10 советов, как приучить малыша к дисциплине

7 советов для идеальной дисциплины вашего ребенка

10 советов, как приучить малыша к дисциплине

Эта тема волнует каждую маму, у которой есть ребенок возраста до трех лет. Речь пойдет о дисциплине. Как приучить малыша быть дисциплинированным читайте в  статье (перевод с parents.com)

Для многих мам вопрос организации дисциплины ребенка становится наиболее острым в процессе воспитания. Ведь очень часто случаются ситуации, когда вроде изо всех сил стараешься объяснить своему 2-летнему малышу, что то и то делать нельзя, однако уже через несколько минут он снова ведет себя так, словно маминых попыток в вопросах дисциплины и не было вовсе.

Что такое дисциплина для ребенка? Многие родители до сих пор ассоциируют это слово с наказанием, а иногда и применением физической силы.

На самом же деле, дисциплина — это установление правил в поведении ребенка таким образом, чтобы уберечь его от агрессии, неуместного поведения или чего-либо еще, что не принято в обществе.

Также дисциплина – это обучение ребенка тому, что за нарушение правил грядут определенные последствия.

Чтобы приучить ребенка к дисциплине и уберечь его от плохого поведения, следуйте 7-ми несложным правилам.

Определите приоритеты

Если ребенку постоянно говорить «нет», он запутается и не сможет увидеть реальные приоритеты в поведении. Это означает, что Вам нужно для себя определить, чего ребенку категорически нельзя допускать в поведении, а что – все-таки можно.

К первой категории определите какие-то стратегически важные аспекты поведения (драться, кричать на улице и так далее), ко второй – то, что он в любом случае перерастет (предпочитать одежду фиолетового цвета, не есть мясо и так далее).

Важно: старайтесь не говорить ребенку слово «нет». Стимулируйте его к действиям, а также хвалите за то, что он сделал. Например, не стоит рассказывать, что нельзя не делиться игрушками. Нужно попросить поделиться, а затем похвалить малыша.

Узнавайте причины, из-за которых возникает модель негативного поведения

Некоторые проявления плохого поведения можно предотвратить заранее, если понимать, почему они возникают.

Так, после возникновения причины, можно все перевести в игру, тем самым остудив пыл малыша и не дав модели плохого поведения реализоваться. Либо же можно устранить саму причину.

Например, если вы знаете, что Ваш малыш любит раскручивать рулоны с туалетной бумагой, проще поставить ее в недоступное место, чем пытаться отговорить малыша от забавы.

Будьте последовательны

В возрасте от 2 до 3 лет дети всеми силами пытаются определить, как окружающие реагируют на их действия. Очень важно в этот период оставаться последовательным.

То есть, если для Вас – неприемлемо разбрасывать игрушки по детской, то всегда акцентируйте на этом внимание.

Если же день Вы будете просить ребенка убрать, а день – проигнорируете проблему, ребенок решит, что убирать игрушки – не самая важная задача.

Важно: после двух лет многие дети учатся быть нежными и милыми, чем пытаются избежать последствий за проступки: кто-то обнимается, кто-то целуется, кто-то делает очень милое выражение лица. Главное, быть стойким и дать понять малышу, что за теми или иными действиями, в любом случае будут определенные последствия.

Не поддавайтесь эмоциям

Спокойствие – лучший друг дисциплины. Конечно, оставаться спокойным, когда твой ребенок 10-й вечер подряд отказывается чистить зубы или кушать ужин – задача сложная, но нужно постараться.

Все дело в том, что, когда у взрослого человека «включаются» эмоции, ребенок не в состоянии слышать, что ему говорят. Он видит только эмоциональную составляющую.

Более того, гневная реакция может только подзадорить малыша, потому что он видит, что его действия работают.

Когда Вам хочется разозлиться, сделайте глубокий вдох, посчитайте до трех, и опуститесь на уровень глаз ребенка. Помните, когда Вы ругаете малыша, важно быть серьезным, твердым и суровым, но без агрессии или гнева.

Стройте короткие и простые фразы

Многие родители во время воспитательного процесса, начинают долго рассказывать малышу, почему это делать нельзя, а также рисовать во всех красках возможные последствия за непослушание. Это – неэффективный подход.

Все дело в том, что дети до трех лет попросту не могут удержать концентрацию в течение длительного времени. Поэтому строить фразы нужно коротко, повторять их можно несколько раз, добавляя эмоциональный окрас при помощи мимики.

Например, если 18-месячный малыш машет руками и хочет Вас ударить, постройте фразу так: «Нет, Дима. Не бей маму. Это больно», повторив ее несколько раз. После двух лет дети понимают уже больше, и в ситуации, если малыш прыгает на диване, можно сказать: « Не прыгай.

Прыгать на кровати – опасно, ты можешь упасть. Не прыгай». В три года дети уже понимают причинно-следственную связь, поэтому в ситуации, когда ребенок не хочет чистить зубы будет уместным сказать: «Аня, ты должна почистить зубы. Ты можешь сделать это сама, или это могу сделать я. Решай сама.

Помни, чем дольше ты решаешь, тем меньше времени у тебя остается на просмотр мультиков».

Не забывайте о тайм-аутах

Система тайм-аутов – отличный выбор для малышей, которым не помогли объяснения и последствия за плохое поведение. Сама система проста: если ребенок провинился, его отправляют в безопасное место, где нет игрушек и родителей. Например, для годовалого ребенка – достаточно одной минуты пребывания в зоне тайм-аута.

Перед тем, как применять эту систему, необходимо предупредить ребенка, что Вы считаете до трех, и только потом будете нести его в зону тайм-аута. Так, у него должен быть шанс исправиться и изменить модель поведения.

Если шанс упущен, и ребенок таки попал в тайм-аут, обязательно обнимите его и дайте понять, что не сердитесь – просто у всего есть свои последствия. Также не забудьте поставить таймер, который будет отмерять время «дисквалификации».

Будьте позитивны

Ребенок никогда не должен слышать, что Вы разочарованы в нем. Даже, если он совершил самый ужасный поступок. Все дело в том, что созерцание отрицательных нот или разочарования приведет к тому, что ребенок не будет Вас уважать, и обязательно повторит плохой поступок.

Конечно, все мы люди и раздражение – одна их частых эмоций, которую мы чувствуем. Однако в случае с детьми, когда Вы ощущаете раздражительность, нужно пойти погулять, побыть в одиночестве или позаниматься спортом, чтобы привести себя в порядок. И только потом разговаривать с малышом.

Возраст и этапы

Чтобы эффективно внедрить систему дисциплины в Вашу жизнь, необходимо понимать этапы развития ребенка:

В 18 месяцев Ваш ребенок любопытен, импульсивен, ему не присуще чувство страха, он также не до конца понимает последствий того, что сделал. Да, малыш в этом возрасте начинает набирать первый словарный запас, он понимает короткие инструкции, но все еще не может выразить свои потребности, а также понять, когда его ругают, применяя большое количество фраз.

Именно в этом возрасте малыш может укусить или ущипнуть, когда он недоволен, а также сделать плохой поступок, чтобы обратить на себя внимание. В этом возрасте нужно очень быстро и коротко обращать внимание малыша на неправильное поведение, поскольку уже спустя 10 минут, он не сможет связать причину и следствие.

В 2 года ребенок активно использует навыки моторики, чтобы понять свой предел в беге, прыжках, игре с мячом или преодолении препятствий на площадке. Он уже умеет немного говорить, но еще не может высказать свое мнение. Поэтому, когда малыша не понимают, он впадает в истерики. Кроме того, дети в этом возрасте – эгоцентричны и не любят делиться.

На неправильное поведение необходимо реагировать мгновенно, так как у ребенка еще нет чувства времени. К слову, 2-х летнему ребенку всегда нужно давать второй шанс в скором времени после случившейся неприятности, так как он еще не может справиться со своей импульсивностью.

Как правило, к трем годам ребенок начинает разговаривать, активно отстаивая свою точку зрения. Кроме того, в этом возрасте появляется потребность в общении с другими детьми. 3-летки всегда подвижны. Вообще, активность и движение нужны трехлетнему ребенку также, как и еда, сон и любовь.

Отметим, в три года ребенок уже четко понимает, что можно делать, а что нет, а также сохраняет причинно-следственную связь в течение нескольких часов.

Источник: https://promum.com.ua/vospitanie/7-sovetov-dlya-idealnoy-distsiplinyi-vashego-rebenka/

Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя

10 советов, как приучить малыша к дисциплине

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи  будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или о наказании за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, когда надо начинать воспитывать двухлетнего ребенка, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей против пеленания порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. режим — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Советы

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть церковная дисциплина) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Источник: https://azbyka.ru/deti/distsiplina-kak-vospitat-ee-v-rebenke-nachnem-s-sebya

Как приучить ребенка к порядку и дисциплине (Добсон) – Психологос

10 советов, как приучить малыша к дисциплине

Позвольте обозначить шесть основополагающих положений, которыми, думаю, вы сможете воспользоваться. В предлагаемых принципах выражена сущность моих взглядов (автор статьи Дж. Добсон) на порядок и дисциплину, а также на наказания за их нарушения.

Первый принцип

Определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений.

Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил.

Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Второй принцип

Когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить.

Большинство детей, как мы уже говорили, пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства предпочтет их не исполнять.

Как генерал перед битвой будет прикидывать опасность потенциального риска, мобилизует и расставит свои силы и после этого бросится в атаку на врага с оружием наперевес. Когда такие столкновения «нос к носу» случаются между представителями разных поколений, то для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно.

Ребенок ясно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений.

Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком.

Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности.

Третий принцип

Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия не являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда он забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит теннисную ракетку на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста.

Скорее всего, в таких ситуациях незрелый детский ум защищает себя от давления, оказываемого на него взрослыми, а также от их забот и беспокойства. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями.

Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать утрату вещи, которую он потерял или сломал, или запретить пользоваться вещами, которые он портит, и т.д.

Однако надо помнить, что детская безответственность – явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.

Четвертый принцип

Увещевание, утешение и наставление ребенка должны происходить после того, как столкновение закончилось.

Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а возможно, и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.

В семьях, исповедующих христианство, очень важно помолиться в такие моменты вместе с ребенком, признаваясь перед Богом, что все мы грешны и нет среди нас совершенства. Возможность почувствовать способность Бога прощать приносит чудесные плоды в воспитании даже совсем маленького ребенка.

Пятый принцип

Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют.

Никогда не наказывайте его за то, что, например, ночью у него оказалась мокрой постель из-за недержания мочи, или он не смог научиться ходить на горшок к своей первой годовщине, или плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны.

Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого не видно выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.

Шестой принцип

Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.

Какова наиболее распространенная ошибка, которую совершают родители в процессе воспитания у детей послушания и дисциплины?

Считаю совершенно неприемлемым проявление вспышек гнева​ при попытке регулировать поведение ребенка. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение. Тем не менее взрослые полагаются в первую очередь на собственную эмоциональную реакцию, как на способ добиться послушания ребенка.

Один педагог, выступая по национальной программе телевидения, сказал: «Мне нравится быть профессиональным работником в сфере образования, но я терпеть не могу повседневную преподавательскую работу с ее обязанностями и задачами.

Дети, с которыми я занимаюсь, такие непослушные, что ради поддержания порядка в классе мне приходится быть грубым и рассерженным».

До какой глубины разочарования может дойти человек, заставляющий себя из года в год проявлять гнев и раздражение в качестве элементов повседневного долга учителя! А ведь многие педагоги и родители не признают других способов, чтобы заставить детей вести себя правильно. Поверьте мне, этот способ только опустошает вас самих и ничего не дает!

Посмотрите на популярную систему мотиваций. Предположим, человек едет на машине домой вечером после работы и превысил скорость. А на углу стоит одинокий полицейский, у которого нет возможности остановить эту машину. У него нет ни патрульного автомобиля, ни мотоцикла. У него нет пистолета, и он не может выписать квитанцию за получение штрафа.

Все, что он в состоянии сделать, это стоять на повороте и, когда нарушитель проносится мимо, выкрикнуть вслед ему оскорбительные слова. Наверное, тот не станет тормозить только потому, что полицейский размахивал кулаками в возмущении? А водитель может, проезжая мимо, с улыбкой помахать ему рукой.

Пользы от гнева полицейского никакой, а выглядит он нелепо и смешно.

Однако может быть другая ситуация, которая произведет на нарушителя более сильное впечатление, – это зрелище черно-белой полицейской машины в зеркале заднего вида, которая преследует его, мигая девятнадцатью красными огнями. Тогда он вынужден будет остановиться.

К окошку его автомобиля приблизится уверенный в себе, очень воспитанный патрульный. Он под два метра ростом, у него спокойный голос, а на бедре висит пистолет.

«Сэр, – скажет он твердо, но вежливо, – наша радарная установка зафиксировала, что вы едете со скоростью 65 миль в чае в зоне, где допускается скорость не более 25 миль. Не могу ли я взглянуть на ваши водительские права?» Он откроет свою кожаную книжку с правилами движения и протянет ее нарушителю.

Он не проявит никакой враждебности, не выскажет никаких критических замечаний, но водитель будет в полной растерянности и замешательстве шарить по карманам в поисках маленького документа, который должен быть в бумажнике.

Почему его руки стали влажными, а во рту сухо? Почему сердце пытается выскочить из груди? Потому что направление действий, которые собирается предпринять представитель закона, чрезвычайно неприятное. Его действия могут серьезно повлиять на привычки водителя в будущем.

Именно действие, связанное с наказанием, оказывает влияние на поведение. Но не гнев! Убежден, что гнев со стороны взрослых порождает в мыслях детей идею о возможности непослушания и неуважения. Дети чаще всего понимают, что раздражение родителей основано на неспособности контролировать ситуацию.

Мать и отец для них являются представителями правосудия – и вдруг они готовы разразиться слезами, размахивают руками, выкрикивают пустые угрозы и предостережения.

Позвольте вас спросить, будете ли вы уважать верховного судью, который ведет себя так же эмоционально при исполнении правосудия? Конечно нет! Именно потому над системой судопроизводства и установлен такой тщательный контроль, чтобы она всегда была объективной, рациональной, вызывающей уважение.

Я не собираюсь советовать родителям и учителям скрывать от детей свои эмоции. Я не предлагаю превращаться в холодных и ни на что не реагирующих роботов. Бывают ситуации, когда наши мальчики и девочки начинают вести себя настолько оскорбительно или непослушно, что наше раздражение вполне оправданно.

Действительно, возмущение даже порой следует проявить, иначе мы будем казаться бесчувственными и глухими. Однако смысл моего утверждения заключается в том, что гнев для многих родителей становится инструментом, который сознательно используется для влияния на поведение ребенка.

Этот инструмент весьма неэффективен, чаще всего он наносит большой вред отношениям между поколениями.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-i-discipline-dobson

Ребенок и дисциплина: как приучить

10 советов, как приучить малыша к дисциплине

Ребенок не хочет слушаться: рано или поздно эта проблема становится в полный рост перед любыми родителями, какими бы продвинутыми они ни были и какие бы принципы воспитания ни исповедовали. Что делать, чтобы неуправляемый ребенок не превратил вашу – и свою – жизнь в хаос – как приучить его к дисциплине? 

Ребенок должен знать, что ему можно делать, а что – нет, иначе путаницы и недоразумений не избежать. О том, какие именно поступки возбраняется делать вашему сыну или дочери, лучше договариваться “на берегу”, то есть, заранее.

Разумеется, никто не призывает вас составлять огромный список и предъявлять его ребенку – во-первых, велик риск что-то не учесть, во-вторых, он в силу возраста может позабыть о ваших требованиях.

Просто каждый раз, когда вы видите, что ребенок нарушает общепринятые нормы – например, хочет перебежать дорогу на красный свет – ему стоит напомнить о том, что так делать не следует – опасно. Дождавшись, когда он усвоит правило, можно будет требовать его выполнения. 

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе

Отличаем баловство от сознательного непослушания

Общаясь с детьми, важно помнить о том, что они, извините за банальность, не взрослые, и ведут себя соответствующим образом – например, они могут забыть о том, что так вести себя нельзя, или просто не обратить внимания на то, что нарушили какое-то правило.

Так, если ребенок забыл убрать посуду со стола, потому что торопился к началу любимого мультфильма по телевизору, вряд ли стоит строжайше с него взыскивать.

Вот если он сделал это сознательно, чтобы, как говорится, показать характер, или “отомстить” вам за то, что вы раньше положенного отправили его спать, речь идет о сознательном непослушании, которое требует вашей – родительской – реакции. 

Только разумные и выполнимые требования

Требование требованию – рознь, и, если оно заведомо невыполнимо, это негативно скажется как на дисциплине, к которой вы хотите приучить своего ребенка в частности, так и на ваших отношениях с ним вообще. Предъявление требований, которые ребенок выполнить не в состоянии, вызовет у него сомнение в их справедливости и, как следствие, нежелание их выполнять.

Побочным эффектом может стать уверенность, что вы к нему просто придираетесь, поэтому он поставит под сомнение любые исходящие от вас правила, в том числе и совершенно справедливые и обоснованные.

А это, в свою очередь, может привести к серьезным неприятностям: ребенок перестанет выполнять малозначительные, но и серьезные требования, включая те, что подвергнут опасности его здоровье и даже жизнь. 

Что делать, если подросток ворует деньги у родителей

Только без истерик!

Очень важный вопрос: как же, собственно, реагировать. Психологи советуют делать это твердо, но спокойно, самое недопустимое, что могут сделать родители в таком случае – это сорваться на крик и истерику.

Эмоциональная составляющая продемонстрирует вашу беспомощность и неспособность настоять на своем, в данном случае – на выполнении необходимых правил.

Подсознательно почувствовав слабость взрослого человека, ребенок – постепенно и поэтапно – начнет проверять, как далеко он может зайти на этом “празднике непослушания”, и не успокоится до тех пор, пока не сядет вам на голову.

Кстати, таким же образом действуют дети в школе, проверяя на “боеспособность” новых учителей – педагогический авторитет, а с ним и психологическое здоровье, способны сохранить только те, кому удается реагировать на происходящее спокойно и с чувством юмора. Два-три срыва с криком и истерикой сделают дальнейшую работу малоприятной и неэффективной. 

Твердость и последовательность

Как реагировать на непослушание – вольное или невольное, которое демонстрирует ребенок? Специалисты-психологи советуют придерживаться двух основополагающих принципов – твердости и последовательности.

На выполнении требований, будь то необходимость заправлять постель по утрам или обязательство приходить домой в строго определенное время, нужно настаивать постоянно, не делая исключений, и одинаково требовательно.

Если сегодня вы не хотели слушать никаких пояснений относительно того, почему ребенок не выполнил вашу просьбу, а завтра без уважительных причин делаете ему послабление, приготовьтесь к тому, что он решит: правила ему не писаны и ими можно манкировать. 

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Марину Елисееву

Александра Волошина

Стоп буллинг: как понять, что ребенка обижают в школе

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/rebenok-i-disciplina-kak-priuchit-1292901.html

Можно ли приучить ребёнка к порядку и дисциплине?

10 советов, как приучить малыша к дисциплине

Ой, как бы здесь пригодились хорошие советы тех родителей, кому удалось на практике пройти определённые шаги в воспитании и получить при этом положительный результат. Часто родители начинают сомневаться, а возможно ли вообще приучить ребёнка к порядку? Я, как отец троих замечательных детей, могу выделить шесть принципов-советов, применяя которые, удаётся достичь желаемого результата.

Первый принцип. Первое, что необходимо сделать родителям, желающим приучить своего ребёнка к порядку и дисциплине, это принять решение, что это они будут делать из любви не только и не столько к себе, сколько к своему ребёнку.

Дети очень остро чувствуют, чем руководствуются их родители в воспитательном процессе, поэтому принятие такого решения поможет родителям самим дисциплинировать себя, в первую очередь, в этом нелёгком деле.

Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.

Второй принцип. Следует избегать требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют.

Никогда не наказывайте его за то, что, например, ночью у него оказалась мокрой постель из-за недержания мочи, или он не смог научиться ходить на горшок к своей первой годовщине, или плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны.

Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта. Это очень ранит психику ребёнка и наносит ущерб его эмоциональной сфере.

Третий принцип. А для того, чтобы ребёнок понимал, что вы от него ждёте и требуете, определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка.

Важный и необходимый этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений.

Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил.

Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи, или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Четвёртый принцип. Очень важно для родителей научиться различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Следует помнить, что некоторые действия типичны для детского возраста.

Чаще всего то, что ваш ребёнок не вынес мусорное ведро или не покормил своевременно собаку по вашей просьбе, совсем не означает, что он противится вашему родительскому авторитету и делает это намеренно.

Это ничто иное, как детская безответственность — явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.

Пятый принцип. И наоборот, когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить. Но, поверьте, именно это самый важный и переломный момент в этом процессе.

Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Большинство детей пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя.

В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства, предпочтет их не исполнять. Когда такие столкновения случаются между представителями разных поколений, то для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно.

Ребенок явно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений.

Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком.

Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности. И одновременно с победой, которую ребёнок, якобы, одержал в этой борьбе, он разочаровывается. Разочаровывается в своих родителях, не способных быть твёрдыми и идти до конца в своих требованиях.

Шестой принцип. Когда вам удалось отстоять свой родительский авторитет в конфликтной ситуации, стоит вновь вернуться к первому принципу и вспомнить о любви, которой вы руководствуетесь в воспитательном процессе. Это, конечно, для тех, кто забыл об этом, увлёкшись самим процессом.

Но тем и другим стоит проявить любовь после того, как столкновение закончилось. Это должно выражаться в увещевании, утешении и наставлении ребенка.

Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей возникает потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение.

Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите, и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.

Я понимаю, что не все родители согласятся со мной и готовы будут пойти этим путём, и не стоит, наверное, всем действовать одинаково.

Но, поверьте мне, это работает и приносит положительный результат и, что самое важное, не портит взаимоотношения с нашими дорогими детками.

Желаю всем родителям и бабушкам-дедушкам, принимающим участие в воспитании детей, быть мужественными и успешными! дисциплина, порядок, воспитание, родители, дети, отношения

Источник: https://shkolazhizni.ru/family/articles/6224/

Для родителей
Добавить комментарий