Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

Принципы семейного воспитания

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.

Определение 1

Принципы воспитания – этопрактические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

Основные принципы воспитания в семье

В обществе постоянно происходят интенсивные преобразования, поэтому пересматриваются и принципы воспитания, они получают новое содержание. Например, к принципам воспитания не относится принцип субординации. Или вот еще. На смену принципа монологизма приходит принцип диалогизма.

Основные принципы воспитания детей:

  • Целенаправленности;
  • Планомерности, последовательности и непрерывности;
  • Научности;
  • Гуманизма;
  • Комплексности и систематичности;
  • Согласованности в воспитании.

Принцип целенаправленности

В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом. Современная семья должна ориентироваться на цели общей педагогической политики в государстве.

Сейчас это главные общечеловеческие ценности, которые четко прописывает Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конституция Российской Федерации. Конечно, не каждая семья, рассуждая о цели воспитания детей, думает о разностороннем гармоническом развитии личности.

Однако все родители желают своему ребенку здоровья, мечтают вырастить его хорошим и добрым человеком. Вот что представляют собой общечеловеческие ценности.

Цели воспитания конкретной семьи строятся на основании представления о том, какими она стремится воспитать детей. Причем родители учитывают реальные способности детей и их индивидуальные особенности. При постановке воспитательной цели взрослые учитывают этнические, культурные и религиозные традиции и обычаи.

Важное значение в семейном воспитании имеют цели и задачи образовательной работы современного детского сада и школы. Это обусловливает преемственность в воспитательной работе.

Возникающие в целях воспитания противоречия внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь.

Оказывать помощь семье в конкретизации цели воспитания – это обязательная функция профессиональных педагогов.

Принцип научности

В домашнем воспитании всегда первую роль играл здравый смысл, традиции и обычаи, передаваемые от старшего поколения младшему.

Однако в современном обществе знание и использование родителями научных основ воспитания позволяет достичь более высоких показателей в развитии своих детей.

Для родителей важно с целью успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться со специалистом, ознакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Определение 2

Сущность принципа гуманизма заключается в том, что родители принимают ребенка как данность, со всеми его особенностями, индивидуальными характеристиками и привычками.

Принцип гуманизма означает, что родители не сравнивают своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Иногда ребенок не соответствует идеальным представлениям о нем, которые отложились в сознании его родителей.

Однако он и не должен им соответствовать, его значимость заключается в собственной самобытности и уникальности.

Родители должны принять индивидуальные особенности своего ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его в соответствии с уровнем развития, которого с помощью родителей он сумел достичь. Принцип гуманизма определил некоторые педагогические правила:

  • Необходимо избегать сравнения ребенка с кем-то;
  • Не стоит навязывать примеры поведения и деятельности;
  • Не нужно призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • Необходимо учить ребенка быть таким, какой он есть;
  • Нужно учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним» и делать из этого верные выводы.

Выполнение данных правил в воспитании помогает ребенку приближаться к собственному совершенствованию, снизить число внешних и внутренних конфликтов, укрепить психическое и физическое здоровье.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка с внешними особенностями или физическими недостатками. Из-за нетактичного поведения окружающих у ребенка порой формируется комплекс неполноценности. Чтобы этого не допустить, родители должны научиться самостоятельно спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить его также воспринимать мнение окружающих уравновешенно.

Это непростой путь. Важнейшая задача семейного воспитания – это научить ребенка не реагировать слишком эмоционально на неадекватное поведение окружающих людей, убедить его в том, что он является хорошим, добрым, веселым, умелым и именно данные качества будут формировать отношение людей к нему.

Любая уникальность в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет легче переносить свои недостатки.

Определение 3

Принцип гуманности строится на доверительных отношениях между родителями и детьми, а также на взаимоуважении, сотрудничестве, любви и доброжелательности.

Для родителей важно осознание того, что ребенок не их собственность, и они лишены права вершить за него его судьбу и тем более ломать жизнь. В.А. Сухомлинский предлагал взрослым:

  • Ощутить в себе детство;
  • С мудростью относиться к проступкам детей;
  • Верить, что они ошибаются, а не нарушают с умыслом;
  • Защищать их, не думать о них негативно;
  • Не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее;
  • Помнить, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

В соответствии с этим принципом семейное воспитание должно проходить по поставленной цели, с последовательной и планомерной реализацией воспитательного процесса через средства, методы и приемы, отвечающие возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание – это процесс долгий, результаты которого можно наблюдать только через годы.

Последовательность и планомерность взрослых в воспитании дают детям ощущение уверенности, что является фундаментом становления личности. Если у всех членов семейства схожее поведение и требования, то окружающий мир для детей становится яснее и предсказуемее. Им проще осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других.

Родители, которые последовательно воспитывают своих чад, способствуют развитию у них операциональной и организационной стороны деятельности. Последовательное воспитание увеличивает детскую субъектность, формирует ответственность за поведение и поступки. Главное, в семейном воспитании избегать становления у детей «двойной» морали.

Родители не должны требовать от потомков того, что для других членов семьи считается необязательным.

Не рекомендуется использовать педагогические методы к детям единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Определение 4

Суть принципа комплексности и систематичности состоит в осуществлении многостороннего влияния на личность.

Современные дети растут и развиваются не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания обладает как положительными, так и отрицательными сторонами.

Можно увеличить развивающее влияние одних факторов и уменьшить разрушающее влияние отрицательных факторов воспитания.

Выбор в решении данного вопроса принадлежит семье, именно родители имеют возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, поменять содержание третьих.

Научная педагогика подразделяет воспитание на отдельные категории. Однако невозможно воспитывать ребенка частями. В реальном педагогическом процессе происходит разностороннее развитие.

Семья в отличие от общественного института воспитания обладает особыми возможностями развивать детей разносторонне: прививать морально-нравственные нормы, приобщать к труду, знакомить с культурой, помогать с их половой идентификацией.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания детей состоит в осуществлении воспитания различными лицами: членами семьи или профессиональными воспитателями. В этом вопросе необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит детей в смятение, у них теряется чувство уверенности.

Семейное воспитание, которое реализуется в соответствии с рассмотренными принципами, позволяет родителям верно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и другими видами деятельности детей, эффективно содействовать их развитию.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/printsipy-semejnogo-vospitanija/

5 принципов позитивного воспитания

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

Существует пять основных принципов позитивного воспитания, которые помогают детям не только найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей, но и в полной мере развить внутренний потенциал. Эти принципы сформулировал в своей книге «Дети с небес» Джон Грэй, специалист в области семейных отношений.

Отличаться от других — нормально

Дж. Грэй: «Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей — распознать эти особые потребности и удовлетворить их.

У мальчиков есть ряд особых потребностей, которые не так важны для девочек. У девочек есть особые потребности, не имеющие особого значения для мальчиков.

Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами».

Все дети развиваются по‑разному, по-разному воспринимают этот мир и обучаются. В этом случае действует главное правило: ни в коем случае не сравнивай своего ребенка с другими. Фразы типа «А вот у Вани пятерка по математике. А вот Ваня не пачкается так, как ты. А почему всем задали домашнее задание, а тебе — нет?» ни к чему хорошему точно не приведут.

Запомни, твой ребенок — не все! Ты должна осознавать и понимать эти индивидуальные различия, а также научиться по‑разному проявлять свою любовь к ребенку-мальчику и ребенку-девочке. Последние, например, требуют намного большей заботы, в то время как мальчики хотят, чтобы им доверяли.

Только осознав, что у девочек и у мальчиков разные потребности, ты сможешь удовлетворить их желания более полно.

Совершать ошибки — нормально.

Дж.Грэй: «Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым.

Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что-то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что-то недопустимое. Ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление.

Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом».

Искусство прощения — вот то, чему ребенок должен научиться с самого детства. Когда малыш видит, что родители извиняются даже за самый мелкий промах, он и сам приучается брать ответственность за свои поступки и ошибки. Ты должна научить ребенка не только прощать других, но и прощать и любить самого себя.

А такая любовь развивается на основе отношений родителей и их реакций на ошибки ребенка. Не стремись сразу наказывать и ставить малыша в угол. Попробуй с ним поговорить и объяснить, почему так делать нельзя и почему это неправильно.

Попробуй заменить приказы на просьбы, а вместо наказания и шлепков использовать поощрение и тайм-ауты.

Дж.Грэй: «Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста.

Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными.

Вам необходимо научить детей более ясно осознавать свои эмоции, иначе ребенок будет выходить из-под контроля, противиться вашему авторитету и бурно выплескивать затаенные чувства».

Ни в коем случае не манипулируй ребенком при помощи негативных эмоций.

Например, вместо того, чтобы сказать: «Когда ты залезаешь на эту лестницу, я боюсь, что ты упадешь», лучше скажи: «Залезать так высоко небезопасно; я бы хотела, чтобы ты залезал на лестницу, только когда я рядом». Это намного действенней, ведь ребенок послушается не из-за твоего чувства страха, а просто потому, что ты попросила его так не делать.

Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства — выслушать его и помочь ему в них разобраться. Но не спрашивай напрямую о его чувствах и желаниях: это даст ему слишком много власти. Когда ты слушаешь ребенка, ты ненавязчиво вызываешь его на откровенность. А это помогает понять его желания и потребности.

Хотеть большего — нормально

Дж. Грэй: «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть» — стандартный ответ родителей на желание ребенка получить больше. Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других.

В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить.

К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого”./p

Детям часто стараются объяснить, что только избалованный ребенок постоянно хочет большего и закатывает истерику всякий раз, когда не получает желаемого. Дети не знают, сколько они могут просить, что им дозволено, а что — нет.

Пусть он попробует убедить тебя дать ему то, о чем он просит. И помни, это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у его капризов. Позволив малышу просить большего, ты тем самым даешь ему возможность ставить перед собой цели и добиваться их.

Это поможет ему во взрослой жизни.

Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.

Дж. Грэй: «Нужно позволять детям говорить „нет“, но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями.

Позволяя детям говорить „нет“, вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Из того, что ребенок может сказать „нет“, вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет.

Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству».

Не думай, что это может разбаловать твое чадо. Помни, что любой ребенок заслуживает того, чтобы иметь больше прав. Однако вы, родители, всегда должны оставаться хозяевами положения. цель позитивного воспитания, в первую очередь, – развить в детях склонность к сотрудничеству. Но не к покорности! Давая ребенку свободу, не забывай держать ситуацию под контролем.

Используя эти пять принципов позитивного воспитания, ты поможешь своему ребенку развить те способности и качества, с помощью которых он сможет реализовать заложенный в него потенциал и достичь успеха в жизни.

Это умение прощать не только других, но и самого себя, умение делиться, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, уверенность в своих силах и способность быть счастливым.

В психологии воспитания детей разбиралась Полина Кузнецова

Источник: https://www.cosmo.ru/psychology/child/5-principov-pozitivnogo-vospitaniya/

Самоорганизация и осознанное родительство, или Главные принципы воспитания ребенка

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

+T –

Среди родителей совсем немного тех, кто подходит к процессу воспитания осознанно, понимающих, что они делают и для чего.

Большинство же воспитывает своих детей в меру умения, не задумываясь, почему поступают так или иначе в определенных ситуациях.

При этом дети воспитываются родителями всегда — принципы воспитания ребенка реализуются через осознанное или неосознанное влияние на него. Что это значит?

Родители влияют на ребенка, хотят они этого или нет. Независимо от того, какую позицию выбирает родитель: активно вмешиваться или не принимать участия, дети формируются «пропуская» через себя модели поведения взрослого.

Воспитание – это всегда влияние через действия, слова и поступки, которое происходит в двух основных направлениях.

Первое – это родительское поведение, в результате которого ребенок меняется изнутри через осознание;

Второе – это принуждение, в результате которого ребенок подчиняется авторитету взрослого.

Нельзя говорить о том, что принуждение это всегда плохо. Существуют некоторые воспитательные ситуации, в которых без принуждения невозможно сформировать нормы поведения.

Например, все ситуации, связанные с опасностью для жизни и здоровья ребенка, управляются с позиции «нельзя».  Нельзя лезть в розетку, прыгать с крыши, выбегать на проезжую часть, лезть карандашом в глаз любимой собаке. Чем меньше ребенок, тем сложнее ему объяснить, почему «нельзя», и в таких ситуациях работает только принуждение и родительский авторитет.

Авторитет родителя для маленько ребенка незыблем и не подвергается критике, но чем старше становится дитё, чем больше осознает, тем слабее становится этот аванс доверия.

И здесь стоило бы постепенно и органично подключать влияние через родительские поступки и слова, но это сложно! Проще вводить все более жесткие меры: запугивания, ограничения, ругань и стыд для удержания своей власти над ребенком.

Чем меньше родители умеют влиять через внутреннее осознание, тем больше продолжают принуждать. Принуждение – это форма насилия, которая в необоснованных случаях ведет к внутреннему бунту ребенка и потере его доверия. Да, ребенок вынужден мириться с родительской позицией и слушаться, но он больше не доверяет взрослым.

Выходит, чтобы сохранить добрые отношения с ребенком, и осознанно сформировать у него жизненно важные качества, ценности и смыслы, мы должны уметь влиять.

И здесь есть еще один огромный подводный камень, на который натыкаются многие детско-родительские отношения. Его суть вот в чем. Очень часто воспитание понимается как формирование модели «хорошего человека» вместо создания условий для гармоничного развития ребенка.

Я очень часто обращаю внимание, как родители «струнят и одергивают» детей, подчиняя детский нрав какому-то призрачному соответствию неизвестно чему, подавляя вполне адекватные детские эмоции и навязывая свое отношение к жизни. На практике же детские модели поведения формируются и развиваются как копирование поведения взрослых.

Например, если утром выходного дня ребенок старается поднять вас с кровати, а вы от него отмахиваетесь и ищите возможные уловки, чтобы остаться в постели, не удивляйтесь, почему вам так сложно поднимать ребенка в детский сад в будни. Сколько бы вы не старались ругать его или пугать опозданиями, он будет в той или иной форме повторять ваше поведение, чтобы поспать еще.

Если вы игнорируете детские вопросы, предпочитая общению телевизор, то обратная ситуация вскоре повториться.

Как выстраивать отношения с ребенком, чтобы не приносить в жертву собственные интересы с одной стороны, и не «сломать» ребенка родительской тиранией?

Рассмотрим главные принципы хорошего воспитания.

Во-первых, следует помнить, что основная задача родителя — создать условия для гармоничного развития, а не привести к полному соответствию собственным убеждениям, о том каким должен быть Человек. Внутренние ценности и смыслы ребенка вырастают изнутри, а не по внешним схемам. Поэтому родительская критика и поучения, не подкрепленные собственным примером, для детей чаще всего не работают.

Во-вторых, дети очень легко «впитывают» нормы и правила поведения, которые определенны взрослыми и неукоснительно им следуют.

 ПРАВИЛА

Всего три категории: «нельзя», «недозволенно», «разрешено».

В категорию «нельзя» стоит отнести все, что представляет угрозу жизни и здоровью. Нельзя лезть к электроприборам, вставать на подоконник, убегать от родителей в общественных местах. С возрастом категория «нельзя» будет меняться в соответствии с опытом и осмысленностью ребенка. Все подряд не может быть «нельзя», запреты должны быть немногочисленные и обоснованные.

Категория «недозволенно» зависит от личных родительских убеждений. Родительское право — определять можно ли играть с телефоном, сколько смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, разрешено ли рисовать на обоях, залезать на стол. Для старшего ребенка «не дозволено» грубить, опаздывать, обманывать.

«Недозволенно»  это пограничная территория с «можно, но…». Можно смотреть мультики, но только полчаса в день, можно пускать кораблики в ванне, но не расплескивая воду за ее пределы, можно гулять во дворе с друзьями, но до 21.00.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее расширяются рамки дозволенного. Чем реже нарушаются «но», тем более ответственным становится ребенок, значит, более взрослым.

Еще один важный момент: когда есть четкие правила, у детей присутствует ощущение порядка, стабильности и справедливости. Это очень важно для формирующейся детской психики.

 Основная проблема жизни по правилам состоит не в детях, а в том, что сами взрослые имеют слабость нарушать собственные правила. Это создает у ребенка ощущение вседозволенности, которое он потом будет отрабатывать на взрослых, проверяя, насколько легко ими манипулировать.

Многим знакома ситуация двойных стандартов: долго смотреть телевизор или играть с планшетом «нельзя», но если родителям в данный момент не до ребенка, то «можно».

Папин телефон брать «нельзя», но если папе важнее в данный момент уделить внимание не ребенку, а чему-то другому, то папа сам часто предлагает ребенку телефон, брать который «нельзя», чтобы «выторговать» время для более значимых дел.

Такое непоследовательное поведение родителей формирует у детей принцип, согласно которому для достижения желаемого возможны любые методы, ведь под детским напором родитель уступит. Другое дело, когда есть правила, где ребенку определены рамки дозволенного. В этом случае дети очень быстро привыкают к тому, что нельзя, что недозволенно, а что разрешено.

Нарушая собственные правила и, тем самым демонстрируя родительские слабости, взрослые утрачивают авторитет в глазах ребенка и пытаются вернуть свою власть, ругая, принуждая. И это работает. Потому что ребенок от природы подчиняется взрослым. Но это подчинение без доверия.

 ДОВЕРИЕ И ПОНИМАНИЕ

Доверие и понимание – это взаимный процесс. Очень часто мы уверены, что знаем и понимаем в жизни гораздо больше ребенка. И это так.

Но упиваясь собственной властью, мы отказываемся прислушиваться к детским рассуждениям, а в них кроется отношение к миру, понимание сути вещей, проблем и ситуаций, детская «правота» и умозаключения.

Сложно «выключать» взрослого и участвовать с ребенком в диалоге «на равных», но это умение дает ребенку возможность осознать свою значимость для родителя.

РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ

Умение оставаться авторитетом для ребенка никак не связано с нашими заслугами и авторитетностью в обществе. Для ребенка значимы две составляющие:

  • во-первых, то насколько он может доверять нам: как мы реагируем на его ошибки – принимаем и помогаем или наказываем и осуждаем; чувствует ли он себя в безопасности рядом с нами;
  • во-вторых, насколько мы сами справляемся с жизнью, как достойно выходим из разных сложных жизненных ситуаций. Дети постоянно оценивают, готовы ли они повторить наше поведение в той или иной ситуации.

И чем лучше родитель управляет собой и справляется с собственной жизнью, может показать ребенку, как достойно выйти в любой ситуации, тем авторитетнее он в глазах ребенка.

Когда родитель истерит, срывается по малейшему поводу, не готов справляться с маленькими ежедневными трудностями, не готов оставаться  справедливым и строгим, добрым, а не добреньким, ребенок ставит под сомнение родительский авторитет и начинает.

САМООРГАНИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

Как ни банально это звучит, но воспитание ребенка начинается с себя.

Во-первых, потому что ребенок неосознанно будет «записывать» на подкорку родительские модели поведения и затем воспроизводить их в собственной жизни. И чтобы оказывать влияние на этот процесс, нужно задать себе вопрос, насколько вас устраивает собственная жизнь, готовы ли, чтобы характер и судьба повторялись в детях?

Во-вторых, наша готовность следовать собственным воспитательным правилам, определяется умениями в области самоорганизации: способностью не идти на поводу у обстоятельств, преодолением лени и инертности,  расстановкой жизненных приоритетов.

Все дети от природы формалисты с обостренным чувством справедливости. Им лучше, когда родитель пусть строг, но справедлив и сложно рядом с добреньким, но непоследовательным взрослым.

Мы (взрослые) можем позволить себе кучу отговорок, чтобы не выполнять собственные правила и обещания, а для ребенка это крах его системы ценностей и родительского авторитета.

Дети воспитываются нами всегда, даже когда мы этого не планируем.

Поэтому детское воспитание начинается с самоорганизации, что гораздо сложнее и продуктивнее, чем «давать указания» и страдать от жалости к себе, когда указания ребенком не выполняются.

И чем больше родитель умеет управлять собой и собственной жизнью, чем меньше родительской тирании в детском воспитании, тем комфортнее и увереннее ребенку идти рядом.

Елена Ветштейн, SELFORGANIZATION.RU

Источник: https://snob.ru/profile/31396/blog/129184/

Ответственность родителей за воспитание детей как принцип педагогического учения святителя Иоанна Златоуста

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 1 (40). С. 62-74

Сапрыкина Анна Алексеевна, канд. пед. наук genitera@ya.ru

Ответственность родителей за воспитание детей как принцип педагогического учения святителя Иоанна Златоуста

В статье рассматривается один из принципов учения святителя Иоанна Златоуста о воспитании детей — принцип ответственности родителей. Этот принцип чётко прослеживается уже в основных христианских текстах первых веков н. э.

По учению Златоуста, ребенок принадлежит Богу, и Бог поручает именно отцу и матери воспитывать и учить для Него рождённых ими детей.

Родители, недостаточно «промышляющие» о своих детях, не упорядочивающие и не образовывающие их души, дадут ответ Богу.

Выделение основных принципов педагогического учения святителя Иоанна Златоуста, определение идей, формирующих образовательные отношения, определяющих содержание, средства и формы педагогического процесса в этом учении, — задача непростая.

Необходимо убедиться в том, что мы изучили все доступные на сегодняшний день тексты и отдельные высказывания святителя, посвященные заботе о детях.

В этом на помощь исследователю приходят новые технологии — например, использованная нами система TLG Word Index1 позволяет найти во всем корпусе творений Златоуста все случаи употребления ключевых слов, относящихся к кругу заботы о детях.

Также, выделяя тексты Златоуста о воспитании и обучении детей, нам необходимо исключить те места, в которых святитель говорит об обучении взрослого человека, — например о катехизации, или о труде священника-учителя, поучающего свою паству, об учительском труде апостолов.

Исследование текстов этого великого вселенского учителя и святителя, посвященных заботе о детях, позволило выявить несколько основных принципов воспитания детей2. Согласно первому принципу, образование человека является задачей всей жизни христианина.

Образование ребенка оказывается первым этапом этого процесса. Второй принцип — это принцип ответственности родителей за детей перед Богом; третий — принцип посвящения детей Богу как задача и содержание воспитательного процесса. Эти принципы можно назвать ведущими.

Также мы выделили «вспомогательные» принципы, которые условно

1 The Thesaurus Linguae Graecae (URL: http:// www.tlg.uci.edu/).

2 См.: Сапрыкина А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. … канд. пед. наук. М., 2012.

А. А. Сапрыкина

назвали так: «принцип образования жизнью и словом», «любовь как педагогический принцип» и «принцип противопоставления Бога и мамоны». В данной статье мы рассмотрим положение об ответственности родителей.

Одной из важнейших категорий учения Златоуста об образовании детей является npövoia — понятие, переведенное нами как «промышление»3. То есть вопрос о том, кто управляет образованием ребенка: не частью образовательного процесса, не конкретным периодом жизни ребенка или исполнением конкретной педагогической задачи, а всем образованием детей в целом.

Ответственность родителей в раннехристианских текстах

Рассматриваемый здесь принцип ответственности родителей является одним из важнейших оснований выделения роли семьи в образовании ребенка. Христианское учение о воспитании детей с первых веков говорит не просто о «детях», а о детях, имеющих родителей (если о сиротах, то специально оговаривая этот факт, т. е.

обращая внимание на отсутствие родителей), и эти родители поставлены осуществлять педагогическую задачу подготовки христианина к жизни с Богом. Педагогические темы в раннехристианских текстах адресованы родителям и указывают на родителей как на тех, кто обязан заботиться о ребенке и наставлять его.

Вопросы образования (заботы, обучения, воспитания) детей рассматриваются в контексте учения о семье, что, в частности, закреплено в византийском законодательстве4.

Это положение основывается в первую очередь на заповеди апостола Павла, показывая и тех, кому поручается дело образования ребенка, и способ выполнения заповеди: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6. 4).

(В славянском переводе — «но воспитывайте их в наказании и учении Господни», äXXä ¿хтр£ф£т£ aüxä ¿v naiödg xal vou0£oig xupiou.

) То, что здесь речь идет именно о биологических родителях следует и из того, что дети названы «своими», и из контекста — предыдущие стихи этого послания говорят о почитании детьми их родителей, а также о супружеских отношениях; весь блок текста посвящен устройству семьи. Христианские авторы и сам Златоуст данную заповедь безусловно относят к биологическим родителям.

3 О понятиях см.: Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV.: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94-112.

4 Окончательно римское право сложилось уже в христианскую эпоху, «в знаменитом своде — Corpus Juris Civilis» императора Юстиниана» (Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998. С. 15). Этот свод считают основным источником «познания римского права», он обобщил «тысячелетний опыт его развития» (Там же. Примечания. С. 536).

В этом документе императора Юстиниана мы не встречаем отдельного титула (раздела), посвященного образовательной деятельности (см.: Институции Юстиниана. М., 1998), положение детей здесь рассматривается в разделах, посвященных семейному праву (напр., п. 2 титула IX). В Эклоге VIII в.

, переработанном под влиянием христианства варианте «Институций…» мы также не находим отдельного раздела, посвященного заботе о детях. Однако эти вопросы так или иначе затрагиваются в титулах, посвященных семейным отношениям (Эклога. Рязань, 2006. С. 55, 56 и др.).

Образовательные отношения рассматриваются «внутри» семейного права, которое в свою очередь является основой гражданского права.

Это место Нового Завета становится опорной точкой в педагогических вопросах, затрагиваемых христианскими писателями.

Один из важнейших авторитетных текстов предшествовавшего поколения, «Нравственные правила» святителя Василия Великого, представляет указанные слова апостола так: «Родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем с кротостию и долготерпением, и сколько зависит от них, не подавать никакого повода к гневу и скорби». Василий Великий как обоснование для своих слов полностью приводит этот стих из послания к Ефесянам5.

Раннехристианские авторы подробно рассматривали тему духовного возрастания христианина, образование взрослого человека, но мало внимания уделяли образованию именно детей, ограничиваясь ссылкой на указанное место Нового Завета, а также ветхозаветные изречения.

Короткие «правила» воспроизводили два тезиса: обучать и воспитывать детей должны, обязаны их родители (чаще — именно отец), и образование это должно быть образованием христианина, «в наставлении Господнем». Это положение можно увидеть на примере творений учеников апостолов.

В «катехизической» части «Учения двенадцати апостолов» дается образец жизни христианина в миру, в частности говорится про отношение к детям: «Не отнимай руки от сына своего или от дочери своей, но от юности учи страху Божию» (Didache XII apostolorum, 4.96).

Другие ученики апостолов немного подробнее рассматривали тему воспитания детей, также указывая на родителей как на тех, кто обязан наставлять детей. Это, например, книга «Пастырь» Ерма, также включенная в «Писания мужей апостольских» (первая четверть второго столетия). В первой части «Пастыря» — книге «Видения» — Ерму объявляется о гневе Божием за грехи автора.

«Впрочем, не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их сильно развратиться» (Hermas. Pastor I7). Здесь мы видим тему зависимости спасения христианина (т. е. цели всей жизни) от качества воспитания его детей.

При этом вина за развращенность детей возлагается именно на отца как ответственное лицо в воспитании ребенка. В этом же видении Ерму предлагается и разрешение его вины: «… праведное слово, ежедневно внушаемое, победит всякое зло. Потому не переставай вразумлять детей своих.» (там же). Здесь также речь идет о поучении и наставлении детей их отцом, и это показано как путь спасения и христианина, и возглавляемого им дома. Данное положение неоднократно повторяется в «Пастыре» Ерма (см. Hermas. Pastor I8).

Тема воспитания детей поднимается и другим «апостольским мужем» — Климентом Римским. В «Первом послании к Коринфянам» святой Климент, давая наставления христианам Коринфа, обращается и к теме воспитания детей. В XXI главе автор говорит: «.будем. юношей воспитывать в страхе Божием.»

5 Святитель Василий Великий. Нравственные правила // Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1993. Ч. III. С. 486.

6 Учение двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских / П. Преображенский, пер. Рига, 1994. С. 25.

7 Ерм. Пастырь. Книга первая: Видения // Писания мужей апостольских. С. 200.

8 Там же. С. 202, 203 и др.

(Clemens Romanus. Epistula I ad Corinthios9).

Ниже в этой же главе вспоминает не только юношей, но и «детей»: «Дети ваши пусть получают воспитание христианина; пусть научаются, как сильно перед Богом смирение, что значит перед Богом чистая любовь, как прекрасен и велик страх Божий и спасителен для всех, свято ходящих в нем с чистым умом»10.

Здесь важно для нас то, что обращается Климент не ко всей церковной общине, но только к отцам, причем мирянам, поручая именно им воспитание их детей. Что речь идет об отцах, о «биологических» родителях, мы заключаем из того, что в предыдущем предложении Климент советует адресатам «жен своих направлять к добру…

»; что адресаты — миряне, мы заключаем из того же предыдущего предложения, где рекомендуется «уважать пресвитеров». Также в наставлении Климента о том, как необходимо воспитывать детей, мы снова видим главную задачу — воспитать христианина, в «смирении», «чистой любви» и «страхе Божием», а также «чистоте ума».

Тема воспитания детей поднимается и в «Постановлениях апостольских», также подписанных именем Климента Римского11. В четвертой книге «Постановлений» (п. 11) автор обращается к теме родителей и их детей.

«А вы, отцы, учите детей своих о Господе, воспитывая их в учении и наставлении Господнем, и обучайте их потребным и согласным со словом Божиим мастерствам…»12. Здесь мы уже действительно видим прямую отсылку к Еф 6. 4 — также перед нами рекомендация обучать детей мастерству, т. е.

христиане заботятся не только о «религиозном» образовании, но и о подготовке ребенка к будням жизни в обществе.

Мы можем предполагать, что обучение мастерству — это передача ребенка на обучение некоему лицу или заведению, но поскольку обращение «обучайте» относится к отцам, то мы можем говорить, что, по крайней мере, забота об этом обучении возлагается также на родителя.

Здесь же, в п. 11 апостольских постановлений подчеркивается, что задача попечения о детях, о душе ребенка не право, а обязанность родителей: «.если сойдутся с необуздываемыми по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них»13.

Так же как и в «Пастыре» Ерма, здесь показана ответственность родителей за факт и качество воспитания детей. И воспитание детей так же показано как именно «религиозный долг» родителей. Дело жизни христианина, его путь ко спасению зависит от выполнения им задачи воспитания своих детей.

Здесь может быть проведена параллель с высказыванием апостола Павла: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим 5. 8).

9 Климента епископа Римского к Коринфянам послание первое // Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 126.

10 Там же.

11 Авторство считается некоторыми учеными спорным, однако разрешение этой проблемы не относится к нашим задачам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Постановления апостольские. Сергиев Посад, 2006. С. 102 (Та тёхуа rpöv тлд £V Хрютф па1бе£ад ETaaßavETMoav a6ETMoav, т£ тапегуофроагл'г! пара беф ioxüel, т£ ачапп üyvt] пара бей бгатаь, пмд б фбßо£ айтоО xaög xai ад xai аф£;а поутад тойд £v айтф ба£мд оуаатрефооид £v хабара öiavoia).

13 Там же. С. 103.

Стоит отметить, что раннехристианские авторы предписывают не только родителям заниматься образованием детей и заботиться о них, но также другим лицам — епископу и, возможно, диакониссе. Однако в данном случае это исключение только подтверждает правило — церковная община берет на себя попечение лишь о сиротах, заменяя им именно умерших родителей14.

Рождение детей как педагогическая задача для родителей

В творениях святителя Иоанна Златоуста акцентируется внимание на обосновании «назначения» родителей наставниками своих детей. Златоуст показывает, что Бог «передает» детей на воспитание не просто отцу или родителям, но именно супругам. «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами» (ПСТ 3, 1, 20915).

«Быть отцами» — значит не только «рождать», но в первую очередь заботиться о детях, как Златоуст говорит в другом произведении: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание… не природа, а добродетель делает отцами…» (De Anna I, PG 54; ПСТ 4, 2, 781).

Таким образом, Златоуст показывает брак как институт, задачей которого является воспитание детей.

Рождение ребенка, согласно Златоусту, не может быть задачей, поставленной перед супругами, потому что и зачатие, и рождение неподвластны человеку. «Чадородие» зависит не от «сожития с мужем», но дается Богом, и «способность

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-roditeley-za-vospitanie-detey-kak-printsip-pedagogicheskogo-ucheniya-svyatitelya-ioanna-zlatousta

Для родителей
Добавить комментарий