Детские достижения, неудачи и ошибки

Как помочь детям научиться не бояться неудач – Развитие ребенка

Детские достижения, неудачи и ошибки

Не слишком ли изнежены наши дети? Должны ли мы хоть иногда позволять им терпеть неудачи, чтобы они развивали твердость характера? Или им просто нужно больше настойчивости? Ответы на эти вопросы неоднозначны, потому что и мы, люди, – создания непростые.

Страх перед неудачей напрямую связан с самооценкой человека, а также с его убежденностью в собственной ценности как личности. Ученые обнаружили, что дети прибегают к невероятным психологическим махинациям, чтобы избежать неудач и не потерять ощущения собственной ценности, – что, как все мы знаем, может привести к долгосрочным негативным последствиям.

К счастью, существует исследование, которое дает советы о том, как помочь детям справиться с чувством неудачи и помочь им реализовать свой истинный потенциал.

Уловки, которые помогают нам избегать неудач

Исследования обнаружили, что в качестве способа защиты своей самооценки люди убеждают себя и окружающих в том, что они компетентны.

Следовательно, способность достигать успеха – и качество исполнения, необходимое для этой способности, – имеет решающее значение для поддержания собственной самооценки. Это особенно верно в конкурентной среде, например, в школе и позже на рабочем месте. В двух словах, неудача при выполнении чего-либо означает, что человек не способен и, следовательно, не заслуживает высокой оценки.

Если человек не верит в то, что он способен преуспеть – или если постоянные неудачи подрывают в нем эту веру, – этот человек, сознательно или неосознанно, начинает практиковаться или придумывать оправдания для того, чтобы поддержать свою самооценку в собственных глазах и глазах окружающих. Чем интенсивнее вложенные усилия, увенчавшиеся неудачей, тем более важным становится механизм отговорок или защиты.

Когда речь идет о борьбе с неудачами, дети, как правило, делятся на четыре категории.

1. Дети, ориентированные на успех: это дети, которые любят учиться ради обучения и рассматривают неудачи как способ совершенствования своих навыков, а не потерю собственной ценности как человека. Родители этих детей, как правило, хвалят их за успехи и очень редко порицают за неудачи.

2. Дети, чрезмерно стремящиеся к успеху: они избегают неудач, добиваясь успехов, но для этого им приходится прикладывать поистине колоссальные усилия и мотивирует их лишь опасение, что даже одна единственная неудача подтвердит их самый большой страх, что они не идеальны.

Поскольку их страх перед неудачей настолько силен, а сомнения в собственных способностях так велики, такие дети при любом удобном случае заявляют, что не смогут уделить много времени подготовке к предстоящей контрольной или тесту, а затем проводят всю ночь за учебой. Если в результате они получают отличную оценку, это «показывает» всем, что они исключительно талантливы, потому что их «способности» позволяют им не прикладывать каких-либо усилий.

3. Дети, избегающие неудач: эти дети не рассчитывают на успех, они просто стремятся избегать неудач.

Они считают, что если приложат много усилий, но потерпят неудачу, это будет свидетельствовать об их низких способностях и, следовательно, низкой ценности.

Но если они не будут пытаться и потерпят неудачу, это не отразится негативно на их способностях и их ценность не пострадает.

Для того чтобы избегать неудач, которые могут быть связаны с нехваткой способностей, они прибегают к таким уловкам, как выдумывание отговорок (собака порвала мою тетрадь), затягивание, отказ от участия и выбор практически невыполнимых задач.

Тем не менее это может ставить их в проигрышное положение, когда они сталкиваются с учителем, который вознаграждает и ценит усилия и наказывает за их отсутствие.

Положение таких учеников становится безвыходным – им либо приходится пробовать и терпеть неудачи, либо получать наказание.

4.

Дети, смирившиеся с неудачами: мотивировать таких детей сложнее всего, потому что они приняли неудачу – они полагают, что их постоянные неудачи связаны с отсутствием способностей, и поэтому отказываются от попыток добиться успеха и тем самым сохранить свою самооценку. Любой свой успех эти дети приписывают обстоятельствам, им неподконтрольным, таким как легкое задание, которое дал учитель всему классу.

Еще два момента: и те дети, которые избегают неудач, и те, которые смиряются с неудачами, сосредотачивают больше внимания на неакадемических видах деятельности, в которых они могут добиться успеха, таких как спорт или искусство, или могут проявлять рискованное поведение. А родители детей, мотивацией которых служит страх перед неудачей, как правило, редко хвалят детей за успехи, но часто наказывают за неудачи. Это заставляет детей верить в то, что любовь их родителей обусловлена их успехами в учебе.

Понимание такого сложного процесса, как страх перед неудачами, заставляет одних детей добиваться успехов в школе, а других – отказываться от любых попыток преуспеть. При этом становится очевидным, что в трудных ситуациях им абсолютно бесполезно говорить «Веселей берись за дело».

Преодоление страха перед неудачами

Так что же могут сделать родители, чтобы помочь своим детям стать ориентированными на успех, а не на неудачу? На этот вопрос нет простых ответов, и не все советы, основанные на результатах исследований и представленные ниже, окажутся полезными для всех детей. Родителям важно знать своего ребенка и уметь четко определять, когда он начинает демонстрировать поведение, ориентированное на неудачу.

1. Подчеркивайте важность усилий, а не способностей. Благодаря исследованиям в области различных типов мышления родители начали придавать большее значение усилиям детей, чем их врожденным способностям.

Особенно важно, чтобы усилия ценили не только родители, но и преподаватели от старших классов школы до университета, так как исследования показывают, что чем старше становятся дети, тем сильнее они начинают ценить способности, а не результат.

Один из способов поощрять усилия заключается в предоставлении детям особенной обратной связи, такой связи, которая признает и дает высокую оценку их усилиям.

Исследования доказали, что дети, которые получают положительную обратную связь, не только более мотивированы добиться успеха, но и верят в то, что они способны его добиться.

Однако нужно соблюдать осторожность и не говорить детям о том, что они должны лучше стараться, когда они терпят неудачу, особенно если на достижение успеха ими было затрачено много усилий. В противном случае они могут начать сомневаться в своих способностях и избегать или смиряться с неудачами.

2. Помогайте детям учиться относиться к самим себе с состраданием тогда, когда они терпят неудачи. Ученые считают, что в основе страха перед неудачами лежит борьба между адекватной самооценкой и способностью видеть себя такими, какие мы есть на самом деле. И здесь самосострадание может быть полезным.

Для того чтобы самосострадание было эффективным, мы в первую очередь должны осознать, что наша истинная ценность заключается в изначальном опыте мыслящего существа, его чувствах и восприятии.

Другими словами, вместо того чтобы обусловливать нашу ценность такими категориями, как успех в учебе или внешность, мы должны ценить себя уже только за то, что мы люди, и должны понимать, что неудачи являются частью человеческого опыта.

Так нам становится легче проявлять сострадание к себе, когда мы терпим неудачи.

Вместо того чтобы укорять себя за неидеальные результаты в чем-либо, например, в учебе – как делают дети, чрезмерно стремящиеся к успеху, – мы можем практиковать доброжелательный и сострадательный внутренний диалог.

Нам станет легче реалистично смотреть на то, что стало причиной неудачи, а затем комфортнее размышлять о том, что можно сделать, чтобы улучшить результат в следующий раз.

Ученые обнаружили, что люди, которые относятся к самим себе с состраданием, быстрее восстанавливаются после неудач и охотнее пробуют что-то новое – в основном потому, что знают, что им не придется выслушивать потоки критики от самих себя в случае, если они потерпят неудачу.

3. Поддерживайте хорошие отношения с детьми. Это особенно важно для тех детей, которые избегают неудач или смиряются с ними.

Исследования доказали, что дети испытывают мотивацию прилагать максимум усилий, когда родители или учителя, к которым они испытывают чувство привязанности, высоко ценят выполнение школьных заданий.

Исследования доказывают и тот факт, что дети становятся менее мотивированными, когда, по их мнению, учителям нет до них никакого дела.

И последний совет специалистов: важно говорить с детьми о том, каким образом страх перед неудачами может влиять на их жизнь. Доказано, что выпускники школы испытывают благодарность за такую информацию, так как она помогает им контролировать свое отношение и подход к школьным занятиям.

Оцените публикацию

статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
01.08.2016

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/2106/

Как заниматься спортом и извлекать пользу из неудач

Детские достижения, неудачи и ошибки

Что даёт спорт ребёнку, почему метания между разными секциями и ошибки на тренировках нормальны, как извлечь из занятий пользу и удовольствие? Вот объяснения и советы от специалиста.

Александр Веракса,

доктор психологических наук, специалист в области психологии развития и возрастной психологии.

Спорт как поиск себя

Первое, чем овладевает ребёнок — это своё тело, и во многом именно от этого зависит степень уверенности в себе. Во-вторых, спорт — это воспитание умения ставить цели и идти к ним. Кроме того, поскольку детей отдают в спорт довольно рано, именно здесь они получают объективную оценку своих физических умений и развивают социальные навыки.

Ещё один момент: поначалу родители принимают активное участие в занятиях спортом. Так спорт выступает возможностью построить пространство взаимодействия между ребёнком и родителями.

В зарубежной практике считается, что дошкольный и даже младший школьный возраст — это период проб и ошибок. Нормально, что ребенок переходит в разные виды спорта и дальше уже выбирает тот, который вызывает желание заниматься.

Изменения, которые происходят, например, в подростковом возрасте — это изменения и физического, и психологического характера. Они могут привести к тому, что спорт перестаёт быть интересным. Поэтому здесь очень многое зависит от подхода родителей: они должны понимать, что спорт, в который они отдают ребенка, — это не навсегда. Им стоит прислушиваться и к тренеру, и к самому ребёнку.

Если родители не занимаются спортом, не вовлечены в эту культуру, очень странно ждать от ребенка, что он будет развиваться в этом направлении. Если же занятия спортом — это семейная норма, дети вне зависимости от телосложения и других индивидуальных особенностей находят тот вид спорта, который им близок.

Про здоровое отношение к тренировкам

«Без жалости к себе. Раздвинь границы своих возможностей»

Тренировки — это процесс овладения необходимыми навыками и развитие мотивации, совершение ошибок. В ходе соревнования, когда ставки достаточно высоки, ошибка может обойтись начинающему спортсмену слишком дорого, но на тренировке он просто обязан пробовать себя и ошибаться.

Умение произвольно совершать ошибку является своего рода показателем мастерства — профессионал знает и умеет, поэтому он может с лёгкостью выполнить действие «наоборот». Также важно умение переживать ошибку — значение имеет не столько само идеальное действие, сколько умение реагировать на ошибки в игровой ситуации, в том числе и на ошибки партнёров по команде.

Про поражения и провалы

Если в каждой игре ты видишь для себя вопрос жизни или смерти, то у тебя будут проблемы. Тебе придётся умереть много раз.

Поражения в спорте неминуемы, и именно спортсмены, ориентированные на результат, с большим трудом преодолевают это препятствие. Спортсмены, ориентированные на собственное совершенствование, воспринимают это событие более спокойно, стараясь извлечь для себя уроки.
 

Я промахнулся более чем 9 000 раз. Я проиграл почти 300 игр. Двадцать шесть раз мне доверяли бросок, который мог решить исход игры в нашу пользу, и я промахивался. Я проигрывал и проигрывал в своей жизни. И вот почему я так успешен.

Это и есть умение извлечь точки роста из поражений.

Не каждая мотивация одинаково полезна

Психология спорта давно доказала, что спортсмен, ориентированный на решение конкретной задачи (например, на овладение техническим элементом), а не на достижение победы любой ценой, получает гораздо больше позитивных эмоций и, в конечном счете, совершает более эффективные действия.

В психологии спорта выделяется два вида мотивации:

  • мотивация, направленная на достижения некоторого результата (например, победы в матче);
  • мотивация, направленная на решение задачи (например, совершенствование какого-либо собственного двигательного навыка).

Человек может воспринимать любую жизненную ситуацию либо как ситуацию, с которой нужно справиться, либо как ситуацию, где нужно быть лучше другого. Направленность на победу подчёркивает соревновательный аспект, который неизбежен в спорте, но она не должна быть основным мотивом.

Кадр из к/ф «Куколка», СССР, 1988 г.

Если ребенок воспринимает себя как обладающего невысокими физическими или иными способностями, то вместо того, чтобы приложить силы к их развитию, он будет избегать ситуаций, демонстрирующих его слабость в сравнении с другими детьми, обладающими высокими способностями.

Такой ребенок будет скорее стремиться играть с более слабыми сверстниками, чтобы быть в выигрыше. Его основная задача — не проиграть.

Ребёнок, сосредоточенный на конкретном критерии выполнении задачи (например, повышение собственной скорости, силы и т. д.), может одновременно оценивать себя как обладающего меньшими способностями в сравнении с другими, но при этом считает себя компетентным и успешным.

Каждый из подходов рождает и соответствующие отношения внутри коллектива, и отношение спортсмена к своей деятельности. Если матч представлен как нацеленность на победу любой ценой — это одна ситуация. Если же игра — это совершенствование навыков, командного взаимодействия, то и напряжённые спортивные ситуации будут восприниматься ребёнком иначе.

Когда атмосфера выстроена не на конкуренции, а на преодолении конкретных ситуаций и решении поставленных задач, она оказывается более эффективна. Поэтому очень важно, чтобы родители не создавали излишнее эмоциональное напряжение.

Не впадайте в крайности

Одна из проблем современного детского спорта состоит в том, что он становится более приближенным к спорту взрослых.

Можно сказать о том, что родителям бывает очень сложно развести свои желания и желания своих детей.

А ведь спорт в первую очередь должен приносить детям удовольствие, становиться основой для дальнейшей деятельности именно в мотивационном плане, а не быть источником материальных благ.

Важный вопрос — насколько в современном мире физическая активность и занятия спортом вообще являются нормой.

Одна тенденция состоит в том, что информационный мир приковал внимание детей к компьютерам и гаджетам. В то же время детский спорт становится более популярным. Здесь важно не впадать в крайности — не выжимать из детских спортивных возможностей больше, чем они могут, чтобы в дальнейшем они не потеряли удовольствие от занятий.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/opinion/sports-psychology

Детские достижения, неудачи и ошибки

Детские достижения, неудачи и ошибки

Моя подруга Оля не любит кататься на коньках. Просто ненавидит. Она даже согласна оставаться дома одна, пока мы целыми семьями – с мужьями, детьми (в том числе и ее) проводим время на катке.

Если кто-то из компании, забывшись, говорит: «Да поехали с нами − это же здорово!», Оля реагирует совершенно неадекватно. Так, как будто ей предлагают в качестве развлечения грузить уголь или, например, валить лес. Потому что на самом деле Оля пробовала кататься на коньках, даже несколько раз.

В возрасте пяти лет она твердо решила стать Еленой Водорезовой, и мама отвела ее в школу фигурного катания. На первом занятии Оля очень радовалась – и новым конькам, и тому, что теперь она самая самая настоящая фигуристка. А потом… Потом что-то не сложилось.

Она никак не могла научиться правильно падать и подниматься, и тренер на нее накричала. Накричала так, что даже и другие дети в группе испугались и заплакали. Может быть, у Оли действительно не хватало способностей.

Или, может, выражение «Каким местом ты слушаешь, коряга? Ты же всех покалечишь!» − особый метод тренерской работы, и если бы Оля это поняла и потерпела, то все было бы хорошо. Но Оля не поняла – она так перепугалась, что коньки не надевала больше вообще.

Не так страшны ошибки детей, как реакция на них взрослых. Ведь ребенок сам не может оценить свои действия – он ждет, что ему скажут. И именно так формируется самооценка.

От взрослых зависит, будет ребенок считать себя умным, умелым, самостоятельным или, наоборот, неловким и неспособным. От взрослых зависит уверенность в своих силах и стремление к росту.

Все эти качества закладываются в раннем детстве, сохраняются по большей части всю жизнь и определяют успешность человека. Что вы говорите своим детям в случае неудач? Это очень важно.

Это замечательные слова, и каждый ребенок должен слышать их очень часто. Совсем маленького стоит поощрять и хвалить во всех случаях, когда он проявил инициативу – независимо от результатов. Надел носок задом наперед – умница. Стал сам мыть руки и залил водой всю одежду – умница.

Но по мере взросления, примерно с двух лет, оценки должны становиться все более дифференцированными. Ребенок должен видеть свои ошибки и стремиться их исправить. Важен уже не только факт стремления к самостоятельности, но и умения.

Восторг родителей по поводу любого поступка в возрасте четырех-пяти лет уже неуместен. Он, во-первых, тормозит развитие – ведь стимула к достижениям при уверенности, что я и так самый-самый, не возникает. Во-вторых, формирует завышенную самооценку.

От других людей ребенок тоже будет ждать бесконечного восхищения собой и своими успехами.

Самооценка ребенка формируется из реакций взрослых на его действия. Излишняя критика, равно как и чрезмерная похвала, могут сильно навредить. Соблюдайте во всем меру!

Юля – долгожданный, поздний и вдобавок ко всему болезненный ребенок. Ради нее мама оставила работу, ради нее семья переехала в другой город. С четырех лет Юля занималась подготовкой к школе с приглашенными педагогами и психологами, потому что обычный садик был, по словам мамы, «для обычных детей».

И школу выбрали не простую – гимназию для одаренных и творческих детей. Но в классе там было 15 человек, и все они были такими же, как Юля, − способными. И это было для нее не просто открытием, а самым настоящим шоком.

Когда же на новогоднем празднике Юлю не выбрали Снегурочкой, то она вообще отказалась ходить в школу и полгода была на домашнем обучении, пока учителя не убедили маму в необходимости коллективного обучения.

Неумеренный восторг ребенком, отсутствие адекватной оценки сказывается и на характере. Формируются демонстративные и экзальтированные черты – когда человек старается привлечь к себе внимание любой ценой.

Это совсем не для тебя – не стоит и пытаться. Родители, которые так успокаивают своего ребенка, обычно тоже его очень любят. Но при этом несколько снисходительно относятся к его способностям, умениям, в глубине души предпочитая, чтобы он как можно дольше оставался малышом.

«А почему ваш Миша не участвует в школьном спектакле?» − «Да что вы! Там же все дети такие шустрые, а наш двух строчек выучить не может»; «Может, Паше тоже начать заниматься футболом?» − «Нет-нет, его там запинают – он такой медлительный!» Родители наделяют ребенка совсем непозитивными качествами и дают ему совсем неподходящие прозвища, но делают это очень ласково.

Давайте детям больше свободы и инициативы. А для этого нужно самим поверить в возможности своего чада. Тогда и он будет уверен в своих силах и во многом добьется успеха.

Скорее всего, взрослые сами не уверены в своих силах и способностях и переносят этот страх на ребенка. Они боятся ошибок – возможно, пережив негативный опыт в собственном детстве, − и теперь хотят оградить от этого своих детей. А дети очень быстро такую позицию усваивают.

Она на самом деле очень удобна – снимает ответственность, снижает планку достижений. Говоря «У тебя ничего не получится, потому что ты мал и неспособен», мы внушаем ребенку страх перед самостоятельностью и желание оставаться маленьким как можно дольше.

Подрастающий ребенок, может, и хотел бы большей свободы и активности, но не знает, с чего начать. Инфантильность становится препятствием не только для развития умений, но и для общения.

Особенно это касается мальчиков – ведь по законам мужского коллектива ценность участника игр определяется его умелостью и силой. И действует такое правило практически с детского сада.

Помощь родителей бывает очень своевременной. Совсем маленькому ребенку она дает чувство уверенности, стабильности: «Что бы ни случилось, рядом со мной надежные люди, которые справятся со всеми проблемами».

Со временем это ощущение должно смениться верой в собственные силы. Мы помогаем все меньше – ребенок делает все больше, вплоть до того момента (правда, это будет еще не скоро), когда наша помощь будет не нужна.

Если же так и продолжать помогать, и успокаивать, и разбираться во всех ситуациях, то момент наступления самостоятельности отложится очень надолго. Бывает, что такая ситуация устраивает не всех взрослых в семье, и тогда применяется метод «бросок в воду». Сторонники этого метода считают, что ребенок сразу научится плавать, если заплыть с ним на лодке на середину реки и там бросить в воду.

«Когда я училась в первом классе, мама уехала в длительную командировку, и мы остались с папой вдвоем. Соседка приводила меня из школы – и все, дальше я была целый день одна. Я сама делала уроки, сама готовила себе еду, а вечером сама складывала портфель и даже стирала школьные блузки.

Папа не проверял, как я сделала задания, и однажды я просто забыла выучить стихотворение. Учительница сказала: «Очень плохо, еще раз забудешь – и я поставлю тебе «2», а папа вечером отругал. Сейчас я считаю себя очень самостоятельным человеком и всего добиваюсь сама.

Но своим детям я таких испытаний устраивать не стала бы – очень хорошо помню, как мне не хватало заботы и просто присутствия взрослого человека».

Большинство психологов метод броска не одобряют. Внезапная самостоятельность – сильный стресс, тем более когда ребенок еще не обладает элементарными умениями и знаниями. Да и отвечать за свои поступки маленькие дети еще не могут.

За умение прогнозировать деятельность и за волевые качества отвечают лобные доли мозга, а они у ребенка еще только развиваются. Ему трудно планировать, запоминать и выполнять инструкции, трудно самому успокоиться.

Даже семилетние дети в особо трудных ситуациях нуждаются в поддержке и помощи.

Согласитесь, странно видеть, как мама ругает упавшего на улице ребенка. Он же не специально упал, ему же и так больно.

За что ругать? Конечно, дело не в ребенке, дело в раздражении, которое копилось, копилось и, наконец, вылилось по первому поводу. Если это произошло один-два раза − ничего страшного.

Если же злость по поводу действий ребенка обычное дело и родителей раздражает любая мелочь, то они, судя по всему, не очень любят малыша.

Моральные нормы в обществе не позволяют говорить об этом открыто, а вот испытывать недовольство ошибками – явными и мнимыми – можно. «Мы же ему хотим добра, хотим, чтобы он научился» − так оправдывают взрослые свое постоянное недовольство.

Особенно драматичной бывает ситуация, когда один из детей в семье обласкан и любим, а второй (например, от неудачного брака) является «козлом отпущения». Как бы он ни старался, что бы ни делал, он никогда не слышит похвалы.

Хорошо, если в садике или школе будет внимательный и чуткий воспитатель, способный рассмотреть проблему и откорректировать своим отношением. Иначе ни стремления к деятельности, ни желания достижения не возникает вообще.

Хотя бывает и еще один вариант развития событий. Ребенок, подрастая, начинает бунтовать: «Вы считали, что я могу только плохое? Убедитесь – так и есть. Я даже хуже, чем вы думали».

Главное – терпение и труд, и тогда все получится. Это лозунг родителей, которые предъявляют ребенку повышенные требования. В том, что труд важен в любом деле, они, конечно, правы.

Ошибка в том, что достижение наилучшего результата становится обязательным в любом виде деятельности. Не умеешь рисовать кошку? Вот, посмотри, как надо, – а теперь рисуй, пока не получится. Не можешь прыгать через скакалку? Каждый день будем тренироваться.

Желая увидеть успех ребенка, такие родители любое, самое интересное занятие могут сделать пыткой.

Но настоящие мучения ждут малыша в школе. Потому что теперь он будет сидеть до полуночи, пока не научится красиво писать все буквы.

И ему будет совсем не радостно, даже если учительница похвалит за аккуратность, – слишком уж тяжело даются эти похвалы. Активность у таких детей тоже довольно низкая.

Они не стремятся найти какое-нибудь интересное занятие – возможно, заранее знают, чем все это обернется.

«Когда мне было пять лет, я сказала, что хочу играть на пианино. «Хорошее занятие для девочки», − сказал папа, и меня тут же отправили в музыкальную школу.

Года через два учиться стало тяжеловато, а потом и вовсе надоело, но на все мои «не хочу» мне твердо отвечали, что надо доводить все до конца. Я проучилась 9 лет, ненавидя школу, рояль и гаммы. А на предложение родителей поступить в музыкальное училище просто рассмеялась.

Я кондитер, и недавно получила международный приз за новый торт. Я счастлива. Ну зачем мне нужно было потратить столько времени на музыку?!»

А если и не получится, то ничего страшного – получится что-то другое. Самую лучшую помощь ребенку оказывают те родители, которые ведут себя непоследовательно.

Они часто хвалят – но иногда могут сказать: «Ой, что это за безобразие?» Они предлагают помощь, но уверяют, что ребенок и сам со всем справится. Они говорят, что ничего невозможного нет и при желании всего можно добиться – но в то же время внушают трезвый взгляд на жизнь.

Правда, при всем этом ведут они себя очень доброжелательно. Делать замечания и ругать тоже ведь можно по-разному.

Дети при таких отношениях бывают очень открыты, всегда рассказывают родителям о своих неудачах и переживаниях. Даже у самых маленьких чувствуется позитивное отношение к жизни и широкий круг интересов. Они уверены в себе, но не боятся ошибок.

«Ничего страшного, со всеми такое может быть», − оптимистично говорят они, расценивая неудачи как временные трудности, а не как несчастье, которое все испортит. В общем, они обладают всеми качествами настоящего оптимиста и успешного человека.

И эти качества будут самой лучшей поддержкой – с детства и на всю жизнь.

Никогда не завышайте планку и не требуйте от ребенка успеха во всех видах деятельности. добиться этого просто невозможно! Определите, в чем он наиболее успешен, и всегда поддерживайте его начинания.

Источник: http://www.parents.ru/article/detskie-dostizheniya-neudachi-ioshibki/

Успех не сразу строился: почему нужно давать ребенку право на ошибки

Детские достижения, неудачи и ошибки

Все родители хотят, чтобы их дети были самыми успешными и добились всего, чего захотят. Для этого ребенку нужно дать свободу выбора, и тогда он сможет многому научиться сам.

«Есть мечта — иди к ней, не можешь идти — ползи, не можешь ползти — ляг и хотя бы лежи по направлению к ней» — такой подход очень популярен у многих родителей, которые стремятся во что бы то ни стало привести ребенка к победе.

При этом они не всегда спрашивают, нужна ли эта победа самому ребенку.

О том, от чего зависят успехи детей, а также о том, чем грозит излишняя настойчивость родителей, рассказывает психолог Ольга Маховская.

Упорство в достижении целей — это, разумеется, похвально, особенно когда его демонстрирует не взрослый состоявшийся человек, а ребенок.

Однако, прививая детям ответственность и воспитывая в них целеустремленность, очень важно не перегибать палку и не превращать детство в бесконечную гонку за медалями и трофеями, будь то спортивные награды, идеальный аттестат или 100 выученных за неделю стихотворений.

Ошибок и неудач не надо бояться — их даже стоит ожидать, поскольку мало у кого сразу все получается без сучка и задоринки.

Вообще очень многое зависит от темперамента.

Сангвиники очень быстро все схватывают — это как раз те 10-15% детей, которые ловят все на лету и справляются с задачей с первого раза, но при этом у них, как правило, прекрасно развито чувство оптимальных усилий: они редко оттачивают свои умения до абсолютного мастерства, довольствуясь уровнем «на твердую четверку».

Холерики, наоборот, прикладывают слишком много сил, чтобы достичь какой-либо цели, однако такой перебор зачастую не помогает им — дети рвут рисунок, слишком сильно вдавливая карандаш в бумагу, ломают мелкие детали, собирая мозаику или конструктор.

Меланхоликам мешают чрезмерная тревожность и страх что-то сделать не так, боязнь не оправдать надежд и провалиться, а флегматикам может не хватать энтузиазма и интереса.

Все это необходимо учитывать и не требовать от разных детей одинаковых результатов — избегать, например, фраз «Посмотри, какие у других аккуратные рисунки, не то что у тебя» или «Твой старший брат в 10 лет уже умел ездить на велосипеде, а ты все никак не научишься».

Еще один важный фактор — фактор возраста. Дошкольнику спокойно можно дать гораздо большее количество попыток овладеть чем-то новым — между демонстрацией какого-то действия и окончательным формированием умения должен пройти период кристаллизации навыка.

Например, если ребенок никак не может научиться завязывать шнурки или правильно держать ложку, несмотря на все усилия, которые прикладывают родители, — не нужно отчаиваться и требовать от него «собраться и сделать наконец элементарную вещь».

Рано или поздно у него обязательно получится, а вот критика может остаться в сознании болезненным вспоминанием. В принципе, оцениваться должно конкретное достижение, а не вся личность в целом — это касается как похвалы, так и критики.

Ребенок должен понимать, что неудача не означает поражение в правах, что родители не будут его меньше любить, а сам он не станет хуже, если не справится с первого, второго или даже третьего раза.

Полезно отслеживать промежуточные результаты — например, хранить рисунки или поделки: во-первых, это поможет заметить, как меняются и оттачиваются навыки, а во-вторых, можно будет подбодрить ребенка, продемонстрировать, что прогресс есть.

У детей более старшего возраста процесс освоения новых навыков и достижения своих целей занимает уже меньше времени, и в идеале попыток требуется не 7-10, а 3-4, однако все равно школа, с первого по одиннадцатый класс, дается все-таки на пробы и ошибки.

Дети ищут себя, социализируются, вырабатывают те навыки, которые пригодятся им в будущем. Они могут увлекаться всем подряд, ходить сразу в несколько кружков, бросать занятия, если чувствуют, что это не их.

Конечно, многим родителям такой подход не по душе — ведь все это требует, помимо прочего, и материальных затрат: например, купить спортивную форму или музыкальный инструмент, и поэтому хочется знать наверняка, что все усилия не напрасны и принесут плоды в будущем.

Очень трудно годами ждать, когда ребенок наконец начнет демонстрировать миру свои достижения, однако критика и настойчивые требования немедленных результатов принесут меньше всего пользы.

Конечно, потакать всем капризам тоже не стоит — если цель действительно важна самому ребенку, родителю необходимо объяснить, что не надо опускать руки, если с первого раза ничего не получается. Нужно пробовать, пробовать и еще раз пробовать, как Питер, герой мультфильма «Безумные гонки», который выходит по будням в 18:25 на телеканале Boomerang.

У него есть мечта — стать профессиональным гонщиком, и, хотя от природы у него нет сверхспособностей к вождению автомобиля, именно упорство и целеустремленность помогают ему побеждать.

Бывают одаренные в очень узком диапазоне дети — им блестяще удается что-то одно, а в остальном они мало чем отличаются от других детей. Например, ребенок может прекрасно играть на фортепиано или быстрее всех пробегает стометровку, но при этом плохо читает или катастрофически неусидчив. В этом тоже нет ничего страшного — это нужно понять в первую очередь самим родителям.

Не бывает бесполезных знаний и умений: все навыки делятся на два уровня — общие и частные.

Нередко те детские увлечения, которые родителям кажутся пустой тратой времени, оказываются принципиально важными в профессиональной сфере. Именно поэтому психологи против ранней специализации и советуют не торопить ребенка, дать фундаменту окрепнуть.

Дети, у которых было много хобби и интересов, вырастают уверенными в себе и легче обучаются, они уже представляют, чего хотят и как этого достичь, их базовые навыки отточены лучше.

Иногда родителям свойственно реализовывать свои детские мечты через своего ребенка — они стремятся взять реванш за собственные упущенные когда-то возможности, хотят, чтобы ребенок достиг того, чего им не удалось.

Такие родители, как правило, особенно требовательные и прилагают все усилия, чтобы ребенок справился с поставленной задачей любой ценой, даже если ему самому это не нужно или не нравится.

Такое упрямство родителей, которые отбирают у детей право на ошибку, может закончиться трагедией — например, ребенок на ровном месте очень тяжело заболевает, потому что родители постоянно поднимают планку и не хотят слышать никаких доводов.

Он просто сдается, говорит: «Все, я понял, я ни на что не способен, я слабый, оставьте меня в покое». Чтобы не доводить ситуацию до критической точки, необходимо быть деликатным и осторожным как в оценках, так и в подходе: дать ребенку понять, что цель в жизни — это прекрасно, но стоит адекватно оценивать затраты на ее достижения, при этом всегда можно адаптировать задачу под себя.

Если у ребенка не получается рисовать красками, но ему очень нравится сам процесс, почему бы не предложить ему карандаши, фломастеры или мел, вместо скучной книги достать с полки что-нибудь увлекательное, а вместо велосипеда научить кататься на роликах.

Со временем это поможет ребенку понять, что какой-то строго ограниченной обязательной прямой трассы нет — в жизни бывают тупики, развилки, перекрестки и при этом множество дверей, в которые можно постучаться.

Ольга Маховская — психолог-исследователь, кандидат наук, сотрудник Института психологии РАН и ВГИКа.

В рамках международных научных программ России, Франции, США проводит различные исследования и читает лекции по всему миру.

Являлась директором по содержанию телевизионного образовательного проекта «Улица Сезам» в России, проводила международные круглые столы в Париже, Москве, Сиэтле, вела собственную программу для родителей.

Ольга Маховская часто выступает на телевидении, радио, площадках тренинговых компаний.

Автор бестселлеров для родителей «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить?», «Как воспитать ребенка в мире без границ», «Позитивное воспитание», «Думай как ребенок.

Поступай как взрослый», «Тайны предметного мира ребенка», «100 ошибок родителей, которых легко избежать» и других. Они переведены на разные языки мира.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/uspeh-ne-srazu-stroilsya-pochemu-nuzhno-dat-rebenku-pravo-na-oshibki.htm

Как сделать ребенка успешным? | Номер Один – Новости Бурятии и Улан-Удэ сегодня

Детские достижения, неудачи и ошибки

Почему отношение родителей к неудачам детей разрушает им жизнь?

Начался учебный год, а вместе с ним усилились родительские переживания – будет ли ребенок хорошо учиться, сможет ли осилить программу по новым предметам, получит ли высокие баллы по ЕГЭ? Опасения мам и пап вполне обоснованны – объемы учебной программы постоянно увеличиваются, да и выпускникам, чтобы получить бюджетное место в вузе, нужно иметь хорошую подготовку. Как сделать ребенка успешным, а не тревожно-мнительным неврастеником, расскажет психолог Игорь Бадиев. 

Ошибки развивают вкус успеха

– Игорь Валерьевич, все родители хотят вырастить из ребенка успешного и счастливого человека, но не у всех это получается. Почему? 

– Дети пошли в школу, естественно, родители, видя в них свое продолжение, хотят, чтобы дети были успешными, чтобы они жили и учились лучше них. Это нормальное родительское стремление.  Однако в некоторых случаях это желание формирует в родителях определенное отношение к детям, которое реализуется в формах, приводящих к обратному результату. Давайте поговорим о том, как родители относятся к школьным достижениям, успехам и неудачам детей, и что из этого получается.  Учеба – это в первую очередь деятельность, и, как в любой деятельности, ребенка на этом пути ждут как успехи, так и неудачи, достижения и ошибки. Это нормально. Вся наша жизнь – это череда успехов и неудач. Через это и формируется наша личность, наше отношение к жизни. Естественно, что ни одна деятельность не может быть абсолютно всегда успешной. Все люди допускают ошибки – это аксиома.  Наверное, главное отличие успешного человека от неуспешного в том, что он извлекает уроки из своих ошибок, для него это фундамент, на котором он строит свою жизнь. У человека неуспешного ошибки – это крах, это то, чего стоит избегать. Как не парадоксально это звучит, но для того, чтобы наша деятельность была успешной, нужны ошибки, на которых мы можем учиться.  Приведу пример. Возьмем ребенка, очень умного, способного, которому вся школьная программа дается очень легко. Казалось бы, радоваться надо. Проблема заключается в том, что в результате этого постоянного успеха ему нет необходимости прилагать какие-то усилия. Он не учится преодолевать неудачи. И когда школьная жизнь прошла как череда триумфов, столкнувшись с трудностями вне школы он не знает, что с ними делать. Из неудач и ошибок он не научился извлекать урок, потому что все ему давалось легко. 

Нельзя наказывать за ошибки

Другой крайний вариант – «хронически неуспешный» ребенок. В учебе он не успевает, со сверстниками не может найти общий язык, все его школьная жизнь – это череда неудач. А когда твоя деятельность хронически неуспешна, то выполнять ее нет никакого желания, пропадает мотивация, человек старается эту деятельность избегать и заниматься тем, в чем он успешен. Школьная жизнь должна сочетать в себе трудности, которые нужно преодолевать. Чем сильнее трудность, тем значимей успех. Если все дается ребенку легко, он свои достижения воспринимает не как успех, а как должное. Именно поэтому ошибки или трудности воспринимаются как какой-то крах.  Успех – это определенное достижение, которое возможно лишь тогда, когда было преодолено какое-то препятствие. Именно тот результат, к которому ты стремился и дался тебе с усилием, приносит удовлетворение и ощущение успеха.  

– Как сделать ребенка успешным, и какова роль родителей в формировании его успешной деятельности? 

– Роль родителей – самая непосредственная, потому что именно они в конечном итоге оценивают деятельность ребенка с точки зрения успешности или неуспешности. Они задают планку. Именно родитель может сказать – «мой ребенок успешен». Это его субъективная оценка, его представление о том, каким он видит и хочет видеть своего ребенка. Для кого-то четверки – это плохой результат («я хочу, чтобы ты был круглым отличником»). А для кого-то и тройка вполне удовлетворительная оценка. Это то, что называется «уровень притязаний». 

Почему ребенок прогулял контрольную?

Можно выделить четыре основных вида отношений родителей к успехам и неудачам ребенка.  Первый стиль – игнорирование, когда родители не замечают ни успехов, ни неудач ребенка. Родители и дети живут сами по себе. В этому случае ребенок начинает чувствовать нехватку внимания со стороны родителей. По сути это попустительский стиль воспитания, который чреват тем, что ребенок начинает оценивать успех или неуспех, исходя из каких-то случайных оснований. Вполне может случиться, что школьник решит – не хочу быть ботаником, хочу быть хулиганом, потому что он в его представлении более успешен. В итоге ребенок может пойти по наклонной, оценивая свою успешность в этом ключе.  Второй стиль – наказывающий. Когда родители не замечают достижения ребенка, но наказывают его за ошибки. Этот стиль очень широко распространен, потому что в нашем сознании укоренилась мысль, что воспитание и наказание – это суть одно и то же. При таком стиле у ребенка формируется мотивация избегания неудач. Он начинает учиться для того, чтобы, например, не получать двойки. Это приводит к тому, что он перестает достигать больших успехов, потому что школьник все свои усилия направляет не на достижения, а на то, чтобы не ошибиться. 

– Чем это чревато? 

– Часто это приводит к тому, что ребенок просто отказывается выполнять какие-то дела или делает их формально. В итоге у него формируются такие черты, как безынициативность, безответственность и экстернальность (в желании избежать наказания и оправдаться он сваливает вину на других). 

– Это поэтому дети вдруг заболевают перед контрольной или прогуливают уроки? 

– Заболеть, прогулять, опоздать, что-то забыть дома – это те приемы избегания наказания, которые выбирает ребенок, когда чувствует высокий риск неуспеха и ошибки.

Тревожность из-за родителей

Третий вид – стимулирующий, когда родители наказывают ребенка за ошибки и поощряют за достижения. Этот стиль очень распространен среди родителей, они считают, что так правильно. На деле же он формирует у ребенка неуверенность и тревогу. Школьник находится в состоянии постоянного сомнения – «то, что я сейчас сделал, это успех или неудача?»  Согласитесь, серединных результатов в нашей жизни гораздо больше, чем больших успехов или серьезных поражений. У ребенка начинает формироваться сомнение: правильно или неправильно он сделал? Это сомнение относительно своих действий со временем начинает генераризовываться, распространяться на другие виды деятельности, на отношения. Что теперь будет, как это воспримут другие? Когда человек начинает сомневаться, он ищет опору во внешней оценке, вырабатывается ориентация на внешние оценки. Если говорят, что это правильно, значит это правильно. Мнения окружающих в принципе разнообразны и никогда не бывают однозначными, поэтому эта неуверенность пойдет с ним и дальше во взрослую жизнь, где он всегда будет сомневаться, ориентироваться на внешние оценки – а что скажут люди? Что обо мне подумают? Такие люди выстраивают свою жизнь по принципу – а не подумают ли они про меня что-то плохое? 

Сила поддержки

Четвертый стиль – поддерживающий. Он заключается в том, что достижения ребенка поощряются, а когда ребенок делает ошибку, родители его поддерживают. Очень важно научиться оказывать детям поддержку, когда они совершают ошибки и не справляются с чем-то, когда деятельность оказывается слишком сложной. Именно ощущение поддержки дает ребенку (да и взрослым) тот ресурс, который помогает справиться с трудностями. 

– Что значит поддержка? 

– Это не значит, что нужно делать за ребенка его дела. Поддерживать – значит признавать  право ребенка на ошибку. Это вера в то, что он может справиться с трудностями. Получая поощрения за достижения, ребенок начинает стремиться к успеху, и при этом не боится ошибиться. А ошибившись, он  воспринимает свой промах не как нечто плохое, а как определенный урок, то, над чем нужно работать. Как точку роста.  Именно такие поддерживающие отношения дают человеку уверенность в себе, в своих силах, и формируют мотивацию достижения. Без тревожности, неуверенности и сомнений. В этом случае деятельность оказывается наиболее успешной, ведь ребенок не боится ошибиться. «Ничего страшного, что ты ошибся, такое бывает, ты от этого не стал хуже, ошибаются все, нужно попробовать еще раз, давай сделаем это по-другому, ты все равно молодец, ты же вышел, попытался и не испугался, нужно продолжать», – поддерживает родитель.

«Без медали не возвращайся»

– Бывает, дети перед публичными выступлениями вдруг все напрочь забывают. Так происходит из-за страха ошибиться? 

– Выступление или испытание – это ситуация неопределенности и стресса. Дети волнуются, и это нормально. В этих ситуациях они могут ошибаться, и здесь очень важна правильная реакция взрослого на ошибку. Бывает, взрослый остро реагирует на ошибку ребенка (особенно это касается малышей), условно говоря, наказывает его – укором или неодобрением выдает негативную эмоциональную реакцию.  В результате ребенок будет стараться избегать этих ошибок. А что это значит? Он будет избегать ситуаций повышенного волнения и тревоги. Как итог – он не научится справляться со стрессом и тревогой. Не сможет использовать ошибки во благо себе. Почему важно волнение перед важными событиями? Волнение и тревога дают дополнительные силы, мобилизуют. Ему просто нужно научиться пользоваться этими силами, которые дают наши эмоциональные состояния.  Чем больше он будет избегать состояний повышенного стресса, тем в большем стрессе и тревоге он будет оказываться, и тем больше ошибок он будет совершать, стараясь их избежать. 

– Есть мамы, которые нацеливают детей на успех фразами – «без пятерки домой не возвращайся», «нам нужно только первое место». Их напутствия приведут ребенка к успеху? 

– Это прямая установка: либо ты достигаешь успеха и я тебя люблю, либо не достигаешь и я тебя не люблю. Естественно, это вызывает у ребенка высокий уровень неуверенности в себе, тревоги, что в ситуации итак волнительной ведет к еще большему стрессу и увеличивает вероятность ошибки.  Главное для ребенка в его сложной школьной жизни (а она всегда сложная) – это чувство поддержки со стороны близких людей. А ближе родителей у малыша никого нет.  Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 

Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 

pixabay.com

Источник: https://gazeta-n1.ru/news/67415/

Для родителей
Добавить комментарий