Когда и как выдавать карманные деньги для ребенка

Содержание
  1. ​«Карманный вопрос»: как давать детям деньги с пользой?
  2. Карманные деньги для ребенка – Психологос
  3. С какого возраста начинать?
  4. От чего зависит выдаваемая сумма?
  5. Сколько выдавать?
  6. Как часто давать деньги?
  7. Как контролировать?
  8. Как правильно давать карманные деньги ребенку
  9. Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами
  10. Карманные деньги детям – ЗА и ПРОТИВ
  11. Сколько денег давать ребенку на карманные расходы
  12. По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку
  13. Нужен ли контроль над карманными деньгами
  14. Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами
  15. И еще 8 советов
  16. Карманные деньги
  17. Карманные деньги: за и против
  18. С какого возраста можно давать детям деньги и сколько?
  19. Платить ли детям за домашнюю работу?
  20. Нужно ли контролировать траты ребенка?
  21. Как помочь детям научиться копить, относиться к деньгам разумно и рационально?
  22. Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления
  23. Начните с себя
  24. Сколько карманных денег нужно подростку?
  25. ОК, сколько?
  26. “Богатый папа, бедный папа”
  27. 100 гривен за 10 баллов
  28. А за океаном?
  29. Когда деньги – риск
  30. Карманные деньги детям — на банковской карте
  31. Учатся, пользуясь банковской картой
  32. Сколько денег давать ребенку?
  33. Говорите о деньгах
  34. Вызовы растут так же, как дети

​«Карманный вопрос»: как давать детям деньги с пользой?

Когда и как выдавать карманные деньги для ребенка

Инструмент или баловство?

Как бы вы ни относились к карманным деньгам, они могут стать полезным инструментом финансового воспитания. А могут и не стать – тут все зависит от того, как родители подходят к вопросу.

Карманными деньгами ребенок распоряжается сам. А принятие решений без помощи родителей – это как раз то, что учит детей самостоятельности. Увы, просто рассказать, как поступать правильно, недостаточно, ведь дети учатся в первую очередь через опыт.

Поэтому если вы хотите, чтобы, став взрослым, ваш ребенок успешно справлялся с финансовыми задачами, лучше позволить ему получить опыт и совершить ошибки сегодня, чем оставить его один на один с незнакомым миром денег, когда он уедет учиться в другой город.

Однако без системы и вашей поддержки выданные ребенку средства не будут учебным пособием, а останутся просто приятным подарком от мамы, который можно легко спустить на безделушки. Давайте разберемся, как построить эту систему! 

Нам уже пора?

Начать выдавать карманные деньги можно почти в любом возрасте, отличаться будет только сумма и зона ответственности ребенка.

Главным маркером того, что пора начинать, становится сама по себе возможность ребенка самостоятельно расходовать. Понятно, что малышу четырех лет просто нечего делать с деньгами.

Но как только ребенку становятся доступны самостоятельные покупки, он уже может учиться обращению с финансами.

Системный подход

Чему мы хотим научить ребенка? Ответственности, разумной экономии, бережному отношению к вещам, планированию важных покупок – всему, что в будущем поможет ему обрести финансовую стабильность и уверенность. Чтобы это стало возможным, важно соблюдать несколько правил.

1. Регулярность

Взрослые обычно получают зарплату дважды в месяц, и большинство из нас точно знает, когда и какую сумму мы получим. Именно поэтому мы можем планировать бюджет. А что было бы, если бы деньги появлялись (или не появлялись) в любой момент и в любой сумме непредсказуемо? Строить планы было бы практически невозможно. 

Поэтому основа карманных денег как инструмента воспитания – регулярность. Как вы систематически получаете зарплату, так и ваш ребенок должен получать определенную сумму в определенный момент. Только так он сможет строить планы и рассчитывать финансовые цели.

Чем старше ребенок, тем реже становится выдача карманных денег.

Так, ребенку 5-7 лет еще сложно планировать, для него месяц – это целая вечность, так что в этом возрасте лучше давать карманные как минимум раз в неделю.

Но с возрастом и опытом к нему придет понимание, на что и как быстро уходят деньги, он сможет планировать расходы. К 13-15 годам можно прийти к выдаче карманных денег как зарплаты – два раза в месяц.

2. Правильная сумма

Сколько денег дать ребенку? Посчитайте с ним вместе, сколько нужно на повседневные расходы. Все зависит от его зоны ответственности: если ребенок покупает только булочки в столовой, будет одна сумма, если помимо этого он отвечает за оплату мобильной связи, летнюю одежду и школьную канцелярию, совсем другая. 

Посчитать эту сумму не трудно, но мы же еще хотим учить ребенка планированию. Это значит, что карманных денег должно быть немного больше необходимого.

И вот тут встает задача посложнее: нужно найти баланс, при котором денег достаточно, чтобы копить на желаемые цели, но не так много, чтобы ребенок мог позволить себе все желаемое без необходимости копить.

В обоих случаях просто теряется мотивация: копить год на игрушку за 1000 рублей вряд ли захочется, а если родители обеспечивают все, что ты хочешь, копить просто не на что.

Выявить верный размер такой «прибавки» можно через обсуждения – попросите ребенка рассказать о его планах и целях, о том, что он хотел бы себе позволять. Если он пока сам не особо понимает, чего хочет, можно пойти опытным путем – давая ту или иную сумму и наблюдая за поведением ребенка.

Лучше сначала дать меньше и по необходимости повышать сумму,

чем идти на понижение. Что бы вы почувствовали, если бы вам

урезали зарплату? Ребенок почувствует то же самое, если

ему взяли и сократили карманные расходы.

Если вы поняли, что уже даете ребенку слишком много,

и у него нет мотивации учиться накоплению, не снижайте сумму,

а расширяйте его зону ответственности.

Работодатели, кстати, тоже иногда так хитрят…

3. Общение и доверие

Учить плавать методом закидывания в воду – опасная затея. Да, распоряжаться карманными деньгами ребенок должен самостоятельно, но это не значит, что совсем не надо в это вмешиваться. Заведите традицию семейных финансовых советов: собирайтесь и всей семьей обсуждайте деньги, успехи в планировании, ошибки.

В таких обсуждениях постарайтесь быть наравне, вести обсуждение не как родитель с ребенком, а как взрослый со взрослым. Это особенно важно для подростков, ведь они уже чувствуют себя почти взрослыми, поэтому если они ожидают, что в обсуждении их начнут поучать и отчитывать, они скорее просто закроются и не будут ничего рассказывать.

А помощь и поддержка бывает очень нужна.

Хочется отругать или наказать за ошибки? Если вы это сделаете, самый вероятный результат – попытки скрывать от вас ошибки в дальнейшем. Лучше спокойно обсудить, почему так произошло, можно ли было этого избежать, что стоило сделать, чтобы было лучше.

Ошибки – это основа обучения, они не просто допустимы, а должны случаться. Более того, не всегда то, что вам кажется ошибкой, на самом деле ей является.

Вполне вероятно, что для ребенка это было взвешенным ответственным решением, просто вы с позиции родителя считаете выбор ребенка глупым и ожидаете, что его ценности будут совпадать с вашими.

Ребенок не хочет делиться? Не настаивайте. Такой подход вызывает у подростка чувство, что родители ему не доверяют, считают, что без постоянного контроля он ни с чем не справится. Да, сложно заставить себя ограничить контроль, вы ведь волнуетесь за ребенка. Однако лучше не знать чего-то сейчас, но дать ребенку уверенность, что в случае проблем он может к вам обратиться.

Постоянный контроль и назидание создают в глазах ребенка образ вас

как наблюдающей и карающей силы. За помощью хочется приходить к тем,

кто поддерживает, а не к тем, кто ругает и требует.

4. Личный пример и совместная работа

Если вы учите ребенка беречь ресурсы, а сами включаете свет во всей квартире и покупаете восьмую красную сумочку, не стоит ждать больших результатов. От необходимости подавать хороший пример никуда не деться! 

Хотите, чтобы ребенок экономил? Экономьте сами. Хотите, чтобы ребенок вел бюджет? Покажите, как его ведете вы (тут, кстати, дети могут сами вам помочь, предложив более удобную программу).

Хотите, чтобы ребенок делал накопления? Рассказывайте, как и на что копите вы, вместе рассчитывайте финансовые цели. Можно даже завести общие цели, детям важно чувствовать свою причастность к жизни семьи.

Хотите, чтобы ребенок не боялся делиться своими ошибками? Покажите, что вы обычный человек и можете допускать оплошности, разбирайте не только ошибки детей, но и свои.

Устраивайте игры и соревнования: кто внимательнее относится к экономии электроэнергии? Кто выгоднее сделает покупки в магазине? Кто найдет самую подходящую акцию? 

С деньгами связано почти все, и это надо использовать! Предложите ребенку спланировать семейный досуг, поискав скидки на билеты в кино.

Собираетесь купить новый телевизор? Попросите ребенка составить сравнительную таблицу подходящих телевизоров в рамках заданного бюджета.

Составляйте вместе списки покупок, планируйте отпуск, напоминайте друг другу выключать свет (да, ребенок тоже может вас пожурить и будет прав), привлекайте ребенка к выбору финансовых продуктов и изучению их условий.

5. Постепенное развитие

Как и любое обучение, финансовое воспитание требует постоянного усложнения. Сначала ребенок учится сам расплачиваться за простенькие покупки, потом – вести бюджет, планировать цели. Постепенно расширяется список того, что он самостоятельно оплачивает. Появляются первые финансовые продукты – банковские карты или даже вклады. 

Когда видите, что ребенок начал легко справляться с личными финансами, можно повышать нагрузку (вместе с суммой, разумеется). Идеальный результат – к совершеннолетию ребенка научить его практически полной самостоятельности, чтобы во взрослую жизнь он вышел уже готовым к самоконтролю, управлению бюджетом, использованию финансовых продуктов.

Об авторе:

Надежда Русакова – директор направления «Проекты по финансовой грамотности» Национального центра финансовой грамотности

Источник: http://ug.ru/article/1113

Карманные деньги для ребенка – Психологос

Когда и как выдавать карманные деньги для ребенка

​Родители должны понимать, что карманные деньги – не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель – научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.

Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Итак, если вы решаете выдавать своему сыну или дочери карманные деньги, вы должны ответить для себя на несколько вопросов.

С какого возраста начинать?

Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребенок пошел в школу (6-7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

От чего зависит выдаваемая сумма?

Удобнее представить эти соображения в таблице.

Сколько выдавать?

Сумма будет зависеть, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Даже если ваши возможности не ограничены, спешить не стоит. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребенок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом.

Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Здесь можно обговорить, какие затраты ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. По мере его взросления увеличивайте сумму, добавляя в нее расходы на проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности.

В плане финансовых навыков пользы от участия ребенка в оплате собственных расходов будет больше.

Как часто давать деньги?

​​​​​​​Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться.

Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Он еще не умеет отслеживать состояние своих финансов. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать.

Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать?

​​​​​​​Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребенка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники.

Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним. Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным. Финансовые неудачи – часть науки управления деньгами.

Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе – хорошие уроки не бывают бесплатными.

Выдавая карманные деньги, родителям стоит придерживаться некоторых правил:

– Выдача суммы должна быть регулярной и своевременной. Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.

– С самого начала ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги и какие расходы, которые раньше несли родители, ему придется покрывать из своих карманных денег. Только не забывайте, что карманные деньги – не прожиточный минимум.

– Лишение карманных денег не должно использоваться как наказание.

– Не меняйте правил. Если вы по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребенку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание, и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплаты карманного дохода должны с ребенком согласовываться.

– Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные, слишком быстро или нерационально израсходованные средства.

Это подведет его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки.

Кроме того, это пошатнет основы финансового воспитания, которое из серьезного занятия превратится для ребенка в игру.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/karmannye-dengi-dlya-rebenka

Как правильно давать карманные деньги ребенку

Когда и как выдавать карманные деньги для ребенка

У многих родителей появляются вопросы, связанные с деньгами, давать ли ребенку карманные деньги, нужны ли карманные деньги детям. А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы?

Счастье и жизненный успех по большей части приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста нужно учить детей правильному отношению к деньгам.

Давать карманные деньги ребенку – значит воспитывать в нем самостоятельность, готовить ко взрослой жизни. Для психолога Сергея Ключникова нет сомнений, что детям необходимо иметь карманные деньги. Ребенок без них не сможет чувствовать себя свободно и уверенно. У него могут зародиться неприятные качества: комплекс неполноценности, зависть, жадность.

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами не зависит от того, насколько богаты или бедны их родители. Ведь можно пустить на ветер большие деньги и, наоборот, обеспечить семью всем необходимым на скромные доходы.

Карманные деньги не бывают слишком большими, поэтому ребенку придется анализировать варианты, расставлять приоритеты и набираться жизненного опыта.

Если вы видите, что дети тратят карманные деньги неразумно, не вмешивайтесь слишком активно. Вы можете помочь только советом, но не категоричным запретом. Финансовая потеря – один из жизненных уроков. Ребенок сам сделает выводы из своих неудачных трат.

Заведите детскую копилку.

Пусть ребенок научится часть денег откладывать впрок. Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами ему очень пригодится в жизни.

Если новая купленная ребенком вещь вскоре валяется, где попало, объясните ему, что от каждого потраченного рубля должна быть реальная польза, даже если это и развлечение. А если покупка не нужна, то и не стоит на нее давать лишние деньги.

  • Согласовывайте методы финансового воспитания в семье без присутствия ребенка. Иначе он выберет не столько полезную, сколько выгодную для себя позицию.
  • Не ругайте ребенка за неправильно потраченные деньги. Лучше дайте хороший совет. Пусть ребенок поймет, что вы – не враг ему, а друг, который хочет искренне помочь.

Если у малыша не хватает денег на качественную покупку, добавьте сколько надо. При нехватке нужной суммы объясните, что лучше подождать, пока сумма накопится, чем приобрести вещь сомнительного качества. Ведь она очень быстро выйдет из строя.

Если родители рассказывают детям о своей работе, приходит понимание, что зарабатывание денег  – большой труд, и никому не придет в голову попусту их тратить. 

В Америке богатые родители учат своих детей грамотно распоряжаться финансами с детства. Они отправляют их мыть посуду в ресторане, работать курьерами или посыльными, мыть машины. Именно так богатые наследники узнают истинную ценность деньгам.

Карманные деньги детям – ЗА и ПРОТИВ

Доводы  ЗА

  1. Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или нечто-то вкусненькое.
  2. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.
  3. Отсутствие карманных денег у ребенка может вызвать негативное отношение к родителям. Случается, что чадо начинает воровать у семьи, а позже и у друзей.

Доводы  ПРОТИВ

  1. Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители.
  2. Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы

Многих интересует немаловажный вопрос, сколько карманных денег давать ребенку. Понятие «карманные деньги» сами несут в себе ответ – их не может быть слишком много по определению. Здесь все зависит от достатка в семье.

Но даже обеспеченные семьи должны не забывать о разумном подходе. Ведь суть детских карманных денег не только в том, чтобы купить булочку на перемене. Не меньшее значение им придается, как средству обучения навыков обращения с финансами.

Большая сумма будет потрачена на ненужные безделицы, а слишком маленькая может привести к ущемлению достоинства среди сверстников. Как найти золотую середину?

Чтобы определить оптимальную сумму, узнайте, сколько денег потребуется для школьного завтрака, проезда в автобусе и других необходимых затрат.

Психолог консультант Анна Арутюнян рекомендует выдавать детям столько, чтобы им хватало на необходимые траты. Например, 10 или 20 рублей будет слишком мало, 200 – 300 рублей будет оптимальной суммой. Если доходы в семье позволяют увеличить сумму, не стоит спешить. Пусть малыш сам поймет, что для больших денег надо много и упорно трудиться.

Рекомендованные для вас статьи:

Дошкольникам деньги не требуются, родители их обеспечивают всем необходимым. Но наличие каких-то мелких денег дает повод детям задуматься, как правильно ими распоряжаться.

Большая часть психологов советует приобщать ребенка к деньгам с 3-летнего возраста на примере совместных покупок в магазине. Так он научится понимать, что нельзя купить все, что хочется. Из всей массы товаров необходимо выбрать именно то, что нужно в данный момент.

В 5 – 6 лет ребенка постепенно готовят к самостоятельным покупкам. Если он еще не справляется с этим, не отказывайте ему в деньгах слишком категорично. Объясните его ошибки, и тактично помогите их исправить. Если чадо уже знает счет, учите его считать сдачи.

Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. Набраться опыта обращения с ними помогает поход в магазин.  Развивается математическое мышление, повышается ответственность и самостоятельность.  А это — первые шаги во взрослую жизнь.

По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Американские психологи выявили четыре метода выдачи карманных денег:

  • Выдавать деньги по первому требованию
  • Выдавать их только, как поощрение за что-нибудь
  • Выдавать, соблюдая регулярность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно)
  • Выдавать порционно, по мере необходимости

Психологи считают два последних варианта наиболее оптимальными. Выдавая карманные деньги детям, заранее оговаривайте, на что их можно использовать на вкусности, развлечения, и нельзя на сигареты, вредную еду.

Лучше всего, когда карманные деньги детям могут составлять постоянную сумму, рассчитанную на конкретные цели. При возникновении непредвиденных расходов ее можно увеличить.

Карманные деньги младшим школьникам выдают каждый день понемногу. 10-12 летним детям – один раз в неделю, а относительно взрослым старшеклассникам лет с 14 можно доверить выдачу денег раз в месяц.

Нужен ли контроль над карманными деньгами

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы своего чада, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Вмешиваться нужно, когда деньги ребенку выдаются, но вы не видите материальных результатов, куда они уходят. Отговорки типа – дискотеки, сладости и то, что невозможно проверить, должны настораживать.

Доверяя малышу управление собственными деньгами, родители уже могут переводить его и на новую ступень домашних дел. Если он достаточно вырос до обладания карманными деньгами, то, вполне дорос и до нормальной помощи в домашних обязанностях.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами

В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание—  получи денежки. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Если первокласснику достаточно скромной суммы, то мотивация подростка будет стоить намного дороже. Дальше – больше.

Во сколько же обойдется родителям поступление чада в выбранный ими ВУЗ? Примерно такая же ситуация сложится и с домашними обязанностями — потом не нужно удивляться, когда взрослые дети откажут в помощи обедневшим престарелым родителям, как правило это ошибка родителей и только.

Оптимальный выход — стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

И еще 8 советов

  1. Выдавать карманные деньги детям нужно стабильно и своевременно. Пропуски в выплатах или отсрочка воспитают в ребенке финансовую безответственность.
  2. Ребенок должен знать, на какие именно расходы ему дают деньги.
  3. Не лишайте малыша карманных денег в наказание за проступок.
  4. Не меняйте установленных правил.

    Если размер карманных средств уменьшился, объясните причину и добейтесь взаимопонимания. Все изменения в выплатах карманных денег согласовывайте с ребенком.

  5. Не компенсируйте чаду попусту растраченные или утерянные по невнимательности деньги. Это научит быть его собранным и серьезным.

  6. Малыш не должен никому показывать, сколько у него наличных денег.
  7. Нельзя брать деньги в долг или давать, особенно незнакомым.

В современном мире дети все понимают, что деньги – не главное в жизни, но без них не прожить. Средства для жизни необходимо зарабатывать и рационально тратить.

Задача родителей – учить детей этому с малых лет. И карманные деньги – путь к практическим урокам жизни.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://equity.today/karmannye-dengi-detyam.html

Карманные деньги

Когда и как выдавать карманные деньги для ребенка
Как научить детей правильно распоряжаться финансами? В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям. В России единого подхода нет.

Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то — жизненной необходимостью. Психологи и специалисты по финансам полагают, что при грамотном подходе карманные деньги становятся для ребенка не развлечением, а инструментом, который обучит его финансовой грамотности.

А этот навык не менее важен для взрослой жизни, чем умение писать, читать и считать.

Карманные деньги: за и против

В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги (к примеру, в Германии власти рекомендуют родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста). Решение, давать или не давать, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.

Аргументы противников карманных денег:

  • все необходимое у ребенка и так есть;
  • он все равно потратит их на ерунду;
  • он не будет знать цену деньгам;
  • он станет жадным, будет шантажировать родителей.

Такие риски действительно существуют, если родители не пытаются воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам, а просто откупаются от него:

  • дают ребенку бессистемно большие суммы;
  • не подсказывают, как рациональнее использовать деньги;
  • не обсуждают с ребенком его неразумные траты, а ругают его за них;
  • используют метод кнута и пряника — дают или не дают деньги в зависимости от поведения ребенка.

Аргументы сторонников карманных денег:

  • ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;
  • оценит преимущества финансовой независимости;
  • поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;
  • не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек) — при поддержке родителей;
  • не будет комплексовать на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.

Такое положительное влияние карманных денег возможно, только если сами родители действуют ответственно:

  • выдают ребенку регулярно небольшие суммы (вне зависимости от его поведения или отметок в школе);
  • помогают подобрать инструменты для накопления (будь то конверт, копилка или банковская карта);
  • обсуждают с ребенком его траты, его права и обязанности в отношении денег, делятся своим опытом, анализируют его опыт — тема денег не должна быть стыдной и неудобной;
  • придерживаются правил: например, если ребенок потратил все деньги, выданные ему на неделю, за день и просит еще — ему придется подождать назначенного дня.

В целом психологи единодушны в том, что карманные деньги важны для формирования финансовой грамотности ребенка, но лишь при правильном отношении родителей к этому вопросу.

С какого возраста можно давать детям деньги и сколько?

Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет. Мелкие сделки — это покупки на небольшие суммы, каждодневные траты, например на хлеб в булочной.

Как правило, к этому возрасту дети уже жаждут самостоятельности: «Мама, ты отойди, как будто я один покупаю». Так что дошкольникам уже можно выдавать небольшие суммы.

Как правило, чем ребенок старше, тем больше карманных денег он получает — и тем выше ответственность за то, как он распоряжается своими средствами.

Размер суммы в первую очередь зависит от доходов и расходов семьи. Возможно, будет разумно поинтересоваться (у ребенка, у других родителей, у учителя), сколько в среднем выдают его одноклассникам. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей.

Платить ли детям за домашнюю работу?

Не стоит монетизировать заботу друг о друге,ведь домашняя работа— это общее семейное дело.

У ребенка есть обязанности: ходить в школу, делать уроки, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям по хозяйству.

Но могут быть экстраординарные задачи, которые ребенок выполнит (самостоятельно или с помощью взрослых), получив за это деньги. Например, покраска забора у соседки на даче, настройка компьютера или создание сайта.

Нужно ли контролировать траты ребенка?

Да, но нужно делать это деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку и чтобы детские карманные деньги не стали родительскими.Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка.

Сейчас есть финансовые инструменты, с которыми ребенок чувствует ответственность за свои деньги, а родители могут ненавязчиво следить за его расходами.

Например, во многих банках можно завести дополнительную карточку к своему счету, установить на ней лимит и выдать ее ребенку — он сможет распоряжаться картой самостоятельно.

Родитель будет получать уведомления обо всех операциях и следить за расходами ребенка: сколько и на что он потратил, сколько накопил.

Ошибки и бездумные траты непременно будут, но за ними должны следовать и извлеченные уроки — такова цена финансовой грамотности.

Как помочь детям научиться копить, относиться к деньгам разумно и рационально?

Рекламные слоганы кричат: «Купи сейчас, возьми в кредит, живи одним днем».

В ловушку потребительства попадают и взрослые, что уж говорить о детях? Важно донести до ребенка логичную последовательность: «У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно и приближаюсь к ней, в итоге я достигаю цели».

На примере денег эту связь можно увидеть максимально четко: или я покупаю себе мороженое каждый день, или через полгода я смогу купить желанную игрушку. И в дальнейшей жизни это понимание очень пригодится ребенку.

Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления

Копилка

Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги.

Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там.

Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.

Визуализация

Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.

Список «Я хочу»

Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.

Банковская карта или электронный кошелек

Это более продвинутый способ, который подходит для подростка, но завести карту или кошелек придется взрослому. Ребенок может следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, он может видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели —а это мотивирует копить дальше. С 14 лет подросток уже может открыть в банке депозит.

Начните с себя

Если родители не выпускают из рук телефон и едят перед телевизором, а ребенку запрещают это делать, будет ли такой запрет иметь смысл? Это касается и финансового воспитания.

Правила финансовой грамотности для взрослых:

  • вести учет доходов и расходов;
  • не тратить больше, чем зарабатываешь;
  • не брать беспорядочно кредиты;
  • использовать финансовые инструменты для сбережения и накопления денег;
  • иметь финансовую «подушку безопасности»;
  • знать, где найти нужную информацию о финансах и финансовых инструментах;
  • выяснить, куда стоит обратиться, если ваши финансовые права нарушены.

Если родители берут кредиты на предметы роскоши, но пренебрегают формированием сбережений, чередуют швыряние денег на ветер с режимом жесткой экономии, смогут ли они привить ребенку разумное отношение к деньгам? Для взрослых, с которых дети берут пример, важно взвешенно относиться к своим тратам, быть финансово осмотрительными и контролировать доходы и расходы.

Источник: https://fincult.info/article/karmannye-dengi/

Сколько карманных денег нужно подростку?

Когда и как выдавать карманные деньги для ребенка

Виктория Приседская BBC News Украина

Копірайт зображення Moses Vega/Unsplash

Когда моему сыну было четыре-пять лет, он всегда искренне удивлялся, если я говорила, что на эту покупку у меня нет денег. Он показывал пальцем на ближайший банкомат и предлагал взять их там столько, сколько надо.

Где-то между шестью и восемью годами поочередно приходят два мучительных осознания. Во-первых, деньги – это ресурс ограниченный, а во-вторых – он ограничен у всех по-разному.

С началом подросткового возраста дети уже не только вполне понимают азы экономики, но и активно взаимодействуют с финансами.

Именно тогда родители начинают серьезно задумываться над тем, сколько карманных денег выдавать своим чадам, как проконтролировать расходы, как научить детей не транжирить заработанное потом и кровью, а главное – не стать жертвами мошенничества.

ОК, сколько?

Почти все родители, с которыми на эту тему пообщалась BBC News Украина, уверены, что карманные деньги детям необходимы, но сумма, конечно, зависит от возраста и места жительства.

Старшие школьники в Киеве получают в среднем 50-60 гривен в день. В зависимости от потребностей ребенка (завтраки, проезд, небольшие ежедневные расходы) сумма может варьироваться от 30 до 80 гривен.

Некоторые считают, что расходы детей нужно контролировать. “У детей изначально ложное представление о том, что можно и нужно покупать все подряд”, – отмечает мама 11-летней Ксении.

Впрочем, опыт большинства родителей свидетельствует, что когда дети получают определенную финансовую независимость, их отношение к деньгам меняется.

Когда они осознают, что сумма ограничена, начинают экономить, говорит Раиса Федоровская, руководитель Академии ЕМА при Украинской межбанковской ассоциации ЕМА и мать двоих детей.

Копірайт зображення Getty Images

“Получил карточку, договорились, что я перевожу деньги раз в месяц, – рассказывает Ирина, мать 16-летнего Даниила. – Так он сразу прекратил есть в МакДональдсе, научился разогревать домашнюю еду, а деньги на карточке оставляет на какие-то свои цели”.

“Богатый папа, бедный папа”

Из этих первых сбережений, а также подарков бабушек и родственников состоит первый капитал ребенка.

У кого-то он сразу расходится на шоколадки, жвачки и всякие мелочи, другие – копят деньги на серьезную покупку.

Совсем не редкость, когда в одной семье мирно сосуществуют маленький расточитель и экономный будущий финансист.

“О зрелости ребенка свидетельствует то, как он решает, на что потратить деньги, – считает Николай, отец двух сыновей 7 и 14 лет. – Важно осознание, что при выборе всегда жертвуешь чем-то ради другого”.

Если у младшего сына деньги долго не задерживаются, рассказывает мужчина, старший не бросает их на ветер.

Более того, серьезно взялся за приумножение своего капитала: продает ненужные вещи на OLХ, проводит онлайн-консультации в интернете, подрабатывает, снимая видеоролики, экономит карманные деньги, которые ему выдают во время поездок.

Недавно парень был на спортивных соревнованиях в Германии, вспоминает Николай, где быстро понял, что за пустые бутылки в магазине возвращают залог, и собрав их на стадионе после соревнований, заработал 100 евро.

Копірайт зображення IMDb

Некоторые дети демонстрируют предпринимательскую жилку с раннего детства.

“Наш сын заметил, что школьный буфет закрывается в четыре часа, – делится Ольга, мать первоклассника Никиты. – На карманные деньги он утром покупал несколько пачек вафель за 5 гривен, а после обеда продавал их в классе по 20”.

Семилетний Егор изобрел рецепт “магического клея” и делился им с одноклассниками за деньги.

А потом нанимал их на работу, и они уже всем классом продавали свое алхимическое изобретение другим школьникам, рассказывает отец мальчика. Правда, бизнес вскоре прекратила учительница.

Впрочем, другие дети могут быть абсолютно безразличны к деньгам. Мама 10-летнего Георгия отмечает, что у сына в кошельке неделями могут лежать 100 грн, он их ни на что не тратит.

“Но не всем быть бизнесменами, кому-то и филологами надо быть или биологами”, – заключает мама двух дочерей Татьяна.

Однако как родители, так и специалисты соглашаются, что детей надо учить финансовой грамотности.

И она заключается не только в осознании того, что деньги не берутся из воздуха, но и в понимании принципов инвестирования и создания собственного бизнеса.

Детям младшего школьного возраста лучше всего об этом рассказывает книга немецкого финансового консультанта Бодо Шефера “Пес по имени Мани, или Азбука денег”.

Подростков может заинтересовать бестселлер американского предпринимателя и инвестора Роберта Кийосаки “Богатый папа, бедный папа”.

Автор предлагает вместо распространенной фразы “я пока не могу себе этого позволить”, спросить себя “как я могу себе это позволить”, изменяя таким образом тип своего мышления.

Копірайт зображення Unsplash Image caption В подростковом возрасте важный показатель внешней “крутости” – брендовая одежда, последняя модель смартфона или дорогие наушники

По мнению кандидата психологических наук, детского психолога Юлии Святенко, дети в целом адекватно понимают финансовые возможности родителей.

Они могут помочь своими сбережениями в совместной покупке, к примеру, дорогого планшета, поскольку знают, что для семьи это – серьезные траты.

Но стоит помнить, добавляет психолог, что “в подростковом возрасте для них важен показатель “крутости”, и он, как правило, определяется не интеллектуальными способностями, а внешне – это брендовая одежда, последняя модель смартфона или дорогие наушники”.

“Со временем такое отношение меняется, – успокаивает специалист, – но пока это произойдет, родителям придется идти на компромисс”.

100 гривен за 10 баллов

Многие родители решают эту ситуацию, позволяя детям самим подработать на свои нужды.

Однако за оценки или домашнюю работу большинство украинских мам и пап принципиально не платят. Ведь, как отметила мама четырех детей Наталья, “помощь по дому важна для семьи, для отношений в семье, а обучение – важно для них самих”.

Впрочем, за какие-то особые достижения – участие в соревнованиях или школьной олимпиаде, победу в конкурсе или просто рывок в обучении – вознаграждение важно.

Это может быть поход с семьей в кино или в кафе для младших детей или деньги для подростка.

Копірайт зображення Unsplash Image caption Батьки можуть нагородити дитину грошима за досягнення в навчанні або спорті

По мнению психолога Юлии Святенко, денежное поощрение хороших оценок само по себе – не проблема.

“Этот вопрос решается индивидуально, согласно традициям в семье. Я знаю родителей, которые предложили ребенку 100 гривен за 10 баллов, 110 – за 11 и так далее, но так было только несколько недель”, – рассказывает специалист.

Такая мотивация действительно длится недолго, это скорее способ подтолкнуть к определенному результату, а потом возникают другие стимулы.

Отец 16-летнего Ивана поделился, что платит сыну 50 гривен за мытье посуды каждый вечер.

“Он захотел себе новый компьютер, – объяснил мужчина. – И мы решили, пусть лучше заработает и купит сам, чем достанет родителей, чтобы купили они”.

А еще это приучает считать деньги, добавляет он. Иван, который серьезно занимается каратэ, также подрабатывает судьей и тренером в младших группах, рассказывает отец.

Впрочем, возможностей заработать у украинских подростков на самом деле не так много, считает 19-летний студент из Львова Ярослав.

С 18 лет идут продавцами-консультантами, бариста, ассистентами в продуктовых магазинах, выполняют простой ремонт техники.

Для старшеклассников вариантов гораздо меньше. “Это, как правило, раздача рекламы у метро, ​​30-50 гривен в час”, – объясняет Ярослав.

Источником доходов у школьников старших классов также могут быть стипендии за победу во всеукраинских олимпиадах или конкурсе научных работ МАН, спортивные стипендии (примерно 600 гривен), призовые за победу в спортивных соревнованиях.

А за океаном?

У их сверстников за океаном ситуация кардинально другая.

“В старшей школе в США практически все дети работают”, – объясняет Ирина, мать 15-летнего Ильи, которая переехала в Соединенные Штаты пять лет назад.

“Илья летом работал в цехе с гибридными батареями для машин полный рабочий день и немного преподавал. Посреди учебного года нельзя работать 40 часов, поэтому остается только преподавание: английский по скайпу и уроки пианино вживую для детей 9-10 лет”, – рассказывает женщина.

“Заработал себе на мощный компьютер и был счастлив его купить, теперь собирает на машину. Ему в сентябре исполнится 16, и он уже сможет ездить сам, без взрослых. Страховка для начинающих водителей стоит дорого, потому это – серьезные траты”.

Копірайт зображення Getty Images Image caption В старшей школе в США практически все дети работают, летом даже полный рабочий день

По мнению Ирины, в США отношение к работе совсем другое. Если студент не работает совсем – он или она лентяй. Это просто невозможно. Многие работают на 2-3 работах. “Hard-working” (трудолюбивый) – пожалуй, лучшая характеристика”, – заключает она.

Обязательно подрабатывают и немецкие подростки. “Моют окна соседей, сидят с детьми, выгуливают собак. Соседи взаимно поддерживают такую работу в воспитательных целях”, – рассказывает Елена, которая часто посещает Германию по работе.

Родители помогают с большими покупками и арендой жилья. На все остальное надо зарабатывать самим (но система обучения дает такую ​​возможность).

Елена также вспоминает знакомую австрийскую семью, которая воспитывает двух дочерей подросткового возраста.

“Девочкам выдаются карманные деньги на месяц, чуть больше, чем на завтраки и проезд”.

“Раз в два года семья ездит в большое путешествие в Австралию или США. Девочки на билет должны сэкономить и заработать сами”.

Виктория, мать двоих подростков (сын 15 лет и дочь – 13), которая давно живет в Испании, рассказывает, что сын все свои потребности покрывает сам.

Он продает книги и комиксы в интернете, а недавно смог прикупить себе монитор для компьютера.

Но в целом в Испании родители по закону обязаны содержать детей до их первой работы, что иногда случается и в 35.

“Поэтому никто не рвется во взрослую, финансово независимую жизнь”, – отмечает Татьяна, несколько лет назад переехавшая в Испанию из Украины.

Когда деньги – риск

Финансовая независимость подростка связана и с определенными рисками – от покупки вредной пищи, которую родители обычно запрещают (чипсы, кола, фастфуд), до траты денег на сигареты, алкоголь, тотализатор или игровые клубы.

Некоторые дети более склонны к определенным соблазнам, считает семейный психолог Юлия Святенко.

Но подростки в целом, независимо от статуса или благосостояния семьи, пробуют запрещенные вещи, в том числе наркотические вещества.

Если в семье запрещают компьютерные игры, дети могут пойти в клубы или за деньги договориться с одноклассниками поиграть в них.

Запрет в таком случае не выход, считает психолог – с ребенком нужно разговаривать. Можно разрешить игры дома как награду за проделанную работу, но в определенное время и с жестким контролем.

Копірайт зображення IMDb Image caption Підлітки загалом, незалежно від статусу чи добробуту родини, пробують заборонені речі, зокрема наркотичні речовини (на фото – кадр із серіалу “Ейфорія”)

“Родители должны понимать, что подростковый возраст – это кризисный период”, – добавляет специалист. Она советует родителям вспомнить себя в этом возрасте, а главное – быть в дружеских, доверительных отношениях со своим чадом.

Другой вопрос, если подросток постоянно берет деньги без разрешения. Это может быть признаком зависимости – наркотической или игровой, тогда это уже другой круг проблем, которые надо решать со специалистами.

По мнению Раисы Федоровской из украинской межбанковской ассоциации ЕМА, опасность представляют и популярные среди подростков покупки в интернете, в частности на сайте Amazon.

Не зная украинского законодательства, они могут приобрести на сайте запрещенные в Украине товары, которые потом не получат на руки. Это, например, ручки со звукозаписью, считающиеся у нас шпионской аппаратурой, или фейерверки.

  • Ребенок постоянно берет их без разрешения – это может свидетельствовать о зависимости (наркотической, игровой).
  • Тратит их на запрещенные вещи (сигареты, алкоголь).
  • Заказывает запрещены в Украине товары в интернете.
  • Вводит персональные данные на непроверенных сайтах.

Детей также нужно обучать безопасному пользованию интернетом.

Рассказать им, что прежде чем вводить свои персональные данные, надо обязательно проверить сайт, объясняет Раиса Федоровская.

Для этого специалист советует ввести в поиске название сайта и слово “мошенники”, а также внимательно читать отзывы о сайте и продавце, прежде чем совершать покупку в интернете.

Если родители оформляют детям банковскую карточку, они должны научить их правильно пользоваться банкоматом, например, прикрывать рукой клавиатуру, когда вводишь пин-код, и многое другое.

В школах уже появился предмет “Финансовая грамотность”, но, по мнению Федоровской, прежде всего важно рассказывать детям и о кибергигиене.

В целом как родители, так и специалисты уверены, что подростки быстро учатся осознанному обращению с деньгами. А определенная финансовая свобода ребенку пойдет только на пользу.

Это подтверждает и небольшой анонимный опрос, который BBC News Украина провела при участии 50 старшеклассников из Киева.

На вопрос “на что бы вы потратили 10 тыс. долларов, если бы вдруг их получили?”, большинство детей ответили, что положили бы их в банк, чтобы оставить на учебу или покупку квартиры.

Кто-то отдал бы половину родителям или поехал бы в путешествие с семьей.

А кто-то отложил бы их на осуществление мечты.

Следите за нашими новостями в и Telegram

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-49553911

Карманные деньги детям — на банковской карте

Когда и как выдавать карманные деньги для ребенка

Еще совсем недавно дети получали на карманные расходы горсть мелочи. Сегодня родители гораздо чаще принимают решение открыть своему ребенку личный детский счет с собственной платежной картой. 

Чему научится ребенок, которому перечисляют карманные деньги на банковский счет, и как научить ребенка с самого детства контролировать свои финансы?

Учатся, пользуясь банковской картой

Пользуясь платежной картой с детства, ребенок осваивает новые привычки и навыки. Во-первых, он учится пользоваться технологиями, которые ему пригодятся в будущем.

Ребенок учится хранить данные карты, начинает осознавать, где и в каких случаях ею можно безопасно воспользоваться, а также понимает, как пользоваться интернет-банком.

В наши дни, когда люди часто делают покупки и рассчитываются в интернете, и буквально в каждой торговой точке есть устройство для приема платежных карт, карточные платежи стали настолько же само собой разумеющейся и необходимой вещью, как смартфон. 

Кроме того, ребенку гораздо безопаснее носить с собой платежную карту, а не наличные деньги. Если ваш потомок потеряет карту, то ее можно будет быстро заблокировать и все накопления останутся в безопасности.

Не забудьте рассказать своему ребенку, как правильно пользоваться платежной картой: оберегать свой PIN-код от посторонних, не пользоваться банкоматом, если рядом находятся подозрительные личности, не пользоваться банкоматом, у которого есть очевидные повреждения и так далее. 

Сколько денег давать ребенку?

Родители, у которых есть дети школьного возраста, более-менее представляют себе, сколько стоит обед в учебном заведении и какая сумма денег нужна ребенку. Есть еще один способ, как понять, сколько денег нужно давать ребенку на его ежедневные нужды — поинтересоваться, сколько денег на карманные расходы получают его друзья.

Если вы заметили, что ребенок потратил карманные деньги раньше, чем это было запланировано, вы можете вернуть его в реальность, не компенсируя такие необдуманные расходы.

Попробуйте выдавать карманные деньги чаще, но в меньших размерах.

Можно также установить, сколько денег выдавать ребенку на необходимые вещи, например, на обеды в школе, на письменные принадлежности, и сколько денег он может тратить по собственному усмотрению, когда все «счета» уже оплачены.

С другой стороны, дети тоже учатся на своих ошибках. Если ваш ребенок в течение одного дня потратил всю сумму, которая была предусмотрена на неделю, вполне вероятно, что живя всю остальную неделю без гроша в кармане или на карте, он станет гораздо бережливее. 

Говорите о деньгах

Разговаривать с ребенком нужно не только когда он случайно растратил карманные деньги, но и когда вы заметили, что у него больше денег, чем вы давали. В этом случае желательно задуматься и поинтересоваться, где он взял эти деньги.
Расскажите ребенку про экономию денег.

Если он в свой день рождения получил в подарок деньги, и у него нет конкретных планов, как их потратить, поговорите с ним. Может быть, у него есть мечта, для осуществления которой  нужно много средств.

В этом случае мотивируйте его копить деньги, подаренные бабушкой, дедушкой, другими родственниками, а также деньги, полученные другими способами, например, те, которые он заработал, помогая в быту и выполняя другие работы.

Тогда ребенок поймет связь между накоплением и отказом от сиюминутных привлекательных вещей — ведь можно накопить на исполнение в будущем гораздо более важных желаний.

Приучить своих потомков к решению финансовых вопросов можно просто обсуждая при них планы семьи или оплату регулярных расходов, например, коммунальные платежи.

С ребенком нужно говорить и о более крупных покупках для семьи или дома.

Стоит рассказать, почему было принято решение о приобретении какой-то вещи, например, автомобиля или холодильника, как искали информацию о конкретном товаре, как сравнивались цены и т.д.

Вызовы растут так же, как дети

Вам также следует помнить о том, что с маленькими детьми можно говорить о простых расходах, а с подростками уже придется дискутировать о долгах и займах.

Ведь у современных подростков, по сравнению с их родителями в таком же возрасте, есть гораздо больше возможностей легко и быстро взять деньги в долг. А может, со своими детьми бабушки и дедушки нынешних подростков вообще не говорили на эту тему.

Тем не менее, в наши дни очень важно рассказать детям о том, что все долги рано или поздно придется отдавать, и что это может оказаться гораздо сложнее, чем кажется. 

Янис Мейстарс

Источник: https://www.seb.lv/ru/info/deti-i-dengi/karmannye-dengi-detyam-na-bankovskoy-karte

Для родителей
Добавить комментарий