5 способов увлечь ребенка математикой

Содержание
  1. Как увлечь ребенка математикой на летних каникулах
  2. Как помочь ребенку полюбить математику – развитие интереса к точным наукам
  3. В современном мире нет разделения на гуманитариев и технарей. человек может заниматься чем хочет, а не ориентироваться на «врождённые» способности.  
  4. Как увлечь точными науками
  5. 5 способов полюбить математику
  6. Найдите математику в реальной жизни
  7. Начните играть
  8. Решайте трудные задачки
  9. Читайте книги 
  10. Смотрите образовательные видео
  11. Как помочь ребёнку понять и полюбить математику: 5 способов
  12. Покажите, что математика нужна в реальной жизни
  13. Признайте, что будет непросто
  14. Предложите свою помощь, но не решайте задания целиком
  15. Не говорите о своей неприязни к математике
  16. Поощряйте любознательность
  17. 5 способов полюбить математику
  18. Как учить детей математике, чтобы они ее не возненавидели
  19. 1. Подчеркивайте красоту математики
  20. 2. Разбирайтесь в фундаментальных основах
  21.  3. Рассказывайте истории
  22. Заключение
  23. Как заинтересовать ребенка математикой — рассказывают учителя
  24. Марина Романова, кандидат педагогических наук, профессор департамента методики обучения Московского городского университета МГПУ
  25. Наталья Глазкова, педагог начальных классов школы №2120
  26. Марина Рогатова, главный методист по математике проекта«Яндекс.Учебник», автор учебных и методических пособий для начальной школы
  27. Алексей Мокрищев, учитель начальных классов школы №2065
  28. Наталья Зуйкова, учитель начальных классов школы №1368

Как увлечь ребенка математикой на летних каникулах

5 способов увлечь ребенка математикой

Можно ли заняться летом с ребенком математикой и не испортить ему каникулы? На первый взгляд, это кажется абсолютно нереальным. Телевизор, друзья, гаджеты, велосипед, футбол…. А тут опять “иксы” и “игреки”.

Даже час занятий в день посреди безмятежной свободы воспринимаются в штыки и вызывают бурю протеста. А от решенных из-под палки примеров особой пользы не будет.

Однако выход есть, считает отец пятерых детей, доктор физико-математических наук, декан факультета компьютерных наук Высшей школы экономики Иван Аржанцев.

Свой способ развивать математические таланты и склонности детей во время каникул, не вызывая при этом никакого протеста, он опробовал на собственных детях и их друзьях. Жертв нет, всем интересно.

– Почему-то многие считают, что математика – это только сложные расчеты, дискриминанты, интегралы, – хотя на самом деле это совсем не так, – объясняет свой подход Иван Аржанцев. – Вообще дети обычно не очень любят считать. Зато с удовольствием решают “качественные задачи”.

Ведь математика на самом деле может спрятаться в таких вещах, что сторонний человек ее там искать и не подумает. Такие “качественные задачи”, затрагивающие не столько арифметику, сколько логический аспект, умение рассуждать, помогают детям разобраться что к чему, понять причинно-следственные связи. Это намного важнее техники счета.

Задания помогут потом во многих жизненных ситуациях, сформируют критическое мышление.

Победителей школьных олимпиад отправят в Испанию, Италию и Китай

Что это за “качественные задачи” такие, что даже расслабленный школьник воспримет их не как обузу, а как еще один вид развлечений? Внешне они могут быть похожи на головоломки и ребусы, но за каждой из них стоит та или иная математическая идея или метод. Для их решения не нужны ни тригонометрия, ни параболы с гиперболами и что-нибудь еще из высшей математики. Самые простые задачки на первый взгляд воспринимаются как совсем не серьезные, но чтобы их решить, приходится всерьез задуматься.

Например, самая простая задача с подвохом может выглядеть так.

Задача №1

Есть столб высотой 10 сантиметров. По нему ползет улитка. За день она поднимается вверх на 5 сантиметров. А потом наступает ночь, улитка засыпает и соскальзывает на 4 сантиметра вниз. За сколько дней улитка сможет забраться на самый верх?

Посмотреть ответ

Кроме всего прочего, занимательные летние задачи могут быть максимально прикладными. Считать в дождливый день скорость наполнения бассейнов “А” и “Б”, о чем постоянно просят авторы школьного учебника, скучно. Зато родители могут предложить намного более интересное задание. Буквально из летней жизни конкретного ребенка.

Московская школьница разработала инновационный метод диагностики

Задача №2

Для решения потребуется нарисовать план дачного поселка, деревни, района города, где проводит лето школьник. Надо выяснить, можно ли построить такой маршрут, чтобы побывать а) на каждой улице и б) на каждом перекрестке ровно по одному разу.

Посмотреть ответ

Такие задания хороши тем, что они подходят и младшим школьникам, и подросткам. Предыдущую задачу удобно решать методами теории графов. Помните, что это такое? В школе проходили.

– Сложно научить ребенка тому, что сам не знаешь, – предостерегает Иван Аржанцев. – Поэтому надо или найти кого-то, кто знает и будет с вашими детьми заниматься, или сначала посидеть самому, разобраться, а потом предлагать задания ребенку.

Летом проводится множество математических лагерей, весь год работают кружки, как правило, их можно найти при университетах или в бывших “домах пионеров”. Для многих родителей, не слишком склонных к математическим премудростям, это хорошая возможность помочь своему ребенку получить гармоничное развитие.

Математику надо понимать, она обязательно пригодится не только программисту, но и социологу, биологу или даже филологу. Эра точных наук уже наступила.

Задача №3

Есть контурная карта, на которую нанесены границы некоторого количества стран. Для начала пусть их будет около десятка. Каким количеством цветов можно раскрасить эту карту так, чтобы соседние государства, имеющие общую границу, были закрашены разными цветами?

Посмотреть ответ

Еще одна внешне простая и безобидная задача открывает дорогу к огромному разделу математики, связанному с сортировкой больших данных. Сейчас это очень востребованное направление. А познакомиться с ним можно на таком примере.

Задача № 4

Директор вызвал школьника за 15 минут до начала торжественного вечера, на котором всем ученикам будут вручать грамоты. Сейчас они лежат стопками по классам, а надо расположить все в едином алфавитном порядке. Как школьнику успеть разложить их за то минимальное время, которое ему оставили?

В Рособрнадзоре подвели итоги ЕГЭ-2015

Посмотреть ответ

Вариантов довольно много. Например, сначала взять две верхние грамоты и разместить в правильном порядке. Потом к ним прибавить третью, сразу поместив ее на нужное место. Потом четвертую и так далее.

Если в доме есть монеты разных стран, можно высыпать их на стол и попросить выложить их в ряд в порядке увеличения диаметра – от самой маленькой до самой большой. Подойдут и камушки с галечного пляжа или из кучи щебня. Попробуйте разные методы сортировки и оцените, какой из них работает быстрее.

Еще одна область серьезной математики, доступная для весьма свободного знакомства с ней, – комбинаторика. Опять же, вопрос-задание может показаться очень простым, и ребенок начнет искать ответ, не ожидая подвоха. А он там на самом деле довольно серьезный.

– Я своим детям такие задачи обычно даю, когда еду с ними вместе в машине, – делится Иван Аржанцев. – Причем у меня они все разновозрастные, поэтому я заранее каждому выписываю на бумажку что-то, подходящее для его возраста. И пока едем, они соревнуются между собой, кто быстрее справится со своим “билетом”.

Задача №5

Существует захватывающая игра комкобол, в нее играют командами по шесть человек в линию. Сколько есть вариантов расстановки игроков каждой команды на поле?

Посмотреть ответ

Есть задачи специально для девочек. Не в том смысле, что мальчик их не решит. Просто формулировка их очень понравится именно юным красавицам. Для парней условия надо немножко поменять. Кроме математического развития, такие задания дадут умение принимать решения: в жизни это всегда пригодится.

Задача №6

Алгоритмический выбор платья. Сначала надо придумать как можно больше параметров, по которым можно оценить одежду.

Это могут быть цвет, длина юбки, тип покроя, материал… Дальше надо каждый из этих параметров закодировать цифровым значением. Например, красный цвет – 1, оранжевый – 2, желтый – 3 и так далее.

Каждому параметру выставить оценку в баллах, выбрать максимальные, записать итоговую кодировку изделия.

Посмотреть ответ

Составлен рейтинг самых странных задач для школьников

– Школьная программа перегружена инженерной математикой, – рассказывает Иван Аржанцев. – Те же интегралы использует, например, инженер-конструктор самолета. Конечно, он сейчас в основном считает на компьютере, но что-то должен уметь вычислить и “руками”.

Тригонометрия нужна для ракетчиков и артиллеристов, они по ним траекторию полета снаряда рассчитывают. Эти знания полезны, но сейчас в ходу больше другая математика.

В школе с ней зачастую ребят не знакомят, на ЕГЭ таких заданий, скорее всего, не будет, но для того чтобы научиться мыслить и анализировать, они очень хорошо подходят.

В конце – немного про современные информационные технологии. Об этом следующая задача.

Задача №7

Помогите поисковой системе правильно распределить найденные ссылки по запросу “Москва”.

К выдаче готовы много миллионов страниц: и про город, и про реку, и про певицу с таким псевдонимом… Но обычно пользователь смотрит только те 20 ответов, которые помещаются на первой странице.

Соответственно, хороший поисковик должен выдать туда те материалы, на самом деле интересные пользователю. Надо придумать критерии и алгоритм, позволяющие машине выбрать двадцать самых интересных для пользователя и отобразить их на первой странице поисковой выдачи.

Посмотреть ответ

Пополнить список занимательных задач можно здесь

  1. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки: задачи для математического кружка. М.: МЦНМО, 2006
  2. Б.П.Гейдман и И.Э.Мишарина. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис-пресс, 2007
  3. А.Х.Шень. Программирование: теоремы и задачи. М.: МЦНМО, 2004

Для самых прогрессивных родителей задания выложены на сайтах:

Источник: https://rg.ru/2015/07/09/zadaniya-site.html

Как помочь ребенку полюбить математику – развитие интереса к точным наукам

5 способов увлечь ребенка математикой

Общественные стереотипы делят людей на технарей и гуманитариев. Принято считать, что первые воспринимают информацию через цифры и алгоритмы, у них лучше развито логическое мышление, а вторые — познают мир при помощи чувств и образов, умеют творить и генерировать идеи. 

Впервые такое разделение происходит в школе. Если трудно с точными науками — ты гуманитарий, сколько ни старайся, всё равно ничего с математикой не выйдет.  

Раньше считалось, что человек с рождения имеет талант в определённой области, а изменить это можно, только если усиленно развивать другое направление с раннего детства. 

Такой подход уже давно неактуален. Учёные доказали: когда у человека появляется проблема, с которой раньше он не сталкивался, мозг выделяет на её решение группу нейронов.

Их формирование индивидуально для каждой задачи, поэтому нельзя говорить о врождённой предрасположенности к каким-либо навыкам: при должном старании любой человек способен научиться чему угодно.

Даже если ребёнку тяжело даётся устный счёт — в будущем он сможет стать великим математиком, стоит только захотеть. 

В современном мире нет разделения на гуманитариев и технарей. человек может заниматься чем хочет, а не ориентироваться на «врождённые» способности.  

Успех в том или ином предмете во многом зависит от харизмы и манеры преподавания педагога. Сплошная зубрёжка способна отбить интерес к изучению математики, даже если у ребёнка есть предрасположенность. 

В современном мире ценятся универсальные специалисты, которые умеют работать с цифрами, алгоритмами и текстами, применяют творческий подход, опираются на разнообразные умения и навыки. Например, хороший программист знает иностранные языки, а геймдизайнер должен уметь отредактировать сценарий игры и творчески проработать персонажей. 

Как увлечь точными науками

Для формирования интереса к алгебре и геометрии расскажите ребёнку, чем ему будут полезны эти предметы в жизни и как их можно применять на практике. 

5 причин полюбить математику: 

  • Регулярное решение уравнений и задач тренирует мозг, улучшает память, развивает внимательность и расширяет кругозор. 
  • Математика в любой момент может понадобиться в повседневной жизни, например, узнать, на сколько дней хватит карманных денег. 
  • Расчёты есть во многих науках, например, химии, физике, географии. Даже гуманитарные предметы — языки и литература — опираются на математические и логические законы. 
  • Для тех, кто серьёзно занимается алгеброй и геометрией, в них сокрыта красота и гармония, сродни музыке. 

Математика на самом деле очень простая. В ней всего два аспекта. Первый — строгость логического мышления. Неумение прослеживать причинно-следственные связи — большая проблема человечества. Из-за этого происходит множество конфликтов. Математика же позволяет определять, следует ли «А» из «Б», на уровне рефлексов. Если в задаче что-то не сказано, ты не имеешь право это предполагать, а если сказано, нельзя игнорировать. И второй — это прикладные навыки. Всё, что нас окружает, имеет инженерное происхождение. Математика помогает понять, как всё это работает.  

                                                                                                                                 Владимир Шарич, преподаватель математики «Фоксфорда»

Математика интересна, когда в ней есть творчество, а законы ясны и легки в использовании. Однако скорость усвоения материала у всех детей индивидуальна, поэтому важно уделять достаточно времени каждой теме, чтобы качественно её понять и проработать. Так, ученики «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» могут двигаться в своём ритме.

Занятия проводятся в режиме онлайн-трансляции, когда можно сразу же пообщаться с преподавателем и задать ему возникшие вопросы. Все видео сохраняются, их можно изучить в любое время и посмотреть повторно.

Для ребят, которые увлечены этим предметом и хотят участвовать в олимпиадах, в «Домашней школе Фоксфорда» есть математический образовательный маршрут. 

5 способов полюбить математику

Главное — сделать занятия интересными. Вот несколько советов, которые помогут всей семье весело и с пользой провести время, изучая точные науки. 

Найдите математику в реальной жизни

Точные науки окружают нас повсюду, и если показать это ребёнку, то у него никогда не возникнет вопроса: «Где мне пригодятся алгебра и геометрия?». 

Начинать можно с чего-то простого: посчитать сдачу в магазине или назвать, из каких фигур состоят обычные предметы (стакан — цилиндр, кровать — прямоугольник и так далее).

Чем старше человек, тем интереснее становится математика вокруг него. Старшекласснику можно доверить ведение семейного бюджета или планирование финансов на отпуск. Всё это станет ежедневной тренировкой математического мышления. 

Начните играть

Компьютерные и настольные игры отлично способствуют развитию интереса к математике. Преимущество настолок в том, что это увлечение для всей семьи.

Интересная математическая игра «7 на 9» понравится и детям, и взрослым. В ней каждая карта закрывается той, на которой сумма изображённых цифр выше.

Это отличный способ тренировки устного счёта и быстроты реакции: кто раньше избавится от карт, тот и выиграл.

В интернете можно найти много бесплатных интерактивных головоломок. Например, в приложении «Math. Пазлы и математическая игра» сто уровней сложности, в каждом из которых оригинальная задача — удобная и быстрая тренировка. 

Решайте трудные задачки

Примеры в учебниках порой скучные, а тем, кто уже понял пройденную тему, могут показаться слишком лёгкими. Чтобы ребёнок не разлюбил математику, подогревайте интерес трудными, но посильными головоломками. Многие такие задачи пишутся специально для олимпиад.

Читайте книги 

Парадоксально, но литература способна повысить интерес к точным наукам и вдохновить на собственные исследования. Младшим школьникам и подросткам подойдут художественные рассказы о математике и необычные сборники и задачники.

Советуем обратить внимания на эти книги: Лев Генденштейн «Алиса в Стране математики», Владимир Левшин «Магистр Рассеянных Наук: математическая трилогия», Игорь Шарыгин «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы».

В каждой из них яркий герой постигает премудрости математики, и без помощи читателя ему никак не справиться. 

Для более старшего возраста подойдут биографии известных исследователей и научно-популярные книги. Предложите своему ребёнку прочитать «Удовольствие от X» Стивена Строгаца или «Магию математики» Артура Бенджамина. 

Смотрите образовательные видео

Короткие видеолекции — удобный формат для учёбы. Советуем популярный канал на для тех, кто интересуется точными науками и готов пойти дальше школьной программы — Sibscience, его ведут настоящие учёные. Они рассказывают обо всём: от основ геометрии до теории игр и экономики. 

Также побудить интерес к математике и подготовиться к аттестациям по этому предмету помогут базовые курсы «Домашней школы Фоксфорда». Выберете нужный класс обучения в каталоге, и постигайте красоту алгебры и геометрии вместе с преподавателями из лучших вузов страны!

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-pomoch-rebenku-polyubit-matematiku

Как помочь ребёнку понять и полюбить математику: 5 способов

5 способов увлечь ребенка математикой

Иногда простая неприязнь к математике перерастает в нечто большее. Существует специальный термин «математическая тревожность», который включает в себя чувство неконтролируемого страха перед решением задач и примеров.

Согласно исследованиям психологов из университета Чикаго, люди, обладающие высоким уровнем математической тревожности, испытывают подобие физической боли, когда думают, что им придётся иметь дело с вычислениями.

Такой страх приводит к низкой успеваемости по всем предметам, где задействована математика и сильно ограничивает человеческие возможности.

Мы приводим 5 советов из материала The Conversation, которые помогут детям полюбить математику и побороться с негативными эмоциями по отношению к ней.

Покажите, что математика нужна в реальной жизни

Обычно в школе к математике подходят консервативно: детям дают большое количество домашней работы, зубрят формулы и теоремы. Для некоторых учеников такая математика кажется слишком сложной для восприятия, абстрактной, не связанной с реальной жизнью.

Заинтересовать застучавшего ребёнка предметом можно, показав, как он используется в повседневной жизни. Например, попросите ребёнка посчитать сумму покупок до момента оплаты.

Усложните задачу: выберите товары, на которые указан процент скидки, а не окончательная цена, спросите сколько будет стоить товар за вычетом скидки.

Или покажите, как используется математика при приготовлении пищи: возьмите рецепт на два блюда и вместе пересчитайте ингредиенты на троих, также можно поискать переводной рецепт, где используются в качестве мер счисления Фаренгейты или фунты и переведите их в градусы и граммы.

Такой подход к математике широко используют родители в Сингапуре. Они создают обогащённую математическую среду с юных лет, обсуждая с детьми цифры, формы фигур, задают простые задачки, записывают на занятия, развивающие математическое мышление и логику, например, шахматы и Лего.

Признайте, что будет непросто

Изучение математики не даётся легко: чтобы как следует разобраться с новой темой нужно провести не один час за учебниками, ещё больше времени понадобиться на решение задач и работу над ошибками.

Многим детям такая нагрузка может оказаться не по силам.

Но математика ценит настойчивость и терпение, за которые щедро вознаграждает: тщательно разобравшись в теме однажды, ребёнок вряд ли забудет материал, понимание которого ему досталось с большим трудом.

Каждый раз, когда дети достигают успеха, они обретают уверенность в своих способностях к математике. Поэтому важно поощрять даже их самые маленькие победы.

Предложите свою помощь, но не решайте задания целиком

Одни любят ходить горы в одиночку, другим нужна компания, которая поможет на трудном пути восхождения. Также и в изучении математики: некоторые школьники могут справиться со всем сами, в то время как другим необходима помощь.

Исследования показывают, что сложности с математикой, как правило, испытывают дети, чувствительные к реакциям окружающих: родителей, учителей, сверстников. Часто они стесняются попросить о помощи, боятся выглядеть неумелыми на фоне более успевающих одноклассников.

Помогите ребёнку разобраться с непонятными моментами, но не решайте домашнее задание полностью за него, так он ничему не научится.

Не говорите о своей неприязни к математике

Математическая тревожность может передаваться из поколения в поколение, поэтому на родителях лежит большая ответственность за то, как дети относятся к решению задач. Если родители покажут, что в математике нет ничего страшного, помогут укрепить уверенность ребёнка в своих силах, то в будущем он получит возможность преуспеть в ней и смежных дисциплинах.

Ни в коем случае не рассказывайте детям про математиков и гуманитариев, пытайтесь развенчать данный миф, если ребёнок заговорит о нём. Такое разделение ложно и не вдохновляет на изучение предмета.

Поощряйте любознательность

Эдди Ву, преподаватель математики из Австралии, стал настоящей интернет‑сенсацией благодаря уникальному подходу к преподаванию математики. Свои занятия он начинает с изложения основных идей, а затем детально объясняет теорию, используя картинки и наглядные схемы.

Эдди не просит учеников делать упражнения на закрепление пройденного материала – вместо этого они делают задания на развитие «математической интуиции». Он также всегда задается вопросами «почему?», «зачем?» и «как?», словно он сам ученик, пытающийся разобраться в новой теме.

«Суть математики заключается не только в том, чтобы находить правильные ответы, но также и в том, чтобы задавать правильные вопросы. Математика нужна не для того, чтобы научиться быстро считать в уме. Её цель — находить новые способы решения задач, и решать их, используя интуицию и воображение», — отметил Эдди в выступлении TEDxSydney.

Если у вас не получается самостоятельно увлечь ребёнка математикой, найдите полезные и увлекательные курсы математики для детей на TeachMePlease.

Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/kak-pomoch-ponyat-i-polubit-matematiku

5 способов полюбить математику

5 способов увлечь ребенка математикой

Преподаватель младших классов, участник программы «Учитель для России» Валентина Мошкина делится простыми приемами, которые подойдут для родителей и учителей.

Математика — это очень близкий к жизни предмет, который может понять человек любого возраста.

Мы постоянно окружены числами: есть часы, которые показывают, когда мама придет с работы (и раз ребенок ее ждет, ему необходимо понять, как определять время), есть ценники на любимые продукты, а с какого-то возраста и карманные деньги на покупки, есть номера домов, автобусов, квартир. Включайте детей во взрослую жизнь. Объясните, как вы снимаете показания счетчиков и платите за квартиру.

Когда идете в кино, дайте малышу билет и попросите самостоятельно среди множества букв и цифр отыскать ваши ряд, место.

Математика — повсюду. И если ребенок это увидит, то он не будет потом задавать вопрос «зачем мне это?».

Я против того, чтобы мучить детей, специально занимаясь «именно математикой». Но почему бы не превратить это в игру. Используете во время прогулки навигатор? Тогда покажите малышу карту: «Смотри, это дом №4, до этого был №2, а какой будет потом?..»

Можно играть с детьми в магазин. С теми, кто постарше — в банк.

Рисуйте фигуры, раскладывайте по ящикам игрушки (это, между прочим, классификация множеств). Вовлеките ребенку в ту игру, которая будет интересна именно ему. Нравятся машины? Разглядывайте номера машин, пересчитывайте количество желтых, зеленых, серебряных машин.

В возрасте до 7–8 лет ребенку не стоит решать пример только для того, чтобы его решить. Так можно возненавидеть математику на всю жизнь.

Просто так делать пример неинтересно. Малыш должен понимать, зачем ему это нужно. Для этого необходимо придумать цель. Это совсем не сложно. В некоторых учебниках и рабочих тетрадях составители уже используют эту «фишку».

Например, в тетрадках Петерсон есть поощрительные задания. Ребенок решает примеры, и в результате может использовать ответ для отгадывания загадки или для того, чтобы нарисовать какую-то картинку (отгаданная загадка и рисунок – это и есть поощрение).

Ради таких бонусов дети готовы решать примеры даже на переменах.

Все знают игру «Мемори», предназначенную для тренировки визуальной памяти. Но не все догадываются, что ее можно изменить под конкретные цели. Например, для обучения математике.

Я пишу на одной карточке слово «треугольник», на другой — рисую фигуру. Аналогично готовлю карточки с остальными фигурами. Потом раскладываю перед детьми карточки лицевой стороной вверх.

Даю время посмотреть на них. Затем переворачиваю их вверх «рубашкой». Жду некоторое время и предлагаю по памяти найти и перевернуть соответствующие друг другу карточки.

Треугольник — с треугольником, квадрат — с квадратом.

Точно так же играем с определениями и формулами. На одной карточке написана «S» (площадь), на другой — её формула.

Я использую в работе принцип карточной игры «Сундучок», в которой нужно как можно быстрее собрать все карты одного значения (четыре «валета», четыре «дамы»). Только вместо игральных карт я сделала с формулами и переменными. Кто быстрее соберет какую-нибудь формулу (площади, периметра и др.), тот и победил.

В моем классе пользуется популярностью самая обыкновенная настольная игра с числовой змейкой. Дети бросают кубик, ходят на то количество цифр, которое им выпало. При этом проговаривают: «Я стоял на тройке, мне выпало 5, значит, я пойду на восьмерку». Такая игра тренирует устный счет и помогает ребятам ориентироваться на числовых прямых.

Математика в начальной школе нацелена не только на освоение алгоритмов, но и на развитие логики. К сожалению, сейчас программа сводится в основном к первому, а логике уделяется значительно меньше внимания. Из-за этого теряется понимание многих тем. Например, очень плохо решаются задачи.

Для гармоничного развития давайте детям решать задания из математических олимпиад вроде «Кенгуру». Самые простые задания на логику: на листочке перемешаны числа от 1 до 50 и ребенок должен обвести их в кружочек, соблюдая последовательность.

Или найти среди них те, что делятся на 2 (тема «Четные числа» и «Умножение», «Деление»). Продолжить закономерность, найти лишний предмет/число или сравнить картинки и найти отличия — все эти задания на тренировку образного, логического мышления.

Когда дети весь урок вынуждены сидеть за партой и смирно решать примеры, им становится скучно. Поэтому каждые 20-25 минут необходимо делать небольшой перерыв. Во время него я делаю с ребятами упражнения, которые не связаны с темой урока.

Хорошо идут игры на концентрацию и внимание. Это хороший способ отдохнуть и взбодриться. Мы играем в «Море волнуется раз…». Дети превращаются в фигуры, животных, цифры.

Также на физкультминутке мы перевоплощаемся в «Великанов и лилипутов» (приседаем – встаем), хлопаем в ладоши.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/5-sposobov-polyubit-matematiku.htm

Как учить детей математике, чтобы они ее не возненавидели

5 способов увлечь ребенка математикой

Технические специальности сейчас очень популярны. В связи с этим многие родители задаются вопросом о том, как заинтересовать детей математикой. Свой вариант ответа предлагает журналист Дженнифер Доверспайк. Предлагаем адаптированный перевод ее статьи.

Моя маленькая дочь сидит за кухонным столом перед задачником, карандаш зажат в левой руке, чуть высунут язык от раздумий. Она глядит на меня и говорит: «Мама, это так круто!». И возвращается к учебе. Строчка за строчкой. Задача за задачей. 9+1=_. 7+1=_. Она останавливается, пищит от восторга. Зловеще шепчет: «Сейчас сделаю 13 + 1!».

Я уже читала о том, как мы в Америке преподаем математику. И видела мемы, вышучивающие программу Common Core (единый комплекс государственных образовательных стандартов в США — ред.). Но я никогда не думала собрать воедино все мысли по этому поводу, пока не увидела дочь, которая радостно и добровольно решает задачки из учебника Kumon.

Я смотрела, как она с восторгом решает страницу за страницей, и думала: «Солнышко, однажды ты все это возненавидишь». Это меня испугало. Конечно, до формального изучения математики в школе ей еще несколько лет.

И какая разница, по какой программе они учатся или какие им попадутся учителя, если ей настолько нравится математика, чтобы искать дополнительные задачки. Очевидно же, у нее математический склад ума.

Ведь так?

Пару лет назад я писала об основах грамотности. Один из ключевых постулатов в том, что обучение грамоте — это не только звуковое и письменное заучивание слов, хотя и это важно.

Свою роль выполняет игра с задействованием воображения, ведь она увеличивает ситуационный словарь, а также учит ребенка тому, что у историй есть начало, середина и конец.

Последнее, чего я желала бы своей дочке — чтобы любовь к чтению и книгам из нее выбили бесчисленными зубрежками и тестами на правописание.

В школе моя дочка также изучает математику в игровой манере. Их преподаватели вдохновляются подходом Реджо Эмилия, к примеру, они учат сложение, играя в настольные игры, где нужно посчитать, на сколько клеточек вперед пройти. Но я читаю статью за статьей об образовании в США и начинаю опасаться, что в старших классах все опять сведется к формулам и бесчисленным рядам задач в учебнике.

Это бьет меня прямо по больному. Я лично ненавижу математику. Когда-то в школе она мне удавалась, я даже брала себе математические предметы на первом курсе.

Но там приемов, которым меня обучил преподаватель, хватало только, чтобы сдать экзамен и благополучно забыть обо всем на следующий же день. Предметы, связанные с алгеброй в вузе, дали мне понять, что по-настоящему я не понимаю математики.

Я умела посчитать производную или интеграл, знала все основные определения, но я просто не «видела» математику так, как мои коллеги по группе.

Так что, если дочка хочет учиться, я хотела бы обучать ее. Дать ей основы математических знаний на тот случай, если программа с этим не справится.

Я хочу, чтобы она помнила, что математика — это о решении задач и воображении, и о бесконечном обещании большего. Не просто цифры на бумаге. На ее текущем уровне, я не хочу, чтобы она просто запомнила, что 5+3=8.

Я хочу, чтобы она знала, что 25+3=28 и 45+3=48, и почему все так аккуратно и совершенно устроено в нашей десятеричной системе исчисления. Как же это сделать?

1. Подчеркивайте красоту математики

Музыкант просыпается от жуткого кошмара. В нем он оказывается в обществе, где музыкальное образование — обязательно. «Мы помогаем ученикам становиться более конкурентными в мире, заполненном звуками». Учителя, школы и государство — отвечают за этот жизненно важный проект. Образовательные программы, комиссии, решения — все это без участия единого музыканта.

… Просыпаясь в холодном поту, музыкант осознает, что это был всего лишь безумный сон. «Конечно», — бормочет он. — Ни одно общество не свело бы такое прекрасное, значительное искусство к чему-то настолько выхолощенному и банальному.

Ни одна культура не может быть настолько жестокой к своим детям, чтобы отобрать у них такое прекрасное, дарящее радость средство выражения. Как нелепо!».

На другом конце города от подобного сна проснулся художник… (выдержка из книги Пола Локхарда «Плач математика»).

Когда я думаю о математике, на ум приходят бесчисленные правила, лабиринтообразные конструкции, которые приходится вытягивать из пыльных закоулков мозга, чтобы решить задачу перед глазами. Начальная математика не так уж плоха.

Даже с цифрами, символами и условными обозначениями мы можем демонстрировать закономерности и зависимости.

Но затем то, что происходит в большинстве школ, как пишет Тара Хольм в Boston Globe, — это нисхождение в математический Гадес, марш смерти, который идет к Calculus (математика в программе американской школы).

Как только начались формулы, перед учителями встает большой соблазн маршировать по этому пути. Избегать всеобъемлющих объяснений о том, как работает десятеричная система, большие числа или умножение, или же откладывать это далеко на потом.

Как пишет Энди Кьерш в Business Insider, «формулы и алгоритмы подаются без контекста или мотивации, учеников заставляют просто запоминать и применять их… Это все противоречит тому, о чем на самом деле наука математика. Математика — одно из самых творческих, поэтических предприятий человека.

И то, что ее так преподают в школах — катастрофа».

Наглядные материалы (вроде бусин или желудей) часто используются в начальной школе, к примеру, чтобы показать наглядно сложение. Так я учила детей делать первые шаги. Но некоторые программы, вроде системы Монтессори, — на шаг вперед в таком подходе.

В этой системе используются самокорректирующиеся наглядные материалы, которые знакомят детей с основами математики задолго до символов и уравнений.

С помощью «золотых бусин» Монтессори детей учат основам десятеричной системы (это обучающая игрушка, где бусинки собраны по десять в сегменте — ред.).

Пока ты ребенок, ты, возможно, не можешь оценить красоту абстракции, так же, как и понять абстрактные понятия математики. Но в системе Монтессори делают все наоборот. Наглядные обучающие игрушки сами по себе красивы и просты. Как математика.

И мы возвращаемся к «Плачу математика». Я, может, и немного помню о квинтовых кругах, но если посадить меня за пианино, я сыграю.

2. Разбирайтесь в фундаментальных основах

Когда у Шерил день рождения? (популярная в интернете логическая задача — ред). Когда задачка из старшей школы стала вирусной, пользователи выдавали противоречивые ответы, а кто-то из взрослых даже ударился в панику или смятение. Учитывая, что условия ее — довольно таинственны, многие удивлялись, как можно в принципе прийти здесь к верному ответу? 

Не думаю, что большинство взрослых американцев способны решить эту задачу. На самом деле, ведь эта задача не была написана для 11-летних детей в сингапурских школах, как рассказывал нам интернет. Это задача из школьной математической олимпиады. Но меня все еще смущает, что многие взрослые даже не знали, как приступить к решению.

Между подсчитыванием бусин, чтобы обучиться сложению, и изучением символов, которые представляют сложение — небольшая пропасть. Для моей дочки она была заполнена числовым рядом 1 2 3 4 5 6.

Если спросить ее, что идет через два деления от 4, она бы ответила 6. Затем, используя те же числа, я показываю ей, что 4+2=6. В школах Сингапура есть эта «показательная» фаза, которой заполняется эта пропасть.

Простенькие арифметические уравнения иллюстрируются простыми же графиками.

Те же золотые бусины Монтессори на простом и понятном примере показывают ключевые фундаментальные принципы умножения.

Сингапурский метод преподавания, так же, как и золотые бусины, позволяет ученику в конце-концов понять, как моделировать ответ на сложную проблему, вроде «дня рождения Шерил», не полагаясь чрезмерно на запоминание формул. В таком процессе обучения каждый новый урок надстраивается над предыдущим, как детальки LEGO.

Но проблема в том, что учителя и родители сами часто путаются в математике, не говоря уже о методах «изобразительного обучения» математике. Ставить ребенку плохую оценку за написание 15=5+5+5 вместо 15=3+3+3+3+3 — это проблема учителя, а не стандартов образовательной системы.

Еще одна проблема нашей образовательной системы — «спиральный подход», вместо принятой в сингапурских школах манеры оттачивать знание каждого математического концепта.

На учеников взваливают все больше и больше идей, перескакивают от темы к теме, не разобравшись детально, отделываясь обещанием вернуться к теме еще раз в следующем году… Многие рекомендуют программы, где от студентов не требуется немедленно найти ответ к задаче.

Сначала нужно выстроить базу для решения, а уж потом — найти максимально эффективный путь.

Иначе обучение по эффективности сравняется с тем, что мы посадим, к примеру, третьеклассников, разобьем их на группы и заставим деконструировать аллегории «Скотного двора» Оруэлла, на следующий день заставлять их же заучивать речь Мартина Лютера Кинга, а знания оценивать в результате по сочинениям по шекспировским комедиям.

 3. Рассказывайте истории

Он рассказал историю о Карле Фридрихе Гауссе, известном немецком математике, который родился в 1777 году. Когда Гаусс был еще школьником, учитель приказал сложить все числа от 1 до 100. Задание должно было занять час, но Гаусс нашел ответ почти мгновенно. «Кто-то знает, как ему это удалось?», — спросил Хуарес Корреа (известный мексиканский педагог — ред.).

Несколько учеников попытались складывать числа и скоро поняли, что это займет много времени. Палома, работая со своей группой, аккуратно записала несколько последовательностей, а затем подняла руку: «Ответ — 5050. Это 50 пар по 101»

Хуарес Корреа почувствовал небольшой озноб. Он никогда не сталкивался с учеником с такими врожденными способностями. Он присел рядом с ученицей и спросил, почему она никогда не интересовалась математикой, ведь очевидно ей математика удается. 

«Потому что никто не делал математику интересной». (история из Wired). 

Лучшие математические программы подчеркивают «понимание концепций как инструмент к предсказанию, изучению и объяснению мира вокруг».

Ричард Ружик, создатель школы «Искусство решения задач (Art of Problem Solving) и ее младшего эквивалента — Beast Academy, говорит, что это требует «творчества, дарования и энергичной умственной гимнастики».

Его программа сначала представляет ученикам задачи и вопросы, и только после того, как ученики самостоятельно над ними поработают, они получают правильный алгоритм решения.

«Искусство решения задач» разработано для талантливых студентов, но ребенку не нужно быть одаренным, чтобы получать удовольствие от учебника Kitchen Table Math — введения в математику для очень маленьких детей. Вырастая, они также могут учиться по серии учебников «Жизнь Фреда» (Life of Fred).

Ее создатель, Стенли Шмидт считает, что дети должны учиться, читая и погружаясь в историю, самообучаясь по пути.

Вместо того, чтобы заставлять детей размышлять на тему «Где нам все это может пригодиться», такие книжки показывают детям, что они и так занимаются математикой каждый день, просто не осознают этого.

(На этом месте редакция скромно добавляет восторженный пассаж о детских впечатлениях от серии «Магистр рассеянных наук», где главные герои, попадая в передряги и приключения, знакомятся с фундаментальными основами математики и логики).

Заключение

Я далека от эксперта в математике (помните, я ее ненавижу), так что со своими детьми я постараюсь применять подход «то, что кажется мне верным» совместно с тем, что им предложит школьная программа. Мы с детьми много играем со счетами, вычитая и складывая. Для них — это просто еще одна игрушка.

Одно из самых ярких впечатлений моего детства: я вернулась домой и обнаружила там огромную вручную раскрашенную карту умножения. Маме она настолько нравилась, что ее эмоции передались и мне, я часами рассматривала зависимости. До сего дня я, человек, ненавидящий зубрежку, умножаю как босс.

В процессе написания статьи, я попыталась найти способ визуализировать сложение. Так что я прилепила парочку таблиц на ближайшую стену, и забыла о них. Два дня спустя дочка прибежала ко мне, заинтригованная. «Что это за цифры там вверху?», — спросила она. Я усмехнулась и объяснила. «Покажи мне, как это делается», — потребовала дочка.

В конце-концов, никто из моих детей не должен быть лучшим в своей области, или же обучаться раньше своих одногодок, либо же становиться супергениями в математике и науке. Но если обучение способно их волновать и удивлять на протяжении всей жизни, значит, я сделала что-то правильно.

Источник: https://ain.ua/2016/08/26/kak-uchit-detej-matematike-chtoby-oni-ee-ne-voznenavideli/

Как заинтересовать ребенка математикой — рассказывают учителя

5 способов увлечь ребенка математикой

Математика — один из самых непростых предметов. Кому-то она дается с легкостью, но большинство испытывают трудности. При этом все начинается в начальной школе, и если упустить что-то в начале, дальше будет только сложнее. Мы расспросили педагогов и экспертов о том, как сделать математику в начальной школе любимым предметом.

Марина Романова, кандидат педагогических наук, профессор департамента методики обучения Московского городского университета МГПУ

Не надо использовать вместе со словом математика прилагательные «трудный», «сложный». Сегодня и для родителей, и для многих учителей это сочетание стало устойчивым. «Математика — сложная наука» — в этой словесной конструкции изначально заложена непосильность.

Нужно уйти от этого сочетания и использовать эпитеты «интересная», «занимательная», «веселая», «удивительная», «красивая».

Ребенок от рождения исследователь, а математические объекты — это то, что нас окружает, поэтому каждый ребенок потенциально готов к исследованию математических объектов.

Еще одна ошибка, которую постоянно допускают педагоги и родители: они пытаются максимально исключить математическую терминологию из речи. Как раз потому, что считают это очень сложным.

Но детям очень интересна математическая речь, и они с легкостью используют в своей речи термины «натуральный ряд», «прямой, тупой и острый углы», определяют все виды треугольников, с легкостью рассказывают о свойствах прямых.

И им интереснее говорить не «мы сегодня кролики, белочки и зайчики», а «мы сегодня ученые, мы делаем математическое открытие». Вы бы видели, как у них при этом горят глаза!

Наталья Глазкова, педагог начальных классов школы №2120

У нас в школе есть гендерные классы, и математика особенно хорошо дается мальчикам. Мы заметили, что им нравится «добывать материал», и выстроили программу соответствующим образом, разумеется, по ФГОС. В начале урока перед классом ставится невыполнимая задача.

В течение занятия ученики пытаются найти решение и в конце концов достигают результата. Например, ставится задача выстроить ряд чисел в порядке возрастания и даются новые величины. Они знают метры и сантиметры — и тут в задании появляются километр или полметра.

Цель урока — не просто выучить, что такое километр, а решить задачу, которую раньше не решали.

С девочками больше работает богатый визуальный ряд и сказки. Сейчас, если вы поищете в интернете и на полках книжных магазинов, то найдете очень много математических сказок, где абстрактные понятия подаются через яркие образы. Мы находим интересные сказки и рассказываем их в классах для девочек. Некоторые из них становятся настоящими хитами.

Марина Рогатова, главный методист по математике проекта «Яндекс.Учебник», автор учебных и методических пособий для начальной школы

Не нужно бояться олимпиад! Даже если вам кажется, что ребенку будет сложно – пусть попробует! Олимпиадные задачи — это задачи, требующие нестандартного подхода к решению, здесь нет готовых правил и алгоритмов.

Над ними требуется дольше думать и искать новые способы решения, дополнительных математических знаний чаще всего для работы с этими задачами не требуется. Олимпиада — это поле, где дети могут показать свое умение применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации.

Она дает возможность детям познакомиться с миром задач, отличающихся от тех, что они решают на обычных уроках. А что-то новое вызывает у детей интерес в силу их природной любознательности.

Например онлайн-олимпиада для младших школьников «Я люблю математику» — это не столько соревнование, сколько способ привить вкус к решению нестандартных задач. Составители олимпиады для детей этой возрастной группы стараются, чтобы каждый ребенок имел возможность почувствовать удовольствие от победы хотя бы над одной олимпиадной задачей.

Именно поэтому в нашей онлайн-олимпиаде нет проигравших и победителей. Её участники могут сосредоточиться на процессе: рассматривать хорошо проиллюстрированные задания, двигать объекты на экране, искать пути решения и просто получать удовольствие.

Очень важно дать ребенку попробовать свои силы в математике без страха проиграть в конкурсе или набрать мало баллов. Цель олимпиады — показать детям, что математика — красивая и увлекательная наука. Она не сводится к шаблонным решениям и не требует зубрежки, а поиск правильного ответа может превратиться в увлекательный квест.

Поэтому мы рекомендуем решать вместе с детьми олимпиадные задачи в качестве «разминки для мозгов», весело и легко. Это не экзамен, а погружение в занимательную науку.

Алексей Мокрищев, учитель начальных классов школы №2065

Оказалось, что детям интереснее и веселее всего решать логические задачи, в которых они допускают ошибки. Например: «На яблоне росло четыре груши и три яблока.

Сколько яблок росло на яблоне?» Они могут сложить все вместе, либо сказать «три».

Если они замечают подвох, то начинают кричать: «На яблоне груши не растут!» Когда материал подается через такие задачки с подвохом, то его запоминание происходит более эффективно.

Стандартные задачи я обычно предлагаю решать несколькими способами: кому-то — письменно, кому-то — с помощью схем. Все дети разные, поэтому им удобнее использовать разные подходы к решению, и если один подход не интересен, они могут попробовать другой.

Мотивирует детей больше всего похвала: неважно, в чем она выражена, — в почетной грамоте или словах учителя. Все любят, когда их хвалят, и после этого начинают стараться еще больше.

Наталья Зуйкова, учитель начальных классов школы №1368

Мои ученики постоянно участвуют во всевозможных олимпиадах и конкурсах, сами организовывают конкурсы: иногда соревновательные, иногда просто на интерес. Печатаем грамоты, чтобы награждать победителей и отмечать участников.

Каждый триместр в начальной школе мы устраиваем линейку и торжественное вручение. При этом детям действительно нравится решать олимпиадные задачи, потому что они намного интереснее, чем задачи, которые есть в учебниках.

Иногда, если кому-то становится скучно, он просит дать олимпиадную задачу на уроке.

Современный урок разбит на множество коротких этапов. На математике есть такие этапы, как устный счет и логика. Обычно те, у кого хорошо с устным счетом, преуспевают в решении логических задач больше других, но решать их любят все дети. Мы не перебиваем тех, кто считает медленнее, чтобы они тоже смогли сыграть в эту игру. В результате все остаются довольны.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/kak-zainteresovat-rebenka-matematikoj-rasskazyvaut-ucitela

Для родителей
Добавить комментарий