Как хорошо уметь читать!

«Как хорошо уметь читать…»

Как хорошо уметь читать!

Соколова Д.Ю.
директор Школы №1619

Как привить современному ребёнку интерес и уважение к книге, любовь к чтению и к художественному слову? Как открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение?..

С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей – в детстве.

Ребёнок – дошкольник, любящий книгу, обладает бесценным даром легко «входить» в её содержание, «проживать» его. Читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.

По ФГОС ДО приобщение детей к чтению проходит через две образовательные области: развитие речи, которое включает в себя знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; художественно-эстетическое развитие, предполагающее восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте направлен на воспитание разностороннего, заинтересованного читателя и состоит из двух этапов:

  • пассивный, когда ребёнок является слушателем произведений, которые ему читают взрослые;
  • активный, когда ребёнок проявляет интерес к книге, просит взрослых читать ему, начинает читать сам.

В нашей школе мы выстроили систему формирования читательской грамотности у дошкольников, которая включает следующие направления:

  • активизация и развитие слухового восприятия посредством чтения художественной литературы;
  • обогащение активного и пассивного словаря с целью развития понятийного компонента речи;
  • формирование словесно-логического мышления как фундамента развития познавательной среды;
  • организация сотрудничества детей и взрослых (педагогов и родителей) в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребёнка;
  • создание условий для развития у воспитанников, в процессе знакомства с художественной литературой, воображения, любознательности, желания изучить и исследовать окружающий мир;
  • создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы предметно-развивающей среды в части литературного воспитания.

Конечно, воспитатели ведут тщательный отбор литературных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса, придерживаясь правил:

  • целесообразность использования произведений в детской аудитории;
  • художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Нельзя исключать семью из этой системы. Ведь семья, семейное чтение в становлении дошкольника как читателя играют первостепенную роль. Читающие родители становятся образцом для подражания. А мы, школа, можем помочь в подборе литературы для чтения дома.

В дошкольных группах оформлены «Центры книги», где есть уютные места для чтения и литературного творчества, где ребёнок может по своему вкусу выбрать разнообразную по жанрам литератур, спокойно рассмотреть книгу и при желании взять домой для чтения. В «Центрах книги» воспитатели организуют тематические выставки.

Традицией стало проведение «Книжкиных именин», «Недели книг», творческих вечеров детских писателей и поэтов, сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплётная мастерская», игр-драматизаций, театрализации сказок.


Приоритет в ознакомлении детей с художественной литературой отдан совместной деятельности взрослых и детей. В распорядок дня детей каждой возрастной группы включено ежедневное чтение художественной литературы вне занятий.

Воспитатели активно используют художественную литературу как смысловой фон других видов совместной деятельности. Если внимательно отнестись к литературным текстам, то можно обнаружить кладезь тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательно-исследовательской деятельности.

В рамках проекта «Книга – лучший друг» организуются экскурсии в детскую библиотеку, где проходят беседы, знакомства с новинками детской литературы, и встречи с работниками детской библиотеки – уже в стенах образовательной организации.

Для родителей в рамках «Родительского клуба» проводятся мастер-классы, консультации, семинары. Педагоги показывают родителям на практике, что чтение помогает достичь максимально возможных успехов в общем развитии детей дошкольного возраста и в преодолении речевых трудностей.
Проводя всю эту работу, мы ожидаем следующих результатов:

  • повышение уровня развития речи детей;
  • сформированность учебных и коммуникативных компетентностей;
  • повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
  • возрождение традиций семейного чтения;
  • обобщение и распространения опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
  • повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Источник: https://mcrkpo.ru/setevoe-izdanie/shkola-nachinaetsya-s-doshkolnogo-obrazovaniya/17194-kak-khorosho-umet-chitat.html

Стихи про чтение, уметь читать

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста, прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, прочитай еще страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взять

И почитать!

Валентин Берестов

*****

Как хорошо уметь читать!Взять книгу в руки и узнать,Что в мире было до меняИ для чего родился я.К каким галактикам слетать,Что посмотреть, кем быть, кем статьМне книга может рассказать,

Ведь только ей дано все знать.

Поляков Коля

*****

Читать ужасно интересно:Вы можете сидеть, лежатьИ — не сходя при этом с места —Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИЗа ручку с мамой, после — сами.

Ходить — ведь это же пустяк,Не бойтесь сделать первый шаг!Споткнулись раз, другой…И вдруг выПрочли подряд четыре буквы,И вы пошли, пошли, пошли —И слово первое прочли!От слова к слову — как по кочкам —Помчитесь весело по строчкам…И так научитесь читать —Как бегать,Прыгать…Как летать!Я знаю, скоро по страницеПорхать вы будете, как птицы!Ведь необъятен и велик,Как небо —

Мир волшебный книг!

Андрей Усачев

*****

Чему первым деломНаучится кошка?— Хватать!Чему первым деломНаучится птица?— Летать!Чему первым деломНаучится школьник?

— Читать!

Валентин Берестов

*****

Читайте, мальчишки!Девчонки, читайте!Любимые книжкиИщите на сайте!В метро, в электричкеИ автомобиле,В гостях или дома,На даче, на вилле —Читайте, девчонки!Читайте, мальчишки!Плохому не учатЛюбимые книжки!Не всё в этом миреЛегко нам даётся,И всё же упорныйИ мудрый — добьётсяТого, к чему доброеСердце стремится:Он клетку откроет,Где птица томится!И каждый из насОблегчённо вздохнёт,Поверив, что мудроеВремя — придёт!И мудрое, новое

Время — придёт!

Пикулева Н.

*****

В библиотеке для ребятНа полках книги в ряд стоят.Бери, читай и много знай,Но книгу ты не обижай.Она откроет мир большой,А если сделаешь больнойТы книжку — навсегда

Страницы замолчат тогда.

Блажнова Т.

*****

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Сергей Михалков

*****

…Лежу на диване. Удобно. Приятно.Смотрю телевизор, и всё мне понятно.Другие придумали — мне показать.

Не надо ни думать, ни воображать.

Но мама сказала: — Ты видишь чужое.Занятие это, считаю пустое.А с книгой полезнее время твоё:

Читаешь чужое, а видишь своё!

На книжном пути сам себе режиссёр,Художник, артист, музыкант, каскадёр…Когда интересную книгу читаешь,

С писателем вместе свой мир сочиняешь:

Ты воин-герой, ты спаситель миров,Ты храбрый Комарик для всех Пауков.И сказка и быль, и мгновенье и вечность…

Над книжной страницей лететь в бесконечность!

Сказала когда-то мне мама сама,Что книги читать — это пища ума.Твой ум развивается воображеньем,

И чтение — лучшее в мире ученье!

*****

Давайте представим, хотя бы на миг,Что вдруг мы лишились журналов и книг,Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?Так здравствуй же, умное, доброе слово!Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь — набирайтесь ума!

Юрий Энтин

*****

Мама мне читает книжкуПро зайчишку и лисёнка…Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь — девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,Так, что даже зазевает.Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишкуИ про плюшевого мишку.Хоть про мышку, хоть про шишку —

Всё равно, была бы книжка!

Корнилов А.

*****

Я — это мир, а мир стал мной,Едва открыл страницу!Могу в героя книги яМгновенно превратиться!Стихом и прозой говоря,Рисунком и словами,Страницы книг ведут меня

Волшебными путями.

Я в мире слов перешагнуЛюбых времён границы,Могу теперь весь шар земнойЯ облететь, как птица!Страницы, главы и словаЛетят перед глазами.Мы с книгой стали навсегда

Хорошими друзьями!

Матюхина А.

*****

Кто детских книжек не читал,Считай, полжизни потерял,Друзей прекрасных не узнал.С книжкой вы не расставайтесь.Детьми подольше оставайтесь.Ведь взрослым вовсе не понять,Как можно взять и полетать.А Мэри Поппинс, Питер ПенЛетать научат вас,А добрый Карлсон — супермен

Поддержит в трудный час!

*****

Если хочешь много знать,Вслушайся в советы.Научись распознавать

Книжные секреты.

В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.

Если быстрый самолетВ небо устремился,Знает свой секрет пилот.

Он ему учился.

В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.

Если мама на обедВарит щи и кашу,У нее есть свой секрет,

Тоже очень важный.

Знайте, все девчонки,Знайте, все мальчишки:В каждой книжке — свой секрет!

Все читайте книжки!

Гусельникова Л.

*****

Я книги выбираю с наслажденьем —На полках, в тишине библиотек,То радость вдруг охватит, то волненье,Ведь книга каждая — как будто человек.Одна — стара, мудра, зачитана до дыр,

В другой — все необычно, странно, ново.

Мне книги открывают целый мир,За шагом шаг иду от слова к слову.

На Севере могу я побывать

И в тропиках — там, где растут бананы.Какая радость — открывать, читатьРассказы, сказки, повести, романы!Могу узнать, что было век назад,И что когда-нибудь, наверно, будет.О многом книги людям говорят,

Во многом книги помогают людям.

Охотницкая Л.

*****

Снова в печке огонь шевелится,Кот клубочком свернулся в тепле,И от лампы зеленой ложится

Ровный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы —Спит задачник, закрыта тетрадь.Руки тянутся к книге. Но что ты

Будешь, мальчик, сегодня читать?

Хочешь, в дальние синие страны,В пенье вьюги, в тропический знойПоведут нас с тобой капитаны,

На штурвал налегая резной?

Зорок взгляд их, надежны их руки,И мечтают они лишь о том,Чтоб пройти им во славу науки

Неизведанным прежде путем.

Сжаты льдом, без огня и компаса,В полумраке арктических странМы спасем чудака Гаттераса,

Перейдя ледяной океан.

По пещерам, подземным озерамСовершим в тесноте и пыли,Сталактитов пленяясь узором,

Путешествие к центру земли.

И без помощи карт и секстанта,С полустертой запиской в руке,Капитана, несчастного Гранта,

На безвестном найдем островке.

Ты увидишь леса Ориноко,Города обезьян и слонят,Шар воздушный, летя невысоко,

Ляжет тенью на озеро Чад.

А в коралловых рифах, где рыщет«Наутилус», скиталец морей,Мы отыщем глухое кладбище

Затонувших в бою кораблей…

Что прекрасней таких приключений,Веселее открытий, побед,Мудрых странствий, счастливых крушений,

Перелетов меж звезд и планет?

И, прочитанный том закрывая,Благодарно сходя с корабля,Ты увидишь, мой мальчик, какая,

Тайны полная, ждет нас земля!

Вел дорогой тебя неуклоннойСквозь опасности, бури и мракВдохновленный мечтою ученый,

Зоркий штурман, поэт и чудак.

Всеволод Рождественский

Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-chtenie-umet-chitat/

Как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать!

«Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

– Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

– Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

И почитать!»

Помните такое стихотворение Валентина Берестова?

Когда моей дочке было почти три года, она сказала: «Мама, я хочу читать!» Я, конечно, была в шоке, потому что не готова была в 2,8 учить буквы.

Но подумала, что пока у нее есть такое желание, нельзя его упускать! И вот мы взялись за ученье! Мы не спешили: в день знакомились только с одной новой буквой.

Буквы, которые ей давались с трудом, бывало, повторяли несколько дней, иногда делали перерывы. И так не спеша, месяца за 3-4 мы выучили алфавит.

Потом я решила сразу перейти к чтению по слогам, но не тут-то было! Детский запал прошел, и дело встало. Только спустя почти год мы смогли вернуться к чтению.

И какое счастье, что сейчас есть столько интересных пособий для того, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО запоминать буквы, учиться читать по слогам. А еще есть увлекательные настольные игры, играя в которые, детки могут совершенствовать навыки чтения. Ребенок даже не заметит, что он «учится», он просто продолжает заниматься своими любимыми делами: узнавать новое и играть!

Если для вас тема тоже актуальна, знакомьтесь с нашей шпаргалочкой.

Учим буквы

Если вы сейчас на этой стадии, вам может помочь Азбука на магнитах. Такой вариант хорош для деток, которые обычно познают мир руками. Букв в наборе очень много, поэтому такая Азбука пригодится вам и в будущем, когда малыш сможет составлять из букв слова.

Также хороший вариант – Деревянные Кубики Азбука. Из них тоже можно будет позже выкладывать слова. Помню, у меня такие были в детстве. Знаете, сколько счастья было у мамы, когда я сложила из них свое первое слово?

А вот такую Азбуку на магнитах можно даже брать с собой в путешествие. Она компакта, к тому же в комплекте уже есть карточки с заданиями.

Еще есть просто потрясающие вкладыши Волшебная азбука. В ячейках располагается три слоя карточек: буква; картинка, изображающая предмет на эту букву, и слово.

Такой вариант игры очень хорош тем, что буква ассоциируется у малыша с каким-то образом, значит, быстрее запомнится. Также ребенок, глядя на слово, запоминает его. Запомнив образ слова, он впоследствии сможет читать его сразу целиков, а не по буквам или слогам.

Такая методика обучения чтению, к слову, была предложена еще Львом Толстым. Большой плюс этой игры в том, что из вынутых букв тоже можно складывать короткие слова.

А картинки использовать для образного чтения: выложите несколько картинок перед малышом и расскажите историю. Рассказывая, пропускайте некоторые слова. Пусть малыш, глядя на картинку, сам скажет нужное слово.

Если ваш малыш любит пазлы, предложите ему такой вариант: Деревянный паззл «Улитка – Алфавит» Собирая пазл и слушая, как вы проговариваете звуки, малыш сможет их запомнить.

Хорошим подспорьем в запоминании букв становятся книжки-игрушки. Например, Книга-тренажер «Азбука». Благодаря подвижным элементам книги малыш сможет играть с книгой: книга предлагает слова на каждую букву алфавита, а малышу нужно подобрать соответствующую картинку.

Хороша и Азбука для крох и крошек Она очень красочная, с крупными буквами, с заданиями и логопедическими упражнениями.

Если вы планируете путешествие, есть очень компактный вариант: Картонная книга «Азбука»в формате блокнота. Все буквы очень крупные, яркие, сопровождаются стишками.

Когда малыш запомнит буковки и будет в них ориентироваться, обязательно поиграйте в Умное Лото Алфавит. Правила простые: в слове пропущена какая-то буква. Малыш должен вставить в пропуск нужную букву.

Книга-тренажер «Букварь» похожа на та-кой же тренажер Азбука, только здесь малышу предлагают с помощью движущихся эле-ментов книги собрать из отдельных букв слова.

Читаем по слогам

Продолжение кубиков – азбуки – Кубики «Читаем по слогам». На кубиках написаны уже не буквы, а слоги. Вначале давайте малышу несложные задания: ма-ма, па-па, На-дя.

Если малышу скучновато заниматься чтением, добавьте капельку юмора. Для этого есть игра Зверопутаница. Малыш может собирать смешных небывалых животных, а, перевернув портрет, узнает, как же зовут его выдумку.

Развивающий Блокнот «Учусь читать» можно взять с собой в дорогу, чтобы не прерывать интересных и увлекательных занятий летом!

Когда же малыш будет чувствовать себя уверенно в мире букв, поиграйте вместе в забавные настольные игры для закрепления навыков чтения.

  1. Настольная игра «Словечки», в которой слово нужно изобразить, выложив на столе шнурочки, палочки и кружочки.
  2. Настольная игра «Много букв». Здесь несколько вариантов игры с карточками-буквами: мемо, Грамотей (составлять слова из букв), Балда (подставлять карточки с буквами к уже существующим словам так, чтобы получались новые).
  3. Игра-мемо «Зверобуквы». Очень милая, подойдет даже тем, кто только начинает знакомиться с буквами. Нужно собрать все буквы одного слова, открывая по очереди перевернутые карты.
  4. Развивающая игра «Читаем бегло», которая научит быстро переводить картинки в слова и наоборот.

Выбирайте увлекательные игры для своего малыша и приятного Вам чтения!

Источник: https://www.sova-toys.ru/post/71/view

Как правильно читать текст

1. Поскольку сохранение контакта глазами с аудиторией — важнейшее условие успешного выступления, мы не можем себе позволить просто читать вслух, как люди делают это обычно, глядя в текст.

Нужно сначала прочесть некоторое количество слов «про себя» — а затем поднять глаза к зрителям и проговорить то, что прочли. И так постоянно: впитали — отдали.

Когда глядим в листок — молчим, когда говорим — глядим в зал.

Соответственно, важно научиться вычитывать куски текста подходящей длины.

Очень короткие вынудят «нырять» в листок слишком часто, а чересчур длинные трудно запомнить дословно, да и контакт во время чтения, опять же, будет прерываться надолго — трудно каждый раз восстанавливать его заново. Как вы уже догадываетесь, раз за разом правильно выбирать кусочек нужной длины поможет регулярная практика.

2. Человек обычно читает быстрее, чем просто говорит. А это значит, что оратор, читающий речь обычным способом, непроизвольно говорит все быстрее и быстрее — в ущерб артикуляции, громкости, смысловым паузам и интонациям. И чем дальше, тем хуже получается, чем дольше бедняга «выступает», тем быстрее и неразборчивее он тараторит.

Потери контроля над темпом можно избежать, если сдерживать его намеренно, читать нарочито медленно, с акцентированными смысловыми паузами. Кстати, соблюдение предыдущего правила помогает делать паузы регулярно.

3. Один из основных недостатков выступлений «по листочку» — бедность интонаций, ужасающая монотонность. Оратор, постепенно ускоряясь, превращает себя в звукоизвлекательный аппарат (кажется, сейчас это называется «ридер») — слушать такой голос и не заснуть практически невозможно) ).

Соответственно, чрезвычайно важно при чтении с листа сохранять в речи живые естественные интонации, отрабатывать это умение на практике.

4.

Еще одна большая беда «нехудожественного чтеца» — погружаясь в чтение, он превращается в неподвижную монотонно бубнящую «говорящую голову» (особенно, если все остальное прячет за трибуной), совершенно забывая про жестикуляцию. И он еще верит, что быть при этом интересен аудитории? Действительно интересные для зрителя говорящие головы можно найти в наше время, пожалуй, только в одном месте — в сериале про Смешариков) ).

Коллеги! Никто не запрещает нам даже во время чтения речи с листа использовать жесты! Если текст нужно держать в руке — а я уверен, что большинству ораторов вполне по силам удержать несколько листов формата А4 в одной руке — другая все равно остается свободной для жестикуляции. Жесты оживляют и украшают наше выступление, помогают удерживать внимание зрителей — жестикулируем при чтении активнее!

Итак, коллеги, сохранение контакта глазами, контроль темпа, интонирование и жестикуляция помогают «оживить» чтение «с листа».

В тех случаях, когда дословное цитирование не является обязательным требованием протокола, мы можем использовать еще два приема, которые помогают сделать из чтения текста интересное оригинальное выступление.

5.

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/kak-horosho-umet-chitat

Для родителей
Добавить комментарий