Иммунная система ребенка

Содержание
  1. Иммунная система ребенка
  2. Слабый иммунитет: основные признаки
  3. Факторы, снижающие детский иммунитет
  4. Как укрепить иммунитет детей без лекарств?
  5. Иммунная система у детей
  6. Как укрепить иммунитет ребенка
  7. Как поднять иммунитет ребенку при приобретённом иммунодефиците
  8. Рекомендации: как укрепить иммунитет ребенку
  9. Естественные стимуляторы иммунитета ребенка
  10. Правильный режим дня поможет повысить иммунитет у ребенка
  11. Достаточный сон способствует укреплению иммунитета ребенка
  12. Рациональное и правильное питание укрепит иммунитет ребенка
  13. Закаливание – отличное средство чтобы повысить иммунитет ребенка
  14. В чём суть закаливания при укреплении иммунитета ребенка
  15. Как правильно закалять ребенка, что бы укрепить иммунитет?
  16. Психологическое состояние ребенка – важный фактор здорового иммунитета
  17. Установка на здоровье повысит иммунитет ребенка
  18. Особенности иммунной системы новорожденных
  19. К барьеру
  20. Отряд особого назначения
  21. Есть контакт!
  22. Детские неожиданности
  23. Почти взрослый

Иммунная система ребенка

Иммунная система ребенка

Иммунная система ребенка начинает формироваться еще во время внутриутробного развития, когда между его организмом и организмом матери устанавливаются крепкие связи.

В первые месяцы жизни ребенка защищают материнские антитела, так как синтезировать собственные иммуноглобулины организм малыша практически не способен.

Нужное количество антител приближается к взрослым показателям только к 3-5 годам жизни ребенка.

Выделяют пять критических периодов в жизни детей, которые влияют на процесс формирования иммунной системы:

1. Период новорожденности (до 28 дня жизни ребенка).

Малыш находится под защитой материнского иммунитета, в то время, как его собственная иммунная система еще только начинает формироваться.

Организм ребенка восприимчив к воздействию различного рода вирусных инфекций, особенно, к тем, от которых мама не передала малышу свои антитела.

В это время крайне важно наладить и сохранить грудное вскармливание, так как грудное молоко – лучшая защита для малыша.

2. Период с 3 по 6 месяц жизни ребенка.

В это время в организме малыша разрушаются материнские антитела, формируется активный иммунитет. В этот период особенно активно начинают действовать вирусы ОРВИ. Кроме того, малыши легко могут подхватить кишечную инфекцию и перенести воспалительные заболеваниями органов дыхания.

Малыш может не приобрести от матери антител к таким болезням, как коклюш, краснуха, ветрянка, если у нее нет прививок или она не переболела ими в детстве. Тогда велик риск того, что эти болезни могут протекать у малыша в довольно тяжелой форме. Велика вероятность повторения болезни, потому что иммунологическая память младенца еще не оформилась.

Также велик риск возникновения аллергии у ребенка, прежде всего на пищевые продукты.

3. Период со 2 по 3 год жизни малыша.

Ребенок активно познает окружающий его мир, но в работе его иммунитета по-прежнему преобладает первичный иммунный ответ, а система местного иммунитета и выработка антител типа А остается довольно незрелой. Дети в этот период наиболее подвержены бактериальным, а не вирусным инфекциям, которые могут повторяться неоднократно.

4. Возраст 6-7 лет.

В этот период у ребенка уже есть багаж с накопленным активным иммунитетом. Тем не менее, родителям стоит беспокоиться о том, что болезнь может принять хронический характер. Кроме того, велик риск появления аллергических реакций.

5. Подростковый возраст.

У девочек он начинается в 12-13 лет, у мальчиков чуть позже – в 14-15 лет. В это время происходит бурный рост и гормональная перестройка организма, которые сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Хронические заболевания дают о себе знать с новой силой. Кроме того, иммунная система ребенка проходит испытания, если подросток сталкивается с вредными привычками.

Слабый иммунитет: основные признаки

Признаки пониженного иммунитета у детей:

  • Диатез в раннем возрасте.
  • У ребенка часто наблюдаются затяжные острые отиты, а насморк непременно преобразуется в синусит или гайморит. Возникают проблемы с аденоидами, а также небными миндалинами.
  • Постоянная плаксивость и раздраженность, плохой недолговременный сон.
  • Плохой аппетит.
  • Бледная кожа.
  • Плохая работа кишечника. Стул нерегулярный или слишком частный, либо жидкий, либо малышу трудно опорожнить кишечник.
  • Ребенок восстанавливается очень долго после того, как переболел.
  • Частое появление грибковых инфекций.

Факторы, снижающие детский иммунитет

Причины пониженного иммунитета у грудных детей:

  • Травма во время прохождения по родовым путям.
  • Тяжелое течение беременности.
  • Плохая наследственность и предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
  • Малыш отказался от грудного молока, не достигнув и шестимесячного возраста.
  • Неправильный прикорм с избытком или недостатком необходимых пищевых элементов.
  • Сбой в работе ЖКТ.
  • Передозировка лекарствами.
  • Тяжелая психологическая травма.
  • Плохая экология, особенно, в районах с повышенной радиацией.

Причины снижения иммунитета у детей школьного возраста:

  • Повторяющиеся болезни уха, горла, носа.
  • Неправильное питание, включая употребление в пищу продуктов, в которых превышено содержание нитратов или пестицидов.
  • Стресс и постоянное нервное напряжение.
  • Возникновение конфликтов, приводящих к непониманию и неприятию в коллективе.
  • Злоупотреблением телевизором, компьютером, другими современными гаджетами.
  • Минимальное количество времени ребенок проводит на улице, не отдыхает. Усталость и непосильные нагрузки: школа плюс множество дополнительных кружков и секций.
  • Весной и осенью ежегодно обостряется аллергия.

Если иммунитет у ребенка слабый, то необходимо его укреплять.

Как укрепить иммунитет детей без лекарств?

Каждый родитель нацелен на то, чтобы защитить своего ребенка от простуд и болезней. Поэтому мам и пап интересует вопрос о том, как укрепить иммунитет своего малыша.

Но, более важный вопрос состоит в том, как не прибегая к лекарственным препаратам, улучшить работу иммунной системы ребенка.

Для укрепления иммунитета родителям следует приучить ребенка к правильному режиму, здоровому питанию и закаливанию. Ниже рассмотрим, как это можно сделать.

Сон

Чтобы ребенок рос здоровым и сильным, он не должен переутомляться и истощаться, иначе организм будет слабым и подверженным к инфекциям. В этом важную роль играет дневной и ночной сон.

Зарядка

Без физических нагрузок иммунитет укрепить не получится. Поэтому обязательно следует разминать все мышцы тела после ночного сна. Зарядка должна занимать в день не менее 15-ти минут. Благодаря упражнениям в тонус приходят не только мышцы, но и внутренние органы, а также ЖКТ.

Прогулки на свежем воздухе

Без свежего воздуха ребенок не может чувствовать себя бодро, поэтому важно ежедневно выходить с ребенком на прогулку.

Закаливание

Само слово «закаливание» вызывает у родителей зачастую тревогу и боязнь, что их малыш после процедур заболеет. Это вовсе не так, если подойти к этому делу со знанием всех тонкостей. Организм ребенка будет крепким только в том случае, когда его иммунитет сможет бороться с бактериями самостоятельно.

Закаливание – идеальный метод для выработки крепкого иммунитета у малыша. Рекомендуется начинать закаливать ребенка с года, когда он более-менее окреп физически.

Питание

Для повышения иммунитета следует большое внимание уделить питанию , так как главным условием для формирования сильного иммунитета является кишечник.

Для укрепления иммунитета в меню ребенка надо включать:

Белки. Самое большое количество белка содержится в мясе. Малышам и детям до 7 лет рекомендуется готовить блюда из легкоусвояемого мяса индейки, курицы и телятины.

Овощи. Особенно полезны брокколи и патиссоны. Они содержат большое количество хлорофилла, который защищает организм от внешней агрессии среды.

Не менее благотворно влияют на работу иммунитета блюда из свежей моркови, в которой содержится огромное количество кератина. Любые овощи полезны для растущего организма.

Важно умеренно кормить детей картофелем, ведь в нем много крахмала, а для детского желудка это не очень полезно.

Фрукты. В цитрусовых содержатся витамин С и каротин. При отсутствии у ребенка аллергии на апельсины, мандарины, грейпфруты, их стоит включать в меню ребенка в умеренных количествах. Железо, кальций, калий, фосфор, витамин А и В можно найти в яблоках, вишнях, бананах, киви.

Молочные продукты. Кефир, молоко, ряженка, сыр. Эти продукты источник кальция и микроэлементов.

Заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы КГБ №3 – Чернявская Л. В.

Источник: http://kerchgb3.ru/roitelyam/nebolejka/241-immunnaya-sistema-rebenka

Иммунная система у детей

Иммунная система ребенка

23 мая 2018.

23.05.2018

Врач лабораторной диагностики  (зав.  лабораторией)

Г.Н.  Полевечко

Бытовавшее  ранее  представления  об   ареактивности   организма  ребенка  раннего  возраста   ныне  отвергнуты,   поскольку  установлено,  что  на  любом  этапе  развития  организм   обладает  определенным  набором  иммунологических  факторов,  имеющих  ряд  особенностей, зависимых  от  возраста.

  При  этом  различают  процесс  закладки  иммунной  системы,

 реализацию  её  потенциальных  возможностей   в  развертывании  специфических   реакций   и  достижения  зрелости.

От того, как развивается иммунная система, зависит устойчивость организма ребенка или, наоборот, его подверженность различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой породы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии.

Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком.

Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода.

Иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения.

Важнейшее биологическое значение этого состоит в предупреждении слишком бурных иммунных реакций, неизбежных при контакте новорожденного с огромным количеством антигенов (веществ, которые «узнаются» нашим организмом как чужеродные и которые могут запускать иммунную (защитную) реакцию).

Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, то есть если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передаст готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен.

Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию.

Иммуноглобулин А защищает слизистые оболочки человека.

Он связывает микробы и вирусы непосредственно в полости рта, в дыхательных путях, пищеварительном тракте и не дает им проникнуть во внутренние органы (легкие, сердце, печень).

Однако он не запоминает вирусы и микробы, то есть не обладает иммунологической памятью, поэтому на каждое последующее поступление вирусов в организм вырабатываются свои антитела.

Иммуноглобулин М вырабатывается В-лимфоцитами в ответ на первое появление патогена и тоже не обладает иммунологической памятью. Однако при повторных встречах с одной и той же инфекцией антитела класса М способны запомнить микроб.

Иммуноглобулин G вырабатываются при появлении вирусов, микробов, аллергенов. Они запоминают эти патогены и предотвращают развитие инфекции. Причем иммуноглобулины G реагируют не только на вновь поступившие бактерии, но и на те микробы и вирусы, которые циркулируют в крови длительное время.

Иммуноглобулин Е появляются в ответ на размножение в организме паразитов (глистов) и контролируют развитие аллергических реакций.

Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов.

В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы.

Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

Второй критический период – 3-6 месяцев жизни – обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организме ребенка все же развивается первичный иммунный ответ.

Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания.

Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.).

И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром.

Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой.

Дети все еще чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические болезни, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов (тканевых образований, в которых образуются иммунные клетки и где они приобретают иммунную специфичность). После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.

Для укрепления  защитных сил организма ребенка можно применять различные общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде,  стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в период вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, не водить ребенка на   различные массовые мероприятия во время эпидемии гриппа).

Достаточно эффективны средства народной медицины, например, чеснок и лук. Эти растения выделяют так называемые фитонциды – вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Обычно их измельчают и расставляют в стеклянных блюдцах в помещении. Нанизанный на ниточку зубчик чеснока можно повесить малышу на шею.

Когда нужно обратиться к иммунологу?

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети до 3 лет переносят 6-8 респираторных заболеваний в год. В среднем, в течение года при нормальном функционировании иммунной системы, ребенок может переболеть 1-2 раза достаточно тяжелыми вирусными инфекциями (грипп, аденовирусная инфекция); до 4-5 инфекций могут протекать легко, в виде насморка, покашливания, невысокой температуры.

В этих случаях родителям не стоит считать, что у малыша снижен иммунитет. Ведь единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний – выработать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микробом. Частые ОРВИ ни в коей мере не стоит рассматривать как проявление несостоятельности иммунной системы ребенка и говорить об иммунодефиците.

  • Серьезным поводом для обращения к врачу-иммунологу может послужить: частые простудные заболевания, протекающие с осложнениями (ОРВИ, переходящая в бронхит, пневмонию и т.п.);
  • повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет (ветряная оспа, корь, краснуха и т.д.). Однако здесь стоит учитывать, что если малыш переболел этими заболеваниями до года, то иммунитет к ним может быть не стоек, не давать пожизненной защиты;
  • длительное лечение острых или хронических заболеваний ребенка антибактериальными, противогрибковыми, гормональными препаратами, ослабляющими иммунитет.

Дети, посещающие детский сад, первое время болеют достаточно часто, так как возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается. Этот период обычно длится 6-12 месяцев.

Причиной повышенной заболеваемости может стать и стрессовая ситуация, нежелание ребенка находиться в дошкольном учреждении и т.п.

Однако отмечено, что дети, не посещающие детский сад, болеют реже, но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает.

Источник: http://www.10gkb.by/informatsiya/stati/immunnaya-sistema-u-detej

Как укрепить иммунитет ребенка

Иммунная система ребенка

У детей прежде чем стараться повышать иммунитет, нужно выявить не является ли это нарушение врождённым. Именно в детском возрасте проявляется такое заболевание, как врождённый иммунодефицит. Родители часто замечая какие-то неполадки со здоровьем малыша (частые простуды у ребенка, долго выздоравливает, слабенький и т.п.

), предполагая, что виновник всего этого слабый иммунитет, стараются всеми силами повысить его. И если стимулировать иммунитет на фоне какой-то врождённой патологии, то это может привести к непредвиденным последствиям. И не только не укрепит иммунитет, но и навредит.

Стимулирование и подстёгивание ослабленного и истощенного иммунитета ребенка приведёт только ещё большему истощению и сбою в его работе.

Показания для посещения врача иммунолога:

  • ребёнок болеет ОРВИ более 6 раз в год;
  • после простуд возникают осложнения;
  • малыш страдает аллергией;
  • у ребенка случаются высыпания герпеса на губах;
  • уже не раз ребёнок болел гнойным отитом либо пневмонией и др.

Если в течении более полугода или года повторяются постоянные нарушения, то ребёнку важно сделать иммунограмму. Проведение иммунограммы ребёнку целесообразно делать после 3 лет, тогда она уже лучше отражает состояние иммунитета ребенка и становится информативной.

Как поднять иммунитет ребенку при приобретённом иммунодефиците

Итак, первое что нужно сделать в детском возрасте это определить врождённая или приобретённая функциональная недостаточность иммунной системы у ребенка. В случае не врождённого, а приобретённого нарушения нужно делать больший акцент на повышение именно неспецифических факторов укрепления иммунитета ребенка.

Не нужно давать какие-то сильные иммуностимуляторы, иммунные препараты детям, как взрослым. К детям надо более тонко подходить, потому что у детей и иммунодефицит более физиологичный. Так сама природа придумала, что организм ребенка должен познакомится со всеми инфекциями и легче перенести их в детском возрасте. Все знают, что ветрянкой лучше переболеть как раз в детском возрасте.

Ведь дети значительно легче переносят высокую температуру, чем взрослые.

Рекомендации: как укрепить иммунитет ребенку

После осмотра и лабораторных анализов, если и стимулировать иммунную систему, то больше физиологическими методами. Это касается режима дня, питания ребенка, закаливание, препараты, которые дают дополнительный белок для иммунной системы.

В крайних случаях, при более стойких нарушениях целесообразны иммуномодуляторы, или же иммунные препараты с заместительной целью (виферон – готовый интерферон на какой-то период времени, что бы иммунную систему ребенка поддержать, нуклеинат – донатор белков и др.) Существует немало иммуномодуляторов, которые повышают активность иммунной системы и укрепляют способность организма противостоять инфекциям.

Однако главное, что должны понимать родители: иммунотерапия не должна стать площадкой для экспериментов на собственном ребенке. Принимать подобные препараты можно лишь по назначению врача и после того, как факт иммунодефицита или какого-либо нарушения в иммунной системе будет установлен на основе обследования малыша и изучения результатов его лабораторных анализов.

Естественные стимуляторы иммунитета ребенка

Это голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм – не нужно специально морить ребенка голодом, перегружать физическими упражнениями или заставлять мерзнуть.

Но более важно другое: противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частым инфекционным болезням) или к извращённым реакциям иммунитета, то есть, вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).

Правильный режим дня поможет повысить иммунитет у ребенка

Важно, что бы ребёнок не истощался и не переутомлялся.

У каждого ребенка значительно ускорен обмен веществ, по сравнению со взрослыми. Поэтому с одной стороны ребёнок быстрее истощается, а с другой стороны быстрее и восстанавливается, чем взрослый человек. Органы выведения лучше работают, всё в организме детей быстрее работает, быстрее сгорает, но и быстрее рождается новое.

Достаточный сон способствует укреплению иммунитета ребенка

Ребёнку для сильного иммунитета нужно спать два раза в сутки: ночью и днём, при этом ночью спать дольше, чем взрослым. Во сне дети лучше растут, потому что обмен веществ во время сна у детей остаётся более быстрый, чем у взрослых. Правильный отдых воздействует на клетки иммунной системы и помогает повысить иммунитет ребенка.

Рациональное и правильное питание укрепит иммунитет ребенка

Питание ребенка должно быть более частым, потому что ферментативная система ещё незрелая, она не может переварить и усвоить за один приём много пищи. Поэтому ребенка нельзя перекармливать, ему надо давать еду небольшими порциями, но чаще, чем взрослому.

И питание должно быть более разнообразным, содержать больше витаминов, из-за того же ускоренного обмена веществ. Поэтому для укрепления иммунитета ребенка нужно, что бы хватало организму витаминов, микроэлементов, белков и других полезных и необходимых веществ.

Помните, что ребенок к тому же ещё растёт и ему нужно прибавлять в массе тела.

Хорошая работа пищеварительной системы напрямую связана с крепким и здоровым иммунитетом. Ведь около 60-70% иммунных клеток находятся в желудочно-кишечном тракте! Становится понятно, что правильное питание в формировании мощного иммунитета у ребенка играет далеко не последнюю роль.

Закаливание – отличное средство чтобы повысить иммунитет ребенка

У детей, как и у взрослых, очень много рецепторов находится на ушах, ладонях и подошвах, которые связаны со всем организмом. Если раздражать и создавать какие-то экстремальные состояния для этих рецепторов, они дадут посыл или импульс на боевую готовность во все органы и системы, и в том числе в иммунную систему.

В чём суть закаливания при укреплении иммунитета ребенка

Большинство уверены, что закаливание – это приучение к холоду. Например, хождение по снегу в трусах и т.п.

На самом деле, суть закаливания – в тренировке слизистых оболочек быстро реагировать на резкую смену температуры. После такой тренировки слизистые становятся серьезным препятствием для вирусной инфекции.

Как правильно закалять ребенка, что бы укрепить иммунитет?

Тренировка простая – попеременная «обработка» холодной и горячей водой предплечий – от кисти до локтя, от стоп до колена. Определимся с температурой воды: холодная – +20 °C, горячая – +35 °C.

И та и другая не могут вызвать у ребенка негативных ощущений. А в закаливании играет роль контраст. В данном случае – та самая «терпимая» разница в 15 °C. Обливания надо делать ежедневно – по 5–7 минут в день. Без разницы, утром или вечером.

Но очень долго – с осени до конца весны.

Во время такой боевой готовности, вырабатываются гормоны стресса. Эти гормоны приводят в тонус сосуды и весь организм к боевой готовности. Постоянно иммунная система и организм не могут находится в таком состоянии и вырабатывать гормоны стресса. Но есть люди у которых недостаток этих гормонов, а также полезно людям которые долго спят, мало двигаются и эмоционально вялые.

Психологическое состояние ребенка – важный фактор здорового иммунитета

Психологических фактор очень важен, настроение очень сильно влияет на состояние иммунитета ребенка. Опять таки через гормоны стресса: положительная эмоция – это тоже стресс, отрицательная эмоция – это тоже стресс.

Когда ребенка не замечают, не дают пищу для развития, это негативно сказывается и на его иммунной системе. Важно тренировать стрессоустойчивость ребенка, которая в дальнейшем отразится и на устойчивости иммунной системы.

Это тоже своего рода иммунная стимуляция.

Установка на здоровье повысит иммунитет ребенка

Возводя обычное ОРЗ в ранг чрезвычайного происшествия, можно невольно внушать ребенку, что он должен болеть. И такая установка дает негативный результат.

Разумно объяснить, что температура, кашель, насморк – это естественная реакция на вирус, не происходит ничего страшного. Просто нужно помочь организму справиться с простудой: попить настои трав, микстуры, попарить ноги, если необходимо – полежать.

При этом можно говорить: «Ты уже выздоравливаешь, еще денек-другой – и все будет отлично».

Источник: https://forpost.ua/immunitet/kak-ukrepit-immunitet-rebenka/

Особенности иммунной системы новорожденных

Иммунная система ребенка

26 апреля 2017.

Врач лабораторной диагностики Шульга Л.П. Централизованная иммунно-токсикологическая

лаборатория

Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе развития иммунной системы ребенка выделяют «критические» периоды, т.е. периоды максимального риска развития инфекционных заболеваний, связанных с недостаточностью функций иммунной системы.

Первый критический период — это период новорожденности (до 29 дней жизни), когда организм ребенка защищен почти исключительно материнскими антителами, полученными через плаценту и с грудным молоком.

Чувствительность новорожденного ребенка к бактериальным и вирусным инфекциям в этот период очень высока.

Группу повышенного риска развития инфекций среди новорожденных составляют недоношенные, а среди них — маловесные дети, страдающие наиболее выраженными и стойкими иммунологическими дефектами.

Второй критический период (4-6 мес. жизни) характеризуется утратой полученных от матери антител.

Способность к продукции собственных антител в этот период ограничивается слабым синтезом только иммуноглобулинов M, в то время как иммуноглобулины G являются главными защитными антителами.

Недостаточность местной защиты слизистых связана с более поздним накоплением секреторного иммуноглобулина A. В связи с этим чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям в этот период очень высока.

Третий критический период (2-й год жизни), когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций.

Четвертый критический период (6-7й годы жизни), когда в крови у ребенка уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов.

Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек с 12-13 лет, у мальчиков с 14-15 лет), когда скачок роста сочетается с относительным уменьшением массы лимфоидных органов, а начавшаяся секреция половых гормонов служит причиной угнетения клеточных механизмов иммунитета

В каждом из этих периодов иммунная система ребенка характеризуется рядом особенностей.

При рождении в крови ребенка преобладают нейтрофилы.

К концу первой недели жизни происходит выравнивание количества нейтрофилов и лимфоцитов — так называемый «первый перекрест» — с последующим нарастанием количества лимфоцитов, которые в последующие 4-5 лет жизни остаются преобладающими клетками среди лейкоцитов крови ребенка.

«Второй перекрест» происходит у ребенка в возрасте 6-7 лет, когда уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов и лейкоцитарная формула приобретает вид, характерный для взрослых. При оценке данных клинического анализа крови у детей необходимо учитывать эти «перекресты».

Повышенное количество гранулоцитов в крови новорожденных в какой-то степени компенсирует недостаточную активность их защитных функций. Абсолютное количество моноцитов крови у новорожденных выше, чем у детей более старшего возраста, но они также отличаются низкой защитной активностью.

антибактериального фермента лизоцима в сыворотке крови новорожденного превосходит уровень материнской крови уже при рождении, он нарастает в течение первых дней жизни, а к 7-8-ому дню жизни несколько снижается и достигает уровня взрослых людей. А в слезной жидкости новорожденных содержание лизоцима ниже, чем у взрослых, с чем связана повышенная частота конъюнктивитов у новорожденных.

У новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям.

Дефекты фагоцитирующих клеток в наибольшей степени выражены у недоношенных новорожденных и детей с задержкой внутриутробного развития. Для таких детей характерно затяжное течение инфекций (например, пневмонии) и низкая эффективность антибиотикотерапии.

После рождения иммунная система ребенка получает сильнейший стимул быстрого развития в виде потока чужеродных (микробных) антигенов, поступающих в организм ребенка через кожу, слизистые дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, активно заселяемые микрофлорой в первые часы после рождения. Проникающие через желудочно-кишечный тракт микроорганизмы являются основными двигателями созревания всей иммунной системы ребенка. Быстрое развитие иммунной системы проявляется увеличением массы лимфатических узлов, которые заселяются Т- и В-лимфоцитами. После рождения ребенка абсолютное количество лимфоцитов в крови резко повышается уже на 1-й неделе жизни (первый перекрест в формуле белой крови). Физиологический возрастной лимфоцитоз сохраняется на протяжении 5-6 лет жизни и может рассматриваться как компенсаторный.

Относительное количество Т-лимфоцитов у новорожденных понижено по сравнению со взрослыми, но в связи с возрастным лимфоцитозом абсолютное количество Т-лимфоцитов в крови новорожденных даже выше, чем у взрослых.

Особенности Т-лимфоцитов новорожденных связаны с выходом в кровоток недозрелых предшественников.

Слабость клеточных механизмов защиты делает детей особенно чувствительными к вирусным и грибковым инфекциям, защита от которых требует участия функционально полноценных Т-лимфоцитов.

У новорожденного тимус полностью сформирован и в течение первого года жизни достигает максимальных размеров. Быстрое нарастание массы тимуса в первые 3 месяца жизни продолжается более медленными темпами вплоть до 6 – летнего возраста, после чего масса тимуса начинает снижаться.

С двухлетнего возраста начинает снижаться и продукция Т-лимфоцитов. Процесс возрастной инволюции тимуса ускоряется в подростковом возрасте. В течение первой половины жизни истинно тимическая ткань постепенно замещается жировой и соединительной тканью.

Из этого следует, что свою основную функцию формирования Т-лимфоцитов тимус успевает осуществить в первые годы жизни.

Иммуноглобулин A в крови новорожденных либо отсутствует, либо присутствует в незначительном количестве (0,01 г/л), и лишь в значительно более старшем возрасте достигает уровня взрослых (после 10-12 лет). Секреторные иммуноглобулины А отсутствует у новорожденных, а появляются в секретах после 3-го месяца жизни.

Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела — секреторные иммуноглобулины A и G.

Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций.

Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно-кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских антител, ранее поступивших через плаценту.

Повышение резервов иммунной системы и профилактика инфекций у новорожденных достигается грудным вскармливанием. Женское молоко содержит не только комплекс необходимых ребенку пищевых компонентов, но и важнейшие факторы неспецифической защиты и продукты специфического иммунного ответа в виде секреторных иммуноглобулинов класса А.

Поступающий с грудным молоком секреторный IgA улучшает местную защиту слизистых желудочно-кишечного, респираторного и даже мочеполового тракта ребенка.

Грудное вскармливание за счет введения готовых антибактериальных и антивирусных антител класса SIgA существенно повышает устойчивость детей в отношении кишечных инфекций, респираторных инфекций, среднего отита. Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. На фоне грудного вскармливания повышается иммунный ответ детей на вводимые вакцины. Грудное вскармливание препятствует развитию аллергических заболеваний и аутоиммунного заболевания — целиакии.

По мере созревания иммунной системы ребенка, совершенствования механизмов специфического иммунного ответа повышается степень риска чрезмерного реагирования его иммунной системы на контакт с антигенами окружающей среды и развития аллергических реакций.

Источник: http://www.10gkb.by/informatsiya/stati/osobennosti-immunnoj-sistemy-novorozhdennykh

К барьеру

Врожденный иммунитет встречает «нарушителей спокойствия» первым. Работать он начинает, как только кроха появляется на белый свет, но на полную мощность включается не сразу.

Врожденный иммунитет считается неспецифической системой защиты от инфекций, он одинаков практически у всех людей, а главная его задача – предотвращать развитие большинства бактериальных инфекций – например, бронхитов, отитов, ангин.

Первыми на пути «чужака» встают физиологические барьеры – кожа и слизистые оболочки. Они обладают особой кислой средой (уровень рН), которая губительна для «вредителей», и заселены микрофлорой – бактериями-защитниками. Слизистые оболочки также вырабатывают бактерицидные вещества. Оба барьера задерживают большую часть агрессивно настроенных микроорганизмов.

«Чужаки», которые преодолевают такие препятствия, встречаются с клеточным звеном врожденного иммунитета, то есть со специализированными клетками – фагоцитами, которые находятся в коже, слизистых и в клетках крови.

Они действуют в сотрудничестве c особыми видами белков и белковыми комплексами, например известные всем интерфероны, обладающими бактерицидным или противовирусным действием.

Благодаря их совместным усилиям в «живых» остается лишь 0,1% «агрессоров».

Отряд особого назначения

Специфический (или приобретенный) иммунитет формируется не сразу, а только после рождения крохи, причем в несколько этапов. Подобная защита основана на более тонком механизме отделения «своих» от «чужих» и иммунологической памяти, то есть узнавании «чужака», с которым уже приходилось вступать в контакт.

Если враг незнаком, то специфический иммунитет на него никак не отреагирует. Формируется такая защита при взаимодействии двух очень тесно связанных факторов – клеточного (Т- и В-лимфоциты) и гуморального (система иммуноглобулинов).

И Т-, и В-лимфоциты запоминают чужеродное вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече сразу его уничтожают – так проявляется иммунологическая память. В этом случае повторного заражения не происходит вовсе или болезнь протекает в более легкой форме.

Но если Т-клетки действуют всегда самостоятельно, то В-лимфоциты, чтобы избавиться от противника, синтезируют особые антитела – иммуноглобулины (Ig). Последние бывают 5 видов (IgA, IgM, IgG, IgD, IgE). Иммуноглобулины в организме малыша образуются постепенно, достигая «взрослых» значений лишь к определенному возрасту.

Огромную роль в становлении приобретенного иммунитета играют прививки, сделанные на ранних этапах, а также естественные встречи ребенка с бактериями и вирусами в первые 5 лет жизни. Чем богаче будет «память» на инфекции, тем лучше кроха будет защищен в будущем.

Одним из составляющих специфического иммунитета являются иммуноглобулины. По их уровню можно судить о развитии заболевания и точно определять «врага». Иммуноглобулины бывают 5 видов: A, M, G, D, E. Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов. Иммуноглобулин А (IgA) защищает слизистые оболочки.

Повышенный уровень IgA по результатам анализа крови говорит об остром воспалительном процессе. Антитела класса М (IgM) с первого раза «чужака» не запоминают, но, столкнувшись с ним еще 2–3 раза, начинают узнавать и уже работают на уничтожение. На этом свойстве IgM основан механизм прививок.

При вакцинации в организм малыша малыми дозами вводят ослабленные микроорганизмы, чтобы добиться постоянной концентрации этих антител в крови. Антитела класса М вместе с IgA борются с инфекцией на первых порах.

Повышенный уровень IgM у новорожденных сигнализирует о внутриутробной инфекции (токсоплазмозе, герпесе), у детей постарше – о том, что малыш впервые встретился с вирусной инфекцией и болеет ею в данный момент. С помощью IgG организм «добивает» инфекцию. На их выработку требуется 1−2 недели.

Присутствие в организме антител этого класса к определенному вирусу означает, что человек инфекцией (корь, ветрянка) переболел и к ней выработался иммунитет.

IgE появляются в ответ на размножение в организме паразитов (глистов) и контролируют развитие аллергических реакций. При подозрении на аллергию назначают анализ крови на IgE общий, а чтобы определить чувствительность к аллергенам – на IgE специфические. Чем сильнее реакция на аллерген, тем выше уровень последнего показателя.

Если у взрослых есть антитела к сотням «вредителей», то малышам только еще предстоит их выработать. Так что на разных этапах развития иммунная система ребенка имеет разные возможности. От этого зависит, чем и в каком возрасте он болеет и как реагирует на контакты с внешним миром.

Формирование иммунной системы начинается во время беременности. На 3−8-й неделе образуется печень, в ней появляются В-лимфоциты. На 5−12-й неделе образуется тимус, где после рождения малыша начинают созревать Т-лимфоциты.

На этом же сроке образуется селезенка и лимфатические узлы. На 21-й неделе беременности селезенка также начинает вырабатывать лимфоциты. Лимфатические же узлы должны задерживать бактерии и другие инородные частицы и не пускать их дальше внутрь.

Но эту барьерную функцию они начинают выполнять только к 7–8 годам. Если в I–II триместрах будущая мама перенесет инфекционное заболевание, будет несбалансированно питаться, возникнет риск неправильного формирования этих органов.

В эти сроки женщине следует по возможности избегать контактов с больными гриппом и ОРВИ, переохлаждения.

Между 10-й и 12-й неделями вынашивания будущий ребенок начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины, прежде всего класса G.

Некоторое количество последнего он получает также через кровь мамы и плаценту практически сразу после зачатия.

Но до 6-го месяца беременности материнские иммуноглобулины присутствуют в крови будущего ребенка лишь в очень незначительных количествах. По этой причине у сильно недоношенных детей очень велик риск инфицирования.

После 32-й недели беременности начинают интенсивно образовываться антитела, которые защитят малыша от болезней в первые месяцы жизни.

Есть контакт!

Момент рождения знаменует первый критический период в становлении иммунной системы ребенка. В течение месяца собственная иммунная защита будет подавлена, но иначе быть не может. Ведь уже проходя по родовым путям, малыш встречается с новыми для него бактериями, а во внешней среде, куда он попадает после рождения, незнакомых ему микроорганизмов миллиарды.

И если бы иммунитет был таким же сильным, как у взрослых, младенец просто не выдержал бы реакции организма на «незнакомцев». По этой причине механизмы врожденного иммунитета у здорового новорожденного действуют примерно на 40−50% от уровня взрослого, а синтез иммуноглобулинов – на 10−15%.

Малыш очень восприимчив к вирусам и микробам, и высока вероятность инфекционных заболеваний.

На этой стадии противостоять специфическим инфекциям ему помогают только мамины иммуноглобулины, полученные еще внутриутробно. Они защищают кроху от тех инфекций, которыми мама переболела или от которых была привита (дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, ветрянки). Также в это время кишечник начинает заселяться бактериями.

Кроме того, полезные микроорганизмы и иммуноглобулины малыш получает с искусственной смесью или молоком мамы. Проникая в кишечник, эти вещества делают его слизистую недоступной для болезнетворных микроорганизмов, защищая таким образом кроху от многих инфекций и аллергии. Но получающие грудное молоко крохи защищены лучше.

Ведь вместе с молоком они получают еще и антитела к тем инфекциям, которыми мама уже переболела.

Белки женского молока стимулируют развитие иммунной системы ребенка. Современные молочные смеси тоже содержат иммуноглобулины, но их дозы рассчитаны на средне­статис­ти­ческого ребенка. Материнское же молоко по своему составу подходит для конкретного малыша.

Так как в это время малыш подвержен большому риску заболеваний, круг общения нужно ограничить ближайшими родственниками – теми людьми, с кем он живет. Попадая из роддома в квартиру и общаясь с мамой и папой, ребенок постепенно привыкает к «домашней» микрофлоре, и она становится для него безопасной. Если в дом приходят гости, попросите их вымыть руки с мылом и покажите им кроху издали.

В этот период нужно, с одной стороны, строго соблюдать правила гигиены, а с другой – не переусердствовать.

Иначе нужные микробы не смогут заселить кожу и слизистые, кроме того, стерильная атмосфера не даст возможности бороться с бактериями и развивать иммунную систему.

Чтобы соблюсти баланс, достаточно 2−3 раза в неделю делать влажную уборку, пылесосить мягкую мебель и каждый раз, перед тем как подойти к новорожденному, тщательно мыть руки с мылом.

По данным ВОЗ, дети до 3 лет переносят 6−8 респираторных заболеваний в год.

В среднем, если иммунная система работает нормально, за год малыш может перенести 1−2 достаточно тяжелые вирусные инфекции (грипп, аденовирусная инфекция) и 4−5 «простуд» могут протекать легко и сопровождаться насморком, покашливанием, невысокой температурой.

Это вовсе не означает, что у ребенка снижен иммунитет. Единственный способ полноценно защититься от болезней – выработать собственный иммунитет, который может сформироваться только после встречи с микробом. Частые ОРЗ и ОРВИ не стоит рассматривать как проявление слабости иммунной системы.

Серьезным поводом посетить врача-иммунолога могут стать частые простуды, протекающие с осложнениями и переходящие в пневмонию, бронхит, повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет – например, корью, краснухой, ветряной оспой.

Но в последнем случае нужно учесть, что если кроха переболел ими до года, иммунитет может быть нестойким. При длительном лечении антибиотиками, противогрибковыми или гормональными препаратами требуется поддерживающая терапия иммуномодуляторами. В этом случае также нужна консультация иммунолога.

3−6 месяцев – второй критический период. Материнские антитела постепенно разрушаются и к 6 месяцам полностью уходят из организма.

На проникновение инфекции в организме крохи развивается иммунный ответ, так как начинается выработка собственного иммуноглобулина А, который отвечает за местный иммунитет.

Но он не обладает «памятью» на вирусы, поэтому прививки, которые делаются в этот период, обязательно позже повторяются. Очень важно сохранять грудное вскармливание.

Усилить защиту помогут также водные процедуры. С 3 месяцев младенца после минутного купания в воде температурой 36−37 °С обливают водой, температура которой на 1–2 градуса ниже.

Можно также осторожно обтирать кроху после принятия ванны варежкой, смоченной в воде температурой 33–36 °С. В течение 2 минут обтирают руки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена, после чего насухо вытирают.

Раз в 5 дней температуру воды понижают на градус и доводят постепенно до 28 °С.

Детские неожиданности

2−3 года – третий критический период, время активного становления приобретенного иммунитета. Расширяются контакты с внешним миром, многие дети начинают посещать ясли или детский сад и часто болеть. Этот период обычно длится 6–12 месяцев.

Причиной неоднократных простуд может стать и стресс, нежелание малыша посещать ясли или сад. Но отказываться от дошкольного учреждения все же не стоит. Крохи, не посещающие сад или ясли, конечно, болеют реже. Но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает.

Их «организованные» сверстники к этому возрасту успевают «познакомиться» со многими вирусами и простужаются реже.

Обычно в этом возрасте у «детсадовцев» болезни длятся долго и переходят одна в другую. Это не значит, что у них слабый иммунитет. Просто малыши соприкасаются с большим числом возбудителей болезней, их слизистые уязвимы, так как иммуноглобулин А вырабатывается еще в малом количестве.

Иммунная система, таким образом, активно тренируется: в столкновении с «чужаками» организм вырабатывает антитела, которые в дальнейшем помогают ему быстрее справляться с болезнями или вообще не допускать их возникновения.

Чтобы окончательно сформироваться, иммунитету требуется до 8−12 подобных «тренировок» в год.

Общая сопротивляемость организма малыша инфекциям от прививок практически не зависит. Ребенок, получивший полный набор прививок, может часто болеть ангиной, бронхитом, отитом, возбудителями которых являются обычные микробы.

В этом возрасте лучше обходиться без иммуностимулирующих препаратов. Их применение может ослабить иммунитет ребенка. Кроме того, иммуностимуляторы имеют противопоказания и побочные эффекты. Сбалансированный по витаминам и микроэлементам рацион питания, соблюдение режима дня, физическая активность и закаливающие процедуры будут иметь гораздо больший эффект.

Также в этом возрасте из-за активного «обмена» различными возбудителями со сверстниками отмечается активный рост миндалин и лимфатических узлов. Это звено врожденного иммунитета служит первой линией обороны от потенциальных возбудителей различных заболеваний. Когда в них попадает инфекция, они увеличиваются и воспаляются.

Примерно на это время попадает и большинство ревакцинаций. Они направлены на поддержание иммунитета, который выработался во время предыдущих прививок.

Почти взрослый

В 5–7 лет (четвертый критический период) уровни иммуноглобулинов класса M и G приближаются к взрослому уровню, количество Т- и В-лимфоцитов также становится близким к их количеству у взрослого человека. Иммуноглобулин A по-прежнему в дефиците.

Из-за этого заболевания верхних дыхательных путей в этом возрасте могут стать хроническими (хронический тонзиллит, хронический ларингит) или часто повторяться. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно и до конца их вылечивать.

Также в осенне-зимний период рекомендуется давать ребенку поливитамины. За конкретными рекомендациями (курс приема и названия витаминных комплексов) следует обратиться к педиатру.

А вот прежде чем назначать иммуностимулирующие средства, нужно знать, какое звено иммунной системы страдает и что именно нужно укреплять. Точную информацию об этом дает только развернутая иммунограмма.

Но большинство детей болеют уже намного реже и быстрее справляются с инфекциями. Величина иммуноглобулина E достигает максимума, поэтому нарастает частота аллергических реакций.

Источник: http://www.parents.ru/article/immunnaya-sistema-rebenka/

Для родителей
Добавить комментарий