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ ВЕДЕТ К ТРУДНОСТЯМ В ОСВОЕНИИ РЕЧИ.

Верно! Сюсюкая, вы упрощаете слова и словосочетания, намеренно их искажаете. В целом коверканье слов и чрезмерное употребление уменьшительных форм слов мешает полноценному развитию речи.

В год ваш ребенок уже вполне готов к освоению «взрослой» речи. Нестрашно, если ребенок называет кошку «киса», со временем он привыкнет называть ее правильно, если будет слышать дома правильную, грамотную речь.

Поэтому обязательно обращайте внимание на то, что и как вы говорите.

УТВЕРЖДЕНИЕ №6: ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРАВИЛЬНО ПОВТОРЯЕТ СЛОВА, У НЕГО НЕ БУДЕТ ТРУДНОСТЕЙ С РЕЧЬЮ.

Неверно! Если малыш повторяет слова как попугай, это может быть как возрастной нормой, так и сигналом проблем в будущем. Повторение слов или фраз – эхолалия – до трех лет часто возникает, когда ребенок учится говорить и имитирует чужую речь. В более взрослом возрасте этот симптом требует обращения к специалисту.

ОСВОЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ РЕБЕНКОМ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ С ОСТАНОВКАМИ. НО ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЕРЕСТАЕТ ГОВОРИТЬ СЛОВА, КОТОРЫЕ УЖЕ ЗНАЕТ, ОБРАТИТЕСЬ К ПЕДИАТРУ.

УТВЕРЖДЕНИЕ №7: ЗАИКАНИЕ – ЭТО ПРОСТО ПОВТОРЕНИЕ ЗВУКОВ («ПИ-ПИ-ПИРОГ»).

Неверно! При заикании происходит непроизвольное сокращение речевых мышц, при котором речь блокируется. У ребенка возникает физическое напряжение, появляются гримасы или тик, прерывается дыхание. Этого не происходит при простом повторении первых звуков слова.

При заикании в органах артикуляционного аппарата возникают судороги, которые приводят к нарушению плавности речи. Иногда это происходит из-за недостаточной подготовленности речевых органов (гортани, ых связок, нижнего нёба, языка) к речи.

Сильные психоэмоциональные потрясения становятся причиной заикания приблизительно в 15% случаев. Заикание создает трудности при общении, но в отличие от дислексии не вызывает проблем в обучении, не ведет к трудностям в освоении письма и чтения. Многие заикающиеся дети прекрасно учатся в школе.

При лечении заикания ребенок учится говорить на выдохе, медленно и спокойно. Родителям необходимо также перейти на медленный темп речи при разговоре с ребенком, не торопить, не заканчивать за него фразы, учиться понимать его.

Для этого нужно выделять для занятий и общения достаточно времени, осваивать дыхательные упражнения, учиться держать себя в руках. При этом необходим постоянный контроль логопеда.

УТВЕРЖДЕНИЕ №8: ПЕТЬ ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ И ПОВТОРЯТЬ СЧИТАЛОЧКИ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РЕЧИ.

Верно! Это расширяет словарный запас, развивает память и воображение, побуждает ребенка к выражению своих мыслей и эмоций, учит творческому обращению со словом – рифмовать, составлять фразы, придумывать ассоциации. Для развития очень полезно многократное повторение примитивных действий: это и завораживающая игра, и тренировка.

Считалки, потешки, скороговорки незаменимы для развития памяти, внимания, воображения, совершенствования произношения (поэтому их так любят логопеды). Кроме того, любой стишок или песенка, который нравится малышу, помогает сделать изучение языка приятным и веселым занятием.

А считалка к тому же уникальный жанр: это одновременно короткая смешная история, игра, загадка и просто приятное сочетание звуков, которое хочется повторять еще и еще. Малышей вообще завораживают рифма и ритм, а в распевании считалки есть еще и удовольствие от предвосхищения эффектной концовки.

Если же вы хотите разнообразить репертуар вашего малыша – попробуйте игру в рифмы: он, скорее всего, будет в восторге.

УТВЕРЖДЕНИЕ №9: ДИСЛЕКСИЯ – ЭТО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Неверно! Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения. Как правило, нарушение связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения.

Дети читают медленно, по буквам или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами.

Дислексия может быть выявлена до школы, когда ребенок начинает учиться читать и писать и у него возникают специфические сложности: например, он не может запомнить, как правильно подписать свое имя под рисунком или повторяет одни и те же ошибки при чтении простого текста.

УТВЕРЖДЕНИЕ №10: У РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ ПЛОХО ГОВОРИТ, БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ОБЩЕНИЕМ.

Верно! Социализация без языка невозможна! Дети достаточно остро реагируют на несовершенство произношения сверстников, и это может стать причиной изоляции и даже травли ребенка уже в старшей группе детского сада.

Ребенок, оказавшийся в социальной или эмоциональной изоляции, замыкается в себе, это часто ведет к проблемам в поведении. Именно поэтому ранние консультации у логопеда позволяют избежать сложностей в общении со сверстниками в дальнейшем.

Чем раньше будут выявлены проблемы со слухом, тем меньше последствий для речевого развития они будут иметь.

Источник: https://vk.com/@mama.like-10-mifov-o-razvitii-rechi-malysha

Логопед: Мифы и реальность

10 мифов о развитии речи малыша

Каждый родитель помнит первые слова своего ребенка, ведь они становятся целым событием для всей семьи. Однако развитие речи может происходить не так быстро, как хотелось бы, и тут мамам и папам стоит быть особо внимательными.

Вполне возможно, что потребуется помощь врача-логопеда, работа которого зачастую не всеми рассматривается всерьез.

Разрушить некоторые самые распространенные мифы об исправлении дефектов речи нам помогла логопед Курортного отделения клиники «Скандинавия» Лебедева Евгения Вячеславовна.

Лебедева Евгения Вячеславовна

Миф № 1. Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит. К нему обратиться никогда не поздно

У каждого человека свои представления о речи, и если для одних скудная речь ребенка – это норма, то для других это может означать чуть ли не молчание.

По законам развития у малыша должна быть сформирована фразовая речь уже к двум годам, пусть даже для посторонних это будет казаться лепетом и бессмыслицей.

И в этом вопросе не всегда родители без помощи специалиста в состоянии оценить, отстает речь у ребенка или нет.

https://www.youtube.com/watch?v=Z1GLLoHcM-8

На речь могут повлиять проблемы со слухом, зрением, щитовидной железой и нервной системой – так что чем позже родители начинают заниматься этой проблемой, тем труднее с ней справиться. И если в 2,5 года ребенок не заговорил или в 3-4 года произносит звуки искаженно, то это показание для прохождения консультации у логопеда.

Миф № 2. Проблемы с произношением с возрастом уйдут сами

Это спорный момент, так как существуют возрастные или физиологические несовершенства произношения.

Из такого ряда выделяют замену сложных по артикуляции звуков на более простые или отсутствие этих звуков (самое распространенное – «Р» на «Л») – такие дефекты действительно постепенно могут изжить себя к 4-5 годам.

Если же проблема сама собой не исчезла – рассчитывать на чудеса не стоит. Логопеды предупреждают, что ребенок с сильной задержкой речевого развития вдруг не начнет догонять своих сверстников – здесь требуется специальная помощь.

Миф № 3. Ребенок наследует особенности речи родителей

Человек не рождается со способностью к речи, ею каждый ребенок овладевает в ходе индивидуального развития. И у каждого это свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения недостатков и нарушений речи, а у ребенка могут быть совсем другие. Часть особенностей может и перейти к ребенку, но это совсем не обязательно.

Миф № 4. Если речи нет, то и логопеду делать нечего

Если речь отсутствует вообще, то логопед должен заняться ее постановкой в широком смысле слова. Это работа на всех уровнях языковой системы, а не просто постановка отдельных звуков. Такое кропотливое лечение проводится комплексно логопедом и другими докторами – невропатологом, остеопатом, физиотерапевтом, ЛФК-специалистом, массажистом, психологом при активном взаимодействии с родителями.

В «Скандинавии» такая методика эффективно и в короткие сроки помогает развитию речи малышей даже в тяжелых случаях.

Миф № 5. Можно справиться самостоятельно, без помощи логопеда

В моей практике не раз был случай, когда в семьях заучивают скороговорки и в результате учат малышей произносить звуки неправильно. Самодеятельное выравнивание несовершенств речи – совсем не лучший вариант.

Родители-неспециалисты не всегда знают, что их собственное звукопроизношение, фонематический слух не совсем правильны. И с «почти правильного» звука, который поставили родители, на окончательно правильный перейти будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий.

Специалист покажет родителям нужный звук и объяснит, как его произносить, порекомендует специальные упражнения.

Миф № 6. Чтобы получить результат, достаточно и нескольких занятий с логопедом

Коррекционный процесс исправления дефектов речи определяется индивидуально, учитывая речевые нарушения, возраст и потребности ребенка. От этих же критериев зависит и форма терапии – могут быть групповые или индивидуальные занятия.

Если нужен хороший результат, заниматься с логопедом рекомендуется 2-3 раза в неделю. В остальные дни можно самостоятельно повторять упражнения дома.

В среднем необходимо от 3 до 12 месяцев, чтобы исправить дефекты звукопроизношения, но при почти полном отсутствии речи может потребоваться и несколько лет.

Конечно, обратиться к логопеду можно и в более взрослом возрасте, но лучше до школы все же пройти обследование у специалиста. Чем раньше будет выявлена какая-либо патология, тем меньше риск возникновения серьезных логопедических проблем, на исправление которых понадобится значительно больше времени и усилий в будущем.

Записаться на прием к врачу-логопеду можно по телефону (812) 600-77-77 или заполнив форму на сайте

Источник: https://www.avaclinic.ru/blog/logoped-mify-i-realnost/

Логопедические мифы

10 мифов о развитии речи малыша
 

«Оптимизм – это недостаток информации”Ф.А. Раневская 

     «Оптимизм – это недостаток информации» – заметила Раневская, с присущим ей чувством юмора.

Наверно, поэтому среди молодых мамочек больше пессимисток, чем оптимисток, ведь источников информации великое множество: Интернет, бабушки, соседки по площадке, СМИ и т.д. Такая информированность часто приводит к росту тревожности мамы, формированию страхов.

Так и получается, что обилие информации нуждается в систематизации – отделению мифов от правды.

Попробуем стать оптимистами и разобраться, какие сведения о развитии речи малышей нам напрасно пытаются преподнести, как истину в последней инстанции, а какие сведения полезны и правдивы.

      Как правило, все мифы о развитии, воспитании и обучении деток можно с легкостью перечислить и систематизировать, поскольку передаются из уст в уста не одно десятилетие. Просто удивительно, до чего живучи заблуждения!

  • В каждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов.

      Ребенок не робот, поэтому не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку.

Ребенок – прежде всего индивидуальность, и не уважать особенности развития конкретного малыша мы не можем.

В логопедии существует лишь приблизительное количество слов, тот минимум, на который мама может ориентироваться.

      Так, первые осознанные, узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1,3- 1,4 – достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенные планки по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению.

Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, «мычанием», вокализациями.

Оценивать речь ребенка только по количеству слов, которые он произносит, нельзя.

  • Один мальчик (девочка, племянница, внучка) молчал до 3 лет, а потом сам заговорил целыми фразами.

      Кто и когда первый это придумал – теперь неизвестно, но вред от этого заблуждения огромный. Многие мамы, замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалистов год за годом, нанося развитию малыша непоправимы ущерб.

Существуют определенные законы развития, в том числе и речевого, которые гласят, что к 2 годам у малыша должна быть сформирована фразовая речь (то есть предложения из 2-х слов, пусть даже лепетных). Если этого не произошло и к 2,6 годам – время бить тревогу и идти на прием к логопеду.

Не бывает так, чтобы ребенок с сильной задержкой речевого (а, следовательно, и умственного) развития вдруг, неожиданно начал догонять своих сверстников без специальной помощи. Для этого у малыша просто нет ресурсов, плюс «стаж» задержки речи уже большой.

      Не верьте, когда Вам говорят, что ребенок молчал, молчал, а потом – раз и начал говорить, такого не бывает.

У каждого человека свои представления о речи, и если одним скудная, но все же речь – это ребенок говорит, а для других тоже самое – это молчит.

И зачастую у наших бабушек размываются временные понятия, и они не помнят, что говорил ребенок в 2 года (правильно, это ведь лепет – речь двухлетнего ребенка), зато хорошо запоминаются фразы, которые, естественно, появились после 3 лет.

  • Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит.

      Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок: «Мальчишки вообще позже начинают говорить», «Зато всё понимает, взгляд какой смышлёный» и пр. А потом пяти, а то и шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время упущено.

Ведь на развитие речи могут повлиять и проблемы со слухом, зрением, щитовидной железной и даже нервной системой, а также многие психические заболевания.

Чем раньше выявится патология, тем меньше риск возникновения серьёзных логопедических проблем, поскольку сенситивный (чувствительный) период для развития речи – возраст именно до 5 лет.

  • Детский садик стимулирует развитие речи.

      Часто родители плохо говорящего 2-3-хлетки решают отдать его в садик, чтобы «разговорился». Детский коллектив малышу необходим, это бесспорно. Есть мнение о полезности детского садика для социализации крохи, для общего развития.

Но сам по себе детский коллектив далеко не всегда положительно влияет на активизацию речи ребенка. По статистике далеко не все ребята начинают лучше говорить, посещая сад. Во-первых, неизбежные простудные заболевания, особенно с высокой температурой, отбрасывают развитие малыша назад.

Во-вторых, для многих и многих деток садик – это стресс, так откуда же взяться раскованности и непринужденному говорению? В-третьих, многие детки с нарушенным речевым развитием чувствуют себя неуютно рядом со сверстниками – «болтунами», они испытывают неуверенность, тревогу, часто замыкаются или проявляют агрессию. Нередки случаи появления запинок в речи, логофобии (страха говорения).

      Так или иначе, если малыш плохо говорит для своего возраста, ему необходима помощь для стимуляции речи.

До 4-х лет это могут быть логопедические занятия в развивающем центре или группе кратковременного пребывания. А после 4-х – логогруппа при садике.

Там малышу будет комфортно, занятия помогут лучше говорить, и развитие речи нормализуется. Отдавать кроху в садик по причине задержки речи неразумно.

  • Другие уже вовсю болтают, а мой – все никак.

      Сравнивать своего малыша с другими – дело абсолютно бессмысленное. Детки развиваются не только по общим, единым для всех законам развития, но и с учетом ндивидуальных особенностей. К таким особенностям относятся состояние здоровья крохи, темпы созревания центральной нервной системы, темперамент.

Какой смысл сравнивать два разных темперамента? И тот, и другой имеют плюсы и минусы, но по-разному влияют на темпы и качество развития речи малыша. Поэтому, если уж сравнивать, то только достижения самого ребенка за какой-либо промежуток времени.

Например, еще месяц назад двухлетний карапуз говорил вместо «лошадка» – «иго-го» а сегодня уже –«лясядка», а еще через месяц – «ляшадка». Такой подход дает полное и объективное представление о том, как развивается речь крохи, а дополнить эти сведения поможет логопед.

Кроме тревоги и неудовольствия сравнение с другими детьми имеет и массу других негативных последствий. Потому что всегда найдется ребенок способнее, умнее, успешнее, чем наш собственный.

И где та грань, после которой сравнение с чужими успехами превращается в критику и осуждения своего малыша? Сегодня он хуже говорит, а в 4 года он «еще не читает, как…», а в 7 лет «пишет, как курица лапой, в отличие от…». Чтобы малыш рос уверенным в своих силах и в любви мамы и папы,
нельзя позволять себе сравнивать его со сверстниками.

  • У ребенка особенный путь развития, он настолько гениален, что придумал свой язык, и разговаривает только на нем.

     Оставим в стороне вопрос об «особых» способностях детей. Родителю в любом случае нужно уметь включать логику: если ребёнок необычен, тогда тем более нужно помочь ему научится говорить правильно.

Иначе как он покажет миру свою уникальность? От того, что ребёнку поставят «р» или научат контролировать дыхание, а то и вовсе научат говорить, его неповторимая личность нисколько не пострадает, волшебство не развеется — наоборот, получит новое наполнение и размах.

Научившись правильно разговаривать, ребёнок получит больше инструментов для самовыражения.

  • Телевизор и развивающие компьютерные программы полезны для развития речи.

     Несколько раз встречалась с тем, что мамы стимулируют и поощряют просмотр неговорящими детьми телевизора, «чтобы скорее заговорил». Ребёнок скорее заговорит, если общаться с ним, рассматривать вместе игрушки и рассказывать про всё, что он видит.

      Но дело в том, что весёлая картинка, которая двигается, издаёт звуки и говорит, не мотивтрует ребёнка озвучивать эту картинку.

Когда малыш рассматривает карточки и рисунки в книге или держит в руках резинового зайчика и машинку, то ему приходится «заставлять» этих персонажей звучать — вслух или мысленно.

Сначала ребёнок издаёт простые звуки — «мяу-мяу», «би-би-би»; попозже — когда появляются в речи глаголы — сюжеты и «речь» игрушек и картинок усложняется.

      А с телевизором никаких усилий не нужно: киси, зайчики, паровозики и прочие обитатели детского мира прекрасно общаются, рассказывают чудесные истории и двигаются. Малышу остаётся только наблюдать. Он и наблюдает пассивно. И развивается — тоже пассивно.

  • Подрезание уздечки решает речевые проблем «Может подрезать чего?…»

      …Нервно вздрагивая, бедный логопед отгоняет картину, чего там можно подрезать, чтобы ребёнок «с» произнёс правильно. Родители уточняют, а то вдруг логопед не в курсе последних научных достижений: «Ну, уздечку такую… может, её подрезать надо?»

      Иногда бывает, что рекомендуешь ребёнку логопедический детский сад для детей с заиканием, а родителям не хочется переводить туда ребёнка — и они тоже с надеждой спрашивают про подрезание этой самой уздечки.

Это уже вообще попахивает средневековьем: в те времена логопедов не было, поэтому, чтобы немые заговорили, заики перестали заикаться, а шепелявые перестали шепелявить, им просто-напросто делали надрезы под языком.

Не подъязычную связку надсекали, а от души так вырезали в языке кусочек кожи и мышечной ткани. Кто выживал, даже иногда начинал говорить. По моему мнению — от страха.

      Подъязычную связку, так называемую уздечку, действительно иногда надо подсечь, если у ребёнка слабо выражен кончик языка, если язык не дотягивается до верхнего нёба и иногда — если нарушено формирование прикуса. В большинстве случаях уздечку возможно растянуть при помощи специальных логопедических упражнений и массажа.

  • Сейчас много хорошей методической литературы, все логопедические проблемы можно решить самостоятельно.

      И не только логопедические. Ещё, говорят, зубы можно самим удалять, коли приноровиться … А если серьёзно, то самодеятельность здесь – не лучший вариант.

Родители – неспециалисты не могут быть твёрдо уверены, что их собственное звукопроизношение, их фонематический слух идеальны, что тот или иной звук должен произноситься именно так.

Ребёнок будет усердно долбить языком находя то положение языка, при котором звук «похож» на правильный.

Родители рады – сами справились! Не рад лишь один логопед: он знает, что с этого «почти правильного» звука на окончательно правильный перейти будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий. Необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы он показал родителям нужный звук и объяснил, как его произносить. А уж повторять пройденное можно и самостоятельно – с книжками.

  • Чтобы получить хороший результат, нужны ежедневные занятия с логопедом.

      Если таким считать перегрузку и детскую ненависть к противной тёте с её картинками – да. Если нужен иной результат, заниматься стоит не больше 2-3 раз в неделю.

В остальные дни можно самостоятельно повторять упражнения минут по 10-15, не больше. Существуют логопедические санатории, где с детьми занимаются ежедневно. Но там занятия групповые, потому и нагрузка меньше.

На индивидуальных занятиях с логопедом ребёнку приходится работать гораздо больше, и потому их нельзя проводить ежедневно.

  • Параллельные занятия с логопедом и репетиром по иностранным языкам ускоряют процесс развития речи.

      Драмкружок, фотокружок… И за кружок по рисованию тоже все али. Зачастую родители (разумеется, из лучших побуждений) хотят научить ребёнка всему и как можно раньше.

Но перед тем как вести чадо в очередной развивающий центр, задайте себе вопрос: с какой целью? Если хотите, чтобы ребёнок серьёзно изучал язык, ему нужны индивидуальные занятия с педагогом. Но в таком случае необходимо проконсультироваться с логопедом.

Если ещё не все «наши» звуки поставлены, а параллельно начинается изучение «же не манж па сис жур», ребёнок может просто запутаться в звукопроизношении. Ведь один и тот звук в русском, английском или французском может иметь разную артикуляцию.

      В двуязычных семьях ребёнок поймёт, как правильно, – для него это будет органично, при изучении языка с педагогом – не всегда. «Облегчённое» обучение иностранному языку в группе со стишками-песенками на произношение вряд ли повлияет, но и практической пользы тоже не принесёт. С таких занятий дети обычно выносят пару фраз, десяток слов, не более.

  • Длительное (больше 1 года) грудное вскармливание может помешать развитию речи.

      Мышцы лица привыкают к однообразным движениям, и потом ребенку будет тяжело выговаривать звуки.(???)

       Длительное грудное вскармливание (1-3 года) – здоровое, физиологичное явление. Более того, когда ребенок сосет грудь, у него задействованы все мышцы артикуляционного аппарата, и у таких детей проблем со звукопроизношением намного меньше.

      Но если вдруг ребенок сосавший грудь до 3 лет имеет проблемы с речью, то естественное вскармливание тут совсем не причем, надо искать другие причины.

     Логопед нужен для того, чтобы исправлять речь. А если речи нет, то и логопеду делать нечего. Если речь отсутствует (как правило, отсутствует активная речь, отсутствие пассивного понимания бытовой речи в условиях погружения в языковую среду маловероятно), то логопед должен заняться ее постановкой в широком смысле слова, на всех уровнях языковой системы, а не только отдельными звуками.

Источник: http://logoped.gmn25.edusite.ru/p13aa1.html

5 любопытных фактов о развитии речи младенца

10 мифов о развитии речи малыша

Екатерина Ушахина

Профессор Дана Саскинд в своей книге «Тридцать миллионов слов»рассказывает о самой важной — и очень простой вещи — которую вы можете сделать для будущего вашего ребенка: говорить с ним. И приводит научные доказательства этой простой истины.

Разговаривайте с малышом

Научно доказано: чем больше родители разговаривают с детьми, тем быстрее растет их словарный запас и тем выше показатель умственного развития и будущей успеваемости в школе.

Чем беднее словарный запас, тем менее значительны достижения ребенка в трехлетнем возрасте.

Влияние также оказывают разговорные привычки семьи. Ученые обнаружили, что у родителей, которые меньше общаются, дети также меньше говорят.

Малыши по мере взросления начинают говорить и вести себя как члены их семей. Даже «после того, как юные члены семьи научатся говорить и приобретут все навыки, необходимые для более интенсивного словесного общения, чем принято дома, они не говорят больше; объем их речи идентичен тому, что они слышат дома».

Источник

Императивы и запреты

При всей важности численности слов, которые слышит ребенок, способность усваивать язык подавляют императивы и запреты.

Мы отмечали мощное угнетающее воздействие на развитие, когда взаимодействие ребенка с родителем начиналось с исходящих от родителей указаний: «не надо», «прекрати», «перестань».

Ценность болтовни

Помимо количества слов важны и их функции, которые делятся на «обращение по делу» и «лишние разговоры». Обращение по делу обеспечивает «выполнение жизненных задач» и помогает продвигаться вперед, а к категории лишних разговоров отнесена спонтанная болтовня, так называемая «глазурь на торте».

Обращение по делу:

Сядь

Обуйся

Ешь

Лишние разговоры:

Какое высокое дерево!

Вкусное мороженое!

А кто у мамы хороший мальчик?

Почему мать лепечет двухлетнему малышу «хрум-хрум», когда тот кушает сочное красное яблоко, или фальшиво напевает при смене пеленки: «А кто у мамы сладкая вонючка?»

Именно здесь ученые обнаружили значительную разницу в ранней языковой среде. Все дети, из семей любого социально-экономического уровня, должны были выполнять жизненные задачи, то есть слышали «сядь», «ложись спать», «ешь». Но не всем доставалась спонтанная болтовня, шуточки, которые, как выяснилось, оказывают чрезвычайно сильный эффект на развитие ребенка.

Языковая среда

Самым важным компонентом в развитии мозга оказывается связь между ребенком и тем, кто рядом, включая общую языковую среду.

Кто бы мог подумать, насколько важно воркование «папочка любит своего зайчика» для младенца, который только пробует фокусировать взгляд? Но на самом деле это очень-очень важно.

Все эти вроде незначительные реплики: «У-у-у», «А-а-а», «Мамочка тебя любит» и «Какая сладкая булочка» — служат катализаторами, гармонично стимулирующими соединения миллиардов нейронов мозга в сложную схему, апогеем развития которой будет реализация интеллектуального потенциала ребенка.

При оптимальном сценарии агуканья, улыбок и доброжелательности мозг развивается превосходно.

Когда же правильных условий нет или, еще хуже, когда окружающая среда грубая и разобщающая, это серьезно и пагубно сказывается на развитии мозга.

Таким образом, словарный запас имеет значение, но только как дополнение к любви и заботе, исходящих от воспитателей малыша. Слов может быть много, но их польза для мозга зависит от окружающей отзывчивости и теплоты.

Источник

Сюсюкание

«Я никогда не сюсюкаю со своим ребенком», — хвастается мамочка. Подобное заявление, кажется, сродни универсальному знаку почета в новой системе воспитания, как будто детский лепет действительно что-то плохое. Однако — вот неожиданность! — детский лепет — это благо.

Как научно доказано, инстинктивное растягивание звуков «Ма-амочка лю-у-бит свою-у-у кро-ошку» в сочетании с повышенным тембром голоса и слегка измененными словами, которые произносятся нараспев, помогает мозгу младенцев различать звуки и привязываться к языку, которым они будут пользоваться.

Хотя сюсюканье может быть просто выражением материнской любви, оно на самом деле помогает статистическим вычислениям младенческого мозга, с легкостью схватывающего звуки, которые явно выделяются при акустическом «преувеличении», не в пример беглой речи взрослых, и которые легче воспринимаются и запоминаются.

Речь родителей — невероятная сила, помогающая мозгу гармонично развивать интеллект до оптимального уровня. Хотя самые глубокие тайны мозга еще предстоит открыть, эта истина нам уже известна и только подтверждает, насколько умен мозг на самом деле.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов».

Обложка поста отсюда.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2016/10/06/5-lyubopytnyx-faktov-o-razvitii-rechi-mladenca/

Для родителей
Добавить комментарий