8 советов, как укрепить мышцы малыша

Гимнастика для глаз для детей | Блог интернет-магазина

8 советов, как укрепить мышцы малыша

Гимнастику для зрения можно проводить в любое время суток, все зависит от предпочтений ребенка. Кому-то удобнее выполнять упражнения утром, кто-то предпочитает делать их после школы, а кто-то перед сном или на перемене между уроками.

Если есть время, то лучше не ограничиваться одним подходом и повторять весь цикл несколько раз в день. Малышам от трех лет хватит 5-10 минут 3 раза в день. Количество повторов для школьников зависит от их нагрузки: оптимально уделять гимнастике время после каждого часа напряженной работы.

Это не отнимет много времени, зато принесет ощутимую пользу. Первые результаты будут заметны уже через месяц.

Некоторые родители считают, что детям дошкольного возраста гимнастика не нужна, так как они не испытывают такого зрительного напряжения, как дети старше. Но это заблуждение. Укреплять мышцы глаз нужно с самых ранних лет.

Есть несколько рекомендаций, которые нужно соблюдать:

  1. Важно работать только глазами: голова и шея обычно остаются неподвижными.
  2. Следите за нагрузкой: первые дни достаточно заниматься всего несколько секунд. Количество самих упражнений и повторов лучше увеличивать постепенно, иначе и сама гимнастика окажется слишком большой нагрузкой на глаза ребенка.
  3. Школьники могут заниматься самостоятельно, а за малышами обычно присматривают родители. Важно контролировать правильность выполнения всех заданий, иначе можно получить проблемы со зрением. Иногда занятия проводятся в детских садах.

    Воспитатель использует популярные методики, выбирает соответствующие возрасту детей упражнения и проводит гимнастику 2-3 раза в день. Чтобы малышам было интереснее заниматься, такая тренировка проходит под музыку, сопровождается песнями, стихами или играми, которые воспитатель подбирает для каждой конкретной группы.

  4. Упражнения для зрения необходимо выполнять каждый день, чтобы закрепить эффект. Если малыш занимается в детском саду, уточните у воспитателя, какие методики он использует, чтобы тренироваться с ним на выходных.
  5. Не нужно проводить слишком много упражнений, большая нагрузка не даст необходимый результат, а только утомит малыша. Для зрения полезнее заниматься регулярно и несколько раз в день по 5-10 минут.

Виды упражнений для глаз для детей

Существует большой перечень упражнений для укрепления глазных мышц детей. Внимательно ознакомьтесь с предложенными вариантами и четко следуйте инструкции. Не будет лишним показаться врачу перед тем, как начать заниматься.

Помните, что упражнения только укрепляют мышцы, а если необходимо вернуть остроту зрения или помочь глазам восстановиться после травмы или в других ситуациях, гимнастику подбирает врач строго индивидуально.

Любое самолечение чревато самыми неблагоприятными последствиями и может даже испортить зрение.

Лабиринт

Ребенок смотрит на таблицу, на которой нарисованы волнистые линии и круги разного цвета. В течение минуты он должен медленно водить глазами по этим линиям.

Туда-сюда

Ребенок смотрит в центр большого предмета, расположенного напротив. Сначала ему нужно поднять взгляд от центра вверх, затем опустить его вниз, потом снова поднять в центр, посмотреть влево, а затем вправо и снова вернуться в центр, после чего повторить упражнение еще 4 раза.

Часики

Ребенок встает напротив часов с крупным циферблатом, на расстоянии около 40 см, и смотрит на время: его взгляд движется, копируя движение секундной стрелки и останавливаясь на каждой цифре на 1-2 секунды. После 5-6 повторений упражнение проводится в обратном направлении, то есть взгляд движется против часовой стрелки.

Задание можно усложнить: после 5-6 подходов можно выполнить его снова, но уже отодвинувшись от циферблата на метр, а затем на полтора, если это позволяет размер цифр и зрение малыша.

Маятник

На расстоянии 35-40 см от глаз нужно повесить маятник: большую пуговицу на нитке или что-то похожее. В течение 30 секунд этот маятник должен раскачиваться, а ребенку необходимо следить за его движениями. Затем нужно сделать перерыв и в течение следующих 30 секунд смотреть в окно.

Жмурки

Необходимо зажмурить глаза, досчитать до пяти и плавно открыть их, затем повторить упражнение еще 7-8 раз. За выполнением упражнения должен следить взрослый: важно, чтобы ребенок не торопился, спешка приведет к еще большему напряжению глазных мышц.

Можно выполнить и схожее упражнение: быстро-быстро моргать в течение 5 секунд, потом 1-2 секунды отдохнуть и повторить задание еще 5 раз.

Далеко-близко

Ребенок встает у окна и в течение 10 секунд рассматривает самый дальний предмет на улице. Затем он переводит взгляд на картинку, которую родитель предварительно наклеил на стекло, и рассматривает ее также в течение 10 секунд, после чего снова возвращается к дальнему объекту. Выполнять упражнение нужно 7-8 раз.

Восьмерка

Малышу необходимо представить себе цифру восемь и нарисовать ее глазами. Если ребенок еще маленький и ему сложно справиться с этим заданием, родители могут написать восьмерку на листе бумаги, чтобы малыш «обвел» ее взглядом. Сначала восьмерка должна стоять вертикально, а затем горизонтально, как знак бесконечности. Обе цифры нужно «обвести» по 7-8 раз.

Крестики-нолики

Упражнение выполняется в комнате: сначала нужно медленно начертить глазами «крестик», от верхнего левого угла комнаты в правый нижний и от правого верхнего в левый нижний, а затем «нолик», который будет касаться потолка, пола и стен. 5-6 повторений будет достаточно. Дети постарше могут делать упражнение с закрытыми глазами. Важно, чтобы голова оставалась неподвижной.

Приближение

В максимально вытянутой руке ребенок держит яркий фломастер или другой небольшой предмет и внимательно смотрит на него, не отвлекаясь на другие вещи. Затем он медленно подносит фломастер к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, нужно сделать 5-секундный перерыв, после чего повторить упражнение еще 5-6 раз.

Отдых

В конце гимнастики глаза должны хорошо отдохнуть. Пусть ребенок закроет их, досчитает до 15 и снова откроет на пару секунд. Достаточно 5-6 повторов.

Игры на улице

Необязательно заниматься только дома. Упражнения для зрения можно выполнять и во время прогулки, по дороге в садик или школу. Например, искать глазами какие-то предметы, которые называет родитель, считать прохожих и машины вблизи и вдалеке, встать перед домом и пробежаться глазами по всем окнам.

 Как приучить ребенка регулярно делать гимнастику для глаз

Выполнять однообразные упражнения детям может быть скучно. Увлечь их гимнастикой, просто рассказав, какую пользу она несет, не получится, особенно если у вас ребенок дошкольного возраста.

Лучше обернуть все в игру: представить, что ребенок — герой какой-нибудь сказки, и движения глазами он делает, чтобы лучше рассмотреть драконов, с которыми ему предстоит сражаться, или при помощи глаз он вводит код на двери секретной лаборатории. Расскажите ему, что супергероев с плохим зрением не бывает, поэтому все они делают гимнастику несколько раз в день. Вариантов может быть много, и зависят они только от фантазии родителя и увлечений ребенка.

Хорошо помогают стихи и песни, написанные так, чтобы на каждую строчку ребенок выполнял то или иное движение глазами. Можно воспользоваться картинками и плакатами с различными схемами: пусть малыш представит, что это лабиринт, и глазами передвигается от одного предмета на плакате к другому. Выбор варианта здесь также зависит от возраста маленького пациента и его предпочтений.

И, конечно, нельзя увлечь ребенка без личного примера. Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, хотят быть похожими на родителей и подражают им. Если малыш увидит, что его мама или папа делает зарядку для глаз, то охотнее присоединится и переймет эту привычку.

Показания

К общим показаниям относят различные нарушения остроты зрения: астигматизм, близорукость, дальнозоркость, косоглазие и др. Показана гимнастика и высоких зрительных нагрузках, быстрой утомляемости глаз и др. Но обычно в этих случаях рекомендации дает врач, он же подбирает комплекс упражнений.

При отсутствии каких-то офтальмологических заболеваний занятия выполняют профилактическую функцию, помогают укрепить мышцы глаз, нормализовать кровообращение и предотвратить снижение остроты зрения и развитие других патологий.

Профилактические упражнения показаны в следующих случаях:

  1. Ребенок много времени проводит за гаджетами: смотрит фильмы, играет в игры, сидит в социальных сетях и др.
  2. У ребенка есть наследственная предрасположенность к офтальмологическим заболеваниям.
  3. У ребенка есть различные болезни и патологии, не связанные с нарушением зрения, но способные повлиять на него. Например, травмы головы, перенесенные инфекционные заболевания и др.
  4. Ребенок часто жалуется на усталость или боль в глазах, особенно после нагрузки.
  5. Нагрузка на глаза ребенка резко выросла, например, после школьных каникул.
  6. Ребенок занимается чем-то, что требует большого напряжения глаз, например, вышивает, шьет, много читает.                     

Противопоказания

Упражнения, направленные на коррекцию уже имеющихся нарушений, может подобрать только врач с учетом диагноза и возраста малыша. Это позволит избежать осложнений и правильно распределить нагрузку на глаза.

В остальных случаях список противопоказаний минимален: нельзя заниматься после операции на глазных мышцах, при отслоении сетчатки, при риске развития перфорации роговицы. Также детям не проводят ряд упражнений, показанных взрослым.

Источник: https://ochkarik.ru/gimnastika-dlia-glaz/

Гимнастика для малышей: 8 лучших упражнений – Новости Владимира на ПРИЗЫВ, новости Владимирской области

8 советов, как укрепить мышцы малыша

Опыт доказывает, что в результате регулярных  упражнений и гимнастики ребенок становится более совершенным, а отстающий быстро догоняет своих сверстников.

И чем раньше вы начнете развивать своего малыша, тем активнее и  крепче он вырастет. Мы пообщались медсестрой по массажу, специалистом 1-ой категории Марией Вахолкиной. И она нам посоветовала несколько классических упражнений для ребенка до года, которые подходят для занятий в домашних условиях. Любая мама справится!

Мария Вахолкина

Почему полезна гимнастика

  1. Мышцы становятся эластичными,  сильными и выносливыми;
  2. Усиливается рост костей, они становятся толще и крепче;
  3. Усиливается легочная вентиляция;
  4. Во время движений активизируется работа потовых желез;
  5. А также происходит нормализация нервных процессов возбуждения и торможения.

Чем раньше вы начнете проводить гимнастику, тем легче будет воспитывать правильные двигательные навыки. И тем устойчивее будут результаты.

Условия для проведения гимнастики

Место: комната должна быть хорошо освещена, проветрена. 

Для гимнастики лучше подходит стол для пеленания, застеленный чистой пеленкой, под которую подкладывается клеенка и сложенное в два слоя байковое одеяло.

Руки: чистые, сухие и теплые с коротко остриженными ногтями.

Все аксессуары и украшения на время процедуры снять.

Одежда: удобная, легкая, не стесняющая движений, с рукавом 3/4 или коротким.

Гимнастику следует проводить за полчаса/час  до кормления или через 40 минут/час после него.

Противопоказания: поражения кожных покровов, онкология. туберкулез в активной форме,остеомиелит, тяжелые формы рахита, сложные пороки сердца, острые нефрит и гепатит, различные грыжи, заболевания мыщц, костей и суставов.

Итак,приступим!

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными — слегка придерживайте его кисти.

Разведите руки малыша в стороны (можно это делать с легким встряхиванием), затем ведите их навстречу друг другу до перекреста на груди и обратно. При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно.

Темп движений медленный, избегайте резких толчков. Повторите скрещивание 4-6 раз. Нормализация (снижение) тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук.

      2) Упражнение для рук “бокс”

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Уложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными — слегка придерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша. При разгибании следует двигать ручку вперед и к центру, слегка приподнимая плечо. Во время этого упражнения работают все мышцы рук и плечевого пояса.

Повторить 5-6 раз каждой рукой в медленном темпе, избегая резких рывков.

      3) ”Скользящие шаги” с вибрацией

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Обхватите голени ребенка так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности голени, а остальные — на задней. Затем с легким встряхиванием выпрямите ногу ребенка и, скользя стопой по поверхности стола, согните ее. Повторите движение с другой ногой. И так 5-6 раз.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы ног и воспитывает опорную реакцию.

Если пассивное разгибание ног дается с трудом (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), не спешите, отложите выполнение этого упражнения до более старшего возраста. Пока можно просто “потопать” стопами по поверхности стола.

Следующие три упражнения предназначены для нормализации тонуса сгибательных и разгибательных мышц ног, их укрепления, а также с целью профилактики дисплазии тазобедренных суставов.

     4)  Сгибание и разгибание ног.

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Обхватите ноги ребенка в верхней части голеней так, чтобы большие пальцы лежали вдоль внутренней поверхности, а остальные пальцы свободно легли на задне -наружную поверхность голеней. Согните одновременно обе ноги с легким нажимом на живот, разведя колени. Затем медленно разогните их. Повторите упражнение 5 раз под ритмичный счет.

Если ребенок сопротивляется сгибанию, то достаточно помассировать ножки под коленками, чтобы добиться сгибания. Если малыш “не хочет” разгибать ноги, то выполните движения с легким потряхиванием — это облегчает разгибание. 

Можно плавно перенести руки на колени и дополнительно сделать круговое разведение тазобедренных суставов. Упражнение делается как попеременно, так и одновременно.

   5) Упражнение “велосипед”

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Взяв ножки малыша в области голеностопного сустава, имитируйте движение, как при езде не велосипеде. Всего можно сделать 7-10 полных сгибаний и разгибаний для каждой ноги.

    6) Упражнение “лягушка”

Исходное положение: ребенок лежит на животе.

Одной рукой обхватите колено и стопы малыша, вторую руку положите на ягодицы, удерживайте,  чтобы не поднимались. Сгибайте ножки в коленях и области тазобедренного сустава, чтобы получившаяся поза напоминала “лягушку”. Задержав конечности в таком положении 5-7 секунд, можете вернуть в исходное положение. Повторить 5-7 раз. Движения должны быть плавные, без рывков.   

 7) Упражнение поворот на живот.

Исходное положение: Уложите указательный палец левой руки в левую ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. 

Правой рукой удерживайте обе ноги в области голеней “вилочкой” и, слегка выпрямив их, поверните таз ребенка влево.

Непосредственно вслед за этим малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Задержите малыша в положении на боку, пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову.

Затем выведите левую ручку ребенка чуть вперед – и вот малыш уже лежит на животе. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти.

То же самое повторите в другую сторону. Левой рукой удерживайте ноги, а  указательный палец правой руки вложите в ручки малыша. Поворот выполняется по 2-3 раза в каждую сторону.  Это упражнение очень полезно, и дети делают его с удовольствием, поэтому повторяйте повороты  несколько раз в течение дня.

В упражнении используется врожденный вестибулярный рефлекс расположения частей тела. При выполнении этого сложного движения работают мышцы всего туловища ребенка.

   8) Покачивание на мяче.

Возьмите надувной мяч большого размера. Положите ребенка животом на мяч, разведя его колени широко в стороны. Придерживайте малыша в области спины.

Покачивайте мяч в различных направлениях : вперед-назад,  в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул. Это упражнение можно делать в любое время дня, спустя полчаса после еды. 

Оно способствует хорошему расслаблению и тренирует вестибулярный аппарат.

Гимнастика длится примерно 15-20 мин. Предложенный комплекс желательно сопровождать легким массажем и не обязательно выполнять полностью за один раз.

Если ребенок слишком мал, быстро устает или у него плохое настроение, ограничьтесь массажем и 1-2 упражнениями. Остальное вы можете сделать в любое другое удобное время.

Последовательность массажных приемов и упражнений старайтесь сохранить. Упражнения стандартные и подходят для новорожденных от 1 месяца до 1 года.   

Юлия Митина

Фото автора

Заглавная фотография: yamama.ru

Источник: https://www.prizyv.ru/2018/09/gimnastika-dlya-malyshej-8-luchshih-uprazhnenij/

Комплекс упражнений для детей от 2,5 до 4 месяцев

8 советов, как укрепить мышцы малыша

»Статьи »Комплекс упражнений для детей от 2,5 до 4 месяцев

Наибольшее значение в гимнастических и массажных упражнениях в этом возрасте отводится движениям, направленным на развитие мышц спины и поддержанию формирования грудного изгиба позвоночника – кифоза, а также выработка правильного положения тела при сидении. Хотя сидеть ребенку еще трудно, предлагаемые упражнения способствуют активной работе мышц спины, а также стимулируют вестибулярный аппарат малыша.

Упражнения в положении лежа на спине

Массаж рук. Проводим 3-5 поглаживаний руки малыша так, как описано выше (комплекс 1).
Так как в этом возрасте рефлекторный повышенный тонус сгибателей на руках практически исчезает, и движения ребенка становятся более координированными, в комплекс вводятся растирания.

Они выполняются обхватывающим движением.

Кисть ребенка фиксируется в ладони взрослого (пальчики малыша обхватывают большой палец), а другая рука, обхватив предплечье ребенка в кольцо из пальцев, делает интенсивные (более глубокие, чем при поглаживании) движения от кисти к локтевому суставу с акцентом на наружную поверхность руки малыша (3-5 движений). Затем движения переходят на плечо, где тоже делается 3-5 повторений (рис. 1). Желательно, чтобы при проведении растирания кожа ребенка слегка покраснела. Массаж рук обязательно заканчивается поглаживанием (2-3 движения).

Растирание усиливает кровоток в коже и подкожной клетчатке, улучшает обменные процессы, способствует питанию мышечной и соединительной ткани, стимулирует подвижность кожных покровов и суставного аппарата.

Подтягивание рук приподниманием. 2-3 повторения. Это упражнение описано в комплексе 1.

Подтягивание рук со скрещиванием. Захватите руки ребенка в свои руки (большой палец вложите в ладошку), разведите в стороны.

Слегка встряхнув ручки в разведенном положении, скрестите их на гpyди малыша и приподнимите его над столом со скрещенными руками. (Рис. 2). Сделайте 2-3 повторения упражнения.

Будьте внимательны и не поднимайте ребенка очень высоко и резко, так как нагрузка на плечевые суставы в этом упражнении значительно выше, чем в предыдущем.

Попеременное подтягивание рук. (2-3 повторения для каждой руки). Возьмите ребенка за одну руку и аккуратно приподнимите над столом, придерживая вторую ручку в полусогнутом положении своей рукой. Затем проделайте то же самое с другой рукой. В начале выполнения упражнения (первые две-три недели) можно не отрывать спинку малыша от стола, просто потягивая мышцы и суставы.

Массаж живота. Массаж живота начинается с поглаживаний, описанных в комплексе 1. Проводят 3-5 движений, после чего переходят к растираниям.Растирание выполняют подушечками пальцев, круговыми движениями.

Траектория растирания начинается из правого нижнего угла передней брюшной стенки и движется по часовой стрелке вокруг пупка (рис. 3). Интенсивность нажатия – средняя (более подробно о массажных приемах можно прочитать в книге «Целительный классический массаж» издательства «ЧАО и К»).

Делают 5-6 массажных движений и заканчивают массаж поглаживанием живота (2-3 поглаживания).

Напряжение мышц живота сгибанием. Это упражнение описано в комплексе 1. Оно выполняется так же, но приблизительно с 3,5 месяцев можно усилить амплитуду движения настолько, чтобы в конце движения ребенок присаживался, минимально опираясь на ваши руки (рис. 4).

Таким образом, происходит развитие мышц грудного отдела позвоночника, отвечающих за сидение и поддержание правильной осанки.

Вместе с мышцами развивается вестибулярный аппарат, и нарабатываются нервные связи, отвечающие за умение садиться и держать спину во время сидения.

Массаж груди. В массаж грудной клетки, кроме поглаживания, включаются растирания, выполняемые легкими движениями и разминания грудины подушечкой большого пальца. Поглаживание выполняется кончиками пальцев в направлении вверх по грудине, затем от грудины в стороны, к спине по межреберным промежуткам. Движение повторяется 3-5 раз.

Растирание межреберных промежутков также проводится кончиками пальцев по тем же направлениям, что и поглаживание, но движения должны быть более интенсивными и быстрыми. Растирание выполняется до появления легкого покраснения кожи, но не более 8 движений (4 на грудине и 4 на межреберных промежутках) в возрасте 2,5 месяца.

Постепенно количество выполняемых движений можно наращивать (рис. 5).

Разминание грудины подушечкой большого пальца. Подушечку большого пальца размещают на нижнем конце грудины и слегка надавливая, на ткань медленными круговыми движениями массируют грудину в направлении вверх (рис. 6).
Разминание и растирание грудной клетки и грудины стимулируют сердечную деятельность, дыхание, развитие межреберных мышц и больших грудных мышц.

Усиление вдоха за счет сжимания боковых поверхностей. Это упражнение описано в комплексе 1, выполняется до 7 раз. С его помощью происходит стимуляция дыхательных движений, устраняется застой, усиливается вентиляция легких (рис. 7).

Упражнения в положении лежа на животе

Переворот со спины на живот (2-5 раз в каждую сторону). Возьмите ребенка за ручку своей одноименной рукой (ваш палец должен лежать в ладошке малыша). Другой рукой поддерживайте его ноги, слегка выпрямив их, и поверните таз ребенка (рис. 8).

Малыш автоматически «поведет» за тазом все тело и голову, переворачиваясь на бок, а затем и на живот (здесь необходимо помочь ему, слегка потягивая его за руку). Некоторые авторы рекомендуют задерживать ребенка в положении на боку в течение нескольких секунд для развития и тренировки мышц шеи.

В этом сложном упражнении работают все мышечные группы и активно развивается вестибулярный аппарат. Точно таким же образом выполняется движение в другую сторону.

Массаж спины. Массаж спины ребенка начинается с поглаживания выполняемого 6-7 раз тыльной стороной ладони, затем переходят к растиранию.
Растирание выполняется кончиками пальцев тремя-четырьмя движениями вдоль позвоночника, (рис. 9) после чего делается три-четыре движения по межреберным промежуткам в направлении от позвоночника в стороны, к груди.

После растирания проводят разминание подушечками больших пальцев. Подушечки больших пальцев устанавливают в нижней части спины, у основания крестца. Спиралевидными движениями ведут пальцы вверх, к шее, слегка разминая подлежащие мышцы и ткани. Направление движений вверх от позвоночника. Делается 2 прохода от крестца к шее (рис. 10).

Массаж ягодиц в сочетании с точечным воздействием. Массаж ягодиц выполняется аналогично описанному, в комплексе 1 с добавлением растираний.

Растирания выполняются ладонной поверхностью кисти, по кругу, начиная между ягодичной складкой, вверх и в стороны. Движения рук симметричные, интенсивные, с незначительным надавливанием на ткани.

Точечное воздействие выполняется согласно описанному выше.

Рефлекторное разгибание позвоночника в положении лежа на боку. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а двумя пальцами другой с небольшим нажимом проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. Ребенок тут же разогнет спину. Переверните малыша на другой бок и проделайте то же самое. Необходимо сделать 6-8 повторений.

Упражнение для укрепления мышц спины («рыбка»). Упражнение начинается из положения, лежа на животе. Указательным и большим пальцами обхватите правую ногу ребенка со стороны тыла стопы, остальные пальцы должны обхватить левую ногу.

Аккуратно приподнимите ноги ребенка вверх, одновременно подводя другую руку под живот малыша. Создав, таким образом, опору приподнимите малыша над столом.

Ребенок лежит на ладони, опираясь на вашу ладонь, его голова и шея разогнуты, активно работают мышцы спины и грудной клетки (рис. 11).

Упражнение способствуют развитию мышц спины, вестибулярного аппарата (для этого ребенка можно покачивать в направлении вперед-назад), увеличивает работоспособность мышц поясницы, ног и грудной клетки.

Скользящий шаг (рефлекторная ходьба). Возьмите ребенка под мышки, поставьте его ножки на стол и имитируйте ходьбу, подобно тому, как это делалось в упражнении «переступ» комплекса 1, но с продвижением малыша по ходу движения ног (рис. 12).

Упражнение развивает мышцы ног и стопы, способствует выработке рефлекса хождения, приучает вестибулярный аппарат ребенка вертикальному положению.

Переворот со спины на живот. Еще несколько раз повторите переворот со спины на живот, описанный в начале этого комплекса. 2-3 повторения для каждой стороны (рис. 13).

Встряхивание рук и ног. Взяв ребенка за кисти обеих рук, поднимите их вверх и несколько раз встряхните руки малыша. Тоже самое проделайте с ногами, взяв ножки ребенка за тыл стопы (рис. 14).

Суставная гимнастика с элементами растяжения на максимуме сгибания. Суставная гимнастика выполняется так же, как в комплексе 1, но при выполнении сгибания необходимо слегка растянуть суставы, подложив в складку палец. Таким образом происходит мягкое растяжение суставной щели и связок сустава, которые становятся более эластичными, укрепляются мышцы, окружающие сустав.

Поглаживание рук и ног. После выполнения всего комплекса 2 обязательно выполните успокаивающее поглаживание рук и ног, которое позволит не только снять излишнее напряжение с конечностей, но и успокоить нервную систему в целом (рис. 15).

Полностью статья представлена в пособии
«Моя мама – мой первый учитель»
Серия «В помощь родителям»

Источник: https://www.mamapapa.ru/kompleks-uprazhnenij-dlya-detej-ot-2-5-do-4-mesyatsev/

Кгбуз

8 советов, как укрепить мышцы малыша

1-2 МЕСЯЦА

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Правильная организация жизни малыша, начиная с первых дней – основная задача родителей.

Для того, чтобы максимально не ограничивать объём движений ребёнка предлагаем следующие способы свободного пеленания: С помощью обычной пелёнки, когда не фиксируются ни верхние, ни нижние конечности.

Для этого делается два стандартных заворота пелёнки вправо и влево, а затем из нижней части пелёнки создаётся свободный мешок, который фиксируется на талии малыша. Важно, чтобы пелёнка была больших размеров, это позволяет создать пространство для свободного движения ножек.

Самый простой вариант – предложить малышу с первого дня ползунки или трусики. На время бодрствования оставляйте руки малыша свободными. Наличие свободного пространства перед глазами малыша будет способствовать возникновению потребности в движении.

Чаще меняйте положение малыша в кроватке(выкладывайте на живот перед каждым кормлением, берите на руки, поддерживая спинку и головку). Малыш ещё не умеет держать головку, поэтому носить его следует в горизонтальном положении на спине, обеспечивая надёжную опору для головы и туловища.

Ношение на животе – также оказывает влияние на физическое развитие вашего малыша. При ношение на животе ребёнок учится немного приподнимать головку, тренирует  мышцы спины и пытается вытягивать ручки вперёд. Помните! С поглаживания начинается и заканчивается массаж любой области.

  Нельзя! Подвергать воздействию суставы; лицо, область подмышечных впадин, область молочных желёз и всей поверхности грудной клетки, внутреннюю поверхность бедра и паховую складку. Если ребёнок находиться на искусственном вскармливании важным моментом является кормление на руках. Нужно соблюдать попеременное прикладывание-менять положение ребёнка на каждое кормление, кормить то на левой, то на  правой стороне.

1. Массаж рук – положение ребёнка на спине. Удерживайте ручку ребёнка за кисть, дав ему захватить ваш большой палец. Поглаживание проводят в направлении от кисти к плечу.

2. Массаж ног – поддерживайте ножку ребёнка в полусогнутом положении. Поглаживание производят в направлении от стопы к бедру. Избегайте толчки в коленных  суставах и не массируйте переднюю поверхность голени и внутреннюю поверхность бедра.

3. Выкладывание на живот – если малыш ещё не удерживает головку в этом положении, то поверните её на бок в одну, затем в другую сторону. Можно подложить ему под грудь сложенную в несколько раз пелёнку.

4. Массаж спины – погладьте спинку малыша несколько раз в направлении от ягодиц к голове и обратно.

5. Разгибание позвоночника – ребёнок лежит на боку. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника снизу вверх (от крестца к шее). В ответ на это малыш прогибает спинку. Затем упражнение выполняется на другом боку.

6. Массаж живота – ребёнок лежит на спине. Круговое поглаживание ладонью, животик малыша по ходу часовой стрелки. Встречное поглаживание – ваши руки на животе у ребёнка, левая внизу, правая – вверху.

Одновременно руки движутся в противоположных направлениях (левая – вверх, правая – вниз). Поглаживание по косым мышцам живота – ладони ваших рук находятся под поясницей ребёнка.

Обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг  другу, пальцы соединяются над пупком.

7.Упражнение для укрепления мышц живота. Подведите ладони обеих рук под спину ребёнка, поддерживая его  голову. Медленно поднимайте малыша почти до вертикального положения, затем, также медленно опускайте. Следите, чтобы ребёнок упирался стопами в ваш живот и не запрокидывал головку.

8. Массаж стоп – ребёнок на спине. Удерживайте ножку ребёнка одной рукой в области голени. Указательный и средний пальцы другой руки приложите к тыльной стороне стопы, подушечкой большого пальца энергично поглаживайте подошву круговыми движениями или рисуя восьмёрку.

9.Упражнение для стоп на основе рефлексов. Зафиксируйте голень ребёнка. Кончиком большого пальца быстро нажмите на подошву у основания пальцев. В ответ на это раздражение малыш сгибает пальцы. Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы от мизинца к пятке. Малыш рефлекторно разгибает пальцы.

10. Рефлекторное «ползание». Ребёнок на животе. Согнуть ножки ребёнка, разведя колени в стороны. Осторожно не прикасаясь к подошвам, обхватите стопы малыша с тыльной стороны. Затем прикоснитесь большими пальцами одновременно к обеим подошвам. В ответ на это малыш  рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь и продвигаясь вперед.

11. «Эмбрион». Ребёнок на спине. «Сгруппируйте» его, руки сложите крест – накрест на груди, подтяните  согнутые ножки к животу (колени должны быть широко разведены  в стороны), наклоните голову к груди. Придерживайте руки и ноги одной рукой, другой – поддерживайте голову под затылком. В таком положении покачивайте ребёнка в разных направлениях.

12. Массаж груди – ребёнок на спине. Начните с поглаживания обеими руками. Одновременными  движениями руки направляются от середины грудины вверх и в стороны. Затем погладьте боковые поверхности грудной клетки в направлении от середины груди вниз и в стороны.

13. Рефлекторная «ходьба». Возьмите малыша под мышки в вертикальном положении. Дайте ребёнку прикоснуться  стопами к твёрдой поверхности стола. Это вызывает рефлекторные шаги.

14. Покачивание на мяче. Положите ребёнка на большой надувной мяч, животом вниз, колени разведите широко в стороны. Ручки должны свободно лежать перед грудью. Придерживайте малыша удобно в области поясницы. Покачивайте мяч в различных направлениях: вперёд – назад, вправо – влево и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребёнок не соскользнул.

Источник: http://dgp1.medkhv.ru/?page_id=761

Ребенок учится сидеть: меры предосторожности – Развитие ребенка

8 советов, как укрепить мышцы малыша

Мысленно вернитесь на несколько месяцев назад. Ваш ребенок не мог двигаться без вашей помощи. Он не мог поднять голову, потому что мышцы его спины были недостаточно крепкими. Но теперь он пытается самостоятельно садиться! Вы можете помочь ребенку достичь этого важного показателя развития. Попробуем разобраться, что конкретно вы можете сделать для этого.

Когда дети обычно пробуют садиться?

В возрасте 4-х месяцев ребенок, как правило, может самостоятельно держать головку и перекатываться с животика на спину. Эти навыки способствуют тому, что его мышцы развиваются, и это в дальнейшем позволяет ребенку приподниматься и садиться. Некоторые дети учатся сидеть позже, чем остальные, и это нормально.

Что ребенок умеет до того, как начинает садиться?

3–4 месяца. Мышцы ребенка еще недостаточно крепкие, но они постепенно развиваются для того, чтобы держать голову. Лежа на животике, ребенок опирается на локти и приподнимает верхнюю часть туловища. Эти простые движения укрепляют мышцы, необходимые впоследствии для сидения.

5–6 месяцев. Ребенок развивает достаточную силу мышц, чтобы самостоятельно садиться. Сначала ему под силу находиться в сидячем положении только недолгое время. При этом он может слегка наклоняться вперед и опираться на руки. Это помогает ему дольше оставаться в сидячем положении, не падая.

7–9 месяцев. Обычно к семимесячному возрасту ребенок способен сидеть прямо, без поддержки рук. Мышцы его шеи и спины уже достаточно крепки. Вы можете садить ребенка на высокий стул, чтобы покормить его.

Его развитие продолжается, и к девяти месяцам он может садиться из лежачего положения без посторонней помощи. Он может менять положение тела и наклоняться, сидя, чтобы дотянуться до какого-либо предмета.

К годовалому возрасту ребенок обычно уже хорошо может сидеть. Вам уже не нужно поддерживать его, когда он хочет сесть. К этому возрасту его мышцы уже достаточно крепкие, чтобы становиться на ноги, а садится он вообще безо всяких усилий.

Чему дети учатся раньше: ползать или сидеть?

Ребенок обычно учится сидеть в возрасте 6-ти месяцев, а ползать – примерно в 9 месяцев. Умение сидеть и приподниматься, лежа на животике, укрепляет мышцы, которые позволяют удерживать вес тела. Это создает предпосылки для того, чтобы начать ползать.

Какнаучитьребенкасидеть?

Ребенок сможет самостоятельно сидеть только после того, как его мышцы укрепятся настолько, что смогут поддерживать тело в сидячем положении. Поэтому вы не сможете научить ребенка сидеть преждевременно. Тем не менее, можно подготовить мышцы ребенка, чтобы ему было легче принимать и удерживать сидячее положение, когда мышцы будут к этому готовы.

Рассмотрим некоторые советы, как помочь ребенку научиться сидеть.

1. Позволяйте ребенку больше времени проводить, лежа на животике

Первым шагом к тому, чтобы научиться сидеть, является умение ребенка удерживать голову неподвижно. Для этого необходимо укреплять мышцы шеи и спины, когда ребенок лежит на животике. Положите перед ребенком его любимые игрушки. Направляйте головку ребенка так, чтобы он смотрел на игрушки.

После этого отодвигайте игрушки подальше, чтобы ребенку приходилось еще больше приподнимать голову. Когда ребенок научится сидеть, продолжайте выполнять вместе с ним это упражнение. Это научит его поддерживать и переносить вес тела во время сидения. Вы можете также спрятать игрушку и заставить ребенка искать ее глазами.

Так ребенок будет приподниматься на руках, чтобы найти игрушку. Это укрепит мышцы его спины и шеи.

2. Помогайте ребенку садиться

Один из способов научить ребенка принимать положение сидя – это помочь ему освоить необходимые движения. Когда ребенок лежит на мягкой поверхности (например, на матраце), придерживайте его и осторожно помогите ему принять положение сидя. Это поможет ему развить ориентацию и в будущем самостоятельно садиться.

3. Поддерживайте ребенка во время сидения

Когда ребенку исполнится полгода, садите его и при этом поддерживайте. Используйте в качестве опоры свое тело: сядьте на кровать или на пол и положите перед собой детские игрушки. Посадите ребенка себе на колени и позвольте ему опираться спиной на вас во время игры. Так ребенок укрепит мышцы спины и постепенно привыкнет к сидячей позе.

4. Используйте любопытство ребенка

В возрасте девяти месяцев дети обычно уже умеют сидеть. Теперь ваша задача – побудить ребенка как можно дольше оставаться в сидячей позе. Положите предмет, вызывающий у ребенка интерес, так, чтобы малыш не мог до него дотянуться и ему пришлось для этого сесть. В это время вы также можете сидеть рядом с ребенком и играть с ним в игру.

5. Сфокусируйтесь на том, чтобы укрепить мышцы ребенка

Любое движение тела происходит из-за движения мышц. Крепкие мышцы означают, что ребенок, вероятно, научится сидеть быстрее. Регулярно делайте ребенку массаж, играйте с ним в активные игры, укрепляющие его мышцы. Кроме того, хорошо помогают укрепить мышцы ползание, перекатывание и лежание на животике. Поощряйте эти занятия ребенка, чтобы он как можно раньше научился сидеть.

Упражнения и занятия, которые помогут ребенку научиться сидеть

Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений, помогающих ребенку научиться сидеть.

1. Найдипогремушку

Возраст: 4 месяца.

Упражнение. Это простое занятие, которое можно выполнять, когда ребенок лежит на животике. Положите ребенка на животик и положите в поле его зрения погремушку. Когда ребенок повернется по направлению к звуку, переложите погремушку, чтобы он поменял положение тела или повернул голову.

Польза. Данное упражнение развивает мышцы шеи и нижней части спины. Ребенок также может опираться на руки или использовать мышцы плечевого пояса, чтобы менять положение тела.

2. Вверх-вниз

Возраст: 4 месяца (когда ребенок может держать головку).

Упражнение. Поверните ребенка лицом к себе. Возьмите его за руки и осторожно приподнимайте его туловище вверх и опускайте вниз. Это движение напоминает упражнение на развитие пресса. Убедитесь, что вы делаете движения предельно осторожно. Чтобы сделать упражнение более ритмичным и веселым, вы можете при этом читать считалку или стихотворение.

Польза. У ребенка активно работают мышцы нижней части спины и живота. Это необходимо, чтобы ребенок научился сидеть.

3. Перекатывание

Возраст: 6 месяцев.

Упражнение. Положите ребенка на спину. Положите перед ним игрушку и медленно переложите ее в сторону. Ребенок попытается перевернуться, чтобы лучше рассмотреть предмет. Когда он это сделает, подтолкните его к тому, чтобы он достал игрушку. Повторяйте упражнение, когда ребенок бодр и игрив.

Преимущества. Данное упражнение укрепляет спину и косые мышцы, которые помогут ему быстрее садиться.

4. Велосипед

Возраст. 6 месяцев.

Упражнение. Положите ребенка на мягкую поверхность. Когда он примет удобную позу, осторожно приподнимите его ноги. Сделайте движения, как будто ребенок крутит педали велосипеда. Издавайте смешные звуки, чтобы заинтересовать ребенка. Через каждые 5 циклов делайте перерыв.

Преимущества. Укрепляет мышцы нижней части спины.

5. Приседания

Возраст: 8 месяцев.

Упражнение. Посадите ребенка. Держа малыша за руки, осторожно поднимите его до положения стоя, а затем опять опустите до положения сидя. Повторите упражнение 3–4 раза, а потом дайте ребенку передохнуть.

Преимущества. Это упражнение укрепляет мышцы спины, живота и бедер. К восьми месяцам дети уже могут самостоятельно сидеть и даже делать первые попытки встать.

Однако помните, что тело ребенка еще очень хрупкое. Выполняя с ним данные упражнения, убедитесь, что вы никак не вредите ему. Не переусердствуйте и придерживайтесь всех возможных мер безопасности.

Меры предосторожности, когда вы учите ребенка сидеть

1. Принимайте во внимание естественный темп развития ребенка

Вам не придет в голову кормить ребенка твердой пищей до того, как он достигнет соответствующего возраста. Точно так же нельзя заставлять ребенка сидеть раньше того времени, когда он будет физически к этому готов.

Как уже было сказано ранее, в 4 месяца ребенок учится перекатываться на животике, и только после этого он сможет научиться сидеть. Более того, тело ребенка готово сидеть только после полугода.

Заставляя ребенка сидеть раньше этого возраста, вы не сможете достичь положительных результатов и даже можете навредить ему.

2. Не используйте поддерживающих сидений, подушек или других приспособлений

Иногда родители используют пластиковые сидения со спинкой, которые помогают удерживать ребенка в сидячем положении длительное время.

Но они не дают ребенку особых преимуществ и даже могут быть вредными для него. Ребенок находится в неудобном положении, его спина остается напряженной. Это затрудняет его развитие.

Такие сидения достаточно опасны для ребенка: он может опрокинуться, находясь в сидении.

Педиатры утверждают, что такие сидения могут нарушать осанку ребенка или приводить к различным физическим деформациям. Так же происходит, если вы используете подушки, чтобы поддерживать ребенка в сидячем положении. Нужно дать ребенку развиваться в своем темпе, и сидячая поза для него должна быть естественной. Поэтому лучше и безопаснее всего учить ребенка сидеть на полу.

3. Всегдабудьтеначеку

Дети уверенно сидят только к двум годам. Поэтому даже тогда, когда ваш ребенок научился самостоятельно сидеть, вы должны присматривать за ним, чтобы он не упал и не травмировался. Всегда будьте начеку и сделайте ваш дом безопасным ради безопасности ребенка.

Также вам нужно следить за позой, в которой сидит ребенок.

Если он сидит на полу, поджав ноги так, что голени расположены вдоль бедер (ноги при этом образуют букву W), это вредит его физическому развитию.

Длительное пребывание в такой позе может привести к напряжению в мышцах и даже вывиху суставов. Если ребенок принимает такую позу, переставьте его ноги так, чтобы они не выворачивались в суставах.

Если ребенок не умеет сидеть

Некоторые дети учатся сидеть позже, чем остальные. Но что, если ваш ребенок в девять месяцев вообще не умеет сидеть?

  • Если ребенок родился преждевременно, тогда он будет медленнее расти и развиваться. Он может пропускать определенные показатели развития (такие, как, например, сидение) и достигать их позже свих сверстников.
  • Серьезные инфекции, перенесенные в раннем возрасте, неизбежно приводят к задержкам в росте и развитии ребенка, в том числе физического. Ребенок, в частности, позже учится сидеть.

На что обращать внимание в физическом развитии ребенка

Если ваш ребенок родился вовремя и не страдает от заболеваний, но все еще не умеет сидеть, стоит обратить внимание на такие симптомы:

  • В возрасте 5-ти месяцев ребенок не может поднять головку, когда лежит на животике. Его головка просто падает вниз.
  • В возрасте 6-ти месяцев он не может перекатываться и совершать даже малейшие движения без вашей поддержки.
  • В возрасте 9-ти месяцев ребенок не умеет ползать.
  • В возрасте 1-го года ребенок не может ползать и становиться на ноги.
  • В возрасте полутора лет ребенок не может ходить и бегать.

Когда обращаться к педиатру

Если у ребенка проявляются указанные выше симптомы, проконсультируйтесь с педиатром. Обычно неспособность сидеть связана с другими проблемами развития, которые врач сможет определить. Родителям полезно вести журнал развития ребенка и обсуждать его с педиатром.

Если ребенок не умеет сидеть в установленном возрасте, не стоит паниковать. Когда ребенок достигает при этом других показателей развития, поводов для тревоги нет. Не заставляйте ребенка сидеть – вероятно, он освоит этот навык немного позже.

Оцените публикацию

статьи: 4.40 из 5 на основе 5 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
26.11.2018

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/7057/

Для родителей
Добавить комментарий