Любопытство – не порок

Любопытство не порок

Любопытство - не порок

XXI век — это век путешествий. Никогда прежде человек не имел возможности перемещаться по миру так легко, быстро и часто. Сегодня для многих из нас это стало если не образом жизни, то острой жизненной необходимостью. С чем связана наша «охота к перемене мест», выясняет «Коммерсантъ Стиль».

Путешествия — это уже не привилегия для избранных, а что-то привычное, почти банальное для всех и каждого. Мы садимся в самолет или поезд, собираемся в круиз по морю или путешествие на автомобиле и даже не задумываемся, что наш выбор предопределен не только маркетинговыми уловками, которые обещают нам райский отпуск, но и нашей природой.

GettyImages

Мы часто пытаемся найти аргументы: что же отличает нас от животного мира? Тяга к путешествиям явно находится где-то в верхней части этого списка.

Можно без преувеличения сказать, что мы бы не стали людьми и не добились бы такого прогресса в культуре и науке, не имей наши предки ярко выраженной склонности к путешествиям.

Осваивать новые территории и узнавать что-то неизведанное в мире вокруг нас — это то, что делает человека человеком.

В диком мире тоже есть перелетные птицы или кочующие стада, миграция рыб или насекомых, но все это вынужденная история. Нехватка пищи или нехватка территории, необходимость вырастить потомство в определенных условиях — такие факторы подталкивают животный мир к перемещению из одного места в другое.

Но перелетные птицы не летают друг к другу в гости, чтобы полюбоваться закатом, а волки не проходят сотни километров только ради того, чтобы оказаться возле тихой речки у подножья гор. Они не наслаждаются процессом. Они не получают кайф от того, что оказываются в новых неизведанных до этого местах.

GettyImages

А человек получает. Причем кайф в буквальном смысле. Наш мозг и его система вознаграждения поощряет изучение новых мест. То самое, что мы называем легкой эйфорией или просто наслаждением.

Эти ощущения любят связывать с дофамином как главным источником положительных эмоций в нашем мозге.

Но на самом деле все происходит немного сложнее, и выделение дофамина — это лишь один из факторов, формирующих наши положительные эмоции.

Не будем углубляться в нейрофизиологические детали, для нас важен сам факт того, что в нас заложена система, формирующая тягу к путешествиям. Вспомните свои ощущения, когда вы отправляетесь в отпуск. Сначала вы готовитесь к нему. Тщательно, ведь вам важно учесть все нюансы. От этой подготовки вы, возможно, даже нервничаете. Это вас беспокоит.

Затем отправляетесь в путь. Вокзалы, аэропорты, пересадки. Вы тратите на это много времени и сил. И вот наконец-то вы оказываетесь на берегу моря. Вы видите закат или просто слышите шум волн. Или это может быть не море, а главная площадь какого-нибудь города. Или даже просто вид из окна отеля. Не важно.

Суть в том, что для того, чтобы добраться в это место, вы преодолели долгий путь. Испытали разные чувства и эмоции вплоть до стресса и усталости. Вы потратили массу энергии ради того, чтобы оказаться очень далеко от того места, где для вас все привычно и удобно. Но оно того стоило.

Этот закат у моря или шумная площадь европейского города вызывают у вас массу положительных эмоций. Вы испытываете эйфорию от того, что попали в то место, где не были прежде.

GettyImages

Такие переживания можно сравнить с наслаждением от вкусной еды или секса. От общения с тем, кого любишь. Это тоже вполне научное сравнение.

Исследовательское поведение, когда человек тратит массу ресурсов на перемещение из одного места в другое,— это высшая форма любопытства. А чрезмерное любопытство — это наша базовая характеристика. Стоит посмотреть на наших детей, чтобы убедиться в этом.

Буквально все время, что они активны — они изучают мир вокруг себя. Им все нужно потрогать и везде нужно побывать.

Взрослые действуют примерно так же, только уже в планетарном масштабе. Залезть на гору где-нибудь в Альпах, поесть пиццу на юге Италии, встретить закат на Тихоокеанском побережье США, пробраться вглубь Амазонии.

А еще все везде потрогать, попробовать на вкус, понюхать. Затем сфотографировать, выбрать какую-нибудь вещь себе на память и потом долго-долго рассказывать другим про свое путешествие и все открытия в нем.

Узнаете в этом всем вашего собственного ребенка?

GettyImages

Взрослые дети — вот, кто мы такие, когда отправляемся в путешествия. Причем не важно, насколько далеко мы улетаем или сколько звезд у нашего отеля. То, насколько элитный и дорогой у нас отдых, не играет никакой роли в получении положительных эмоций. Об этом даже не стоит задумываться. Нам хорошо уже тогда, когда мы просто оказываемся в новом для нас месте.

Изучаем его и формируем о нем наше собственное мнение. Эти эмоции остаются с нами надолго, даже если мы не обращаемся к ним несколько лет. Но стоит увидеть фото или видео из нашего путешествия, как мы тут же переживаем те же чувства, что и во время путешествия. Это говорит о значимости для нас подобных событий.

Это прочная связь, которую опять же можно вполне сравнить с чувствами к близкому человеку.

Изучать мир, путешествуя, и переживать в них все новые и новые эмоции — это наша природа и человеческая сущность.

Неудивительно, что главными достижениями прогресса являются именно средства передвижения: от колесной повозки в древности до самолета или даже космической ракеты в современности.

Поэтому, когда вы в очередной раз решитесь отправиться куда-нибудь на выходные или в долгожданный отпуск, помните, что вами движет один из самых полезных стимулов в нашей истории.

Никита Подгорнов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3731478

Любопытство не порок..

Любопытство - не порок

«Любопытство не порок, а большое свинство». Так говорят с осуждением о человеке, проявляющем чрезмерное любопытство. Есть ещё ряд высказываний на эту тему: «Любопытной Варваре – нос оборвали!», «Любопытство кошку сгубило»… К сожалению, все мы в той или иной мере страдаем этим «недугом»:суём свой нос куда не надобно. Грешны!!! И примеров тому – тьма!

Некая гражданка оформляла как –то своё заявление в солидном казённом учреждении города N одной из соседних с нами областей. И в череде вопросов к ней прозвучал один такой: «Кем работаете, уважаемая?» Только потом просительницу осенило, что этот вопрос был задан скорее всего чисто для удовлетворения интереса сидящих там чиновников. К делу это не имело никакого отношения!

Ещё пример. Серьёзно заболел гражданин В. Опаснейшая инфекция! Так вот, сотрудники одного весьма уважаемого присутствия не поленились послать гонца к нему для уточнения диагноза.

Но ни материальной помощи, ни бесплатных таблеток сей тоже не последний человек в этом городе так и не получил. Зачем тогда беднягу навещали? В большей степени ради удовлетворения чисто обывательского интереса.

Ну разве это не свинство?

Беда ещё и в том, что зачастую люди интересуются твоим бытиём, руководствуясь не высокими принципами гуманизма, сочувствия, желания как – то помочь, а просто так – ради терзающих их червячков любопытства. Язык у них спрашивает о важных вещах, а в глазах, которые являются зеркалом души, – пустота!

Дальше – больше! Вот как раньше было? Случился, не дай Бог, пожар – вся улица бежала с вёдрами тушить огонь. Ти – ли – бом! А сегодня ситуация немного иная. Бывают разные ЧП.

Иной раз наши граждане ,действительно,проявляют лучшие свои качества: спасают утопающих, выносят из огня детей… В еженедельнике «Собеседник» даже специальная колонка есть в честь таких героев. Но есть, к сожалению, и примеры обратного свойства. Люди не спешат протянуть руку дружбы и взаимопомощи, а торопятся … сфотографировать происшествие на сотовый телефон.

Ради того (!), чтобы выложить необычный сюжет в Интернете и прославиться. Мода такая! А в некоторых ситуациях полное отсутствие морали! Это отдалённые последствия лихих 90 – х годов.

И ещё. Чем более семья закрыта для общества, тем сильнее окружающие изнывают в желании узнать подробности личной жизни, занимаются измышлениями и пустыми догадками.

Здесь следует провести границу между любопытством и любознательностью. Это абсолютно разные вещи! Любознательный человек желает знать полезные вещи, которые пригодятся ему в последующей жизни. Был в советские времена такой тележурнал для детей и юношества с красноречивым названием «Хочу всё знать!» А любопытство – это утоление своего пустого желания.

Хотя и оно может быть разным. Для познающего окружающий мир ребёнка это вполне нормальное явление. Как и для исследователя, скажем, морских глубин с его фразой: «Любопытно было бы знать, где обитают эти рыбы?» И на другом полюсе – обывательское любопытство, когда смакуется любое ЧП: от хлопка в газовой системе до разборок какого – нибудь «кухонного боксёра».

Трудно сказать, кто более любопытен – мужчины или женщины.

Для меня одно ясно: очень занятому, загруженному работой человеку, к тому же обременённому массой проблем, вовсе нет времени для проявления простого любопытства и пустословия.

И, напротив, люди, у которых не загружен мозг, невысокого интеллекта, благополучные в жизни, имеющие много свободного времени, склонны любопытствовать. Любая новость для них, что порция адреналина в кровь.

Зеваки – это тоже из разряда любопытных людей. Можно заметить – на любом пожаре – много случайных созерцателей. И лишь единицы оказывают реальную помощь в спасении жизней и жилища от огня. Любое ДТП тоже собирает толпу.

Вспомним фразу из одной до боли знакомой и любимой комедии: « Ну а теперь, граждане, приступим к опросу свидетелей…» И тут же «могучая» кучка зевак испарилась, как по мановению волшебной палочки. Это «Золотой телёнок».

Сергей Юрский в роли Остапа Бендера.

У наших сограждан бывают разные методы удовлетворения своего элементарного любопытства. Классические способы известны и общедоступны всем. Подслушивать под дверью. Во время зажигательной ссоры соседей приложить пустую кружку (лучше металлическую) к стенке.

Можно подглядывать в замочную скважину. У коллег по работе в учреждениях в ходу прослушивание по параллельным телефонам. Некоторые выглядывают и подглядывают из окон: им любопытно, что творится во дворе или на улице.

И чем меньше населённый пункт, тем легче и проще любопытным «варварам» узнать «последние известия»: где сгорел дом, кто умер, а кто развёлся, кто женился, а кто крестился… Может природа человека такова? Мне представляется, что бороться с этим явлением абсолютно бесполезно. Разве что зашить у всех рты крепкими нитками.

Иные гражданки – настоящие виртуозы! Артисты – каких поискать! Внешне – сама любезность! «Американская» улыбка на лице! Сирому и убогому – посочувствуеми даже пустим слезу.

Богатому и удачливому угодливо поддакнем. Но в душе у таких доброхоток– лёд, никаких разрущающих их бесценное здоровье эмоций.

И вся эта игра на публику ради никчёмного удовлетворения своего женского любопытства.

Для кого же издаются так называемые «жёлтые газеты» и снимаются разные телепередачи из жизни «звёзд» и «небожителей» – «Ты не поверишь!», Новые русские сенсации» и др.

? Тоже для любопытных! Ведь там «скандалы, интриги, расследования»! Хотя деревня Грязь, Прохор Шаляпин и прочие персонажи давно набили всем оскомину. Выключу телевизор, выйду на улицу свежим воздухом подышать, а там слышу праздный вопрос о здоровье моей престарелой родственницы.

Приходится отвечать: «Не дождётесь!» По примеру старичка Рабиновича из всем известного анекдота.

СергейПредеин.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a6addbdfd96b18b83d460d1/liubopytstvo-ne-porok-5ddd42aa6c428f7920c2e185

Любопытство не порок, а способ сэкономить

Любопытство - не порок

Все чаще у современного предприятия, независимо от его размера, встает вопрос о сокращении затрат, а вернее об увеличении прибыльности. Обычно, компании сразу начинают оптимизировать количество людей и экономить на расходах.

Это сделать не так сложно. Сокращаем количество рабочих мест и вводим жесткие ограничения на траты. Практика показывает, что это быстрый способ. Но дает результат только тогда, когда вы к нему прибегаете нечасто.

Что ж теперь не экономить, спросите вы?

Конечно экономить! Оптимизировать расходы надо. Анализировать их и сравнивать с прогнозом – это должно быть частью корпоративной культуры или даже частью ДНК вашей компании. Отслеживать количество людей в той или иной функции, или процессе тоже необходимо для эффективной работы предприятия. Особенно, если вы понимаете, что у соседа с похожей компанией, людей меньше, а доход больше.

Меня, как финансиста со стажем работы в крупных международных корпорациях, часто спрашивают о передовых методах экономии. Где взять волшебную таблетку и начать быстро меньше тратить? По опыту – одного метода не существует, Нужно каждый раз подходить к задаче креативно. Есть некая эволюция сознания в процессе борьбы с лишними затратами.

Этап первый, базовый: дисциплина

Не буду подробно останавливаться на этом методе, так как он известен, описан во многих учебниках и требует в основном дисциплины. Это метод бюджетирования, тщательного отслеживания расходов и доходов.

Так же этот метод предполагает базовое знание того, что стоит за цифрами, какие процессы или оборудование. Таким методом пользуются практически все предприятия, но это не сокращение затрат, а оптимизация.

В основном, этот процесс помогает приучить организацию к более бережному отношению к ресурсам: деньгам, людям, оборудованию и т. д.

Этап второй: реальная экономия

А вот что делать, когда провели уже несколько попыток сократить штатные единицы. Даже чая покупать в офис стали меньше. Частично, это удалось в долгосрочном периоде, но в целом вы результатом не довольны? То есть, а воз и ныне там…

Выход есть – посмотреть, где можно сэкономить по-другому, со стороны скрытых расходов и недополученного дохода. Существует много методов выявления скрытых расходов, но один из них можно легко воплотить в компании любого размера и типа, с любым типом управления.

На данном этапе развития нашей экономики, скорее всего многие предприятия уже научились контролировать расходы, анализировать и делать выводы, почему прибыльность увеличилась или упала. Однако это не гарантирует успех в плане роста прибыльности и эффективности.

Наверняка и на вашем предприятии существует регулярная встреча, где вам или уже вашему заместителю монотонным голосом рассказывают, что расходы по статье Х выросли на У по тому-то. В этот момент важно остановиться и начать задавать вопрос почему.

Эмпирическим путем доказано, что после пяти почему, ты доходишь до истины или до первопричины. Иногда совершенно стандартные вещи, могут дать неожиданный результат.

Помощником вам может стать любопытный сотрудник, в нашем случае финансист (экономист или финансовый бизнес партнер).

Давайте рассмотрим на конкретном примере из практики, кто такой любопытный сотрудник.

Ситуация: небольшой медицинский центр в Москве. В ноябре против октября произошло небольшое снижение прибыльности.

После 3-4 вопросов почему, ситуация прояснилась: был краткосрочный сбой в электросети, который бы и не заметили, если бы по его итогам не вышли из строя элементы (блоки питания) оборудования медцентра, и это не повлияло бы на несколько показателей, например недополученная выручка (пришлось отменить несколько визитов клиентов, так как оборудование не работало) и простой оборудования (нет электричества).

Пообщавшись с медперсоналом и штатным электриком, наш любопытный финансист узнал, что прошла неделя после перепада напряжения, а оборудование УЗИ до сих пор не работает – запчасть нужно везти из Германии.

Любопытство привело нашего героя к производителю оборудования, а потом и к специалистам по бесперебойному питанию. Выяснилось, что в России краткосрочные проблемы с перепадом электроэнергии случаются практически ежедневно.

Просто обычные пользователи их не замечают так как лампочки от краткосрочных (50 миллисекунд сбоев), не моргают, а современное «нежное» импортное оборудование к таким перебоям не приспособлено.

И, как следствие, каждый квартал либо аппарат УЗИ, либо кардиограф или центрифуга простаивает от 3 до 10 дней.

Финансист предложил генеральному директору обеспечить защиту критичного и дорогостоящего медицинского оборудования через источник бесперебойного питания, который защитит от перебоев в сети. В результате простоев нет, оборудование работает, клиенты получают услуги по предварительной записи.

Так кто такой любопытный сотрудник? Это человек, который с одной стороны понимает как устроена компания, основные процессы, KPI и направления развития, с другой – любит и умеет задавать вопросы, пытается докопаться до истины, стремиться узнать что-то новое и интересное. В этом стремлении ему может помочь открытость, умение вести диалог и в целом позитивное отношение.

Причем тут позитив? Дело в том, что этот сотрудник должен добывать информацию, которая, казалось бы, не относится напрямую к его сфере деятельности. То есть, у его коллег нет обязанности делиться ей с ним. А как известно позитивное отношение, улыбка, умение слушать способствуют хорошим взаимоотношением и, как следствие, получению информации.

Этап третий: предотвращение проблем

После хорошего начала и когда вы уже стали гуру в вопросе «Почему», следующий шаг это не только постфактум находить потери, но и научить организацию прогнозировать потери и при возможности их уменьшать. При помощи предиктивной аналитики предотвращать ненужные траты.

Сейчас нет проблем найти «умный» прибор практически для любой области.

В нашем реальном примере, собственник, прислушался к совету нашего любознательного сотрудника, и при помощи приложения (EcoStruxure IT) на мобильном телефоне, его управляющий один раз в неделю тратит 3 минуты на просмотр аналитики по проблемам в перебоях сети и о будущих, потенциально возможных проблемах, связанным с выходом источника бесперебойного питания (ИБП) из строя, возможным простоем и т. д. Все, что для этого требовалось сделать – это подключить ИБП к сети интернет и добавить ИБП в личном кабинете приложения управляющего клиникой.

https://www.youtube.com/watch?v=OiG79DF_w0c

Все признают, что будущее за цифровыми технологиями.

Но если у ваших работников будет отсутствовать любопытство, никакие навороченные инструменты не помогут, он будет видеть сухие факты без желания разобраться, познать и найти что-то новое.

Без заинтересованности в текущих процессах, будущих технологиях и потенциальных возможностях, нельзя идти в ногу со временем, работать над «правильной» эффективностью и, как следствие, экономить.

Мой опыт показывает, что любопытство – необходимый фактор для снижения расходов и открытия потенциальных возможностей. Нанимайте любопытных!

Unsplash

Источник: https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1989774-lubopytstvo-ne-porok-a-sposob-sekonomit

Любопытство — не порок: как не убить в ребенке желание учиться

Любопытство - не порок

Почему из любознательных почемучек вырастают безынициативные школьники? Куда пропал интерес ученика и вернется ли он вообще? Будем искать и разбираться вместе.

Вспомните вашего ребенка или еще лучше — себя в возрасте 5-6 лет. Сколько всего необычного, яркого и интересного было на каждом шагу! Вопросы сыпались постоянно, везде хотелось пролезть, все пощупать, а верным спутником был вопрос «Мам, а почему?».

Мудрые взрослые обещали, что пойдем в школу и нам все-все расскажут. И вот каждый год первоклашки идут с восторженными глазами на сентябрьские линейки. Но их любопытства и желания «хочу все знать» хватает на полгода-год. А дальше — беспросветная тоска, школьная каторга и вообще — никакого праздника.

 

Почему пропадает любознательность?

  • Дисциплина. Руки на парте, спина ровно и смотреть только на учителя или доску. И чтобы тишина. Вот так выглядит мечта любого педагога. Но ребенку, особенно в младших классах, сложно сохранять неподвижность и спокойствие, когда за окном воробушек на подоконнике, машина с сиреной проехала и т. д.

    В большинстве случаев это намного интереснее, чем слушать монотонный диалог Марии Ивановны.

  • Делай, как я, думай, как я. В советской школе учитель задавал алгоритм, ученики его повторяли. Вольнодумство, отклонение от темы, свое мнение, информация не из школьного учебника позволялись только на предметных кружках.

    Сейчас педагогика стремительно наверстывает упущенное, пытается поддержать критическое мышление учеников, но не все педагоги этого желают. Проще по шаблону. Правда, не интересно.

  • План есть план. У учителя есть святая святых — тема урока.

    Согласно плану урока необходимо раскрыть тему и никогда (да и некогда) отвлекаться на дополнительные моменты.

    Пример: проходят на уроке физики тему «Магниты». Любопытный Петя попросит рассказать, как его сделать дома из подручных средств. Ваня предложит сделать это прямо на уроке. А Катя спросит, где применяются магниты в технике, и не где-то далеко, а в родном городе?

    Вроде бы все по теме, но отклонение от плана. Так что приходится присекать такую любознательность.
     

  •  Необъективное оценивание. Отличница Маша написала от руки реферат о пчелах по биологии на 10 страниц, прочла его перед классом получила отметку «отлично». А вот Игорь подобрал 10 фактов о термитах. Очень интересных, но всего на 2 страницы. И рассказал их, пускай сбиваясь, но своими словами, с азартом. 
    А получил отметку ниже.

    Запал пропал, старания не оценили, интерес отбили — знакомо?
     

  •  Опасная критика. Илья любит рисовать, но стесняется показывать рисунки друзьям. И вот сам вызвался нарисовать классную стенгазету к 9 Мая. Принес, а учительница заметила, что можно было бы выбрать цвета поярче, в уголках гвоздики нарисовать, и зачем столько танков немецких и т. д.

    На голову Ильи попал под поток критики. Она способна искоренить мотивацию ребенка, любознательность. Грубо, недипломатично и не совсем корректно сделать замечание с одинаковым успехом может и родитель, и педагог. Поэтому советуем почитать «Встал и вышел! Слова, которые нужно забыть каждому учителю».
     

С любопытством по жизни: лайфхаки для его развития для учебы

  • А давай! Другими словами — поощряйте любознательность учеников. Любит биологию? Предложите заниматься в биологическом кружке, сделайте проект на волнующую тематику. Если ребенок фанат географии, пускай на каждый урок готовит что-нибудь интересное по теме. Что-то, что близко ученику.

    Главное — покажите ребенку, что изучение дисциплины может быть гораздо шире и занимательнее, чем план школьного урока.

  • Двойка — не конец жизни. Это больше совет для родителей, но подойдет и педагогам. Если ребенок плохо подготовился к уроку по любимому предмету, получил «кол», не стоит устраивать из-за этого скандал.

    Выясните, что ему помешало, предложите помощь, поддержите. Ведь неудачи бывают у всех.

  • Ты можешь все. Любопытство движет каждым ученым. Если бы не любознательность, вполне вероятно, что Эдисон сдался бы после очередной безуспешной попытки создания лампочки.

Поощряйте интерес ребенка, расскажите о выдающихся почемучках-ученых.

Уточните, что благодаря усидчивости, целеустремленности и эрудиции можно достичь всего. Советуем посмотреть:

1. «Игры разума»

2. «Вселенная Стивена Хокинга»

3. «Исаак Ньютон: Последний из магов»

  • У кого есть вопросы? Не бойтесь детских «почему». Постарайтесь максимально понять его интерес и ответить на все, что волнует школьника по теме урока.

В идеале — приведите примеры из жизни, сферы использования интересующего явления в технике или медицине. Например, раскрыть с интересной стороны арифметику поможет статья «Занимательная математика: 5 секретных приемов».

  • Критическое мышление — сила. Многие педагоги только начинают открывать для себя возможности этого приема.

    Для любознательного ученика критическое мышление поможет найти истину по интересующему вопросу, противостоять ошибочному общественному мнению.

    Более подробно о возможностях системы суждения расскажет наша статья «Мыслящий или послушный: зачем школьнику критическое мышление».

Источник: https://osvitanova.com.ua/posts/2501-liubopytstvo-ne-porok-kak-ne-ubyt-v-rebenke-zhelanye-uchytsia

Для родителей
Добавить комментарий