Как заставить его слушаться: 7 правил дисциплины

Содержание
  1. Трудный ребёнок: как привить ему уважение к законам и правилам
  2. Причины плохого поведения
  3. Как приучить ребенка к дисциплине?
  4. Внутрисемейные правила
  5. Знакомство с правовой системой
  6. Что делать, если ребёнок пренебрегает законами
  7. Поговорите по душам
  8. Установите границы
  9. Наведите справки
  10. Поговорите с учителями
  11. Предложите интересную альтернативу
  12. Как быстро решить проблему: технология 7Spsy
  13. Правила о правилах: что делать, чтобы ребёнок слушался и соблюдал ваши договорённости
  14. Начальная школа (7-10 лет)
  15. Подростки (11-14 лет)
  16. Юношество (15-17 лет)
  17. Основные причины нарушения правил
  18. Авторитарный стиль
  19. Вам также могут понравиться
  20. 1. Выбирайте удобный момент для разговора
  21. 2. «Я хочу»
  22. 3. Подойдите ближе
  23. 4. Лицом к лицу
  24. 5. Когда — тогда
  25. 6. Приятные альтернативы
  26. 7. Говорите коротко
  27. 8. Пишите письма
  28. 9. Разговор окончен
  29. 10. «Нет!» — и точка
  30. Как заставить подростка соблюдать ваши правила
  31. Нужно ли наказывать
  32. Как наказывать
  33. Как составить внутрисемейную систему правил
  34. Почему правила — это не навсегда
  35. Как успокоить возбужденный класс и начать продуктивно работать на уроке: 13 золотых правил
  36. Правило 1
  37. Правило 2
  38. Правило 3
  39. Правило 4
  40. Правило 5
  41. Правило 6
  42. Правило 7
  43. Правило 8
  44. Правило 9
  45. Правило 10
  46. Правило 11
  47. Правило 12
  48. Правило 13

Трудный ребёнок: как привить ему уважение к законам и правилам

Как заставить его слушаться: 7 правил дисциплины

«Мне достался совершенно неуправляемый ребёнок. Кажется, он в принципе не способен соблюдать правила, слушаться взрослых, поддерживать даже минимальную дисциплину. Он плохо ведёт себя в школе, регулярно срывает уроки, грубит учителям, постоянно дерётся, сам провоцирует других детей на драку.

Если ему что-то не понравится, например, какое-то задание или замечание учителя, может просто нахамить, хлопнуть дверью и уйти из школы. А мы потом ищем его до вечера по всему району. Стоит ли говорить, что нас с мужем он тоже не слушается, на звонки не отвечает, может что-то специально разбить или испортить.

Недавно была последняя капля: в гости приехала моя мама, его бабушка. Она женщина старая, добрая, попыталась с ним ласково поговорить, “наставить на путь истинный”. А он разозлился, схватил её очки и раздавил их ногой.

И это ему всего 10 лет, а он уже такой жестокий! Что же будет в подростковом возрасте?! Предупреждения, разговоры и наказания не помогают. Я просто в отчаянии, не знаю, как с ним справиться, чувствую себя бессильной».

— Алла, мама 10-летнего Кости

Что делать, если ваш ребёнок растёт «трудным», неуправляемым, пренебрегает законами и правилами поведения в обществе? Ведь в этом случае страдают все: родители, остальные члены семьи, учителя, одноклассники, да и просто случайные люди, которым он встретился на пути. Пока ребёнок маленький, такое поведение проявляется в непослушании и «безобидных» детских шалостях. Но чем старше он становится, тем больше проблем может принести пренебрежение законами и правилами.

Сначала это нарушение дисциплины в школе, правил поведения в спортивной секции или общественном месте. Если не работать с проблемным поведением, оно может перерасти в правовой нигилизм. А там уже недалеко до девиантного поведения, алкогольной или наркозависимости, правонарушений и даже уголовных преступлений.

Если вы всё чаще замечаете пренебрежение правилами жизни в обществе или даже нарушение закона вашими детьми, решение проблемы опасно откладывать на потом. Мы расскажем, как привить детям уважение к закону и что делать, если ребёнок систематически нарушает дисциплину.

  1. Причины плохого поведения
  2. Как приучить ребенка к дисциплине
  3. Что делать, если ребёнок пренебрегает законами
    • Поговорите по душам
    • Установите границы
    • Наведите справки
    • Поговорите с учителями
    • Предложите интересную альтернативу
  4. Как быстро решить проблему: технология 7Spsy

Причины плохого поведения

«Мой сын всегда был сложным ребёнком, но год назад, когда ему исполнилось 14, стало совсем невыносимо. Классический трудный подросток. Он не просто нарушает дисциплину в школе или не слушается меня — с этим ещё можно было бы справиться. Всё зашло ещё дальше.

Ребёнок связался с плохой компанией, начал употреблять спиртное и курить, постоянно где-то пропадает до позднего вечера. Один раз его вместе с другом поймали на краже в магазине. Они ничего не успели стащить, их раньше поймали, поэтому серьёзных последствий не было.

Но представьте, в каком я сейчас состоянии! Запретить выходить из дома не могу — в школу-то ходить надо. А что делать — совершенно не представляю».

— Светлана, мама 14-летнего «трудного подростка»

Давайте поговорим о воспитании трудных детей и подростков. Чтобы понять, как работать с проблемой, нужно знать, почему она в принципе возникла. Чаще всего дети и подростки не начинают нарушать законы внезапно, у такого поведения всегда есть предпосылки. Во многих случаях они напрямую касаются поведения родителей.

Причины могут быть следующими:

  • низкая правовая культура детей и подростков, вызванная отсутствием воспитания;
  • борьба за родительское внимание;
  • протест, борьба с родительским контролем, стремление самоутвердиться;
  • желание «отомстить» родителям;
  • неуверенность в себе;
  • проблемы в общении со сверстниками;
  • стремление заслужить уважение в компании друзей или вписаться в окружение.

Если плохое поведение еще не переросло в нарушение законов, начать работу с ребенком необходимо с развития дисциплины.

Как приучить ребенка к дисциплине?

Законопослушность начинается в семье. Уважение к правилам жизни в обществе и правопорядку детям стоит прививать с самого детства. Тогда это станет естественной моделью поведения, закрепится на подсознательном уровне.

Внутрисемейные правила

Психологи рекомендуют установить внутрисемейную систему правил и с самого раннего возраста посвящать в неё ребёнка:

  • Сначала это могут быть стандартные меры безопасности, например, запрет на игры с электроприборами.
  • Позже стоит установить чёткий распорядок дня: семья ложится спать в определённое время, а с утра обязательно нужно чистить зубы.
  • И, конечно, ребёнок должен усваивать моральные нормы общества: уважение к старшим, помощь младшим, бережное отношение к животным, этику поведения в общественных местах. Ваше поведение будет для него примером.

Особенности воспитания подростков таковы: с ними нужно договариваться и объяснять каждое правило — простой приказ вызовет лишь бунт. Вместе составьте список правил, причём конкретизируйте каждое из них: «не гулять допоздна» замените на «быть дома в 22:00».

Объясните, почему выбрано именно это время: закон запрещает несовершеннолетним быть на улице после 22 часов. Чётко проговорите санкции за невыполнение правил. И будьте готовы к тому, что вам точно так же нужно будет соблюдать определённые договорённости: например, не заходить в комнату подростка без стука.

И, конечно, если эти договорённости будут нарушаться, вас тоже ждут санкции. [1]

Таким образом ребенок усвоит закономерность: в обществе существуют правила, а за их нарушение ждёт наказание. Эта модель поведения автоматически перенесётся и на другие области жизни.

Знакомство с правовой системой

Чем старше становится ребёнок, тем больше его стоит знакомить с правовой системой страны, понятиями законности и дисциплины, прав и обязанностей.

  • Вместе изучайте Конституцию страны, а позже можно перейти к базовым статьям административного и уголовного кодекса.
  • Акцентируйте внимание на том, что у ребёнка, как у каждого человека, с самого рождения есть права, но такие же права есть у других людей, и их нарушение карается законом.
  • Важно доносить, что за каждым проступком следует наказание. Так происходит формирование ответственности детей за нарушение закона. До 14 лет — возраста, когда наступает уголовная ответственность — подросток должен узнать основные законы и меры наказания за их нарушение.

За правовое воспитание и просвещение подростков в идеале должна отвечать школа.

Так, на уроках обществознания школьников знакомят с основными отраслями права, кодексами, рассматривать различные виды наказаний за правонарушения и преступления.

Вы можете поинтересоваться программой курса и полистать учебник по предмету, чтобы понять, как подается информация и как стоит говорить об этих вопросах.

И, конечно, воспитывайте детей собственным примером: честно следуйте установленным в семье договорённостям, не меняйте их спонтанно, соблюдайте правила поведения в обществе и законы. Для любого ребёнка родители — главный авторитет, и дети обязательно усвоят вашу модель поведения.

Что делать, если ребёнок пренебрегает законами

В первую очередь нужно пересмотреть свои отношения с ребёнком, в каком бы возрасте он ни находился. Ошибочно считать, что подросткам не нужно внимание и любовь родителей.

Если взрослые пренебрегают общением с подросшим ребёнком, он может отчаянно стараться привлечь к себе внимание, даже такими методами.

То же — с желанием отомстить родителям за то, что они якобы больше любят младшего ребёнка или слишком много времени проводят на работе.

Поговорите по душам

Как бы порой вас не доводил до отчаяния ваш ребёнок, помните, что все проблемы трудных подростков и подростковой жестокости начинаются именно в семье, а значит, решать их нужно тоже на уровне семьи. И первое, что необходимо донести до ребёнка или подростка — то, что именно дома его любят больше всего, независимо от его поведения.

Установите границы

Тем не менее, не стоит спускать с рук противоправное поведение. Установите для ребёнка разумные границы, определите наказание, но не забывайте разговаривать с ним и доносить, что всё это делается ради его же блага.

Стоит обратить внимание на окружение ребёнка. Если он много времени проводит в школе, где учатся дети из неблагополучных семей, существует большая вероятность, что он попал под их влияние. Для подростков очень важно чувствовать себя частью коллектива, не выделяться среди сверстников. Об ответственности перед законом там чаще всего речи не идёт.

Если же ребёнок учится в хорошей школе, проверьте, нет ли у него серьезных конфликтов с одноклассниками. Увы, жестокость среди детей, особенно подростков, не редкость. Стремясь найти убежище от школьной травли, получить признание хоть где-то, ребёнок легко может попасть в плохую компанию. Ему может казаться, что именно там его принимают таким, какой он есть.

Поговорите с учителями

Для выяснения всех подробностей жизни вашего ребёнка обязательно нужно наладить контакт с учителями ребёнка, с классным руководителем.

А заодно узнайте, какие рычаги влияния на детей есть в школе, проводятся ли меры по профилактике жестокости в подростковой среде, употребления алкоголя ребёнком, правонарушений и преступлений.

В идеале школьный психолог должен проводить индивидуальную работу с каждым трудным подростком. Желательно перевести ребёнка в такую школу, где за поведением детей следят строго, а контингент в целом благополучный.

Предложите интересную альтернативу

Помогайте ребёнку измениться к лучшему: поощряйте его увлечения, запишите в спортивную секцию или творческий кружок, чтобы переключить его внимание и направить энергию в мирное русло.

И не забывайте находить время на общение с вашими детьми, и не только на тему школы и плохого поведения: обсуждайте проблемы, отвечайте на вопросы, хвалите, предлагайте свою помощь.

Для них это очень важно, причем в любом возрасте.

Как быстро решить проблему: технология 7Spsy

Но что делать, если беседы с трудными подростками и наказания уже не помогают? Значит, пренебрежение к законам стало устойчивой моделью поведения ребёнка.

Очень важно изменить эту модель как можно раньше. На это направлена технология модификация поведения 7Spsy. Это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях известных психологов И. П.

Павлова, Б. Ф. Скинера, А. А. Ухтомского.

Занятия по технологии модификации поведения 7Spsy проводятся дистанционно с детьми от 7 лет. Ребёнок занимается самостоятельно и индивидуально. Курс занимает от 2 до 6 недель и начинается с диагностики проблемы.

Работа по методу помогает выявить установки, которые привели к пренебрежению законами и правилами, и изменить их на позитивные.

Благодаря этому ребенок усваивает здоровую модель поведения: становится более послушным, учится следовать правилам поведения в обществе и уважительно относиться к закону.

На протяжении всего курса вас и вашего ребёнка будет поддерживать профессиональный психолог, который будет отвечать на ваши вопросы в онлайн-чате, по e-mail или по телефону.

Источники:

Источник: https://7spsy.com/blog/trudnyy-rebyonok-kak-privit-emu-uvazhenie-k-zakonam-i-pravilam

Правила о правилах: что делать, чтобы ребёнок слушался и соблюдал ваши договорённости

Как заставить его слушаться: 7 правил дисциплины

С раннего возраста в жизни каждого ребёнка появляются разнообразные правила. Они касаются всего –поведения, безопасности, коммуникации и так далее.

Некоторые из них становятся железными на всю жизнь, а другие почему-то не приживаются.

Как вводить правила, сколько их должно быть и нужны ли они вообще, рассказали психологи Центра психологического сопровождения образования «Точки Пси» Татьяна Беглова и Александра Теплицкая на лекции Клуба экспертов образования.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Когда в нашей жизни появляется новое правило, мы задаём себе вопросы: а зачем мне оно нужно и что оно мне даст? Если мы не находим в правиле смысла, то отказываемся ему следовать.

Ведь правила — это осознанные и целесообразные требования к поведению. В каждом возрасте приоритетные правила свои.

Если в жизни маленького ребёнка они связаны в основном с безопасностью, то детям постарше они помогают включаться и в деловые отношения.

Александра Теплицкая (слева) и Татьяна Беглова

1. Правил не должно быть много.

2. В любом правиле есть две важные составляющие: содержание и форма предъявления. От последней зависит то, насколько правило станет понятным и незыблемым для ребёнка.

Пример: мама хочет, чтобы уборка комнаты стала для ребёнка правилом. Первая модель родительского поведения: «А чего это у тебя такой свинарник? Зайти противно в твою комнату!».

Вторая модель родительского поведения: «У нас в семье есть общее для всех правило: поддержание порядка в комнатах. Я в своей убралась. Твоя сестра убралась в своей комнате. Будь добр, найди время и ты».

В первом случае кроме того что ребёнок был оскорблен и унижен, он о правилах так ничего и не понял. Во втором случае реакция была достойной, и, скорее всего, ребёнок будет его соблюдать.

3. Правило должно нести информацию. «Когда папа спит, мы не шумим!» — это не правило, а требование. В нём нет информации, потому что нет объяснения.

4. Правило должно быть чётким, ясным, однозначным и эмоционально нейтральным (без гнева).

5. Нарушение правил влечёт последствия. Это либо санкции, установленные взрослыми на семейном совете и озвученные ребёнку, либо физическая травма, полученная во время нарушения, если речь идёт о безопасности.

6. Правила нужны детям для повышения уверенности в себе. Если они есть, мир предсказуем. Дети неслучайно любят смотреть один и тот же мультфильм по кругу, хотя знают его наизусть. Предсказуемость и стабильность — это то, в чём они нуждаются, чтобы чувствовать себя хорошо.

7. Правила — это требования к поведению, но не к чувствам. Мы не можем требовать, чтобы ребёнок был весёлым, не злился и думал определённым образом.

8. Если в «правиле» нет смысла, это не правило, а каприз или прихоть.

9. Реакция на нарушение правила у всех взрослых в семье должна быть последовательной и согласованной.

10. Правила создают у ребёнка ощущение безопасности, отсутствие правил создаёт непонятность.

Любое правило должно вводиться осознанно: детям необходимо объяснить, зачем правило создано и к чему приведёт его нарушение

особенность этого возраста в слабой способности к произвольной саморегуляции. Дошкольники очень спонтанны.

«Нельзя стоять близко к качелям, потому что при ударе будет очень больно. Если ты сам на качелях, а кто-то подошёл к ним, остановись! Ты можешь сделать больно другому человеку. Заодно объясни ему, почему нельзя подходить близко к качелям».

Обычно подобные правила хорошо укладываются в голове ребёнка, если ему объяснены последствия. А в случае нарушения применяются санкции, которые заранее проговорены: не соблюдаешь правила — не качаешься на качелях. Свойство дошкольного возраста в том, что дети подражают взрослым и в хорошем, и в плохом. Поэтому создавая правила, взрослые обязаны следовать им сами.

Начальная школа (7-10 лет)

Ребёнок приходит в школу и осваивает новую для себя деятельность: он начинает учиться. Сложность в том, что правила по-прежнему вводит взрослый, но родители в этот момент не всегда рядом.

Для детей правила, созданные учителем, становятся важнее. Поэтому задача родителей заранее адаптировать семейные правила к жизни.

Если правила учителя не совпадают с семейными, об этом нужно обязательно сообщить учителю и объяснить, почему ребёнок не может им следовать.

6 советов о том, как правильно запрещать

В этот возрастной период главные правила — «правила дела». Их психологический смысл в том, что они помогают ребёнку удовлетворить потребность быть хорошим. То есть их соблюдение приближает ребёнка к этому ощущению, что он «хороший». Но это состояние вскоре меняется другим.

Подростки (11-14 лет)

Часто кажется, что подросткам правила не нужны совсем. На самом деле они в них остро нуждаются. В этом возрасте для них важнее всего быть лучше, чем они есть сейчас. Им свойственно ощущение взрослости и вместе с тем ущербности.

И есть одно большое ограничение: подросткам очень сложно объективно оценить своё поведение. В это же самое время учитель (и вообще взрослый) падает с пьедестала. И нет другого выхода, как попробовать договориться с ними. Это можно сделать на семейном совете.

Правила принимаются и отменяются сообща.

Очень важно вводить правила в состоянии, когда «всё хорошо», а не в ситуации стресса

Психологический смысл правила этого возраста в том, чтобы показать подростку коридор, в котором можно «танцевать». Он значительно шире, чем у ученика начальных классов, но он обязательно должен иметь границы.

Юношество (15-17 лет)

Если к этому возрасту ребёнка у родителей не сформировались отношения с ним, то возможностей что-либо изменить в поведении и образе жизни ребёнка не так много.

Потребность юношеского возраста в равноправных отношениях с родителями, в осмыслении и предъявлении другим людям собственных моральных принципов, стремление к практической реализации своей способности и готовности выбирать.

При этом родители по-прежнему помогают удержаться ребёнку в условной «норме».

Существует четыре зоны правил:

1. Решай сам (выбирай, соблюдать правило или нет, но все последствия на тебе).

2. Можно, но есть границы (ребёнок их должен почувствовать).

3. Нельзя(то есть всегда нельзя).

4. Обычно нельзя (ложимся спать в 22.00, но в новогоднюю ночь можно намного позже).

Основные причины нарушения правил

1. Ребёнок не понимает правила. Пример: «Относись к людям с уважением!”(в пять лет он может не понимать смысла слова «уважение»).

2. Ребёнок не в состоянии соблюдать правило. Пример: «Тут говорят только на китайском языке! И ты должен» (ребёнок не знает китайского языка).

3. Нежелательное поведение более выгодно ребёнку. Пример: ребёнок, которому недостаточно внимания, падает со стула во время занятий, тем самым привлекая внимание учителя.

4. Правило не соответствует возрасту. Пример: «Зимой ты всегда должен ходить в шапке!» (14-летний подросток выходит из дома и снимает шапку).

5. Правило непоследовательно и противоречиво. Пример: «Ты не должен есть в комнате!» (в комнате в этот момент на столе стоит большое красивое блюдо с печеньем и конфетами).

Правила должны соответствовать возрасту ребёнка и быть ему полностью понятными

Существует связь между родительским стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В середине прошлого века психолог Диана Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания (позднее американские психологи Элеанора Маккоби и Джон Мартин добавили к ним ещё один).

Авторитарный стиль

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/6283971-rules

Вам также могут понравиться

Как заставить его слушаться: 7 правил дисциплины

Дисциплина ассоциируется с суровостью, с жёсткими требованиями. Нам часто кажется, что любящие родители не должны ограничивать детей. Но это не так, ведь безопасность и благополучие детей напрямую зависят от ограничений, установленных взрослыми.

Дети интуитивно понимают, что правила им нужны. Зная и соблюдая их, они чувствуют себя защищёнными и счастливыми. Трудность в том, чтобы максимально заботливо и бережно донести эти правила до ребёнка. И здесь вам помогут 10 проверенных счастливыми родителями приёмов, в которых используются слова и невербальные сигналы (позы, взгляды) — но не крики, шлепки и подзатыльники!

1. Выбирайте удобный момент для разговора

Если ребёнок расстроен, бесполезно давать ему какие бы то ни было инструкции — он ничего не сможет выслушать и воспринять. Если вы собираетесь сказать нечто важное, что он должен запомнить, наберитесь терпения, подождите, пока он наплачется и успокоится, и потом вернитесь к разговору.

2. «Я хочу»

Начинайте разговор не с приказа, а с сообщения. Это хорошо работает с теми детьми, которые не любят, чтобы им приказывали. Если вы начинаете фразу со слов: «Я хочу», то фактически приглашаете их к сотрудничеству, обращаетесь к их эмоциям. Поэтому они будут более отзывчивы.

Неправильно: «Встань!» Правильно: «Я хочу, чтобы ты встал».
Неправильно: «Не трогай вещи сестры!» Правильно: «Я хочу, чтобы ты перестал брать вещи сестры».

3. Подойдите ближе

Время от времени все мы испытываем желание выкрикнуть кому-то издали всё, что накипело. Сделайте отношения с ребёнком территорией, свободной от окриков. Да, это трудно.

Но если вы будете кричать ему что-то из соседней комнаты или из прихожей, поверьте, он воспримет это как пример для подражания.

Вам совсем не понравится слышать в свой адрес его окрики из разных мест дома, и будет сложно объяснить, почему так делать нельзя. Кстати: «Мне можно, а тебе нет» — не работает никогда. Смиритесь.

4. Лицом к лицу

Нет никакого смысла просить детей сделать что-то для вас, если вы стоите к ним спиной или находитесь в другой комнате. Если на заднем плане работает телевизор, выключите его до окончания разговора, уберите всё, что может отвлечь.

Подойдите к ребёнку, где бы он ни находился, присядьте или наклонитесь до его уровня, так, чтобы встретиться с ним взглядом. Только общаясь лицом к лицу, вы можете быть уверены, что ребёнок вас услышал и понял.

Во всех остальных случаях — он не притворяется, он правда не слышал!

5. Когда — тогда

Родительский авторитет только выигрывает, когда заявляет о себе бережно и с доброй улыбкой.

Ваши ожидания идут вразрез с планами ребёнка? Не спорьте, а просто сообщите ему, когда его желание сможет исполниться, — не ставьте условие («если»), просто сообщайте о времени и очерёдности событий.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок навёл порядок в своей комнате, а он собрался гулять с друзьями. Неправильно: «Сначала приберись в комнате!» Правильно: «Конечно, ты можешь пойти гулять, когда приберёшь в комнате».

6. Приятные альтернативы

Если вашему ребёнку хочется чего-то такого, чего сейчас нет или вы не можете позволить, придумайте неподходящему желанию приятную альтернативу.

«Поскольку ты не сможешь сегодня кататься на лыжах из-за кашля, есть идея получше: давай вместе (посмотрим новый мультфильм, приготовим и съедим пирог — то, что ему понравится)».

Это намного, намного лучше, чем прямое «нет», и можно выбрать то, что понравится вам обоим.

7. Говорите коротко

Когда вы устанавливаете правила и призываете детей порядку, старайтесь не произносить длинных речей. Как только ребёнок отвлёкся и его взгляд начал блуждать по комнате — всё, он вас больше не слышит.

Так что с детьми до 10–11 лет о дисциплине нужно говорить коротко и по делу. Примерно так же, как малыши разговаривают друг с другом во время игр.

А вот подростки, напротив, короткую манеру общения посчитают придирчивым ворчанием.

8. Пишите письма

Оставляйте маленькие записки с забавными рисунками для маленьких детей, а когда они станут старше, отправляйте сообщения с помощью мессенджеров и СМС — это всегда работает.

Нарисовать смешную рожицу и написать: «Съешь меня!» можно на записке-липучке, прикреплённой к миске с салатом или прямо к банану. «Я надеюсь сегодня, как только ты сделаешь уроки, погулять с тобой в парке» — отличная новость.

И дело тут не только в том, что она намного лучше заявления: «Сделай уроки, вечером проверю!» Иногда им просто нужно отдохнуть от нашего голоса.

9. Разговор окончен

Если какое-то решение было принято, заканчивайте на этом разговор. Обсудили, решили, что на этих каникулах пижамной вечеринки не будет, — всё, оставьте ситуацию такой, какая она есть.

Если после этого вам захочется дополнительно что-то объяснить, посетовать, призвать к пониманию — сдерживайтесь изо всех сил.

Возвращаясь к принятому ранее решению и снова обсуждая его, вы даёте возможность заново высказаться не только себе — придётся снова выслушать контраргументы, которых вы не хотите слышать.

10. «Нет!» — и точка

Стоит вам один раз изменить решение, и потом вам придётся долго и мучительно раз за разом что-то доказывать, а ваши запреты всё равно не будут восприниматься всерьёз.

Избегайте запрещать что-то, если в этом нет реальной необходимости. Но если вы сказали: «Нет!», помните, что оно уже не может превратиться в «Да». Это трудно.

Но вам обоим будет намного проще, если ребёнок будет знать, кто в доме главный.

Вводя новые правила, вы, вполне вероятно, столкнётесь с сопротивлением. Будьте спокойны и терпеливы — вы делаете это, заботясь о ребёнке. Дождитесь, пока слёзы высохнут, а раздражение выдохнется. Не сдавайтесь. Помните, что вы тут главный!

Источник: https://profi.ru/blog/disciplina-s-pomoschy-slov/

Как заставить подростка соблюдать ваши правила

Как заставить его слушаться: 7 правил дисциплины

Смысл любого наказания в его эффективности. Важно, чтобы человек не только понял, что какие-то его действия недопустимы, но и не поступал так в дальнейшем.

Добиться от подростка соблюдать ваш свод правил — довольно сложно. Ещё сложней порой принять решение о его наказании.

Как именно нужно наказывать своих подросших детей и как добиться от них послушания — в материале психолога Татьяны Никитиной.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения.

Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом.

Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного.

Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…».

Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной.

Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге.

Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины.

Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам.

Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет.

Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование. Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим.

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели.

Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера.

С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение.

А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других.

Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее.

Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения.

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто.

Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы.

Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении.

А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности.

Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физру, потому что болела коленка».

Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

https://www.youtube.com/watch?v=xMsphjdhccU

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде.

Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват.

Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками.

И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера.

Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело».

А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала.

Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Источник: https://mel.fm/otnosheniya_s_detmi/9802564-rules

Как успокоить возбужденный класс и начать продуктивно работать на уроке: 13 золотых правил

Как заставить его слушаться: 7 правил дисциплины

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными “фишками”, которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время.

Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших “испытать новенькую на прочность нервов”, одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле “поставлю “двойку”, вызову директора, пригласи родителей в школу”. Какие ошибки еще допускают начинающие учителя?

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, “не пользоваться телефоном”, “не ходить по классу” и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.  

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою “фишку”, которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы.

Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: “А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?” Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений.

Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот “в тему”, приведите интересный факт по теме, предложите игру.

Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на “создание хаоса”.

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока “минуты тишины”. В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока.

Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается.

Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже “заразятся” вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема “шумный класс”. Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится! 

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет.  Марина Учеватова.

Другие статьи автора:

  • Телефонные разговоры с родителями: секреты эффективного общения

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/87-1-0-5569

Для родителей
Добавить комментарий