4 метода развития навыков самостоятельного засыпания и крепкого сна

Каких методов обучения Самостоятельному Засыпанию следует избегать?

4 метода развития навыков самостоятельного засыпания и крепкого сна

   Сейчас в интернете можно встретить множество самых различных методов приучения к самостоятельному засыпанию, и перед мамами встает вопрос – как выбрать из них тот, что подойдет моему ребенку?

   Дискуссия и разные точки зрения – нормальная ситуация в любой области, в том числе и в области обучения засыпанию. Однако есть моменты, которые должны вас насторожить.

 Методика предполагает введение режима у детей раньше 4 месяцев

   До 4 месяцев у детей мозг еще не готов самостоятельно регулировать свой сон. Сон детей в этот период хаотичный, еще не установились циклы бодрствования и сна.

Задача малыша в этот период – адаптироваться в мире, а мамы – сделать его адаптацию максимально мягкой и бережной. Для того нужно подстраиваться под ребенка, смотреть на его признаки усталости.

Методы, предлагающие вводить режим с рождения, остались в прошлом.

 Методика предполагает обучение самостоятельному засыпанию раньше 6 месяцев

   Если у ребенка есть проблемы со сном, мама может сделать очень многое, чтобы их разрешить.

  • В первую очередь, это организация безопасного сна и условий, которые помогают малышу спать дольше и крепче.
  • Это введение ритуалов и работа над формированием полезных привычек.
  • Это умение проводить день с малышом так, чтобы он засыпал уставшим, полным впечатлениями, и счастливым.

   Это – лучшая помощь ребенку до полугода. Его мозг не готов к полноценному обучению самостоятельному засыпанию. Мы можем при достаточной настойчивости добиться условного рефлекса на привычные условия, и ребенок какое-то время будет засыпать сам в кроватке.

Однако с возрастом и появлением у ребенка собственной регуляции, осознания своих желаний этот навык скорее всего «развалится», и Вам придется начать все с начала.

Это похоже на то, как мы приучаем детей к гигиене – даже если начать с рождения, осознанно малыш начнет проситься на горшок только после того, как к этому будет готова его нервная система.

 Методика предлагает оставить малыша «проплакаться»

   Детские психологи в один голос утверждают, что методики «дать проплакаться» вредны для связи мамы и ребенка. Оставляя ребенка одного в новой и тревожащей его ситуации (даже если она безопасна), мама дает ему недвусмысленный сигнал «мне все равно, что тебе плохо».

Ребенок приучается не опираться на маму, так как она все равно не поможет. При этом психика маленького ребенка еще слишком слаба, чтобы качественно справится со стрессом самостоятельно.

Ребенок какое-то время протестует, зовет маму, а затем – впадает в стресс, эмоциональную холодность, могут начаться другие симптомы неблагополучия: ночные кошмары, расстройства стула, энурез, повышенная или сниженная двигательная активность.

Всегда будьте рядом со своим ребенком во время перемен, делайте все постепенно, поддерживайте его – и он быстрее научится новым навыкам.

 Методика гарантирует непрерывный ночной сон у ребенка до 10-11 месяцев

   Большинство здоровых детей, родившихся в срок, способны к году отказаться от еды в течение ночи, но для детей младшего возраста это может быть не физиологично. Им все еще требуются 1-2 ночных кормления. Для детишек с малым весом, находящихся в стрессе, болеющих, число кормлений может быть больше.

Методики, жестко ограничивающие ночные кормления, могут навредить здоровью Вашего малыша. Не используйте такие методы, не получив «зеленый свет» от своего педиатра. Если ребенок просыпается каждый час, чтобы поесть, проанализируйте причины. Возможно, у ребенка сформировалась вредная привычка – связь кормления и сна.

Работаем с этой привычкой, но не лишайте ребенка еды, если она ему необходима.

 Методика не учитывает потребности и ценности семьи

   Если методика или консультант не предполагают никакой гибкости в ее реализации, Вы можете столкнуться с тем, что методика в лучшем случае просто не сработает. В худшем – Вы почувствуете, что делаете «все правильно», а Вам и ребенку становится только хуже.

Помните, что методики создаются для Вас, а не Вы – для методики. Для приучения к самостоятельному засыпанию крайне важна уверенность мамы в том, что это необходимый шаг и ее ребенок будет уметь больше, спать лучше.

Если методика такой уверенности не дает, попробуйте взять те элементы, которые Вы готовы внедрять сейчас, и откажитесь от тех действий, которые вызывают в Вас протест.

   Мы рекомендуем мягкие методы, основанные на физиологии и психологии детей младшего возраста. Наш метод не разрушает привязанность, учит маму быть внимательной к сигналам малыша, может быть адаптирован под разные принципы воспитания.

Мы уделяем внимание тому, чтобы приучение к самостоятельному засыпанию не влияло на качество грудного вскармливания, если мама планирует его продолжать.

Мягкий метод всегда предполагает подготовку малыша и мамы к самостоятельному засыпанию, мы не «вбрасываем» ребенка в непривычные условия некомфортным способом.

   Наши консультанты консультанты по детскому сну также являются специалистами в области детской психологии и грудного вскармливания. Будем рады помочь Вам решить проблемы со сном и сделать Вашу жизнь немного спокойнее и проще.

Бесплатный вебинар Спи, Малыш «Самостоятельное Засыпание: какой метод выбрать?»

СамостоятельноеЗасыпание МетодыОбученияСну ПроплакатьсяДоЗасыпания Режим

Источник: https://spimalysh.ru/vse-o-sne/rebenok-ne-spit/kakih-metodov-obucheniya-samostoyatelnomu-zasypaniyu-sleduet-izbegat

Нарушения сна детей

4 метода развития навыков самостоятельного засыпания и крепкого сна

КОГДА ВАШЕ ЧАДО НЕ СПИТ 

невролог С.В.Зайцев

Встреча у подъезда: – Привет соседка! Как твой внук? Все также плохо спит?

– Да… все также… но, вообще-то я его папа…

     Любопытно было бы «понаблюдать» за мыслями людей на консультации детского невролога. В кабинете типичная картина – большая дружная семья (мама, папа, бабушка и ребенок). Родители жалуются на плохой сон годовалого малыша – вокруг как очумелые осы роятся и мелькают мысли.

Мама – Боже! Когда это кончится? Мой бедный малыш! Он так страдает! Еще несколько таких ночей, и я сойду с ума. Доктор, ПОМОГИТЕ!!     Папа – Господи! Я больше не могу это терпеть! Нормальный человек не может жить без сна! А у меня такая сложная работа, я же содержу семью! Ну, вы все скоро дождетесь! Это не дезертирство, … но я больше не могу не спать! Еще чуть-чуть, …

и я мужественно обращусь в бегство… Бабушка – И зачем мы сюда пришли? Подумаешь, не спит ночью, эка невидаль. Пройдет,…наверное,… когда-нибудь. Я вон троих воспитала, все в детстве плохо спали … и ничего, выросли… Зато сейчас все спят хорошо…     Малыш – Не понимаю этой суеты.

Трястись в машине 2 часа для того, чтобы этот дядька в белом халате с умным видом выразительно мял мне живот и стучал молоточком по ножкам. Да все у меня хорошо, отстаньте от меня. Мне кажется, в этом кабинете я самый здоровый! Ау, люди! Будьте же терпимее к несовершенствам своих близких…

    Доктор – Как быть? И родителям нужно помочь – семья на грани распада, папа  с мамой требуют без промедления исцелить ребенка; но малыш не болен, и лечить его совсем не хочется. Что делать-то? Тупичок, однако, получается…

    Знакомая картинка, не правда ли?

ПОЧЕМУ ОНИ ТАК СПЯТ?

Лишь только представьте себе! Ребенок за первый год жизни проводит во сне около 6-7 тысяч часов или 8-9 месяцев. За это время беспомощный новорожденный превращается в годовалого самостоятельного крепыша, который все знает и умеет.

Так зачем же центральной нервной системе малыша, которая так интенсивно развивается в это время, необходимы такие, огромные! по своей продолжительности, периоды сна – кажущего безделья? Выходит так, что основная работа мозга в первый год жизни совершается именно во сне.

Ученые выяснили, что человеческий мозг во сне работает также напряженно, а иногда и намного интенсивней, чем в период бодрствования. Во время сна совершается усиленная психическая работа, направленная на решение важнейших психофизиологических задач.

Именно во сне на первом году жизни наиболее энергично и целенаправленно идет организация и настройка нейронных сетей головного мозга, на основе, полученной в период бодрствования ребенка, информации. Кроме того, главным образом, во время сна у детей наиболее интенсивно синтезируется гормон роста.

Вот почему, сонные расстройства могут приводить не только к истощению нервной системы малыша (и его родителей!), но и к нарушениям процессов детского роста и развития.

Почему рождаются сны и как они влияют на развитие ребенка? Многие ученые полагают, что детские сновидения, в отличие от взрослых, являются механизмом особой генетической памяти, которая снабжает мозг информацией, нужной для развития эмоций и мышления.

Вероятно, в развивающемся головном мозге есть определенные координирующие системы, которые с помощью сновидений определяют последовательность развития и настройки во сне тех или иных мозговых центров. Зная это, становится понятно, почему интенсивность и продолжительность сновидений так четко связаны с возрастом малыша и, соответственно, с темпами его развития.

Чем младше ребенок, тем большую часть времени его сна занимает активная фаза сновидений.
Упрощенно деятельность мозга во сне можно сравнить с настройкой работы двигателей и других систем самолета.

Вообразите, во время обычного рейса, в полете к пассажирам выходит группа авиатехников и сообщает: сейчас будет проводиться плановая замена деталей, ремонт и настройка двигателей самолета! Это может приснится только в страшном сне. Для проведения такой работы самолет должен «уснуть», уютно расположившись в ремонтном ангаре.

Точно также плановый «ремонт» и настройка мозговых систем невозможны в «полете», в состоянии бодрствования. Для такой наладки требуется сон – выключение и/или «разъединение» определенных центров головного мозга. Собственно говоря, как раз такое интенсивное настраивание, регулирование и «тюнинг» всех систем головного мозга во сне, делают возможным безукоризненное психоречевое и двигательное развитие ребенка.

Таким образом, только полноценный сон является такой же важной психофизиологической составляющей жизни, как воздух и общение, вода и еда, обеспечивающей правильное развитие ребенка.

Сон малышей из другого теста

Сон маленьких детей принципиально отличается по своей структуре и продолжительности от сна взрослых. Взрослые обычно не спят днем, укладываются спать вечером и спят, не просыпаясь, до утра. У малышей все по-другому!

Пропустим один из лучших этапов жизни, в животике у мамы, когда ребенок спит почти постоянно, и видит замечательные сны. На всякий случай, маленькое замечание: подумайте, как спится ребенку, если мама, к примеру, во время беременности постоянно нервничает, тревожится, впадает в истерики и ругается с папой.

С рождения и до 3-4 месяцев малыш, как правило, спит около 16-18 часов в сутки, ритмы его сна практически не зависят от смены дня и ночи. Обычно ребенок блаженно засыпает, когда накушался, и просыпается с плачем, проголодавшись через 2-4 часа, независимо от времени суток.

При этом довольно часто пробуждение малыша систематически нарушает родительский сон, что приводит, в конце концов, к развитию у мамы (а иногда и у всех членов семьи) ужаса и паники. На самом деле, такой режим считается нормой, и родителям не стоит переживать в этом возрасте по поводу ночных кормлений.

Хотя, бывают мамы-«везунчики» (правда, довольно редко), дети которых спят ночью хорошо прямо с рождения. Несколько простых слов из сухой теории. Течение сна характеризуется повторяющимися циклами, которые состоят из нескольких фаз: засыпание, быстрый (поверхностный) сон, и медленный (глубокий) сон, который подразделяют еще на несколько периодов.

Длительность цикла варьирует от 30 минут у новорожденных до 2 часов у взрослого. В младенческом сне различают, в соответствии с поведением ребенка, 2 фазы – активный (его еще называют быстрый) и спокойный (медленный, глубокий) сон. Сразу после рождения, у ребенка общая продолжительность активного сна примерно равна или даже превосходит время спокойного сна.

Важно знать, что у маленьких детей до 6-8 месяцев сон начинается с периода активного сна. В этот момент глазки малыша закрываются, веки чуть вздрагивают, под ними можно увидеть быстрые движения глазных яблок, дыхание неритмичное, мышечное напряжение падает, временами бывают вздрагивания, возникают гримасы и приглушенная улыбка.

С большой долей вероятности можно предположить, что в период активного сна младенец видит сны. Иногда фазу активного сна можно легко спутать с пробуждением ребенка, – не торопитесь «пугаться», даже если вам показалось, что малыш проснулся.

В среднем через 10-20 минут дыхание постепенно делается более медленным, глубоким и размеренным, уменьшается число сердцебиений, движения глазных яблок медленные или совсем пропадают, временами повышается потоотделение, вздрагивания ручек, ножек и сокращения лицевых мышц исчезают, кулачки разжимаются, ребенок совершенно расслабляется – наступает фаза спокойного (медленного) сна. «Порог пробуждения» в этот момент максимальный, и ребенка достаточно трудно разбудить. И только для этой фазы сна (довольно редкой с точки зрения счастливых родителей) подходит известное выражение «спит, как младенец». Сколько нетерпеливых мам пытается «запихнуть» ребенка в кроватку, не дожидаясь глубокого сна! И сколько торопливых отцов пробуют перенести заснувшего в гостиной малыша в спальню в момент поверхностного сна! Такие попытки чаше всего заканчиваются неудачей – ребенок просыпается. А нужно набраться терпения на 10-20 минут, и всего лишь дождаться фазы спокойного (глубокого) сна. Наблюдательные родители достаточно быстро учатся распознавать эти стадии сна, тем самым существенно облегчая собственную жизнь. Пытаясь уложить ребенка спать, важно поймать этот загадочный момент засыпания, иначе процесс «укачивания» может затянуться на время всего цикла (от 30 минут и более), прежде чем малыш сможет погрузиться в сон снова. Младенческие циклы сна, в сравнении с взрослыми, значительно более краткие и неглубокие. От кормления до кормления может проходить несколько таких сонных циклов, и в каждый такой период поверхностного сна шансы малыша на внезапное пробуждение резко возрастают. Многие дети действительно просыпаются каждые 30-40 минут, приводя родителей в ужас. Малышу, который пробудился в фазу активного сна, иногда практически невыполнимо заснуть самостоятельно, но и маме помочь ребенку уснуть бывает достаточно непросто. В такой ситуации родителей должно утешать одно простое объяснение: младенцы так спят, потому что они – младенцы! Так устроила мудрая природа. Ведь именно такой чуткий поверхностный сон с частыми пробуждениями помогает им выживать. В первые недели жизни даже в мелочах ребенок особенно сильно нуждается в помощи взрослых. Но ведь нельзя же быстро и эффективно сигнализировать о своих злоключениях (холод, голод, затруднение дыхания и другой психофизический дискомфорт), находясь в глубоком сне!

На 3-6 недели жизни у младенцев соотношение активного и глубокого сна начинает постепенно меняться, и ребенок проводит больше времени в состоянии спокойного сна. К моменту, когда ребенок достигает возраста 6 месяцев, спокойный сон составляет уже около 60-70% от всего сна. Фаза глубокого сна наступает гораздо быстрей, соответственно уменьшаются шансы малыша на внезапное пробуждение.

Примерно в это же время у ребенка начинают формироваться отчетливые периоды бодрствования. После первых 2-4 месяцев наступает счастливая пора: продолжительность ночного сна возрастает, иногда даже до 5-6 часов непрерывного сна (мама ликует).

Однако, за все нужно «платить»: время дневного бодрствования малыша значительно увеличивается, и мама может не успевать хорошо выполнять свои домашние дела.

Общее время сна в это время обычно составляет 15-16 часов (внимание! цифры очень относительные, они не руководство к действию.)

Все дети разные! И все дети ночью спят по-разному. Это зависит от бесчисленного множества факторов (состояние здоровья, темперамент, привычки, психоэмоциональные особенности окружающих ребенка людей, температуры и влажности воздуха в спальне, метеоусловий и т.д.

) Один ребенок, к удовольствию своих родителей, уже на втором месяце жизни быстро засыпает вечером и крепко спит всю ночь, просыпаясь один раз для ночного кормления. Другой засыпает с большим трудом и бесконечными укачиваниями, и затем спит всю ночь «без задних ног». Третий стремительно засыпает, но затем ночью просыпается каждый час.

Ну а некоторые дети («особые»), кажется, что вообще не спят. По крайней мере, так считают их семьи. Чаше всего, они и становятся завсегдатаями кабинетов детских неврологов.

Во втором полугодии общее время сна продолжает уменьшаться, (в среднем до 13-15 часов в сутки), при этом продолжительность ночного сна увеличивается к году до 9-11 часов. Ближе к году днем ребенок спит обычно около двух раз, а далее, после года, многие дети спят днем всего 1 раз.

В этот период стремительно созревают центры мозга, координирующие механизмы суточных ритмов, реагирующих на изменение степени освещения. В это время особенно важно обеспечить правильное затемнение в спальне. Нередко, качество ночного сна во втором полугодии может ухудшаться.

Ребенок днем получает множество новых впечатлений (ползает, ходит, играет, общается и т.д.), при этом, дневные впечатления, «не переварившись, как следует», выплескиваются ночью в виде плачей и просыпаний. Сюда же добавляются некоторые ночные пробуждения для попыток «опробования» своих новых двигательных навыков.

Главное правило оценки нормального качества и количества сна у детей первого года жизни – это отсутствие всяческих правил! Если ребенок в течение всего бодрствования бодрый и веселый, и явно не выказывает желания поспать, вероятно, у родителей нет причин для беспокойства по поводу количества сна. Здоровый малыш прекрасно контролирует и регулирует свой сон без вмешательства озабоченных взрослых.

Источник: http://www.nevromed.ru/stati/narusheniya_sna_detey

Для родителей
Добавить комментарий