15 фраз, чтобы успокоить тревожного малыша

Содержание
  1. Бей тревогу: откуда берутся монстры
  2. 15 фраз, чтобы успокоить тревожного малыша
  3. Тревоги и страхи беременных женщин. Как с ними справиться?
  4. 49 фраз, которые помогут успокоить тревогу у ребенка
  5. 1. “Ты можешь нарисовать его?”
  6. 2. “Я люблю тебя. Ты в безопасности”
  7. 3. “Давай притворимся, что мы взрываем гигантский воздушный шар. Мы сделаем глубокий вдох и взорвем его на счет “пять”
  8. 4. “Я скажу кое-что, и я хочу, чтобы ты сказал это точно так же, как я: “Я могу это сделать”
  9. 5. “Почему ты так думаешь?”
  10. 6.  “Что будет дальше?”
  11. 7. “Мы – непобедимая команда”
  12. 8. Используйте боевой клич: “Я воин!”; “Меня не остановить!”; или “Посмотри мир, я пришел!”
  13. 9. “Если бы твое чувство было монстром, как бы он выглядел?”
  14. 10. “Я не могу дождаться _____”
  15. 11. “Положим твое беспокойство на полку, пока мы _____ (слушаем любимую песню, бежим вокруг квартала, читаем эту историю). Потом мы подберем его снова”
  16. 12. “Это чувство пройдет. Давай пока устроимся покомфортнее”
  17. 13. “Давай узнаем побольше об этом”
  18. 14. “Давай посчитаем _____”
  19. 15. “Мне нужно, чтобы ты сказал мне, когда пройдут две минуты”
  20. 16. “Закрой свои глаза. Представь, что ты находишься…”
  21. 17. “Иногда я боюсь/нервничаю/тревожусь. Это не весело”
  22. 18. “Давай вытащим наш успокаивающий список”
  23. 19. “Ты не одинок в своих переживаниях”
  24. 20. “Скажи мне, что самое худшее может случиться”
  25. 21. “Беспокойство иногда полезно”
  26. 22. “Что говорит твой мысленный пузырь?”
  27. 23. “Давай найдем доказательства”
  28. 24. “Давай поспорим”
  29. 25. “О чем нам в первую очередь нужно беспокоиться?”
  30. 26. “Перечисли всех людей, которых ты любишь”
  31. 27. “Помнишь, когда…”
  32. 28. “Я горжусь тобой”
  33. 29. “Мы пойдем гулять”
  34. 30. “Давай посмотрим, как твоя мысль проходит”
  35. 31. “Я глубоко дышу”
  36. 32. “Как ты действуешь?”
  37. 33. “Это чувство пройдет”
  38. 34. “Давайте сожмем этот стресс-мяч вместе”
  39. 35. “Я вижу, что Виддл снова волнуется. Давай научим Виддла не волноваться”
  40. 36. “Я знаю, что это сложно”
  41. 37. “У меня здесь есть твой ароматный приятель”
  42. 38. “Расскажи мне об этом”
  43. 39. “Ты такой храбрый!”
  44. 40. “Какую успокаивающую стратегию ты хочешь использовать прямо сейчас?”
  45. 41. “Мы пройдем через это вместе”
  46. 42. “Что еще ты знаешь о таких ситуациях (пугающих ситуациях)?”
  47. 43. “Давай отправимся в твое счастливое место”
  48. 44. “Что тебе нужно от меня?”
  49. 45. “Если бы ты описал свое чувство с помощью цвета, что бы это было?”
  50. 46. ​​”Я хочу обнять тебя”
  51. 47. Помнишь, как ты сделал это в прошлый раз?”
  52. 48. “Помоги мне передвинуть эту стену”
  53. 49. “Давай напишем новую историю”
  54. Релевантные ссылки

Бей тревогу: откуда берутся монстры

15 фраз, чтобы успокоить тревожного малыша

Монстры были всегда. В детстве меня мучили всевозможные страхи: очень богатое воображение и повышенная тревожность открывали чудовищам двери в мою реальность. Ночные кошмары, сомнамбулизм и многое другое знакомы мне не по наслышке.

Родителям часто приходилось спать со мной, их пугали эти ежедневные вечерние «концерты по заявкам», и они испробовали все возможные методы, чтобы победить моих монстров. Действовать приходилось наугад, потому что взрослые немногим лучше детей представляют, что такое детские страхи и как с ними следует обращаться.

К счастью, теперь нам доступны ответы хотя бы на некоторые вопросы, связанные с этой темной стороной жизни каждого ребенка.

Что такое страх?

Очень распространенный, особенно у детей, эмоциональный отклик на любое незнакомое ощущение или необычную ситуацию. Это врожденный рефлекс, реакция нашего сознания, часть нашей эмоциональной ДНК. Любое живое существо, в том числе и человек, испытывает страх, если ощущает угрозу.

Психологи говорят, что испытывать страхи — нормально, гораздо более тревожный симптом — это как раз полное отсутствие страхов.Тем не менее страх, особенно сильный, может вызывать у ребенка разные виды расстройств:• эмоциональные — тревожность, подавленность, беспокойство, стресс, бессонница и др.;• поведенческие — вспышки гнева, плохие привычки, непослушание и др.

;• физиологические — тошнота, обмороки, боли в животе и др.

(Отрывок из книги «Монстры под кроватью»)

Страх осязаем, реален; более того, порой он затмевает всю остальную реальность. Когда ребёнок уже напуган и переживает это состояние, рациональные доводы не работают.

Монсе Доменек, автор книги «Моснтры под кроватью», считает — очень важно сначала успокоить ребёнка, дать ему понять, что теперь он в безопасности, например потому что родитель рядом с ним и физически его защищает.

Когда тревога позади необходимо выяснить причины и очень последовательно разобрать с ребёнком ситуацию — призвать на помощь здравый смысл.

Художник: Екатерина Жиркова

Почему дети боятся?

Дети отлично чувствуют и воспринимают мир, быстро схватывают информацию, но еще не в состоянии полноценно осознать те события и явления, с которыми пришлось столкнуться, а также не всегда могут правильно увязать друг с другом факты, которые довелось узнать.

Поэтому на передний план выходит воображение, и вот уже окружающее пространство заполняется чудовищами. Воображение норовит сыграть с ребенком самые злые шутки, потому что многие фантазии кажутся необычайно реальными.

(Отрывок из книги «Ребенок с характером»)

Необходимо учитывать, что детям крайне сложно отделить реальные события и воображаемые, для ребенка это практически одно и то же. Страх — подарок эволюции, поэтому многие страхи вписаны в код нашей программы, даже если мы не имели соответствующего опыта. Если человеку не рассказывать о существовании змей и о том, что они могут быть ядовитыми.

Такой человек все равно испугается змеи, если встретит.Как-то раз после похода в экзотариум я сидела с родителями за столом и один за одним увлеченно пережевывала соленые помидоры. Мама делилась с папой впечатлениями от нашей экскурсии: «Представляешь, из таких маленьких желтых штучек, появляются такие огромные опасные змеи».

Пару минут спустя меня с трудом пытались успокоить и привести в чувства. Слезы лились ручьем, а безысходность сковала мое маленькое тельце.

Что же произошло?А произошло то, что часто случается с детьми не имея достаточно данных для логической цепочки, мозг малыша (а порой и взрослого человека) додумывает недостающие детали, и обычно в самых мрачных красках, на всякий случай. Услышав только одну фразу из всего разговора, я решила.

что желтые змеи появляются из маленьких желтых косточек в помидоре, которых я съела уже пять штук. Хватило минуты, чтобы представить, как в моем животе вылупляются огромные ядовитые чудовища, которые меня пугают не то что у себя в животе, и за стеклом в экзотариуме.

Художник: Антон Микаскин

Что делать, если ваш ребенок боится непонятно чего?

Во-первых, разберитесь, в чем причина — она обязательно есть. Возможно, она покажется вам удивительной, как в случае со змеями и помидорами. Выяснив причину, отнеситесь к ней серьезно.

Если ребенка это пугает, значит это достойно вашего внимания и разговора; какой бы глупой ни была причина. Убедите малыша, что бояться — это нормально, и восстановите для него все утерянные детали случившегося.

Художник: Дарья Некрасова

Что делать, если ребенок боится спать один?

Чаще всего страх возникает ночью, но многие дети испытывают его и вечером. Такая же тенденция характерна и для взрослых страхов. Главным отличием тревожного расстройства от очень похожего на него депрессивного, является ухудшение состояния именно в вечернее время.

Ночные страхи мучают детей не очень долго, со временем они проявляются все реже, но полностью проходят только в подростковом периоде. Наиболее часто они возникают в возрасте с четырех до десяти лет. Приучать ребенка засыпать отдельно нужно очень аккуратно и последовательно, ни в коем случае не делать этого резко.

Ричард Фербер в своей книге «Сон ребёнка» описывает несколько методов, помогающих сделать это плавно и без ущерба для психики ребенка.

Что такое сомнамбулизм?

Сомнамбулизм — это автоматическое повторение во сне действий, выученных в период бодрствования. Во время эпизодов лунатизма ребенок очень глубоко спит.

Происходят они через три-четыре часа после засыпания или чуть раньше, чаще всего во время третьей или четвертой фазы сна. Сомнамбулизм — еще одно нарушение сна, которое выглядит страшнее, чем есть на самом деле. В этой ситуации ни в коем случае нельзя будить ребенка.

Надо просто быть рядом и следить, чтобы малыш не ударился или еще как-нибудь себе не навредил. Наблюдайте за тем, что он делает, и следите, чтобы в зоне его досягаемости не оказалось предметов или инструментов, которые могут оказаться опасными.

Будьте терпеливы — в конце концов, эпизоды сомнамбулизма довольно непродолжительны.

Почему боятся взрослые, или Что такое тревога

Если мы обратимся к путеводителю по психическим расстройствам, то найдем там следующее: «Страх, в отличие от тревоги, имеет определенный объект; этот объект можно встретить, проанализировать, побороть, вытерпеть, — писал философ-экзистенциалист Пауль Тиллих.

― Но с тревогой все обстоит иначе, так как у нее нет объекта. Именно поэтому соучастие, борьба и любовь по отношению к этому объекту невозможны. Человек, охваченный тревогой, до тех пор, пока это — чистая тревога, полностью ей предоставлен и лишен всякой опоры».

Скотт Стоссел в книге «Век тревожности» дает определения: «Тревога — это предчувствие будущего страдания» и «Тревога — это чувство, что какое-то дело осталось несделанным».

Тревога, как и страх — это нормально, но только в том случае, если для них есть причина. Волноваться и испытывать тревогу перед экзаменом совершенно естественно. Однако когда человек испытывает тревогу практически постоянно и беспричинно — это может быть свидетельством тревожного расстройства.

Наша психика устроена не так просто: если мы испытываем какие-то эмоции, не имея для этого подходящего повода, — это поломка организма, но чтобы компенсировать этот недостаток организм придумывает подходящие поводы, чтобы рационально обосновать свои страхи.

Поэтому часто люди, которым стоило бы обратиться за помощью, уверены в своей адекватности и винят в тревоге события реальной жизни. События сменяют друг друга, но вечный спутник тревожного человека так и остается с ним. То же самое может происходить и с ребенком.

Уровень тревожности во многом заложен генетически — обстоятельства могут только усилить предрасположенность. Многие думают, что невозможно не травмировать детей, — это неправда. Есть родители, у которых вырастают абсолютно спокойные дети. Есть даже некоторое количество людей, которые полностью устойчивы к посттравматическому и тревожному синдрому.

Родители свой уровень страхов и тревожностей передают детям генетически. Было даже исследование, когда от нервной обезьянки детей забирали к спокойной обезьянке — и они все равно оставались нервными.

Все мы боимся

В девять лет мы с подругой спасали школу от неведомого склизкого чудовища, что пряталось на чердаке. Мой знакомый носил на шее найденный им на заднем дворе ключ. «Этот ключ открывает чердак, но только в особенный день, когда силы зла особенно сильны, он защищает меня от злых духов » – услышала классная руководительница в ответ на вопрос, что это.

Сегодня мальчик с ключом на шее — вполне состоявшийся мужчина, адвокат, защищающий людей в суде. Относитесь серьезно к страхам своих детей, но не настолько серьезно, чтобы начать сомневаться в их будущем.Почему чердак? Да потому, что это было единственное место в школе, которое мы не обследовали.

Чем больше ребенку объяснять и показывать, тем реже это делает за родителей его воображение.Если вам кажется, что дерево не нашептывало вам тайные советы о спасении мира, а щупальце не загоняло вас по ночам в палатку — одеяло, то напрягите свою память, все мы были такими.Образы, которые рисует для нас психика, не менее реальны, чем текст, который вы читаете.

Поэтому в каком-то смысле мы действительно спасали школу от монстра, называемого Тревога. Я и сейчас частенько беру магическую книгу знаний (учебник по психологии) и меч силы (обычную скакалку) и сражаюсь с ним что есть сил.Дорогие мамы и папы, которые позабыли о своих детских страхах, и те бесстрашные, что никогда не знали их.

Откройте дверь, за которой кричит ваш недостаточно самостоятельный малыш, и дайте бой монстру, охраняющему врата сна, вместе с ним.

Книги на эту тему:

Источник: https://www.alpinabook.ru/blog/bey-trevogu-otkuda-berutsya-monstryi/

15 фраз, чтобы успокоить тревожного малыша

15 фраз, чтобы успокоить тревожного малыша

Тревожность – это устойчивое переживание, связанное с предчувствием опасности, эмоциональный дискомфорт. Ощущение тревоги может быть ситуативным, появившимся после каких-то определенных и неприятных событий (например, в результате неудачного посещения врача), а может являться личностной характеристикой.

«Тревожный» ребенок особенно чувствителен, глубоко переживает даже самые незначительные неприятности, бывает склонен к пессимизму.

В условиях современной жизни, диктующей постоянные волнения о будущем, многозадачность, переменчивость и высокие скорости принятия решений, тревожность становится «будничной» характеристикой даже для маленьких детей, которую они нередко получают в наследство от родителей.

Если ребенок испытывает тревогу, он может стать замкнутым, мрачным, чрезмерно застенчивым, безынициативным, плаксивым, а может проявлять беспокойство, повышенную активность, расторможенность.

Сильное и продолжительное переживание тревоги часто приводит к невротическим проявлениям (тики, заикания, энурез и т.д.), в борьбе с которыми потребуется помощь специалиста. Но родители могут помочь малышу научиться справляться со своими переживаниями. Какие фразы стоит запомнить родителям тревожного ребенка?

1. «Ты боишься, и это нормально».

Расскажите ребенку, что тревога – это не плохо, что она помогает вовремя среагировать и избежать опасности. Объясните, что все люди время от времени чего-то боятся, но тревога все равно проходит.

Это позволяет почувствовать себя таким же, как все, и не концентрироваться на своих переживаниях слишком сильно.

Делитесь своими жизненными историями: «Раньше я тоже боялась того-то, но потом…», «Иногда я очень волнуюсь, но делаю так-то и это чувство проходит».

2. «Давай поиграем в игру «Воздушный смайлик».

Дыхательные упражнения и упражнения для расслабления мышц лица могут быстро вывести из состояния тревоги, но, чтобы ребенок вас услышал и стал их выполнять, предложите ему выполнять их в виде игры.

Например, пусть он представит себя воздушным шариком с изображением смайлика, который сначала надувают (глубокий вдох и улыбка во все лицо), а потом выпускают воздух (длинный выдох, расслабление мышц), или шариком, который перевязали ниточкой (задержка дыхания).

Со временем для ребенка может стать успокоительной мантрой фраза «Улыбаемся и дышим».

3. «Давай посчитаем».

Этот прием переключит тревожного малыша на вполне определенное действие, требующее внимания и мышления, что отвлечет его от внутреннего беспокойства. Считайте все, что сможете найти в окружении (красные машины, людей в очках, березы, книги в зеленой обложке и т.д.).

4. «А можешь волноваться сильнее?»

Вместе с ребенком разыграйте страх, доведенный до абсурда, преувеличенное волнение. Перевод тревоги в шутку поможет снять напряжение.

5. «А помнишь как мы/ты…»

Приятное воспоминание о ситуации полного покоя, расслабления с максимальными подробностями и деталями поможет успокоиться. А напоминания об уже свершившихся «победах» ребенка придадут ему уверенности в себе.

6. «Каким супергероем ты хотел бы быть?»

Пусть малыш выберет себе образ для подражания (известного супергероя или выдумает его сам) и «примерит» на себя эту роль. Можно даже придумать соответствующий костюм, маску или любой атрибут. Действуя от имени такого персонажа, как бы играя роль, ребенку будет легче справиться с тревогой.

7. «Давай потренируемся».

Проигрывание в спокойной обстановке ситуаций, вызывающих тревогу у ребенка, дает ему возможность подготовиться, адаптироваться, попробовать разные модели поведения и выбрать для себя лучший. Имея в голове готовый сценарий возможных реакций в той или иной ситуации, ребенок будет спокойнее к ней относиться.

8. «Давай ты побоишься чуть позже, а сейчас представим…»

Тревога стремится полностью охватить сознание и разум, поэтому помогите ребенку понять, что он способен контролировать ее, отложить на время. Предложите ребенку помечтать о чем-то захватывающем и приятном, пока его мысли заняты – тревога подождет.

9. «Ты в безопасности. Этот талисман тебя защитит и принесет удачу».

Ощущение безопасности особенно необходимо тревожному ребенку, поэтому не уставайте повторять, что вы рядом, а ему ничего не угрожает. Когда же ребенок находится без вас, сохранить это чувство ему поможет выбранный талисман: мягкая игрушка, кулон, монетка…

10. «Нарисуй, что ты чувствуешь».

Рисование или просто каракули дают возможность ребенку выплеснуть чувства, когда он не может выразить свои переживания словами.

Даже простое чирканье по бумаге успокаивает, но ребенку постарше можно предложить описать свое чувство (его размер, форму, цвет…) и изобразить его в виде монстрика, придумав ему имя.

Напряжение снижается, когда есть возможность преобразить неопределенную тревогу во что-то конкретное.

11. «Нам нужно отправиться в самое безопасное место».

Визуализация – эффективный прием против тревоги. В спокойном состоянии создайте вместе с ребенком образ самого безопасного и счастливого места, где ему уютно и комфортно. Распишите его во всех деталях и подробностях (звуки, кто и что окружает и т.д.), тогда, испытывая тревогу, нужно будет лишь напомнить малышу о его мысленном «островке безопасности».

12. «Скажи мне, что самое страшное может случиться?»

Тревога часто неосознанна и лишь усиливается от неизвестности и неопределенности. Попросив ребенка подумать о будущем, вы помогаете ему осознать свой страх и его причины. Разберите вместе «страшные» последствия, покажите ребенку, что большинство из них вполне можно будет исправить. Старайтесь переключить ребенка с эмоций на рациональное мышление.

13. «Я люблю тебя всегда и горжусь в любом случае».

Уверенность малыша в том, что его любят вне зависимости от достижений или обстоятельств, создает чувство защищенности, опоры, а знание, что мама довольна его стараниями, устраняет сверхценность результата и снижает уровень стресса для ребенка.

14. «Повторяй за мной: «У меня все получится».

Аутотренинг и самовнушение – проверенные методы, используемые и спортсменами, и ораторами, но ребенку сложно поверить в силу слов. Зато он доверяет вам, поэтому повторяйте фразу «У меня получится» или «Я смогу» вместе не меньше 10 раз с разными интонациями и выражением. Это поможет преодолеть чувство бессилия.

15. «Кажется, Торик снова нервничает, давай поможем ему успокоиться».

Наделите игрушку или домашнего любимца беспокойством и тревогой и призовите ребенка ему помочь. Пусть он учит тревожную куклу сжимать подушку-антистресс, боксировать грушу или поведет беспокойную собачку на прогулку. Помогая другому, ребенок перестанет обращать внимание на свою тревогу.

Самое главное, что стоит помнить родителям чувствительных малышей – ребенок очень чутко воспринимает эмоциональное состояние близких взрослых.

Поэтому, если вы замечаете признаки тревоги у своего ребенка, прежде всего, не допустите, чтобы «вмешались» ваши переживания за здоровье, социализацию, развитие малыша и прочее.

А если у вас есть свои нерешенные проблемы, которые вас мучают, постарайтесь с ними разобраться. Иногда малыш четко «зеркалит» состояние мамы.

Источник: http://www.parents.ru/article/15-fraz-chtoby-uspokoit-trevozhnogo-malysha/

Тревоги и страхи беременных женщин. Как с ними справиться?

15 фраз, чтобы успокоить тревожного малыша

Период вынашивания ребенка занимает в жизни женщины особую роль. Это ни с чем не сравнимые чувства одновременной радости от осознания зародившейся жизни внутри и захватывающей дух волнительной тревоги и даже появления страхов, которые могут быть весьма разнообразны.

Генетической особенностью человека является забота о потомстве, как и у всех млекопитающих, с этой особенностью связан ряд страхов у беременной женщины:

  • за здоровье ребенка в утробе;
  • за ресурсы своего организма для реализации роли матери (возможность выносить и родить малыша);
  • за наследственность (генетические заболевания, предрасположенности);
  • за возможность семьи воспитать и обеспечить ребенка всем необходимым.

Эти страхи есть не что иное, как порождение подсознания, и в моменты психической нестабильности, которую вызывает гормональная перестройка в период беременности, они дают о себе знать самым непредсказуемым образом.

Так, повышается общий уровень тревожности беременной, могут быть нарушения сна, теряется аппетит вплоть до отказа от пищи. В данном случае понятие страха представляет собой совокупность неопределенных тревожных событий, которые окружают женщину, в том числе изменений в ней самой.

 
Надо понимать, что тревожность во время вынашивания ребенка — вполне обычное явление, но нужно вовремя заметить негативное влияние страхов на жизнь беременной.

Часто сверхтревожность выступает фактором повышенного артериального давления, неожиданных кровотечений и даже в самых тяжелых случаях причиной аборта или замершей беременности. 

Итак, чем же опасны страхи в беременность?    В первую очередь негативным эмоциональным фоном, который они создают.

Будущей маме на всем сроке вынашивания крохи необходимы, как никогда, спокойная и умиротворенная атмосфера, ощущение защищенности, уверенность в собственной безопасности и, конечно, позитивные эмоции.

Любые фобии на этом этапе способны перерасти в катастрофическую тревогу, панику, беспокойство, провоцируя нарушения сна у беременной женщины, депрессивные состояния, нервные расстройства, приступы истерики. Это станет существенной угрозой для развития и жизни ребенка.

Можно ли предупредить развитие страхов в беременность? Да, это возможно.

Ведь в формировании страха беременной женщины огромную роль играет ее субъективное восприятие и мыслительная переработка поступающей информации, которая сопровождается соответствующими эмоциями.

Разберем на примере возникновения страха потери беременности (невынашивания ребенка), где срабатывает следующий механизм:

1.При появлении непривычного и неизведанного ранее ощущения (например, тянущая боль внизу живота)  женщина пытается вспомнить, что ей рассказывали ее подруги, родственницы и другие женщины, которые были причастны к материнству.

А чаще обращается за информацией к интернет-ресурсам и начинается игра сознания на тему «Что я знаю об этом?» Особо впечатлительные женщины «эмоционально заражаются» всем услышанным или увиденным из вне. 2. Возникает нелогичное умозаключение с негативным эмоциональным окрасом.3. На фоне иррациональных убеждений растет тревога и появляется страх.

А все эмоции связаны с телесными проявлениями, поэтому, чем выше тревога и страх, тем сильнее, в нашем примере, будут боли живота.

https://www.youtube.com/watch?v=48Jfjkz2v78

Поэтому для конструктивной борьбы со страхами у беременной  необходимо  не допускать появление нелогичных умозаключений, что приведет к устранению тревожности и успешной борьбе с навязчивым беспокойством беременных. Полезно также осознать причины страхов.

Что может являться причинами страхов у беременных женщин?

1.Неизведанное и непознанное страшит. Отсутствие у женщины информации о родах и послеродовом периоде закономерно повышает тревогу, которая становится защитной реакцией организма.

2.Смена привычного и обыденного. Естественно, с рождением ребенка жизнь женщины становится иной — работа сменяется домом, любые занятия и хобби замещаются заботой о малыше, которая забирает все свободное время. Смена привычного образа жизни также пугает будущую маму.

3.Переутомляемость, физическое истощение. Беременность — это тяжкий труд для организма, который использует все свои ресурсы. 

4.Новая степень ответственности. На фоне постоянного переутомления и истощения возникает чувство тревоги из-за взвалившихся обязанностей и дел. Мама боится, что не справится с новой для себя ролью и ответственностью за жизнь и здоровье маленького человека.

5.Негативный опыт окружающих. Страх также формируется на основе историй, которые преследуют беременную в повседневной жизни: рассказы мамы, бабушек, подруг о материнстве как о чем-то непосильном и ужасном.

Выявить же истинные причины страхов у беременной и проработать их поможет психолог женской консультации. Забота женщины о своем психоэмоциональном состоянии в период беременности – это забота и о внутриутробном ребенке!

Какие виды  страхов бывают у женщин во время беременности?

  • Страх смерти. Сложность и ответственность в вынашивании и рождении ребенка порождает мысли о том, что женщина теряет здоровье и жизненные силы, которых может не хватить при родах. В связи с этим возникает страх смерти. Он сопровождает человека на всех этапах его жизни и является залогом ее сохранения, то есть бояться кончины — вполне естественно. Но, смешиваясь с коктейлем гормонов, которые активизируют ресурсы организма и влияют на мозг и ЦНС, а также на психику личности, получается «ядерный взрыв», с которым не в состоянии справиться эмоционально нестабильная женщина.
  • Страх за близких людей. Ребенок привносит коррективы в привычный быт людей, поэтому беременные часто боятся, что появление малыша может негативно сказаться на близких людях, с которыми они не смогут общаться и видеться, как раньше. 
  • Страх за свое материнство. Для первородящей женщины, не имевшей ранее опыта общения с грудным ребенком, новая роль всегда волнительна и вызывает естественную растерянность и повышенную тревогу («все ли я делаю правильно?»), особенно в первые недели после выписки из роддома.
  • Страх будущего. Рождение ребенка — это новый этап в жизни, который влечет изменения, и запланированное может не осуществиться или осуществиться не так.
  • Страх за здоровье и развитие ребенка (плода). Это боязнь внематочной или замершей беременности, страх патологий развития плода, мертворождения или травмирования ребенка во время родов. Здоровье малыша и его сохранение — одно из самых важных беспокойств при беременности, так как не всегда можно лично на что-то повлиять. Беременная зависима от окружающих факторов: доктора, экологии, непредвиденных происшествий и т.п. 
  • Страх боли. Самый сильный и всеобъемлющий страх, преследующий женщину на протяжении всей беременности. Она начинает бояться страданий по рассказам уже родивших знакомых или же по собственным знаниям. Боль не бывает одинаковой, поэтому неизвестность своих будущих ощущений страшит.
  • Страх родов. Чаще всего проявляется остро ближе к сроку родоразрешения и охватывает женщину полностью. Чтобы его избежать или минимизировать, беременные посещают специализированные курсы, на которых учатся, как вести себя во время родов, приемам обезболивания и навыкам общения с новорожденными.
  • Страх профессиональной некомпетентности медицинских специалистов во время родов основан на эффекте «эмоционального прилипания» к негативному опыту уже рожавших женщин и ведет к подозрительности, недоверчивости к врачам, повышает напряжение в теле.
  • Страх собственной непривлекательности в связи с беременностью и родами. Женщина боится  располнеть, боится растяжек или дряблости на коже, боится изменений груди и т.д. Возникает такой страх из-за негативного опыта окружающих и навязчивых рассказов интернета. В борьбе с ним поможет поддержка супруга и родных, а также знания о способах восстановления организма и фигуры после родов.

         В целом все страхи можно разделить на два вида: конструктивные и патологические. В основе конструктивных лежит инстинкт самосохранения. Это такие страхи, которые помогут будущей маме всегда быть начеку, не пропустить опасные ощущения или изменения в себе или малыше и вовремя отреагировать на ситуацию.

Патологическое или деструктивное беспокойство лежит в основе навязчивых состояний — фобий, они ведут к психическим расстройствам личности, а также к таким тяжелым ее формам, как депрессия. В таком состоянии женщина не способна к нормальной жизнедеятельности.

Характерными признаками тревожного расстройства являются: напряжение, до­ходящее до дрожи, выраженный диском­форт, когда из-за беспокойства трудно уси­деть на месте, сердце учащенно бьется, «не хватает воздуха», усиливается потоотделе­ние, может появиться слабость, дурнота, головокружение, чувство «комка в горле».

Такое состояние нуждается в лечении со стороны психотерапевта или врача-психиатра.

Важно знать, что патологические страхи во время беременности особенно опасны, так как влияют на психическое здоровье не только самой женщины, но и на формирование психики ребенка.

Что можно посоветовать беременной женщине, склонной к чрезмерному беспокойству и страхам?

  • Планировать беременность, заранее проходить медицинское обследование перед зачатием ребенка и вести здоровый образ жизни (обследование на инфекции, по необходимости записаться на консультацию врача-генетика, исключить курение и т.д.)
  • Доверять участковому акушер-гинекологу и все актуальные вопросы задавать при посещении кабинета врача. Исключить свое присутствие в интернет-форумах-обсуждениях беременных, особенно их негативного опыта в теме вынашивания и родах.
  • В период беременности во время делать ультразвуковое исследование (в 11-14 нед, 19-22нед, 30-34 нед.)
  • Записаться на прием к психологу, поделиться своими переживаниями, выявить истинные причины ухудшения психоэмоционального состояния, найти выход из ситуации.
  • Управлять собственными негативными мыслями и эмоциями, не катастрофизировать обстоятельства, не «накручивать» себя и не превращаться в паникера.
  • Переключиться на приятные мысли, акцентироваться на хорошем в своей жизни, замечать красивое вокруг себя.
  • Направить себя в действие, приносящее радость и удовольствие (например, рукоделие или рисование). Посмотреть добрый фильм, послушать классическую музыку, сходить в театр или на выставку.
  • Двигаться, конечно, разумно сроку беременности (прогулка, гимнастика, плавание).
  • Создать комфортную домашнюю обстановку (общение с близкими, семейные традиции или смена интерьера в квартире).
  • Регулярно использовать релаксацию (медленное глубокое дыхание в удобной позе под спокойную музыку).
  • Почаще гладить свой животик – «общаться с малышом», говорить ему, как сильно его любят и ждут в семье. И обязательно приобщать к такому разговору папу малыша.
  • Посещать курсы психологической подготовки к родам и занятия в «Школе материнства».  Ведь достоверная информация способна кардинально изменить ситуацию – единственное условие, чтобы женщина сама захотела этого изменения.

Итак, правильный акцент на материнстве поможет беременной женщине избежать ненужных страхов и чувствовать себя комфортно!

По всем интересующим вопросам можно непосредственно обращаться на консультативный прием психолога женской консультации СПБ ГБУЗ «Николаевская больница».

Источник: http://nikhospital.ru/news/6837/

49 фраз, которые помогут успокоить тревогу у ребенка

15 фраз, чтобы успокоить тревожного малыша

Редактор Мамсила

Это случается с каждым ребенком в той или иной форме – тревожность. И мы хотели бы оградить наших детей от тревожных моментов в жизни, но умение справляться со страхами – важный навык, который будет служить им в жизни.

За годы учебы в области позитивной психологии и работы в качестве психолога я разработала множество для родителей тревожных детей.

В момент острого беспокойства попробуйте эти простые фразы, чтобы помочь вашим детям идентифицировать, принять и переработать их тревожные моменты.

1. “Ты можешь нарисовать его?”

Рисование, живопись или каракули дают детям выход для своих чувств, когда они не могут использовать слова.

2. “Я люблю тебя. Ты в безопасности”

Для человека, которого вы любите больше всего, высказанная вами уверенность о его безопасности является для него мощным утверждением. Помните, беспокойство заставляет детей чувствовать, что их разум и тело находятся в опасности. Повторение фразы о его безопасности может успокоить нервную систему.

3. “Давай притворимся, что мы взрываем гигантский воздушный шар. Мы сделаем глубокий вдох и взорвем его на счет “пять”

Если вы скажете ребенку глубоко вздохнуть посреди панической атаки, скорее всего, вы услышите: “Я не могу!” Вместо этого превратите это в игру. Притворитесь, что взрываете воздушный шар, издавая смешные звуки при этом. Сделав вместе с ним три глубоких вдоха и выдоха, вы уберете стрессовую реакцию организма и, может быть, даже похихикаете в процессе.

4. “Я скажу кое-что, и я хочу, чтобы ты сказал это точно так же, как я: “Я могу это сделать”

Повторите 10 раз с различной громкостью. Бегуны на марафонских дистанциях все время используют этот трюк, чтобы “преодолеть стену”.

5. “Почему ты так думаешь?”

Это особенно полезно для детей старшего возраста, которые могут лучше сформулировать, что они чувствуют.

6.  “Что будет дальше?”

Если ваши дети озабочены событием, помогите им продумать это событие и определите, что произойдет после него. Тревога бывает вызвана у ребенка представлением, что после тревожного события жизнь отсутствует.

7. “Мы – непобедимая команда”

Разлука с родителями может вызвать сильную тревогу у маленьких детей. Убедите их, что вы будете вместе, даже если они вас не видят.

8. Используйте боевой клич: “Я воин!”; “Меня не остановить!”; или “Посмотри мир, я пришел!”

Есть причина, по которой фильмы показывают, как люди кричат, прежде чем отправиться в бой. Физический акт крика замещает страх выработкой эндорфинов и, как следствие, приподнятым настроением. Кроме всего прочего, это может быть весело.

9. “Если бы твое чувство было монстром, как бы он выглядел?”

Давая беспокойству характеристику, вы рассматриваете беспокоящие вас чувства и делаете их конкретными и ощутимыми. Когда у детей беспокойный характер, они могут поговорить со своим беспокойством.

10. “Я не могу дождаться _____”

Интерес к будущему моменту является заразным и отвлекает ребенка от беспокойства.

11. “Положим твое беспокойство на полку, пока мы _____ (слушаем любимую песню, бежим вокруг квартала, читаем эту историю). Потом мы подберем его снова”

Те, у кого есть склонность к тревоге, часто чувствуют, что им надо беспокоиться, пока то, о чем они беспокоятся, не закончилось. Это особенно сложно, когда ваши дети озабочены тем, что они не могут изменить в будущем. Отложив это в сторону, чтобы сделать что-то интересное, вы можете помочь направить их заботы в перспективу.

12. “Это чувство пройдет. Давай пока устроимся покомфортнее”

Акт получения комфорта успокаивает ум и тело. Было показано, что более тяжелые одеяла могут уменьшить беспокойство за счет увеличения мягкого физического давления.

13. “Давай узнаем побольше об этом”

Пусть ваши дети исследуют свои страхи, задавая столько вопросов, сколько им нужно. В конце концов, знание – это сила.

14. “Давай посчитаем _____”

Эта техника отвлечения не требует предварительной подготовки. Подсчитывая количество людей в сапогах, количество часов, количество детей или количество головных уборов в комнате, ребенок вынужден наблюдать и думать, что отвлекает его от беспокойства.

15. “Мне нужно, чтобы ты сказал мне, когда пройдут две минуты”

Время – мощный инструмент, когда дети беспокоятся. Наблюдение за стрелками часов дает ребенку точку фокусировки, отличную от того, что происходит.

16. “Закрой свои глаза. Представь, что ты находишься…”

Визуализация – мощный метод, используемый для облегчения боли и беспокойства. Управляйте своим ребенком, помогите ему представить безопасное, теплое и счастливое место, где он почувствует себя комфортно. Если он будет внимательно слушать, физические симптомы тревоги будут рассеиваться.

17. “Иногда я боюсь/нервничаю/тревожусь. Это не весело”

Эмпатия побеждает во многих ситуациях. Вы можете поговорить со своим ребенком о том, как вы преодолели беспокойство.

18. “Давай вытащим наш успокаивающий список”

Тревога может захватить мозг; ведите список с перечнем навыков, которые помогают ребенку успокоиться. Когда возникает такая необходимость, отталкивайтесь от этого списка.

19. “Ты не одинок в своих переживаниях”

Обращая внимание на других людей, которые могут делиться своими страхами и тревогами, ребенок понимает, что преодоление тревоги является универсальным.

20. “Скажи мне, что самое худшее может случиться”

Как только вы представили себе наихудший возможный результат, поговорите о вероятности того, что так может произойти. Затем спросите своего ребенка о наилучшем возможном результате. Наконец спросите его о наиболее вероятном исходе. Цель этого упражнения – помочь ребенку более точно мыслить во время его тревоги.

21. “Беспокойство иногда полезно”

Эта фраза кажется совершенно странной, но объяснение, почему беспокойство бывает полезным, успокаивает детей, и они перестают тревожиться о том, что с ними что-то не так.

22. “Что говорит твой мысленный пузырь?”

Если ваши дети читают комиксы, они знакомы с мысленными пузырями и тем, как они изменяют историю. Говоря о своих мыслях как сторонние наблюдатели, они могут оценить их.

23. “Давай найдем доказательства”

Сбор доказательств для поддержки или опровержения причин беспокойства вашего ребенка помогает ему понять, основаны ли его опасения на фактах.

24. “Давай поспорим”

Старшие дети особенно любят это упражнение, потому что у них есть разрешение обсуждать своих родителей. Подумайте о том, как дискутировать о причинах их беспокойства. Вы можете много узнать о своих рассуждениях в процессе.

25. “О чем нам в первую очередь нужно беспокоиться?”

Беспокойство часто делает из мухи слона. Одной из наиболее важных стратегий преодоления тревоги является разбиение проблемы на управляемые части. При этом мы понимаем, что не вся ситуация вызывает беспокойство, а всего лишь одна или две ее части.

26. “Перечисли всех людей, которых ты любишь”

Анаис Нин приписывают цитату: “Тревога – величайший убийца любви”. Если это утверждение верно, то любовь также является величайшей убийцей тревоги. Вспомните всех людей, которых любит ваш ребенок и спросите его почему. Любовь заменит тревогу.

27. “Помнишь, когда…”

Компетентность порождает уверенность. Уверенность подавляет тревогу. Помогая своим детям вспомнить время, когда они преодолели тревогу, они испытывают чувство компетентности и, таким образом, уверенность в своих способностях.

28. “Я горжусь тобой”

Знание, что вы довольны его усилиями, независимо от результата, избавляет от необходимости делать что-то идеально хорошо, что является источником стресса для многих детей.

29. “Мы пойдем гулять”

Упражнение снимает беспокойство на нескольких часов, поскольку оно сжигает избыточную энергию, ослабляет напряженные мышцы и повышает настроение. Если ваши дети не могут сейчас прогуляться, пусть они побегают на месте, поскачут на йога-шаре, попрыгают через веревочку и т. д.

30. “Давай посмотрим, как твоя мысль проходит”

Попросите детей представить, что тревожная мысль – это поезд, который остановился на станции над их головой. Через несколько минут, как и все поезда, мысли переместятся к следующему месту назначения.

31. “Я глубоко дышу”

Моделируйте успокаивающее состояние и призывайте вашего ребенка копировать вас. Если ваши дети позволяют вам, держите их на груди, чтобы они могли чувствовать ваше ритмичное дыхание и регулировать свое.

32. “Как ты действуешь?”

Пусть ваши дети руководят ситуацией и расскажут вам, какую успокаивающую стратегию или инструмент они предпочитают в этой ситуации.

33. “Это чувство пройдет”

Часто дети чувствуют, что их беспокойство никогда не кончится. Вместо того, чтобы закрывать на это глаза, избегать или подавлять беспокойство, напоминайте им о том, что облегчение уже в пути.

34. “Давайте сожмем этот стресс-мяч вместе”

Когда ваши дети направляют свое беспокойство на стресс-мяч, они чувствуют эмоциональное облегчение. Купите мяч, держите игровое тесто рядом или сделайте свой собственный домашний стресс-шар, наполнив воздушный шар рисом.

35. “Я вижу, что Виддл снова волнуется. Давай научим Виддла не волноваться”

Создайте персонажа, представляющего беспокойство, например, Беспокойного Виддла. Расскажите своему ребенку, что Виддл беспокоится, и вам нужно научить его некоторым навыкам преодоления беспокойства.

36. “Я знаю, что это сложно”

Признайте, что ситуация сложная. Ваша признание показывает вашим детям, что вы их уважаете.

37. “У меня здесь есть твой ароматный приятель”

Ароматный приятель – это ожерелье или диффузор с ароматами, которые успокаивают, особенно если вы наполняете его лавандой, шалфеем, ромашкой, сандалом или жасмином.

38. “Расскажи мне об этом”

Не прерывая слушайте, как ваши дети говорят о том, что их беспокоит. Высказывание об этом может дать вашим детям время для обдумывания решения, которое поможет им.

39. “Ты такой храбрый!”

Подтвердите способность ваших детей справляться с ситуацией, поощряйте его добиваться успеха.

40. “Какую успокаивающую стратегию ты хочешь использовать прямо сейчас?”

Поскольку каждая тревожная ситуация отличается, дайте своим детям возможность выбрать стратегию успокоения, которую они хотят использовать.

41. “Мы пройдем через это вместе”

Поддержка ваших детей своим присутствием и преданностью может дать им возможность противостоять страху до тех пор, пока пугающая ситуация не закончится.

42. “Что еще ты знаешь о таких ситуациях (пугающих ситуациях)?”

Когда ваш ребенок сталкивается с постоянным беспокойством, исследуйте с ним это, когда он спокоен. Читайте книги о пугающих ситуациях и узнавайте как можно больше об этом. Когда беспокойство снова появится, попросите своего ребенка вспомнить, что он узнал из книг. Этот шаг отвлекает его внимание от пугающей ситуации и дает возможность пройти через нее.

43. “Давай отправимся в твое счастливое место”

Визуализация – эффективный инструмент против беспокойства. Когда ваши дети будут спокойны, потренируйте с ними эту успокаивающую стратегию, пока они не смогут успешно использовать ее во время тревожных моментов.

44. “Что тебе нужно от меня?”

Попросите своих детей сказать, какую помощь они хотят получить от вас. Это может быть просто объятие или какое-то решение.

45. “Если бы ты описал свое чувство с помощью цвета, что бы это было?”

Просить ребенка определить, что он чувствует в условиях тревожности, почти невозможно. Тем не менее, если спросить детей как они могут описать цвет ситуации, они получают возможность подумать о том, как они относятся к чему-то простому. Следуйте дальше и спросите, почему их чувство имеет тот или иной цвет.

46. ​​”Я хочу обнять тебя”

Обнимите своего ребенка, или пусть он посидит на ваших коленях. Физический контакт дает ребенку возможность расслабиться и почувствовать себя в безопасности.

47. Помнишь, как ты сделал это в прошлый раз?”

Напоминая вашему ребенку о прошлом успехе, вы поощряете его упорствовать и в этой ситуации.

48. “Помоги мне передвинуть эту стену”

Тяжелая работа, например, надавливание на стену, снимает напряжение и эмоции. Полоса сопротивлений также работает.

49. “Давай напишем новую историю”

Ваш ребенок написал историю о том, как будет развиваться будущее. Это будущее заставляет его беспокоиться. Примите его историю, а затем попросите его придумать еще несколько сюжетных линий, где окончание истории отличается.

Релевантные ссылки

  • как снизить уровень тревоги
  • как справиться с детским страхом

Источник: https://mamsila.ru/post/49-fraz-kotorye-pomogut-uspokoit-trevogu-u-rebenka

Для родителей
Добавить комментарий