Что у ребенка в голове

Содержание
  1. Головная боль у детей: как помочь и как наблюдать?
  2. Микроцефалия
  3. Что у ребенка в голове
  4. Как работает НС?
  5. Сын с рождения плохо спит: засыпает с трудом, часто просыпается. Никаких проблем в развитии у него нет. В чем же тогда дело?
  6. Еще в роддоме я заметила, что голова моего сына по форме не круглая. У нас что-то не так?
  7. Скажите, плохой аппетит – это повод обследоваться у невролога?
  8. Моя дочка, как и я, часто мерзнет: ее руки и ноги почти всегда холодные. Почему участковый педиатр направляет нас к неврологу?
  9. Гидроцефалия (водянка головного мозга): причины, симптомы, лечение в Москве – Консультация и обследование при гидроцефалии – Неврология в Клинике № 1
  10. Классификация гидроцефалии
  11. Симптомы гидроцефалии
  12. Причины гидроцефалии
  13. Диагностика гидроцефалии
  14. Лечение гидроцефалии
  15. Записаться на консультацию к неврологу
  16. Цены на консультацию и прием врача невролога
  17. От чего зависит форма голова у ребенка: рассказывает эксперт
  18. Что делать, если у ребенка болит голова

Головная боль у детей: как помочь и как наблюдать?

Что у ребенка в голове

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?
Отчего начинает болеть голова?
Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?
Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными
Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?
Как часто может болеть голова у здорового ребенка?
К какому врачу обратиться, если болит голова?
Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?
Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?
Если у ребенка болит голова – он утомлен?
Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

  • Несовершенство вегетативной системы организма,
  • Начинающееся респираторное заболевание (продром),
  • Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;
  • Зубная боль, которая провоцирует боль головную;
  • Последствия травмы головы;
  • Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.
  • Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя. Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте.

Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ.

Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.  

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли.

Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма.

Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.

Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

Скачать дневник головной боли с инструкцией по заполнению

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер –  нужно подумать о медикаментозном лечении.  

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме.  Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.  

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает.

Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку.

Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт.

Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи.

Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством. 

Источник: http://navigator.mosgorzdrav.ru/columns/zdorove_detey/golovnaya_bol_u_detey_kak_pomoch_i_kak_nablyudat/

Микроцефалия

Что у ребенка в голове

  • Микроцефалия — это состояние, при котором ребенок рождается с маленькой головой или голова перестает расти после рождения.
  • Микроцефалия является редким состоянием. С микроцефалией рождается один ребенок из нескольких тысяч детей.
  • Наиболее надежным способом определения микроцефалии у ребенка является измерение окружности его головы через 24 часа после рождения, сопоставление полученной величины со стандартными показателями ВОЗ в области развития ребенка и последующее измерение роста головы в раннем грудном возрасте.
  • Дети, рожденные с микроцефалией, по мере их роста могут страдать от судорог, а также от физических форм инвалидности и проблем с обучением.
  • Специального теста, который позволил бы определить микроцефалию у плода, нет, но ультразвуковое сканирование в третьем триместре беременности может иногда выявить проблему.
  • Специального лечения микроцефалии нет.

Микроцефалия — это неонатальная мальформация, при которой голова ребенка намного меньше, чем у других детей того же возраста и пола. В сочетании с ненадлежащим развитием мозга у детей с микроцефалией могут развиваться нарушения развития. Степень тяжести микроцефалии варьируется от легкой до тяжелой.

Микроцефалия является редким состоянием. По оценкам, распространенность микроцефалии значительно варьируется из-за разных определений и в зависимости от целевых популяций. Ученые изучают потенциальную, хотя и не доказанную, связь между ростом числа случаев микроцефалии и вирусной инфекцией Зика.

Микроцефалию можно иногда диагностировать с помощью ультразвукового исследования плода. Наиболее подходящим периодом для диагностики является конец второго триместра (около 28 недель) или третий триместр беременности.

Необходимо измерять окружность головы новорожденных, как минимум, через 24 часа после родов и сопоставлять данные со стандартными показателями ВОЗ в области развития детей. Результаты интерпретируются с учетом гестационного возраста ребенка, а также его роста и веса.

При наличии подозрений ребенка направляют на осмотр к педиатру и на сканирование мозга, измеряют окружность его головы раз в месяц в раннем грудном возрасте и сопоставляют полученные данные со стандартными показателями.

Врачи также должны проводить тесты на известные причины микроцефалии.

У микроцефалии есть много потенциальных причин, но часто причина остается неизвестной. Наиболее распространенные причины включают:

  • внутриутробные инфекции: токсоплазмоз (вызываемый паразитом, обнаруживаемым в мясе, которое не прошло надлежащую тепловую обработку), краснуха, герпес, сифилис, цитомегаловирус и ВИЧ;
  • воздействие токсических химических веществ: воздействие на мать тяжелых металлов, таких как мышьяк и ртуть, алкоголя, радиации и курения;
  • генетические патологии, такие как синдром Дауна; и
  • тяжелая недостаточность питания во время внутриутробного развития.

У многих детей, рожденных с микроцефалией, при рождении могут отсутствовать другие симптомы, но позже могут развиваться эпилепсия, церебральный паралич, нарушения обучаемости, потеря слуха и проблемы со зрением. Некоторые дети с микроцефалией развиваются совершенно нормально.

Специального лечения микроцефалии нет. Для оценки состояния и лечения новорожденных и детей с микроцефалией необходима многопрофильная группа специалистов. Раннее проведение мероприятий по стимулированию и игровых программ может оказывать положительное воздействие на развитие. Семейное консультирование и поддержка родителей также очень важны.

С середины 2015 года ВОЗ тесно сотрудничает со странами Америки в проведении расследований и принятии ответных мер в связи со вспышкой болезни.

В Стратегической программе ответных мер и плане совместных действий изложены шаги, предпринимаемые ВОЗ и партнерами в связи с вирусом Зика и потенциальными осложнениями:

  • Тесное сотрудничество с пострадавшими странами в проведении расследований вспышки, вызванной вирусом Зика, и принятии ответных мер в связи с необычным ростом числа случаев микроцефалии.
  • Взаимодействие с местными сообществами для передачи информации о рисках, связанных с болезнью, вызванной вирусом Зика, и о том, как они могут защититься.
  • Предоставление рекомендаций и смягчение потенциального воздействия на женщин детородного возраста и беременных, а также на семьи, пострадавшие от вируса Зика.
  • Оказание содействия пострадавшим странам для улучшениия медицинской помощи беременным женщинам и семьям с детьми, рожденными с микроцефалией.
  • Расследование регистрируемого роста случаев микроцефалии и возможной связи с вирусной инфекцией Зика при участии экспертов и партнеров.

Источник: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/microcephaly

Что у ребенка в голове

Что у ребенка в голове

Нервная система (НС) человека считается одной из самых высокоорганизованных: в ней есть и система управления (головной мозг), и четкий порядок подчинения низших звеньев высшим, и множество проводящих путей, которые связывают их воедино.

В основе работы НС лежат рефлексы: они могут быть простыми (которые проявляются помимо нашей воли, то есть без участия сознания) и сложными (тогда в их выполнении участвует головной мозг).

Нервная система созревает, и работа ее настраивается не сразу – это происходит по мере того, как малыш растет.

2. Периферическая НС – это нервные сплетения и нервы. Они, как электрические провода, несут «сообщение» – импульс – от периферии (кожи, внутренних органов, органов чувств) к центру (спинному и головному мозгу). Затем, в ответ на полученное «сообщение», импульс «приказ к действию» отправляется с их помощью обратно.

Как работает НС?

В основе работы нервной системы лежат рефлексы. То есть в ответ на любое «сообщение» (прикосновение, боль, звук, зрительную картинку, вкус, появившийся на языке, и так далее), полученное снаружи органами чувств и переданное нервами, возникает ответная реакция.

Рефлексы могут быть простыми – тогда помимо нашей воли их выполнение обеспечат древние отделы НС, и это будет простое движение. Например, даже совсем маленький ребенок, уколовшись, отдернет от раздражителя руку или ногу, попавшую в рот пищу – проглотит, от неприятного запаха – отвернется и так далее.

Более сложные рефлексы исполняются с подключением всех отделов нервной системы. Такие «сообщения» анализируются центрами коры головного мозга, и благодаря ее участию возникает более сложное движение.

Например, заметив в руках мамы свой ботиночек, малыш вытянет ножку, а проголодавшись, успокоится, увидев, что она несет в руках что-то аппетитно пахнущее.

Как вы поняли, работа НС основана на рефлексе, который исполняется благодаря полученному с периферии импульсу. А поскольку мы знаем, что он подобен электрическому, во время электроэнцефалографии, электронейромиографии приборы лишь улавливают этот разряд и записывают. А пока делается УЗИ, эхоэнцефалография, нейросонография, устройство фиксирует сигнал, отраженный от разных отделов мозга.

Сын с рождения плохо спит: засыпает с трудом, часто просыпается. Никаких проблем в развитии у него нет. В чем же тогда дело?

В том, что НС маленького не справляется со всей задачей по регуляции состояния возбуждения и торможения. Она не уравновешивает их, и первый процесс интенсивнее второго. В результате малышу плохо спится. Поскольку нарушения сна у детей бывают самыми разными, ему потребуется помощь невролога и сомнолога.

Еще в роддоме я заметила, что голова моего сына по форме не круглая. У нас что-то не так?

Обычно сразу после рождения голова малыша не имеет правильной круглой формы. Это результат прохождения через родовые пути. Чаще она напоминает либо тыковку, либо яйцо.

Но не стоит беспокоиться: с развитием головного мозга кости черепа моделируются и сами собой приобретают нормальную форму.

С вашей стороны потребуется лишь небольшая помощь: почаще меняйте положение малыша в кроватке, поворачивайте его во время сна то на правый, то на левый бок, а когда ребенок бодрствует, кладите его на живот. Тогда со временем форма головы обязательно «округлится».

Скажите, плохой аппетит – это повод обследоваться у невролога?

Если у малыша нет болезней пищеварительной системы, нарушения аппетита могут быть связаны с работой его НС.

Такое часто случается с легковозбудимыми малышами, и дело здесь не только в том, что НС не может надолго удержать их за одним занятием, например едой. Другая проблема – ее особенность реагировать на происходящее вокруг.

Например, у годовалого малыша, не получившего желанной игрушки, может начаться рвота. По сути, это реакция недовольства, выраженная в крайней форме.

Во время каждого вашего визита в поликлинику врач-педиатр будет измерять голову младенца и контролировать, правильно ли развивается и растет его головной мозг.

В цифрах этот процесс выглядит так: в первые 2 месяца окружность головы малыша увеличивается до 2 см в месяц, а к 6 месяцам она равняется в среднем 44 см, к 1 году – 47 см, к 2 – 50 см, к 3 – 52 см.

Отклонения на 2–3 см в обе стороны допустимы.

Большой родничок — это мягкая впадинка между костями головы, место, где они еще не «успели» срастись. Если вы слегка надавите на него, то почувствуете, что в нем нет «дна».

Это необычное явление продумано природой до мелочей. Прежде всего оно помогает голове ребенка во время родов «протиснуться» через костный таз мамы.

Затем родничок позволит костям черепа малыша расти вслед за увеличением его головного мозга.

Обычно размер родничка 3 х 3 см, иногда чуть больше или меньше (разница в размерах не имеет большого значения, поскольку голова может расти и за счет других соединений костей черепа – швов). Если с ребенком все в порядке, его родничок будет плоским, иногда даже слегка впалым.

Если же в организме что-то происходит не так, родничок надуется. Так случается, например, при повышенном внутричерепном давлении. Впрочем, родничок может вздуться и в том случае, если вполне здоровый ребенок разволновался и расплакался.

Становясь все меньше и меньше, родничок закрывается в срок до 1,5 года.

Моя дочка, как и я, часто мерзнет: ее руки и ноги почти всегда холодные. Почему участковый педиатр направляет нас к неврологу?

Потому что так проявляются нарушения в работе вегетативной НС, которая регулирует работу внутренних органов: сердца, легких, всех участников пищеварительной системы и так далее.

Эту задачу ВНС выполняет без нашего участия – представьте, как бы мы жили, если бы нам приходилось непрерывно следить за тем, как бьется сердце, двигаются легкие и так далее! Помимо прочего, она регулирует работу сосудов, заставляя их вовремя сужаться и расширяться.

Вот почему из-за сбоев в работе нашей «управляющей» мы и малыши начинаем мерзнуть. А поскольку ВНС состоит из двух отделов – один отвечает за расширение, другой за сужение, нарушения в ее работе могут выражаться и другим типом реагирования, когда нам все время жарко.

Склонность к какому-то из этих типов может иногда передаваться по наследству.

3-й период: взросление. Малыш растет, его НС совершенствуется, и за первый год на смену автоматическим приходят более сложные действия, а рефлексы новорожденного угасают.

За этим процессом внимательно наблюдают врачи, ведь задержка даже одного из них не только помешает малышу освоить следующий навык (например, невозможно научиться ходить, не «справившись» с рефлексом, заставляющим его вслед за наклоном головы вниз прижимать руки и ноги к телу), но и может стать сигналом нарушения работы его НС. Поэтому не пропускайте время очередных осмотров у невролога: в возрасте 1 месяца, 3, 6, 9 месяцев и в 1 год.

Обязательно покажите его врачу-неврологу. Но прежде нужно приложить к пострадавшему месту что-то холодное, и пусть ребенок полежит спокойно и в тишине. А вы тем временем сделайте вот что.

Оцените ситуацию:

  • с какой высоты упал ребенок;
  • на какую поверхность (мягкую, твердую);
  • как он упал (это было столкновение «лоб в лоб» или по касательной).

Присмотритесь, что происходит с малышом:

  • терял ли он сознание и через какое время после происшествия заплакал;
  • не стал ли он вялым, сонливым или, наоборот, слишком оживленным;
  • не тошнит ли его, не появилась ли рвота;
  • нет ли на теле маленького шишек и ссадин.

Даже если дело обошлось без повреждений, врач обязательно попросит вас понаблюдать за малышом еще 2–3 дня, чтобы ни один из вышеописанных симптомов не прошел незамеченным.

Источник: http://www.parents.ru/article/chto-urebenka-vgolove/

Гидроцефалия (водянка головного мозга): причины, симптомы, лечение в Москве – Консультация и обследование при гидроцефалии – Неврология в Клинике № 1

Что у ребенка в голове

Гидроцефалия, или «водянка головного мозга», является серьезным и нередко неизлечимым заболеванием. Оно характеризуется скоплением жидкости в головном мозге. Отсутствие оттока жидкости негативно влияет не только на психическое, но и на физическое развитие пациента, внешность которого становится специфической – увеличивается голова при сохранении нормальных параметров остального тела.

Записаться на прием к специалисту, без очередей, в удобное время

+7 (495) 641-06-06

Записаться

Классификация гидроцефалии

Гидроцефалия бывает врожденной и приобретенной. Принято считать, что заболевание диагностируется у детей, однако все чаще отмечается увеличение случаев водянки у взрослых пациентов.

Гидроцефалия по характеру течения может быть:

  • Острой – данная форма заболевания отличается стремительным течением, признаки становятся очевидными буквально в течение трех дней.
  • Подострой – симптомы нарастают и развиваются в течение одного месяца.
  • Хронической – патология развивается более одного месяца.

Симптомы гидроцефалии

Врожденная водянка диагностируется гораздо реже, чем приобретенная. Обычно в полугодовалом возрасте педиатры отмечают, что у младенца окружность и форма головы, отличается от нормы.

  • Окружность головы превышает объем окружности грудной клетки ребенка.
  • Голова приобретает грушевидную форму, визуально заметна продолговатость черепа, при этом расширены, кожа истонченная, увеличен родничок,
  • Ребенок плохо ест, отличается повышенной нервозностью, часто плачет. Во время плача или водных процедур у малыша может трястись подбородок и верхние конечности.
  • Спастичность нижних конечностей, гиперрефлексия и наличие патологических рефлексов.
  • Эпилептические приступы.

Симптоматика гидроцефалии у детей старше 2-х лет и взрослых пациентов несколько отличается:

  • Сильная головная боль, вплоть до тошноты и рвоты. Боль усиливается, когда пациент меняет горизонтальное положение на вертикальное.
  • Обмороки.
  • Офтальмологическое обследование выявляется застойный диск зрительного нерва.
  • Расстройства памяти и сознания, потеря уже приобретенных навыков, невозможность обучаться новым.
  • Развивается оптико-пространственная агнозия – человеку сложно определить, какой предмет находится ближе/дальше, ниже/выше.

Записаться на прием к специалисту, без очередей, в удобное время

+7 (495) 641-06-06

Записаться

Причины гидроцефалии

Гидроцефалия у плода может быть связана с проблемами развития центральной нервной системы, или с внутриутробной инфекцией. Поэтому так важно пройти всеобъемлющее обследование на различные инфекции – герпетическую, цитомегаловирус, перед планированием беременности.

Приобретенная гидроцефалия в большинстве случаев является следствием или осложнением таких заболеваний, как:

  • Менингит – вирусной или бактериальной этиологии.
  • Менингоэнцефалит – воспалительный процесс, поражающий оболочку и мозговое вещество.
  • Субарахноидальное кровоизлияние – частое последствие травмы черепа или возникает как следствие разрыва артериальной аневризмы.
  • Саркоидоз – гранулематозное поражение оболочек мозга.
  • Внутрижелудочковое кровоизлияние – следствие тяжелого и травматичного родовспоможения.

Диагностика гидроцефалии

  • Основной метод обследования – это рентген, результаты которого подтвердят расхождение швов черепа.
  • Также рекомендуется сделать краниограмму – рентгенологическое обследование черепа в разных проекциях без контраста. Такая диагностика не только позволит выявить гидроцефалию, но и определить ее тип, чтобы как можно скорее назначить эффективную терапию.
  • Может потребоваться офтальмоскопия для выявления застоя диска зрительного нерва.
  • Для дифференциальной диагностики назначают ангиографию сосудов головного мозга.

Записаться на прием к специалисту, без очередей, в удобное время

+7 (495) 641-06-06

Записаться

Лечение гидроцефалии

В основе терапии лежит комплекс мер, направленных на активизацию оттока патологического скопления жидкости.

Если терапевтические средства не дают положительного эффекта, пациенту проводят операцию. Наибольшую эффективность на фоне малой инвазивности демонстрирует эндоскопическое лечение:

  • эндоскопическая вентрикулоцистерностомия дна III желудочка,
  • акведуктопластика – обустройство своеобразного «водопровода», по которому жидкость будет эффективно выводиться из черепной коробки.
  • септостомия – удаление кист и устранение окклюзии «отверстия Монро».
  • удаление опухолей головного мозга эндоскопическим методом.

После такого хирургического вмешательства пациент очень скоро возвращается в обычной жизни, так как его мозг не подвергается серьезной травматизации. Данная процедура позволяет урегулировать ток жидкости в черепной коробке, однако после проведения операции по устранению гидроцефалии, пациенту требуется постоянный контроль специалиста и регулярное наблюдение за состоянием головного мозга.

Прогноз при гидроцефалии зависит от причины и времени установления диагноза и назначения адекватного лечения. Дети, получившие лечение, способны прожить нормальную жизнь с небольшими, если таковые вообще будут проявляться, ограничениями. В редких случаях может произойти нарушение функции речи.

Записаться на прием к специалисту, без очередей, в удобное время

+7 (495) 641-06-06

Записаться

Записаться на консультацию к неврологу

Опытные специалисты приглашают на прием в неврологическое отделение частного Многопрофильного Медицинского Центра в Москве – «Клиника №1».

Подтвердить гидроцефалию или опровергнуть предварительный диагноз – мы можем абсолютно точно, используя прогрессивные возможности диагностического отделения центра.

После уточнения диагноза пациенту будет назначено лечение, при необходимости – проведена операция по удалению патологического скопления жидкости.

Информация о ценах на первичный и повторный платный прием невролога представлена на нашем сайте. Записаться к специалисту на удобное время можно по телефону или с помощью онлайн формы на нашем сайте.

г. Москва, ул. Краснодарская, дом. 52, корп. 2

+7 (495) 152-33-19

Работаем в будние дни и выходные с 8.00 до 21.00

Цены на консультацию и прием врача невролога

Название услуги Стоимость
Бесплатная консультация врача после МРТ/КТ 0,00
Первичный прием невролога (консультация) 1270,00
Повторная консультация невролога 810,00
Вызов врача на дом 5180,00

Записаться на прием к специалисту, без очередей, в удобное время

+7 (495) 641-06-06

Записаться

Фотографии центра Клиники

Источник: https://www.clinicanomer1.ru/napravleniya/nevrologiya/gidrocefaliya-lechenie.html

От чего зависит форма голова у ребенка: рассказывает эксперт

Что у ребенка в голове

Наш эксперт рассказывает, от чего зависит форма головы у новорожденного.

Очень часто форма головы у ребенка является причиной тревоги и вопросов у родителей: уплощенный затылок, асимметрия черепа, вытянутая голова. Их переживания можно понять. Может ли форма головы стать причиной серьезных проблем в развитии и что нужно делать родителям, чтобы форма головы была правильной?

На этот вопрос «Летидору» ответил Олег Леонкин, переводчик с детского языка на взрослый, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу, муж и отец пятерых детей, ведет свой сайт и блог в «Инстаграме».

Сразу нужно сказать, что в большинстве случаев форма головы не влияет на формирование функций и на развитие ребенка.

Существуют состояния, при которых форма черепа изменена — и это связано с серьезными проблемами. Как правило, такие состояния врачи не пропускают, и мы не будем о них говорить.

Во всех остальных случаях это в большей степени «косметическая» проблема. Форма черепа малыша постепенно изменяется и приходит в норму. Причина тому — особенность строения черепа у новорожденного ребенка.

Кости черепа у младенца мягкие.

Это прихоть природы и необходимость, так как во время прохождения через родовые пути череп сдавливается, и подвижность костей черепа играет большую роль в этом процессе. Для этого у нас при рождении есть все, например, роднички. Все это служит нам добрую службу во время родов, но может принести беспокойство в последующем.

Если ребенок часто находится в одном положении, то форма черепа у него может изменяться, так как происходит длительное давление на кости.

Если ребенок много лежит на спине, у него может уплощаться затылок.

При асимметрии тонуса у ребенка голова может быть повернута в одну сторону, и это тоже приводит к изменению формы черепа. Такое бывает при кривошее. Гематомы после родов также могут привести к изменению формы черепа.

Если у ребенка кривошея, то тут нужно обращаться к специалистам: остеопату или массажисту. В этом случае рекомендуют часто менять позицию ребенка, чтобы он как можно меньше находился в одном положении.

В этом случае я могу дать несколько рекомендаций родителям.

  1. Очень важно часто менять положение ребенка именно днем. Если вы решите заняться этим ночью, то это приведет к тому, что не выспитесь ни вы, ни ребенок.

Ночь — это время для сна, а не для коррекции. Днем вы можете много носить ребенка на руках, и это уже является профилактикой.

Чаще подносите ребенка к тем предметам, которыми он интересуется.

Причем именно той стороной, в которую он с трудом поворачивает голову. Это будет самый эффективный способ.

Помните, что когда ребенок находится у вас на руках, не бывает статики: ведь вы постоянно меняете положение ребенка, и именно так действовать рекомендуют специалисты.

  1. Можно лежать с ребенком на боку. Если ребенок лежит на спине, то укладывайте его в свои руки так, чтобы голова находилось по средней линии — и ребенок смотрел вперед.

Именно зрительная фиксация лучше всего учит ребенка удерживать голову по средней линии.

Динамика, укладки в сочетании с массажем или остеопатическими манипуляциями дают хороший и быстрый результат.

Уплощенный затылок чаще всего бывает у ребенка, когда он лежит часто на спине и опирается на заднюю часть головы. Такое часто бывает при повышенном тонусе мышц спины.

Тогда происходит длительное и мощное давление на кости черепа, и затылок уплощается.

В данном случае рекомендации не отличаются от тех, что были даны выше при кривошее: массаж, остеопат и частая смена положения, которую проще всего обеспечить при ношении ребенка на руках.

Изменение формы черепа не оказывает влияния на развитие ребенка и формирование его мозга. Другое дело — привычка поворачивать голову. Ребенок развивается и учится фиксировать взгляд, а также дотягиваться до игрушек.

Так вот, если он привык смотреть в одну сторону, то, скорее всего, он будет чаще использовать одну руку. У него возникнет привычка все делать с одной стороны. Эта особенность закрепляется в моторике и поведении ребенка. Все сенсорные системы «записывают» этот способ как правильный, и ребенок стремится в привычное положение.

Даже если родители справились с мышечными проблемами у младенца, то это не гарантирует, что он станет поворачивать голову в обе стороны.

Поэтому одновременно с укладками и массажем нужно еще и учить ребенка фиксировать взгляд.

Мало уложить ребенка на валики, важно еще, чтобы он проявил интерес к процессу и был активным.

Тогда через некоторое время он будет самостоятельно менять положение, выбирать разные позы.

Изначально это требует большего внимания со стороны взрослых, но потом дает отличные результаты: ребенок будет переворачиваться в обе стороны, симметрично ползать, ему будет проще осваивать все моторные навыки.

Кстати, родителям не придется переживать об искривлении позвоночника в школьные годы.

Подводя итог, можно сказать, что измененная форма черепа — это симптом. Причину нужно выяснять и предпринимать действия, которые помогут ребенку.

Я рассмотрел только несколько причин, которые приводят к изменению формы черепа, но бывают и другие: рахит, эндокринные проблемы, генетические аномалии, обменные нарушения.

Во всех этих случаях нужно обращаться к врачам, и без медикаментозного сопровождения в большинстве случаев не обойтись. Возможно, понадобится сформировать особую диету для кормящей мамы. И в таких ситуациях я рекомендую прийти на прием к педиатру, который направит к нужному специалисту.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/zdorove/ot-chego-zavisit-forma-golovy-u-rebenka-rasskazyvaet-ekspert.htm

Что делать, если у ребенка болит голова

Что у ребенка в голове

Считается, что у маленьких детей голова не болит. На самом же деле такое мнение сложилось из-за того, что они просто не могут рассказать о своей боли. О причинах детских головных болей мы поговорили с врачом-педиатром клиники “Борис” Константином Елиневским.

У кого болит голова

Головные боли случаются у детей любого возраста. У детей школьного возраста головные боли случаются чаще, чем у детей младшего возраста, и связано это с большой физической и умственной нагрузкой.

Причины головных болей у младенцев

У детей грудного возраста голова болит в связи с процессом адаптации к условиям внешней среды, к новому миру. Черепная коробка ребенка еще нежная, эластичная, поэтому адаптационные процессы могут провоцировать перепады внутричерепного давления. Особенно повышается внутричерепное давление, если у младенца гидроцефальный синдром.

От простого к сложному

Вот основные причины, по которым у ребенка может болеть голова, в порядке возрастания сложности проблемы:

Переутомление. У современных школьников большие нагрузки, поэтому при накоплении усталости и напряжения может болеть голова. Как правило, такие головные боли снимаются отдыхом, прогулками на свежем воздухе, полноценным питанием.

Кислородное голодание. Бывает, когда ребенок долго находится в душном непроветриваемом помещении.

Погрешности питания. Особенно страдают головными болями дети, у которых в рационе присутствуют колбаса или мясные продукты промышленного производства.

Там содержатся нитриты, которые являются сосудоактивными веществами, воздействующими на сосуды головного мозга.
Глистные инвазии – аскариды, лямблии и т.д.

Продукты жизнедеятельности они выбрасывают в организм, они всасываются в кровь и токсически воздействуют на нервную систему и головной мозг.

Любые виды респираторных вирусных инфекций. Механизм возникновения болей тот же, что и при глистных инвазиях, только вместо глистов токсины выбрасываются вирусами.

Повышение температуры тела при РВИ выше 38 градусов.

Заболевания лор-органов: отиты, синуситы, гаймориты, этмоидиты. При этом головные боли у детей явно выражены.

Мигрень. О наличии этого заболевания нужно задуматься, если у ребенка интенсивные головные боли в лобной части головы, и они плохо снимаются обезболивающими препаратами. При мигрени хорошо помогает сон, отдых, нахождение в темной комнате.

Метеочувствительность.

Гормональные изменения в период полового созревания. Чаще головные боли встречаются у девочек-подростков, и связаны они с наступлением менструального синдрома.

Морфофункциональные диспропорции, когда рост костей и суставов опережает рост сосудов. Это встречается у детей, которые растут скачками. В таком случае сосуды истончаются, и головной мозг и другие органы системы не получают достаточного объема крови.

Аневризмы сосудов. Это нарушения работы сосудистой системы, при котором кровеносные сосуды расширяются и истончаются.

Травмы. К примеру, перенесенное в раннем возрасте незначительное сотрясение мозга при получении недостаточной медицинской помощи через 1,5-2 года может давать о себе знать постоянными головными болями.

Менингиты, энцефалиты, нейроинфекции – заболевания, вызывающие воспаление тканей головного мозга. Как правило, сопровождаются повышением температуры тела, помутнением или полной потерей сознания, тошнотой, рвотой.

Органическая причина: опухоли головного или спинного мозга. К счастью, это встречается довольно редко.

Когда к врачу

Нет такого ребенка, который несколько раз в жизни не пожаловался бы на головные боли. Поэтому, если ситуации с головными болями редкие и боль имеет слабую интенсивность, не стоит беспокоиться и вести ребенка к врачу.

Если боли возникают достаточно часто и периодично, это уже повод обратиться к врачу для выявления причины. Педиатр может рекомендовать консультацию невролога.

В зависимости от предполагаемой причины невролог может назначить дополнительные исследования: электроэнцефалограмму, реоэнцефалограмму, компьютерную томограмму.

После травм головы желательно некоторое время наблюдаться у нейрохирурга, а уже потом  нейрохирург передаст ребенка под наблюдение неврологу.

Если у ребенка на фоне головной боли повышается температура до 39-40 градусов, если она сопровождается тошнотой, неукротимой рвотой, потерей сознания, судорогами, это свидетельствует о каком-то остром состоянии, когда нужно обязательно обратиться к врачу за неотложной помощью.

Как снять боль

Если боль слабоинтенсивная, неярко выраженная, никаких обезболивающих препаратов не нужно. Напоите ребенка теплым сладким чаем, дайте отдохнуть, погуляйте с ним на свежем воздухе. Следует также убрать раздражающие факторы: телевизор, компьютер.

Если боль возникла впервые или ребенок жалуется на головные боли редко и нерегулярно, при этом нет повышения температуры, рвоты, затуманивания сознания, можно дать ребенку парацетамолсодержащий или ибупрофенсодержащий препарат. Но если головная боль после этого не прошла – это повод обратиться к врачу.

К кому обращаться

Как правило, дети до года обследуются педиатром, окулистом, ортопедом и неврологом, даже если у родителей нет никаких претензий. Если же ребенок беспричинно плачет, при этом он сухой, не мерзнет, его больше ничего не раздражает, то нужно показать ребенка неврологу раньше срока.

Как правило, рекомендации, как справиться с головными болями, дают педиатр, невролог и окулист. Если у ребенка постарше обнаружены глистные инвазии, то лечение может назначить гастроэнтеролог.

Но для начала все равно лучше исключить неврологические проблемы, показавшись педиатру и неврологу.

Самая первая профилактика головных болей – это соблюдение режима нагрузок и отдыха. Нагрузка на нервную систему ребенка должна быть дозированной и чередоваться с хорошим отдыхом, прогулками на свежем воздухе.

Если же ребенка постоянно нагружать в школе и на различных кружках и секциях, он не станет от этого ни умнее, ни продуктивнее.

Напротив, это в конечном итоге может привести к нарушениям психики и центральной нервной системы.

Татьяна Корякина

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/chto-delat-esli-u-rebenka-bolit-golova.html

Для родителей
Добавить комментарий