Искусство запрещать и уступать

Искусство Узбекистана

Искусство запрещать и уступать

Искусство узбекского народа имеет древнюю историю, уходящую вглубь веков. Территорию республики, занимающей обширное пространство среднеазиатского междуречья — плодородные долины Окса и Яксарта, издревле населяли многочисленные оседлые и кочевые племена.

В Зараутсае, Тешик-таше, Сармышсае, Аман Кутане обнаружены наскальные росписи, относящиеся к эпохе первобытного общества.

 Амударьинский клад, ныне хранящийся в Британском Национальном музее, подтверждает существование на этой территории высокоразвитого изобразительного искусства еще в эпоху бронзы.

Образцы ритуальной скульптуры, многочисленные терракотовые статуэтки с городищ Джаркутан, Моллалитепа, Сапаллитепа и другие образцы изобразительного искусства древнего периода на городищах Бактрии, Хорезма и Согда свидетельствуют о глубоких традициях монументального искусства и пластики.

В произведениях древнего искусства использована сложная семантика орнаментального, антропоморфного и зооморфного характера. В них нашла свое отражение своеобразная художественная картина мира, сложившаяся в миропредставлении восточного человека. А сосуществование различных религий и культов, в том числе и зороастризма, оказало решающее влияние на сложение менталитета народов средней Азии

Эпоха античности на территории республики (IV в. до н.э. — IV в. н.э.), отмечена расцветом архитектуры, монументальной живописи и скульптуры, ювелирного искусства, мелкой пластики.

В интерьерах храмов, дворцов и замков первых веков н.

э обнаружены великолепные образцы настенной тематической живописи и скульптуры, исполненные под влиянием эллинистического, а затем индо-буддийского искусства (Халчаян, Фаяз-тепе, Айртам, Дальверзин-тепе и др.).

Религиозные воззрения в Бактрии-Тохаристане отличались пестротой. Здесь сосуществовали разные религии и культы — буддизм, династический культ и древние местные верования. Наряду с буддизмом, объявленным на рубеже н.э. кушанским правителем Канишкой государственной религией, местное население продолжало почитать божеств восточно-иранского пантеона.

Воспринявшее традиции индо-буддийской иконографии и обогащенное достижениями эллинистической культуры, кушанское искусство стало своеобразным проводником этой синкретической эстетики в другие сопредельные регионы (Топраккала, Гяуркала в Хорезме)

В целом для всей этой исторической эпохи характерно развитие местного искусства в его взаимодействии с традициями культуры стран Переднего и Среднего Востока, Древней Греции и Рима, Индии, Китая и степного Востока, что привело к своеобразному симбиозу различных религиозных и художественных традиций.

В VI веке с установлением власти Тюркского каганата активизировались политические, торговые и культурные взаимоотношения согдийского и тюркского населения. В искусстве наблюдается своеобразный тюрко-согдийский симбиоз.

Крупными центрами культуры становятся Самарканд, Бухара, города Южного Согда, Чача, Хорезма, здесь строятся великолепные дворцы и замки (кешк), которые украшались прекрасной настенной живописью и скульптурой.

В отличие от предшествующего периода в искусстве раннего средневековья на первый план выходит светская тематика. Изобразительное искусство этого времени связано либо с героическим эпосом, либо с культами.

Живопись отличается сложностью рисунка и сюжетностью фабулы, композиционной насыщенностью и колористическим богатством. Основной лейтмотив этой живописи — борьба с силами зла и тьмы, воплощенная в различных тематических и сюжетных вариациях. Сюжеты росписей носят светский характер, многие темы почерпнуты из местной мифологии и эпоса.

К шедеврам монументальной живописи Средней Азии можно с правом отнести раннесредневековые росписи тохаристанской школы в дехканском замке Балалык-тепе (V-VI вв.

), со сценами пиршества мужчин и женщин в колоритных одеяниях с кубками в руках; богатую сюжетами настенную живопись дворца Варахши, столицы владетелей Бухарского оазиса VII-VIII вв.

, с изображением царя, сидящего на троне в форме крылатого верблюда в окружении сцен придворной жизни — жертвоприношений, охоты, развлечений, и сцен эпоса — борьбы восседающего на слоне героя с леопардами и фантастическими зверями. К шедеврам согдийской школы можно отнести росписи Афрасиаба VII-VIII вв., где в большом зале сохранились изображения с сюжетом прибытия к царю Самарканда послов с дарами из соседних княжеств и отдаленных владений, в тщательно прорисованных одеяниях, насыщенных орнаментом, с рисунками птиц и фантастических животных в медальонах. Согдийское искусство дает образцы синтеза различных искусств — живописи и скульптуры.

Раннесредневековое монументальное искусство и скульптура Узбекистана по духу и стилю больше связаны с предшествующим античным временем, чем с последующим мусульманским средневековьем, хотя оказали огромное влияние на последующее развитие среднеазиатского искусства.

С приходом в регион в VII-VIII вв. религии ислама, фигурные изображения были запрещены, настенная скульптура и живопись начинают уничтожаться. По сведениям письменных источников, в начале VIII века при уничтожении зороастрийского храма в Самарканде были сожжены огромные деревянные идолы. Теологи XI-XII вв.

, наставляя правоверных, призывали уничтожать в банях настенные рисунки с фигурными изображениями. Монументальная роспись и скульптура предшествующих веков постепенно исчезают. Изобразительная культура уступает место орнаментальному искусству, которое становится одной из доминант мусульманской эстетики. Визуальный облик городов преобразился.

С внедрением ислама меняется характер архитектуры, что в сочетании с религиозными запретами изменило положение скульптуры и настенной росписи. В XI-XIII вв. богословы выступали с призывами запретить изображения животных и людей даже в украшении предметов быта и тканых изделий.

Вместе с тем, настенная живопись и скульптура продолжали существовать в различных городах Мавераннахра еще в XI-ХII вв., хотя этот процесс носил эпизодический характер и был связан больше с индивидуальными вкусами того или иного правителя.

В период правления Амира Темура и Темуридов появляется и своеобразная настенная роспись — от монументальной, с развернутыми историческими сюжетными композициями, до более камерных — пейзажных, декоративных по стилю изображений, для которых более применимо понятие «орнаментальная живопись» (в интерьерах мавзолеев из комплекса Шахи-Зинда, Биби-ханым, Туман-ака в Самарканде, интерьере мавзолея Гумбази Сейидон в Шахрисабзе встречаются росписи с изображением птиц, расположившихся на ветвях деревьев, пейзажей. Тем не менее, главным элементом стиля искусства Узбекистана мусульманского времени становится орнамент, который стал важным художественным компонентом среды мусульманских городов. Он украшал и внутренние, и внешние стороны памятников архитектуры, придавая ландшафту и пространству города соответствующий идеям ислама эстетический образ.

В середине XIX века в регион проникают традиции европейского изобразительного искусства— в первую очередь это станковая живопись и графика.

Изобразительное искусство Узбекистана во всех современных видах и жанрах сформировалось главным образом в ХХ веке и является продуктом евразийского мышления.

Традиционная художественная культура Узбекистана, насчитывающая несколько тысячелетий в своем развитии, к началу ХХ века несла в себе отражение сложного исторического, геополитического, этнокультурного, религиозного, социально-экономического своеобразия региона.

Динамика цивилизованных сдвигов, великие социальные потрясения начала ХХ века создали фон для зарождения европейских форм изобразительного искусства, и это не было простым механическим переносом европейского или русского искусства на национальную почву.

До середины XX века изобразительное искусство Узбекистана было представлено именами российских художников, приехавших сюда в разное время (исключение представляет творчество А.Н.Волкова – уроженца Ферганы).

В самых первых произведениях художников Узбекистана начала ХХ века можно видеть симбиоз творческих поисков, привнесенных из европейского искусства и «генетического кода» восточного художественного мировоззрения. Примером тому являются произведения А.Н.Волкова, А.В.Николаева (Усто Мумина), Н.Карахана, М.Курзина, Е.Коравай, У.Тансыкбаева, О.Татевосьяна, В.

Уфимцева и других ярких представителей «туркестанского авангарда», прекрасно представленных в коллекциях Нукусского музея им.И.В.Савицкого и Государственного музея искусств г.Ташкента.

В 1950-е годы формируется национальная школа живописи и скульптуры, широкое развитие получает станковая графика. Огромный вклад в становление и развитие искусства Узбекистана был привнесен в период 1941-1945 гг.

, когда в Ташкент и Самарканд были эвакуированы художественные вузы из Москвы, Киева, Ленинграда.

В этот период активизируется обмен художественными традициями, их взаимовлияние способствовало появлению новых тенденций, форм, методов, средств художественной выразительности в различных видах искусства, что, в целом, значительно укрепило профессиональный уровень мастерства узбекских художников.

К концу ХХ века искусство Узбекистана, развиваясь в общем русле с искусством других советских республик, обрело свой яркий самобытный язык.

В многонациональном творческом коллективе художников Узбекистана сформировалось несколько поколений художников, каждый из которых внес свой неповторимый вклад в становление и развитие национальной школы.

Их имена внесены в золотую летопись искусства Узбекистана — это Абдулхак Абдуллаев, Чингиз Ахмаров, Варшам Еремян, Рахим Ахмедов, Нигмат Кузыбаев, Маннон Саидов, Надежда Кашина, Рашид Тимуров, Н.Пак, В.Жмакин, В.Бурмакин, Р.Чарыев, Е.Мельников, Ю.Талдыкин, Н.Шин, Б.

Джалалов, Ж.Умарбеков, М.Кагаров и многие другие. В их творчестве приемы западноевропейского искусства органично синтезировались с традициями восточного декоративизма.

Независимость и государственный суверенитет стали важными реформирующими факторами нового общественного устройства, мировоззрения нации, ее культуры и искусства.

В качестве основного ценностного ориентира новой культурной политики был провозглашен симбиоз национальных и общечеловеческих ценностей.

Две эти составляющие придали своеобразие современным эстетическим поискам в искусстве Узбекистана.

За годы независимости в Узбекистане произошел новый всплеск национального самосознания, усилился интерес к изучению истории и литературы, к многовековым культурным традициям и обычаям, религии, развиваются различные направления национального искусства и культуры.

Создание Академии художеств Узбекистана, с широкой сетью учебных заведений по всей республике, деятельность Творческого Объединения художников способствует укреплению профессиональной школы мастерства.

Достижения художников наших дней убеждают: все подлинно прекрасное рождается на основе глубокого знания жизни, творческого освоения традиций, воплощенных в узбекской классике, на основе преемственности в историческом развитии искусства.

Современная художественная практика Республики Узбекистан богата и многообразна.

Примеры подлинно нового образного слова о времени и о себе, пластических, сюжетных, композиционных и других идейно-художественных откровений можно найти в творческих достижениях таких ведущих мастеров наших дней, как, живописцы А.

Икрамджанов, С.Рахметов, Р.Гаглоева, Х.Мирзаахмедов, В.Енин, А.Аликулов, графики М.Садыков, А.Аллабергенов, А.Бобров, А.Пономарев, А.Мамаджанов, В.Апухтин и другие.

Декоративное направление развивается в творчестве живописцев А. Мирзаева, Ф.Ахмадалиева, А.Нура, М.Исанова, Ж.Усманова, И.Валиходжаева, И. Шин, В.Чуба, Я. Салпинкиди, А.Тюрина. Высокое мастерство в искусстве ваяния можно увидеть в работах Д.Рузыбаева, М.Миртаджиева, А.Хатамова, Т,Таджиходжаева, И.Жаббарова, Б.Мухтарова, М.Бородиной, Л. Нестерович и др.

Поиск гуманистических ценностей в искусстве Узбекистана ХХI века гармонично сочетается с поиском выражения национального самосознания, осмысления собственных уникальных историко-культурных традиций, самобытной художественной «картины мира» и философии, поэтики Востока.

Причем это передается посредством языка авангарда, постмодернизма, которые сегодня являются не просто стилями и направлениями искусства Запада, а становятся транснациональными формами художественного выражения современного искусства, понятными в различных уголках планеты.

Не случайно произведения художников Узбекистана получают высокую оценку зрительской аудитории на выставках в республике и на многочисленных международных выставках.

Тем не менее, существует и ряд проблем в области художественного творчества, которые предстоит решить в ближайшем будущем — строительство новых музейных и выставочных объектов для имеющихся обширных собраний, их популяризация в изданиях, пополнение музейных коллекций, создание электронной базы и проч.

В силу ряда объективных экономических причин изобразительное искусство Узбекистана, в отличие от народного декоративно-прикладного искусства, пока не получило государственных преференций — налоговых льгот и проч., и творчество художников Узбекистана в настоящее время нуждается в поддержке и ждет своих инвесторов.

Источник: http://invest-in-uzbekistan.org/ru/iskusstvo-uzbekistana/

Искусство по-прежнему принадлежит народу

Искусство запрещать и уступать

Любая выставка под названием «из коллекции имярек» автоматически превращает кассу киевского музея в оазис посреди привычной пустыни.

И поэтому логичным представляется вопрос: а не стоит ли нашим музеям продать что-то из своих коллекций (например, из запасников, которые и так лежат мертвым грузом), чтобы на вырученные средства купить новые экспонаты и тем самым привлечь посетителей.

Однако не все так просто, что и было доказано решением голландского суда о принадлежности скифского золота

Постановление суда о том, что экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», которая проходила в музее Алларда Пирсона в Амстердаме с февраля 2014 года, должны быть возвращены не крымским музеям, где ранее находилась большая часть золота скифов, а государству Украина, имеет еще один аспект, прошедший мимо внимания широкой общественности. С первым все понятно – мировое сообщество подтверждает принадлежность Крыма Украине. Второй же аспект понятен прежде всего профессионалам музейного дела, поскольку создает судебный прецедент в вопросе о том, кто является конечным собственником экспонатов, выставленных в государственном музее.

«В этой ситуации очень важно понимать, что весь музейный фонд – это собственность государства, а не имущество отдельно взятого музея или иного учреждения культуры», — утверждает генеральный директор музеев московского Кремля Елена Гагарина.

Правда, может возникнуть вопрос, как трактовать в таком случае появляющиеся время от времени сообщения, что некий западный музей выставил на продажу один из своих экспонатов.

Например, несколько лет назад британская The Watts Gallery продала за ?1,4 млн две картины из своей коллекции для того, чтобы починить протекавшую крышу, которая несла угрозу сохранности экспозиции.

Кстати, обе картины принадлежали кисти британских художников, что делало их вдвойне национальным достоянием.

Однако если бы СМИ, опубликовавшие эту новость со словами «британский музей распродает свои экспонаты», проверили ее на соответствие действительности, то сайт The Watts Gallery сообщает всем, что она не находится в собственности государства. Созданная вдовой художника Джорджа Фредерика Уоттса The Watts Gallery зарегистрирована как благотворительная организация, которой управляет Watts Gallery Trust.

Поэтому всегда имеет значение форма собственности музея и состав его учредителей и попечительского совета. Особенно это касается США, где начальства над музеями в виде министерства культуры не существует (ввиду отсутствия последнего), а государственное финансирование уступает другим источникам, из которых формируется их доходная часть.

Бюджет американского музея выглядит примерно так: 24% поступают из бюджетов разного уровня, 27% музей зарабатывает самостоятельно, 37% – поступления от частных лиц, 12% – доход от инвестиций.

Понятно, что при таком раскладе самостоятельность американских музеев много больше, чем у европейских государственных музеев, и что к Украине настоящий пример отношения не имеет.   

Не открывать

Однако то обстоятельство, что украинские государственные музеи не имеют права самостоятельно выставлять на продажу находящиеся у них на балансе произведения искусства, не превращают их в навсегда застывшие хранилища. Государственный музей – это не только «учреждение», но и динамичная культурная площадка, для полноценного существования которой есть условия даже в наших непростых реалиях.

Раньше главным таким элементом было государственное финансирование закупки новых предметов искусства. Сейчас оно практически прекратилось. Но новые времена приносят новые возможности.

Как рассказывает «Большому Киеву» бывший заместитель генерального директора Национального художественного музея, заместитель гендиректора Национального художественно-культурного и музейного комплекса «Мыстецкий арсенал» Юлия Ваганова, в последние годы закупки для Нацмузея происходили за счет меценатских и спонсорских средств и фандрайзинговых программ. Например, в 2012 году OTP Bank профинансировал приобретение музеем произведений современных украинских художников.

Музейную экспозицию можно видоизменить и за счет запасников, – как правило, количество единиц хранения в них многократно превышает число работ, выставленных на обозрение. Но в реальности этому мешают три обстоятельства.

Первое – картины (если речь о них) хранятся правильно, но показать их «лицом» нельзя из-за недостатка места. Второе – публичный доступ нарушит температуру и влажность воздуха. Третье – у хранителей фондов страх за их сохранность заложен на генном уровне.

И это неудивительно, так как при любой власти экспонаты неоднократно изымались из украинских музейных фондов, в том числе для передачи в РФ, или уничтожались как «идеологически чуждые».

Так, во Львове в советское время сожгли экспонаты музея Шептицкого, и этот пример нельзя назвать единственным.    

К тому же экспонаты из запасников нередко нуждаются в реставрации. Заместитель гендиректора киевского Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко Ганна Рудык объясняет «Большому Киеву», что хотя музейный реставрационный центр работает изо всех сил, имеются экспонаты, например, китайская живопись, реставрация которых представляет собой слишком сложную задачу.

Кстати, рассказывает Рудык, когда Варвара Ханенко в конце 1918 года приняла решение передать семейную коллекцию, на основе которой был создан музей, украинской Академии наук, она указала в дарственной, что ни один экспонат не должен покидать стены музея. Более того, уже в 1912 году, когда супруги Ханенко решили, что их коллекция станет со временем публичной, они специально докупили для этих целей предметы японского искусства, а в 1914 году – памятники культуры ислама.

Миллионы за Мазепу

Третий способ пополнения музейных фондов имеет временный характер – это обмен экспонатами. 

Руководитель отдела развития музейного дела «Мыстецкого арсенала» Ольга Мельник вспоминает, что когда в 2010 году в «Арсенале» выставлялся серебряный оклад черниговской Ильинской церкви с гербом гетмана Мазепы, его страховая стоимость была оценена в 26 млн грн (более $3 млн на тот момент). Свою роль в такой высокой оценке сыграло и то, что перед этим оклад был застрахован на аналогичную сумму, когда его вывозили показывать в Швецию. Обычно цифры меньше.

Страховой сбор составляет 0,1-0,5% от страховой оценки, что для украинского музея является суммой неподъемной. Поэтому мероприятия такого рода начинаются с поиска спонсора.

К тому же на передвижение музейных экспонатов даже в пределах Украины требуется специальное разрешение Министерства культуры, оформление которого, по словам тех, кто с этим сталкивается, занимает минимум два месяца. А иногда в таком разрешении могут и отказать.

Единственный положительный момент – чтобы переставлять с места на место экспонаты внутри собственного помещения, музею не требуются разрешения. Однако и здесь от идеи смены экспозиции в зале руководство музея может отказаться из-за необходимости оплатить работу грузчиков.

Ведь приходится нанимать на три-четыре дня бригаду из шести человек с оплатой 90 гривен за час каждому.

Иногда западные музеи готовы предоставить свои экспонаты для выставки на условиях аренды. Так, когда «Мыстецкий арсенал» обратился к одному из швейцарских музеев по поводу нескольких плакатов для выставки «Эфемероиды. ХХ век в плакате», тот запросил за них €7 тысяч. По европейским меркам – сумма небольшая, но для украинского музея – огромная.

На Западе нередки случаи, когда национальный музей, обладающий большими фондами в запасниках, может временно поделиться экспонатами с другими музеями.

При этом выставляются жесткие условия по страховке, условиям экспонирования, климат-контролю, охране, освещению, пожарной безопасности и величине потока посетителей. Для «своих» иногда делаются поблажки по срокам.

Например, парижский Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду может предоставить какому-нибудь французскому музею в провинции экспонаты из своих запасников в таком количестве, чтобы из них можно было сформировать экспозицию, даже на несколько лет.    

Но при этом музейщики призывают помнить, что из трех традиционных функций музея – демонстрационной, научной и хранительской – главной является все-таки третья.

Как рассказали «Большому Киеву» в музее Ханенко, киевские власти ведут сейчас переговоры с фондом Сальвадора Дали о том, чтобы в будущем году состоялась выставка работ художника.

Для этого, конечно, придется позаботиться о климат-контроле, найти, кто оплатит страховку, и так далее.

Зато с точки зрения популяризации музея Ханенко в широких массах значение такой выставки переоценить трудно.    

Источник: https://bigkiev.com.ua/iskusstvo-po-prezhnemu-prinadlezhit-narodu/

В российских регионах массово отменяют концерты популярных музыкальных групп. Руководитель Международной правозащитной группы “Агора” Павел Чиков в своем телеграм-канале сообщил без указания источника, что в Федеральной службе безопасности России составлен черный список музыкантов, выступления которых необходимо срывать.

В среду в Новосибирске отменён концерт группы IC3PEAK, который был назначен на 1 декабря в лофт-парке “Подземка”. Информация об отмене концерта появилась в паблике заведения.

Представитель группы Олег Митрофанов сообщил, что “площадка сдалась” из-за неудачных переговоров организаторов с правоохранительными органами. Арт-директор лофт-парка “Подземка” Платон Гудков подтвердил отмену мероприятия, но не сказал, кто был ее инициатором.

Концерт группы IC3PEAK в Перми 27 ноября также отменили, а его организатора доставили в районное отделение полиции.

Накануне выступления городские чиновники требовали не проводить его по причине якобы суицидальной направленности текстов исполнителей. 23 ноября в Казани группа за день сменила три места проведения концерта из-за давления полиции.

Третий концерт пришлось отменить сразу после начала – из-за появления полицейских и сотрудников МЧС.

В последнее время в России под давлением правоохранительных органов, прогосударственных организаций и инициативных граждан отменяются выступления популярных среди молодежи музыкантов. Так были отменены выступления рэпера Хаски, рэпера Элджея и других групп. Обычно это мотивируется защитой от “экстремизма” или “пропаганды наркотиков”

С запретами концертов и родительской цензурой в регионах осенью столкнулись и другие российские исполнители. Кроме Хаски и Элджея, ее не прошли Монеточка, Animal Джаz, “Пошлая Молли”, Feduk, Little Big, Face, “Хлеб”, Gone.

Fludd, Within Temptation, Jah Khalib, Ганвеста, HammAli & Navai, The Hatters, Anacondaz и ATL.

В Нижнем Новгороде в конце октября прокуратура настояла на отмене пяти концертов из-за содержащихся в текстах песен нецензурных выражений.

Концерты рэпера Хаски попали под запрет в ноябре. Несколько его выступлений в Краснодарском крае были сорваны, а после того, как музыкант устроил импровизированный уличный концерт на крыше автомобиля, ему дали 12 суток административного ареста за мелкое хулиганство. 26 ноября его досрочно выпустили на свободу. В Якутске отменили концерт рэпера Элджея после угроз “избить и убить”.

Рэпер Хаски

Во вторник, 27 ноября, на отмену запланированного на 4 декабря концерта в Вологде пожаловалась популярная подростковая группа “Френдзона”. По словам тур-менеджера группы Анастасии Зайцевой, концерт группы сорван незаконно. Организаторов концерта заставили отказаться от его проведения угрозами и шантажом, обвинив группу в пропаганде алкоголизма, наркомании и гомосексуализма:

– О том, что концерт отменили, мы узнали из сообщений СМИ. Никаких документов или звонков нам не поступало, мы узнали об этом просто из новостей, где фигурировало имя Хаски. Отменили Хаски, а потом сразу же нас.

После этого организаторы на площадках сообщили о том, что идет давление со стороны властей и прокуратуры, поэтому они боятся за свою репутацию и не могут взяться за наш концерт. Никаких документов, никаких комментариев нам не дают, официального подтверждения нет.

Причем мы идем на компромиссы и на неофициальную причину нашей отмены – несоответствие возрастного ценза – отвечаем: хорошо, мы повысим ценз, давайте 16+, давайте 18+, мы согласны. Нет, концерта не будет. Без объяснения причин.

– С чем вы это связываете?

– Идет показательная порка, как в случае с Хаски, как в случае с отменой концерта Элджея, как в случае с IC3PEAK в Перми. Это просто показательная порка, не более того. Потому что у нас нет официальных причин отмены, нам никто не дает комментарии, мы можем ссылаться только на наши предположения и на других артистов.

–​ К чему может привести такая практика массовых отмен концертов популярных групп в России?

Есть артисты, у которых более взрослая публика, и это может привести к серьезным последствиям

– Я думаю, что сейчас проблема будет обостряться. Она уже вышла на федеральный уровень, идет напряжение обстановки, и оно все увеличивается.

Уже проходят концерты в защиту Хаски, Баста и Оксюморон дали концерт солидарности – это первые звоночки, что скоро народ взбунтуется.

Если у нас фанаты – дети, то есть артисты, у которых более взрослая публика, и это уже может привести к серьезным последствиям.

– Что могло напугать в творчестве вашей группы? Про что ваши песни?

– “Френдзона” – это школьный поп-панк, то есть ребята поют о чисто подростковых проблемах, о первой любви, о школьных экзаменах. Но власти увидели у нас пропаганду гомосексуализма, алкоголя и наркотиков.

Никаких официальных объяснений нам не дали, нам не предоставили сведения, какие именно строчки это пропагандируют.

У нас есть один клип, называется “Бутылочка”, в нем поется о школьной игре в бутылочку, и там у девочки бутылочка попала на другую девочку, и они поцеловались. В этом увидели пропаганду гомосексуализма.

– Как вы будете выходить из этой неприятной ситуации? Как вы будете действовать, если и в других городах у вас тоже будут отменять концерты?

– На самом деле мы юридически подкреплены и защищены, наша программа рассчитана на просмотр с 12-летнего возраста, это подтверждено юристами. Сейчас мы будем добиваться от Роскомнадзора всех данных, чтобы защищаться перед прокуратурой и доказывать, что наша программа возможна к просмотру с 12 лет.

В Омске к нам уже приходили десять человек из прокуратуры и снимали наш концерт, никаких правонарушений они не выявили. Мы всегда говорим: правоохранительные органы, вэлкам на наш концерт, мы вас ждем, снимайте, смотрите, чтобы не было проблем.

Но к нам не приходят, а если и приходят, то с угрозами, ОМОНом или срывом концерта, как было в Перми, – рассказала тур-менеджер группы “Френдзона” Анастасия Зайцева.

26 ноября в московском клубе “Главclub” прошёл концерт в поддержку рэпера Хаски, который был арестован на 12 суток 22 ноября по обвинению в мелком хулиганстве, но позже был отпущен.

После ареста Хаски рэперы Oxxxymiron, Noize MC и Баста объявили о проведении 26 ноября концерта в его поддержку под названием #ябудупетьсвоюмузыку (это слова из припева песни “Ай”, которую Хаски исполнял перед задержанием).

Российский музыкант Василий Гончаров, известный как Вася Обломов, считает идею запрета концертов неугодных власти музыкантов совершенно абсурдной и непродуктивной:

Лучше всего в нашей стране умеют запрещать, это умение обтачивалось десятилетиями и столетиями

– Судя по той информации, которая есть, этим занимаются некие силовики, которым где-то кто-то указал, что нужно запретить. Лучше всего в нашей стране умеют запрещать, это умение оттачивалось десятилетиями и столетиями. Что касается желания запретить искусство – музыку, книги и так далее, на мой взгляд, это очень тупая затея.

Потому что единственной функцией искусства является отражение жизни. Жизнь состоит не только из ясных дней, жизнь имеет много разных оттенков, и искусство во все времена отражало жизнь. Когда на пороге была война, это всегда сопровождалось появлением большого количества антивоенных песен, антивоенных романов, военных песен, воспевающих войну, и так далее.

Когда на пороге стоял голод, великая депрессия, это тоже всегда отражалось в литературе и в искусстве. Искусство не влияет на жизнь и не провоцирует ее на превращение в какую-то немыслимую и ужасную, а оно всего лишь ее отражает. И художник смотрит на мир и пытается его как-то через известные ему художественные приемы описать.

Мне кажется, что люди, которые работают в государственных структурах и в правоохранительных органах, должны быть способны отличить художественное творчество от пропаганды, отличить метафору от призыва к чему-то ужасному.

Вообще, это задача государства – сделать жизнь такой, чтобы, отражаясь в искусстве, она не была такой мрачной и унылой, чтобы людям, которые смотрят на эту жизнь из окна пятиэтажного дома, не хотелось повеситься, – уверен музыкант Вася Обломов.

О том, какое конкретно ведомство может стоять за срывом концертов в российских регионах и какие цели преследует власть, рассуждает политолог Екатерина Шульман:

Это выглядит как ужесточение молодежной политики. Добрались до популярной музыки

– Для меня это выглядит как часть ужесточения молодежной политики, которое началось после молодежных протестов весны 2017 года, – говорит политолог. – Тогда каждая часть административной машины по-своему пыталась справиться с тем, что ей показалось “вызовом”.

В школах начались какие-то серии бесед и лекций, правоохранительные органы приходили к тем, кто уже участвовал в массовых мероприятиях, кто, по их мнению, потенциально может в них поучаствовать. Ну, вот добрались и до популярной музыки. Это происходит разными волнами. Есть кампания Роскомнадзора по борьбе с пропагандой суицида и наркотиков.

Насколько я понимаю, концерты запрещаются и гастроли отменяются именно под этим предлогом. Им же не приписывают политическую неблагонадежность и клевету на советский строй, а говорят, что они пропагандируют суицид или наркотики. Или в песнях содержатся какие-то оскорбительные высказывания. Иногда это делается через жалобы граждан.

Ситуация очень отличается от региона к региону. Видимо, многое зависит от того, как в конкретном регионе выглядит управление “Э”, кто начальник местного управления ФСБ, кто губернатор, сколько там молодежи, насколько она активна, имеет место оппозиционная деятельность или ее нет.

Я не вижу какого-то единого плана, я вижу, что каждый, кто во что горазд, предотвращает “угрозу” в меру своего разумения, – полагает политолог Екатерина Шульман.

Музыкальный критик Артемий Троицкий напоминает, что запрет на выступление музыкальных групп существовал во времена СССР, и тогда это привело к расцвету подпольной музыкальной индустрии и росту их популярности. Сегодня, в эпоху интернета, запрет любого творчества, которое кажется властям опасным, просто не имеет смысла:

Вся эта история с запретами концертов очень похожа на то, что происходило в Советском Союзе

– Вся та история с запретами концертов очень сильно похожа на то, что происходило в Советском Союзе в 1982–1985 годах, то есть в годы абсолютной агонии развитого социализма и позднего брежневского загнивания.

Тогда тоже возникли довольно обширные черные списки не только российских, но и зарубежных групп, которые были предназначены к полному удалению из публичного советского пространства.

В эти списки попали те артисты, музыку которых нельзя было а) исполнять на концертах, б) передавать по радио и телевидению, в) она не должна была звучать на дискотеках, а также не имела права звучать в ресторанах. То есть существовал полный запрет на репертуар этих самых артистов. Русских артистов в этом списке было порядка 30, зарубежных – порядка 50–60.

Там были практически все известные нам сейчас артисты: “Аквариум”, “Кино”, Майк Науменко и группа “Зоопарк”, ДДТ и так далее, то есть весь так называемый подпольный советский рок. Ну и еще немножко советского диско типа “Команда Альфа”, дуэт “Банановые острова” и так далее. Все, что было мало-мальски модняцкого и молодежного в СССР, в этом списке присутствовало.

Артемий Троицкий

​– К чему могут привести сегодняшние запреты?

Сегодняшние запреты ни к чему не приведут. Сделать с этим они ничего не смогут

– Сегодняшние запреты не приведут абсолютно ни к чему. Меня как “мальчиша-плохиша” эта история очень радует. Сделать с этим они ничего не смогут. Даже при тоталитарном советском режиме в 1983–85 годах ничего сделать не могли, вместо концертов стали проводиться “квартирники”, расцвела индустрия подпольной звукозаписи.

Если люди не могли сходить на концерты любимых групп, они с удвоенной энергией занимались записью и слушанием их пленок. Здесь будет такая же история, даже еще более позорная для властей, потому что есть интернет. Закрыть интернет мечтают многие наши начальники в самых разных кабинетах.

Но он есть, с ним ничего не сделаешь, и все эти запреты вообще не имеют смысла, – считает музыкальный критик Артемий Троицкий.

Кроме срыва музыкальных концертов, в России запрещают и другие мероприятия, не совпадающие “с генеральной линией партии”. 25 ноября в Махачкале сорвали аниме-фестиваль AniDag. Директору театра, предоставившего площадку для мероприятия, и самим его организаторам угрожали.

Фестиваль на своей странице в Instagram раскритиковал дагестанский шоумен Эльдар Иразиев, который позднее удалил запись, но ее скриншоты разошлись по Сети. Организатора мероприятия Саиду Тучалову задержали и доставили в Советское РОВД Махачкалы.

Она провела в полиции более трех часов, затем ее отпустили, так и не предъявив обвинения.

В октябре в Дагестане был отменен концерт Элджея – он получил соответствующую просьбу организаторов. Ранее здесь же не состоялись выступления рэпера Doni и Егора Крида. Решение об отмене концертов, “которые идут вразрез с канонами ислама и развращают местную молодежь”, поддержал боец смешанных боевых искусств Хабиб Нурмагомедов.

Источник: https://www.svoboda.org/a/29625926.html

Новые правила поведения в метро: запретить детские коляски и обязать пассажиров уступать место

Искусство запрещать и уступать

Опубликован проект, содержащий новые правила поведения в метро. Если его утвердят, в силу он вступит накануне Нового года

ПАВЕЛ КЛОКОВkp_ru_msk

Среди нововведений есть ошеломляющие. Например, нельзя будет провозить в вагоны детей в колясках Михаил ФРОЛОВ

В столичной подземке назревает целая революция. И готовят ее в Министерстве транспорта России, в котором разработали свод новых правил поведения в метро (если его утвердят, в законную силу он вступит 29 декабря 2018 года).

Среди нововведений есть ошеломляющие. Например, нельзя будет провозить в вагоны детей в колясках (как и вывозить из вагонов). Если сейчас это правило действует только во время спуска на эскалаторе, то в будущем коснется и поездов.

Или еще. Согласно проекту, молодежь должна будет обязана «уступать места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам». Сейчас этот призыв звучит из динамиков как рекомендация.

То же касается и рюкзаков, которые висят на спинах и часто задевают пассажиров. Ныне администрация метрополитена просит снимать их перед тем, как войти в вагон.

Согласно новым требованиям, это будет обязательное условие.

СПОРНЫЙ МОМЕНТ

Почти сразу после того, как документ Минтранса увидел свет, со своим словом выступила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Ее задел пункт про коляски и детей.

– Я обязательно направлю руководству Минтранса обращение с просьбой разъяснить эту меру, – заявила она. – Потому что они, как минимум, создадут неудобства родителям с малолетними детьми. А как максимум, нарушат конституционные права граждан на свободу передвижения. Малышей в переполненном вагоне могут затолкать во время час пик. Они могут упасть или случайно выйти на остановке.

Ныне администрация метрополитена просит снимать рюкзаки перед тем, как войти в вагон. Согласно новым требованиям, это будет обязательное условие ЕВГЕНИЯ ГУСЕВА

– Возможный запрет провозить ребенка в коляске связан как раз с безопасностью, – ответил «КП» руководитель пресс-службы Минтранса РФ Тимур Хикматов. – Во время большого пассажиропотока коляску могут задеть или перевернуть.

Подчеркиваю, что пока этот документ не больше, чем законопроект. Он находится на стадии общественного обсуждения (до 8 мая). Не факт, что этот пункт устоит. А если и останется, то неизвестно в каком регионе будет действовать.

Условно говоря, Москва может его оставить, а Питер или Новосибирск нет.

– Ну а если все-таки оставили. Например, пункт о рюкзаке на спине. А я его не соблюдаю. Меня оштрафуют?

– Конечно. Но опять же каждый регион будет сам вводить степень ответственности. У кого-то за рюкзак будет штраф две тысячи рублей, а у кого-то пять.

Провозить сноуборды, складные велосипеды, самокаты, скейтборды можно будет бесплатно, но только в чехлах МИХАИЛ ФРОЛОВ

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ИЗ НОВОГО ЗАКОНОПРОЕТКА

ВСЕ ПРЯТАТЬ В ЧЕХЛЫ

Провозить сноуборды, складные велосипеды, самокаты, скейтборды можно будет бесплатно, но только в чехлах. То же самое касается детских велосипедов, колясок, санок, удочек, лыж и коньков, музыкальных и садовых инструментов.

УСТУПАТЬ МЕСТО

Если сейчас уступать место инвалидам, лицам пожилого возраста, пассажирам с детьми и беременным женщинам только рекомендуют, то в будущем пропишут в обязанностях пассажира. Как и взаимную вежливость и соблюдение чистоты.

ПЛАТЬЯ ВВЕРХ, РЮКЗАК ВНИЗ

На эскалаторе женщин обяжут приподнимать длинные полы верхней одежды. Если таковые имеются у мужчин, то и их тоже. Рюкзаки и прочую объемную ручную кладь пользователи метро должны будут снимать со спины, чтобы не задевать ими остальных пассажиров.

ДЕТЕЙ НА РУКИ, ЖИВОТНЫХ В КЛЕТКУ

Согласно законопроекту, провозить животных, в том числе птиц, можно будет только в клетках. Либо в корзинах, коробах, контейнерах с глухим дном. Перевозить детей в детских колясках наоборот запретят (на эскалаторах метрополитена, а также при входе в вагон и выходе из него).

Что теперь нельзя делать в метро РУШАН КАЮМОВ

ПЯТЬ «НЕЛЬЗЯ»:

1. Перемещаться по неработающему эскалатору

2. Провозить зловонные вещества

3. Размещать ручную кладь на сиденьях вагонов

4. Разводить костры

5. Приставать к другим пассажирам с предложениями купли-продажи, обмена товаров, а также в целях гадания

Полный текст законопроекта на сайте Министерства транспорта России.

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://interesnosti.mediasole.ru/novye_pravila_povedeniya_v_metro_zapretit_detskie_kolyaski_i_obyazat_passazhirov_ustupat_mesto

Для родителей
Добавить комментарий