Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать

Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать

Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать

Мы привыкли считать, что невроз – проблема взрослых. На самом деле он встречается даже у маленьких детей, только проявляется по-особому: кто-то устраивает истерики, кто-то дерется, кто-то грызет ногти. Как же помочь ребенку в такой ситуации? Лечить или воспитывать?

ЕЛЕНА КЕШИШЯН, д. м. н., профессор, зав. отделением коррекции развития детей раннего возраста МНИИ Педиатрии и детской хирургии

Если в медицинскую энциклопедию заглянет далекий от врачебного мира человек, статья с заголовком «Невроз» наверняка произведет на него впечатление. Прежде всего своим внушительным объемом и длинным списком явлений, которые (как выясняется) входят в это понятие.

Сегодня к неврозам относят целый перечень самых разноплановых проблем: от истерик, страхов, агрессивности и навязчивых действий вроде сосания пальца до заикания, тиков, расстройств сна, аппетита и даже недержания мочи и кала. У таких несхожих на первый взгляд явлений есть общие черты.

Все они, во-первых, связаны с нашей психикой и эмоциями, а во-вторых, – обратимы. Невроз, в отличие от более серьезных расстройств, не связан с нарушением восприятия мира или изменениями в сознании, а потому поддается корректировке.

Это не столько диагноз, сколько пограничное состояние, сигнал того, что в нервной системе или в душевном состоянии человека появилась трещина. Насколько она глубока и какими методами ее лучше устранить, может решить только специалист.

А перед ним сразу же встает главная проблема – отличить норму от патологии. Другими словами, понять, что именно нужно ребенку: лекарства, помощь психолога или просто любовь и внимание родителей.

Ннорма или отклонение – решать не вам, а врачу

Разобраться с этим вопросом должен врач – педиатр, невролог или детский психотерапевт, но никак не сами родители, бабушки и друзья семьи. Если что-то в состоянии ребенка вас беспокоит, визит в поликлинику однозначно не будет лишним. Специалист оценит справедливость ваших опасений и разберется, не вызваны ли проблемы естественными процессами роста.

Ведь в том и состоит главная особенность всех детских болезней, что малыши, в отличие от взрослых, растут. Их нервная система тоже постепенно совершенствуется, и, как только «фундамент» становится более устойчивым, «трещины на фасаде» тоже перестают углубляться, постепенно делаясь незаметными.

Многие невротические расстройства также со временем проходят у малышей сами собой, а некоторые и вовсе возникают из-за слишком активного роста. Так, например, тики и навязчивые движения (сосание пальца, наматывание волос на палец, почесывания, покачивания туловищем, гримасничанье и т. п.

), которые иногда встречаются у детей 4–7 лет, связаны с особенностями созревания нервной системы. Они, как правило, прекращаются, как только дисбаланс между потребностями и возможностями организма устраняется.

В то же время есть ряд невротических расстройств, при которых ребенку обязательно требуется не только консультация врача, но и тщательное обследование.

Сюда относится недержание мочи и кала (они могут быть связаны с патологией внутренних органов), нарушения сна (иногда вызываются мозговой дисфункцией) и аппетита (необходимо исключить проблемы пищеварительной или эндокринной систем), а также любые ситуации, сопровождающиеся болями.

Тем не менее даже для врачей ответ на вопрос, все ли в порядке с ребенком, может быть далеко не простым.

Где та грань, что отделяет естественный для любого малыша страх темноты от навязчивой фобии? А детские капризы с надрывным плачем и криками – от неврастении? Универсального для всех детей алгоритма диагностики просто не существует.

Порой, чтобы разобраться в ситуации, врачу или психологу приходится проводить целое расследование с долгими беседами, тестами, анализами. Родителям же, не рискуя заниматься самодиагностикой, необходимо прежде всего знать, в каких случаях пора насторожиться и обратиться за квалифицированной помощью.

Оотличительные черты детского невроза

Главные критерии психоэмоциональных проблем – стереотипность и непреодолимость.

Это может быть один и тот же упорный страх (например, малыш боится только канализационных люков и ничего больше, но эта боязнь каждый день мешает ему выйти из подъезда) или одно и то же навязчивое движение (например, неодолимая тяга к сосанию со сменой «объекта» не исчезает, а только трансформируется: вместо соски ребенок начинает сосать палец, носовой платок, прядь волос и т. п.). При этом на малыша с неврологическим расстройством крайне трудно воздействовать словом: уговоры, убеждения, наказания не только не оказывают влияния, но усугубляют проблему еще больше. И наоборот: если карапуз в истерике бьется головой об пол перед мамой и бабушкой, но почему-то никогда не устраивает таких представлений в присутствии папы, значит, он вполне способен себя контролировать и перед нами явно поведенческая проблема.

Патологические нарушения не просто «портят имидж» ребенка и раздражают родителей. Как любая болезнь, они тем и отличаются от нормального состояния, что мешают нормальной жизнедеятельности.

Если боязнь темноты позволяет ребенку в конце концов уснуть (пусть и похныкав) и его можно успокоить, оставив зажженный ночник, – это естественная и знакомая большинству из нас ситуация.

Когда же кроха каждый вечер с рыданиями отказывается ложиться в постель, потому что под кроватью живет кто-то страшный, а из темного окна вылезают чудища – ему нужна помощь. И следующий вопрос: какой она должна быть?

Ллекарство от детских неврозов

Есть бородатая шутка: «В нашей больнице от чего лечим, от того и умирают». Практически любое состояние может быть расценено как симптом болезни и подведено под тот или иной медицинский термин.

К сожалению, порой родители приходят к врачу именно с таким неосознанным желанием: услышать диагноз и получить рецепт, а не добившись ни того ни другого, испытывают разочарование. При неврозе рассчитывать на длинный список назначений не стоит, скорее наоборот: ведь его даже не лечат, а корректируют.

В борьбе с большинством невротических расстройств главная роль отводится не таблеткам (хотя ребенку могут назначить и витамины, и аминокислоты, и успокоительные препараты), а другим средствам: воспитательным, педагогическим, психотерапевтическим.

Причина большинства неврозов – травмирующий опыт, полученный ребенком. А потому главная задача лечения – найти и устранить его. Причем долговременный негативный эффект могут оказывать не только масштабные события, меняющие жизнь ребенка (вроде поступления в детский сад, переезда или развода родителей).

Эмоциональное состояние малыша – отражение того, что происходит в семье. Тревоги, страхи, напряжение родителей гарантированно передаются ребенку. Травмирующим фактором для ребенка может быть и сама обстановка в семье, причем не обязательно с бурными скандалами – достаточно холодного и скрыто недоброжелательного отношения друг к другу.

Травмирующим может оказаться совершеннейший пустяк (с позиции взрослых): облаяла собака, проехались в душном переполненном автобусе, мама отругала за испачканное платьице. Вот почему в поисках источника проблемы нельзя отмахиваться даже от детских выдумок и капризов.

Родителям с высоты своих лет и разума очень сложно представить, как то или иное событие может повлиять на маленького ребенка.

Где тонко, там и рвется: один и тот же факт на малыша с «устойчивой» нервной системой не произведет никакого впечатления, эмоционального и легковозбудимого кроху может надолго лишить сна и покоя, а у ребенка с уязвимой мочевыделительной системой приведет к энурезу.

КОРНИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ МОГУТ СКРЫВАТЬСЯ В МЛАДЕНЧЕСКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ, СЛУЧАЙНО БРОШЕННЫХ (И ТУТ ЖЕ ЗАБЫТЫХ) СЛОВАХ РОДИТЕЛЕЙ, УВИДЕННОМ МЕЛЬКОМ ПУГАЮЩЕМ ЗРЕЛИЩЕ. МОЗГ РЕБЕНКА КРАЙНЕ ВОСПРИИМЧИВ И МОЖЕТ СОХРАНИТЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ ДАЖЕ СИЮМИНУТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Помощь в коррекции неврозов оказывают детские психологи, психотерапевты и неврологи, но главная работа ложится на плечи родителей.

Если травмирующее событие случилось в прошлом, нужно помочь ребенку справиться с его последствиями – например, поэтапно преодолеть страх с помощью бесед, игро- и сказкотерапии. Если же малыша «подтачивает» нездоровая жизненная ситуация, придется вносить коррективы в уклад всей семьи.

Банальное изменение режима дня порой может оказать более заметный эффект, чем любые таблетки. Важно лишь разобраться, что нужно ребенку: кому-то требуется больше маминого внимания, кому-то – поменьше утомительных кружков и секций, кому-то – смена обстановки и переезд за город.

Понять потребности маленького человечка лучше любящих родителей не сможет ни один доктор. Но только, чтобы увидеть мир глазами своего ребенка, им нужно для начала присесть на корточки.

НЕ БОЙТЕСЬ ПОСТУПАТЬ «НЕПЕДАГОГИЧНО». ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО, МАЛЫШУ ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО РОДИТЕЛИ НА ЕГО СТОРОНЕ. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ДАВИТЬ НА РЕБЕНКА ИЗ БОЯЗНИ, ЧТО ОН ПРИВЫКНЕТ И ИЗБАЛУЕТСЯ. НАПРИМЕР, ЕСЛИ У КРОХИ ПЛОХОЙ АППЕТИТ, НЕ КОРМИТЕ ЕГО НАСИЛЬНО, А ПОЗВОЛЬТЕ ЕСТЬ ТАК, КАК ОН ХОЧЕТ – ПУСТЬ ВСЕГО ДВА РАЗА В ДЕНЬ, НО КОГДА ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ.

Источник: https://vk.com/@kroshkajaroshka-detskie-nevrozy-i-navyazchivosti-lechit-ili-perevospityvat

Клинические лекции по психиатрии детского возраста – Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий

Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать

Подробности Категория: Архивы

Патофизиологическая основа навязчивых состояний изучалась И. П. Павловым и его учениками путем экспериментальных и клинических исследований. И. П.

Павлов предполагал, что в основе навязчивых состояний лежат те же патофизиологические явления, что и в синдромах стереотипии, итерации, персеверации, а именно патологическая инертность раздражительного процесса.

Он считал, что в навязчивом неврозе имеется «чрезмерно незаконно устойчивое представление, чувство, затем действия, не отвечающие правильным общеприродным и специально социальным отношениям человека».

И. П. Павлов также обмечал различие патофизиологической основы фобии — навязчивых страхов — и других форм навязчивых состояний (навязчивых движений, навязчивых мыслей и поступков). При фобии имеются явления патологической подвижности тормозного процесса, тогда как при других формах навязчивости основное — это инертность раздражительного процесса.

Дальнейшее изучение патофизиологической основы психастении и навязчивых состояний было проведено А. Г. Ивановым-Смоленским, Е. А. Поповым, М. И. Серединой и Л. Б. Гаккель. Е. А. Попов считает, что в основе патологической нерешительности, наблюдающейся при навязчивых состояниях, лежит нарушение индукционного торможения.

Борьба между конкурирующими очагами возбуждения затягивается чрезмерно долго, так как вследствие недостаточности индукционного торможения ни первый очаг не в состоянии подавить второй, ни второй — первый.
М. И.

Середина, обследовав группу больных с синдромом навязчивых состояний, пришла к выводу, что у них отмечается: а) некоторая хрупкость условных связей; б) повышенная тормозимость; в) инертность тормозного процесса; г) низкий предел работоспособности корковых клеток.
Изучение клиники и патофизиологии навязчивых состояний у детей в нашей клинике проводилось Е. Е.

Сканави. Патофизиологическое обследование больных проводилось по речедвигательной методике А. Г. Иванова-Смоленского. Было обследовано 18 детей с навязчивыми страхами, фобиями и другими формами навязчивых состояний.

Экспериментальные данные показали, что у всех больных с навязчивыми состояниями отмечается преобладание тормозного процесса над раздражительным, но у одних больных более выражена лабильность активного торможения, а у других — инертность тормозного процесса.

При навязчивых страхах нарушение подвижности нервных процессов в сторону их инертности может быть обнаружено только при изменении экспериментальных условий, при введении во время опыта аффективного, адекватного для данного больного раздражителя.

Сравнивая данные, полученные при экспериментальном обследовании высшей нервной деятельности психогенных форм навязчивости и больных шизофренией с навязчивым синдромом, автор показал, что общим для обеих форм заболеваний является нарушение взаимодействия нервных процессов с преобладанием тормозного (главным образом пассивного торможения). Тормозимость значительно более выражена при шизофрении. Здесь легче образуется запредельное торможение с выпадением условно-рефлекторной деятельности. При шизофрении инертность нервных процессов носит стабильный характер.

При лечении затяжных невротических состояний у детей требуется прежде всего выяснить, в чем сущность психической травмы ребенка, и принять все меры к ее устранению.

Ребенку следует объяснить в доступной для него форме, что самый факт его страхов и болезненных привычек не представляет собой что-либо исключительное, что подобные явления нередко наблюдаются у детей.

Важно также подчеркнуть, что эти болезненные привычки излечимы и что ребенок легко сможет от них избавиться, если будет аккуратно выполнять предписания врача. Из лечебных мероприятий большое значение имеет удлинение физиологического сна, лечебная физкультура и ритмика.

При упорных навязчивых страхах у детей старшего возраста необходимо прибегнуть к психотерапии в форме внушения в бодрственном состоянии и гипнотерапии. За последние годы при лечении невроза навязчивых состояний применяются нейроплегические средства (аминазин, серпазил).

Литературные данные говорят о положительном действии аминазина при навязчивых состояниях, особенно при навязчивых страхах, фобиях. Наши наблюдения, количественно небольшие, подтверждают эти выводы. По наблюдениям нашей клиники (Е. Е.

Сканави), терапевтический эффект при лечении аминазином навязчивых состояний наиболее благоприятен в тех случаях, когда навязчивое состояние сопровождается большим эмоциональным напряжением, тревогой, страхом. Из отдельных клинических проявлений навязчивости лучше всего поддаются лечению навязчивые страхи.

Навязчивые движения исчезают под влиянием аминазинотерапии чаще всего в тех случаях, когда они являются защитными ритуалами. Значительно хуже поддаются лечению навязчивые движения, возникающие под влиянием патологических проприоцептивных раздражений, закрепляющиеся по механизму условной связи.

Особенно резистентны к лечению аминазином навязчивые движения, наблюдающиеся у детей с резидуальной церебральной недостаточностью. Благоприятный эффект при лечении навязчивых представлений отмечался главным образом в том случае, когда представление сопровождалось особенно яркой чувственной окраской, в других случаях лечение было малоэффективным.

Не было терапевтического эффекта и тогда, когда страхи не сопровождались переживанием чуждости и навязанности извне и приобретали характер стойкого ипохондрического синдрома. Навязчивые состояния на депрессивном фоне хуже поддавались лечению аминазином, нередко возникало углубление депрессивного состояния. Лечение навязчивых состояний у соматически ослабленных больных (грипп, ревматизм) также было менее эффективным. Применялся аминазин в виде внутримышечных инъекций или внутрь по 25 мл 2—3 раза в день.

Одновременно с медикаментозным лечением и психотерапией должна проводиться трудотерапия. Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку задания соответствовали его интересам, возбуждали у него положительные эмоции.

Таким образом легче создать другой конкурирующий очаг возбуждения в коре больших полушарий.

Тем самым создаются условия для ликвидации того очага инертного возбуждения, который является одним из важных патофизиологических механизмов невротического состояния.

Лечение невроза навязчивых состояний представляет более сложную задачу в том случае, когда навязчивость развивается у субъектов психастенического характера. Психотерапевтическая работа должна быть направлена на перевоспитание характера больного.

Основная цель лечебно-воспитательного воздействия на этих детей — повысить их уверенность в себе, помочь им найти такой вид деятельности, где они скорее обретут веру в собственные силы.

Все лечебные мероприятия, психотерапевтические беседы с ребенком должны быть направлены на то, чтобы создать у него хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение. Лучшим средством для перевоспитания характера ребенка является труд.

Работая над интересным заданием, видя непосредственный результат своей работы, радуясь своим творческим достижениям, он становится более бодрым, более уверенным в себе и освобождается от многих необоснованных опасений, касающихся его будущего.

Большое значение имеет также воспитание ребенка в детском коллективе. Важно постепенно повышать общественную нагрузку, ибо всякая неудача длительно переживается этими детьми, приводит к усилению психастенических черт характера (см. лекцию 19).

Источник: https://lmed.in/info/arhivy/klinicheskie-lekcii-po-psihiatrii-detskogo-vozrasta-22.html

Невроз навязчивых состояний

Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать

И нормальных условиях мыслительные операции обусловлены определенной целью, которая направляет их в нужное русло. При ненро.ю навязчивых состояний в процессе мышления преобладают нненлы'теппо вторгающиеся, навязчивые идеи, представления, вле-

чения, сомнения, воспоминания, иногда бессмысленного содержа­ния, причем больной относится к ним критически, сознает их нену­жность. У здорового человека тоже возможно наличие мнительнос­ти и навязчивости, но они не подчиняют себе его поведение, кратковременны и легко преодолимы.

При неврозе же навязчивых состояний, несмотря на понимание бессмысленности и необоснован­ности насильственно вторгающихся в процесс мышления мыслей и представлений, ребенок (подросток) или взрослый как бы подчиня­ется им, что отражается на поведении человека, приводит к сниже­нию трудоспособности, иногда даже к инвалидизации.

Возникновению этого невроза способствуют особенности лично­сти в виде тревожно-мнительного склада характера, астенизирую- щие факторы и психическая травматизация, которая обусловливает возникновение в коре большого мозга очага инертного застойного возбуждения.

Навязчивость может быть отвлеченной, проявляясь мудрствованием, прожектерской мечтательностью, совершенно оторванной от реальности, причудами.

К ним относятся контраст­ные, противоположные действительности мысли и влечения, недо­ступные в данной ситуации (желание ребенка, уважающего своих родителей, произнести оскорбительные слова в их адрес, сделать шаг вперед, стоя перед пропастью, засмеяться на похоронах; жела­ние матери бросить любимого ребенка с балкона вниз и др.). Чув­ственно-образная навязчивость сопровождается насильственным от­вращением к близким, совершением аморального действия, суевер­ного поступка, ритуала и др.

По своему содержанию навязчивые явления весьма разнообраз­ны: навязчивые страхи, воспоминания, сомнения, навязчивые дви­жения и действия, мысли о наличии заразной или смертельной бо­лезни и др.

Учащийся, например, мучается навязчивым сомнением, взял ли он в школу необходимые учебники, зная, что все в порядке, он много раз проверяет себя; боится, что в классе его вызовут к доске и он все перепутает, сделает не так, покраснеет.

Встречается навязчивый страх высоты, лестниц, острых предметов, тесных поме­щений, одиночества, толпы, открытых площадей, страх смерти и др. Все эти переживания делают школьника нерешительным, застав­ляют его ощущать собственную неполноценность.

Он осознает не­обоснованность своей навязчивости, относится к ней критически, но нередко на высоте тягостного переживания критическое отношение утрируется, и навязчивость трансформируется в сверхценную идею. При этом больной может стать совершенно неработоспособным.

Чтобы несколько облегчить состояние навязчивости, больной ис­пользует различные ритуалы, после чего он па некоторое время успокаиваются, наступает улучшение, а затем все повторяется снова.

К зафиксированным ритуалам относятся ритуалы отхода ко сну (складывать одежду на одном и том же месте и в одном и том же порядке; таким же образом обойти вокруг стола), однотип­ных движений (идя по улице, считать шаги, окна, искать автомо­биль определенного цвета), ритуалы при одевании, раздевании, приеме пищи и т. д. Глубина и степень навязчивости может быть самой различной or незначительной до весьма выраженной, вы- иоднщсй человека из строя, обусловливающей невозможность тру­довой доиicjiMionn. Продолжительность состояния навязчивости ыкжг различна несколько дней, месяцев, в ряде случаев — не­сколько /кся i кон лет.

Нгироп гтрнха и тревожного ожидания

11си|) общеукрепляющее лечение. Профилактика неврозов заключа­ете» и у ислнчсиии выраженности подвижности и уравновешенности MipiHHiux процессов.

С, физиологической точки зрения процесс обучения и воспитания ннлнстси прежде всего процессом образования условных связей, гзероотиион и навыков. Он обеспечивает тренировку нервных про- нессон, формирование целенаправленной активности, выдержки и самообладания, обеспечивающих устойчивость и сопротивляемость организма воздействию психогенных факторов.

Сочетание занятий по общеобразовательным предметам с про- и шодетненным обучением, воспитание трудолюбия, чувства долга, Порьба с тепличной обстановкой, эгоизмом, тенденцией к превос­ходству над другими являются факторами, тонизирующими кору Полиного мозга, препятствующими развитию неврозов.

Чрезмерное нннмание, постоянная тревога о ребенке, выполнение всех его же­ланий и капризных побуждений лишают ребенка самостоятельности, пшжлют выдержку и культивируют в нем черты эгоцентризма. Иредно, разумеется, и недооценивать интересы ребенка, имеющего спой собственный внутренний мир, игнорирование которого может принести к ощущению заброшенности, одиночества.

Уделяя ребенку ниимпние, родители, воспитатели не должны идти на поводу всех его желаний.

При лечении неврозов необходимо выяснить их причину и по­пытаться ее устранить. Давая заболевшему рекомендации, не сле­дует фиксировать его внимание на наблюдающихся у него психо­патологических явлениях.

Применяются методы безусловно-, услов­ии рефлекторной терапии и психотерапии, направленные на ниссганпнление силы корковых процессов, выработку новых или трможепие старых связей, устранение очага инертного застойного шнПуждении и др.

Большое значение в лечении имеют покой, дли- uviMiufl сои, пребывание в психоневрологическом стационаре или шпиле санаторного типа. Подход к больным неврозом должен быть прмго индивидуальным.

Если, например, при неврастении основ­ными н лечении являются отдых, покой, то при некоторых других формал невроза он применяется как вспомогательный метод лече­нии и и ряде случаев становится даже нежелательным.

При мопосимптоматическом неврозе прежде всего выясняют, яв- м ни I с и ли причина болезни для заболевшего очевидной или скры- пill, тчмпает ли он психотравмирующее воздействие.

Поскольку Мпнипенроз довольно часто возникает в результате неправильного him нн I аппи, то одними из эффективных методов его лечения явля- |он и педагогическое вмешательство, психотерапия, рациональная fli’ie/iH, направленные на перевоспитание личности.

Ребенок, подросток погружен в свой внутренний мир, со своими проблемами, имеющими для него важное значение, он нуждается во внимании окружающих его взрослых, разъяснении интересующих вопросов, удовлетворении его потребностей.

Все это необходимо дать ребенку, но не тогда, когда он добивается своей дели обманом, криком, судорогами, рвотой и другими подобными реакциями. Эти реакции следует игнорировать, чтобы отучить от них ребенка. При анорексии, например, ребенка кормят насильно. Между тем голод является лучшим физиологическим стимулятором аппетита.

При отказе от приема пищи, если он не обусловлен соматическим забо­леванием, следует, не фиксируя внимания, убрать пищу.

При нервном кашле, афонии, крике, падении на пол как протесте против режима ребенка лучше оставить в покое, пока у него не прекратятся эти истерические стигмы. Вне этих реакций ребенок, конечно, нуждается во внимании окружающих. В зависимости от течения мопоневроза лечебно-педагогическое вмешательство имеет свои особенности.

При психогенном заикании (логоневрозе) необходимо комплекс­ное лечебно-коррекционное воздействие. Оно должно воздейство­вать не только на речевую функцию, но и на личность в целом.

Ре­бенок с остро возникшим заиканием нуждается сначала в полном речевом покое, молчании. Лечение должно быть направлено на вос­становление нормального течения корковых процессов путем уве­личения продолжительности сна.

Для этой цели назначают препа­раты брома и снотворные средства, усиливающие процесс охрани­тельного торможения.

Эффективно однократное эфирное или алкогольное опьянение, применение метода смывания застойных очагов торможения в ре­чедвигательной зоне коры большого мозга волной возбуждения (электроток на область гортани, д’Арсонваль, эфирная маска и др.).

Логопедическая коррекция проводится на игровом или учебном ма­териале, направлена на выработку плавной речи, устранение судо­рожной готовности, нормализацию условных речевых связей.

Эти занятия требуют обоюдного терпения — как от ученика, так и от учителя.

Лечение неврастении должно быть этиологическим и патогене­тическим. В первую очередь устраняют неблагоприятную ситуацию, травмирующую психику, в том числе уменьшают или полностью исключают учебную нагрузку, проводят мероприятия, направленные на повышение соматического тонуса.

Наряду с уменьшением нагруз­ки и введением щадящего режима применяют средства, усиливаю­щие процесс торможения в коре большого мозга,— препараты брома в сочетании с кофеином. Важное значение имеют полноценное пи­тание, применение глюкозы, фитина, кальция глицерофосфата, про­должительный сон, физиотерапевтические методы лечения и др.

В случаях, когда нет возможности устранить неблагоприятную си­туацию и течение болезни принимает затяжной характер, необходи­мо длительное общеукрепляющее лечение и перевоспитание. По­следнее заключается в привитии ребенку навыков и умений приспо- еоПленпи к ivюжишпейси действительности, преодоления данной мпфпяпюп си Iу.ппш.

При этом следует учитывать как тяжесть си- тумиии, i.ik и пи 1М()Жиость ее устранения, возраст заболевшего, его уметиеимое рл.чимтпе.

Лечении IK данническое вмешательство при неврозе навязчивых сипишнш должно Пить комплексным (общеукрепляющая терапия, рашкшальиан психотерапия, направленная на подавление навязчи- мм 1.

(41 пн, патогенных факторах, действовавших во время внутри- V I poininro развития, и заболеваниях, перенесенных в первые годы жизни. Психопатия является результатом взаимодействия большого числа неблагоприятных биологических и социальных факторов.

Не­дооценка унаследованной, врожденной или приобретенной в раннем леп ном возрасте биологической неполноценности ведет к ошибоч­ному отождествлению психопатии как формы психической анома­лии с педагогической запущенностью как следствием неправильного иоспнтаиня.

Последнее более доступно коррекции, чем первое. Пе­дагогически запущенный нуждается в перевоспитании, психопат — и лечении и перевоспитании.

Я прошлом зарубежные авторы описывали психопатию под раз­личными названиями: «моральная дефектность» (Притчард), «мо- рнлыюе помешательство» (Маудсли), «оригинальное чудачество» (Гризингер), «дегенеративная неуравновешенность» (Маньян),«пси­хопатическая конституция» (Крафт-Эбинг), «психическая неполно­ценность» (Трель), «дегенеративное помешательство» (Крепелин).

И отечественной психопатологии взгляды на сущность психопа- тиЛ формировались собственным, самобытным путем. Передовым отечественным психиатрам было чуждо подражание самым модным зарубежным доктринам.

Разумеется, учение о психопатиях в нашей стране не было изолированным от воззрений зарубежных психиат­рии, но оно развивалось самостоятельно, на прочной основе матери­алистического естествознания.

Вот почему проникавшие с Запада и отечественную психопатологию идеалистические теории постоян­но нстрочали решительный отпор со стороны наиболее передовых и ныдающихен ее представителей.

Большой вклад в развитие учения о психопатии внесли выдаю­щиеся отечественные психиатры — С. С. Корсаков, В. X. Кандинс­кий, Л, М. Балинский, О. А. Чечотта и педагоги — А. Н. Острогор-

Неврастения| Органическая психопатия

Источник: https://lektsii.com/3-49882.html

Как преодолеть страх перед увольнением

Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать

У человека появляются проблемы в выполнении задач на рабочем месте или в школе, и он часто начинает планировать свою деятельность таким образом, чтобы избегать каких-либо потенциально неловких ситуаций.

Люди, которые страдают от социальной тревожности, постоянно избегают контактов с людьми и ситуациями где нужно быть в центре внимания. Часто бывает и так, что они полностью изолируются от общества, так как считают посещение массовых мероприятий просто неприемлемым риском для психики.

Сильный страх толкает таких людей к одиночеству и изоляции, что в свою очередь может стать причиной депрессии, алкоголизма и поводом к постоянному приёму антидепрессантов. Лечение в данном случае требует соответствующей терапии.

Для того, чтобы человек вышел из порочного круга, ему нужна профессиональная помощь специалиста психолога, которая может быть дополнена другими методами лечения.

Психотерапия и лекарственные методы Если у вас есть в наличии вышеизложенные проблемы, вы должны сначала обратиться к врачу терапевту, который будет уже инициировать дальнейшее лечение. Самым популярным и действенным способом является психотерапия со специалистом в данной области. Чаще всего для этой цели используют поведенческую и когнитивную терапию.

Продолжить чтение “Социофобия — групповая психотерапия / лечение”

У нас потрясающие новости! Установите приложение на свой телефон – . Подробные условия читайте ниже. Снимите с его помощью несколько видео на одну из тем: Обязательно укажите нужный тег в названии трансляции 4. Длительность видео – до 5 мин. Каждую неделю жюри будет выбирать победителя по суммарному количеству классов ваших роликов с тегом, а также по количеству и качеству трансляций.

Продолжить чтение “пїѕпїѕпїѕпїѕпїѕ пїѕпїѕ – пїѕпїѕпїѕпїѕпїѕпїѕпїѕ пїѕпїѕпїѕпїѕ пїѕпїѕ пїѕпїѕпїѕпїѕпїѕ”

Невротические расстройства ОКР, панические атаки, причины их появления, как развиваются навязчивые страхи, как избавиться. В предыдущей статье я рассказывал о том, что такое навязчивые мысли, об их причинах, что собой представляет ОКР обсессивно-компульсивное расстройство , и как быть с навязчивыми мыслями.

В данной статье мы продолжим разбирать эту тему и глубже рассмотрим первопричины возникновения таких невротических расстройств, как панические атаки ПА , фобии и ОКР.

И я расскажу вам на примере, как функционирует и развивается навязчивый страх, это даст вам понимание, почему и в каком направлении необходимо двигаться, чтобы наконец начать постепенно избавляться от этих расстройств.

Причины ОКР, фобий и панических атак Почему так важно понимать причины, откуда все это берется? Большинство людей, страдающих невротическими страхами, ПА и ОКР, не понимая, как устроены и работают наша психика и организм, обращают все внимание на борьбу со следствием, то есть, к примеру, начинают бороться с самими навязчивыми мыслями, приступами паники или действиями ритуалами , но при этом оставляют без внимания главную причину, которая и формирует проблему. Конечно, важно работать и с отдельными мыслями и поведением, но этого будет недостаточно и, как я не раз писал, надо хорошо знать природу, откуда и как возникают психические расстройства, и что их усиливает, это даст понимание, в каком направлении необходимо действовать.

Продолжить чтение “Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать”

Проявлением панической атаки является беспричинная тревога, которая лишает человека сна. Она характеризуется внезапным появлением. При начальных стадиях алкоголизма панические атаки с похмелья могут наступать через день или два после выпитых горячительных напитков.

У хронических алкоголиков беспричинные беспокойства становятся не проходящими. Отсутствие своевременного лечения нарушения психического состояния человека, вызванного употреблением алкоголя, приводит к необратимым последствиям.

Причиной возникновения не покидающего человека беспричинного беспокойства является гормональный дисбаланс. Он нарушает способность организма человека вырабатывать гормоны радости. Во время приступов депрессии происходят скачки АД, наблюдается тахикардия. Ей предшествует выброс адреналина и норадреналина.

Панические атаки с похмелья являются следствием разрушения продуктами распада спирта нервных клеток и их окончаний.

Продолжить чтение “Как избавиться от тревоги и страха с похмелья”

В году Платтер ввел понятие о навязчивых явлениях. Автором теории стал И. Балинский, представляющий подобное заболевание, как проявление чуждого сознания.

Считалось, что навязчивые мысли и страхи появляются в сознании человека помимо его воли и не могут быть устранены ее усилием. При этом интеллектуальная сфера остается не затронутой и продолжает функционировать в привычном режиме.

Одни авторы ссылались на расстройство мышления, как первопричину навязчивых состояний, другие указывали на сбои в работе эмоциональной сферы.

Продолжить чтение “Учимся преодолевать невроз навязчивых состояний”

Какой зуб определить не могу, знаю что слева на верхней челюсти. За последние 2 месяца на этой стороне запломбировали три зуба, нерв нигде не удаляли. Врач при осмотре не нашла больной зуб, на рентгене тоже не определила.

Сказала ждать, зуб себя проявит со временем. Если пульпит, то как скоро я пойму какой зуб болит? И неужели на рентгене ничего не видно? Зачем тогда его делают? Рентген-снимок делают, чтобы исключить скрытое воспаление.

После чего можно будет приступить к лечению причинного зуба.

Продолжить чтение “Лечение пульпита”

Помимо мобилизующего, есть еще страх парализующий. Это может быть боязнь грозы, темноты или красных резиновых сапог. Надо отдать должное экспериментатору: Спадает привычная завеса социальной защищенности.

Продолжить чтение “Детские ночные страхи: можно ли их побороть?”

Существует земной и астральный вид контактных аномальных ситуаций. К земному виду относятся: К астральному виду относятся: Земной вид контактных аномальных ситуаций Порча или энвольтование.

Это вред, причиняемый магическим путем посредством направленной сконцентрированной злой воли отрицательной энергии , которая вызывает нарушение биополевой энергоинформационной структуры человека. Это несет жертве не только заболевания, но и неудачи, ссоры, потери материальные и моральные, неблагоприятно влияет на взаимоотношения в семье.

Порча в наше время встречается довольно часто и поэтому относится к самому распространенному магическому и энергетическому контакту. С помощью специальных магических приемов идет подключение к действию энергетической сущности духов зла низшего астрального плана.

Порча выражается в том, что человек плохо себя чувствует, наступает апатия, проявляются симптомы предгриппозного состояния, ломит все тело, одолевают нервные срывы, страх, плохой сон. Это особенно наблюдается у детей и у людей со слабой энергетической защищенностью.

Продолжить чтение “Совладение со страхом. Часть 1”

Октябрь 31, , Прям как про меня написано Медикаментозное лечение Из фармакологических препаратов при социофобии чаще всего используются серотонинергические антидепрессанты, анксиолитики главным образом, бензодиазепинового ряда , бета-блокаторы для купирования вегетативных проявлений , ингибиторы МАО обратимые и триазоловые бензодиазепины. Также определенный класс антидепрессантов известен как обратимые ингибиторы МАО, например, моклобемид. Они эффективны при социофобии, в частности, в случаях социальной тревоги. Физические симптомы напряжения могут быть снижены в результате применения бетаблокаторов пропанолол или атенолол. Их часто выписывают в случаях боязни возникновения таких физических симптомов, как, например, дрожь при выступлении на собрании. В случаях общих тревожных расстройств сочетание медикаментозного лечения с поведенческой терапией даёт наиболее оптимальные результаты. Поведенческая терапия Поведенческая терапия ориентирована на стойкую редукцию симптомов.

Продолжить чтение “Оптимальная лечебная схема при социофобии, тревожно-депрессивном расстройстве.”

Думаете, это выражение употребляется лишь в переносном смысле? Значит, у вас, слава Богу, нет фобий. Человек, испытывающий чувство панического страха, способен думать только об одном — как скорее избавиться от причины паники. Но это ещё не все.

Если вспомнить о возможности рвоты и потери сознания, можно понять, почему люди, страдающие какой-либо фобией, прилагают все усилия, чтобы не столкнуться с травмирующей их ситуацией. Фобия — страх исключительно приобретенный. Ведь человек рождается бесстрашным.

Малыш не боится упасть, дотронуться до чего-нибудь горячего, остаться в темноте. Но он приобретает жизненный опыт, а вместе с ним и страхи.

Продолжить чтение “Фильмы про внутренние страхи смотреть онлайн”

Источник: https://musik.sputilovoigory.ru/page/2/

Детский невроз – знак, что в семье непорядок

Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать

Малыш может начать бегать на носочках, или после скандала в детском саду может “не добегать” до туалета, может стать плаксивым или агрессивным, а может сосать палец. Почему возникают неврозы у детей, мы спросили у Екатерины Вахтанговны Джинчарадзе, к.м.н., врача-психиатра Клинико-диагностического центра МЕДСИ:

Что провоцирует невроз у ребенка?

В возникновении детских неврозов как психогенных заболеваний основная причина в разнообразных психотравмирующих факторах, и как правило, многое зависит от родителей. Вот какими могут быть причины неврозов:

– первоначально проблемы семейных взаимоотношений,

– дефицит положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения,

– проблемы поиска своего “я” и оптимальных путей самовыражения, самоутверждения и признания,

– неврозы в детском возрасте могут быть клинико-психологическим выражением личностных проблем родителей – эгоцентризма, затрудняющего принятие ребенка и его индивидуальности,

– тревожность мам и пап, лежащая в основе гиперопеки,

– внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье,

– а также излишняя принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.

Ребенок начинает болеть, когда ему не хватает внимания и любви родителей

Как понять, что у ребенка невроз? Что должно стать «звоночком» для похода к врачу?

Неврозы наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того расстройство носит клинически стертый характер и поэтому остается нераспознанным родителями и мало осознается детьми.

Проявления неврозов у детей могут быть самыми разными:

– Эмоциональная неустойчивость,

– склонность к слезам и капризам,

– раздражительность,

– повышенная возбудимость,

– непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

– двигательная расторможенность, суетливость,

– быстрая потеря интереса к играм,

– неустойчивость внимания, отвлекаемость,

– потеря аппетита,- расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

Какие бывают неврозы

Неврозы страха. Самыми распространенными проявлениями неврозов являются предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации. страхов зависит от возраста.

У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью.

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплинами, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается такой невроз отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), плохим настроением.

При навязчивых страхах у детей более младшего возраста преобладают фобии загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений.

Среди неврозов, возникающих в раннем детстве, занимают важное место:

– Заикание – судорога мышц речевого аппарата,

– ночной энурез – ночное недержание мочи,

– неврастения у детей – синдром раздражительной слабости, который обусловлен перенапряжением нервной системы в связи с непосильной нагрузкой (непомерные требования к ребенку, перегрузка новыми впечатлениями),

– истерический невроз – жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии,

– припадки – падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка.

Нервный тик

Невроз навязчивых движений, страхов у детей (тик). Это движения в отдельных группах мышц, напоминающие защитную реакцию, направленную на освобождение от неприятных ощущений:

– мигательные движения, имеющие целью освободиться от яркого света, соринки в глазу,

– движения в шее как реакция на тесный воротник,

– движения головой как отрицательный ответ,

– покашливание, кряхтение, придыхание.

Как правило, тики появляются не ранее 2—3 лет. Невротические тики важно не спутать с гиперкинезами при неврологических расстройствах. Но тут вам поможет только доктор!

Чего боятся подростки

Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Как лечат невроз?

В первую очередь это психотерапевтические мероприятия. Важно наладить отношения в семье, провести психотерапию, которая поможет ребенку разобраться со своими личностными проблемами и может понадобиться групповая психотерапия, чтобы наладить отношения ребенка со сверстниками.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков – это хорошая атмосфера в семье. Если у ребенка появился страх, нужно с ним разобраться. И это значит, что родители должны быть рядом, должны помочь, а не отругать за трусость.

Важно в целях опять же профилактики “закаливать” ребенка психологически. Учить его быть активным, инициативным, учить преодолевать трудности.

А для родителей школьников первым правилом должно быть – следить за нагрузками. Чтобы у ребенка не было информационных перегрузок.

Если у вас есть вопросы к педиатру, неврологу, гинекологу, психологу и другим специалистам, пишите на mama@kp.ru

Источник: https://www.kp.kg/daily/25845.5/2816534/

Для родителей
Добавить комментарий