Как управлять гиперактивным ребенком

Гиперактивный ребенок: кто виноват и что делать (часть 2) — Магазин развивающих игр и игрушек Умный ребенок

Как управлять гиперактивным ребенком
Купить книги о детской психологии>>

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач.

    1. Стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно предупредить возникновение новых конфликтных ситуаций.

    Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться…

    Улучшение состояния ребенка с СДВГ зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему.

Близким ребенка требуется разъяснить его проблемы, чтобы они поняли: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями.

Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания.

    В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать  крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления  повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями – с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников.

    Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.

    Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.

    2. Не жалейте  усилий на то, чтобы сформировать  у ребенка навыки  послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

    Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов.

В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать  в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать.

Через каждые 15-20 минут  разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

Каждый раз ребенку следует давать не более 1-2 инструкций, которые должны носить конкретный характер.

   Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации – это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах.

Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т.е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» – изображение тарелки).

После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.

   Еще один способ воспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки.

Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить.

Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.

   Для наведения порядка в комнате также могут помочь цветовые обозначения: ящикам письменного стола присвоим красный цвет, ящикам для одежды – синий, для игрушек – желтый. Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика,  позволяет успешно решить поставленную задачу. 

   3. Как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?

   Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду.

Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры).

Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.

   При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.

   Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом – т.к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).

   4. Призовите на помощь специалистов и постарайтесь вместе установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками.

Нежелание учителя вникать в эту проблему – тревожный сигнал! Если судьба свела вашего ребенка с педагогом, который с ходу зачисляет его в неуспевающие или невоспитуемые или перекладывает все воспитательные задачи на родителей, родителям не стоит испытывать чувство вины или опускать руки.

Каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе, не говоря уже о праве на среднее образование!

   От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе – в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.

   Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные  на определенные временные интервалы.  Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы.

   Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети.

   Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им  «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

   5. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Итак, всем, кто столкнулся с проблемой СДВГ, мы желаем оптимизма и терпения!

Галина Данилкина

Читать начало статьи>>>

Купить книги о детской психологии>>

Источник: https://www.rebenok.com/info/library/school/57338/

7 советов, которые помогут гиперактивным детям в учёбе

Как управлять гиперактивным ребенком

Бывает, что ребёнок плохо адаптируется к школе. По разным причинам он не вписывается в школьные правила, не может учиться сам и мешает другим.

Родители в отчаянии: вроде ребёнок как ребёнок, совсем неглупый, но при этом сплошные двойки и разочарования.

Ксения Букша, вооружившись исследованиями, литературой и собственным опытом, рассказывает о поведенческих проблемах гиперактивных детей и о том, что с ними делать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Для описания этой проблемы нередко используется «модный диагноз» — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Мы, однако, не будем пользоваться этим клиническим штампом.

Во-первых, гиперактивность и нарушения внимания далеко не всегда идут рука об руку. Проблемы это совершенно разные, и о дефиците внимания нужно говорить отдельно.

Во-вторых, даже у самых передовых медиков на данный момент нет консенсуса ни по поводу критериев СДВГ, ни по поводу того, что делать, если диагноз поставлен.

В США используется протокол WWK3, по которому детей с диагностированной гиперактивностью лечат риталином (метилфенидат — препарат-психостимулятор). Но по некоторым исследованием (например, по данным австралийских ученых) риталин при СДВГ долгосрочно неэффективен.

Другой основной препарат для лечения СДВГ — атомоксетин, известный у нас под названием страттера. Лекарство это достаточно эффективное, но вызывает значительные побочные эффекты, заставляющие многих родителей от него отказаться (тошнота, резкое снижение аппетита, замедление роста мышечной массы).

В странах СНГ гиперактивность практически не лечат лекарственно, назначая разве что ноотропы, по поводу которых полноценных, масштабных исследований не проводилось, или в тяжелых случаях нейролептики, что уж совсем необоснованно. Каким же образом лично мы можем сгладить проявления гиперактивности у ребенка и помочь ему адаптироваться в школе, если его особенности мешают учиться и общаться так, как это делает большинство его сверстников?

Вот экстремальный непоседа. Он бегает, раскачивается на стуле, машет руками, все время болтает, не хочет и не может слушать учителя, читать учебник, нормально писать в тетради. Зато отлично мешает учиться другим.

При этом он нередко отстает в эмоциональном развитии: умеет только «бегать с ребятами», но ему не хватает терпения, чтобы хоть как-то подстроиться, выслушать товарища. И потому у него не получается завести друзей. Учителя от него стонут, сверстники быстро начинают считать шутом или вообще изгоем.

Интеллект у него может быть высоким или нормальным — но бесконечная суета, бег, прыжки и вопли просто не дают ребенку проявить себя.

Почему опасно подавлять гнев детей и лучше позволить им выпустить пар

Как же определить свою позицию по поводу обучения нашего активного ребенка в школе? И что надо делать? Эти советы базируются как на личном опыте автора, воспитывавшего гиперактивного ребенка, так и на различной литературе. В частности, — отличной книге «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» петербургского психолога Екатерины Мурашовой.

1. Режим

Гиперактивному ребенку нужно продолжать вести «дошкольный образ жизни» лет до десяти. Ему нельзя быть маленьким менеджером, у которого все дни расписаны по кружкам и секциям. Нельзя оставлять его на продленке, если там нет дневного сна.

Послеобеденный отдых, прогулка, приготовление уроков, тихие игры и сон — только так. При подъеме в 7.30 гиперактивный младшеклассник должен «выключать свет» максимум в 21.00.

А перед этим — 20-30 минут лежать в постели и читать, рисовать или слушать аудиокнигу.

Распространенное заблуждение о гиперактивном ребенке — ему просто «надо дать выбегаться и устать», что если его «отдать в спорт, то он будет тратить свою чрезмерную энергию, и станет как шелковый». На самом деле сил у него не так уж много, просто он не может остановиться. А уж выносливости нет и вовсе никакой.

Если такого ребенка дополнительно возбуждать и «выбегивать», можно получить только вечерние истерики: дико устал, но все равно бешусь, пока не свалюсь

Кроме того, спорт как раз требует не неуправляемого, а точно отмеренного энергетического потока. Гиперактивный ребенок и на бытовом-то уровне не способен направлять свою энергию. Лучше выбирать такие секции, где главным предметом внимания является не результат, а процесс, чередование нагрузки и расслабления. Они могут быть и спортивными, но уж точно не профессиональными.

3. Не медленнее, а ритмичнее

У гиперактивного ребенка импульсы между корой и подкоркой головного мозга, регулирующие активность и торможение, проводятся медленнее, чем надо.

Как ни парадоксально это звучит, гиперактивный ребенок — в чем-то тормоз. Он быстро соображает, но еще быстрее выдыхается, и потому просто не успевает сам за собой

Это быстрый, но «рваный» контакт, мигающий свет. Наши основные усилия должны быть направлены не на то, чтобы что-то замедлить или целенаправленно успокоить, а на то, чтобы сделать ребенка во всех отношениях более плавным, ритмичным. Менее «дёрганым».

Этому служит и тот же режим (мерно, циклически повторяющийся круг дел — обязанностей, практик, видов отдыха), и маленькие циклы во время приготовления уроков (если каждый три или пять минут отвлекаться по плану, а не самопроизвольно — то постепенно учишься работать эти три минуты уже не отвлекаясь).

идея в том, чтобы находить ритм во всякой деятельности, заменять ритмом непроизвольные судорожные «включения» в активность и «выключения» из неё.

Здесь у опытных учителей обычно есть свои приемчики. Они знают, что ребенку надо трижды за урок под каким-нибудь предлогом выдернуть с места — к доске или в коридор. И что Антон будет меньше мешать, если дать ему отдельное поручение и не обращать внимание на то, что он качается на стуле во время контрольной.

7 важных тезисов о социализации

Если учитель ничего такого не придумывает, возьмем инициативу в свои руки. Договоритесь с учителем, например, о том, чтобы ребенок во время урока мог пару раз на пять минут выйти из класса. А ребенку поставьте на телефон таймер — но не со звуковым сигналом. Иногда уже этого «короткого ритма» бывает достаточно, чтобы поведение существенно улучшилось.

5. Как можно бережнее с оценками

Это нужно всем детям, но тем, у кого проблемы с поведением и прилежанием — в первую очередь. Внушите ребенку, что он — это не то, что ему поставили, будь то оценка или диагноз. И не то, как его назвали или прозвали. Он — не сумма своих особенностей и странностей, не «тот самый Иванов».

Нужно обязательно противопоставить школьной репутации ребенка что-то сильное и весомое. Конечно, идеально учить ребенка так и в таком месте, чтобы подобная репутация у него вообще не начинала складываться. Но получается не всегда. Во всяком случае, за порогом дома — никаких упреков и бесконечных «какой же ты…». Какой есть, такой и слава Богу!

Если гиперактивный ребенок растет в атмосфере постоянного недовольства, ему труднее компенсировать свои особенности

И к ним начинают добавляться другие: тяга к опасному экстриму, агрессивность, аддикции, сильные перепады настроения. Так что от школы его надо беречь, служить буфером, и по возможности выбирать мягких, бодрых и понимающих учителей.

Гиперактивный ребенок не может обеспечить сам себе постоянную включенность (см. пункт второй). Поэтому родитель должен формировать вокруг него волшебную коробочку, включая и выключая его вручную, но позволяя постепенно сформировать выносливость и усидчивость.

Эти вещи действительно крепнут путем долгих тренировок. Вот мы завели помидор на десять минут, и точно знаем, что эти десять минут ребенок будет сидеть тихо и с нашей рукой на голове решать уравнения.

Помидор зазвенел, ребенок получил маленькое поощрение, затем пять минут покувыркался на кольцах — и снова десять минут математической отсидки под гипнозом родителя.

Почему родители отказываются признавать, что их ребёнок уже вырос

Но как только родитель замечает, что ребенок уже в состоянии обеспечить себе этот ритм сам, он вручает пульт управления самому ребенку. Крайне важно помочь ему самостоятельно поддерживать свои ритмы. Для этого можно приспособить самые разные приемы. От доски, где можно плюсиками отмечать сделанные дела, до упомянутого помидора или таймера на телефоне.

Крайне важная задача — перевести гиперактивного ребенка на самообеспечение

Ведь если мы продолжим управлять им вручную, то неизбежно задолбаемся до крайности, да и дитятко инфантилизируем. А если просто махнуть рукой, то… кто-то выплывет, а кто-то съедет так, что потом трудно будет наверстать. Нет, я не про оценки, а про психическое здоровье, зависимости, образ жизни. Гиперактивные дети в группе риска по многим параметрам.

7. Посмотрите на себя

Очень часто гиперактивные дети рождаются у гиперактивных родителей. Если это про нас, то поразмыслим над собственными привычками и над теми приемами, которые помогают нам все-таки адаптироваться в обществе.

В гиперактивности на самом деле масса плюсов, особенно по нынешним временам

Адаптированный гиперактивный человек быстрее соображает, легко переключается (в то время как неадаптированный гиперактивный переключаться вообще не умеет). И хотя быстро устает, но быстро и отдыхает.

Работающий короткими циклами проект-менеджер, intraday-трейдер, легкий на подъем журналист, фрилансер, которого «ноги кормят», любитель постоянных командировок (приехать и отоспаться сутки) — гиперактивные живчики при умелом управлении своим неровным потоком энергии способны быстро и легко сворачивать разнообразные горы. Но очень важно научиться правильному обращению со своими особенностями, чтобы они не перерастали в патологию, а, наоборот, делали человека более эффективным.

Почему скука не вредна, а полезна для детей

7 кинолент, которые помогут детям понять особенных людей

Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/9534708-overactivity

Гиперактивный ребенок. Как помочь?

Как управлять гиперактивным ребенком

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • досуг

Почему на осинках не родятся апельсинки? Осинка — дитя холодного cевера, апельсинки — плоды темпераментного жаркого юга. Континентальная несовместимость.

Ваш ребенок похож на неугомонный апельсин? Импульсивный, крайне подвижный, не сидит ни минуты спокойно? Одним словом, очень активный, трудный ребенок или, говоря научным языком, гиперактивный.

Мы специально начали разговор с осинок и апельсинок. В 95% гиперактивность — наследуемый признак. Но очень активный и гиперактивный ребенок — это две большие разницы.

Первый и самый важный совет: не стройте догадки и предположения, обратитесь за квалифицированной консультацией к специалисту. Неправильно говорить о гиперактивности как таковой.

Она является компонентом психофизиологического расстройства мозговых функций, названного синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Это означает, что вкупе с повышенной активностью у ребенка наблюдаются проблемы с вниманием.

СДВГ — это многоплановое расстройство функционирования мозга, особенности поведения ребенка не имеют отношения к плохому воспитанию, аллергии и т.п.

Важно понять, что при СДВГ нужен комплексный подход во всем.

1. Учитывать комплекс нарушенных мозговых функций: проблемы с поддержанием оптимального тонуса жизнедеятельности, (быстрая утомляемость и снижение интереса), отставание функций программирования и контроля (невозможность спланировать и выполнить последовательность действий), отставание в развитии зрительно-пространственных функций.

2. Комплексный подход в диагностике и лечении. Одновременное наблюдение у невропатолога и психолога (нейропсихолога).

3. Комплекс родители—ребенок — основа социализации и нормального развития ребенка. Традиционно СДВГ диагностируется в 5-6 лет, реже в 2-3 года. В последнем случае для психологической коррекции вы можете обращаться на кафедру нейропсихологии вуза вашего города.

Что можно посоветовать родителям ребенка с СДВГ?

Запаситесь терпением, спокойствием и настроем на успех. Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциональному фону и совершенно нечувствителен к наказаниям и порицаниям. Бесполезно говорить: «Не делай!», «Нельзя!», «Перестань!».

Эффективно переключать внимание на что-то другое. (Вместо «Не прыгай на диване!» — «А сколько раз подряд ты сможешь отбить мяч ладошкой от пола?». При этом считать вместе с ребенком и обязательно похвалить несмотря на результат.

)

Хвалить ребенка с СДВГ нужно при любой возможности для поддержания тонуса внимания и готовности продолжать занятие.

Игра — это основной способ освоения окружающего мира, в том числе и для детей с СДВГ. Последние часто предпочитают шумные и активные игры, что вполне обоснованно. Но выбирайте те, что имеют четкие правила. Начните с самых простых, постепенно прибавляя и усложняя условия.

Благодаря подобной технике ребенок научается подчинять свою деятельность цели, одновременному удерживанию в активной памяти и внимании нескольких целей, соответственно тематике игры получает полезный навык, стабилизируется эмоциональная сфера, развиваются навыки общения.

К таким играм относится большинство дворовых игр: прятки, «да-нет не говорить, черное- белое не предлагать», «морская фигура». В старшем возрасте пионербол, футбол, баскетбол и т. д.

Для совсем маленьких детей можно использовать игры с четкими правилами передвижения предмета с места на место (не «принеси маме мячик», а «дай маме в руки красный мячик»). Добившись выполнения, правила усложняют (просят принести два мячика сразу или один мяч папе, другой маме и т. д.).

Старайтесь, чтобы правила были направлены на разные виды мозговой активности, особенно те, что ослаблены. Помните: проговаривая вслух, дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки.

Об особенностях школьного обучения при СДВГ

Наблюдается парадоксальная ситуация: при высоком уровне интеллекта — низкая успеваемость. Причины те же, что и в раннем возрасте. СДВГ остается и влияет на развитие ребенка вплоть до подросткового возраста, иногда и дольше.

На помощь вам, как и прежде, придут спокойствие, уверенность, хорошее настроение и игровая организация деятельности. Но не забывайте: в случае явных и нарочитых правил ребенок начнет упрямиться, сопротивляться и быстрее обычного потеряет интерес. Чередуйте подвижные и сидячие игры, старайтесь подбирать уровень сложности так, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что он не справится.

В школьном возрасте ребенок с СДВГ все также остается нечувствителен к наказаниям и отрицательным стимулам. Не стоит говорить: «Ты должен сделать домашнее задание за 1 час!» Лучше : «Давай сегодня попытаемся сделать домашнее задание за 1 час». Или другой пример.

Ребенок постоянно забывает записывать домашнее задание. Вместо очередного выговора попробуйте каждое утро говорить «Сегодня для тебя самое важное — записать в дневник домашнее задание!» Сначала это будет в ущерб учебе, позже ребенок освоит цель и перейдет к новой.

При плохом выполнении домашних обязанностей также можно использовать игру. При мытье посуды расставляйте тарелки в особой последовательности или мойте наперегонки. При уборке пола просите его подметать левой рукой и т. д.

Обратите внимание и на пакеты развивающих компьютерных игр. Ребенок сначала проходит тестирование, затем компьютер, проанализировав результат, корректирует комплекс игр индивидуально для тренировки ослабленных функций.

Мы неоднократно упоминали о неэффективности наказаний ребенка с СДВГ, но если вы считаете наказание правомерным, оно должно следовать сразу за провинностью. Иначе из-за рассеянности внимания ребенок не поймет взаимосвязь.

Подводя итог, еще раз перечислим основные аспекты, чем и как родители могут помочь ребенку с СДВГ:

  • диагностика и комплексный подход в лечении;
  • обязательное выполнение всех рекомендаций специалистов;
  • основной способ взаимодействия и обучения необходимым навыкам — игры, в том числе, шумные и подвижные;
  • спокойствие, терпение, уверенность и настрой на хорошее.

Помните, что несмотря ни на что вы любите своего ребенка. Просто ему нужно уделять чуть больше внимания, и необходим творческий подход в воспитании и обучении!

Елена Алексеева, психолог

Достаточно ли ребенку вашего внимания?

В быстром ритме жизни часто не замечаешь, что ребенку не хватает родительского тепла, ласки и любви, даже игр с мамой и папой. Портал Я – родитель предлагает вам пройти тест, который определит, достаточно ли вы уделяете ребенку своего внимания.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/giperaktivnyy-rebenok-kak-pomoch/

Как управлять гиперактивным ребенком?

Как управлять гиперактивным ребенком

Max IQ: 50

Активен

Тест прошли: 11

Причины гиперактивности могут быть самыми разнообразными – наследственная предрасположенность, гипоксия плода во время беременности или родов и неправильное воспитание.

Каждой маме, конечно, хотелось бы, чтобы ее ребенок был послушным, усидчивым и хорошо учился.

Но, скажите честно, вы хоть раз видели такого вот – во всех отношениях идеального ребенка? Зато, наверняка, каждый из вас не раз встречал совсем других детей – тех, кого называют непоседами, которые нередко раздражают взрослых, а собственных родителей порой просто доводят до отчаяния. А как быть, если такой вот непоседа растет в вашей семье?

Это слишком

Слишком шумный, слишком энергичный, слишком активный – для нас, взрослых, любые бурные проявления эмоций и чувств – это уже «слишком».

Но, ведь ребенку и «положено» быть живым и озорным – так где же проходит та самая грань, отделяющая «обычного» ребенка, от гиперактивного непоседы? Гиперактивными обычно называют детей-холериков – им действительно трудно усидеть на месте – ведь столько хочется узнать, успеть, попробовать… Такого ребенка легко отличить от других, по быстрому темпу речи, активной мимике, жестикуляции и конечно, постоянному движению. Справедливости ради, стоит отметить, что у гиперактивных детей немало несомненных плюсов и преимуществ – это лидеры по натуре, очень увлекающиеся личности, общительные, они не боятся проявлять инициативу, всегда нацелены на победу и нисколечко не сомневаются в собственных силах. Гиперактивные малыши, как правило, с самого детства понимают, чего хотят и как этого добиться, что не удивительно – столько жизни в них!

Так что же тогда, несмотря на все плюсы, обычно беспокоит родителей гиперактивных малышей? Все тот же холерический темперамент делает чрезмерно активных детей еще и слишком вспыльчивыми, непослушными, импульсивными, упрямыми, а иногда даже агрессивными. Такие дети не умеют проигрывать – если что-то пошло не по их плану, маленькие непоседы начинают злиться, кричать, топать ногами – в общем, очень бурно выражать свои эмоции. Многие родители, наблюдая, как их ненаглядное чадо впадает в истерику, совершенно теряются и выносят вердикт – неуправляемый. На самом же деле, таким поведением гиперактивный ребенок показывает, что нуждается, чтобы его услышали и поняли – просто по-другому объяснить это он не умеет…

В чем проблема?

Повышенная двигательная активность мешает гиперактивным детям подолгу удерживать внимание на выполнении одной задачи. Невозможность сконцентрироваться и желание сделать миллион дел одновременно  – и есть основной «корень зла» гиперактивности.

Первые проблемы у малышей возникают еще в детском саду, где им бывает сложно подчиняться дисциплине, справляться с заведенным распорядком дня и взаимодействовать с коллективом. Отсутствие самоконтроля приводит к тому, что гиперактивные дети часто оказывается в рядах неуспевающих.

Причины гиперактивности, могут быть самыми разнообразными – наследственная предрасположенность, гипоксия плода во время беременности или родов, микроклимат, в котором растет малыш, а иногда и неправильное воспитание.

Если из-за гиперактивности у ребенка возникают проблемы с учителями или сверстниками, необходимо проконсультироваться со специалистом – врач, поставив диагноз «синдром гиперактивности и дефицита внимания» может назначить курс коррекционных занятий или направить на лечение к нейропсихологу и логопеду-дефектологу.

Вместе мы справимся!

Гиперактивный ребенок особенно остро нуждается в поддержке и понимании родителей и если в вашей семье растет такой малыш, в ваших силах помочь ему.

  • Помните, что ваш ребенок все время ждет вашего одобрения – не забывайте хвалить его даже за малозначительные успехи.
  • Немалого времени потребует воспитание усидчивости – необходимо каждый раз добиваться от ребенка, завершения начатого дела. Включайте фантазию – чтобы малыш не устал важно поддерживать его интерес к работе свежими идеями и креативным подходом к решению задачи.
  • Также особое внимание может потребовать воспитание тактичности, вежливости. Малышу необходимо научиться выслушивать других людей до конца, не перебивая и прислушиваясь, к тому, что ему говорят. В свою очередь, вы должны обязательно выслушивать и своего ребенка – для него очень важно понимать, что его мнение ценно для вас.
  • Очень важный шаг в воспитании гиперактивного ребенка – заставить его осознать последствия своих действий. Объясняйте малышу, почему он вас расстроил или обидел своим поступком – ребенок должен научиться обдумывать свои действия, прежде чем совершит их.
  • Немаловажно приучить ребенка к ответственности – привлекайте его к выполнению домашних дел, просите о помощи – пусть чувствует себя важным и нужным для вас человеком.
  • Гиперактивному непоседе необходимо научиться направлять свою неуемную энергию в творческое русло – обязательно играйте, пойте, рисуйте, танцуйте с ним. И поверьте, вашему малышу тоже есть чему научить вас – например, смотреть на мир его, восхищенным взглядом, ощущать жажду открытий, наслаждаться переполняющими вас эмоциями – проще говоря, быть самим собой! 

Воспитание «особенного» ребенка – всегда нелегкий труд. Но, именно от вашей мягкости и одновременно настойчивости, будет зависеть, насколько успешным, целеустремленным и чутким человеком вырастет ваш маленький сорванец.

Источник: http://webwoman.ru/kak-upravljat-giperaktivnim-rebenkom

Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?

Как управлять гиперактивным ребенком

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Любой недуг, который обнаруживается у малыша, рождает у родителей лавину вопросов: как быть, что делать, как помочь? В случае с синдромом дефицита внимания и гиперактивности родительская поддержка играет ключевую роль в его успешном преодолении.

Основные трудности, с которыми сталкивается ребенок с СДВГ, касаются способностей к концентрации внимания, планированию и предвидению последствий своих действий, регулированию моторной активности (ребенку трудно сидеть на месте, трудно остановиться, успокоиться и т.п.

) Зная это, родители должны взять на себя функции “регуляторов”. Как это выглядит в реальности.

Вот несколько групп рекомендаций для родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника с СДВГ. Как взаимодействовать с ребенком? Упрекать ребенка с синдромом дефицита внимания в его активности, невнимательности, забывчивости, импульсивности и т.д.

, также бессмысленно, как упрекать, к примеру, голубоглазого человека в цвете его глаз. Правда у ребенка есть преимущество, что со временем и при грамотном подходе его особенности, беспокоящие окружающих, исчезнут или станут менее выраженными.

Но когда это произойдет?

Не секрет, что ребенок с СДВГ “выматывает”, (а порой просто приводит в бешенство) родителей своей активностью и непосредственностью. Гнев, возмущение трудно поддаются контролю, однако, выражая недовольство, избегайте угроз, категоричных слов и выражений.

Вместо слов “прекрати”, “нельзя”, “сейчас ты у меня получишь” предложите ребенку что-то, переключив его внимание. Например, ребенок хочет насыпать соль из пакетика в банку, Вы наверняка уверены, что он ее просыпет, но на уборку сейчас нет времени. Можно сказать: “Сынок, я не могу разрешить тебе пересыпать всю соль сейчас. Ты можешь ложкой насыпать соль в солонку”.

Либо, если все-таки временной запас имеется: “Как ты думаешь, что нужно сделать, чтоб насыпать ее аккуратно?”

А когда возможно дайте случиться тому, что неизбежно. Старайтесь разговаривать с ребенком спокойным ровным тоном. Обращаясь к нему, будьте не просто в поле его зрения. Необходимо установить контакт глаз, возможно, взять за руку, прикоснуться к плечу.

Когда чувствуете, что сдержаться очень трудно, позвольте себе взять “тайм-аут”: глубоко вдохните-выдохните, раз 5-7 или посчитайте до 10, либо просто на пару минут останьтесь в одиночестве, если ситуация позволяет.

Постоянно поощряйте ребенка за любые успехи в преодолении его обычного поведения: “Как здорово, что прежде, чем насыпать соль, ты подставил поднос, подумал об аккуратности своих действий”.

” Ты такой молодец! Вспомнил, что скоро ложиться спать, и стал сам собирать машинки в ящик!” Организация всей жизни ребенка должна действовать на него успокаивающе. Это, в первую очередь, касается режима дня.

Неизменность ежедневных дел, их последовательности, придает ребенку уверенности в стабильности окружающего мира, а значит, не требует излишнего расхода энергии на “предвидение”, чего же ждать от следующего момента жизни. Если ребенок посещает детский садик, проблем с режимом обычно нет.

В выходные, на каникулах режим также должен соблюдаться. И оправдания, что “завтра можно подольше поспать”, “давайте съездим в гости вечером”, “пришел друг, с которым не виделись сто лет” – не подходят. К сожалению для взрослых, режим дня в семье должен быть жестким.

Детям с СДВГ необходим дневной сон не только в дошкольном возрасте, но и в младшем школьном от 2 до 4 часов ежедневно.

Режим приема пищи также должен быть максимально неизменным. Как и чем заниматься с ребенком? Оптимальное время для занятий с гиперактивным ребенком – утренние часы, примерно с 9 до11.

Поэтому, если ребенок посещает детский сад, “развивать” его вечером после садика нет смысла, даже если он настойчиво требует отвести его в бассейн, на танцы, рисование, пение, борьбу и т.д. Его огромный запас энергии – лишь видимость.

Мозг гиперактивного ребенка работает с постоянным перегрузом!

Планируя домашние занятия, к примеру, на каникулах, старайтесь выбирать утреннее время. Существует огромное количество литературы, развивающих игр, посвященных этой теме. И при желании можно приобрести все это добро в любом книжном или детском магазине. Но при выборе игр для ребенка с СДВГ необходимо придерживаться некоторых правил:

а) в игре должны быть четкие и понятные инструкции;

б) игра должна быть короткой по времени и удовлетворять потребность ребенка в двигательной активности, помимо задач по развитию внимания и т.п.;

в) результат игры должен наступать очень скоро;

г) необходимо иметь в запасе несколько коротких игр, и чередовать их, не позволяю ребенку пресытиться и устать от однообразия.

Как и во что играть? Приведу несколько простейших игр, доступных родителям в любое время и не утомляющих ни их, ни ребенка-дошкольника.

• По пути из магазина домой, например, можно предложить посоревноваться, кто первый увидит синюю машину, девочку в белой шапке, мужчину с собачкой на поводке и т.п.

Такое нехитрое развлечение поможет ребенку удерживать в голове инструкцию и тренировать внимательность. При поездке в машине можно посчитать (если малыш умеет считать) или также, кто первый увидит красные машины, едущие навстречу.

(По опыту скажу, что обращать внимание нужно на что-то редкое или не часто встречающееся. Иначе интерес ребенка быстро улетучится.)

• Старинная детская игра: “Да” и “нет” не говорите, черное с белым не берите”, – также здорово тренирует внимание.

• “Что у нас нового в комнате?” Положите какой-то небольшой новый предмет (игрушку, вкусняшку, новые фломастеры и т.п.) на относительно видное место, и предложите ребенку его отыскать. Только не прячьте его в труднодоступных местах, ребенок должен иметь возможность найти предмет взглядом.

• Игры с веревочками. Если помните из собственного детства, была такая забава в младшей школе. Связав концы веревочки, двое играющих снимают друг у друга с рук затейливые веревочные переплетения. Для ребенка старше 5 лет – это прекрасный способ развить внимание и координацию движений.

• Игры типа, “проведи зайчика к морковке через лабиринт”, “найди 10 отличий”, лото, настольные игры с правилами – хороший способ не только развивать ребенка, но и просто позитивно общаться с ним.

Только лабиринт для Вашего “моторчика” должен быть, по началу, самый короткий, а отличия в картинках – суперочевидными. Одна мама рассказывала мне свой метод воспитания у ребенка усидчивости, вычитанный ею в книге.

Ежедневно она усаживала своего пятилетнего сына слушать сказку и ставила перед ним часы. Мальчик должен был просто спокойно сидеть рядом, пока она читает: “Пока большая стрелочка не окажется вот на этой цифре и не зазвонит будильник”. Начинали они с 3-х минут.

Естественно, что поначалу сын не слушал, вертелся, переспрашивал, когда же раздастся звонок. Но мама спокойно продолжала ему читать. По завершении отмеренного времени, малыш мог отправляться на все четыре стороны.

Постепенно он привык сидеть спокойно, потом начал слушать, что ему читают не перебивая, заинтересовался содержанием историй. Как только это произошло, мама стала увеличивать время: 5 минут, 7, 10, 15 и т.д.

За полгода ей удалось добиться того, что ребенок, не вскакивая, сидел и слушал чтение в течение 40 минут! Надо сказать, что редкий здоровый пятилетний ребенок способен на такой подвиг. Однако именно такое время ребенку предстоит спокойно проводить в школе на уроках. Так, что этот метод, тоже, кажется мне эффективным.

Главное, чтобы книга была интересной и подобные занятия ежедневными, а не от случая к случаю. (Применение этого метода не означает, что отныне книги ребенку предстоит слушать только в таком режиме.) Как организовать его домашнее пространство?

Поскольку ребенок с СДВГ не способен сделать так, чтобы его ничего постороннего не отвлекало, важно грамотно организовать “территорию”, на которой он живет. В ее оформлении необходимо избегать ярких цветов, сложных композиций и “эффекта мельтешения”. “Минимализм” – лучший стиль дизайна интерьера для таких детей.

Во всем доме должен поддерживаться порядок и, особенно, в комнате ребенка. Любой малыш имеет весьма смутные представления о том, как убрать комнату, не говоря уже о малыше с СДВГ. Это сложный мыслительный процесс, сочетающий планирование, принятие решений каким способом убрать, как и что сортировать и раскладывать, организацию времени и т.п.

Поэтому, во-первых, Вы сами должны точно представлять, что такое “убранная комната”.

Желательно, чтобы все вещи и игрушки содержались в шкафчиках с дверцами, или на полках в коробках (ящиках). Хорошо, если ящики будут одного цвета и на них будут наклейки, что в них содержится. В каждом ящике должен быть только один вид игрушек или вещей (только машинки или только конструктор; только майки или только носочки, и т.п.)

Придерживайтесь одного и того же расположения ящиков. Игрушек у гиперактивного ребенка должно быть умеренное количество. Необходимо придерживаться правила, что перед тем, как взять новую игру, прежняя должна оказаться на своем месте.

Если на наведение порядка не хватает времени, можно, изредка складывать их в одно место, например в большой ящик, чтобы затем рассортировать их по своим местам. Раз в неделю и в отсутствии ребенка разберите все игрушки и выкиньте все поломанные, старые, неиспользуемые игрушки, непригодные фломастеры, карандаши и т.п.

Делайте это в один и тот же день недели регулярно. В этот же день выносите непригодные игрушки из дома. Если Вы планируете спрятать часть неиспользуемых игрушек на время, сложите их в закрытую коробку и уберите в недоступное для малыша место. Уборка комнаты совместно с ребенком должна производиться в одно и то же время.

Давайте ребенку краткие и четкие инструкции, что и куда убирать. “Машинки убери в коробку, фломастеры в стол”. Наводите порядок вместе, постоянно объясняя, пока ребенок не скажет: “Хочу сам”. Со временем увеличивайте число поручений, которые ребенок способен выполнить самостоятельно.

Ограничьте время уборки, используя таймер. К примеру, 15 минут уборка, затем 10-15 минут перерыв, снова уборка. Никогда не позволяйте ребенку спать в неубранной комнате! Место, которое ребенок использует для занятий (рисование, лепка, конструирование и т.п.) должно быть максимально “очищено” ненужных и отвлекающих вещей.

В идеале, это должен быть чистый стол, на который ребенок лишь приносит то, что ему необходимо в данный момент, а затем возвращает на место.

Избавьте комнату ребенка от милых безделушек, “исторических” или “сентиментальных” вещей, которые не важны ребенку лично. Как организовать его питание? В одном американском исследовании приводится факт, что у большинства детей с СДВГ нарушен метаболизм глюкозы.

То есть, поев сладкого (сахар, сладкие фрукты, фруктовые соки, сладости, особенно промышленного производства и т.п.), у гиперактивных детей происходит огромный выброс энергии (но ведь мозг ребенка и так работает “на пределе”, зачем ему эти “вспышки”?). Понаблюдайте за своим ребенком, если у него это тоже имеет место быть, сладкое должно быть весьма ограничено.

В этом же исследовании указывают, что полный отказ от искусственных красителей, консервантов, ароматизаторов, глутамата натрия, кофеина и шоколада в пище, на протяжении 3-х месяцев приводило к значительному улучшению состояния и поведения детей.

Кроме того, сласти и “искусственная еда” (вышеперечисленная) приводят к недостатку в организме ребенка магния, а этот минерал необходим для спокойного сна. Магнием богаты орехи, семечки, гречка, рожь, овес, бобовые, арахис, зелень.

Важная “пища” для мозга – продукты, богатые холином и лецитином. Эти вещества – строители и защитники нервной системы, – содержатся в яйцах, печени, рыбе и молоке.

Ребенку с СДВГ необходимо полноценное белковое питание, так как вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой (а с этим у гиперактивных детей имеются проблемы), “сооружены” из белков. Источники белка – творог, мясо, яйца, несладкий йогурт (кстати, в йогурте белка больше, чем в молоке).

Витамины группы В значимы для нормальной работы нервной системы. (Вы можете проконсультироваться с врачом, принимать ли витаминный комплекс или ограничиться пищей, богатой этими витаминами). И еще один важный момент. Необходимо постоянно следить за состоянием микрофлоры кишечника у ребенка.

Так как дисбактериоз некоторые врачи считают фактором способствующим гиперактивности. В завершении скажу, что среди огромного количества образовательных и воспитательных методик, существующих для коррекции СДВГ и просто для развития детей, система М. Монтессори представляется настоящим спасением для гиперактивных детей.

Один из главных эффектов ее в том, что ребенок обучается и развивается не по требованию взрослого, а привыкает самостоятельно, за счет собственного интереса, быть усидчивым, внимательным, регулировать свое поведение, сталкиваться с последствиями своих действий (как отрицательных, так и положительных) и нести ответственность за них.

Здоровья Вам и Вашему ребенку!

Анастасия Пащенко, психолог

Источник: http://montessori.tom.ru/links/interesnye-psikhologicheskie-stati/giperaktivnyj-rebenok-kak-emu-pomoch

Для родителей
Добавить комментарий