Как возраст матери влияет на ребенка?

Вселенная для ребенка – мать. К республиканскому Дню Матери

Как возраст матери влияет на ребенка?

 Вселенная для ребенка

14 октября – День Матери. Этот день отмечается в честь женщин – матерей, видящих в материнстве благословение, а не тяжкую ношу, которую хочется поскорее скинуть с себя и передать государству.

Ведь стать матерью и быть матерью – это разные состояния, разные мировоззрения и системы ценностей.

Быть истинной матерью – это великий дар, великое искусство.

  • Женщинам – матерям, которые несут по жизни негасимый, всегда согревающий огонь мудрой материнской любви к своим детям, посвящен День Матери.

Ведь что такое мать для ребенка? Это – вселенная, у которой в избытке есть все, для того, чтобы вырастить маленького человека, такого уязвимого и хрупкого, пришедшего в большой мир, в здоровую, уверенную в себе и благородную личность.

Любовь и забота, доброта и нежность, тепло и еда, защита от всего, что кажется малышу пугающим. Все это дает ребенку любящая мать. 

  • Качество эмоциональной связи, которая формируется в процессе развития уникальных отношений между матерью и ребенком, непосредственно влияет на всю его последующую жизнь.

Отношение беременной женщины к своему, еще не рожденному, ребенку уже оказывает воздействие. Питательной средой для полноценного развития младенца являются собственные эмоции, чувства, переживания и мысли матери. Таким образом, факторы со стороны матери являются важнейшими по своей силе и значимости для ребенка.

  • Как подтверждают многочисленные научные исследования, мать – главный автор жизненного сценария своего ребенка. Именно поэтому влияние матери на ребенка невозможно переоценить.

Для здорового, полноценного психического и физического развития ребенка важно не столько здоровье матери, или то, чем она питалась во время беременности, сколько само психологическое состояние женщины, ее позитивный настрой на беременность, принятие конкретного ребенка, осознанное отношение к материнству. 

Именно эти факторы являются ключевыми в формировании осознанного материнства, когда, несмотря на определенные сложности, трудности, болезни и переходные, кризисные возрастные периоды своего ребенка, мать продолжает любить его той самой безусловной любовью, понимающей и принимающей. Это не значит, что все и всегда позволено, однако, важно всегда отделять личность ребенка от его шалостей, опрометчивых поступков и неизбежных ошибок, которые он может совершать, становясь старше и входя в большой мир.

Установление глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком может нарушаться из-за незрелости чувств и характера матери. Особенно это относится к юному возрасту матери. В таком возрасте беременность, как правило, оказывается незапланированной, а ребенок нежеланным для всех.

Социальная и психологическая незрелость юной матери мешают создать необходимую положительную эмоциональную среду для формирования глубокой привязанности с ребенком.

У слишком юных или просто эмоционально и личностно незрелых матерей не развиты способности к пониманию основных потребностей ребенка.

Такие матери часто еще не способны устанавливать прочные отношения, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье.

  • Так называемая гестационная доминанта, то есть, недостаточная готовность женщины стать матерью, является основной помехой для правильного формирования прочных отношений между матерью и ребенком.

Осознанный отказ от кормления ребенка грудью часто нарушает установление психологического контакта с младенцем. Существует большая доказательная база фактов в пользу того, что недостаточная эмоциональная и сенсорная стимуляция ребенка раннего возраста, вызывает серьезные нарушения в эмоциональном и в общем психическом развитии ребенка. Более того, такая травма будет отражаться в будущем.

  • Не само по себе отделение от матери, а отсутствие безусловной любви к ребенку, внимания, бережного ухода и обеспечения безопасности более вредны для ребенка и чреваты серьезными последствиями.

Согласно одному из исследований, способность ребенка противостоять стрессу в значительной степени зависит от того, насколько сама мать в состоянии приспособить внешнюю среду ребенка к его индивидуальным особенностям. Характер физического и эмоционального контакта имеет прямое отношение к способности ребенка сохранять спокойствие в напряженных ситуациях.

Особое значение приобретают развитая материнская чуткость и ее стремление успокоить ребенка. Но даже сам образ любящей матери в воображении и памяти ребенка, ее привычная реакция и принципы ухода, уменьшают риск неблагоприятных последствий у детей при возникновении трудных жизненных обстоятельств, бережно защищая его психику.

  • Быть хорошей матерью всегда было не просто. Быть современной матерью сложно вдвойне.

Способность быстро и адекватно реагировать на насущные потребности растущего ребенка требует весьма значительных психических и физических ресурсов от самой женщины – матери.

И для того, чтобы справляться с такой важной и ответственной миссией, женщине следует заботливо относиться к своему здоровью и психоэмоциональному состоянию.

Поддержка близких людей в непростой период материнства также необходима и важна.

Материнство предъявляет высокие требования к женщинам, но и щедро своими плодами.

Видеть, как растет любимый малыш, как достигает успехов в развитии, становясь все более самостоятельным и независимым, – это великая радость для настоящей матери.

 М.Верещагина,

валеолог УЗ «26-я городская поликлиника» 

Источник: http://www.26poliklinika.by/zdorove-zhenshchiny/470-14-oktyabrya-respublikanskij-den-materi-vselennaya-dlya-rebenka-mat

К вопросу о детских капризах / альманах №8 / архив

Как возраст матери влияет на ребенка?

Наиболее частыми поводами обращения за консультацией детей третьего года жизни являются задержка речевого развития и нарушения сна. Однако при подробном расспросе родителей нередко звучат жалобы “второго ранга” – “избалованность”, “капризность”, “трудный характер” ребенка.

Обычно под этими бытовыми определениями понимается неспособность ребенка самостоятельно занять себя чем-либо хотя бы на короткое время, требование постоянного присутствия матери и ее внимания, протестное поведение с элементами агрессии, игнорирование требований взрослых, выраженные, а иногда и непреодолимые трудности в ситуациях, требующих умения устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми (например, при оформлении в детское учреждение).

Объяснение подобных особенностей поведения патофизиологическими механизмами, как правило, оказывается несостоятельным и не дает удовлетворительных способов коррекции этого круга нарушений. Диагноз “неправильное воспитание” носит оценочный, декларативный характер.

Наиболее конструктивным и, соответственно, дающим возможность коррекционного подхода, представляется анализ подобных паттернов поведения с позиций теории привязанности, получившей бурное развитие в течение последних десятилетий.

Согласно этой теории, характер привязанности между ребенком и матерью в первые годы жизни закладывает основы формирующейся личности, ее будущего доверия к окружающему миру и особенности взаимоотношений с ним [5, 13, 14, 15 и др.].

Оптимальный вариант детско- материнской привязанности характеризуется наличием надежных и устойчивых отношений между ребенком и матерью, а ее расстройства могут приводить к нарушению психического созревания ребенка, дезадаптации и психосоматическим расстройствам [3, 4, 10, 11]. Это соответствует положению Л.С.

Выготского о том, что любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением, во всякой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром явно или неявно присутствует другой человек – прежде всего мать [7].

В практической работе нами было выделено три наиболее часто встречающихся и четко очерченных типа “капризного” поведения детей третьего года жизни.

Первый тип проявляется так называемой симбиотической связью с матерью – чрезмерной привязанностью к матери с невозможностью оторваться от нее ни на шаг.

У таких детей заметен повышенный уровень тревожности: они не могут оставаться одни, не в состоянии занять себя даже на короткое время, плохо переносят перемену обстановки, особенно смену ухаживающих взрослых, часто плохо засыпают, просыпаются по ночам с необъяснимым плачем или криком. Отсутствие матери или возможность ее ухода дезинтегрируют состояние ребенка, он тоскует, тревожно спрашивает, где она, не может заниматься чем-либо содержательным, с большим трудом переключается на общение с другими взрослыми.

Обычно такое поведение начинает вызывать беспокойство матери к 2,5 – 3 годам, когда встает вопрос об оформлении ребенка в детское учреждение. В этом возрасте у благополучно развивающихся детей отчетливо намечаются стремление к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания.

Ребенок с симбиотической связью с матерью не только не проявляет этих тенденций, но нередко становится еще более привязанным, тревожным, плаксивым, возможно, чувствуя утомление матери и стремление дистанцироваться от него.

У таких детей крайне затруднена, а подчас и невозможна адаптация к детскому коллективу, помещение их в детское учреждение, проходящее под девизом “поплачет и привыкнет”, как правило, заканчивается выраженными невротическими или психосоматическими заболеваниями.

Второй тип поведения – это постоянное стремление привлекать внимание матери к себе с использованием всех доступных ребенку средств – от простого “дерганья” и “нытья” до протестно-агрессивных действий.

Поведение ребенка словно провоцирует постоянное внимание матери, если ему не удается добиться позитивного контакта, в ход идут протестные реакции с криками, катанием по полу, отказом от еды или агрессивные по отношению к матери действия (щипание, кусание).

Как правило, такие действия являются наказуемыми, но наказание вызывает лишь их трансформацию в агрессию по отношению к более уязвимым субъектам (обычно, к другим детям) или к самому себе (выдергивание у себя волос).

Иногда это сопровождается действиями, компенсирующими недостаток тактильного контакта: раскачиванием, стуканием головой об предметы, перебиранием волос на голове.

Третий тип поведения в некотором роде противоположен первому. Матери жалуются на то, что ребенок не подчиняется их воспитательным воздействиям, игнорирует или “не слышит” их, нередко реагирует только на повышенный голос и угрозы наказания.

В этом случае мать как бы безразлична ребенку, он не заинтересован в контакте с ней, не стремится приблизиться к ней, получить у нее поддержку, поделиться с ней своими достижениями.

Такой ребенок может производить впечатление “чрезмерно самостоятельного”, может быть более общительным с малознакомыми людьми, идти к ним на руки, улыбаться, охотно вступать с ними в диалог, тогда как контакт с матерью вызывает у него гораздо меньше активности.

Наши наблюдения, совпадающие со многими литературными данными [2, 4, 6, 8, 9 и др.

], показывают, что в формировании всех трех типов поведения ведущую роль играют не только и не столько патологические отклонения в состоянии ребенка, сколько особенности материнско-детских отношений, обусловленные поведением матери. Закладываясь в младенческом возрасте, они развиваются, видоизменяются, и к концу раннего детства приобретают описанный нами характер.

Отношение матери к ребенку и ее поведение в типичных ситуациях взаимодействия с ним являются главными факторами становления отношений в диаде “мать-дитя”. Они непосредственно влияют на формирование привязанности у ребенка и его поведение.

Особенно важны чувствительность матери к подаваемым ребенком сигналам и характер реагирования на них, способность к стимулированию эмоционального и деятельностного контакта [1, 4, 12].

Расстройство чувствительности и реактивности матери приводит к искажению взаимоотношений в диаде “мать-дитя”, ребенок не получает достаточного ответа на те сигналы, которые он посылает окружающему миру, и не получает в результате достаточного удовлетворения своей главной потребности – чувства защищенности и надежности своего существования.

Причиной такого расстройства диадных взаимоотношений могут быть как личностные особенности матери (включая ее неудовлетворенность своим семейным статусом и отношениями в браке), так и ее психическое неблагополучие [11, 12]. И в том, и в другом случае осложняется установление близкого эмоционального контакта с младенцем.

Согласно нашим наблюдениям, в анамнезе, а нередко и в актуальном психическом статусе у матерей детей с первым типом поведения выявляются признаки тревожной депрессии.

Депрессивное состояние матери, ее подавленность и дискомфорт проявляются в отсутствии уверенности в том, что она хорошо выполняет свою роль.

Она постоянно испытывает тревогу за малыша, болезненно реагирует на малейшие, в том числе и мнимые признаки его неблагополучия, не может оставить его ни на секунду.

Общий тревожный фон транслируется ребенку, и он действительно начинает хуже есть, спать, отказывается находиться без мамы. Тут уж у нее появляются реальные поводы для переживаний, а они естественным образом усиливают тревогу. В тревожной диаде у ребенка формируется базовое ощущение неуверенности в себе и небезопасности окружающего мира, затрудняется адаптация к его изменениям.

Такие матери считают своих детей болезненными, требующими повышенной заботы и опеки. Однако эти дети все же испытывают дефицит ласки и внимания из-за постоянного чувства тревоги и внутреннего напряжения у матери, препятствующего полноценному эмоциональному контакту с ребенком.

Матери более активно реагируют на плач, чем на улыбку ребенка, провоцируя у него, таким образом, плаксиво-тревожную зависимость.

Об эмоциональном дефиците таких взаимоотношений говорит тот парадоксальный факт, что дети очень болезненно переживают разлуку с матерью, плачут и капризничают в ее отсутствие, но при ее появлении не проявляют желания содержательно с ней общаться, словно ее присутствие нужно им лишь формально.

Второй тип поведения ребенка нередко формируется при наличии у матери тоскливой депрессии. Подавленная и грустная мать дистанцируется от ребенка, меньше вступает в тактильные и звуковые контакты с ним, замедленно реагирует на его дискомфорт, временами испытывает к нему враждебное отношение.

Возникает ситуация депривации, которую ребенок стремится преодолеть доступными ему средствами – постоянным привлечением внимания матери, как положительного, так и отрицательного. Аутостимуляция и аутоагрессивные действия также служат крайним способом преодоления тактильной и эмоциональной депривации.

В отличие от детей, растущих в обстановке психологического комфорта, такой ребенок меньше интересуется окружающим миром и изучает его, недостаточно хорошо вступает в эмоциональный контакт с близкими.

В результате у него страдает способность к формированию стойких привязанностей и стабильных отношений, прежде всего, с матерью.

Третий тип поведения, получивший в литературе название “избегающей привязанности”, нередко развивается у детей, матери которых отличаются авторитарным поведением и нечувствительны к потребностям ребенка [9].

Это могут быть отвергающие и ограничивающие активность ребенка матери или матери, непоследовательные в своем поведении, реагирующие на потребности ребенка в зависимости от собственного настроения или слишком слабо, или слишком бурно.

В первом случае их можно охарактеризовать как “закрыто-формальных”: они придерживаются авторитарного стиля воспитания, стараясь навязать ребенку свою систему требований. Эти матери не столько воспитывают, сколько перевоспитывают, часто пользуясь книжными рекомендациями.

Во втором случае это “эго- ориентированные” матери, которые отличаются завышенной самооценкой и недостаточной самокритичностью. Они достаточно противоречивы в своем отношении к ребенку: повышенное, порой даже чрезмерное внимание к нему подчас сочетается с полным игнорированием его интересов. В этих случаях избегание ребенком контактов с матерью становится своеобразной защитой от разрушающего влияния взаимодействия с ней.

Таким образом, анализ причин и механизмов отклоняющегося поведения детей третьего года жизни, приводит к выводу, что одним из ведущих факторов его становления являются расстройства отношений в диаде “мать-дитя”.

Следовательно, нормализация поведения ребенка невозможна без диагностического внимания к особенностям взаимодействия между матерью и ребенком и коррекции выявленных расстройств (психотерапевтической, а при необходимости психофармакологической).

Одной из существенных трудностей этого аспекта работы является то, что мать не всегда открыта для диагностической и терапевтической интервенции, считая, что в консультировании нуждается не она, а ребенок.

Другая существенная трудность состоит в том, что работа с матерью требует, как правило, не одного, а хотя бы нескольких часов, и должна проводиться специалистами по семейной психотерапии и психиатрии. Однако расширение границ диагностического поиска в сторону семейных отношений необходим, особенно в психиатрии раннего возраста, которая, по словам В.В. Ковалева, является “психиатрией детско- родительских отношений”.

Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями

Дробинская А.О. К вопросу о детских капризах // Альманах Института коррекционной педагогики. 2004. Альманах №8 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/k-voprosu-o-detskih-kaprizah (Дата обращения: 16.01.2020)

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психол. журн. – 1999. – № 1. – С. 39-48.
  2. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопр. психол. – 1997. – № 4. – С. 3-12.
  3. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С.

    Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М., Изд-во Института психотерапии, 1999. – 304 с.

  4. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Искажение материнского поведения при послеродовых депрессиях: влияние раннего и актуального жизненного опыта женщины // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер.

    Всерос. науч.- практ. конф. – М., 1998. – С. 82-83.

  5. Батуев А.С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. – СПб, 1999. – С. 8-12.
  6. Буянов М.И. Вопросы депривации в детской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатр. – 1970. – № 3. – С. 453-462.
  7. Выготский Л.С. Младенческий возраст / Вопр. детск.

    психол. – СПб, Союз, 1997. – С. 40-111.

  8. Гречаный С.В., Хацкель С.Б. Патологические привычные действия у детей раннего возраста, воспитывающихся вне семьи // Тез. докл. конф. «Мама – мой мир». – СПб, 2000 г. – С. 100-102.
  9. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатр. и мед психол.

    – 1995. – № 1. – С. 55-63.

  10. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб, Питер, 2000. – 312 с.
  11. Скобло Г.В., Баз Л.Л. Дети от матерей с послеродовыми депрессиями: нарушения психического здоровья на первом году жизни // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.-практ. конф.

    – М., 1998. – С. 101-102.

  12. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопр. психол. – 1999. – № 1. – С. 105-117.
  13. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. – 1995. – № 3. – С. 134-150.
  14. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., Лениздат, 1991.
  15. Шпиц Р.А. Первый год жизни. – М.

    , Геррус, 2000.

Источник: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/k-voprosu-o-detskih-kaprizah

Позднее отцовство: за и против

Как возраст матери влияет на ребенка?

Принято считать, что женщинам лучше рожать до 40 (и это – с большой натяжкой), а вот мужчина может стать отцом-молодцом хоть в 50, хоть в 80. Мол, вынашивать ребенка ему не надо, рожать – тоже, проблема лишь в задоре и потенции. Если и с тем, и с другим все в порядке, стать отцом можно в любом возрасте.

Гениальность или аутизм?

К слову, не побоялись позднего отцовства многие знаменитости: американский актёр Алек Болдуин сделал это в последний раз в 58 лет, Роберт Де Ниро – в 68. Не отстали от них Майкл Дуглас, Ричард Гир и Николя Саркози, родившие наследников в возрасте за 50, и Пол Маккартни, в очередной раз ставший отцом в 61.

Еще одно распространенное поверье гласит, что у пожилых отцов часто рождаются талантливые дети – как, например, Моцарт, но ученые утверждают: это, скорее, «заслуга» материнских генов.

Вообще в последние годы ученые нередко развенчивают мифы о безвредности старородящих отцов для потомства.

Научные исследования гласят, что после 35 лет ухудшается качество сперматозоидов, возникает риск рождения ребенка с умственной отсталостью, синдромом Дауна или недоразвитой иммунной системой. Даже у молодых партнерш пожилых мужчин высок риск выкидыша и замершей беременности.

Еще дети поздних отцов рискуют заболеть впоследствии диабетом, шизофренией, сердечно-сосудистыми и онкозаболеваниями. Кроме того, по мнению некоторых врачей, есть и шанс родить в старости ребенка-аутиста.

Недавние исследования исландских ученых риски подтверждают. Как выяснилось, отцовский возраст влияет на здоровье будущего наследника сильнее возраста матери.

В ходе масштабного исследования в 2017 году ученые изучили более полутора тысяч троек (сумм геномов отца, матери и ребенка), чтобы выявить темп появления мутаций у новорожденных, и выяснили: каждый новорожденный получает в среднем 70 новых мутаций, которые у родителей отсутствовали.

Причем 80% этих мутаций приносит сперматозоид, 20% – яйцеклетка. Получается, мутации – практически целиком «на совести» родителя мужского пола.

Всему – свое время

Есть и психологические издержки «пожилого» деторождения. Все-таки ребенок, чьи папа с мамой, скорее, похожи на его бабушку с дедушкой, вряд ли будет чувствовать себя комфортно в среде сверстников. Но все эти вопросы – сугубо индивидуальные: в определенных ситуациях могут быть свои плюсы.

Действительно, «заниматься отцовством» лучше в отведенный природой срок, говорит психолог, психотерапевт Дмитрий Ершов.

«Если сложилась новая семья, и есть желание и возможность иметь детей, этому надо всячески способствовать.

В студенческие годы у нас бытовала пошлая реплика: «одно неосторожное движение – и ты отец». А сегодня ситуация иная: люди очень стараются, ЭКО, суррогатное материнство – а не получается.

Так что если Бог дал долгожданную деточку в более позднем возрасте – это благо», – считает эксперт.

Если же люди заводят детей после 50 лет, велик риск того, что совершеннолетие могут встречать уже сиротами.

Молодой, несостоявшийся еще по жизни отец, конечно, вряд ли обеспечит ребенка теми же материальными благами, что и богатый пожилой родитель – но зато этот отец, как минимум, физически доживет до выпускного своего сына или дочери.

Кроме того, у возрастных родителей могут начаться проблемы со здоровьем, которые лягут бременем на плечи ребенка – и не факт, что тот будет морально и физически готов к такому обороту событий.

Конечно, если выбирать между родителями – молодыми наркоманами-алкоголиками, или пожилыми миллионерами, второй вариант предпочтительнее, говорит психотерапевт. Но каждая ситуация должна решаться сугубо индивидуально – общих рецептов тут быть не может.

Ну и, наконец, все «страшилки» ученых имеют под собой определённые причины. «Со временем в организме накапливаются «поломки», мутации.

К сожалению, реальность подтверждает: позднее отцовство – не на пользу здоровью ребенка. Выйдите со счетчиком Гейгера в отдельные районы Москвы и замерьте радиоактивное излучение! Все это – мощнейший мутаген.

Экология, плохое питание, алкоголизм – «поломки» накапливаются, суммируются», – поясняет эксперт.

Таким образом, возраст никому не прибавляет здоровья и прямо влияет на «качество» потомства.

Кроме того, нужно учитывать еще один момент. Конечно, с одной стороны, будущий родитель должен твердо стоять на своих ногах, с другой, еще не успеть стать постоянным пациентом поликлиник. «Но в наших реалиях – во всяком случае, в моем понимании – поднять деточку, живя на среднюю зарплату, чрезвычайно трудно.

Особенно если мы начнем говорить о достойном уровне жизни, образования, воспитания и всего прочего. Поэтому, конечно, не избежать помощи ближайших родственников – бабушек и дедушек. Я бы рассматривал вопрос еще и с этой точки зрения.

Нужно, чтобы старшие родственники были в состоянии поддержать родителей малыша», – говорит собеседник «МИР 24».

Речь не о том, чтобы спихнуть деточку на предков, а о том, чтобы опереться на их помощь, поддержку, опыт и возможности, которые люди обычно приобретают с возрастом.

«То есть, как в старые добрые времена, воспитывать подрастающее поколение не одним эшелоном родственников, а несколькими. Ребенок требует огромных усилий. Желательна помощь и поддержка старшего поколения, без участия которого получить хороший результат чрезвычайно сложно.

И бабушки с дедушками тоже должны быть физически в состоянии эту помощь предоставить», – подытожил психотерапевт.

Источник: https://mir24.tv/articles/16341115/pozdnee-otcovstvo-za-i-protiv

Родителями становятся до зачатия

Как возраст матери влияет на ребенка?

Жизненную программу, записанную в геноме, которая определяет внешность, характер, здоровье и т.д., ребенок получает от мамы и папы, когда их половые клетки сливаются при зачатии. Но кроме генетической программы на будущего человека влияет еще масса разных вещей, происходящих с родителями, причем как после зачатия, так и до него.

О том, как зачать здорового ребенка, «Газете.Ru» рассказал Георгий Местергази, главный врач госпиталя для ветеранов войн № 2, заслуженный врач РФ… →

Специалисты Исследовательского института Робинсона и Школы педиатрии и репродуктивного здоровья Университета Аделаиды проанализировали все, что науке на сегодня известно о наследственности, и опубликовали свои выводы в последнем выпуске журнала Science. «Только в последние лет десять научное сообщество стало серьезно обсуждать эти проблемы, и только в последние пять лет мы начали понимать механизмы того, что происходит», — замечает Сара Робертсон, профессор Университета Аделаиды в Австралии.

Некоторые факты уже стали общеизвестными, например то, что будущей маме нельзя курить и выпивать.

О том, что и папе тоже нельзя, причем за несколько месяцев до зачатия, задумываются немногие.

С позиции врача «Газете.Ru» рассказывал об этом акушер-гинеколог Георгий Местергази. О том, как это объясняет наука, пойдет речь дальше. А есть и совсем удивительные факты, например то, что на здоровье ребенка влияет питание не только будущей матери, но и будущего отца, так же как и его склонность к ожирению.

«Люди обычно думают, что все это не имеет значения, так как с зачатием начинается новая жизнь, — говорит Сара Робертсон. — Но на самом деле мы награждаем будущего ребенка всем грузом своего собственного жизненного опыта.

Зачатие детей в позднем возрасте приводит к тому, что детям передается больше мутаций, возникающих в половых клетках отца. Впрочем, мужчинам можно… →

Такие факторы, как возраст родителей, характер питания, ожирение, курение, и многое другие, — все они посылают сигналы, влияющие на здоровье ребенка.

Они могут повысить риск диабета и других метаболических, сердечно-сосудистых заболеваний, иммунологических или неврологических нарушений».

Причем роль отца в этом не меньше, а зачастую больше, чем роль матери.

Сначала ученые описывают все факторы, которые влияют на будущего человека в момент зачатия и сразу после него.

Яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом в полости фаллопиевой трубы и, в то время как зигота начинает делиться, продвигается по трубе, направляясь в матку.

В слизистую оболочку матки она внедряется через несколько дней на стадии бластоцисты (это шарик, состоящий из клеток, числом от 30 до 200). А пока делящаяся яйцеклетка проходит по фаллопиевой трубе, она окружена жидкостью.

На состав этой жидкости влияют разные факторы — питание женщины, особенности метаболизма, какие-то воспалительные процессы. Уже на этой стадии они действуют на работу генов в первых клетках и могут ускорять или замедлять скорость деления.

А нередко на этой стадии яйцеклетка из-за серьезных генетических патологий отбраковывается, беременность не наступает, и женщина даже не знает о том, что имело место оплодотворение.

Очень сильно влияет на раннее развитие эмбриона питание будущей мамы.

Снижение белкового питания в первые три дня развития замедляет размножение клеток и дифференциацию их в так называемые зародышевые листки, из которых в дальнейшем закладываются разные ткани и органы.

Генетическое тестирование позволяет выявлять неблагоприятные мутации в геноме и рожать здоровых детей. Это гораздо дешевле, чем лечить серьезные… →

После внедрения бластоцисты в матку питание влияет на развитие плаценты, которая связывает эмбрион с организмом матери.

Воспалительные заболевания также накладывают отпечаток на развитие эмбриона. В эксперименте ученые показали, что мыши с бактериальным липополисахаридом рождали детенышей с избыточным весом и нарушением исследовательского поведения.

Отцовский вклад в условия оплодотворения тоже присутствует. Ученые объясняют, что на развитие эмбриона влияет состав семенной жидкости. Она содержит множество веществ — цитокинов, — в том числе факторы роста, стимулирующие деление клеток. А воспалительные заболевания и инфекции негативно сказываются на ее составе.

Более ранний опыт родителей передается потомству, потому что влияет на созревание их половых клеток. Причем между яйцеклетками и сперматозоидами есть принципиальная разница.

Все яйцеклетки в полном количестве имеются уже тогда, когда девочка появляется на свет. С началом полового созревания в каждом менструальном цикле они только дозревают, проходя последнее деление мейоза.

В отличие от них сперматозоиды образуются в течение всей жизни.

Чем старше становится мужчина, тем через большее число делений проходят его сперматозоиды, а значит, в них увеличивается число ошибок — мутаций.

Недостаток фолиевой кислоты в рационе отца может привести к заболеваниям будущего потомства, показали ученые на мышах. Возможно, это одна из причин… →

В этом причина того, как писала «Газета.Ru», что возраст отца увеличивает количество мутаций, которые он передает потомству. В 20 лет это 25 мутаций, а в 40 лет — уже 65. Возраст матери такой роли не играет.

Все это касается самих генов, записанной в них наследственной информации. Но в ДНК возникают не только такие изменения, которые затрагивают ее нуклеотидную последовательность. Есть химические изменения внешние, не меняющие строение молекулы, они называются эпигенетическими.

Чаще всего это метилирование — присоединение метильных групп CН3 к азотистому основанию цитозину. Метилирование — важнейший инструмент, регулирующий активность генов, потому что, если метильных групп много, они не дают гену работать в полную силу, снижают его экспрессию.

И это тот механизм, по которому внешняя среда влияет на работу генов. Степень метилирования изменяется под влиянием питания, стрессов, различного индивидуального опыта, и часть этих изменений может передаваться потомству.

При образовании половых клеток ДНК тоже метилируется. Правда, перед самим оплодотворением большая часть эпигенетических маркеров стирается. Но не все, некоторые остаются и через половые клетки передаются в зиготу и развивающийся эмбрион.

Эпигенетика объясняет многие совершенно удивительные вещи, такие как память поколений: на мышах было показано, что травмирующие события передавались таким образом не только детям, но и внукам. Ну и более приземленные факты, например влияние питания отцов на здоровье детей.

Известно, что избыточный вес отца (больше, чем избыточный вес матери) может привести к нарушению нормального метаболизма у ребенка. Курение, алкоголь, наркотики — все это накладывает эпигенетический отпечаток на сперматозоиды во время из созревания.

Явление «памяти предков» до сих пор воспринималось исключительно на обывательском уровне и, казалось, не имело и не могло иметь никакого научного… →

Плохое питание отцов, с пониженным содержанием белка, также может повлиять на детей не лучшим образом. А в исследовании, о котором писала «Газета.Ru», было показано, что недостаток фолиевой кислоты в рационе будущих отцов может стать причиной врожденных дефектов у потомства из-за нарушения метилирования.

Что касается яйцеклеток, то большая часть их влияния на эмбрион передается через митохондрии. Это органеллы, в которых происходят энергетические процессы для жизнедеятельности клетки. Развитие эмбриона — это энергетически затратный процесс.

А митохондрии эмбрион получает именно от яйцеклетки, по женской линии, так как от яйцеклетки в зиготу переходит вся цитоплазма — клеточное содержимое (в сперматозоиде содержится только ядро и хвост, цитоплазмы он практически лишен).

Во-первых, эмбрион получает митохондриальную ДНК, в которой могут быть мутации (и уже разработан способ избавления от передающихся с ними заболеваний). Во-вторых, на митохондрии влияет питание, курение и ожирение матерей, это может изменять их расположение и активность.

На мышах убедительно показано, что при ожирении и диабете митохондрии неправильно влияют на развивающийся эмбрион.

Так что на здоровье потомства, к сожалению, влияет все. И с высоты полученных знаний ученые настоятельно советуют будущим родителям перед тем, как планировать беременность, изменить свой образ жизни на более здоровый. Даже небольшие изменения в правильную сторону будут иметь долговременный положительный эффект.

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2014/08/15_a_6176801.shtml

Беременность после 35 лет: психологический и медицинский аспекты вопроса

Как возраст матери влияет на ребенка?

Тематические страницы   >   Советы специалистов   >   Беременность после 35 лет: психологический и медицинский аспекты вопроса

Беременность после 35 лет: психологический и медицинский аспекты вопроса

С точки зрения современной медицины “поздними родами” считаются первые роды женщины старше 35 лет. Но так было не всегда. Еще в середине прошлого века женщин, которые рожали первого ребенка в возрасте старше 24 лет, официальная медицина называла старородящими.

Потом границы сдвинулись, и идеальным возрастом для рождения первенца стали считать не 18-22, а 20-25 лет. Далее врачи заговорили о том, что до 30 лет женщина может рожать первого ребенка без каких-либо опасений, а понятие “старородящая женщина” с 24-летнего возраста сначала отодвинулось на 28-летний, потом – на 30-летний рубеж, а потом исчезло вовсе.

Сейчас женщин после 35 лет называют “возрастными первородящими”, а роды в 40 лет перестают быть чем-то из ряда вон выходящим.

По статистике, женщин, родивших первого ребенка в возрасте между 30-40 годами, сейчас стало в 3 раза больше, чем 20 лет назад, а средний возраст первородящих женщин в России приблизился к 30 годам.

Отчасти “мода” на поздние роды пришла в Россию из Европы и Америки, где принято выходить замуж после 30 лет и еще позже рожать первого ребенка. Это объясняется тем, что женщина должна найти себя в жизни, сделать карьеру, полностью реализовать свои потенциалы, и только потом со всей ответственностью подходить к моменту рождения малыша.

Впрочем, причины поздних родов не только в этом. Все меньше становится полностью здоровых женщин, которые могут забеременеть и родить малыша без проблем. В данном случае на помощь приходят высокие репродуктивные технологии.

Плюсы позднего материнства

Доказано, что если физиологически оптимальный срок для родов наступает примерно в возрасте 22 лет, то психологически и эмоционально женщина становится готова к материнству примерно на 10 лет позже, т. е.

как раз в 30-35 лет.

Может быть, поэтому женщины, забеременевшие и родившие ребенка после 30-35 лет, воспринимают свое состояние более позитивно, реже впадают в депрессию, уделяют больше внимания вынашиванию и воспитанию малыша.

Также существует мнение и о том, что поздняя беременность и поздние роды омолаживают женщину. С одной стороны, это действительно так.

И причина этого – в выработке гормонов “беременности”, главным образом эстрогена, тонизирующих мышечные ткани, придающих им эластичность, укрепляющих кости и снижающих риск гипертонии.

Беременность и кормление грудью позднего ребенка – это действительно, даже в физиологическом плане, время второй молодости женщины. Психологически женщина, родившая позднего ребенка, также может чувствовать себя моложе сверстниц, ведь она в свои 40 лет не бабушка, а молодая мама.

В поздних родах есть и другие плюсы. После них легче проходит менопауза, может позднее наступить климакс, менее болезненно воспри­нимается процесс старения. Кроме того, поздние роды могут снизить уровень холестерина, уменьшить риск инсульта или остеопороза. У поздних мам, как правило, реже появляются инфекции мочеполовых путей.

Беременность после 35 лет, конечно, не может быть полностью свободна от риска, но во многих случаях этот риск можно свести к минимуму, если женщина заранее подготовит себя физически к предстоящему процессу. Органы плода формируются в первые 12 недель беременности, и в это время плод более всего уязвим.

Поэтому планирующим родить женщинам следует правильно питаться, отказаться от вредных привычек, кофеина. Следует принимать витамины и заниматься физическими упражнениями. Это увеличит шансы легко и хорошо перенести беременность и родить здорового ребенка.

Но стоит помнить, что беременность – не время для начала физических занятий. Нужно физически подготовиться заранее, тогда легче будет справить­ся с проблемами, если они возникнут.

Правильная оценка реального риска может помочь первородящей женщине старшего возраста уменьшить стресс во время беременности, который нередко приводит к осложнениям во время родов.

Минусы позднего материнства

Не слишком молодой женщине, если она хочет впервые родить, прежде всего, стоит учесть, что ей может быть трудно забеременеть.

Имеются документальные данные, что после 35 лет способность к деторождению постепенно уменьшается. Чтобы зачать, может потребоваться 6-12 мес. вместо 4.

Но большая опасность, которая подстерегает первородящую женщину старшего возраста, связана с рождением ребенка с генетическими отклонениями, особенно с синдромом Дауна.

Статистика показывает, что для 40-летней женщины опасность родить ребенка с болезнью Дауна в 9 раз больше, чем для 30-летней.

У женщин старше 35 лет чаще, чем у более молодых, возникают осложнения со здоровьем во время беременности и родов. В особенности это касается диабета и высокого АД, которые вообще свойственны людям старшего возраста. Такого рода осложнения наблюдаются примерно у 6% женщин старше 35 лет в сравнении с 1,3% у более молодых.

https://www.youtube.com/watch?v=PwBeKD3Nb2s

Для женщин старше 35 лет повышается опасность возникновения проблем в связи с эндометриозом и фиброзными опухолями, которые могут влиять на фертильность и течение беременности.

Возникающее во время поздней беременности и поздних родов осложнения часто связаны с недостаточной выработкой гормонов, изменением тканей.

Такие осложнения, как недоношенная или переношенная беременность, токсикоз второй половины беременности (гестоз), преждевременное отхождение околоплодных вод, слабость родовой деятельности, отслойка плаценты и патологическое состояние плода требуют медицинского вмешательства и могут иметь очень серьезные последствия для здоровья матери и ребенка. Увеличивается и вероятность выкидыша.

Такое тяжелое состояние, как гипоксия плода, которое в большинстве случаев требует применения кесарева сечения, у возрастных первородящих возникает в 7 раз чаще, чем у молодых. Количество показаний к кесареву сечению у возрастных первородящих вообще выше.

Это связано с тем, что к 40 годам ткани женского организма становятся менее эластичными. Причем речь идет не только о мягких тканях влагалища или промежности, но и о мышечной ткани матки, которая начинает менее интенсивно работать как мышечный орган.

Старые, неэластичные ткани не позволяют добиться полного открытия родового канала, в частности шейки матки – головка сдавливает пуповину, возникает риск асфиксии и гибели плода во время заключитель­ного момента родов.

В итоге роды могут быть более трудными и затяжными, даже если сама беременность протекала нормально. Поэтому поздние роды, особенно у первородящих женщин, чаще всего проводят путем кесарева сечения.

Кроме того, у поздних матерей гораздо чаще возникают проблемы в послеродовом периоде: кровотечения, инфекции. Распространены и сложности с лактацией и налаживанием грудного вскармливания: многие малыши с первых месяцев жизни переводятся на искусственное питание.

Женщины старшего детородного возраста не так быстро оправляются от родов, как молодые женщины.

Некоторым женщинам бывает трудно привыкнуть к требованиям, связанным с уходом за ребенком, после того как десятилетиями они заботились только о себе. Некоторые противники позднего рождения детей указывают, что родители часто слишком балуют детей, особенно если ребенок единственный. Однако такую тенденцию можно наблюдать в любой возрастной группе.

В любом случае, если подойти к вопросу беременности со всей серьезностью и ответственностью, родить здорового ребенка после 35 лет вполне реально. И специалисты помогут в этом любой женщине.

Срочно требуются

Врач-акушер-гинеколог

Источник: http://www.medkirov.ru/site/LSP4EF95D

Для родителей
Добавить комментарий