Как дети познают этот мир?

Почему нельзя любить ребенка?

Как дети познают этот мир?

Почему-то в нашем обществе принято считать ребёнка чем-то благим, ценным и очень важным. Множество семейств организовываются вокруг этого ядра, подстраивая, переделывая, ломая свою жизнь под ребенка, и никак не наоборот.

Уже с этого момента начинают формироваться оковы, которые найдут свое отображение, когда ребёнок вырастет, и то вырастет совсем не таким, каким его старательно «лепили» все, кто только мог: бабушки, мамы, папы, тёти и многие другие.

В ребёнке действительно скрыт потенциал человека, личности, однако из этого вовсе не следует, что из него в будущем действительно получится человек. Как недостаточно иметь глаза, чтобы видеть, и руки, чтобы творить, так же недостаточно содержать в себе этот потенциал, чтобы стать человеком.

Нужны особые общественные условия, которые позволят ребенку увидеть мир человеческим взглядом, превратить свои конечности в деятельное начало, развиться из зародыша в полноценную личность.

Однако любовь родителей разрушает возможность этой метаморфозы на корню, превращая ребенка в специфический вид собственности. По своей сути это любимый раб, о жизни которого родители очень беспокоятся, при этом продолжая держать его в неволе, формируя в нем лишь примитивные потребности, как, например, есть, спать, быть конкурентоспособной личностью…

Так много любви, которая буквально душит ребёнка. А может, хватит уже любить детей? Может, пора с ними уже как-то по-человечески?

Большинство детей совершенно оторваны от реальной жизни, они никак не приобщены к общественному делу, к естественной среде.

Они живут в суррогатном, отчужденном мире, которой им с такой любовью создают родители – мире без забот, без проблем, без противоречий.

Детей учат разукрашивать мир в бело-черные цвета, говоря только о том, что хорошо, а что плохо, вырывая ситуацию из контекста, абсолютизируя.

В 1956 году француженка Марсель Же Бер проводила исследования развития детей в Уганде, и получила неожиданные результаты.

Несмотря на безмерную любовь европейцев к своим чадам и стремление воспитывать их, оказалось, что по уровню психического и физического развития маленькие африканцы из бедных семей в первые годы жизни значительно обгоняют европейских детей.

При всей сложности и нищете их жизни, дети почему-то развиваются быстрее, правда, это продолжается где-то до 3-4 лет, в дальнейшем ситуация кардинально меняется благодаря достижениям западной цивилизации.

Европейские родители водят детей по центрам раннего развития начиная с 2-х лет, развлекают и развращают их. В африканских семьях появление ребенка – дело обыденное и ничем не примечательное. Люди живут своей естественной жизнью, и вовлекают в эту жизнь свое потомство по мере взросления. Мама-африканка не держит малыша в кроватке, не возит в коляске и не сажает в манеж.

С рождения малыш находится возле матери, привязанный к ней платком или куском материи. Ребенок познает мир, видит то же, что видит мать. И спать он ложится тоже с матерью. Он постоянно примотан к ней, дабы она не отвлекалась от общественных дел и оставалась полноценным членом общины.

Дети растут уравновешенными, не капризными, с рождения они осознают себя в этой целостности, в которую постепенно все больше вливаются.

Единственные же возможные взаимоотношений европейских родителей с детьми – это поклонение ребёнку. Современные профессиональные родители всё контролируют, всё знают. Даже самая простая игра, и та была отобрана у детей и вписана график ежедневных занятий. И то, что должно было быть спонтанным и свободным, сейчас тщательно спланировано.

Очень точно выразил это американский сатирик Джордж Карлин: «Когда теперь ребёнок будет просто сидеть во дворе с палкой? Вы понимаете, просто сидеть там с обыкновенной палкой. Современные дети вообще знают, что такое палка? Ну, вы понимаете. Сидишь во дворе с обычной палкой и копаешь обычную ямку. Вы понимаете.

Но у детей больше нет палок. Не думаю, что палки вообще остались. Думаю, их все отозвали из-за некачественной краски. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь производство палок будет переведено в Китай. Но вы ведь знаете, что ребёнок всё рано не должен тратить свое время на палку.

Ему 4 года, и он должен готовиться к вступительным экзаменам в детский сад» [1].

Дети давно уже стали мощнейшим инструментом для раскрутки гонки потребления. «Заставить человека любить себя маниакальной любовью – это все-таки довольно сложная морально-этическая задача. А вот любовь к ребёнку – с полуоборота. Дальше только счётчик включай» [2].

В обществе был умело сформирован общий подход к тому, что дети – особенные. Ведь это так выгодно. Каждый ребёнок особенный, и вещи ему нужны только особенные. Но ведь каждый ребёнок вскоре станет взрослым.

И что тогда? Как насчёт каждого взрослого? Разве каждый взрослый также особенный? А если нет, тогда в каком возрасте он переходит от особенного к неособенному?

«Особенностью» ребенка успешно воспользовалось коммерческое телевиденье, прежде всего рекламная индустрия. Культ ребенка стал в открытую пропагандироваться с 50-х годов ХХ века, когда в США было создано первое коммерческое телевиденье.

Лозунг «Все лучшее детям» приобрел новую, товарную окраску, и под ярлыком «лучшее» стал преподносить именно наличие тех или иных товаров для ребенка.

Если же вы не покупаете «лучшее», значит, вы недостаточно любите свое чадо; что же подумают окружающие, как быть с общественным мнением и общественной нормой, ведь их никто не отменял.

Правда, мало кто задумывается над тем, что она может быть «бутафорской» и существовать просто потому, что определенный круг людей интересует собственное обогащение, а не то, насколько счастлив ваш ребенок и насколько хорошо для него такое огромное количество «детских» товаров.

В наше время индустрия рекламы все менее нацелена на взрослых, родителей, и все более сконцентрирована на детях. «Правильные» установки по отношению к тому или иному товару стараются сформировать у человека как можно раньше. В этом есть своя логика.

Многие специалисты ограничивают верхнюю возрастную «планку» любой целевой аудитории 45 годами. Считается, что затем воздействовать на мнение человека практически невозможно.

Зачем биться головой о стену, пытаясь заполучить признание людей с уже устоявшимися взглядами? Гораздо выгоднее привлечь к себе молодую аудиторию, легко воспринимающую все новое, с неустоявшимися вкусами, привычками, с еще несформировавшимися ценностями, жизненными стремлениями.

Поколение, с юных лет воспитанное в духе приверженности к определенному товару, сохранит свою привязанность на протяжении всей жизни. Они пронесут свою лояльность через годы, а рекламные бюджеты, не формирующие, а лишь поддерживающие интерес этих людей, существенно снизятся.

Как свидетельствует опрос, проведенный в 2003 году компанией «Комкон-Медиа», именно малыши составляют более половины (52,4%) зрительской аудитории, на которую так рассчитывают рекламодатели.

Причем чем старше становится ребенок, тем меньше он смотрит рекламу.

Согласно полученным данным, если в 9-летнем возрасте рекламный ролик до конца досматривает 44,8% детей, то к 19 годам – только 15,9% [6].

В свое время педагогика была сознательно поставлена в служение товарной индустрии, ведь появилась необходимость научно подкреплять «особенность» детей и их потребностей. Современная педагогика переживает не самые лучшие времена, она окончательно деформировалась в науку о детях.

Именно дети давно уже стали её центральной составляющей, солнцем, вокруг которого вращаются все другие небесные тела. Педагоги не задаются вопросом, как вырастить человека, личность, они вовсю кричат о том, что самый малый ребёнок – это уже личность, и относится к нему нужно соответствующе.

Но позвольте, откуда же она в нем взялась, эта личность? Неужели она заложена в человеческих генах? Достаточно выйти из утробы матери – и ты уже личность.

На самом деле, как говорил Ильенков, «личность не только существует, но и впервые рождается именно как “узелок”, завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной деятельности (труда) по поводу вещей, созданных и создаваемых трудом» [3; 670]. И никак иначе.

Общественные отношения будут играть здесь определяющею роль, ведь влияние родителей на ребенка начинается и заканчивается в рамках общественного, даже если они сознательно от этого уходят. Яркий тому пример – воспитание в семье Никитиных.

Знаменитые педагоги-практики, родители семерых детей, стали известными во всем мире с 60-х годов ХХ века благодаря тому, что привлекли внимание общественности к уникальным возможностям раннего развития детей и заложили в свое время основы для того, что сегодня называется «сознательным родительством» [5].

Однако даже у Никитиных правильно сформировавшийся внутри семьи «узелок» при выходе на общественное показал свою слабину и односторонность.

Дети с высокими, даже гениальными достижениями в физическом и интеллектуальном плане вскоре стали такими же, как и их ровесники, при том что многие прочили им великое будущее.

Общество оказалось не готовым их принять, дать им тот уровень ответственности, значимости деятельности, в котором они нуждались для дальнейшего становления, развития.

Необходимо понимать, что «личность вообще есть единичное выражение жизнедеятельности “ансамбля социальных отношений вообще”. Данная личность есть единичное выражение той по необходимости ограниченной совокупности этих отношений, которыми она непосредственно связана с другими индивидами – “органами” этого коллективного “тела”, тела рода человеческого» [3; 671].

задача педагогики и состоит в том, чтобы создать качественно новый уровень потребности, значимости этой личности в общественной системе.

Не выпуск штампованных индивидов, которые станут незаменимыми винтиками в производстве, а воспитание личностей, которые сделают производство винтиком в построении нового общества. Именно в таком массовом масштабе необходимо мыслить современным педагогам и родителям, не более и не менее.

И здесь не существует универсальной готовой схемы, метода, подхода, который решит все поставленные задачи педагогики. Но ни в коем случае мы не имеем права низводить педагогику до уровня науки о ребенке.

Как говорил в свое время Януш Корчак, «одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил.

У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние.

Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» [4; 110].

Да, дети действительно особенные – в том плане, что они слишком маленькие, глупые, диспропорциональные. Они недоделанные. Недоделанная, незавершенная работа. Разве стоит высоко ценить неоконченную работу?

Дети – это идеальный вариант для развития товарного производства, нагромождения вещей, увеличения прибавочной стоимости, ведь они бездумные, требовательные, капризные, увлекающиеся, они пока ещё не способны видеть мир глазами всего человечества. Они исходят из своих прихотей, потому что их так обучили и научили.

Для них выпускается невозможное количество товаров, которые не предлагают содержательной составляющей, но при этом имеют привлекательную внешнюю оболочку. Дети учатся любить что-то, лишь присваивая это себе.

Так же, как родители не сумели полюбить их, не владея, не присваивая себе, ведь это подразумевало бы наличие человеческого общества и их реализации как личностей в этом обществе. Не составляющих механизма производства, не рынка сбыта товаров, а главной цели самого производства.

Ведь производство должно работать не ради обогащения и прибавочной стоимости, а именно ради счастья человеческого. Не машина пришла в этот мир и была создана человеком, чтобы поработить его; а человек призван поставить её себе на служение, чтобы освободить руки истинного творца, деятеля.

Но если имеющееся общество не человеческое, а капиталистическое, что тогда? Откуда взять правильное понимание ребенка и его общественной роли? Необходимо противостоять существующему положению вещей, суметь разглядеть в данной жизни переходящий момент – процесс преодоления; увидеть в нынешнем моменте возможность перехода в «становящееся», в человеческое. Задача действительно непростая. И прежде всего потому, что самому родителю необходимо суметь стать и быть человеком даже при совершенно бесчеловечных условиях жизни.

Ссылки

1. Джордж Карлин. О современных детях. 

2. Дмитрий Соколов-Митрич: Все лучшее – детям!

3. Ильенков Э.В. Философия и культур / Э.В.Ильенков. – Москва-Воронеж: «МОДЭК», 2010. – 808 с.

4. Корчак Я. Как любить ребенка / Януш Корчак. – М.: АСТ, 2014. – 308 с.

5. Сайт семьи Никитиных

6. Маленькие дети – самые ревностные поклонники телерекламы

Источник: https://commons.com.ua/pochemu-nelzya-lyubit-rebenka/

К школе готов: как обуздать гиперактивного дошкольника? | radio prague international

Как дети познают этот мир?

Наталья Юрьевна Куприянова, Ирина РучкинаПозади долгие летние каникулы, во время которых как учителя, так иученики постарались максимально отдохнуть, чтобы в сентябре с новымисилами приступить к учебе и работе.

Но если педагоги и старшеклассникипримерно представляют, что их ждет в школе, для первоклассников – этосовершенно новый, неизведанный мир, и пугающий и манящий одновременно.

Как привить ребенку тягу к знаниям? Как не отпугнуть, а заинтересоватьмалыша? С какими новыми проблемами сталкиваются сегодняшние родители?Обо всем об этом в интервью Радио Прага рассказжет Куприянова НатальяЮрьевна, педагог с сорокалетнем стажем, которая уже более восемнадцатилет работает в Праге.

— Начало учебного года – всегда очень ответственное время дляродителей, которые задумываются над тем, в какую школу отдать ребенка.Поскольку мы живем в Праге, детей отдают чаще всего в чешские школы,потому что знание языка – это приоритет для всех, кто живет в чужойстране, в нашем случае – в Чехии. Естественно, подготовка к школедолжна идти постепенно.

И мы стараемся делать упор именно наподготовке детей к школе – к английской, чешской, немецкой, неважнокакой. Важно то, что необходимо это делать заранее. Потому что лучше,когда ребенок идет в школу подготовленный. Ведь в процессе подготовкимы учим его, прежде всего, выдержке, умении сидеть, умении держатьправильно пишущий предмет.

Этот навык может вызвать затруднения уребенка, который раньше этого не делал, а родители не придавали этомузначения, считали, что ребенок еще маленький и его учить не надо.Следующий пункт – усидчивость. Сейчас очень гиперактивные дети.Заинтересовать их можно только интересными заданиями. И вотпостепенно, от года к году детей надо развивать.

Начинать надо смаленьких – двухлетние дети уже могут посидеть, позаниматься минут10-15. Потом по нарастающей – дети из средней и старшей группы. Идошкольник уже спокойно может просидеть 40 минут, а для ребенка сгиперактивностью это серьезное достижение. Но добиться этого можнотолько через интерес, через увлекательные задания, которые емунескучно будет выполнять.

Таким образом ребенка можно подготовить кшколе. Важно делать упор на такие предметы как математика, подготовка кписьму, чтение и особенно логика.

«Если ребенок умеет слушать – ему не скучно на занятиях!»

Ирина РучкинаЛюбой родитель хочет дать лучшее своему ребенку, однако, каждоепоколение в процессе воспитания сталкивается с теми или инымипроблемами. Какие подводные камни скрывает родительство XXI века икакие ошибки совершают современные мамы и папы?

— Большой минус сейчас в родительском воспитании в том, что дают детямпланшеты, телефоны, позволяют играть в компьютеры. Вследствие этоговозникает большая проблема – дети в три года не хотят заниматься, имэто неинтересно.

Ведь в телефон играть намного увлекательнее и проще, атут самому надо попотеть, научиться держать правильно карандаш,использовать логику, чтобы правильно выполнить задание. Поэтому ясчитаю, что главная задача дошкольных учреждений – чтобы дети сжеланием и удовольствием ходили на занятия. Главный девиз в такихслучаях: «Играем и обучаем».

Потому что, сами понимаете, как можнозаставить двух или трех летних детей заниматься? С высоты моих лет ипедагогического опыта могу сказать, что мне очень не нравится, чтонекоторые родители не придают значения подготовке к школе, а это оченьважно. Когда ребенок умеет сидеть и слушать (самое главное – слушать),ему будет интересно, что говорит учитель.

И у этих детей не будетникаких проблем. Но когда ребенок привык только бегать, играть вигрушки, то ему 1 сентября будет очень трудно – это я говорю пропервоклашек, конечно. Это нужно постепенно преодолевать и готовитьдетей к школе.

Гиперактивность – что это и с чем ее едят?

И в интернете, и в журналах и даже в специализированной литературевсечаще встречается термин «гиперактивность», причем появился онсравнительно недавно. Действительно ли это серьезная проблема, илиродители пользуются «модным» словечком, пытаясь оправдать поведениесвоего ребенка?

Иллюстративное фото: Andi_Graf / Pixabay, CC0— Это действительно реальная проблема. И вы правы, возникла она где-то10-15 лет назад. Я считаю, что когда столько информации на детей с первогогода жизни наваливается, их мозг перегружается, старается работатьактивнее, отсюда и гиперактивность, потому они и ведут себясоответственно.

Хотя множество информации поступает непроизвольное –родители не понимают, что когда маленький ребенок лежит в коляске, тоследует выключить все телевизоры и компьютеры. Переизбыток информациисо всех сторон и вызывает гиперактивность. И вот если раньше, когданичего этого не было, мы больше разговаривали с детьми.

И в шестьмесяцев ребенок на вопрос «Где колобок? Где зайчик?» мог в книжкепоказать. А как они говорили! Ведь кроме гиперактивности втораясерьезная проблема – задержка в развитии речи, это тоже опять же отпереизбытка техники вокруг. Дети к нам приходят молчунами. Некоторыеговорят слогами, некоторые в три года вообще только на пальцахпоказывают.

Раньше такое вообще было совершенно недопустимо. Ногиперактивность – это проблема номер один.

Как мы уже сказали выше, об этой проблеме сейчас говорятдействительномного – как психологи, так и сами родители. Наталья Юрьевна воспиталани одно поколение детей – как по ее мнению можно бороться с этой«напастью»?

— Эту гиперактивность можно победить только интересным каким-тозанятием. Очень важно, когда дети ходят в какое-то дошкольноеучреждение. В чем секрет? Во-первых, подражаем товарищу, друзьям… илисоревнуемся с друзьями! Смотрим, как они делают, повторяем.

Ведь дажесамая замечательная няня не сможет заставить ребенка что-то сделать,если он скажет «Не хочу!». А когда дети идут маленькой группой назанятие, звенит звоночек – «Звенит звонок, начинает урок!». Малыши видят, какстаршие идут на урок и тоже просят: «Дайте задание!».

Вот это, я считаю,самая большая похвала воспитанию, это когда ребенок просит дать емузадание и с удовольствием его выполняет, ведь он понимает, что ему далии это надо сделать.

Так что гиперактивность побеждается толькоувлечением, интересом и вот этим постепенным обучением детей занятиям.

Отсрочка от школы – продлеваем детство или отлыниваем от уроков?

Иллюстративное фото: Victoria_Borodinova / Pixaby, CC0Кроме гиперактивности среди родителей в последние годы появилосьещеодно «модное» веяние – отсрочка от школы.

Если раньше средипервоклассников было множество ребят, которым только-толькоисполнилось шесть лет, то теперь есть и те, кому и шесть с половиной илидаже семь.

Насколько это решение оправданно, или же это очередное лишьмодное увлечение и желание «отсрочить» школу?

— Рассмотреть этот вариант обязательно нужно, так как мы живемдвуязычный среде, а у кого-то три языка. С какими проблемами мысталкиваемся? Иногда приходят дети из других (чешских или английских)детсадов полностью неговорящие. В Чехии я работаю педагогом уже более18 лет, и таких примеров видела семь или восемь.

Почему дети не говорят? Ясчитаю, что у них вырастает блок – когда мама дома говорит по-русски, ав садике на чешском или на английском, ведь некоторые родителиподдаются моде и отдают ребенка в английский садик. Но это вообщенедопустимо. Первым активным языком для ребенка должен быть язык егомамы. Если мама говорит по-русски, значит русский.

Если мама говоритпо-чешски, то сначала надо, чтобы ребенок заговорил на чешском, а потомуже, если папа русские и родители хотят, чтобы ребенок знал два языка,можно идти в русский садик. Вот для таких детей можно делать отсрочку.

Ведь если ребенка привели в три с половиной года в садик неговорящего,то, конечно, он быстро начинает подражать другим детям, ему нравитсячто тут язык – понятный ему, он начинает включаться в игру, в разговор,в занятия.

Но, тем не менее, придя в садик в три или четыре года и позжезаговорив, оказывается, что ребенок что-то упустил, ему многое надонагонять, поэтому в таких случаях отсрочка уместна. Как и в ситуации,когда ребенок переходит из русского (или английского садика) вподготовительную группу в чешский сад. Тогда отсрочка уместна.

Так жеэто касается детей, которым к моменту записи в школу нет полных шестилет. Это для нас, для взрослых кажется, что несколько месяцев илиполгода – это ничтожно мало, но для ребенка, который идет в первыйкласс – это огромный срок. И если к моменту записи ребенку нет полныхшести лет, я считаю, что стоит откладывать.

Учись, не зевай – мир вокруг познавай!

Быть родителем – это огромная ответственность, причемответственность не только за себя самого, но и еще за одного человека.

Многие – особенно молодые родители – переживают и, желая как можнолучше справиться с этой ролью, ищут советов в тематической литературе,у знакомых или даже в интернете.

А каково мнение профессиональногопедагога? Какие цели надо ставить, а чего лучше избегать? Что нужноделать, чтобы быть хорошим родителем?

Ирина Ручкина— Помогать своим детям познавать этот мир, не бояться нагружать детей.Наоборот, чем больше вы дадите сейчас информации детям, тем больше онапригодится ребенку в дальнейшем, тем интереснее будут у негоувлечения, стремления и желания в будущем.

Вы должны знакомить его сокружающим миром не сидя дома за компьютером, а, в первую очередь,вживую, посредством общения с другими детьми – русскими, чешскими,английскими, неважно, какими. Я считаю что это большой плюс, что нашидети могут говорить на чешском, ведь практика здесь со всех сторон.

И нетолько на чешском, но и на английском. Этому могут позавидовать дети,обучающиеся в России, которые учат языки в школах, но практики у нихнет. А здесь – пожалуйста: и кинотеатры, и клубы, и разные детскиеуголки, все это помогает детям узнать и выучить как можно большеязыков.

Главное чтобы родители не говорили: «Ой, ребенок перегружен!».Ну, на то вы и родители, составьте расписание так, чтобы не былоперегруза. Чередуйте активные и пассивные занятия, и ребенку будетвсегда интересно! Но важно, все же, не забывать, что всего хорошо в меру.

Были у меня такие случаи, когда родители водили ребенка на десятькружков! Но это тоже перебор, из крайности в крайность. Всегда надоискать золотую середину!

Ребенок, который учится увлеченно, без принуждения – мечта каждогородителя.

Но, к сожалению, так происходит далеко и не всегда, а подфразой «ребенок хорошо занимается» подразумевается то, что он безошибок выполнил задание.

Но как вызвать в малыше настоящий интерес,привить ему любовь к учебе, чтобы это и в будущем приносило радость, ане стало скучной обязанностью, которую дети исполняют из-под палки?

Ирина Ручкина— Интерес всегда через общение со сверстниками, с друзьями. Учитьсявсегда увлекательно, если у ребенка вызвать интерес. А это уже задачапедагогов, которые должна этот интерес поддерживать. И еще у меня естьогромная просьба к родителям. Возможно, кому-то это не понравится, но ясчитаю очень важным сказать.

Придя в первый класс, и ребенок, и родителимогут столкнуться со сложностями, но не стоит сразу говорить, что вовсем виноват педагог. Вы сначала разберитесь. И задавайте хорошиевопросы. Всегда. У нас было несколько мам, их дети уже лет в пять-шестьбыли практически вундеркиндами.

И вот именно эти мамы всегда задаваливопрос: «Наталья Юрьевна, а над чем нам поработать?». И вот когда мамыбудут задавать педагогу такие вопросы: «А над чем нам поработать? А всели у моего ребенка хорошо?», ведь каждый всегда может в чем-тоотставать, с чем-то надо помочь. Вот тогда у таких детей никогда небудет проблем в школе.

И все у вас тогда будет замечательно, а школьнаяжизнь будет самым прекрасным временем в жизни вашего ребенка.

Источник: https://www.radio.cz/ru/rubrika/tema/k-shkole-gotov-kak-obuzdat-giperaktivnogo-doshkolnika

Разрушительный эффект: 10 фраз, которые ранят ребенка до глубины души

Как дети познают этот мир?

на Telegram-канал о материнстве →Счастье быть мамой

Взрослые редко задумываются над тем, что они говорят детям. А ведь они очень часто употребляют именно те фразы, которые их самих когда-то очень ранили. Эти необдуманные слова все чаще и чаще вылетают изо рта в сторону ребенка, а он все больше не знает, куда ему деваться и старается закрыться от внешнего мира. Итак, 10 фраз, которые не стоит говорить детям.

1. Ты старше и должен показывать пример!

Поверьте, слух у детей хороший и данную фразу услышит не только старший, но и младший. Старший ребенок в данной ситуации будет вести себя взрослее и самостоятельнее, но постоянное чувство неуверенности не допустит его к настоящим успехам в жизни. Младший ребенок в этот момент будет понимать, что ему дозволено допускать много ошибок и вырастет не очень ответственным человеком.

2. Ты нормальный или нет?

Конечно, ваш ребенок нормальный и он был в этом уверен до того, как вы ему задали такой каверзный вопрос. Даже если вам неловко перед обществом за то, что малыш поет песни в автобусе или тормозит поход по магазину, не стоит так реагировать на его поведение.

Малыши не просто проживают свою маленькую жизнь, они пробуют ее на вкус, цвет и на ощупь. Если вас все-таки одолевают эмоции, возьмите паузу и постарайтесь вдуматься, что для вас важнее: выплеснуть негативные эмоции или дать ребенку возможность познавать этот мир дальше.

3. Посмотри, какой молодец твой брат!

Если вы хотите испортить дружбу своих детей, то эта фраза подходит как нельзя лучше. Перестаньте сравнивать своего ребенка с любыми другими детьми и показывать, что кто-то в чем-то их превосходит.

Ребенок после таких слов будет стремиться стать еще хуже, чем был. Он начнет ненавидеть «идеального ребенка», с которого ему сказали брать пример и все чаще будет стремиться к тому, чтобы быть полной противоположностью.

4. Ты меня достал!

Эта фраза говорит ребенку о том, что родители испытывают страдания по его вине и не больше. От чего именно эти страдания, родители забывают упомянуть.

А ведь что стоит сказать «Я устаю и мне сложно убирать за тобой одежду»? Если не аргументировать такие слова, то малыш может подумать, что маму и папу достал именно он сам.

Со временем у малыша будет развиваться чувство вины за то, что он родился и родители получат не примерное поведение, а детский невроз.

5. Сейчас упадешь!

Даже для взрослого человека такие слова работают гипнотически, а что говорить о детях. Мамины пророчества «Ты упадешь», «У тебя не получится» и прочее принесут в жизнь ребенка чувство обреченности.

Однажды, малыш полностью ощутит себя неудачником и перестанет сопротивляться судьбе. Он перестанет быть аккуратнее, когда переходит дорогу, перестанет стараться ответить хорошо на уроке и эта привычка останется у него до конца жизни.

6. Тебя невозможно терпеть!

Поймите, ребенка не нужно терпеть – с ним нужно разговаривать и пояснять. Вы должны прилагать усилия ни к тому, чтобы сделать малыша выносимым, а к тому, чтобы сделать выносимыми его поступки.

Обсуждайте с ним его поведение, его действия и мысли, которые привели его к плохим последствиям.

Со временем он научится самостоятельно анализировать тот либо иной поступок, которой ему так хочется сделать.

7. Ты лучший!

Пока вы с самого раннего возраста поясняете малышу, что он лучше, жизнь показывает обратные стороны медали и малыш приходит в негодование. Ребенок воспринимает такую фразу буквально и станет пытаться быть лучшим везде и во всем.

Но никто не пояснил малышу, что способности у всех разные и быть лучшим во всем – просто не реально. В результате, ребенок долгое время так и не может понять, почему его обманули родители или почему не оценили другие. Чтобы не допустить такой ошибки, следует говорить не «Ты лучший!», а пояснять «Для нас ты всегда будешь самым лучшим».

8. Из тебя ничего не выйдет!

А что именно должно было выйти из вашего ребенка, до того, как вы в нем разочаровались и решили ему это показать? Вспомните, не каждый гениальный ученый был отличником! Не каждый талантливый писатель имел 5 по русской литературе.

Все приходит со временем и не стоит зацикливаться на поведении малыша и на его не успехах. Лучше подчеркивайте его таланты. Это придаст ему уверенности и желания, что в результате может принести огромные плоды.

9. Успокойся, все хорошо!

Взрослые не берут в расчет то, что проблема даже маленького человека не является маленькой.

Переживания взрослых не серьезнее и не значительней! Каждый человек, не зависимо от возраста, переживает одинаково.

Поэтому не стоит упрекать малыша в том, что его переживания ничего не стоят и самый лучший выход – это успокоиться. Попробуйте обсудить с ребенком его проблему и найти оптимальное решение.

10. Твоя мать ничего не смыслит!

Это, пожалуй, одна из самых недопустимых фраз. Пока родители занимаются перетягиванием каната в своей правоте, ребенок должен выбирать, на чей стороне ему быть. А как выбирать, если он любит обоих родителей?

Не стоит с самого детства учить малыша тому, что семья- это разлад и несогласия. Родители обязаны научиться договариваться друг с другом и решать все несогласия в отсутствие ребенка. Покажите ему, что взрослые могут и умеют приходит к обоюдному решению.

Прежде чем сказать какую-то фразу или слово, обдумайте несколько раз, стоит ли это того. Помните, ваш ребенок – это несформированная личность, которой еще предстоит долгий жизненный пусть. Но что именно будет у малыша за плечами, решать вам, родители!

Понравился материал? на Telegram-канал о материнстве →Счастье быть мамойЗдесь мы говорим о беременности, детках и суровых родительских буднях. Добро пожаловать!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/behappymother/razrushitelnyi-effekt-10-fraz-kotorye-raniat-rebenka-do-glubiny-dushi-5a7958c0256d5cc1cea943ce

P2PU | Основы арт-терапевтического подхода в воспитании детей 3-6 лет | Немного о психологии ребёнка

Как дети познают этот мир?

На данном занятии мы постараемся ответить на такие вопросы:

  • Как происходит процесс познания мира ребёнком?
  • Как взаимодействовать с ребёнком для получения желаемых результатов?
  • Что нужно определить в жизни своей семьи для создания правильной стратегии воспитания?

Ответ первый: процесс познания мира ребёнком.

Мы не будем здесь останавливаться на сложных психологических теориях детского развития и формирования психики. Наша основная задача – это узнать то, как дети познают этот мир, какие реакции познания мира возникают у ребёнка и как это использовать для создания стратегии воспитания.

Начнём с того, как же ребёнок познаёт мир. Наверно, 95% читающих данные строки считают, что для правильного воспитания детей нужно ограничить от внешнего мира путём постоянного слежения за ним и запретов смотреть и слушать те вещи, которые могут плохо на него повлиять.

Идеальным воспитанием считается система, где чадо слушается родителей, познаёт информацию из нужных книг и фильмов и прилежно учится в школе. Все остальные источники должны тщательно проверяться родителями прежде, чем попадут в поле зрения ребёнка.

Схематически это выглядит так.

Да, схема выглядит идеально и такая система была бы прекрасным воплощением всех наших стараний. Но реальность выглядит несколько иначе. В идеальной системе мы предполагаем, что всё негативное влияние идёт со стороны и все нежелательные повадки появляются из-за вмешательства плохих людей/фильмов/книг.

На самом же деле вплоть до 12 лет ребёнок считает самым главным авторитетом родителей и в первую очередь копирует все (в том числе и негативные) повадки своей семьи.

При этом стоит заметить, что процесс познания дошкольника полностью отличается от познания взрослых: дети учатся подражая. Именно наблюдение за поведением родителей и применение их ролей является главной составляющей детского воспитания.

Но посмотрим схематическое описание реального процесса познания ребёнка:

Здесь можно увидеть, что равнозначными показаны взаимодействия ребёнка с родителями и ребёнка с другими детьми. Хоть данные взаимодействия и являются равнозначно важными для становления детского мироощущения, они имеют разный характер информационного обмена.

Со сверстниками дети занимаются первыми социальными опытами. Знания и манера поведения, которые ребёнок познал дома, среди сверстников проходят испытание на выдержку. Каждый из детей пытается показать своё взросление путём копирования моделей поведения родственников и испытания их на своих сверстниках.

Если данная модель воспринимается хорошо, то больше шанс, что она и будет сохранена на всю жизнь.

Конечно, существуют другие, не указанные в схеме факторы, как генетическая предрасположенность и травмирующие воспоминания, но большая часть воспитательного процесса происходит при взаимодействии с родителями и сверстниками.

Также стоит заметить набирающий нынче силу ресурс интернета, который выполняет всю ту же функцию социализации для детей, но здесь мы останавливаться на данном разделе не будем, т.к. в возрасте 3-6 лет интернет не является главным фактором воспитательной системы.

Ответ второй: как взаимодействовать с ребёнком.

После описанного выше материала может показаться, что теперь действия родителей заключаются лишь в создании идеального примера для ребёнка, а остальные методы воспитания не требуются. Это на самом деле не так. Нужно лишь сместить акценты и следовать трём основным принципам воспитателя:

  • Не ври;
  • Не скрывай;
  • Будь последовательным.

Эти три вещи на самом деле могут быть полезными и в остальных аспектах жизни, но для правильного воспитания ребёнка они являются жизненно важными. Дело в том, что нарушение любого из трёх принципов приводит к подрыву авторитета родителей и тем самым к недоверию в дальнейшем.

При обмане (каким бы он ни был) ребёнок начинает искать другие (и не всегда правильные) источники информации. При сокрытии чего-либо, ребёнок будет чувствовать себя изгоем, но всё равно узнает столь скрываемую правду.

При непоследовательности ребёнок не сможет ничего толком усвоить и скорее всего из усвоенного запомнит не самое важное и хорошее.

Поэтому показывать личный пример и рассказывать ребёнку о внешнем мире нужно с максимальной последовательностью, открытостью и правдивостью. Это не означает, что требуется сразу рассказывать о всех бедах и аморальных поступках в мире, но и скрывать данные факты нельзя. В дальнейшем мы рассмотрим несколько вариантов того, что же и как говорить при обсуждении разных вопросов о внешнем мире.

Но кроме соблюдения трёх принципов, собственного примера и открытого разговора, есть ещё одна важная часть воспитательного процесса: развитие потенциала ребёнка. Для развития детского потенциала психологи придумали много техник, выбирать которые могут как профессионалы, так и сами родители.

На самом деле здесь сами техники зависят от стратегии воспитания. Главное – это сохранение баланса активности правого и левого полушарий.

Арт-терапия предлагает для этого множество игровых методик, о которых мы ещё поговорим в дальнейшем, но главный принцип эффективности арт-воспитания – это постоянство и прямое взаимодействие с ребёнком.

И стоит сразу обратить внимание: арт-воспитание – это обоюдное развитие. При данных занятиях развивается не только потенциал ребёнка, но и потенциал родителей. О том, как именно повлияет на взрослого человека игра с ребёнком, можно узнать на очном тренинге в центра арт-терапии и цветотерапии Байка, но мы затронем данную тему и в разделе арт-техник.

Ответ третий: вопросы о жизни семьи.

Если ребёнок воспринимает мир путём подражания своим родителям, как же тогда показывать хороший пример? В первую очередь нужно признаться себе, остальным и в особенности ребёнку, что все мы не идеальны. Но некоторые свои повадки мы всё еще можем перевоспитать,некоторые мы можем постараться перевоспитать, а некоторые нужно признать своими недостатками, но не прекращать попыток измениться.

Это сложный процесс – перевоспитывать самого себя. Но мотивация для этого всегда перед глазами, особенно если знаешь, что от результатов будет зависеть будущее этой маленькой мотивации.

Главное в построении своего нового поведения – это постепенные изменения к лучшему и признание своих ошибок.

Ребёнок не должен оставаться в стороне в данном процессе, нужно обязательно рассказывать своему чаду о победах и неудачах в желании достичь лучшего.

На очных тренингах мы рассматриваем множество игровых методик по изменению своего поведения и привычек, на данном курсе мы приведём один из примеров таких игр:

Игра “Развить героя”

Цель игры: Превратить достижение долгосрочной цели в привычку. Пример: устраивать каждый день пробежку и/или бросить курить.

Длительность: до 45 минут в день.

Суть игры: Вы являетесь персонажем игры, в которой определённые действия позволяют развивать уровень персонажа. Сначала нужно прописать правила игры и условия начисления опыта. Потом нужно придумать, каким будет вознаграждение за новый уровень. Здесь важно, чтобы за неисполнение не следовало наказания, но постоянное выполнение заданий давало больше бонусов.

Приведём пример одной семьи из очного тренинга, в которой муж решил бросить курить и начать бегать:

Персонаж: Олег. Раса: человек. Цель: вступление в касту бегунов.Задание первое: прочитать книгу “как легко бросить курить”.Задание второе: бегать каждый день до достижения 6 уровня.

Для достижения 1 уровня требуется бегать 10 дней, для второго – 20, для третьего – 40, для четвертого – 80, для пятого – 160, для шестого – 320.Плата за вступление в касту: бюджет на сигареты уходит в казну.

За каждый новый уровень бюджет выплачивает ½ всего вклада.За каждые 10 дней пробежек подряд – массаж от хранительницы бюджета.

Дополнительно были придуманы специальные календари и медали, которые показывали прогресс достижения заданной цели. В конце данного задания муж уже выработал привычку бегать и испытывал неудобства, когда по каким-либо причинам не мог устроить себе пробежку.

Домашнее задание:

Попробуйте письменно ответить на такие вопросы:

  • Какие существующие принципы в вашей семье являются правильными и неизменными?
  • Какие принципы в вашей семье быть должны, но пока их нет?
  • Какие проблемы/вредные привычки в вашей семье?
  • Какие их этих проблем можно решить в ближайшие пол года?
  • Какие из этих проблем решаемы только в далёком будущем?
  • Какие из этих проблем нерешаемы?

Правдивые ответы на данные вопросы помогут в дальнейшем правильно построить индивидуальную стратегию воспитания, поэтому постарайтесь максимально раскрыть данные вопросы. Если есть вопросы, их можно задать здесь или по адресу: bayka.color@gmail.com с пометкой “поведение в семье”.

Источник: https://courses.p2pu.org/en/courses/2237/content/4411/

Как дети познают мир или

Как дети познают этот мир?

  • Скажите, пожалуйста, а к вам пришла зима? У вас выпал снег, есть мороз? У нас ничего подобного нет, а к этому ничего вчера еще добавился сильный…

  • У нас жара за 30. У нас такая жара, что люди на улицу выбегают только по самой острой необходимости. И только вечером, после 20 часов, когда немного…

  • Не зря же весна женского рода. И погода, и природа тоже. И в это время года все это, как и сама женщина, непредсказуемы. То тепло и солнце, молодежь…

  • Весна. Не успели оглянуться, как пришел апрель. Как же хорошо кругом! Земля начала зеленеть и воздух насыщен тем самым, невероятным, целебным…

  • У нас сейчас такой период, что больше времени проводим с коляской на улице, чем у монитора. Это и хорошо. Я отдыхаю от интернета, перезагружаюсь,…

  • Пост о книгах, а начнем мы его с моды, погоды, природы… Ветер, иногда сильный и с мокрым снегом, иногда просто дождь, иногда яркое солнышко, но…

  • Иногда от мужчин слышу упреки, что у меня всегда все, или почти все, книги девочковые, а им, бедненьким, и почитать нечего. Вязать, не взирая на то,…

  • Мы все куда-то бежим, куда-то спешим, о себе совершенно не думаем или думаем в последнюю очередь. Почему-то нам всегда кажется, что мы кому-то что-то…

  • Смотрю, а народ болеет. У знакомой сын слег. Вначале температуры не было, просто сильно болела голова, слезились глаза, но все это без температуры.…

  • Как-то совсем потерялись краски. Зима только календарная, на улице надежный +, серо… А хочется цветов, улыбок, предпраздничного настроения. А…

  • Кажется, что весной в Италии даже дрова цветут и сухие ветки выпускают бутоны. А сколько там всякой разной живности греется на камнях! И какие-то…

  • Мне кажется, что нет красивее цветка, чем бегония. Она настолько прекрасна и разнообразна, что от нее невозможно оторвать глаза. Своей удивительной…

  • Очень люблю розы. Но розы в саду, а не в букетах. Не знаю почему, но букеты из роз редко нравятся, хотя и стоят они у меня очень долго. А помпезные…

  • Не так давно у своей приятельницы увидела очень красивый комнатный цветок. Листья как у крапивы, цветов огромное количество и они разноцветные.…

  • Уже были первые заморозки, а за ними снова пришло лето. Все эти дни стоит по-летнему теплая и солнечная погода. Но хризантемы все равно успел…

  • Осень имеет и краски особые, и особые запахи. Про запахи осени мы как-нибудь поговорим в другой раз, а сегодня мне хочется рассказать об одном…

  • Кажется, в холода цветы особенно ценны и нежны. Смотришь, клевер как клевер. Летом и не заметил бы. А теперь, когда он пригрелся у осеннего…

  • Холодно. Такое впечатление, что ночью даже заморозки. Утренний воздух прямо с морозцем. Пробирает. Похолодание наступило резко. А после теплого…

Page 3

  • Филиалу ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций 20 лет. На протяжении многих лет мы с огромным удовольствием посещаем это…

  • Почти 2000 музеев мира участвуют в акции “Ночь музеев”. Гомель не стал исключением. Все любимые гомельчанами музеи города широко распахнули…

  • Погода такая, что весны почти не видно. Снега много, ночные морозы, днем хоть и светит солнце, но греет пока не сильно и снег лежит плотным ковром.…

  • Впереди четыре дня выходных. И это только на календаре весна, а судя по погоде, так Дед Мороз лично в этом году решил всех женщин поздравить с 8…

  • В в филиале Ветковского музея стало уже доброй традицией праздновать самые разные народные праздники. И проходит это, как обычно, очень увлекательно,…

  • В воскресенье, 21 января, в филиале Ветковского музея состоялась самая загадочная и веселая вечеринка “Гадания и танцы”. С давних времен молодые и…

  • “Шчадруха”, Колядки, Коляда… Именно так у нас называется праздник, который посвящен Рождеству, хотя Рождество уже и прошло. В Беларуси Колядки…

  • Эта танцевальная этно-вечеринка состоялась 10 декабря. Было, как всегда, познавательно, увлекательно, весело и вкусно! Кто хочет научиться…

  • Совершенно неожиданно для меня, но пост ” Белорусские сувениры в Минске” вызвал огромный интерес у читателей. Более того, за полтора месяца…

Page 4

  • После знойного дня люди вечером с особым удовольствием выходят на прогулку. После захода солнца на градуснике 27, но не 34… Воздух все равно…

  • Весна. Снова память освобождаю на винтах, все безжалостно удаляю, выбрасываю. А эти фотографии не удалились. Не захотели и чудом остались. Ну,…

  • Иногда даже словами нечего добавить

  • Свиньи должны отдыхать в свинушнике. И такой свинушник свиньи Советского района создали себе на озерах, по дороге в новый микрорайона Шведская Горка.…

  • Очень люблю гулять за городом. Вечером открываются потрясающие виды. Приглашаю и вас прогуляться на весеннем закате в сочной салатовой зелени. Зелень…

  • Мгновение 2. Это должно быть уже мгновение 10 или 12, но так сложились обстоятельства, что это будет мгновение 2. Первое мгновение весны было в…

  • Городище железного века (V в. до н.э. – V в н.э.) на Шведской горке одно из редких. Многие знают, что Гомель – город древний. Считается, что он…

  • Я много показываю разных импортных мелочей, а свои все никак не покажу. Так вот сейчас покажу. Много чего покажу. Это мой город. Он такой… Он такой…

  • Пошли сегодня с мужем перед работой прогуляться вдоль озера, что за областной больницей, посидеть немного, за цаплями и лебедями понаблюдать,…

Page 5

  • Храм Святого Розария Пресвятой Девы Марии Адрес: ул. Гоголя, 12, Владимир Дата основания: 1891 Годы строительства: 1892-1894 Архитектурный стиль:…

  • В субботу мы наконец-то съездили в Чечерск, хоть погода была и не самой лучшей, но и не худшей, учитывая, что на улице ноябрь. Было очень холодно,…

  • Царское Село. Русский Версаль. Это красивейший пригород Петербурга с богатой историей. Осенью он особенно красив, загадочен и мил, хотя что говорить,…

  • Верхний город мне очень нравится. Небольшой кусочек отреставрированной старины в окружении современного Минска. Он занимает буквально один квартал,…

  • Мне всегда интересно, чем отличаются люди, живущие в этих городах? Чем заслужили жители Немосквы такую жизнь? В чем они провинились перед Богом и…

  • Природа меняется с каждым днем. Краски становятся ярче, сочнее, а город приоделся в праздничный наряд. Люблю свой город в красках осени. Он…

  • Чудо-Михайловский собор Новозыбков находится совсем недалеко от Гомеля. Это небольшой российский городок, куда достаточно часто ездят белорусы по…

  • Очень люблю гулять по центру Минска пешком, особенно, когда есть время. На площади Свободы находятся главные достопримечательности Минска. Это…

  • Автор – Константин Селиханов Млын – мельница. Пярэспа – Переспа – река, на которой стояла мельница. Река существует и сегодня, правда, похожа она…

Page 6

  • Письма издалека Вчера встречаю юношеского знакомого. Мы редко с ним видимся, но все же пару-тройку раз в год пересекаемся и, как старые, добрые…

  • Письма издалека Сыну 17 лет. Недавно он узнал, что папа, который вырастил его, не является биологическим отцом (мир не без добрых людей). Вначале…

  • Письма издалека Не думала, что это может повториться. Но моя свекровь бессмертная и бессовестная, ничего не боится и отважно идет по тем же…

  • Письма издалека Муж сестры подбросил ей новогодний подарок прям 31 декабря. Он приехал с заработков на побывку не домой, в семью, где двое детей…

  • Письма издалека Моя крестница, она же и моя племянница летом вышла замуж. Естественно, свадьбу в Мухосранске закатили знатную, со всеми мыслимыми…

  • Письма издалека Мы вполне нормально относимся к тому, что дети после развода остаются жить с мамой. Но мы почему-то очень негативно относимся к…

  • Письма издалека “У детей есть законные родители, есть родной отец, есть мать и пусть они заботятся о своих детях. У меня тоже есть двое детей от…

  • Письма издалека Быть любовнице не просто. Я бы даже сказала, что быть любовницей очень даже сложно, в разы сложнее, чем быть женой 20 лет. Я была…

  • Письма издалека Просто у нее в ту ночь любовник был… История произошла со мной этой осенью. У ребенка были осенние каникулы и моя мама…

Page 7

  • Ну, и коль зашла речь в моем ЖЖ о МЧС, то покажу я вам еще одно место, которое в нашем городе тесно связано с этим учебным заведением. Вернее,…

  • Вот и прошел самый главный праздник православных верующих – Пасха. Кто-то провел его в кругу семьи, кто-то на природе, кто-то в гостях, кто-то в…

  • Православные сегодня отмечают Вербное Воскресенье. Очень многие семьями шли в церкви освящать веточки вербы. Верба — символ приветствия Христа, его…

  • Церковь Николая Чудотворца в Добруше можно отнести к городским достопримечательностям. Находится она недалеко от городской площади по улице Ф.И.…

  • В воскресенье, 22 апреля, в рамках международного проекта «Фестиваль экскурсоводов – 2018» мы узнали некоторые тайны Гомельского…

  • Вербное Воскресенье в этом году выпало на 1 апреля. Еще позавчера в городе полным ходом бушевала зима, шел густой снег, а сегодня вот самая…

  • Дорогие друзья и читатели моего блога! Поздравляю всех вас с Преображением Господним. В народе этот праздник известен еще и как “Яблочный Спас”.…

  • На фото: Вербное Воскресенье в церкви архангела Михаила. Гомель. Так быстро летит время. Кажется, только вчера был новый год, а позавчера Пасха, как…

  • Вчера по дороге к маме заглянули в церквушку преподобной Манефы Гомельской, которая стоит прямо у дороги на Ченки в самом начале, смотря с какой…

Page 8

  • Есть у нашего парка какая-то магическая сила, которая действует на меня совершенно непонятным образом. Не могу на долгое время расставаться с ним.…

  • Из разных стран туристы едут на отдых на родину фараонов, которая дарит всем невероятной красоты теплое Красное море. А какой там богатый и…

  • А вы знаете, почему в Китае такой смог? Потому что они у себя так строят фабрики и заводы. Они привыкли жить с масками на лицах. Теперь они…

  • Город, в который всегда хочется вернуться. Город-музей, где тепло и уютно, где отдыхаешь душой и телом… Флоренция – красивейшая жемчужина в…

  • Зима в этом году у нас со снегом. Как выпал в середине ноября, так, молодец, и держится. Морозов, правда, не было. Так, шутила погодка… То 0, то…

  • Вчера был небольшой морозец, светило солнце и была прекрасная погода. Самое время прогуляться по парку. Людей было достаточно много. И так приятно…

  • Сын уже несколько раз ездил на учебу в Москву за последнее время и сделал вывод, что этот город невозможно узнать будучи туристом. Его можно только…

  • Сегодня проснулась под звуки весенней капели и щебета воробьев и синичек. За окном плюс. Не сильный плюс, но снег на крышах тает и прогноз совсем…

  • В Гомельской области есть городской поселок Октябрьский, он же и центр Октябрьского района. Несколько фотографий из райцентра и несколько из одной из…

Page 9

  • Концерт “Штраус-Гала” – 24.12.2019 Гомельский симфонический оркестр. Художественный руководитель и главный дирижер – Мурад Ассуил…

Источник: https://anonimusi.livejournal.com/811357.html

Для родителей
Добавить комментарий