Кризисы раннего возраста

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детский центр «Восхождение» город Ярославль

Кризисы раннего возраста

Кризис трех лет – это критический возраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии – переход из раннего детства в дошкольное. Этот кризис, так или иначе проявляется у каждого ребенка, потому что, появление этого кризиса закономерно.

 Основной характеристикой поведения ребенка в раннем возрасте является ситуативность. Под ситуативностью, психологи подразумевают,  прямую зависимость поведения малыша от того, что он видит, в какой ситуации находится и как ее воспринимает.

Ситуация и окружающие предметы действуют на малыша таким образом, что до определенного момента он просто не может представить себе, что может быть по-другому, не так, как он видит здесь и сейчас.

Ситуативность поведения присуща только раннему возрасту, ее нет в возрасте младенческом, когда восприятие и физическая активность ребенка ограничены, нет ее и в более старшем возрасте, когда любая ситуация дополняется собственными знаниями ребенка и его замыслами.

   Постепенное увеличение самостоятельных действий ребенка, осознания им собственных сил и возможностей приводит к тому, чторебенок все чаще начинает произносить знакомое каждой маме: «Я сам». И именно эти слова, как правило, и открывают кризис трех лет. 

Кризис трех лет – это время, когда на протяжении нескольких месяцев Вы можете наблюдать, как существенно меняется поведение ребенка, его желания, его отношения с окружающими. Основными симптомами «являются» строптивость, крайнее упрямство, негативизм, своеволие, деспотизм,ревность и обесценивание.

Негативизм – это не просто непослушание, это стремление ребенка сделать все наоборот, совсем не так, как ему говорят мама или папа.

 Негативизм у ребенка, переживающего кризис трех лет, может доходить до крайних проявлений, он может утверждать, что красное – это зеленое, что яблоко – это огурец и т. д.

Важно помнить, что действуя наперекор очевидному, а зачастую и наперекор собственным желаниям, ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности, а точнее, настаивает на своем праве иметь такое отношение. 

Упрямство – Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно. 

Строптивость – направлена не на конкретного человека, маму, папу, бабушку или няню, она является протестом безличным. Ребенок бунтует против всего, он отрицает те действия, которые раньше являлись неотъемлемой частью образа жизни: не желает чистить зубы, одеваться, идти по улице, держась за руку взрослого.

 Своеволие –  желание ребенка делать самостоятельно все, даже то, с чем он не может справиться. Помощь взрослых яростно отрицается в каждом подобном случае. 

Деспотизм – чаще встречается в семьях, где один ребенок. Ребенок деспотически подавляет членов семьи, манипулируя с помощью истерик и скандалов.

Ревность – если в семье больше одного ребенка, кризис может проявляться в ревности к младшим, требовании неослабевающего внимания к себе. 

Обесценивание – обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и тд.

Кризисы бывают разными….. Кризис трехлетнего возраста не всегда проявляется столь ярко. Кто-то вовсе не обнаруживает в поведении своего ребенка негативных проявлений. У кого-то кризис не наступает совсем, при этом личностное развитие малыша проходит нормально.

https://www.youtube.com/watch?v=10Bm3lBrVj4

Если судить объективно – кризис трех лет – это закономерный и обязательный этап развития, который характеризуется появлением личностных новообразований. Вовсе необязательно сопровождение кризиса – негативными проявлениями, и порой, обнаружить его наличие можно по появлению тех самыхличностных новообразований. 

Личностные новообразования вытекают из осознания ребенком собственного «Я». Недаром именно в этом возрасте большинство детей перестают говорить о себе в третьем лице и начинают называть себя «я». Реализация и утверждение собственного «Я» проявляются, в том числе, и в появлении самооценки.

Родители могут существенно повлиять на протекание кризиса трех лет у ребенка: при правильном воспитании он протекает мягко и быстро, при неправильном, негуманном – он может усложниться и затянуться на продолжительное время.

Первой реакцией большинства родителей на перечисленное выше поведение любимого чада, становится раздражение и желание быстренько поставить не в меру самостоятельного малыша  “на место”.

   Как ни странно, если понаблюдать за поведением взрослого в такой момент, то оно ничем не будет отличаться от поведения 3-хлетнего ребёнка, то же желание настоять на своём, упрямство и ощущение собственной правоты. А в конфликте силы всегда побеждает тот, кто сильнее, вопрос какой ценой.

Другая крайность, когда ребёнку начинает позволяться всё, лишь бы не плакал, отстал, любил и тд. Путь удачного сопровождения ребёнка в этот довольно сложный для него период видимо где-то посередине.

Но он требует как минимум подключения того, чем мы всё таки отличаемся от детей этого возраста: способности взглянуть на ситуацию со стороны, вариативностью мышления и навыками эмоциональной саморегуляции.

А также:  – предоставление ребёнку выбора,  – уважение к его мнению,  – озвучивание для него его переживаний и чувств,  – не позволение делать того, что действительно нельзя ( только перед этим обязательно показать, что вы его любите и понимаете: ” Перед обедом ,конфеты не едим! Понимаю, хочется съесть конфету и после обеда пожалуйста, а до обеда нет- такие правила”),  – что-то ещё подходящее именно вашему ребёнку. 

Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста).

Источник: https://cdo-vosh.edu.yar.ru/soveti__psihologa/krizis_treh_let.html

Возрастные кризисы

Кризисы раннего возраста
 

Кризисы дошкольного возраста

Развитие ребёнка происходит неравномерно.  Психологи выделяют периоды относительно спокойные (стабильные), а также так называемые критические.В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет.

Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом отличаются от стабильных. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер.

При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь.В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского возраста к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.

Принято выделять:кризис новорождённости; кризис одного года ;кризис 3 лет; кризис 7 лет; кризис подростковый (12-14 лет); кризис юности (17-18 лет).

Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка (кризис 3-х лет может начаться и в 2 года 10 месяцев, и в 3 года 5 месяцев, а закончиться около 4-х лет или в 3,6; кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу).

На этих этапах происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).Я ограничусь описанием кризисов от 1 до 7 лет.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан с всплеском самостоятельности и появлением бурных эмоций.  Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «мы».

  В период младенчества малыш  был тесно связан с матерью, теперь же он  начинает отделять себя от взрослого. Возникает новая ситуация «Ребенок-предмет-взрослый».  Ребенок стремится познать окружающий мир, однако диапазон возможностей, еще очень ограничен.

  Появляются первые слова,   он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами.  На  протяжении кризисного периода малыша сопровождает повышенная эмоциональная возбудимость. При очередном «нельзя» дети начинают капризничать,  пронзительно кричать,  плакать.

  Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.  В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Чрезмерное любопытство малыша не даёт мамочке расслабиться ни на секунду.

  Теперь дитя легко может добраться в те места, куда раньше не позволяли залезть габариты ходунков.

Ребёнку хочется проверить, что же там лежит в этих красивых ящиках, потрогать, выбросить из ящика – что ещё от меня спрятали? Понятна тревога родителей по поводу безопасности ребенка, однако  излишнее  давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, ведет к появлению сильных аффектов. К такому же результату приводит и непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае.

Как вести себя родителям

1. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют.  Спокойствие и терпение – это главное что вы можете сделать. 2. Научитесь различать «настоящие» слёзы от пустых капризов. Очень важнообращать внимание на ребёнка, когда он по-настоящему чем-то обеспокоен или у негочто-нибудь болит и игнорировать  истерики.3. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Например, можно спеть  веселую песенку, показать любимую игрушку.4. Чтобы избежать или свести на нет истерические крики Вашего малыша, нужночаще занимать его делом.  Читайте книги и рассматривайте картинки, в дорогеможно наблюдать  из окна другие машины, обращайте  внимание малыша на цвета, формы и т.д.5. Если что-то запрещаете, обязательно объясните, почему и предложите

компромисс. Слово «нельзя» замените на – «а давай лучше».

Кризис 3 лет у ребенкаВ течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе.

  К 3 годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуально отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Возраст 3 лет характеризуют как «трудный».

Его «трудность» состоит в том, что ребенок начинает отделять себя от близких взрослых и появляется потребность действовать самому, («Я сам!» – слышите в ответ на какие-либодействия с Вашей стороны). Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.

Таким образом проявляет своеволие, это один из симптомов который  характерен для поведения ребенка в период кризиса 3 лет.  Также можно наблюдать  все возрастающую строптивость. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в  жизни ребенка до 3 лет.

  Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. Негативизм нельзя путать с непослушанием. Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.

Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами.

Ребенок может без зазрения совести сказать: «Ты плохая мама!» и все только потому, что ему не позволили продолжать играть в песочнице с детишками и повели домой кушать. Так происходит потому, что у малыша появился симптом обесценивания.

Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.  Когда в семье один ребенок, то возможно проявление деспотизма, малыш считае, что весь мир должен вертеться вокруг него одного. Присутствуют и такие проявления, как упрямство,  своеволие. Такие эмоции остро проявляются в большинстве случаев лишь потому, что родители не дают возможности к самостоятельному удовлетворению желаний – сдерживают его самостоятельность, ограничивают его активность и свободу.

Как вести себя родителям

1. Не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, при очередном капризе можно переключить внимание ребенка на что-то другое, создать иллюзию выбора. Например, вы знаете, что ребенок не любит одеваться. Вместо  прямого указания: «Одевайся, мы идем гулять», можно предложить выгулять  любимую игрушку и спросить  «Ты хочешь  отвести мишку в парк или на детскую площадку?» . 2. Хвалите ребенка за хорошее поведение, отмечайте успехи ребенка. Однако впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже не нужно. Безусловно, правила должны соблюдаться. Руки после прогулки мыть необходимо и шапку одевать в ветреную погоду тоже. Читайте малышу поучительные сказки, стихи.  Например «Мойдодыр» Чуковского или А. Барто «Ах ты девочка чумазая». Можно использовать игру «сделай все наоборот». Вы знаете, что ребенок проголодался, но из чувства противоречия отказывается  кушать . Скажите, что все садятся кушать и любимый мишка тоже, но ребенок может не есть. Пусть другие едят, а ему не нужно.  3. Ребенок стремится к самостоятельности, дайте ему возможность проявить свои возможности, но в пределах разумного, естественно.4. Общайтесь с ним на равных – попросите помощи в уборке, просите подать пульт от телевизора. Девочки с удовольствием помогают маме делать уборку по дому, мальчики – мастерить что-нибудь с папой.

Терпение и гибкость родителей – спасательный круг  в кризисный период. Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. 

Кризис 7 лет у ребенкаМладший школьный возраст называют вершиной детства. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через  кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Если раньше ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его, то теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы.

И даже если ребенок не посещает  еще школу, он видит,  что  другие дети ходят в школу или сам посещая  занятия по подготовке к школе  наблюдает, как другим ребятам выставляют отметки за проделанные задания.  В этом возрасте становится важным мнение окружающих,  начинает появляться самооценка, осознание собственных действий.

Появляется новый уровень самосознания – не только как мальчика (девочки), партнёра по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. Ребенку важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним. Основной потребностью становится уважение.

   В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.  Если раньше ребенок свои переживания выражал непосредственно, сейчас у него появилась внутренняя жизнь.

Он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показать другим, что ему плохо.  Часто кризисным проявлением становятся манерность, искусственная натянутость поведения. Ребенок всячески  пытается показать, что он  взрослый, но использует для этого детские формы поведения.

В этом возрасте дети любят примерять взрослую одежду, стараются высказать свое мнение по любому поводу, вмешиваясь в разговоры взрослых.  Если родители жестко пресекают у ребенка попытки высказаться, то дети могут начать обманывать или капризами пытаться всячески привлечь внимание родителей к себе.

Как вести себя родителям

1. Возраст 7 лет это возраст почемучек, детям интересно все, используйте этот момент для расширения кругозора ребенка, обсуждайте с ним интересные для ребенка темы. 2. Поощряйте самостоятельность ребенка, давайте  задания, которые ему по силам. Благодаря этому ребенок  почувствует себя уверенней . Позитивно оценивайте достижения ребенка. Поддержите  в случае неудачи. Очень полезно использовать  игры с правилами.3. Если ребенок капризничает не нужно стремиться настоять на своем, сделайте перерыв, скажите, что поговорите с ребенком позже,  когда он успокоится. Расскажите о последствиях, которые будут после того или иного поступка. Требования должны быть последовательными и не противоречить друг другу.

4. Старайтесь обсуждать  с ребенком, события, которые  произошли  за день. Интересуйтесь его переживаниями. Очень важно, когда между родителями и ребенком есть тесный эмоциональный контакт.  Помните, что кризис явление проходящее.

Источник: http://dsad-topolek.caduk.ru/p43aa1.html

Возрастные кризисы развития: кризис 3-х лет – первый шаг

Кризисы раннего возраста

Кризис трех лет – это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.

К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться.

У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением.

Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости,  ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение.

К трем годам оформляется  сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».

Развитие ребенка в этот период осуществляется в направлении все большей самостоятельности. На втором году жизни ребенок овладевает прямохождением, на третьем – бегом. К концу периода он может самостоятельно обслуживать себя – умываться, одеваться, кушать.

Его поведение к концу раннего детства становится все более независимым от взрослого. Активно развивается познавательная деятельность, формируются наглядные формы мышления, целенаправленное восприятие, появляется способность к фантазированию.

В этот период ребенок много и охотно говорит с близкими, другими взрослыми, сверстниками. Дети с удовольствием слушают речь других, рассказы, сказки; к 3 годам дети хорошо понимают все, что говорят взрослые.

   В этот же период у ребенка появляется устойчивый интерес к другим детям и одновременно ослабевает сосредоточенность на членах семьи.

Наиболее яркий и отмечаемый родителями феномен этого периода развития – появление у ребенка местоимения «я», возникновение высказываний «Я – сам». Возникновение этого феномена свидетельствует о том, что ребенок переходит на новый этап своего развития.

Ребенок стремится делать все самостоятельно, а каждый результат деятельности становится для ребенка и утверждением его Я. Ребенок начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать и требовать у взрослых признания своих достижений, появляется чувство гордости за свои достижения.

В то же время происходит отделение ребенка от взрослого, ослабевает слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых, возрастает стремление к самостоятельному (а не совместному)выполнению предметных действий.

Таким образом, причины кризиса развития в возрасте 3-х лет лежат в области отношений ребенка и взрослого.

Возникающие на данном отрезке жизни негативные проявления в поведении показывают, что во внутреннем мире ребенка произошли существенные изменения и прежние отношения со взрослыми в совместной жизнедеятельности противоречат новому уровню развития ребенка. Наиболее остро этот кризис протекает в условиях ограничения самостоятельности ребенка со стороны взрослых.

Кризис трех лет изучен очень хорошо и обстоятельно описан в отечественной психологии. Л.С. Выготский приводит описание таких симптомов этого кризиса.

Первый симптом – негативизм, при котором все его поведение ребенка  идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. При этом ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Второй симптом – это упрямство. Упрямство ребенка проявляется в том, что он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение – он так сказал, он этого хочет.

Третий симптом кризиса – строптивость ребенка. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против существующего образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослого, проявляется в стремлении настоять на собственном желании.

Четвертый симптом этого кризиса – своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности: ребенок все хочет делать сам. Он проявляет нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказывается от его помощи.

Пятый симптом – протест-буря; все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер. Поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Шестой симптом кризиса – обесценивание. Ребенок как бы подчеркивает малозначимость игрушки, взрослых и сверстников, обесценивает их. В лексиконе впервые появляются нецензурные слова.

Седьмой —  кризис трех лет двойственен: в семье с единственным ребенком встречается стремление ребенка к деспотизму – взрослые должны делать то, что хочет ребенок. В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к младшим или старшим братьям и сестрам.

Все перечисленные симптомы являются основными составляют т.н. семизвездие кризиса трех лет. Ко вторичным проявлениям  психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгоды для себя, избегание наказания с помощью вымысла, острое переживание неуспеха в деятельности, хитрость и изворотливость.

Необходимо отметить, что взрослые испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с детьми данного возраста. Многие формы протестующего поведения ребенка являются для них неожиданными и немотивированными.

Психологи единодушны в одном мнении, что кризис трех лет наиболее остро протекает при неблагополучных условиях воспитания ребенка. При этом отмечается, что негативизм и упрямство носят избирательный характер, т.е. проявляются по отношению к определенным взрослым (как правило, к близким) и не встречаются в отношении сверстников.

Центральным направлением в преодолении кризиса трех лет со стороны взрослых является реализация осмысленной программы целенаправленного обособления.

Программа включает в себя такие формы поведения взрослого, как игнорирование ревности ребенка (существуют и другие), настаивание на праве родителей принадлежать друг другу, праве иметь свою жизнь, отдельную от ребенка; подчеркивание неправомерности действий ребенка «Ты еще маленький!», «Ты неправ, ты этого не знаешь!»; запрет вмешиваться в разговор взрослого, блокирование агрессии к другому. Ограничения и запреты должны открывать ребенку объемность и сложность взрослой жизни.

Культурно найденной и закрепленной формой преодоления кризиса перехода от раннего детства к дошкольному является сюжетно-ролевая игра. Ребенок испытывает потребность подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его взаимоотношениям с другими людьми, т.е. всему образу жизни взрослых детей.

Однако реально он не в состоянии осуществить свое желание. Это возможно только в игре. Именно в игре ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность.

Игра дает возможность ребенку реализовать то желание, которое в действительности он осуществить еще не может.

Таким образом, в заключении важно подчеркнуть следующее. Возрастные кризисы являются нормальным явлением; они встраиваются в общую систему развития ребенка и представляют собой некий перелом и переход на новую, более высокую ступень развития.

Протекание кризиса индивидуально и во многом зависит от условий воспитания.

Общим для всех кризисов раннего детства является то, что всякий ребенок «становится  относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте» и снижает темп развития по сравнению с темпом стабильного развития.

Разрешение кризиса целиком зависит от  способности взрослых изменить качество общения и взаимодействия с ребенком согласно его новым возможностям и потребностям, т. к. каждый возрастной кризис – это, прежде всего, кризис отношений.

Источник: http://www.firststep.by/parents/help/e608e42bb8cbc7de.html

Кризисы раннего детства и их роль в дальнейшей жизнедеятельности

Кризисы раннего возраста

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………3

2.Особенности протекания и значениекритических возрастов….4

3.Кризис новорожденности…………………………………………6

4.Кризис первого года жизни……………………………………….7

5.Кризис трех лет……………………………………………………10

6.Заключение…………………………………………………………13

7.Список использованной литературы…………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

Возрастные кризисы – это переломныеточки на кривой развития, отделяющиеодин возраст от другого.

Вистории детской психологии многимиавторами эмпирически отмечаласьнеравномерность детского развития,наличие особых, сложных моментовстановления личности. При этом многиезарубежные исследователи (З. Фрейд, А.Гезелл и др.

) рассматривали эти моментыкак болезни развития, и негативныйрезультат столкновения развивающейсяличности с социальной действительностью,а также как результат нарушениядетско-родительских отношений.

Развиваявзгляд на возрастные кризисы как наформы отклонения психического развитияот нормального пути, некоторые зарубежныепсихологи приходили к выводу о том, чтокризисов в развитии может и не быть.

Л.С. Выготский разработал концепцию, вкоторой рассматривал возрастное развитиекак диалектический процесс. Эволюционныеэтапы постепенных изменений в этомпроцессе чередуются с эпохамиреволюционного развития – возрастнымикризисами.

Психическое развитие осуществляетсяпосредством смены стабильных и критическихпериодов. В рамках стабильного возраставызревают психические новообразования,которые актуализируются в критическомвозрасте. Л.С. Выготский описал следующиевозрастные кризисы:

“кризис новорожденности – отделяетэмбриональный период развития отмладенческого возраста;

“кризис одного года – отделяет младенчествоот раннего детства;

“кризис трех лет – переход к дошкольномувозрасту;

“кризис семи лет – соединительное звеномежду дошкольным и школьным возрастом;

“кризис тринадцати лет – совпадает спереходом к подростковому возрасту.

Хронологические границы возрастныхкризисов достаточно условны, чтообъясняется значительным различиеминдивидуальных, социокультурных идругих параметров. Форма, длительностьи острота протекания кризисов можетзаметно различаться в зависимости отиндивидуально-типологических особенностейребенка, социальных условий, особенностейвоспитания в семье, педагогическойсистемы в целом.

Помимоучения Л.С. Выготского о возрасте, воснову созданной Д. Б. Эльконинымконцепции периодизации психическогоразвития легли такие общепринятые вотечественной психологии развитияположения и принципы, как конкретно-историческоепонимание природы детства с учетомсоциально-исторических условий развитияребенка, а также признание роли ведущейдеятельности в психическом развитии.

Всядеятельность развивается в рамкахсистемы “ребенок в обществе”,подсистемами которой являются “ребенок- общественный предмет” и “ребенок- взрослый”.

Вподсистеме “ребенок – общественныйпредмет” происходит процесс усвоенияребенком общественных способов действийс предметами, в подсистеме “ребенок- взрослый” взрослый выступает передребенком как носитель определенныхвидов общественной деятельности,превращая в систему “ребенок -общественный взрослый”.

Д.Б.Эльконин показал, что деятельностьребенка в системах “ребенок -общественный предмет” и “ребенок- общественный взрослый” представляетединый процесс, в котором формируетсяличность ребенка.

Д.Б.Элькониным был открыт закон чередования,периодичности разных типов деятельности:за деятельностью одного типа, ориентациив системе отношений следует деятельностьдругого типа, в которой происходиториентация в способах употребленияпредметов. Каждый раз между этими двумятипами ориентации возникают противоречия.

Они и становятся причиной развития.Каждая эпоха детского развития построенапо одному принципу. Она открываетсяориентацией в сфере человеческихотношений. Действие не может дальшеразвиваться, если оно не вставлено вновую систему отношения ребенка собществом.

Пока интеллект не поднялсядо определенного уровня, не может бытьновых мотивов.

Закончередования, периодичности в детскомразвитии позволяет по-новому представитьпериоды (эпохи) в стадии онтогенезапсихики.

Так,в 3 года и в 12-13 лет имеют место кризисыотношений, вслед за ними возникаеториентация в человеческих отношениях.В 1 год, 7 лет возникают кризисымировоззрения, которые открываюториентацию в мире вещей (Приложение№1).

Чтобыполучить законченную цепь критическихвозрастов, мы предложили бы включить внее в качестве начального звена тот,пожалуй, самый своеобразный из всехпериодов детского развития, которыйносит название новорожденности.

Кризис новорожденности отделяетэмбриональный период развития отмладенческого возраста. Кризис одногогода отделяет младенчество от раннегодетства. Кризис 3 лет – переход от раннегодетства к дошкольному возрасту. Кризис7 лет является соединительным звеноммежду дошкольным и школьным возрастом.Наконец, кризис 13 лет совпадает спереломом развития при переходе отшкольного к пубертатному возрасту.

Итак,возрастные кризисы – нормативные,закономерные явления, необходимые дляпоступательного развития личности,центральный механизм динамики возрастов.

Особенностипротекания и значение критическихвозрастов.

Источником возникновения кризисавыступает противоречие между возрастающимифизическими и психическими возможностямиребенка и ранее сложившимися формамиего взаимоотношений с окружающимилюдьми и видами (способами) деятельности.

Причиной возникновения кризисаявляется неудовлетворение новыхпотребностей ребенка. Противоречия,составляющие суть кризиса, могутпротекать в острой форме, порождаясильные эмоциональные переживания,нарушения в поведении детей, в ихвзаимоотношениях.

Протеканиекритических периодов развития имеетособенности (по Выготскому):

“в том, что границы, отделяющие начало иконец кризиса от смежных возрастов, ввысшей степени неотчетливы. Кризисвозникает незаметно – трудно определитьмомент его наступления и окончания;

“значительная часть детей, переживающихкритические периоды развития, обнаруживаюттрудновоспитуемость. Дети как бы выпадаютиз системы педагогического воздействия,которая еще совсем недавно обеспечиваланормальный ход их воспитания и обучения.

Развитие ребенка часто сопровождаетсяконфликтами с окружающими, падениеуспеваемости, снижением работоспособности,с ослаблением интереса к занятиям, смучительными переживаниями. Правда,все это встречается далеко не обязательно.

У многих детей вовсе не наблюдаетсясколько-нибудь ясно выраженнойтрудновоспитуемости или сниженияшкольной успеваемости;

“негативный характер развития. Прогрессивноеразвитие личности ребенка, непрерывноепостроение нового, которое так отчетливовыступало во всех стабильных возрастах,в периоды кризиса как бы затухает,временно приостанавливается.

Ребенокв критические периоды не столькоприобретает, сколько теряет изприобретенного прежде и характеризуетсяобратными чертами: он теряет интересы,вчера еще направляющие всю егодеятельность; прежде сложившиеся формывнешних отношений и внутренней жизникак бы запустевают.

Этои имеют в виду в первую очередь, когдаговорят о негативном характере критическихвозрастов.

Возникновение нового в развитиинепременно означает отмирание старого.Переход к новому возрасту всегдаознаменован закатом прежнего возраста.Процессы обратного развития, отмираниестарого и сконцентрированы по преимуществув критических возрастах.

Но было бывеличайшим заблуждением полагать, чтоэтим исчерпывается значение критическихвозрастов. Развитие никогда не прекращаетсвою созидательную работу, и в критическиепериоды мы наблюдаем конструктивныепроцессы развития.

Боле того, процессыинволюции, столь ясно выраженные в этихвозрастах, сами подчинены процессамположительного построения личности,находятся от них в прямой зависимости,и составляет с ним неразрывное целое.

Фактическое исследование показывает,что негативное содержание развития впереломные периоды – только обратная,или теневая, сторона позитивных измененийличности, составляющих главный и основнойсмысл всякого критического возраста.

Кризисноворожденности.

Первый критический периодразвития – период новорожденности. Актрождения в известном смысле есть переходот паразитарного типа существования кформе индивидуальной жизни. Это переходот темноты к свету, от тепла к холоду,от одного типа питания к другому. Вступаютв действие другие виды физиологическойрегуляции поведения, и многиефизиологические системы начинаютфункционировать заново.

Кризис новорожденности -промежуточный период между внутриутробными внеутробным образом жизни. Если бырядом с новорожденным не было бы взрослогочеловека, то через несколько часов этосущество должно было бы погибнуть.Переход к новому типу функционированияобеспечивается только взрослым.

Ребенокнаиболее беспомощен в момент своегорождения. Наблюдая новорожденного,можно видеть, что даже сосанию ребенокучится. Терморегуляция еще отсутствует.

Единственно, что может ребенок, – этопринять внутриутробную позу (поджатьножки и прижать к себе ручки) и этимуменьшить площадь теплообмена.

Такимобразом, период времени, когда ребенокотделен от матери физически, но связанс ней физиологически, и составляетпериод новорожденности.

Онхарактеризуется катастрофическимизменением условий жизни, помноженнымна беспомощность ребенка. Все это моглобы привести к гибели ребенка, если несложилась особая, социальная ситуацияего развития. Однако социальная ситуациядолжна установиться. Должно появитьсяединство ребенка и матери.

Движения новорожденного ещенельзя назвать поведение в собственномсмысле слова. Это скорее физиологическиеотправления двигательных органов.

Поведение – это движение, связанноес выделением какого-то элемента изокружающей жизни. Оно имеет две части:ориентировочную и исполнительную.

Первыйобъект, который ребенок выделяет изокружающей действительности, – человеческоелицо.

Может быть, так происходит потому,что это тот раздражитель, который чащевсего находится с ребенком в самыеважные моменты удовлетворения егоорганических потребностей.

Из реакциисосредоточения на лице матери в возрастепримерно двух с половиной месяцеввозникает важное новообразованиепериода новорожденности – комплексоживления.

Комплекс оживления – этоэмоционально-положительная реакция,которая сопровождается движениями извуками. Комплекс оживления – первыйакт поведения, акт выделения взрослого.Это и первый акт общения (крик, плач дляпривлечения внимания к себе).

Комплекс оживления – основноеновообразование критического периода.Оно знаменует собой конец новорожденностии начало новой стадии развития – стадиимладенчества.

Физиологический критерий концановорожденности – появление зрительногои слухового сосредоточения, возможностьформирования условных рефлексов нараздражители.

Медицинским критерием являетсяприобретение первоначального веса(возраст 0; 0,5), с которым он родился,свидетельствуя о том, что системыжизнедеятельности функционируютнормально.

Практически все отечественныепсихологи сходятся на том, что улыбкана лице ребенка является концом кризисановорожденности.

Д.Б.Эльконин особо подчеркивал, что-то, чтов критический период вызывает появлениесоответствующего новообразования, ипредставляет собой генеральную линиюпоследующего развития в стабильномпериоде.

Источник: https://works.doklad.ru/view/Clupp7pQ-YM.html

32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы

Кризисы раннего возраста

Психологиговорят о нескольких основных кризисахраннего детского возраста: кризис 1года, 3 лет, 7 лет.

Кризис1года связан с серьезной перестройкойфизиологии малыша. Учеными доказано,что мозг ребенка за этот период времениосваивает столько материала, скольковзрослый человек мог бы освоить не менеечем за 60 лет. Каждая минута первых трехлет жизни на вес золота в плане обученияи познания.

Кризис3 лет.Малыш все еще продолжает активноисследовать окружающий мир, но большойи важной его частью становятся социальныеконтакты. Каждый контакт уникален и невсегда понятен ребенку. Уже естьвозможность что-то делать самому.

Нужнопомочь ребенку: научиться анализироватьокружающий мир, разбираться в особенностяхвзаимодействия с другими людьми, пониматьсобственные эмоции, а значит, и регулироватьих.

Обсуждайте с ребенком события,которые значимы для него, говорите обэмоциях, спрашивайте, что чувствовалмалыш в тот или иной момент.

Кризис6-7 лет не случаен. Он происходит в оченьзначимый момент в жизни ребенка: малышстановится первоклассником.

Дляребенка, пришедшего в школу, жизнь водночасье изменилась. Вот прошел первыйэмоциональный подъем, связанный с первымсентября и значимостью новой роли,которую получил ребенок в семье. Однакотеперь оказывается, что школа — это нетолько новенький ранец, яркие учебникии красивая форма.

Нужно жить по строгомурежиму, выполнять уроки, нести постояннуюответственность за свои успехи инеуспехи. К этому прибавляются исоциальные сложности.

Учитель уже несклонен так много уделять внимания тебеодному, как это было до школы в семье;твои одноклассники — все люди со своимихарактерами и особенностями, возникаетеще и сложный психологически моментоценочности, и, неизбежно, сравнения сдругими детьми в классе. Быстронакапливается утомление от непривычнойнагрузки. Все это может вызвать разногорода сложности.

Проявляются они у всехпо-разному. У кого-то в виде перевозбуждения,у кого-то апатии, снижения работоспособности,эмоционального тонуса. Человечеквынужден не только полностью перестроитьсобственную жизнь, но и переоценитьсебя заново, найти свое место в новойсоциальной системе. Тут от нас, взрослых,опять понадобится терпение, пониманиеи поддержка.

33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте

Ранняязрелость.

Впериод ранней зрелости человек проходиткризис 30 лет ( усл.)

Онанализирует свои достижения, сопоставляетс задачами, которые ставил перед собойранее. Может быть приходит к выводу, чтоего достижения не соответствуютпотребностям.

В этот период частораспадаются браки, возникает переживанияпо поводу ухода молодости, ускоряетсясубъективный темп времени. В детстве июности время как бы растянуто, в зрелостивозникает страх не успеть что-то сделать,ощущение ограниченности времени.

Человекпытается что-то изменить: получить новуюпрофессию, завести новую семью и т.д.-меняются ценности.

Кризискак бы заставляет взглянуть назад, онсвязан с противоречивостью развития.

Средняязрелость (усл. 30-35 лет)

Этотвозраст характеризуется изменением вличностном плане: самооценка реалистична,рациональна, человек избавляется отиллюзий. Самооценка обобщена и менеепротиворечива, могут быть личностныеконфликты, выполняется много различныхролей на работе, дома и т.д. Эти ролиразличны, происходит примирениеконфликтов различных ролей.

Основныепотребности в этот период: творческаяреализация, совершенствованиепрофессиональной деятельности,потребность в хороших отношениях сродными и близкими, желание подготовитьсяк старости. Потребность учить другихохватывает все сферы жизни. Человекидентифицируется со своей профессией.

Деформациейпрофессиональной деятельности являетсятрудоголизм . Термин эмоциональногосгорания введен в 1974 г. Фреденбергером-психическое состояние людей, которыев сфере своей профессии общаются склиентами в эмоционально напряженнойатмосфере (врачи, учителя, менеджеры ит.д.)

Признакиэмоционального сгорания:

1)эмоциональное истощение (усталость).Работник чувствует, что не может отдатьсясвоей профессии.

2)деперсонализация -циничное, негативноеотношение к клиенту.

3)низкая оценка себя как профессионала,чувство разочарования.

Еслисимптомы не уходят после отдыха, тоговорят об эмоциональной усталости.Выход в этой ситуации-смена работы, еслиэто невозможно, то включаются механизмыпсихологической защиты. Работник уходитв болезни, семью, строительство, политику,общественную деятельность и т.д., т.епроисходит смещение центра тяжести.

Профессияспособствует развитию творческогопотенциала. Период акме- период взлетатворческой энергии.

Кризиссередины жизни (усл. около 40 лет).

Содной стороны чувство стабильности, сдругой, правильно ли понято основноепредназначение в жизни (ключевой смыслкризиса).

Человекоценивает и анализирует свою жизнь: кчему пришел, чего достиг, хотел ли этого.

Есличеловек не состоялся, нет результатов,то как правило, возникают отрицательныеэмоции. Человек чувствует убывание сил,замедляется темп. Мужчины и людитворческих профессий острее переживаюткризис. Женщины более рассредоточены(работа, семья, карьера).

Вэтом возрасте возникает страх старости.Последняя возможность что-то изменить,прожить жизнь заново. Человек можетбросить семью, поменять работу, переехатьв другой город и т.д.

Позитивнымвыходом из кризиса считается изменениесферы деятельности, постановка новыхцелей.

Любойкризис сопровождается изменениемценностей. Позитивная сторонакризиса-человек становится болеесвободным, как бы отбрасывается лишнее.

Психологияпоздней зрелости (55-60 лет)

Старость-понятие абсолютное, генетическиопределенное. С другой стороны,относительное, как человек считает ипонимает старость.

Считается,что в старости ухудшается интеллект,пожилые люди забывчивые. Это не так,механическая память ухудшается, носмысловая память сохраняется хорошо.

Закономерностьвербального и невербального мышленияуглубляется.

Интеллект:критерием является увеличение времениреакции (между стимулом и ответом).Скорость и пластичность психическихпроцессов ниже, медленнее думает иобрабатывает информацию.

Впонятие кризис пожилого возрастадобавляются свои моменты-сокращаетсявременная перспектива, человеку кажется,что все кончено. Неопределенностьжизненной перспективы-основной моменткризиса.

Человек,уходя на пенсию, не знает, что будетделать, чувствует себя некомфортно.

Появляетсямного свободного времени, позитивноевлияние оказывает посещение театра,общение с природой. Люди в этом возрастестановятся чувствительнее и эмоциональнее.

Ш.Бюлер выделила четыре типа отношенияк старости:

1)старость как продолжение активнойжизни;

2)желание отдохнуть, расслабиться, получитьудовольствие.

3)недовольство своей жизнью -депрессия.

4)недовольство жизнью -фрустрация(невозможность удовлетворения значимойпотребности, препятствие, котороеневозможно преодолеть).

Каксредство профилактики-творческаядеятельность: стихи, пение и т.д., обращениек религии.

Источник: https://studfile.net/preview/2230377/page:16/

Для родителей
Добавить комментарий