Что видит грудничок?

Компетентность младенца

Что видит грудничок?

Какова компетентность младенца в отношении окружающего мира, как малыш воспринимает и понимает окружающее?

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что за последние десятилетия наука открыла множество поистине уникальных возможностей и способностей младенца, о которых в начале ХХ века еще никто и не подозревал.

Так, наблюдения психологов опровергли существующее мнение, будто в первые дни жизни младенцы спят все двадцать четыре часа в сутки. Оказалось, что они бодрствуют небольшие промежутки времени, в совокупности достигающие иногда нескольких часов.

Это обстоятельство позволило провести уникальные исследования, которые помогли понять, каким видит окружающий мир новорожденный.

Чем оснащеннее в техническом отношении становились исследовательские методики, тем сенсационнее выглядели полученные факты.

Прежде всего, было опровергнуто представление о том, что новорожденный видит все “вверх ногами”, не различает отдельных предметов, а воспринимает их как нагромождение разноцветных пятен. Напротив, стало ясно, что зрительный аппарат новорожденного при всем своем несовершенстве позволяет адекватно воспринимать окружающее в трехмерном пространстве и даже различать форму зрительных стимулов.

Бесспорно, восприятие новорожденного отличается своеобразием. Дело в том, что в первые три месяца жизни глаза ребенка имеют фиксированное фокусное расстояние. Только объекты, находящиеся на расстоянии 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе.

Интересно, что такое фиксированное фокусное расстояние совпадает со средней удаленностью лица матери, когда она держит младенца на руках.

И хотя удаленные объекты имеют для ребенка неясные очертания, наиболее важные социальные объекты могут восприниматься им отчетливо с самого момента рождения.

Избирательность отношения младенца к миру подвергалась тщательному изучению в опытах американского психолога Р. Фанца. Он установил, что впервые недели жизни младенец проявляет неодинаковое отношение к зрительным стимулам.

С помощью специальной аппаратуры, позволяющей регистрировать локализацию и длительность фиксации зрачка, было показано, что новорожденные 5-7 дней от роду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы.

Но именно эти компоненты (сложная форма, объем, движение) сочетаются во внешности человека, следовательно, готовность ребенка к восприятию человека биологически обусловлена. Получено и прямые свидетельства предпочтения восприятия человеческого лица всем прочим конфигурациям.

Некоторые исследователи полагают, что младенцы имеют врожденную схему “лица”. Это подтверждают сообщения о том, что даже новорожденные предпочитают смотреть на стимулы, похожие на лицо, а не на рисунки, состоящие из перемешанных частей лица.

Где-то между 2 и 3 месяцами младенцы начинают реагировать на лица как на значимые конфигурации. Теперь они улыбаются знакомым лицам, как будто узнают их. Трехмесячные дети легко могут отличить лицо своей матери от лиц других женщин, даже очень похожих на мать.

Ребенок 4-5 месяцев уже различает родных, знакомых и незнакомых взрослых.

Известно, что дети младше 4-месячного возраста хорошо различают четыре основных цвета: синий, зеленый, желтый и красный. Кроме того движения глаз новорожденного близки к таковым у взрослого человека.

Новорожденные легко различают край зрительно воспринимаемого объекта и могут направлять свой взгляд в его центральную область, если заметят там какое-то движение.

Таким образом, дети разглядывают преимущественно выделяющиеся части объектов, что также помогает им воспринимать лицо матери.

Не менее важны и интересны сведения, касающиеся слуха новорожденных. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи.

И самое удивительное – они предпочитают осмысленную связную речь произвольному набору слогов. А прослушивание собственного голоса, записанного на пленку, способно их успокоить, даже если они только что неудержимо плакали.

Современные исследования показывают, что новорожденные способны отличать голос матери от других женщин, а это значит, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца еще внутриутробно.

Подтверждением этому служит эксперимент, в котором в течение последней трети беременности будущая мама читала вслух одну и ту же книгу рассказов, и ребенок еще до рождения мог многократно “слышать” рассказ в ее исполнении.

Затем, в первый день после рождения, младенцу давали прослушать через наушники запись того же рассказа в исполнении матери или незнакомого голоса.

Во время прослушивания ребенок сосал соску, и ритм сосания быстрее приспосабливался к восприятию голоса матери, чем к незнакомому младенцу голосу. Следовательно, предпочтение материнского голоса формируется еще до рождения.

Развитие обоняния и вкуса младенца с первых дней жизни обеспечивают ему адекватную ориентацию в окружающем мире. Так, новорожденные демонстрируют отвращение к кислому, как и многие взрослые. Они морщатся и выражают “возмущение”.

Младенцы могут также определить, что жидкость сладкая, и выразить удовольствие. Новорожденные младенцы проявляют отвращение и удовольствие и когда они ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоколада).

Удивительно, что дети реагируют таким образом уже в первые часы своей жизни, еще до реального опыта получения пищи.

Исследования показали, что новорожденные распознают запах материнского молока, начиная с 6-дневного возраста.

В опыте с одной стороны от головы ребенка помещали мягкую салфетку, которую перед этим использовала мать для вытирания своего грудного молока, а с другой – салфетку, которой пользовалась посторонняя кормящая женщина.

Младенцы поворачивали голову в сторону материнской салфетки. Они предпочитали знакомый запах, который быстро научились распознавать, буквально в первые дни жизни.

Открытие ранее неизвестных возможностей младенца позволило выдвинуть гипотезу относительно восприятия им своего окружения: сначала ребенок воспринимает отдельные качества предметов, а затем они объединяются, создавая более сложный образ мира. Однако нарастающий поток исследований и новых фактов поставил под сомнение и это предположение.

В частности выяснилось, что у младенца есть примитивное единство сведений, поступающих от различных органов чувств, которые, по-видимому, определяются структурными особенностями нервной системы. Так, зрительная информация одновременно содержит сведения о тактильных свойствах.

Иными словами, зрение с самого начала позволяет оценивать, например, твердость предмета.

Психологи выявили также наличие врожденной пространственной координации зрения и слуха, так что слуховая система подключена к поиску видимого объекта.

Поэтому младенцы способны определить местоположение человека, если слышит его голос буквально с первых дней жизни.

В возрасте 4 месяцев они могут обнаружить синхронность между мимикой лица и голосом, а также способны установить, какому лицу какой голос принадлежит, по крайней мере при общении с очень близкими людьми – мамой и папой.

Уже в первом полугодии жизни младенцы могут находить сходство между явлениями из разных областей восприятия: видение и слышание, видение и осязание.

Шестимесячным малышам давали соски разной формы: гладкую и шишковатую. Ребенок не видел свою соску. Затем пустышку забирали и показывали малышу обе соски одновременно.

Удивительно, но ребенок дольше разглядывал именно ту из них, которую только что сосал.

Приведенный факт позволяет предположить, что у малыша, пока он сосал пустышку, сложился ее обобщенный образ, с помощью которого он потом, глядя на две соски, выбрал нужную.

Способность младенца к построению обобщенного образа, но уже в сфере видения и слышания, можно проиллюстрировать следующим образом.

Младенцам давали прослушать отрывистые или протяжные звуки, а потом им показывали изображения коротких, прерывистых, а также протяженных линий.

Выяснилось, что те младенцы, которые слушали отрывистые звуки, дольше смотрели на прерывистые линии, а те, что слушали протяжные звуки, больше интересовались сплошными, протяженными линиями.

Столь удивительные возможности ребенка психологи рассматривают как способность к мыслительным операциям типа моделирования. Моделирование – очень рано проявляющаяся способность младенца распознавать в явлениях сходные свойства, обобщая их в схемах.

В 2-3 месяца младенец способен соотносить воспринимаемые им явления с накопленным опытом.

Обычно он проявляет повышенный интерес к тем явлениям, которые несколько отличаются от уже известных ему, уделяя меньше внимания хорошо знакомым или совершенно новым.

Чаще всего отличающиеся явления возбуждают у малышей внимание, оживление, улыбку, так как детям удается соотнести свое впечатление о событиях и предметах с уже существующими образами. Но иногда отличие нового от известного может вызвать тревогу или даже огорчение.

Так, например, 3-4-месячный малыш, у мамы которого светлые волосы и голубые глаза, может улыбаться похожей на нее светловолосой женщине, но, скорее всего, насторожится, а то и испугается при виде темноглазой и темноволосой.

Ребенок 7-ми месяцев будет с удивлением разглядывать маму в новой шляпе и может расплакаться, если ее вид покажется ему слишком необычным и он не сможет соотнести новые впечатления с имеющимся у него обобщенным образом мамы.

Вообще в повседневной жизни легко пронаблюдать “мыслительную” работу младенца. Хорошим внешним показателем, отражающим внутренние процессы сличения новых впечатлений с уже имеющимися моделями, может быть сосание соски-пустышки. Мама собирает 4-месячного малыша на прогулку.

Готовая к отправлению коляска с ребенком стоит в коридоре. Малыш сосет пустышку и смотрит по сторонам.

Если в это время в коридоре включить свет (при условии, что малышу виден источник света), а затем качнуть абажур, вы заметите, как сосание прекратиться, малыш замрет, сосредоточенно уставится на лампу. Через некоторое время сосание возобновится.

Аналогичные наблюдения за изменением сосания вы можете сделать, подбрасывая и ловя в поле зрения яркий воздушный шар, надевая и снимая пеструю косынку, показывая ему раскрашенную картинку в разных положениях.

Во всех случаях во время замирания, сосредоточения малыша происходит сличение слегка изменившегося облика воспринимаемого объекта с имеющимся обобщенным образом.

По-видимому, построение моделей, обобщенных образов предметов – одна из важнейших характеристик того, как младенец воспринимает окружающий его мир. Другая важная характеристика – целостная картина мира, не мозаичное восприятие отдельных свойств и качеств объектов, а изначально целостный образ внешней среды, синтезирующий и обобщающий зрительную, слуховую, осязательную информацию.

При общих закономерностях отношение каждого ребенка к окружающему сугубо индивидуально.

Психологи констатировали очень ранние и устойчивые индивидуальные различия младенцев по подвижности и объему внимания, порогам чувствительности и степени отвлекаемости.

Дети реагируют на одно и то же впечатление по-своему. Причины различий пока еще полностью не выяснены, но они несомненно проявляются в реакциях детей на обращения взрослого.

Итак, взрослые при уходе за младенцем имеют дело не с представителем органической природы, который ничего не знает и не умеет, развиваясь как растение при хорошем садовнике, а с существом гораздо более сложным, внутренне организованным, одаренным природной активностью и имеющим свои предпочтения.

Поведение даже очень маленьких детей показывает, что они не просто пассивно подвергаются стимуляции со стороны окружающего мира, но активно ищут то, что достойно их внимания. А наиболее интересным и полезным “объектом” для малыша, конечно же является другой человек!

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36559.php

Новорожденный ребенок: первые дни и недели

Что видит грудничок?

Только что родившийся младенец совершенно не похож на упитанных, румяных и улыбающихся детей с журнальных обложек.

Он и выглядит, и ведет себя совсем не так, как двух-трехмесячные малыши, так что нередко молодые родители растеряны: неужели этот сморщенных красный человечек – их ребенок? Да, именно так и выглядят новорожденные дети.

Но за первый месяц в жизни младенца произойдет так много важных событий, что уже совсем скоро мама и папа не узнают своего малыша.

Первый день

Только что родившийся малыш немного похож на инопланетянина: у него непропорционально большая голова и маленькое тельце. Его ручки и ножки выгнуты под нехарактерным для человека углом. Кажется, что даже взять на руки такого малыша сложно – такой он маленький и беззащитный.

На кого из семьи похож новорожденный, тоже пока сказать тяжело – лицо у него еще отекшее: опухшие веки скрывают непропорционально огромные щелочки глаз, так что в первый день жизни он если на кого и похож, так это на бурундучка.

Носик малыша уплощен, подбородок немного вдавлен, вообще, в лице может быть некоторая асимметричность. Происходит это потому, что младенец шел головой вперед и лицо от этого, естественно, отекает. В течение первого дня жизни опухоль постепенно спадает, лицевые кости становятся на место, черты лица меняются к лучшему.

Иногда на лбу, переносице или затылке малыша есть пятна розовато-красноватого цвета с синюшным оттенком, немного приподнятые над поверхностью кожи. Они бывают очень большого размера, особенно затылочные. Когда ребенок кричит или тужится, эти пятнышки проступают ярче.

Все это пугает молодых мам, и это понятно: какие-то красные пятна, да еще и на лице! Но это совершенно типичное явление для только что родившегося малыша, и называются эти пятна телеангиэктазия – стойкое расширение поверхностных сосудов кожи и слизистых оболочек.

Они вполне безобидны и проходят сами по себе в течение первого-второго месяцев жизни. Кстати, в народе их называют «пятна аиста»: если представить, что аист держал голову ребенка, то следы от клюва как раз будут расположены на переносице и затылке.

Новорожденный выглядит и ведет себя совсем не так, как двух-трехмесячные малыши, так что нередко молодые родители растеряны: неужели этот сморщенный красный человечек – их ребенок? С 9–11-го дня ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3-й и 5-й неделями жизни

Уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10-й день жизни – более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях

Голова новорожденного тоже не такая гладкая и круглая, как на рекламных картинках, она вообще может быть самой разной формы – вытянутая, приплюснутая или округлая.

Так придумала мать-природа – чтобы голова в родах не страдала от сильного давления, кости черепа у ребенка соединены неплотно, и когда он проходит через родовые пути, они могут смещаться (ну чтобы на голову не давило ничего ненужного и она не пострадала).

Если потрогать голову малыша, то даже можно отчетливо различить выступы, образовавшиеся в результате частичного наложения костей черепа при сдавливании во время родов. Но буквально через несколько дней голова здорового ребенка принимает округлую форму.

Если потрогать макушку младенца, то можно нащупать какой-то мягкий участок и почувствовать, как он пульсирует под рукой. «Что это? – думают родители.

– Дырка в голове? Нет, это так называемый родничок, как раз тот участок в черепе, где кости соединены неплотно и под ними находится пока что соединительная мембрана. Второе мягкое пятно расположено на теменной области головы, ближе к ее задней части.

Эти участки можно трогать и мыть без опасения, ничего с головой ребенка не случится. По мере роста костей черепа родничок уменьшается, и к году на его месте уже будет настоящая твердая костная ткань.

Кожа малыша сразу после родов покрыта беловатым липким веществом. Это так называемая первородная смазка, которая защищает кожу ребенка во время внутриутробной жизни от воздействия околоплодных вод и облегчает ему прохождение через родовой канал во время родов. Всю ее мама обычно и не видит, потому что смазку сразу удаляют еще в родзале.

А вот какие-то ее остатки могут находиться в складках кожи, за ушами и в области наружных половых органов у девочек. Так вот ее надо будет удалить дома самостоятельно, ватным диском (тампоном), смоченным любым детским маслом. Иначе в складках смазка будет преть и в ней начнут размножаться разные микроорганизмы.

Некоторые дети рождаются немного мохнатенькими – на их спинке, плечиках, щечках и некоторых других частях тела растут нежные волоски, которые называются лануго. Иногда такой покров выглядит густым, как шерстка, и кажется, что ребенок так и останется на всю жизнь мохнатым. Нет, лануго исчезнет небыстро, но практически уже к трем месяцам его не будет.

Вообще, кожа новорожденных в первый день выглядит по-разному. Сразу после рождения она синюшная, а уже через несколько часов становится ярко-красной. У крупных младенцев кожа может быть гладкой, хорошо наполненной, толстой. У детей поменьше она немного сморщенная. Есть малыши с очень тонкой кожей, сквозь нее даже просвечивают кровеносные сосуды.

Так как ручки и ножки – конечные пункты доставки крови, в первые несколько часов или дней они будут холодными и голубоватыми. Что касается количества волос, оно бывает разным: от полного отсутствия до роскошной шевелюры.

В общем, если посмотреть на среднестатистического новорожденного – прилетел он к нам с другой планеты, да и только: голова большая и странной формы, тельце худенькое и маленькое, ручки-ножки тоже худенькие.

Сам красный, а местами даже синенький. Кожа тонкая и просвечивает. Лицо тоже как-то мало похоже на человеческое, а некоторые дети еще и мохнатые! Есть чему удивиться молодым родителям.

Но это только первый день, надо немного подождать, и скоро ребенок изменится.

Первая неделя

В первую неделю малыш начнет меняться особенно сильно – он значительно похорошеет: спадет отек лица, шире раскроются глазки, форма головы станет более привычной для глаз. Но вот приятных округлостей и милых младенческих складочек пока еще не будет.

И вообще, в это время и так худой новорожденный похудеет еще больше. Такое «похудение» – естественный процесс, так называемая физиологическая убыль веса.

Вес снижается потому, что сразу после рождения ребенок через кожу теряет часть воды, усыхает его пуповинный остаток, выделяется меконий (первый кал) и моча, а также потому, что младенец пока получает от матери небольшое количество молока.

Максимальная потеря веса обычно происходит к третьему-пятому дню и в норме составляет не более 6–8% массы тела при рождении. В это время мама и малыш обычно выписываются из роддома, но волноваться не надо. Уже к седьмому-десятому дню жизни здоровый кроха восстановит свои прежние параметры.

Кстати, еще в первую неделю (обычно в первые дни) отпадет пуповинный остаток и на его месте останется пупочная ранка. У кого-то она заживет очень быстро – за 8–10 дней, но может заживать и дольше (до трех недель).

Второе, что поменяется у малыша за первые семь дней, это состояние его кожи. Красный цвет кожи (врачи называют ее «простая эритема») наиболее яркий на вторые сутки после рождения, полностью исчезнет в конце первой недели жизни. И кожа станет привычного нам бледно-розового цвета.

Только родители немного успокоятся по поводу кожи, как их ждут новые изменения: на третий-пятый день жизни кожа может начать шелушиться, особенно на животе и груди. Что это? Ребенку чего-то не хватает? Нет, нормальное явление: так кожа адаптируется к новой жизни (не водной, а воздушной).

Длится такое шелушение примерно неделю и проходит само, но места шелушения можно смазывать увлажняющим детским кремом или косметическим молочком.

Но это еще не все, что может произойти с кожей: не часто, но бывает, что у детей в первую неделю жизни появляется так называемая токсическая эритема – пятнистая сыпь с серовато-желтыми уплотнениями в центре. Сыпь располагается чаще всего на разгибательных поверхностях ручек и ножек вокруг суставов, на груди.

«Ветрянка, краснуха, какая-то заразная болезнь?» – думают мамы и папы. Нет, тоже адаптация кожи к новой жизни. Самочувствие малышей при этом не нарушено, температура тела нормальная. В течение одного-трех дней могут появляться новые высыпания, через два-три дня сыпь сама исчезает.

Ко всему прочему на вторые-третьи сутки жизни у 60–70% детей кожа желтеет, максимум желтизны бывает на третий-четвертый день, а к концу первой недели она исчезает. Так проявляется физиологическая желтуха новорожденного – состояние, при котором в организме младенца увеличивается количество желчного пигмента, билирубина.

У кого-то желтуха будет похожа на легкий и приятный загар (родители могут ее и не заметить), а у кого-то малыш станет конкретно желтым. Это совершенно нормальное явление для здорового ребенка. Очень быстро уровень билирубина приходит в норму и цвет кожи опять становится обычным.

А вот если желтуха не исчезает или ребенок ну очень уж желтый, надо обратиться к врачу.

В первые один-два дня у всех новорожденных детей отходит первородный стул (меконий) – густая вязкая масса темно-зеленого цвета.

На третий-четвертый день жизни появляется переходный стул – комочки, слизь, участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми и желтыми.

Нет, это не кишечное расстройство, просто желудочно-кишечный тракт настраивается (переходит) на свою работу. К концу первой недели жизни стул у большинства становится похожим на желтую кашицу, таким он и будет дальше.

Нечастое явление, но о нем надо сказать тоже. У некоторых детей на третий-четвертый день жизни нагрубают молочные железы (и у девочек, и у мальчиков). Максимально они увеличиваются к седьмому-восьмому дню, из них даже может появиться жидкое отделяемое. У некоторых девочек в течение первого дня иногда бывают очень скудные кровяные выделения из влагалища.

Это так называемый гормональный криз – он возникает из-за действия материнских гормонов – эстрогенов (они проникают во время родов через плаценту). На пике действия эстрогенов признаки гормонального криза максимальны, потом гормоны выводятся из организма и симптомы постепенно исчезают.

Поэтому прикладывать к груди капустный лист, делать компрессы с камфарой или чем-то еще не надо: все пройдет само.

Первый месяц

После первой недели жизни малыш начнет усиленно набирать вес. Он должен прибавить за первый месяц минимум 600 г, ну а некоторые богатыри прибавляют по 1000 г.

Понятно, что с прибавкой в весе вид новорожденного будет меняться в лучшую сторону: сам ребенок заметно округлится, кожа сначала еще будет сухой, но постепенно она станет более гладкой и плотной. Но все равно малыш еще будет далек от подрощенного младенца.

Начнем с того, что весь первый месяц жизни ребенок в основном спит и ест, а вот бодрствовать он будет совсем недолго. Никаких осмысленных действий и движений в это время у ребенка тоже пока нет. Так что погремушки и прочие развлечения отложите в сторону, они пока не нужны.

Вообще движения ребенка могут немного пугать мам и пап. Например, родители заметят, что у младенца все время напряжены ручки и ножки. Это выглядит так: ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки.

Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах. Это гипертонус – повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.

К 3,5–4 месяцам физиологический гипертонус ослабнет, движения станут более слаженными, кисть откроется. Еще будет видно, что новорожденный постоянно совершает какие-то движения, причем очень хаотичные.

Это тоже норма, ведь у ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни.

А что со зрением и слухом? Цвет глаз у детей практически всегда голубой, потому что в радужке нет меланина – естественного пигмента организма. К полугоду меланин начинает вырабатываться, и у малыша устанавливается постоянный цвет глаз.

У некоторых детей, особенно со смуглой кожей, глаза светло-коричневые с самого рождения. Зрение новорожденного пока что еще неполноценно. Нет четкости, ребенок не способен концентрировать взгляд, иногда можно заметить подергивание глазных яблок из стороны в сторону (нистагм).

Поэтому смысла в мобиле (карусели) над кроваткой нет, он понадобится позже – со 2-го месяца. Чем еще малыш может удивить маму, так это косоглазием. Врачи объясняют его слабостью отводящей мышцы глаза, хорошо, что к 6 месяцам косоглазие проходит само по себе.

Все это нормальные явления для новорожденного, которые возникают из-за незрелости его органов. Интересно, что слезы у крохи появляются с 3–4-й недели жизни.

Многие молодые родители как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного.

На самом деле в первые несколько дней после рождения ребенок еще не очень хорошо слышит. Примерно в середине 2-й недели жизни он начнет реагировать на громкий резкий звук – будет вздрагивать или мигать.

И только к 3-й неделе малыш придает шумам внешней среды гораздо большее значение.

Зато вот чем порадует родителей их ребенок, так это улыбкой – она появляется в первые две-три недели жизни. Улыбка значит, что малыш радуется и хочет общаться. Где-то в это же время, лежа на животе, кроха начнет поворачивать в сторону голову, потом он попытается слегка приподнять ее. Все это первые и очень важные достижения малыша.

Это лишь немногие основные изменения, которые происходят с ребенком в первый месяц жизни. Другие родителям незаметны и не так уж и важны, на них будет обращать внимание доктор.

Тем более что почти сразу же малыш станет для мамы и папы самым-самым лучшим и главным человеком на свете.

И будет не так уж и важно, когда он начнет походить на рекламного младенца, главное, что он похож на свою семью!

Памятка для родителей

  1. Только что родившийся малыш немного похож на инопланетянина: у него непропорционально большая голова и маленькое тельце. Его ручки и ножки выгнуты под нехарактерным для человека углом.
  2. Голова новорожденного может быть самой разной формы, ведь его кости подвижны и смещаются, когда он проходит через родовой канал.
  3. В первую неделю малыш начнет меняться особенно сильно – он значительно похорошеет: спадет отек лица, шире раскроются глазки, форма головы станет более привычной для глаз
  4. Весь первый месяц жизни ребенок в основном спит и ест, а вот бодрствовать он будет совсем недолго. Никаких осмысленных действий и движений в это время у ребенка тоже пока нет

Источник: https://www.roddoma.ru/lib/novorozhdennyj-rebenok/

Мир глазами младенца: что и как видят малыши

Что видит грудничок?

  • RUS TVNET
  • Красотка
  • Дом & Семья
  • Мир глазами младенца: что и как видят малыши

ФОТО: Flickr/by shanntastic

Многих родителей интересует, что именно видит их новорожденный малыш? И если видит, то как: четко или расплывчато, нормально или вверх ногами?

Взрослый человек почти 80% информации получает благодаря зрению. Новорожденный в этом плане ничуть не отстает, кроме того – внимательно смотря на мир, он развивается физически, умственно и эмоционально.

Мамы стараются ловить взгляд новорожденного, им интересно знать, как развиваются его глазки, когда он начинает различать лица, и, самое главное, почему им все время кажется, что ребенок немного косит…

На все эти вопросы ответил детский офтальмолог, академик АМТН РФ, доктор медицинских наук, руководитель детских глазных клиник Игорь Эрикович Азнаурян.

– Когда новорожденный начинает что-то видеть?

– Если малыш родился в срок и его глазная система сформирована правильно, как и та часть головного мозга, которая отвечает за работу зрительных анализаторов, то он видит сразу после рождения. Конечно,

только что родившийся ребенок видит откровенно плохо – не больше 4-5% от того, что способен лицезреть взрослый человек с хорошим зрением.

Зрительная система – самая сложная в организме. Об этом свидетельствует тот факт, что 40% активности мозга приходится на управление зрительной системой (и у взрослых, и у новорожденных).

Если сравнивать зрительную систему с компьютером, то глаза у нас – видеокамеры, а вот серверы, видеокарты и монитор находятся в головном мозге. Зрительная система начинает работать тогда, когда в мозг начинают поступать импульсы, т. е. с первого момента, как новорожденный открыл глаза.

– А что именно ребенок видит?

– Как я уже сказал, 4-5% зрения дают возможность малышу видеть все предметы очень нечетко, как бы в тумане, причем крупные предметы выделяются на общем фоне. Первые два-три месяца ребенок видит те объекты, которые находятся рядом – на расстоянии не больше 20-25 см. Поэтому

лицо мамы в момент кормления, которое находится как раз в области видимости, запоминается очень быстро.

Хотя кроха узнает ее прежде всего по запаху, по звуку биения сердца, по той чувствительности, которые во взрослом состоянии теряются безвозвратно.

ФОТО: Flickr/by austinevan

К концу первого месяца жизни малыш видит немного дальше – на расстоянии 30 см, он умеет следить за предметом, различать силуэты, причем на расстоянии до 1 метра. В полтора месяца ребенок отличает круглые объемные предметы, например, шар. К трем месяцам он способен уже узнавать лицо не только мамы, но и тех, кто находится с ним в постоянном контакте – папы, бабушки, няни.

К четырем месяцам малыш различает движущиеся игрушки, к шести начинает четко видеть мелкие предметы, а

к одному году он видит почти как взрослый человек, хотя зрение развивается еще несколько лет, примерно до 3-4 лет.

В самую первую неделю жизни ребенок не может останавливать взгляд на предмете более чем на 3-4 секунды, через четыре месяца его взгляд уже уверенно фокусируется на чем-то, что его заинтересовало. А вот картинку в целом он не воспринимает примерно до 1 года.

– А когда малыш начинает различать цвета?

– Поначалу он не воспринимает одинаково яркие цвета, это умение придет к 2,5 месяца. Основные цвета ребенок различает примерно к пятому месяцу жизни. Оттенки – гораздо позже.

– Надо ли налаживать с ребенком зрительный контакт?

– Конечно! Ваша мимика и улыбка очень помогут в этом. Лучше всего, как говорилось выше, если ваше лицо находится на расстоянии не более 20-25 см от глаз ребенка. Ну и поговорите с крохой – негромко, спокойно, с ласковой интонацией.

ФОТО: Flickr/by shanntastic

– Безусловно, на маму – ее лицо самое прекрасное для него. А также на игрушки ярких цветов, особенно на черно-белые геометрические узоры, фигуры. Если близкие ему взрослые резко меняют внешний облик, он может отвернуться и даже расплакаться.

На что нужно обратить внимание родителям, чтобы не пропустить признаки болезней глаз?

– Я не буду говорить о банальных случаях конъюнктивита. Но надо внимательно отнестись к возможным проблемам со зрением в том случае, если малыш в группе риска: он родился недоношенным или у него отягощена наследственность, т. е. если кто-то из родителей или оба сразу имеют близорукость, косоглазие, дальнозоркость, астигматизм.

Но даже если родители в плане зрения здоровы, если ребенок ведет себя неадекватно, стоит насторожиться:

когда, например, вы вошли в комнату и включили свет, а не спящий малыш, вместо того чтобы дернуться и зажмуриться, лежит спокойно, не реагируя вспышку.

Или если он в 1-1,5 месяца не видит маму, которая отошла от него на расстояние около метра, и плачет. Если глазки начинают «бегать», малыш не может сфокусировать взгляд на чем-то одном.

– Бытует мнение, что все дети рождаются с косоглазием, а потом это проходит.

– Ничего подобного! Просто у новорожденных глаза близко посажены, плюс широкая переносица, т. е. лицевой скелет еще не сформирован. Со временем, к шести месяцам, все выправляется, и создается впечатление, что косоглазие ушло. А вот

если у малыша один глаз смотрит прямо, а второй «уходит» вверх, вниз, право или влево, то это реальное косоглазие, и надо идти к врачу.

– Нужен именно детский офтальмолог?

– Да, обязательно. У нас, к сожалению, таких специалистов очень мало. А зря – ведь врач должен учитывать все нюансы детского организма, знать по месяцам этапы развития и быть опытным именно в работе с детьми.

Источник: https://rus.tvnet.lv/5158982/mir-glazami-mladenca-chto-i-kak-vidyat-malyshi

Близкие родители — самые четкие

Что видит грудничок?

Ученые много лет задаются вопросом, как видят окружающий мир новорожденные дети.

В обществе на эту тему возникло огромное количество мифов: одни считают, что младенцы различают лишь черный и белый цвета, другие — что груднички воспринимают предметы вокруг них в перевернутом виде.

На самом деле глаза новорожденных похожи по структуре на глаза взрослого, однако острота зрения у малышей снижена.

Для жизнеспособности и благополучия потомков важно, в каком возрасте их родил отец, выяснили российские исследователи вместе со своими британскими… →

При этом, как выяснили исследователи из Норвегии и Швеции, груднички уже через два-три дня после рождения способны воспринимать лица, а также эмоции людей, склоняющихся над ними на расстоянии 30 см. Если расстояние увеличивается до 60 см, визуальный образ становится уже слишком размытым, и младенцы не могут различать лица и эмоции.

Исследование заполняет пробел в понимании визуального восприятия младенцев, что являлось загадкой на протяжении нескольких десятилетий. Работа скандинавских ученых также помогает объяснить, как дети могут имитировать мимику взрослых в первые дни своей жизни, задолго до того, как их зрение становится достаточно развитым. С текстом исследования можно ознакомиться в Journal of Vision.

«Раньше, когда исследователи пытались понять, что видит новорожденный, они использовали фотографии. Однако реальный мир динамичен. Поэтому мы использовали изображения в движении», — рассказывает профессор Свен Магнуссен, один из авторов исследования.

В начале своей карьеры Магнуссен провел исследование зрительного восприятия человека. Однажды, около 15 лет назад, он обсуждал со своими коллегами, действительно ли новорожденные способны воспринимать выражения лиц окружающих людей. Исследователи пришли к выводу, что, если дети распознают и имитируют мимику, все дело в движении лиц.

«В те времена у нас не было ни оборудования, ни технической компетенции, чтобы проверить нашу идею. Мы снова вернулись к ней только год назад. Таким образом, наши результаты основаны на старой идее, которую никто не проверял», — пояснил Магнуссен.

Будущий темперамент ребенка можно определить уже сразу после его рождения, выяснили ученые. Отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает о том… →

В рамках исследования ученые сделали видеосъемку мужского и женского лиц, чьи выражения медленно менялись, а после исключили из видеоряда эмоции, недоступные для понимания младенцев.

Затем ученые показали видео 42 взрослым участникам эксперимента, среди которых было 33 женщины. Возраст участников эксперимента был от 20 до 43 лет.

Идея ученых заключалась в том, что, если взрослые не могут определить выражение лица, то, безусловно, новорожденные также будут не в состоянии это сделать.

Исследователи отобрали четыре вида эмоций: безразличие, счастье, злость и удивление.

Для эксперимента ученые специально размыли видеоизображения, приблизив их к тому, что видят младенцы. «Мы использовали рисунки, сделанные из черных и белых полос.

Выбрав определенную ширину и частоту полос, можно получить серое изображение, на которое ребенок не будет обращать внимание.

Мы меняли эти параметры до тех пор, пока младенец не начинал видеть фигуру, фиксируя на ней взгляд», — поясняет Магнуссен.

Взрослые участники корректно определили выражение лица в трех из четырех случаев при просмотре видео с расстояния в 30 см.

Когда расстояние увеличивалось до 120 см, процент правильных ответов был аналогичен тому, что бывает при угадывании.

Это означает, что расстояние, на котором младенцы способны узнавать выражение лица на основе доступной им визуальной информации, ограничено примерно 30 см.

Месяц рождения определяет предрасположенность людей к различным болезням. Ученые выяснили, что среди рожденных в марте больше сердечников, а рожденные… →

На расстоянии в 30 см участники лучше всего распознавали счастье (его распознали все участники без исключения), хуже всего — безразличие.

Ситуация изменилась при расстоянии в 120 см: тогда взрослые лучше всего стали распознавать злость, хуже всего — удивление.

«Важно помнить, что мы исследовали только то, на каком расстоянии ребенок может видеть что-либо, а не понимать, что это», — отмечает Магнуссен. Он искренне удивляется, что никто до них не воспользовался доступной всем детальной информацией о визуальном восприятии младенцев. Поэтому команда скандинавских ученых первой оценила визуальную информацию, доступную новорожденному ребенку.

Ученые рады наконец реализовать идею, которую они откладывали в долгий ящик в течение 15 лет. Однако дело дальнейшей разработки своих результатов они оставляют другим исследователям.

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2015/06/29_a_6860733.shtml

Зрение малыша: мир в перевернутом виде?

Что видит грудничок?

Появление в семье малыша рождает у родителей массу вопросов по уходу, развитию крохи, и в связи с этим нередко родителей интересует, как малыш воспринимает окружающий мир, и особенно, как видит их кроха, поскольку зрение новорожденного не совершенно.

Однако взрослому человеку, способному видеть мир во всех его красках, сложно представить, что значит несовершенное зрение.

Поэтому и рождаются мифы, связанные со зрением малышей: одни утверждают, что новорожденный не видит вовсе, другие, – что видит, но в перевернутом виде, третьи уверены, что малыши почти до года воспринимают окружающий мир в одной плоскости.

О том, стоит ли маме переживать, что при первой встрече с крохой в роддоме она не будет накрашенной, как на самом деле видят новорожденные, как развивать зрение малыша, какие проблемы со зрением могут появляться у детей с возрастом и как их предупреждать, читайте в материале ChelDoctor.ru.

Жизнь в черно-белых тонах

Ребенок действительно рождается с очень низким зрением, и его острота постепенно формируется до школьного возраста. «После рождения ребенок видит световые пятна, очертания предметов, но способность фокусировать зрение, удерживать его на интересующем предмете появляется только к концу первого-второго месяца жизни.

Родителей в это время могут настораживать «плавающие» движения глазных яблок, но в этом возрасте они являются нормой.

Фактически зрительно до месяца ребенок еще не узнает ни маму, ни окружающих», – констатирует главный детский офтальмолог Челябинской области, заведующая отделением офтальмологии ЧОДКБ Екатерина Тагиева.

Однако за первый месяц зрение малыша совершенствуется значительно. Уже на первой медкомиссии офтальмолог проверяет способность крохи ненадолго зафиксировать взгляд на источнике света или ярком предмете.

Этот предмет должен находиться в непосредственной близи от ребенка – на расстоянии 20-30 сантиметров – дальше в этом возрасте он пока разглядеть не может, только различить свет и тень. К слову, именно поэтому считается, что малыш видит мир в черно-белом цвете, но это не совсем так.

Способность фиксировать взгляд появляется на третьей-четвертой неделе жизни: именно с этого момента мамино лицо (которое ребенок видит и рассматривает чаще всего) становится самым узнаваемым.

Постепенно малыш оттачивает навык фиксации зрения и к трем-четырем месяцам уже видит более четко и далеко, узнает окружающих, умеет следить за предметом. «К этому возрасту ребенок начинает различать основные цвета радуги.

Желательно, чтобы игрушки первого полугодия жизни были основной цветовой гаммы, так как оттенки малыш еще не воспринимает, и игрушки, например розового цвета, ему просто не интересны. Мы советуем для развития органа зрения приобретать контрастные игрушки с чередованием цветов по типу пчелки.

Обычные квадраты по типу шахматной доски могут быть очень интересны ребенку для рассматривания. Можно сделать аппликацию у бортов кроватки с чередующими полосками, квадратами – малышу будет интересно их рассматривать», – советует доктор.

Однако самым интересным объектом для малыша до сих пор остаются лица, так что игрушки общения с мамой, папой и другими близкими родственниками не заменят.

Видеть же мир таким, каков он есть, воспринимать цвета, объемные предметы, в общем-то видеть как взрослые, малыш обычно начинает ближе к году. Однако надо понимать, что речь идет о доношенных детях, развитие которых проходит в норме.

У недоношенных же малышей развитие органов зрения будет немного запаздывать, как правило, на тот срок, на который малыша не доносили.

Его еще незрелая система органов зрения продолжит свое формирование после рождения, и через какое-то время он догонит сверстников.

Мир вверх тормашками

Что касается распространенного мифа о том, что у малышей зрение «перевернуто», и в первые месяцы они видят вверх ногами, это тоже не так. Распространению этого мнения способствует физиология глаза. «Если глаз рассматривать как систему линз, то картинка у нас действительно чисто анатомически проецируется на сетчатку в перевернутом виде.

Но не нужно забывать, что глаз – сложно устроенный орган восприятия. Есть еще головной мозг – важная структура, которая все ставит с головы на ноги. По ходу обработки информации картинка переворачивается, с двух глаз сливается в одну – за счет этого мы видим объемно.

Если нет грубых патологий со стороны головного мозга, то с самого рождения ребенок видит как положено», – поясняет специалист.

Детские и недетские болезни глаз

Опытный офтальмолог на периодических осмотрах может определить, нормально ли развивается орган зрения у ребенка с помощью косвенных признаков – фиксации, слежения, расстояния, на котором малыш может следить за предметом, и другими.

Но в количественном выражении оценить остроту зрения у детей врачи могут лишь после трех-четырех лет, когда малыш начинает разговаривать.

Маленький ребенок, как правило, еще не может пожаловаться на проблемы с глазками, поэтому родителям стоит быть внимательнее, особенно если имеется наследственная предрасположенность к болезням глаз.

Так, лидирующие позиции среди болезней глаз сегодня занимают аномалии рефракции. «В настоящее время значительно омолаживаются практически все проблемы со зрением.

Если раньше основной пик заболеваемости близорукостью, которая сегодня вышла на первое место, приходился на третий-пятый класс, когда в школе возрастала зрительная нагрузка, начинался интенсивный рост ребенка в пубертатный период, то сейчас близорукость выявляется в три-пять лет.

Это связано с тем, что в нашей жизни появилась масса электроники – планшетов, игровых приставок, телефонов, и наши дети очень много времени проводят у экранов», – поясняет Екатерина Петровна.

Выявить недуг в этом возрасте непросто: жалоб у ребенка еще не возникает, обязательный осмотр офтальмолога обычно дети проходят перед поступлением в детский сад – в два-три года, а потом уже только перед школой. При этом лечение снижения остроты зрения у детей эффективно лишь до семи-восьми лет, поэтому драгоценное время зачастую бывает упущено.

Родителей должно насторожить, если малыш слишком близко наклоняется к книге (не выдерживает положенные 30-40 см), близко подходит к телевизору, но в большинстве случаев снижение зрения распознать самостоятельно родителям крайне сложно, поэтому врачи рекомендуют ежегодно просто с профилактической целью посещать кабинет офтальмолога, тем более что кроме близорукости есть еще масса состояний глаз, при которых жалоб у ребенка не будет.

На втором месте у малышей – болезни переднего отрезка глаза. Конъюнктивитами и кератитами может грозить любовь крохи к мыльным пузырям, играм в песочнице, но главное – недостаточная гигиена.

Родители к таким проблемам зачастую относятся не слишком серьезно, покупают самостоятельно капли в аптеке, стараются справиться с проблемой самостоятельно. Особенно это касается пациентов, проживающих в отдаленных территориях, где нет возможности обратиться к узкому специалисту.

«Не все глазные капли, которые можно взрослым, могут применяться у детей, и вообще родители вряд ли смогут грамотно оценить ситуацию. Если глаз покраснел, гноится, слезится, есть какие-то другие проблемы, – надо обращаться к окулисту, в отдаленных территориях это может быть врач общей практики.

По крайней мере специалист сможет отличить простую ситуацию от сложной, когда пациента необходимо отправить в город или в областную больницу», – отмечает доктор.

Еще одно довольно распространенное заболевание у детей – косоглазие. Как правило, оно формируется ближе к трем годам, но родители могут заметить отклонение глаза и в более раннем возрасте.

«Отклонение глазного яблока в какую-то сторону должно насторожить родителей и заставить их обратится к врачу.

Чем раньше начато лечение косоглазия, тем лучших результатов можно добиться», – отмечает Екатерина Тагиева.

Встречаются у детей и более серьезные недуги – врожденная глаукома, онкозаболевания органов зрения, атрофия зрительного нерва, но, к счастью, они довольно редки.

Сегодня на вооружении офтальмологов имеется масса как консервативных, так и хирургических методик лечения глазных болезней у детей, важно, чтобы родители вовремя обращались к специалистам.

Это может быть офтальмолог в поликлинике по месту жительства либо специалисты Челябинского городского консультативно-диагностического офтальмоцентра, работающего на базе ДГКБ №2. Маленькие пациенты из области необходимые консультации и стационарную помощь могут получить в условиях Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ).

Зарядка для глаз – отличная привычка

Но любое заболевание легче предотвратить, чем лечить. А потому врачи рекомендуют родителям максимально ограничивать своих чад от времяпрепровождения в компании современных девайсов. Также в профилактике глазных болезней большое значение имеет сбалансированное питание.

Для здоровья детских глаз необходимы основные витамины и макроэлементы, такие как цинк, селен, витамины группы В, А, Е, С.

Те родители, которые не уверены, что ребенок получает их в достаточном количестве, могут после предварительной консультации с педиатром два раза в год, весной и осенью, добавлять к рациону витаминные комплексы, подходящие ребенку по возрасту.

«Необходимые для глаз витамины и микроэлементы содержатся практически в любом витаминном комплексе, так что зацикливаться на том, что для здоровья глаз нужен какой-то специфический препарат, не стоит», – отмечает доктор.

Не менее полезной, особенно для школьников, которые испытывают серьезные зрительные нагрузки, является гимнастика для глаз. «Некоторые учителя, особенно в начальном звене, проводят не только физкультминутки, но и зарядку для глаз.

Это очень полезно, поскольку глазки у маленьких детей устают, особенно у тех, кто только-только начал учиться. Большой поклон учителям, которые занимаются этим во время уроков», – говорит Екатерина Петровна.

Однако и родителям желательно дома заниматься с детьми такой гимнастикой, особенно вечером, когда глазки устали. В ежедневный пятнадцатиминутный комплекс могут входить круговые движения зрачками, движения по восьмерке, по прямым линиям: вверх-вниз, в стороны.

Если малыш маленький, можно предложить ему следить за предметом. Каждое упражнение необходимо выполнять не менее десяти раз. Очень полезны зажмуривания, а также упражнения на близь и даль.

Для последнего упражнения необходимо сделать метку на стекле (можно просто вырезать небольшой круг из бумаги и прикрепить его на окно), далее закрываем один глаз, смотрим на метку, потом на удаленный предмет за окном. Это упражнение также необходимо проделать по десять раз сначала одним глазом, затем другим.

Зрительная гимнастика очень хорошо тренирует мышцы глаз, улучшает кровоснабжение, за счет чего возрастает устойчивость нагрузкам, улучшается восприятие, но не стоит забывать, что эффективность любой гимнастики заключается в постоянстве ее выполнения. Впрочем, это касается не только гимнастики, но и заботы о здоровье глаз, и организма в целом. У здорового, закаленного, получающего правильное питание и достаточные физические нагрузки малыша проблем со здоровьем наверняка будет меньше.

Источник: https://74.ru/text/health/59548801/

Для родителей
Добавить комментарий