Физик или лирик: определите будущую профессию ребенка!

Физик или лирик: определите будущую профессию ребенка!

Физик или лирик: определите будущую профессию ребенка!

Всего лишь несколько лет назад родители делали ДНК-тест, чтобы определить, передали ли они ребенку определенные генетические заболевания, или пытались «смоделировать» ДНК таким образом, чтобы исключить уже поврежденный ген. Сегодня все чаще специалисты говорят о том, что генетические анализы можно использовать для того, чтобы определить заложенные природой таланты.

Например, ДНК-тест может помочь определить художественные или музыкальные способности, склонности к танцам или определенному направлению в спорте, способности к определенному типу школьного обучения.

Чаще всего исследуется так называемый «спортивный ген» ACTN3: он помогает спрогнозировать, занимаясь каким направлением спорта (силовым, спринтерским, требующим выносливости) ребенок добьется большего. Многие при этом ссылаются на опыт Китая, где без такого теста детей не принимают в специализированные спортивные школы.

Но что определяется тестом? Только физиологическая предрасположенность. Она говорит о том, что при занятиях одним и тем же видом деятельности в абсолютно одинаковых условиях человеку с генетической к нему предрасположенностью будет проще, чем тому, у которого ее нет.

Прекрасный пример ограничений подобных подходов – американский прыгун в высоту Ричард Фосбери, олимпийский чемпион и изобретатель нового способа прыжков в высоту, который, согласно своим генетическим данным, вовсе не должен был бы прыгать. Но при «слабой» генетике у него были желание и воля к победе. И они оказались сильнее!

ДНК-тест – первая подсказка для тех, у кого пока нет иных ориентиров. Но он исследует только около 1/4 ДНК-материала… Что могли бы сказать остальные три четверти, сказать пока не получается…

Работа – это способ реализации глубинного «я», место приложения таланта – именно при таком подходе главный акцент делается на раннем выявлении и развитии способностей.

Здесь очень важно, чтобы это была не реализация несостоявшихся родительских надежд и ожиданий от жизни («У меня не получилось стать балериной, но моя дочь непременно этого добьется!»), а развитие его талантов.

Сегодня все чаще идет речь о том, что наши дети будут менять направления своей деятельности несколько раз за время своей жизни, поскольку ее продолжительность и «работоспособный» возраст с каждым годом увеличивается. Все чаще специалисты по профориентации говорят о том, что самое важное – дать ребенку опыт успешного развития в любой области.

Не стоит зацикливаться на каком-то одном профессиональном приложении интереса ребенка. Наоборот, чем больше возможностей разнообразной пробы своих сил в данной области вы сможете ему показать, тем лучше. К примеру, если девочка мечтает о театре, подскажите ей, что в театральной среде можно быть не только актрисой, но и драматургом, менеджером по развитию, переводчиком, художником, гримером.

Сегодня сфер деятельности огромное количество. Для самого первого «погружения в профессии» сегодня существуют отличные возможности: города профессий («Кидбург», «Мастерславль», «Кидзания» и т. п.) и профориентационные экскурсии.

В «городах профессий» дети могут познакомиться с самыми разными видами деятельности, причем не просто глядя на них со стороны, а активно выполняя необходимые действия самостоятельно, добиваясь успеха и зарабатывая деньги. Это проба себя в настоящем, всамделишно-взрослом мире.

А игра делает получение новых или закрепление уже приобретенных знаний и умений захватывающе увлекательным.

К тому же ребенок именно на собственном опыте получает здесь возможность проследить все связи между теорией и практикой, уяснить причинно-следственные связи в реальности, а не в родительских и учительских предостережениях или напутствиях.

Большинство специалистов, занимающихся профориентацией, советуют родителям просто внимательно наблюдать за ребенком: во время его игр, общения со сверстниками и взрослыми, при выборе игрушек и книг (даже если он пока еще не умеет читать).

  • Ребенок легко вступает в контакт с другими людьми. Он умеет собрать вокруг себя команду для игры (неважно, в мяч, дочки-матери или склейку поделки), увлекает не только более пассивных сверстников или младших, но и равных и старших. При этом он готов прислушаться и принять правила чужой игры, если она ему интересна. У него не возникает сложностей с тем, чтобы найти темы для общения и с детьми, и со взрослыми, познакомиться, попросить игрушку и т. д. Заметно, что в компании других людей ему явно комфортнее, чем в одиночестве.

Подходящие профессии: преподаватель, журналист, юрист, политик, переводчик, маркетолог, специалист по рекламе.

Как развивать? В таком ребенке важно воспитывать умение работать (и играть!) в команде. Ему точно пригодятся иностранные языки, навыки психологии, бизнеса, хорошее знакомство с искусствами и литературой, умение строить имидж.

  • Ребенок не очень хорошо ладит с людьми, зато все окрестные птички-кошки-жучки-паучки притягивают его как магнит. Он с удивлением замечает распустившиеся цветы, рассматривает опавшие листья, с удовольствием мастерит поделки из природных материалов, любит сказки и книжки про зверей.

Подходящие профессии: биолог, зоолог, ветеринар, флорист.

Как развивать? Налицо интерес ребенка к природе.

Биология во всех ее проявлениях, от «высокой» науки до прикладной флористики, астрономия, химия и физика (для самых маленьких – в виде самых простых опытов и наблюдений) – области его занятий.

При склонности к естественным наукам ему никуда не деться от математики. Развитию способностей также помогут шахматы, квиллинг и оригами, контактная импровизация и экотуризм.

  • Ребенок также не ладит с людьми, но и природа его тоже совсем не привлекает. При этом любая новая игрушка оказывается через десять минут разобранной на части. Малыш с увлечением строит из конструкторов, придумывает свои модели, мгновенно разбирается в появляющихся в доме гаджетах и бытовых устройствах…

Подходящие профессии: инженер, конструктор, программист.

Как развивать? Робототехника, всевозможное моделирование, физика и компьютерные технологии – его конек.

В обучении языкам и гуманитарным наукам ему подойдет структурно-лингвистический подход, где акцент делается на то, «как оно устроено». Пригодится умение выстраивать схемы и стратегии.

Из видов спорта предпочтительны индивидуальные и требующие неких расчетов (например, легкая атлетика).

  • Ребенку интересны и люди, и природа. Но он не любит активно включаться во взаимодействие, предпочитая наблюдать за играми, действиями, разговорами других. Он частенько подмечает тончайшие детали и малозаметные нюансы. Придя домой, он порой с точностью копирует тех, за кем наблюдал, рассуждает об увиденном, делает свои выводы.

Подходящие профессии: культуролог, психолог, юрист, врач.

Как развивать? Сферы занятий, которые стоит предлагать малышу, – занятия искусствами, развивающими креативность, биомоделирование, анимация, литературные студии, лингвистика, исторические реконструкции, классический балет, восточные единоборства.

  • Ребенка интересуют исключительно прикладные вещи, напрямую связанные с его жизнью. Такого малыша, по большому счету, можно увлечь чем угодно. Главное, чтобы занятие было «реальным», а не виртуальным.

Подходящие профессии: специалист сферы обслуживания (стилист, повар, спортивный тренер и т.п.).

Как развивать? Начинать надо с областей, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Если вы живете или часто бываете у реки – плавание или гребля. Рядом футбольное поле, где папа проводит половину воскресенья? Ребенку тоже нужен мяч.

Кулинария, дизайн, кройка и шитье, спортивное ориентирование, имидж-студия – вот места, где ваше чадо может попробовать найти себя. Подростку стоит находить те занятия, где он сможет чувствовать себя уверенным и равным взрослым специалистам.

Источник: http://www.parents.ru/article/opredelite-budushhuyu-professiyu-rebenka/

Галина Резапкина :: Программа предпрофильной подготовки : 5 урок. Определения типа мышления

Физик или лирик: определите будущую профессию ребенка!

    Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. Народная мудрость

Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые возвысили его над миром животных. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания – мышление.

… В глухой африканской деревне жителей проверили с помощью тестов, а потом попросили односельчан назвать самых умных. Мнения этих людей совпало с результатами тестирования: большинство людей хорошо представляют себе, что такое ум.

В отличие от них психологи до сих пор не могут дать однозначного определения понятиям «мышление», «интеллект». Но зато им удалось выделить основные черты, присущие мышлению талантливых людей.

Это продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество.

Продуктивность – это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах.

  • Группа опытных и зрелых специалистов разрабатывала самолет вертикального взлета. Возникли трудности с теплообменом. Тогда решили пригласить консультантом специалиста со стороны, со свежим взглядом. Появился молодой специалист по холодильным установкам. Он стал знакомиться с проектом и… высказал более 300 соображений, как улучшить дело.

Оригинальность – это способность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадоксальных, неожиданных решениях, а также в выражении полученных результатов в неординарной форме.

  • Однажды у известного физика Роберта Вуда возникла проблема: засорилась длинная и узкая труба спектроскопа. Что же сделал Вуд? Он взял кошку, засунул ее в трубу и закрыл вход. Кошке пришлось ползти на свет далекого выхода, собирая своей шерстью весь мусор и паутину.

Любознательность – это интерес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам “Как?” и “Почему?”

  • А.Эйнштейну и У.Черчиллю было трудно учиться в школе потому, что преподавателей раздражала их манера вместо ответа на поставленный вопрос задавать неуместные вопросы: “А если бы этот треугольник был перевернутым?”, “А если бы время не было временем?”

Мужество – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Известный физик П.Л.Капица отмечал, что в науке не эрудиция является той основной чертой, главное – воображение и смелость.

  • В начале XX века между микробиологом Кохом и иммунологом Петтенкофером разгорелся спор. «Холера, – утверждал Кох, – вызывается холерным вибрионом». «Все дело в нарушениях иммунитета», – отвечал Петтенкофер. Чтобы доказать свою правоту, Петтенкофер выпил бульон с холерными вибрионами, услужливо приготовленный Кохом. И не заболел. Оказалось, что оба были правы: заболевание вызывается вибрионами, но только при нарушении иммунитета.

Запишите основные характеристики мышления талантливых людей.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет тебе определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет – «–».

On-line самодиагностика “Тип мышления” здесь.

Скачать бланк и текст опросника : opr_tip_mishlenia.zip

П-ДА-СС-ЛН-ОК
12345
678910
1112131415
1617181920
2122232425
2627282930
3132333435
3637383940

    1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 2. Мне интересно составлять компьютерные программы. 3. Я люблю читать книги. 4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. 5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. 6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. 7. Я люблю играть в шахматы. 8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события. 10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу. 11. Мне нравится все делать своими руками. 12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями. 13. Я придаю большое значение сказанному слову. 14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. 15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. 16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок. 17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений. 18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста. 19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе. 20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат. 21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего. 22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику). 23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов. 24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. 25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе. 26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. 27. Я понимаю красоту математических формул. 28. Мне легко говорить перед любой аудиторией. 29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. 30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить. 32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты. 33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 34. Красота для меня важнее, чем польза. 35. Не люблю ходить одним и тем же путем. 36. Истинно только то, что можно потрогать руками. 37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения. 38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю. 39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма. 40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движений.

Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею.

Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики.

Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить.

Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4.Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Соотнеси свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен твой выбор? Если твои профессиональные планы не вполне соответствуют твоему типу мышления, подумай, что тебе легче изменить – планы или тип мышления?

По мнению американского исследователя Коэна, «мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно использует лишь ничтожную часть своей мощности».

Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называет гениями, – не аномалия, а норма.

Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление каждого и использовать огромный потенциал, отпущенный нам природой.

Мышление – трудная работа. Для ее выполнения требуется организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность.

При массе в 2% от нашего тела мозг потребляет 15% всей вырабатываемой энергии. На успешность выполнения интеллектуальных задач влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы.

Поэтому интеллектуальные тесты необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении.

Как развивать мышление

  • Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.
  • Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.
  • Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.
      Задание №3. Вопросы на понимание темы урока.
  1. Развитое абстрактно-символическое мышление необходимо
      а) танцору, б) дизайнеру, в) программисту, г) агроному.

  2. Ведущий тип мышления журналиста
      а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.

  3. Креативность важнее всего в работе
      а) медсестры, б) официанта, в) ученого, г) строителя.

  4. Какой тип мышления является необходимым в работе архитектора
      а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.

  5. Предметно-действенное мышление необходимо
      а) на производстве, б) в работе с людьми, в) в планово-экономической деятельности, г) в умственном труде.

Источник: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2105

Как выбрать профессию для ребенка?

Физик или лирик: определите будущую профессию ребенка!

“Научная футурология дает прогнозы с учетом реальных статистических данных. К смелым фантазиям псевдоученых и голливудских сценаристов она отношения не имеет. Наверняка кто-то будет разочарован моими словами, но в обозримом будущем никаких кардинальных перемен в лоне семьи не намечается. Притяжение между мужчинами и женщинами не ослабнет.

Семья как общественный институт не исчезнет. И даже суррогатное материнство не встанет на накатанные рельсы и не избавит женщин от необходимости производить детей на свет собственными силами.
Но перемены будут происходить – правда, на другом уровне. Цивилизованные страны уже ступили на этот путь, и Россия перенимает их опыт.

В развитии общества участвуют несколько двигателей, или «драйверов», как мы их называем. Самые мощные из них ‒ это, пожалуй, современные технологии и экономика. Если технологии, в первую очередь медицина, позволили нам заметно увеличить продолжительность жизни, то современные экономические предпосылки ведут к снижению рождаемости.

Помните, как совсем недавно нас пугали скорым перенаселением Земли? Но мы видим, что ничего подобного не происходит. В европейских государствах естественная система регулирования ­производит на свет ровно столько людей, сколько нужно. Хотя и в Азии уже сейчас намечается та же тенденция.

Причем даже в арабских странах, где семья исконно стояла на первом месте. Например, в Арабских Эмиратах 20 и даже 10 лет назад в норме было иметь по 10‒12 детей, а сегодня достаточно уже двоих. Если родители хотят дать своим отпрыскам хорошее образование, приходится считать деньги и поступаться вековыми традициями.

В крупных российских городах мы наблюдаем похожие явления. Денежный вопрос стоит остро, и он сдерживает рождаемость. Согласитесь, ведь о чем мы думаем? О том, как дать ребенку такое образование, которое помогло бы ему в будущем жить безбедно.

Правда, тут возникает еще одна проблема: перед тем как делать ставки, надо хотя бы примерно представлять, какие профессии будут востребованы к моменту выпуска из вуза. Лет 20‒30 назад такой прогноз сделать было можно.

А что мы имеем сегодня? Загляните в раздел вакансий на сайте любой крупной IT-компании, и вы увидите, что им требуются «разработчики сервиса облачного майнинга», «текстурщики-моделлеры», «проектировщики высоконагруженных отказоустойчивых систем», «специалисты по работе с пользовательскими сценариями». Вывод очевиден: сегодня мы откровенно не знаем, какие профессии появятся через 5‒10 лет.

Мы все чаще слышим истории о юных стартаперах, которые в 18 лет зарабатывают миллионы долларов. Ясно, что никакого смысла в получении высшего образования они не видят.

Действительно, сориентироваться современным родителям непросто. Но путеводные звезды разглядеть все же можно. Ключевым двигателем развития в ближайшие десятилетия станут высокие технологии.

Их будут внедрять во все области жизни, от энергетики и медицины до спорта и сферы развлечений. Но, пожалуй, самым важным событием станет создание искусственного интеллекта (ИИ). Сегодня мир организован так, что он отражает устройство человеческого мозга.

Но скоро вектор изменится. Искусственный интеллект функционирует по другим, математическим принципам. В нем нет морали, есть только цифры. Но это не значит, что самой востребованной останется профессия программиста.

Скорее, нужны будут люди, которые хорошо понимают и математику, и педагогику одновременно. Все потому, что разработка ИИ требует сразу двух этих умений.

лагодаря генной инженерии в будущем еще на этапе зачатия у родителей появится возможность закладывать в ребенка определенные черты характера. Сейчас это кажется выдумкой, однако год назад ученые доказали, что исправлять генетические поломки, ведущие к серьезным врожденным заболеваниям, они уже могут, и это совершенно безопасно.

Классическая система образования постепенно будет отмирать. Все больше становится родителей, которые понимают: детям важнее получать не знания, а навыки работы с необъятным потоком информации. И учиться применять ее в реальной жизни максимально эффективно. Ведь знания не только стали общедоступными благодаря интернету, они еще и устаревают быстро.

Рано или поздно учеба обязательно перестанет базироваться на бессмысленной зубрежке фактов. «Придет желанная пора» ‒ и ресурсы детского мозга будут брошены прежде всего на развитие способности думать, анализировать, синтезировать и делать выбор. Правда, не стоит забывать и об универсальных качествах, которые являются залогом успешности в любую эпоху.

Речь прежде всего об умении делать то, о чем договорились в установленный срок, а если еще и креативно, то такому человеку цены не будет: он сможет работать кем и где угодно. Этот привлекательный сценарий вполне вероятен еще и потому, что благодаря современным средствам связи будет набирать популярность дистанционное обучение в режиме он-лайн.

Современные дети смогут жить в России, а учиться в любой части света. Сроки обучения тоже сократятся. Безусловно, те дисциплины, где требуются фундаментальные или комплексные знания, например медицина или юриспруденция, будут преподаваться по стандартной многогодичной схеме. Но в остальных областях, скорее, будет взят курс на освоение узких специальностей.

Чтобы получить работу, от кандидата будут требовать глубокого знания отдельного предмета или какой-либо одной специфической технологии. Освоить ее можно будет, скажем, за полгода. Что касается компьютерных гениев, то уже сейчас ясно, что ходить на лекции к пожилому профессору на протяжении 5 лет им совершенно не нужно.

Гораздо разумнее устроиться в крупный IT-холдинг, где всего за пару месяцев их обучат передовым технологиям, которые ни в одном даже самом современном учебнике просто не описаны.

Родители тоже успеют получить бонусы от наступления новой технологической эры. Футурологи говорят, что в ближайшие десятилетия следует ожидать развития так называемой Gig Economy. Это когда человек работает одновременно в нескольких местах, в том числе удаленно.

Судя по всему, денег от работы фултайм мы будем получать все меньше, а параллельных разовых проектов станет больше. Что касается гуманитарных профессий, в этой сфере уже сейчас отмечается повсеместный переход на фриланс. Ведь даже врачам уже официально разрешено проводить консультации он-лайн.

Если оба родителя фрилансеры, времени друг на друга и на детей у них появляется больше. А это обстоятельство заметно способствует укреплению семьи».

Источник: http://www.parents.ru/article/kak-vybrat-professiyu-dlya-rebenka/

Подготовка старшеклассника к учебному году — построение стратегии

Физик или лирик: определите будущую профессию ребенка!

Валерий Чемеков, канд. психол. наук, партнер компании «Лучшие кадры», Москва

Каникулы — время не торопясь подумать, кем быть, в какое учебное заведение поступать, какие экзамены сдавать. Это ничто иное, как элементы стратегии старшеклассника, которую он и его родители выстраивают ровно до окончания абитуры. Летний отдых — самое время об этом подумать.

Старшеклассникам разных возрастов подходят разные стратегии выбора учебного заведения и подготовки к профильным предметам, поэтому стоит рассмотреть, как минимум, две из них применительно к двум ситуациям: одно дело, когда этот учебный год будет выпускным, другое — когда в запасе (перед выпускным годом) есть год или два.

В первом случае ученику остается немногое — выбирать профессию на основе предметов, в которых он наиболее успешен. Логика такова: «успешные предметы — ЕГЭ — вступительные предметы вуза — профессия». При этом школьник может не успеть выбрать конкретную профессию, но может определиться хотя бы в «профессиональной направленности», направлении обучения.

https://www.youtube.com/watch?v=H8zPaek3GEA

Во второй ситуации у ученика гораздо больше времени, а, значит, у него больше свободы и возможностей для профориентации и подготовки. Тут можно сначала выбрать профессию, вслед за этим — вуз, а потом понять, какие предметы нужно осваивать в приоритетном порядке. Это стратегия: «профессия — вуз — вступительные предметы вуза — подготовка к ЕГЭ по этим предметам».

В первой ситуации присутствует элемент «запоздалой» профориентации: для ученика спешно «подбирается» вуз или факультет, а фактически — будущая профессия или «профессиональная направленность». Во второй ситуации ученик успевает выбрать профессию и нацеливается на изучение нужных предметов и успевает освоить даже те, в которых он доселе не преуспевал.

Таким образом, первый путь ученик должен проделать в течение выпускного года, второй — за пару-тройку лет до выпуска.

Профориентация в каникулы

Так или иначе, сегодня, в каникулы, стоит заняться выяснением интересов ученика, и для этого я предлагаю такой подход, в реализации которого должны участвовать родители, сам школьник и учителя:

1. Определите, кто наш школьник — «гуманитарий» или «технарь», «физик» или «лирик» по складу интересов и «копайте» дальше в этой области.

2. Отметьте, читает ли ученик дополнительную литературу, интересуется ли конкретной областью знаний, общается ли с учениками, имеющими подобные интересы.

3. Поговорите с ребенком о том, каково его перспективное видение себя, о чем он мечтает. Даже получив неопределенный ответ: «Я еще не думал», продолжайте беседовать, стимулируйте его на представление о будущем, задавайте вопросы о его интересах, о том, кто из старших друзей ему нравится и почему, что он считает успешной карьерой, чего он ждет от жизни и т. п.

4. Используйте метод исключения: кем он точно не хочет быть, каким способом он не готов зарабатывать и какую делать карьеру, чем он не будет заниматься с утра до вечера.

5. Определите, в каких предметах он наиболее успешен и почему: предмет ему легко дается, учитель этого предмета силён и вовлекает своей личностью, учитель покладист и ставит завышенные оценки. Скорее всего, в каникулы вам не удастся пообщаться с учителями, но, сформулировав какие-то предположения и накопив вопросы к педагогам, вы можете продолжить исследование в сентябре.

Полученной информации бывает достаточно, чтобы определиться, если не с конкретной профессией, то с «профессиональной направленностью» ученика. Ее можно взять за основу. Но если наш ученик — выпускник, то выявленные сведения — это «последний рубеж», дальше которого отступать нельзя.

Планируем подготовку

Составьте план подготовки. В первом случае это будет план подготовки к экзаменам по определенным предметам, знания по которым могли быть упущены, во втором — план профориентации и усиленной подготовки по некоторым предметам. Так или иначе, но план нужно составить.

Предлагаю такую последовательность действий.

1. Намечаем финальную точку.

Это дата сдачи документов в учебные заведения (учтите: у разных заведений могут быть разные сроки). Пусть это будет 1 июля.

2. Дата, с которой вы хотите начать принимать окончательное решение: выбрать из предварительного, более длинного списка учебных заведений те, куда вы направите документы.

В течение длительного времени вы рассматривали разные вузы и в предварительном списке оказалось их избыточное число, но вам нужно выбрать лишь два-три (но не более пяти).

А возможно, и такое: время подошло, а вы еще не определились! К тому же подоспели результаты ЕГЭ, и предварительные планы приходиться скорректировать. Такая ситуация характерна для второй стратегии.

И на это нужно какое-то время, например, один месяц.

Это время мы откладываем от даты, намеченной на первом шаге. Получается: с 1-го июня и до конца месяца вы должны окончательно решить, в каких учебных заведениях вы будете держать конкурс.

3. Время для профориентации.

Для реализации второй стратегии у вас достаточно времени — более одного года, а для первой — менее года!

План профориентации девяти- и десятиклассников включает графики Дней открытых дверей в учебных заведениях.

Присмотритесь на этой стадии к ознакомительным и профориентационным мероприятиям, программам подготовки школьников, которые предлагают сегодня практически все вузы. Например: http://fdp.hse.ru/, http://www.msu.

ru/entrance/, http://www.bmstu.ru:8090/mstu/abitur, https://www.mai.ru/education/schoolclubs/ и другие.

4. Время для подготовки.

Время для подготовки ограничено двумя событиями. Первое обозначено моментом, когда вы выбрали профессию, учебное заведение, а, следовательно, и предметы, к которым надо готовиться. А второе определяется датой сдачи профильных ЕГЭ. Помните, что у вас для этого не весь учебный год, а первое полугодие, ибо после зимних каникул, в феврале, уже начинается прием заявлений на сдачу ЕГЭ!

Выпускникам подойдет возможность воспользоваться сервисами, предлагаемыми некоторыми вузами для оценки собственных сил для поступления. Например, МГУ им. М. В.

Ломоносова предлагает воспользоваться калькулятором для определения шансов поступления на тот или иной факультет с баллами, набранными при ЕГЭ по десяти разным предметам.

Ученик может ввести оценки, на которые он рассчитывает, и получить рекомендации о целесообразности поступления на тот или иной факультет, зачетных предметах, проходном балле, конкурсе и пр.

5. Направляйте школьника на олимпиады, так как результаты олимпиад идут в зачет при поступлении в тот вуз, на который вы нацелились. Советуйтесь с учителями — по каким предметам это целесообразно делать, где вероятность успеха выше. Посмотрите сайты вузов, внесите даты проведения олимпиад в ваш план подготовки.

6. Ресурсы, необходимые для реализации плана.

Помните, это важный момент, который может поменять образ жизни и жизненные приоритеты не только школьника, но и всей семьи. Опытные родители говорят, что экзамен сдает не их ребенок, а вся семья! Кстати, исследования показывают, что отличники чаще всего бывают замечены в тех семьях, где есть бабушки и дедушки. А троечников больше в тех семьях, где отсутствуют бабушки и дедушки.

Вам придется решать непростую организационную и материальную задачу.

Во-первых, вам потребуется распределить время ученика на занятия с репетиторами, на подготовительных курсах или в университетских кружках.

При этом во многих случаях необходимо решать, от чего ученику стоит отказаться: оставить занятия в музыкальной школе или бросить спорт.

Однако следует помнить, что многие вузы учитывают спортивные достижения школьника и даже результаты сдачи норм ГТО при конкурсе результатов ЕГЭ.

Во-вторых, изменяется структура расходов из семейного бюджета, которые тоже надо предусмотреть. Нередко это входит в конфликт с планами на отпуск, покупкой значительных вещей. Предусмотрите также и «план Б» в грядущих расходах: планирование средств на оплату обучения в вузе, если выпускник не попадет на бюджетное отделение.

Итак, составьте план действий. Он охватывает и план подготовки к экзаменам, и график посещения Дней открытых дверей, и список учебных заведений, и даже перечень ресурсов, которые следует учитывать, чтобы продвигаться по этому плану.

Вступите в плотный контакт с учителем и не ослабляйте его вплоть до момента окончания ЕГЭ-кампании. Следите за изменениями мотивации вашего ребенка, ведите его к цели, вовлекайте в важнейший семейный проект «Профессиональное определение».

Помните актуальный сегодня тезис: Инвестиции в детей — часть пенсионной программы родителей.

Источник: http://best-staff.ru/Podgotovka-starsheklassnika-k-uchebnomu-godu-postroenie-strategii

MO

Физик или лирик: определите будущую профессию ребенка!

  • Вузы
  • Колледжи
  • Курсы
  • ДПО
  • МВА
  • Дистанционное
  • Специальности
  • Профессии
  • Тесты
  • Учителям
  • Конкурс
  • ЕГЭ-2020
  • ОГЭ-2020
  • Поступление-2020
  • Олимпиады
  • Обучение за рубежом
  • Профориентация
  • Партнёры
  • Поиск
  • Все вузы России
  • Вузы Москвы
  • Вузы Санкт-Петербурга
  • Дистанционное образование
  • Отзывы о вузах
  • и вузов
  • «Лучший вуз России»
  • Выбираем образование
  • Юридическое образование
  • Как стать успешным юристом
  • Профессия экономист
  • Экономика и финансы
  • IT-технологии и телекоммуникации
  • Программирование
  • Профессия психолог
  • Религиозное образование
  • Культурное образование
  • Медицинское и фармацевтическое образование
  • Специальности
  • Специальности вузов
  • Подбор по профессии
  • «Лучшие программы вузов»
  • Поступление
  • Словарь абитуриента
  • Образование за рубежом
  • Поступление в вуз
  • ЕГЭ
  • Итоговое сочинение (изложение)
  • Олимпиады для поступления
  • Все о втором высшем образовании
  • Все о высшем образовании
  • Поиск
  • Все колледжи России
  • Колледжи Москвы
  • Колледжи Санкт-Петербурга
  • Дистанционное образование
  • Специальности
  • Специальности колледжей
  • Подбор по профессии
  • Поступление
  • Поступление в колледж
  • Все об образовании в колледже
  • Словарь абитуриента
  • и
  • «Лучший колледж России»
  • и колледжей
  • и специальностей
  • Поиск
  • Курсы подготовки
  • Курсы повышения квалификации
  • Дистанционное образование
  • Виды курсов
  • Бизнес-курсы
  • Компьютерные курсы
  • Подготовка к экзаменам
  • Курсы развития личности
  • Иностранные языки
  • Курсы мастерства
  • Творчество и хобби
  • Детский отдых
  • Учебным заведениям
  • Подключайтесь к каталогу
  • Поиск
  • Программы ДПО
  • Дистанционное образование
  • Курсы повышения квалификации
  • Профессиональная переподготовка
  • О дополнительном образовании
  • Все о дополнительном образовании
  • Послевузовское образование
  • Второе высшее образование
  • Учебным заведениям
  • Подключайтесь к каталогу
  • Поиск
  • Программы МВА
  • General MBA
  • Specialized MBA
  • Mini-MBA
  • DBA
  • О MBA
  • Все о бизнес-образовании
  • Дополнительное образование
  • Подключайтесь к каталогу
  • Поиск дистанционных программ
  • Высшее образование
  • Среднее профессиональное
  • Курсы подготовки
  • Бизнес-образование. MBA
  • Подробнее
  • Формы дистанционного обучения
  • Все о дистанционном образовании
  • Поиск описаний
  • Специальности вузов
  • Специальности колледжей и техникумов
  • Поиск вуза по специальности
  • Как выбрать специальность
  • Подбор по экзаменам ЕГЭ
  • Подбор по профессиям
  • и
  • отраслей науки
  • «Лучшие программы вузов»
  • специальностей вузов
  • специальностей ссузов
  • Отрасли образования
  • Юридическое образование
  • Экономика и финансы
  • IT-технологии и телекоммуникации
  • Медицинское образование
  • Культурное образование
  • Религиозное образование
  • Поиск описаний
  • Справочник профессий
  • Выбор профессии
  • Как выбрать профессию
  • Тесты на выбор профессии
  • Статьи о выборе профессии
  • Какие бывают профессии
  • Эссе о профессиях
  • Один рабочий день
  • Интервью со специалистами
  • Сочинения о профессиях
  • и
  • и профессий. TOP-300
  • Выбираем профессию вместе
  • Другие рейтинги профессий
  • Тесты для школьников
  • Тесты по школьным предметам
  • Тесты на выбор профессий
  • Психологические тесты
  • Тесты по школьным предметам для 8-11 классов
  • Русский язык
  • Математика
  • Биология
  • Обществознание
  • История
  • Химия
  • Информатика
  • Физика
  • Литература
  • География
  • Физкультура
  • МХК
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Татарский язык
  • Татарская литература
  • Технология
  • Экономика
  • ОБЖ
  • Астрономия
  • Объявления репетиторов
  • Каталог репетиторов
  • Бесплатная регистрация
  • Полезное
  • Педагогическое сообщество
  • Учителю о сайте
  • Тесты для ЕГЭ и ГИА
  • Уроки по профориентации
  • Мое образование

    Тесты на выбор профессии

    1.Тест «Телекоммуникации»

    Каждый день мы пользуемся мобильными телефонами, общаемся через интернет с помощью ой или видеосвязи, не говоря уж о соцсетях. Получая сигналы спутников, телевизоры транслируют передачи на сотне каналов. Нашим бабушкам и дедушкам такое и не снилось

    теста:Вопросов: 17

    2.История программирования и компьютерной техники

    История программирования и компьютерной техники началась не более 100 лет назад. Развитие информационных технологий отмечено множеством интересных фактов. Проверьте, являетесь ли вы экспертом в этой области.

    теста:Вопросов: 10

    3.Информационные технологии: правда или вымысел

    Проверьте, хорошо ли вам знаком мир IT, таящий в себе множество интереснейших фактов.

    теста:Вопросов: 10

    4.Быть ли тебе программистом?

    Программирование – самая популярная сегодня отрасль. и высокооплачиваемо. Проверьте, светит ли вам карьера программиста?

    теста:Вопросов: 15

    5.Какой из тебя экономист?

    теста:Вопросов: 14

    6.Какая профессия мне подходит?

    Если вы все еще не решили кем стать или боитесь ошибиться с выбором профессии, предлагаем вашему вниманию данный тест. Ответив на несколько вопросов, вы узнаете, какую профессию вам стоит выбрать.

    теста:Вопросов: 12

    7.К чему лежит ваша душа?

    Данный тест поможет выявить особенности вашего характера и узнать, к какому виду деятельности в жизни вы склонны больше всего.

    теста:Вопросов: 13

    8.Тест «Профпригодность»

    Вы еще не определились с выбором профессии? Пройдите тест и получите рекомендации по выбору будущей карьеры.

    теста:Вопросов: 5

    9.Тест на профориентацию: Кем работать?

    Данный тест поможет вам узнать профессиональные интересы и в соответствии с ними выбрать свою будущую профессию.

    теста:Вопросов: 30

    10.Тест «Определение типа будущей профессии»

    Центр профориентации и развития личности “СегоДня” предлагает тест, который поможет узнать, какой тип профессии вам стоит выбирать. Основой теста является модификация методики Е.А. Климова

    теста:Вопросов: 30

    11.Тест «Одно из двух». Выбираем профессию.

    Известно ли вам, к какому типу личности вы относитесь: реалистическому, интеллектуальному, социальному, офисному, предпринимательскому или артистическому, и какую профессию в связи с этим лучше выбрать?

    теста:

    12.Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной)

    Ответив всего на два вопроса, вы узнаете, какие профессии вам подходят больше всего. Матрица выбора профессии поможет вам уточнить свой выбор или увидеть новые варианты.

    теста:

    13.Методика «Карта интересов»

    Методика «Карта интересов» позволит узнать, какое направление профессиональной деятельности подходит вам больше всего. Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.

    теста:Вопросов: 50

    14.Тест “Готовы ли Вы к выбору профессии?”

    Вы уже знаете, кем хотите стать, или еще сомневаетсь? Предлагаем Вам узнать с помощью данного опросника степень Вашей готовности к выбору профессии.

    теста:Вопросов: 24

    15.Сможешь ли ты «распечатать» дом на принтере?

    Специалист в области аддитивных технологий – представитель новой, стремительно развивающейся отрасли. Он создаёт 3D-модели различных предметов и сооружений, и может буквально распечатать дом на 3D-принтере. Подойдёт ли тебе такая работа? Проверь в тесте.

    теста:Вопросов: 10

    16.Обработка материалов давлением, или как согнуть фонарный столб.

    Специалист по обработке материалов давлением относится к постоянно развивающейся области. Он умеет создавать 3Д-модели, исследовать технологические свойства конструкционных материалов, знает, как разработать технологический процесс для получения детали дл

    теста:Вопросов: 10

    17.Тест для айтишника на профпригодность в медиаиндустрии

    Специалист в области информационных технологий в медиаиндустрии – представитель новой, стремительно развивающейся отрасли. Он умеет программировать, управлять базами данных, разбирается в методах цифровой обработки видео- и аудиоинформации, работает с ком

    теста:Вопросов: 10

    18.Хочешь стать кибер-полицейским?

    Специалист по ИТ-безопасности – это полицейский в киберсети. Он, словно Нео, оказывается в Матрице и «гонится за белым кроликом» – новыми и новыми вирусами и DoS-атаками, которые создаёт условный агент Смит, и, как и Нео, одерживает над ним победу, разруш

    теста:Вопросов: 10

    19.Биофармаколог. Флеминг 2.0.

    Биофармаколог – это специалист по проектированию новых биопрепаратов с заданными свойствами.

    теста:Вопросов: 10

    20.Системный биотехнолог, или как изобрести велосипед

    Системный биотехнолог сможет конструировать биотехнологические объекты методами генной и белковой инженерии, клеточных технологий, а также выстраивать бизнес в биотехнологической отрасли.

    теста:Вопросов: 10

    21.Супергеройская профессия будущего

    Под силу ли тебе спасти мир? Пройди профориентационный тест и узнай, подходит ли тебе профессия специалиста по предотвращению системных экологических катастроф.

    теста:Вопросов: 18

    22.Подойдёт ли тебе профессия промышленного дизайнера

    Профориентационный тест: подойдёт ли тебе профессия промышленного дизайнера. В чем суть профессии промышленного дизайнера? Что нужно знать, чтобы стать дизайнером?

    теста:Вопросов: 12

    23.Быть ли тебе врачом?

    Хочешь связать свою профессиональную деятельность с медициной? Пройди тест и узнай, быть ли тебе врачом.

    теста:Вопросов: 20

    Источник: https://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/

    Для родителей
    Добавить комментарий