Бояться не по-взрослому…

На расстоянии: Как перестать бояться близости

Бояться не по-взрослому…

Даже когда близких отношений с другими нам не хватает, мы склонны обвинять в эгоизме кого угодно, но не себя. А задать себе вопрос, насколько нам нужны близкие отношения и что мы готовы ради этого сделать, нужно прежде всего себе. Как разобраться в такой ситуации, рассказывает психотерапевт София Мильска-Вжозинска.

Что такое близость

Близость — это долговременное взаимное положительное эмоциональное вовлечение, взаимодействие.

Но когда она достигается? Бывает, ты проводишь целый вечер или несколько недель, интенсивно общаясь с человеком, получая обоюдное удовольствие от общения, но после этого можно как-то утром не почувствовать ничего особенного и понять, например, что для этих отношений нет места в ежедневной вашей жизни.

Это потому что настоящая близость, а вместе с ней забота и открытость, возникает позже. Близкие отношения не только приятны — ученые говорят, что они настолько позитивно влияют на нашу жизнь, что увеличивают ее продолжительность.

Почему нет?

Тем не менее, многие люди избегают близких отношений, боятся их. И этот страх часто неосознанный. Некоторые могут избегать близких отношений из-за негативного опыта и травмирующих воспоминаний — они думают, что новые отношения могут быть опасными в этом смысле.

Например, такое поведение типично для тех, кто в детстве пережил насилие со стороны того, кому доверял. Страх может быть также и страхом потери. Например, страх смерти родителя. Если ребенок пережил смерть в семье и ни с кем не проработал свое горе, он может выработать страх быть покинутым, ощущать недостаток безопасности.

Такой ребенок думает: «Если я буду сторониться людей, я никого больше не потеряю».

Дети могут также переживать эмоциональный неглект (неглект — латентная агрессия — прим. ред.), когда остаются один на один с собственными страхами, унижением и стыдом.

Это совсем не обязательно какая-то экстремальная ситуация в патологической обстановке.

Нехватка родительского тепла и внимания является достаточной причиной для ребенка решить, что близкие отношения — это никчемная трата времени и притворство.

Теория привязанности Джона Боулби говорит о том, что люди, которые ощутили достаточно тепла и безопасности в раннем детстве, склонны строить глубокие и здоровые отношения в будущем.

Позитивные воспоминания учат их, что близкие люди — предсказуемы и надежны, они не оттолкнут и не исчезнут. Эта уверенность дает людям возможность вступать в новые отношения практически без сомнений и промедлений.

Для тех, кому в детстве повезло меньше, близость и страх становятся взаимосвязанными. Они живут с установкой «чем ближе, тем опаснее».

Некоторые люди говорят, что «задыхаются» в близких отношениях. Это происходит потому, что они ассоциируют близость с поглощением. Они боятся, что отношения отберут у них свободу.

Обычно это случается, если один из родителей создал симбиотические отношения с ребенком, не признавая нужд ребенка или не принимая точки зрения ребенка.

А близость в зрелом взрослом как раз уважает границы между партнерами.

Страх и его последствия

Если взрослый боится близких отношений, то обычно страх свой он не осознает и продолжает избегать глубоких отношений неосознанно. И если в какой-то момент к ним и приходит мысль о том, что близости все-таки им не хватает, то начинает обвинять в эгоизме всех вокруг, но не обращает взгляд на самого себя.

Рональд Фэйрберн, психоаналитик, предложил новую модель психической структуры, он назвал ее «антилибидинальное эго». Часть нашей личности, ответственная за подавление либидинальных желаний. В данном случае либидо не касается сексуального желания, а долговременных человеческих отношений и позитивных взаимодействий с внешним миром.

Этот внутренний голос, созданный в наших ранних переживаниях, активируется как только мы чувствуем необходимость вступить в социальное взаимодействие и говорит нам: «Не получится», «Ты пожалеешь об этом», «Забудь, оно того не стоит». И это особое эго есть у всех нас, разница только в «громкости» его голоса.

Если вы боитесь близости, антилибидинальное эго лишит вас возможности создать важные глубокие отношения с кем бы то ни было.

Опасные связи

Говорят, что женщины, боящиеся близких отношений вступают в связи с женатыми мужчинами. Я бы не использовала так часто эту интерпретацию. По моим наблюдениям, такими женщинами чаще руководит желание посоревноваться с другой женщиной.

Могут ли двое людей, боящихся близких отношений, образовать пару? Могут, но близости настоящей между ними не будет. Время от времени они будут говорить: «Нашим отношениям чего-то не хватает».

Чувства одиночества и пустоты будут одолевать их, но они вряд ли смогут определить сами, что проблема — в страхе быть действительно близкими.

А как еще ближе: мы же спим рядом и смотрим сериалы вместе? Но чего-то не хватает.

Иногда люди говорят другое: мы настолько близки, что даже не нужно говорить что-то — другой понимает с полуслова. Звучит очень здорово, но нередко это предсказуемость не очень искренних реакций, к которым люди привыкли за 20 или больше лет, что знают друг друга.

Как избавиться от страха близости

Признать, что с этим есть проблема — первый и очень важный шаг. Близость познается тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за свою проблему.

Посмотрите вокруг: отношения с какими людьми вы бы назвали приближающимися к определению «близких»? С кем бы вы хотели быть близки? Поймите свои предпочтения, страхи и сформируйте представление о том, как выглядят ваши отношения.

Помните, что ваш партнер не должен играть роль психотерапевта. Вы не можете сесть перед ним и заявить: «Муж, ты знаешь, я поняла, что у меня страх перед близкими отношениями и я наконец поняла, почему.

Возможно, ты смог бы просто терпеливо сносить мою отстраненность, горечь и равнодушие, а еще проработать эту проблему вместе со мной, а?» Жизнь — нелегкая штука, и в ней наша проблема — это наша ноша и наша ответственность.

Источник: newsmavens.com

Kersti K

Источник: https://womo.ua/myi-ne-nastolko-blizki-zachem-nam-glubokie-otnosheniya/

8 проверенных способов побороть свои страхи

Бояться не по-взрослому…

1. Признайтесь, что напуганы

Первое, что нужно сделать, — осознать, что вы напуганы. Это поможет перевести мысли из панических в более рациональные: «Да, я напуган. Мне страшно. Я боюсь».

2. Начните глубоко дышать

Когда мы напуганы, часто забываем дышать и, ограничивая приток кислорода к мозгу, приводим тело в стрессовое состояние, что, в свою очередь, увеличивает ощущение страха. И наоборот, глубокое дыхание переводит нервную систему в режим спокойствия.

3. Осознайте, что ваш мозг просто играет с вами

Страх — это чувство, которое может иметь рациональную внешнюю причину (вы столкнулись с львом в саванне) или не иметь ее совсем (паническая атака).

«Газета.Ru» предлагает эффективные способы сделать так, чтобы на деловых переговорах вас не просто воспринимали всерьез, но даже опасались… →

Независимо от того, первое это или второе, вы должны понимать, что все происходит у вас в голове. И более того, независимо от того, первое это или второе, вам намного полезнее будет сейчас успокоиться и перестать бояться, чтобы справиться с этой настоящей или ненастоящей опасностью.

Итак, это у вас в голове. Это просто ваш мозг посылает вам сигналы и заставляет вас бояться. Вы можете себя контролировать. Начните успокаиваться.

4. Задавайте себе вопросы

Вы, конечно, считаете, что «начните успокаиваться» — совет глупый. Вы бы и без всяких советов успокоились, если бы могли?

Не глупый, поверьте. Вы сами должны начать себя контролировать. Для того чтобы справиться с этим в стрессовой ситуации, задавайте себе вопросы:

«Реальна ли угроза, которая меня так пугает?», «Я правда в опасности?», «Настолько ли мне может быть плохо, если мои самые страшные страхи подтвердятся?», «Это все правда или мне все это кажется?».

И еще: «Что я должен сделать для того, чтобы предотвратить плохой исход из этой ситуации?» Ища ответы на эти вопросы, вы отвлекаетесь от самого страха и помогаете себе найти решение.

5. Постепенно переборите свои страхи

Если вы боитесь собак, это не значит, что нужно пойти и завести себе бультерьера потолще. Но тем не менее нужно постепенно знакомить себя с объектом своих страхов. Попробуйте пройти мимо собаки и не ускорять шаг. Попробуйте погладить маленькую дружелюбную собачку.

Медленно, не торопясь, но все же увеличивайте количество страшного в своей жизни, и вы постепенно осознаете, что вовсе это и не страшное и вы уже не так этого боитесь, как раньше. Если ваши страхи мешают вам жить, не игнорируйте их, а постарайтесь с ними подружиться.

6. Не множьте страхи

«Газета.Ru» выяснила, что нужно делать, чтобы перестать сомневаться и стать наконец уверенным в себе человеком. →

Пункт 5 важно не игнорировать, так как, по утверждению ученых из Университета Пенсильвании, страхи имеют свойство умножаться, усиливаться и, что особенно неприятно, распространяться на другие сферы жизни. То есть если вы боялись чего-то одного, но не стали с этим бороться, не исключено, что со временем вы начнете бояться еще чего-то.

Именно поэтому очень важно сделать то, что вам велел сделать ваш папа, когда вам было пять, — победить свой даже самый маленький и не особенно мешающий вам страх.

7. Не концентрируйтесь на негативе

Людям, у которых есть мешающие им жить страхи, часто свойственно видеть в любой жизненной ситуации только плохое. Как ослику Иа из любимого мультика, им очень трудно найти что-то позитивное в жизни и сконцентрироваться на этом (вместо того чтобы страдать от негативного).

Если вы в себе такое заметили, молодец. Это первый шаг к жизни без страхов. В любой, даже самой пугающей и неприятной ситуации в качестве упражнения находите два положительных исхода.

У вас сломалась машина? Отлично. Походите немного, побудете на солнце. Вообще обдумывание любой тревожащей вас ситуации начинайте со слова «отлично».

8. Признайте, что сейчас вам не страшно

Еще одна особенность страхов и людей, которым живут с ними, — неспособность видеть и помнить ситуации, в которых им вообще-то страшно не было совсем. Каждый день по несколько раз останавливайтесь, переставайте делать то, что делаете, и признавайтесь себе, что сейчас, в эту конкретную минуту, вы вообще-то ничего не боитесь и у вас вообще-то все хорошо.

И таких минут в вашей жизни намного больше, чем минут, наполненных страхами, что бы вы там о себе ни думали.

Источник: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2015/03/a_6611329.shtml

Как научиться не бояться ответственности?

Бояться не по-взрослому…

Наверняка вы встречали в своем окружении людей, которые вечно чувствуют себя виноватыми за что-то, но ничего не могут поделать. «Так сложилось», – говорят они. Возможно, вы и сами были в этой роли.

Между тем, именно чувство вины дает право на безответственность. Вам кажется это утверждение абсурдным? А вот психологи считают, что между виной и ответственностью существует прямая связь. 

По их мнению, чувство вины родом из детства, оно формируется взрослыми, которые окружают ребенка и пытаются управлять им, чтобы добиться от него определенного «правильного» поведения. Часто взрослые просто манипулируют ребенком с помощью этого чувства. 

Вот что говорит семейный психолог, арт-терапевт, психотерапевт Александра Павловская: «Когда я тону в чувстве вины, я перестаю быть субъектом. Перестаю быть собой как независимой личностью.

Я превращаюсь в виноватого ребенка, занимающегося самонаказанием и избегающего ответственности.

При этом ожидающего, что придет некто извне, большой и сильный, который не только накажет, не только простит, но и решит все мои проблемы».

Александра Павловская: «Когда я вместо того, чтобы подумать и найти решение, принять случившуюся неприятность и попросить конкретной помощи, выбираю мучиться виной, я следую деструктивной программе, оставшейся с детства. А это изначально ошибочный способ выстраивать коммуникации с миром».

Почему ответственность – это свобода

Единственный конструктивный путь, который может выбрать взрослый человек – нести ответственность за свои поступки. Если ты несешь ответственность за свою жизнь, ты свободен. Ты волен выбирать, как поступать, и сам можешь исправлять допущенные тобой ошибки.

Ты учишься смирению и признанию того, что многое в этой жизни – вне пределов твоих возможностей.

Когда появляются проблемы, ты выбираешь, что ты будешь делать: страдать и винить себя (как вариант, искать виноватых), смиряться и терпеть или (внимание!) менять то, что тебя не устраивает, к лучшему.

Интересно, что для большинства людей слово «ответственность» ассоциируется с чем-то неприятным. «На семинарах я всегда предлагаю дать то определение, которое первым приходит в голову, когда человек слышит слово «ответственность», – говорит психолог, гештальт-терапевт Ольга Вербицкая. – Ассоциации бывают примерно такие: «тяжелое бремя», «неподъемная ноша», «хомут на шее» и так далее».

А между тем психологи определяют ответственность как «осознанную свободу выбора», где именно я хочу и осознанно принимаю что-то и готов отвечать за свой выбор.

 Ольга Вербицкая: «Ответственность – это способ сказать миру «я есть!».Тема ответственности неразрывно связана с темой авторства жизни и, как следствие, ее качества и наполненности».

Кого вы считаете автором своей собственной жизни? От кого зависит все, что в ней происходит? На самом деле далеко не все люди однозначно готовы взять такое авторство на себя.

Являетесь ли вы автором своей жизни

Как часто хочется избежать ответственности, снять ее с себя! «И мы даже можем у себя в голове этот финт сделать, достаточно всего лишь начать разговаривать в пассивном залоге: не получилось, не срослось, не смоглось, оторвалось, сломалось, – говорит врач-психотерапевт Александр Мусихин. – Проблема в том, что вместе с ответственностью мы теряем и власть, и контроль над ситуацией. Если я тут ни при чем, то и повлиять ни на что не могу».

По словам психолога, ответственное поведение выражается активным залогом: «я – действующее лицо». Вот несколько примеров.

  • Вместо «меня обманули» уместна примерно такая формулировка: «Я был невнимателен, таким образом, дал себя обмануть, а потом побоялся устраивать разборки и отстаивать себя».
  • Вместо «мне помешали» может последовать такое объяснение (хотя бы для себя самого): «Я не очень-то хотел это делать, поэтому решил саботировать и не прилагать должных усилий».
  • Вместо «у меня не получилось» правдой может оказаться: «Я взялся за дело, в котором некомпетентен». Или «я не приложил достаточно усилий».

И дело вовсе не в самобичевании, не в том, чтобы чувствовать себя виноватым. Ответственная постановка вопроса помогает мгновенно понять, что именно нужно делать и куда двигаться.

Это единственный способ взять жизнь в свои руки и менять ее по своему усмотрению. Конечно, после этого надо начать действовать, а не просто сидеть, сложа руки.

Если именно вы – автор своей жизни, то в ваших силах и менять ее, и работать над нею, и иметь полную свободу творчества. Ни это ли лучшее, что можно пожелать человеку?

Источник: https://mir24.tv/articles/16311669/kak-perestat-byt-vinovatym-i-stat-tvorcom-svoei-zhizni

Колонка карьериста: Как справиться со страхом перед начальством

Бояться не по-взрослому…

Уж кажется, взрослые и даже успешные люди вроде бы не должны никого бояться, но с проблемой страха перед начальством мы сталкиваемся довольно часто. Страх маскируется под разными личинами: «Порой я просто ненавижу своего босса», «Никак не могу найти с ним общий язык», «Патрон меня не любит», «У нас очень жесткое руководство».

В некоторых случаях руководитель действительно бывает подчеркнуто жестким, директивным, т.е. сознательно стремится вызывать страх у подчиненных.

«Пусть боятся – будут лучше работать» – я неоднократно слышала такие утверждения, особенно от руководителей производственных компаний, где царит культ силы, практикуется «негативная мотивация», а от сотрудников в первую очередь требуются исполнительность и оперативность. Но, бывает, боятся и вполне демократичных, вежливых и открытых руководителей.

Вот как «жертвы» описывают признаки страха: «В присутствии руководителя я начинаю говорить путано, несвязно», «Начальник ожидает от меня оперативной реакции, а у меня туман в голове. Но стоит выйти из его кабинета, как я снова становлюсь творческим человеком».

Учеными из Мичиганского университета были проведены исследования главных причин страха перед руководством среди офисных работников, значительная часть которых тоже являются руководителями. Выявленные причины можно разделить на четыре категории.

Первая и наиболее распространенная причина коренится в детстве и основана на раннем травматическом опыте. Это касается людей, воспитанных в очень суровых условиях. Начальник всегда подспудно ассоциируется с образом отца, родителя.

Поэтому архаичный страх ребенка перед чрезмерно строгим отцом во взрослой жизни подсознательно переносится на руководителя. Руководитель в таких случаях не обязательно должен быть страшным.

Отдельные, подчас незначительные, черты и привычки босса, которые вдруг напоминают сотруднику о суровом отце, активизируют детские чувства – боязнь разгневать и получить наказание. Опытный профессионал во время общения с начальником вдруг превращается в испуганного малыша.

Вторая причина продиктована как раз личными особенностями руководителя. Взрывчатый, нетерпимый начальник вызывает страх у подчиненных своей непредсказуемостью, повышенной эмоциональностью, тенденцией унижать людей.

Подчиненные с развитым чувством гордости и собственного достоинства редко задерживаются рядом с такими руководителями.

Управление, основанное лишь на страхе, удерживает людей зависимых, слабых, не умеющих и не желающих самостоятельно думать, развиваться, доказывать свою позицию.

Третья причина – личностные особенности подчиненного. Люди неуверенные в себе, робкие, привыкли побаиваться вышестоящего руководства – ведь именно начальники могут нанести, порой невзначай, очередной удар по нестабильной, заниженной самооценке. Боятся осуждения руководства и люди с «синдромом отличника», т.е. те самые перфекционисты, стремящиеся никогда не ошибаться и всегда быть на высоте.

Четвертая причина основана на конкретной истории взаимоотношений сотрудника и руководителя, приведшей к появлению страха.

Так, например, плохо выполненное первое поручение, недовольство руководителя качеством исполнения и нарушением сроков, возникшее недопонимание порой влекут за собой при дальнейшем взаимодействии с начальником дискомфорт и страх.

Помню, как один менеджер рассказывал, что при первом разговоре с руководителем, острым на язык человеком, не понял его шутки, отреагировал серьезно и был снова осмеян за невосприимчивость к юмору. И потом еще долго этот менеджер робел, общаясь с начальником, боялся его насмешек и провокаций.

Как же избавиться от «постыдного» страха? Во-первых, проанализировать причины. Понимание глубинной мотивации позволяет уверенно встать на путь избавления от страха.

Во-вторых, вне зависимости от внутренних переживаний научиться держаться внешне твердо и убедительно: прямая спина, расправленные плечи, готовность открыто смотреть в лицо.

Говорить следует не спеша, без суеты – а чтобы это получилось, полезны краткие репетиции в изложении ключевых идей и аргументов, которые вы собираетесь донести на встрече. Уверенность в позе и словах неизбежно позитивно повлияет на внутреннее состояние, на место тревоги и страха придут профессионализм и уважение к самому себе.

В-третьих, чтобы снять привычный страх, полезно однажды поспорить с руководителем. Конечно, это вызов.

В качестве темы спора лучше для начала взять вопрос актуальный, но для начальника не самый важный – в ином случае спор точно закончится не в вашу пользу.

Но если ваши доводы будут вески и интересны, вы непременно почувствуете свою силу. Если же вам удастся убедить руководство в своей правоте, то страх к вам уже не вернется.

В-четвертых, было бы желательно найти подходящий повод и посмеяться вместе с руководителем (но не высмеивать других сотрудников, конечно). В нашей жизни много поводов для грусти, но больше – для веселья. Совместный смех сближает, налаживает контакт и рассеивает мучительную робость и неуместную застенчивость.

А еще можно провести психодраму: мысленно поменяться с руководителем местами. Попробуйте представить себя на его месте, увидеть себя его глазами – что он чувствует, что видит.

Такой обмен ролями при помощи психолога, консультанта или доверенного лица позволит не только побороть страх, но, главное, открыть новые возможности восприятия, освоить новые способы поведения, выйти на новый уровень личностного развития.

Страх ведь неспроста дан нам природой – именно он заставляет находить выходы из сложных ситуаций, меняться и побеждать в борьбе с самим собой.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/02/14/ya_boyus_nachalnika

Страшно не по-детски. Почему важно знать, чего боится ребенок

Бояться не по-взрослому…

Детский страх очень сложно оставить в детстве. Как правило, он продолжает жить во взрослом человеке, просто видоизменяется в другие боязни и комплексы. Чего боимся мы? Чего боятся наши дети?

Иллюстрация: Рита Морозова

К практическому психологу часто обращаются с проблемой детских страхов. Методы работы с ними почти всегда базируются на поведенческой терапии. 

Еще часто используются разные варианты десенсибилизации — страхи рисуют, проигрывают, с их героями придумывают всякие истории.

И недаром принято считать, что в первом приближении «онтогенез есть краткое повторение филогенеза», ведь в сущности так всегда поступало со своими меняющимися страхами человечество в целом.

Страхи проигрывали в самых разных видах искусства, начиная от религиозных мистерий и кончая фильмами ужаса, разные народы олицетворяли их в разных героях (у нас это Баба-яга, леший и так далее). И все это реально помогало и помогает совладать со страхами и у детей, и у взрослых, и прежде, и сейчас.

Как часто встречаются страхи у детей? По данным разных источников, в возрасте 4–9 лет те или иные выраженные страхи присущи 5–8 детям из каждых десяти. Взглянув на эти цифры, поневоле задумываешься: наличие страхов в этом возрасте — проблема или норма? К этому вопросу мы с вами еще вернемся.

Меня в проблеме детских страхов всегда интересовал эволюционный аспект.

Существует ли он вообще, или дети, особенно маленькие, всегда, во все времена боятся одного и того же? Поскольку я тоже когда-то была ребенком, давно живу на этом свете, работаю на одном и том же месте уже больше четверти века, материал для размышления у меня есть. Сегодня я предлагаю читателям подумать об эволюции детских страхов вместе со мной и, может быть, вспомнить что-то из своего детства.

Почему это важно? Да потому, что структура детских страхов оказывает весьма существенное влияние на устройство взрослой личности и ее реакции на воздействия окружающей среды.

Так что если детские страхи меняются, то каждое поколение взрослых людей имеет в бэкграунде несколько разный базовый «страховитый» опыт и, следовательно, несколько по-разному реагирует на довольно широкий круг проблем и вопросов.

Итак, давайте посмотрим локальные (ленинградско-петербургские) детские страхи за последние полвека.

Чего боялись в моем детстве я и мои сверстники? Чего боялись «дети перестройки»? Чего дети боятся сейчас? Что изменилось и что осталось прежним?

Начнем с базовых страхов, которые, по всей видимости, у нас «в прошивке».

Вид homo sapiens относится к дневным животным. В норме мы днем активны, а ночью спим в укрытии. Поэтому темнота для нас опасна. Там прячутся враги.

Многие дети боятся темноты, отказываются выключать свет вечером, опасаются заходить в темную комнату или ходить по темному коридору. Этот страх был, есть и никуда деваться не собирается.

Обычно к подростковости его «перерастают», в моем психологически «закрытом» поколении он даже превратился в свой антипод, что выражается поговоркой «темнота — друг молодежи».

Многие дети боятся больших животных — собак, коров, лошадей, в лесу — волков или медведей (даже если этот лес — чахлый лесопарк для семейных пикников). Это тоже базовое: когда-то безволосый голый детеныш человека был законной добычей любого крупного хищника.

Некоторые маленькие дети боятся животных очень маленьких — мух, пчел, мошек, комаров. По моим наблюдениям, количество таких детей растет, возможно, это связано с усиливающейся урбанизацией.

Дети с богатой фантазией часто боятся лично придуманных персонажей — привидение в ванной, крокодила под кроватью, гнома в шкафу и так далее.

И последний, быстро переходящий в панику страх маленького ребенка остаться одному, без матери или вообще без взрослых.

Он не нуждается в обоснованиях, коренится также в биологии нашего вида, но по каким-то совершенно непонятным мне причинам сейчас, кажется, растет число маленьких детей, которые остаться одни не боятся и вообще не очень-то ориентируются на взрослых. Избыток взрослого внимания? «Я такая ценность, что меня не оставят, волноваться не о чем?» Не знаю.

Вот, пожалуй, и все базовые страхи. Прошу уважаемых читателей дополнить этот список, если я что-то упустила.

Если начать совсем издалека, то поколение наших родителей, переживших войну и блокаду Ленинграда, разумеется, боялось голода, холода и войны, и поэтому нас в детстве все время закармливали, нещадно кутали и пичкали милитаризмом во всех видах.

Смотрим дальше.

Чего боялись полвека назад, в моем раннем детстве:

  • Бабу-ягу в самом нежном возрасте (почти всех нас пугали, теперь детей фольклорными персонажами, кажется, пугать практически перестали).
  • Иголку, которая потеряется, незаметно воткнется в тело, дойдет по сосудам до сердца, сердце остановится и человек умрет (я спрашивала, сейчас этой легенды не боятся, может быть, это связано с тем, что маленькие дети практически не рукодельничают).
  • Микробов неизвестной, но ужасной болезни, которая живет на кончиках выдернутого из травяной трубки колоска. Эти мягкие кончики мы ужасно любили жевать.
  • «Конского волоса» — некое полумистическое живое существо, которое живет в водоемах, впивается в тело и там неизвестно что делает, но явно что-то плохое.
  • Милиционера — им пугали всех и по любому поводу. Тут у нас образовывался некоторый когнитивный диссонанс, ведь одновременно нам всем читали стихи про дядю Степу-милиционера.
  • Ядерной войны. Причем в детстве мы думали, что она может начаться как-то сама собой, независимо от воли людей. Мы были абсолютно уверены в том, что войны не хочет никто в мире, даже Америка.
  • Страшных литературных персонажей типа Каменного гостя или чудовища из «Аленького цветочка». 

Дети времен перестройки (я в это время уже работала в поликлинике, к тому же это поколение моих детей) боялись:

  • Нищеты (что не будет денег, не на что будет ничего покупать).
  • Маньяков (дети того времени даже сами себя психотерапевтировали, у них была специальная игра с одноименным названием, когда маньяком назначали какого-нибудь подозрительного прохожего и начинали дружно и несколько истерически-смешно, с явным переигрышем его бояться).
  • Что кто-то залезет в квартиру и убьет или вещи унесет.
  • Что их украдут.
  • Зомби-апокалипсиса и разных киногероев типа Фредди Крюгера.
  • Каких-то полуприродных, не зависящих от воли их самих и даже их родителей катастроф: а если пожар? А если дом рухнет? А если бросят камень и стекло разобьется, а я или мама будем у окна сидеть? 

Дети второго десятилетия второго тысячелетия, то есть те, которые приходили ко мне в последние годы, в дополнение к базовым страхам, боятся:

  • Разных настоящих (не выдуманных, как во времена моего детства) болезней (ипохондрические страхи бывают сегодня даже у пятилетних детей).
  • Что они никому не нужны (совершенно непонятный мне страх в современное детоцентрическое время).
  • Что у них никогда ничего не получится, во всяком случае точно не получится, как у других.
  • Что они не хорошие, поэтому их не будут любить, не примут, отвергнут и так далее (тоже, как ни странно, сегодня встречается даже у пятилеток, в мое время это был скорее подростковый страх). 

И кстати, о подростковых страхах.

https://www.youtube.com/watch?v=6n6lN1xtIo4

Есть «вечные» — например, страх ответа у доски, страх публичных выступлений, страх новых компаний. Новое (раньше не было):

  • Панический, до уровня развитой фобии страх перед выпускными экзаменами. Провоцируется родителями и учителями.
  • Страх, что «не заметят» — не поставят лайков, не будут дружить в социальных сетях и так далее. (Перестроечные подростки, наоборот, боялись, что «где-то про нас все знают» — теперь у многих из них, уже взрослых людей, заклеены пластырем камеры на ноутбуках).
  • Страх «не смогу достойно устроиться в жизни» (мое поколение этим совсем не заморачивалось, а перестроечные формулировали это как «боюсь стать бомжом»).
  • Разнообразные «пугалки в сети», их список меняется быстрее моды, поэтому у меня просто не получается за ними уследить. Пример: «Существуют в сети картинки, на которые посмотришь и сразу пойдешь и из окна выбросишься».
  • Страх выхода в мир, страх взросления, взрослости (мое поколение, наоборот, хотело «скорее вырасти и уж тогда…»). 

Некоторые поколенческие черты из этих страхов как будто бы вырисовываются, не так ли? Есть о чем подумать.

Приглашаю читателей продолжить и расширить мои списки.

Чего вы боялись в вашем детстве? Чего боятся ваши дети сейчас?

И последнее: ни в коем случае не следует думать, что родителям нужно ухитриться как-то так растить ребенка, чтобы ему «нечего было бояться». Полное отсутствие страха у ребенка точно не норма. Страх — это важная адаптационная реакция.

Сталкиваясь со своими и чужими страхами, изучая их, адаптируясь к ним и справляясь с ними, ребенок растет и взрослеет.

Не ограждайте его от всего страшного, просто будьте рядом с ним, когда ему это нужно, и следите за тем, чтобы у него была группа сверстников, с которой он при необходимости сможет свои страхи разделить (иногда вместе бояться и преодолевать страхи легче).

Источник: https://snob.ru/entry/180613/

«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов – Телеканал «О!»

Бояться не по-взрослому…

Все мы в той или иной степени чего-то боимся — кто-то не может представить себя, стоящим на крыше небоскреба, кто-то избегает водоемов из-за страха воды, кого-то пугают насекомые и грызуны. Страх — абсолютно нормальная эмоциональная реакция на реальную или воображаемую угрозу, в основе которой лежит инстинкт самосохранения.

Разница между детским и взрослым страхом в том, что у ребенка страхи, как правило, основаны на информации, полученной от взрослых и пропущенной через призму богатого детского воображения. Кроме того, у детей еще нет накопленного опыта, который помогал бы им рационализировать свои страхи и тем самым обезвреживать их.

Часто то, что пугает ребенка, взрослому кажется пустяком. Но родителям важно помнить о том, что детский страх никогда не должен становиться причиной для насмешки или паники.

Большая часть детских страхов — явление временное, которое проходит само по себе, но существуют и невротические или навязчивые страхи, именно они влияют на жизнедеятельность малыша и существенно затрудняют его адаптацию — с такими страхами работают профессионалы.

Причины возникновения детских страхов

Личный опыт

Одной из самых понятных и распространенных причин возникновения страха является ранее пережитое неприятное событие. Например, если ребенок, купаясь, нахлебался воды и сильно испугался (а кроме него, еще сильнее напугались взрослые, которые были с ним рядом), есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться воды.

Запугивание

Плохую службу играют запугивания ребенка сказочными персонажами — могучее воображение малыша может надолго поселить Бабайку и Бабу-Ягу в темных местах и укромных уголках квартиры.

Взрослые разговоры

Взрослых разговоров и обсуждений масштабных катастроф и катаклизмов в присутствии ребенка стоит избегать. Потому что, даже если кажется, что ребенок занят своими делами, он всегда слышит, о чем говорят взрослые. Такие разговоры могут посеять в душе ребенка ощущение того, что опасность подстерегает на каждом шагу, и это не зависит от самого малыша.

Чрезмерная опека

Родители часто чрезмерно стараются опекать современных детей. Стараясь уберечь их от опасностей, которые таит в себе современный мегаполис, они постоянно рассказывают о том, что на каждом углу малыша подстерегает опасность. Это делает детей более уязвимыми и неуверенными в себе.

Тревожность у родителей

Если родители обладают высокой тревожностью и сами много боятся, это не может не транслироваться ребенку. Из предостережения бабушки «Не бегай, не лезь, сломаешь ногу!» ребенок, как правило, слышит только вторую часть о том, что ему грозит опасность.

И пусть он не понимает до конца, что именно ему угрожает, но он уже переполнен чувством тревоги и страха. Родитель даже может «передать» ребенку по наследству свой собственный страх.

Это происходит по тому же механизму — мама, которая боится грозы, будет постоянно транслировать свое переживание малышу, который с готовностью «считывает» все эмоции близкого взрослого.

Виртуальная реальность

Недостаток общения с загруженными родителями провоцирует все большую вовлеченность современных детей в виртуальную реальность — на смену живому общению приходят компьютерные игры. Это не может не сказываться на психике детей. Поэтому качественное общение с ребенком в современном мире — жизненная необходимость.

Нарушение привязанности

Если малыш не чувствует себя безопасно в семье, не ощущает надежной опоры в лице ближайшего взрослого, не уверен в том, что в любой ситуации родитель сможет его защитить и прийти на помощь, возникает целый набор страхов. Это обусловлено нарушением привязанности, страдает базовое чувство безопасности, ребенок не может доверять окружающему миру.

Конфликты в семье

Нестабильная атмосфера в семье, постоянные ссоры родителей, хроническая агрессия между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки, эмоциональная холодность и отчуждение между родителями — все это причина накапливающегося чувства тревоги у ребенка, которое в конце концов может превратиться в устойчивые страхи.

Заболевания

Способствовать возникновению страха могут имеющиеся у ребенка психические заболевания или неврозы, диагностика и лечение которых входят в компетенцию медицинских работников. Страх можно расценивать как проявление невроза, если он не соответствует возрасту или имеет патологическое проявление.

Одиночество

По статистике, страхам больше подвержены дети, у которых нет ни братьев, ни сестер, особенно страху одиночества.

Виды страхов

Возрастные

Наиболее часто встречающиеся детские страхи — возрастные. Дети могут бояться громких звуков, особенно неожиданных; сливного отверстия в ванной; быть внезапно разбуженными; незнакомых людей; потерять маму из поля зрения.

Такие страхи появляются в определенном возрасте, абсолютно нормальны и со временем сами исчезают, но это не значит, что их надо игнорировать. Если ребенок чего-то боится, обязательно надо отнестись к его страху с пониманием, проявить заботу, расспросив малыша о том, чего конкретно он боится.

Постараться создать максимально безопасную обстановку — малыш должен чувствовать себя защищенным.

Навязчивые

Навязчивые страхи встречаются при конкретных обстоятельствах, которые могут вызвать у ребенка панику. Это может произойти на высоте, в воде, в замкнутом пространстве и так далее.

Бредовые

Бредовые страхи — это вид страхов, на который родителям стоит обратить пристальное внимание и детально их изучить. Именно наличие таких страхов может говорить о том, что с психикой ребенка что-то неладно.

Бредовые страхи нельзя объяснить рационально, их причины просто не существует! К примеру, ребенок боится надевать определенные ботинки, играть с конкретными игрушками, садиться в машину и т. д.

Если такой страх у ребенка был обнаружен, надо обязательно постараться выяснить причину, есть вероятность, что она действительно есть — может, его что-то сильно напугало, когда он ехал в машине, или его укачивает. Если причину найти не удалось и страх иррационален, то это повод обратиться к специалисту.

Сверхценные

Сверхценные страхи — именно они в большинстве случаев встречаются, когда ребенка приводят на прием к психологу. Эти страхи — результат работы бурной фантазии.

Они зарождаются в голове малыша в какой-то конкретной ситуации, но потом настолько крепко овладевают мыслями ребенка, что он теряет способность думать о чем-то другом.

Например, идея, что в комнате живет огромное количество страшных чудовищ, которые выползут из-под кровати, стоит только выключить свет.

Что делать с детскими страхами?

Самое главное правило при встрече с детским страхом — не игнорировать его! Если вы заметили, что ребенок чего-то опасается, лучше всего инициировать доверительную беседу и постараться выяснить, чего он боится. В первую очередь, надо понять, имеют ли страхи патологический характер, в зависимости от ответа на этот вопрос — либо обратиться к специалисту, либо постараться помочь ребенку самостоятельно.

Не стоит фиксировать внимание на каком-то определенном страхе, ведите себя спокойно и уверенно. Очень эффективно, если ребенок сможет облечь свой страх в какой-то конкретный образ (можно спрашивать: «На что он похож?»).

Представьте себе этого персонажа и расспросите малыша о нем — когда он приходит чаще всего, кто ему противостоит, а кто помогает, узнайте о том, как можно было бы этот страх обезвредить — возможно, он станет беспомощным в железной клетке или в далекой ссылке на Северном полюсе.

Можно попробовать страх нарисовать, в процессе беседуя и выясняя подробности.

«Ужасный портрет» предложите ребенку уничтожить — важно спросить, каким способом сам малыш хотел бы это сделать, чтобы страх не вернулся! Можно его порвать, сжечь, пустить по ветру, обязательно проговаривая то, как же замечательно и ловко удалось ребенку справиться со страхом, больше он не побеспокоит такого смелого человека.

Отличное средство борьбы со страхами — совместное придумывание сказок о победе главного героя над страхом. Психологи в борьбе со страхами успешно используют игровую терапию, в ходе которой ребенок получает возможность выразить свои переживания, тем самым освобождаясь от страхов.

Главное, не бойтесь детских страхов! Принимайте своих детей такими, какие они есть, вместе с их тревогами и опасениями. Родители для ребенка — могущественные боги его маленького мира, они могут справиться с любой проблемой.

Страх — всего лишь новый опыт в жизни малыша, если рядом с ним любящие, уверенные в себе, понимающие и принимающие мама и папа, которые готовы в любой момент прийти на помощь и защитить ото всех ужасов в мире.

Поэтому все, что от вас требуется — вовремя заметить переживания малыша, умело расспросить его об этом, трезво оценить свои способности и ситуацию и понять, возможно ли справиться со страхом самостоятельно или лучше доверить это специалисту.

Anna Grigorjeva/Yuganov Konstantin/VGstockstudio/CC7/Shutterstock.com

психологиястрахполезные советы

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9430

Как избавить ребенка от страха

Бояться не по-взрослому…

Разумное спокойствие родителей – лучшее средство от детского страха.

Люди, став взрослыми, уже не способны понять, как это мучительно – всего бояться.

Привидениепод шкафом

В сумерках, во мраке неуемная фантазия наших детей и внуков превращает занавески в двигающиеся призраки, дверца шкафа незаметно для глаза открывается, выпуская оттуда что-то черное и непонятное, из угла комнаты на ребенка что-то неотрывно глядит…

Страхи развиваются вместе с нашими детьми, каждому возрасту нередко присущ свой страх.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли, врачей, одиночества, в 3-4 появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, тот самый страх темноты, неведомых чудовищ и привидений, живущих под шкафом.

Позже появляется страх смерти, когда рядовые природные ситуации – например, гроза – могут вызывать панику, как угрожающие жизни ребенка и его близких.

Страхи очень мешают маленькому человеку жить и развиваться. Они мучают его, разъедают его душу и вызывают невротические расстройства: энурез, тики, заикание, плохой сон, раздражительность, беспричинную агрессивность, неумение находить контакт с окружающими – и это еще неполный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный в свое время детский страх.

Страхвоспитывает страх

Все дети чего-то боятся. Еще бы, ведь их окружает еще совершенно не изведанный мир, в котором чуть ли не на все, что их окружает, они смотрят снизу вверх. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью.

Поэтому нередко и сами взрослые совершают глупости, не думая о том, как отзовется в детском сознании неосторожно брошенное слово или непродуманное действие.

Так что психическое здоровье наших детей во многом зависит от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение.

Начнем с того, что воспитанию в ребенке опасливого отношения к окружающему миру очень способствует чрезмерная родительская опека. Оберегая маленького человека от малейших неприятностей, мы учим его всего бояться.

А чего стоят наши многочисленные окрики на попытки малыша прикоснуться к тому, что его окружает! Его тут, скорее, пугает не ситуация, а наша на нее реакция.

В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: “Не ходи – упадешь”, “Не бери – испачкаешься”, “Не гладь – укусит”.

Мы очень хотим, чтобы дети нас слушались. Но у них это получается не всегда.

Тогда мы, в стремлении усилить воспитательный момент, начинаем пугать: “Больше не буду тебе покупать никаких игрушек!”, “Не будешь слушаться – волк тебя в лес унесет!” и все в таком роде.

Так вот: детей никогда не следует пугать ради послушания! Они испугаются того, чего нужно и не нужно и без нас, а так мы их страх только многократно усиливаем. Последствия воспитания страхом – тревожная мнительность, пассивность и подавление всякой инициативы.

Не способствуют формированию спокойного отношения к действительности постоянно звучащие в доме разговоры о болезнях и несчастьях, этакий во всем сквозящий пессимизм.

Если взрослые в семье видят в жизни прежде всего неприятности и трудности, то, естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостному взгляду на окружающее.

А ведь маленькие дети воспринимают большой мир через отношение к нему своих родителей.

Можно нагнать на человека лишнего страха и неумелым воспитанием в нем бесстрашия. Некоторые родители, полагая, что именно так делают мужественным, укладывают трехлетнего ребенка одного в темной комнате, желают ему спокойной ночи и до утра покидают детскую.

Ребенок, конечно, рано или поздно заснет, но – вконец измученный страхом. И вырастет не мужественным, а невротиком”. Детские невропатологи в принципе не рекомендуют оставлять ребенка до 5 лет на ночь одного.

Если уж вам так хочется, чтобы ребенок побыстрее отвыкал от младенческого баюкания, не ложитесь с ним, а сядьте рядом в кресле и почитайте при свете настольной лампы, пока он не заснет.

Постоянное поддерживающее присутствие родителей – вот что более всего помогает детям преодолевать страхи. Ребенок постоянно задает нам вопросы “где?”, “куда?”, “откуда?” и “когда?” во многом потому, что опасается того, о чем ничего не знает.

Будьте же терпеливы: чем полноценнее будут ваши ответы на эти “вечные” вопросы, чем больше ребенок будет знать – тем увереннее он будет себя чувствовать и тем меньше бояться. Дети, уверенные в себе и своих силах, почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов.

Родители могут их критиковать и наказывать, но при этом постоянно поддерживать, подчеркивать их большие и малые достижения, будь то первые шаги или решенная задача.

И здесь все решает любовь: дети, которых родители принимают и любят такими, какие они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами, всегда спокойнее, чем их сверстники, вызывающие вечное недовольство отца или матери.

Порвать и сжечь

Спокойствие – вот главное, чем могут ответить родители на замеченный ими испуг ребенка.

Только не путайте спокойствие с равнодушием, которое, как и чрезмерная встревоженность, может привести к усугублению проблемы.

Посадите маленького человека рядом или на колени, поговорите с ним, пусть расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о том, чего боится, тем быстрее он это преодолеет.

Есть и инструментальные способы борьбы со страхом. Один из них – сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Пусть детская фантазия, родившая этот страх, поработает – с вашим направляющим участием – на то, чтобы его одолеть. Конец сказки должен быть обязательно о том, как герой побеждает всех своих врагов.

На очереди – рисование. Попросите ребенка нарисовать на листочке бумаги то, чего он боится, то самое темное чудовище или Бабу Ягу. Сядьте рядом и следите, как малыш это делает. Внимательно наблюдайте, что в этот момент отражается у него на лице, какие чувства его наполняют.

Рисунок готов? Пусть теперь ребенок разделается с тем, что его пугает, и для начала – пририсует своему “страху” какие-нибудь смешные ушки, рожки, усики, потом погуще зачеркнет свой рисунок и в конце концов – порвет бумажку с изображением страшилища на мелкие-мелкие кусочки.

То, что от бумажки останется, хорошо бы – с вашей помощью, конечно, – сжечь.

https://www.youtube.com/watch?v=16Lf3ofu2XY

Организуйте игру, в которой ребенок мог бы побороться со своими фобиями (несколько игр мы публикуем ниже). Игра – лучшая психотерапия от страха, особенно если это игра веселая, ведь когда нам смешно – нам не страшно.

Играми можно научить не бояться боли, побороться со страхом одиночества, с боязнью темноты, со страхом ошибиться и т.д. Допустим, ребенок боится звука лопающегося воздушного шарика и потому даже не берет его в руки.

А вы лопните шарик специально в его присутствии – и тут же весело засмейтесь над случившимся и, усиливая свою реакцию, еще и зааплодируйте! Ребенок в испугавшей его ситуации сразу обращается к родителям – а тут папа или мама не плачут, а веселятся! Повторите это несколько раз и увидите – малыш скоро перестанет бояться этих резких звуков, а может, и сам попросит вас показать этот фокус.

игротека “РГ”

В борьбе со страхами неоценимую помощь вам окажут самые простейшие и всем известные игры. Их можно лишь слегка усовершенствовать, приспособив к решению ваших проблем.

Пятнашки

Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен “запятнать” играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель.

Старайтесь “пятнать” ребенка не просто символически, а ощутимо хлопнув.

В процессе погони пусть ведущий выкрикивает фразы типа: “Ну, погоди!”, “Ты у меня получишь!”, “Догоню и съем!” – и тому подобные шуточные угрозы, которые помогут ребенку избавиться от страха неожиданной угрозы или наказания в реальной жизни.

Прятки

Играйте в эту игру при выключенном или, для начала, притушенном свете, объяснив ребенку, что найти человека без света гораздо труднее и играть так интереснее. Если водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате.

Направляясь на поиски, загляните в темную часть квартиры, рассуждайте вслух, что вам страшно и вы ни за что туда не пойдете, да и ваш ребенок, конечно же, никогда не осмелится там спрятаться. Через какое-то время малышу, спрятавшемуся в темной комнате, непременно захочется “помучить” своего трусливого родителя.

Ведь дети обожают бороться с чужими недостатками, а уж тем более – с родительскими.

Источник: https://rg.ru/2009/10/15/strah.html

Для родителей
Добавить комментарий