Как ваш малыш воспринимает информацию

Содержание
  1. Алгоритмы действий. Как обучать кинестетика?
  2. Психотипы детей
  3. Как ваш малыш воспринимает информацию
  4. Переключение VS погружение
  5. Сам или вместе?
  6. Какого типа восприятия ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик?
  7. Особенности ребенка-аудиала
  8. Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:
  9. Особенности ребенка-визуала
  10. Правила обучения и воспитания детей-визуалов:
  11. Особенности ребенка-кинестетика
  12. Восприятие информации детьми
  13. Рекомендуем посмотреть:
  14. Трудности в учебе. Как помочь? | Детский психолог
  15. Что такое исследование индивидуальных особенностей?
  16. Почему важно знать эти особенности?
  17. Что же должны делать родители, и нужна ли дальнейшая помощь специалистов?
  18. воспринять информацию на слух правильно сориентироваться на пространтстве листа бумаги (отступить от полей, если это красная строка, вовремя сделать перенос) правильно расположить элементы букв и буквы в пространстве следить за заглавными буквами и точками в конце предложений параллельно проверять, нет ли орфографических ошибок поддерживать нужный уровень концентрации внимания и работоспособности не говоря уже о том, что текст должен быть написан хорошим почерком
  19. Что разумно сделать в начальной школе для предотвращения будущих трудностей в учебе и невротических реакций?
  20. И что происходит дальше?
  21. Как долго нужно заниматься у вас в центре?
  22. Почему же этого не могут сделать в школе?

Алгоритмы действий. Как обучать кинестетика?

Как ваш малыш воспринимает информацию

Если ваш ребенок с трудом учится читать, осваивает грамоту, не может запомнить и применить самые простые правила, не может дождаться конца урока, не стоит обвинять его в лени, невнимательности и отсутствии способностей. Возможно, он не в состоянии воспринимать информацию просто потому, что его учат не так!

Если ваш ребенок с трудом учится читать, осваивает грамоту, не может запомнить и применить самые простые правила, не может дождаться конца урока, не стоит обвинять его в лени, невнимательности и отсутствии способностей. Возможно, он не в состоянии воспринимать информацию просто потому, что его учат не так!

Каналы восприятия, или Как мы познаем мир?

Как известно, мы воспринимаем новую информацию с помощью основных каналов восприятия – зрительного, слухового и кинестетического. Но не все они развиты у человека одинаково хорошо: рождаясь, каждый ребенок имеет все эти каналы восприятия, однако, с течением времени, один из них начинает развиваться лучше других, «охватывает» больший участок в коре головного мозга, его и называют ведущим.

Пока наука не нашла точного ответа на вопрос, почему так происходит, и какой канал станет таковым. Но, зная лидирующий канал вашего ребенка, вы сможете заметно облегчить ему учебу в школе, объяснить любую задачу, а еще – помочь в развитии других, менее востребованных каналов – анализаторов.

Как говорят специалисты: «Человек, у которого одинаково хорошо развито несколько каналов, может стать гением».

Кинестетиков большинство?

Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, большинство детей сегодня можно назвать кинестетиками, то есть, ведущими у них являются двигательные и тактильные ощущения.

В течение трех лет (с 2006 по 2009 годы) ученые обследовали более полутора тысяч младших школьников 23-х петербургских общеобразовательных школ: 22 процента детей оказались зрителями, 6 процентов – воспринимают информацию с помощью слуха и 72(!) процента – кинестетики.

Этим, как считают специалисты по речемыслительному процессу, и объясняются трудности в освоении детьми школьной программы, о которых сегодня много говорят учителя и родители. Но проблема, как считают ученые, не в низких способностях современных детей, а в устаревшей системе преподавания.

«В обучении ребенка необходимо учитывать все три основные канала восприятия информации, в то время как в школах до сих пор ориентируются лишь на два канала – зрительный и слуховой», – утверждает разработчик методики «Профилактика школьной неуспешности», специалист по речемыслительной деятельности Академии постдипломного педагогического образования Татьяна Аристова.

Он не лентяй! Он – кинестетик

Если у вашего ребенка основной канал восприятия обучающей информации не зрительный и не слуховой, то 90 процентов усилий школьных педагогов уходит впустую! Считается, что когда формировалась система классического школьного образования, большинство учеников было визуалами.

Впрочем, это лишь предположение, так как до конца 20 века в нашей стране исследований на эту тему не проводилось: первые работы по нейролингвистическому программированию появились у нас лишь в 60-е годы прошлого столетия.

Так или иначе, ярко выраженным визуалам знания всегда давались легче: ведь если ребенок – зритель, он с малолетства получает и анализирует информацию в виде картинок, роликов, затем букв. Аудиалам сегодня в школе тоже достаточно комфортно, ведь пятьдесят процентов информации учитель дает устно, плюс диктанты, ответы с места, и так далее.

Кинестетикам, для которых в первую очередь важно чувственное восприятие, а значит, движение (чтобы понять, необходимо попробовать, потрогать, то есть совершить какое-нибудь движение), сегодня сложнее всех. «Не вертись! Сиди ровно! Не грызи карандаш!» – знакомые замечания? А кинестетик просто не может не вертеться и сидеть ровно.

Такие дети за 45-тиминутный урок меняют позу не менее тридцати раз и могут сгрызть за неделю пять карандашей. Это вовсе не значит, что ребенок невнимательный или ничем не интересуется. «Он начинает грызть – он начинает действовать, – говорит специалист по речемыслительной деятельности Татьяна Аристова, – надо энергию кинестетика направить в нужное русло. Тогда появятся результаты и интерес к учебе».

Алгоритм действий для кинестетика

Как у нас в кинематографе было принято изображать работу ученого, поэта, мыслителя? Посидел, подумал….Встал, походил из угла в угол, посмотрел в окно…осенило! Сел, записал. Типичные действия кинестетика: на ходу им думается лучше! Так и ребенок.

Если он лучше заучивает стихотворение на бегу, или во время лепки, так пусть носится по комнате, лепит и  повторяет при этом заданное. Если же этого недостаточно, можно взять карандаши и зарисовывать последовательно все, о чем говорится в стихотворении.

Кинестетику обязательно надо дать алгоритм действий: что за чем делать. «Мы раньше думали, что ученики просто ленятся учить правила грамматики, сейчас поняли, что на самом деле, эта информация ими просто не воспринимается», – говорит преподаватель 38-ой школы Петербурга.

В этой школе экспериментальные группы работают по системе «Профилактика школьной неуспешности». Многие родители поначалу пребывали в «культурном шоке»: дети не сидят по струнке, могут вставать, двигаться, задавать вопросы.

Учитель вместе с учениками проговаривает, что сейчас будет делать и для чего: « Сейчас мы сделаем упражнение. Мы будем отрабатывать окончания имен существительных». Ребенок должен понять, для чего ему надо выучить то или иное правило. И как оно работает.

Пример: Правило «разделительный мягкий знак пишется перед я, е, ю, и» . Если кинестетик просто прочтет правило, то тут же забудет. Надо предложить ему медленно произнести слово ЛЬЮ : «ЛЬЬЬЬЮЮЮ» – и обратить внимание на звук посередине.

Далее вы вместе рассуждаете: « Оказывается, между звуком «Л» и «Ю» есть еще один звук, который смягчает «Л». Получается, что «Л» у нас мягкий согласный.

Значит, надо поставить разделительный мягкий знак, который разделит «ль»( мягкий согласный) от «ю»( тоже мягкий согласный)».

Так кинестетик действует, проверяет, анализирует. Получает алгоритм действия для применения в следующий раз. И …обучается. Кинестетику важно понять, как можно применить то или иное правило и не только русского языка.

Для чего учить теорему? Как можно ее применить в жизни? Иными словами: какое можно совершить с ней действие? Кинестетика удовлетворит объяснение, что «Теорему косинусов» необходимо выучить для того, чтобы уметь правильно наклеить обои (в конце концов, в Питере у всех неправильные стены и углы!)

Самое главное, нам, сегодняшним родителям понять, что далеко не всегда обвинение в лени и невнимательности справедливо к нашему ребенку. И клеймо, что «ребенок неуправляем и ничего не хочет знать» – не спешить навешивать.

Просто потому, что ребенку никто не объяснил так, чтобы он понял. Если в процессе обучения участвуют все каналы восприятия, то учеба становится легкой и доставляет удовольствие! Ведь, не один, так другой канал сработает.

Как сделать так, чтобы работали все каналы?

Сотрудники Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования привели мне в пример опыт гениального педагога – бабушки поэта Михаила Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой: «Комната Мишеньки была в несколько слоев обита солдатским сукном, в ней он мог делать все что угодно – рисовать на стенах и потолке, носиться, петь, орать, все что взбредет в голову. Дядька, находившийся в покоях барчука, лишь следил, чтобы с Михаилом Юрьевичем чего опасного для жизни не случилось. Все остальное делать было можно!» Как считают специалисты, благодаря такому свободному воспитанию, все каналы восприятия у Мишеля развивались практически одинаково. Более того, между ними возникала самая важная для ученого человека связь – связь в анализаторской системе. Впрочем, и в те времена не всем детям могли предоставлять такую свободу воспитания. Ну, а сегодня они должны везде вести себя примерно: ни в школе, ни дома, ни в каких либо кружках ребенок не может дать волю другим каналам восприятия информации.

Однако, как утверждают разработчики новой системы обучения, можно попытаться развивать все каналы восприятия, всю систему анализаторов информации. Когда в процессе урока мы говорим, что собираемся сделать такие-то действия, то мы заставляем работать кинестетический канал.

А если мы говорим – «посмотри и нарисуй», то мы заставляем работать зрительный канал. В переводе на письменно-речевую деятельность: «Когда я хочу написать слово, у меня должен сначала заработать кинестетический канал: я должна произнести это слово (как бы ощутить его).

Дальше я подключаю слуховой канал – проверяю, что я произнесла. Ну, а зрение является контролирующим каналом: «Действительно я это написала или нет?». При чтении все происходит наоборот: я вижу букву – работает зрительный канал. Далее включается кинестетический: я произношу.

А слуховой канал становится контрольным: то ли я произнесла или нет. Когда ребенок неправильно читает, значит, какой-то канал отключен.
Педагоги называют гениальной в этом смысле систему Монтесорри.

Именно он говорил: «Не надо ничего выбрасывать, ребенок должен и понюхать, и пощупать, и в рот взять, и послушать, любую баночку, любой предмет, который есть в доме». Честно говоря, это сложно – смотреть, как парочка детишек открывает твои кухонные шкафы и вываливает все содержимое на пол и  мебель.

Однако, специалисты утверждают, что именно так дети познают мир, и так у них могут развиться все каналы восприятия информации. А когда мы это запрещаем маленьким детишкам, да еще и наказываем, то блокируем всю их познавательную активность, все каналы восприятия. Что же потом удивляться, что ребенок ничем не интересуется?

И напоследок: как определить, кто же ваш малыш?

Определить, какой канал у вашего ребенка лидирует, можно с малолетства: один ребенок подбирает что-либо, долго рассматривает со всех сторон, изучает мелкие детали; второй – первым делом «тянет в рот». Первый малыш – ярко выраженный зритель, второй – кинестетик.

Он работает на действие: взять, попробовать на вкус, положить – все это действия, которые необходимы этому ребенку для анализа информации. Кинестетика можно выявить по любви к комфорту: такой ребенок никогда не наденет колючий свитер, так как для этих детей очень важно телесное и эмоциональное спокойствие.

А зритель совершенно спокойно отнесется к одежде из грубой шерсти, но не терпит беспорядка и развалов на письменном столе, например. У визуалов обычно самые аккуратные тетрадки и бережно обернутые учебники. Они любят “разложить по полочкам” не только тетрадки и книжки, но и всю информацию в голове.

Тетрадки кинестетика – полная противоположность. Помарки, мятые уголки, пятна… Их рабочий стол может быть в ужасающем беспорядке, но они сами в этом кавардаке очень хорошо ориентируются. Ярко выраженных аудиалов раздражают звуки, на которые другие люди не обращают внимания.

При них невозможно скрипеть пенопластом или тереть сырые овощи на терке. Дети-слушатели закрывают уши, если вы фальшиво или громко поете. Психологами разработано множество разных методик по определению ведущего канала информации.

Самый простой тест предложен русским ученым, основателем нейропсихологии Александром Лурия: вы просите ребенка приложить ко лбу четверть листка бумаги и написать слово «кот». Если написанное слово можно будет прочесть слева направо, то ваш малыш – визуал. Если же слева направо читается «ток», то это написал кинестетик.

Ирина Озерская

Источник: https://www.fontanka.ru/2010/04/27/103/

Психотипы детей

Как ваш малыш воспринимает информацию

Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок вырос «самым-самым»? Самым умным, достойным, успешным. Для этого с самого рождения мы пытаемся придумывать развивающие занятия, создавать нужную среду, следовать современным тенденциям.

И как сложно бывает принять то, что ребенок не хочет слушать, когда ему читают книжки, зато с удовольствием рассматривает все картинки; не может пройти в магазине мимо товаров, не потрогав их руками, не погладив плюшевого мишку, не покрутив в руках разноцветную баночку с пластилином. Возможно, ваш ребенок так воспринимает информацию из окружающего мира.

И после того, как вы определите, к какому психотипу относится ребенок, вам станет проще доносить информацию и понимать его!

Способы получения информации людьми

Психологи выделяют четыре способа, с помощью которых люди обрабатывают свой жизненный опыт. Три из них зависят от тех анализаторов, при помощи которых происходит основное восприятие информации:

  1. Слуховой анализатор – люди, которые задействуют в первую очередь его называются аудиалы.
  2. Зрительный анализатор – визуалы;
  3. Тактильный анализатор, обоняние, осязание, движения – кинестетики;

Четвертый канал восприятия и переработки информации – дигитальный, сопряженный со словами и числами, редко встречается, но все же такие люди – дигиталы (или дискреты) тоже не исключение.

Определение психотипа ребенка

Ребенок-визуал воспринимает поступающую информацию в основном посредством зрительного анализатора. Такие дети отличные рассказчики, обладающие потрясающим воображением и фантазией.

Они без труда могут представить себе картину и описать ее во всех подробностях, для них чрезвычайно важно, чтобы все вокруг было красивым, они не переносят беспорядка! Именно поэтому такие малыши с детства аккуратнее своих сверстников – они не полезут в грязную лужу, потому что можно испачкать одежду.

Такие дети чаще всего используют фразы, связанные со зрением, они могут говорить: «посмотри, какая…», «видите ли», «там видно будет», «посмотрим», «это выглядит…». Они достаточно легко запоминают цвета и формы, любят творческие занятия, такие как рисование, лепка.

Родителям важно помнить, если ребенок относится к визуалам, то он с большой вероятностью не услышит то, что ему говорят, если это не подкреплено наглядно. При объяснении какого-то материала малышу-визуалу будет полезно использовать наглядные пособия, графики, картинки, фотографии.

Большое внимание необходимо уделять развитию речевого компонента и коммуникации, т. к. по природе такие дети не очень разговорчивы. Они могут долгое время стоять в стороне, приглядываясь, играть в одиночестве.

Для того чтобы привлечь внимание ребенка, сделать замечание лучше использовать язык жестов – можно пригрозить пальцем, либо покачать головой, притопнуть ногой.

Ребенок-аудиал воспринимает информацию, в основном, через слуховой анализатор, обладает потрясающей памятью и абсолютным слухом. Он хорошо запоминает разговоры и рассказы, может с легкостью пересказать услышанное, очень сложно переносит тишину.

Часто можно заметить, как маленький аудиал начинает напевать или «мычать» себе под нос, когда вокруг слишком тихо. Но стоит отметить, что во время занятий им, напротив, просто необходима полнейшая тишина, иначе у них просто не будет возможности сосредоточиться.

В речи у них преобладают описания звуков, музыки, пересказы чужих разговоров, начинают фразу они часто словом «послушайте!».

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка-аудиала, родителям достаточно сказать «шшш» или «тише», сменить тембр голоса, перейти на шепот. В общении необходимо стараться использовать возможности голоса – варьировать громкость своей речи, играть с интонациями, делать паузы.

Таким детям очень важно читать книги вслух, часто обычным бумажным изданиям они предпочитают аудиокниги, не стоит их осуждать за это.

Также не надо обращать внимание, если ребенок во время выполнения задания шевелит губами или говорит что-то себе под нос – таким способом он помогает себе.

Ребенок-кинестетик познает окружающий мир преимущественно посредством тактильных ощущений, осязания, обоняния, движений. Такие дети любят прикосновения, телесный контакт для них намного важнее и красноречивее слов.

Им необходимо попробовать все на вкус, повертеть в руках, понюхать, они постоянно находятся в движении и рано начинают ходить, т. к. для них главный инструмент познания мира – их тело.

Их лексический запас наполнен словами и сочетаниями, описывающими действия и ощущения – мягкий, приятный, ароматный, вкусно пахнет и т. д.

Родителям таких детей необходимо как можно чаще обнимать и ласкать их, прижимать к себе, целовать, ведь только так ребенок-кинестетик сможет понять, что его любят.

Ему сложно познать предмет, не поняв, какой он на ощупь, поэтому взрослым в общении с такими детьми стоит говорить медленно и отказаться от фразы «Не трогай!». Они легко отвлекаются, для того, чтобы привлечь внимание кинестетика лучше всего взять его за руку или потрогать за плечо.

В ходе занятий таким детям необходимо давать время на двигательную разминку, можно предложить пройтись до кухни, налить воды, попрыгать, поприседать, после чего можно продолжать заниматься.

Дигитал (дискрет) – это редко встречающийся и своеобразный тип, ему свойственно совершенно особое восприятие происходящего вокруг. Люди, относящиеся к данному типу, редко рассказывают о чувствах, эмоциях, используют красочные прилагательные для описания ситуаций.

В их картине мира все строго, функционально, подчинено здравому смыслу и логике. Когда он говорит, может показаться, что человеческие чувства ему чужды, хотя в глаза бросается то, что этот человек очень много знает и стремится узнать еще больше.

Но впечатление обманчиво, стоит отметить, что дигиталы чрезвычайно чувствительные люди. Ребята-дискреты часто увлечены программированием и компьютерами, отлично ориентируются в сложных математических задачах и хорошо играют в шахматы, любят всевозможные исследования, легко увлекаются.

В их речи встречаются такие фразы как «поразмыслим логически», «над этим стоит подумать», «это необходимо проанализировать».

Стоит отметить, что такой способ восприятия детям не свойственен и встречается самое раннее в подростковом возрасте. Если вы обнаружили, что подросток ближе по типажу к дискретам, то самое правильное – это стараться общаться с ним, оперируя логическими доводами, приводя в подкрепление своим словам различные исследования и статистические данные, опираясь на научные источники.

Мы все очень разные, это неоспоримый факт. Часто, нам сложно понять друг друга, тем более, если при восприятии мира мы опираемся на различные ощущения и руководствуемся информацией, поступающую от разных органов чувств.

Действительно, представьте себе, что аудиал, услышав приятную мелодию, будет пребывать в отличном настроении, даже если вокруг него беспорядок. В то время как, визуалу не важно акустическое сопровождение и вид беспорядка может его сильно расстроить.

Но, еще один неоспоримый факт заключается в том, что в течении жизни каждый из нас задействует все каналы восприятия. У нас есть все, для того, чтобы понимать тех, кто находится рядом.

И для этого требуется лишь быть немного внимательнее, обращать внимание на личностные особенности собеседника и стараться разговаривать с ним на одном языке.

Мария Меролаева

Пройдите тест и определите, в чем талантлив ваш ребенок. По результатам теста, вы получите рекомендации психологов, которые помогут вам понять, что способствует развитию таланта вашего малыша.

КАКОЙ ТАЛАНТ У ВАШЕГО РЕБЕНКА?

Источник: https://www.ya-roditel.ru/psikhotip-rebenka/

Как ваш малыш воспринимает информацию

Как ваш малыш воспринимает информацию

О том, что у каждого из нас есть ведущая сенсорная система (аудиальная, визуальная или кинестетическая), сегодня знают почти все. При этом не всегда мы соотносим это с презентацией учебного материала. А зря! Подаваемый в «чужой» системе урок сложен вдвойне, ведь материал не цепляет, не вдохновляет.

При этом «своя» система тоже не выключается, а значит, ребенка постоянно отвлекают более яркие сигналы. Трудно и взрослому: после объяснений «в пустоту» он начинает раздражаться, злиться. Даже если учитель старается этого не показывать, малыш чувствует негативные эмоции и совсем «закрывается». Круг замыкается.

Понять, какая из сенсорных систем у вашего ребенка ведущая, можно довольно рано.

  • Малышу-визуалу очень важно видеть маму. Он спокоен, когда она находится в поле его зрения. Подрастая, визуал будет ползать за мамой по всему дому и рыдать, если она оказалась за закрытой дверью. Для него, более чем для других сверстников, действует правило: то, чего я не вижу, не существует. Поэтому скрывающаяся за соседней стеной мама исчезает для малыша навсегда…
  • Ребенок-аудиал чувствует себя уверенно и защищенно, когда слышит мамин голос. Родители таких детишек подмечают, что их можно спокойно оставлять одних в комнате (в кроватке, в манеже) и заниматься домашними делами, если при этом активно с ними разговаривать. Такие малыши любят сказки, песенки и стишки, активно повторяют звуки за взрослыми. С другой стороны, именно они активно реагируют на все шумы в доме, пугаются внезапного звонка, шума дрели или пылесоса, яркого незнакомого голоса.
  • Маленькие кинестетики – «ручные» дети. Им хорошо, когда мама держит их на руках или носит в слинге. Они не любят сидеть спокойно и очень подвижны – все хватают, вертят, бросают, тянут в рот. Кинестетики очень чувствительны к фактуре материалов того, что их окружает. Прежде чем приступить к объяснению «урока», несколько дней просто понаблюдайте за малышом в совместных играх. Вы легко заметите и почувствуете, в каких случаях (и учебных предметах) он готов слушать рассказы, в каких предпочтет рассматривать и рисовать картинки, схемы, карты, а в каких – использовать предметы, ставить опыты и проводить эксперименты. Опираясь на эти наблюдения, вы легко сможете подстроить свои занятия под индивидуальность вашего чада. Например, малышу-аудиалу можно рассказывать смешные стишки и сказки про числа, с визуалом – закрашивать лишние фигурки в специальных тетрадках, а с кинестетиком – считать конфеты, ступеньки и проезжающие машинки.
  • При организации занятий с визуалом важно использовать рисунки и схемы, подбирать пособия с яркими, разнообразными картинками. Эти детки с удовольствием раскрашивают, обводят, срисовывают. Им важно сразу подсказать, как делать работу таким образом, чтобы она выглядела красиво и аккуратно. Выбирать пишущие принадлежности нужно так, чтобы малыш мог легко исправить неточности, не испортив общего вида.
  • Малыш-аудиал легко воспринимает объяснения на слух. Можете использовать аудиогиды по всем областям знаний – он будет с удовольствием их слушать. С аудиалом важно разговаривать о пройденном материале, проговаривать алгоритм и порядок действий, учить правильному объяснению решений и правил.
  • Кинестетикам хорошо подходят занятия по системе Монтессори, где разрешается все-все-все трогать и со всем экспериментировать. С таким ребенком важно использовать как можно больше тактильного материала (например, палочки, фишки, камешки или конфеты для обучения счету).

Есть люди, вспыхивающие искорками интереса, внимания, удивления легко и быстро. А есть и те, в которых такой огонек нужно раздувать долго и старательно.

Если ваш малыш относится к первым, то эмоционального восклицания («Вау! Смотри, как здорово! Интересно, а если сделать вот так, что-нибудь получится? Давай попробуем!») будет достаточно для того, чтобы вовлечь его в исследование нужного вам процесса. В этом случае хватит вашей собственной искренности и заинтересованности.

Во втором варианте эмоциональный всплеск ребенка как минимум насторожит, если не отпугнет. Ему требуется мягкое, спокойное присутствие взрослого, который будет раз за разом увлеченно что-то делать, давая малышу возможность интересоваться делом по мере готовности (яркий пример «работы» такого способа – вальдорфская педагогика).

Подобных детей довольно сложно «включать» в действия, но зато их гораздо проще в них поддерживать: заинтересовавшись чем-то, малыш сам будет возвращаться к делу, как только выдастся возможность.

Эти два компонента развиваются с возрастом. Чем младше ребенок, тем меньше у него объем произвольного внимания, но тем предметнее его мышление.

Поэтому, прежде чем приступать к продумыванию планов ваших занятий, поищите информацию о возрастных нормах внимания и абстрактности. Их несоблюдение ведет к тому, что малыш во время «урока» будет отвлекаться.

Новая информация в этом случае никак не усваивается, а лишь вызывает раздражение и отторжение.

Чтобы помочь ребенку удерживать внимание и деятельность в правильном русле, выбирайте те предметные области, которые априори вызывают у него интерес.

Не имеет значения, что именно считать (машинки или котят) и на каком примере начинать изучать строение тела (с робота, совы или младшего брата)! Важно, чтобы вы, наблюдая за ребенком, научились чувствовать его интерес к предмету.

Для дальнейшего успешного обучения важнее всего, пожалуй, – научить ребенка самого понимать, как и когда в нем рождается постпроизвольное внимание (сначала что-то делал, потому что нужно, а потом увлекся так, что за уши не оттащишь).

Переключение VS погружение

Интерес к предмету у разных людей отличается еще и тем, что у одних он линеен, а у других – разносторонен. К примеру, начал ребенок читать про динозавров, и ничто, кроме динозавров, его какое-то время не интересует. Затем будут самолеты, следом за ними – камни, потом – футболисты.

Но в любом случае это будут узкие области. У других интерес расходится, как круги от брошенного в воду камня.

Оттолкнувшись от одного понятия, ребенок бредет через множество тем, узнавая одновременно немного фактов из истории, литературы, музыки, этикета, физики и химии, географии и биологии и т.д.

Приверженцам первого пути второй кажется слишком отвлекающим. Для поклонников второго, наоборот, первый – очень скучен и однообразен. Тем не менее право на существование имеют оба.

Сам или вместе?

Самостоятельность может касаться разных вещей, от выбора темы или объекта изучения (карандаш) до мелочей (цвет или толщина его грифеля). Задача родителей – научить ребенка самостоятельности и одновременно – пониманию, когда нужно обращаться за помощью.

Для этого необходимо находиться рядом именно в те моменты, когда вы ему нужны, и отходить в сторону, когда ваше присутствие не требуется. Перед тем как приступить к занятию, спросите у ребенка, чем бы он хотел заниматься, что важное он хочет узнать или исследовать сегодня, с чем из этого он справится сам, а в чем нужна поддержка.

В одних областях и действиях дети готовы к большей самостоятельности, в других им требуется подсказка или сопровождение. Конечно, стоит помнить, что есть малыши, которым помощь нужна в гораздо большей степени, чем другим: их собственные силы еще малы, чтобы справляться даже с маленькими задачами без помощи любящего и опытного наставника.

Но при родительской поддержке они могут легко парить в атмосфере самостоятельности.

Важно иметь в виду: данный пункт не распространяется на то время, когда ребенок переживает кризис самостоятельности (например, в трехлетнем возрасте). В такие моменты он все хочет «сам», потому что это время формирования самоидентичности.

Что делать, если вы «не совпадаете» с ребенком в способах восприятия информации: например, когда малыш – визуал, а вы – кинестетик? Выбирать пособия и учебную активность нужно, исходя из его ведущей сенсорной системы, а не своей (т. е. покупать для ребенка-аудиала диск с энциклопедией вместо пятого математического конструктора, который вам приглянулся).

Есть дети, которые, нуждаясь в поддержке, совете или просто внимании, рады показывать свою работу на каждом ее промежуточном этапе. Другие же половины не откроют – им важно выполнить все от начала до конца, а потом продемонстрировать результат.

Подумайте, какой из подходов вам ближе? Если вы с ребенком не совпадаете, это будет одним из серьезных камней преткновения не только в обучении, но и просто в отношениях (в одном случае он будет чувствовать себя ненужным и покинутым, в другом – постоянно и жестко контролируемым).

Источник: http://www.parents.ru/article/audial-vizual-kinestetik/

Какого типа восприятия ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик?

Как ваш малыш воспринимает информацию

Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).

Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.

Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш малыш? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.

Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?

Особенности ребенка-аудиала

Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.

В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему родителям следует почаще разговаривать с ними с раннего детства. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае воспитатель или учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.

Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло в детском саду или школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.

Кстати, проговаривание вслух своих действий является отличительной чертой людей с аудиальной модальностью.

Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:

  • постарайтесь создать малышу спокойную атмосферу для игр и учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
  • не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
  • при общении используйте ые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
  • приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
  • школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
  • научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;
  • поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике.

Особенности ребенка-визуала

Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами.

Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.

Таким детям намного легче увидеть и зрительно зафиксировать слова, чем понять правила, почему необходимо писать именно так.

Правила обучения и воспитания детей-визуалов:

  • создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
  • особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
  • в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
  • разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
  • повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если малыш прежде ими не пользовался;
  • разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.

Особенности ребенка-кинестетика

Такой малыш является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.

Источник: https://detki-pogodki.ru/psihologiya/tip-vospriyatiya-rebenka-audial-vizual-ili-kinestetik

Восприятие информации детьми

Как ваш малыш воспринимает информацию

Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребенка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.

Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное), зрительное (визуальное), тактильное (кинестетическое), вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации.

В зависимости от того, какой из трех будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребенка.

Приведем краткую характеристику каждого из трех.

Аудиал. Такой ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Дети-аудиалы легко узнают людей по голосу.

Еще до того, как их сверстники начинают говорить, они уже имеют большой словарный запас.

Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.

Визуал. Визуальное восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. С раннего детства любят разглядывать предметы, наблюдать за людьми.

Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить.

Дети-визуалы обычно замечают любые изменения во внешности человека, в окружающем пространстве, хорошо запоминают лица.

Кинестетики. Дети, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными.

Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память.

Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать.

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь.

Родителям с раннего детства важно знать, какой тип восприятия у их ребенка, это поможет им правильно выстроить процесс обучения. Допустим, пришло время учить ребенка чтению.

Для аудиала важно, чтобы книга звучала: можно проговаривать буквы, слоги, пропевать их, слушать диски с текстами. Дети- аудиалы хорошо запоминают стихи, сказки на слух. Для визуала приоритет имеют картинки, иллюстрации в книгах.

Поэтому, обучая чтению, постарайтесь рисовать и писать буквы, можно разыграть маленький спектакль с кукольными персонажами, посмотреть видеоролики в Интернете. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.

Существует точка зрения, что все дети — кинестетики. В определенной мере это справедливо. Большинство дошкольников и младших школьников очень подвижны и эмоциональны. Однако наблюдая за особенностями поведения детей, вы точно обнаружите различия.

Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали тест для определения способа познания у детей младшего школьного возраста. Данная анкета заполняется родителями.

Инструкция. Внимательно посмотрите, какое из нижеприведенных утверждений больше всего относится к вашему ребенку. Подчеркните его.

1. Общение

• Когда моему ребенку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).

• Мой ребенок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).

• Мой ребенок редко сам вызывается отвечать (3).

• Мой ребенок правильно использует глагольное время (С).

• Моему ребенку нравится разговаривать со взрослыми (С).

• Мой ребенок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).

• Мой ребенок говорит короткими, прямыми фразами (Д).

• Мой ребенок невнятно произносит некоторые звуки (Д).

• Мой ребенок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

2. Любимые игрушки и занятия

• Моему ребенку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).

• Моему ребенку нравится рукоделие и моделирование (3).

• Мой ребенок любит читать вслух, и ему нравится, когда ему читают (С).

• Моему ребенку нравится придумывать игры (С).

• Моему ребенку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).

• Мой ребенок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).

• Мой ребенок любит ухаживать за домашними животными (Д).

3. Микромоторика

• Мой ребенок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).

• Для письменных работ моего ребенка характерна аккуратность (3).

• Моему ребенку особенно нравится раскрашивание (3).

• Мой ребенок аккуратно пишет печатными буквами (С).

• Мой ребенок диктует или читает самому себе во время занятий (С).

• Мой ребенок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).

• Моему ребенку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).

• Мой ребенок путает порядок букв и слов (Д).

• Мой ребенок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

4. Навыки поведения в коллективе

• Мой ребенок чувствует себя одиноко в группе детей (3).

• Мой ребенок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).

• Индивидуальные занятия нравятся моему ребенку больше, чем групповые (3).

• Мой ребенок очень разговорчив (С).

• Мой ребенок обычно первым начинает разговор (С).

• Моему ребенку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).

• Мой ребенок более общителен на игровой площадке (Д).

• Моему ребенку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).

• Мой ребенок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).

5. Память

• Мой ребенок запоминает то, что видит (3).

• Мой ребенок читает, вспоминая значение слов (3).

• Мой ребенок легко усваивает математические правила (С).

• Мой ребенок читает, узнавая слова по их звучанию (С).

• Моему ребенку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).

• Моему ребенку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).

6. В школе

• Мой ребенок аккуратно одевается (3).

• Мой ребенок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).

• Мой ребенок следит за порядком на своем рабочем месте (3 .

• Внешний вид моего ребенка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).

• Мой ребенок легко отвлекается на звуки и голоса (С).

• Мой ребенок ведет дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С .

• Мой ребенок часто выглядит довольно неопрятно (Д).

• Мой ребенок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).

• Моему ребенку трудно усидеть на своем вместе (Д).

Каждый ответ соотносится с определенным способом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:

3 — «зритель» или визуал

С — «слушатель» или аудиал

Д — «деятель» или кинестетик

Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребенок.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учёбе»

Рекомендуем посмотреть:

Какая мама нужна ребёнку?

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Если ребенок чего-то боится. Что делать?

Как определить ребёнок левша или правша?

Источник: https://ped-kopilka.ru/roditeljam/vosprijatie-informaci-detmi.html

Трудности в учебе. Как помочь? | Детский психолог

Как ваш малыш воспринимает информацию

необходимо изучить индивидуальные особенности ребенка и составить программу работы.

Что такое исследование индивидуальных особенностей?

Мозг каждого человека работает по-разному. Организация таких важных функций как зрительная и слуховая память, внимание, мышление и речь у одного ребенка отличается от организации этих же функций у другого ребенка. Человеку всегда что-то удается лучше, а что-то хуже, один хорошо запоминает все на слух, другой – только с помощью зрительной опоры, зрительной памяти.

Почему важно знать эти особенности?

Представьте, что у ребенка хорошая зрительная память, а слуховая – не очень. Нагрузка в школе на слуховую память очень большая. Требуется много, быстро и успешно запоминать на слух со слов учителя. А ребенок не может все запомнить, путается и делает ошибки.

Или, например, при исследовании выясняется, что у ребенка ведущий глаз – левый, и ведущее ухо – левое, а в классе он сидит за партой в ряду у окна. Значит, основной канал восприятия информации у ребенка направлен не на учителя и не на доску, а на улицу и школьный двор.

Что же должны делать родители, и нужна ли дальнейшая помощь специалистов?

По итогам нашей диагностики мы даем рекомендации родителям: как помочь ребенку делать домашние задания, как научить его организовывать свою работу, замечать и исправлять ошибки, быстро и правильно запоминать материал, преодолевать рассеянность.

Если нужно, мы проводим коррекционные и развивающие занятия по улучшению концентрации внимания и работоспособности, закреплению навыков письма и чтения, учим детей самостоятельно работать над заданием и контролировать его выполнение.

По запросу родителей мы составляем подробное заключение, которое полезно показать учителям, няне и всем, кто занимается воспитанием и развитием ребенка, чтобы его индивидуальные особенности учитывались и в школе, при обучении, и дома.

Выполнение любого задания в начальной школе требует синхроного и правильного функционирования различных навыков и умений.

Например, для написания диктанта ребенок должен:

воспринять информацию на слух

правильно сориентироваться на пространтстве листа бумаги (отступить от полей, если это красная строка, вовремя сделать перенос)

правильно расположить элементы букв и буквы в пространстве

следить за заглавными буквами и точками в конце предложений

параллельно проверять, нет ли орфографических ошибок

поддерживать нужный уровень концентрации внимания и работоспособности

не говоря уже о том, что текст должен быть написан хорошим почерком

Сложные взаимоотношения с учителем или тревога по поводу будущей отметки еще больше усложняют задачу.

Что разумно сделать в начальной школе для предотвращения будущих трудностей в учебе и невротических реакций?

В процессе нашего диагностического обследования мы выясняем, какие навыки у ребенка сформированы хорошо, а какие – пока не очень, и что является причиной его школьных неудач. Важно понять, как у ребенка функционирует память, внимание, мышление, выявить его индивидуальные познавательные особенности.

И что происходит дальше?

После этого мы разрабатываем программу занятий (например, по развитию пространственной ориентировки на листе бумаги или по формированию навыков планирования и контроля), даем рекомендации родителям и учителям по работе над домашними и школьными заданиями.

Как долго нужно заниматься у вас в центре?

Наша основная цель – чтобы ребенок научился самостоятельно работать над материалом, организовывать свою деятельность, проверять ошибки. Тогда необходимость в наших занятиях исчезнет.

Специалист, который занимается с ребенком, всегда обсуждает с родителями, как идут дела, что уже освоено и что осталось. Чем быстрее мы это сделаем, тем лучше для всех – и для Вашего ребенка, и для нас.

Длительность курса занятий и их частоту психолог обговаривает с родителями по результатам диагностической консультации.

Почему же этого не могут сделать в школе?

Школьное образование по определению не может быть направлено на одного человека, оно преследует совершенно другие цели.

Мы же помогаем ребенку “научиться учиться” и делаем это не только согласно общим законам развития детской психики и мозга, но и опираясь на его индивидуальные особенности, способности, характер.

Когда он освоит эти навыки, он сможет быстро воспринимать и обрабатывать любую информацию, то есть делать именно то, что от него требует сейчас школа, затем будет требовать высшая школа, а затем и работа.

Источник: http://edv.ru/prob.html

Для родителей
Добавить комментарий