Какая черта характера преобладает у вашего ребенка?

Вопрос ╣ 14 понятие о характере. типы характера. его черты, свойства

Какая черта характера преобладает у вашего ребенка?

Вопрос№ 14

Понятиео характере. Типы характера. Его черты,свойства.

Характер (от греческого – «черта») –отличительный признак, который приобретаетчеловек, живя в обществе.

Характер – это индивидуальноесочетание существенных свойств личности,выражающих отношение человека кдействительности и проявляющихся в егоповедении, в его поступках.

Нет двух людей с одинаковым характером.Трудности, которые испытываютпреподаватели, стремясь изучить характеручеников, обусловлены именно егонеповторимостью у каждого.

Характер человека – это то, что определяетего значимые поступки. Если определенныеформы поведения не случайны для данногочеловека, а постоянно и устойчивопроявляются в типичных обстоятельствах,значит, они характерологичны. Поэтому,зная характер, можно предвидеть поведениечеловека в определенной ситуации.

Мировоззрение личности составляетстержень характера. Люди без твердыхубеждений никогда не могут иметь твердогохарактера.

Характер тесно связан с темпераментом.Темперамент влияет на форму проявленияхарактера.

От темперамента зависятмногие черты характера, такие, какуравновешенность поведения, общительность,легкость или трудность включения вновую деятельность, выражение чувств.

Однако тип темперамента не определяетсущности характера: флегматик можетбыть деятельным и трудолюбивым, асангвиник суетливым и бесплодным.

И.П. Павлов рассматривал характер как«сплав» врожденных и приобретенныхформ поведения. При этом он подчеркивалрешающее значение среды и воспитанияв формировании характера.

2. Структура характера

В структуре характера выделяют двегруппы черт.

Черта характера – это особенностиличности, которые систематическипроявляются в различных видах еедеятельности и по которым можно судитьо ее возможных поступках в определенныхусловиях.

Группа первая– чертыхарактера, в которых выражены убежденияи идеалы, направленность личности.

Эти черты характера, или особенностиличности, являются моральнымикачествами и выступают либодобродетелями, либо пороками человека.

Например: коллективизм (человек ставитинтересы коллектива и общего дела вышеузколичных интересов) и эгоизм (человекпроявляет заботу прежде всего о личномблагополучии, для него существуют толькоего личные потребности и желания);чуткость и грубость и т.д.

Ко второй группе относятсяинтеллектуальные, волевые и эмоциональныечерты характера.

4. Черты характера и отношения личности

Характер человека определяется егоотношением к:

1. коллективу и отдельным людям;

2. труду и достижению целей;

3. самому себе;

4. вещам и деньгам.

Отношение к коллективу и отдельнымлицам (родным, друзьям, малознакомым)обнаруживается в коллективизме,гуманности, чуткости, доброте, отзывчивости,честности, скрытности и т.д. Характерможет быть понят и раскрыт только вобщении с другими людьми.

Отношение к труду находит выражениев таких чертах характера как трудолюбие,добросовестность, аккуратность,инициативность, инертность, небрежность,косность, лень. Отношение к препятствиямв трудовой деятельности проявляется вволевых чертах характера: целеустремленности,выдержке и самообладании, настойчивостии упорстве, смелости и решительности,инициативности и самостоятельности.

Отношение к самому себе находитвыражение в таких чертах характера какскромность, самокритичность, застенчивость,робость, чувство достоинства, гордость,самомнение, честолюбие, уровеньпритязаний.

Отношение к вещам, деньгам раскрываетсяв таких чертах характера как аккуратность,неряшливость, расточительность,бережливость, жадность, организованность,честность и других.

Отрицательными чертами характераявляются повышенное самомнение,высокомерие и хвастовство. Человек,обладающий этими чертами, обычнонеуживчив в коллективе, невольно создаетв нем конфликтные ситуации.

Нежелательнаи другая крайность в характере человека– недооценка своих достоинств, робостьв высказывании своих позиций и отстаиваниивзглядов.

Скромность и самокритичностьдолжны сочетаться с чувством собственногодостоинства, основанном на сознаниидействительной значимости своейличности.

5.Формирование характера

В формировании характера решающеезначение имеют первые 7-8 лет, дошкольныйи младший школьный возраст, когдазакладывается основа характера человека.

На формирование характера оказываютвлияние в первую очередь условия жизниребенка, та среда, в которой человек,растет (общение со взрослыми и сверстниками,книги, радио, телевидение, обычаи,традиции и пр.).

Очень серьезное влияние на формированиехарактера оказывают семейные условия,отношения в семье, стиль воспитанияребенка в семье.

С поступлением в школу начинается новыйэтап формирования характера. Ребеноксталкивается с рядом новых и строгихправил и школьных обязанностей,определяющих все его поведение в школе,дома, в общественных местах.

Правила поведения в школе, обязанностиразвивают у школьника организованность,систематичность, целеустремленность,настойчивость, аккуратность,дисциплинированность, трудолюбие.

В школе ребенок у развивается сознаниедолга и ответственности перед коллективомкласса, школы, чувство товарищества,коллективизм.

На воспитание характера детей влияютличный пример учителя, его поступки,отношение к детям и своей деятельности.

В психологии характера, наряду с понятием«черты характера», «особенностихарактера», существует и понятие«акцентуации характера».

Акцентуация характера – это усилениеотдельных черт характера, при которомнаблюдаются не выходящие за пределынормы отклонения в психологии и поведениичеловека, но граничащие с патологией.

Понятие «акцентуации» впервые ввелнемецкий психиатр и психолог КарлЛеонгард. Им же была разработана иописана известная классификация типовакцентуации личности. В нашей странеполучила распространение инаяклассификация, предложенная известнымдетским психиатром А. Е. Личко.

Характер многих подростков становитсяакцентуированным – крайний вариантнормы.

Выделяют 10 основных типов акцентуации.

1. Гипертимность. Люди, склонныек повышенному настроению, оптимисты,быстро переключаются с одного дела надругое, не доводят начатого до конца,недисциплинированные, легко попадаютпод влияние неблагополучных компаний.Подростки склонны к приключениям,романтике.

2. Застревание. Склонность к«застреванию аффекта≫, к бредовымреакциям. Люди педантичные, злопамятные,долго помнят обиды, сердятся, обижаются.Сильно одержимы одной идеей.

3. Эмотивность. Аффектно-лабильные(неустойчивые). Люди, у которых быстрои резко меняется настроение понезначительному для окружающих поводу.

От настроения зависит все – иработоспособность, и самочувствие и т.д.; тонко организована эмоциональнаясфера; способны глубоко чувствовать ипереживать.

4. Педантичность. Преобладаниечерт педантизма. Люди ригидны, им труднопереключаться с одной эмоции на другую.Любят, чтобы все было на своих местах,чтобы люди четко оформляли свои мысли.Бывают периоды злобно-тоскливогонастроения, все их раздражает.

5. Тревожность. Люди меланхолическогосклада с очень высоким уровнемконституционной тревожности, не увереныв себе. Недооценивают, преуменьшаютсвои способности. Застенчивы, пугаютсяответственности.

6. Циклотимность. Резкие перепадынастроения. Хорошее настроение коротко,плохое длительно. При депрессии ведутсебя как «тревожные», быстро утомляются,снижается творческая активность. Прихорошем настроении – как гипертимные.

7. Демонстративное. Люди, у которыхсильно выражен эгоцентризм, стремлениебыть постоянно в центре внимания. Склонныносить яркую, экстравагантную одежду.

8. Возбудимость. Склонность кповышенной импульсивной реактивностив сфере влечения.

9. Дистимичность. Склонность красстройствам настроения. Противоположностьгипертимности. Настроение пониженное,пессимизм, мрачный взгляд на вещи,утомляем, предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонностьк аффективной экзальтации (близко кдемонстративное, но там из-за характера,а здесь идут те же проявления, но науровне эмоций, т. е. от темперамента).

Наиболее частыми нарушениями поведенияв подростковом возрасте, возникающимина фоне акцентуации характера являютсяделинквентность (противоправноеповедение), алкоголизация, токсикомания,наркомания, бродяжничество, суицидальноеповедение и др. Поскольку они ситуативнообусловлены, быстрая смена обстановки,как правило, устраняет эти нарушения.Главное – не допустить необратимыхизменений и упрочения опасных формповедения.

Источник: https://studfile.net/preview/2277246/

Черты характера для благополучия ребенка – Развитие ребенка

Какая черта характера преобладает у вашего ребенка?

Вам когда-либо приходилось выслушивать жалобы учителя на неприемлемое поведение вашего ребенка? Что испытывают родители, когда педагог говорит им о том, что ребенок устроил драку со своими одноклассниками? Большинство из нас в подобной ситуации испытывают шок и чувство стыда.

Но что, если позже выясняется, что ребенок заступился за девочку, которую обижали одноклассники, и защитил ее? Стыд родителей сменяется чувством гордости за ребенка и за себя, так как они смогли привить ему те ценности, которые исповедуют сами.

И даже понимая, что нам еще много предстоит работать над развитием эмоционального интеллекта и контроля над побуждениями нашего маленького рыцаря, мы все равно гордимся тем, как он повел себя в сложной ситуации.

Далее представлен список особенностей характера, которые стоит развивать у своих детей.

1. Скромность

Все родители хотят, чтобы их дети достигли успехов в любых начинаниях. Тем не менее важно воспитать детей скромными людьми, признательными за вклад окружающих в собственный успех.

Мы ничего не достигаем сами и должны быть благодарны нашим наставникам, образцам для подражания и вообще любым людям, которые помогают нам добиваться успехов и личностного роста.

Дети не должны становиться высокомерными людьми и переоценивать свой вклад.

2. Удовлетворенность

Стараясь не переступать тонкую грань между удовлетворенностью и отсутствием амбиций, дети должны стать достаточно амбициозными, что стремиться к достижению своих целей и задач, но в то же время научиться довольствоваться результатами и радоваться своим достижениям. Это очень важный компонент счастья. Разве можно достичь счастья без чувства удовлетворения?

Бывает, что детям из богатых семей постоянно чего-то не хватает, и они требуют от своих родителей все больше и больше, и все равно никогда не бывают довольны и счастливы. И наоборот, дети из семей менее состоятельных умеют довольствоваться тем, что у них есть.

Амбиции важны для достижения успеха, но чрезмерное честолюбие может легко привести к постоянной неудовлетворенности.

3. Благонадежность

Умение выполнять принятые на себя обязательства – важная часть хорошего характера, даже если для этого приходится идти на определенные жертвы.

4. Выдержка, решительность и усердие

Дети должны проявлять решительность, упорно и целеустремленно идти навстречу своим целям. Мало кто из родителей хочет, чтобы у ребенка к двадцати годам пропали целеустремленность и энергия.

5. Терпение

Это то, чего в значительной мере не хватает нашей молодежи, а ведь умение ждать подходящего времени для чего бы то ни было необходимо для лучшего обучения. Терпение как черта характера полезнее для ребенка, чем неусидчивость и неугомонность.

Существует такая притча. Захотел однажды юноша пойти в ученики к ювелиру. Он долго и настойчиво уговаривал мастера обучить его всем тонкостям ремесла. Наконец ювелир согласился. В качестве обучения мастер ежедневно клал в ладонь ученика нефрит, а потом шел заниматься своими делами.

Скоро терпение юноши иссякло, он начал возмущаться: «И чему я так могу научиться?». Однажды он собрался выразить свое недовольство учителю, когда тот вложил камень в его протянутую ладонь, но внезапно заметил: «Послушайте, но это ведь не тот камень!».

Учитель ответил: «Вот видишь, ты учишься!».

Дети должны учиться терпению, ведь им придется иметь дело с разными «драгоценностями», которые вложит в их руки жизнь.

6. Честность

Честность и правдивость по отношению к себе и к другим людям делают человека надежным. Честный человек хорошо спит и внутренне более счастлив, чем мошенник или лжец.

Страх последствий и наказаний является основной причиной нечестности молодежи и людей старшего возраста.

Когда мы обладаем достаточным мужеством принимать результаты наших действий, какими бы тяжелыми они ни были, честность становится приоритетом в жизни.

7. Смелость

Изучение чего-то нового ведет в неизвестность. Страхи и опасения могут мешать процессу обучения, а смелость при покорении новых вершин помогает сохранять сосредоточенность и собранность. Дети должны смело исследовать свой внутренний мир и неизвестность, окружающую их.

8. Сострадание

Умение по-человечески относиться к другим людям и гуманное, сострадательное мировоззрение – это гораздо более желательные черты, чем безразличие или безжалостность.

Когда по телевидению показывают страшные вещи, например, искалеченных жертв катастроф или терактов, сердце невольно сжимается от боли. Но какими же безразличными людьми нужно быть, чтобы распространять такие кадры! Трудно себе представить, какое впечатление они могут произвести на близких людей и семьи пострадавших.

Чрезмерная направленность на сенсации средств массовой информации создает поколение бесчувственных и равнодушных людей, поэтому важно воспитывать ребенка так, чтобы он был выше дешевых эффектов и развивал чувство сострадания.

9. Адаптивность

Часто ригидность (т. е. своего рода «закостенелость» и отсутствие гибкости) становится на пути прогресса, академического или личностного.

Если ученик не сдал тест по математике один раз, это не означает, что он больше никогда не сможет его сдать. Если ребенок учится отлично, это не означает, что кто-то другой не сможет учиться еще лучше.

Дети должны проявлять достаточную гибкость, чтобы адаптироваться к любой ситуации.

10. Самодисциплина и контроль над побуждениями

Как показывает пример, описанный в начале статьи, одного набора великолепных убеждений недостаточно, если, отстаивая их, вы постоянно попадаете в неприятности. Достойные люди должны слушать, впитывать информацию, обдумывать, а затем действовать, четко контролируя свои побуждения и демонстрируя хорошие навыки самодисциплины.

11. Доброта по отношению к себе и окружающим

Хорошие ученики добры к себе и окружающим. Жесткое, суровое отношение к себе и к другим людям пагубно воздействует на процесс обучения, в то время как доброта отлично способствует командной работе. Если ребенок научится быть добрым лидером, он будет не только успешным, но и всеми любимым человеком.

12. Любознательность и умение удивляться

Любознательность не дает умереть маленькому ребенку внутри нас, и если в детские годы малыш научится задавать вопросы «как?» и «почему?», он со временем узнает все тонкости жизни. Любознательность – это истинная мать учения (и изобретений!).

13. Оптимизм и позитивное мышление

Оптимизм перед лицом сложных препятствий существенно способствует достижению целей. Оптимист никогда не унывает и его позитив приносит пользу не только ему самому, но и окружающим людям.

14. Благодарность, признательность

Признательность за каждое маленькое усилие, благодарность сложившемуся положению и людям, окружающим нас, оказывают огромную помощь в обретении счастья. Важно воспитать ребенка так, чтобы он испытывал признательность за все, что преподносит ему жизнь, и получал удовольствие от ее даров.

15. Дальновидность

Дальновидность предполагает осознание и выполнение необходимых действий еще до того, как тебя об этом попросят. Все родители хотят, чтобы у их детей было развито это качество. Просто представьте, как было бы потрясающе, если бы дети демонстрировали дальновидное отношение ко всему, за что они берутся в жизни!

16. Выносливость и стойкость

Современный конкурентный мир требует от нас жизнестойкости – внутренней силы противостоять стрессу и делать все возможное даже под давлением обстоятельств. Ребенок должен уметь стойко переносить прессинг конкуренции.

17. Душевное равновесие

Сохранение спокойствия и внутреннего равновесия в условиях психологического давления и сложных ситуаций – это по-настоящему трудная, но чрезвычайно важная задача. Ребенок должен быть внимательным и уравновешенным при любых обстоятельствах. Это обеспечит ему ясность понимания происходящего и поможет выбрать соответствующую тактику собственного поведения.

18. Уважение

Дети учатся уважению, наблюдая за тем, как их родители относятся к другим людям. Малыши часто подражают родителям в словах и действиях. Важно, чтобы дети чувствовали, что родители относятся к ним с уважением. Тогда они научатся уважать себя и других людей.

19. Умение вести за собой и следовать за лидером

Быть лидером не означает любить командовать и распоряжаться. Для того чтобы стать хорошим лидером, ребенок должен знать сильные и слабые стороны как свои, так и своей команды.

Для того чтобы стать хорошим лидером, он должен научиться быть хорошим последователем.

Чаще всего в командах все желают быть лидерами, но никто не хочет быть ведомым! Поэтому жизненно важно знать, когда нужно вести за собой, а когда необходимо следовать за лидером.

20. Надежда

Когда уходит надежда, не остается ничего. Надежда – это свет в конце темного туннеля, это то, что не дает погаснуть живой искре внутри нас. Важно воспитывать детей так, чтобы эта искра светилась в них и в двадцать, и в восемьдесят лет.

Помните о том, что проблемы играют огромную роль в нашей жизни и жизни ребенка. Ведь чтобы дерево стало гладким, необходима наждачная бумага; так и препятствия и невзгоды в жизни нужны, чтобы сделать ее стоящей, а человека мудрым.

Все описанные качества характера прекрасно подходят и для обучения, и для жизни. Все они в той или иной степени помогают людям становиться более уверенными, зарабатывать больше денег и строить крепкие отношения.

Как это прекрасно – учить детей всем этим качествам и самим учиться тому, что делает жизнь такой прекрасной.

Оцените публикацию

статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
18.07.2016

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/1904/

Самые лучшие черты человека

Какая черта характера преобладает у вашего ребенка?

У каждого человека есть положительные и отрицательные качества, которые определяют характер, отношение к окружающему миру. Характер каждого различен, личные человеческие качества — важные компоненты, собрав которые вместе, можно увидеть психологический образ. Личностные качества делятся на две группы:

  • положительные
  • отрицательные

Состоять сплошь из положительных, лучших не может никто, но преобладать они, безусловно, должны. Можно лучше работать над собой, искоренить плохие стороны, улучшить хорошие черты в характере, поведении. Негативные свойства нередко портят жизнь, отношение окружающих, влияют на успешность, обеспечивают лучшее положение в обществе.

Список лучших качеств в характере человека

  1. Доброта — самое лучшее свойство души.
  2. Честность — ценная черта нрава.
  3. Верность — важная черта личности.
  4. Отзывчивость — сочувствие обществу и помощь.
  5. Щедрость — бескорыстная черта характера.
  6. Юмор — позитивный и лучший взгляд на жизнь.

Доброта — одна из лучших черт характера

С самого детства ребенка учат быть добрым, любить животных, оказывать людям помощь, совершать только положительные поступки. Существует несметное количество поговорок, пословиц о добросердечии, дети учат их еще в школе. Придумывали пословицы наши предки для того, чтобы сделать мир лучше.

К большому сожалению, не каждый обладает этой самой лучшей чертой, одной из успешных для счастливой жизни. Добродушный готов прийти на помощь бескорыстно, не желает зла, в нем нет зависти.

Это можно воспитать в себе, если человек чувствует, что завистлив, требователен, ему обязательно необходимо работать над собой, искоренить негативные черты и привить лучшие, положительные.

Слово произошло от «добро», которое означает благо. Отсюда понимание, что добродушный приносит благо, помогает окружающим. Такие люди ласковы со всеми, заботятся о пожилых, детях, нуждающихся, лучше относятся к миру. Обязательные спутники добросердечности:

  • отзывчивость;
  • бескорыстие;
  • внимательность к другим;
  • доброжелательность;
  • дружелюбие.

Окружающие обязательно оценят подобное расположение к себе, помогут взамен, будут лучше ценить.

Люди, которым доброта не свойственна, ошибочно полагают, что думать лучше только о себе, что вокруг нет отзывчивых, благодарных, которые будут взаимны.

Очень часто злой человек просто когда-то ошибся, обжегся и утратил доверие к людям. Все это можно исправить, показав ближнему свое положительное отношение, сопровождающееся вышеперечисленными лучшими манерами.

Честность — положительная сторона характера

Одной из самых лучших человеческих добродетелей является такое качество, как честность. Оно очень ценится окружающими, помогает отразить важнейшее требование нравственности. Честного будут лучше ценить, уважать, с ним приятно работать, общаться, ведь он не лжет, не лицемерит, не предает. Честность включает в себя такие черты как:

  • верность;
  • правдивость;
  • искренность.

Честный уважает себя и других, предан своим принятым обязательствам, убежден, что делает правильное, благое дело, говоря правду другим.

Прежде всего честность — это искренность перед самим собой, такие люди уверены в себе, неизменно живут в согласии с совестью, обладают сильным нравом, уверенностью в себе, уважают окружающих. Честный открыт другим, не допускает обмана в общении с окружающими.

Это одно из самых лучших качеств, которое говорит о порядочности, нравственности. Большинство людей предпочитает общаться, работать, дружить, выбирать себе в спутники жизни именно личностей честных.

Порой от честного человека можно услышать и неприятную правду, но это гораздо лучше, чем услышать приятную ложь. Однако честность — качество не врожденное, а приобретенное во время воспитания. Формировать его необходимо с раннего детства, ответственность за это лежит на семье ребенка.

Верность — залог счастья

Такая сторона нрава, как верность, занимает далеко не последнее место в списке самых лучших качеств человека. Можно рассматривать эту лучшую черту с разных сторон, существуют различные виды верности.

Такая черта нрава обозначает неизменность, стойкость чувств, взгляда во время исполнения своих обязанностей, долга. Верная личность после принятия решения однажды следует всегда своему выбору, несмотря даже на сомнения.

Верность проявляется к другу, любимому человеку, семье, родине, убеждениям, принципам, данному слову.

К ее разрушению приводит ошибка, она может быть случайная или осознанная. Это уже называется изменой, проявленной к себе самому, правилам, человеку. Измена и нарушение преданности всегда приводит к потерям нравственного, физического характера. Человек переживает ее по-разному, все зависит от ситуации.

Преданность супружеская подразумевает преданность, заботу о супруге, подчинение, разделение его интересов. Если один из супругов изменяет, скорее всего, такие взаимоотношения будут разрушены навсегда. Ведь у того, кого предали, пропадет доверие, а значит разрушается положительное мнение о другой личности.

Отзывчивость — одна из самых лучших добродетелей

Одно из немаловажных духовных и нравственных качеств человека — отзывчивость. Характеризуется черта тем, что отзывчивый постоянно готов помочь ближнему, прийти на помощь в любое время, причем сделать это без корысти. Преимущество такой человеческой черты: доброе отношение к окружающим, самоощущение собственной личности как душевной, бескорыстной.

Вообще, данное понятие сложносоставное, объяснить его в двух словах невозможно.

Оно напрямую связано с психологией личности, когда она способна понять важность проблем других людей, принимать их особенности, прийти на помощь, даже если ее не просят.

Отзывчивый умеет искренне сочувствовать, сопереживать каждому, уважает, ценит людей, по отношению к ним проявляет лучшее: радушие, доброту, приветливость.

Отзывчивость — качество редкое, поэтому высоко ценится людьми, является одним из самых лучших. Ведь не каждый готов все бросить и посвятить свои силы, время, иногда и ресурсы для решения проблем другого. Личность с отзывчивостью высокого уровня помогает от чистого сердца, не делает плохих поступков в отношении других.

Влияет на эту лучшую черту нрава воспитание. В мировоззрении ребенка она складывается из того, что он получает в детстве, из семьи, школы. Основа формирования: родители, их демонстрация отношения к природе, окружающим, животным. Важно в ребенке воспитывать сострадание, доброту, уважение и сопереживание. Все это в совокупности перерастает в отзывчивость.

Щедрость — благородные поступки

Одним из самых лучших качеств человеческого нрава является его способность оказать другим бескорыстную помощь в необходимой мере. Щедрость также проявляется в подарках, благотворительности, умении делиться.

Это признак самого великодушия и доброты, прекрасная черта характера, которую необходимо развивать. Щедрая личность получает взамен душевное тепло, счастье, радость за окружающих.

Осознает, что помощь другому, это дополнительный шаг к тому, чтобы сделать мир лучше, не ограничивает свое счастье ресурсами.

Щедрость является одной из самых лучших форм доброты, противоположностью эгоизму — одной из худших сторон нрава.

Проявляется щедрость не только в отдаче материальных благ, но и жертвовании своих сил, времени. В мире есть люди, которые просто не могут жить комфортно зная, что кому-то трудно, хотят помочь и сделать их жизнь лучше.

Они готовы делиться тем, что есть у них прямо здесь и сейчас, а не когда-то, когда их положение окажется лучше, чем сегодня. Своевременная, пусть и небольшая щедрость гораздо ценнее, лучше, чем большая, но запоздалая.

Юмор — умение жить позитивно

Чувство юмора показывает возможности человеческого интеллекта, умение оценивать ситуации, лучше замечать особенности, противоречия окружающего мира. Личность с неплохим чувством юмора сможет заметить, оценить с комической точки зрения противоречия окружающего мира. Развитие и проявление этой характерной черты начинается еще в детстве.

Юмор во многом служит лучшей психологической защитой, иногда пережить сложные жизненные моменты становится проще, если посмотреть на них с юмористической точки зрения. Всегда легче, лучше и интереснее общаться с людьми, понимающими шутки, позитивно реагирующими на них, ведь и они сами могут пошутить, поднять настроение окружающим.

Источник: https://travelask.ru/articles/samye-luchshie-cherty-cheloveka

Дружеские отношения взрослых и детей в семье – воспитания положительных черт характера ребенка

Какая черта характера преобладает у вашего ребенка?

Дружеские отношения взрослых и детей в семье – воспитания положительных черт

характера ребенка

Лыкова А.А.,

старший воспитатель ГБОУ «Детский сад № 1125», Москва, Россия

Аннотация. Целью статьи является создание дружеских отношений между взрослыми и детьми в семье, что способствует воспитанию положительных черт характера у ребенка младшего возраста.

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.

Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба -это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.

Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности.

Любовь к ребенку носит принципиальный характер: детей ласкать нельзя – они распускаются. У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям.

Дети в таких семьях часто слышат неоправданные замечания: ты никогда не делаешь так, как нужно, ты всегда делаешь то, что нельзя.

Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят, что их ребенок должен трудиться,ведь они же трудятся. Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого.

Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.

Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? От многих родителей можно услышать слова, что пусть играет, пока еще маленький, вот подрастет, тогда и будут с него требовать. В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него.

Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо.

Но может происходить и немного по-другому.

Лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей, эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя, создают чрезвычайную зависимость его от состояния взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.

Основой воспитания положительных черт характера ребенка: самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и другие, могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных.

Как же возникает эта дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы, и наших переживаний и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.

Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае – своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него.

Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его просто помочь маме или папе в домашнем хозяйстве.

Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы быть с вами, проявить свою непосредственную детскую заботу, а вам не придется взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку, об отношениях с коллегами.

Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей.

Большое количество разнообразных сведений ребенок получает помимо родителей в средствах массовой информации, а через реакцию родителей на видимое, слышимое он постигает принципы оценок.Отношение взрослых к каким-то известиям, событиям для него является компасом в море информации.

Многие телепередачи помогут родителям расширить мир представлений ребенка, но для этого они должны быть рядом. Вместе просмотрев очередную передачу,не надо откладывать на потом разговор об увиденном.Необходимо найти время и поговорить с малышом.

Постараться так задать вопросы, чтобы ребенок высказал свое отношение к увиденному!

Что бы взрослые ни обсуждали с ребенком, чему бы ни учили его, надо попробовать отказаться от монологов, от длительного ораторствования, при котором родители излагают свое мнение, а ребенок держит свои мысли при себе.

Монолог всегда рассчитан на пассивное усвоение изрекаемых истин.

Сделать так, чтобы в дружеском общении взрослого с ребенком преобладал диалог, тогда мы узнаем, что переживает малыш, о чем думает, в чем сомневается!

В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам.

Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом вашего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрым, умеющим уважать себя и других.

Литература

1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., Просвещение, 1985

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., ГИЦ ВЛАДОС, 1997

3. Метенова Н.М. Взрослым о детях. Ярославль: 1999

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., ТЦ СФЕРА, 2004

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/druzheskie-otnosheniya-vzroslyh-i-detey-v-semie-vospitaniya-polozhitelnyh-chert-haraktera-rebenka

Воспитание ребенка в зависимости от типа его темперамента и черт характера

Какая черта характера преобладает у вашего ребенка?

Посмотрите на цветы, растущие в саду. Все они имеют общие признаки и в них происходят одинаковые процессы. Каждый цветок имеет стебель, листья с прожилками, цветочную чашечку с лепестками, корневую систему.

Каждое растение всасывает воду, а в его листьях совершается фотосинтез. Но при этом все они очень разнообразны. У одних растений стебель гладкий, у других  – опушенный, у третьих – покрыт колючками. Их цветы разной окраски, формы и различаются по запаху. Одни растения – светолюбивы, другие – предпочитают густую и влажную тень.     
        

Также и дети: хотя физиологические и психические особенности того или иного возрастного периода, в разной степени, присущи каждому нормально развивающемуся ребенку, однако все ребятишки различаются между собой по темпераменту и чертам характера.

Мама и папа, даже молодые и неопытные, обычно имеют какое-то представление о том, как нужно воспитывать детей вообще, абстрактно, но применительно к конкретному ребенку всегда существует опасность переусердствовать, исказить или сломать еще не оформившуюся личность.

Стремясь дать своему ребенку идеальное воспитание, родители не должны стремиться воплотить в своем малыше тот образ «идеального ребенка», который живет в их представлении.

Так, например, маме с папой хочется видеть своего сына ловким и  бесстрашным мальчуганом, а ребенок от природы медлителен и осторожен. В этом случае нет смысла заставлять его делать то, чего он опасается, не умеет и не любит: залезать на дерево, нырять или заходить в темную комнату, от этого он не станет более смелым и ловким.

Так же трудно ожидать, что малообщительный ребенок станет душой компании, если родители будут насильно заставлять его принимать участие во всех общих детских играх или надолго оставлять в детском саду. Как минимум, все это приведет к тому, что ребенок будет глубоко переживать, чувствуя свое несоответствие родительским ожиданиям, и будет расти с чувством собственной неполноценности.
      

Бесполезно пытаться вырастить из лютика розу. И это замечательно, потому что если приглядеться хорошенько, лютик прекрасен не меньше, чем этот воспетый поэтами цветок.Так же нет смысла стараться превратить флегматика в сангвиника, а скромного и тихого человека – в решительного, яркого лидера.

Нет хороших или плохих темпераментов. Каждый темперамент, каждая черта характера имеет свои положительные стороны, и среди знаменитых людей можно найти представителей всех типов темперамента, но каждый человек в связи со своим темпераментом может испытывать определенные трудности.

Поэтому перед родителями стоит задача не менее сложная, чем перед Одиссеем, когда тот должен был проплыть между Сциллой и Харибдой. С одной стороны,  любой ребенок нуждается в наставничестве и  контроле со стороны взрослых, и задача родителей- должным образом воспитывать его.

А с другой стороны, родители должны трезво оценивать и учитывать  врожденные особенности своего конкретного ребенка, бережно относиться к ним, и, при этом, стараться сгладить и скомпенсировать те черты характера, которые могут мешать его благополучному развитию.

Иными словами, родители должны найти золотую середину и научиться виртуозно балансировать, направляя ребенка в нужную сторону и не ломая, при этом, его сущность.
      

Психологи разделяют людей на четыре основных типа по их темпераменту: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. 

В реальной жизни встречается немного представителей того или иного темперамента в чистом виде,  большая же часть людей обладает смешанным темпераментом, но один из типов все-таки обычно преобладает  характере.
      

В зависимости от темперамента и характера к каждому ребенку требуется  определенный подход. Для упрощения задачи мы будем говорить о темпераменте в чистом виде.

Ваш ребенок, конечно же, сложнее представленной здесь схемы, но мы надеемся, что вы сможете среди приведенных ниже описаний найти то, что больше всего соответствует его особенностям, а  наши рекомендации помогут вам при его воспитании.

Если же вы не обнаружите ни одного соответствия по типу темперамента, вы можете воспользоваться этими статьями для коррекции отдельных черт характера, которые, возможно тревожат вас в вашем ребенке.

Маленький сангвиник

У такого ребенка, по определению психологов и физиологов, сильный тип нервной системы. Процессы нервной системы легко включаются и легко тормозятся. Характер у него легкий, живой и жизнерадостный.

Он подвижен, у него быстрая речь (в соответствии с его возрастом), выразительная мимика. Ребенок, обладающий этим темпераментом, быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Так же легко и быстро у него может происходить смена настроения.

Что бы ни случилось, сангвиник не склонен предаваться печали до конца дней своих, хотя он остро переживает неприятные для себя моменты.
      

С ним очень просто найти общий язык и договориться. Если же малыш заупрямился или раскапризничался не в меру, его легко успокоить, для этого просто нужно придумать для него новое занятие. Если, к примеру, он «застрял» на качелях, достаточно показать ему лужу и предложить устроить гонки из спичек-корабликов.
        

У такого ребенка много друзей, он легко вступает в контакт с людьми разного возраста. Легко может дать поиграть в свою игрушку, но и не будет долго раздумывать прежде, чем взять поиграть чужую. Старается избегать ссор.

Но малыш-сангвиник, если его обидели, задели за живое, скорее всего, не станет тихо плакать в уголке, а смело и решительно ринется в бой. Если его обидит ровесник, он сможет защитить свои интересы, мальчик-сангвиник в этом случае не отступит и перед дракой. Но не в его привычках долго дуться, и вскоре ребенок вновь начнет играть со своим бывшим обидчиком, не помня зла.
       

В компании детей – может быть и лидером и ведомым. Охотно берет на себя роль лидера, но относительно спокойно уступит лидерство другому ребенку, если тот проявит серьезную настойчивость, добиваясь этой роли.
       

Быстро ориентируется в непривычной, новой для себя обстановке и хорошо адаптируется к ней. Все новое вызывает большой интерес и очень привлекательно для маленького сангвиника. Дети этого типа обычно легко привыкают к детскому саду и с удовольствием ходят в него.
      

Ребенок сангвинического типа легко усваивает то, что внушают ему взрослые: всевозможные «можно» и «нельзя» запоминает хорошо и не слишком упорствует, столкнувшись с запретом.

Но если запретов будет слишком много, или запрещено будет что-то жгуче необходимое, с его точки зрения, или же ему покажется, что вы к нему вопиюще несправедливы, он начнет открыто протестовать и проявит свое «я» и своё «хочу» на полную мощность.Если ему сделать строгое внушение, он будет сильно переживать, но довольно быстро придет в себя, и вскоре вы опять услышите его смех и веселую беготню.

Ум и сердце сангвиника попеременно задействованы в равной степени. Его эмоции и чувства сильны, но также уравновешенны. Одним словом, человек этого типа, в том числе и ребенок, находится в подвижном равновесии.

Главное, что требуется от родителей сангвиника, всеми силами поддерживать такие замечательные черты характера.

При этом родителям маленького сангвиника необходимо учитывать ряд особенностей этого темперамента и помнить о некоторых проблемах, которые могут помешать гармоничному развитию ребенку такого типа.

Продолжение следует


Осипова Ирина

 

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/1032/

Для родителей
Добавить комментарий