Как бороться с детскими страхами: несколько успокоительных стратегий

Детские страшилки: зачем дети пугают друг друга

Как бороться с детскими страхами: несколько успокоительных стратегий

Как ни странно, но с первыми персонажами-злодеями детей знакомим мы, родители.

– Это баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, – говорит Мария Аралова. – Став постарше, дети принимают от нас эстафету, населяя свой мир другими, но все равно такими же ужасными персонажами и происшествиями.

Психологи давно заметили, что в детской страшилке традиции волшебной сказки проецируются на реальные проблемы, с которыми сталкивается ребенок в своей жизни. Не зря ведь главными действующими лицами страшилок становятся обычные дети.

Они сталкиваются с предметом, который по ходу развития сюжета начинает вредить всем и каждому. Сюжет, как и положено в сказке, незамысловат и строится по принципу: предупреждение или запрет – нарушение – наказание тех, кто ослушался.

Есть страшилки и со счастливым концом: вызванная детьми или взрослыми милиция, или любая другая подмога наводит порядок и арестовывает (прогоняет) тех, кто напугал детей. Как правило, современные страшилки – это синтез из услышанного, увиденного и придуманного.

Наряду с крылатым, зубастым невиданным зверем в них могут появляться полицейские, роботы, великаны, привидения. Так что у многих детских страшилок есть вполне «приземленная роль»: показать ребенку, что старших надо слушаться. Обычно ужасы происходят, когда нарушается запрет или не принимается во внимание предупреждение.

Страшилки не сводятся только к сюжету. Не менее важна обстановка, в которой они рассказываются. Как правило, это происходит в темноте, обязательно в более-менее многочисленной компании детей в отсутствие взрослых.

Зачем они нужны? Детские небылицы дают ребенку возможность воспроизвести, а потом успешно пережить страшную ситуацию. Страшилки позволяют также проявить творческую фантазию. Слушая и рассказывая страшилки, ребенок учится контролировать свои эмоции.

Лучшей классификации, чем у молодого стажера Рахманина из книги Эдуарда Успенского «Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы» не придумаешь.

Он разделил детские небылицы на понятные ужасы, ужасы научно-фантастические и самые ужасные ужасы.

Первая группа – это традиционные рассказы, связанные со скелетами, вампирами, Красным печеньем, с котлетами, в которых обнаруживается вдруг человеческий ноготь.

Например: «У одних девочек была мама, а папы не было. И к маме часто приходили гости. Они с мамой веселились всю ночь и уходили. А дети ничего этого не помнили, потому что им вечером мама давала Красное Печенье, и они все забывали. И еще у них было пианино красное.

Однажды они играли на пианино, нажали кнопочку, пианино отъехало, и открылся ход. Дети туда спустились, там был подвал со светом, и там сидели дядьки без голов, и Красное Печенье делали из их мозгов. И тогда все забывалось.

Дети позвали милицию, и она всех арестовала»

Или: «У одной женщины был мальчик. Они пошли в гости к другой тетеньке. А та пригласила делать котлеты ведьм. Ведьмы принесли корзину ногтей и стали делать котлеты. В каждую котлету они клали ноготь. Котлета с синим ногтем досталась мальчику. Когда он ее съел, у него заболел живот. Ему сделали операцию и вытащили синий ноготь. Но мальчик умер».

Современная страшилка: «Маленькая девочка шла по улице и увидела магазин, которого раньше не было. Вывеска гласила, что в нём продаются мобильники с огромной скидкой. Девочка купила себе мобильник.

Пришла с ним в школу, стала слушать все мелодии подряд, а вместо последней мелодии были записаны детские крики «Вытащите нас отсюда». Девочка заявила об этом в милицию.

Когда магазин накрыли, в его подвале обнаружили цех по сборке мобильников, в котором работали безногие дети, а руководила ими злая ведьма».

Научно-фантастические ужасы связаны с Черной смертью из канализации, Фотографией из колодца, Космическими гипнотизирующими глазами, монстром, который представляет собой нечто среднее между человеком и летучей мышью.

Например: «Два путешественника шли через лес. Вдруг они увидели древний замок. Они взломали дверь и вошли. На втором этаже они разошлись по разным коридорам.

Один из них попал в большую комнату с картинами на стенах. Он просмотрел все комнаты. Подойдя к последней, он закричал и умер.

Второй прибежал на помощь, но, взглянув на картину, тоже умер, потому что на картине были нарисованы космические глаза».

Или: «В одной пустыне шла экспедиция. И вдруг на пути – колодец. Одного геолога решили туда опустить. Его долго опускали, вдруг он дико закричал и задёргался. Когда его достали, он был мёртвый и седой. Тогда вместо него опустили фотоаппарат. Фотоаппарат что-то сфотографировал.

Вот стали проявлять пленку. Проявщик как взглянул на неё, так страшно закричал и умер. Его помощник догадался сжечь фотографию, не заглядывая в неё. Он понял, что эта фотография может погубить сотни людей.

Так никто и не узнал, что же было там, в этом пустынном колодце».

Необъяснимые ужасы – это Красная Рука, Черная простыня, Женщина к красным лицом, Зеленые пальцы и т.д.

Например: «Одна семья получила новую квартиру. А там было красное пятно на стене. Его не успели замазать. И вот утром девочка видит, что мама ее умерла. А пятно стало еще ярче.

На другой день ночью девочка спит и чувствует, что ей очень страшно. И вдруг она видит, что из красного пятна высовывается рука и тянется к ней. Девочка испугалась, написала записку и умерла.

Потом пришла милиция и ничего не нашла. Один милиционер выстрелил в красное пятно, и оно пропало. А потом милиционер пришел домой и видит, что у него над кроватью на стене появилось красное пятно. Он ночью спит и чувствует, что кто-то хочет его задушить. Он стал стрелять.

Прибежали соседи. Видят, милиционер лежит задушенный и никакого пятна нет».

Или: «У маленькой девочки была черная кукла и черные кубики. Она любила с ними играть. Однажды она услышала по радио:

– Девочка, не играй с черной куклой, а то придет Черный тюльпан и съест тебя.

Не послушалась девочка и стала играть с черной куклой дальше. А по радио снова передают:

– Девочка, не играй с черными кубиками, а то придет Черный тюльпан и съест тебя.

Опять не послушалась девочка и продолжала играть с кубиками. По радио снова говорят:

– Девочка, берегись, Черный тюльпан нашел твой город, он ищет твою улицу…

– Девочка, Черный тюльпан нашел твою улицу, он ищет твой дом…

– Черный тюльпан нашел твой дом, он ищет твой этаж…

– Черный тюльпан нашел твой этаж, он ищет твою квартиру…

– Черный тюльпан нашел твою квартиру! Он хочет войти в нее!

Девочка подбежала к двери и увидела в глазке Черного тюльпана. Она испугалась, выбежала на балкон и прыгнула вниз…»

Рассказывать друг другу небылицы дети начинают в 4-5 лет.

– Некоторым малышам нравится придумывать разные истории и делиться ими с окружающими, проверяя их реакцию, – продолжает наш эксперт. – Первыми слушателями становятся родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Если реакция будет ожидаемой: «Очень интересно.

А что было дальше? Ой, я боюсь!», ребенок убеждается, что его рассказ вызвал определенные эмоции, пока ему еще не важно, какие именно, и начинает развивать свои фантазии.

Опробовав очередную детскую страшилку на родственниках, карапуз рассказывает свои страшные истории друзьям в группе детского сада или на игровой площадке.

Многие дети, как мы уже говорили, таким образом борются со своими страхами. Например, их могут пугать очертания предметов в сумерках или ночью. Так, ребенок придумает монстра, который живет под кроватью или вспомнит историю про черную руку, зеленые пальцы.

Он будет каждый день рассказывать об их проделках, пока не поймет, что уже ничего не боится. Некоторые дети придумывают и рассказывают подобные страшилки, чтобы завоевать популярность среди своих друзей.

В этом случае срабатывает принцип: чья страшилка ужаснее, тот круче.

Рассказывая друг другу популярные страшные истории, развивая их и придумывая новое продолжение, дети проверяют друг друга на смелость, иногда, замечая, что один из них боится, начинают специально его пугать и так самоутверждаются в коллективе. Бывает, игры в «ужастики» настолько захватывают веселую компанию, что каждую свободную минуту дети собираются, чтобы рассказать друг другу новые подробности пугающих историй.

Реакция ребенка на детские страшилки. Дети воспринимают страшилки по-разному. Кто-то может закрыть глаза, кто-то – уши, кто-то же, наоборот, постарается дополнить детские небылицы еще более ужасающими деталями. Если вы видите, что ребенок боится, надо помочь ему справиться со страхом.

Как помочь ребенку преодолеть страх?

– Если ребенок рассказал страшилку, услышанную от других детей, внимательно его выслушайте и оцените, насколько задела его пугающая информация. Если ясно, что малыш действительно испугался, помогите ему проработать этот страх, – советует Мария Аралова.

– Нарисуйте персонажей страшилки, скажите о том, что их можно победить и попросите ребенка придумать, как это сделать. Сочините вместе с ребенком страшилку (или несколько страшилок), которыми он сможет поделиться со своими друзьями.

Научите его придумывать смешной конец страшной истории.

Вот примеры таких «перевертышей»: «Черный-черный гроб едет по черному-черному лесу и в нем сидит черный-пречерный человек и думает, где бы остановиться и… попИсать».

«Одна семья переехала в новую квартиру. На полу был вбит гвоздь, и им сказали этот гвоздь ни в коем случае не трогать.

Вечером родители ушли, а дети взяли клещи и вытащили гвоздь. Раздался шум, гром, погас свет. По лестнице загремели шаги, в дверь постучали, и вошла женщина – вся в крови. И сказала: «Дети… что вы сделали… на меня люстра упала!»

Пофантазируйте с ребенком, как можно задобрить злодея. Скажем, подарить ему что-то полезное, смешное, красивое. Может, тогда злодей исправится? Порассуждайте с малышом на эту тему, спросите у него, почему этот предмет мог выйти из подчинения, стал приносить зло. Рассказывайте страшные истории с хорошим концом при свечах, подбадривайте малыша, если он боится.

Сейчас некоторые психологи и детские писатели сочиняют так называемые терапевтические страшилки. Почитайте их вместе с малышом и обсудите, нарисуйте героев. Напишите семейную книгу веселых страшилок.

Как пример можно использовать книгу Г. М. Науменко «В черном-черном лесу» или уже упоминавшуюся повесть Эдуарда Успенского. Кстати, у Успенского выясняется, что все ужасы происходили только потому, что люди боялись.

Вывод напрашивается сам собой.

Напоследок еще совет от нашего эксперта:

– Чтобы научить малыша преодолевать вымышленные страхи, нужно объяснять ему разницу между реальной и вымышленной ситуацией, всегда поддерживать в нем уверенность, что он обязательно справится со страхом. Ребенку приятно будет узнать, что он не одинок и вы в своей жизни тоже испытывали подобные чувства.

Страх темноты: как помочь ребенку с ним справиться
На страх темноты жалуются родителям многие дети.

Чаще всего страхи такого рода – темноты и одиночества – проявляются в возрасте около 2–3 лет, иногда немного позже.

Ребенок не хочет, чтобы вы выключали свет, просит оставить открытой дверь его комнаты, бегает к вам по ночам, а то и вовсе отказывается спать в своей кроватке. Что же с ним происходит? Читать далее

Детские дразнилки и обзывалки: что они дают нашим детям
Думаете, дети учатся ругаться только у взрослых? Нет, у них и самих кое-что в запасе имеется. Дразниться, обзываться, уязвлять другого обидными словами – всему этому малыши набираются уже в детском саду от своих же сверстников. Читать далее

Как бороться с детскими страхами: несколько успокоительных стратегий
Ночные кошмары снятся в любом возрасте.

Но если взрослые могут усилием воли проснуться, облегченно вздохнуть и быстро позабыть дурной сон, то детям сложнее.

Вместе с педагогом-психологом Татьяной Шишовой мы предлагаем вашему вниманию несколько «успокоительных стратегий», которые помогут мамам и папам бороться с детскими страхами – реальными и выдуманными. Читать далее

Источник: http://www.parents.ru/article/detskie-strashilki-zachem-deti-pugayut-drug-druga/

0509470193 Детский и семейный психолог Татьяна Катаева

Как бороться с детскими страхами: несколько успокоительных стратегий

РАБОТА СО СТРАХАМИ
#страхи Предложение № 1. Изучите карту своего страха Нарисуйте телесную карту своего страха.

Как и где страх ощущается? Стеснение дыхания, …

сердцебиение, побледнение, покраснение, пот, дрожь, головокружение, напряжение и скованность в определенных группах мышц, например лица или брюшного пресса, закладывание ушей? Какие признаки самые постоянные? Какие возникают раньше, какие уходят позже? В каких случаях? Предложение № 2.

Не бойтесь бояться Есть люди, у которых характер от рождения фундаментально тревожен, страх – первооснова мировосприятия, они боятся всего заранее. Это вовсе не значит, что такие люди трусливы, нет, они могут быть и героями. Просто для них первейший вопрос к жизни – «ну, что плохого?» и стакан всегда полупуст. Вы имеете право бояться. Страх свойственен живым, страх обычен.

Ваш страх – не важно, насколько он адекватен действительности, – оправдан уже тем, что он часть вашей жизни, ваша часть – как рука, как нога. Но все таки он только часть – и вы сможете, если только захотите, управлять страхом, как рукой или ногой. Вы сможете работать со своим страхом, к нему приближаться, рассматривать, можете вести с ним разговор, сможете его понять.

Вы думаете, что боитесь (ответить, выступить, спросить, поехать, дать сдачи, потерпеть боль…). Но больше всего на свете боимся мы своего страха. Разрешите себе тревожиться и опасаться, не бойтесь бояться и не считайте стыдным показать это другим, будь то родитель, учитель, друг, жена, муж: да, я боюсь, но я не боюсь этого показать.

Это уже шаг к победе, и самый трудный! Ведь любой страх – величина переменная. Любой страх может занимать в человеке больше места, а может – меньше. И вы можете сказать себе: страх – часть меня, и в каких то пределах я могу его увеличивать и уменьшать, разжимать и сжимать – как кулак, как грудную клетку. Пока еще страх мной владеет, но придет время, и я овладею им. Предложение № 3.

Уверенность: вспомните себя У каждого, даже самого робкого человека, всегда есть Поле Уверенности – то пространство, обстоятельства и условия, дело, человек – с кем, где и когда все получается, все легко и ничто не страшно. И всегда есть у каждого хотя бы маленький положительный опыт работы со своим страхом – опыт его укрощения, приручения.

Вспомните и оживите свой личный опыт приручения страха. Вспомните и въезжайте в зону страха с Поля Уверенности! Нужный настрой прихватите с собой. Предложение № 4. Метод Колобка Что у вас получается легко, непринужденно, уверенно? Плавать? Забивать гвозди? Вспомните и представьте это хорошо, ярко, образно. Изобразите, будто делаете это, или просто – сделайте.

Делайте то, что у вас получается уверенно, прямо перед тем, что пока еще тормозится. Въезжайте с Поля Уверенности в «зону страха», перенося настрой из одной ситуации в другую – как Колобок. Предложение № 5. Ошибайтесь Самый ужасный тормоз развития – боязнь ошибок. Это, в сущности, то же самое, что и страх перед плохими оценками. Во всем – в работе, общении, учебе, любви – необходимы ошибки.

Поток ошибок и есть нормальная жизнь, в которой одни ошибки более или менее уравновешиваются другими. Главное, чтобы они были разнообразными. Первая ошибка – не ошибка, вторая ошибка – ошибка, третья ошибка – диагноз, если она одна и та же. Предложение № 6. Идите навстречу своему страху Делайте то, чего боитесь (позволяя себе бояться!). Боитесь прыгать в воду? Прыгайте.

Сначала с самой маленькой высоты, на которой появляется страх. Прыгайте, пока страх не начнет уменьшаться, а когда начнет – начните увеличивать высоту. Так вы сузите границы своего страха и расширите границы свободы. Боитесь выступать? Выступайте при каждом удобном случае. Боитесь экзаменов? Поищите ситуации, где нужно сдавать экзамены.

Попытайтесь, например, десять раз пройти собеседование на новую работу. Каждый экзамен считайте репетицией для следующих экзаменов – это ведь правда, если подумать. Взяв за правило обязательно делать то, что боитесь, делайте это разнообразно, множество раз. Дерзайте! Предложение № 7. Самооценка – вид самообслуживания Уверенность должна быть беспричинной.

Она сама создаст себе причину и привлечет случай. Не ставьте себе никаких оценок. В работе оценивайте не себя, а результат действия. Жить в обществе и быть внутренне свободным от него можно и нужно, если только вы хотите остаться психологически живы. Уж во всяком случае, стоит стремиться к этому. Я вне оценок – так и настраивайте себя изо дня в день. Предложение № 8.

Учитесь не нравиться Настраивайте себя на спокойное отношение к той вероятности, что вы можете кому то не нравиться по тем или иным причинам. Никто не обязан никому нравиться! Есть же ведь люди, не нравящиеся вам, и они, невзирая на это, спокойно живут на свете. И вы живите и будьте себе благодарны. Вы не червонец, чтобы всем нравиться. Предложение № 9.

Живите в образах Чередуйте два ролевых настроя – два освобождающих внутренних образа. Первый – Наивный Ребенок (ему можно дать любое имя, какое понравится: хотя бы Вовочка-из анекдота) – имеет право быть глупым и непоследовательным, открыто бояться чего угодно – и ничего не бояться, поскольку ничего не понимает. Другой образ – Понимающий Старший Друг. Предложение № 10.

Всякое общение – обучение Ко всякому общению относитесь как к тренировке еще предстоящего диалога, как к репетиции, результат которого в любом случае ценен. А какое отношение ко всему этому – самое лучшее? Очень внимательное, но не слишком серьезное. Предложение № 11.

Рискуйте Без риска жизни не бывает: она каждую минуту полна неосознанных рисков, и их столько, что просто невероятно, что она еще продолжается. Риск приходится допускать, и его следует культивировать. Рискуйте осознанно, преднамеренно: парашют, верховая езда, бокс, походы или хотя бы велосипед… Для кого то и общение – риск, значит им необходимо общаться.

Расширяйте области своих рисков: это означает развитие, это означает – успех. Предложение № 12. Чтобы успокоиться, потрудись расстроиться Что нужно сделать, чтобы приблизить успокоение? Правильно, напрячься, и посильнее – выразить напряжение, вытолкнуть его вон. Подражать всем телом как маленькие дети. Подражите на всю катушку, потанцуйте до упаду и покричите, если хочется.

И побейте изо всех сил кого то воображаемого, можно – себя. Или примите положение эмбриона, или «свернувшегося ежа» – и сжимайте, напрягайте все, что только можно напрячь. Так получится продержаться минуту другую, не дольше – потом захочется расслабиться, и это будет приятно. Расслабьтесь, напрягитесь опять, повторите это чередование раз пять семь. Предложение № 13.

Покой Попробуйте сбросить зажимы в удобном для вас положении – освободиться через покой. Вот что можно сделать: Лягте или сядьте: Уже хорошо. Освобождение уже происходит… Теперь можно дать себе время. Выждите несколько минут, чтобы прочувствовать свои зажимы. Конечно, они есть – куда же денутся. Пускай пока поживут, побродят.

Теперь – дышите свободно, представляйте себе приятные вещи, внушайте себе чувство тепла, послушайте тиканье часов или приятную музыку. А теперь надо поговорить со своим телом. Замечайте зажатые области (большой палец левой ноги, шея, руки, переносица…). Иногда достаточно бывает заметить зажим, скользнуть по нему вниманием, чтобы он пропал. Время от времени повторяйте поиск.

Можно легко и медленно помассировать зажим, размять, погладить, но главное – предоставить мозгу и мышцам самим расслабить себя. Предложение № 14. Разжимашки Разжимы желательно делать, когда страх сильно сковывает и зажимает тело. Сильно сжать и разжать кулаки, повторить несколько раз: сжать до дрожи в руках, разжать, как бы сбрасывая с себя что-то.

Можно зажимать-разжимать ручки кресла, напрягать все тело и потом сбрасывать напряжение, расслабляя руки и наклоняясь вперед. Можно сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук, а желательно и ног. Сделать несколько последовательных сжатий разжатий. Предложение № 15.

Разогнуть тело Лежа, сидя или стоя, можно и на ходу, а лучше всего в теплой просторной ванне, на глубоком вдохе разжать, распрямить и разогнуть, насколько удастся, все, что возможно: спину, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног… Оставаясь в этом положении, задержать вдох, с выдохом отпустить тело. Повторить, сколько потребуется. Предложение № 16. Активные движения Дикий пляс.

Импровизированный танец, с любой музыкой или без музыки – прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха мгновенно его отпугивает, и надолго, а никому другому ничего плохого не делает. Топотун. То же, с акцентом на топоте, можно в виде степа или чечетки. Чудное средство от страхов, навязчивых мыслей.

Вы замечали – когда дети сильно злятся, они топают ногами и кричат? Все это подходит для работы со страхами. Центрифуга. Круговые движения на одном месте. Шикарно снимает страх и доставляет большой кайф. Особенно помогает, когда чувствуются зажимы лицевых мышц, растерянность, невладение мимикой. Когда трудно смотреть людям в глаза, тяжело улыбаться. Оскал.

Сильный, предельный оскал, во всю пасть, не оставляет места ощущению страха – попробуйте! Смотрится страшновато, зато впечатляюще, а в сочетании с рыком вообще сногсшибательно. Между прочим, после этой «улыбки джунглей», выполненной двенадцать раз подряд, уже очень легко, сама по себе, удается «улыбка Будды» и соответствующее состояние… Вытаращить глаза.

Контраст между сильным, резким зажмуриванием глаз и таким же решительным вытаращиванием хорошо тонизирует и умиротворяет. Это хорошо действует при состоянии неуверенности, при всевозможных тревогах и страхах. Предложение № 17. Свобода дыхания – вход в уверенность Освобождая дыхание, освобождаем себя.

Сделайте сперва самый обычный вздох облегчения – позвольте себе его, пусть он произойдет сам – как получится, без особых стараний. Теперь выдержите естественную паузу между выдохом и следующим вдохом, до тех пор, пока снова не захочется вздохнуть. Еще раз вздохните – с тем же облегченнием. Дышите свободно в обычном для вас ритме, не углубляя дыхания и не сдерживая – ничего искусственного.

Дышите свободно… Через некоторое время дыхание само собой несколько замедлится и углубится, станет ровнее. Вскоре сами начнут расслабляться и мышцы тела, именно те, которые в этом нуждаются. Возможно, возникнет легкое ощущение тепла, связанное с расслаблением сосудов. Сердце входит в спокойный ритм. Покой, ясное мышление. Свободное дыхание может помочь сразу стать увереннее, спокойнее, собраннее. Всегда, в любой обстановке, при любых обстоятельствах и любом деле вы можете дышать так, как хотите. Предложение № 18. Находите в каждом Ребенка В любом общении всегда помните: Внутренний Ребенок живет в каждом. Под любым видом всегда обращайтесь к Внутреннему Ребенку своего собеседника, пусть даже ваш собеседник намного старше, сильнее, умнее, пусть вы в данный момент от него зависите (допустим, это экзаменатор или начальник). Любой собеседник может быть в чем то зависим и от вас – даже всего лишь настроением в этот миг. Каждым человеком можно психологически управлять, если найти доступ к его Внутреннему Ребенку. Помните, что точно таким образом и другие осознанно или неосознанно пытаются управлять вами, и в этом суть всех на свете реклам и психологических поединков.

Растите в себе Взрослого, всегда помня, что для свободного зрелого человека значимость любого общения уравновешена с собственной значимостью. Это и есть достоинство. При таком настрое внутренняя зависимость от других уменьшается, становится управляемой. Страхи и комплексы устраняются. Успех обеспечен.

Источник: https://sr-rs.facebook.com/pages/category/Education/KataevaK.Tatyna/posts/

Как подготовить ребенка к походу в поликлинику

Как бороться с детскими страхами: несколько успокоительных стратегий

Дети до 1,5 года редко осознанно боятся похода к доктору – просто потому, что еще не совсем понимают, что это такое. Однако они остро реагируют на малейший физический дискомфорт – это может быть холод, незнакомая обстановка и запах поликлиники, громкий голос врача, боль. Поэтому ваша задача – оградить малыша от этих «вредных» раздражителей. Что для этого нужно сделать?

  1. Сохраняйте спокойствие. Малыши отлично чувствуют душевное состояние мамы, и любая тревога им тут же передается. Не теряйте самообладания, а если уж очень волнуетесь, передайте малыша на время бабушке или папе.
  2. Планируйте время визита: оно не должно противоречить привычному режиму дня. Ребенок, который хочет спать или есть, явно не будет в восторге от медицинского осмотра.
  3. Экономьте силы. Не старайтесь пробежаться по всем специалистам за один день. Кажется, что это удобно, но на деле маленькие дети сильно устают и в следующий раз вряд ли захотят идти к докторам снова. Оптимально за один раз посетить 1–3 врачей.
  4. Одевайтесь практично и функционально. Должно быть удобно и вам (быстро одеть, раздеть, переодеть в случае необходимости), и малышу (ничего не должно давить, колоться, сползать).
  5. Дайте крохе привыкнуть к обстановке. Для этого придите в поликлинику заранее, погуляйте по помещению, постарайтесь найти что-нибудь интересное (цветок в горшке, картину на стене, игрушку и т. д).

Зайдя в кабинет, не спешите сразу «отдаваться» в руки врача. Осмотритесь в кабинете и познакомьте ребенка с доктором («Смотри, это тетя Елена! Она добрая. Ты ей очень понравился!»).

Держите ребенка на руках или за ручки, поглаживайте голову – тактильный контакт очень важен для маленьких! Если во время какой-либо процедуры вы поняли, что чадо вот-вот заплачет, постарайтесь отвлечь его, например, погремушкой, яркой игрушкой или просто воскликнуть: «Ой, какая машина едет / птичка летит на улице!» Когда осмотр закончится, дайте ребенку посмотреть и потрогать игрушки, которые есть в кабинете, обнимите малыша, скажите что-то ободряющее – важно, чтобы кроха вновь почувствовал себя в безопасности.

Если у ребенка уже сформировался стойкий страх перед врачами, выходом будет вызывать специалистов на дом. Нелишним при этом будет попросить доктора не надевать белый халат и перед началом осмотра просто посидеть в комнате с вами и ребенком, а может быть, даже поиграть с ним в несложную и быструю игру.

Детям постарше можно (и нужно!) объяснять, кто такие врачи и зачем они нужны. Если у ребенка сформируется позитивный настрой и отношение к доктору не как к монстру, а как к помощнику, бояться поликлиник он не будет.

Попробуйте следовать нашим советам:

  • Если в семье кто-то болеет, акцентируйте внимание чада на положительной роли врача в этой ситуации. Например, если у папы очень болит живот (голова, спина), он не может пойти гулять. Но потом папа идет в поликлинику, где врач лечит его, и вот папа снова здоров и весел.
  • Играйте в «доктора»! Для начала возьмите игрушку и «полечите» ее так же, как это делает настоящий доктор: пощупайте кукле животик, загляните в глазки, посмотрите горлышко. Используйте «реквизит» из игрушечных наборов; можете также переодеться в белые халаты (при условии, что ребенок их не боится). Деткам постарше можно доверить настоящие неопасные медицинские инструменты – шпатели, бинты, шприцы (без иголок!), пластыри и т.д. Через некоторое время предложите малышу полечить вас, а потом попробуйте поменяться ролями: теперь вы – добрый доктор, а ваше чадо – пациент.
  • Покажите, как весело и приятно быть здоровым: когда не болит горло – можно есть мороженое, в порядке руки и ноги – можно кататься с горки и забираться на самую высокую лестницу и т.д. Читайте книги, смотрите мультфильмы о том, как важно вовремя лечить болезни!

Мнение о состоянии современной медицины вы можете иметь самое разное, но озвучивать его при ребенке все же не стоит. Если малыш постоянно слышит разговоры взрослых в духе «да что эти врачи понимают!», вполне вероятно, что он усвоит эти установки и в дальнейшем будет крайне негативно относиться к докторам.

Как и в ситуации с малышами, деток постарше тоже нужно познакомить с врачом, не создавать лишней суеты при посещении поликлиники, с умом планировать время визита. Лучше вообще избегать элемента неожиданности в этом вопросе. Заранее спокойно, как будто между прочим, сообщайте малышу, что скоро собираетесь посетить доктора.

К сожалению, иногда бывают ситуации, когда медицинская помощь нужна срочно и времени на подготовку уже нет. Что же делать? Рассказать ребенку, что с ним будет происходить. Делать это нужно максимально подробно, не упуская никаких деталей. Например: «Завтра мы проснемся, позавтракаем, оденемся и поедем в поликлинику.

Мы сядем на трамвай и проедем три остановки.

В поликлинике мы снимем куртки, подойдем к окошку, где тетя даст нам нашу карточку, – это для того, чтобы доктора знали, кто ты, как тебя зовут и где родился…» Далее опишите весь процесс визита к врачу от поиска кабинета до возвращения домой, где малыша обязательно ждет что-нибудь приятное (долгожданный мультфильм, новая игрушка, сладости и т.д.).

Походы в поликлинику все семьей создают излишнюю суету, из-за которой кроха может перевозбудиться. Лучше ограничиться одним хорошо знакомым малышу спутником.

Возьмите на заметку еще несколько полезных рекомендаций:

  1. Если позволяет время (например, к врачу нужно идти завтра), лучше не только проговорить, но и проиграть предстоящий визит. Сделайте понарошку дома с малышом или его любимой игрушкой все то же самое, что будет делать доктор;
  2. Не обманывайте малыша. Часто от родителей можно услышать, что «тетя на тебя только посмотрит» и «больно не будет». На деле, скорее всего, все окажется не так. В итоге ребенок будет плакать не только от боли, а еще и от того, что любимая мама его «подставила». Если же подобное будет происходить регулярно, в дальнейшем на ребенка не будут действовать никакие ваши уговоры;
  3. Не запугивайте врачами, больницами и всем, что связано с лечением. Фразы вроде «сдам тебя доктору» или «придет злая тетя и сделает тебе во-о-т такой укол», может, и помогают в установлении дисциплины, но также стимулируют страх перед реальными медицинскими процедурами;
  4. Постарайтесь чем-нибудь занять малыша, если вам приходится сидеть в очереди. Лучше, если это будет что-то спокойное, но увлекательное: новая книжка, раскраска, головоломка. Непродолжительное время можно использовать телефон или планшет, но помните, что не все учреждения разрешают смотреть мультики или играть в игры со звуком;
  5. Пообещайте ребенку что-нибудь приятное в конце. Лучше, если это будет сразу после окончания приема – можно захватить с собой небольшую игрушку и презентовать ее малышу (а можно договориться с доктором, чтобы это сделал он) или сразу из поликлиники отправиться в кафе или кино. Но будьте тверды в своей позиции. Договорились смотреть мультик, если малыш будет выполнять все, что говорит врач, а он все время прятался в углу или наоборот, носился по коридорам? Увы, мультфильм придется отложить. И наоборот: если ребенок стоически перенес все трудности, обязательно сразу же выполняйте обещанное! Не стоит «покупать» ребенка. Поощрение в конце – это хорошо, но все же необходимо каждый раз повторять, что поликлиники и врачи нужны нам для здоровья и обойтись без них никак нельзя.

Заключительный аккорд

Придя домой, поговорите с ребенком о том, что он чувствовал: было ли ему страшно, больно, неприятно? Еще раз объясните, зачем врач сделал те вещи, которые вызвали дискомфорт.

Детям помладше можно предложить нарисовать, как они ходили к доктору (совсем маленьким – нарисовать доктора).

После этого скажите, что все больное и страшное позади, а для наглядности можете сложить из рисунка самолетик и вместе выпустить в окно.

При мысли о детских произведениях про врачей на ум сразу приходит старый добрый доктор Айболит. Однако кроме него есть множество не менее интересных и полезных книжек и мультиков. Перед вами некоторые из них, одобренные педагогами, детскими врачами, родителями и самое главное – детьми.

Книги

«У детского врача» (серия «Я открываю мир»), «Аркебус»

Подробно, но понятно рассказывается (и показывается) все, что ждет малыша в поликлинике: что делает врач, зачем нужны различные приборы, как «фотографируют» рентгеном и многое другое.

Рей Маргарет, Рей Ханс Аугусто «Любопытный Джордж попадает в больницу», «Розовый жираф»

Любопытная обезьянка по имени Джордж случайно проглатывает деталь от головоломки и попадает в больницу. Сначала ей становится страшно, но потом она не только выздоравливает при помощи внимательных докторов, но и находит новых друзей!

Андрей Усачев «Малуся и рогопед», «РОСМЭН»

Книга с увлекательными историями будет полезна детям, которым предстоят занятия (или которые уже занимаются) с логопедом, психологом, нейропсихологом.

Мультфильмы

«Про бегемота, который боялся прививок», «Союзмультфильм»

Название говорит само за себя – мультфильм помогает увидеть, что же будет, если не ходить к докторам вовсе. К счастью, у бегемота все закончилось хорошо!

«Академик Иванов», «Союзмультфильм»

Бесстрашный академик не боится ничего на свете – кроме врачей. Но, однажды заболев, он понимает, что лечение – это не обязательно мучение!

«Доктор Плюшева», Brown Bag Films

Мультсериал о девочке Дотти, которая очень хочет стать врачом, а пока лечит свои игрушки и заодно рассказывает о гигиене, правильном питании и здоровье.

Источник: http://www.parents.ru/article/kak-podgotovit-rebenka-kpoxodu-vpolikliniku/

Как успокоить подростка перед сдачей ЕГЭ

Как бороться с детскими страхами: несколько успокоительных стратегий

“Весна, пора любви” у выпускников школ и лицеев ассоциируется с менее приятными, но очень важными заботами. Уже десять лет подряд Последний звонок для учащихся 11-х классов означает одно: впереди сдача Единых государственных экзаменов (ЕГЭ), которые у большинства подростков связаны с нервным напряжением. Рассказываем, как помочь школьникам пережить стресс “выпускных”.

Портал мэра и правительства Москвы

Вот уже 10 лет как ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников 11-х классов школ и лицеев в России. И в 2019 году в основной период на свой первый экзамен по географии или литературе ученики отправятся 27 июня. ЕГЭ-2019 закончится 1 июля, участвовать в основном периоде сдачи госэкзамена будут 750 тысяч выпускников в 5,5 тысячи пунктах сдачи по всей России, 352 из которых организуют на дому.

“Очень важный шаг”

Для большинства выпускников период сдачи ЕГЭ напрямую связан со стрессом. О важности госэкзаменов постоянно напоминают учителя, дома им вторят родители выпускников – атмосфера напряженная.

К тому же, сами ученики осознают: если по результатам ЕГЭ баллов не хватит для поступления в вуз, вторую попытку придется ждать целый год.

А мальчиков, которые достигли совершеннолетия и никуда не поступили, ожидает армия.

Кроме того, накануне экзаменов нагрузки на выпускников увеличиваются в разы: подростки стараются что-то доучить, повторить, наверстать упущенное, что в большинстве случаев не способствует покою, а, наоборот, нервирует еще больше.

“Есть еще один фактор: ускоряющиеся темпы жизни повышают эмоциональную восприимчивость подростков, – рассказал Москве 24 психолог Павел Жавнеров.

– Жизнь идет очень стремительно, поэтому у них больше эмоциональных потрясений на единицу времени, чем было раньше у подростков”.

Такая ситуация увеличивает нагрузку на нервную систему еще детей, которым предстоит по всеобщим заверениям “сделать очень важный шаг”.

А в некоторых случаях напряжение может переходить в панику. “Причиной является страх”, – пояснил Жавнеров и добавил, что боятся дети по сути не самого госэкзамена, а его последствий.

Страх возникает тогда, когда человек убежден в опасности предстоящего. Если ребенок считает, что если он не сдаст ЕГЭ, то произойдет что-то ужасное и непоправимое, то он и будет очень переживать за это.

“Чаще всего школьные неврозы связаны именно с сильным напряжением и страхом гнева родителей”, – добавила в беседе с Москвой 24 детский психолог Светлана Клюева.

Как следствие – неспокойное состояние ребенка может влиять и на его производительность, и на память, и даже на здоровье.

Портал мэра и правительства Москвы

Валерьяночки в дорогу?

Нервы перед экзаменами – ситуация распространенная. Поэтому некоторые родители перед тем, как отправить ребенка на “большое дело”, дают ему успокоительные, чего медики делать настоятельно не рекомендуют.

“Принимать лекарства, даже такие вроде бы безобидные, как валерьянка, без советов врача не стоит не только перед экзаменом, но и в других ситуациях.

Вы не знаете, как этот препарат подействует на ваш организм”, – заявил заведующий отделением психотерапевтической помощи и социальной реабилитации Клинической психиатрической больницы имени Алексеева столичного департамента здравоохранения Никита Чернов.

В худшем случае – ребенок может в прямом смысле заболеть физически. “Аллергическая реакция на такие препараты у детей встречается очень часто”, – рассказала Москве 24 врач-терапевт Ирина Ярцева и добавила, что “в основном все эти травяные настойки – спиртосодержащие, их нельзя давать детям – тем более перед экзаменами”.

Кроме того, врач отметила, что чаще всего пользы от успокоительных лекарств в таких случаях мало.

Если говорить про таблетки, то их эффективность всегда носит накопительный характер. В один день они не дадут желаемого результата, то есть успокоения, а значит – и смысла давать их нет.

Ирина Ярцева

врач-терапевт

Говоря о более серьезных препаратах, эксперт отметила, что давать их здоровым детям не рекомендуется в принципе. Тем более что получить их без рецепта не получится. “И как раз от них ребенок действительно становится сонливым и заторможенным и не может нормально работать”, – добавила собеседница Москвы 24.

Если родители все же уверены, что их ребенку нужна медикаментозная помощь, эксперты советуют перед приемом даже самых безобидных настоек посоветоваться со специалистами.

Портал мэра и правительства Москвы

Долгосрочная подготовка

Стоит отметить, что к ЕГЭ выпускники и их родители готовятся не один день. Делают выбор в пользу определенного набора дисциплин, нанимают репетиторов, записываются на курсы дополнительного образования. Но психологи советуют не забывать и о моральной подготовке. В ней также должны принимать активное участие как школьники, так и взрослые.

Спокойная мама – спокойный ребенок

“В первую очередь родители должны начать с себя, – уверен психолог Жавнеров. – Только своим примером они смогут показать правильное отношение к миру, правильное мировоззрение”. Если ребенок видит, что его отец и мать серьезно, но спокойно смотрят на перспективу сдачи экзамена, – он сам никогда не будет делать из мухи слона.

Это всего лишь малая часть жизни

Родителям также стоит донести до школьника, что бояться госэкзаменов не следует. “Они должны объяснить: даже если ребенок не сдаст на те баллы, на которые рассчитывает, это не значит, что жизнь закончится”, – отметила Клюева.

Поэтому взрослые должны также убедить ребенка, что в случае неудовлетворительных результатов они в нем не разочаруются и не перестанут его любить.

Здоровый режим

Эксперты также отмечают, что на эмоциональное состояние подростка не в последнюю очередь влияет его физическое здоровье. “Ребенок должен четко соблюдать режим сна, а также сбалансированно питаться – всегда, особенно – перед экзаменами”, – советует Клюева.

Портал мэра и правительства Москвы

Никакой зубрежки в последний момент

Большинство учеников в последние дни, минуты и секунды пытаются сидеть над учебниками и конспектами. “Начать отдыхать от зубрежки нужно как минимум за сутки”, – советует Клюева.

Она отметила, что информация, полученная в панике, просто не усваивается.

“Здесь также важна работа родителей: поговорите с ребенком не о том, что еще он успеет выучить за оставшиеся часы, а о том, как он может использовать те знания, которые у него уже есть”, – добавила собеседница портала.

Выстроить стратегию на будущее

Для большего успокоения психолог также посоветовал работать стратегически. Родителям и выпускникам необходимо всем вместе расписать всевозможные варианты исхода – от худшего, когда экзамены могут быть провалены, до лучшего – когда ребенок сдает их на максимальные баллы. Для каждой ситуации нужно совместно проработать и пути решения проблем, если таковые будут.

Методы экстренного “успокоения”

Несмотря на всю подготовку, и моральную, и образовательную, задания на экзамене могут застать ребенка врасплох. Но попытка у него одна, и на нее дается всего несколько часов – паниковать некогда. Прийти в себя уже во время экзамена могут помочь несколько методов.

  • Заняться дыхательной гимнастикой
  • Сменить положение тела за столом или пройтись – в туалет или выпить воды
  • Ответить на те вопросы, которые точно не представляют сложности, – потом это придаст уверенности для решения остальных задач

В случае большого нервного напряжения во время ЕГЭ, несколько этих методик могут помочь справиться с паникой. Однако эксперты советуют все-таки сделать упор на долговременную подготовку. “Правильное дыхание, конечно, может помочь. Однако во время стресса мало кто думает о том, что с напряжением надо бороться”, – заявила Клюева и добавила, что такие методики также требуют тренировок и постоянной практики – чтобы обращение к ним довести до автоматизма.

Поэтому самое главное – помочь ребенку заранее побороть страх перед “ужасным” ЕГЭ. Эксперты отмечают, что школьник должен всегда понимать – вне зависимости от результатов родители все равно всегда будут его любить и жизнь не определяется только баллами по ЕГЭ.

Источник: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/24052019/155597

Для родителей
Добавить комментарий