Как научить ребенка терпению

Содержание
  1. Забудьте о истериках: как научить ребёнка терпению? | Дети в городе Украина
  2. Учим малыша быть терпеливым: как и когда
  3. Дайте ребёнку возможность учиться
  4. Говорите на понятном ребёнку языке
  5. Учите малыша сосредотачиваться
  6. Хвалите ребёнка
  7. Будьте последовательны
  8. Устанавливайте четкие границы
  9. Будьте хорошим примером
  10. Говорите с ребёнком о терпеливости
  11. 8 способов научить ребёнка ждать (и не ныть при этом)
  12. Эксперимент с маршмеллоу
  13. Как помочь ребёнку ждать без телефонов и планшетов
  14. Как научить ребенка терпению
  15. Как воспитать в ребенке упорство, терпение и волю: 7 советов психолога
  16. Ожидание без нытья (как научить ребенка ждать)
  17. Процесс ожидания
  18. 1. Поддерживайте ребенка
  19. 2. Визуализируйте время
  20. 3. Учите ребенка «сокращать» время
  21. 4. Мотивируйте ожидание
  22. 5. Подавайте правильный пример
  23. 6. Хвалите ребенка за терпение
  24. 7. Приводите пример плохого и хорошего поведения
  25. 8. Отслеживайте состояние ребенка
  26. Как научить малыша терпеливо ждать – Развитие ребенка

Забудьте о истериках: как научить ребёнка терпению? | Дети в городе Украина

Как научить ребенка терпению

10 Январь 2019 в 13:49

Блог Дети в городе >  Воспитание и уход >  Забудьте о истериках: как научить ребёнка терпению?

Photo: pexels.com

Терпение — это умение спокойно подождать, способность долго и старательно заниматься одним делом. Но терпение — это не врожденное качество, этому нужно долго и настойчиво учиться.

Рано или поздно, но наступает такой момент, когда все родители думают, что дети и терпение — понятия несовместимые. Действительно, иногда кажется, что дети просто созданы активными и нетерпеливыми. Даже некоторым взрослым не хватает иногда терпения, не говоря уже о малышах.

Маленьким детям не знакомо понятие времени, они живут настоящим, и им совершенно не понятно, что это за «чуть позже», или «через 5 минут». Лишь после 4 лет дети начинают ориентироваться во времени, но это вовсе не означает, что до этого возраста ничего делать не нужно.

Как же тренировать терпение?

Учим малыша быть терпеливым: как и когда

Как мы ранее писали, до 4 лет ребёнка не стоит целенаправленно тренировать терпению. У полуторагодичных малюток терпение начинает формироваться во время обучения есть ложкой, одеваться или ходить на горшок. Согласитесь, нужно немало терпения, чтобы съесть всю кашу не разбросав её по всей комнате.

Дайте ребёнку возможность учиться


Designed by Freepik

Малыш не сможет научиться ждать, если мама с первого же всхлипа бросает свои дела и бежит удовлетворять все прихоти своего чада. Речь конечно не идет о неотложных потребностях или о безопасности.

Но если вы будете потакать нетерпеливости, то чем старше будет ребёнок, тем труднее будет удовлетворять все его потребности, которые, кстати, не всегда будут важными.

Ребёнок будет манипулировать и устроит истерику, если вы не будете обращать внимание.

Вместо этого, когда малыш попросит найти его медвежонка, а вы, например, моете посуду, лучше присядьте возле ребёнка, посмотрите в глаза, погладьте по головке, возьмите за ручки и ласково скажите, что сможете помочь, когда домоете посуду. Но обязательно выполните обещанное — уделите своей крохе время, когда завершите работу.

Кроме того, можно переключать внимание малыша на другие вещи, например, предложить ему попросить зайчика помочь отыскать пропажу. Минуты ожидания пройдут незаметно, если добавить щепотку забавной игры.

Говорите на понятном ребёнку языке


Designed by Freepik

Не стоит оперировать такими понятиями как «часы» и «минуты», а объясняйте понятными «режимными» моментами — «после того, как ты позавтракаешь», «папа придет с работы, когда ты будешь готовиться ко сну», «твой день рождения наступит после того, как ты поспишь две ночи». Если ребёнок зовет вас поиграть, а вам ещё надо пол минутки, попросите посчитать до 10 три раза.

Визуализация тоже хорошо помогает крохе развивать чувство времени. Что трёхлетке может быть понятно из фразы «Зубы надо чистить три минуты»? А вот «Чистим зубки, пока сыплется песочек в песочных часах» — это же совсем другое дело. Полезными могут стать и аналоговые часы, и вместо «подожди ещё немножко» будет «печенье испечется, когда большая стрелка будет вот здесь».

Используйте адвент-календари, зачеркивайте дни недели, говорите ребёнку сколько времени вы идете в детсад, сколько раз надо перевернуть песочные часы, чтобы прошло 10 минут. И впоследствии ваш малыш начнет ориентироваться во времени и будет спокойнее относиться к «подожди минутку».

Учите малыша сосредотачиваться


Designed by Freepik

Пазлы, лепка и конструкторы станут отличным способом тренировать терпение, выдержку и сосредоточенность. Даже такая простая игра, как прятки, научит ребёнка неподвижно сидеть определенное время. А ведь ещё есть игра в молчанку, «кто кого пересмотрит» и «море волнуется».

Другой, не менее важный аспект — научить ребёнка доводить дело до конца. Дочитать одну сказку, прежде чем брать другую, слепить ежика, а потом уже браться за лисичку.

С четырехлетними детьми можно играть в игры на внимание, например, «Что изменилось». Для этого нужно положить перед малышом предметы в определенном порядке. Пусть ребёнок внимательно посмотрит на них, а затем уберите что-то, или поменяйте местами. Ребёнок должен найти что именно вы изменили. Начинать можно с четырех-пяти предметов, постепенно увеличивая их количество до пятнадцати.

Хвалите ребёнка

Избегайте похвалы за качества и черты характера, а лучше хвалите за поступки и терпение.

Вместо «ты такая умница» скажите лучше «какой красивый цветник ты нарисовала, видно, что ты приложила немало усилий», или «видишь, тебе уже лучше удается складывать пазлы, это потому, что ты долго и терпеливо занимался».

Такая похвала подталкивает ребёнка к постоянному росту, то есть он привыкает, что надо усердно работать и прилагать больше усилий.

Будьте последовательны


Designed by Freepik

Умение подождать тесно связано с доверием к родителям. Если мама пообещала доготовить ужин и включить мультфильм, а сама занимается другими делами без объяснений, то вероятность истерики «хочу мультики» чрезвычайно высока.

С другой стороны, если «мама сказала, мама сделала», то кроха будет уверен, что получит обещанное и спокойно подождет. Правда, не с первого раза. И даже не со второго.

К этому также нужно быть готовым, ведь тренировка терпения требует терпения.

Кроме того, следует помнить, что дети — это всего лишь дети, и не нужно ожидать от них «шелкового» поведения, ведь им положено быть в этом возрасте активными, непоседливыми и нетерпеливыми.

Устанавливайте четкие границы


Designed by Freepik

Вы можете как угодно сильно любить свою кроху, но это не значит, что следует игнорировать правила и необходимые рамки.

Вы же не дадите двухлетке нож только потому, что «ну малыш же просит и плачет»? Ограничения необходимы, в первую очередь для безопасности малышей, потом для воспитания.

Если ребёнок поступает плохо, нельзя это игнорировать, стоит отреагировать и помочь малышу исправить свое поведение. Сохраняя при этом спокойствие и равновесие. Да, иногда это трудно.

О том, как перестать повышать голос на свое чадо читайте в статье «Как не кричать на ребёнка: советы, которые действительно помогают».

Как мы писали выше — стоит быть последовательными, придерживаться плана и распорядка. Не стоит что-то делать только потому, что ребёнок настаивает на этом.

Слезные просьбы, нытье, истерики, крик — это не может быть причиной изменения вашего решения. Если вы договорились всей семьей сходить на каток в воскресенье, не стоит переносить это на субботу только потому, что ребёнок все время хнычет.

Ведь таким образом вы дадите понять, что нытье — это действенный способ достижения целей.

Будьте хорошим примером


Designed by Teksomolika

Если вы вместе с малышом стоите в очереди, то не стоит нервно поглядывать на кассира, стучать пальцами или жаловаться на всё и всех. Очевидно же, что малыш глядя на вас и сам настроится на предистеричное состояние.

Если вам пришлось долго ждать, то проведите это время с пользой, например, поиграйте в ассоциации с ребёнком, называйте все предметы красного цвета, которые увидите, одним словом — играйте.

Таким образом и время пробежит незаметно, и малыш поймет, что терпение — действенный способ получить желаемое.

Если вы знаете, что долгого ожидания не избежать, позаботьтесь заранее о развлечениях для ребёнка. На сегодня наиболее популярный и беспроигрышный вариант — девайс.

Игры и мультики на планшете или телефоне отвлекут ребёнка от скучного ожидания. Веревочки, пальчиковые игры, книги, раскраски, пуговицы, наклейки — всё это тоже может стать отличным реквизитом для развлечений.

Говорите с ребёнком о терпеливости

Недавно нам в руки попала замечательная книга польского писателя Гжегожа Касдепке «Большая книга чувств» — это сборник забавных рассказов и историй о грусти, унижении, ревности, любви, ненависти, честности, терпении и настойчивости. В этой книге как родители, так и дети найдут для себя что-то полезное, ведь в конце каждого рассказа есть практические советы для взрослых и детей.

Родителям автор книги советует говорить с детьми о терпеливости и настойчивости. «Есть ли польза от терпения и настойчивости в повседневной жизни? Например, когда ждешь автобус? Или когда ежедневно чистим зубы (почему эта настойчивость так важна)?»

Расскажите о своих умения и объясните, что они получены упорным трудом, и, конечно, спросите ребёнка о его умениях, например, завязывании шнурков. Сразу ли дети научились это делать? Как долго они пытались овладеть этими умениями?

«Спросите у детей кем бы они хотели стать в будущем. Врачами, пожарными, пилотами? Какие черты нужны представителям этих профессий? Как долго надо учиться, чтобы стать, например, хирургом?»

«Поговорите о хобби, которое требует настойчивости, например, выращивание цветущих растений, коллекционирование монет или марок.»

Важно говорить с детьми, объяснять им их эмоции и помогать разобраться в незнакомых чувствах.

Детям автор книги советует начинать с маленьких дел. «Прежде чем строить из кубиков большой замок, построй сначала с них дом — чтобы проверить, получится ли и не станет ли скучно через некоторое время. Стоит убедиться, что ты сможешь завершить начатое, не так ли?»

«Прежде чем капризничать и просить родителей купить тебе щенка, проверь, сможешь ли ты заботиться о каком-то растении. Хватит ли тебе настойчивости регулярно поливать его?»

«Настойчивость и терпение — это черты победителей. Иногда они даже важнее, чем отвага и талант. Без настойчивости и терпения, даже самый талантливый человек немного достигнет.»

Источник: https://detivgorode.ua/blog/5173-zabudte-o-isterikakh-kak-nauchit-rebenka-terpeniiu/

8 способов научить ребёнка ждать (и не ныть при этом)

Как научить ребенка терпению

Пока очередь дошла до кассы, ваш ребёнок внёс в 45-ю версию вопроса «мы ещё доолго?» интонацию пожарной сигнализации, а ещё успел вступить в рукопашный бой с тележкой. А ведь вы стояли в очереди вторыми! Как помочь ребёнку пережить тягостные моменты ожидания и сделать так, чтобы он не мучился сам, не выводил из себя других, и, разумеется, не действовал на нервы вам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Многие заметили, что дети с трудом переносят увлекательнейший девятичасовой перелет, и даже высказали их родителям всё, что они думают о поведении этих невоспитанных… Да-да, мамаша… Расселись тут, а он, между прочим, ногой в спинку кресла уже четвертый раз пинает!

Да и родители стараются лишний раз не брать малыша на совещание, посвящённое проблемам нефтегазовой отрасли. Что там! Родители боятся брать детей даже на балет — хотя на балете, в отличие от совещания, все происходит под музыку, и в целом зрители засыпают гораздо позже.

Эксперимент с маршмеллоу

Вопрос «сколько дети могут терпеть» занимает не только нас, но и учёных. Американский психолог Уолтер Мишел провёл первую версию своего знаменитого зефирного теста ещё в конце 60-х годов.

Экспериментатор клал перед дошкольником зефир. Тут внезапно у взрослого появлялись срочные дела, он выходил, но перед этим говорил, что если ребёнок дождётся его возвращения, он получит ещё один «маршмеллоу». Проверялась способность детей к самоконтролю: смогут ли они отложить немедленное удовольствие и дождаться увеличенной награды.

Спустя годы Мишел провёл ещё ряд исследований и выяснил, что те ребята, которые в детстве заработали бонусную зефирку, чувствуют себя благополучнее, чем их товарищи. Во всяком случае, баллы за тест SAT и уровень образования у них были выше, индекс массы тела — ниже, да и по другим показателям вышли сплошные преимущества.

Не секрет, что самоконтроль влияет на успех часто сильнее чем уровень интеллекта. Секрет в другом — как им удалось обуздать порыв?

Уолтер Мишел в своей книге The Marshmallow Test: Mastering Self-Control, которая вышла в 2014 году, объясняет, что ребята, которые не ели зефир, пытались отвлечься, а тем, кто не смог себя занять, не осталось ничего другого, кроме как подкрепиться.

С этой стороны, гаджеты — беспроигрышный вариант. Человек бьёт зомби лопатой по темечку и совершенно не ощущает, как вагон несётся в Чертаново.

С другой стороны, он в этот момент не учится сам себя занимать: изучать любопытный пыльный узор на ботинках напротив сидящих, пересчитывать соседей-альбиносов, сочинять фантастический рассказ «Приключения поручня».

В конце концов, у тех ребят из зефирного теста не было под рукой айпада.

Как помочь ребёнку ждать без телефонов и планшетов

1. Поддерживайте и сопереживайте ребёнку в его тягостном ожидании

Первое, что нужно знать о человеке, который не смог дослушать приветственную речь воспитательницы, — он вырастет. Способность себя контролировать становится тем лучше, чем больше развита нервная система. Мозг дошкольника функционально не созрел, и «Подожди, киоск с мороженым ещё не открыт!» приравнивается к вашему отказу угощать его пломбиром.

А значит, сейчас могут случиться и слёзы, и истерики, в общем, те штуки, из-за которых родитель чувствует неловкость и растерянность. Тут нужно признать чувства парня, оставшегося без эскимо, посочувствовать, возможно, выяснить, какой конфигурации и какого размера нужен вафельный рожок, и отправиться искать его в другое место.

Или не искать, это уже не так важно.

Сопереживание и адекватная реакция на странные выходки ребёнка — как раз то, что помогает ему растить самоконтроль

Задача взрослого — эмпатически помочь младшему перенести дискомфорт в тягостной ситуации. Например, в очереди на карусель вместо злобного шипенья «Хватить хныкать!» мы можем предложить объятия, интересные истории про девочку, которая ждала-ждала, а потом приплыл корабль с алыми парусами и ей удалось послушать оркестр.

Вообще, не нужно рассчитывать на невероятное. Даже если ваш ребёнок уже учится в школе, вряд ли стоит ожидать, что трёхчасовой документальный фильм о бухгалтерском документообороте заставит его неподвижно сидеть на месте со сложенными руками. Не будет удивительным и то, что за это время он успеет разжечь костёр трением палочек, которые он выстругал из ножек впереди стоящего стула.

2. Визуализируйте время

У детей плохо развито чувство времени, особенно когда мы не очень конкретно выражаемся: «Что неясного? Я же говорю — обед будет потом! Позже». Если мы не научили дочь пользоваться часами, даже фраза «Я освобожусь через один час и пятнадцать минут» ни уму, ни сердцу ребёнка ничего не скажет.

Когда наступает потом? Когда — позже? А что значит нелепое: «До твоего дня рождения ещё два месяца»? Время хорошо визуализировать: «Матч кончится, когда вот эта стрелочка доползёт вот до этого деления», «Зубы чистим, пока пересыпается этот песок», «Папа встанет, когда солнышко поднимется до вот той крыши». Используйте адвент-календари, закрашивайте дни недели, сообщайте, сколько минут мы поднимаетесь по эскалатору, и что печенья должны стоять в духовке 35 минут, ну то есть песок три раза пересыпется. В конце концов, ребёнок догадается, что 10 минут — это не так уж и много в масштабах вечности.

3. Покажите, как время может тянуться и, наоборот, пролетать

Покажите ребёнку, что время может лететь, если ты занят чем-то интересным, и тот же временной отрезок может быть бесконечным, если у вас гостит неприятная тётя Нюра. Играйте в стратегические настолки, где противника нужно брать измором, собирайте марки и займитесь наблюдениями за живой природой.

«Видишь, да? Птица не расстроилась, что самец не построил гнездо с первой попытки. А вот сибирский кедр. Он может расти 500 лет. Если мы сядем за ним наблюдать, меня уволят с работы.» Покажите стремительному малышу медленных животных («Черепашки-ниндзя» не подходит).

«Когда черепашка доползёт до конца комнаты, я допишу годовой отчёт!».

4. Держите слово

Умение подождать связано с доверием и уверенностью в своих взрослых. И, вот приятный сюрприз: как раз те родители, которые чутко реагируют на потребности детей, укрепляют и доверие, и способность воздержаться от истерики. Гораздо легче подождать папу, если ты твёрдо знаешь, что он сейчас сбегает за стремянкой и всё-таки снимет тебя с этого дерева. Папа сказал, папа сделал.

5. Не забывайте, что дети берут пример с родителей

При этом, конечно, мы должны следить за своим поведением. Не рвать на себе волосы, если вам не приходит важное письмо, а дилижанс вообще сбился с пути.

Если мы не управляем своими эмоциями и впадаем то в отчаяние, то в глухое раздражение по всякому поводу, ребёнок получает однозначный сигнал: жизнь полна чрезвычайных ситуаций, тут вообще нельзя расслабляться, а противогаз надо держать под рукой.

6. Вооружитесь всем, что может занять ребёнка дольше чем на пять минут (и едой тоже)

Если вы собираетесь ехать в поезде дальнего следования, и у вас пока нет возможности медитативно наблюдать за убегающей рекой времени, стоит подумать о том, как обезопасить от ваших детей окружающих. Для малышей умные мамы берут с собой исследовательские наборы.

Верёвочки, бусы, разноцветная проволока, палочки, наборы для творчества и пальчиковые игры, книжки, блокноты, мелки и карандаши — отлично срабатывают при минимальной поддержке. Самые юные могут посвятить себя работе с канцелярским скотчем и сортировке пуговиц, дети постарше будут рады книгам (вы тоже можете почитать им вслух), словесным играм и прочим крестикам-ноликам.

И не забудьте позаботиться о бытовых моментах. Наука говорит нам о том, что под действием голода, сильного напряжения или расстройства, всякий норовит скатиться к дёрганью взрослых за штанину и неприятному нытью, что может порядком испортить игру в города.

7. Хвалите ребёнка за его терпение

Стэндфордский профессор Келли Макгонигал в книге «Сила воли. Как развить и укрепить» сообщает, что сила воли тренируется, подобно мышцам. У детей она работает похожим образом.

Каждый раз, откладывая минутный импульс, младший становится всё более волевым человеком.

Будет не лишним говорить о том, что вы цените усилия ребёнка и верите в него: «Ваня! Ого! Ты отказался от манеры внезапно дёргать стоп-кран! Я вижу, что тебе удаётся побеждать и руки, и подозрительные стоп-краны. Ты, брат, силен!»

8. Напоминайте ребёнку о долгосрочной цели

Психологи из Колорадского университета в Боулдере провели исследование, из которого стало ясно, что перед лицом опасности гораздо эффективнее говорить ребёнку о глобальной цели, нежели убеждать его досчитать до десяти.

Видя, что сынок готовится съесть торт, хотя до прихода гостей осталось ещё два оборота минутной стрелки, не говорите ему: «Петь, прежде чем случится непоправимое, сосчитай до десяти!» (вообще такой дикий метод только колорадским учёным и мог прийти в голову).

Эффективнее будет выкрикнуть другое: «Стой! Ты же хотел показать другу Васе розочку на торте! Мы же вместе её делали!». А теперь уберите лучше угощение подальше на полку. Зачем зря мучить ребёнка.

iStockphoto (magda_istock, Barryj13, LittleBee80)

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/6802357-zhdun

Как научить ребенка терпению

Как научить ребенка терпению
Как научить ребенка терпению

Маленькие дети нетерпеливы от природы – это знает каждый родитель. Им надо все и сразу, прямо здесь и сейчас. А когда они этого не получают, устраивают скандал со слезами и истериками. Как быть: ждать, пока малыш повзрослеет – или все-таки начать тренировать его терпение?

Зачем и когда надо прививать терпеливость?
 

Что есть терпение само по себе? Толковые словари гласят, что под этим словом понимается умение человека ждать достижения необходимых ему результатов, сохраняя спокойствие и выдержку. И ради результата терпеливый человек может не просто лишь ждать, а что-то долго и упорно делать.

А это невозможно без самообладания, усидчивости, умения сохранять контроль над своими эмоциями и длительное время концентрировать внимание на чем-то важном, и развитого чувства ответственности за себя и свои действия. Согласитесь, список более чем серьезный.

И далеко не все взрослые люди могут похвалиться тем, что в полной мере соответствуют ему… А потому требовать такого от маленького ребенка, казалось бы, невозможно. Ведь его последовательно надо научить всем этим качествам, на что уйдут годы, а уже потом ожидать, что он начнет проявлять терпение.

И на основании подобных рассуждений многие родители откладывают это дело в долгий ящик или проводят его спустя рукава: а что с малыша взять, он маленький и нетерпеливый… Но такой подход к воспитанию неверный. Учить ждать чего-то не только можно, но и нужно чуть ли не с первых дней жизни человека!

И это действительно так: времени на раскачку у родителей нет. Ребенок сегодня не может подождать, пока ему дадут поесть или поменяют подгузник. Завтра не готов терпеливо ожидать, пока включат мультики или купят новую мягкую игрушку или набор карандашей.

И это не говоря про необходимость ждать в очередях в магазинах и поликлиниках, ждать, когда окончится путешествие на автомобиле или самолете, ждать праздников с подарками. Примеров, где и самому маленькому ребенку потребуется терпеливость, очень много.

Поэтому включайтесь в обучение как можно раньше – это окупится очень скоро. Но с чего же правильнее всего начать?

Подавайте пример: наберитесь терпения!
 

Самое главное – личный пример. Эта рекомендация, конечно, справедлива для всего процесса воспитания, ребенок перенимает в первую очередь привычки, повадки и принципы поведения родителей. Но в данном случае это критически важно. Будьте терпеливы во все моменты, когда вас видит или может увидеть любимое чадо.

Домашние дела, отношения с другими членами семьи и друзьями, поведение в общественных местах, работа (если она каким-то образом заметна для ребенка) – везде нужно сохранять спокойствие, выдержку, последовательность, умение ждать результата, работая над его достижением. При этом желательно, когда будет возможность, рассказывать об этом малышу.

Тогда он будет не просто видеть некие действия, но и понимать их подоплеку. Папа работает, чтобы получить денежку и иметь возможность купить что-то важное для семьи. А мама терпеливо ждет в очереди за билетами в цирк для своего ребенка.

Такие пояснения положительно скажутся на развитии логики у малыша, так как вы рассказываете ему, как работают причинно-следственные связи.

Отдельный разговор – терпеливое отношение к ребенку. Вы обязаны сохранять ту же выдержку по отношению к поведению маленького человечка. Конечно, сказать это в десятки раз легче, чем сделать. И беспокойный непоседа в 1-3 года может вывести из себя самого стойкого флегматика! Но работать над собой надо.

А терпение должно проявляться не только в реакции на капризы, но и в том, как вы ведете себя с ним. Если вы окружаете его заботой сверх меры, выполняя прихоти моментально, вряд ли можно рассчитывать, что ребенок научится терпению. Помните: проявления гиперопеки вредны.

Малыш требует, чтобы почитали сказки? Не спешите исполнять, бросив все дела, – поясните, что сначала вам надо закончить со стиркой. Ребенок хочет на прогулку сейчас? Объясните, что сначала нужно завершить уборку по дому. Это справедливо для любого возраста. То есть спешить к грудничку в 3 месяца по каждому плачу не всегда нужно.

Как бы это жестко ни звучало, маленькие разочарования, которые покажут, что папа и мама не всегда рядом, полезны. Они научат воспринимать отсутствие чего-то важного в данный момент легче.

Учите терпению через игры
 

Но, разумеется, примера мало – надо еще активно включать ребенка в процессы, где требуется терпение. Самое простое и эффективное – игры. Потому находите развлечения для малыша, в которых ему понадобится умение трудиться над чем-то в ожидании заранее известного результата. Начните с простого: например, с альбомов с раскрасками.

Поясните малышу: когда он закончит, у него будет красивая и красочная книга, полная интересных рисунков, над которыми он работал в течение какого-то периода времени. Аналогично и с пазлами: наберись терпения, разберись с кусочками одной картинки – и собери ее.

А чуть попозже можно перейти на конструкторы – там запаса терпения на сборку потребуется больше! Кстати, не бойтесь, если поначалу ребенка хватит ненадолго, это нормально. Но со временем увеличивайте время его трудов! Помимо игрушек учите ребенка и чему-то полезному, где без выдержки и самоконтроля не достичь необходимого навыка.

Это могут быть танцы, катание на лыжах и коньках и т.п. Главное, чтобы самому малышу было интересно!

И тут надо отметить два важных момента. Первый: не забывайте про мотивацию. Вам необходимо всегда четко пояснять, ради чего все делается.

Ради красивой картинки, которую повесите на стену; ради собранной машинки, с которой можно играть во дворе; ради того, чтобы получать удовольствие от умения хорошо кататься или танцевать! Ребенок должен помнить, что он не просто занят чем-то, а занят чем-то таким, что позже принесет радость.

И чем серьезнее трудился и дольше ждал результата труда, тем больше сама радость! И второй момент: поддерживайте, если у него что-то не получается. Малыш в своем нетерпении может легко бросить незавершенное дело, если оно по каким-то причинам, что называется, не пошло. Не может найти кусочек пазла? Не ругайте, не торопите, а подскажите.

Но ни в коем случае не делайте сами – это демотивирует: зачем что-то делать, справляться с трудностями, если придут папа или мама и все решат за него? Он раз за разом падает на лед, не удержавшись на коньках? Расскажите о чемпионах (или хотя бы о себе): у них тоже сначала не получалось, но они проявили терпение и упорство, пережив аналогичные поражения, – и теперь катаются на загляденье!

Порядок должен быть во всем
 

Но жизнь ребенка – не только игры. Потому находить уроки для воспитания в нем терпеливости старайтесь везде. В той самой очереди, дальней дороге, походах в детский сад.

Необходимо обратить внимание, чтобы не просто мотивировать ребенка (потерпи сейчас в машине, зато скоро мы приедем на красивое озеро), а еще и задавать ему определенную последовательность действий. Дети очень боятся неизвестности, она лишает их жизнь привычной стабильности.

Поэтому простое «подожди, не сейчас» с ними не работает! Вам надо объяснить причину, почему нужно ждать: у тети-доктора сейчас на приеме другой малыш – когда она закончит с ним, тогда и мы зайдем. А главное – из чего будет состоять ожидание. Например, голова перестанет болеть, когда врач выпишет лекарство.

А до этого придется подождать: одеться, выйти на улицу, проехать несколько остановок на автобусе, высидеть в очереди, где мы почитаем любимую сказку, потом попасть к доктору, получить от него совет, купить и принять таблетку – и голова пройдет! Хотя приведенная в примере последовательность покажется длинной, не бойтесь составлять четкий понятный план. Конечно, лучше, чтобы он был короче, но важно само его наличие. Чтобы вы, когда малыш начнет терять терпение, напоминали: мы договорились, что будем делать все в этом порядке?

И в конце еще один простой совет: будьте последовательны, как и составленный для ребенка план. Если вы нарушаете договоренности, отказываетесь от них и «перепрыгиваете» через оговоренные пункты, малыш воспримет однозначно: если нельзя, но он очень хочется, то можно получить что-то прямо сейчас.

Потому давать слабину нельзя! Конечно, в жизни бывают неотложные ситуации, когда ждать, проявляя железное терпение, нет возможности. Но в таком случае вы должны спокойно объяснить ребенку, почему вы так поступили. Донесите до него, что это было сделано в исключительных условиях, у вас не было другого выбора.

И в обычной ситуации вы бы оставили, как есть, но в этот момент согласились на некие уступки. Все это не просто сделать, да и сам процесс обучения терпению займет огромное количество времени – годы.

Но результат себя оправдает в полной мере! Ваш карапуз вырастет во взрослого во всех смыслах человека: ответственного, последовательного, самостоятельного. Это ли не успех для родителей, ради которого стоит проявить терпение?..

Расскажите, насколько нетерпелив ваш ребенок – и что вы делаете, чтобы научить его ждать?

Источник: https://mir-tema.ru/vospitanie/17457-kak-naucit-rebenka-terpeniu

Как воспитать в ребенке упорство, терпение и волю: 7 советов психолога

Как научить ребенка терпению

Нам свойственно высоко ценить вдохновение и обесценивать усердие. Рутина — это то, что тяжело и скучно, а терпение и упорство — это почти насилие надо собой. Но даже у самых талантливых и творческих людей путь к успеху пролегает через тернии.

Знаменитый «зефирный» тест Уолтера Мишеля показал, что дети, способные в четыре года удержаться и не съесть предложенный зефир сразу же, а подождать 15 минут и получить две штуки, вырастают более волевыми и уверенными в себе, смелее принимают вызовы и решают проблемы, они успешнее в учебе и более рассудительны, чем «нетерпеливые» дети. Как же воспитать в детях эти ценные качества — умение ждать и терпеть?

1. Говорить ребенку «нет». В психологии есть понятие «фрустрация» — состояние человека, который не смог удовлетворить свое желание. Опыт неудач и разочарований необходим.

Ребенку очень важно испытывать «оптимальную фрустрацию» — такой уровень неудовлетворенности, который соответствует его возрасту и который он может выдержать. Без фрустрации ребенок не развивается как личность. Формула «захотел=получил» — скучная и бессмысленная.

А если желания не исполняются по первому требованию, дети учатся беречь их, лелеять, планировать, добиваться своего — проходить путь от возникновения мечты до ее реализации.

2. Побуждать преодолевать. За желанием («хочу») всегда должно следовать действие, преодоление («надо»), а уже потом результат («могу»). Хочется поиграть в машинки? Сначала надо собрать все детальки Lego.

Любимый исполнитель выложил новый трек в ? Послушать можно только после того, как сделал домашнее задание. Очень приятно скатиться на санках с горы, но сначала нужно подняться с ними в гору — потратить время и силы.

Буквально каждый день ребенок должен делать что-то трудное, но посильное.

3. Учить разбивать большую цель на задачи. Люди часто откладывают дела или даже отказываются от мечты, потому что не знают, как к ним подступиться. Так много надо сделать, кажется, это не по силам.

Поэтому стоит устанавливать себе временны́е отрезки и понятные рубежи с конкретными задачами, а потом смотреть, есть ли динамика, стоит ли идти дальше.

Нужно учить ребенка планировать, то есть разбивать каждую задачу на этапы, на более или менее короткие шаги — с чего начать, как продолжить, чем закончить.

4. Праздновать промежуточные финиши. Каждый пройденный отрезок на пути к цели достоин того, чтобы его отметить — иногда достаточно просто похвалить ребенка, иногда стоит вознаградить его подарком или праздничным ужином.

Такие вешки на долгом пути помогают ощущать движение вперед и делают сам путь к цели гораздо более приятным и увлекательным.

В конце концов промежуточные достижения ценны и сами по себе — на каждом отрезке мы меняемся, набираемся опыта, узнаем что-нибудь новое.

5. Научить доводить начатое до конца. Зачастую люди не добиваются успеха, потому что отступают в самый последний момент — ты бьешься, бьешься, а результата все нет. Или на пути к заветной цели происходит столько неудач, что проще все бросить.

Нужно учить ребенка стойко переносить неудачи и не бояться ошибаться. Мы не можем всегда все делать хорошо. Настоящей победы не бывает без ошибок, это ее естественные и неизбежные спутники, они должны не ломать, а закалять.

Если ребенок не может пересиливать себя и воспринимать трудности и ошибки спокойно, ему будет трудно ставить новые цели и мечтать.

6. Хвалить за усилия, а не за способности. Как показывают исследования, похвала за ум, талант и блестящий результат многих детей побуждает в будущем избегать действительно трудных задач — срежешься и прощай статус «победителя».

А одобрение стараний и усердия стимулирует повышать планку, браться за более сложную работу. Такая похвала развивает «полезную» внутреннюю мотивацию, не зависящую от мнения окружающих.

Чтобы стать победителем — чем бы мы ни занимались, — нужно познать, как говорят спортсмены, «мышечную радость», уметь доводить себя до пика напряжения, а потом испытывать удовлетворение и расслабление.

7. Научить получать удовольствие от достижений. Если цель была поставлена и достигнута, ее нельзя обесценивать, говорить «ну, сделал и сделал, ничего особенного. Для других это вообще ерунда».

Конечно, всегда есть кто-нибудь, кто добился большего. Но мы не сравниваем себя с другими, а говорим себе «Я сделал это!» и гордимся тем, что прошли трудный путь, завершили его и получили результат.

Уметь радоваться своим победам, праздновать их — это дополнительный стимул, чтобы достигать чего-то в будущем. 

Источник: https://www.alpinabook.ru/blog/kak-vospitat-v-rebenke-uporstvo-terpenie-i-volyu/

Ожидание без нытья (как научить ребенка ждать)

Как научить ребенка терпению

Вам случалось находиться в детской поликлинике, где десятки детей ждут своей очереди на прием к врачу? Тогда вы поймете суть проблемы ожидания детьми.

Чего здесь только не увидишь: слезы, истерики, визг, баловство. А уж детское нытье здесь просто самых разных конфигураций. Оно оправдывается детской подвижностью, но это не всегда так.

Процесс ожидания в жизни неизбежен, и ребенка нужно учить ждать без нытья.

Процесс ожидания

Родители стараются избегать ситуаций, в которых ребенку пришлось бы долго чего-то ждать. Они не берут детей в магазины, привозят в поликлиники непосредственно ко времени приема.  И все-таки в жизни возникают ситуации, которые вынуждают детей длительное время ждать чего-то:

  • общественного транспорта;
  • очереди в поликлинике;
  • очереди в кассе магазина;
  • отложенного перелета;
  • окончания длительной поездки.

Поведение ребенка в процессе ожидания зависит от его выдержки и умения найти себе занятие.

Некоторые дети справляются с трудностями, находя себе занятия, другие ведут себя некрасиво. При этом реакции родителей также разнообразны: одни пытаются занять детей, другие успокоить, а третьи просто не обращают внимания на детское поведение, погружаясь в гаджеты или разговаривая с другими людьми.

Если избежать ситуации с ожиданием невозможно, то нужно учить ребенка ждать без нытья.

1. Поддерживайте ребенка

Способность к длительному ожиданию тождественна способности к самоконтролю. Нервная система ребенка должна быть достаточно устойчивой, чтобы от нескольких минут до нескольких часов ребенок мог контролировать свое поведение.

Но сваливать только на устойчивость детской психики – неправильно. Нужно понимать чувство ребенка, который скучает по папе, а поезд задерживается, или очень хочет эскимо, а киоск закрыт на перерыв, или ребенок просто устал и хочет спать, а нужно попасть к врачу.

В этих ситуациях важно сопереживать ребенку. Реакция на его неадекватные выходки должна быть соответствующей. Задача взрослого – помочь ребенку пережить дискомфорт.

Вместо «злобного шипения» и бесконечных замечаний можно предложить ребенку интересные рассказы, чтение книги, игру в искателей или наблюдателей.

Не стоит ожидать от ребенка невозможного. Взяв его на трехчасовую лекцию о бухгалтерском учете, не следует думать, что он будет просто спокойно сидеть. Для детской психики это невозможно. Взрослые должны поддерживать ребенка в длительном ожидании.

2. Визуализируйте время

Чувство времени у детей развито очень плохо. Фразы «скоро», «еще чуть-чуть», «через полтора часа», «минут пятнадцать-двадцать» ни о чем не говорят. Ребенок не знает, когда наступает «потом», и почему «сейчас» тянется бесконечно.

Попробуйте придумать визуализацию времени: можно показать стрелки на часах, которые должны добраться до определенных цифр, или понаблюдать за тенью от дерева, которая должна подвинуться к краю крыши. В больнице визуализацией может служить наблюдение за очередью: сначала пройдет девочка в белой кофточке, потом мальчик с мишкой, а потом мы.

Чувство времени нужно развивать. Для этого акцентируйте внимание на времени работы микроволновки или духовки, засекайте время пути от дома до парка, обращайте внимание на длительность мультфильмов или передач для детей. Вскоре ребенок поймет, что 10 минут – это немного, а полчаса равны одной прочитанной сказке.

3. Учите ребенка «сокращать» время

Конечно, время – это объективная единица. Но взрослые знают, что оно может восприниматься по-разному. Понаблюдайте за черепахами и белками.

В обоих случаях время наблюдения – 10 минут, но воспринимается оно неодинаково. За белками наблюдать интереснее, и время «пробегает».

Монотонные движения черепах неинтересны, поэтому наблюдение за ними кажется долгим. Вывод, чем интереснее занятие, тем быстрее пролетает время.

4. Мотивируйте ожидание

Процесс ожидания должен всегда заканчиваться чем-то приятным. Например, ожидание прибытия поезда несет в себе положительный момент: встреча папы, поездка на море или в гости.

Если теоретически это невозможно, то придумайте поощрительный момент. После посещения врача пойдем в кафе есть пирожные или в детский мир.

Ребенка должно ждать что-то приятное, это мотивирует на правильное поведение.

5. Подавайте правильный пример

Помните, что дети берут пример с родителей. Если вы находите себе занятие в поезде, общаетесь с соседями по купе, правильно распределяете время, то и ребенок будет стараться найти себе занятие.

Если же родители тратят время на возмущение, жалобы на неправильно построенный процесс очереди, то, очевидно, что и дети будут вести себя так же.

Вооружитесь тем, что может заинтересовать ребенка: раскраски, книжки, игрушки. Возьмите с собой еду для ребенка и воду. Делать это нужно обязательно, так как в противном случае ребенок найдет повод для своего бесконечного нытья.

Пусть в вашем запасе всегда будут словесные игры, соответствующие возрасту детей, ручка и для игр в крестики-нолики. Важно, чтобы всегда было чем занять ребенка.

6. Хвалите ребенка за терпение

Установите личный рекорд ребенка по ожиданию. Хвалите за любое увеличение времени. Обратите внимание на все потенциально опасные ситуации, возможные в процессе ожидания. Например, в транспорте оградите ребенка от попытки трогать стоп-кран, подходить к горячему титану, играть с замком на двери, хлопать дверью. Хвалите ребенка за то, что он услышал ваши предостережения и послушался.

7. Приводите пример плохого и хорошего поведения

Обратите внимание на поведение окружающих детей. Наверняка найдутся примеры хорошего и плохого поведения. Расскажите ребенку о чувствах родителей: как им стыдно, как они гордятся детьми. Попросите своего малыша отнестись с уважением к вам. Время от времени просите ребенка наблюдать за окружающими и делать вывод о плохом и хорошем поведении.

8. Отслеживайте состояние ребенка

Замечайте, когда ребенок доходит до грани своего терпения, и отвлеките его от негативных мыслей переключением на другой вид деятельности: предложите попить, дайте ему доступное задание, задайте вопрос. Любую проблему легче предотвратить, чем исправить.

Умение держать паузу имеет большое значение для воспитания характера. Терпеливый человек многого добивается в жизни благодаря терпению и выдержке. Мало кто задумывается, что эти важные черты закладываются в детстве в умении не ныть, а терпеливо ждать.

Светлана Садова

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/ozhidanie-bez-nytya-kak-nauchit-rebenka-zhdat/

Как научить малыша терпеливо ждать – Развитие ребенка

Как научить ребенка терпению

В процессе воспитания у родителей возникают всевозможные дилеммы, хотя на большинство из них уже существуют довольно простые ответы.

Однако такие ответы, как правило, остаются незамеченными либо отбрасываются в пользу еще более простых, на поиск которых устремляются родители, чтобы научить своего ребенка новому жизненному навыку.

Между тем, чтобы научить ребенка ждать в то время, когда ему очень хочется получить все и сразу, и тем самым избежать криков, скандалов и даже истерик, есть три простых и действенных способа. Родителям важно как можно раньше прибегнуть к их помощи.

Терпение – очень важная черта, без которой трудно справиться в жизни… и даже в жизни очень юного создания.К сожалению, терпеливыми не рождаются. Это добродетель, над которой нужно работать в течение многих лет. У взрослых ведь тоже порой возникают проблемы с тем, чтобы терпеливо дождаться результатов вложенных усилий.

Видимо, есть в человеческой природе такая потребность – получить все сразу, здесь и сейчас. Но есть и еще кое-что. Современный мир не настроен на терпеливое ожидание и требует от человека скорейших результатов.В обучении навыку ждать главное – это иметь реалистичные ожидания.

Например, у дошкольника могут быть проблемы с тем, чтобы дождаться своей очереди. Для него это естественная трудность, характерная для данного возрастного периода. Малыш предпочитает получить меньшую награду, но прямо сейчас, немедленно, чем подождать и добиться чего-то по-настоящему желаемого, но немного позже.

Несмотря на это, очень важно формировать и поддерживать умение ждать уже на самом раннем этапе жизни ребенка.Большие успехи, так же как и маленькие, но не менее важные, обычно не приходят легко и быстро. Они требуют многократного подъема после столь же многократных падений и последовательной реализации намеченного плана.

В том числе они нуждаются в терпении.

Предоставьте ребенку возможность обучения

Малыш не научится ждать, если каждый раз, когда он начинает беспокоить вас, вы прерываете свои занятия и устремляете все внимание на него, например, откладываете телефонный разговор, просите прощения у соседки, с которой разговариваете во дворе, и в итоге делаете именно то, что ожидает от вас ребенок.

Тем самым вы совершаете ошибку, которая тем больше, чем старше ребенок и чем более несносно его требование удовлетворить его (не обязательно острую) потребность. Поэтому вы можете научить малыша, что если он чего-то хочет, а в этот момент вы разговариваете по телефону, он может просто подойти и положить вам руку на колено или плечо.

Таким образом, вы получите нужный «знак» и избежите прерывания разговора.Некоторые предлагают учить ребенка ждать (что может быть полезно во многих ситуациях, например, в детском саду) путем такой отчасти игровой формы, как ставить перед ребенком любимую игрушку или фрукт и устанавливать таймер.

Каждый день прибавляя по секунде, вы может очень быстро получить удовлетворительные результаты. Для старших малышей при обучении терпению прекрасно послужат складывание пазла, построение карточного домика или создание различных фигур из спичек.

Другой важный аспект – это научить ребенка доводить начатое дело до конца: прежде чем начать чтение новой сказки, завершить прочтение старой, прежде чем приступить к новому пазлу, завершить складывать предыдущий, и так далее.

При этом каждый раз, пытаясь научить ребенка ждать и контролировать собственные эмоции, очень важно самому проявлять терпение.

Устанавливайте необходимые границы

Любить безгранично можно и даже нужно. Однако это вовсе не означает игнорирование определенных правил и ограничений. Даже ползающему младенцу они уже необходимы. Поэтому, если ребенок ведет себя плохо, надо реагировать и помогать ему исправить последствия своего поведения, сохраняя при этом равновесие, спокойствие и терпение.Важно придерживаться ранее установленных сроков и плана действий.

Не имеет смысла уступать только лишь потому, что ребенок настаивает на этом. Если вы всей семьей решили, что в воскресенье пойдете в кино, не переносите поход на субботу только потому, что ребенок все время ноет. Так вы зафиксируете и пресечете негативное поведение; покажете, что ныть абсолютно не выгодно и не результативно.

Ребенок не должен становиться центром вселенной

Удивительно, что многие взрослые боятся отказать своему ребенку. Они часто испытывают внутренний дискомфорт, с волнением предвкушая необходимость подойти к малышу, который какое-то время был занят определенным делом и должен предъявить результаты своей работы и получить от родителя долгожданную игрушку.

Но не проходит и минуты, как они отдают ему ее, так и не увидев «плодов» его труда. Между тем действие, которое он выполнял, всего лишь нуждается в продолжении и завершении, никакие дополнительные усилия при этом не требуются.

Каждый раз, когда мы потакаем ребенку, нам становится немного легче, наше самочувствие ненадолго улучшается, но такой подход совершенно не учит малыша ничему хорошему.

И это не удивительно, так как возводит его в «центр вселенной», где его потребности всегда важнее, чем потребности взрослых, а удовлетворение требований всегда первоочерёдно. В долгосрочной перспективе такой путь неприемлем и ведет к негативным последствиям.

Оцените публикацию

статьи: 2.5 из 5 на основе 2 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/243/

Для родителей
Добавить комментарий