3 способа правильно реагировать на детскую агрессию

Детская агрессия: как вести себя родителям?

3 способа правильно реагировать на детскую агрессию

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • агрессивное поведение

С детской агрессией встречается в те или иные периоды развития ребенка большинство родителей. И зачастую теряются, как вести себя в этих ситуациях.

Главное правило — во всех случаях необходимо действовать с искренней любовью, уважением и пониманием того, что любая агрессия почти всегда связана с непроработанными детскими страхами.

Личный пример

Не стоит оскорблять ребенка, унижать его, запугивать, применять физические наказания. Ребенок впитывает все, что вы делаете и говорите, вы подаете пример, как обращаться с агрессией.

Если с рождения родители запрещают ребенку выражать агрессию (например, ругают, говорят «Не кричи! Не злись!»), он усвоит, что злиться – плохо, попытается ничего не чувствовать. Но при этом он видит, что родители сами кричат друг на друга, на него или применяют физическую силу. То есть действия родителей расходятся с их словами.

Этот внутренний конфликт приведет лишь к новой напряженности, подавлению чувств, неискренности, депрессиям или враждебности.

Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок безопасно выражал свои чувства, обратите внимание, какой он получает пример от своего окружения.

Если у вас сложности с контролем своей агрессии или с выдерживаем агрессии своего ребенка, то, возможно, стоит обратиться к психологу.

Учим реагировать правильно

Всегда важно вовремя отреагировать эмоцию, то есть дать выход ее энергии, а не подавлять. Нужно научить ребенка, как ее отреагировать социально приемлемым путем.

Часто дети проявляют агрессию физически просто потому, что не знают, что можно выражать негативные чувства по-другому. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать, что о них можно говорить, а не обязательно сразу драться.

Ребенок постепенно освоит язык чувств, и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением. Дайте ему понять без чтений нравоучений, что он может рассказывать о своих переживаниях, а вы готовы его слушать.

Научите ребенка выражать чувства разными способами, например можно порвать бумагу, скомкать газету, побить специально заведенную для этого «злую подушку», покусать и покричать в нее. Злость можно рисовать, лепить, можно устроить войну между игрушками или покидать со всей силы в угол мягкие мячики. Можно написать все слова, что хочется высказать.

Если ребенок дерется

Если ребенок кричит, пытается вас ударить, обнимите его, крепко прижмите к себе. Постепенно он успокоится, со временем ему будет требоваться для этого все меньше времени. Позже вы сможете сказать ему, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Покажите, к чему приведет в дальнейшем такое поведение, причем желательно порассуждать вместе с ребенком. Например, объясните, что даже если сейчас он отобрал игрушку у ребенка, то потом дети не захотят с ним играть.

Беседуйте с ребенком о проступке без свидетелей, старайтесь использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).

Обучите ребенка разным способам выхода из конфликтных ситуаций, придумайте их вместе с ним, пусть малыш зарисует возможные пути, проиграйте вместе сценки, сочините сказки, где главный герой ведет себя достойно и заслуживает похвалу.

Агрессия – под контролем

Предоставьте ребенку возможности для эмоциональной разрядки в спорте. Внимательно контролируйте передачи, которые смотрит ваш ребенок по телевизору, ограничивайте просмотры передач с насилием (включая новости и жестокие мультфильмы).

Конечно, ребенок должен знать, что в мире существует не только добро и счастье, но у него не должно создаваться впечатление, что делать кому-то больно – это норма и признак силы и «крутизны». Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Чтобы избежать излишней агрессии, стоит подробно объяснять ребенку, почему вы ему запрещаете делать что-то, чаще искренно говорить ему о своей любви. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

И конечно, не забывайте хвалить своего умницу за его успешные действия! Вам следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Клинический психолог Анастасия Кондюрина

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/detskaya-agressiya-kak-vesti-sebya-roditelyam/

Если ребенок проявляет агрессию

3 способа правильно реагировать на детскую агрессию

Что такое агрессия?

Агрессия — это инструмент борьбы, направленный на собратьев по виду. Такое определение дал австрийский зоолог, лауреата Нобелевской премии Конрад Лоренц.
Какой вывод можно сделать из этого определения? Если агрессия инструмент, значит, мы не можем требовать ни от одного существа в мире (в том числе и от ребёнка) не проявлять агрессию.

Агрессия наших детей — это всегда крик о помощи. Дети, как и все другие люди, имеют право на любое человеческое чувство, в том числе и на агрессию

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

К большому сожалению, агрессивных детей становится все больше. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер.

Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не «взорвутся», а дети не вступят в драку.

Например, такой ребенок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится.

Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроения окружающих.

Что же делать взрослым: родителям и педагогам? Родителям не стоит при ребенке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы, и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам.

Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в «исполнении» ребенка.

Взрослые не должны удивляться, почему их ребенок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий.

Если вы стали замечать, что ваш ребенок взбудоражен злостью, обзывается, дерется, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

Когда это началось?

Как ребенок проявляет агрессию?

В какие моменты ребенок проявляет агрессию?

Что явилось причиной агрессивности?

Что изменилось в поведении ребенка с того времени?

Что на самом деле хочет ребенок?

Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребенка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребёнка:

– осознавать агрессивные импульсы;

– отстаивать свои интересы и защищать себя, соблюдая установленные в обществе нормы и правила.

Почему важно не подавлять агрессию, а показать ребёнку способы цивилизованного выбора агрессивных импульсов? Потому что ребёнок, не умеющий справляться со своей агрессией, будет, во-первых, будет иметь проблемы с окружающими (кому захочется общаться с драчуном?).

Во-вторых, не выплеснув агрессию наружу, как бы заперев её внутри себя, он обратит всю её разрушительную мощь против себя самого, а это может пагубно отразиться на его психическом и соматическом здоровье.

В большинстве случаев, детская агрессия — это протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав.

Как реагировать на детскую агрессию?

Во-первых, не думайте, что ваш ребёнок-монстр.

Во-вторых, в момент агрессивного поведения ребёнка будьте спокойны, не усугубляйте ситуацию своими эмоциями. Лучше молча переждать «грозу». Можете обнять и погладить ребёнка, прижать его к себе.

Родительское спокойствие и отсутствие комментариев говорит ребёнку, что, не смотря на его «взрыв», его видят, слышат, любят.

Когда ребёнок успокоился, поговорите о том, что чувствует или чувствовал, разберитесь, что стало причиной таких сильных эмоций, обсудите, как себя вести, если провоцирующая ситуация повторится.

Как предотвратить детскую агрессию?

1. Если вы хотите, чтобы у ребёнка было как можно меньше причин проявлять агрессию, помните все правила «человеческого общения».

2. «Учитесь властвовать собой» — контролируйте свои негативные эмоции, учитесь управлять своей агрессией.

(Учтите, если вы сами позволяете себе агрессивные действия, то и ваш ребёнок будет доказывать свою правоту драками или вербальной агрессией.)
3.

Научите ребёнка выражать свои негативные эмоции способом, не причиняющим вреда окружающему и ему самому: позвольте ему побить подушку, поорать в пустой комнате или предложите ему нарисовать обидчика и разорвать в клочья рисунок.

4. Научите ребёнка осознавать свои эмоции. Назвав эмоцию по «имени», легче понять, как вести себя дальше.

5. Активному и темпераментному ребёнку дайте возможность сбрасывать свою энергию: не запрещайте ему прыгать, бегать, кричать (конечно в тех местах в которых вы договорились), обустройте ему спортивный уголок, почаще гуляйте на свежем воздухе.
6.

Если причина агрессивного поведения — привлечение внимание родителей, в первую очередь, проявите интерес к тому, на кого была направлена агрессия.

«Драчуну», увидев, что всё внимание получил не он, а другой ребёнок, поймёт, что такой способ выражения агрессии не в его интересах.

7. Подумайте, какие ситуации провоцируют агрессивное поведение вашего ребёнка, и постарайтесь либо исключить их, либо обсудить с ребёнком.

Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это совсем не так. Просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки.

Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, это выглядит мягче, зато бьёт сильнее. Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной.

Девочки четко направляют свою агрессию в адрес более конкретного человека, причём точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна.

Мальчики же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора. Особенно заметна разница между агрессивностью полов между 10 и 14 годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков.

Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случае групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подтрунивать.

Как работать с агрессивными детьми

В зависимости от выявленных причин агрессии необходимо делать несколько акцентов:
— изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

– изменения стиля взаимодействия с детьми;

– расширение поведенческого репертуара педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:

1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии;

• Полное игнорирование реакций ребенка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения)

• Выражение понимание чувств ребенка («конечно, тебе обидно, но…»)
• Переключение внимания, предложение какого – либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты же выше меня»)

• Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что устал»)

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

После того, как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как оно вёл себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.

Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить своё поведение.

Вместо распространённого, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способов поведения в конфликтной ситуации.
Одним из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи.

Для этого используются следующие приёмы:

– констатация факта (ты ведешь себя агрессивно)

– констатирующий вопрос (ты злишься?)

– раскрытие мотивов агрессивного поведения (ты хочешь меня обидеть?, ты хочешь продемонстрировать силу?)

– обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению (мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне; я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит)

– апелляция к правилам (мы же с тобой договорились).

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.

Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско – подростковой агрессией, — уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

• повышение голоса, изменения тона на угрожающий;

• демонстрация власти (Взрослый здесь пока ещё я; Будет так, как я скажу);

• крик, негодование;

• агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные

руки, разговор «сквозь зубы»);

• сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

• негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

• использование физической силы;

• втягивание в конфликт посторонних людей;

• непреклонное настаивание на своей правоте;

• нотации, проповеди, «чтение морали»;

• наказание или угрозы наказания;

• сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

• команды, жесткие требования, давление;

• оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.

Вы можете получить информацию по интересующему вопросу, отправив сообщение на электронную почту psyddu@yandex.ru

Источник: http://ddu66.ru/stranichka-psihologa/esli-rebenok-proyavlyaet-agressiyu

Детская агрессия: норма, необходимость или отклонение?

3 способа правильно реагировать на детскую агрессию

В жизни каждого ребенка наступает время, когда он начинает проявлять агрессию: во время игры, по отношению к игрушкам, животным, сверстникам.

Мы решили разобраться, является ли детская агрессия нормой, как с ней бороться и когда стоит бить тревогу, а помогла нам в этом Солдатова Галина Владимировна, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет.

Справка:

Галина Солдатова — известный российский психолог и учёный, одна из первых исследователей психологии интернета в России.

Под её руководством реализованы научно-исследовательские и образовательные проекты, посвящённые информационной безопасности и профилактике интернет-рисков среди детей и подростков. Галина Владимировна опубликовала свыше 260 научных, научно-популярных и учебно-методических работ, в том числе монографий.

Удостоена благодарности Министра связи и массовых коммуникаций РФ (2010 г.). Награждена за многолетний плодотворный труд в сфере образования медалью К.Д. Ушинского (2011 г.).

– Галина Владимировна, скажите, проявление детской агрессии можно считать нормой? Почти каждый ребенок, достигнув определенного возраста, пробует проявить жестокость и порой даже неосознанную. Является ли это обычным фактором становления личности или это больше отклонения от нормы?

– Оценивая поведение ребенка, важно понимать, что агрессивное поведение – это один из способов адаптации к окружающему миру. Для многих детей агрессия как форма поведения начинает проявляться достаточно рано с 1-2 лет.

В частности, это проявляется в различных играх, где сотрудничество с одними игроками сочетается с соперничеством с другими. Мы все знаем, что в разумных пределах агрессивность необходима каждому человеку: она помогает отстаивать свои права, способствует удовлетворению желаний и достижению целей, служит способом самозащиты и т.д.

Ребенку подобная форма поведения помогает приспособиться к социальной среде, познавать что-то новое, добиваться успеха.

Так называемую «ситуативную» агрессию может проявить любой ребенок, даже самый «спокойный» (главное, чтобы эта агрессия имела конструктивный выход).

В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей преобладает физическая агрессия, например, драки.

Таким образом, защитная реакция, ответное действие на реальную угрозу это – естественные и обычные реакции, которые в нашем обществе мы с полным правом относим к вариантам нормы.

Если агрессивность проявляется не от случая к случаю, а носит устойчивый и регулярный характер, становится патологической, садистической (когда дети наслаждаются своими агрессивными действиями и страданиями своей жертвы) – это становится серьезным поводом для того, чтобы эта особенность ребенка стала объектом пристального внимания родителей.

– Как вести себя родителям, если они заметили, что ребенок стал более жесток? Мучает животных, придумывает жестокие сюжеты в играх и т.д.

– Если ситуативная детская агрессия – это вариант нормы, то устойчивое проявление жестокости, как целенаправленного причинения вреда другим детям, животным, взрослому – это, несомненно, тревожный сигнал о том, что агрессивность становится чертой характера и личностной особенностью.

Жестокость может стать той формой поведения, через которую ребенок пытается справиться со своими страхами, стрессами, преодолеть препятствие, самоутвердиться. Предпосылкой к формированию устойчивого жестокого поведения может стать плохо развитая способность ребенка к сопереживанию.

Ребенок не всегда осознает свою жестокость. Это проявляется, как правило, в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не в полной мере понимает, что делает кому-то больно.

Неосознанная жестокость может быть продиктована исследовательским интересом (например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет), может быть подражательной (наказать куклу или животное так, как наказали меня или как увидел по телевизору), жестокость ребенка может проявиться и «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других. Мучая животное или более слабого сверстника, ребенок не испытывает удовольствия от своего поступка, для него в этой ситуации важно, как он выглядит в глазах компании, которой хочет понравиться. Другое дело – жестокость осознанная, когда ребенок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.

Если ребенок сегодня ведет себя жестоко по отношению к животным, то завтра такая манера поведения обязательно проявится в отношениях между людьми – ровесниками и взрослыми. Поэтому важно, вовремя принять соответствующие меры.

Почаще обращайте внимание ребенка на жизнь животных; читайте и обсуждайте с детьми книги, посвященные описанию жизни животных и растений. Маленьким детям рассказывайте о мужестве, силе и смелости собак, удивительной грации кошек…

Объясните, как растут цветы, научите ребенка ухаживать за комнатным растением или животным, тем самым вы разбудите в них чувство понимания природы. Основная задача родителей – научить ребенка выражать свои эмоции конструктивными способами.

Например, злость и гнев можно выразить, попинав подушку, потопая громко ногами, порвав лист бумаги и т д. Для более старших детей конструктивным каналом отреагирования негативных эмоций могут являться занятия спортом.

Часто агрессивность – результат неумения приемлемыми средствами, принятыми в той или иной культуре, выразить своё неудовольствие и раздражение. Помогая ребёнку выразить те чувства, которые ему в тягость, родители обеспечивают ему защиту и поддержку.

– Можно ли научить ребенка правильно реагировать на жестокое отношение, обращенное к нему? И, вообще: как правильно на него реагировать?

– Масштабность мер, к которым стоит прибегать, борясь с подобным отношением, как правило, зависит от масштабности самой проблемы.

Так, однократное оскорбление со стороны сверстников, порой, лучше просто проигнорировать, а, если речь идет об угрозе жизни или здоровью ребенка – обратиться за защитой в правоохранительные органы.

В любом случае, ребенок не должен быть одинок в своей проблеме, поэтому родителям стоит развивать доверительные отношения со своими детьми. Расскажите своему ребенку об элементарных правилах межличностного взаимодействия и общения – как в реальности, так и в Интернет-пространстве.

Известно, что ответное проявление жестокости, как правило, неэффективный способ разрешения конфликтных ситуаций. В то же время, научить ребенка выглядеть сильным – хорошая рекомендация. Игнорирование наряду с чувством юмора и непредсказуемостью поведения, как показывает опыт, нередко помогают не хуже кулаков.

– Есть ли какие-то факторы, по которым родители смогут понять, что у ребенка проблемы в школе?

– Можно выделить четыре группы объективных признаков, наблюдая которые, мы можем говорить о наличии у ребенка тех или иных проблем. Физические – частая потеря или порча личных вещей; синяки, ссадины, порванная или измятая одежда; частые жалобы на плохое самочувствие.

Академические – пропуски занятий или прогулы; опоздания на занятия, отказ от участия во внеурочных мероприятиях без объективных причин; резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе и другой деятельности.

Психологические – постоянное состояние тревоги; состояние подавленности, или, наоборот, гиперактивности, раздражительности, агрессивности; рассеянность, забывчивость, неспособность концентрироваться.

Поведенческие – замкнутость, самоизоляция или изоляция со стороны других учащихся; недоверие к сверстникам и взрослым; отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или неправдоподобные объяснения.

Если вы наблюдаете несколько из описанных признаков, и они повторяются, вам стоит задумать об их причинах.

– Каким должен быть план действий, если родители узнали, что ребенка в школе притесняют, обижают, издеваются? Как помочь ему справиться с натиском и уберечь от этого?

– К сожалению, современная реальность такова, что мы далеко не всегда способны предугадать и оградить наших детей от негативных последствий тех событий, в которые они оказываются вовлечены. Поэтому в любой неприятной ситуации, прежде всего, дайте ребенку понять, что вы рядом, что вы его поддерживаете и готовы помочь. Для этого поговорите с вашим ребенком и внимательно его выслушайте.

В ходе такой доверительной (не нравоучительной!) беседы, вы также сможете выяснить всю необходимую информацию о сложившейся ситуации: ее длительности, форме притеснений (вербальной и/или физической), о самих обидчиках и т.д. Если ребенка оскорбляют в Интернете (например, в социальных сетях, на форумах и др.), сохраните свидетельства травли, сделав скриншоты его переписки с обидчиками.

В ситуации открытого буллинга (травли – прим. Ред.) вам также стоит поставить в известность классного руководителя, школьного психолога и администрацию школы, с которыми вы сможете обсудить применение конкретных мер.

Если угрозы являются серьезными и подвергают опасности жизнь или здоровье вашего ребенка, вы можете, представив соответствующие доказательства, обратиться в правоохранительные органы.

Если свести план действия в ситуации буллинга или кибербуллинга (Интернет-травля – прим. Ред.) к некой универсальной схеме, то можно выделить несколько основных пунктов:

  1. Сохраняйте спокойствие и сами успокойте ребенка. Избегайте необдуманных действий. Дайте ребенку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать
  2. Разберитесь в ситуации вместе с ребенком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза жизни и здоровью ребенка?
  3. Соберите доказательства травли. Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии, аудиозаписи и т.п.)
  4. Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлю – игнорировать обидчиков. В ситуации кибербуллинга можно заблокировать агрессоров или добавить их в «черный список», а иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля.
  5. Обратитесь за помощью. Детям очень сложно постоять за себя в одиночку. В случает буллинга, обратитесь за поддержкой к классному руководителю, школьной администрации, психологу. Узнайте, какие шаги они готовы предпринять, чтобы ситуация разрешилась. Если существует угроза здоровью и жизни ребенка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.

– Что делать, если родитель оказался на противоположной стороне и узнал, что его ребенок обижает других? Нужно ли прибегать к помощи психолога?

– Вам следует насторожиться не меньше, чем, если бы ваш ребенок был жертвой.

По данным Фонда Развития Интернет школьников, которые признались, что они были агрессорами – обижали других, даже больше чем жертв: каждый пятый ребенок признался, что был жертвой буллинга, а каждый четвертый признался, что он был агрессором. Социологи считают, что агрессия становится нормой поведения в школьной среде.

Последствия того, что ваш ребенок длительно играет роль агрессора могут быть довольно серьезные – закрепление насилия как способа коммуникации, отвержение группой в различные возрастные периоды, развитие проблемного поведения (пропуски занятий, правонарушение, аддикции).

Основными мотивами устойчивого агрессивного поведения могут быть: мотив власти, мотив принадлежности к группе, самоутверждения за счет принижения других, материальное или психологическое вознаграждение (деньги, внимание, престиж), мотив зависти или имущественное, социальное, этническое неравенство.

В этой, как и в ряде других ситуаций, обращение к психологу является, скорее, рекомендацией, нежели обязательной мерой. В первую очередь, попробуйте сами обсудить со своим ребенком возникшую проблему. Попытайтесь понять, что является истинными причинами его поведения.

В разговоре старайтесь избегать обвинений и морализаторства. Возможно, для разрешения конфликта вы с ребенком сможете ограничиться принесением извинений – личным или публичным.

Если же ваши попытки наладить контакт с ребенком оказываются тщетны, поведение ребенка не меняется, а количество жалоб растет, обращение к специалисту, действительно, может вам помочь.

Источник: https://1roditeli.ru/content/add-education/5200/

Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления

3 способа правильно реагировать на детскую агрессию

20.05.2014  18136

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…

Эрих Фромм

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Уважаемые родители! Сегодняшняя статья посвящена проблеме детской агрессии. Эта тема не случайна.

За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми.

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1997).

Если же проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй, т.к. именно в семье ребёнок получает первый опыт поведения.

По мнению современных исследователей, агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе жизнедеятельности через наблюдение соответствующего способа действий. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т. д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате.

Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

Выделяют 5 видов агрессии:

Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии: использование физической силы против другого лица. Ребёнку свойственно решать вопросы с позиции силы.

Косвенная агрессия — агрессия, окольным путём направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) либо ни на кого не направленная (крики в толпе, топанье и т.д.).

Раздражительность — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (ругань, проклятия, угрозы). За словом в карман не полезет. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Как уже отмечалось, одной из важнейших причин агрессивности ребёнка является семья и семейные взаимоотношения. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Наиболее благоприятным для ребёнка является авторитетный (демократический) стиль воспитания, при котором он получает ценный опыт человеческих взаимоотношений и учится контролировать свои агрессивные импульсы.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезает. Просто необходимо научиться контролировать собственные импульсы или выражать их в формах, приемлемых в обществе.

Вот именно здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребёнка в семье и эмоциональный фон детско-родительских отношений, т.к.

для ребёнка самым важным примером является поведение и отношение родителей.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку.

Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит себе требовать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено.

В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это тоже тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

К примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла.

Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого.

Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.

Как же правильно реагировать на проявление детской агрессии?

Существует связь между наказанием и агрессивностью. Учёные отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Замечено, если родители применяли суровые методы воспитания, то дети были высоко агрессивными во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало агрессии по отношению к родителям.

Кроме того, мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление (агрессию).

В то же время, пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.

Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики исследователи советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам.

Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплёскивают на тех, “кто под руку попадётся”, чаще всего – на детей, особенно дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Таким образом, кризисные обострения в развитии общества приводят к возрастанию эмоционально-психологического и социального напряжения не только у взрослых, но и у детей. При этом дети находятся в более сложной ситуации, поскольку свои проблемы, затруднения, неприятности родители транслируют часто на них.

Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Следствием этого являются серьёзные отклонения в психическом здоровье ребёнка (разнообразные неврозы); глубокие нарушения в сфере общения: болезненное восприятие окружающих, конфликтность, немотивированная обидчивость, мнительность, неуверенность, агрессивность.

Если же, несмотря на все усилия, вы, уважаемые родители, понимаете, что справиться с агрессивностью своего ребёнка самостоятельно не можете, обращайтесь к психологу. Поймите, что таким образом вы не «выносите сор из избы» и не расписываетесь в своей беспомощности, а наоборот: становитесь на защиту своей семьи.

(Материал подготовлен КУ ХМАО – Югры «ПНБ имени Святой
Преподобномученицы Елизаветы»)

Источник: https://admmegion.ru/news/295789/

Детская агрессия: понимать, а не подавлять

3 способа правильно реагировать на детскую агрессию

–  Как родителям стоит реагировать на агрессивное поведение ребенка?  – Необходимо подумать о том, что послужило причиной такого поведения, с учетом темперамента ребенка. Является ли такое поведение типичным на данном этапе его развития?  Во многих случаях агрессивное поведение можно предотвратить.

Родителям стоит использовать то, что они знают о своем ребенке, для того, чтобы спланировать наперед. Например, если ребенок очень стеснителен при встрече с новыми людьми, то в течение нескольких недель до предполагаемого семейного торжества показывайте ему семейные фотографии, для того, чтобы ребенок начал узнавать членов семьи, с которыми ему предстоит встретиться.

Во время игры устройте воображаемое чаепитие с дядей Колей и тетей Таней. А на само торжество разрешите ребенку взять с собой любимую книжку, или игрушку. Предупредите родственников, чтобы они не набрасывались на ребенка с объятиями сразу по приходу, а дали бы ему время немного освоиться.

Такие действия помогут ребенку научиться справляться со сложными для него ситуациями, когда он будет окружен новыми людьми, например, в детском саду, или школе. Предупреждайте ребенка о планируемом изменении. Если вы собираетесь уходить домой из парка и знаете, что ребенка это может расстроить, то скажите ему, что вы прочитаете с ним еще одну книжку, а после этого пойдете домой.

И спросите, какую книжку ему хотелось бы почитать. Предоставление выбора даст ребенку чувство того, что он управляет ситуацией, и снизит потенциальную агрессию. Кроме того, помогайте ребенку понять его чувства и поведение. Это даст ему возможность научиться управлять ими. Например, вы можете сказать: «Я знаю, что тебе сложно прекратить играть и сесть в машину, чтобы поехать в детский сад.

Почему бы тебе не выбрать любимую книжку, чтобы почитать по пути? Или же мы можем поиграть в шпионов, пока едем. Чем бы тебе хотелось заняться по дороге?». Более маленького ребенка стоит перенаправлять с не желаемого вида деятельности на желаемый. Например, скажите: «Ты злишься на папу, потому что он выключил мультики, но посмотри на этот чудесный мячик, как высоко он прыгает!».

Если же предотвратить агрессивное поведение не удалось, то, чтобы ни натворил ребенок, самое главное для родителей – оставаться спокойными. Сделайте глубокий вдох, или же отойдите в сторону на две минуты и успокойтесь. Ваш самоконтроль поможет ребенку прийти в себя быстрее. Если вы выходите из себя, злитесь и кричите, то это будет только усугублять эмоциональное состояние ребенка.

При этом, разговаривать в этот момент с ребенком надо строгим, авторитарным голосом, но без злости и крика.  Объясните ребенку, что вы понимаете его чувства и желания. Например, «Я понимаю, что ты злишься, потому что тебе хочется остаться на детской площадке подольше, но бить маму нельзя, потому что ей больно».

  Ребенок часто осознает, что поступил неправильно, но он может не понимать, что ударив, или укусив вас, или другого ребенка, он делает вам и ему больно. И ему обязательно нужно это объяснить. Кроме того, ребенку нужно объяснить и показать альтернативный способ достижения своей цели.

Так, если ему нравится играть с водой и он стремится разлить ее из своей кружки на пол, то предложите ему играть на улице, или посадите в ванну, где он сможет делать это без ущерба для вас. Если же ему хочется брать и кидать предметы, то предложите ему кидать мячик в коробку.

Если же вы просто заставите ребенка прекратить делать что-то, но при этом не перенаправите его на что-то другое, или не предложите приемлемой альтернативы, то, скорее всего, он продолжит делать то, что вам не понравится. Объясните ребенку, что злиться и расстраиваться – это нормально, но, при этом, он должен уметь справляться с агрессией и выражать ее в социально допустимых формах.

Вы можете предложить ему выплеснуть свои эмоции, например, избив подушку, нарисовав злую картинку, или другим, подходящим на ваш взгляд, способом. Покажите ему, что вместо того, чтобы пинать что-либо, или кого-либо, он может сильно топнуть ногой по полу. Некоторые дети быстрее успокаиваются и приходят в себя наедине с собой. Предоставьте ребенку такую возможность. При этом, когда он успокоится, дайте ему понять, что вы цените его усилия и, что он молодец, потому что сумел справиться со своими эмоциями и прийти в себя.

–  Стоит ли подавлять агрессию ребенка, наказывать его?

– Подавлять агрессию не нужно. Злость, разочарование и плохое поведение являются частью развития ребенка, и родители должны позволить ему злиться и разочаровываться. Подавление агрессии может привести к еще большему ее проявлению, или же к самоагрессии. Если ребенок сделал что-то плохое, то нужно сказать ему, что вы не одобряете его поведения и не хотите, чтобы он поступал так в дальнейшем. При этом, надо объяснить почему и быть последовательными. К 2,5 – 3 годам у ребенка развивается логическое мышление, и ему надо указывать на последствия его поведения. Например, вы можете объяснить ребенку, что ударив Машу, он сделал ей больно, и она начала плакать. Сейчас она расстроена и злится, и поэтому, больше не хочет с ним играть. Спросите ребенка, как еще он мог поступить, чтобы получить игрушку, помимо того, что ударить Машу. Если у ребенка не возникнет никаких идей по этому поводу – что совершенно нормально – то подскажите ему несколько стратегий поведения в данном случае, например, попросить Машу отдать игрушку словами. И дайте ребенку понять, что в любой ситуации он всегда может прийти к вам за помощью. При этом, давайте ребенку возможность решить проблему самостоятельно, подсказав, как это сделать, но не делая за него. Если вы хотите, чтобы ребенок следовал правилам вашей семьи, то избегайте уступок. Недавно у нас был случай с двухлетней девочкой: она хотела открыть дверь, но подошел ее старший брат и сделал это за нее. Из-за этого девочка очень расстроилась и начала плакать. В такой ситуации закрыть дверь и позволить ей открыть ее было бы не правильно, поскольку так она бы поняла, что начав кричать и плакать, она может привлечь внимание и добиться того, чего она хочет. Вместо этого, надо было сказать ей, что если она действительно хочет открыть дверь, которую ее брат открыл сегодня, то она обязательно сделает это в другой раз, например завтра. Ребенка нужно учить тому, что он не всегда может получить то, что хочет, и тому, что агрессивное поведение не приведет его к желаемому. Наказание ребенка должно быть логическим результатом его поведения и носить положительный характер. Оно должно быть направлено на формирование у ребенка собственного правильного суждения, чтобы в следующий раз, при столкновении со сложной ситуацией он делал умозаключение самостоятельно. Например, если ребенок намеренно сломал игрушку, то надо забрать ее и, вместо того, чтобы покупать ему новую, сказать, что поскольку он сломал свою игрушку, то играть с ней он больше не может. При этом, предложите ему другую. Не стоит бить ребенка ремнем или шлепать, поскольку это может привести к еще большей агрессии с его стороны. Физические наказания, в первую очередь, показывают разочарование и эмоциональный срыв родителей. И когда вы пытаетесь научить ребенка контролировать свою агрессию, и при этом бьете его, тем самым вы посылаете ему двоякий сигнал. То есть ребенок понимает, что в некоторых случаях ударить – это нормально, потому что мама с папой так делают. Физические наказания могут привести к тому, что у ребенка смешаются понятия страха и уважения. В подростковом и взрослом возрасте такой ребенок может иметь проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, драться. Ведь в большинстве случаев агрессивными действиями подростки пытаются добиться уважения, которое базируется на страхе, а не на личностных качествах. С ранних лет ребенка необходимо учить справляться со своей агрессией. И наберитесь терпения! Прежде, чем ребенок научится контролировать свои импульсы и желания, вам придется повторять и объяснять ему одно и то же очень много раз. Потому что, как правило, это умение формируется у ребенка только к 4-5 годам. 

В некоторых случаях стоит обратиться к психологу, причем не всегда к детскому, а к семейному – потому что проблема агрессии часто кроется не в ребенке, а в родителях и во взаимоотношениях внутри семьи.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/detskaya-agressiya-ponimat-a-ne-podavlyat.htm

Для родителей
Добавить комментарий