АНИМАЛОТЕРАПИЯ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Анималотерапия – лечение животными | Northern Sunrise

АНИМАЛОТЕРАПИЯ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Анималотерапия — лечение животными.

Лечение животными было известно еще пещерному человеку. В XXI веке ученые стали возрождать забытые рецепты наших предков. Значение животных для самочувствия людей становится все более очевидным. Отсутствие здоровых взаимоотношений с окружающими у большого числа людей приводит к возрастающему числу депрессий, стрессовых состояний, одиночества и к различным заболеваниям.

Анималотерапия (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

История анималотерапии

Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю. Еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. В 5 веке до н.э.

Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Древние греки примерно 3 000 лет тому назад обнаружили способности собак помогать людям справляться с различными недугами, а египтяне использовали в основном кошек в тех же целях.

В Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения.

Пионером этого метода является Борис Левинсон, американский детский психиатр, который начал использовать свою собаку в терапевтических сессиях в 1962 году.

Сейчас анималотерапия признана во всех развитых странах, созданы институты, занимающиеся исследованием влияния животных на людей.

В США, Великобритании, Канаде, Франции, России появились организации, которые занимаются оказанием помощи людям с физическими или психическими проблемами посредством анималотерапии.

Они все используют одомашненных животных – чаще всего собак, кошек, кроликов и птиц – как терапевтическое средство. В программах анималотерапии принимают участие медики, социальные работники, психологи.

Всемирная организация здравоохранения признала, что живые существа рядом с нами приносят огромную пользу.

Функции анималотерапии

  • Психофизиологическая функция. Снимает стресс, нормализует работу нервной системы, психики в целом.
  • Психотерапевтическая функция. Способствует гармонизации их межличностных отношений.
  • Реабилитационная функция. Способствует психической и социальной реабилитации.
  • Функция удовлетворения потребности в компетентности. Формула «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.
  • Функция самореализации. Удовлетворяет потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
  • Функция общения. Осуществление общения партнеров.

 Виды анималотерапии

Ненаправленная анималотерапия — взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.

Направленная анималотерапия — целенаправленное использование животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных, а не животных пациента.

Часто используются не только сами животные, но и их образы и звуки животных.

Направленная анималотерапия, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются:

Иппотерапия – лечение с помощью лошади.

Иппотерапия – это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Это эффективная лечебная физкультура.

Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости.

Общение с лошадью дает устойчивый положительный эмоциональный фон, который сам по себе является целебным.

Лечение при помощи дельфинотерапии

Дельфинотерапия — дельфины очень часто используются в медицине и психотерапии.

Общение с дельфинами помогает стабилизировать психоэмоциональное состояние человека, снять психологическое напряжение, человек успокаивается, начинает нестандартно мыслить, быстро находит выход из кризисной ситуации.

Это прекрасная психологическая реабилитация для детей с заболеваниями нервной системы — аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна, людей, попавших в экстремальные условия, переживших землетрясения, ураганы, аварии и любой другой сильный стресс.

Лечение при помощи собак

Канистерапия – вид анималотерапии с использованием собак. Собака — прекрасное «лекарство» против гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни.

Прогулки с собакой снижают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда и других заболеваний сердца и сосудов.

Собака удовлетворяет дефицит человека в общении, повышеает самооценку хозяина, улучшает его общительность, разрешает конфликты в семье. В слюне собаки содержится фермент лизоцим, уничтожающий болезнетворные микроорганизмы.

Канистерапия рекомендуется при неврастении, истерии, психастении и неврозах. Частыми гостями являются собаки в хосписах и психиатрических клиниках. «Хвостатый доктор» может быть любой породы – ротвейлером, колли, бульдогом, карликовым пинчером и обыкновенной дворнягой. К работе с пациентами допускаются не все собаки, а только спокойные, не агрессивные, со стабильной психикой.

Лечение при помощи кошек

Фелинотерапия — терапевтическое воздействие кошек. Кошки скрашивают одиночество, успокаивают, снижают артериальное давление, стабилизируют работу сердца, снимают суставные и головные боли.

Мурлыканье кошки — это определённые звуковые колебания (частота от 20 до 50 Герц), стимулирующие процесс исцеления.

Длительная дружба с кошкой укрепляет иммунную систему и способствует здоровью и долголетию.

Лечение при помощи пчелиного яда

Апитерапия – лечение пчелиным ядом. Пчела является несомненным лидером в лечебной фауне.

За 50 миллионов лет существования пчел как биологического вида, эти насекомые приспосабливались к жизни в самых разных климатических условиях, что привело к созданию уникального пчелиного яда.

Чудо пчелиного яда в том, что это мощнейший катализатор физиологических процессов. Одна капля содержит белковые вещества, 18 из 20 обязательных аминокислот, неорганические кислоты, почти всю таблицу Менделеева и множество витаминов.

Лечение медицинскими пиявками

Гирудотерапия — лечение медицинскими пиявками дает потрясающие результаты в лечении варикозного расширения вен, тромбофлебитов, болезней кожи, легких, мигрени, гайморитов, невритов, гинекологических многих других заболеваний. В последнее время при помощи пиявок лечат целлюлит, худеют и даже омолаживаются. Секрет лечебного действия пиявок в способности их слюны проникать глубоко в ткани организма и воздействовать на болезнь на клеточном уровне.

Использование других животных

Все живые существа могут оказать человеку эффективную психологическую помощь. В анималотерапии используются и другие животные, но гораздо реже, так как прямой терапевтический эффект в этих случаях несколько ниже.

 По мотивам статьи – Миланы Горенштейн

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ

Источник: http://malamutalaska.com/publications/other/animaloterapiya-lechenie-zhivotnymi.html

Анималотерапия – лечение с помощью животных

АНИМАЛОТЕРАПИЯ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Лечение  добротой. Анималотерапия    

Анималотерапия (от лат. animal — животное) – это один из видов терапии с помощью различных животных (собак, лошадей, дельфинов, кошек, кроликов, птиц и пр.). В Европе и в США используют термин пет-терапия (от англ. pet —домашнее животное, дословно «любимое животное»).

Анималотерапия получила широкое распространение и нашла признание во многих странах. Созданы институты, которые проводят исследования  и изучают процесс и особенности взаимодействия животных и людей.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала,что животные ,находящиеся рядом с нами,  приносят пользу,которую нельзя переоценить.

В США существует международная организация терапии животными (Pet Therapy International).

Канистерапия (от лат. canis — собака; англ. therapy dog) — терапия с использованием собак. Это- один из самых востребованных видов анималотерапии  в силу своей доступности и социального поведения животных. Еще в Древне мире было замечено целебное воздействие собаки на человека. В Древней Греции собаки играли главную роль в культе бога врачевания Асклепия (Эскулапа). 

В раннем христианстве святых нередко изображали с собаками, которые их вылечили. Началась же история современной канистерапии в 1790 году в английском графстве Йоркшир, где было создано Общество друзей, основавших больницу для душевнобольных.

Уильям Тьюк, основатель больницы нового типа,и его сподвижники выдвинули в основу следование христианским принципам и заменили смирительные рубашки для душевнобольных на любовь, сострадание и общение с животными. В результате, пациенты стали менее агрессивны, у них сократилось количество приступов.

 В свое время, известный американский детский психиатр Борис Левинсон заметил, что дети с особенностями психики  исключительно хорошо реагировали на его собаку, которая всегда находилась неподалеку.

Врач  дальновидно предположил, что собак следует включать в процесс терапии и в 1969 году он впервые употребил термин «пет-терапия». Так было положено начало научной анималотерапии.

Научные исследования показали, что собаки, имея сверхчувствительное обоняние, могут определять редкое сочетание белков в злокачественных опухолях! Они способны предчувствовать эпилептический припадок у хозяина как минимум за 20 минут, а также без труда отличить одежду здоровых детей от детей, страдающих аутизмом.  

Ученые из Университета королевы в Белфасте провели опрос 212 человек, страдающих диабетом. Интересно, что 65 % пациентов подтвердили, что  их собаки предчувствовали наступление гипогликемии. Незадолго до приступа у хозяина, собаки начинали скулить, лаять и демонстрировали свое беспокойство. Кроме того, известно, что слюна собаки содержит лизоцим, сильный антисептик. 

Во многих странах собак начали использовать при диагностике. Канистерапия рекомендована в хосписах и психиатрических клиниках. В США министерством здравоохранения официально одобрено присутствие собак в клиниках в качестве медперсонала.  Многие госпитали имеют в своем штате собак. Эти  животные получают даже зарплату и пользуются социальными привилегиями.   

В больницах собаки помогает пациентам преодолеть больничное одиночество, тревогу и отчаяние, психологически подготовиться к предстоящей операции.

В России также были проведены исследования НИИ педиатрии Российской академии медицинских наук  в результате которых подтвердились факты, что  занятия с собаками улучшают психоэмоциональное состояние маленьких пациентов, снижают количество эпилептических припадков. 

Наряду с канистерапией широко используется  иппотерапия (лечение с помощью лошадей). Этот вид терапии основала датская спортсменка (в конном  спорте) Лиз Хартел. Она перенесла полиомиелит, в результате чего была частично парализована. 

Лиз начала тренироваться и после долгих 9-ти  лет упорных реабилитационных тренировок в 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки завоевала серебряную медаль по выездке! Иппотерапия показана для детей с ДЦП, при артритах, ампутациях конечностей, нарушениях мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах, эпилепсии, миопатии, рассеянном склерозе, потере различных органов чувств. 

Дельфинотерапия — это вид медико-психологической реабилитации. 

Использование дельфинов носит не случайный характер. Оно обусловлено уникальными природными особенностями дельфинов, их высоким интеллектом и повсеместным, абсолютным принятием этих животных во всем мире, вне зависимости от географических и культуральных отличий.

Дельфинотерапия рекомендуется для медико-психологической реабилитации людям,  перенесшим тяжелые психологические травмы, а также  детям с различными нарушениями развития и поведения (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром Дауна). В 2005 году создан Международный Институт Дельфинотерапии. А также был получен 

патент на «Способ лечения ультразвуковой терапией при помощи контролированного излучения сонара дельфина».

 Принцип лечения сонофорезом основан на ультразвуковом воздействии дельфина. Эффект от лечения при помощи ультразвука обусловлен положительными изменениями в биоэлектрической  активности мозга человека. 

Фелинотерапия (лат.felis — кошка) — включает методы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи контактов с кошками.

  В Англии и США, проведенные исследования доказали, что кошки оказывают серьёзную помощь людям, страдающим сердечными расстройствами, психическими заболеваниями, повреждениями мозга, помогают избавиться от различных зависимостей.

А ученые из Института общения животных в Северной Каролине, подтвердили, что кошачье мурлыканье (звуковые колебания частотой от 20 до 50 Герц) действительно способствуют заживлению ран и укреплению костей.  

Кошка – это своего рода идеальный энергоинформационный прибор, угадывающий больные места хозяина. Когда в организме возникают те или иные сбои, происходит локальное изменение  энергетического потенциала, то есть на определенном участке тела. 

Кошка способна ощутить это изменение. Кроме того, общение с кошкой укрепляет иммунную систему.

В институте геронтологии г. Берлин ученые провели исследование с целю выявления связи между длительным общением с кошкой и увеличением продолжительности жизни человека. Исследование проходило в течение нескольких лет.

Оказалось, что из 3-х тысяч испытуемых люди, которые делят кров с кошкой на протяжении многих лет, живут на 10,3 года дольше! 
Швейцарские зоологи заметили, что пожилые люди, в доме которых есть кошка, обращаются  за медицинской помощью в среднем на 16 процентов меньше.

В 1980 году Филадельфии серьезно исследовалась роль домашних животных в обретении душевного комфорта человеком. Исследователи изучали присутствие домашнего животного на процесс выздоровления у людей, перенесших инфаркт миокарда. 

Так, по итогам исследования, люди, которые перенесли инфаркт в прошлом, реже становятся жертвами второго инфаркта, если в их семье есть домашнее животное. 

Невероятно, но факт: оказалось, что роль кошек и собак в выздоровлении выше, чем роль родных и близких пациента!

 Это подтвердили и  многие последующие исследования. Между человеком и его домашним животным возникает определенное коммуникативное поле, обладающее гораздо более значительными  преимуществами по сравнению с другими формами коммуникации.

В рамках этой статьи нужно отметить, что в Беларуси анималотерапия набирает силу.

В Минском городском дельфинарии «Немо» прошел научно-практический семинар «Анималотерапия в системе реабилитации детей с особыми потребностями».

Были проведены выступления специалистов в области детской психиатрии, неврологии и психологии. Мероприятие проводилось при поддержке Европейской академии естественных наук(Германия).

 В действительности, многие животные способны стать нашими целителями в той или иной степени. Однако было бы неэтично смотреть на этот процесс только с утилитарной позиции. 

Животные умны, многим из них знакомо чувство глубокой привязанности к человеку. 

Как доказали ученые, высшие млекопитающие имеют достаточный интеллект и сложную модель поведения, не руководствуясь исключительно инстинктами. 

Они способны испытывать сильные эмоции, преданность и даже жертвенность по отношению к человеку. 

Мы живем на одной планете и мы нужны друг другу не только для терапии, но и просто для позитивного общения! 

  М.Верещагина,
 валеолог УЗ«26-я городская поликлиника»

Источник: http://www.26poliklinika.by/istselyayushchij-sad/298-lechenie-dobrotoj-animaloterapiya

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

АНИМАЛОТЕРАПИЯ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?


Статья посвященаосмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возрастов.

В результате анализа и проведенного нами эксперимента выявлена высокая эффективность данной терапии. Образование в современном обществе должно развиваться по модели, уделяющей внимание здоровому взаимодействию детей и животных.

Главное достоинство такой образовательной системы заключается в дополнительных благоприятных условиях для социального и психологического развития детей.

Ключевые слова: анималотерапия, животные, дети, адаптационный период, психокоррекция.

Актуальность данной темы обусловлена растущим числом детей с проблемным поведением и поисками дополнительных средств и методик, способных корректировать их.

Цель работы заключается в проведении частного эксперимента и выявлении эффективности применения анималотерапии, как инструмента помощи в адаптационный период детей младшего дошкольного возраста, и коррекции поведения детей школьного возраста.

Сквозь тысячелетия легенды и мифы доносят до нас подтверждение того, что люди издревле догадывались о положительном влиянии животных на человека. Возведенные в ранг божественных созданий, кошки Древнего Египта считались обладателями сверхъестественных сил и целителями любых недугов.

Аспектий, в Древнегреческой Мифологии Бог медицины и врачевания исцелял своих больных, принимая облик собаки и вылизывая их раны. Неизменными спутниками и целителями христианских святых тоже были никто иные, как собаки.

Выдающийся психолог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал, что его любимица — собака породы Чау-Чау по имени Жо-Фи — помогала ему определять оптимальное время окончания терапевтической сессии и понимать душевное состояние его пациентов.

Пройдя путь в сотни тысяч лет, от мифов и догадок до версий и теорий, анималотерапия наконец-то стала официально признанным методом лечения в середине 20 века.

Анималотерапия (от лат. Anima — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для получения психотерапевтического эффекта. Иными словами, это воздействие посредством общения с животными.

Анималотерапия бывает ненаправленной — это контакт с животными в домашних условиях без понимания их терапевтического значения и психокоррекционной работы; и направленной — это специальные терапевтические и психокоррекционные программы с использованием животных и (или) их образов.

Видов анималотерапии существует почти столько же, сколько существует видов животных на нашей планете.

Выделяется, однако, несколько направлений, которые в настоящее время наиболее изучены и широко практикуются по всему миру: канистерапия или терапия собаками, фелинотерапия или терапия кошками, дельфинотерапия, иппотерапия — терапия лошадьми.

Из частной практики психологического консультирования взрослых и детей, в ходе наблюдений за результатами использования как направленной, так и ненаправленной анималотерапии, отмечаем высокую эффективность и благотворное влияние в работе с обширным диапазоном социальных и психологических проблем.

Это помощь и поддержка клиентам, переживающим кризис в стрессовых ситуациях; стимуляция к общению и социальному взаимодействию для людей с проблемами в коммуникативной сфере; мотивация, продиктованная необходимостью проявлять заботу о животных, быть активным и внимательным для клиентов с проблемами в эмоциональной сфере; помощь в нормализации гиперактивного поведения путем расслабления, снижения агрессии и возбуждения. А также помощь страдающим от чувства одиночества.

Следует отметить, что многие современные исследователи ученые, такие как: Л. В. Смолова [5] А. Н. Липов, Л. Дебора, Уэллс [3], Бугаева Е. И.

[1] занимались исследованием данной проблемы, определяя цели, задачи данной терапии, важность ее в работе с инвалидами, пожилыми, больными людьми.

Уход за животными дарует пациентам новый социальный опыт и поведение, которые в последующем можно перенести и в другие области жизни;

Можно отметить большую роль анималотерапии в социальной адаптации детей с дефектами развития и отклонениями в поведении, которая дает хорошие результаты при работе с клиентами, больными ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, шизофренией и т. д. [6].

Как известно дети раннего возраста часто сталкиваются с трудностями адаптации к дошкольному и школьному образовательным учреждениям. По мнению врачей, эти трудности могут послужить причиной ухудшения самочувствия детей.

С возникновением необходимости поступления ребенка в детский сад, меняется его привычный образ жизни, его окружение и распорядок дня. Ребенок вынужден переносить отрыв от родителей. Это безусловно отражается на эмоциональном состоянии ребенка.

Малыш может испытывать весь спектр негативных эмоций: нарушение сна, агрессию, снижение аппетита, злость, страх. Общеизвестно, что адаптационный период детей проходит слезно и болезненно. Повышается уровень тревожности малыша, истощается его нервная система.

Для вывода ребенка из стрессовой ситуации, регулирования его психосоматического состояния, а также для предотвращения и максимального уменьшения неблагоприятной адаптации и применяется анималотерапия.

Доказано, что взаимодействие с животными способствует успешному слиянию ребенка с социумом, формирует его компетентность; нормализует нервную систему; избавляет от страхов и агрессии; снимает тревожность и стресс; стимулирует межличностные отношения. Благодаря проявлению заботы о более слабом существе, ребенок чувствует, что становится значимым, что благополучно отражается на его самооценке. А доверие, которым награждает его животное делает малыша ответственным.

С целью проведения анималотерапии и облегчения процесса адаптации в детском саду был организован живой уголок, в котором группа детей (по желанию и с согласия их родителей) могли наблюдать и ухаживать за «социализированными» (то есть прирученными) животными — морскими свинками, котенком, кроликом и двумя попугаями. На начальном этапе адаптационного периода, однако, в виду того, что дети могут испугаться животного, роль живого объекта исполняли мягкие игрушки, картинки и куклы. Известно, что анималотерапевтические сцены, игры и упражнения с использованием ролей, мягких игрушек животных и исценирование сказок о животных благотворно влияют на эмоционально-волевую и двигательные сферы ребенка, развивают мышление и воображение, стимулируют познавательный интерес к повадкам и к поведению в целом как животных, так и людей.

Поэтому нами было использовано множество упражнений по данной тематике на эмоционально-личностное развитие. Приведем в пример несколько из них: «теремок, зверинец, осьминог» — упражнения на развитие способности слаженной, совместной работы в коллективе; «крокодил» — упражнение на развитие наблюдательности и снятия страха; «улитка» — развитие самоконтроля; «кенгуру» — на ловкость.

После проведения такого рода занятий детям позволялось посещать непосредственно живой уголок и входить в контакт с настоящими (социализированными/прирученными) животными.

Общение с обитателями живого уголка вызывало у детей чувство восторга и счастья, стабилизировало их эмоциональный фон и облегчало процесс адаптации. Нами было отмечено, что простое созерцание животных поднимало настроение детям, и вызывало массу положительных эмоций.

Уменьшался стресс характерный для адаптационного периода, снижалось чувство тревоги, культивировалось терпеливость и заботливое отношение, улучшались навыки общения; развивалось доверие и уверенность, как с самим себе, так и к окружающим.

Животные не умеют разговаривать, поэтому все общение с ними происходит не вербально. Это способствовало распознаванию детьми эмоций без применения слов и объяснений.

По окончанию курса анималотерапии и после проведения диагностики эмоционального состояния детей, было замечено, что процент успешной адаптации детей в младшей группе прошел более успешно, чем в группах, где данный метод не использовался. Среди малышей наблюдалось развитие таких личностных качеств, как: контактность, коммуникабельность, активность и гармоничность в общении, инициативность и успешная социализация.

Животные помогали детям вступать в общение с воспитателями и сверстниками, иными словами облегчали процесс слияния с новым социальным окружением.

«Умение ребенка общаться подразумевает: осознание того, что каждый (ребенок и взрослый) имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника; понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей; ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств; понимание двухканальности процесса общения: роли говорения и слушания других». [1 с.432].

Благодаря приобретенному в ходе анималотерапии чувству сопереживания и эмпатии, дети успешно включались в групповые психические процессы, что было бы невозможно без общности «переживания» этого процесса.

В качестве еще одного эксперимента применения анималотерапии была выделена добровольная группа Бакинских (теперь уже) школьников, состоявшая из 15 детей возрастом от 10 до 14 лет.

По результатам диагностики (с использованием теста Вагнера «Рука Вагнера» для диагностики агрессивности и межличностных отношений; теста Дембо-Рубинштейн для определения самооценки, методики изучения тревожности как свойства личности Спилбергера-Ханина) среди этой группы учащихся были выявлены дети с агрессивным поведением, дети с заниженной самооценкой и повышенной тревожностью.

Занятия проходили в местном приюте для бездомных животных B. A. R.S. один раз в неделю. В процессе занятий дети ухаживали за собаками, кормили их, выгуливали, вступали в дружественный контакт. Дети получали похвалы за свою волонтерскую деятельность в присутствие других детей и взрослых, что повышало их самооценку.

Игра, пробежки и дрессировка с собаками способствовали снятию мышечного и эмоционального напряжения. Данные аспекты были особенно значимы в работе с тревожными детьми. Дети с агрессивным поведением учились таким качествам как эмпатия и доверие через общение с собаками приюта. После окончания каждого занятия, было замечено, что дети пребывали в хорошем расположении духа.

Понижалась тревога и уровень агрессии. Дети изъявляли желание организовать дополнительную деятельность с целью помочь приюту. В результате чего были проведены благотворительные ярмарки с участием и детей и их родителей, по завершению которых проводились опросы и было выявлено, что совместная деятельность родителей и детей благотворно повлияла на их взаимоотношения.

Результаты повторной диагностики и наблюдение показали, что анималотерапевтический метод психокоррекционной работы с данной группой школьников качественно снизил эмоциональную напряженность и агрессивность, расширил сенсорный опыт детей, развил целостность восприятия, стимулировал вербальную и невербальную активность и уменьшил чувство тревоги.

В заключении хочется подчеркнуть, что животные, их образы и звуки, которые они издают, способны оказать эффективную социально-психологическую помощь, как взрослому, так и ребенку, в широчайшем спектре проблем. Дети, растущие в любви к животным и способные понять тех, кто не может говорить, имеют большие шансы вырасти в социально активных людей и психологически здоровые личности.

Литература:

  1. Бугаева Е. И. Использование пет-терапии в работе с людьми периода ранней взрослости. Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 3. Минск: БГУ, 2011. — С. 10–12.
  2. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психология ребёнка. М.: Владос. 2000. — 144с.
  3. Липов А. Н. Дебора Л. Уэллс Домашние собаки и здоровье человека: обзор. Британский журнал психологии здоровья 2007. № 12. С. 145–156 Гуманитарные научные исследования. 2014.
  4. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под. ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009, 432с.
  5. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе. Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной работы.2008, Вып. 1, Т. 9. С. 45–50/
  6. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии /Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010, 768 с.
  7. Шаронова Е. Г. Социальная реабилитация школьников при взаимодействии с природой. Педагогика. 2005. № 6. С. 55–59.

1

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, животное, адаптационный период, психокоррекционная работа, живой уголок, нервная система, агрессивное поведение, детский сад, высокая эффективность, школьный возраст.

Источник: https://moluch.ru/archive/148/42023/

Что такое Анималотерапия? Анималотерапия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

АНИМАЛОТЕРАПИЯ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Анималотерапия (в переводе с латинского “лечение животными”) — это разновидность психотерапевтической помощи, при которой используются животные. Применяются не только непосредственные контакты человека с животными, но и опосредованные — с изображениями, образами, сказочными героями и т.д.

Невозможно отследить, когда именно возникла анималотерапия: древний человек жил в единении с природой, в том числе в постоянном взаимодействии с одомашненными животными.

Позднее, с возникновением медицины, появились соответствующие рекомендации по излечению различных болезней, например, при неврозах наряду с обливанием холодной водой и ходьбой босиком, советовали ездить на лошади. В частности известно, что в 5 веке до н.э.

древнегреческий врач Гиппократ рекомендовал практиковать лечебную верховую езду. Кроме лошадей, в древности в качестве анималотерапии использовались и другие животные — собаки в Греции, кошки в Египте, певчие птицы в Индии и т.д.

Среди примеров анималотерапии более близких к нашему времени, можно отметить успешный опыт лечения душевных заболеваний в конце 17-го века в Йорке (Англия).

Но только во второй половине 20-го века анималотерапия получила глубокое научное обоснование и была признана медицинским сообществом как самостоятельный метод лечения. Большую роль в этом процессе сыграл американский психиатр Б. Левинсон, который привлёк свою собаку к участию в терапевтических сессиях для детей.

На сегодняшний день анималотерапия, благодаря множеству положительных примеров излечения, стала общепризнанной методикой в мировом масштабе.

В ряде стран, таких как США, Британия, Канада и Франция, есть специализированные медицинские ассоциации, которые проводят конференции, семинары и исследования, посвящённые актуальным вопросам применения данной методики.

Статистические исследования свидетельствуют, что даже обычное общение с животными, не использующее специальных терапевтических методик, положительно влияет на здоровье-хозяева домашних любимцев менее подвержены стрессам и, как следствие, живут дольше.

Чем же ещё полезна анималотерапия? Принято рассматривать эффективность данной методики с точки зрения ряда функций:

  • Психофизиологическая функция заключается в снятии стресса, а также нормализации работы нервной системы и психики в целом;
  • Психотерапевтическая функция проявляется в том, что контактируя с животными, человек получает навыки, которые способствуют и гармонизации межличностных отношений с другими людьми, повышают уровень социализации;
  • Реабилитационная функция — общение с животными способствует психической, а также социальной реабилитации;
  • Другие функции: самореализации, общения и т.п.

Согласно общепринятой классификации анималотерапия подразделяется на ненаправленную и направленную. В первом случае речь идёт об обычном общении с домашними животными без акцента на терапевтическом значении.

В противоположность этому — направленная анималотерапия предполагает взаимодействие с животными на основе специальных медицинских программ с чётким пониманием цели лечения.

Если в первом виде речь, как правило, идёт об общении человека со своими питомцами, то во втором — для лечения пациента используются только специально обученные животные.

В зависимости от того, какие животные участвуют в анималотерапии, различают иппотерапию (лечение лошадьми), дельфинотерапию, канистерапию (лечение собаками), фелинотерапию (лечение кошками) и мн. др.

Например, американское анималотерапевтическое общество “Дельта” использует в своей работе более 2000 различных животных, в том числе морских свинок, кроликов, кур, лам, коз, осликов, попугаев и других одомашненных животных.

Африканские племена лечатся слонами и крокодилами, австралийцы проводят сеансы кенгуротерапии.

Общение с каждым из видов животных несёт особый лечебный эффект.

Например, одна из самых распространённых методик — иппотерапия используется в качестве лечебной физкультуры при ряде психических и неврологических недугов, а также нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости.

Дельфинотерапия показана больным аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна. Интересно, что общение с дельфинами позволяет человеку развить свои творческие способности, открыть новые возможности для решения различных жизненных ситуаций посредством нестандартного мышления.

Собаку, совершенно справедливо называют “другом человека”. Взаимодействие с собаками позволяет не только решить проблему дефицита общения, но и способствует снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Воздействие кошек на организм человека уникально. Они не только нормализуют артериальное давление, но и гармонизируют энергетическое поле пациента, что способствует общему оздоровлению организма.

Общаясь с животными, человек получает наряду с положительными эмоциями лечебный эффект посредством прикосновения и поглаживания животных, звуков их , например, мяуканье кошек.

Иногда, подобные практики не связаны напрямую с общением с братьями нашими меньшими.

Это может быть прослушивание звуков, издаваемых морскими млекопитающими, птицами, насекомыми, а также просмотр документальных фильмов о животных.

Нужно отметить, что наряду с множеством позитивных эффектов анималотерапии, есть и негативные стороны, которые важно учитывать для безопасного использования данной методики, в частности речь идёт об аллергических и паразитарных заболеваниях, а также риске столкнуться с агрессивным поведением животных.

Жизнь в современном обществе для многих людей сопряжена с дефицитом бескорыстного общения.

Именно взаимодействие с животными зачастую заполняет образовавшуюся нишу, неся положительные эмоции и придавая жизни дополнительный смысл.

В качестве примеров можно привести и одиноких пенсионеров, для которых домашние питомцы заменяют семью, и детей, предоставленных дома телевизору и компьютерным играм, показ взрослые находятся на работе.

Анималотерапия позволяет на научной основе использовать тысячелетний опыт человечества по взаимодействию с животными, в мягкой форме избавиться от заболеваний, и избегать негативных последствий стрессов.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Анималотерапия”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/animaloterapiya/

Анималотерапия – лечение животными

АНИМАЛОТЕРАПИЯ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Представьте ситуацию: Вы вечером приходите с работы, и, конечно же, чувствуете усталость, но стоит только взять на руки Вашего пушистого любимца и, о чудо, на душе становится легко, тепло и уютно.

Магия? – Нет, это ни что иное, как домашний мини-вариант анималотерапии.

Что такое «анималотерапия»?

Сам термин «анималотерапия» интерпретируется как метод лечебно-терапевтического воздействия при помощи домашних животных, с использованием как непосредственного контакта с животным, так и их изображения, игрушек и образов.

Точно неизвестно с какого именно периода развития человечества начал использоваться этот метод. С давних времен человек, живя в тесной взаимосвязи с природой, находил в ней источник здоровья.

Когда началось бурное развитие медицины, появлялись все новые и новые методы лечения, в том числе и с помощью животных. Так, наряду с традиционными в то время средствами лечения невроза – хождением босиком и обливанием ледяной водой, советовали лечебные прогулки верхом на лошадях.

Даже известный древнегреческий врач Гиппократ, еще в V веке до н.э. советовал верховую езду, как лечебный метод.

Но не только взаимодействие с лошадьми использовали в медицине. Так, Древние египтяне наделяли целебными свойствами кошек, греки – собак, а в Индии практиковалась терапия с использованием пения птиц.

В том виде, который известен нам сейчас, принципы анималотерапии начали свое развитие с канистерапии – лечением с помощью собак. В 1796 году в английском графстве Йоркшир, впервые начали использовать собак для лечения душевных недуг. В результате у больных значительно снизилась частота приступов и общий уровень агрессивности.

Позже, в ХХ в. американский ученый Б. Левинсон предоставил этому методу широкий резонанс и как следствие, анималотерапия была признана как самостоятельный метод лечения на международном уровне.

Отдельно следует отметить, что на сегодня активно внедряются не только лечебное, но и диагностическое направление с помощью животных.

Так, американец Пол Джексон, страдавший диабетом, рассказал врачу, что его пес способен чувствовать приступ гипогликемии. Как следствие, это дало толчок к ряду исследований.

Сегодня существуют целые центры по тренировке собак-помощников, которых учат чувствовать резкое понижение сахара в крови и предупреждать хозяина.

В Канаде активно ведутся исследования по вопросам умению собак предсказывать эпилептические припадки у детей. Уже есть положительные результаты: 20 из 40 собак стараются предупредить средствами, доступными им, о приближение припадка. Таким образом, в семье есть время максимально облегчить этот нелегкий период.

На современном этапе существует развитая сеть центров оказания психотерапевтической помощи средствами анималотерапии с использованием одомашненных животных. Основными специалистами, работающими с данным методом, являются медики, психологи и тренеры.

Основные функции пэт-терапии

Общение с животными вызывает у человека ряд положительных эмоций. Эффективность методики рассматривают через призму ее основных функций:

  • Психотерапевтическая функция – заключается в том, что непосредственный контакт с животными, помогает человеку повышать уровень социализации, а также гармонизации межличностных отношений в социуме.
  • Психофизиологическая функция – проявляется в общей нормализации психики и снятии стресса.
  • Реабилитационная – психическая и социальная реабилитация пациента.
  • Функция общения – удовлетворение потребности человека в общении.
  • Функция самореализации – удовлетворение потребности значимости для других.

Кроме того, анималотерапия широко применяется в психиатрии. Очень часто, она действует даже лучше, чем традиционные методы психотерапии. Например, при использовании животных, наблюдалось более эффективное снижение уровня тревожности у людей с комбинированным сложным диагнозом. Таким образом, анималотерапия может применяться при:

  • Психозе.
  • Аутизме.
  • Аффективных расстройствах.
  • Детских психологических травмах.
  • Эпилепсии
  • Посттравматиеских синдромах.
  • ДЦП.
  • Рассеянном склерозе.
  • Деменции.
  • Последствиях инсульта.
  • Сердечно-сосудистых заболеваниях.
  • Паллиативной помощи неизлечимо больным.
  • В домах престарелых.

Это далеко не полный перечень спектра положительного влияния на улучшение общего соматического и психического состояния человека.

Виды анималотерапии

Среди всего разнообразия пэт-терапии можно выделить две основные категории – ненаправленная и направленая. Ненаправленная заключается в ежедневном общении со своими домашними любимцами, без профессионального психотерапевтического воздействия.

Направленная – это вид анималотерапии, который используется в конкретных лечебных целях, под руководством специалиста. В данном случае общение происходит со специально обученными животными.

При проведении сеанса анималотерапии используются не только привычные для нас собаки и лошади.

В зависимости от того, какое животное используется, пэт-терапия делится на виды:

1. Иппотерапия – терапия с помощью лошадей. Может использоваться для всех возрастных категорий.

Показана при психических и неврологических нарушениях, а также при физиологических проблемах, таких как последствия инсультов, паралич, ДЦП. Езда развивает координацию и способствует укреплению мышц разных групп.

Также происходит массаж ног за счет движений тела животного, что улучшает кровообращение в нижних конечностях. Основной способ езды – аллюр.

2. Каннистерапия – лечение с помощью собак. Занятие проходит со специально обученной собакой, которая может быть как основным методом, так и сопроводительным при различных психотерапевтических воздействиях, и даже на занятиях логопеда.

Так как собака оказывает сильное положительное эмоциональное влияние, ее помощь необходима при развитии мотивации двигательной активности, лечению последствий стрессогенных ситуаций, улучшению способности концентрации внимания, устойчивой стабилизации психического состояния при аутизме, ДЦП, гиперактивности, синдроме Дауна.

Для каннистерапии отбираются определенные породы собак, которые благосклонно относятся к человеку, терпеливы и неагрессивные, не декоративные.

3. Дельфинотерапия – лечение с помощью дельфинов.

Эти животные являются одними из самых умных на планете и просто незаменимы при лечении проявлений ДЦП, аутизма, СДВГ, синдроме Дауна, депрессивных расстройствах, умственной отсталости и тому подобное.

Процесс прохождения сеанса дельфинотерапии предполагает выполнение определенных упражнений под наблюдением специалиста, поэтому не стоит спутывать его с простым плаванием с дельфинами.

4. Фелинотерапия – лечение общением с кошками. Многие люди даже в домашних условиях не могли не заметить, что кошка – удивительно чуткий диагност. Она ложится на место, которое болит, а так, как температура тела животного выше, чем у человека, довольно быстро наступает облегчение и боль проходит. Но это не единственное свойство котов.

Благодаря безмятежному отношению к жизни, они способны создать расслабляющий эмоциональный фон и пригодятся при лечении большинства недугов. Полчаса погладьте кошку – и ваше давление и сердечный ритм в норме.

Также, кошки являются незаменимыми при лечении психоэмоциональных нарушений, заболеваниях дыхательных путей, и опорно-двигательного аппарата. Как элемент реабилитационной помощи такая анималотерапия используется при лечении наркомании и алкоголизма.

Отдельно следует выделить благотворное влияние мурлыканье кошек, ведь его частота от 16 до 44 Гц способствует стабилизации нервной системы, улучшению иммунитета и запуска регенеративных процессов организма человека.

5. Ентомотерапия – терапия с помощью насекомых. В основном речь идет об использовании продуктов, которые производят насекомые – яд, пчелиный мед и тому подобное. Но нередко в народной медицине встречается лечение радикулита, венозного застоя и других недугов с помощью укусов насекомых. Отдельным подразделением данного вида является апитерапия – лечение пчелиным ядом.

6. Герудотерапия – лечение медицинскими пиявками. Используется при варикозном расширение вен, тромбозе, заболеваниях кожи, гайморите, гинекологических заболеваниях и т. д.

Принцип использования основан на свойстве слюны этих животных проникать глубоко в кожу и разноситься кровеносными сосудами по всему организму.

Но не стоит использовать этот метод без присмотра специалиста, не изучив условий его использования.

Сегодня существует более 2000 разновидностей животных для проведения пэт-терапии. Среди них ламы, козы, кролики морские свинки, различные виды насекомых, в Австралии – кенгуру, а африканские племена используют даже крокодилов.

Противопоказания для проведения анималотерапии

Как и любой психотерапевтический метод, анималотерапия имеет свои противопоказания. В первую очередь – это разные виды аллергии на шерсть или слюну животного.

Во-вторых, анималотерапия не применяется при острых инфекционных заболеваниях пациента.

Также стоит подобрать вид данной терапии, в зависимости от индивидуальных предпочтений больного, ведь если человек будет чувствовать дискомфорт, страх или агрессию, то положительных результатов не ожидается.

Очевидно, что людям с тяжелыми расстройствами психики в остром периоде использования анималотерапии противопоказано. Так же, как и людям с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обязательным элементом, перед проведением пэт-терапии является консультация с врачом.

В общем, анималотерапия является одним из самых безопасных методов лечения, который доступен для большинства пациентов. Много исследований доказывают, что даже обычное общение с домашними любимцами положительно влияет на здоровье хозяина, снижая общий уровень стресса и тем самым удлиняя ему жизнь.

Источник: https://kolesogizni.com/zdorove/animalotorepiya-vidy-i-protivopokazanija

Для родителей
Добавить комментарий