Гимнастика для гиперактивных малышей

Содержание
  1. Физические упражнения при гиперактивности – Психологос
  2. Некоторые особенности лечебной физкультуры для школьников
  3. Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функции центральной нервной системы
  4. Дыхательные упражнения
  5. Аутогенная тренировка
  6. Спорт и физические упражнения для гиперактивных детей
  7. Физические упражнения и виды нагрузок
  8. Какие виды спорта выбрать
  9. В каком возрасте начинать занятия спортом
  10. Влияет ли темперамент на выбор спортивной секции
  11. Склонность к видам спорта зависит от типа телосложения
  12. Спорт и упражнения при нарушениях здоровья
  13. Гиперактивные дети
  14. Дети с аутизмом
  15. Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями
  16. Дети с заболеваниями дыхательной системы
  17. Дети с нарушениями зрения
  18. Дети со сколиозом
  19. Дети с плоскостопием
  20. Дети с гастритом и заболеваниями ЖКТ
  21. 14 упражнений, которые помогут гиперподвижному ребенку прийти в себя
  22. Как погасить гиперактивность у детей
  23. Упражнения для гиперактивных детей

Физические упражнения при гиперактивности – Психологос

Гимнастика для гиперактивных малышей

​Хорошо известно, и не только врачам, что занятия физкультурой укрепляют здоровье человека, а часто даже избавляют его от разных заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают обмен веществ, укрепляют мышцы и ткани, увеличивают кислородный обмен, выводят шлаки, снимают мышечную усталость, насыщают человека дополнительной энергией.

Но как быть с детьми, у которых имеется или предполагается (в раннем возрасте) синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Они ведь и без того двигаются сверх всякой меры.

Не станет ли для них «тяжким бременем» дополнительная физическая нагрузка? Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что не станет. Более того, лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию.

Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система.

Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно. Конечно, не всякие занятия физкультурой полезны таким детям.

Во-первых, они должны проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Это, естественно, не означает, что делать гимнастику нужно только в специальных залах, строго по часам. Безусловно, дома или на даче с мамой это будет еще более полезно.

Ведь упражнения лечебной физкультуры дают желаемые результаты лишь в том случае, если они проводятся длительно, регулярно (хорошо даже разбить их на отдельные циклы и проводить несколько раз в течение дня), с постепенным увеличением нагрузки. Но показать маме их должен врач лечебной физкультуры, которого необходимо постоянно информировать о результатах.

С врачом надо обсуждать, какие упражнения более полезны и нравятся ребенку, какие нет, что добавить, а что исключить.

Во-вторых, необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

В-третьих, прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти медицинский осмотр, чтобы знать, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для других органов и систем.

В-четвертых, стоит помнить, что это все-таки лечебная физкультура и она имеет конкретную направленность. Очень неплохо сочетать ее с плаванием или занятиями индивидуальными видами спорта (если самому ребенку они интересны).

В первый год жизни ребенка (см. Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функции центральной нервной системы) используются рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные движения.

С целью:

  • увеличить подвижность ребенка, научить его правильно ползать, ходить, бегать;
  • развить вестибулярный аппарат;
  • развить мануальные навыки (ручная ловкость).

Во второй год используются такие упражнения: ходьба, ползание и переползание, упражнения на равновесие и общеукрепляющие подвижные игры (15-20 минут), медленный бег. (Исключаются прыжки в глубину и выпрыгивание вверх с высокой амплитудой.)

С целью:

  • усовершенствовать у ребенка навыки ходьбы по ровной гладкой поверхности;
  • научить его плавно подниматься и спускаться по пересеченной местности;
  • научить выполнять конкретные цели.

В третий год (первый кризис в индивидуальном развитии человека) используются в основном игровые упражнения, упражнения, направленные на развитие моторики пальцев и общеукрепляющие.

С целью: создать и закрепить основной фонд движений ребенка.

В четвертый год используются более сложные упражнения. Перед ребенком ставятся конкретные задачи: выполнить упражнение до конца, остановиться по сигналу и т, д. Постепенно нужно переходить от показа упражнений к объяснению. Необходимо беречь малыша от сверхсильных раздражителей и эмоциональных перегрузок.

С целью:

  • развить активное торможение;
  • научить давать оценку своим действиям;
  • развить внимание.

В пятый год используются различные двигательные упражнения: бег трусцой, прогулки, езда на велосипеде, общеукрепляющие. Дети должны понимать со слов, что им нужно делать и сами давать оценку своим действиям.

С целью: реализовать потребность к двигательной активности, которая в этом возрасте особенно велика. В случае ее ограничения происходит быстрое возбуждение ребенка, эмоциональная неустойчивость, нарушение психики.

В шестой год используются упражнения на равновесие, на развитие туловища и конечностей. Занятия становятся более сложными. В них сочетаются разные фазы движений, обозначены моменты приложения основных усилий.

С целью: закрепить способность к сложным двигательным действиям.

В седьмой год используются упражнения на развитие согласованности движений, в которых участвуют различные суставы и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом).

Однако в этом возрасте дети переоценивают свои физические возможности, поэтому необходимо следить за общим состоянием их здоровья, вовремя снижать нагрузку, делать перерывы, чтобы они могли отдохнуть и восстановить силы.

С целью:

  • развить координационные способности;
  • укрепить опорно-двигательный аппарат и различные нервные структуры.

Занимаясь с дошкольниками, следует помнить: упражнение нужно заканчивать раньше, чем ребенок потеряет к нему интерес или скажет, что устал.

Нельзя заставлять его выполнять, надо поискать возможности заинтересовать, показать, например, как это делают животные, рассказать забавный случай и т. д. Любой успех поощрять и ни в коем случае не высмеивать, не наказывать за неуклюжесть или неумение.

Не использовать во время занятий мячи и игрушки теплых цветов (красный, оранжевый) – они повышают активность нервной системы.

Некоторые особенности лечебной физкультуры для школьников

Занятия должны быть направлены на совершенствование зрительно-моторной и слухо-моторной координации, способностей ребенка ориентироваться в пространстве, тренировать свойства памяти и внимания с помощью сложных координационных упражнений.

В физкультурный комплекс также необходимо включать как упражнения на развитие силовых способностей, так и аэробные: равномерный бег, плавание, пешеходные прогулки, задания на точность, оригинальность, смекалку, развивающие чувство времени и способность контролировать свои действия во времени. Особое внимание следует уделять упражнениям, развивающим межполушарные взаимосвязи (одновременные движения правой и левой частью тела и т. п.).

Как малышам, так и школьникам с СДВГ, не стоит предлагать эмоциональные игры, участие в состязаниях, олимпиадах. Нельзя перегружать их физически, поэтому следует ограничивать задания, связанные с высокой подвижностью (по крайней мере, после них надо обязательно делать короткий отдых или чередовать их с дыхательными упражнениями брюшного типа).

Любое усилие, любое достижение – самое минимальное – обязательно должно быть замечено, отмечено, поощрено. Учитывая, что у детей с синдромом СДВГ заниженная реакция на шум и зрительный образ, говорить с ними нужно ясно, лаконично, почаще прикасаться, поглаживать и т. д.

Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функции центральной нервной системы

К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС) и, как следствие, нарушение мышечного тонуса – самая распространенная патология раннего детского возраста. Внимательное ежедневное наблюдение за ребенком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков. См. →

Дыхательные упражнения

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. См. →

Аутогенная тренировка

Этот самостоятельный метод психотерапии пользуется известной популярностью уже не одно десятилетие. И не случайно.

Не имея побочных последствий, он позволяет восстановить некоторые функции центральной и периферической нервной системы, стабилизирует резервные возможности коры головного мозга, восстанавливает проходимость сосудов, снимает мышечное и эмоциональное напряжение. Последнее особенно важно для гиперактивных детей, которые часто бывают напряжены и внутренне замкнуты. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/fizicheskie-uprazhneniya-pri-giperaktivnosti

Спорт и физические упражнения для гиперактивных детей

Гимнастика для гиперактивных малышей

Нужны ли спорт и физические упражнения для гиперактивных детей? И стоит ли гиперактивных детей заставлять заниматься спортом?

Сразу скажу, что заставлять ни в коем случае нельзя. Да Вам, скорее всего, это и не удастся! Пытаться принуждать гиперактивных детей к чему бы то ни было – дело бесперспективное.

А, вот, помочь им найти занятие по душе – это, как раз, то, за что они Вам в будущем скажут «спасибо». К тому же, уважение, проявленное к Вашему гиперактивному ребенку, принесет добрые плоды.

Вы со своим сыном или дочерью станете единомышленниками!

Что же касается занятий спортом, то все мы слышали об их пользе. Даже несколько простых упражнений в течение дня сделают ребенка более крепким, энергичным и собранным. Но, обратимся к фактам.

У гиперактивных детей неустойчивая, очень чувствительная нервная система. По сути, СДВГ – это нарушение в работе нервной системы.

Но, известно, что физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм. Знаменитый физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И. П.

Павлов отмечал, что физические упражнения «величайшее средство в случае расстройства высшей нервной деятельности».

О пользе спорта и физических упражнений известно с древнейших времен. Древнеримский врач Гален (130–200 г. н.э.), занимавшийся, в числе прочих медицинских наук, неврологией, писал: “Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений”.

Великий древнегреческий медик Гиппократ (живший около 460–370 г. до н.э.), также, применял физические упражнения для лечения своих пациентов.

Сегодня, с развитием медицины, появилось и высокоточное медицинское оборудование. Оно подтверждает, что умеренные физические нагрузки улучшают обмен веществ и регенерацию тканей в организме, стимулируют нейрорегуляторную функцию.

Со спортом дело обстоит иначе. Усиленные тренировки воздействуют на организм более жестко, вызывая стресс. Речь, конечно, не идет о детских спортивных секциях. Занятия в них строятся на основе базовых педагогических и медицинских норм. Но, вступая в жестокий мир профессионального спорта, приходится забыть об этих нормах. Здесь главное – результат. И все средства хороши для достижения цели.

Однако, большинство родителей, а особенно, воспитывающие гиперактивного ребенка, выбирая секцию, имеют в виду его оздоровление и гармоничное физическое развитие. Из этих принципов будем исходить и мы.

Физические упражнения и виды нагрузок

Все физические упражнения можно разделить по виду нагрузок на:

  1. аэробные (выполняемые ритмично, равномерно, длительное время и тренирующие дыхательную и сердечно-сосудистую системы)
  2. силовые (упражнения на сопротивление, укрепляющие мышцы)
  3. растягивающие (различные растягивания и скручивания)

Для гармоничного физического развития ребенка желательно эти виды нагрузок сочетать.

В любом виде спорта опытные тренеры каждое занятие начинают с разминки и разогрева мышц. Разминка важна, т.к. она предотвращает травмы: разогретые мышцы более пластичны. Они легче справляются с нагрузками, лучше растягиваются. Учитывая повышенную склонность гиперактивных детей к травматизму, это особенно важно. Для разогрева используют легкие аэробные нагрузки, такие, как пробежка.

Вторым этапом большинства тренировок бывают силовые нагрузки. Для соблюдения оптимального баланса важно развивать все мышцы равномерно. Прорабатывая различные группы мышц, ребята становятся более сильными физически.

Известно, что резко обрывать тренировку крайне нежелательно. Поэтому заключительный этап любого занятия предусматривает упражнения на растягивание и гибкость. Кроме гибкости, такие упражнения стимулируют процессы регенерации, позволяют восстановиться после нагрузок. Они выравнивают дыхание, замедляют сердцебиение и пульс.

Какие виды спорта выбрать

При выборе вида спорта и секции нужно учитывать множество факторов: здоровье ребенка, уровень начальной физической подготовки, способности, характер и, конечно, личные предпочтения.

В каком возрасте начинать занятия спортом

Если ребенок не имеет ограничений, связанных со здоровьем, ему предоставляется огромный выбор. Есть лишь возрастные рамки для начала занятий. Рекомендован минимальный возраст, до достижения которого ребенка в секцию, скорее всего, не запишут. Однако, никаким видом спорта не поздно заняться и в более старшем возрасте.

6-7 лет: Плавание, аквааэробика, прыжки в воду, фигурное катание, теннис, хоккей, аэробика, гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, танцы, айкидо, баскетбол, лыжный туризм, шахматы, американский пул

8-9 лет: Легкая атлетика, футбол, волейбол, гандбол, биатлон, вольная борьба, водное поло, фехтование, дзюдо, самбо, тхэквондо, русский бильярд

После 10-12 лет: Гребля, парусный спорт, стрельба, ушу, каратэ, альпинизм, скалолазание, бокс, кикбоксинг, тяжелая атлетика, конный спорт

Влияет ли темперамент на выбор спортивной секции

Еще как влияет! В этой таблице рассмотрены 4 основных типа темперамента. Определить свой темперамент можно с помощью теста. Хотя, психологи отмечают, что крайне редко у человека проявляется один определенный тип. Гораздо чаще можно заметить их сочетание. В таком случае, при выборе спортивной секции, ориентироваться стоит на тот, что проявлен ярче.

Темперамент Виды спорта
Холерический Обидчивый, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный, поддающийся настроениямБокс, различные виды единоборств, командные виды спорта
Сангвинический Общительный, открытый (контактный), разговорчивый, доступный, отзывчивый, жизнерадостный, беззаботный, инициативныйКомандные игры, бег с препятствиями, фехтование, каратэ, гребля на байдарках, альпинизм, дельтапланеризм
Флегматический Пассивный, спокойный, надежный, ровный, управляемый, миролюбивый, рассудительный, осмотрительный, доброжелательныйБег, лыжный спорт, велоспорт, тяжелая атлетика, бильярд, шахматы, йога, восточные единоборства
Меланхолический Тихий, ригидный, тревожный, сдержанный, необщительный, пессимистичный, склонный к рассуждениям, легко расстраивающийсяПарусный спорт, танцы, йога, стрельба, конный спорт, метание копья, метание диска

Склонность к видам спорта зависит от типа телосложения

В таблице приведены средние статистические показатели. Но, нужно понимать, что, так же, как и темперамент, телосложение редко подходит на 100% к определенному типу. Несмотря на это, можно выделить основной, доминирующий тип.

Телосложение Виды спорта
Астеноидный Высокие, часто сутулые, кость тонкая, грудная клетка плоская. Четко просматривается костный рельеф и суставы. Ноги часто О-образной формы. Вялая, плохо развитая мускулатура.Для них представляют сложность виды спорта, требующие силы выносливости и большой скорости. Но они добиваются успеха там, где требуется кратковременное напряжение и ускорение. Легкая атлетика, особенно, бег на короткие дистанции, танцы, художественная гимнастика.
Торакальный Тонкая кость, спина и ноги чаще прямые, грудная клетка цилиндрической формы, с большим объемом легких. Высокий тонус мышц при небольшой мышечной массе.При небольшой силе, средней выносливости и скорости, имеют хорошие результаты в видах спорта и упражнениях на равновесие. Легкая атлетика, лыжи, спортивная гимнастика, акробатика, различные прыжки, плавание, биатлон, велогонки, гребля, футбол.
Мышечный Массивный скелет, хорошо развитая грудная клетка, значительный объем мышечной массы.Средние показатели силы и выносливости. Достигают успехов в спорте, требующем равновесия, скорости и гибкости. Футбол, хоккей, теннис, прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, единоборства, альпинизм.
Дигестивный Массивный скелет, широкая кость, широкая грудная клетка, спина прямая. Значительный мышечный тонус и объем мышечной массы. Отличается преобладанием жировой ткани.Небольшой объем легких. При значительной мышечной силе выносливость невысока. Борьба, различные единоборства, хоккей, стрельба, тяжелая атлетика.

Спорт и упражнения при нарушениях здоровья

Грамотно применяя физические упражнения, можно добиться значительных улучшений в состоянии здоровья детей с различными заболеваниями. Но есть несколько правил.

  1. Заниматься можно лишь с разрешения лечащего врача
  2. Придется отказаться от интенсивных тренировок и амбиций, связанных со спортивными достижениями
  3. Тренер непременно должен быть проинформирован как о заболевании, так и о рекомендациях Вашего доктора

Гиперактивные дети

Спорт, как и любые упражнения, для гиперактивных детей может принести огромную пользу. Только, выбирая секцию для гиперактивного ребенка, следует принимать во внимание особенности его заболевания и рекомендации врача.

  1. Избегайте больших коллективов и командных видов спорта. Гиперактивные дети с трудом усваивают правила и не могут эффективно взаимодействовать в большой группе. Кроме насмешек сверстников и комплекса неполноценности, такие занятия могут еще и усилить гиперактивность
  2. Для гиперактивных детей категорически не рекомендуются спорт и упражнения с большими силовыми нагрузками. Исключите из своего списка различные виды борьбы и тяжелую атлетику
  3. Не стоит выбирать для гиперактивных детей высокотравматичные виды спорта и упражнений. Дети с СДВГ умудряются получать травмы и различные повреждения, как говорится, на ровном месте. А что уж говорить о боксе, баскетболе, футболе, хоккее, конном спорте, гольфе, гандболе, тяжелой атлетике, спортивной гимнастике, акробатике, фехтовании, стрельбе, альпинизме, скалолазании, прыжках в воду и, даже, теннисе!
  4. Агрессивные виды спорта, также, ни в коем случае не приемлемы для гиперактивных детей. Кик-боксинг, бокс, различные виды единоборств должны быть под запретом
  5. Гиперактивные дети быстро теряют интерес к монотонным однообразным действиям, поэтому им трудно заниматься таким спортом, как бег

Что же остается? Какой спорт подходит для гиперактивных?

Вот список безопасных и полезных видов спорта для гиперактивных детей.

  1. Плавание
  2. Аквааэробика
  3. Танцы
  4. Художественная гимнастика
  5. Легкая атлетика
  6. Лыжный спорт
  7. Аэробика
  8. Прыжки на батуте
  9. Айкикай – разновидность айкидо (только с разрешения врача)
  10. Йога
  11. Бильярд
  12. Шахматы

Часто у гиперактивных детей наблюдаются и другие нарушения здоровья. Неустойчивая нервная система, к сожалению, провоцирует целый ряд психосоматических (и не только) расстройств. Все их нужно учитывать при выборе вида спорта и спортивной секции для гиперактивных детей.

Случается и так, что противопоказаний слишком много. И тогда врач, скорее всего, порекомендует заменить спорт упражнениями ЛФК для гиперактивных и детей с СДВГ. Прислушайтесь к советам врача.

Помимо гиперактивных детей в спорте или физических упражнениях нуждаются и другие ребята. Вот некоторые рекомендации для них:

Дети с аутизмом

От командных видов спорта стоит воздержаться. Но стоит попробовать силы в таких видах, как:

  1. Плавание
  2. Легкая атлетика
  3. Велоспорт
  4. Боулинг
  5. Пеший туризм

Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями

В зависимости от тяжести заболевания, лечащий врач определяет, можно ли детям заниматься какими-либо видами спорта. Однако, в первую очередь из списка разрешенных будут исключены все аэробные и силовые нагрузки. Возможно, доктор порекомендует курс ЛФК.

Дети с заболеваниями дыхательной системы

При нетяжелом течении заболевания, с разрешения врача, в период ремиссии детям можно заниматься приведенными ниже видами спорта. Однако, режим занятий должен быть щадящим. Кроме этих спортивных секций больным детям будут полезны упражнения ЛФК и дыхательной гимнастики.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Легкая атлетика
  4. Баскетбол
  5. Волейбол
  6. Аэробика

Дети с нарушениями зрения

Важную роль играет степень нарушения. Если имеет место небольшое отклонение от нормы, то оно не препятствует занятиям, особенно, если дети носят очки или контактные линзы. Осложненное заболевание требует индивидуального подхода. Здесь последнее слово – за лечащим врачом.

  1. Плавание
  2. Танцы
  3. Парусный спорт
  4. Гребля
  5. Спортивная ходьба
  6. Бег
  7. Биатлон
  8. Шахматы
  9. Шашки

Дети со сколиозом

Правильно подобранные физические упражнения способны улучшить состояние здоровья детей со сколиозом. Главное – посоветоваться с доктором, выполнять все его предписания и, ни в коем случае, не нарушать его запретов и ограничений. Кроме специально разработанных для этого заболевания упражнений ЛФК, пользу принесут такие виды спорта, как:

  1. Плавание
  2. Спортивная ходьба
  3. Ходьба со скандинавскими палками

Дети с плоскостопием

Свод стопы у детей формируется примерно к 10 годам. Однако, нарушения в ее развитии врач может заметить и в более раннем возрасте. Плоскостопие бывает разным.

Только врач-ортопед может подобрать адекватное лечение и физические нагрузки для детей с плоскостопием.

В любом случае, нужно знать, что рекомендованные детям занятия должны проходить не как полноценные спортивные тренировки, а в виде щадящих лечебно-терапевтических упражнений. После консультации с врачом возможны:

  1. Плавание свободным стилем
  2. Конный спорт
  3. Восточные единоборства
  4. Ходьба на лыжах

Дети с гастритом и заболеваниями ЖКТ

Детям при заболеваниях желудка важно избегать нагрузок на пресс, силовых упражнений, различных единоборств, занятий тяжелой атлетикой и альпинизмом. Однако, имеет смысл присмотреться к таким видам спорта, как:

  1. Плавание
  2. Йога
  3. Спортивная ходьба
  4. Легкий бег
  5. Теннис

Всех заболеваний, конечно, перечислить невозможно. В каждом конкретном случае важны рекомендации специалиста, наблюдающего и лечащего ребенка. Одно можно сказать: позитивный настрой, умеренность, настойчивость в борьбе с недугом и дисциплина способны творить чудеса.

Источник: https://giperaktivnyj-rebenok.ru/sport-i-fizicheskie-uprazhnenija-dlja-giperaktivnyh-detej/

14 упражнений, которые помогут гиперподвижному ребенку прийти в себя

Гимнастика для гиперактивных малышей

Избыточная двигательная активность у детей не всегда означает СДВГ. Даже типично развивающиеся малыши иногда начинают ходить колесом.

Мода называть чересчур шустрых детей «гиперактивными» неправильна: гиперактивность — это медицинский термин, который можно обнаружить в МКБ-11, международном классификаторе болезней. О детях, которые не могут себя остановить, лучше говорить как о «гиперподвижных».

Иногда и им, и их родителям нужна помощь. И речь не идет о таблетках – рассказывает консультант по развитию детей Оксана Туркина.

У детской гиперподвижности могут быть разные причины:

Мышечный гипотонус. В этом случае ребенку, чтобы почувствовать свое тело, нужно движение и усиленная нагрузка на мышцы.

Повышенная тревожность. Ее может вызвать что угодно.

Незрелость зон мозга, отвечающих за интеграцию сенсорных сигналов. В данном случае ребенок не может себя останавливать, когда нужно. Он или «перерастет» это, или ему понадобится коррекция.

Сенсорная перегрузка. Ребенок может переутомиться от шума, движения, общения или впечатлений и перестать себя контролировать.

Скука, беспокойство, которые могут вызывать поведенческие сложности.

С тем, что не дает ребенку спокойно заниматься игрой или другим делом, нужно отдельно разбираться. Этот процесс занимает время. Но есть случаи, когда успокоить детей нужно быстро.

  Тогда можно попробовать одно из 14 упражнений, которые помогут улучшить самоконтроль, снять напряжение и выпустить пар.

 Выполняя эти упражнения, ребенок вынужден будет осознанно управлять руками, ногами, корпусом и головой, а это именно то, что нужно.

1. Поймайте разбушевавшегося ребенка. Обнимите, прижмите к себе нежно, но крепко. Затем возьмитесь с ним за руки и попрыгайте 10 или 20 раз под громкий счет.

2. Поиграйте в «Море волнуется раз», держась за руки. Если получится и ребенок не сбежит от вас, можно делать шторм, большие и маленькие волны, тихое море.

3. Завладейте детским вниманием.

Предложите: «Я буду генерал-фельдфебель Фрунтик, а ты мой верный солдат! Сможешь выполнить команды генерал-фельдфебеля Фрунтика?» От ребенка потребуется: потянуться вверх на носочках; наклониться, не сгибая коленей; помахать или потрясти руками и ногами; сделать несколько простых, гигантских или «мышиных» шагов; прокатиться «колбаской», не помогая себе руками.

4. Предложите ребенку самому выполнять движения генерал-фельдфебеля Фрунтика. Или имитировать механические движения робота.

5. Займитесь с ребенком «йогой зверей». Найдите на позы, имитирующие элементы живой природы. Пусть ребенок изобразит собаку, кошку, дерево, бабочку, сфинкса, змею, льва, аллигатора, тигра, орла, лебедя, ворону, цаплю. Кто-то, может, и позу светлячка или ящерицы осилит. Достаточно выполнить 3-4 задания.  Завершите йогу позой младенца или медведя в берлоге.

6. Попробуйте гимнастику ветра. Попросите показать, как качаются деревья на ветру? А если ветер очень сильный? А если совсем слабенький? А как плывут по небу облака? Если ребенку трудно изображать березку, пусть изобразит гремучую иву для начала. А после гремучей — плакучую.

У некоторых детей гиперподвижность вызвана эмоциональными причинами. В этом случае ребенку нужно вернуть ощущение своей цельности и границ. Помогут в этом диван, плед и родительская ласка. Теснота, приятная тяжесть, поглаживания и не слишком интенсивный массаж успокаивают нервную систему, позволяют ей переключиться в режим восстановления.

7. Повалите себя и ребенка на кровать или диван и закопайтесь в мягкие игрушки и подушки.

8. Когда ребенок немного успокоится, завернитесь вдвоем в плед, как гусенички в кокон.

9. Укройтесь пледом (простынкой, покрывалом) с головой, устроив домик.

10. Возьмите любую сенсорную игру из подборки «7 сенсорных игр, которые успокоят ребенка и снимут стресс».  Эти игры хороши и для гиперподвижных детей.

11. Нормализуйте дыхание игрой в комарика. Ребенок издает противный тонкий звук «З-з-з» и ходит по комнате, расставив руки для убийственного хлопка. Когда запас дыхания подходит к концу, комара можно (и нужно!) прихлопнуть, вытолкнув из легких последний воздух.

12. Изобразите руками воображаемый воздушный шар, большой и круглый, а теперь сжимайте его, как будто хотите сдуть, — медленно, прилагая настоящие усилия. При этом сделайте глубокий вдох и на долгом выдохе издавайте звук медленно спускающегося воздуха: «С-с-с!» Показали? Теперь устройте соревнование, чей шар дольше продержится.

13. Продолжайте надувать воображаемые шарики (округлите щеки, выдуйте воздух, разведите руки в стороны). Предложите ребенку поменяться надутыми шарами. Если ребенок изобразил, как шарик лопнул, и снова начал шуметь, потребуйте, чтобы он собрал с пола обрывки шарика и выбросил в мусорное ведро.

14. Покормите ребенка. Если ребенок проголодался и начал «буянить», предложите ему еду, которую нужно интенсивно пережевывать. Это помогает снять агрессивные импульсы.

Сырые овощи и фрукты прекрасно подойдут — морковка, капустный лист, яблоки, сладкий перец и огурец. Избегайте печенья и сухарей, продуктов с высоким содержанием сахара, красных и желтых красителей.

Все они могут усилить гиперподвижность.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/14-priemov-kotorye-pomogut-rebenku-prijti-v-sebya

Как погасить гиперактивность у детей

Гимнастика для гиперактивных малышей
Ирина Дмитренко 10 ноября 2013, 12:18

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается

Причина проявления у детей дефицита внимания и гиперактивности (именно так проблема называется полностью) врачам до сих пор не известна. Зато они подсчитали, что таких деток среди школьников насчитывается 3—10% — это значит, что почти в каждом классе найдется хотя бы один гиперактивный ребенок. Причем у мальчиков расстройство встречается примерно в четыре раза чаще, чем у девочек.

Что делать мамам и папам гиперактивного ребенка, ­нам рассказали невропатолог-мио­терапевт Ирина Бартош и семейный психолог Роман Мельниченко.

Как усмирить ураган

1. Снять мышечные спазмы. В этом помогут мио- и рефлексотерапия, миофасциальный массаж. Порой уже после одного курса происходит существенное облегчение. Запишите ребенка на гимнастику или танцы — те виды спорта, где выполняются упражнения на растяжку.

2. Создать максимально спокойный микромир для ребенка. Для него любое изменение — опасность. Так что походы по гостям, в большие магазины и т. п. — не для них.

3. Организовать режим дня и домашние ритуалы. Например, в 21:00 зажигается ночник — потом стакан кефира с печенькой — сказка — спать. Каждый день. Неизменно. Тогда мозг выработает условный рефлекс и к концу этого ритуала ребенок начинает засыпать.

4. Учитывайте ритм “активно — спокойно — активно — спокойно”.

Обеспечьте возможность выплескивать энергию и физически уставать — больше гуляйте, обустройте спортивный уголок, где ребенок сможет вволю прыгать и кувыркаться.

“Умственные” занятия проводите после того, как он устанет физически: после этого у вас будет 10—15 минут, чтобы поделать упражнения на концентрацию внимания.

5. Постоянно заинтересовывайте ребенка: в уроки включайте новые виды деятельности, чтобы активизировать кору головного мозга.

6. Песок и вода — лучшее успокоительное. В воду в ванной добавляйте морскую соль и эфирные масла лаванды, мяты, сосны.

7. Подкармливайте мышцы и нервную систему: чаще давайте бобовые (особенно чечевицу), орехи, мясо, молочку, яйца, рыбу, морскую капусту, овощи и фрукты.

Как распознать гиперактивность

Симптомы почти всегда появляются в два-три года. Но к врачам родители обращаются, как правило, лет через семь-восемь, когда оказывается, что “само не прошло” и начинаются серьезные проблемы в школе. Если подобное поведение — проблема для окружающих, гиперактивность уже трактуется как психическое расстройство.

Гиперактивный ребенок от просто активного отличается тем, что движений не только много — они почти бесцельны. Излишняя активность хотя и самая яркая черта, но далеко не единственная. Гораздо более значимая проблема — невнимательность, рассеянность. При этом с интеллектом все в порядке.

Ребенок легко вовлекается в новую деятельность, но быстро теряет к ней интерес: не успев толком начать одно дело, он бросает его и принимается за следующее. Гиперактивных детей всегда “слишком много”: их действия слишком энергичны и суетливы, количество движений и слов — безмерно (впрочем, разговорчивость — не обязательный признак).

Они не могут спокойно усидеть ни за партой, ни за обеденным столом, ни в автобусе, отвечают на вопросы, не дослушав их до конца, бесцеремонно вмешиваются в чужие дела.

Некоторые родители начинают наказывать таких детей, однако это приводит к противоположным результатам — от нервного напряжения болезнь только усугубляется (вот почему, кстати, проблема СДВГ решается в том числе и семейным психологом, работающим со всеми — и с детьми, и с родителями).

Ведь то, что мы называем непослушанием, неуважением ко взрослым или агрессивностью, на самом деле — проявление импульсивности, слабости контроля над своими эмоциями. Импульсивный ребенок не может четко представить последствия своего поведения, его очень легко склонить к глупой выходке, спровоцировать на конфликт.

Многие дети в классе за глаза называли учительницу глупой, но именно гиперактивный ребенок скажет ей об этом. Он же воплотит общую идею прибить сумку педагога гвоздями к столу или залезет на брошенную в коридоре лестницу и упадет. Как говорят врачи, “в работе нервной системы процессы возбуждения превалируют над торможением”.

В нагрузку такие дети нередко имеют проблемы со сном, тики, заикание, энурез, разнообразные подергивания или навязчивые движения.

Причина – в утробе

Считается, что в 80% случаев гиперактивность малыша — последствия тяжелой беременности, внутриутробной гипоксии (может возникнуть из-за обвития пуповиной), недоношенности. Иногда расстройство передается по наследству.

Спровоцировать его могут поражения ЦНС, травмы головы и шейного отдела позвоночника, родовые травмы, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родов, кесарево (из-за наркоза происходит интоксикация нервной системы малыша). “Почти все мамы гиперактивных детей до и во время беременности вели сидячий образ жизни.

А значит, у них было нарушено кровообращение органов малого таза, ребенок мог недополучать кислород и питательные вещества, — объясняет Ирина Бартош. — Почти у всех гиперактивных детей очень напряжены мышцы шеи — обычно это последствие родовых травм. А это не дает нормально работать нервной и сосудистой системам. Скажем, ребенок может иногда плохо слышать.

Бывает, что такие дети излишне чувствительны к малейшему шуму, у них часто случаются проблемы с речью. Могут быть головные боли, постоянно холодные и потные руки или ноги, другие вегетативные расстройства. Естественно, с таким букетом малышу сложно сконцентрироваться.

Если взрослый человек хотя бы сутки не поспит, хорошо ли он будет соображать? А эти дети находятся в примерно таком состоянии постоянно. Много двигаются они подсознательно — чтобы хоть немного размять мышцы, усилить кровообращение и облегчить свое состояние”.

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем -канале.

дети психолог упражнения поведение занятия гиперактивность

Источник: https://www.segodnya.ua/lifestyle/food_wellness/kak-pogasit-giperaktivnost-u-detey-473546.html

Упражнения для гиперактивных детей

Гимнастика для гиперактивных малышей

Упражнения для гиперактивных детей.

На здоровье обучающегося начальной школы влияют очень много факторов. Чтобы сохранить здоровье ребенка учитель должен помнить:

Выстраивать нормальные, здоровые взаимоотношения с учеником;

Учитывать эмоциональные личностные особенности детей;

Учитывать утомляемость детей;

Учитывать учащихся с повышенной потребностью во внимании;

Обращать внимание на учащихся с повышенной двигательной активностью;

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при распределении любой нагрузки;

Учить планировать режим дня;

Помогать ребенку ощутить собственную значимость.

Повышенная двигательная активность.

  • Уважайте ребенка и принимайте его таким, какой он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях;

  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;

  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко;

  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительные стимуляции;

  • В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить;

  • Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером;

  • В отношениях с обучающимися придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку;

  • Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. На уроках – физминутки, игры с двигательными элементами (с мячом, на улице, достать, отдать, принести и т.д.). Во второй половине дня – длительные прогулки, игры на свежем воздухе, пробежки;

  • Но в то же время нужно оберегать этого обучающегося от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию активности;

  • Научить ребенка устраивать тихие перерывы;

  • Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими. Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом ключевые слова;

  • В минуты, когда ученик плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» – уверенным голосом повторите свое обращение к нему слово в слово 3-4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо;

  • Иногда педагоги от нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание ругают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции.

На уроке:

  • Усаживать ребенка за первую парту центрального ряда, использовать больше наглядности, закрывать дверь в класс, создавать «Ситуации успеха», индивидуально объяснять домашнее задание.

  • Смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости;

  • Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.).

  • Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребенком чуть аккуратнее, чем предыдущая.

  • Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;

  • Избегать категоричных запретов.

  • При необходимости – объяснять материал индивидуально (один на один).

  • Проверка знаний такого ученика производится в начале урока.

УПРАЖНЕНИЯ

1.«Напряглись – расслабились». Нужно напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать тоже самое с каждой частью тела – правая рука, левая рука, шея, спина, живот, правая нога, левая нога.

2. «Ладушки». Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером. Ритм постоянно ускоряется.

Хлопушка «кулак-ладонь»: хлопок в ладони, затем хлопок кулак о ладонь. Ускорение ритма обязательно.

3. Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища.

1-правую руку на пояс, 2-левую руку на пояс, 3-4-правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5-6-правую руку вверх, левую руку вверх, 7-8-хлопки руками над головой, 9-10-опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо, 11-12-левую руку на пояс, правую руку на пояс, 13-14-хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3-средний, 4-5-быстрый, 6-медленный.

4. Самомассаж.

Мы помоем лобик,Мы помоем щечки, Не забудем носик,

Шейку, подбородок.

5. Сон под музыку.

6. «Балансировка». Ребята балансируют с газетой в положении стоя. При этом:

– они держат газету на вытянутых руках;- на левой и правой руке попеременно, стоя на обеих ногах;- на левой и правой руке попеременно, стоя на одной ноге;- держат газету на голове;- на плечах;- на затылке;

– попеременно на правой и левой ноге.

7. Развитие общей моторики (выполнять движения соответственно тексту):

У лисицы острый нос,Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса плавненько похаживает, Шубу рыжую поглаживает.

8.Этюды для души.

9.«Кричалки – шепталки – молчалки».

Специальные карточки разных цветов или заготовленные, вырезанные ладошки. Красный – кричать, шуметь, зеленый – шептать, голубой – молчать, соблюдать тишину.

Повышенная утомляемость

В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, ребенку с повышенной утомляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией.

При особо сильной утомляемости рекомендуется, предоставлять ребенку дополнительный выходной день посредине учебной недели.

УПРАЖНЕНИЯ

1. «Зеркало». Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрятся учащиеся.

Они должны: замереть на месте, повернуться вправо, влево, постоять на пальчиках и поморгать глазами, покивать головой, постоять, помахать попеременно левой и правой рукой, постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.

2.«Клоуны». Учащиеся могут сидеть или стоять. Учитель предлагает им поиграть в клоунов.

Для этого они должны выполнить следующие задания: брови свести и развести, глаза сильно прищурить и широко раскрыть, губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать их, шею максимально вытянуть, втянуть, плечи максимально свести, развести, руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.

3. «Близнецы». Учащиеся кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя выполняют команды: присесть, встать, встать на цыпочки, наклониться влево, вправо, прогнуться назад, постоять на правой ноге, согнув левую в колене и наоборот. В данном положении имитация движения: поезда, самолете, трактора, гусеницы, черепахи, змеи, медведя, пингвина.

4. «По кругу». Участники становятся в круг. Передают свернутую в трубочку газету: перед собой, за собой, за спиной, стоя на одной ноге, зажимая палочку коленями и т.д.

5. Релаксационные сказки.

6. Отдых под музыку.

Источник: https://multiurok.ru/files/uprazhnieniia-dlia-ghipieraktivnykh-dietiei.html

Для родителей
Добавить комментарий