Для чего детям нужны супергерои

5 причин смотреть супергеройское кино вместе с детьми

Для чего детям нужны супергерои

Ребёнок хочет не только костюм Железного человека, но и перчатку Таноса? Тащит вас в кино на «Человека-паука»? Мы поговорили с детьми и родителями, а также с психологом Еленой Савчук, чтобы понять, что же хорошего в фильмах о супергероях и почему может быть полезно смотреть их всей семьёй.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Объяснить, что скрывается за эффектной картинкой

Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности», 2018 год

В большинстве современных фильмов о супергероях прежде всего бросаются в глаза спецэффекты. Они могут впечатлить даже взрослых. А для большинства детей космос или масштабные битвы в последних частях «Мстителей» — это и есть настоящее искусство.

При этом нужно понимать, что слишком сильные стимулы (яркие цвета, сильные эмоции, стремительность развития сюжета, агрессивное поведение персонажей) могут перевозбудить нервную систему ребёнка. Поэтому с маленькими детьми такие фильмы лучше смотреть всем вместе и объяснять, что ещё скрывается за яркой картинкой.

На самом деле супергеройское кино может способствовать избавлению от внутреннего напряжения. Оно даёт возможность сопереживать героям, у которых тоже есть проблемы и трудности, и выдыхать.

Такие фильмы помогают снизить уровень тревожности ребёнка. Наверное, поэтому их основной аудиторией остаются подростки (а мы помним, что этот возраст самый непростой, связанный с большими переменами во всех сферах жизни).

Но нельзя забывать, что этот эффект, однако, краткосрочный.

Денис (14 лет): Первый фильм я посмотрел в 4 года. Мне в первую очередь понравилось, что там много боевых сцен.

Ярослав (10 лет): Я люблю фильмы Marvel, потому что там крутые битвы. Мой любимый герой — Чёрная пантера. Мне нравятся его гаджеты и приёмы.

2. Понять, чем увлечён ваш ребёнок

Кадр из фильма «Тор: Рагнарёк», 2017 год

Вопреки кажущейся простоте, у фильмов о супергероях очень сложный запутанный сюжет, который не объяснишь в двух словах или на паре картинок комикса.

Например, многие фильмы связаны между собой, поэтому нужно дождаться сцены после титров. Она создаёт интригу и намекает, что продолжение следует. Как в ваших любимых сериалах.

А герои комиксов легко запоминаются, поэтому их любят дети и взрослые.

Наталья (45 лет): Сначала я относилась к таким фильмам с глубоким подозрением. Мне казалось, что они несерьёзные. Но когда мой сын Илья показал их мне, оказалось, что это целостное и даже симпатичное кино. «Тор» понравился мне больше других.

Илья (17 лет): Я люблю фильмы про супергероев за отсылки к комиксам. Когда увлекаешься этим, то можно увидеть то, чего не увидит другой зритель. Я ко многим героям отношусь с любовью, потому что все они разные и со своей историей. Но Человек-паук мне ближе всех.

3. Увидеть в супергероях ролевые модели

Кадр из фильма «Чёрная пантера», 2018 год

На первый взгляд, Капитан Америка, Чёрная Вдова, Бэтмен — далёкие от реальности герои. Но, разобравшись в истории, каждый находит для себя близкого персонажа с проблемами, которые зритель понимает.

В обычной жизни супергерой — чаще всего ничем не примечательный человек. Но в экстремальных ситуациях у него открываются необыкновенные способности, и он полностью преображается. Это делает идентификацию с ним очень лёгкой.

У такого героя всегда есть важная миссия, на пути к которой он встречает множество почти непреодолимых препятствий. Но в итоге они оказываются ему по плечу, а в конце случается непременный хеппи-энд: добро победило, зло наказано. Таким образом ребёнок избавляется от излишней тревоги, ведь главное — верить в себя и не сдаваться.

Ксюша (11 лет): Мой любимый супергерой — Грут, потому что он смешной и очень добрый.

Татьяна (44 года): Сначала мне больше всего нравился Тор, а сейчас — Доктор Стрэндж, ведь он всегда знает, что будет.

Ростислав (18 лет): Родители начали ходить со мной в кино, когда мне исполнилось три года. Моим любимым героем был и остаётся Человек-паук, потому что его переживания я мог сравнить со своими.

4. Рассказать о сложности мира

Кадр из фильма «Человек-паук», 2002 год

За сюжетом комиксов часто скрывается сильная идея. Посмотрите на историю Человека-паука. Обычный подросток Питер Паркер, когда ему было 15, получил способности из-за укуса паука, и ему нужно научиться справляться с ними. Быть Человеком-пауком, заслужить уважение Мстителей и стать одним из них — это же не так просто.

С другой стороны, в этих фильмах есть и некоторая опасность. Например, они довольно категоричны: в них всегда злое зло, неправое по всем фронтам, и однозначно прекрасное добро, чего в жизни, конечно, не бывает.

Если разбирать те чувства, которые герои демонстрируют с экрана, то это сплошь крайности — ужас, ярость, страсть, абсолютная радость. Без полутонов. Это не развивает чувствительность, не способствует обогащению эмоционального интеллекта.

Более того, в реальной жизни такой стиль общения присущ психопатическим личностям (аффекты, категоричность, обязательное наличие некоего внешнего врага).

Татьяна (44 года): Я впервые увидела супергеройские фильмы полтора года назад, когда дочь-подросток показала их мне. Мы привыкли к детским сказкам, а эта не такая. В этих фильмах были даже философские идеи, которые ребёнок, может быть, сразу и не поймёт. Добро, конечно, побеждает, но хорошо видно, какая цена у этой победы.

Илья (17 лет): Можно посмотреть фильмы самому, а потом показывать их детям как добрую сказку. Так мы с мамой впервые посмотрели «Гарри Поттера».

5. Наладить контакт

Кадр из фильма «Железный человек», 2008 год

Такое кино будет безопасным для человека, у которого уже есть представление о нормах поведения. Положительный герой в комиксах на самом деле мало чем отличается от злодея.

Двигаясь к цели, он преступает законы и нормы поведения, принятые в обществе, решает проблемы силой.

Методы, которые использует главный герой, подсказывают, что добро должно быть с кулаками, поэтому, если что-то не нравится, лишний раз можно не разговаривать, а сразу переходить к активным действиям.

Если вы не уверены в том, что ребёнок воспримет происходящее на экране правильно, то лучше смотрите этот фильм вместе, обсуждайте происходящее на экране, спорьте, кто и почему поступил так, а не иначе. Ведь самое главное — понимать друг друга, как Питер Паркер и Тони Старк, как Чёрная Вдова и Соколиный Глаз.

Денис (14 лет): Стоит показывать эти фильмы родителям, чтобы они больше нас понимали.

Татьяна (44 года): В них есть, о чём поговорить с детьми. А семейный просмотр и совместное обсуждение сближают, помогают найти точки соприкосновения.

Источник: https://mel.fm/roditeli-i-deti/4169278-superhero_movies

Почему нам нужны супергерои

Для чего детям нужны супергерои

Олена Концевич предлагает не стесняться своей любви к сказкам для взрослых.

За последние несколько дней мир разделился на два лагеря. И не по политическим предпочтениям. Людей, которые хотя бы раз держали в руках планшет с интернетом, интересуют лишь два события: выход восьмого, завершающего, сезона “Игры престолов” и выход в прокат четвертой, итоговой, части “Мстителей” от “Марвел”. Форумы кипят, Сеть перегружена, кассы штурмуют толпы фанатов.

В Южной Корее солдат дезертировал, чтобы пойти в кино. В США выпускают брендовое мороженое Winter is Here в честь замка Винтерфелл. Супергерои заполонили мир, и поскольку я нахожусь в оппозиции к Дейенерис Таргариен и ее банде и не видела ни одной серии “Игры престолов” (да, я существую на самом деле), то поговорим лучше о “Мстителях”.

Тем более что тема героев больше касается их.

Экзотические мужчины и как их нюхать

Почему взрослые ведут себя как подростки, фанатея от сказок о космосе, параллельных мирах, завоевании Земли, суперменах, мутантах и тайных агентах? Можно ли списать бум супергеройских саг и сериалов лишь на удачные коммерческие ходы и интересные сюжеты? Бесспорно, зерно истины в этом есть.

Но только ли в этом причина? Вряд ли. Комиксы появились задолго до того, как появилась технологии, способные перенести их на экран.

Джордж Лукас задумал свою джедайского сагу не вчера, а по Джеймсу Бонду публика сохла еще с тех пор, как его для нас услужливо выдумал Ян Флеминг, а было это в 50-е годы прошлого века.

Любая фантастика – это сказка для взрослых, где не всегда побеждает добро, где не стоит рассчитывать на хэппи-энд, и где вместо того, чтобы поцеловать Спящую красавицу, главный герой убивает Чужого. Но в этом и весь шарм. Миру нужны герои.

Все девочки читали сказку о Золушке, которая вышла замуж за принца, а все мальчики – сказку о Катигорошке, который своей булавой всех победил.

В крайнем случае, и те и другие смотрели фильмы о Терминаторе – а чем вам Терминатор не герой?

Подсознательно все мы хотим, чтобы нас оберегали, спасали, подставляли нам плечо. Мечтаем о настоящих друзьях, идеальных, надежных партнерах, о воплощении наших самых безумных замыслов.

Мы любим супергероев потому, что они являются для нас олицетворением картинки, знакомой с детства, и в то же время отображают наши слабости.

Ведь на самом деле Супермен – журналист-ботаник, Непобедимый Халк – жертва гамма-излучения, а Грут – тот вообще дерево. Зато с большим сердцем.

Сегодня делать из супергероев богоподобных идолов без проблем в личной жизни и без неприятного запаха изо рта не принято. В свое время издательство комиксов DC здорово отстали от своих конкурентов “Марвел” именно потому, что их герои во главе с Суперменом и Бэтменом были слишком уж прилизаны.

Единственным благом для них было благо цивилизации, а чтобы девушку в кино сводить – и в помине не было. А кому нужны безликие Идеалы Идеаловичи? А Мстители в перерывах между спасением мира умудряются выяснять отношения на кухне и напиваться на вечеринках, и у нас возникает потребность немедленно им сопереживать.

Когда-то мы смотрели “Рабыню Изауру” и “Богатые тоже плачут”, затем перешли на “Беверли-Хиллз, 90210”, а сегодня нашими “мылом” стали “Доктор Кто”, “Мстители” и “Игра престолов”.

Половые войны: небритые подмышки против бритвы

Ведь у Тора был в арсенале целый гарем гурий и амазонок (или как их там, в Асгарде, зовут). А тусовался он с обычной земной девушкой. Живешь себе, никого не трогаешь, и вдруг раз – и ходишь в пассиях у божества.

Чем не современная Золушка? Капитан Америка стал воплощением идеального мужчины – сильного, храброго, честного, настоящего патриота. За такого любая пошла бы. А он оказался однолюбом и всю жизнь обожал ту, единственную.

Агент Соколиный Глаз мог задать перцу кому угодно, но прежде всего любил свою семью, и за них хоть в ад был готов.

В конце концов, сам Тони Старк, Железный Человек – миллионер, филантроп, плейбой и гений – владел буквально всем на свете, и деньги у него были, и власть, и красивый стальной костюм, и толпы поклонниц. А в подруги жизни выбрал собственную секретаршу. Она, правда, не только кофе приносила, но умела еще и корпорациями управлять, но это уже дело десятое.

Мы все – родом из детства. И даже если вы банкир, депутат или владелец салонов красоты – в душе вы все равно подросток, готовый поверить в сказку.

Даже если сказка звучит так: “Любимая, потерпи, сейчас я не могу развестись, но мы обязательно будем вместе”.

И да простят меня те женщины, которым чужда и непонятна история Золушки, которая жила не мечтами о карьере, а о каком-то принце: выбирайте любую другую сказку по вкусу. Ведь о чуде в нашем жестокости мире мечтает каждый.

Так что не стоит стесняться, если вы полтора часа отстояли в очереди за билетом на “Мстителей” или взяли отгул, чтобы спокойно посмотреть дома четвертую серию “Престолов”. И если похорон Йонду Удонта вызвал у вас скупую слезу – поверьте, все у вас в порядке.

Проклятие быть мамой

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/authors/pochemu-nam-nuzhny-supergeroi-1345431.html

У нас в семье–супергерой!

Для чего детям нужны супергерои
Америка

Все чаще родители сталкиваются с тем, что их дети отождествляют себя с фантастическими персонажами из полюбившихся фильмов и мультиков.

Что это – невинное баловство, буйство детской фантазии или признак зарождающегося психического отклонения? Чем опасны игры с собственным «я», и что делать родителям «детей-пауков», «вампиров», «железных людей» и прочих несуществующих, но таких реальных супер-героев?

Паукомания в младшей детской группе

В возрасте 5 лет мой племянник перестал отзываться на собственное имя, заявив маме и папе: «Вы не знали, а я – Человек-паук!!!»

За полгода до этого родители сводили его на премьеру одноименного фильма, и потом всячески потакали новому увлечению сына: покупали комиксы, шампуни и сухие завтраки с изображением человека-паука, подарили к Новому Году роскошный сине-красный костюм с развитой мышечной мускулатурой из паралона и паутинкой на мордочке…

Миновали новогодние утренники, а Глеб все никак не мог расстаться с полюбившимся костюмом: играл в нем дома, отказывался снимать на ночь, карабкался по стенам и диванам, как любимый герой…

Мальчик вяло поддерживал диалог со взрослыми, не особенно стремился участвовать в играх, которые ему предлагали в качестве альтернативы, однако проявлял чудеса красноречия, если тема касалась Спайдермена.

Выяснилось, что с подобными проблемами столкнулись родители и некоторых других детей.

Воспитательница детского сада жаловалась, что один из подопечных пробовал ловить бабочек и есть их, а другой карабкался на подоконник, чтобы открыть окно и плавно спланировать на площадку детского сада…

с помощью паутины, выдуваемой из запястья, конечно! Мальчик не сомневался в том, что наделен теми же способностями, что и Человек-паук.

– До поры до времени вы поддерживаете увлечения детей: покупаете им костюмы, ручки, носки, зубные щетки с изображением любимого героя, говорит детский психолог Ирина Липовцева  – Вы и не подозреваете о том, что затянувшаяся игра может привести к шизофрении.

Мультфильм – это не способ времяпровождения, а повод поговорить с ребенком, который нуждается в родительском объяснении происходящего на экране.Чисто физиологически ребенок не может долго сидеть на одном месте – в какой-то момент его интерес к происходящему на экране ослабевает.

В этот момент легче всего переключить его внимание на что-то другое.

Вампирический бум

Как-то шестилетняя внучка моей соседки подошла к ней и по большому секрету сообщила, что является вампиром.

– Почему ты так решила? – опешила бабушка.

– Мне не нравится яркий свет, я люблю черный цвет и кровь.

Находчивая бабушка вышла из положения, заведя разговор с девочкой о ее родословной. Той пришлось согласиться, что ни папа, ни мама, ни бабушки и дедушки с обеих сторон вампирами не являются.

– Но вампир не может родиться у обыкновенных родителей! Значит ты – не вампир, – заключила бабушка.

Железная логика моей соседки заставила девочку задуматься. Возможно, одним маленьким «вампирчиком» стало меньше.

Только как часто взрослые готовы серьезно говорить с детьми на такие «несерьезные» темы? Легче высмеять детские фантазии либо вовсе отмахнуться: «Перерастет!».

Самое печальное, что ребенок может из них и не вырасти, ведь на популяризацию вампирской тематики работают киноиндустрия и  книгоиздательский бизнес. Только в США жизни кровопийц посвящено около десятка сериалов! Все они безумно популярны среди подростков.

Американская писательница Энн Райс считается одной из зачинательниц «вампирского» жанра в литературе, однако ключевую роль в популяризации вампиров сыграла Стефани Майер с циклом «Сумерки», который впоследствии был экранизирован.

Ее персонажи вызвали волну подражателей.

Были изданы десятки книг, в которых простая смертная школьница, как Белла, встречала таинственного красавца, как Эдвард, и начинались страсти-мордасти, где главным моральным выбором становится: «Укусить или не укусить?».

В книгах и фильмах вампиры – это элита. Попасть в их «клуб» могут только избранные: непременно сильные, привлекательные внешне парни и девушки. У вампиров никогда не бывает проблем с деньгами или здоровьем. Среди них не бывают неудачников. Они одеваются по последней моде и не работают на скучных работах. Некоторые из них даже отказываются пить человеческую кровь. Как тут не влюбиться?

«Избегайте поступления солнечных лучей в квартиру»

В Интернете, помимо сайтов, так или иначе спекулирующих на теме вампиризма, действует «сообщество реальных вампиров» с филиалами в нескольких странах мира, где рассказывается об особенностях вампиров, средней продолжительности их жизни (создатели ресурса говорят о том, что вампиры не бессмертны, живут в среднем от 120 до 450 лет, и что «геном вампира» наделены 10-15% населения Земли) и способах достать необходимую для жизнедеятельности донорскую кровь.

Все было бы смешно, если бы не было так грустно. На одном из популярных порталов о моде и красоте выложена даже пошаговая инструкция по превращению в «реального вампира».

«Каждый вампир должен отлично разбираться в строении человеческого тела. Как вы будете пить кровь, как будете кусать человека, если и представить себе не можете, где у людей проходят артерии? В анатомическом атласе наглядно показаны те места, где начинаются артерии, как они проходят и в каком месте заканчиваются».

По-настоящему жутко становится, когда читаешь комментарии к этому тексту: судя по стилю изложения и количеству граматических ошибок, писали их преимущественно дети и подростки. Очень много просьб помочь «разыскать настоящего вампира», который мог бы «укусить и обратить», причем ребята настолько уверены в возможности найти такового, что оставляют номера своих телефонов и адреса.

Мотивация к тому, чтобы стать вампиром, у всех примерно схожа: стать сильным, могущественным, красивым, жить вечно.

Кого выбирают себе в герои мальчики?

Американский психолог, профессор Массачусетского университета, автор четырех книг о детской и подростковой психологии Шэрон Лэмб в течение двух лет опрашивала 674 мальчиков в возрасте от 4 до 18 лет, чтобы выяснить, что им нравится читать и смотреть в кино и по телевизору. Результаты исследования были представлены в докладе на 118-й ежегодной конференции Американской ассоциации психологов.

Шэрон Лэмб пришла к выводу, что подрастающее поколение имеет искаженные представления об идеале мужественности. Супергерои добиваются цели через насилие, эгоизм, пренебрежение, вызывающее поведение. Фильмы о них предлагают мальчикам две модели «мужественности». Либо ты – победитель и хозяин положения, либо – безответственный гуляка и прожигатель жизни.

Мальчикам вдалбливается в сознание: если ты не можешь быть супергероем, ты всегда можешь стать «забавным парнем», который крут своей непутевостью, безалаберностью, черным юмором и наплевательским отношениям к общественным устоям и нормам поведения.

– Супергерои из старых комиксов продвигали идеи социальной справедливости, – замечает Шэрон Лэмб, – Супермен работал журналистом.

Зеленый Фонарь – железнодорожным инженером, Они отважно сражались с преступниками, но в повседневной жизни оставались обычными, в чем-то уязвимыми людьми.

Новое поколение супергероев всего добивается насильственными методами, не слишком учтиво обращается с женщинами и доказывает правоту оружием. Взрослым необходимо помогать детям отличать истинные посылы мужественности от ложных.

Отвлекающий маневр

– Действительно, детки часто идентифицируют себя с героями мультиков, комиксов, фильмов, особенно их впечатливших, – признает семейный психолг и автор книг для родителей Ирина Чеснова, – Они как бы присваивают себе их силу и сверхспособности (или привлекательность). Мой шестилетний сын Гриша, например, хочет быть похожим на Железного человека. На вопрос “почему?” отвечает:  “Железный человек умеет летать. Это круто”.

Другие любимые герои у современных детей: Человек-паук, Бэтмен, Бэн Тен. У девочек – феи. Подобная идентификация – абсолютная норма психического развития детей 5-7(9) лет.

Таким образом идет развитие важной психической составляющей – воображения, которое расширяет мир возможностей, вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Поэтому если, войдя в “роль”, ребенок просто играет и фантазирует, не причиняет вреда ни себе, ни окружающим, как-то резко реагировать взрослым, а тем более – пытаться переубеждать, не стоит.

Лучшая реакция – подыграть (“Ты – вампир? Ух ты! Ты будешь жить вечно? И тебя увидят мои пра-пра-пра-правнуки? Везет тебе! А сидеть в темноте – страшно?”. Когда игра проиграна до конца, она со временем перестает быть интересной ребенку, и он переключается на что-то новое. Ребенку  надо объяснять: игра – это игра, а реальность – это реальность.

Источник: http://russian-bazaar.com/ru/content/107671.htm

Мировой истории нужен супергерой!

Для чего детям нужны супергерои

В конце XIX века медиамагнат Уильям Херст опубликовал первый американский комикс «Медвежата и тигр». Херст и раньше активно использовал иллюстрации в своих изданиях, но после «Медвежат…

» графические истории стали его главным оружием. Немногим позже убедительную силу комиксов оценили другие издатели.

Так началась история нового искусства, которое, возможно, быстрее всех откликалось на события в истории человечества.

Начало XX века. Первые потрясения

Незадолго до начала Первой мировой войны во французских детских журналах появились рисованные истории «La Semaine de Suzette» («Неделя Сюзетты») о горничной Бекассин, а в журнале «L’Epatant» («Щеголь») серия о трех друзьях «Les Pieds nickelés» (дословно, «те, кто не беспокоится о работе»). В 1914 году эти герои отправились на фронт. Любопытно, что и в комиксах о Бекассин, и в «Les Pieds nickelés» помимо историй о персонажах, читатели могут многое узнать о жизни Франции той эпохи. В первом томе о Бекассин видна даже перемена формы французской армии.

«Les Pieds nickelés» были рассчитаны на взрослую аудиторию: на женщин в тылу и раненых солдат, которые когда-нибудь вернутся на фронт.

Истории трех шалопаев, попадающих на войне в самые немыслимые ситуации и всегда выходящих «сухими из воды», должны были и развеселить читателей, и внушить им гордость за собственный простоватый, но находчивый народ, который противопоставляется немцам-тугодумам.

Разумеется, эти комиксы не были единственными во времена Первой мировой, но и они, и другие графические истории потеряли былую популярность после ее окончания. Эта война вернется в комиксы намного позже, причем не только в европейские, но и в американские.

Ревущие 20-е и депрессивные 30-е

Между тем в 20-е годы в мире появились дела и поважнее, чем прошлые обиды и страхи. В Европе растет недоверие к новому государству — СССР, а в США в конце десятилетия начинается Великая депрессия. Это также находит свое отражение в комиксах.

С 10 января 1929 по 11 мая 1930 года в детском отделении бельгийской газеты Le XXe Siècle публикуется история о путешествии репортера Тинтина в страну Советов. Основой для нее послужила книга «Москва без прикрас», написанная бывшим бельгийским консулом в Ростове-на-Дону, Жозефом Дуйе.

Молодой Советский Союз здесь действительно представлен «без прикрас»: Тинтин и его вечный спутник, пес Милу, несколько раз спасаются от покушений ГПУ, прячут пшеницу крестьян от красноармейцев и крадут аэроплан, убегая от расстрела. На родине во Франции их встречают как национальных героев, а в СССР сделали вид, что никакого Тинтина, даже на бумаге, не существует.

У нас комиксы считались детским развлечением, и во взрослой литературе их почти не было.

На другом континенте в это время разыгралась не менее страшная трагедия, чем в России. В 1929 году в США грянула Великая депрессия — самый тяжелый экономический кризис в новой истории.

Могли ли создатели комиксов остаться в стороне? Конечно нет! Во многом, именно Великая депрессия сформировала Супермена — одного из самых знаменитых и успешных персонажей.

Он же ввел моду на супергероев: с момента его появления американский комикс завоевал мировой рынок.

Карьеру супергероя Кларк Кент начал и как защитник бедных и слабых, и как борец за сохранение старинных зданий, а его противниками оказываются нечестные политики и банкиры.

В эпоху, когда владельцы банков стали настолько ненавистны людям, что Бонни и Клайд превратились в национальных героев, Супермен оказался воплощением надежд на честного и благородного защитника.

Кстати, придуман он был еще в 1933-м, и в его внешности и поведении много напоминаний об ушедшей эпохе.

Красные трусы Супермена — ни что иное, как переделанный костюм цирковых силачей.

«Метрополис» — название города, в котором действует герой, пришло из легендарного фильма Фрица Ланга, вышедшего в 1927 году.

Культура 20-х повлияла и на другого легендарного персонажа компании DC Comics, Бэтмена. Закрытая маска, развевающийся плащ и четкая установка на борьбу с преступниками делают его похожим на Зорро, с которого, отчасти, он и был срисован.

А гангстерский Готэм стал собирательным образом многих американских городков 20-х — 30-х годов. Первый выпуск комиксов о Бэтмене вышел в 1939 году, почти сразу после появления историй о Супермене.

Совсем скоро в мире начнется Вторая мировая война и эти герои, как в свое время персонажи французских комиксов, будут «мобилизованы».

40-е роковые

Многие создатели комиксов были евреями, среди них Джерри Сигел, Джо Шустер и «отец графического романа» Уилл Айснер. Естественно, они не могли сидеть сложа руки, пока тысячи их соотечественников гибли в концлагерях.

Сражаться с нацизмом Супермен, Бэтмен и другие герои комиксов DC начали задолго до официального вступления США в мировую мясорубку. Уже в 1941 году на обложках комиксов супергерои били Гитлера и расстреливали людей, одетых в нацистскую форму.

Причем, к содержанию самого номера это могло не иметь никакого отношения. Графические истории стали своеобразной формой протеста. Позже убедительность комиксов оценило и правительство.

Рузвельту необходимо было оправдать военное вмешательство в чужой конфликт, в стране появилось Управление военной информацией, которое, в том числе, занималось комиксами.

Ведомство, просуществовавшее до 1945 года, отвечало за пропагандистские обложки, военную рекламу, а потом и за массовые поставки комиксов на фронт. Результат был налицо: с началом Второй мировой в стране ежемесячно выпускалось 15 миллионов комиксов. Спустя полтора года это число достигло отметки в 25 миллионов.

Это было время, когда и авторам, и читателям не будет ясно, на чьей стороне добро. И тем не менее в начале Второй мировой тот же Супермен в одиночку справлялся не с немецкими или итальянскими войсками, а с армией вымышленной страны, очень похожей на собирательный образ солдат нацистско-фашистского блока.

В истории про Супермена был случай, когда он действительно победил сильную организацию, причем не на страницах журнала, а в реальности. Речь идет о Ку-клукс-клане.

Секреты расистского сообщества авторам комиксов выдал внедрившийся туда Стетсон Кеннеди. Самостоятельно развалить Ку-клукс-клан у Кеннеди не получилось, и он предложил сценаристам DC Comics описать историю победы героя над клангсменами.

В итоге в комиксах не только были раскрыты секреты клана, но и высмеяны их обряды. После этого сообщество распалось.

Кстати, у самого Стетсона Кеннеди есть нечто общее с Суперменом: как и Кларк Кент он работал журналистом, как и он, надевал костюм, чтобы помочь людям.

Немного смелее действовали художники только что рожденной компании «Timely Comics» (будущей Marvel Comics). В марте 1941 года вышел первый номер комикса о Капитане Америка — персонаже-фронтовике.

Этот супергерой был создан для того, чтобы пробудить в американцах патриотические чувства, и стал настолько популярным, что ненадолго затмил самого Супермена.

Кроме «патриотической» составляющей в биографии Капитана Америки есть еще и история успеха: невысокий и щуплый художник из Бруклина превратился в лучшего солдата армии США и получил оружие из рук самого президента Рузвельта.

Наука, Холодная война и Железный человек: что общего? 

Почти сразу после капитуляции Германии и завершения боевых действий в Китае, популярность комиксов стала падать. Капитан Америка, например, был вообще забыт и вернулся в ряды супергероев лишь несколько десятилетий спустя.

Почему так получилось? Комиксы нередко обвиняли в жестокости, а военные рисованные истории грешили этим больше всего. Люди устали от насилия и пытались строить мирную жизнь.

Компания DC сосредоточилась на детективных комиксах, в это время появился обновленный Флэш — Генри Аллен, а компания «Timely», в 50-е переименованная в «Atlas Comics», экспериментировала с жанрами. Среди прочего важное место занимала научная фантастика.

«Timely» создала несколько комиксов, ориентируясь на успех научно-фантастических фильмов, но сами графические истории оказались неудачными, и к концу десятилетия скатились до комиксов о космических монстрах.

Научную фантастику вытянули все те же супергерои, к концу 50-х — началу 60-х снова вышедшие из тени.

В 1963 году писателем Стэном Ли, сценаристом Ларри Лейбером и художниками Доном Хеком и Джеком Кирби был создан Железный человек — герой, изначально не обладающий никакими супер-способностями, кроме выдающегося ума.

Прототипом для Тони Старка послужил «изобретатель, авантюрист, мультимиллиардер, ловелас и, наконец, псих» Гарвард Хьюз.

Старк — богатый промышленник-изобретатель, раненный при испытании нового оружия. Во время Вьетнамской войны он попадает в плен, и условием его освобождения является создание оружия массового поражения.

Вместо этого Старк создает супер-костюм, с помощью которого выбирается из плена.

На долгое время главными врагами Железного человека оказываются выходцы из Китая, Вьетнама и других стран азиатского региона (выпад в сторону коммунистических стран), позже Стэн Ли делает его борцом с корпоративным криминалом и терроризмом.

«Был разгар Холодной войны. Наши читатели, молодые читатели, если была единственная вещь, которую они ненавидели, то ей была война, ей была армия… А я создал героя, который соответствовал этому образу на сто процентов.

Он был производителем оружия, поставлял вооружение в армию, был богатеем, был промышленником… Я думал, что будет забавно создать такого персонажа, который никому не нравится, никому из наших читателей, и скормить его им, и заставить полюбить.

..» Стэн Ли

Тему войны во Вьетнаме создатели комиксов старались избегать, но совсем уйти от нее у авторов не получилось. Об агрессии США напоминает Каратель — антигерой, созданный писателем Джерри Конуэем и художниками Джоном Ромита и Росом Эндрю. Персонаж «родился» в феврале 1974-го, за год до окончания вьетнамской кампании.

Фрэнк Касл — настоящее имя героя — сначала хотел быть священником, но попал в армию и прошел очень серьезную школу боевой подготовки, побывав на фронте во Вьетнаме.

В комиксах, так или иначе посвященных этому персонажу, объясняется, что еще до армии он не умел прощать людей, но, во многом, он воспринимается как герой, покалеченный войной.

60-е: «нет!» социальному неравенству 

В 60-е комексисты увлекаются социальными изменениями. В 1966 году в комиксах появился первый темнокожий супергерой — Черная пантера, а в начале десятилетия Стэн Ли и Джек Кёрби придумали группу персонажей, названных «Людьми Икс». В первый состав «икс-менов» вошли Циклоп, Джина Грей, Зверь, Ангел и Ледяной Человек. Дальше к ним присоединились другие персонажи.

Эта команда стала интересным явлением в мире комиксов. В историях про «икс-менов» собраны многие социальные проблемы, ставшие публичными в период их появления.

С самого начала создатели команды «держали руку на пульсе» и прислушивались к общественным дискуссиям.

Так, в школе профессора Ксавьера почти равное количество мужчин и женщин (состав группы постоянно меняется, поэтому отследить точное количество человек сложно).

Люди Икс стали первыми, кто открыто заговорил о своей гомосексуальной ориентации. В 1979 году в ее составе появился Полярная Звезда — первый герой-гей, совершивший каминг-аут, он же стал пионером во вселенной Marvel, вступившим в однополый брак. Гомосексуальные или бисексуальные отношения также были у Анола, Мистик, Дакена (сына Росомахи, между прочим) и многих других.

Несмотря на наличие Полярной Звезды, DС, возможно, опередил Marvel: слухи о гомосексуальности Бэтмена ходят с самого начала его появления в комиксах. Правда, они много раз опровергались самими же создателями.

Разное происхождение героев отвечает запросу на многокультурность. Профессор Икс собирал своих мутантов со всего мира, в итоге в его особняке оказались европейцы, азиаты и африканцы. Есть среди «икс-менов» и русские персонажи.

Кроме этого, в семье мутантов (а ведут себя они именно как семья) мирно уживаются атеисты (Росомаха и Колосс) и герои, для которых религия является центром жизни, например, католик Ночной Змей и мусульманка-суннитка Сурайи Кадир (Пыль).

Но самое интересное в социальной составляющей истории про Людей Икс — это спор профессора Ксавьера и его оппонента Магнето, которых ассоциируют с лидером борьбы за права афроамериканцев Мартином Лютером Кингом-младшим и исламским духовным лидером Малкольмом Икc.

Причин для таких ассоциаций много: от прямых цитат из речей политиков до образа мутантов как жертв толпы, который перекликается с линчеванием негров до начала Движения за права афроамериканцев.

В новейшей истории «икс-мены», как и другие персонажи Marvel Comics, также оказались в эпицентре событий.

Гражданская война: аллюзия на терроризм

Главным событием 2000-х в вымышленном мире героев комиксов стала Гражданская война, инициированная Marvel. Авторы одной из крупнейших компаний умудрились поссорить и переубивать половину своих лучших персонажей. Потом, конечно, спохватились и самых интересных воскресили. Но к реальной истории это уже не имеет отношения, чего не скажешь о причинах войны.

Конфликт начался с массового убийства, в котором погибли 900 детей (авторы не поскупились на количество трупов). По легенде простые американцы обвинили в происшедшем героев.

Масло в огонь подлило правительство, которое обязало всех сверхлюдей раскрыть свои личности, пройти регистрацию и обучение, чтобы по-прежнему помогать людям, но уже в качестве официальных агентов.

Это и разделило персонажей Marvel на два лагеря: тех, кто выступал за регистрацию, возглавил Железный человек, а тех, кто против, — Капитан Америка.

История о гражданской войне — это аллюзия на события 2001 года: страшный теракт 11 сентября и «Патриотический акт», последовавший за ним и расширяющий возможности ФБР в вопросах слежки за гражданами.

«Регистрация» героев — это кивок в сторону нарушения американских ценностей, например — права на свободу.

Логично, что Капитан Америка, как главный защитник прав и свобод, выступил против действий правительства.

«Политическая аллегория будет видна только тем, кто является политически подкованным. Дети же прочтут это и увидят лишь грандиозную битву супергероев», — рассказывал сценарист этой серии Марк Миллар.

Сегодня комиксы продолжают идти в ногу со временем. Вновь возрастающий спрос на интеллектуальность воскресил, пожалуй, самого необычного персонажа Marvel — доктора Стрэнджа, дискуссия о феминизме сделала популярными Чудо-женщину и Мистик, а возрастающая террористическая угроза и информационная безопасность отразились в теме нейронных сетей Второй гражданской войны Супергероев.

Раиса Ханукаева, редактор eksmo.ru

Источник: https://eksmo.ru/articles/mirovoy-istorii-nuzhen-supergeroy-ID9333943/

Парадокс супергероев: почему им покорны все возраста

Для чего детям нужны супергерои

— Прекрасный выбор! Это редкая модель. Вашему мальчику обязательно понравится.

— Мальчику… А! Спасибо, но я для мужа покупаю.

Это феноменально, но целевая аудитория мира супергероев практически универсальна. Можно смело предположить, что возраст тех, кто интересуется, смотрит, коллекционирует и покупает начинается от +3 до… 60+? 80+?

Как Marvel, DC и другим компаниям это удаётся, что за парадокс? Ведь такую удачу мечтает повторить каждый маркетолог в своей нише.

Это действительно подарок: не делать бесконечные срезы своего идеального покупателя (хотя они, уверены, всё равно делают), а знать — что бы ты не выпустил, всем будет счастье! Давайте разберёмся не только в том, почему Человек-паук, Супермен, Халк и иже с ними так популярны, но и почему это очень даже хорошо. Для всех: вас, ваших детей, компаний, маркетологов и бездомных котиков.

Кто твой герой?

Тема супергероев далеко не нова и на самом деле была популярна во все времена. Просто герои были другими. Мифы о древнегреческих богах, былины о русских богатырях, скандинавские сказания, да те же родные сказки с Иван-Царевичем в главной роли — всё это супергерои конкретного временного отрезка. Да-да, и вот эти ребята тоже супергерои, нашего современного разлива.

В психологии есть такое понятие, как «место отца» в подсознании каждого человека. В классическом прочтении это образ реального отца (или деда, дяди, брата, друга, иными словами, мужчины), сильного и мудрого, который помогает сформироваться определённой жизненной философии. Она, как фундамент или корневая система, поддерживает человека всю жизнь.

Конечно, в реальности так бывает далеко не всегда. Подобный сильный образ, увы, присутствует в жизни не каждого человека, поэтому мы «добираем» его другими способами. Как раз увлечения сильными, смелыми сверхлюдьми — это восполнение данной потребности. По-другому просто не случается — здесь буквально работает принцип «свято место пусто не бывает».

Эту пустоту в подсознании человек всегда стремится заполнить и так или иначе находит, как это сделать. Вопрос в её размерах и в идеалах, которые займут имеющееся место, ведь в совсем критические моменты люди ищут себя и в сомнительных сектах, и в куда более опасных организациях.

Человеку нужна сильная философия, дающая ощущения «правильности» жизненного пути и поддержки рядом.

Так уж мы устроены: нам важно чувствовать свою защищённость и причастность к чему-то глобальному.

Естественно, человек проходит разные этапы взросления, в течение которых эта потребность может быть сильнее или слабее.

Когда ребёнок маленький, и позже в подростковом возрасте такие идеалы особенно актуальны (хотя у подростков они часто сменяются на более реальные — поп-артисты, актёры).

Но в целом потребность в таких идеалах человек сохраняет всю свою жизнь — именно поэтому нам так нравятся фильмы, где сильный герой спасает свою семью, а заодно и всю планету, чего уж там. Этот жанр и на все времена, и на все возраста.

На любой вкус и цвет

Конечно, это произошло не сразу, но вселенная супергероев настолько разрослась, что может удовлетворить запросы совершенно любой аудитории: от тех, кто ходит со школьными рюкзаками с Человеком-пауком до тех, кто скупает коллекционные фигурки с ним же за страшные деньги. И ставит на полочку к десяткам таких же.

Дети 3+

В магазинах представлены огромные стеллажи со всевозможными видами товаров про супергероев, очень реалистичными и стилизованными, разных размеров, конфигураций, со съёмным орудием и т. д.

Есть мягкие модели, есть значки, брелоки, блокноты, раскраски — и ещё огромное количество сопутствующих вещиц. Всё это яркое великолепие чаще всего вызывает бурный интерес у малышей.

А если есть старший брат или сестра (а часто и папы достаточно), от которых можно почерпнуть знания, интерес к супергероям «проникнет в организм» практически с молоком матери.

Да, мультфильмы о супергероях лет до 4−5 смотреть в основном ещё рано и не очень понятно, а вот зависать в  с любительскими роликами на тему малыши этого возраста просто обожают. Их снимают обычные родители-блогеры вместе с детьми. Темы самые разные, но актуальные: как лечат Халка, как Человек-паук спасает куклу Барби, как Капитан Америка сражается со злодеем и т. д.

Источник: Toys Play Time

Учитывая, что ролевая игра — важнейший и интереснейший этап взросления и познания мира для ребёнка, то в том числе и смотреть на такие игры, и быть их участниками дети очень любят, при этом получая от процесса массу пользы. Можно сказать, что это их первый кукольный театр, а в главных ролях заслуженные звёзды — Железный человек и Бэтмен.

Дети 5+

Имеем практически тот же ассортимент, к которому ещё добавляются маски супергероев, мечи, оружие и костюмы — всё то, что уже можно носить на себе и самому перевоплощаться в полюбившийся геройский образ.

Сюда же летят тетрадки, ручки, карандаши, рюкзаки — принадлежности для занятий в школах и кружках. Конечно, одежда — бейсболки, футболки, джемпера, толстовки и так далее.

Всё это легко превращается в супергеройское.

И вот уже в силу вступают мультипликационные сериалы о супергероях. Их немало на любой вкус. Правда, во многих представителях жанра может промелькнуть и крепкое словцо, и приправленные кровью сцены, и неоднозначные приключения на любовном фронте.

Но, ориентируясь на возраст и личные качества ребёнка (как мы знаем, некоторые дети с пелёнок смотрят то, что по рейтингу ещё рановато), можно подобрать максимально актуальные и подходящие варианты. Вот эти, например, более безобидные по подаче: «Халк и агенты СМЭШ», «Железный человек: Приключения в броне», другие примеры удачных анимационных сериалов для детей ищите в нашем большом обзоре:

ЛУЧШИЕ МУЛЬТСЕРИАЛЫ ПРО СУПЕРГЕРОЕВ

Не забываем и про полнометражную анимацию! В кино сейчас идёт великолепный «Человек-паук: Через Вселенные», остальные подходящие по возрасту мультфильмы ищите в другом нашем большом обзоре:

ЛУЧШИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПРО СУПЕРГЕРОЕВ

Дети 8+

К имеющемуся уже обширному набору супергеройских «развлекалок» теперь добавляются художественные фильмы про них.

Конечно, не все, а так называемый «промежуточный» этап, который можно показывать детям — без двусмысленных шуток, излишней жестокости и откровенных любовных сцен.

Из тех фильмов, что сейчас представлены на больших экранах, стоит отметить «Бамблби» (да, трансформеры не совсем супергерои, но на наш взгляд эти инопланетные защитники подлетели к данному званию очень близко), прекрасный в своей простоте фильм для юной аудитории.

Первые части «Железного человека», «Мстителей» и «Стражей галактики» студии MARVEL и «Люди Икс» студии Fox также можно рекомендовать к просмотру для бесстрашных и любопытных детей младшего школьного возраста.

Ну и не забываем про парки развлечений, дни рождения и анимационные программы в кафе, где до космоса часто используются образы супергероев. И ещё игры на телефонах и планшетах тоже изобилуют этой темой.

В общем, они во всех сферах, которые можно вообразить.

Дети 12+

К этому возрасту потихоньку подтягивается весь спектр кино, посвящённый супергероям, который уже рассчитан на взрослую аудиторию. Можно стать членом фан-клуба Человека-паука/Бэтмена/подставьте любое другое имя и найти себе крутых единомышленников. Расширяется и круг аксессуаров, это, например, спортивное направление: скейты, велосипеды, ролики, сноуборды и т. д.

Ну, а дальше уже 18+

Здесь полная свобода вкладов, как говорится. Многие начинают коллекционировать супергеройские фигурки, покупать редкие комиксы, превращая это увлечение в полноценное хобби.

И супергерои резко перестают быть детской темой (а были ли они ею изначально? Скорее они до неё «спустились») и приобретают всё более реальные характеры, привязанности и увлечения.

Образы их становятся более сложными и менее однозначными, супергеройские черты перемешиватюся с человеческими слабостями. Всё интереснее и интереснее!

Магазин студии Comicave studios

Подытожим: вселенная MARVEL и все другие миры супергероев — это феноменальное попадание в потребности и интересы буквально каждой возрастной группы.

Свои люди

Позиционирование супергероев относительно реальности — это отдельная тема для размышлений и восхищений. Взять хотя бы недавнюю историю со спасением Тони Старка, которую предложили развернуть NASA и «Роскосмос». Это же гениально!

Напоминаем: 7 декабря вышел первый трейлер нового фильма Marvel «Мстители: Финал» (который создатели скромно назвали «Трейлер самого ожидаемого фильма 2019»), где Тони Старк дрейфует в открытом космосе и ждёт смерти, потому что у него кончились запасы еды и воды, и количество кислорода уже тоже на исходе.

Источник: MARVEL Россия

Обеспокоенные фанаты обратились к серьёзным организациям с просьбой спасти Железного человека, и те ответили! Первой откликнулись NASA с сообщением, что готовы помочь, но сначала нужно определить точное нахождение Старка, ведь космос большой! Вот их послание:

«Эй, Marvel, мы услышали о Тони Старке. Насколько нам известно, первое, что вы должны сделать, это прислушаться в центре управлением полётами, не звучит ли позывной „Мстители, у нас проблемы“. Но если он не может выйти на связь, то мы настоятельно рекомендуем всем наземным ресурсам старательно прочёсывать небо в поисках вашего пропавшего парня».

Вторым был «Роскосмос», который пообещал прислать двух космонавтов для спасения Тони:

Источник: https://tlum.ru/news/paradoks-supergeroev-pocemu-oni-tak-popularny-u-vseh/

Для родителей
Добавить комментарий