Искусство обучения рисованию

Искусство обучения рисованию

Искусство обучения рисованию

Дети познают мир, создавая свои фантастические миры. Увлеченно рисуют, лепят, мастерят… Что такое детское творчество? Игра или работа?

Французская художница Тильда Лови, открывшая в Московском центре современного искусства детскую студию Pour l’amour de l’art («Из любви к искусству» – фр.), старается развить в малышах таланты, изначально заложенные природой. Маленькие подопечные Тильды Лови работают над автопортретами, пейзажами и играют в сказочные страны и далекие путешествия.

«ТЫ ВСЕ УМЕЕШЬ!»

«Если ребенок говорит, что хочет нарисовать кошку, но не знает как, и просит меня показать, я отвечаю: «Подумай и сделай, ты сам все умеешь». Задаю вопросы: «Какая кошка? Где у нее голова? Тело? Хвост?» Дети не любят, когда их учат. Поэтому я никогда не говорю: «Это – так, а это – так».

Только спрашиваю и жду их ответов», – рассказывает Тильда Лови. Так построены все занятия. Малышам не надо напрягать внимание, слушая монологи педагога. Вопросы заставляют думать, развивают фантазию. Тильда Лови принимает любые ответы, даже самые неожиданные.

Если из детских рук выходят забавные рожицы с розовыми ушами или зелеными носами, Тильда никогда не интересуется, почему так получилось. У каждого ребенка свое видение. «Мне кажется, что надо просто уметь смотреть. У детей другой мозг и другие руки.

Но как интересно переходить от своего мира в их мир и от их мира – к своему. Мы играем, но играем серьезно, и при этом работаем», – говорит художница.

Малыши трудятся над собственными автопортретами в мозаичной технике. Глядя на себя в зеркало, рисуют свои мордашки, а потом наклеивают на картинку кусочки крашеной бумаги, отрывая их от больших листов. Тильда Лови придает большое значение жесту обрывания.

Так маленькие дети познают разные возможности бумаги, ее свойства и фактуру. А изображения, составленные из неровных кусочков, получаются полуобъемными. И каждый портрет очень похож на своего автора.

Конечно, во время работы Тильда расспрашивает маленьких художников о том, что такое голова и лицо, где расположены глаза, а где рот? После вопроса «Рот на лице или лицо на рту?» все понимают, с чего надо начинать.

Сначала нарисовать большой овал и только потом уже – глаза, нос, рот, волосы и уши. А если начать сразу с красивых глаз, продолжение уже вряд ли получится.

ИГРАЕМ В КРАСКИ

Маленькие ученики, как взрослые художники, имеют дело с профессиональной гуашью, а не с детскими наборами красок. В начале занятий открываются разные банки, и дети сами выбирают цвета.

Цветовые пристрастия раскрывают характер, темперамент, психологические особенности каждого ребенка и даже его сиюминутное настроение. К примеру, одна очень солнечная девочка постоянно выбирает разные оттенки желтого, а другой бурный малыш предпочитает резкие сочетания красного и голубого.

Если малыши еще не знают, как называется полюбившийся им цвет, педагог тактично подсказывает. Выбор красок может происходить в игровой форме: «Мы в ресторане. Что вам на первое, что на второе?» В роли блюд – разные гуаши. Дети учатся разбавлять и смешивать краски.

Замечают, что получится, если добавить слишком много воды или совсем не развести краску. Помогают сравнения с молоком, сметаной, кефиром. Так проще усвоить разницу между густыми, насыщенными и прозрачными тонами.

Что из чего может получиться, педагог показывает на отдельных листах бумаги, никогда не вмешиваясь в работу ребенка, не разрушая его замысла, пусть даже и неправильного. «Рисунок каждого – его собственность. И материал усваивается гораздо быстрее и легче, если тебя не исправляют», – убеждена художница.

ДЕТЕЙ ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО УЧИТЬ РИСОВАТЬ И ЛЕПИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО. ГЛАВНОЕ, ДАТЬ ИМ УЗНАТЬ И ПОЛЮБИТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Дети раскрашивают листы, делают заготовки для будущих работ. Самые удобные кисти для малышей – большие, плоские и жесткие. Потом, когда они будут рисовать более мелкие детали, возьмут в руки кисточки поменьше.

Важно сразу научить держать их правильно – не в кулаке, а тремя пальцами. А карандаши, толстые и жирные, наоборот, пока лучше ухватить всей пятерней. Тогда маленькая рука более уверенно выведет линии на листе бумаги.

РИСУЕМ И БЕГАЕМ

Малыши, как правило, быстро переключаются с одного на другое. Но в студии современного искусства продолжают трудоемкую работу в течение нескольких занятий. «Они точно знают, где остановились и откуда надо продолжать». Художнице удалось увлечь творческим процессом даже самых неуемных непосед.

Секрет прост: важно прислушиваться к естественному ритму ребенка. Педагог не возражает, если малышу хочется побегать, посмотреть в окно или вокруг себя и только потом приступить к работе. И прервать труд можно в любое время. В студии есть много развивающих игр, помогающих переключать внимание.

При таком подходе нет опасности переутомиться от монотонной работы и бросить ее недоделанной на полпути.

ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА

Мозаика, коллаж помогают переключиться от плоского изображения к объемному. Детей увлекает лепка, создание скульптур. Интереснее всего лепить из глины. На протяжении работы она несколько раз меняет свои свойства.

Сначала это порошок, купленный в художественном магазине. Но, если подлить воды, сухое вещество превращается в мокрое.

Дети замешивают глиняное тесто, с помощью педагога определяя нужную густоту, и знают, что податливая масса через некоторое время станет твердой, а фигурка, высохнув, уменьшится в объеме.

При неосторожном обращении произведение может легко разбиться, поэтому важно научить ребенка понятиям равновесия и устойчивости. Большая голова вряд ли удержится на длинной тонкой шее. Дети раскрашивают готовые скульптуры, а иногда начинают преображать даже дощечки, на которых лепили.

Глиняные фигурки – часть большой инсталляции. Тильда Лови придумала проект-игру: «Скульп-туры детей – «археологические находки», раскопанные в древней стране, в которой жили только дети. Там был король-ребенок, девочка-королева и все подданные – малыши. Мы «отправились» в экспедицию на корабле и привезли домой все, что нашли за время путешествия.

Кто-то нашел королевскую корону, кто-то – собаку, кто-то – пирог… А один маленький художник «привез» с раскопок глиняных червячков и жучков, составленных в интересную абстрактную композицию. Все экспонаты тщательно изучены, снабжены специальными этикетками и расставлены на большой географической карте в точном соответствии с местом «происхождения».

Дети создают композиции и сочиняют истории. Их важно выслушивать от начала до конца. Причем маленькие авторы всегда объяснят свой замысел.

Неисчерпаемая детская фантазия не перестает удивлять Тильду: «Один малыш слепил сказочного человечка. И на вопрос, где он живет, не задумываясь ответил: «В Африке».

Тут же слепил эту страну в виде грота, не забыв сделать «вход в Африку». А рядом приладил глиняную лампу, чтобы в гроте было светло».

Источник: http://www.parents.ru

Источник: https://vk.com/@sova.deti-iskusstvo-obucheniya-risovaniu

Коллекция книг о живописи и искусстве

Искусство обучения рисованию

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. В это время возрождается стремление к реалистическому искусству, к правдивой передаче действительности.

Это направление в искусстве заставило художников, отказываясь от церковно-схоластических представлений о мире, внимательно изучать природу и постигать ее закономерности. После почти тысячелетнего перерыва вновь пробуждается интерес к научным знаниям, к разработке проблем искусства.

Мастера эпохи Возрождения активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством.

Сильное и вдохновляющее действие на мастеров эпохи Возрождения оказали археологические раскопки, а также сведения историков о великом искусстве Древней Греции.

https://www.youtube.com/watch?v=vmujfz6YjzM

Давая характеристику эпохе Возрождения, Ф.

Энгельс писал: «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть… Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и, кроме того, изобрел систему фортификации…».

Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства, например Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие другие.

Они стремятся возродить античную культуру, собирают и изучают памятники античного искусства. В своих изысканиях они опираются на достижения оптики, математики, анатомии.

Учения о пропорциях, перспективе и пластической анатомии находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства.

Художники этого времени начинают заново разрабатывать теорию изобразительного искусства, а вместе с тем и методы обучения рисунку.

Альберти по этому поводу писал Брунеллески: «Признаюсь тебе если древним, имевшим в изобилии у кого учиться и кому подражать, было не так трудно подняться до познания этих высших искусств, которые даются нам ныне с такими усилиями, то имена наши заслуживают тем большего признания, что мы без всяких наставников и без всяких образцов создаем искусства и науки неслыханные и невиданные».

Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки, они видели в успехах науки залог художественного прогресса. Лучшие представители художественной культуры этого времени считали своим долгом заниматься делом просветительства, нести научные знания в широкие массы. Достаточно упомянуть имя Филиппо Брунеллески, который на площадях города читал публичные лекции по перспективе.

В эпоху Возрождения было восстановлено высокое уважение к рисунку — основе всех искусств. Микеланджело писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки».

Рисунок должны были изучать все, кто занимался искусством, причем его научные положения (законы перспективы, оптики и данные об анатомическом строении человеческого тела) надо было усваивать с карандашом в руках, сверяя с натурой.

Несколько слов о постановке обучения изобразительному искусству. Мальчика 10-12-ти лет родители отдавали для обучения к какому-нибудь мастеру, и он с первых же дней начинал знакомиться с ремеслом своего учителя.

К 18-ти годам ученик становился подмастерьем. Теперь учитель мог доверить ученику исполнение отдельных частей заказных работ.

Так было с Леонардо да Винчи, который во время учебы у Верроккио написал ангела на его картине «Крещение Христа».

После 6-8 лет обучения ученик мог оставаться в качестве помощника у своего учителя, но мог и перейти к тому мастеру. Кроме того, ученик имел право, также по личному усмотрению, менять мастерскую и даже специальность — стать гравером, живописцем, скульптором.

У наиболее крупных художников воспитанники изучали ювелирное дело, литературу, математику, скульптуру, живопись и архитектуру. Основой всех наук был рисунок, обучение которому шло по строгой системе.

Вначале ученики рисовали на буковых дощечках, затем их посвящали в тайны простейшей живописной техники: учили растирать краски, изготовлять левкас, готовить деревянную доску для станковой картины или стену под фреску.

После этого доверяли грунтовку и нанесение фона.

Ченнино Ченнини в своем «Трактате о живописи» писал: «Знай, что для того, чтобы научиться, надо немало времени: так, сначала в детстве, по крайней мере, с год, надо упражняться в рисовании на дощечке. Затем — пробыть некоторое время у учителя в мастерской, чтобы уметь работать во всех отраслях нашего искусства.

Затем — приняться за стирание красок и заниматься этим некоторое время, потом молоть гипс, приобрести навык в грунтовке гипсом досок, делать из гипса рельефы, скоблить, золотить, хорошо зернить. И так надо в течение шести лет.

Затем — еще шесть лет практиковаться в живописи, орнаментировать при помощи протрав, писать золотые ткани, упражняться в работе на стене, все время рисовать, не пропуская ни праздничных, ни рабочих дней».

Обучение рисованию проходило в мастерской художника. Опытные мастера живописи (в основном это знаменитые художники) набирали сравнительно небольшое количество учеников, с которыми вели занятия. Мастер учил ученика, ставя его «лицом к делу». Ученик досконально изучал технику и технологию материалов.

Таким образом, обучение изобразительному искусству было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении молодежи с художником-педагогом, роль и ответственность которого постоянно возрастали. Необходимо также заметить, что успевающие ученики получали от мастера денежную плату. Некоторые из них даже хорошо зарабатывали.

Источник: https://hudozhnikam.ru/zarubezhnaya_shkola/16.html

Обучение рисованию — зачем это нужно?

Искусство обучения рисованию

Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся,
а в том, какими мы, благодаря ему, становимся

Оскар Уайльд

Уверенные четкие карандашные штрихи, живые мазки масляной краски, плавные мягкие переходы гуаши — это и еще многое другое составляет магический арсенал настоящего художника. Умение рисовать, передавать с завидной точностью тонкие оттенки чувств, характера, эмоций представляется окружающим почти мистическим действом.

Но с другой стороны, изобразительное искусство, по сравнению с другими, выглядит самым близким к повседневной жизни. Вспомните, когда мы объясняем, как добраться до нужного места, то рисуем схему; когда находимся в задумчивости, то покрываем поля тетради или ежедневника рожицами, кружочками, профилями.

И это присуще каждому, а не только тем, кто проходил обучение рисованию.

Рисование кажется самым естественным действием любого человека, но стоит попробовать, и на бумагу ложатся некрасивые каракули, непропорциональные образы  мало похожи на наших знакомых, которых мы хотели изобразить.

Учиться рисовать можно и, будучи

взрослым, но развивать способность грамотно изображать увиденное с помощью карандаша или других художественных материалов, лучше, конечно, с детства. Наряду с другими творческими видами  деятельности, рисование и живопись, лепка и конструирование развивают интеллект ребенка, делают его более гармоничной и духовной личностью, и помогают вырасти творческим социализированным человеком.

Любовь к рисованию есть у каждого ребенка. Нас, взрослых, восторгают яркие образные рисунки маленьких детей с милыми каракулями. Мы понимаем, о чем говорит с нами малыш. Мы понимаем его язык (в том числе и изобразительный). И речь, и рисунок малыша передают его эмоции. Но малыш растет, и мы учим его говорить правильно.

В школе малыш станет изучать  азбуку, правила правописания и прочие премудрости родного языка. Со временем он научится многому. И возможно станет поэтом или писателем, то есть: научится творить, создавать нечто новое, свое. Но мы понимаем, что без освоения грамоты это вряд ли произойдет.

Если мы хотим, чтобы наш ребенок научился рисовать еще лучше, мы ведем его в художественную студию или в художественную школу. Обучение академическому рисованию, изучение художественной грамоты  психологи  и профессиональные преподаватели рекомендуют начинать после 11 лет.

В этом возрасте ребенок выплескивает на лист бумаги не только свои внутренние эмоции, а ему уже хочется быть ближе к окружающему его миру, натуре. И в этом возрасте он уже может этому научиться, может адекватно своему интеллектуальному и физическому развитию воспринять  действующие законы и правила.

И в результате сможет научиться владеть инструментами для создания уникального творческого продукта. Кто-то из великих говорил, что в рисовании очень много ремесленничества. Имеется в виду, что какие бы невероятные образы не теснились в голове художника, передать их на холсте сумеет только профессионально поставленная рука. В Детской художественной школе №1 имени П.П.

Чистякова обучение рисованию ведется в традициях Российской классической школы изобразительного искусства, которые бережно сохраняются опытными преподавателями на протяжении долгих лет существования школы. Последовательность в обучении рисованию – один из принципов, на котором построена учебная программа в академической художественной школе. В ДХШ №1 имени П.П.

Чистякова города Екатеринбурга базовый 5-летний курс обучения включает в себя теоретическое и практическое изучение изобразительной грамоты в различных материалах, постепенное овладение которой достигается поэтапностью приобретения знаний и навыков по принципу «от простого к сложному».

Умение рисовать не обязательно сделает из вашего ребенка Леонардо да Винчи или Сальвадора Дали, Пикассо или Саврасова. Эти художники уникальны и неповторимы в истории мирового искусства.

Но умение рисовать грамотно  непременно расширит эстетический и духовный кругозор, научит по-иному смотреть на окружающий мир, увидеть его в новых красках и это восприятие останется с человеком навсегда, какую бы профессию он не выбрал для своей жизни. Видение пропорций, понимание перспективы, цветовых отношений делает внутренний мир любого человека богаче и тоньше, насыщеннее и чувствительнее.

Как будто бы он выучил еще один язык, но такой, на котором говорит все человечество, вне зависимости от рас и национальностей, возраста и эстетических предпочтений. Но для этого художественное образование должно быть полным и включать в себя все разнообразие изобразительной культуры человечества.

При выборе школы искусств следует исходить из тех задач, которые родители или ребенок ставят перед собой, идя в школу; наличия природных склонностей и мотивов, которые побуждают ребенка заняться изобразительной, музыкальной или иной творческой деятельностью.  Ожидания ребенка и родителей от обучения рисованию диктуют выбор конкретной школы. Здесь должны учитываться различные факторы: возрастающий уровень физической нагрузки ребенка, его характер, природные склонности, заинтересованность и  уровень ответственности, содержание и качество обучения в конкретной школе, ее местоположение и комфортность внутренних условий, разнообразие и стоимость предоставляемых услуг и т.д. и т.д. На все интересующие вас вопросы смогут ответить и проконсультировать преподаватели и администрация школы.

Очевидно одно – занятия изобразительной деятельностью, творчеством в любых его проявлениях показаны всем: от мала до велика.

⟰ наверх страницы

Источник: http://xn--1-7sba3bfrmq8c.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/about/obuchenie_risovaniyu/

» Значение обучения рисованию в общеобразовательной школе

Искусство обучения рисованию

Первые упоминания о роли обучения рисованию в школах мы находим в трудах древнегреческого философа Аристотеля, утверждавшего, что воздействовать на ребенка можно тремя родами искусств: во-первых, посредством красок и образов, во-вторых, посредством голоса и слова, в-третьих, посредством гармонии и ритма.

Отсюда следует, что Аристотель настаивал и на необходимости изучения детьми этих трех родов искусств. В Древней Греции, которая торговала с соседними государствами произведениями изобразительного искусства, обучение рисованию имело огромное государственное значение.

В средние века взгляды на педагогику значительно изменились, изменились и задачи педагогики.

Изобразительное искусство считалось не обязательным средством воспитания и обучения, а узкоспециализированным предметом для приобретения профессии. Школы были призваны подготовить трудолюбивых граждан, способных грамотно и разборчиво переписывать многочисленную религиозную литературу.

Впоследствии возникла острая необходимость в мастерах миниатюры и фресок, что привело к возникновению специализированных художественных школ, каждая из которых имела свою уникальную технологию. В результате обособленности этих школ и отсутствия унифицированных методик школам приходилось на собственном опыте вырабатывать и собственные методы обучения рисованию.

Однако определенные правила или каноны изобразительного искусства, служившие эталонами для всех, существовали еще в древности. Например, в Древней Греции канонами служили произведения Мирона и Поликлета.

В эпоху Возрождения методика обучения рисования была поставлена на новый уровень.

Огромный вклад в эту методику внесли такие выдающиеся деятели искусства, как художник и великий ученый Леонардо да Винчи, художник и ученый Леон Баттист Альберти, художник и автор «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини.

Высказывания этих мастеров до сих пор не утратили своей актуальности. Главной их заслугой явились открытые ими законы восприятия окружающего мира человеческим глазом и принципы отображения объемных предметов и перспективы на плоскости.

Леонардо да Винчи был ярым противником тех старых художественных школ, в которых обучение рисованию строилось по принципу копирования чужих рисунков. Он утверждал, что только натурная живопись способна научить человека правильно рисовать.

Он советовал художникам больше наблюдать за движениями людей, их мимикой и жестами, а по приходу домой наиболее точно воспроизводить их по памяти. Сам художник постоянно делал наброски, а приступая к написанию очередной своей картины, использовал эти наброски в качестве своеобразной шпаргалки.

В своей практике и в своих рекомендациях начинающим художникам Леонардо пользовался известным «Трактатом о живописи» Ченнино Ченнини, в котором были изложены основные принципы натурной живописи.

Леон Батиста Альберти также придавал особое значение натуре как естественному источнику знаний и образцу совершенства. Он отчаянно критиковал тех художников, которые избегали рисования с натуры, доверяясь своему воображению.

Он считал, что художник, который часто рисует с натуры, может также живописно изобразить любой увиденный им предмет, что будет казаться, будто он тоже написан с натуры.

Более пяти столетий эти постулаты художников Возрождения являлись господствующими в обучении рисованию не только в специализированных, но и в общеобразовательных школах.

Российская общеобразовательная школа прошла долгий путь через множество реформ. В XIX веке под влиянием художников реалистического изобразительного искусства рисование с натуры стало общепризнанной обязательной методикой обучения рисованию.

Основанием для этого послужили работы Репина, Крамского, Васнецова, Сурикова, Серова, Левитана и другие.

Требования о наглядности обучения и воспитания, выдвинутые еще Аристотелем и поддержанные Яном Амос Коменским, были положены в основу обучения рисованию вместе с традициями лучших русских художников-реалистов.

В труде «Мысль о воспитании» английского педагога Джона Локка, который жил на рубеже XVII и XVIII веков, впервые указывается на необходимость обучения рисованию в общеобразовательных школах.

Впоследствии философ-педагог Жан-Жак-Руссо также высказывал свое мнение о роли обучения рисованию в общеобразовательных школах, утверждая, что дети большие подражатели.

Рисование с натуры позволит им развить зрительную память и научится правильно воспринимать и отображать окружающий мир.

Русские и советские педагоги и художники внесли свой вклад в развитии методик обучения рисования в общеобразовательной школе, но все они сходились на мысли о том, что это обучение должно основываться на рисовании с натуры. Схематические изображения предметов обязательно должны быть закреплены их воспроизведением с натуры.

Источник: https://paidagogos.com/znachenie-obucheniya-risovaniyu-v-obshheob.html

План обучения рисованию

Искусство обучения рисованию

Начала писать статью про эффективное обучение и поняла, что она получается гигантской, поэтому было принято волевое решение раздробить её на части. И первая часть, конечно же, про план. Потому что у всего должен быть план

Источник: http://arnika-art.ru/plan-obuchenija-risovaniju/

Уроки рисования. 12 книг, которые научат рисовать в любом возрасте

Искусство обучения рисованию

Не важно, собираетесь ли вы стать художником или просто хотите научиться визуально передавать свои идеи — важно делать это технично. Мы подобрали 12 книг, которые помогут вам донести до аудитории тонкие оттенки души и смысла — все то, что вы хотели сказать.

Возможность рисовать каждый день наполняет жизнь смыслом и сделает вас счастливее.

1. Простое рисование

Хотите открыть рисование с новой стороны? Дмитрий Горелышев поможет: поделится знаниями и инструментами, подскажет, как уйти от шаблонов, научит действовать искренне и увлеченно.

Его книга — большой сборник упражнений, примеров и вдохновения. Она будет полезна иллюстраторам, дизайнерам, аниматорам и художникам широкого профиля. Новичкам и профессионалам.

Эффективность методики уже оценили студенты Строгановки, Британки, Простой школы. А теперь можете и вы.

Несколько занятий — и вы уже рисуете фантазийный костюм, фигуру в интерьере, архитектурный портрет, воображаемый пейзаж, человека в движении или панораму.

2. Как понять акварель

А вы облизывали кончик кисточки с акварелью? Помните, какая она была сладкая на вкус? Она по-прежнему такая же сладкая и ждет вас. В этом пособии известный художник и опытный преподаватель Том Хоффманн раскрывает тайны акварельной живописи и делится профессиональными хитростями. Вы научитесь ДУМАТЬ, как акварелист.

Приручить эту непослушную краску, которая завораживает своей спонтанностью, передает игру света и эмоции, еще никогда не было так легко.

Автор фото — @dariasham

3. Рисование. Полное руководство

Если вы настроены серьезно и хотите учиться только у лучших, берите книгу известного итальянского художника и профессора Миланской академии изобразительного искусства Джованни Чиварди.

Это подробное пособие для тех, кто любит рисовать и хочет повысить свой уровень мастерства, освоив все аспекты и техники рисования.

На страницах книги вы найдете подробные поэтапные иллюстрации создания портретов, фигуры человека в одежде, обнаженной натуры, кистей рук и стоп, групп людей, природных и городских пейзажей.

4. Акварельные пейзажи

Правильная кисть и хороший наставник — вот, что нужно для пейзажной акварели.

Советы мастера красивых, наполненных светом и воздухом рисунков, Терри Харрисона позволят вам легко и уверенно рисовать. Вы узнаете, как добиваться нужных эффектов и осознанно орудовать кистями.

Вам покорятся удивительные по красоте пейзажи: венецианские улочки, заснеженные равнины, тропические пляжи и многие другие.

Пройдите 10 захватывающих пошаговых уроков из книги и вы поймете, что акварельные пейзажи доступны не только Айвазовскому.

Автор фото — @allalsk

5. Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой

Скетчи Анны Расторгуевой необыкновенно притягательные — сочные, яркие, элегантные. От брокколи до резного тронного зала на далеком острове. Вы узнаете, как выбирать маркеры, выстраивать композицию, вести скетчбук. В книге описаны шесть главных жанров скетчинга: натюрморт, интерьер, репортажные зарисовки, портрет, кулинарная книга, путевой дневник.

Отбросьте робость, выбирайте сюжет по душе, берите маркер в руки и делайте эту жизнь ярче

6. Акварель без правил

У книги говорящее название. И вы ощутите безграничную свободу, вдохновение и радость от того, что с акварелью можно вот так — без правил, дерзко и размашисто.

Вместе с профессиональной художницей Джин Хейнс вы отправитесь в красочное путешествие. Все, что нужно для упражнений по этой книге — пара тюбиков краски, две кисти, бумага, соль, зубная щетка и вода.

Помните — процесс важнее результата.

Это не книга, а сплошная акварельная медитация

7. Буква к букве

Нас окружают буквы. Желают доброго утра с экранов, когда мы просыпаемся, беседуют с нами днем из писем рабочей почты. Поддерживают, когда нам трудно. Успокаивают, когда нам грустно. У каждой — свое настроение.

Вы умеете его угадывать? А создавать это настроение? Леттеринг — занятие душевное и полезное. Освоив простые приемы, вы увидите, что леттеринг подходит для самых разных задач: оформления приглашений, открыток, афиш, постеров, книг.

В книге теория, практика и много примеров шрифтов и композиций.

Вы научитесь делать красивые открытки для близких. И постеры — непременно с любимыми цитатами. Заполнять арт-буки. Самовыражаться, в конце концов.

8. Дневник художника-натуралиста

Наблюдательность помогает любить жизнь. Джон Мюр Лоуз, уверен, что в лесу дневник как бинокль — помогает разглядеть главное и ощутить жизнь во всей полноте.

В этой великолепной и объёмной (300 страниц!) книге уместилось невероятное количество ценных советов: вы узнаете, как выбирать материалы, правильно рисовать животных и растения, пейзажи и небо.

Вы научитесь работать цветными карандашами, маркерами, шариковой ручкой и акварелью.

Слушать лесное караоке и наслаждаться каждым моментом, который пропитан запахом брусники и творчеством — вот что такое быть художником-натуралистом.

Начнёте замечать то, чего раньше не видели: падающую тень от листа, чистые природные краски, рябь воды, отражение солнца. — Разворот из книги

9. Акварельный скетчинг

Мир полон цвета. Глянцевая вишня, бордовый клен, ромашковые поля — ах! Но с приходом зимы буйство красок исчезает, а после захода солнца воцаряется темнота.

Сохранить цвет поможет акварель! Эта книга — настоящая история в картинках с ворохом полезных советов и дельных замечаний, проиллюстрированная необычными и яркими скетчами автора.

Феликс неподражаем: легко и непринужденно, вперемежку с интересными фактами и советами, он излагает нужную и важную теорию.

Читаешь книгу — и заряжаешься уверенностью: у меня все получится!

В книге необычные смелые яркие иллюстрации, малоизвестные хитрости и небанальные советы по скетчингу от современного художника.

10. Акрил для начинающих

Еще одна красивая книга про рисование. В этот раз — акрилом! Вы будете работать с акриловыми красками в течение двух недель. Шаг за шагом — каждый день новая картина.

Предложенные сюжеты придутся по вкусу как новичкам, так и опытным художникам: помогут углубить технику или потренироваться.

Это интенсивный курс для любителей акрила, который раскроет приемы и способы построения изображения и многое другое.

14 дней — 14 картин

В акриловой живописи легко исправить и маленькие, и большие огрехи. Проявите спонтанность, интуицию и страсть.

11. Ботаническая иллюстрация цветными карандашами

Акварельные карандаши — это что-то новенькое: они легки в обращении и ценятся за возможность передавать мелкие детали с высокой точностью. С помощью карандашей можно достичь таких же потрясающих эффектов, как при рисовании красками. Энн Свон научит делать подмалевки, работать в технике наслоения и полировать красочный слой, подбирать и смешивать цвета.

Долой стереотипы! Карандашами уже давно рисуют не только дети в детских садах. Новый мир ждет вас.

В книге можно почерпнуть для себя новые знания и обрести вдохновение для самостоятельной работы

12. Вы сможете рисовать через 30 дней

Яркая книга, которая вдохновит вас на то, чтобы найти свое истинное призвание и следовать ему. Внутри — вкусные истории. Полезные упражнения. И море. Море вдохновения на каждой странице. Эта книга написана в поддержку вашего внутреннего голоса, твердящего, что вы можете дать этому миру нечто особенное.

Автор фото — @nad3v.

6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства

Искусство обучения рисованию

Вэпоха ДревнегоЕгиптавпервые создаются специальныехудожественные школы.Обучение проходилоуже не от случая к случаю, а систематически.Метод и система обучения у всеххудожников-педагогов были едиными.

Обучениерисованию строилось не на основе изучениянатуры, а на заучивании выработанныхправил и канонов.Основное вниманиеегипетские художники обращали наизображение человеческой фигуры.

Былразработан специальный канон, которыйегиптяне установили путем изучения иизмерения как всей фигуры, так и каждойее части. Искусство носило ярко выраженныйклассовый характер.Принципы и методыобучения рисунку строились согласноосновным законам фронтальности.

Рисовалиегиптяне углем, кистью, а также выцарапывалиметаллическими штифтами (палочками)рисунок на глиняных досках, на камне ина стене по сырой штукатурке.

Методыпреподавания рисования в Древней Греции

Греческиехудожники многое позаимствовали уегиптян и в области методики обучениярисунку — например метод рисованиязаостренной палочкой по не очень твердойгладкой доске. Правда, глиняную поверхностьони заменили восковой, но принципнанесения изображения на плоскостьоставался тот же.

Настоящая же революцияв области рисования и методах обученияприписывается Аполлодору. АполлодорАфинский считается первым скиографом,то есть тенеписцем, и вместе с тем первымстанковым живописцем, введшим в техникуживописи смешивание красок между собойи их градации сообразно свету и тени.

Заслуга Аполлодора заключается в том,что он первый стал моделировать объемформы в рисунке, тоном.

КIV веку до н. э. в Греции существовало уженесколько прославленных школ рисунка:

Фиванскаяшколабольшое значение придавала «светотеневымэффектам, передаче жизненных ощущенийи иллюзии».

Эфесскаяшколаосновывалась на «чувственном восприятииприроды и на внешней красоте». Эта школастремилась к иллюзии, но быланебезукоризненна в рисунке.

Сикионскаяшколабазировалась на научных данныхестествознания и строго придерживаласьзаконов природы.

КIV веку до н. э. греческое искусстводостигает высокой ступени развития.Художники уже научились передавать наплоскости не только объем предметов,но и явления перспективы.

Греческиехудожники впервые в истории развитияучебного рисунка ввелив употребление светотеньи далиобразцы перспективного построенияизображения на плоскости, заложив основыреалистического рисования с натуры.

Греческиехудожники-педагоги установили правильныйметод обучения рисованию, в основекоторого лежало рисование с натуры

Римлянеочень любили изобразительное искусство.Особенно высоко они ценили произведениягреческих художников Однако на делеримляне не внесли ничего нового вметодику и систему преподаваниярисования. Они лишь пользовалисьдостижениями греческих художников.Несколько слов о технике рисунка. Римляневпервые стали употреблять в качестверисовального материала сангину.

Вэпоху средневековьяв методах обучения рисунку преобладаломеханическое копирование образцов.Такие методы обучения себя оправдывали,так как производственные отношения вэто время способствовали развитиюремесленного труда и созданию корпораций.Метод обучения рисунку в этих мастерскихбыл чисто ремесленный: копированиеобразцов и приемов работы мастера.

Обучениерисованию проходило у мастера,которыйне соблюдал ни строгой системы, ни четкихметодов обучения. В основном ученикизанимались самостоятельно, приглядываяськ работе мастера. В эпоху средневековьяразвитие рисования как учебной дисциплиныбыло приостановлено. Чтобы возродитьбылое искусство,восстановить методыреалистического рисунка, нужно былоначинать все сначала.

Это выпало на долюхудожников эпохи Возрождения.

ВэпохуВозрождениявозрождается стремление к реалистическомуискусству, к правдивой передачедействительности.

Это направление вискусстве заставило художников,отказываясь от церковно-схоластическихпредставлений о мире, внимательноизучать природу и постигать еезакономерности.

Над проблемами рисунканачинают работать лучшие мастераизобразительного искусства, напримерАльберти, Леонардо да Винчи, Дюрер имногие другие. Они стремятся возродитьантичную культуру, собирают и изучаютпамятники античного искусства.

Вэпоху Возрождения было восстановленовысокое уважение к рисунку — основевсех искусств. Обучение изобразительномуискусству было построено на практическойоснове, на непосредственном творческомобщении молодежи с художником-педагогом,роль и ответственность которого постоянновозрастали.

Упорядочиваясистему обучения изобразительномуискусству, художники эпохи Возрождениястремились и теоретически обосноватьнаиболее важные положения рисунка,живописи, композиции. Положения теориии методики обучения рисованию ониизлагали в ясной и убедительной форме.

Первыйпо времени научный труд — «Трактат оживописи» — принадлежит ЧенниноЧеннини.Серьезной и стройной системы обучениярисованию Ченнино Ченнини не создал,он ограничился лишь короткими советами.Его книга является как бы справочникомдля художников.

Следующая по времениработа о рисунке — «Три книги о живописи»,созданная величайшим флорентийскимзодчим ЛеономБаттистом Альберти.Это самый замечательный труд из всего,что было написано по теории рисованияв эпоху Возрождения.

Трактат Альбертирассказывает не столько о живописи икрасках, сколько о рисунке и основныхправилах построения изображения наплоскости.

Несмотря на то, что работанаписана более 500 лет назад, основныеположения и выводы, которые делаетАльберти, принципиально не расходятсяс современными взглядами и установкамиакадемического рисунка.

Следующейпо времени работой в области теориирисунка является «Книга о живописи»Леонардода Винчи.Как известно, этот трактат составленне самим Леонардо да Винчи, а его учеником.Цельного систематического труда Леонардоне создал.

После его смерти осталисьотдельные разрозненные заметки. В этойкниге собраны самые различные сведения:о строении Вселенной, о возникновениии свойствах облаков, о скульптуре, опоэзии, о воздушной и линейной перспективе.

Здесь есть указания и о правилахрисования.

Средихудожников эпохи Возрождения, занимавшихсяпроблемами обучения, немецкому художникуАльбрехтуДюрерупринадлежит видное место. Его теоретическиетруды представляют большую ценность,как в области методики обучения, так ив области постановки проблем искусства.Сочинения Дюрера во многом способствовалидальнейшему развитию методики преподаваниярисования.

Подводяитоги деятельности художников эпохиВозрождения, необходимое первую очередьотметить ту колоссальную работу, которуюони проделали в области научно-теоретическогообоснования искусства рисования.

Ихтруды в области перспективы помоглихудожникам справиться с труднейшейпроблемой построения трехмерной формыпредметов на плоскости. Ведь до них небыло художников, которые умели бы строитьперспективное изображение объемныхпредметов. Художники Возрождения явилисьтворцами новой науки.

Они доказалиправильность и обоснованность своихположений как теоретически, так ипрактически.

Многовнимания уделяли живописцы Возрождениятакже изучению пластической анатомии.

Однакоследует отметить, что художники эпохиВозрождения мало касались вопросовдидактики, почти не связывали дидактическиепроблемы с вопросами изобразительногоискусства. Эту важную работу началипроводить академии художеств, открывшиесяв конце XVI века в ряде зарубежных стран.

Литература:

РостовцевН.Н. История методов обучениярисованию.Зарубежная школа рисунка,1981

Источник: https://studfile.net/preview/5439826/page:4/

Для родителей
Добавить комментарий