Эдипов комплекс без комплексов

Степанов Cергей |Клеймо или ореол? | Журнал «Школьный психолог» № 11/2007

Эдипов комплекс без комплексов

КЛЕЙМО ИЛИ ОРЕОЛ? Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.Зигмунд Фрейд
КОМПЛЕКС — одно из самых популярных психологических понятий, прочно укоренившихся в обыденном языке. Согласно житейской трактовке, якобы опирающейся на научное знание, но на самом деле весьма от него далекой, психологические комплексы представляют собой глубоко укоренившиеся в сознании и подсознании ограничения и предрассудки, препятствующие полнокровной жизни.

Кого мы имеем в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов — это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить.

Правда, «человек без комплексов» — оценка скорее неодобрительная, ибо слишком часто уверенность в себе обращается в самоуверенность, а раскованность легко перетекает в развязность, которая никого не красит. Тем не менее все мы стремимся от комплексов избавляться, считая их тяжелым бременем, едва ли не позорным клеймом.

А как же иначе в наш динамичный век?

Над этим житейским представлением любой психолог только посмеется, ибо оно хоть в принципе и верное, но слишком примитивное и поверхностное. Специалисты, которые много лет назад ввели это слово в научный обиход, обозначали им отнюдь не только скованность и робость, а явление гораздо более глубокое и серьезное.

В то же время в представлении психологов комплексы — это не недостаток, не болезнь, а качество, всем нам в той или иной мере присущее. И призывы бороться с комплексами надо воспринимать осторожно — полностью от них избавиться вряд ли возможно в принципе. С ними надо просто научиться жить.

А для этого, разумеется, сначала понять, что же это такое.

Представление о комплексах как особых психических образованиях зародилось в психоанализе и было подробно развито в работах З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга. По мнению Фрейда и его последователей, в основе любого комплекса лежит противоречие между социально неприемлемыми импульсами либидо и жесткими нормами общественной морали.

Ключевым понятием психоанализа выступает эдипов комплекс, поверхностное знакомство с которым заставило миллионы мужчин во всем мире стесняться свой сыновней любви к матерям. Помимо него, психоаналитиками выделено еще несколько комплексов, знакомство с которыми тоже способно взбудоражить воображение.

Например, комплекс Каина — совокупность враждебных эмоций, основанных на зависти брата к брату. Согласно Библии, Каин, старший сын Адама и Евы, из зависти убил своего брата. В психоанализе данный комплекс рассматривается как результат обделенности одного из детей родительской любовью.

Интерпретируется как возможная причина возникновения неврозов. Или комплекс Медеи — безотчетное патологическое стремление матери убить собственных детей, чтобы отомстить мужу. Согласно древнегреческой мифологии, Медея, колхидская царевна, помогла Язону с аргонавтами завладеть золотым руном.

Страшась гнева отца, она бежала с Язоном в Грецию, но Язон обманул ее и взял в жены другую. Не ограничившись отравлением соперницы, Медея убила и своих детей от Язона.

Впрочем, психоаналитическое толкование подобных явлений и даже само их существование на протяжении вот уже более века составляет предмет острой дискуссии — далеко не все психологи в объяснении человеческой натуры готовы следовать за полетом фрейдистской фантазии.

Большинство психологов, вне зависимости от их отношения к психоаналитической доктрине, называют комплексами совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и впоследствии влияют на его мироощущение и поведение. Тут особенно важно подчеркнуть, что в истоках своих комплексов человек, как правило, не отдает себе отчета и продиктованное ими поведение считает частью своей натуры. В обыденной речи мы привыкли называть комплексами те наши особенности, которые мешают нам полноценно жить, общаться, работать. О том, что не доставляет нам неудобства, мы даже не задумываемся. Ведь многое из того, что когда-то было нами глубоко и безотчетно прочувствовано, усвоено, нам жить не мешает, даже наоборот — составляет тот набор внутренних «тормозов», без которых в жизни не обойтись.

Проблемы начинаются тогда, когда в сложном внутреннем механизме побуждений и ограничений происходит перекос. Из-за него мы на своем жизненном пути сворачиваем в тупики, безрассудно лихачим на виражах либо беспомощно застываем на обочине. И тут не обойтись без наладчика этого механизма — психотерапевта, который поможет предотвратить серьезную аварию.

Главной составляющей комплексов в негативном смысле этого слова выступает страх, который когда-то давно впитался в нашу душу перед лицом реальной или кажущейся угрозы.

Из-за него мы — казалось бы, разумные взрослые люди — порой безотчетно боимся противоположного пола, начальства, публичных выступлений. Боимся повести себя неправильно, недостойно и этим заслужить осуждение, наказание.

Так что, по большому счету, «житейские психологи» не так уж и неправы, считая скованность, «зажатость» главным проявлением наших комплексов. Впрочем, не единственным…

Кто более других склонен испытывать страх? Тот, кто безотчетно чувствует свою уязвимость, слабость, иными словами — неполноценность. Вообще-то именно комплекс неполноценности чаще всего имеют в виду, говоря о комплексах вообще. Тем более что в жизни он может принимать самые разные формы.

Это и комплекс неудачника, мешающий смелым творческим начинаниям. И комплекс бедняка, заставляющий выискивать оправдания своей непрактичности. И комплекс страдальца, побуждающий упиваться набитыми шишками.

И комплекс «гадкого утенка», не позволяющий проявиться красоте, присущей каждому независимо от формы носа и длины ног…

Само по себе чувство неполноценности не является болезнью или недостатком.

Человек, в отличие от животных, рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей.

Тяготясь своим несовершенством, он делает все для того, чтобы стать более совершенным. В этом плане чувство неполноценности является не тормозом, а стимулом.

Из истории известны примеры, когда стремление преодолеть свою неполноценность приводило к выдающимся результатам.

Так, Демосфен, с рождения страдавший дефектами речи, благодаря своему стремлению справиться с недугом стал величайшим оратором.

Или, к примеру, легендарный полководец Суворов в детстве был крайне слабым и болезненным, однако ценой самоотверженных упражнений сумел добиться исключительной физической стойкости и выносливости.

Вместе с тем вполне очевидно, что болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что создает ему многочисленные проблемы.

Если переживания неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, человек утрачивает способность к позитивному развитию своих творческих сил и дарований.

Не чувствуя в себе сил для подлинной компенсации недостаточности, он избирает извращенные пути.

Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность; верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство.

Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы — материальные и статусные.

Для компенсации своего комплекса человек может стремиться к обогащению, всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретению всевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностям утвердить свое превосходство над другими.

Так что безудержный карьеризм, погоня за инструментами и символами власти (одним из которых, совершенно очевидно, в человеческом обществе выступают деньги) во многих случаях являются не столько проявлением силы, сколько симптомом слабости.

Характерно, что всевозможные руководства по обогащению и достижению жизненного успеха, инструкции по манипулированию людьми — любимое чтиво неудачников. Так что и надменный нувориш, считающий нищими всех, кто не так богат, как он, и начальник-самодур, и титулованный нарцисс, чья визитная карточка убористо испещрена его громкими званиями, и домашний тиран, изводящий близких своими придирками, — все они чаще всего жертвы комплексов.

Другим проявлением закомплексованности может быть стремление к собственной исключительности за счет противопоставления себя другим, ухода из полноценной социальной жизни — «в себя» либо в замкнутую касту таких же закомплексованных особ.

Для психолога очевидно, что большинство приверженцев всевозможных экзотических учений и бредовых теорий — слабые, беспомощные люди, не умеющие самоутвердиться принятыми в обществе способами.

Противопоставление себя «непосвященным» помогает им проникнуться иллюзорным ощущением своего превосходства и тем самым преодолеть гнетущее чувство своей никчемности.

Закомплексованность может выражаться и в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь».

Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить свою самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться своими неудачами, поражениями и даже болезнями.

Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть таким способом привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких.

Заметив в себе склонность к такому поведению, впору в самом деле задуматься об избавлении от комплексов.

А для этого надо отказаться от извращенных путей самоутверждения, постараться заслужить поощрение своих реальных достоинств и достижений.

Пускай люди скажут: «Ты — не ничтожество! Ты кое-чего стоишь!» А для этого, понятно, надо быть хоть чем-то людям интересным и полезным. Так позаботимся об этом!

Сергей СТЕПАНОВ

Источник: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701107

Откуда берутся комплексы и как с ними бороться

Эдипов комплекс без комплексов

Не позволяйте этим явлениям управлять вашей жизнью, ведь если их перебороть — жизнь станет счастливее и насыщеннее.

Понятие комплекса ввел в обиход Карл Густав Юнг. Таким образом он назвал совокупность психических явлений, неконтролируемых сознанием.

В повседневном обиходе этим термином обозначают часто нечто плохое, мешающее нам быть более сильными и успешными. Но комплексы могут быть и позитивными.

К примеру, некоторые комплексы поведения верующего человека, не позволяющие ему поступать плохо с другими или игнорировать нуждающихся в помощи.

Блоги Роман Мельниченко

Но сегодня мы поговорим о более распространенном значении комплексов — набору неких факторов, которые в своей совокупности влияют на поведение человека. Комплексы — это часто именно то, что клиенты “приносят” на психотерапию. Какие они бывают, откуда они берутся и что с ними делать — с этим будем разбираться далее.

ВИДЫ КОМПЛЕКСОВ

Условно их можно разделить на несколько типов:

  • Физические — связанные с некими особенностями внешности — голосом, весом, ростом, размером неких частей тела. Часто возникают под давлением социума или среды общения.
  • Возрастные — обеспокоенность проблемами, связанными с возрастом — морщины, болезни, внешний вид, способности. Тесно связаны с физическими комплексами и психологическими — слишком молодо выгляжу, слишком стар\стара для чего-то, неопытна, ненадежна. Возникают из-за неприятия своего возраста, неразрешенных вовремя личностных кризисов.
  • Психологические — связанные с психологическими особенностями человека. Комплекс вины, комплекс героя, комплекс отличника, комплекс неполноценности и комплекс власти — у всех у них один корень — человек не любит себя, зависим от чужого мнения. Каждый из этих комплексов рассматривается отдельно и успешно исцеляется в процессе психотерапии.
  • Социальные — связанные с местом в обществе, образованием, успешностью, обеспеченностью. Часто ограничивают человека, потому что он приписывает себя к какой-то дискриминантной или угнетаемой группе, кого-то ставит выше, кого-то ниже — “вот мы бедные, а они богатые”, “они депутаты, им все можно, а я не могу”, “они интеллигенты, а я из села”, “я вожу автомобиль класса “люкс” и не могу позволить себе проехаться в метро”.

ОТКУДА БЕРУТСЯ КОМПЛЕКСЫ?

В основной своей массе — из детства. Есть врожденные комплексы, которые человек должен перерасти и повзрослеть, такие как Эдипов комплекс и комплекс неполноценности. Но многие в них застревают и несут во взрослую жизнь.

Есть врожденные комплексы, которые человек должен перерасти и повзрослеть, такие как Эдипов комплекс и комплекс неполноценности

Самые распространенные комплексы — из воспитания и среды, в которой растет ребенок. Если от ребенка требуют постоянных достижений, то так формируется комплекс отличника.

Если в семье неблагоприятная атмосфера (например, один из родителей или оба зависимы от алкоголя), то у ребенка формируется комплекс героя или спасателя.

Если ребенка постоянно критикуют и наказывают — так формируется комплекс неполноценности.

Это достаточно поверхностные и очевидные примеры, но в процессе психотерапии часто возникают более глубокие причины. Например, родители принимали только хорошее поведение и строго наказывали за непослушание.

Из таких “хороших” мальчиков и девочек вырастают “хорошие” мужчины и женщины, которые сидят на нелюбимой работе и в отношениях с нелюбимым человеком.

Ведь выйти из них значит поступить “неправильно”, а значит, за это последует наказание, — как в детстве.

ГДЕ ПРОХОДИТ ГРАНИЦА МЕЖДУ КОМПЛЕКСОМ И НОРМОЙ?

Строгой границы не существует. Если человек может поставить свой комплекс себе на службу и он не мешает ему реализоваться в жизни, в социуме, быть счастливым в отношениях, то это и будет некой нормой. Так, к примеру, человек с комплексом героя вполне может быть успешен и реализован в помогающих профессиях (спасателя, врача или пожарного).

Блоги Роман Мельниченко

Если же комплекс начинает серьезно влиять на повседневную жизнь, не позволяет строить отношения в семье, зарабатывать деньги, быть успешным в карьере, то нужно с этим разбираться и прорабатывать с психологом. Сами по себе они не исчезают, а со временем могут только усиливаться или видоизменяться.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Определиться, какой именно комплекс присутствует в вашей жизни и портит ее. В этой статье перечислено лишь несколько, но чаще всего, анализируя свою жизнь, люди догадываются. Важно увидеть его и признать.

2. Посмотреть, на что этот комплекс влияет в вашей жизни. Что в вашей жизни вы бы делали, если бы его не было? А чего бы не делали? Что присутствовало бы в жизни без комплекса, а чего бы в ней не было? Таким образом можно определить основные сферы, на которые сильно влияет ваш комплекс.

3. Определите, какие выгоды он вам дает? Почему вы с ним до сих пор живете и ничего не меняете? Выгода есть всегда, только не всегда человек готов ее увидеть и признать. Например, страх сцены.

Если бы его не было, у человека карьера шла вгору, повышалась успешность и увеличивался доход.

Какая может быть выгода? Человек на самом деле боится успеха, ведь это также несет большую ответственность и большую занятость.

4. Проработайте комплекс. Иногда это можно сделать просто усилием воли, поступая против своих страхов или усвоенных с детства “правил”. Этого бывает достаточно, но если такой способ не работает — обращайтесь к психологам. Вероятность избавления от комплексов очень высока, сейчас достаточно специалистов, которые могут помочь с этим.

Не позволяйте комплексам управлять вашей жизнью, ограничивая возможности. Признавайте их, работайте над ними и живите более счастливо, богато и насыщеннее. 

Источник: https://tsn.ua/ru/blogi/themes/psihology/kompleksy-1382400.html

Комплексы

Эдипов комплекс без комплексов
“Полагаю, что именно поэтому в бытовом психологическом словаре понятие “комплексы” закрепилось как негативное.

Потому что оптимально работающего комплекса не видно и он никому не мешает, а некорректно работающая программа или некорректная ее реализация – сразу бросается в глаза и доставляет неприятности как человеку, так и окружающему его социуму…

Из новой книги
“По стопам Фрейда и немного вперед:
о бессознателньном и не только”

 

– Доктор, помогите мне избавиться  от комплексов! – А какие у вас? – Зенитно-ракетные.

Анекдот

Понятие “комплексы”, причем в оценочном негативном ключе, довольно прочно вошло в так называемый бытовой психологический словарь. “Да это у тебя комплексы”, “Не комплексуй”, “Избавляйся от комплексов” и т.п.

– многим приходилось это слышать в свой адрес с укоризненным подтекстом.

Однако если спросить такого оценщика, что он понимает под понятием “комплексы” и почему это, по его мнению, так плохо – ответа скорее всего не будет, или будет нечто из серии “Нуу… эээ… все знают, что это проблема”.

И любопытно то, что даже Зигмунд Фрейд, говоря о различных комплексах, ставших классикой психоанализа – Эдипов комплекс, комплекс кастрации и т.п.

–  полноценного определения комплекса как такового не дал, и просто характеризовал это явление как «группу представлений, связанных одним аффектом».  Это определение предложил его ученик Карл Густав Юнг, но был Фрейдом раскритикован.

Но вначале рассмотрим одно из современных определений комплекса: из Философского энциклопедического словаря.

“КОМПЛЕКС (от лат. complexus — связь, сочетание) в психологии, в самом общем смысле определ. соединение отдельных психич. процессов в некое целое. В более узком смысле — группа разнородных психич. элементов, связанных единым аффектом. Понятие К. в этом смысле стало одним из основных в различных направлениях глубинной психологии.

Согласно психоанализу Фрейда, К. формируются вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в сферу бессознательного (напр., т. н. эдипов комплекс, возникающий в результате вытеснения в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу); К.

вызывают отклонения в поведении человека, проявляясь в виде ошибочных действий, неврозов, навязчивых представлений и т. п. В индивидуальной психологии А. Адлера отводится исключит. роль т. н. комплексу неполноценности — ощущению индивидом своих органич. или психич. недостатков. Преодоление этого К.

путём компенсации рассматривается Адлером, как осн. фактор психич. раз-витии человека, формировании его характера и поведения”.

Если же прибегнуть к сравнению человеческой психики с компьютером, и принять, что железо – это головной мозг, операционная среда – бессознательное, готовые программы – цензура, а написанное на клавиатуре самим человеком – сознание, то комплексы в данном случае будут представлять собой некие определенные программки-утилиты, необходимые для пользования современным компьютером. И в процессе работы на данном компьютере могут быть задействованы, а могут и не быть. Иными словами, комплекс чего-то – это систематизированный набор определенных объектов, а с психоаналитической точки зрения – набор определенных поведенческих “подпрограмм” для некоего систематизированного действия, который (а точнее, которые, так как их может быть несколько) обеспечивает человеку процесс взаимодействия с окружающей средой. Поэтому, когда мы говорим “человек без комплексов” – чаще всего имеется в виду человек, которого в его поведении вообще ничто не сдерживает, и он способен, условно говоря, присесть по нужде даже на Красной площади. К сожалению, нередко это определение дается в весьма положительном ключе, хотя в реальности получается, что какие-никакие “служебные подпрограммки” для бесконфликтного взаимодействия с социумом все-таки необходимы. А человек без комплексов вообще – это человек социально дезадаптированный, а то и психически неадекватный.

Различные комплексы поведенческих программ свойственны человеку и многим высшим животным, что называется, с детства, они закладываются в рамках цензуры и уходят в ее неосознаваемую, автоматически осуществляемую часть: более того, далеко не все заложенные в цензуре комплексы оказываются в течение жизни человека обязательными к выполнению.

Некоторые из них могут быть никогда не востребованы. Вообще у человека разумного в неосознаваемой части внутренней цензуры наличествует много того, что заложено в процессе воспитания не столько родителями, сколько общей культурой, и заложено именно в качестве определенных шаблонов, в том числе шаблонов поведения: тех самых комплексов.

Иными словами, изначально  поведенческие программки-комплексы вырабатывались только на пользу человеку, точно так же, как и вся цензура целиком.

Любой поведенческий комплекс, ограничивающий разгул бессознательного – это “производная” цензуры, и когда он работает адекватно и не тормозит человека больше необходимого – он на благо.

Но в таком случае пользователь, а равно и окружающие его люди, этого “комплекса” не замечают и не страдают от его наличия: наоборот, человек выглядит адекватным и приятным в общении.

Но другое дело, если  какая-то из “подгружаемых библиотек” в этой подпрограммке оказывается повреждена, применяется некорректно или ее не хватает.  Компьютер в таком случае начинает выдавать различные предупреждения, а головной мозг – к сожалению, нет. Просто в жизни данного человека начинают происходить те или иные несостыковки, создающие проблематику вплоть до невротических реакций.

Полагаю, что именно поэтому в бытовом психологическом словаре понятие “комплексы” закрепилось как негативное.  Потому что оптимально работающего комплекса не видно и он никому не мешает, а некорректно работающая программа или некорректная ее реализация – сразу бросается в глаза и доставляет неприятности как человеку, так и окружающему его социуму.  

Например, если в детстве (примерно до пяти лет) не был сформирован  некий “комплекс, определяющий, что можно и что нельзя делать в обществе”, то у ребенка потом возникают затруднения с равновесием между потребностями и запретами, с поиском социально приемлемых способов удовлетворения своих потребностей: в результате опять та же самая невротическая готовность, социальная малоадекватность и прочие проблемы с адаптацией среди окружающих людей. И здесь чреваты последствиями как крайности “всё разрешать”, так и вариант “всё запрещать”. Поэтому родитель, воспитывающая ребенка в режиме вседозволенности и говорящий “Я не хочу формировать у ребенка комплексы” – как раз эти самые комплексы и формирует: причем те, которые потом будут работать в неадекватном режиме и мешать ребенку адекватно социализироваться.

Если же говорить о комплексах с позиции психоанализа, то профессиональный психоаналитической подход характерен отсутствием бинарной оценочности “хорошо-плохо”. Психоанализ на то и анализ, что не оценивает, а беспристрастно изучает бессознательные проявления: оценки этих проявлений – это уже социальное воздействие.

Поэтому психоаналитик теоретически не говорит о самих комплексах как о проблеме. Если де-факто комплексы определяются как внутренние ограничения, мешающие человеку чего-то добиться – эти ограничения прежде всего необходимо подвергнуть анализу: в том ли месте стоят эти границы.

И если нет, то как их подвинуть и скорректировать?

Как истинные производные цензуры, неадекватно работающие комплексы в большинстве своем не осознаются, поэтому исследование принципов их работы и поиска “сбоящего механизма” необходимо опять же начинать с выведения “сбойной программы” из цензуры в сознание. Кстати, еще следует учитывать, что комплекс – это не просто системное объединение поведенческих программ, оно еще и связано с эмоциями, с реакциями бессознательного. Подчас все это сплетено в такой клубок, который приходится распутывать довольно долго.

Самые распространённые комплексы – комплекс вины и комплекс неполноценности. О чувстве вины и принципах его формирования подробнее говорилось здесь.

А понятие “неполноценности” напрямую связано с проблемами оценки и самооценки, и скорее всего бывает плотно связано с цензурными же оценками родителей, воспитателей и других значимых взрослых, а также с зависимостью от такой оценки.

И поэтому человек может прожить всю жизнь, считая себя неполноценным (ибо так сказали его значимые оценщики), при этом быть достаточно способным и “полноценным” – но даже не подозревать этого.

Итак, по своей “цензурной природе” комплексы оказываются “родственниками” страхов. Что логично, ведь главный инструмент цензуры – наказание: делай так, а вот так не делай, иначе тебе достанется и будет неприятно.

Поэтому “сбоящий комплекс” вплотную связан со страхом: поведенческая программа работает неадекватно, значит, риск “того, что будет неприятно” многократно повышается. А почему так происходит и как сделать, чтобы этот риск уменьшить – человек не осознаёт, и потому просто теряется в этой области поведения.

Почему комплексы и называют “тормозами на пути к успеху”: потому что человек ощущает себя так, что за то, что он делает – он получает от социума в лоб, а как делать иначе – ему непонятно, и даже за что и почему он получает в лоб – тоже неясно.

Собственно, эти вопросы тоже решаются с помощью практического приложения психоаналитических методик к решению проблем, но это уже тема для индивидуальных консультаций.

  • Этот материал можно обсудить в нашем блоге.

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть настоящим мужчиной
Я хочу быть уверенным
Я хочу быть хорошей матерью
Я хочу быть хорошим отцом
Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу добиться повышения статуса
Я хочу быть адекватным
Я хочу быть мужчиной
Я хочу быть настоящей женщиной
Я хочу быть нормальным

Темы: комплексы, проблемы адаптации в социуме, проблемы общения, психологическая грамотность, самооценка, страхи, уверенность в себе.

Источник: http://www.naritsyn.ru/complexes.htm

Как стать счастливым и решить детские проблемы

Эдипов комплекс без комплексов

О том, что многие наши проблемы родом из детства, знают все. Но как от них избавиться, будучи взрослым, и как не допустить ошибок, став родителями?

Лилия Романова, психолог, эзотерик, астролог

Сын женился — у матери спина согнулась, дочь замуж вышла — выпрямилась. В этой народной мудрости сосредоточена вся соль взаимоотношений матери и разнополых детей. Но о тандеме “мать и сын” пусть лучше выскажется психолог-мужчина — ему виднее, как говорится…

А я сосредоточу ваше внимание на непростых, а подчас и драматичных взаимоотношениях между матерями и дочерьми. Причем мы будем рассматривать не детство и отрочество, а то, как влияют отношения “дочки-матери” на жизнь, семью, сексуальность уже взрослой женщины.

“Какова мать, такова и дочь” — люди наблюдательны, и эта поговорка тоже точна и бескомпромиссна. И это неудивительно, ведь мать для ребенка, особенно в начале его жизни, является отражением всего мира.

День за днем Маленькая Девочка впитывает в себя тот стиль поведения, которому она будет следовать всю жизнь.

Хорошо, если мать передает в наследство своей дочери доверие к миру и к мужчинам, уверенность в своей ценности и красоте, любовь ко всему сущему и безграничную благодарность.

А если нет? Если малышка постоянно видит маму в слезах, слышит крики, брань и проклятия, если усвоила, что ее отец — бездельник, подлец и козел. Как ей жить, когда она станет взрослой? Как выбрать для себя достойную профессию и хорошую работу, как довериться своему избраннику, как ей стать счастливой? Как перевоспитать и долюбить себя, если ей уже 30, 40 или даже 50 лет?

Чтобы ощутить себя свободной от комплексов и стереотипов, навязанных матерью, женщине прежде всего нужно избавиться от комплекса Электры. Он не имеет ничего общего с электричеством, но не менее опасен, чем высокое напряжение. Если говорить коротко — это соперничество между матерью и дочерью. Причем объект, за который они “борются”, — это глава семьи (муж и отец).

Если в семье Мужчина как таковой отсутствует или, наоборот, наблюдается калейдоскоп мужчин, то ситуация усугубляется. Взрослая женщина, которая не проработала это “наследие”, переносит этот дух соперничества на все свои отношения со всеми женщинами.

С одной стороны, она продолжает доказывать матери, насколько она лучше, красивее, успешнее и умнее ее. С другой стороны, она то же самое делает со всеми своими другими родственницами, подругами, соседками, коллегами и собственными дочерьми.

Такая женщина не ощущает себя ценной и любимой сама по себе. Ей нужно обязательно сравнивать и побеждать. А тот, кто находится в постоянной борьбе, рано или поздно сам становится побежденным.

Зависть, ревность, жадность, неуживчивость и язвительность — все эти негативные качества имеют этот источник: соперничество между матерью и дочерью.

Как стать счастливой мамой – советы психолога

Выход один — заняться собой, посмотреть на себя с любовью и принятием, простить себя и позволить быть самой собой. Многие женщины могут сейчас подумать: меня это не касается, у меня с мамой прекрасные отношения, она всегда посоветует, поможет, поддержит и защитит…

Но такое положение вещей говорит о том, что такая женщина так и не стала взрослой, она просто продолжает “жить чужим умом”. И даже если это ум любящей и заботливой матери, такое положение вещей рано или поздно приведет ее к кризису и разочарованию в себе и своей жизни.

Благо даришь — благо получаешь

Для того чтобы обрести новую себя — любимую и свободную, советую в течение месяца делать несложное, но приятное упражнение. Каждый вечер записывайте в специальную тетрадь или в “заметки” в своем гаджете пять благодарностей за то, что вы сделали сегодня лично для себя.

Например: “я благодарна себе за то, что сегодня утром сделала зарядку”, “я благодарна себе за то, что сдержалась и не съела вкусное пирожное”,  “я благодарна себе за то, что сделала себе свежий морковный фреш”, “я благодарна себе за то, что позволила себе купить модную сумочку”, “я благодарна себе за то, что не стала задерживаться на рабочем месте и доделывать чужую работу”…

Если длительное время — месяц, два, три — вы ежедневно будете контролировать то, как вы проявляете о себе заботу, любите себя и отстаиваете свои интересы, то таким образом вы сами сможете восполнить для себя тот дефицит любви, доверия, уважения и самости, который возник у вас в детстве. Обрести новую цветущую, счастливую и любящую себя — никогда не поздно.

Вячеслав Суббота Ветковский — психолог-психоаналитик, эзотерик, энергоцелитель

Модель взаимодействия с миром у каждого человека закладывается в глубоком детстве. Как говорится, “впитывается с молоком матери”. Особенно сильно и эмоционально окрашенной является связь матерей и сыновей. Не зря говорят в народе: “Мальчики — мамины, а девочки — папины”.

Это именно мама учит сына взаимодействовать с миром по тем правилам и законам, которые объявляет отец.

И когда человек вырастает, встречаясь на своем жизненном пути со всякого рода неприятностями и сложностями, он, уже будучи взрослым, поступает по одной и той же схеме, которая закладывалась матерью со дня его рождения.

Давайте попробуем разобраться, откуда берутся неприятности? Как человек в этом участвует? И как он сам может это изменить в лучшую сторону?

Выпорхнуть из родительского гнезда. Как справиться с переездом ребенка

“Мама, когда я вырасту, я на тебе женюсь”. Многие знают, что такую фразу практически каждый сын говорит своей маме в возрасте примерно от трех до шести лет.

Исходя из взаимоотношений между сыном и матерью, сыну открывается дорога для познания женского мира и мира всего как такового.

И от того, как мама показывает свою любовь к сыну: понимание, когда она слышит своего ребенка; поддержка, когда признает его значимость; разумное поощрение, взаимное уважение, благодарность, — зависит его счастье, или если хотите, судьба.

А ведь многие мамы, которые изо всех сил хотят своему сыну добра, глубоко убеждены, что хорошего воспитания без подзатыльника не получится. Они уверены: если сына не наказывать, он просто “вылезет ей на голову и свесит ноги”. А есть и другие мамы, с которыми именно это и случается.

Это те, кто практикуют вседозволенность и отсутствие запретов. Оба случая заканчиваются печально. Мальчик не обретает понимания “кто он и что он”, и его жизнь может быть такой же трагичной, как у царя Эдипа из древнегреческой легенды. Эдипов комплекс должен пройти каждый будущий мужчина.

Через века и тысячелетия до нас дошел древнегреческий миф об Эдипе, который убил своего отца и женился на своей матери. А в XIX веке ученый и мыслитель Зигмунд Фрейд на его основе, в рамках психоаналитической теории, ввел понятие “эдипов комплекс”. Только успешно преодолев эдипов комплекс, мальчик вырастает счастливым. В противном случае — наоборот.

Успешное решение эдипова комплекса заключается в том, что в какой-то момент отец говорит своему сыну: “Это хорошо, что ты любишь свою маму, но тебе нельзя на ней жениться и спать с мамой в одной кровати”.

И мама в этот момент должна сказать своему маленькому сыну, что она любит его, — просто у взрослых так принято, что жены своих мужей спят только с супругами.

Вот когда он вырастет, у него будет своя жена, которая будет любить его, готовить ему еду, провожать его на работу, делить с ним все радости и горести жизни и, конечно же, супружеское ложе.

Сложить пазл жизни. Как познать себя и стать счастливее

С этого момента мальчик понимает: ему нужно вырасти, быть максимально похожим на своего отца, и тогда… Улавливаете? Сын вырастает, движимый желанием стать мужем сначала своей матери, а позже — мужем своей жены, другими словами, стать настоящим мужчиной.

“Кого отец вырастил — тот стрелы точит, кого растила мать — тот халаты шьет”

В этой народной мудрости тонко подмечено, что если баланс мужского и женского воспитания был нарушен, то это кардинально влияет на будущего мужчину. Возникает вопрос: что же делать уже взрослому человеку, чтобы по-настоящему возмужать.

Предлагаю начать с того, чтобы написать письмо благодарности своей матери. Не важно, какие у вас сейчас с ней отношения, где она живет, жива ли она…

В любом случае это письмо, которое вы пишите для себя лично, будет иметь весьма положительный эффект для вас.

“Я благодарю тебя, мама, за то, что…”, и дальше пишите все то, что приятного и полезного исходило от вашей матери в течение всей жизни. Может случиться так, что в процессе написания благодарностей в голову как назло будут приходить обиды. И это нормально. В этом случае нужно сказать такие слова: “Я прощаю тебя полностью и отпускаю свою обиду”. И дальше продолжать работать.

Результат будет настолько потрясающим, что любые отношения, которые на данный момент имеются, перейдут на совершенно другой качественный уровень. И как результат, жизнь станет гораздо счастливее и светлее.

Источник: https://vesti.ua/poleznoe/329002-vernut-sebja-kak-vzroslomu-spravitsja-s-detskimi-kompleksami-

Искусство любви: мужские сексуальные комплексы

Эдипов комплекс без комплексов

01.10.2016, 13:05

 (4)
Vida Press

Стиль поведения мужчин в постели иногда вызывает удивление. Причина в том, что сильный пол, как и слабый, подвержен влиянию сексуальных комплексов. Психологические зажимы могут не только препятствовать получению истинного удовольствия от секса, но и представлять опасность для партнера по интимному времяпровождению!

Между нормой и сексуальной патологией — незримая тонкая грань. Как узнать, когда любовное ложе можно сделать пристанью счастья самостоятельно, а когда лучше обратиться за помощью к специалисту? Если описанные ниже сценарии повторяются неоднократно или даже вызывают закономерные опасения, без вмешательства профессионала не обойтись! Проинформирован — значит, вооружен, пишет MyJane.ru.

Комплекс Дон Кихота

Мужчина отождествляет себя со странствующим рыцарем, который бродит по свету в поиске своей возлюбленной. Его избранница идеализируется, наделяется теми чертами характера, которые нравятся мужчине.

Он становится рабом у ее ног, а она — его ангелом и музой, но только до той поры, пока она соответствует его ожиданиям. Как только поведение женщины пойдет вразрез с его представлениями о ней, она может быть наказана.

Жизнь с таким мужчиной — хождение по лезвию ножа, которое может привести к очень печальным обстоятельствам.

Комплекс Дон Жуана

Ему нравится завоевывать женщину, добиваясь расположения к себе и надеясь получить от нее все радости интима. Он действует как циничный пикапер, стремясь сподвигнуть на секс как можно большее число лиц противоположного пола.

Но как только он получает желаемое, его интерес к сексуальному партнеру пропадает, он больше не встретится с ней и не продолжит свои ухаживания. Сексологи утверждают, что подоплекой этого комплекса является неуверенность мужчины в собственной сексуальной состоятельности.

Действуя таким образом, он повышает свою самооценку.

Комплекс Леонта

Название комплекса произошло от имени персонажа Шекспира. Король Леонт — главный герой известного произведения “Зимняя сказка” — безосновательно подозревал свою жену в изменах. Его патологическая ревность поставила под сомнение собственное отцовство.

Мужчина-Леонт испытывает болезненную, часто беспричинную ревность к своей партнерше. Как только она забеременеет, он будет требовать доказательств своей причастности к ребенку, осуществления экспертизы ДНК.

Если супруга ответит отказом, он не станет исполнять естественные родительские обязанности, постоянно изводя жену подозрениями и сомнениями.

Комплекс маленького “достоинства”

Закладывается в детские годы. Мальчик, видя, что его половой орган меньше, чем у братьев, товарищей или отца, замыкается в себе, приобретая стойкое предубеждение, что он не будет счастлив в сексуальной жизни. Из-за боязни насмешек и подколов у него на этой почве могут произойти психические нарушения.

Комплекс Отелло

Назван по имени центрального персонажа пьесы Шекспира. Мужчина испытывает болезненную ревность к своей партнерше, боится потерять ее и испытать насмешки окружающих. На фоне употребления алкоголя этот комплекс только усугубляется, его воображение рисует сцены измены с участием супруги, что становится предельно опасным для ее жизни.

Комплекс Мадонны и Блудницы

Мужчина желает найти в своей избраннице одновременно добродетель и сексуальную развязность.

Его женщина должна быть ему предана и верна, обладать тихим нравом и высокой степенью жертвенности, но в то же время на любовном ложе ее участь — быть доступной, предельно раскрепощенной, готовой ради него на все.

Если такая женщина ему не встречается (что происходит очень часто), для семейного гнезда он выбирает женщину-Мадонну, а вот Блудницу ищет на стороне. Постоянные измены неизбежны.

Эдипов комплекс

В основе названия комплекса — сюжет древнегреческого мифа о царе Эдипе. Не зная этого, главный герой убивает своего отца и женится на матери. В реалиях современности этот комплекс подразумевает бессознательное сексуальное влечение мальчика, юноши, мужчины к своей матери и, как следствие, желание гибели отцу.

Комплекс Мачо

Мужчина строит свое поведение на основе собственных заключений об идеальном представителе сильного пола. Он обладает ярко выраженным мужским типом внешности (для чего занимается спортом, боевыми искусствами), имеет большую физическую силу, напорист и упорен. В его поведении нередко проскальзывают грубость и агрессивность.

Чтобы доказать свою мужскую состоятельность, он пользуется услугами девушек легкого поведения, может быть замешан в гомосексуальных связях в качестве сексуального доминанта. К женщине его отношение двоякое — с одной стороны, она должна быть тихой и покорной, с другой — легкодоступной, владеющей многими сексуальными техниками, чтобы доставлять удовольствие своему партнеру.

В этом смысле комплекс Мачо имеет некоторое сходство с комплексом Мадонны и Блудницы.

Комплекс Тристана и Изольды

Характерен для молодой пары — мужчины и женщины. Нарушив обет добрачных отношений, молодые испытывают чувство вины, неловкость.

Их обуревают противоречивые чувства, с одной стороны — запретный плод сладок, с другой же — чувство беспокойства постоянно держит их в напряжении.

Но когда сексуальные отношения становятся “законными” (после регистрации брака), психологическое напряжение сходит на нет и интим лишается своей привлекательности. Молодые остывают друг к другу, возбуждение исчезает, интерес к любовным отношениям пропадает.

Источник: https://jana.delfi.ee/sex/iskusstvo-lyubvi-muzhskie-seksualnye-kompleksy?id=75779709

Для родителей
Добавить комментарий