Чему учат старинные и современные сказки?

Морали сказок современным языком

Чему учат старинные и современные сказки?

С детства не перивариваю слово “мораль”  в книгах. Мораль-мораль-мораль… Анализ  на уроке русской литературы всегда требовал, чтобы я вынесла какой-либо урок из прочитанного. И кроме этого изобразила это в виде сочинения.  Но давайте не будем углубляться во взрослые книги, а посмотрим на сказки. Русские сказки и сказки зарубежных авторов. И попробуем найти в них мораль. 

Сказка “Колобок” – всегда найдется тот, кто тебя съест. Оптимистично, не так ли? Насколько бы ты крут ни был, тебя все равно съедят. Колобок ведь ничего плохого не делал, просто катился себе по дорожке, откупаясь от зверья песенками. Ни грабил, ни обманывал, ни убивал! Неужели песенка для поднятия настроения считается обманом? 

Сказка “Курочка Ряба” – для меня всю жизнь это был философский камень преткновения. И даже сейчас я не могу понять морали этой сказки! Дед и баба стучали яйцом по всем прилегающим поверхностям с целью разбить, но когда оно разбилось – заплакали. Они думали, что оно целиком из чистого золота или хотели состряпать глазунью? В чем смысл, господа? 

Сказки про Иванушку дурачка учат тому, что дуракам всегда везет. Люди и нелюди жалеют их, поэтому и помогают. Так что можно особо не напрягаться, а быть добрым дурачком, чтобы в твоей жизни появились те, кто будут пытаться вытащить тебя из неприятностей. Зачем самому? Есть Василисы Превсякие, которые умеют все! 

Сказка про Ивана-царевича и Царевну Лягушку учит тому, что нельзя выбрасывать вещи супруги, насколько отвратительными бы они Вам не казались. Полезная сказка.

А так же учит надеятся на то, что встреченная жаба вдруг обернется красавицей-царевной при удачном стечении обстоятельств. Хотя есть в ней доля истины, мол, не суди о человеке по его внешности и смирись со своим выбором.

Почти тоже самое повторяется в сказке “Красавица и Чудовище” во всех ее вариациях, правда наоборот. И бегут красавицы расколдовывать чудовищ, но чаще всего чудовища на поверку оказываются настоящими чудовищами, а не заколдованными Принцами.

Вот и мучайся, горемычная, с ним всю жизнь, или пока ЗАГС не разлучит Вас. Этот тип сказочек дает особо впечателительным детям ложные иллюзии относительно чудесного перевоплощения избранника или избранницы. 

Сказка о Вершках и Корешках учит правильно разговаривать с рэкетом. Правильно обманывать рэкетиров – это, конечно, хорошее умение, но вот почему-то не упоминается, что бывает, если обман раскрывается.Очень полезная сказка для человека с комплектом запасных конечностей и сохранками. 

Сказка про Красную Шапочку учит тому, что нельзя разговаривать с незнакомцами и делиться с ними личной информацией. Но, если бы Шапочка отморозилась от волка и молчала, как партизан, то не факт, что спокойно был дошла до домика Бабушки. Сожрал бы он ее прямо в лесу и не подавился.

Прелесть, какая дурочка и ужас какая дура, Шапочка была честной с волком. Если бы на ее место был кто-то другой, то может быть и наврал бы с три короба, мол, иду к дровосекам, несу 3 кг в тротиловом эквиваленте, то возможно, волк от нее бы бежал, как ошпаренный.

Вывод какой? Врите чаще? Особенно незнакомым людям?

Сказка  про Русалочку (не мультик, а именно оригинальная сказка) в детстве произвела на меня колоссальное впечатление. Судя по всему, мораль простая  – не нужно приносить жертвы во имя любви и надеятся на то, что человек оценит. Отличная мораль. Чудесная.

То есть, ради любви не нужно ничем жертвовать? Если бы Русалочка оставалась русалкой, то все было бы отлично. Так что ничем не жертвуйте ради любви, упаси Бог!  Нужна любимому почка, а у тебя их две? Не напрягайся. Все равно не оценят.

Конечно, есть еще одна мораль – если мужик уходит к другой, то прости его и отпусти. Молча. Меня терзают смутные сомнения относительно Принца. Чем ему не угодила покорная и молчаливая Русалочка? Давайте посмотрим с точки зрения Принца.

Мораль какая? Не женись на простом неполноценном найденыше, а женись на полноценной  принцессе? Или сердцу не прикажешь? Или женитесь только на равных себе, не допуская мезальянсов?

А как же тогда “Золушка?”. Терпи, красавица и будет тебе счастье? Чем больше терпишь, тем круче выйдешь  замуж и тебе попадется Принц? Или надейся на чудо в виде крестной феи? Или, как спела Сердючка, “даже если вам немного за тридцать, есть надежда выйти замуж за принца”? То есть размениваться на “простых смертных” не стоит. Жди Принца! И он обязательно придет! 

Примерно тоже самое, только в “Спящей красавице”. Можно палец о палец не ударить, но Принц придет. И расколдует. И снова верим в чудеса! 

Сказка про Конька Горбунка учит тому, что нужно работать с начальством, каким бы противным, капризным оно ни было? И тогда тебя ждет повышение по службе.

Или тому, что в твоей жизни появится тот, кто решит за тебя все проблемы? Или тому, что понравившись жене начальника, ты моментально получишь карьерный рост? Или после похода в сауну ты внезапно поумнеешь и похорошеешь? Или ты чудом обретешь плюс 100500 к привлекательности, если себя не пожалеешь? Теперь понятно, почему в прессе замелькали статьи про жертв пластической хирургии! Вот, оказывается, откуда ноги растут! Значит, Иван-дурак пошел на сознательные жертвы и выиграл Джек пот, а Русалочка, пойдя на сознательные жертвы проиграла даже жизнь. Я запуталась.

А теперь еще две параллели. Сказка про “Дюймовочку” и сказка про “Короля Дроздоборода” . Если Дюймовочка убежденная в том, что не стоит выходить замуж за первого встречного, а нужно серьезно подойти к вопросу выбора спутника жизни, выиграла.

То Принцесса, которая черезчур серьезно подошла к выбору спутника жизни, изрядно насмеявшись над всеми кандидатами, проиграла. Я, возможно, не права, но судя по всему принцессе замуж просто не хотелось. А на счет бороды, то у всех свои вкусы.

Кому-то – вау! Кому-то – фу! С одной стороны можно сказать, что одна оценивала внутренние качества, а другая – внешние данные.

Но простите, если мужчина внешне вызывает у тебя отвращение или некую неприязнь, то нужно выскакивать за него замуж? Или главное, чтобы человек хороший был? А тот садизм, который проявил Король по отношению к принцессе, мол, дорогая, спустись с небес на землю, это не месть отвергнутого? Или если тебе сказали – “нет”, то нужно обманом и хитростью добиваться “да”? Морально опустить человека, чтобы он был согласен на все? 

Итак, резюмируем все выше сказанное. Сказки научили меня:

1. Полагаться на других. 

2. Верить в чудеса.

3. Не жертвовать ничем ради любви. 

4. Чаще врать. Мало ли что…

5. Ждать принца и игнорить остальных. 

6. В безвыходной ситуации соглашаться на первого – встречного.

7. Верить в то, что внезапно можно измениться в лучшую сторону, принеся жертву. 

8. Спокойно, с терпением агнца на заклание, реагировать на любую несправедливость по отношению к собственной персоне, в надежде, что ситуация изменится в лучшую сторону. 

Не знаю, может быть я – какая-то неправильная и намеков не понимаю, а может быть и правда намеки странноваты… Как вы думаете?

Эту часть я написала после того, как увидела комментарии.

Правильные выводы сделали комментаторы. Именно то, что мне хотелось увидеть и к чему хотелось подвести. Не книги и сказки формируют мораль, они лишь являются ее отражением.  Я нарочно упомянула и народные сказки, и литературные, ставшие в наше время сродни народным. Их выбрали за что-то… Значит, в них есть то, что отражает мораль современного общества. 

Кто-то в своих книгах восхищается новой моралью, кто-то высмеивает, кто-то с грустью пишет о старой морали. Кто -то ищет старую мораль в соврменных книгах, кто-то ищет новую мораль в старых книгах. Вот поэтому и споры. А я просто не смогла пройти мимо столь интересной темы. 

Источник: https://litnet.com/ru/blogs/post/11937

Старые недобрые сказки: нужны ли они современным детям

Чему учат старинные и современные сказки?

Мало кто из нас мог подумать, что сказки, которые мы читали в детстве, станут яблоком раздора для современных взрослых. Жестокие, сексистские – как только ни клеймят их. Стоит ли ограждать наших детей от ставших классикой детской литературы сказок, размышляет журналист и мама четверых детей Анна Кудрявская-Панина.

depositphotos/EdZbarzhyvetsky

Из Испании на этой неделе пришла новость: “Сказку “Красная шапочка” назвали сексистской”. Каждый раз читая подобное, я лишь глубоко вздыхаю. Потому что я уже даже не знаю, как к этому относиться. Тема “неправильных” детских сказок/книжек то и дело в течение последних нескольких лет поднимается не только в СМИ, но и обсуждается на “мамских” форумах.

И каждый раз глядя на аргументы, я чувствую себя обезьяной из анекдота: “А мне что, разорваться что ли?”.

Потому что в целом позиция противников жестокости, сексизма и харрасмента, сторонников феминизма и вообще любого равноправия мне как современному человеку очень близка, а их аргументация относительно старых добрых или точнее уже не таких добрых, как казалось раньше, сказок довольно убедительна. Но…

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Первое и главное – для меня как для филолога и читателя книги делятся на хорошие и плохие исключительно по литературным признакам. А не по идеологическим. По ним они мне могут нравиться или нет, быть близки или совершенно чужды, интересны или нет.

Во-вторых, я категорически против навешивания ярлыков, в том числе на литературные произведения. В-третьих, я категорически против запретов. И уж тем более изъятия или уничтожения книг (условимся, что речь не идет об экстремистской литературе или любой другой противозаконной).

Уж если и изымать что-то (как поступили в Испании с “Красной шапочкой”), так небрежно сляпанные современные детские якобы книжки, напичканные кондовым канцеляритом или рифмованными экзерсисами неизвестных графоманов. Такого добра, увы, сейчас в избытке в продукции любого издательства. Яркая обложка, хорошие иллюстрации, а текстовая начинка…

как будто пятиклассник-троечник в авторах. Если книжка переводная – еще хуже: в лучшем случае будет текст-калька, а не литературный перевод. Одним словом, беда.

Что можем предложить мы современным детям, отказавшись от классики сказочного жанра? Достойная ли это будет замена? Что она будет формировать, кроме плохого литературного вкуса и отсутствия чувства языка? Возможно, в ней будут учтены все прогрессивные ценности современного человечества, но хорошие ли это будут книги с точки зрения литературной?

И уже сейчас выросло поколение, воспитанное на книжной штамповке, которое в большинстве своем этого не замечает. Что написано плохо, топорно, неграмотно. И это поколение уже растит собственных детей.

И на откровенно плохую детскую литературу тоже есть спрос и вполне неплохой. И как ответить на вопрос: “Это современная литература определяет и формирует наш вкус или наш литературный вкус определяет предложение?”.

Я не знаю.

Хороших современных детских авторов очень мало. И часто родители отдают справедливое предпочтение книжкам и сказкам, проверенным десятилетиями и столетиями.

А потом мы читаем новости, что это плохие-плохие сказки.

Первая реакция: ну что за бред?! Вторая, впрочем, такая же. А вот третья… Дело в том, что все, в чем обвиняют старые сказки, неважно, народные или сказочников-классиков – это правда.

(Тема эта вообще не для короткого публицистического текста, а тянет как минимум на небольшой литературоведческий научный труд, а как максимум – на диссертацию). Нет, я конечно не буду делать литературно-идеологический анализ старых сказок.

Но в них действительно есть и жестокость, и неуважительное отношение (мягко скажем) к женщине, и много всего того, чему не место в современном мире.

depositphotos/zurijeta

Русские народные сказки странны и страшны, ужас-ужас какой-то, сплошной каннибализм – вечно кто-то кого-то ест – и пропаганда насилия. Всякие там “Золушки” и “Белоснежки” – сплошной сексизм и антифем.

И вообще, вся эта древняя дребедень формирует у детей ложные и извращенные представления о роли женщины в современном мире, о ее предназначении.

Что это вообще такое: домашнее рабство равно норме, а чтоб стать счастливой, надо непременно выйти замуж и обязательно за принца, как Золушка?! А что за некрофилия в “Белоснежке”, когда принц влюбляется в труп и таскает гроб за собой?! Такие и примерно такие, и множество других обвинений можно услышать в адрес известнейших сказок. Вот теперь и в “Красной шапочке” сексизм.
Жаль только, что из новости я так и не узнала, в чем конкретно проблему видят испанские родители, кроме того, что “традиционная литература иллюстрирует гендерные стереотипы”. Но по такой логике детям вообще нельзя читать книги, написанные до 2000 года как минимум. Потому что литература всегда отражение того времени, в котором она создавалась или о котором она говорит, реалий, представлений о жизни, мифов и страхов, суеверий и фантазий, бытовавших в то время. И, конечно, идеологии.

Пользователи одного из развлекательных ресурсов новость про “Красную шапочку”, кстати, сразу же высмеяли: “Да вообще там оскорбляют мужской пол, Красная Шапка манипулирует волком и охотником для достижения своих личных интересов” – “А с чего вы взяли, что волк и охотник – мужчины? Вы сексист!”

Я все же убеждена, что сексистами, абьюзерами и насильниками вырастают не под воздействием старых сказок, а совсем других факторов. И что виктимность и пассивность формируют тоже не они, как и в целом отношение к жизни.

Если бы роль их была настолько велика, как некоторые представляют (а иначе зачем запрещать, изымать и так далее), то сейчас тех, кто выступает против идейно неправильной детской литературы, попросту не было бы, ведь они тоже в детстве читали эти же книги.

Книги разного времени, основанные на разных жизненных ценностях и разных позициях, дают возможность человеку самому искать свое место в мире и свое отношение к миру, а не просто перенимать знания родителей.

Не впитывание односторонней позиции, в правильности которой вы уверены, нужно для развития.

Только узнавая о существовании множества разных явлений, образов жизни, точек зрения, манер поведения, в том числе и неприемлемых, ребенок сможет сформировать свое мировоззрение и жизненные ценности, конечно, в контакте с родными и остальным окружением.

Вы вообще помните, про что на самом деле сказка о Чиполлино? Помните, что и чему противопоставлял Джанни Родари? А теперь признайтесь, вы в детстве видели эту составляющую? Чувствовали ее? Это как-то повлияло на вас как на личность? Или вы учились, читая ее, сочувствовать бедным? И не терпеть несправедливость?

А Незнайка – отъявленный хулиган и антигерой. Это нормально – читать про него малышам? Ведь они будут брать с него пример. Кстати, и в этой сказке полно советского идеологического подтекста.

Значит, в топку?!
Конечно, именно родители до определенного возраста формируют картину мира ребенка, именно они читают первые книги, именно от них зависит, какие сказки узнает их малыш.

И никто не заставляет читать детям то, от чего у вас самих мороз по коже, или то, что претит вам по иным соображениям.

depositphotos/ZaraMuzafarova

Какие-то сказки детям просто не по возрасту и надо ждать, когда они подрастут. Какие-то не понравятся им самим, возможно, как раз те самые, от которых вы сами в детстве приходили в восторг.

И это нормально.
Кстати, ту самую “Красную шапочку” бдительные испанские родители изъяли из библиотек только для детей до шести лет.

Потом, как они считают, дети сами смогут разобраться и найти сексистский подтекст.

Я в детстве не очень любила русские народные сказки. Мне было скучно: одни и те же заходы, заезженные сюжеты, которыми моих ровесников просто перекормили. Но обожала страшные сказки, которые шли отдельным блоком в конце сборника.

А еще зачитала до дыр книжку с адыгейскими сказками, не знаю, как и почему оказавшуюся в родительской библиотеке. Совсем другая мифология, неизвестный и потому интересный быт, непривычные чудовища и злодеи.

Одним словом, восторг!

То же самое “золушки” и им подобные, все эти сюжеты с балами, принцами, феями-крестными, роскошными платьями и прочими атрибутами красивой жизни в моем детстве, пришедшемся на расцвет эпохи развитого социализма с ужасными “простыми” колготками, пузырящимися на коленях, панталонами, рейтузами и бесформенными платьями серо-буро-малинового цвета, казались именно что сказкой: то есть тем, чего в моей жизни не может быть, потому то не может быть никогда.

И мне, если честно, странно слышать, о каком-то пагубном влиянии этих сказок на девочек. Желание “выйти замуж за принца”, отношение к женщине из серии Kinder, Küche, Kirche (“дети, кухня, церковь” – как все, что ей нужно и где ей и место) формируется не сказками, а реальными людьми и реальной жизнью. И в огромной степени каждодневной жизнью реальных взрослых рядом с ним.

Я уверена, что нельзя примерять на детей взрослые мерки. Дети делают совсем иные выводы, потому что они устроены иначе. Возможно, гораздо лучше, чем взрослые. Ребенок, прочитав “Волшебника Изумрудного города”, не делает вывод, что надо идти убивать злобных старух. Наличие людоеда в сказке не сформирует у него представление о каннибализме как о норме.

Для меня “идеологически неверные” сказки (а это, как мы понимаем, примерно все, что было написано до конца ХХ века) – это отличный повод не для запретов, а для разговора с ребенком, который поможет понять, что он в итоге вынес из этого чтения, и ответить на его вопросы.

А еще уверена в том, что если лишить его возможности читать классику детской литературы, он вполне способен вырасти в однобокую и ограниченную рамками исключительно современных представлений личность.

Источник: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/27042019/155435

Русские народные сказки

Чему учат старинные и современные сказки?

Русская народная, 5 мин

Данная русская народная сказка расскажет своим слушателям о правильном и вежливом отношении к окружающим. Она поясняет, что всегда могут найтись друзья, которые помогут в трудной жизненной ситуации и прививает золотое правило жизни — о том, что надо …

Русская народная, 7 мин

Очень поучительная русская народная сказка о том, что всегда надо слушаться Маму и не надо открывать дверь незнакомым людям, и какой бы не был за дверью дружелюбный голосок, все равно всегда надо смотреть в дверной глазок.

40 мин

Герои русской народной сказки – старик со старухой да сын их Мартынко. Когда умер старик и закончился в доме хлеб, отправила старуха сына в город за хлебом и дала ему сто рублей, а Мартынко пожалел собаку, которую мясники убить хотели, и купил пса Жу…

Русская народная, 1 мин

Познавательная аудио сказка для детей дошкольного возраста. Эта старинная русская сказка рассказывает о том, что с одной стороны никогда не стоит поддаваться на лесть и настороженно относится к незаслуженной похвале. С другой стороны можно понять что…

Русская народная, 8 мин

Это более продвинутая версия русской народной сказки «Баба Яга» повествует нам о том, что всегда надо быть ответственным за своих близких, в частности младших братишек или сестренок. А так же, что нельзя капризничать и смотреть на других людей свысок…

30 мин

Герои русской народной сказки – добрые молодцы, которые родились через три месяца после того, как их отец ушёл в солдаты. Оказались два Ивана сильными и способными к наукам. Но в городе с завистливыми купеческими да боярскими сынами не было им житья,…

Русская народная, 11 мин

Данная русская народная сказка настоятельно напоминает нам, что нельзя доверять незнакомым и подозрительным людям на улице, тем более когда они куда нибудь приглашают пройти. Надо отметить грамотную и рассудительную позицию в этой ситуации главной ге…

Русская народная, 8 мин

Русская народная сказка рассказывает нам о том, как иногда даже небольшое доброе дело или услуга совершенная без корысти и собственной выгоды, может в последствии принести гораздо больше выгоды, как в материальном плане, так и в успешном обустройстве…

Русская народная, 12 мин

Эта русская народная сказка на примере показывает, что любовь не имеет границ и ради этого светлого чувства человек готов на самые отчаянные поступки. Так же она напомнит, о вечной жизненной мудрости, что друзей не выбирают и ими надо дорожить.

20 мин

Волшебная сказка про солдата, который, исправно прослужив двадцать пять лет королю, отправился домой, наполнена приключениями и чудесами, добрыми и жестокими. Сначала солдат познакомился в прекрасном замке с большой медведицей и помог её расколдовать…

3 мин

Это весьма поучительная сказка, которая рассказывает веселую историю о горе продавцах баране и свинье. Однажды, эти звери решили заработать денежки. Для этого они приготовили продукты и понесли их на базар, чтобы продать. Свинья как умелая хозяйка сп…

Русская народная, 4 мин

История о Колобке появилась настолько давно, что даже наши бабушки и дедушки не помнят, кто рассказал им ее первым. Эта сказка считается народной, и полностью оправдывает свое предназначение. Она не только развивает у детей младшего возраста навыки о…

6 мин

Персонажи народной сказки – любимые всеми ребятишками Кот, Лиса, Волк, Медведь да Заяц. Вредный Котище надоел своему хозяину, вот тот и отнёс его в лесную глушь. Но Коту повезло: встретилась ему Лисичка-Сестричка, да и предложила с ней жить-поживать….

6 мин

Русская народная сказка говорит о двух героях с противоположными характерами – хитрой и злой Лисе и добродушном Зайчике. В сказке разворачивается извечный сюжет о доброте, которой сложно одержать верх над подлостью: Зайчик пустил к себе переночевать …

Русская народная, 8 мин

Русская народная сказка о том, как девочка Маша, заблудившись в лесу, волей случая оказывается в гостях у самого настоящего говорящего медведя. Медведь же, в свою очередь, Машеньку обратно к себе домой отпускать не спешит, так как она ему нужна для д…

Русская народная, 3 мин

Русская народная сказка с закрученным сюжетом и неожиданным финалом, повествует нам вначале о столкновении интересов отцов и детей. Грамотная аргументация отца об экономическом состоянии семейного бюджета не останавливает сына от заветной цели обустр…

Русская народная, 4 мин

Русская народная сказка повествует нам о не простых геополитических отношениях между различными видами насекомых. А так же рассказывает с биологической точки зрения о экосистеме микро-мира насекомых, цепочке питания, места обитания и т. д.

20 мин

Русская народная сказка расскажет дошкольникам и младшим школьникам про мудрого царя, про его сыновей и про то, как нужно выбирать сыновьям невесту – не по статусу, а по мастерству и уму. Поэтому лучшей невесткой и оказалась Царевна-лягушка, которая …

Русская народная, 12 мин

сказка о русской солдатской смекалке, которая позволила спасти очень много человеческих жизней от ненасытного и глупого змея. Данная поучительная история еще раз напоминает нам о том, что по мимо грубой силы важна смелость, находчивость и ум.

24 мин

Один из вариантов русской народной сказки про Кощея Бессмертного знакомит маленьких слушателей с царём, двумя его старшими сыновьями и Иваном-царевичем. Когда Кощей похитил мать Ивана-царевича, сначала уехали старшие братья да пропали без вести, а по…

25 мин

Русская народная сказка переносит нас в старые времена, когда на защиту своей родной земли-кормилицы вставал весь народ, и первыми в бой с чудищами погаными выходили крестьянские сыновья. Так и в бедной крестьянской семье два старших сына, гордившиес…

16 мин

Герои русской народной сказки – старик да старуха, два их умных старших сына с жёнами да младший бездельник Емеля. Однажды, когда братья уехали в лес за дровами, невестки отправили Емелю на реку за водой. В проруби он увидел щуку и поймал её голыми р…

Имена сочинителей первых русских народных сказок давно канули в Лету, но художественный вымысел оказался настолько интересным, что они стали пересказываться из уст в уста в течение столетий. Пересказывать народные сказки можно довольно произвольно, не соблюдая дословно их текст, главное – сохранить сюжетную линию и героев повествования.

Что такое народная сказка

Народные сказки – это не просто волшебная история с замысловатым сюжетом. Это сконцентрированная народная мудрость, в них отразились вековые традиции, нравы и быт людей, живших в древней Руси.

Сказки всегда имеют философский смысл, дают жизненные ориентиры духовного, семейного, бытового характера, иногда даже более глобального – государственного (сказки про царей и их детей).

Говоря словами великого поэта Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».

Какие бывают сказки

Условно можно разделить сказочное народное творчество на несколько категорий, наиболее распространенной является следующая:

  • Сказки с участием животных («Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Теремок»).Все животные как домашние, так и дикие, в сказках уподобляются людям: разговаривают, совершают человеческие поступки, одарены разумом. Именно со сказок животные наделяются определенными признаками: лиса – хитрая, заяц – трусливый, волк – злой.
  • Волшебные истории («Снегурочка», «Финист-ясный сокол», «Дед Мороз и Снегурочка»).В них всегда есть чудеса, невероятные для реальной жизни события. Главными героями выступают фантастические лица: Дед Мороз, Кощей Бессмертный, Снегурочка, Царевна-лягушка, Морозко, Чудо-Юдо, Баба-Яга, Конек-Горбунок, Жар-птица. Присутствуют и необычные предметы, творящие чудеса: молодильные яблочки, живая и мертвая вода, меч-кладенец, шапка-невидимка, скатерть-самобранка.
  • Смешные бытовые истории («Барин и мужик», «Каша из топора», «Вершки-корешки»).В них нет чудесных превращений, они более подробно отражают реальный повседневный быт. Сюжет сказки простой, незамысловатый, построен на характерах людей и бытовой ситуации.

Чему учат народные сказки

Сказки были в детстве у каждого ребенка. Сказочными историями не только развлекали детей, укладывали спать, но и одновременно рассказывали об истинных ценностях в жизни, неназойливо воспитывая на положительных примерах и образах героев.

Сказки учили ребенка познавать мир, развивали его фантазию, воображение. Возможность неоднократно слушать сказки онлайн позволяет улучшать память у детей, а красивый язык волшебных историй помогает совершенствовать детскую речь. Народные сказки учат ребенка справедливости и сочувствию, сопереживанию, умению различать добро и зло.

Слушать сказки детям можно уже с 5-6 месяцев, груднички отлично воспринимают интонации, различают звуковые подражания (как корова мычит, как петушок поет и т. п.), им нравится веселые бодрые голоса актеров, читающих текст сказочных историй.

Источник: https://audiobaby.net/audioskazki/russkie-narodnye-skazki

Чему учат старинные и современные сказки?

Чему учат старинные и современные сказки?

Мамы и бабушки не задумывались, какие книжки читать нам на ночь. Каждый малыш в Советском Союзе знал стандартный набор старых русских и европейских сказок.

Своеобразные полеты фантазии братьев Гримм, Шарля Перро и Андерсена никого не смущали. Классикам доверяли безоговорочно, и жесткого возрастного ценза не существовало.

А сегодня некоторые мамы и папы отказываются читать детям и «триллер» про гусей-лебедей, и «хоррор» про Красную Шапочку. Почему, у каждого свои аргументы.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Русские народные сказки для самых маленьких вызывают меньше всего вопросов. Они предельно короткие, сюжет у них примитивный, но малышам нравится. В 2–3 года особенно хорошо идут «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», многочисленные фабулы про зайца, лису и волка.

Это как раз те сказки, где добро и зло высвечиваются максимально четко. К тому же они читаются по времени ровно столько, сколько двухлетки готовы сидеть и слушать. И главные герои в них всегда хорошие. А вот конец может быть не совсем счастливым: Колобка съели, яичко разбили, теремок разрушили.

Порассуждать на эту тему стоит, но позже, года в четыре.

ДАЖЕ ЕСЛИ НА КНИЖКЕ СТОИТ ПОМЕТКА «0+», ЛУЧШЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА. НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ ОЧЕНЬ ВОЗБУДИМЫ И ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫ ОТ ПРИРОДЫ. ИМ ТЯЖЕЛЫЕ СКАЗКИ ЛУЧШЕ ЧИТАТЬ КАК МОЖНО ПОЗЖЕ И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ОНИ К ЭТОМУ ГОТОВЫ.

Совсем другое дело – русские народные сказки со сложным сюжетом: они все чаще попадают в опалу. Некоторые родители и вовсе отказываются приобщать ребенка к такому сомнительному культурному наследию.

Большинство психологов согласны: жизнеописания Емели, Ивана-дурака, Ильи Муромца действительно требуют комментариев со стороны родителей.

На примере Емели, скажем, можно показать ребенку, что в реальности чудес не бывает и, чтобы чего-то добиться в современном мире, нужно приложить усилия: окончить школу, потом институт. Но это только если вы сами так считаете.

Если у вас другая теория, смело предлагайте ребенку свою субъективную интерпретацию. В любом случае знакомство с традиционными, но неоднозначными сюжетами лучше отложить до 4–5 лет, ведь малышам объяснить многогранную мораль будет не так просто.

Много сомнений порождают классические авторские сказки, как наши, так и зарубежные: сюжеты у них слишком жестокие. Вдруг нежная психика ребенка пострадает? Особенно если он растет под колпаком в иллюзорном мире, созданном мамой и папой.

Но если герои попадают в настоящую беду, проходят через серьезные испытания или все заканчивается печально, с такими драмами лучше и правда подождать до 6–7 лет. То же самое касается современных авторских сказок, рассказов и фильмов для старших дошкольников. Если сценарий очень печальный, не торопитесь.

Например, фильм про Бима лучше показать после 7 или даже 8 лет. «Денискины рассказы» тоже не стоит читать раньше.

СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ

ТЕМА СМЕРТИ. Сказки, где в той или иной форме говорится о смерти, можно читать детям примерно в 7 лет. До этого момента переварить такую информацию им сложно, поэтому выработается только тревога.

Но ближе к школе страх смерти как раз активируется, а еще появляется готовность принять тот факт, что «некоторые люди иногда умирают».

Сказки, в которых герои гибнут, помогают ребенку пережить бурные чувства и в той или иной степени обуз­дать свои боязни.

ЛЮДОЕДСТВО. Страх быть съеденным, поглощенным, уничтоженным тоже про смерть. Ребенок рассуждает логично, правда, на бессознательном уровне: если меня зажарят, я умру.

Однако эти сюжеты можно вводить чуть раньше, с 4–5 лет, потому что людоеды – все же мифические существа.

И обычно в сказках, где они фигурируют, конец благополучный: Мальчика-с-пальчик так никто и не проглотил, Баба-яга осталась без обеда.

НАСИЛИЕ. Нападение, пленение, нанесение увечий – темы, предназначенные скорее для шестилеток. Чтобы правильно среагировать и не испугаться, ребенок должен достаточно окрепнуть духом. Хотя многое будет зависеть от сюжета.

В современных мультфильмах и детских фильмах про супергероев главные персонажи неуязвимы. Их нельзя застрелить, потопить, зарезать. Если даже в них кто-то стреляет, они оживают мгновенно. По этой причине сказки с таким сюжетом можно предлагать детям уже с 3–4 лет.

Не зря же малыши поклоняются Человеку-Пауку, особенно мальчики.

ЧТОБЫ У РЕБЕНКА ФОРМИРОВАЛОСЬ АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ЕГО РАЗУМНО ЗНАКОМИТЬ НЕ ТОЛЬКО С КЛАССИЧЕСКИМИ СКАЗКАМИ, НО И С СОВРЕМЕННЫМИ СЮЖЕТАМИ. ВО ВСЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗДОРОВЫЙ БАЛАНС.

ЗЛЫЕ ЧАРЫ. Речь про колдунов и ведьм, которые перевоплощаются в добрых старушек, угощают отравленным яблочком, превращают в камень бедных мирных жителей. Такие сказочки лучше отложить до 7 лет. Чтобы адекватно воспринять услышанное, у ребенка должно быть сформировано символическое мышление.

Он должен четко понимать, что наш мир многозадачный и многофакторный, одно событие тянет за собой другое, а за ним и третье по ряду совершенно определенных причин. При этом он должен уметь отличать вымысел от реальности.

Спросите себя, научился ли ваш ребенок мыслить критично, чтобы понять: на самом деле ведьм не существует.

РОМАНТИКА. Рассказы про принца на белом коне до сих пор импонируют многим родителям. Но надо понимать, что создавались эти сказки в ту эпоху, когда женщина была бесправным и бессловесным существом и единственным ее шансом на спасение было встретить храброго защитника.

Современные барышни, и большие и маленькие, совсем другие, и свои требования к ним общество кардинально изменило. Все же мир с тех пор сильно преобразился. Хотя сказки про принцев до сих пор нужны. У женщины, в отличие от мужчины, в арсенале больше средств к выживанию. Ведь если кто-то ей поможет или кто-то ее спасет, окружающие не осудят.

И было бы неблагоразумно этот способ девочке не подсказать, пусть в форме романтичной сказки. Тогда, если принц вдруг действительно придет, она от его поддержки не откажется. С другой стороны, на прекрасного рыцаря можно надеяться, но и самой при этом не плошать.

Чтобы соблюсти баланс, девочкам полезно читать сказки и про принцев, и про юных эмансипированных героинь начала второго тысячелетия.

В СТАРЫХ СКАЗКАХ ЕСТЬ ВАЖНЫЕ УРОКИ: «ТАК БЫЛО ВСЕГДА», «ЛЮДИ С ЛЮБЫМИ БЕДАМИ МОГУТ СПРАВИТЬСЯ» И ЗДОРОВЫЕ УСТАНОВКИ: «НЕ УБИЙ», «НЕ УКРАДИ», «НЕ ОБМАНИ», «БУДЬ ДОБРЫМ И ЧЕСТНЫМ». В ЭТОМ ИХ ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ.

ВЕЧНЫЕ СПАСИТЕЛИ. Сюжеты современных мультсериалов не отличаются разнообразием. Когда в каждой серии звери или люди кого-то спасают, невольно спрашиваешь себя: а есть ли от этого польза? Психологи дают положительный ответ. Все эти сюжеты говорят о преодолении сложностей, а их в реальной жизни будет много.

А еще они учат детей быть смелыми, пробовать что-то новое. Это тоже полезно. К тому же среди спасателей непременно присутствуют девочки. Они наравне с мальчиками чинят двигатели, тушат пожары и сражаются с бандитами.

Современным барышням такие мультфильмы внушают мысль, что они на многое способны и традиционная роль покорной жены и хранительницы очага не обязательно станет их уделом до конца дней. Так они понимают, что могут быть совсем другими. И это очень важно. А мальчики видят, что девочки – это не только принцессы, которых надо спасать.

Будущие мужчины начинают понимать, что барышни готовы стать полноценными участниками гражданской и супружеской жизни. Это значит, любые сложности с ними отныне можно делить поровну.

Источник

Источник: https://vk.com/@podslushanoroditeli-chemu-uchat-starinnye-i-sovremennye-skazki

Русские сказки: скрытый смысл, алгоритмы жизни, развития и древнейшая история Руси — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

Чему учат старинные и современные сказки?

Читать около 41 мин

В статье «Маленький Принц Экзюпери — гид в Звёздную Страну» мы рассказали о сказке-притче «Маленький принц» французского писателя Антуана де-Сент Экзюпери, что натолкнуло нас на мысль написать о самобытности русских народных сказок, которые с детства открывают нам неповторимый волшебный мир.

В нашей статье расскажем о самобытности, символизме русских народных сказок, о том, чему они учат и чем отличаются от сказок других народов и цивилизаций.

Без были нет сказки. Воображение,
мечта корнями своими уходят в быль.

Константин Федин.

Русские сказки — это зашифрованное послание наших предков. Может быть поэтому они и сохранились до наших дней. Теперь на знакомые нам с детства сказки, можно посмотреть совершенно в другой плоскости.

Для того чтобы понять русские сказки, необходимо вернуться к своим истокам, для начала вспомнить свой древний язык и значение каждого слова, и тогда мы получим совершенно новую информацию и знания, оставленные нам нашими предками.

Источник

Вплоть до конца XVIII века интеллигенция и духовенство относили сказки к разряду суеверий простого народа, который неизменно изображался, как дикий и примитивный. Господствующее философско-мировоззренческое направление той эпохи — классицизм — ориентировалось на античность, сдобренную христианской цензурой, и европейский рационализм. Учиться дворянину у крестьянина было нечему.

Однако в начале XIX века, вместе с движением романтизма к учёным, философам, поэтам приходит осознание того, что древнейшее мифологическое сознание во многом определяет быт и мировоззрение каждого человека. Нельзя уйти от своих корней, ибо разрыв с ними подобен отделению реки от её истока.

«Изучение старинных песен, сказок, — пишет Пушкин, — необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

Именно в «золотой век» русской литературы начинается интенсивное изучение сохранённых в народе сказаний, становится очевидным их глубокая ценностная и мировоззренческая значимость.

Ценность сказки для культуры и искусства во многом определяется её связью с мировоззрением людей той или иной цивилизации. Сказки в основе своей имеют исторические события, мифы, ритуалы и в целом алгоритмы жизненного цикла людей. Поскольку все мы живём на одной планете, то естественно, что некоторые сказки различных культур похожи.

Какие символы несут русские сказки

Что же нам известно о сказке сегодня? Сказка — это средство формирования мировоззрения человека.

Сказки несут свое послание в символической, образной форме. Они способны затронуть наши самые глубокие чувства. Их непосредственное послание однозначно: вначале описывается проблема, которая в конце (всегда) находит счастливую развязку.

Сказки дают ключи к тем жизненным задачам, которые предстоит решать каждому человеку в своей жизни. В сказках показывается, как самый маленький, глупый и слабый преодолевает все проблемы и в конце выходит счастливым победителем. Прожитые чувства в сказках делают детей смелее и сильнее.

Сказки помогают детям справляться со страхом, перебороть себя и поверить в собственные силы; учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (учат детей законам справедливости), смелый победит (отваге), терпеливый дождётся (выдержке), честный труд ценится (трудолюбию), правда восторжествует и т.д.

Всё это есть в культурном коде нашей цивилизации, а значит и в сказках.

Поэтому всегда, как только у вас появится такая возможность, читайте детям народные сказки, ведь они — источник правильного, здорового и гармоничного воспитания ребёнка.

Наряду с объяснением нравственных ценностей, сказки содержат определённые мировоззренческие установки, определённую картину мира. Эта картина мира перекликается с космологическими моделями, представленными в мифологиях разных народов мира.

Таковы архетипы мировой горы, вселенского яйца, мирового древа, мотивы нисхождения героя в подземный мир или вознесения в высшие миры. Но в каждой цивилизации они окрашиваются нравственными мерилами и идеалами, присущими её представителям.

Числа

Очень интересна символика чисел в русских народных сказках. Как известно, в них преобладают цифра три и цифра семь. Показателен вопрос выбора трех путей, когда герой оказывается возле развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги.

Также в сказках часто встречается упоминание цифры семь — «за семью дверями, за семью замками…», «цветик — семицветик». Цифра семь — снова обозначение этапов пути к самому себе, ключи к достижению высшей мудрости.

Эти этапы: здоровье физического тела и единение с ним; внутренняя «искра»; принятие и любовь ко всему вокруг; ум-разум; сознательность; сверхсознание. После прохождения всех этих этапов человеку открывается высший уровень — ясновиденье, это и будет ключ номер семь.

В нумерологии зашифрован глубокий смысл познания человеком себя и мира, а в русских народных сказках вопрос духовного роста, обретения мудрости, стремления к добру и свету оказывается первостепенным.

Яйцо

В древнейшей космогонии мировое яйцо — золотое. В древних культурах яйцо олицетворяло также Солнце как источник весеннего возрождения и творческих сил природы.

В русских сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора, Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают силы Тьмы или Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако Жар-птица успевает снести золотое яйцо — источник последующей жизни, света и тепла.

Потому-то среди многих народов распространены сказки о яйце как источнике жизни и Вселенной. Из глубокой древности идет обычай одаривать друг друга яйцами и величать их в священных песнопениях. Древнеримский обычай красить яйца Плутарх объясняет тем, что яйцо изображает творца Мира, в себе его заключающего.

У персов также был известен обычай приветствовать друг друга подарком в виде яиц, окрашенных в разные цвета. Яйца клали в храмах, закапывали в тех местах, где предполагалось строительство (существует предание, что Неаполь построен на яйце) .

Закодированная формула «мир-яйцо» была настолько стойкой и неискоренимой, что пересилила христианскую догматику и проникла в церковную литературу — сначала

в Византии, а затем и на Руси. В одной старинной рукописи читаем:

«О яйце свидетельство Иоанна Домаскина: небо и земля по всему подобны яйцу — скорлупа аки небо, плева аки облаца, белок аки вода, желток аки земля»

Упоминания о вселенском яйце, из которого рождается мир (вариант: верховное божество либо бог-прародитель) встречаются в мифах и преданиях многих народов. В большинстве мифов яйцо, нередко — золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана; в некоторых легендах появляется также птица-мать (как, например, в египетском мифе).

В индийской мифологии из Хираньягарбхи — «золотого плода», созревающего в сердцевине плавающего на водах Мирового яйца (Брахманды), рождается Брахма, из него же появляется Праджапати; имя Мартанды, предположительно, солярного божества, означает «рожденный из мертвого яйца».

О рождении демиурга — божественного Фанеса — из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана (либо на колено девы Ильматар); в китайской легенде Вселенная прежде представляла собой нечто вроде куриного яйца, из которого родился прародитель Пань-гу.

Легенды о Мировом яйце встречаются у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии, Африки и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=p20YNBDsATA

Это то самое золотое яичко, которое снесёт Курочка Ряба в известной русской сказке (здесь весь мифологический антураж испарился, остался только закодированный образ-символ, передаваемый от поколения к поколению и усваиваемый ребёнком чуть ли не одним из первых). Вообще, сказка Курочка Ряба — очень странная сказка:

«Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.Дед бил — не разбил.Баба била — не разбила.А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!»

Дед и бабка, вроде бы должны быть довольны тем, что яичко разбилось, ведь именно этого они и добивались, но они плачут. Почему так? Какой алгоритм зашифрован в этой простейшей сказке? Может быть, именно дед или бабка должны были разбить яичко? И почему мышка выступает столь важным действующим лицом, как и в другой русской сказке?

Репка

Другая загадочная русская сказка — это известная всем с детства «Репка». Сама репка будучи жёлтой и круглой, может быть символом Солнца, которое необходимо вызволить из плена подземного царства, чтобы оно могло снова светить людям, но в сказке интересна последовательность вызова разных участников на помощь.

С одной стороны, она символизирует крепкую связь разных поколений, которые совместно решают родовые задачи, но, с другой стороны, показывается и взаимосвязь поколений людей с биосферой. Ведь когда своих сил «человечеству» в лице дедки, бабки и внучки не хватает, они начинают звать Жучку, Мурку и мышку.

Но загадкой остаётся: почему в сказке отсутствуют мама и папа внучки? Чтобы усилить эффект связи поколений, показать кто с кем должен в наибольшей степени взаимодействовать — деды с внуками? У нас ведь всегда за детьми смотрят бабушки и дедушки.

А может их нет по той же загадочной причине, по какой у Деда Мороза нет дочки, но есть внучка?

Источник: https://inance.ru/2016/10/russkie-skazki/

Для родителей
Добавить комментарий