Фактор детского страха

Детские страхи

Фактор детского страха

Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде.

Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов.

Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

Итак, детский страх помогает строить поведение, кроме того, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.

Дети в подростковом возрасте любят смотреть фильмы ужасов, особенно небольшой компанией в темной комнате, а собравшись вечером, начинают рассказывать друг другу страшные истории, при этом с острым эмоциональным завершением, когда рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руки сидящих рядом, пугает их. За этим обычно следуют «ужасные крики», смех и высвобождение психической энергии – мортидо (говоря словами Э.Берна), направленной на разрушение и агрессию.

Детские страхи – это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е.

у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают (таблица 4).

Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Детские возрастные страхи

ВозрастВозрастные страхи
0 – 6месяцевЛюбой неожиданный громкий звук;быстрые движения со стороны другого человека;падение предметов;общая потеря поддержки.
7 – 12месяцевГромкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);любые незнакомые люди;смена обстановки, одевание одежды и раздевание;отверстие стока в ванной или бассейне;высота;беспомощность перед неожиданной ситуацией.
1 – 2годаГромкие звуки;разлука с родителями;любые незнакомые люди;отверстие стока ванны;засыпание и пробуждение, сновидения;страх травмы;потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.
2 – 2,5годаРазлука с родителями, отвержение с их стороны;незнакомые ровесники;ударные звуки;ночные кошмары;изменение в окружающей обстановке;природные стихии (гром, молния, град и др.).
2 – 3годаБольшие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);исчезновение или передвижение внешних объектов.
3 – 5летсмерть (дети осознают конечность жизни);страшные сны;нападение бандитов;огонь и пожар;болезнь и операция;природные стихии;ядовитые змеи;смерть близких родственников.
6 – 7летЗловещие существа (ведьма, призраки, и др.);потеря родителей или страх потеряться самому;чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);физическое насилие.
7 – 8летТемные места (чердак, подвал, и др.);реальные катастрофы;утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.);опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;физическое наказание и непринятие в школе.
8 – 9летНеудачи в школе или игре;собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;физическое насилие;ссора с родителями, их потеря.
9 – 11 летНеудачи в школе или спорте;заболевания;отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);высота, ощущение верчения (некоторые карусели);зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)
11 – 13 летНеуспех;собственные странные поступки;недовольство своей внешностью;сильное заболевание или смерть;собственная привлекательность, сексуальное насилие;ситуация демонстрации собственной глупости;критика со стороны взрослых;потеря личных вещей.

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее – к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители – алкоголики и наркоманы.

Еще одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.

Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А.И. Захаров сгруппировал следующим образом:

– наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

– тревожность в отношениях с ребенком, чрезмерное предостережение его от опасностей, изоляция от общения со сверстниками, ранняя рационализация чувств, обусловленная излишней принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

– большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

– отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

– конфликтные отношения между родителями: психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

– психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

А.И.

Захаров направляет наше внимание к невротическим страхам, отметив их наиболее существенные отличия от возрастных: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (т.е. невротические страхи – это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся личности); избежание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.

Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами. Они закрепляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов.

Кроме этого, при неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными, обозначенные специалистами как невротическая триада страхов.

Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что, вместе взятое, неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в его общении со сверстниками. Страх смерти не имеет различий у детей с неврозами и их здоровых сверстников.

Различия здесь сводятся в основном к страхам нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек), стихии (у мальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер, поскольку в основе их лежит страх смерти. Этот страх означает боязнь быть ничем, т.е. не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть или погибнуть.

Для того чтобы справиться с возрастными детскими страхами, следует выработать единый план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность позволить ребенку справиться с некоторыми из них самостоятельно.

Патологические страхи испытывают, как правило, чувствительные дети, имеющие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, чье представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви.

В этом случае дети не смогут самостоятельно разрешать возникающие серьезные проблемы.

Источник: https://xn--3-8sbirdczi9n.xn--p1ai/p103aa1.html

Детские страхи и пути их преодоления – современные наукоемкие технологии (научный журнал)

Фактор детского страха
1 Саржанова А.С. 1 Егенисова А.К. 1 1 Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова 1. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – М., 1990. – 165 с.
2. Захаров А.И.. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб., 1995. – 31-32 с.
3. Костина Л.М.

Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 230 с.
4. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. – Тбилиси, 1966. – 78 с.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха.

Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Подавляющее большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временной характер.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины появления, чаще всего исчезаю бесследно.

Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье, чрезмерной опекой.

Страхи появляются у 40 % детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами. Страх является наиболее опасной эмоцией.

Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв.

На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир.

Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Причины возникновения детских страхов Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх.

Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберет Баба-яга!». Самые распространенные – это внушенные страхи.

Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься».

Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха.

Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов.

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей.

Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями. Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Нормы страхов для детей разных возрастов приведены ниже. Что делать родителям, как им помочь ребёнку? Прежде всего, следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать своё поведение.

Очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Когда ребёнка излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабеньким. Мир представляется ему грозным и враждебным.

Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? А поскольку мира ребёнок не знает (ему не дают возможности с ним познакомиться по-настоящему), место знаний занимают фантазии.

Неизвестное всегда страшит вдвойне.

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90 % случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Смерть родителей – также довольно часто встречающаяся разновидность детских страхов, зачастую порожденная самими же взрослыми.

Часто базируются на боязни различных сказочных персонажей и мультипликационных героев.

Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только сами страхи, но и причину их возникновения, для того, чтобы бороться не с последствиями, а с первопричиной страха. Одни специалисты используют для этого рисование, другие – лепку, а третьи предпочитают беседы с малышом.

Сложно назвать наилучшую диагностику детских страхов, так как все эти способы дают одинаково эффективные результаты, а при выборе метода необходимо учитывать ряд индивидуальных психологических и возрастных особенностей каждого малыша. Поэтому в данной статье идёт речь о том, как избавиться от детских страхов самостоятельно, в домашних условиях.

Если же этого не получится сделать, тогда, безусловно, необходимо будет обратиться за помощью к психологу.

Как уже было сказано, для того, чтобы успешно преодолеть страхи, необходимо с помощью психоанализа детских страхов выяснить причины. В домашних условиях вы можете воспользоваться несколькими простыми, доступными для родителей методиками выявления детских страхов, которые дают весьма точное представление о характере проблемы.

Для освобождения от страхов можно использовать различные методы. Это игротерапия, сказкотерапия, арттерапия (рисование различных «страшных» персонажей, лепка отрицательных героев), а также музыкотерапия и танцтерапия.

Преодоление детских страхов можно использовать разнообразных средств и методов психологического воздействия (игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, танцытерапия, проективные методы, методы релаксации и саморегуляции).

Коррекционная работа ведется в нескольких направлениях: консультирование; лекции-семинары (для родителей, педагогов); стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов.

1-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.

2-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

3-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. Коррекционная группа формируется из детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течение трех недель, продолжительность каждого 20–30 мин. Цикл – 15 занятий.

5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями. Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов.

В рамках программы коррекции детских страхов детские психологи дают несколько крайне полезных рекомендаций родителям. Ведь научно доказан тот факт, что в 95 % всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны родители.

Что мы отчетливо наблюдаем в своей работе. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени.

Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка. Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости.

Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним.

После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять.

Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх. Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей.

Помочь детям справиться с собственными страхами; обучить методам релаксации и саморегуляции; переориентировать ребенка, помочь перевести страшные образы в разряд беззащитных и несчастных, которых стоит пожалеть и защитить; с помощью проективных методов научить детей отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей;повысить уверенность ребенка в себе и своих силах. Ход занятия: Знакомство. Игра «Ласковое имя» Цель: помочь детям запомнить друг друга и установить контакт. Вспомните, как вас ласково называют дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик надо бросать в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.(Дети выполняют упражнение.) Упражнение «Иголка и нитка» Цель: активизировать детей, создать у них рабочее настроение. (Дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впереди стоящего. Первый ребенок – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» – бегут за ним, стараясь не отставать.) Игра «Чужие рисунки» Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.(Каждый ребенок рисует свой страх. Педагог-психолог вывешивает рисунки на доске. Дети рассматривают их и по очереди рассказывают, что они нарисовали и чего боятся.) Игра «Боюська»Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем. (Дети быстро передают друг другу мяч. Получивший его должен назвать тотили иной страх («боюську») и передать мяч следующему.)

Лучше воздействовать на детскую психику посредством игры.

В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.

Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями. Как правило, если врослые удастся найти их общие с детьми страхи, преодоление детских страхов становится гораздо быстрее и легче.

Библиографическая ссылка

Саржанова А.С., Егенисова А.К. ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 155-157;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32161 (дата обращения: 16.01.2020).

Источник: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32161

Особенности страхов у детей младшего школьного возраста и причины их возникновения – современные наукоемкие технологии (научный журнал)

Фактор детского страха
1 Полякова Т.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» 1. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. – М., 1986. – 112 с.
2. Изард К.Э. Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций. – СПб., 2007. – 464 с.
3. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. – М., 1985. 431 с.
4. Левин К. Динамическая психология.

Избранные труды. М., 2001.
5. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989. – 296 с.

Среди человеческих эмоций самой распространённой и отрицательно окрашенной выделяется – страх, которая может быть и у детей и у их родителей.

В ситуации межличностного общения родителей и детей всегда присутствуют отрицательные эмоции, которые вызывают страх, порой это происходит осознанно, и родители пытаются таким образом воздействовать на поведение ребёнка, забывая при этом, что чувство страха приводит к параличу сознания ребёнка и наносит ему ощутимый вред.

Впоследствии этот детский страх мешает повзрослевшему ребёнку преодолеть жизненные ситуации, связанные с этим страхом.

Зачастую само противодействие родителям становится для ребёнка важнее, чем неудовлетворённая потребность: он и не против бы осуществить родительский запрет, но не может смириться с тем, что ему запрещают что-то делать, пугая непонятными страхами и, лишая возможности самостоятельного выбора.

К. Левин, обсуждая психологическую ситуацию запрета и наказания, выделил четыре направления поведения детей: выполнение требования, принятие наказания, действия направленные на преодоление препятствия, борьба с взрослыми [4].

В отечественной и зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх».

Например, З. Фрейд говорит, что страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда: удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также вероятно, и отражение определённого значимого события [5].

Карпенко Л.А., характеризуя эмоциональную составляющую страха, приводит следующие аргументы: …В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия) и др. [3].

В теории дифференциальных эмоций К.Э. Изард, описываются базовые эмоции человека, среди которых одно из основных мест занимает страх. Поскольку страх отнесён к базовым эмоциям, то его относят к врождённым эмоциональным процессам, имеющим, генетически заданный физиологический компонент, строго определённый мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием… [2].

Как правило, страхи возникают по вине самих родителей, которые пользуясь, случаем запугивают своих детей, не думая о последствиях.

Если бы родители знали, что предупреждение и ограждение детей от страхов приходящих от семейных неурядиц, чрезмерной опеки, родительской невнимательности, неблагоприятным окружением и пр.

, то они более пристально следили бы за семейным комфортом и взаимоотношениями и тогда дети не накапливали тревогу и беспокойство.

Наше исследование проходило в детском санаторно-оздоровительном центре «Спутник», в анкетировании приняли участие 29 детей в возрасте от 6 до11 лет.

Задачей исследования стало определение особенностей страхов у детей младшего школьного возраста и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Так как, появляющиеся в детском возрасте страхи несут за собой большие последствия, сопровождая уже, будучи взрослого человека, то мы считаем, что наше исследование имеет определённую актуальность

Отечественный исследователь А.И. Захаров, считает, что причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и учителей, а также гнев и угрозы взрослых в адрес ребёнка.

Самые распространённые – это внушённые страхи. Источником внушённых страхов выступают взрослые, окружающие ребёнка: родители, бабушки, воспитатели, педагоги и др.

, которые непроизвольно, слишком эмоционально, предупреждают ребёнка об опасности [1].

Взрослые часто предупреждают ребёнка об опасности короткими фразами: «Стой, а то упадёшь!», «Не трогай – обожжёшься!», «Не гладь собаку – укусит!» и т.д.

Ребёнок до конца ещё не понимает, чем ему грозит общение с животными или выполнением той или иной не знакомой ему деятельности, но уже ясно ощущает тревогу в эмоциональном предупреждении, и у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на схожие жизненные ситуации.

Поскольку ребёнок воспринимает в предупреждении лишь вторую часть «Упадёшь!», «Обожжёшься!», «Укусит!», то такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь и когда ребёнок вырастет, страх не притупится, но и не исчезнет.

Детская фантазия безгранична. Она ярко окрашена, наделена негативными эмоциями и представляется ребёнку как вполне реальное явление. Одной из причин страха у ребёнка может быть взаимоотношения со сверстниками.

Например, если более сильный ребёнок запугивает малыша разными историями «страшилками».

Однако, не смотря на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, обычно он кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Возвращаясь к исследованиям К.Э. Изард, мы обращаем внимание на выделенные исследователем факторы, которые участвуют в возникновении устойчивых страхов:

– наличие страхов у родителей, прежде всего у матери;

– тревожность в отношении с ребёнком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;

– излишне ранняя рационализация чувств ребёнка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

– большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

– отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

– конфликтные отношения между родителями в семье;

– психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

– психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [2].

Используя данные, проанализированные в изученной литературе и, проведя анкетирование во временном детском коллективе детского санаторно-оздоровительного центра «Спутник» в период летних каникул, мы выяснили, чего боятся дети в возрас-
те 6-11 временно изолированных от родителей:

1. Крови, ушибов, операций.

2. Потери родственников.

3. Одиночества.

4. Пауков, змей, клещей, собак.

5. Клоунов, кукол, восковых фигур.

6. Высоты.

7. Темноты.

Из приведённых выше страхов наибольший выбор остался за № 3 (Одиночество). Проведя беседы с обследованными детьми, оказалось, что причиной возникновения страха одиночества служит:

– привязанность к матери (начиная с раннего детства, ребёнок постоянно находится под опекой мамы, боятся незнакомых людей, плачет, когда с ним разлучаются, подрастая, спрашивает одобрения, требует признания и любви);

– неполная семья или неблагоприятное окружение (недостаток любви приводит к тому, что ребёнок замыкается в себе, вследствие этого приходит состояние страх перед одиночеством).

Таким образом, проведённое теоретико-экспериментальное исследование дало нам основание для следующих выводов:

1. Анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме развития страха у детей младшего школьного возраста показал, что данная проблема достаточно разработана и обоснована.

В ходе анализа было выявлено, что данной проблемой занимались многие учёные К.Э. Изард, З.Фрейд, А.И. Захаров, К.Левин, А.М. Прихожан,
М. Ковач, Л.С. Выготский, С.В. Воликова, А.Б. Холмогорова, А.М.

Галкина и др.

2. Анкетирование позволило выявить, что у большинства детей есть незначительный уровень страха. Страх не является первоначальной эмоцией, благоприятным показателем явилось то, что в основном дети задумывались о том, что их пугает. Некоторые отвечали сразу, но это объясняется тем, что они сталкиваются часто со своим страхом (пауки, темнота).

Следовательно, можно говорить о том, что детские страхи создают неблагоприятную ситуацию для эмоционального развития ребёнка, способствуют формированию депрессивной и тревожной симптоматики у детей младшего школьного возраста, ведёт к недоразвитию социальных навыков.

Чтобы оказать действенную помощь, таким детям необходима своевременная профилактика эмоционального состояния, помощь должна носить комплексный характер.

В фокусе внимания специалистов по коррекции детских страхов должны быть непосредственно ребёнок, его родители (их воспитательные установки), педагоги и учебное заведение.

Помимо оказания индивидуальной помощи детям и их родителям, государство должно проявить максимум усилий по налаживанию позитивного информативного поля СМИ, детской литературы, искусства и кино. Эта необходимость обусловлена, в том числе, проблемами психологического благополучия детей.

1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка

Фактор детского страха

Тревожность— одна из наиболее сложных проблемсовременной психологической науки.Почти в каждой исследовательской работемы обязательно встретим ссылки на еенеразработанность, неопределенность,на неточность и многозначность самогопонятия [22, с.34].

Ноодновременно это одна из наиболееиспользуемых в практике категорий —как диагностических, так и объяснительных,интерпретационных.

Когда речь идет овлиянии тревожности на поведение иразвитие личности, о саморегуляциисостояния тревоги, о тревожном типеличности, о «работе с тревогой», способахпреодоления устойчивой тревожности ит.п.

— сравнительно легко достигаетсявзаимопонимание между специалистами,вне зависимости от их теоретическихвзглядов [17, с.7].

Сложностьприменения известных точек зрения канализу страха и тревоги у детей, какподчеркивалось неоднократно, связана,по крайней мере, с двумя обстоятельствами.

Во-первых, разграничение внешней ивнутренней, определенной и неопределеннойугрозы возникает в онтогенезе довольнопоздно.

Во-вторых, разграничение«витальной» и «социальной» угрозы частодостаточно искусственно, во всякомслучае для детей.

https://www.youtube.com/watch?v=6n6lN1xtIo4

Тревожность несвязана с какой-либо определеннойситуацией и проявляется почти всегда.Это состояние сопутствует человеку влюбом виде деятельности. Когда же человекбоится чего-то конкретного, мы говоримо проявлении страха. Например, страхтемноты, страх высоты, страх замкнутогопространства.

Б.И.Кочубей и Е.В. Новикова считают, чтотревожность развивается вследствиеналичия у ребенка внутреннего конфликта,который может быть вызван:

1.Противоречивыми требованиями,предъявляемыми родителями, либородителями и школой (детским садом).Например, родителине пускают ребенка в школу из-за плохогосамочувствия, а учитель ставит «двойку»в журнал и отчитывает его за пропускурока в присутствии других детей.

2.Неадекватнымитребованиями (чаще всего, завышенными).Например, родителинеоднократно повторяют ребенку, что оннепременно должен быть отличником, немо­гут и не хотят смириться с тем, чтосын или дочь получает в школе не только«пятерки» и не является лучшим ученикомкласса.

3.Негативными требованиями, которыеунижают ребенка, ставят его в зависимоеположение. Например, воспитательили учитель говорят ребенку: «Если тырасскажешь, кто плохо себя вел в моеотсутствие, я не сообщу маме, что тыподрался».

Специалистысчитают, что в дошкольном и младшемшкольном возрасте более тревожнымальчики, а после 12 лет девочки. При этомдевочки больше волнуются по поводувзаимоотношений с другими людьми, амальчиков в большей степени беспокоятнасилие и наказание.

Совершив какой-либо«неблаговидный» поступок, девочкипереживают, что мама или педагог плохоо них подумают, а подружки откажутсяиграть с ними. В этой же ситуации мальчики,скорее всего, будут бояться, что ихнакажут взрослые или побьют сверстники.

Как отмечают авторы книги, через 6 недельпосле начала учебного года у школьниковобычно повышается уровень тревожности,и они нуждаются в 7 —10-дневном отдыхе[38, с.18 ].

Тревожность ребенкаво многом зависит от уровня тревожностиокружающих его взрослых. Высокаятревожность педагога или родителяпередается ребенку. В семьях сдоброжелательными отношениями детименее тревожны, чем в семьях, где частовозникают конфликты.

Интересентот факт, что после развода родителей,когда, казалось бы, в семье закончилисьскандалы, уровень тревожности ребенкане снижается, а, как правило, резковозрастает. Психолог Е.Ю.

Брель выявилаи такую закономерность: тревожностьдетей возрастает в том случае, еслиродители не удовлетворены своей работой,жилищными условиями, материальнымположением. Может быть, именно поэтомув наше время число тревожных детейнеуклонно растет.

Авторитарный стильродительского воспитания в се­мьетоже не способствует внутреннемуспокойствию ребенка [38, с.20 ].

Существуетмнение, что учебная тревожность начинаетформироваться уже в дошкольном возрасте.Этому могут способствовать как стильработы воспитателя, так и завышенныетребования к ребенку, постоянныесравнения его с другими детьми.

Внекоторых семьях на протяжении всегогода, предшествующего поступлению вшколу, в присутствии ребенка ведутсяразговоры о выборе «достойной» школы,«перспективного» учителя. Озабоченностьродителей передается и детям. Крометого, родители нанимают ребенкумногочисленных учителей, часами выполняютс ним задания.

Неокрепший и еще не готовыйк такому интенсивному обучению организмребенка иногда не выдерживает, малышначинает болеть, желание учитьсяпропадает, а тре­вожность по поводугрядущего обучения стремительновозрастает [48, с.61 ].

Тревожность можетбыть сопряжена с неврозом или с другимипсихическими расстройствами. В этихслучаях необходима помощь медицинскихспециалистов.

Дветысячи лет назад Цицерон в трактате«Тускуланские беседы» писал: «Тревожностькак черта характера (anxietas)отличается отсостояния тревоги (angor)в том смысле,что тот, кто иногда испытывает страх,не обязательно всегда встревожен а тот,кто тревожен, не обязательно во всехслучаях испытывает страх» [17, с.6 ].

Анализируяэто суждение, Г.

Айзенк указывает: «Изконтекста видно, что под тревожностьюкак чертой характера Марк Тулий Цицеронпонимает относительно постоянноесостояние сильного возбуждениясимпатической нервной системы, страхаи повышенной эмоциональности, в то времякак состояние тревожности представляетсобой состояние человека в конкретныймомент, независимое от уровняэмоциональности, обычного для данногочеловека» [17, с.6 ].

В1970г. Ч. Спилбергер с коллегами опубликовалопросник, который может быть использовандля эмпирического исследования различиямежду тревожно­стью как чертойхарактера и тревожностью как состоянием.

Вупомянутом трактате Цицерона такжесформулирована идея, предвосхитившаясовременное представление о тревожностикак результате научения. Цицерон писал:«Кто страдает, тот боится, ибо причины,вызывающие страдание, при угрозе ихпоявления вызывают страх».

И далее:«Страх вызывается отсутствующимифакторами, присутствие которых вызыва­етстрадание». Это представление созвучнос теорией обусловливания, еслирассматривать тревожность (страх) какусловную реакцию, а страдание (например,боль) как безусловную.

Принятосчитать, что проблема тревожности какпроблема собственно психологическаябыла впервые поставлена и подвергласьспециальному рассмотрению в трудах 3.Фрейда.

При этом необходимо отметить,что взгляды Фрейда во многом близки кфилософской традиции, берущей своеначало от С. Кьеркегора (эту близостьподчеркивают многие исследователи, вчастности известный отечественныйзнаток фрейдизма В.М.

Лейбин, хотя самФрейд избегал указаний на философскиеисточники своих идей и вообще старалсядистанцироваться от философствования)[17, с.7].

Эта близостьособенно интересна в понимании тревогии страха. И Кьеркегор, и Фрейд признавалинеобходимость разграничения страха итревоги, считая, что страх — реакция наконкретную опасность, тогда кактревожность — реакция на опасность, неизвестную и не определяемую.

Считая,что понимание тревожности имеетчрезвычайно большое значение дляобъяснения психической жизни человека,Фрейд очень скрупулезно подходил канализу данного явления, неоднократнопересматри­вал и уточнял свою концепцию— главным образом в тех ее частях,которые касаются причин и функцийтревожности. Классической работойФрейда по этой проблеме является егокнига «Торможение. Симптом. Тревожность»,которая уже через год после ее выходабыла издана в переводе на русский языкпод названием «Страх».

Помнению Фрейда, тревожность выступаетповторением в наших фантазиях ситуаций,связанных с испытанными в прошлом опытепереживаниями беспомощности. Фрейдвыделял три ее основных вида:

1) объективную,вызванную реальной внешней опасностью;

2) невротическую,вызванную опасностью не известной и неопределенной;

3) моральную,определяемую им как «тревожностьсовести».

Анализневротической тревожности, позволилФрейду выделить два ее основных отличияот объективной, то есть от реальногостраха. Невротическая тревожностьотличается от объективной «в том, чтоопасность является внутренней, а невнешней, и в том, что она сознательно непризнается». Основной источникневротической тревожности — боязньпотенциального вреда, который можетпричинить освобождение влечений.

Невротическаятревожность, по Фрейду, может существоватьв трех основных формах.

Во-первых, это«свободно плавающая», «свободно витающая»тревожность, или «готовность в видетревоги», которую, как образно замечаетФрейд, тревожный человек носит повсюдус собой и которая всегда готоваприкрепиться к любому более или менееподходящему объекту (как внешнему, таки внутреннему). Например, она можетвоплотиться в страх ожидания.

Во-вторых, этофобические реакции, которые характеризуютсянесоразмерностью вызвавшей их ситуации,— боязнь высоты, змей, толпы, грома ит.п.

В-третьих, этострах, возникающий при истерии и тяжелыхневрозах и характеризующийся полнымотсутствием связи с какой-либо внешнейопасностью.

Правда,с точки зрения Фрейда, разграничениеобъективной и невротической тревожностивесьма условно, поскольку невротическаятревожность имеет тенденцию проецироватьсявовне («прикрепляться к объекту»),приобретая вид реального страха, таккак от внешней опасности избавитьсялегче, чем от внутренней.

Моральная жетревожность, с точки зрения Фрейда,возникает вследствие восприятия Эгоопасности, идущей от Супер-Эго.

Онапредставляет собой, по сути, синтезобъективной и невротической тревожности,так как Супер-Эго является интроецированнымголосом авторитета родителей и продуцируетвполне реальную боязнь угроз и наказаний— реальную по крайней мере для детей[46, с.74 ].

Несмотряна то, что в наши дни идеи классическогопсихоанализа уже не столь популярны впсихологическом сообществе, как впрежние времена, необходимо признать,что представления Фрейда на долгиегоды, вплоть до наших дней, определилиосновные направления изучения тревожности.

Проблема тревожности получила дальнейшееразвитие в русле неофрейдизма, в первуюочередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорнии Э. Фромма. В работах Хорни особый акцентделается на роли неудовлетворенияпотребности в межличностной надежности.

Рассматривая в качестве главной целиразвития человека стремление ксамореализации, Хорни оценивает тревогукак основное противодействие этойтенденции. Существуют различия междупониманием тревожности в ранних и болеепоздних работах Хорни.

Неизменным,однако, оставалось подчеркивание ролисреды в возникновении тревожности уребенка.

Возможностиудовлетворения основных потребностейребенка зависят от окружающих его людей.У ребенка есть и определенные межличностныепотребности: в любви, заботе, одобрениисо стороны других. Более того, по мнениюХорни, человек нуждается в определенныхстолкновениях — «здоровых трениях» —с желаниями и волей других.

Если этипотребности удовлетворяются в раннемопыте ребенка, если он чувствует любовьи поддержку окружающих, то у негоразвивается чувство безопасности иуверенности в себе.

Но слишком частоблизкие люди не могут создать для ребенкатакой атмосферы: их отношение к ребенкублокируется их собственными искаженными,невротическими потребностями, конфликтамии ожиданиями.

Воткак описывает Хорни искаженные отношения:«Они могут быть доминирующими,гиперопекающими, запугивающими,тревожными, чрезмерно требова­тельными,чрезмерно снисходительными, колеблющи­мися,некритичными, безразличными и т.п.

Врезуль­тате у ребенка развивается нечувство «мы», а переживание глубокойненадежности и смутной озабоченности,для которой используют понятие «базиснаятревожность».

Это чувство изолированностии беспомощности в мире, который онвоспринимает как потенциально враждебныйсебе».

Наиболеезначимым в работах Карен Хорнипредставляется именно выделениенеудовлетворения потребности вмежличностной безопасности, надежностикак основного источника тревожности —прежде всего для детей [46, с.76 ].

ЭрихФромм подчеркивал, что основным источникомтревожности, внутреннего беспокойстваявляется пе­реживание отчужденности,связанное с представлением человека осебе как об отдельной личности, чувствующейв связи с этим свою беспомощность передсилами природы и общества. Основнымпутем разрешения этой ситуации Фроммсчитал самые различные формы любвимежду людьми. Недаром один из первыхразделов своей книги «Искусство любви»он назвал «Любовь — разрешение проблемычеловеческого существования» [46, с.78 ].

Всовсем ином ключе подходили к проблеметревожности представители поведенческогонаправления в психологии. Согласновзглядам классиков теории научения ипредставителей ее, более современныхответвлений, тревожность и страх —очень близкие яв­ления. И тревожность,и страх — эмоциональные реакции,возникающие на основе условного рефлекса.

Они, в свою очередь, создают почву дляширокого репертуара инструментальныхреакций избегания, на основе которых ипроисходит социализация индивида,возникают (в случае закреплениянеадаптивных форм) невротическиенарушения. Основателю бихевиоризма Дж.

Уотсону принадлежит первое исследованиесравнительной эффективности различныхпутей преодоления страха.

Маленькогоребенка следует учить преодолеватьтревогу. Это особенно важно на раннихэтапах, когда идет интенсивное становлениепсихики ребенка.

На втором году жизнине следует формировать ни бесшабашногобесстрашия, ни чрезмерной осторожности.Ребенка надо чутко «вести за руку»,передавая ему опыт взаимодействия сокружающим миром, помня о возрастныхособенностях.

Формирование 6азальногодоверия к окружающему миру необходимодля преодоления детской тревожности[22, с.34 ].

Источник: https://studfile.net/preview/405202/page:4/

Для родителей
Добавить комментарий