Что означают чересчур длинные ноги на рисунке?

Как интерпретировать рисунок человека

Что означают чересчур длинные ноги на рисунке?

Голова (лицо, глаза, ресницы, брови, рот, зубы, губы, нос, уши, лоб, подбородок, волосы)

Шея

Туловище (плечи, пупок, внутренности, гениталии)

Конечности (руки, ладони, пальцы, ноги, ступни)

Прочее

Как известно, с помощью рисунка можно определить уровень развития ребенка и особенности его психики. Рисунок малыша дает представление об умственном развитии. Личностные же качества интерпретируются через рисунок, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека – то, что детям наиболее интересно изображать, и с чем им легче всего себя ассоциировать.

Такой тест могут провести и родители. Хотя человек, не имеющий специальных знаний по этой теме, не сможет поставить диагноз и сделать глубокие выводы, основные черты определить не тяжело. Если знать, куда смотреть.

Для проведения теста дайте ребенку чистый лист бумаги, желательно формата A4, положите его вертикально. Рисовать нужно карандашами средней мягкости.

Хорошо, если под рукой у ребенка будет также ластик. Но тогда внимательно следите за тем, что он стирает и что нарисует взамен. Задача ребенка – нарисовать человека.

И сделать это он должен тщательно и красиво, насколько только у него хватит умения.

Когда рисунок готов, похвалите ребенка, уточните детали, которые вам не понятны, и приступайте к интерпретации. Здесь важна любая мелочь.

Голова

Это сфера интеллекта, воображения и контроля желаний и побуждений.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание, это может говорить о проблемах социальной адаптации, трудностях в общении, слабых интеллектуальных способностях или даже наличии невроза.

Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.

  • непропорционально большая голова – уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; у противоположного пола – признание превосходства противоположного пола; может свидетельствовать о головных болях;
  • маленькая голова – ребенок считает себя интеллектуально отсталым от окружения;
  • нечетко нарисованная голова – застенчивость, робость.

Лицо – самая социальная часть рисунка.

Части тела, находящиеся на лице, обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.

Если оно рисуется в последнюю очередь, это говорит о чрезвычайной настороженности и часто враждебности к окружающим.

Излишняя сосредоточенность на лице говорит о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку.

  • тщательно выделенное, подчеркнутое лицо – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом, а также здоровое самоуважение;
  • лицо неясное, тусклое, схематичное, пропуск некоторых черт – сложности в общении, робость, стремление уйти от конфликтов;
  • закрашенное лицо – знак утраты чувства собственного «я»;
  • роботоподобное или звериное лицо – те же симптомы;
  • звериный оскал, злое выражение лица говорят об агрессивности.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка.

  • большие глаза, со зрачками или с закрашенными склерами – тревожность, беспокойство, просьба о помощи;
  • маленькие – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами и переживаниями;
  • закрытые (спрятанные) – стремление отгородиться от внешнего мира, спрятаться от того, на что неприятно смотреть;
  • широко открытые, но не преувеличенные – признак любознательности;
  • глаза-точки, глаза-щелочки – замкнутость, внутренний запрет на плач, на открытый показ (отрицательных) эмоций;
  • зрачки отсутствуют – крайний эгоцентризм или чувство враждебности окружения;
  • красивые, хорошо прорисованные – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям;
  • скошенный взгляд – подозрительность.

Ресницы

  • длинные – кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Брови

  • аккуратные – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности;
  • густые, мохнатые – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов;
  • поднятые ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Рот – символ агрессии.

Уделение рту большого внимания маленькими детьми говорит о том, что они еще сохранили память о грудном вскармливании. А вот у ребенка более старшего возраста это уже является признаком зависимости, несамостоятельности.

  • большой, или заштрихованный, или открытый – явная агрессия (может быть вербальной);
  • рот-черточка говорит о внутреннем напряжении;
  • клоунский рот – вынужденная приветливость, неадекватность чувств;
  • отсутствие рта, рот-точка – скрытие чувств или неумение их выразить.

Зубы

  • четко прорисованы – агрессивность, которая может носить защитный характер.

Губы – символ чувственности.

  • пухлые губы, нарисованные девочкой, – признак правильной половой идентификации;
  • хорошо прорисованные подростком – самолюбование, любовь к себе.

Нос

Многими психологами рассматривается как сексуальный символ. Но в случае детского рисунка это трактовка более чем спорна.

  • широкий, выдающийся – презрение;
  • отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности, незрелости.

Уши – орган восприятия критики.

Их дети начинают изображать в довольно позднем возрасте. поэтому отсутствие ушей считается не значимым. С другой стороны, если их изображает маленький ребенок, это может быть знаком того, что он большое значение уделяет мнению других людей о себе. Если они есть, то это обозначает открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

  • подчеркнуты, выделены – чувствительность к замечаниям, осуждению; озабоченность проблемой послушания;
  • маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;
  • большие уши рисуют послушные дети.
  • отсутствуют (у большого ребенка) – человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.

  • отсутствует – сознательное игнорирование умственной сферы.

Подбородок – символ силы воли, властности, мужественности.

  • слишком крупный – расценивается как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности.
  • слишком подчеркнутый, увлечение изображением подбородка – обозначает стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Волосы

  • сильно заштрихованы – тревога;
  • выделены – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры;
  • акцент на волосах на рисунке девочки (пышные прически, длинные волосы в сочетании с явными элементами украшательства) – свидетельство раннего сексуального созревания.

Шея

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.

Поэтому области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.

  • чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, стремление контролировать их;
  • длинная тонкая шея – жесткий самоконтроль, зажатость, стремление к самоустранению от мира собственных сильных эмоций;
  • короткая толстая шея – прямолинейность, естественность, уступки своим слабостям и желаниям.
  • отсутствие шеи – признак незрелости (в случае с маленькими детьми это нормально).

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.

  • угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
  • округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
  • слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
  • слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
  • сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

  • слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
  • узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
  • слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
  • покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.

Пупок

  • на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
  • на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.

Внутренности

Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.

Гениталии

Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.

  • на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
  • на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
  • на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.

Конечности

Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.

  • отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;
  • длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;
  • короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;
  • мускулистые, длинные – потребность в физической силе;
  • слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;
  • слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;
  • широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;
  • жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;
  • прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;
  • поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;
  • закрашенные – агрессия;
  • шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;
  • скрещенные на груди – мнительность, скрытность.

Ладони

  • крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;
  • слабо прорисованные – недостаток общения;
  • заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;
  • отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.

Пальцы

  • больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);
  • меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;
  • тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;

Источник: http://yarmalysh.ru/stati/detskaja-psihologija/detki-risujut/kak-interpretirovat-risunok-cheloveka

Голова и лицо на рисуночном тесте «Человек» (окончание)

Что означают чересчур длинные ноги на рисунке?

Жизнь требует от нас знания худшего, чтобы сделать из него — лучшее Гордон Олпорт

психолог-гуманист

Если Вы задали тест другому человеку — постарайтесь проследить, как был начат рисунок — какие детали прорисовываются в первую очередь.

Очень часто Человека начинают рисовать с ног, а голову рисуют в самую последнюю очередь, как бы всё время откладывая её появление на бумаге. (Норма — наоборот. Потому что так рождается человек).

Рисунок, начатый с ног, диагностирует боязливость как черту характера, укажет на человека, одолеваемого какими-то конкретными или мнимыми страхами.

Если голова на рисунке появляется в самую последнюю очередь — это диагностирует наличие в текущей жизни человека межличностных конфликтов. (метафорически мы читаем это как позу страуса: «голова в песок» или как попытку «закрыть голову руками», разумеется, не проявленную в рисунке, так как этот жест будет выглядеть слишком откровенно)

Слишком крупная голова говорит сразу о нескольких различных вещах:

– перед нами — нонконформист, не заботящийся о том, как он впишется в общество других людей («то, как меня воспринимают окружающие — не моя проблема»); – человек, имеющий очень богатое воображение, живущий в мире своих фантазий, изобретений; – человек, ценящий в первую очередь — ум.

Голова, повёрнутая к зрителю затылком — весьма нехороший признак. К счастью, встречается редко. На этот признак стоит обратить внимание, когда он повторяется в целой серии изображения человека. Говорит о параноидальных или даже о шизофренических тенденциях.

Слишком маленькая голова. Имеется два варианта интерпретации (иногда они соединены вместе):

– человек ценит больше всего — прямую и грубую физическую силу, – человек имеет очень низкую самооценку (возможно, ввиду отсутствия у себя достаточной физической силы).

Тщательно прорисованные волосы, особенно уложенные в замысловатую причёску — демонстративность как постоянная черта характера.

Головной убор — попытка бороться с собственными агрессивными выплесками, контролировать своё поведение.

Голова отсутствует вообще — встречается в рисунках гиперактивных детей. У взрослых говорит об импульсивности.

МАЛЕНЬКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Если Вы заметили, все проективные тесты (и эта методика — не исключение) изобилуют попытками диагностировать, отследить такой синдром как гиперактивность (импульсивность). Эта тема — очень сложна и спорна.

При всей своей крайней нелюбви к «навешиванию ярлыков», я призываю Читателя подумать вот о чём. Согласитесь,что такой факт, как полное отсутствие ГОЛОВЫ на рисунке ЧЕЛОВЕКА, должен по крайней мере — насторожить, вызвать недоумение даже у неспециалиста.

О том, что представляет из себя проблема гиперактивности (импульсивности) читайте здесь.

Лицо затемнённое (заштрихованное, затушёванное) — свидетельствует о негативном самоощущении (самообвинении).

Лицо прорисовано сверхдетально — озабоченность своим внешним видом, озабоченность тем, «как воспринимают меня окружающие».


Слишком крупные (слишком подчёркнутые) уши
— – подозрительность как черта характера, – настороженность «здесь и сейчас», – чувствительность к чужой критике.

Слишком маленькие, еле обозначенные уши (или отсутствие ушей)

– человек не приемлет критики вообще или критики конкретного лица, – человек живёт в своём внутреннем мире — ему неинтересно слушать кого бы то ни было из своего окружения.

Слишком большие уши и нос (карикатура) человек не принимает свою внешность

Огромные расширенные зрачки, «распахнутые глаза».

– тревожность как черта характера, – потребность в защите «здесь-и-сейчас».


Глаза-щёлки, точки (или отсутствие глаз)
слишком размытый признак,означает много разного:

– депрессивное состояние, – всё ту же гиперактивность (импульсивность), – астения (пониженный тонус), – желание быть зависимым от других людей (экранирование от проблем), поиск «поводыря», негативизм.

Пустые глазницы —

– сильная астения, – аутизм, – импульсивность, – наклонности к асоциальному поведению.

Затушёванные глаза (зрачок на весь глаз) а также глаза, скрытые тёмными очками — человек, одержимый какими-то реальными страхами в настоящий момент жизни.

Взгляд «в сторону» недоверчивость, подозрительность, скрытность.

Тщательно прорисованные ресницы — демонстративное поведение, нонконформизм, любовь к эпатажу, внешним эффектам.

(Заметьте, очень распространено ошибочное мнение о том, что «густые ресницы» это признак «тревожности». На самом деле, тревогу выдают — расширенные зрачки)

Тщательно прорисованные губы (или большой рот)человек любит пробовать жизнь «на вкус», материалист, гурман.


Оскаленный рот (видны зубы)
человек склонен к словесной агрессии (скандалист)

Клоунская улыбка (рот до ушей)
человек вынужденно вежлив со своим окружением, внутри него — агрессия.

Рот-линия (точка), рот отсутствует
— – астения, – склонность к анорексии, – аутизм, – негативизм.

Выделенный подбородок — желание доминировать.

Слишком крупный подбородок — попытка компенсировать внутреннюю неуверенность в себе.

Отсутствие шеи — импульсивность


Слишком длинная шея
(особенно с рядом пуговиц) – человек реально зависит от другого человека и тяготится этим; – человек склонен к зависимостям разного рода.

Запомните: один рисунок ещё ничего не скажет о человеке — кроме его сиюминутного состояния «здесь-и-сейчас». Делать какие-либо выводы о стабильных чертах характера или о соматических проблемах можно только тогда, когда один и тот же мотив упорно проявляется в целой серии рисунков, сделанных в разном состоянии и настроении, при разной погоде и освещении, в течение, как минимум, полугода.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru – психологический портал центра “1000 идей”

Авторская разработка центра – методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее…

Источник: https://www.live-and-learn.ru/catalog/article/golova-i-litso-na-risunochnom-teste-chelovek-okonchanie/

Что расскажет детский рисунок о вашей семье

Что означают чересчур длинные ноги на рисунке?

Наталья Попова , психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»

Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:

Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.

Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен.

Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.

Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.

Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.

Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.

Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.

Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?

Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.

Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.

Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок.

Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.

Фиолетовый. Такие дети — настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

Коричневый. Стойкость и трудолюбие — основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.

Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы.

Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.

Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.

Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.

Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.

Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.

Большая голова. Сообразительность.

Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.

Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.

Нечеткие черты лица. Отстраненность.

Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.

Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.

Рот:

Открытый с зубами. Агрессия.

Губы в улыбке. Позитивный настрой.

Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.

Руки:

Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.

Широкий размах рук. Символизирует активность.

Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.

Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.

Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.

Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/chto-rasskazhet-detskiy-risunok-o-vashey-seme.htm

Рисуночный тест «Человек»

Что означают чересчур длинные ноги на рисунке?

Один из самых распространённых проективных рисуночных тестов, это тест ДДЧ — «Дом. Дерево. Человек». Он работает с архетипами и поэтому очень точно диагностирует проблемы из нашего подсознания.

Проективные тесты используются в работе психолога для : а) диагностики внутреннего эмоционального состояния ребёнка и б) вытаскивания наружу проблем, глубоко сидящих в подсознании взрослого человека.

Принято считать, что дети не могут чётко выразить в словах весь комплекс мучающих их проблем — поэтому к ним применяют рисуночные методики.

Но ведь то же самое можно сказать и о взрослых! Умные рассуждения взрослого человека о себе и своих делах — не проясняют, а чаще только ещё больше запутывают ситуацию. Ведь «язык используется для того, чтобы скрывать истину»…

Для более подробного ознакомления с этим азбучным положением психоанализа, я отсылаю Вас к статье«Выключи, пожалуйста, телевизор».

А мы переходим к первой части теста ДДЧ — собственно, к рисунку Человека.

Напоминаю, что рисуночный тест должен создаваться легко и непринуждённо, без мыслей о том, что «Вы не умеете рисовать». Если Вы умеете рисовать — создайте рисунок в стиле «наив».

Тем не менее — рисовать «тяп-ляп», наскоро — тоже никому не следует.

Создавая рисунок, нужно стараться, нужно пытаться вложить в него всё своё сиюминутное настроение, нужно не торопиться, но и не переживать о том, что не рисуешь, как настоящий Художник из Академии.

1. Возьмите лист бумаги формата А4.2. Возьмите простой карандаш.

3. Нарисуйте, не торопясь, своего человечка.

А теперь, если Вы закончили рисовать, внимательно изучите

Ключ к тесту.

Первое, что мы сделаем — обратим внимание на

НАЖИМ КАРАНДАША.

Слабый нажим диагностируета) либо общую физическую вялость

б) либо эмоциональную подавленность,

Сильный нажим диагностируета) сильную эмоциональную напряжённость данного момента, или жеб) порывистый, импульсивный характер вообще.

ЗАШТРИХОВАННЫЙ\НЕЗАШТРИХОВАННЫЙ рисунок

Незаштрихованный рисунок (белый фон) означает незрелость, инфантилизм, неготовность отвечать за свои поступки.Заштрихованный рисунок может быть заштрихован по-разному:Сильно «затушёванный» рисунок (когда заштрихованность просто бросается в глаза) диагностирует:— озабоченность какой-то конкретной проблемой, фиксацию на ней;

— повышенную тревожность как черту характера.

Перекрёстное штрихование выдаёт

— либо гиперконтроль (человек постоянно себя контролирует, играет роль, не снимает маски, не доверяет никому);— либо постоянные навязчивые мысли и попытку борьбы с ними.

Стирание и исправление линий — попытка контролировать свою тревогу и своё поведениеЛинии, не доведённые до конца — клиническая астения, истощение организма.Линии, не попадающие в нужную точку — гиперактивность у детей, импульсивность у взрослых.

Аккуратность линий — представление о своём окружении как о несущем угрозу.

РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ

Крупная фигура — тревога и стресс «здесь и сейчас»,Гигантская фигура — желание экспансии (заполнение всего мира — собой) , неумение строить границы («Всё ваше — моё»), импульсивность

Маленькая фигура — депрессия, низкая самооценка, хроническая тревожность

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ

Рисунок вверху — высокая самооценкаРисунок внизу — низкая самооценкаРисунок в углу — чувство вины, подавленность

Рисунок выходит за лист — страх, (или импульсивность)

СХЕМАТИЧНОСТЬ ИЛИ ДЕТАЛИЗАЦИЯ

Много разнообразных деталей в рисунке — демонстративность или творческое воображение (часто одно и другое — тесно переплетены)Много однообразных деталей в рисунке — это либо:а) ригидность (упёртость, стояние «на своём», отсутствие интереса к новациям),б) тревожность «здесь и сейчас»,

в) стремление к перфекционизму.

Рисунок схематичен — возможны совершенно разные варианты (внимание!):— астения,— всё та же импульсивность,— низкая эмоциональность,— замкнутость как черта характера,

— подавленность «здесь и сейчас»

ВИД ФИГУРЫ (АН ФАС, ПРОФИЛЬ…)Фигура стоит спиной — негативизм, конфликтность,Фигура в профиль — негативизм,Фигура в «три четверти» ничего не означает, означает только умение Автора рисовать,

Фигура лицом — ничего не означает.

ТИПАЖИБогач\бедняк — зацикленность на теме денег,Военный — агрессивность (здоровая или нет — покажут другие детали),Король, принцесса — очень высокая самооценка,Роботы и пришельцы — их рисуют люди, испытывающие одиночество в группе, не вписывающиеся в коллектив, интроверты,Клоун, шут — низкая самооценка,

Карикатурное изображение человека — демонстративность, негативизм, желание «уйти от разговора».

ЧАСТИ ТЕЛА
Если (кроме гениталий) какие-то части тела человека на рисунке отсутствуют, пропущены — это всегда означает одно: человек отрицает функцию этой части тела.

Например, «забыв» нарисовать уши, человек показывает, что он не хочет кого-то или что-то слышать. Это часто трактуют как закрытость для критики.

Однако это может означать и то, что человек просто устал от критики вполне конкретного лица, а не от критики вообще как таковой.

Укрупнение какой-либо части тела — всегда означает повышенный интерес к её функции,

Искажения в правой части рисунка — несоблюдение социальных норм и конфликты с людьми, которые контролируют эти социальные нормы.

Слишком крупное туловище — неудовлетворённость потребностей,

Слишком короткое туловище — низкая самооценка.

Слишком вытянутая фигура может говорить об:— астении,

— либо о характере интроверта.

РУКИ
Длинные руки — страсть к накопительству,

Короткие руки:— характер интроверта,

— склонность не идти до конца, «отступать»

Руки, прижатые к телу — сильное внутреннее напряжение,

Руки, сжатые в кулаки — попытка открыто проявить протест,

Ладони отсутствуют — нехватка общения или неумение общаться,

Очень большие ладони — очень высокая неудовлетворённость потребности в общении,

Заштрихованные (зачернённые) кисти и пальцы — конфликтность,

НОГИДлинные ноги — стремление к автономии от других людей, членов семьи (желание убежать),Короткие ноги — подавленность,Широко расставленные ноги:— либо характер экстраверта,

— либо потребность в опоре

Плотно сведённые ноги — характер интроверта,

Маленькие или не прорисованные стопы:— непрактичность, слабая ориентация в бытовых вопросах,— пассивность,— иногда — зависимость от других людей.

— чётко прорисованные ноги — уверенность в себе.

Елена Назаренко

Источник: http://thejizn.com/2016/09/14/risunochnyj-test-chelovek/

Ключи к тесту «Несуществующее животное». Ноги

Что означают чересчур длинные ноги на рисунке?
страница » Анализ рисунка » Ключи к тесту “Несуществующее животное”. » Ключи к тесту «Несуществующее животное». Ноги.

Лапы-ноги несуществующего животного – это символ устойчивости; показатель того, как человек «стоит на ногах».

1. Наличие/отсутствие ног в рисунке несуществующего животного.

Если у несуществующего животного нет ног (лап) – человек не уверен в себе.

Его суждения могут быть поверхностными и неосновательными, выводы – легкомысленными. Принимая решение, человек может действовать импульсивно.

Также ему присущи пассивность, неумелость в социальных отношениях и слабая бытовая ориентация (как и  в случае с «хлипкими» ногами).

2. Форма ног и соразмерность с фигурой несуществующего животного.

Опорная часть туловища несуществующего животного – это его ноги и хвост.

Чтобы иметь возможность удерживать тело в равновесии,  опора должна быть соответствующего размера и толщины.

Если опорная часть туловища основательна – человек обладает рациональностью, умеет принимать обдуманные решения, реально смотрит на окружающий мир, имеет собственное мнение. При этом с его мнением необходимо считаться, иначе может возникнуть протест в прямой или скрытой форме.

В том случае, если ноги несуществующего животного мощные и пропорциональны телу – человек хорошо стоит на ногах.

Мощные и пропорциональные телу ноги несуществующего животного.

Слишком большие (толстые) ноги (как и их избыточное количество) – человек нуждается в дополнительной опоре, ощущает свою недостаточную умелость в социальных отношениях.

Если несуществующее животное стоит на тоненьких ножках, и при этом его тело непропорционально большое – человек характеризуется как мечтатель, который живет в мире своих фантазий.

Облегченная опорная часть (маленькие лапки) – говорит о легкомыслии, импульсивности, поверхностности суждений.

Если ноги несуществующего животного принимают разноообразные формы, поставлены в различные положения – это говорит о наличии у человека своеобразных установок и суждений, инакомыслии (ближе к патологии), нонконформизме (означает неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций общества). Также может указывать на самостоятельность, непостоянство и творческое начало в человеке.

Разнообразные формы ног у несуществующего животного.

3. Длина ног несуществующего животного.

Если ноги очень короткие или, наоборот, очень длинные, да при этом еще и тоненькие – человек боится оступиться, контролирует каждый свой шаг.

4. Устойчивость и положение ног несуществующего животного.

Чем тверже и увереннее несуществующее животное стоит на земле (и чем массивнее его туловище) – тем более человек практичен и рассудителен.

Если несуществующее животное стоит на устойчивых ногах – человек реально смотрит на окружающую действительность.

Если ноги несуществующего животного широко расставлены – у человека в дополнение к реальному восприятию мира развито рациональное мышление.

Широко расставленные ноги у несуществующего животного.

5. Количество ног несуществующего животного.

«Сороконожка», а также однотипность, однонаправленность ног – указывает на конформность суждений и установок (мы уже рассматривали это понятие), стандартность при принятии решений. Человек нуждается в дополнительной опоре.

Большое количество ног у несуществующего животного (“сороконожка”).

Однотипность и однонаправленность ног у несуществующего животного.

Большое количество дополнительных ног – человек увлеченный, активный.

Избыточное количество ног – человек нуждается в дополнительной опоре, ощущает недостаточную умелость в социальных отношениях.

6. Ступни.

Массивные ступни несуществующего животного – указывают на рациональное мышление.

Широко расставленные пальцы ступней – также говорят о рациональном мышлении человека.

Широко расставленные пальцы ступней несуществующего животного.

7. Способ соединения с туловищем.

Способ соединения конечностей с туловищем несуществующего животного –  указывает на степень контроля человека за своими решениями и суждениями.

Если ноги несуществующего животного тщательно пририсованы к туловищу – человек хорошо контролирует свои слова и поступки (высокий уровень контроля).

Если конечности несуществующего животного (ноги, руки, хвост, крылья) небрежно и слабо пририсованы к туловищу или вообще нарисованы отдельно от него – человек чаще совершает необдуманные поступки, действует импульсивно. Поддавшись эмоциям, он может что-то такое сказать или сделать, о чем будет впоследствии сожалеть. Также такой способ соединения может указывать на неуверенность в своем мнении.

Ноги несуществующего животного нарисованы отдельно от туловища.

Предисловие к статье можно прочитать здесь.

Источник: http://detskiefantazii.ru/analiz-risunka-2/kluchi-k-nesuchectvuuchee-jivotnoe/klyuchi-k-testu-nesushhestvuyushhee-zhivotnoe-nogi.html

Что означают рисунки детей – Журнал Здоровье

Что означают чересчур длинные ноги на рисунке?

Ребенок растет и каждый день открывает для себя что-то новое, сталкивается с чем-то хорошим и с чем-то дурным в окружающей его действительности. Он живет своей напряженной внутренней жизнью, которая иногда остается скрытой от взрослых.

Бывает так, что родители заботятся о ребенке, покупают ему игрушки, книжки, сладости, но не задумываются о том, как их маленький человек чувствует себя в этом большом и сложном мире. К поведению, играм, занятиям ребенка надо внимательно присматриваться.

Есть много способов получше узнать внутренний мир ребенка. И один из них — рисунки.

Все дети любят рисовать

В рисунках отражается их восприятие жизни. Уже давно психологами отмечено, что, когда дети рисуют в спокойном состоянии, они предпочитают яркие и светлые тона, и, напротив, когда они подавлены, угнетены, то выбирают черную или другие темные краски. Книга американского психолога К. Маховера “Проективный рисунок человека” стала сенсацией в свое время.

На основе многолетних наблюдений, исследовательской работы автор пришел к выводу, что между рисуемой фигурой и личностью рисующего есть особая связь. В книге большое внимание уделено детским рисункам.

Рисует ли ребенок большую или маленькую фигуру, в каком месте листа она размещена, имеет ли эта фигура признаки агрессивности — все это, утверждает автор, соотносится с характером рисующего.

Психологами разработаны самые различные тесты, помогающие с помощью рисунка лучше понять внутренний мир ребенка. Вот один из них. (Ребенку должно быть не менее 4 лет). Дайте ребенку лист белой бумаги и карандаш. Попросите нарисовать человечка.

Сами сядьте рядом, но не давайте никаких указаний, не делайте замечаний, словом, не вмешивайтесь в творческий процесс.

Обратите внимание, с чего ребенок начал рисовать фигурку? Если с головы, то, как считают психологи, у ребенка нормальное мироощущение, а вот если с ног, то, скорее всего, в нем затаилась тревога. Вспомним известный с детства стишок:

Точка, точка, запятая,
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик,
Вот и вышел человечек.

Перед вами такой человечек. Присмотритесь к нему. Если у человечка маленькая головка, значит, автор рисунка находится в состоянии неудовлетворенности, у него занижена самооценка.

Ведь голова расценивается как сфера интеллекта, а также волевого управления различными побуждениями. Уже маленький ребенок считает голову очень важной частью человека, он чувствует, что взрослые люди смышленость, находчивость как-то связывают с головой.

Нечеткое изображение головы — это тоже показатель неуверенности в своих силах, робости.

Рисунок может быть размещен в разных частях листа. Если высоко от центра, то у ребенка высокая самооценка, и вместе с тем он недоволен своим положением, ему не хватает признания со стороны близких людей.

Если же рисунок расположен в нижней части листа, то у ребенка заниженная самооценка. Смещение фигурки влево указывает на пассивность, страх перед будущим, вправо — на активность, оптимизм.

Если рисунок расположен по центру, то самооценка ребенка адекватна действительности.

Маленький рисунок указывает на стремление быть незаметным, на проявление тревожности, очень большой — на потребность в самоутверждении. Рассмотрим детали рисунка.

Квадратное или угловатое туловище свидетельствует о стремлении к мужественности, укреплению воли, слишком маленькое говорит об униженности, подавленности.

Чрезмерно широкие плечи человечка на рисунке указывают на ощущение силы автора, угловатые плечи — на осторожность, повышенную тревожность. Покатые плечи чаще всего отражают пониженный жизненный тонус, иногда чувство вины рисующего.

Руки дети начинают рисовать очень рано, сначала в виде палочек или “сосисок”. Позднее на рисунках появляется кисть руки, иногда в виде “варежки”, иногда с пальцами. Если пальцев больше чем пять, то ребенок чувствует себя сильным, уверенным, если меньше — то более слабым, чем окружающие.

Слишком длинные руки означают амбициозные стремления, очень короткие руки — неуверенность в себе, ограниченность стремлений. Руки характеризуют сферу общения, поэтому, спрятанные за спину или в карманах, они свидетельствуют о трудностях в этой сфере. Если руки как бы висят по бокам — это означает страх перед кем-то или чем-то и пассивность.

Широкий размах рук — решительное побуждение к действию, а когда пальцы при этом сжаты в кулак — протест.

Следует обратить внимание на соответствие ног всей нарисованной фигурке. Тонкие ноги при нормальной фигуре означают неумение ребенка сопротивляться трудностям, неуверенность.

Чем больше на рисунке площадь опоры у ног — тем сильнее у ребенка ощущение защищенности в жизни.

Если ноги у человечка непропорционально длинные, то, по всей вероятности, у автора рисунка ярко выраженное стремление к независимости и самостоятельности.

И, наконец, очень важная деталь — лицо. Нарисованное в анфас, оно свидетельствует о сосредоточенности ребенка на себе, в профиль — о высоком интеллектуальном уровне.

Если фигурка изображена спиной, и вместо лица вы видите затылок, то у ребенка наверняка есть проблема: он стремится уйти от действительности, которая ему неприятна. Полные губы у человечка — признак того, что автор рисунка чувствителен, эмоционален.

Открытый и заштрихованный рот указывает на страхи, рот наподобие клоунского — на противоречивые чувства, четко нарисованные зубы — на агрессивность.

Глаза, закрытые или спрятанные полями шляпы, свидетельствуют о стремлении избежать неприятных визуальных воздействий.

Большие расширенные глаза — это выражение тревожности, беспокойства, потребности в защите. “Глаза-точечки” или “щелочки” также указывают на душевный дискомфорт ребенка.

Если радужная оболочка глаз у человечка заштрихована, а его волосы стоят дыбом, это говорит о страхах ребенка.

Большие уши встречаются на рисунках детей, особенно чувствительных к критике, а также озабоченных проблемами послушания. Маленькие уши или же вообще отсутствие их на рисунке можно расценить как желание не принимать никакой критики.

Как и любой тест, этот не лишен определенных условностей: ведь ребенок растет, развивается, его эмоциональное состояние меняется. Поэтому результаты теста нельзя принимать за исчерпывающие психологические характеристики. И, тем не менее, данный тест поможет приоткрыть дверцу во внутренний мир ребенка.

Если результаты теста говорят о страхах и тревогах, постарайтесь прийти на помощь. Все дети нуждаются в поддержке, и особенно, застенчивые, робкие.

Иногда деталь, которая взрослым кажется неважной, для ребенка является очень значимой. Станьте настоящим другом своему сыну или дочке. Не читайте ребенку нотаций, а стремитесь понять его.

Дайте ему полную уверенность в том, что он всегда, во всех случаях жизни, найдет у вас понимание и сочувствие.

Елена ДЕМЕНТЬЕВА

волосы, глаза, губы, дети, зубы, ноги, ребенок, рисунок, родители, руки, самооценка, страх, уверенность, уши, фигура, характеристика

Источник: http://zdorovie.com/psychology/chto-oznachayut-risunki-detey/2882

Для родителей
Добавить комментарий