Как говорить с ребенком о Боге?

Как и когда рассказать и объяснить детям о Боге в православии

Как говорить с ребенком о Боге?

Человек может прийти к Богу в любом возрасте и самыми разными путями. Кто-то открывает Его для себя еще в раннем детстве и несет благодать с ранних лет; другой человек может прожить всю жизнь, совершить множество грехов, опуститься на самое дно и лишь там понять, что без Бога он ничто и никто.

Пути у каждого свои, но вполне естественно для верующих людей пытаться донести до своих детей как можно раньше суть православной веры. Каждый родитель надеется, что своим примером и своей верой сможет уберечь ребенка от множества ошибок в жизни. Так как же рассказать ребенку о Боге? В каком возрасте лучше это делать и как сохранить интерес к вере на всю жизнь?

Когда надо начинать христианское воспитание детей

Среди современных родителей часто можно услышать мнение, что совсем маленьких малышей не нужно приносить в храм и вообще приобщать к вере, поскольку они еще ничего не понимают. Это глубоко ошибочное мнение, из-за которого можно потерять самое благоприятное время, когда ребенок более всего податлив для закладывания основ религии.

Христианское воспитание детей

Православие учит тому, что еще в утробе матери ребенок чувствует духовное влияние.

Если будущая мама молится, ходит в храм, регулярно участвует в Таинствах церкви, то и ребенок в ее животе еще до своего рождения воспринимает духовные дары.

Таким детям будет проще взрослеть, проще познать Бога во взрослой жизни, ведь они еще до своего рождения «знакомились» с Ним.

Совсем маленьких деток нужно стараться как можно чаще приносить в храм, причащать, давать им по капельке святой воды. Чистая душа ребенка будет впитывать благодать Божью, возрастать в ней. Такой ребенок будет с самого детства расти в вере, и когда настанет срок сделать собственный выбор, человеку будет намного проще не сойти с христианского пути.

Уже в возрасте 3-4 лет ребенок готов сознательно воспринимать основы религии. Можно в доступной форме рассказывать ребенку о Творце, о небесных силах, о святых. Есть специальные детские пособия, мультфильмы, книги, которые значительно облегчают этот процесс для родителей. Существует также Библия для детей — книга, которую должны приобрести каждые родители.

О христианском воспитании детей:

Не стоит забывать, что дети в возрасте до 7 лет могут приступать к Таинству причастия в храме без специальной подготовки. Маленького ребенка можно утром покормить, перед причастием не нужна исповедь.

Поэтому очень важно в этом возрасте приводить малыша в храм как можно чаще, чтобы он сроднился с ним, привык постоянно там бывать.

Тогда и после 7 лет, когда причастие будет требовать уже некоторых усилий в подготовке, детям будет проще.

Важно! Нет такого возраста, когда дети еще не доросли до Бога. С самого рождения и до конца жизни человек нуждается в духовной пище, которую дает нам вера в Господа.

Сложнее всего родительскому влиянию подвергаются подростки, и религиозное воспитание не будет исключением. В переходном возрасте личность уже достаточно сформирована, появляются свои цели, взгляды, мнения.

Этот возраст часто характеризуется бунтом, отторжением авторитетов, эгоцентризмом.

Конечно же, если в такой период родители впервые начинают говорить сыну или дочери о Боге, маловероятно, что они получат отклик. Особенно если вера пропагандируется слишком настойчиво или даже агрессивно. Эффект будет только обратный.

Как и любое воспитание, духовное влияние оказать тем проще, чем ребенок младше. Маленькие дети податливы, восприимчивы ко всему новому, доверчивы. Это благодатная почва для того, чтоб посеять в них зерно веры. И если в детстве время не было упущено зря, то рано или поздно станут видны плоды.

Библия для детей

Главные факторы христианского воспитания

Для того чтобы привить малышу христианское мировоззрение, нужно четко понимать основные моменты религиозного воспитания, а именно можно выделить следующие:

  • искренность;
  • последовательность;
  • реальность;
  • личный пример;
  • молитва.

Дети любого возраста отлично чувствуют ложь, поэтому совершенно бессмысленно говорить о Боге, если самому в него не верить.

Наверняка мы и сами можем вспомнить примеры взрослых людей, которые пытались внешне выглядеть благопристойно и духовно, хотя в них явно читалось полное внутреннее отсутствие веры.

Какие чувства вызывают такие люди? Неприязнь, нежелание слушать, отторжение. Так же и дети — они обязательно увидят неискренность взрослого и не будут воспринимать сказанное.

Последовательность религиозного воспитания предполагает постоянство определенных норм и правил жизни семьи. Если в верующей семье принято соблюдать посты, то они должны соблюдаться постоянно согласно календарю, а не по желанию, когда кому захочется. Если принято по воскресеньям и праздничным дням ходить в храм на службу — то без веской причины не стоит пропускать богослужений.

Малыш должен расти в такой среде, где христианские правила являются нормой, неотъемлемой частью жизни.

Важный момент, о котором забывают многие — реальность Бога.

Как бы это ни показалось странным, но многие люди, которые считают себя верующими христианами, часто забывают, что Господь абсолютно реален. Происходит некое разделение жизни повседневной и жизни духовной.

Бог остается, в лучшем случае, на воскресный день или вечернюю молитву, а текущие бытовые дела выполняются без Его участия.

Очень важно дать понять ребенку, что Бог с нами всегда, в каждый момент нашей жизни. Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались — Господь с нами, он нас не оставляет.

Это важнейшее правило духовной жизни очень помогает и взрослым, и детям, выстраивать жизнь согласно духовным законам.

Малыш, который знает, что на него смотрит Боженька, будет больше стремиться к послушанию, остерегаться плохих поступков.

Ну и, конечно же, как говорят святые отцы — вера без дел мертва. Можно сколько угодно много говорить с детьми о Боге, но если при этом не делать ничего, слова будут пусты. Дети воспринимают мир чувственно, через эмоции и переживания, поэтому очень важно им давать положительные эмоции, связанные с верой.

Дети в храме

На практике это может проявляться в том, что поход в храм заканчивается веселой прогулкой или небольшим подарком. Вечерняя молитва плавно переходит в объятия и чтение перед сном. Если после молитвы или богослужения мама и папа радостные, полны любви, излучают тепло — дети будут ассоциировать эти положительные переживания с верой.

Если же, напротив, поход в храм превращается в пытку для ребенка, которого постоянно одергивают и требуют стоять на месте, не шуметь, да еще и наказывают за неподобающее поведение — захочет ли малыш после этого ходить в церковь? Какой пример в таком случае подают родители? Они всем своим видом показывают недовольство ребенком, вместо любви к нему выражают только лишь раздражение и негодование. Это и есть отрицательный личный пример, который только оттолкнет малыша дальше от Бога.

Молитвы о детях:

Важно! Именно личный пример родителей, которые имею живую, действенную веру в Бога, является самым сильным инструментом христианского воспитания.

Как говорят многие старцы, воспитание детей надо всегда начинать с родителей.

Как можно требовать от ребенка веры в Господа, если родители сами ее не имеют? До какого-то возраста возможно добиться условного послушания в угоду маме и папе. Но, не имея твердого духовного основания, такое воспитание не даст должного плода. По мере взросления ребенок почувствует пустоту родительских слов, и наверняка отвернется от Бога и уйдет из храма.

Именно поэтому в наших церквах так мало подростков — они часто ищут свой путь в других местах, потому что с раннего детства не впитали веру.

Но, как бы там ни было, унывать никогда не стоит. И даже если родители поздно опомнились, или же сами открыли для себя веру в зрелом возрасте, когда их дети уже подросли — Господь всегда дает шанс исправить свою жизнь.

И у человека есть очень мощный инструмент для этого — молитва. Православие свидетельствует, что родительская молитва поистине способна творить чудеса.

И даже если многое было упущено в раннем воспитании, нужно усиленно молиться о своем чаде ко Господу, и Он обязательно даст силы и способы наверстать упущенное.

Практические советы по христианскому воспитанию детей

Современное поколение верующих родителей — это, как правило, те люди, которые сознательно пришли к вере в зрелом возрасте. Длительный безбожный период привел к тому, что мало кто из нынешнего поколения имел возможность вырасти в христианских церковных семьях. К сожалению, традиция прервалась, и приходится практически с нуля возрождать христианство в отдельно взятой семье.

Для того, чтобы правильно начать с детьми разговор о Боге, нужно это делать только тогда, когда малыш готов вас слушать. Если он хочет в этот момент играть или смотреть мультфильм, то лучше дождаться более подходящего момента.

Важно! Самая главная задача христианского воспитания — привести ребенка к Богу. Но окончательное решение все равно всегда остается за ребенком, он сам должен выстроить свои личные отношения с Творцом.

Именно поэтому нужно крайне аккуратно подходить к принуждению в духовной жизни.

С одной стороны, малыш еще не обладает достаточной силой воли, чтобы жить духовной жизнью, и его нужно подталкивать. С другой стороны — чрезмерное понуждение рано или поздно приведет к отторжению и нежеланию общаться на религиозные темы.

Поэтому задача родителей — найти золотую середину и мягко направить сына или дочь на путь к Господу.

Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Можно записать ребенка в православную гимназию, или воскресную школу при храме. В такой среде мальчик или девочка из верующей семьи не будет чувствовать себя изгоем, а будет находиться среди «своих».

Детская воскресная школа при храме

Родители всегда с готовностью должны отвечать на вопросы ребенка о Боге. Но ответы не должны быть слишком сложные, а должны соответствовать возрасту сына или дочери. С большим интересом дети слушают на ночь истории о жизни святых подвижников — такое чтение вполне способно заменить вечернюю сказку и дать ответы на многие духовные вопросы.

Говорить с детьми о Боге желательно в позитивном ключе, особенно в маленьком возрасте. Не стоит пугать малыша всеми небесными карами за непослушание, поскольку в таком случае Господь превращается в страшного карателя. Ребенок, возможно, и воздержится лишний раз от шалости, но любить Бога не начтет, а будет только лишь бояться его.

Со временем, когда дети немного подрастают, им полезно рассказать и о страхе Божьем, как начале премудрости.

Только этот страх — это не опасение обязательного наказания за непослушание, а страх того, что своими плохими поступками мы сами себя отдаляем от Господа и потом страдаем.

Такие вещи непросто понять совсем маленькому малышу, поэтому лучше отложить такой разговор на более сознательный возраст.

Поскольку семья является единым духовным организмом, невозможно воспитывать детей, не возрастая самостоятельно. Нет ничего страшного в том, что дочь или сын будут видеть родительское несовершенство в духовных вопросах. Если родители при этом будут искренне стремиться к Богу, то и дети рано или поздно обязательно пойдут за ними.

-интервью с протоиреем Андреем Ткачёвым: как говорить детям о Боге

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/besedy-s-rebenkom-o-boge.html

Не стесняться говорить с детьми о Боге

Как говорить с ребенком о Боге?

Не стесняться говорить с детьми о Боге

1464     Комментариев: 0

С 1 сентября 2015 года в шести детских садах нашего региона, определенных пилотными по введению православного компонента в дошкольном образовании, детям 4-6 лет преподают «Основы православной культуры». О том, что получается, а что не получается, с какими трудностями сталкиваются педагоги и заведующие детсадами, собравшиеся делились друг с другом на семинаре.

Лидия Еричева, методист «Детского сада № 196 компенсирующего вида» г. Саратова призналась: новость о том, что их детский сад выбран для реализации пилотного проекта, была воспринята в коллективе неоднозначно.

У педагогов были опасения, что в родительском сообществе нововведение будет принято в штыки.

К тому же не было ясности, как именно вводить этот компонент в работе с детьми, страдающими различными нарушениями здоровья — ведь воспринимать информацию на занятиях, построенных по типу урока, таким малышам очень трудно.

Проведенное среди родителей анкетирование показало, что только 13 процентов взрослых возражают, чтобы с детьми говорили на духовно-нравственные темы, однако надо было продумывать, чем занимать этих воспитанников, пока с остальными идет работа по православной тематике. В плане же методики самым действенным оказался подход, в рамках которого духовно-нравственные темы затрагивались на прогулках или в играх. Ведь сама жизнь в группе, взаимоотношения с другими детьми постоянно дают малышу пищу для размышлений.

По словам Лидии Ивановны, тревожность родителей по поводу «новых уроков» удалось снять через информирование: ежедневно на стендах размещалась информация, о чем именно говорили с детьми педагоги в рамках этих занятий. И вскоре оказалось, что обсуждение вопросов о добре и зле, грехе, уважении к Богу, старшим и друг к другу не только не вредит развитию ребенка, но, напротив, позволяет ему меняться в лучшую сторону.

Воспитание воспитателя

Еще не так давно за предложение ввести в программу детского сада занятия, формирующие мировоззренческую основу человека, можно было получить нелестный отзыв от вышестоящего начальства.

Дошкольные учреждения были ориентированы на физическое развитие ребенка, приобретение бытовых навыков и адаптацию в коллективе, воспитателей не готовили к тому, что им придется затрагивать с детьми морально-нравственные, а тем более религиозные темы.

И сегодня педагогов, которые свободно могут провести такие беседы, немного. Однако есть в нашей области и дошкольные учреждения, где с детьми ведется подобная работа довольно давно — в детском саду № 1 ЗАТО Шиханы, например, ею занимаются уже более двадцати пяти лет.

О том, как развивалось это направление во вверенном ей учреждении, рассказала заведующая Нина Синусова.

— Мне было 30 лет, когда меня назначили заведующей детским садом. Практически все в коллективе были старше меня, и было трудно убеждать коллег в том, что я считала важным. Но с Божией помощью это удалось.

Я хотела дать нашим воспитанникам все самое лучшее, но понимала, что физическим и творческим развитием воспитание ребенка не исчерпывается.

Я воцерковлялась сама, параллельно искали свой путь к Богу наши воспитатели, и вместе мы старались дать духовно-нравственные ориентиры нашим детям.

Накопленный опыт педагоги обобщили в методическом пособии «Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста». Изложенная в этой книге обучающая программа рассчитана на три года.

Первый год (4–5 лет) — «Становление христианина», второй год (5–6 лет) — «Становление семьянина», третий год (6–7 лет) — «Становление гражданина».

Это уникальное для нашего региона учебное пособие увидело свет благодаря грантовой поддержке конкурса «Православная инициатива», а сейчас им заинтересовался Институт повышения квалификации учителей Саратовской области.

— Кроме вопросника, помогающего детям уяснять смысл тех или иных понятий, в каждый урок входит стихотворение русского поэта, — пояснила Нина Николаевна. — Дети очень хорошо воспринимают поэзию, понимают отображенный в ней нравственный смысл, даже если в стихах встречаются незнакомые им слова.

Есть в «Добронравии» материал, адресованный и самим педагогам. Это выдержки из наследия русского мыслителя Ивана Ильина.

— Самообразование очень важно для воспитателя. Разбирая с детьми такие сложные темы, педагог должен понимать, как он лично относится к тому, о чем говорит.

Сейчас у нас молодой коллектив, не все педагоги являются церковными людьми, но мы совместно приняли решение, что все воспитатели будут вести занятия по «Добронравию».

Не надо стесняться говорить с детьми о Боге и тем более — что-то узнавать о Нем вместе с ними, — говорит заведующая.

Каждый урок программы содержит домашнее задание: ребенку предлагается подумать над тем, какие добрые дела он может совершить, как помочь ближнему, как простить, как удержаться, чтобы не обидеть друга или родителей.

— Способность различать добро и зло изначально заложена в человеке, но ребенок в основном бурно реагирует на проявления недостатков в других, а своих ошибок видеть не хочет, — отметила Нина Синусова.

 — У ребят, прошедших эту программу, формируется способность к самоанализу, на занятиях они учатся смотреть на себя со стороны и признавать свои ошибки.

Так что к семи годам такие дети в основном уже бывают внутренне подготовленными к первой исповеди.

Нина Николаевна подчеркнула, что невозможно работать с детьми, не касаясь вопросов воспитания с родителями. По­этому в детском саду существует клуб «Зеленый огонек», в котором священник проводит беседы со взрослыми, обсуждает с ними вопросы воспитания детей, человеческих взаимоотношений.

Возраст восприимчивости

О том, почему духовно­-нравственное воспитание лучше всего начинать с дошкольного возраста, говорила Ульяна Абрамова, заместитель директора детского развивающего центра «Колосок», который действует при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова. Ульяна Владимировна с 2012 года занимается с дошколятами, а сам центр «Колосок» в 2016 году с проектом «Большая семья — большая Россия!» стал победителем грантового конкурса «Православная инициатива».

— Дошкольный возраст — самый восприимчивый; в этот период закладывается фундамент будущего характера, будущих взаимоотношений с миром, с самим собой.

Это возраст, когда взрослый еще является непререкаемым авторитетом и может напитать юную душу положительными примерами.

Это возраст, когда не знания, а добрые чувства, рожденные добрыми примерами, словами и делами, формируют духовный стержень ребенка.

Одной из воспитательных задач центра является формирование у воспитанников представлений об укладе жизни православного человека и навыков жизни в этом укладе.

— Что является основой православного уклада? Конечно, молитва, — пояснила Ульяна Абрамова. — Работу, учебу, сон, прием пищи — всё благословляет молитва. Этот образ жизни доступен ребенку с малых лет только в верующей семье.

И мы в нашем центре пытаемся воспроизвести эту основу: перед едой и после еды ребята у нас читают «Отче наш», «Богородицу», перед прогулкой мы произносим краткое «Господи, благослови», раз в неделю дети посещают Литургию в храме, причащаются Святых Христовых Таин, некоторые уже исповедуются.

«Нужно ли участие в богослужениях для духовно-нравственного воспитания?» — спрашивали Ульяну Владимировну педагоги из государственных образовательных учреждений.

В «Колоске» уверены — это необходимо.

— Духовная польза участия детей в церковной службе очевидна. Многое в храме словно рассчитано на именно детское — чувственное — восприятие веры: свечи, ладан, пение хора… Участвуя в богослужении, ребенок получает чувство уверенности, что он не одинок, что у него есть защита и помощь свыше.

Совместное пение молитв, участие в Таинстве Причащения, исповеди дают детям ощущение не избранности, как сейчас культивируется в семьях, а соборности. А проповеди, которые в эти дни произносятся специально для детей, вызывают у них не только интерес, но и желание исправиться, стать лучше, помогать ближнему.

В храме ребенок ощущает особую радость — спокойную, умиротворенную, наполненную смыслом. Особенно дети любят и долго вспоминают участие в крестных ходах.

Участники семинара не только делились наработками, но и подводили промежуточные итоги своей работы.

Ведущий секции протоиерей Алексий Абрамов отметил, что отследить педагогический эффект духовно-нравственного воспитания дошкольников довольно сложно, поскольку он может быть отдален по времени. Однако некоторые выводы сделать можно.

Вот что сказала, в частности, в завершение своего выступления Елена Андрианова, заведующая детским садом «Золотой ключик» г. Балашов:

— Когда мы на собраниях рассказывали родителям наших воспитанников о том, что в садике с детьми будут говорить о Боге, мы видели, что это вызывает у некоторых из них скепсис, сомнения, а иногда и неприятие.

Но спустя время из двадцати родителей, выражавших неудовольствие по поводу того, что наш садик стал дошкольным учреждением, в котором внедряется православный компонент, восемь привели младших детей именно к нам и просили взять малышей именно в православную группу.

Это стало для нас свидетельством, что они увидели результат нашей работы и утвердились в положительном значении программы духовно-нравственного воспитания в детских садах.

Фото Яны Конченко

Газета «Православная вера» № 01 (573)

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/ne-stesnyatsya-govorit-s-detmi-o-boge

Как описать ребенку бога?

Как говорить с ребенком о Боге?

Один из самых тонких моментов в воспитании ребенка – религиозное образование. Как описать бога? Как ответить на вопросы, и на что при этом обращать внимание?

Суметь объяснить ребенку такие понятия, как бог, смерть, рай, ад, молитва, в понимании которых подчас испытывают сложности даже взрослые, непросто.

Однако ответы на вопросы еще не приобретшего способности абстрактного мышления ребенка, как то: «Где живет бог? Есть ли у него дом? Какого цвета бог? Почему мы его не видим?» – играют жизненно важную роль в установлении связи Создателя со всем сущим.

Кроме того, описание смерти и участи умершего близкого человека в приемлемой для детского возраста форме занимает важное место в сохранении его психического здоровья и формировании взгляда на жизнь. В каких возрастных группах и на чем необходимо делать акценты?

2-3 года

В этом возрасте начинает формироваться словарный запас, закладываются ценности и убеждения.

Отмечая необходимость обучения формуле монотеизма с того момента, как ребенок начинает говорить, и начала религиозного образования через внушения в форме «вопрос – ответ», профессор Мехмет Эмин Ай (Mehmet Emin Ay) рекомендует в речевой ситуации в присутствии ребенка регулярно употреблять такие понятия, как бог, пророк, ангел.  

4-5 лет

В эти годы, когда дети узнают понятия, связанные с любовью, необходимо говорить о том, как Аллах любит рабов божьих, и что демонстрирует это нам с помощью созданных им объектов.

По сравнению со сказками и религиозными повествованиями, роль которых велика в дошкольном образовании, в процессе обучения религии гораздо проще воспринимаются конкретные примеры. Поскольку детей в этом возрасте завлекает религиозный культ и молитва, следует позволять им подражать родителям.

Совместное совершение намаза, посещение мечети, выражение благодарности до и после приема пищи за блага, которыми нас одарил Аллах, сблизит ребенка с богом.   

С другой стороны, исследования показывают, что детей дошкольного возраста внезапно охватывает чувство страха перед смертью.

В этом возрасте они особенно испытывают страх перед смертью своих родителей и собственным уходом впоследствии.

Единственное средство – прививать ребенку веру в загробную жизнь и формировать представление о потустороннем мире как о прекрасном месте, где он будет вместе с теми, кого любит.   

Необходимо с пониманием относиться к тем моментам, когда ребенок, полагая, что все, что он видит, сделано руками человека, уподобляет бога «большому человеку» и задает соответствующие вопросы.

Однако в то же время неприемлемы ответы, которые противоречат исламским догмам, например, «бог живет на небе» или «бог живет в раю».

Необходимо доступно объяснить, что бог – нематериальная субстанция, поэтому не обладает качествами материальных существ. 

6-7 лет

В этом возрасте у детей преобладает желание нравиться старшим и родителям. Поэтому, религиозные обряды ребенка, будь то молитва или произнесение хвалы Аллаху, полезно поощрять словом или небольшими подарками. 

8-9 лет

До этого возраста следует избегать толкования таких понятий, как ад, грех, благодеяние, и не стоит трактовать детские проступки в качестве греха.

Именно в этот период ребенок приобретает способность к абстрактному мышлению и формированию сознательных суждений.

Поскольку он все больше времени проводит с друзьями, начинает смотреть телевизор или играть самостоятельно, весьма подходящим методом религиозного образования в этот период выступают игры, книги, мультфильмы, кроссворды. 

10-14 лет

В это время ребенок начинает приобретать критическое мышление и занимать скептическую позицию. Он может демонстрировать более эмоциональную реакцию и сомнения в отношении того, что говорят ему члены семьи. Поэтому в этом возрасте, помимо семьи, к процессу религиозного образования рекомендуется подключать также ближайшее окружение, уроки в мечетях и школах.  

Модель пяти чувств в формировании любви к Аллаху

Психиатр Мустафа Улусой (Mustafa Ulusoy) в книге под названием «Близость» (глава «Ребенок и Аллах») приводит модель пяти чувств, которая помогает описать бога ребенку в возрасте 3-4 лет.

Если каждую неделю или каждый месяц обеспечивается концентрация ребенка на функции какого-либо одного органа чувств, то, осознав функции пяти чувств, ребенок осваивает способность установить более близкую связь со всем сущим и окружающими его объектами, исходя из которых он узнает о существовании Создателя и его особенностях. 

Источник: https://inosmi.ru/world/20131019/214012326.html

Как говорить с детьми о Боге | Милосердие.ru

Как говорить с ребенком о Боге?

24 сентября в Голицынском кабинете храма святого благоверного царевича Димитрия собрались добровольцы, чтобы узнать — как говорить с детьми о Боге. Об этом московским волонтерам рассказали представители Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Православная детская миссия». Фонд уже не первый год занимается духовно-просветительской работой с детьми-сиротами.

Выступление иером. Мефодия и Кирилла (Зинковских), духовников Православной детской миссии, на II Общецерковном съезде по социальному служению

Благотворительный фонд «Православная детская миссия» зарегистрирован в 2010 году, это стало логичным продолжением деятельности сообщества волонтеров. Все началось с дружбы студентов Санкт-Петербургской духовной семинарии с несколькими детдомовцами.

Семинаристы играли с детьми в футбол, вместе работали на приусадебном участке. Но однажды директор одного из приютов открыл волонтерам глаза на то, что лишь 15% выпускников детских домов находят свое место в социуме.

Они вроде бы большие, но совсем беспомощные.

Размышляя о том, в чем же проблема, семинаристы решили, что дело в том, что дети не знают Бога. Тогда волонтеры составили базу данных сиротских учреждений Санкт-Петербурга и области, и обзвонили их все с вопросом: сотрудничают ли они с Церковью. «Учреждения распределились на 3 части: те, кто сотрудничает; те, кто хотел бы этого; и те, кто был против, — рассказал Константин Стрекаловский.

— Правда, при более подробном разговоре выяснилось, что сотрудничество как правило ограничивается тем, что в детский дом один или в лучшем случае два раза в год приходит священник, крестит детей, дарит подарки на Рождество или Пасху. Очевидно, чтобы что-то изменилось в жизни этих детей, общение должно быть более частым, нужна какая-то система, надо приходить к этим детям хотя бы раз в неделю».

Дальнейший опыт подтвердил, что постоянство и системность очень важны. В одном из детских домов никак не удавалось наладить контакт с детьми 12-14 лет.

Волонтеры уже собирались оставить свои попытки проводить какие-либо занятия, но их поддержала советом воспитатель этой группы. Она сказала: «Ваша методика в постоянстве. Походите полгода, и они откликнутся.

Дети в детском доме привыкли жить, как на витрине: к ним постоянно кто-то приезжает, дарит подарки и исчезает навсегда».

«Вначале у нас не было никаких специальных задач, была только любовь к конкретным 25 детям. Занятия основами православия – это не школа. Если бы мы занимались только преподаванием ОПК в детских домах, мы бы не выжили», — говорит Феодосий Амбарцумов.

Лучше, конечно, чтобы детям о Боге и православии рассказывал священник, но, к сожалению, священники часто и без того очень заняты. Поэтому занятия по основам православия в детских домах проводят волонтеры. Сначала этим занимались семинаристы, потом к ним стали присоединяться все желающие, откликавшиеся на объявления.

Кто-то приходил с желанием помочь детям, но, не понимая, что он может рассказать о православии. «Мало детей, которым надо читать лекции по богословию, — объясняет Феодосий Амбарцумов.

– Таких людей мы спрашивали: О Рождестве знаете? А креститься умеете? А Отче наш прочитать можете? А икона – это идол? Люди начинали что-то отвечать на эти вопросы. Вот видите, а дети и этого не знают».

Позже появилось пособие для волонтеров «Основы православия», которое можно прочитать перед встречей с детьми, выбрать то, что они смогут понять, в этом же пособии есть кроссворды и загадки по теме занятия, описания различных игр, которыми можно пользоваться.

В детском доме рассказ должен занимать лишь определенный процент от времени занятия, все остальное можно занять чаем, прогулкой, игрой, просмотром кино – чем-то, что интересно детям и волонтеру. С этого года начинают действовать курсы для волонтеров.

Часто бывает так, что люди приходят, чтобы привести детей-сирот к Богу, а в итоге они сами приходят к Богу, глубже проникают в жизнь православной церкви.

Однажды на собеседование пришел молодой человек иудей, которому про возможность помощи детям-сиротам рассказал его однокурсник, но не рассказал о самой организации. Увидев подрясники и иконы, он сразу заявил: «У меня с Богом все вопросы решены, я хочу просто помогать детям».

Ему разрешили ходить к детям, но с условием ничего не говорить о вере. В следующий раз координатор встретил этого человека уже в храме.

Даже если волонтер не может ничего рассказать, он может организовать поездку детей в храм, что тоже очень важно и может изменить жизнь ребенка. Для детей это возможность «попробовать православие “на вкус”», ведь православие – это не только те люди, которые пришли, чтобы что-то рассказать.

Такие поездки, когда дети молятся за литургией, потом для них устраивается трапеза, потом они могут поехать в музей, в кино на хороший добрый фильм, пойти на прогулку (это зависит от того, что есть рядом и выбора добровольца), помогают детям понять, что православие не ограничивается стенами храма.

«Я увидела, что батюшка ест суп», — делилась впечатлениями от такой поездки одна из воспитанниц детского дома.

«В поездки согласны ездить все, даже те детские дома, где ни о каких занятиях по основам православной культуры и слышать не хотят. Особенно если это поездка на праздник, а после литургии будет трапеза, спектакль и подарки», — рассказывает Феодосий Амбарцумов.

Волонтеры не только сами делают добрые дела, но и предлагают самим детям послужить своим ближним. Например, старших девочек можно водить в дома малютки, чтобы они учились обращаться с малышами. Дети могут навещать пожилых, инвалидов – это приносит пользу и тем и другим.

В конце встречи питерские гости раздали всем заинтересовавшимся пособия для волонтеров «Основы православия». А координатор проекта в Москве диакон Михаил Голубков записал всех желающих заниматься детской миссией.

Присоединиться к этому проекту в Москве могут добровольцы службы «Милосердие». Чтобы стать добровольцем, можно прийти в любое воскресенье в 11.45 в храм св. блгв. цар. Димитрия (Ленинский просп., д. 8, корп. 12)

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-govorit-s-detmi-o-boge/

Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге

Как говорить с ребенком о Боге?

Факторы домашнего воспитания

Как мы уже говорили, пока ребенок мал, он воспринимает все преимущественно через свои чувства. По мере же того, как он подрастает, надо развивать в нем волю. Так как в раннем возрасте человек живет преимущественно влечениями своих чувств и желаний, когда разум его еще не созрел, то надо меньше всего обременять ребенка разными нравоучениями и логическими доказательствами.

Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Чем раньше ребенок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем легче будет в дальнейшем его воспитывать. Вначале воспитание сводится к запрещениям: не делай этого, так делать нельзя, это не хорошо…

Но ребенок растет, и нужно ему давать что-то положительное, наставлять и учить. Здесь уже начинаются трудности, так как для внушения ребенку правил поведения не всегда бывает достаточно одних слов. Обычно здесь мы наталкиваемся на нежелание ребенка подчиняться, на известное упрямство с его стороны.

Чтобы преодолеть это, родители должны прибегать иногда и к более сильным средствам.

Тут бывают два способа воздействия: одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь религиозного воздействия.

Физическое наказание, конечно, иногда необходимо; но если оно будет применяться часто и станет преобладающим средством воспитания, то это приведет к неблагоприятным последствиям.

Во-первых, ребенок привыкнет выполнять нужное только «из-под палки» и не научится делать нужное из внутренних побуждений. Во-вторых, если наказания станут частыми, они сделают ребенка озлобленным, скрытным, недоверчивым и могут оставить болезненный след в его характере.

Более успешно действует религиозный способ воспитания. Родителям почти нет надобности прибегать к физическим наказаниям, когда они внушают ребенку не свои собственные правила, а то, что требует Господь Бог.

Верующая мать учит ребенка так: «Не делай этого — Боженька этого не любит… Этого нельзя — Боженька этого не позволяет». Или: «Если будешь так делать, то ты обидишь Господа».

А если ребенок пострадал за свое непослушание (ушибся или обжегся), то мать говорит: «Вот видишь, ты сам виноват, ведь ты не послушался Бога».

Постепенно, шаг за шагом, родители могут приучить ребенка к чувству присутствия Бога.

Если ребенок тайно начинает делать что-нибудь запрещенное, то ему говорят: «Ты не думай, что Боженька не видит, что ты здесь без меня делаешь!» — и при этом ребенку указывают на икону в углу.

Когда один малыш, желая украсть конфеты из буфета, повернул перед этим иконку лицом к стене, «чтобы Боженька не видел», мать стала объяснять ему, что Бог находится всюду и все видит.

Но не только запрещения должны внушаться Именем Божиим. Еще важнее, когда положительные требования к ребенку будут основываться на Божественном авторитете. Надо объяснить ребенку, что Бог помогает ему во всем добром, и главный путь к получению помощи от Бога — это молитва.

Ребенок должен понять, что без помощи Божией он не сможет ничего достичь. При этом необходимо учить ребенка благодарить Бога за все, что он имеет — за здоровье, за еду, за радости, за вещи, которыми он пользуется. Также надо приучить ребенка молиться за своих родителей.

Огромное воспитательное значение для детского сознания имеет представление о Боге, как о Небесном Отце, любящем нас и заботящемся о нас.

Когда, например, ребенок остается дома один или среди чужих людей, то мать его успокаивает: «Ты же не один, с тобой Боженька, Который тебя всегда защитит».

Надо рассказать ребенку об Ангеле Хранителе, который его сопровождает, охраняет, и тем самым постепенно отучить ребенка бояться темноты и одиночества. Не менее важное значение имеет для ребенка внушаемая ему любовь к Богу, Источнику всякого блага.

Чтобы эти наставления не были отвлеченными, надо чтобы ребенок вместе с родителями жил церковной жизнью, чтобы и для него потребностью стало посещение Богослужений в храме, целование икон, возжигание свечей перед иконами, просмотр библейских картин и иллюстраций, совместная домашняя молитва, питье святой воды натощак, частое Причащение.

Этим ребенок дисциплинируется, приучается следовать определенным правилам, и воля его привыкает повиноваться воле Божией.

Ребенок должен видеть, что для родителей церковная жизнь — не внешняя повинность, а глубинная потребность, что она приносит им радость — и тогда он тоже будет тянуться к этой радости: будет радостно просыпаться утром в день Причастия, будет с любовью прикладываться к иконкам, будет потихоньку учиться молитве.

Само собой разумеется, что по мере развития ребенка родители должны его внешнее благочестие направлять к укреплению в нем внутреннего повиновения Богу.

Это должно выразиться в правдивости, скромности, незлобивости, трудолюбии, постоянстве, в умении прощать обиды и т.д.

Если к этому добавить обычное в православной семье соблюдение важнейших постных дней и праздников — то для ребенка будет создана та благоприятная обстановка, которая может сделать излишними всякие телесные наказания.

Если сравнить этот способ воспитания с другими, основанными на ценностях мира сего, то мы увидим, как часто там используются окрики, побои, длинные и скучные нравоучения, не затрагивающие ни чувства, ни воли детей, или, как другая крайность, — позволяется необузданное своеволие и распущенность. Все это только калечит ребенка. Не в этом ли различии в подходах к воспитанию причина того, что дети из разных семей так резко отличаются друг от друга: одни — ласковые, доверчивые, чуткие ко всему доброму и жалостливые; другие — угрюмые, недоверчивые, бессердечные и безудержные в своих желаниях. Чисто внешнее светское воспитание лишает ребенка самых ценных и высоких человеческих качеств. Еще страшнее, когда религиозное воспитание становится чисто внешним: длинные и скучные нравоучения «благочестивых» родителей способны только оттолкнуть ребенка от Церкви.

Во всяком воспитании, а особенно в религиозном, наибольшее влияние имеют не сами слова или наказания, а личный пример. Поведение близких людей — вот что каждый день и час воздействует на душу ребенка.

Дети сталкиваются с двумя группами людей: со своими домашними и с другими — школьными товарищами, соседями и просто с «улицей». Нам часто кажется, что семья старается дать ребенку добрый пример, тогда как со стороны товарищей, соседей и улицы дети подвергаются дурному влиянию.

И у родителей возникает желание запретить детям всякое общение с окружающей средой — но это создало бы искусственное разобщение ребенка с окружающими и лишило бы его необходимой подготовки к жизни. К тому же, «ретивые» родители забывают, что главное для христианина — научиться любить всех, с кем Господь сводит его в жизни.

А порой, совершенно «отрицательный», с точки зрения родителей, одноклассник может научить нашего «правильного» ребенка дружить, не быть вредным ябедой, защищать более слабого.

Для того, чтобы семья все же имела решающее влияние на ребенка, необходимо не только непрерывное наблюдение со стороны родителей за детьми, но и личный добрый пример. Вот качества, которые требуются от родителей для успешного воспитания:

1)       любовь к детям,

2)       справедливое отношение к ним,

3)       последовательность в поступках — «как учат, так и сами поступают».

Уясняя эти нелегкие обязанности, родители все больше сознают свою ответственность за своих детей. Приятно наблюдать, как молодые супруги, стремясь дать своим детям добрый пример, начинают сами подтягиваться, следить за собой и заниматься самовоспитанием. Получается, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети оказывают благотворное влияние на своих родителей.

Желательно, чтобы оба родителя были верующими и вместе принадлежали к единой Православной Церкви. В случае же смешанного брака (православного с инославной или наоборот) очень важно, чтобы было достигнуто согласие (желательно еще до заключения брака), что дети будут крещены в Православной Церкви и будут воспитываться в Православном духе.

Расхождение родителей в вопросах веры и в особенности споры по принципиальным вопросам в присутствии детей создают раздвоенность в детских душах и могут очень повредить им. К сожалению, в нашей реальной жизни ребенок очень часто растет в семье, где только мама или папа — верующий.

В такой ситуации взаимная терпимость и любовь научат ребенка в будущем быть столь же терпимым к людям, не разделяющим его убеждений.

В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать друг друга или унижать: в конечном итоге это подрывает авторитет обоих родителей.

Вообще, родители должны быть очень осторожны в разговорах при детях. Некоторые думают: маленькие, все равно не поймут. Но ребенок, даже не понимая умом, внутренним чутьем схватывает суть разговора, и это дает нежелательный толчок его мыслям. Таким образом можно повредить душе ребенка или вызвать с его стороны вопросы, на которые трудно будет ответить.

Лучше не обсуждать некоторых тем при детях, избегать при них насмешек над людьми, не проявлять неуважения к тому, что для ребенка свято, например, лучше не критиковать учителей, духовенство и т.п.

Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, — сказал Христос, — тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6).

Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/intro1/H05-T.htm

Для родителей
Добавить комментарий