Когда единственный ребенок становится старшим: проблемы и решения

Советы психолога: как быть, если повзрослевший ребенок не умеет принимать решения?. Новости. Первый канал

Когда единственный ребенок становится старшим: проблемы и решения

В каком возрасте лучше начинать самостоятельную жизнь? Такой вопрос задали россиянам сотрудники одного из социологических агентств. И вот какие интересные ответы были получены.

Оказывается, 60% наших граждан уверены, что покидать родительское гнездо молодые люди должны в 20-25 лет. Еще около 7% высказались за то, что из отчего дома лучше уходить сразу после школы. И наконец, каждый десятый считает, что детям лучше всегда оставаться с родителями.

Обязательный звонок домой, если куда-то уходишь вечером – единственный минус жизни с родителями, уверен студент Дмитрий. В маленькой двухкомнатной квартире он живет с мамой. Плюсов же значительно больше, и бытовых, и материальных.

Дмитрий Мотаев, студент: “Всегда есть, что покушать, маму можно попросить погладить, постирать”.

В каком возрасте ребенок должен уходить из родительского дома? Однозначного ответа у психологов нет, все индивидуально, но большинство считают – начинать самостоятельную жизнь в 16 лет еще рано, а в 30 лет, и уж тем более, в 40 – поздно. Затянувшееся взросление совсем не безобидно.

Александр Венгер, доктор психологических наук, профессор: “Проблема может быть в том, что в дальнейшем в течение всей жизни ему так и будет очень трудно построить свою собственную семью, даже если у него будет жена, или соответственно, если это женщина, то муж и дети. Все равно, ощущение ответственности за свою семью может так и не сложиться”.

Впрочем, нередко проблема не в том, что ребенок не торопится уходить. Родителю, особенно одинокому, психологически сложно отпустить взрослого сына или дочь в самостоятельную жизнь.

Елена Мотаева: “Я стараюсь, чтобы сын со мной побыл подольше. Отпустить его для меня проблемно”.

В студенческом общежитии полным ходом идет приготовления ужина в шесть рук. На этой кухне Соня сегодня главная, взрослая жизнь для нее началась в 17 лет, когда приехала в Киров учиться. Уверена, ранняя самостоятельность научила принимать решения и брать на себя ответственность. Но свой первый день вдали от родителей до сих пор вспоминает с волнением.

Софья Вишнякова, студентка: “Ужасно было тяжело, я – домашний ребенок, я зашла, мне сумочки поставили, и я посмотрела на родителей и подумала “Боже мой”… и понимаю, что я остаюсь одна”.

Впрочем, по статистике 70% молодых людей от 20 до 30 лет и рады бы жить отдельно, но не дает пресловутый квартирный вопрос. Свое жилье купить нереально, снимать слишком дорого. В такой ситуации в семье тоже часто возникают проблемы, но совсем другие – из-за вынужденного совместного быта.

Александр Венгер, доктор психологических наук, профессор: “Это очень часто бывает конфликт. Нередко открытый, острый конфликт.

Если даже нет открытого, острого, то очень часто скрытый, но все равно постоянное эмоциональное напряжение у всех.

В этом случае, скорее, проблемы, близкие к тем, которые возникают в коммунальной квартире, когда вынуждены жить вместе люди, которые, в общем, этого не хотят”.

Актер Белорусского драматического театра Максим Пониматченко вспоминает, что жить самостоятельно мечтал со школы, но реализовать мечту смог только в институте. Как только появилась стабильная работа, сразу снял квартиру и переехал.

Максим Пониматченко, актер: “Как мужчине, хотелось заявить, что я могу сам создать свой угол, где я хозяин”.

И хотя поначалу денег не хватало, Максим уверен, что ощущение, что рассчитывать можешь только на себя – это дополнительный стимул зарабатывать больше, да и отношения с родителями на расстоянии стали даже ближе.

Гость в студии – доктор педагогических наук Елена Леванова.

Ведущая: В кабинете министров Италии предлагают принять закон, который запрещает людям старше 18 лет жить с родителями. По мнению чиновников, эта мера и подтолкнет молодежь к поискам хорошей работы, и увеличит рождаемость.

Кстати, тех, кто сидит на шее мамы с папой, немало и в нашей стране. Как же приучить ребенка к самостоятельности? Об этом мы поговорим с доктором педагогических наук, профессором Еленой Левановой. Так с какого же возраста нужно уже приучать ребенка нести ответственность за свои поступки?

Гость: Если говорить об осознанной ответственности за поступки, то это, конечно, подростковый возраст. Тогда, когда активно развивается самосознание ребенка, и когда вот это “сам” становится ключевым словом в его развитии.

Ведущая: Некоторые считают, что лучше в такой ситуации дать возможность ребенку самому зарабатывать деньги. Правильно ли это, и как лучше вводить ребенка таким образом во взрослую жизнь?

Гость: Не вижу ничего плохого в том, что ребенок будет с определенного возраста работать, зарабатывать деньги, приносить пользу и своей семье, и окружению. И в первую очередь, самому себе.

К пятнадцати годам социальные программы собственного развития ребенок уже понимает, осознает. У них не возникает вопроса, работать или нет. Они уже выясняют вопрос другой – где я буду работать, кем я буду работать и насколько я в этой жизни буду успешен? Вот это их сегодня очень волнует. Практически всех.

Ведущая: Такие, казалось бы, мелочи, например, ребенок не хочет надевать шапку или не хочет тепло одеваться, ему кажется, что он уже самостоятельный, взрослый, ему так будет лучше. Но ведь родители понимают, что страдает здоровье. Как быть?

Гость: Ведь разница есть между “Немедленно надень шапку”, или “Посмотри, пожалуйста, что там, на улице делается, надо ли нам с тобой надевать эту шапку”? Здесь сразу присоединение есть. Да, я его присоединила к себе, как бы подняла до уровня взрослого человека, с которым советуются.

И тут же обеспечила ему некое положительное подкрепление, что я тоже сомневаюсь, могу не надеть, могу надеть шапку, и тогда вопрос о том, что “Надень немедленно”, не будет, потому что разум, интеллект нашего подростка вполне достаточен для того, чтобы понимать, что шапку надо надеть, потому что холодно.

Ведущая: Очень хорошо, когда ребенок все-таки пытается нести какую-то ответственность, может быть, не всегда верно и не всегда правильно принимая решение, но что делать, если ребенок, наоборот, абсолютно не приспособлен к жизни, не может никаких самостоятельных поступков совершить?

Гость: Естественная потребность все попробовать, чему-то научиться, она сильна в раннем подростковом возрасте. Это 4-5 класс, если на школу проецировать. Это время, когда ребенку всего хочется.

А что мы делаем? “Отойди, сейчас все разобьешь, сейчас у тебя воды будет вокруг много. Там не надо, я сама сделаю, иди лучше уроки делай”. Правильно? А момент, когда мы начинаем понимать, что уже пора ему кровать за собой убирать, посуду за собой вымыть, мы начинаем на него кричать, мы ссоримся с ним. А он уже не хочет, он уже принял ту самую позицию беззаботности и безразличия.

Ведущая: Если было какое-то все-таки упущение, есть ли возможность как-то исправить ситуацию? Например, ребенок уже подрос, уже скоро оканчивает школу, совершенно не хочет ни учиться, ни работать, ему очень хорошо так сидеть на шее у родителей. Что-то еще можно поправить?

Гость: Конечно. Надо шею убрать. Это очень трудно, очень трудно взять и ограничить, скажем, ребенка в каких-то карманных расходах. Но это надо делать, иначе никогда он не поймет и не оценит.

Поручать детям несложную работу по дому можно уже с 3-4 лет. И не беда, если малыш плохо подметет пол или неаккуратно разложит вещи. Главное – ребенок поймет, что у него, как и всех членов семьи, есть свои обязанности.

Позволяйте ребенку как можно чаще принимать самостоятельные решения. Например, вы можете предложить ему самому выбрать, куда пойти гулять или какую шапку надеть.

По мнению психологов, уже с семи лет детям можно выделять деньги на карманные расходы. Даже если это будут совсем незначительные суммы, ребенок, все равно научится самостоятельно планировать свои траты.

Учите ребенка самого решать возникшие проблемы. Вместо того, чтобы за него решить задачку, лучше подскажите варианты, как это сделать, а если не ладятся отношения с ровесниками, посоветуйте, как завоевать их доверие и дружбу.

Психологи не советуют в разговоре с подростками часто употреблять слова “нельзя” или “я запрещаю”. Лучше объясните ребенку, почему вы не хотите, чтобы он совершал тот или иной поступок. Это будет намного действенней.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2010-03-04/147188-sovety_psihologa_kak_byt_esli_povzroslevshiy_rebenok_ne_umeet_prinimat_resheniya

Психологические особенности первенцев, средних и младших детей

Когда единственный ребенок становится старшим: проблемы и решения

3.Фрейд одним из первых заметил, чтопозиция ребенка среди сес­тер и братьевимеет важнейшее значение во всей егопоследующей жизни. Уолтер Тоумен наоснове изучения тысяч нормальных семейобнаружил, что люди, занимающие одинаковыепозиции в структуре семьи, имеюттождественные характеристики. Большинствоисследо­вателей подтверждают этуточку зрения.

При прочих равных условияхнекоторые пары уживаются лучше другихтолько потому, что их роле­вые позицииудачно дополняют друг друга. Хорошеевзаимодополне­ние обычно означаетвоспроизведение одних и тех же условийв отношении возраста и ролей, к которымкаждый привык в своей родной семье.Например, младшая сестра братьев обычнолучше сходится со старшим братом сестер.

Такое соотношение возрастно-ролевыхпози­ций наиболее комфортно для обоих.

Превалированиев обществе однодетных семей, помимопрямых негативных последствий (сокращениечисленности населения на про­тяжениижизни одного поколения), приводит ещеи ко все большему увеличению вероятностибраков между единственными детьми, а вэтом таятся значительные сложности длястабильности браков.

Вомногих отношениях единственные детиимеют существенные преимущества переддетьми, имеющими братьев и сестер.

Единствен­ный ребенок имеет болеевысокий уровень самооценки, он меньшестрадает от потери авторитета, ожидаети легко принимает помощь, когда испытываетв ней необходимость, в большинстветестов на про­верку знаний и «логических»способностей он имеет самые высокиепоказатели.

Однако, поскольку единственныйребенок не привык к близкому общению сдругими детьми (для него естественнытолько отношения «родитель – ребенок»),он часто не знает, как вести себя винтимных отношениях позже, когда женится,выходит замуж или жи­вет с кем-либо.

Он не воспринимает «пики» и «спады» вповседневной жизни с другими и поэтомус трудом принимает и понимает нормаль­ныеизменения настроения. Он не привык ксложностям других инди­видов.

Наиболеетрудная пара – другой единственныйребенок. Оба они не умеют справлятьсяс близкими и равными отношениями, никтоиз них не привык к противоположно­муполу, и оба хотят, чтобы другой игралроль родителя. Наиболее труд­ныйвариант брачного союза возникает присоединении двух един­ственных детейиз неполных семей.

Приналичии в обществе семей с двумя и болеедетьми существует возможность различныхсочетаний (комбинаций) подросших детейкак супругов.

Посколькудовольно значительная часть нашихпредставлений о жизни зависит отзанимаемого места среди братьев исестер, то и в последующей жизни мыиспытываем наименьшие трудности, когдаэто место сохраняется и во взрослыхотношениях в той или иной форме.

Так, всемье, в которой есть только сестры инет братьев, у детей не формируютсяпривычки к повседневному общению наравных с пред­ставителями противоположногопола, вследствие чего в дальнейшей жизнис трудом понимаются различия междусобой и супругом в бра­ке.

Рольсиблингов.

Помнению Адлера, порядок рождения –основная детерминанта установок,сопутствующих стилю жизни.

Он утверждал,что, если у детей одни и те же родителии они растут примерно в одних и тех жеусловиях, у них все же нет идентичногосоциального окружения.

Опыт старшегоили младшего ребенка в семье по отношениюк другим детям, особенности влиянияродительских установок и ценностей –все это меняется в результате появленияв семье следующих детей и сильно влияетна формирование стиля жизни.

Позицияребенка в семье имеет решающее значение.Особенно важно восприятие ситуации,что, скорее всего, сопутствует определеннойпозиции. То есть от того, какое значениепридает ребенок сло­жившейся ситуации,зависит, как повлияет порядок егорождения на стили жизни. Однако в целомопределенные психологические осо­бенностиоказались характерными именно дляконкретной позиции ребенка в семье.

СогласноА. Адлеру, положение первенца можносчитать завидным, пока он – единственныйребенок в семье. Родители обычно сильноволнуются по поводу появления первогоребенка и поэтому всецело отдают себяему, стремясь, чтобы все было «какполагается».

Первенец получаетбезграничную любовь и заботу от родителей.Рождение вто­рого ребенка, по Адлеру,драматично меняет положение первенцаи его взгляды на мир. Автор описываетположение первенца при рожде­ниивторого ребенка как положение «монарха,лишенного трона».

И ут­верждает, чтоэтот опыт может быть очень травматичным.

Еслирождается второй ребенок друго­гопола, для первенца это событие не являетсястоль драматичным, так как между нимиотсутствует прямое соревнование. В этомслучае характеристики старшего ребенкавыражены слабее. Если второй ребенок –того же пола, его воздействие на первенцаочень сильно.

По Тоумену, оно стимулируетодин из общих стереотипов поведениястар­шего ребенка: он очень стараетсябыть хорошим, чтобы родители про­должалиего любить больше, чем новорожденного.Родители неосо­знанно усиливают этутенденцию, говоря старшему, что он большеи умнее, и ожидая от него помощи.

Вследствиеэтого старшие дети час­то обладаютмногими родительскими качествами: ониумеют быть вос­питателями, способныбрать на себя ответственность и игратьроль лидера.

Чувство ответственностив семье может быть часто тяжелым бременеми приводить к тревожности, так какпервенец не смеет ошибиться, расстроитьродителей.

Среднийребенок – второй из трех или один изсредних в большой многодетной семье –трудно поддается описанию. Он одновременнояв­ляется и старшим и младшим. Адлерполагал, что второму ребенку (сред­нему)задает темп его старший сиблинг.

Темпразвития среднего оказыва­ется частоболее высоким, чем у первенца (можетначать раньше разгова­ривать, ходить).

В результате вто­рой ребенок вырастаетсоперничающим и честолюбивым, так какего стиль жизни – стремление доказать,что он лучше старшего брата или старшейсестры.

Одноиз исследований, проведенное намногодетных семьях, показало, что старшийи младший всегда являются любимцамисемьи.

Поэтому сред­нему ребенку всемье приходится во многом сложнеедругих, так как он вынужден соревноватьсякак со старшим – более умелым, сильным,так и с младшим – более беспомощным изависимым.

Ричардсон отме­чает, чтосредний ребенок в своем поведении можетколебаться между попытками походитьна старшего и попытками снова вернутьсяк роли опекаемого младенца, в результатеон не имеет твердых ориентиров длявыделения своей индивидуальности.

Средние дети в зрелом возрасте, всоответствии с этими взглядами, менееспособны проявлять инициа­тиву имыслить независимо (из них частополучаются «бунтари» против любыхавторитетов). В отличие от Адлера,Ричардсон считает, что у сред­нихдетей самая низкая мотивация к достижениямсреди детей с разным порядком рождения,особенно к учебе.

Второйребенок стремится опередить первенца,но это у него редко получается, ивследствие своего неопределенногоположения в ро­дительской семье, онприобретает несколь­ко скептическоепредставление о своих возможностях,вследствие этого мотивация к учебеможет снижаться.

Ричардсон отмечает,что в своих попытках почувствоватьсобственную значимость такие детипытаются соревноваться с остальнымидеструктивными способами: они могутстать разрушителями, саморазрушителями(пить и есть слишком много) или формироватьнадоедливые, привлекающие вни­маниепривычки.

Средние дети лишены авторитетастарших и спон­танности младших,однако «срединное» положение в семьеприно­сит и свои плоды: они частонаучаются хорошо вести дела с разнымилюдьми, дружелюбны со всеми, способнывести переговоры.

Обыч­но у них естьспособности к дипломатическойдеятельности, работе секретаря и любойдеятельности в сфере обслуживания(парикмахе­ра, официанта и т. д.), гдеочень важно умение ладить с разнообраз­нымилюдьми.

Младшийребенок, так же как и единственный, небыл травмиро­ван появлением следующего(еще одного ребенка).

Особенностимлад­шего ребенка заключаются в том,что для всей семьи он – малыш, и некоторыедаже в зрелом возрасте продолжаютказаться маленькими.

Без всякогосомнения, по отношению к младшим детямпредъявляется меньше требований,особенно если есть сиблинг того же пола.Ему прощается гораздо больше, чемстаршему, который в сходном возрас­теобычно считается уже «большим».

Существуют,однако, противоречивые взгляды нарезультаты вос­питания младших детей.Одно из воззрений, идущее от Адлера,состо­ит в том, что у самых младшихвырабатывается сильная мотивацияпревзойти старших сиблингов. В результатемладший ребенок может стать самымбыстрым пловцом, лучшим музыкантом,честолюбивым студентом.

Ричардсонпишет, что, поскольку младший ребенокдля родителей не новость, у них есть ужеопыт воспитания детей, они менееозабоче­ны тем, как они справятся сосвоими обязанностями, и меньше требу­ютот него.

Исходя из этой точки зрения,поскольку по отношению к младшемуребенку родительские ожидания меньше,он меньшего до­стигает. Обычно младшийлишен самодисциплины, у него существу­ютпроблемы с принятием решений, поэтомуон или ждет решения проблем от других(от супруга), или отвергает любую помощь.

У младших детей вырабатываетсяманипулятивный путь в отношениях слюдьми, так как они с детства привыкаютк тому, что агрессия бесполезна.

СогласноТоумену, младший ребенок всю жизньстарается догнать старших, но это емуудается, если только он изберет другоеполе дея­тельности (отличающееся отстаршего сиблинга) и жизненный стиль.Младший ребенок, с которым хорошообращались в детстве, легок в общениии популярен среди друзей. Если дразнилии притесняли – робок и раздражителенс другими.

Дети,у которых нет братьев и сестер, имеютодновременно лучший и худший из миров.Поскольку единственный ребенок являетсяодно­временно самым старшим и самыммладшим, он соответственно обладает ичертами старшего ребенка, и сохраняетдо зрелости детские черты.

По мнениюАдлера, позиция единственного ребенкауникаль­на – у него нет брата илисестры, с которыми ему приходилось быконкурировать. Это обстоятельствонаряду с особой чувствительнос­тьюк материнской заботе часто приводитединственного ребенка к сильномусоперничеству с отцом. Он долго находитсяпод контролем матери и ожидает такойже заботы и зашиты от других.

Главнойосо­бенностью этого стиля жизнистановится зависимость и эгоцентризм.Такой ребенок на протяжении всегодетства продолжает быть средо­точиемсемьи, а и дальнейшем как бы пробуждаетсяи открывает для себя, что больше ненаходится в центре внимания.

Единственныйре­бенок никогда ни с кем не делилсвоего центрального положения, неборолся за эту позицию с братом и сестрой.В результате, по мнению Адлера, у негобывают трудности во взаимоотношенияхсо сверстни­ками.

Сдругой стороны, благодаря своему особомуположению в семье, единственный ребенокожидает и легко принимает помощь отдругих (в отличие от старшего, которыйне нуждается ни в чьих советах неза­висимоот своей компетентности), хорошо переноситодиночество и обладает высоким уровнемсамооценки (вполне заслуженно).

Источник: https://studfile.net/preview/7579949/page:15/

Пять интересных фактов о единственном ребенке в семье

Когда единственный ребенок становится старшим: проблемы и решения

В США долгое время считалось, что быть единственным ребенком в семье — болезнь. Она так и называлась — синдром единственного ребенка. Так ее окрестил бывший влиятельным в конце XIX века психолог Грэнвилл Холл, который основал первые в США лаборатории психологического анализа.

Единственного ребенка он описал как «отвратительного, с плохим поведением и тупого», сделав вывод, что «быть единственным в семье — уже само по себе заболевание».

Хотя его методы анализа не выдерживают никакой критики, а дети, которых он изучал, росли на фермах и не ходили в детский сад, а порой и в школу, стереотип прижился.

У меня — в силу субъективных и объективных причин — ребенок один. И мне, конечно, интересно, отличаются ли такие дети от тех, которые растут в семьях с братьями и сестрами.

Для тех читателей, которые во всем видят пропаганду, отмечу: ни свой жизненный выбор, ни взгляды я не навязываю — делюсь той информацией, которую нашла сама.

И это изложение не претендует на всестороннее и исчерпывающее освещение темы.

Один ребенок в семье становится все более популярным выбором родителей

Количество женщин в США, до конца репродуктивного возраста рожающих только одного ребенка, растет. В 1976 году таких было только 11%, в 2015 — 22%. Демографы указывают на следующие причины такого тренда.

Вырастить ребенка в США — дорогое удовольствие

Женщины позже выходят замуж и имеют, как следствие, более короткое окно фертильности и меньше детей в целом. Уровень рождаемости в США вырос на 0,1% в прошлом году после стабильного падения с 2008 года и составляет 1,7 детей на женщину.

Вырастить ребенка в США — дорогое удовольствие. Даже не учитывая расходов на колледж, родителям скорее всего придется потратить более $233 тыс. на ребенка, родившегося в 2015 году, до его совершеннолетия.

В США женщинам трудно совмещать полноценную работу, карьеру и уход за новорожденным, поскольку на государственном уровне не существует отпуска по уходу за ребенком. Я была вынуждена выйти на работу через три месяца после рождения сына, хотя была готова оставаться дома даже без оплаты.

В опросе проекта Единственный ребенок, в котором приняли участие 5 тыс. семей, среди причин, почему они ограничились единственным ребенком, 25% семей сказали, что именно так они и хотели, 21% назвали невозможность забеременеть и выносить ребенка, 17% — финансовые опасения, возраст матери — 16% и другие медицинские проблемы —12%.

Для сравнения, в Великобритании 40% женатых пар имеют одного ребенка. В Украине эта цифра еще выше — 76%, тогда как всего 17% молодых людей говорят, что именно столько детей они и хотят. Одной из главных причин социологи назвали бедность.

По данным ООН, в Украине рождаемость, упав до очень низкого уровня в 2003 году, довольно быстро росла до 2014 года, после чего снова начала падать и теперь составляет 1,4 ребенка на женщину. Приблизительно такой же уровень рождаемости в Польше, Греции, Португалии и Испании, а самый низкий — 1 ребенок на женщину — в Южной Корее.

Ведущая исследовательница этой темы Тони Фалби, психолог Техасского Университета в Остине, к которой я обратилась за разъяснениями, говорит, что на решения семей влияют также и общественные нормы. Она указывает на то, что среди городского населения Китая, даже после отмены политики ограничения рождаемости, большинство семей продолжает заводить только одного ребенка.

«Хотя норма одного ребенка в семье до сих пор была редким явлением, она, думаю, будет становиться все более распространенной, особенно учитывая наши действия в ответ на климатические изменения», — говорит она.

У единственных детей более близкие отношения с родителями

В своем исследовании, результаты которого были опубликованы в 1986 году, изучив более 200 детей — с братьями и сестрами и без — Фалби увидела, что одиночек от остальных отличали лучшие и более прочные отношения с родителями (в случае этого и других исследований, приводимых в статье, речь идет о статистически значимой разнице, а не о том, что каждый человек, выросший без братьев и сестер, ближе к родителям, чем все остальные).

Благодаря исследованию, проведенному во Франкфуртском университете, социологи выяснили, что из 20 тыс. немецких школьников 25% единственных детей считают, что у них очень хорошие отношения с родителями. Но так же думают и немного менее 24% старших детей, 20% — средних и 18% — младших.

Разница, как мы видим, невелика, и это, безусловно, в большей степени зависит от родителей, а в отдельных случаях — и самих детей.

В то же время, когда у нас гостит племянница, такого же возраста как и наш сын, мы немедленно видим изменение во внутренней динамике: наша единая семейная единица, где для сына мы — главные партнеры по играм и общению, распадается на две составляющие: взрослые и дети. С последними, которые полностью сосредоточены друг на друге, мы начинаем разговаривать командами: «идите есть», «приберите в комнате», «10 минут — и чтобы все спали».

Конечно, это не чистый эксперимент — мало у кого есть дети с разницей в 9 месяцев, наши дети не соревнуются за внимание родителей и ресурсы семьи и не успевают друг другу надоесть. Тем не менее, такую же структуру — взрослые и дети — имела и семья, в которой я росла. У нас с сестрой были свой мир и свои интересы.

Единственные дети имеют не худшие социальные навыки, чем дети, растущие с братьями и сестрами

Но можно ли научиться устанавливать и поддерживать близкие отношения с другими людьми, если не было возможности потренироваться на братьях и сестрах? Исследователи говорят, что можно.

В ходе исследования 13 500 детей с 7-го по 12-й класс попросили назвать 10 лучших друзей. В этих списках единственные дети встречались не реже других.

Психолог Лори Креймер объясняет это тем, что устанавливать и поддерживать отношения дети учатся в садике, школе или на детской площадке. Ведь брат или сестра, как их не мучай, никуда не исчезнут, а друзья могут от тебя и отвернуться. Креймер говорит, что главным показателем того, хорошо ли старший брат или сестра будут относиться к младшему, является качество их отношений с лучшим другом.

Отношения с братьями и сестрами прививают не только положительные коммуникационные навыки, но и негативные, от которых позже может быть нелегко избавиться. К тому же травля со стороны брата или сестры может нанести долгосрочную психологическую травму.

Впрочем, есть определенные показатели, указывающие на то, что единственные дети менее толерантны, менее способны к сотрудничеству и восприятию точки зрения другого. К такому выводу пришли ученые в Китае, где выросло уже два поколения единственных детей.

Единственные дети умнее

Исследовательницы Тони Фалби и Дениз Полет, проанализировав 115 исследований относительно семей и детей, проведенных в США и Канаде между 1925 и 1988 годами, установили, что единственные дети лучше учатся в школе и более уверены в себе.

Другое исследование, опубликованное в 2004 году, показало, что подростки, выросшие без братьев и сестер, более успешны в учебе и менее склонны употреблять алкоголь. Но немного более высокие интеллект и амбиции характеризуют также и старших детей в семье.

Психологи объясняют это тем, что родители уделяют им больше внимания, а сами дети проводят больше времени, общаясь со взрослыми, что стимулирует их развитие. Мой 11-летний сын с удовольствием смотрит вместе со мной лекции на научные темы (TED talks), документальные фильмы и любит участвовать в разговорах со взрослыми.

Впрочем Фалби обращает внимание на то, что интеллектуальные преимущества единственных детей заметны у малышей, но с возрастом уменьшаются.

Единственные дети более креативны

То же китайское исследование, которое установило, что единственные дети менее толерантны, выявило, что они, вместе с тем, более креативны. Например, взрослые, выросшие без братьев и сестер, были способны предложить больше способов использования обычных объектов и изобрести более оригинальные решения гипотетических проблем.

Свои выводы ученые подкрепили данными сканирования мозга: у единственных детей участки мозга, связанные с гибкостью мышления, воображением и планированием, отличаются от аналогичных участков мозга других детей.

Исследователи объясняют это долгими часами, проведенными в одиночестве, когда дети были вынуждены самостоятельно придумывать игры и решать проблемы.

«Меня не удивило, что китайские исследователи обнаружили, что мозг одиночек отличается от мозга других детей. Но остается вопрос, насколько эта разница ощутима во взрослом возрасте», — прокомментировала это исследование Фалдо, отметив, что ей хотелось бы увидеть больше подобных исследований.

Тем не менее, дети, которые росли без братьев и сестер, во взрослом возрасте часто об этом жалеют.

К тому же, соглашаются практически все исследователи, количество детей в семье является лишь одним из многих факторов, определяющих, насколько успешным и счастливым будет человек.

Больший вес имеют характер и образование родителей, то, сколько времени и ресурсов они вкладывают в ребенка, генетические факторы и среда, в которой ребенок растет.

Колонка опубликована в блогах на сайтеУкраинской службы Голоса Америки. Мнения, высказанные врубрике «Моя Америка», передают взгляды самих авторов и не отражают позицию «Голоса Америки»

с разрешения автора и издания

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналуМнения НВ

Больше блоговздесь

Depositphotos

   Дети Воспитание Семья

в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://style.nv.ua/blogs/edinstvennyy-rebenok-v-seme-pyat-interesnyh-faktov-o-povedenii-i-haraktere-50058314.html

Порядок рождения и характер человека

Когда единственный ребенок становится старшим: проблемы и решения

Как складывается жизнь детей из-за того, что их родители когда-то приняли решение обзавестись вторым, третьим и т.д. ребенком? Эта тема интересна не только для родителей, но и для психологов, издавна обсуждающих вопрос о зависимости личностных особенностей от так называемого “порядка рождения ребенка” в семье.

Первым попытался осветить этот вопрос Альфред Адлер.

  Он выделил следующие позиции ребёнка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей.

Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения. Опираясь на это,  попытаемся проанализировать, как порядок рождения ребенка влияет на развитие его личности.

Первая позиция по порядку рождения – единственный ребёнок. Родители стараются баловать  единственного ребенка, и такие дети могут в последующем испытывать необходимость в восстановлении привилегированного положения «любимчика», просто захватывая “центр сцены”, но, не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия.

Есть два  возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым.

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых; постоянно решая ее, он развивает свою способность понимать других людей, для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения.

Видимо, в силу того, что им не нужно бороться за внимание и любовь родителей, единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования, да и у родителей в этом случае оказывается гораздо больше времени на развитие своего отпрыска и общение с ним.

Однако здесь существует риск “привязывания”, “выученной беспомощности”. Находясь во власти родительского внимания и опеки, ребенок может быть практически не предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и “маменькин сынок”.

Вторая позиция – старший ребёнок, который  проходит в своем развитии три стадии:

1. Он — единственный, уникальный, находится в центре внимания родителей. Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и стараются быть осторожными, снисходительными и оберегающими.

2. С рождением младшего ребенка ситуация резко меняется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними.

           Появление  в семье следующего ребёнка наносит старшему своеобразную травму – травму «свержения с трона». Отныне он перестаёт быть единственным, и вынужден делить со своим братом или сестрой  родительскую любовь.

Ощущения старшего ребёнка можно сформулировать примерно так: “Моё место занял теперь кто-то другой”.

Здесь могут брать начало зависть и конкуренция между детьми, эмоциональная нестабильность,  причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.

          Тем не менее, у старших детей сохраняется потребность быть единственными, первыми и главными, поэтому они очень конкурентны. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения, руководствуясь тем, что он старше и умнее.

Это решение старшего ребенка закрепляет и поведение родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему в свое оправдание, что по сравнению с малышом он умнее и опытнее, и может многое делать сам.

Родители зачастую возлагают на старшего ребёнка слишком большие надежды. Ему приписывается ответственность, от него ожидают, что для младших детей он будет примером во всем. В результате ребёнок может стать строгой или авторитарной личностью. Он чувствует, что закон на его стороне.

Старшие дети – это обычно “хорошие” дети (послушные, действующие по  правилам). Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причём чувство ответственности может быть слишком высоким: вследствие этого старший ребёнок иногда превращается в глубоко тревожную личность.

Кроме того, старшие дети консервативны, они часто становятся хранителями семейной традиции и морали, которую пытаются распространить на весь окружающий мир.

https://www.youtube.com/watch?v=vuJkQ0UJOAM

С одной стороны, старшие могут начать руководить младшими, а с другой — они могут стать беспрекословными исполнителями желаний малышей.

Кроме того, старший  пытается каким-то образом противостоять младшему брату или сестре, которому достаётся теперь львиная доза родительского внимания.

В этом случае старший ребенок может попытаться идентифицироваться с кем-то из собственных родителей (создавая тем самым у себя иллюзию близости с ним). Например, старшая дочь, старательно копируя мамину интонацию, может отчитывать  младшего брата за его проделки.

Немаловажной является разница в возрасте между детьми. Считается, что “закладка” основных характеристик личности человека происходит до 6 лет. Поэтому, возможно, что первенец, если он старше остальных детей более, чем на 6 — 7 лет, сохранит характеристики единственного.

Следующая из позиций рождения — младший из двух детей в семье. Этот ребёнок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость и оптимизм.

Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми, младший ребёнок – манипулятор.

Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

В случае допуска ошибок в воспитании младшие могут обнаруживать большую импульсивность, враждебность, драчливость, ведь они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Младшие дети чаще становятся “любимчиками”; быть может, поэтому они эмоционально стабильнее.

Младшие более общительны, доминантны, беспечны, практичны. Обычно на них возлагается меньше обязанностей (во всяком случае в детстве, однако стереотипы поведения формируются именно в этот период жизни). Бывает даже, что за ними очень надолго закрепляется прозвище “малыш”, замечательный пример тому — книга Астрид Лингрен “Малыш и Карлсон”.

А ведь требования, которые родители  предъявляют к детям,  должны быть едины, независимо от порядка рождения.

Следующая позиция – средний ребёнок. На среднего ребёнка не накладывает отпечаток привычка «быть впереди», как на первенца, но оставаться малышом, как рождённый последним, он тоже не может.

Среднему ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым.

Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения.

Родителям следует понимать, что недостаток внимания с их стороны  часто приводит к тому, что средний ребёнок чувствует себя брошенным. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.  

 Последняя описываемая позиция — младший из трёх или большего числа детей. Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, у него имеются следующие альтернативы: либо всю жизнь притворяться ребёнком, либо найти способ обойти остальных, как Иванушка-дурачок в русских сказках.

Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других (“И в кого он такой?” — обычно звучит в адрес именно этих детей). Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры. Младший ребенок рождается в другой период жизни родителей – это ребенок для души.

Его самоутверждению мешает пример старшего. Ему мало знакомо чувство долга. При этом он эмоционален. К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание.

Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему.

В случае, если в семье двое детей и они разного пола, то и с мальчиком, и с девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.

С рождением каждого ребенка атмосфера в семье меняется, поскольку меняются родители. Они приобрели опыт при воспитании первого ребенка, и теперь у них, вероятно, совершенно другое отношение к тому способу воспитания, которым они будут воспитывать следующего ребенка.

Вероятно, в экономическом плане они стали более благополучны. Возможно, они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это обязательно окажет влияние на детей.

Каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы может ощущать себя посторонним в этой семье.
         Разумеется, описанные закономерности лишь указывают на некоторые тенденции развития детей в зависимости от порядка их рождения.

Возможно, знание этих тенденций поможет родителям конструктивно выстраивать отношения со своими детьми.

Достовалова Д.Х.

Источник: https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/social_policy/detki/more_Article.htm?id=11527731@cmsArticle

Очередность рождения детей в семье влияет на их судьбу?

Когда единственный ребенок становится старшим: проблемы и решения

Старший ребенок в семье, как правило, обладает повышенной ответственностью и тревожностью, младший умеет хорошо манипулировать окружающими и часто является любимчиком у родителей.

Среднего ребенка относят к числу самых уязвимых, а единственному приписывают эгоизм и неумение подчиняться. О том, как очередность рождения детей влияет на их характер и судьбу, порталу www.interfax.

by рассказала практикующий психолог Наталья Удовенко.

Единственный ребенок

Эти дети растут в особой атмосфере. Они большую часть времени проводят в компании взрослых, что является одновременно и плюсом и минусом. Ведь у единственных детей нет опыта общения со сверстниками внутри семьи и выстраивания с ними конкурентных отношений. Поэтому сперва такой ребенок может испытывать сложности в общении с ровесниками, а потом – с коллегами или партнерами.

Он может чувствовать себя лилипутом в мире великанов, ведь постоянно окружающие его взрослые люди априори сильнее и могущественнее. И оказавшийся в такой ситуации ребенок, скорее всего, будет стараться выделиться из толпы, быть «не как все». Это стремление может наложить свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Этот ребенок всегда на глазах у родителей, ему может не хватать личного пространства. А мама и папа будут возлагать на свое единственное чадо большие ожидания.

Именно из-за них впоследствии могут возникать сложности в общении с родителями.

Как правило, единственные дети или стараются как можно быстрее «вылететь из гнезда» и строить свою жизнь подальше, или никак не могут «отпочковаться» от мам, к которым слишком привязаны и которые их слишком сильно контролируют.

Если у ребенка нет братьев и сестер, у него нет необходимости постоянно делиться конфетами, которыми его угощают, беречь свои игрушки от посягательств самых близких сверстников и совершать прочие поступки, отличающие тех, кто живет в большой семье.

Особенности восприятия единственными детьми окружающего мира и живущих в нем людей переносятся и во взрослую жизнь, когда им хочется того же внимания и поклонения, которое они чувствовали в родительской семье. Единственному ребенку сложнее, чем другим, строить свою семью и поддерживать равноправные отношения с партнерами.

Однако при этом единственные дети не боятся брать на себя ответственность, принимать важные решения, они умеют хорошо организовывать свое время и обладают повышенным чувством ответственности.

Старший ребенок

При наличии младших братьев и сестер ребенок раньше взрослеет, становится более самостоятельным и ответственным. Однако при этом он гораздо больше подвержен разным страхам и тревожности. Ведь когда он появился в семье, родители были еще неопытны, не очень уверены в себе, непоследовательны – и их страхи передавались малышу.

Очень важный момент в жизни старшего ребенка в семье – его «свержение с пьедестала» при появлении младшего. И неважно, какова разница в возрасте между детьми – 2 года или 15 лет.

От того, как в этой ситуации поведут себя взрослые, какие отношения выстроят со ставшим старшим ребенком, зависит очень многое.

О том, какие ошибки могут совершить мама и папа по отношению к старшему ребенку, когда в семье появляется еще один малыш, мы расскажем в отдельной статье на портале www.interfax.by.

Когда старший ребенок вырастает, он продолжает быть опорой для родителей и готов брать на себя решение их проблем, а также «разруливать» отношения между всеми родственниками.

Эти дети еще с детства чувствуют, что от их поведения в какой-то степени зависит мир в семье. Став взрослыми, старшие не могут заставить себя перестать контролировать жизнь всех близких и стараются на нее влиять.

Из лучших побуждений, естественно.

Что любопытно, если разница в возрасте между старшим и младшим ребенком превышает 6 лет, то чаще всего старший будет проявлять черты, присущие единственному, так как достаточно долго жил в этом качестве.

Средний ребенок

Если в семье трое детей, то средний из них самый уязвимый: не настолько «взрослый», как старший, и в то же время не такой беспомощный, как младший. Средним детям часто не хватает родительской любви, и психологи советуют в многодетных семьях стараться больше внимания уделять именно средним, чтобы они выросли более гармоничными личностями.

В отношении средних детей есть еще один фактор, облегчающий их психологическое состояние. Если в семье четверо детей, то двое средних, как правило, объединяются и находят утешение друг в друге.

Как правило, средние дети – дипломаты, они спокойны и умеют слушать собеседников, вызывая этим особое расположение к себе. Средние дети – эдакие «посредники», которые ввиду своей роли в семье стараются угодить всем: и старшим и младшим.

Младший ребенок

Этот ребенок появляется в семье, когда родители уже имеют кое-какой опыт, уверены в себе и относительно спокойны. Поэтому младшие дети часто растут более раскованными, чем старшие: на них не накладываются те родительские страхи, которые связаны с первым опытом. К младшим детям родители предъявляют меньше требований, и они более свободны в своем жизненном выборе.

Они практически всегда любимчики в семье, и отношение к ним у родителей соответствующее. Младшие это чувствуют и учатся манипулировать окружающими для выполнения собственных желаний. Во взрослую жизнь они также переносят эти знания и умения, активно пользуясь ими в карьере и семье.

Это экстраверты, «заводилы» в любых компаниях. Младшим детям сложно быть в одиночестве – им необходимо общение, они обожают находиться среди людей, а окружающие любят их.

Из негативных моментов, касающихся младших детей, стоит назвать риск быть излишне «залюбленными» родителями.

Родители, зная, что это их последний ребенок, позволяют ему очень многое и «вкладываются» в него по полной программе, компенсируя на младшем то, что они недодали старшим. Поэтому младшего ребенка родителям чаще всего тяжело отпустить от себя.

Они готовы многое делать за него, выполнять каждый каприз, чтобы младший ребенок в них нуждался. Очень часто такие сложности возникают у мам, если у них младший ребенок – сын.

Ирина Киеня

Источник: https://interfax.by/article/77769/

Для родителей
Добавить комментарий