Как воспитать в ребенке терпимость?

Консультация для родителей «Воспитываем толерантность в себе и в детях»

Как воспитать в ребенке терпимость?

Юлия Шалыгина
Консультация для родителей «Воспитываем толерантность в себе и в детях»

«Люди, доброта и толерантность спасут мир»

Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. Толерантности к людям другой расы, другой национальности, другого вероисповедания, социального происхождения, к людям разных возможностей.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.

Как бы много изменилось в нашем мире, если бы все люди были толерантными, терпимыми друг к другу. Увы, пока это только мечты. Но в наших силах воспитывать детей в духе уважения к другим.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

По сути, толерантность – это умение держать под контролем негативные и агрессивные реакции. Человек может чувствовать к кому-то неприязнь, подчас от него это даже не зависит, но при этом всегда может оставаться вежливым, корректным, адекватным – словом, он может быть толерантным в любой ситуации.

Задача взрослых — не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

Во-первых, не обижать его.

Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений.

Задача – обратить конфликт в конструктивный диалог, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т. п.

В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Для того чтобы вы, родители, могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно вам необходимо формировать у ребенка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствия, понимание, сопереживание и т. п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек.

Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим, не будет осуждать других, искать внешние отличия.

Воспитание толерантности в детях в первую очередь означает обучение умению видеть несправедливость, культивирование желания противостоять ей, бороться с ее проявлениями. Это включает в себя обучение умению конструктивно преодолевать разногласия, искать компромиссы, избегать конфликтных ситуаций.

Без сомнений, основная роль в воспитании толерантности всегда принадлежит семье. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Ребенок не просто будет копировать поведение родителей, он слышит все их комментарии и делает выводы.

Если родители с презрением отзываются о других людях, объединяя их по общему признаку вероисповедания, расы, национальности, материального достатка и т. д., то учить ребенка толерантности просто бесполезно.

Советы родителям. Как воспитать толерантного ребенка.

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других.

Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других – а ведь многие догадываются, какими нехорошими словами может назвать себя женщина, которая не смогла застегнуть любимое платье.

2. Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.

3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летний отдых, путешествия в другие страны будут полезны любому, а ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в благотворительных программах.

5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья может позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т. д., но посещение исторических мест Казахстана по бюджету почти каждому.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха, один рот и т. д.

7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый «хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка.

Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка.

Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-vospityvaem-tolerantnost-v-sebe-i-v-detjah.html

Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях – Телеканал «О!»

Как воспитать в ребенке терпимость?

Маленький человек каждый день совершает открытия и узнает мир в его многообразии. И однажды он увидит, что в этом мире есть девочки и мальчики, отличающиеся от него, — те, кого мы, взрослые, называем детьми с особенностями развития.

Как говорить с ребенком о таких детях? Как научить его правильно к ним относиться и что значит «правильно» в этом случае? На эту непростую, но очень важную тему, требующую особо деликатного подхода, рассуждает детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Дети и толерантность

Воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умение сочувствовать, сорадоваться, сопереживать в возрасте от рождения до школы лишь закладывается. Вместе с тем ребенок дошкольного возраста открыт к такого рода отношениям.

Родителям следует помнить о том, что в своих высказываниях дети бывают слишком строги, даже жестоки по отношению к тем, кто отличается от них внешностью, поведением, внутренним миром.

С одной стороны, взрослые должны принимать во внимание детский максимализм.

С другой — приучать детей быть более терпимыми друг к другу, воспитывать в них толерантность, то есть терпимость к чужому образу жизни, мировоззрению, обычаям, поведению.

Как воспитать в ребенке толерантность и эмпатию? Для этого желательно использовать практические методы, которые позволяют научить малыша способам действий. Но прежде чем рассказать об этом, я хочу заострить внимание родителей на одном очень важном аспекте.

Любые наши советы и указания детям не приводят к результатам, если мы сами не ведем себя соответственно.

Если мы хотим, чтобы наши дочери и сыновья не только на словах, но и на деле терпимо относились к тем, кто отличается от них, мы сами должны проявлять эту терпимость.

Невозможно научить ребенка способам такого поведения, если мы не показываем ему пример для подражания, а только говорим, что надо принимать других людей с их особенностями.

Кроме того, нельзя раз и навсегда заложить в ребенке толерантность, если он не принимает сам себя, со всеми своими плюсами и минусами, особенностями и чертами характера. Очень важно, чтобы он был эмпатичен в первую очередь по отношению к самому себе, и чтобы его принимали родители. Только тогда он сможет быть искренним к другим, принимать и понимать их.

Важно создавать условия для проявления нравственных качеств, терпимости и эмпатии, в отношении друг друга и остальных людей. Как это делать?

Отвечайте на прямые вопросы честно

Нередко дети застают нас врасплох вопросами: «А почему этот мальчик едет на коляске?», «Зачем этот ребенок опирается на палку?», «Почему эта девочка не говорит и странно двигается?» Обычно родителей это приводит в замешательство. Нам становится неловко, что эти самые дети, о которых идет речь, и их родители услышали этот вопрос, мы прячем глаза, стараемся перевести тему, бурчим что-то невнятное.

Что можно сказать: «Такое бывает: у человека мог произойти несчастный случай — он упал и повредил какую-то часть тела. Теперь ему необходима помощь для того, чтобы передвигаться.

Если его ноги перестали его слушаться, он использует коляску или трость, чтобы иметь возможность передвигаться»; «Когда малыши появляются на свет, они не могут ходить, им приходится со временем учиться делать свои первые шаги.

Эта девочка не может научиться ходить так, как ты, потому что так устроен ее организм».

Проявляйте доброту

Очень важно на собственном примере показывать и разъяснять, как можно выражать сочувствие, сопереживание, отзывчивость и доброту к окружающим людям, природе, себе самому. Какие у вас отношения в семье, видит ли ребенок, что мама и папа добры друг к другу? Уважительно ли вы общаетесь с пожилыми родственниками?

Действуйте соответственно возрасту ребенка

Если вашему малышу нет и года, очень важно демонстрировать по отношению к нему любовь и заботу, употреблять ласковые слова, хвалить, обучать способам проявления доброжелательности (улыбаться) и способам сочувствия и внимания (здороваться, прощаться, благодарить за проявленную заботу, пожалеть плачущего). Безусловно, это нужно делать в любом возрасте, но именно в ранний период все это особенно важно.

В период от года до трех ребенок восприимчив к оценке взрослого и быстро усваивает, что вызывает положительную и отрицательную реакцию мамы или папы. Будьте последовательны и открыты в выражении чувств.

В 4−5 лет у ребенка происходит постепенное осознание нравственных ценностей. Полезно предлагать ему искать ответы на такие вопросы: «Посмотри на этого человека. Как ты думаешь, почему он грустит? Как можно его успокоить?»

Не менее полезным будет и поиск решения таких вербальных логических задач: «Как бы ты поступил, если бы увидел на улице человека, который не умеет ходить или говорить?»

В 6−7 лет детям становятся доступны этические беседы на основе литературных и произведений искусства. Ребенок способен понять, что может испытывать, чувствовать другой человек.

Обращайтесь к его собственному опыту: «Помнишь, как ты почувствовал себя белой вороной, когда проявил свою точку зрения? Люди с особенностями могут испытывать нечто подобное.

Как можно помочь смягчить их непохожесть на остальных? Как можно сделать так, чтобы они не ощущали эту разницу очень остро?»

Подберите материал

Попробуйте организовывать педагогические ситуации, в которых ребенок будет упражняться в положительном проявлении: читать книги и смотреть фильмы, обсуждая прочитанное и увиденное. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений. Они способны к оценке поступков героев, если те ясно и однозначно выражают свою позицию.

Говорите об условности нормы

Норма — понятие подвижное, изменчивое, условное. Мы привыкли, что все люди имеют одну голову, две руки, две ноги. Все, что отличается, вызывает у нас удивление, иногда шок, раздражение. Это касается и таких категорий, как красота. В каждом историческом периоде были свои представления о прекрасном.

Посмотрите, например, на картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» и обратитесь к полотнам других художников, где изображены пышнотелые женщины. Поясните ребенку, что раньше именно они считались самыми красивыми. Спустя какое-то время первыми красавицами стали худые девушки.

Так менялись представления о норме.

История знала времена, когда инаковость оказывалась очень опасной. Люди с выдающимися способностями, которые отличались от представлений большинства, в лучшем случае не принимались обществом, порицались, в худшем — сжигались на костре.

Одно время считалось, что Земля лежит на спинах слонов, а те стоят на китах. Сейчас кажется смешным, что кто-то так думал, и даже не верится, что за идею о том, что Земля круглая, можно было поплатиться жизнью.

Об этом тоже стоит рассказать малышу.

Обратитесь к кино и книгам

Я очень советую всем родителям и людям, работающим с детьми, посмотреть документальный фильм Ольги Арлаускас «Клеймо». Снимавшийся там фотограф Владимир Мишуков говорит следующее: «Изначально есть неверное отношение к человеку. Отношение строится на сугубо внешнем определении.

Ребенку, когда он рождается, начинают объяснять, что такое человек: „Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек“. Описание человека для ребенка — голова, две руки, туловище, две ноги. Мне кажется, не с этого надо начинать. И надо быть готовым, что у человека может быть и три руки, и одна рука. И голова как-то по-другому устроена.

Начинать нужно говорить с того, что это душа… Сердце, заключенное в определенную оболочку, которая может быть очень разной».

Очень хороший художественный фильм — «Чудо» с Джулией Робертс по книге Ракель Паласио. Картина рассказывает о паре, у которой рождается особенный ребенок.

Существует немало прекрасных детских книг, которые помогают воспитать в малышах терпимость, эмпатию и просто доброту. Я рекомендую следующие произведения: «Что случилось с крокодилом» Марины Москвиной, «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка» Ким Фупс Окесон и Эвы Эриксон, «Невидимый слон» Анны Анисимовой, «Я слышу» Ирины Зартайской, «Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер.

Есть много способов научить ребенка правильно относиться к людям, в том числе и детям, с особенностями, то есть не бояться их, не чувствовать и не демонстрировать пренебрежения и быть терпимым. Важно, чтобы и вы сами были толерантны, эмпатичны и служили для ребенка примером.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10218

Как говорить с детьми о толерантности?

Как воспитать в ребенке терпимость?

Понятие «толерантность» прочно входит в повседневную жизнь жителей развитых стран. По крайней мере так принято считать. О толерантности много говорят, но не всегда понимают значение данного термина. Давайте для начала разберемся, что же стоит за этим модным словом?

Данный термин происходит от латинского слова tolerantia — терпение, терпеливость, принятие. Философский энциклопедический словарь определяет толерантность как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.

Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Отлично! Выходит, что толерантность – это терпимость как признак уверенности в себе и в то же время она не равна безразличию, равнодушию и не означает необходимость принятия чего-либо несвойственного данной личности: чужого мировоззрения, убеждений, образа жизни, политической или религиозной принадлежности и т.д. В Уставе ООН быть толерантным означает «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

С терминологией мы, пожалуй, разобрались. Но если мы живем в развитом и толерантном обществе, откуда же берется тревожная информация о возрастающей детской жестокости?! Ответ лежит на поверхности.

Дети не становятся жестокими сами по себе: такими их делают воспитание и окружающая среда.

И если на среду не всегда можно повлиять, то задуматься о методах воспитания – первостепенная задача родителей.

Нередко дети смеются друг над другом, и зачастую это совсем не безобидные шутки. Смеются над «не такими» именем или фамилией, над внешним видом, поведением… да мало ли еще над чем.

Психологи, работающие с проявлениями детской агрессии, часто находят ее истоки именно в семье, в родительском воспитании.

Дети слышат разговоры взрослых, сплетни, обсуждения или обсуждения различных людей, ремарки и шутки в адрес других (например, за рулем автомобиля) и постепенно, понемногу, не в один день усваивают подобного рода систему оценок как норму. Критикой по отношению к окружающим изобилуют и СМИ.

Это только кажется, что ребенок занимается своими делами под выпуск новостей.  Кроме того, социальные сети и бесконтрольный доступ детей к циркулирующей в них информации, система оценок в виде лайков и баллов косвенно влияют на развитие нетерпимости по отношению к других людям.

Что же делать взрослым? Вот несколько важных шагов, с которых стоит начинать воспитание толерантности в детях.

  1. Самое важное – неплохо бы стать для своих детей образцом терпимости по отношению к другим: не обсуждать, не осуждать других людей, не делать резких и частых оценочных суждений.
  2. Знакомить детей c географией, с различными культурами и языками, читать вслух сказки народов мира.
  3. Рассказывать о различных религиях и связанных с ними особенностях поведения.
  4. Минимизировать воздействие на ребенка СМИ и социальных сетей.
  5. Учить милосердию, уважению к слабым: кормить бездомных животных, помогать пожилым людям (начиная с собственных бабушек и дедушек), взять на себя посильные волонтерские обязательства.
  6. Участвовать в просветительских мероприятиях для детей и юношества не тему толерантности. Например, в фестивале «Единство и толерантность».
  7. Дать представления о людях с особенностями в развитии и о необходимости терпеливого отношения к ним. В этом родителям может помочь наша подборка книг: Недетские темы для детей.
  8. Рассказывать детям о великих людях, имеющих те или иные особенности во внешности или в развитии.

Например. 

  • Великий ученый Альберт Эйнштейн ужасно учился в школе и многие сомневались в его полноценности (даже родная мать).  У него была огромная голова и странная с точки зрения обывателя внешность.
  • Гениальный изобретатель Константин Эдуардович Циолковский был с детства глухим, имел чудаковатый вид и всегда носил с собой огромную самодельную слуховую трубу.
  • Стивен Хокинг страдал параличом, но это не помешало ему стать великим ученым-физиком, изобрести и отцом здоровых детей.
  • Отсутствие рук и ног не помешало Нику Вуйчичу стать отцом здоровых детей и изветсным оратором, поддерживающим и мотивирующим  множество людей по всему миру к активизации в них поиска смысла жизни и развития способностей.
  • Актер и поп-звезда Джастин Тимберлейк  детстве был слабаком и не играл в футбол, как это было принято в его школе. Его постоянно унижали за то, что он увлекался музыкой и искусством.

Немаловажно донести до детей следующую мысль: люди не виноваты в том, что они другие. Кроме того, это не вина, а ОСОБЕННОСТЬ, не отменяющая их личностных качеств и права на хорошее к ним отношение.

Ольга Боровская

Источник: https://promum.com.ua/vospitanie/kak-govorit-s-detmi-o-tolerantnosti/

Толерантность в семейных отношениях

Как воспитать в ребенке терпимость?

Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в российском государстве, в настоящее время в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая способность к адаптации в новых социально-экономических условиях. Одной из таких проблем является нарушение толерантности во взаимоотношениях родителей и детей.

С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека.

Исследование причин неврозов детей в ряде стран однозначно ставит на первое место семейные конфликты, которые не только разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка.

Прочная, благополучная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное влияние среды на ребенка.

Одной из составляющих толерантных отношений в семье можно выделить активное взаимодействие между ее членами на основе взаимного уважения, понимания и поддержки.

Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, когда они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов, интересов и ценностей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтных ситуаций. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.

Существует еще одна характеристика во взаимоотношениях детей и родителей — это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления личности ребенка.

Рассмотрев две характеристики во взаимоотношениях детей и взрослых, можно сказать, что взрослые часто не видят перспектив складывающихся взаимоотношений с детьми, не оценивают степень их влияния на формирование и развитие ребенка. Таким образом, толерантность во взаимоотношениях детей и родителей предполагает способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка.

Еще одной характеристикой толерантности в семье можно рассматривать совместный анализ действий и поступков членов семьи.

Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи.

Каждый родитель желает видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в объективной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не затронули проблемы асоциального поведения.

Семья — институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков.

Естественно, образовательные учреждения имеют большой воспитательный потенциал, но семья и индивидуальные особенности ребенка — это две основные детерминанты социального становления человека. Существуют различные средства формирования, развития и воспитания толерантности во взаимоотношениях между родителями и их детьми.

Поэтому, на наш взгляд, задача воспитания толерантности у детей и их родителей должна стать одной из задач организации воспитательной работы с семьей.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не поддерживают педагогов в решении этой проблемы.

Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с окружающими, в ней он учится общению, осваивает приемы коммуникации, учится умению слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим родственникам, близким. В освоении опыта толерантного поведения большое влияние имеет личный пример родителей. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, характер взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Семья во многом может помочь школе.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить совместно с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения, организовывать совместное обсуждение существующих проблем с учащимися и родителями, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, вероисповеданию. Очень сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Педагогам с учащимися необходимо строить взаимодействие на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работу по формированию толерантности в семье педагоги должны строить с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.

Для того чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье, ребенок находится в иных по сравнению со школой условиях воспитания, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям ребенка продолжить линию воспитания, начатую в школе.

И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит союзников.

Формированию толерантных взаимоотношений в семье помогает организация поздравлений родителей с праздниками, подготовка сюрпризов, подарков, проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье, творческие встречи с родителями, рассказывающими о своих профессиях, организация выставок совместного творчества детей и родителей, туристические походы.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование толерантной личности.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный пример гуманного взаимодействия с семьей.

Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Список литературы:

  1. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – №6. – С. 12-16.
  2. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: «Академический проект», 2004.
  3. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2001.
  4. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт.-сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.
  5. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, – 128 с.
  6. Щеколдина С. Д.. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/164-1-0-4423

Воспитываем в ребёнке толерантность

Как воспитать в ребенке терпимость?

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру.

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.

Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. Толерантности к людям другой расы, другой национальности, другого вероисповедания, социального происхождения, материальных возможностей. 

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. 

Определение слова «толерантность»:

В испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Черты толерантной личности:

  • умение владеть собой;
  • доверие;
  • способность к сопереживанию;
  • снисходительность;
  • расположение к другим;
  • чувство юмора;
  • терпимость к различиям;
  • доброжелательность;
  • гуманизм;
  • любознательность;
  • умение слушать;
  • несклонность осуждать других;
  • альтруизм.

По сути, толерантность – это умение держать под контролем негативные и агрессивные реакции. Человек может чувствовать к кому-то неприязнь, подчас от него это даже не зависит, но при этом всегда может оставаться вежливым, корректным, адекватным – словом, он может быть толерантным в любой ситуации.

Задача взрослых – не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.

Воспитание должно начинаться с момента зачатия. Практически это невозможно, поскольку природа распорядилась так, что значительное время родители не знают, будет у них сын или дочка. Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь.

Это особенно важно, поскольку в первый год жизни нового человека формируется его базовое доверие к миру. И если ребенок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьезно осложнять ему жизнь. В первый год жизни ребенка особое значение имеет мать.

Именно она удовлетворяет все потребности малыша. Но, между тем, присутствие отца тоже имеет важное значение. Во-первых, именно он обеспечивает безопасность матери и ребенка и именно от его поведения зависит самочувствие матери.

 Во-вторых, ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье. 

Сегодня для всех наступило время выбора, особенно для наших детей: поддаться на провокацию или сохранить твердую гражданскую позицию мира, согласия, толерантности.

Наши дети становятся мишенью манипуляции и психологического воздействия тех, кто делит мир на своих и чужих. Поддадутся ли они на эту провокацию или нет, зависит от нас.

Наша задача не дать им совершить непоправимую глупость, помочь не быть вовлеченными в бессмысленные агрессивные действия провокаторов и сохранить свои хрупкие жизни.

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать для начала самим относиться к своему ребенку толерантно.

Во-первых, не обижать его.

Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений.

Задача – обратить конфликт в конструктивный диалог, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.  

В -пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.

В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Для того чтобы вы, родители, могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно вам необходимо формировать у ребенка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой вырастет человек.

Как же воспитать в ребенке толерантность? Ответ прост – самому быть толерантным.Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим, не будет осуждать других, искать внешние отличия.

Воспитание толерантности в детях в первую очередь означает обучение умению видеть несправедливость, культивирование желания противостоять ей, бороться с ее проявлениями. Это включает в себя обучение умению конструктивно преодолевать разногласия, искать компромиссы, избегать конфликтных ситуаций.

Без сомнений, основная роль в воспитании толерантности всегда принадлежит семье. Ребенок не просто будет копировать поведение родителей, он слышит все их комментарии и делает выводы. Если родители с презрением отзываются о других людях, объединяя их по общему признаку вероисповедания, расы, национальности, материального достатка и т.д., то учить ребенка толерантности просто бесполезно.

Советы родителям. Как воспитать толерантного ребенка

1. Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других.

2 . Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.

3. Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.

4. Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летние лагеря, путешествия в другие страны будут полезны любому, а ребенку старшего возраста вы можете предложить участвовать в благотворительных программах.

5. Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья в нашей стране может позволить себе посетить Европу, азиатские страны, Африку и т.д., но посещение исторических мест России по бюджету почти каждому.

6. Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок – у него два глаза, два уха, один рот и т.д.

7. Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый «хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка. Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.

Источник: https://dhtd.ru/roditelyam/semejnyj-putevoditel/vospityvaem-v-rebjonke-tolerantnost

Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Как воспитать в ребенке терпимость?

Воспитаниетолерантного отношения к детям ограниченными возможностями здоровья

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

За период своего существованиячеловеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении кдетям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества,на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так ипримеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях –сотрудничества на равных условиях.

В настоящее время в России насчитываетсяоколо двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Этоактуализирует необходимость осмысления их положения в обществе,совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

проблема«особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедностиконтактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой,доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию.

Такжесуществует негативное отношение к таким детям со стороны сверстников, наличиефизических и психических барьеров, мешающих повышению качества образованиядетей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагогисами иногда интолерантно относятся к таким детям, называя их «ущербными»,«неполноценными».

В связи с этим, одной из главных задач в развитии детскихучреждений по отношению к детям с особыми потребностями является формирование упедагога педагогической толерантности, то есть способность понять и принятьребенка таким, какой он есть. А также воспитывать у сверстников толерантное иуважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Что означает аббревиатура ОВЗ?Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категорииотносятся дети, которые имеют дефекты, как в физическом, так и впсихологическом развитии при необходимости создания специальных условий дляжизни. Должны ли мы проявлять толерантность к таким детям? Что же такоетолерантное воспитание?

Толерантное воспитание – это проявление терпимости,понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либоотличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько родители будуттерпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием клюдям с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы воспитывать удетей толерантное отношение, родителям необходимо формировать системуценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, сопереживание,понимание. Каждый ребенок, каким бы он ни был, – это, прежде всего уникальнаяличность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьмиправа.

Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием унас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включениедетей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду иадаптацию в ней.

Необходима просветительская работа с педагогами и родителями опредставлении и понимании того, что такое инклюзивное образование, в чем егоотличие от традиционного образования:

– знание психологических закономерностейи особенностей «особых детей»;

– знание методов психологического идидактического проектирования учебного процесса;

– умение реализовывать различные способывзаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами,детьми, родителями).

Инклюзивное образование – процесс развития общегообразования, который подразумевает его доступность для всех в частиприспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния егоздоровья. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивногообразования сопровождается определенными трудностями.

трудность – сломатьнастороженное, местами даже негативное отношение всех участников данногопроцесса к совместному обучению:

– во первых, это отношение родителейздоровых детей к данной идее. Многие не поддерживают ее, опасаясь, что этонегативно скажется на успеваемости обычных детей;

– во вторых, среди педагогов, можетпроявляться настороженное отношение к «особым» детям.

Толерантность, сформированная еще вдошкольном возрасте, является одним из важнейших условий успешной реализации вбудущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личностииграют учреждения образования, именно в них ребенок проводит большую частьвремени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимогоотношения к окружающим людям.

Педагогам следует способствоватьсозданию доброжелательной атмосферы в группах детского сада, где дети могутобсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективнаяработа. Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнеевремя значительно изменились.

Если раньше такой ребенок мог вызвать лишьсочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи, то теперь он считаетсяравноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке.

С учетомсовременного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов ивсего общества к ребенку с ограниченными возможностями.

Родители являются первыми и основнымивоспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как илюбое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этойпроблемы. Общей для педагогов и для родителей является проблема толерантности.Семья во многом может помочь детскому учреждению.

Однако, очень часто именнородители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитываютоценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не такимкак все. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителямивоспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения.

Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с воспитанниками иродителями, личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения кдругим людям, толерантность к другим взглядам. Очень сложно формироватьтолерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Ребенок какгубка, он впитывает все, что видит и слышит (даже если это не предназначено дляего ушей).

И если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родителиговорят о братстве и равенстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоитон именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надоначинать с себя. От нас с вами зависит, чему мы научим ребенка: милосердию,любви, терпимости или жестокости и ненависти.

Помочь каждому родителю понять,осознать это – одна из основных задач педагога, поэтому темой родительскихсобраний становятся вопросы воспитания толерантности: «Мы разные, но мыдружим!», «Разные дети» и т.д.

Работа педагогов с родителями поформированию толерантности у детей проводится с учетом особенности семьи,родителей и, прежде всего семейных взаимоотношений. Выявление проблем ввоспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволиторганизовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкамтолерантного общения.

Организация психолого-педагогическогопросвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детейпредусматривает:

– учет возрастных и индивидуальныхвозможностей детей;

– взаимосвязь, соответствие программ,форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей.

психолого-педагогическогопросвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включатьследующие вопросы:

– сущность понятия «толерантность», ееосновные характеристики и проявления;

– факторы, влияющие на формированиетолерантности у детей;

– взаимоотношения в семье как факторвоспитания толерантности у детей;

– методы воспитания толерантности удетей;

– пример родителей в воспитаниитолерантности у детей;

– особенности воспитания толерантности удетей разного возраста.

Хочется надеяться на то, что в итогедети с ограниченными возможностями, в том числе с нарушениями интеллекта,научатся жить в согласии с другими, никогда не будут чувствовать своейненужности, а в будущем обязательно найдут то поле деятельности, где они смогутреализовать себя, станут полноценными и полноправными гражданами нашей страны.

Источник: https://33.tvoysadik.ru/site/pub?id=492

Для родителей
Добавить комментарий