Анализ рисунка: обида грустной принцессы

Что означают детские рисунки: страхи, стресс, болезнь?

Анализ рисунка: обида грустной принцессы

Дети – самое прекрасное, что у нас есть, с самого маленького возраста мы их опекаем, развиваем и стараемся обеспечить всем самым необходимым.

  Когда ребенок совсем маленький, с ним проще найти контакт, но чем старше он становится, тем уровень доверия между родителями и детьми все тяжелее сохранить, порой в головках этих маленьких непосед крутятся такие вещи, о которых мы даже и не подозреваем.

Даже когда ребенок совсем маленький и толком не умеет разговаривать, так хочется понять, о чем он думает, какие страхи или переживания живут в его мыслях, может ему чего-то не хватает или, напротив, какие-то моменты следует исключить из его жизни.

С этой целью детские психологи уже довольно давно выдвинули гипотезу анализа психического состояния ребенка по его творчеству: рисунки, подделки или другие способы выражаться.

С самых маленьких лет, когда малыш еще даже толком не научился выражать свои мысли через речь, он стремится подражать взрослым. Если вы показали ему несколько графических образцов, то он непременно начнет воплощать свои первые художественные «шедевры».

Первое время это будут лишь палочки-черточки, затем начнут появляться кружочки, а еще через время кружочки научаться соединяться с палочками, образуя первые связные образы.

Чаще всего малыши в своих рисунках стараются изобразить все то, что их окружает: цветочки, солнышко, деревья, мама, папа, любимая собака или кошка и, конечно же, себя.

Со временем отдельные картинки начнут перерастать в целые сюжеты, дети находят в себе силы по-своему иллюстрировать книги и комментировать любимые мультики, на бумаге начнут всплывать события из жизни, причем зачастую, реальные.

В возрасте от 5 до 6 лет ребенок способен нарисовать около 2 тысяч рисунков за год, интересно, что сюжеты могут быть самыми разнообразными, но чаще, они постоянно повторяются, просто в различных интерпретациях.

К сожалению, бывает так, что малыши изображают в своих рисунках совсем не то, что родителям бы хотелось увидеть: монстры, оружие, сражения, увечья и другие ужастики. Имеют ли такие изображения под собой какую-то особенную почву, может это проявление страхов и внутреннего негатива, хотелось бы узнать, что означают такие детские рисунки?

Детские психологи утверждают, что раны, шрамы и увечья, ужастики и монстры, изображенные на детских рисунках, — все это признаки детской агрессии. Но нельзя путать перенасыщенную фантазию ребенка просмотренными недавно фильмами или мультиками, с реальными психологическими проблемами и отклонениями.

Как во всем этом разобраться?

Детские рисунки – действительно весьма неплохой способ разобраться и прочувствовать внутренний мир вашего ребенка, к тому же, опять-таки с помощью изобразительного искусства можно решить многие проблемы.

Попытайтесь определить, что изображено на картинке вашего малыша, расспросите его, что он думает по поводу своего рисунка. Если информации не достаточно, то поразмыслите над тем, что видите: сюжет картинки, во многом, зависит от пола ребенка.

Например, если мальчик рисует замки и принцесс, это тоже как-то не очень, что говорит о его внутреннем непринятии своего мужского начала, также как и рисунки девочки, увлекающейся машинками и роботами, плохой звоночек.

Попробуйте разобрать характер увиденного, что малыш хотел показать: свое желание причастности к каким-то приключениям, пускай не самым позитивным,  или подсознательное получение удовольствия от сцен боли, смерти и увечий.

Если ребенок рисует ужасные картинки, которые совсем не укладываются в вашем понимании, необходимо обязательно понять, о чем они говорят.

Зачастую через такие нарисованные образы, малыш раскрывает все свои переживания, страхи и опасения, особенно следует обращать внимание на творения детей, которые перенесли какой-то серьезный стресс, полностью изменивший их жизнь.

Подходите к анализу осторожно, помните, что часть детских рисунков исполняют вспомогательную роль, которая никак не связана с реальностью. Например,  черный цвет – это не всегда признак агрессии, просто он ярче и четче остальных, а нарисованный оборотень или зомби – это эмоция, полученная от просмотра фильма.

Как помочь своему ребенку в такой ситуации?

Если вы обнаружили такие, не самые радостные картинки у своего ребенка, то не стоит первым делом бежать к нему и пытаться запретить в дальнейшем такое изображать.

Вы не заставите его рисовать то, что вам нравится, а вот желание творить, скорее всего, отобьёте полностью, как и одну из возможностей открыться перед вами.

Повлиять на такие художества можно лишь косвенно, со стороны психики ребенка: исключите или сократите до минимума просмотр телевизора, порой увиденное, самым необычным образом, может отложиться в памяти ребенка.

Старайтесь с малых лет окружить малыша добрыми мультиками и книгами, где живут справедливые и позитивные герои, а если злу и есть  место, то всегда найдется способ, как его победить.

Если вы до сих пор не можете разобраться, почему ребенок рисует кошмары, то обратитесь к обстановке в семье: там, где нет места злобе, печали и агрессии, не вырастают «тяжелые» дети.

Маленькие дети очень боятся домашних ссор и скандалов, поэтому если они частые гости в вашем доме, они запросто могут появиться на рисунках вашего малыша.  Для того чтобы разобраться, что в творениях вашего ребенка что-то не так, попробуйте обратить свое внимание на конкретные детали рисунка.

  • На бумаге изображено слишком много острых углов, он выполнен в черных или, напротив, чрезмерно ярких цветах, а карандаш или фломастер буквально продавливал, рвал лист.
  • Систематически повторяющиеся изображения катастроф, смертей,  увечий и откровенных ужасов.
  • Ребенок никогда не изображает своих родителей или, напротив, постоянно рисует родителей без себя.
  • Большое количество монстров или страшилищ, которые приносят боль и увечья живым людям или животным.

К сожалению, зачастую бывает так, что родителям сложно разобраться с тем, что же хочет сказать их малыш в своем творчестве. Как помочь своему ребенку, если он постоянно рисует ужасные картинки, что делать, если вы никогда не сталкивались с такой ситуацией?

Конечно, лучший вариант – это обратиться к детскому психологу, которому намного проще распознать творческие «шифры» вашего чада. Если ребенок сильно боится врачей, то постарайтесь представить этот поход в игровой форме, а уже на месте профессионал сможет найти индивидуальный подход к каждому.

Не спешите первым делом тащить ребенка к психологу, вполне возможно, что вы зря испугались, поэтому попробуйте в первый раз сходить к специалисту самостоятельно: покажите рисунки и расскажите о своем малыше.

Когда нужно обратиться к психологу?

  • Если ребенок стал замкнутым, чрезмерно обидчивым, плаксивым и необщительным (а раньше такого за ним не замечалось).
  • Если вы обратили внимание на то, что ему постоянно сняться ночные кошмары, он плохо спит ночью и чрезмерно активен днем.
  • Его рисунки и другое творчество стали проявлять у вас неприятные ощущения.

Источник: https://brjunetka.ru/rebenok-risuet-strannyie-risunki-chto-eto-znachit/

Анализ детского рисунка

Анализ рисунка: обида грустной принцессы

Большинству детей нравится рисовать. Они используют для этого, как традиционные материалы: краски, карандаши, фломастеры, так, порой, и самые неожиданные, например, мамину помаду. А в качестве мольберта может быть выбраны шкаф, мебель, обои. Многое из того, что ребенок пока не может выразить словами – отражается именно в детском рисунке.

Анализ детского рисунка позволяет выявить особенности характера ребенка, «увидеть» его внутренний мир.

Малыши до трех лет рисуют в основном круги, линии, точки. В таких рисунках сложно уловить смысл. После четырехлетнего возраста в детских рисунках уже появляются вполне узнаваемые взрослыми персонажи.

Чаще всего первыми героями рисунка малыша становятся мама и папа, сам ребенок. Считается, что анализ детского рисунка можно проводить с пятилетнего возраста.

Тогда дети уже рисуют все, что видят вокруг – людей, животных, деревья, дома.

Если вы хотите проанализировать рисунок своего ребенка – дайте ему задание нарисовать что-нибудь. При этом не поправляйте ребенка во время работы, не говорите, как нужно рисовать правильно, просто наблюдайте.

Дайте ребенку разнообразный цветовой набор фломастеров, а лучше карандашей. Так вы увидите, какие цвета предпочтет малыш для своего рисунка, а использование карандашей позволит увидеть силу нажима.

Чем сильнее нажим – тем импульсивнее ваш ребенок.

Итак, если ваш ребенок нарисовал человека в центре листа бумаги, значит, он уверен в себе. И наоборот – рисунок в низу листа означает, что у него занижена самооценка. Если нарисованный герой имеет большую голову, это говорит о хороших умственных способностях малыша, маленькую, о том, что ребенок недостаточно развит для своего возраста.

Большие уши означают, что важным способом восприятия информации для него является слух. Рот с торчащими зубами свидетельствует об агрессии, выпученные глаза могут говорить о таком явлении, как  страхи у детей

Большие длинные руки свидетельствует о том, что ребенок неплохо развит физически, и наоборот слабый ребенок нарисует короткие руки. Тщательно прорисованные пальцы указывают на агрессию. Чем длиннее ноги у нарисованного человечка, тем больше ваш ребенок стремиться стать независимым.

Если ноги широко расставлены – значит, малыш уверен в себе. Мальчики в отличие от девочек часто рисуют угловатые квадратные туловища – признак мужественности.

Ребенок, чувствующий себя униженным, который имеет очень заниженную самооценку, нарисует непропорционально маленькое по сравнению с остальными частями тела туловище.

Нарисованный дом без дверей и окон говорит о замкнутости ребенка, маленькие окошки свидетельствуют о его стеснительности. Дерево с раскидистыми, тянущимися к верху ветвями, толстым стволом и прорисованными корнями говорит о том, что ребенок жизнерадостен и уверен в себе.

Проводя анализ детского рисунка, обратите внимание, какие цвета использует ваше чадо. Чем больше цветов в его рисунке, тем он более эмоциональный и чувствительный. В основном рисунках ребенка присутствует 5- 6 цветов.

Обилие желтого свидетельствует о любознательности, оптимизме. Синий цвет, напротив, говорит о внутренних проблемах. Зеленый – о стремлении к безопасности и упрямстве. Красный символизирует агрессию, эксцентричность.

Если в рисунке преобладает черный – ваш ребенок подавлен, обратите внимание на его внутреннее психологическое состояние.

Когда ваш малыш рисует свою семью – первым на рисунке появится тот, кто играет в семье главную роль для ребенка, чей авторитет для него наиболее важен. Если все члены семьи на рисунке держатся за руки – малыш уверен, что его любят.

Забыл нарисовать кого-то – значит, этот человек ему неприятен. Если при изображении своей семьи ребенок не нарисует себя – это признак одиночества, нехватки внимания. Детская ревность к брату или сестре может выразится в нежеланием рисовать того или иного члена семьи.

Возможен и такой вариант: «художник» нарисует их, но отдельно от остальных.

Возьмите детский рисунок в руки и задайте себе вопрос, каких эмоций больше вызывает он у вас – позитивные или негативные. Если на рисунке яркие цвета, улыбки на лицах изображенных людей, светит солнышко – скорее всего ваш ребенок счастлив, чувствует родительскую любовь, дружелюбен.

Тусклые унылые краски, грустные лица свидетельствуют о переживаниях ребенка, возможно, о некоторых проблемах в семье. Поэтому, старайтесь, как можно чаще интересоваться тем, что рисует ваш дорогой человечек. Возможно, это поможет вам избежать многих проблем в будущем.

Источник: https://edu.tatar.ru/almet/dou39/zol-petushok/page2235802.htm

Проективная методика «Белый гриб». Анализ и техника проведения

Анализ рисунка: обида грустной принцессы

Проективная методика «Белый гриб». Анализ и техника проведения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Рита, я являюсь педагогом-психологом Российского санаторно-реабилитационного центра для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Работая с данным контингентом детей, я считаю, что имею значительное преимущество по сравнению с коллегами из других учреждений образования, так как работаю с воспитанниками из многих регионов России, детьми сиротами, лишенными родительского попечения, объединенных в отряды по 10-12 детей. Дети находятся в нашем учреждении на протяжении 10 месяцев. Это дает возможность проводить диагностику и коррекцию личности самогоребенка, и его взаимоотношений с другими детьми в неформальной, комфортной для подростка обстановке

В практической психологии уже существует целая система социально-психологических способов и методов, направленных на оказание помощи личности в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, на формирование ценностно-мотивационной сферы, на достижение эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию. Предлагаемые автором педагогом-психологом Ириной Кленикской игровые методики (Белый гриб и Репка, Эйвалазер)основываются на известных тестах, что позволяет использовать их в качестве рабочего инструмента педагогу-психологу.Методики способствуют предупреждению развития негативных тенденций в эмоциональной и поведенческой сфере, оказанию помощив преодолении трудностей личностного роста подростков. А, как известно, раннее выявление личностных проблем, обучение межличностному взаимодействию создают условия для гармоничного развитияличности, помогают воспитанникам совершить в жизни самый трудный выбор— быть человеком

Я активно использую в работе с подростками методику Белый гриб, с которой Вы сможете познакомиться и использовать в своей работе.

По результатам наблюдений за воспитанниками, по отзывам педагогов можно сделать вывод, что данные методика дает достоверную информацию об эмоциональном состоянии ребенка, обособенностях его личности, о приоритетных способах поведения.

Предлагаемая методика направлена на формирование у воспитанников интереса к самопознанию, стремления к саморазвитию, способности к личностному самоопределению.

МЕТОДИКА «БЕЛЫЙ ГРИБ» предназначена дляизучения эмоций в структуре личности и личностных отношений, а также формирования вариантов личностного развития.

В своей практике я использую эту методику, как в индивидуальной, так и в групповой работе с воспитанниками.

Есть еще одно значительное преимущество. Оно заключается в том, что методики неизвестны большинству воспитанников и поэтому рассматриваются ими просто как игра.

Я надеюсь, что данный опыт будет интересен и полезен для применения в вашей работе как с детьми, так и с взрослыми.

Итак, я предлагаю Вам стать непосредственными участниками в работе с этой методикой.

В самом начале данной методики мы говорим с детьми об их чувствах, об их настроении. Но с Вами эту часть мы упускаем, и непосредственно приступаем к практической деятельности.

А для этого нам понадобитсялист «Палитра настроения», цветные карандаши, лист с изображением белого гриба, простой карандаш, ластик. Выберите цвета, которые, как вам, кажется, наиболее полно отражают ваши чувства.

(радости, удивления, интереса, страха, вины, обиды, грусти и злости). Раскрасьте цветными карандашами вашу«Палитру».

(Раскрашивают)

Обратите внимание на выбор цвета для каждого предлагаемого чувства или эмоции. Используя тот или иной цвет, вы выражаете свое отношение к данной эмоции.

( раздаю листы памятки Приложение «Цветовые предпочтения»)

Проанализируйте своё настроение.

Кто соотнёс эмоцию радости с желтым цветом? Это указывает на то, что человек испытывает радость от надежды на успех.

А у кого был сделан выбор серого цвета для эмоции страха? Это указывает на состояние тревоги и неуверенности;

Черный цвет эмоции злости предполагает скрытую агрессию, направленную на окружающих;

Зеленый цвет- гармония и спокойствие.

А есть ли среди Вас те, у кого палитра состоит только из одного или двух цветов?

На это следует обратитьособое внимание при работе с детьми. Это можетговорить либо о несформированности эмоциональнойсферы личности, либо о закрытости человека (особенно если в«Палитре» преобладает серый цвет), либо оповышенной активности— гиперактивности (преобладание красного цвета).

А теперь давайте обратим внимание на выбор Вами карандашей для раскрашивания.

Вы заметили, что Вам были предложены карандаши разных размеров? Люди, предпочитающие карандаши маленького размера, меняющие ихпо несколько раз, прежде чем раскрасить, демонстрируют модель неуверенного(робкого) поведения, а те, кто взяли самые длинные карандаши, демонстрируют самоуверенное поведение. Мы все взяли длинные карандаши?

Также следует обращать внимание на порядок, в котором раскрашивается «Палитра». Если все кружочки раскрашены последовательно:

слева направо— это уверенный в себе человек;

справа налево— это либо смелая, либо агрессивная личность, либо человек, у которого более развито правое полушарие (левша).

Если кружочки раскрашиваются хаотично, непредсказуемо (по выбору эмоций): это либо неуверенная, либо творческая личность. Работу с палитрой мы закончили, но далеко её не убирайте, мы к ней ещё вернёмся.

После раскрашивания палитры, я предлагаюребятам сочинить сказку, в которой встречаются добрыеи злые, щедрые и жадные, смелые и трусливые герои. И в завершении сказки, отрицательный герой превращает всех и всё в белые прозрачные грибы.

Предлагаю Вашему вниманию сказку, сочинённую моей воспитанницей.

(Сказка, сочиненная подростком)

Однажды по городу Яки пронеслась страшная весть, все кричали то, что к городу подходят злые монстры. Весь народ паниковал и кричал. Монстры были в пути, но они не знали, где находится этот город. Сами жители накликали на себя беду, так как по их крикам монстры прямиком полетели в город.

Когда монстры добрались к городу, то там было, тихо-тихо никого в округе не было, ни одна бумажка не шелохнулась, ни одна муха не пролетела мимо, а все, потому что все жители от шума, от страха попрятались. Монстры были удивлены, что в городе так тихо.

И все в четыре голоса заревели:

-Выходите, нас не бойтесь, мы мирные злодеи, вот я угроза сказал первый монстр, А я гнев произнес второй монстр.

-А мы разлад и скука, сказали третий и четвертый монстры.

Все жители прислушались только к тем словам, что они злодеи добрые, но никто не обратил на их имена внимания. Все жители вышли из своих укрытий. Злодеи хотели править жителями, но они были против этого. И тогда Монстры разозлились и всех жителей и все вокруг, что там было здания, деревья, животных и пр. превратили в белые прозрачные грибы.

А теперь, я предлагаю Вам побывать в роли спасателя. Вам нужнорасколдовать свой гриб, дорисовав недостающие для предмета или живого существа детали, а затем раскрасить его.

(Самостоятельная работа под музыку.)

Пришло время поближе познакомиться со спасённым. Дайте имя тому, кого«спасли», или название того, что «спасено».

Например: Вы расколдовали свои грибы, кто или что у Вас изображено на рисунке: Зорро, кот Туся, яблоко, чебурашка, сказочник и пр.

А теперь, напишите несколько качеств, которые, как вам кажется, относятся к «спасенному».

Например: трудолюбивый, болтливый, твердый, холодный, храбрый, смелый, спортивный, веселый.

А теперь, подумайте, глядя на него, чего ему хочется? Запишите. Например: теплоты, домика, ласки, доброты, семьи, друзей, действия и пр.

Далее, мысленно спросите у него, что надо сделать, чтобы это получить?

Например: пойти учиться, перестать бояться, научиться заботиться о других, поговорить с ними, познакомиться с кем-либо и пр.

Сочините историю о «спасенном». Расскажите, где он живет, чем занимается, какое у него хобби, как он проводит свободное время и пр.

При работе с детьми, в перечень вопросов можно включать все, что, как вам, кажется, наиболее актуально для данной личности.

(Сочиняют)

Есть желающие поделиться своей историей?

(Зачитывают)

Помните: данная история есть не что иное, как символ самого диагностируемого. Здесь мы можем видеть, о чём ребёнок мечтает в данный момент, какими качествами обладает, что его тревожит, беспокоит или что мешает ему и т.д.

Описанная методика дает возможность уже в ходе обсуждения выявить «проблемное поле» личности и откорректировать его. Проговаривая проблемы «спасенного» предмета или существа, человек сам сможет моделировать способы их решения.

Работа в парах. Предложить участникам найдите себе пару. Поменяться своими историями. Попытайтесь провести диагностику с дальнейшей коррекцией .

На что следует обращать внимание при диагностике детских работ.

  1. Соотнесениецветовых предпочтений и созданного образа.

Давайте сравним цвета Вашего рисунка с цветами палитры. Для этого соотнесите цвета, которыми раскрашен«спасенный» предмет или человек. Если в рисунке использованы цвета, которых нет в «Палитре», то дополните ее новыми цветами с указанием чувств, которые им соответствуют. Обратите особое внимание на рисунки, выполненные в двух цветах:

-красноми черном(активное сопротивление по отношению кокружающему миру);

-черном и желтом(обреченностьна неудачу, склонность к депрессии, безысходность).

«Палитра настроения» создает уникальную возможностьдля диагностики эмоциональной и поведенческойсферы (цветовой тест М. Люшера)

С помощью этой методики можно диагностировать только те эмоции, которые в данный момент испытывает человек.

2. Изучениехарактерологических особенностей личности

При анализе рисунка, Вы можете использовать интерпретацию методики «Несуществующееживотное». В отличие от теста«Несуществующее животное» методика дает возможность изображать не только животных, но и людей, птиц, предметы и даже явленияприроды, что дает большую степень свободы.

Пример 1.

Спасённый – мальчик Толик представлен ребенком как веселый, ответственный, добрый, отважный, негативных черт характера у данного образа не оказалось. Поэтому, можно сделать вывод, что либо ребенок не видитв себе никаких недостатков, либо он сознательно хочет убедить в этом окружающих.

Пример 2.

Девочка представила образ «светофора Паши», который управляет поведением окружающих. Отсюда можно сделать вывод, что ребенок нетолько хочет быть в центре внимания в школе и в Центре (дома), нои добивается полного подчинения других своей воле.

Пример 3.

На другом рисунке девочка изобразила уточку Тусю. Причем нарисовала ее, перевернув «белый гриб», что говорит о решительности и уверенности в себе. Но вот то, что «гриб» в ее рисунке не претерпел никаких изменений (за исключением, вышедших за его границы лапок, носика и хохолка), говорит о высокой степени внутреннего напряжения, о контроле в проявлении своих чувств к окружающим.

Далее, обращаем внимание на характер деятельности созданного образа, на соответствие его ведущему для данного возраста виду деятельности, на особенности мотивационной сферы. Включен ли образ в какую-либо деятельность и что его к этому побуждает.

В индивидуально- коррекционной работе была предложена свобода действий. Сначала она изобразила опустевшее гнездо коричневого цвета – цвет эмоции грусти, несоразмерно большого голубя, цвета черный и красный указывают на агрессию к происходящему.

Саму же Уточку девочка отправила за мамой, чтобы та забрала ее из нового дома и привезла в покинутое «гнездо».

Пример 4.

Девочка представила себя в образе«лампы, стоящей на письменном столе». На основанииэтого можно предположить, что учеба на данный момент является для нее приоритетным видом деятельности. Однако «лампа» оказалась выключенной из розетки.

А это указывает на необходимость внешнеймотивации личности. При более подробном исследовании видно, что в структуре личности девочки преобладает мотивация избегания неудачи (радость от успеха и боязнь допустить ошибку).

В работе с «настольной лампой» важным было решение ее включить.

3.Исследованиекоммуникативных способностей.

Если на рисунке изображен неодушевленный предмет, то можно предположить, что либо ребенку сложноустанавливать отношения с другими людьми, либо онсознательно отказывается от общения.

На примере образа «лампы»: лампа указывает на пассивность и чувство одиночества, а также на мечтательность и лень.

4.Исследование гендернойидентификации личности.

Если девочка изображает на рисунке живое существо: человека или животное мужского рода (например, медведя, тигра, оленя), значит, в ее характере преобладают маскулинные черты. И наоборот, если на

рисунки мальчика изображена принцесса, фея или животное женского рода, то в нем проявляются феминные черты.

5.Воспитательные возможности методики

Формирование нравственных качеств личности ребенка является основной целью процесса воспитания.

Методика создает дополнительные условия для активизации чувства сопереживания, сострадания. Дети с огромной радостью и уважением к самим себе рассказывают о «спасенных» ими людях, животных, птицах, придумывают различные истории об их будущей жизни

6. Исследованиетворческих способностей

Чем интереснее созданный образ, чем больше в немразличных деталей, тем более творческая личность перед вами.

Приложение

Радость удивление интерес страхи вина обида грусть злость

Таблица «Цветовые предпочтения»

Работы детей

Источник: https://infourok.ru/proektivnaya-metodika-beliy-grib-analiz-i-tehnika-provedeniya-2403399.html

Как понять ребенка через его рисунки? Психология детского рисунка

Анализ рисунка: обида грустной принцессы

В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях.

Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет.

Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.

Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка.

Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников.

Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».

Педагог-психолог Ирина Уточкина

Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам.

Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние.

По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.

Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок.

А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника.

Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.

Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.

Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности

В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности.

Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка.

Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.

То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.

О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».

Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично.

Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка.

Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.

Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.

Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.

Aнaлиз линий и цветовых предпочтений

Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.

Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.

Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.

Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.

Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.

Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.

Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые.

Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно.

Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.

Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.

Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.

Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.

Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.

Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.

Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.

Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:

  • О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
  • Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
  • Помните, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
  • Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
  • Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
  • Не высказывайте свои версии (Как похоже на птицу!), вероятнее всего вы ошибетесь, воздержитесь от критики и общих похвал. (Красота, ты настоящий художник!)
  • Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)

Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания.

Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок.

Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.

Источник: https://parent-portal.ru/2018/08/17/kak-ponyat-rebenka-cherez-ego-risunki-psihologiya-detskogo-risunka/

Для родителей
Добавить комментарий