Арт-терапия для беременных

Арт-терапия во время беременности

Арт-терапия для беременных

В ожидании малыша будущая мама испытывает самые разные чувства. Ощущение безграничного счастья в считанные секунды может смениться подавленностью и отчаянием.

Такое поведение вполне естественно для беременной женщины, ведь в ее организме происходит гормональная перестройка, которая отражается на психологическом состоянии будущей мамы.

Однако негативные эмоции можно обратить в пользу для себя. В этом вам поможет арт-терапия.

Что же такое арт-терапия?

Это один из самых древних методов лечения творчеством, своеобразная «коррекция» своего сознания. Под арт-терапией подразумевается лечение искусством, облегчение психологического и эмоционального здоровья человека посредством творчества.

Таким образом, выражаются негативные и положительные эмоции, озвучиваются и преодолеваются фобии. Основой такого метода являются рисование, лепка, фотография, актерское мастерство. Арт-терапия это не только лечение, но также интересное и полезное времяпровождение.

Поэтому заниматься арт-терапией могут абсолютно все, в особенности беременные и вышедшие в декрет женщины. Самое главное правило — свобода самовыражения.

Чем может помочь арт-терапия при беременности?

Когда человек что-то творит, вкладывает свою душу в работу, он забывает о себе и своих невзгодах. Он существует в режиме «здесь и сейчас». А это как раз то, что нужно будущим мамам.

Мысли о неизвестном, постоянные прокручивания в голове возможных сценариев и беспокойство за ребенка создают напряжение и влияют на здоровье малыша. Арт-терапия во время беременности поможет отключиться от всего негативного и займет руки и голову. Рисуя или что-то мастеря, женщина самовыражается.

Те страхи, о которых она не может поговорить со своими близкими, и негатив, даже скрываемый от себя самой, найдут выход в творчестве и вернут равновесие и гармонию.

Беременная женщина и плод представляют собой один организм, одно целое. А значит, эмоции, переживания и восприятие мира мамы и ребенка связаны. Если женщина видит прекрасное и соприкасается с ним, ребенку тоже прививаются эстетические чувства и вкус. Укрепляется духовная связь матери с ребенком, а это фундамент для счастливого детства и будущей жизни.новесие и гармонию.

Применение арт-терапии во время беременности имеет высокую эффективность в борьбе со страхами и тревогами.

Рисуя, беременная женщина, дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными  и травмирующими образами.    Рисование выступает, как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей, раскрытии внутренних сил. Способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятия творчеством, арт-терапиейв период беременности помогают сосредоточиться на уникальном состоянии беременности, раскрыть творческий потенциал будущей мамы, настроиться на интуитивное общение с малышом, развить материнские чувства, снять страх пред родами, а также создать пространство для ребенка в реальном мире, наполненное любовью и радостью

Занимаясь арт-терапией, вы одновременно осуществляете несколько полезных дел:

  • Поднимаете настроение себе и окружающим. Счастлива женщина — счастливы все остальные.
  • Творчески развиваетесь. Даже если результат не оправдал ваших ожиданий, это все равно опыт, попытка. Все мы живем один раз, так почему бы не испробовать все самое лучшее, что придумало человечество?
  • Решаете внутренние и внешние конфликты. Непонимание окружающих, раздражительность к любимому человеку, низкая самооценка… Все это можно устранить, стоит только начать творить. Во время создания чего-то происходит катарсис, своеобразное очищение от проблем хотя бы на некоторое время.
  • Занимаетесь эстетическим воспитанием ребенка задолго до его рождения. Малышу, который находится в утробе матери, передаются все ее эмоции, поэтому получайте как можно больше удовольствия от творчества, чтобы эндорфины — гормоны счастья — вдоволь доставались малышу.

Арт-терапия во время беременности способствует:

  • достижению душевной гармонии;
  • раскрытию творческого потенциала;
  • выявлению и нейтрализации эмоционального напряжения;
  • концентрации на беременности;
  • снятию страха перед родами и закреплению позитивного представления о них;
  • развитию материнских чувств.

Существует множество видов арт-терапии, из которых можно выбрать что-то одно, либо попробовать всего понемногу. Быть может, наиболее эффективным окажется тот вид арт-терапии, от которого вы не ждали особых результатов.

Самые распространенные виды арт-терапии

Женщина может выбрать любое занятие по вкусу и способностям. Есть несколько популярных направлений, которые предпочитают беременные:

  • бодиарт;
  • цветотерапия;
  • рисунок;
  • оригами;
  • работа с глиной;
  • песочная терапия;
  • музыкотерапия.

К тому же, арт-терапия для беременных является лучшей альтернативой ежедневному длительному просиживанию за компьютером. Такие занятия не только улучшают настроение, но и позволяют усвоить те знания и навыки, которые пригодятся в будущем для раскрытия творческих способностей вашего ребенка.

С чего начать?

В каждом городе существуют специальные программы по арт-терапии, где участники получают мотивацию к действиям и анализируют собственные результаты. Однако арт-терапия хороша и в домашних условиях, особенно для беременных женщин, которым на последних сроках тяжело лишний раз выходить из дома в общество. Итак, приступаем к арт-терапии в своей уютной квартире.

Как проводится арт-терапия для беременных?

1. Для начала подбирается спокойная и приятная музыка, которая поможет расслабиться и сконцентрироваться на занятии.

2. Определяется вид арт-терапии: лепка, рисование, роспись, графика.

3. Первое занятие арт-терапии отводится на экспериментирование с цветом. Здесь не нужно думать о результате. Главное – наслаждаться самим процессом. Используются любые цвета и накладываются мазки на свое усмотрение.

4. Оценивается результат. Если занятия проводятся не самостоятельно, а с арт-терапевтом, он поинтересуется о том, какие эмоции посещали вас в этот момент. Посредством наводящих вопросов он поможет вам правильно направить самооценку. Возможно, вы даже откроете в себе что-то новое.

Имеется и иная оценка, выражающаяся в цветной интерпретации, которую можно проводить самостоятельно. Ведь цвета, которые использовались при создании рисунка, способны рассказать о многом. Все зависит от доминирующего цвета.

Практические рекомендации будущей маме

Я леплю из пластилина

Если у вас плохое настроение, неприятные эмоции, тревога, волнение, смешанные чувства, сон плохой приснился — пластилин поможет быстро и эффективно справиться с проблемой и найти новое решение. Откройте коробочку с пластилином. Выберите на ваш взгляд цвет, соответствующий вашему состоянию.

Неспешно разомните его в ладонях. Подумайте, как следует, какая она, ваша проблема, и начните ее ваять. Может быть, захочется сразу слепить что-то конкретное – лепите. Другой вариант — позволить своим пальцам перебирать пластичную массу, которая постепенно приобретет какую-то форму.

Это может быть простой пластилиновый шарик, и целый сюжет на листе с действующими лицами. Старайтесь вложить в вашу поделку всю злость, обиду, негодование. Как только вы материализуете свою боль в реальном виде, она начнет отступать. Затем вам нужно будет обязательно от нее избавиться.

Глиняную фигурку можно разбить рисунок или бумажную поделку — сжечь, а пепел выбросить. Вы сами почувствуете, когда процесс будет завершен. Рассмотрите работу. Что вам это напоминает? Как это связано с вашим  состоянием? Преобразуйте изделие так, чтобы оно вам нравилось.

Делайте до тех пор, пока не почувствуете удовлетворения. Положите работу, и полюбуйтесь ею какое-то время.

Нарисуйте свою радость

Если в последнее время вы чувствуете тоску и усталость, у вас начинают появляться депрессивные мысли можно попробовать следующее. Возьмите как можно больше цветных красок, карандашей или фломастеров и нарисуйте радость.

У вас может получится полноценная картина или просто символ, главное, чтобы вам в этот момент было тепло и хорошо на душе. Готовую картину можете поставить на письменный стол.

Глядя на нее, вы всегда будете испытывать приятное щекотание в груди, чувство радости.

Смысл арт-терапии не в результате, а в процессе, который поможет вам разобраться в себе. И, конечно, самый идеальный вариант — это получение удовольствия от своих действий.

Занятия арт-терапией для беременных проводят опытные психологи. С ними можно поговорить о личных проблемах и страхах. К тому же большое значение имеет сплоченность группы. Беременная не будет ощущать себя одинокой, ведь рядом женщины, которые понимают ее состояние и находятся в похожей ситуации.

Уважаемые будущие мамочки, приглашаем Вас на консультации специалистов ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», а также посетить:

Получить более подробную информацию по работе специалистов,
а так же записаться,  можно по телефону: 282-448.

Статью подготовил: психолог Кабинета кризисной беременности – Ю. О. Мытницкая.

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к нашей группе в Контакте.

Источник: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=9738

Арт-терапия в работе с беременными

Арт-терапия для беременных
:   / 3
Подробности 10155

В арсенале у каждого психолога всегда есть несколько вариантов работы с клиентом с точки зрения методики работы. Кроме того многое зависит от того направления, в котором проводится терапия, коррекция.

В работе с беременными выбор всегда ограничен необходимостью учитывать состояние женщины, которая вынашивает ребенка. Все используемые методы работы должны быть максимально экологичными.

Поскольку беременность,  тот период в жизни женщины, когда она, как клиент представляет собой диаду: все, что происходит с ней, отражается на ребенке, и этот период имеет свои психологические особенности.

По своему содержанию, беременность – это процесс и очень важно помочь женщине «быть» в этом процессе, сохраняя безопасность. При подготовке к родам и материнству эмоциональная включенность женщины играет важную роль, поскольку излишняя интеллектуализация часто мешает естественному ходу событий.

Через эмоции, чувства, проживание ощущений, через возможность погружения в собственный внутренний мир, женщина приходит к естественным ритмам, к интуитивным действиям, к гармоничному состоянию.

Статья на украинском языке – здесь.

Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра.

Дж. Рескин

Важность психологического сопровождения и поддержки определяется тем, что женщина в состоянии беременности становится эмоционально нестабильной. Практически все женщины, прошедшие через этот период, описывают его как уникальный, совершенно непохожий, очень сильный по уровню переживаний.

Эмоции воздействуют на организм беременной женщины, через гормональную систему. А поскольку ребенок связан с матерью общим (на определенном этапе) кровообращением, то ее эмоции воздействуют и на ребенка. Беспокойства, тревожность, страхи вызывают биохимические изменения в организме.

Ответной реакцией могли бы быть – нападение либо избегание, но в беременность подобный ответ организма на гормоны адреналинового ряда не возможен.

Что остается – напряжение, которое в свою очередь накладывает отпечаток на работу кровеносной системы: сужение артерий и пониженный приток крови к внутренним органам, а отсюда – недостаток кислорода.  Для того чтобы снять напряжение, чтобы помочь справится со страхом, тревогой, стрессом необходима психологическая поддержка.

Эмоциональное состояние женщины в период беременности влияет не только на внутриутробную жизнь ребенка, но и на психическое здоровье женщины после родов. Психолог может оказать психологическую поддержку беременной женщине в этот не простой для нее период.

Одним из интереснейших методов психологической работы с беременными является арт-терапия.

Арт-терапия – это метод терапии посредством художественного творчества. Арт-терапия – один из самых мягких и глубоких методов.

Занимаясь творческим самовыражением, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно – чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод практически не имеет ограничений и противопоказаний.

От искусства  арт-терапия отличается тем, что важен не результат, а процесс, в котором искусство – это средство, которое помогает лучше понять себя. Кроме того, то, что рождается в этом процессе не должно иметь оценки, критики или поощрения, похвалы.

Виды арт-терапии:

Библиотерапия

Сказкотерапия

Маскотерапия

Драматерапия

Работа с глиной

Песочная терапия

Музыкотерапия

Цветотерапия

Фототерапия

терапия

Оригами

Игротерапия

Изотерапия, рисунок

Артсинтезтерапия

Бодиарт

В работе с беременными можно использовать как индивидуальную, так и групповую формы работы.

Индивидуальная терапия.

Необходимым условием индивидуальной формы работы является установка контакта между клиентом и арт-терапевтом. Важно обсудить цель, характер, условия работы, определенные правила и ограничения, личную ответственность, регулярность сессий, их длительность и стоимость.

Арт-терапевт настраивает клиента на то, что нет необходимости в специальных навыках и умениях, что очень важен процесс и нет ориентирования на создание высокохудожественного шедевра. Обычно предлагается несколько возможных вариантов для творческого самовыражения, выбор материала для работы. Необходимо также отключится от оценивания действий и результата.

Мы с детства слышали похвалу или критику за наши рисунки, поделки, сочинения  и редко за то, как увлеченно мы рисовали, клеили, лепили, фантазировали. Клиенту важно понимать, что его деятельность в первую очередь будет направлена на его переживания и эмоции, на удовлетворение его собственных потребностей.

И в таком поле легко уйти от «правильных» и «неправильных» рисунков, идей, выводов.

Арт-терапия – это как детская игра, поэтому она очень подходит в работе с беременными, которые психологически близки к детским эмоциям и переживаниям.

В безопасном пространстве арт-терапевтического процесса у женщин возникают самые разнообразные ассоциации, чувства, воспоминания, состояния. Терапевт не вмешивается, он сопровождает, находится рядом.

В вопросах арт-терапевта нет уточнений и объяснений, его задача – обратить внимание самого клиента на его состояние и действия. Ориентиром для завершения работы являются – состояния ресурса и понимания того, что происходит с клиентом.

Одним из важных этапов индивидуальной работы есть демонстрация завершенного «продукта деятельности»: рисунка, сказки, статуэтки и т.п. Выход в объективную позицию и вербальное оформление принятого решения или полученного эмоционального опыта.

Ценностью групповой формы работы есть возможность взаимодействия с несколькими людьми и их переживаниями, получение большего количества обратной связи, поддержки, возможность проживания социальных установок и ролей.

Очень интересно наблюдать за работой в группе. Беременные похожи и в то же время не похожи в своих эмоциях.

Они довольно быстро выходят на расслабленность в работе и очень искренне реагируют на все, что происходит в группе.

Этапы групповой работы:

– объяснение правил и ограничений

– выбор темы, материала

– создание ритуала «вхождения» в процесс

– творческий поиск и работа

– обсуждение

– завершение: ритуал «выхода или возвращения».

На последних этапах клиенты не описывают то, что родилось в процессе творчества, они рассказывают о том, как это происходило с  точки зрения переживания процесса и описание своего состояния по окончанию работы.   Комментируя, другие участники, не оценивают автора, они могут задавать вопросы уточняющего характера или делится своими переживаниями по поводу процесса или результата работы автора.

В работе с беременными чаще всего используются: рисунок, сказкотерапия, создание коллажа, работа с глиной, песочная терапия и манка-терапия, музыкотерапия, цветотерапия, оригами, создание куклы, бодиарт на животиках.

Воображение у каждого человека очень «профессиональный художник». А мы можем дать этому внутреннему специалисту разрешение перенести образы на бумагу. Много раз, начиная рисовать, клиенты говорят: «Я не умею рисовать».

Но это мешают логика и знания о том, что кто-то оценит  рисунок. Задача арт-терапии не в том, чтобы в результате получить оценку в дневник, а в том, чтобы получить удовольствие от процесса, расслабиться, отключить логику.

Ведь очень важно получить опыт эмоционального проживания своих состояний, ощущений.

В родах и в материнстве очень пригодится умение «отключить голову».

Роды не логичны, материнство тем более – нужна интуиция, умение «слышать» себя и ребенка. Если бы была определенность и точность в процессе рождения ребенка, не был бы момент появления малыша чудом. Поэтому, необходимо найти состояние, которое позволит эмоциям включить инстинкты.

Чем, например, хорош метод рисования? Рисунок — не молчит, он говорит о том, что находится в глубине души, о том, что нельзя пощупать: о чувствах и эмоциях.

Осознание переживаемых эмоций это очень важная часть терапии, поэтому не нужно срисовывать чужие переживания, терапевт предлагает нарисовать свои.

Рисунок помогает изменить отношение к ситуации, страхам, переживаниям. Он позволяет внутренней силе справиться с напряжением, дарит ресурс и учит смотреть на мир иными глазами.

Рисунок меняет реальность! Рисунок позволяет выразить невыразимое словами. Рисунок звучит!

При работе с рисунком психологу важно отметить формальные признаки рисунка принятые в психодиагностике (выбор цветов, качество линий, расположение на листе, детали рисунков и т.д.

), содержание и пояснения, описание работы.

Часто в работе арт-терапевта необходимо внимательное наблюдение за процессом рождения творческого продукта: сам процесс рассказывает о потребностях, проблемах и что очень важно – подсказывает пути решения.

В сказке появляется волшебный способ решения проблемы, в рисунке происходит трансформация к позитивному образу, кукла оживает в рассказе и т.д.

 С чего начать?  Пример инструкции:

«Возьмите бумагу (лучше предлагать листы большого формата) и краски. Приготовьте кисти разных размеров. Отключите телефоны, телевизор. Найдите удобную позу для расслабления. Можете включить приятную музыку.

Выровняйте дыхание и закройте глаза. Не ищите сюжет для рисунка, а просто расслабьтесь.

Когда захочется открыть глаза, посмотрите на краски, выбирайте тот цвет, который привлечет внимание и нанесите на бумагу несколько мазков – а далее продолжайте по желанию и настроению. Вы можете рисовать узоры или сюжетные картинки.

Можете наносить точки разных  размеров, а быть может – раскрасить весь лист. Краску можно размывать водой на бумаге, а можно наносить в несколько слоев. Даже смешивание красок на палитре может помочь расслабится и побыть наедине с собой.

Вместо палитры можно использовать одноразовую тарелочку или просто лист бумаги. Меняйте цвет, когда захочется. Используйте столько бумаги, сколько захотите. Помните о том, что главное – удовольствие от процесса. Заканчивайте рисование с улыбкой».

Начиная – необходимо познакомится с материалом. В следующих сессиях можно использовать сюжетные задания. Все зависит от цели работы и выбранной методики.

Еще одним интересным вариантом работы есть лепка и раскрашивание глиняных или деревянных фигурок. Самым простым вариантом может быть нанесение рисунка на тарелку.

Очень интересные ощущения появляются в момент рисования не на бумаге, а на гладкой скользкой поверхности посуды: «Капните в центр тарелки жидкой краской (разведите ее водой), далее, меняя цвет краски, наблюдайте, какие узоры разворачиваются перед глазами.

Если краска достаточно жидкая, то наклоняя тарелку можно играть с растекающимися узорами. Прислушивайтесь к себе, запоминайте состояние спокойствия и расслабленности – вы сможете вернуться к нему в любой момент.

Для этого нужно будет закрыть глаза, ровно дышать (так же как в момент рисования/лепки/медитации) и вспомните рисунки, которые у вас получались. Если воспоминания рождают улыбку – вы нашли свой собственный внутренний ресурс».

Беременным нравится размещать понравившиеся работы в личной галерее (на холодильнике, возле зеркала, на стене, в фотоальбоме).

В своей работе я использую метод создания узелковой куклы-мотанки. В процессе работы применяется техника визуализации – релаксационная часть занятия и техника изготовления куклы из ниток. Очень необычным материалом является конопляная нитка – она натуральная, с естественным травяным запахом, имеет цвет  высушенной солнцем травы,  неоднородная наощупь и «непослушная».

Беременным предлагается добавить к этой нитке цветную шерстяную пряжу для оформления своих кукол. Самое удивительное то, что крайне редко используются яркие неестественные цвета. Кукла-мотанка создается без ножниц, нитка прерывается один раз – на этапе завершения.

Все куклы получаются очень разные: с ножками и в классическом варианте (пелериночкой), в одежках и без дополнительных деталей, с волосами и «без прически». Завершающий этап – контакт с малышом. Самый удивительный и неповторимый момент: женщина кладет свою куклу-мотанку на живот.

И малыши отвечают движением! Именно в куклу! Никогда пластмассовая игрушка не заменит куклу, которую мама создала своими руками! Она наполнена искренними эмоциями, теплом рук и символичным содержанием – уникальным, персональным и с любовью.

В результате такой арт-терапевтической работы у женщин появляется новый опыт взаимодействия с малышом. После таких занятий, беременные, наполненные удовольствием, спокойствием и доверием к себе, еще долгое время находятся в ресурсном гармоничном состоянии. Куклу-мотанку можно создавать вместе с будующим отцом.

Одним из видов взаимодействия через методы арт-терапии является бодиарт. Мужчины с удовольствием рисуют безопасными красками шедевры на «беременных животиках». Главное условие – творчество во взаимодействии. Такой вид арт-терапии хорошо себя зарекомендовал в программе подготовки к партнерским родам, как элемент гармонизации отношений в паре.

Специалистами, работающими в этой области, разработано большое количество оригинальных авторских методов. Как правило, много внимания уделяется взаимодействию с ребенком и эмоциональному состоянию. Метод арт-терапии используется и для терапии, и для диагностики.

Арт-терапия имеет   много преимуществ, благодаря своей невербальной природе. Для нее не нужны специальные навыки. Этот метод предполагает большое уважение к внутреннему миру клиента, проводится в атмосфере доверия, позволяет отражать настроение и эмоции, помогает найти механизм саморегуляции и открывает внутренние ресурсы клиента: через поиск, через проживание момента творения.

К сожалению, не многим женщинам удается погрузиться в состояние беременности, уйти от суеты офисных проблем  и принять мягкость женской природы. Творчество помогает найти внутреннюю потребность, усиливает погружение в естественные переживания, дает ресурс.

Арт-терапия позволяет обойти логику и внутреннюю цензуру, оживляет детские реакции и является очень мягким методом в руках психолога.

Наталья Мовчан.

Статья напечатана в газете “Психология дошкольника”,  №6, 2010г.

Источник: http://www.perinatal.org.ua/stati/beremennost/184-art-terapiya-v-rabote-s-beremennymi.html

Читать

Арт-терапия для беременных
sh: 1: –format=html: not found

Арт-терапия женских проблем

© «Когито-Центр», 2010

Предисловие

А. Копытин

Одной из значимых тенденций развития психологии является формирование гендерно-ориентированного подхода, связанного с повышенным вниманием специалистов к психологическим особенностям мужчин и женщин, а также созданием таких методов психотерапевтической помощи, которые учитывают эти особенности. Признавая существование универсальных, свойственных обоим полам психологических феноменов, гендерно-ориентированный подход учитывает целый ряд специфических, свойственных им отличий, охватывающих физическую, эмоциональную, познавательную и поведенческую сферы.

Данный подход в той или иной степени повлиял на различные области психологических исследований, теории и практики, деятельность специалистов помогающих профессий. Не обошел он стороной и арт-терапию.

К сожалению, многие вопросы, связанные с оказанием психологической, в том числе, арт-терапевтической помощи на основе данного подхода остаются недостаточно изученными и не представленными в литературе.

На сегодняшний день существуют единичные издания, акцентирующие внимание на гендерной проблематике, посвященные методологии и особенностям психотерапевтической работы с женщинами (Болен, 2005; Эстес, 2001; Психотерапия женщин, 2003; Feminist approaches to art therapy, 1997; Gender issues in art therapy, 2001). Оригинальные же публикации по этой теме, подготовленные отечественными специалистами, пока отсутствуют.

Высокая практическая значимость развития гендерно-ориентированного подхода применительно к задачам обеспечения физического (в том числе, репродуктивного) и психического здоровья женщин очевидна.

Она определяется их огромной ролью не только в биологическом воспроизводстве и воспитании детей, но и в возрастающем вкладе женщин в общественную жизнь и культуру.

При этом уровень заболеваемости среди женщин за последние годы не только остается высоким, но по многим формам физической и психической патологии даже растет.

Высокую тревогу вызывает значительное распространение среди женщин таких заболеваний, как СПИД, зависимость от психоактивных веществ, нарушения репродуктивного здоровья, а также психических расстройств, в первую очередь, невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств, нарушений пищевого поведения, аффективной патологии (депрессивных расстройств и суицидального поведения и др.).

Все это определяет необходимость совершенствования форм и методов лечения и профилактики соответствующих заболеваний среди женщин, а также развития новых форм социальной помощи и защиты их прав и интересов.

Значительная роль в сохранении физического и психического здоровья женщин принадлежит специалистам в области психического здоровья – психотерапевтам, психиатрам, практическим психологам, арт-терапевтам, работающим не только в бюджетной сфере, но и в различных частных учреждениях и общественных организациях.

Подготовка настоящего издания обусловлена необходимостью в более активной разработке и внедрении эффективных и ориентированных на решение комплекса лечебно-реабилитационных и профилактических задач методов медицинской и психологической помощи женщинам.

Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии, отражающие практику работы с женщинами.

Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и отражает разные формы арт-терапевтической работы.

В целом, проблемы женщин могут рассматриваться и решаться на следующих уровнях:

• личностном (внутриличностном), связанном с выявлением и коррекцией эмоциональных, познавательных и поведенческих нарушений, которые представляются в основном или исключительно как автономные от межличностного и социального контекста;

• межличностном, связанном с диагностикой и коррекцией нарушенных взаимоотношений нескольких людей, например, членов семьи или коллектива;

• общинном, связанном с развитием местных сообществ и гармонизацией отношений между их представителями.

В рамках гендерно-ориентированного подхода психологические проблемы женщин в той или иной степени рассматриваются и решаются на всех вышеперечисленных уровнях. Однако, в зависимости от конкретных обстоятельств и профессиональной ориентации, специалисты отдают предпочтение индивидуальной и групповой работе или деятельности в масштабах целого сообщества.

Все авторы сборника в своей работе с женщинами используют методы арт-терапии.

Они имеют разный социальный и культурный опыт и профессиональную подготовку и придерживаются разных теоретических взглядов, начиная с личностно-ориентированной психотерапии и заканчивая феминизмом.

Однако все они солидарны в том, что учет множества факторов, влияющих на психическое и физическое здоровье женщины и ее социальное благополучие, позволяет специалистам работать с ними более эффективно.

Гендерно-ориентированный подход, применяемый в психотерапевтической и арт-терапевтической работе с женщинами, интегрирует в себе представления многих научных дисциплин и школ. В Российской Федерации он «вырастает» из клинико-психиатрической традиции, психологии отношений и психологии деятельности.

В то же время в последние годы на его развитие оказывают существенное влияние социальные и культурологические теории, в том числе, концепции постмодернизма и феминизма, более активно развивающиеся за рубежом.

Для зарубежной гендерно-ориентированной психотерапии и арт-терапии также характерна тесная связь с психоанализом.

Примечательно, что вопросы сексуальности и половых различий оказались в центре внимания психоаналитической теории, однако характерное для Фрейда понимание особенностей женской психологии вызывало и продолжает вызывать противоречивое отношение. В процессе исторического развития психоанализа, в силу происходящих в обществе изменений многие психоаналитические позиции в отношении женской психологии были уточнены либо пересмотрены.

Так, ряд исследователей обращает внимание на то, что в ходе развития общества, приведшего к значительным изменениям семейных и полоролевых отношений, психология женщин претерпела значительную трансформацию, вызвав к жизни целый ряд актуальных проблем и изменив структуру психических расстройств и их феноменологию.

Так, изменения семейных ролей привели к формированию у специалистов различных и подчас противоположных точек зрения на психологическую и культурную значимость родителей. Классический психоанализ исходил из признания главенствующей роли отца в семье.

В современных условиях растет число неполных семей и даже в полных семьях семейные роли претерпевают существенные изменения.

В связи с этим некоторые специалисты указывают на необходимость разделения функций биологического отца, с одной стороны, и культурных и символических репрезентаций отцовства, в том числе, осуществление отцовских функций одинокими матерями, с другой стороны.

Вместе с тем процесс социализации женщины сохраняет ряд существенных отличий, отмеченных еще в ранний период развития психоанализа. Анализируя развитие девочек в семье и особенности социализации полов, такая представительница современного психоанализа, как С. Орбах (2003) указывает на недостаточно оформленную психологическую субъективность женщин.

Этот автор отмечает, что, как и раньше, уходом за ребенком и его воспитанием занимаются женщины.

Это определяет психологическую структуру дочери, в том числе, ее более развитую, чем у сына, способность к установлению близких межличностных отношений, с одной стороны, и трудности в достижении психологической автономности и самореализации, с другой стороны (там же, с. 51).

В силу более длительно сохраняющейся зависимости девочки от матери и большего контроля над ее телом со стороны семьи и социума, тело женщины нередко воспринимается не как ее собственность, но как «территория» других людей – матери, отца, а затем партнера, мужа, ребенка. «Нет ничего удивительного в том, что невротические нарушения питания, кожные заболевания, половые дисфункции и самодеструктивное поведение, направленное на свое тело, более всего характерны для женщин, переживающих дистресс» (Лэнд, 2003, с. 64).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=282308&p=9

Арт-терапия для беременных

Арт-терапия для беременных

Частью ритуалов, сопровождающих беременность во многих культурах мира, было самодеятельное творчество. Собираясь компанией, беременные женщины вышивали или пряли, шили приданое для младенцев, пели песни.

Польза подобных традиций для физического и душевного состояния беременной очевидна: создание своими руками вещей для будущего малыша помогало наладить с ним связь, почувствовать себя бодрее, снять тревогу.

Сегодня роль старинных ритуалов взяла на себя арт-терапия для беременных, хотя распространенность ее, особенно на постсоветском пространстве, куда меньше, чем она того заслуживает.

В работе с беременными используются преимущественно самые простые техники, хотя диапазон их поистине неисчерпаем.

Арт-терапия предоставляет много вариантов для творческого самовыражения беременных как в рамках профилактических программ и работы в группе, так и в индивидуальном порядке.

Значение и возможности арт-терапии для беременных

Одним из важных психологических аспектов беременности является подготовка к новой личностной и социальной роли.

Даже если беременность не первая, она все равно предполагает перемены: от роли матери одного малыша – к матери двух детей; от мамы двух детей – к многодетной матери. Помочь с принятием этой новой роли и призвана арт-терапия.

В процессе арт-терапевтической сессии можно сформулировать проблемные моменты,  изменить самоощущение, подготовиться к родам, научиться расслабляться и наслаждаться процессом творчества.

Среди результатов арт-терапии для женщин, ожидающих ребенка, специалисты выделяют:

1) обретение внутренней гармонии;

2) уменьшение страхов и тревог;

3) улучшение самочувствия;

4) увеличение количества позитивных эмоций;

5) осознание родительства;

6) изменение восприятия предстоящих родов (от стресса – к празднику);

7) гармонизация партнерских отношений.

Отдельно стоит выделить появление у женщин, занимающихся арт-терапией, уверенности в благополучном исходе родов, а также своеобразный пролонгированный эффект, проявляющийся в благоприятном протекании послеродового периода.

Как проходит арт-терапия

Для достижения различных целей предлагаются разные техники, ведущими среди которых являются рисование красками, песком, карандашами, фломастерами на бумаге или стекле на свободную или заданную тему; создание коллажей из изображений, фотографий, бумаги и проч.; изготовление масок, мандал, кукол и т.д.; сочинение сказок и историй; боди-арт; написание хокку; пение; танец.

Одни упражнения рассчитаны на выполнение в группе, другие выполняются супругами, ожидающими ребенка, это могут быть и индивидуальные консультации. Выбор упражнения зависит от психологического состояния беременной и тех вопросов, которые на данном этапе для нее наиболее значимы. Приведем примеры некоторых из них.

Свободное рисование

Пожалуй самый простой, но в то же время действенный вид работы. Женщина воспроизводит на бумаге в любой технике (краски, карандаши, мелки, фломастеры и т. д.) любые образы, приходящие в голову.

Они могут быть связаны с будущим материнством, отражать представления о ребенке, или же извлекать из подсознания те тревоги и страхи, которые неизбежно сопровождают даже самую благополучную беременность;

Боди-арт

Одним из самых простых и в тоже время поднимающих настроение упражнений является нанесение рисунков на живот беременной. Это упражнение, как правило, проводится в группе, в которую входят беременные женщины (начиная  с 6-7 месяца) и их мужья. Рисунки наносятся безопасными для здоровья красками, например, хной. Такие рисунки носят позитивный характер.

Это могут быть символы, образы, связанные с ростом и процветанием – растущее деревце, цветы и т.д. Процесс нанесения рисунков способствует укреплению отношений между супругами, вносит в них праздничный компонент, воспринимается как совместно пережитое приключение. Сам процесс и результат рекомендуется зафиксировать с помощью видеокамеры или фотоаппарата.

Мандала “План родов”

Авторство этого упражнения принадлежит Н.Коваленко. Его особенность – регулярное повторение в течение беременности, а среди преимуществ – простота выполнения. Для выполнения упражнения понадобятся лишь лист формата А3, набор фломастеров или карандашей и тарелка, которая потребуется для очерчивания круга.

Когда круг очерчен, начинается работа. После того, как женщины расслабятся, им предлагается выбрать ту точку внутри круга, которая будет символизировать начало родов.

Из нее с каждым выдохом будет исходить новый цвет – красный, зеленый, желтый, синий и белый, воплощающий представления женщины о предстоящих родах.

В результате получается простая мандала, в которой все цвета представлены равномерно, или же отдано предпочтение какому-то одному цвету. Когда мандала закончена, участницы упражнения озвучивают свои ощущения во время рисования.

Чем шире спектр задействованных цветов, тем гармоничнее самоощущение женщины. Рисование мандалы помогает отнестись к родам как к творческому акту, преодолеть напряжение. Некоторым женщинам представление мандалы во время родов позволяло сделать процесс менее болезненным.

Рисование песком

Это упражнение выполняют в небольшой группе. Его суть чрезвычайно проста: женщины рисуют на определенную тему пальцами по песку, рассыпанному на столе из оргстекла.

Рисунок переделывается до тех пор, пока он не начинает нравится участницам. Возможность изменения рисунка очень важна: ведь таким образом происходит символическое преодоление ситуации.

После завершения рисунка его анализируют вместе с психологом.

Слушание и исполнение музыкальных композиций

Вопреки распространенному мнению, это не обязательно должна быть классика: главное, чтобы музыка соответствовала душевному состоянию будущей мамы.

Однако не рекомендуется использовать рок-композиции – они могут погрузить женщину в меланхоличное, депрессивное состояние. Великолепный эффект производят прослушивание и исполнение колыбельных.

Они помогают женщинам расслабиться, установить взаимосвязь с будущим ребенком.

Создание сказки

Это чудесное упражнение поможет настроиться на позитивный лад, снять тревогу и напряжение. Женщины могут выполнять это упражнение в группе или индивидуально. Необходимо взять чистый лист и ручку. Закрыть глаза и попробовать придумать сказочную историю. Пусть она начинается словами: «Жил-был малыш, похожий на тебя».

А заканчивается: «И жили все долго  и счастливо». Получившуюся историю нужно записать и можно добавить иллюстрации. Такая сказка адресованна ожидаемому ребенку. Героем сказки является ребенок или его родители.

Пространство сказки позволяет воплотить любую волшебную историю и программирует женщину на благополучное течение беременности и родов.

Также упражнения по арт-терапии для беременных могут включать в себя лепку из пластелина или соленого теста, оригами, создание кукол, библиотерапию. При выборе упражнений следует руководствоваться прежде всего желаниями и возможностями самой женщины. Хорошо использовать объединение нескольких видов арт-терапии, например, рисование под музыку.

Среди различных вариантов использования арт-терапии особое место занимает ее применение в школах молодых матерей.

Арт-терапия для беременных снижает уровень внутренней напряженности; помогает женщине выстраивать отношения как с внешним миром, так и с самой собой; успокаивает.

При этом гармонизирующее воздействие на духовную и физическую сферы с помощью искусства ощущает не только сама женщина — через посредство ее эмоционального состояния оно передается плоду.

Источник: http://healingarts.ru/art-terapiya-dlya-beremennyx/

Для родителей
Добавить комментарий