Ловкие пальчики: 6 этапов развития мелкой моторики

Этапы развития мелкой моторики у детей – Развитие ребенка

Ловкие пальчики: 6 этапов развития мелкой моторики

Мелкая моторика – это навыки работы руками и пальцами, такие как письмо, работа ножницами, открывание коробок, завязывание шнурков и т. д.

Данные навыки развиваются в соответствии с физическими параметрами ребенка в том или ином возрасте (такими как координация мышц туловища и сила мышц плечевого пояса).

Важно понимать, что каждая стадия развития мелкой моторики подразумевает, что все предыдущие стадии ребенок прошел успешно.

Рассмотрим основные навыки мелкой моторики, которые ребенок приобретает на разных этапах своего развития:

Ребенок до 6 месяцев

  • рефлекторно хватает предметы (с рождения);
  • неосознанно тянется руками к предметам (3 месяца);
  • осознанно хватает предметы (3 месяца);
  • хватает предметы двумя руками (3 месяца);
  • хватает предметы одной рукой (5 месяцев);
  • намеренно тянется к предметам (6 месяцев).

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточное развитие мышц и координации их работы;
  • задержка способности играть самостоятельно;
  • задержка развития органов чувств из-за неразвитых навыков обращения с игрушками и другими предметами.

Ребенок в 6-12 месяцев

  • тянется к предметам, хватает их и кладет в рот;
  • намеренно отдает предметы;
  • хватает предметы большим и указательным пальцами;
  • берет предметы двумя пальцами;
  • перекладывает предметы из одной руки в другую;
  • бросает и поднимает игрушки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • слабо развиты навыки обращения с предметами;
  • задержка развития органов чувств из-за недостатка игровой деятельности.

Ребенок в 1-2 года

  • строит башню из трех маленьких кубиков;
  • строит пирамиду из четырех колец, нанизанных на стержень;
  • вставляет 5 колышков в отверстия;
  • переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;
  • рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;
  • нажимает кнопки;
  • рисует, используя движения всей руки, меняя руку, делая взмахи руками;
  • ест при минимальной помощи родителей;
  • использует жесты в общении;
  • подносит ложку ко рту;
  • самостоятельно берет чашку и пьет из нее.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • недостаточно развиты игровые навыки;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык обращения с предметами.

Ребенок в 2-3 года:

  • нанизывает 4 большие бусины;
  • переворачивает по одной странице книги;
  • режет ножницами;
  • держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;
  • большинство действий делает одной рукой;
  • делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;
  • рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;
  • раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;
  • самостоятельно ест.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • неготовность к занятиям письмом;
  • избегание работы с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки хватания и движения рук при работе с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык рисования.

Ребенок в 3-4 года:

  • строит башню из 9-ти маленьких кубиков;
  • рисует круг по заданному образцу;
  • рисует перекрещивающиеся линии;
  • лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);
  • использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;
  • режет бумагу ножницами.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • неготовность к занятиям письмом;
  • недостаточно развит навык обращения с мелкими предметами (игрушками, карандашами, ножницами);
  • расстройство из-за неумения обращаться с мелкими предметами.

Ребенок в 4-5 лет

  • вырезает по контуру;
  • рисует пересекающиеся линии;
  • рисует квадрат;
  • пишет свое имя;
  • пишет числа от 1 до 5;
  • пишет буквы;
  • навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;
  • самостоятельно одевается и снимает одежду.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с удержанием и обращением с карандашом;
  • трудности с написанием имени и букв;
  • зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 5-6 лет

  • вырезает простейшие фигуры;
  • рисует треугольник;
  • раскрашивает по контуру;
  • берет карандаш тремя пальцами;
  • приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации;
  • рисует простейшие рисунки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с правильным написанием букв и цифр;
  • слабо развиты навыки письма;
  • трудности с выполнением письменных заданий в детском саду;
  • быстрая утомляемость при работе карандашом;
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 6-7 лет:

  • правильно пишет большинство букв и цифр;
  • пишет на разлинованной бумаге (в тетради и т. д.);
  • уверенно рисует карандашом, движения рук при этом хорошо развиты;
  • хорошо развита моторика для занятий письмом;
  • строит различные модели из конструкторов;
  • самостоятельно завязывает шнурки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с выражением мыслей в письменной форме;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности в школе из-за низкой скорости письма;
  • неразборчивый почерк;
  • низкая самооценка из-за низкой успеваемости в школе;
  • проблемы с поведением из-за избегания работы с карандашом.

Ребенок в 7-8 лет

  • разборчиво пишет тексты большого объема.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • сложности с выполнением письменных заданий на время;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности с выполнением письменных заданий в школе из-за трудностей с выражением мыслей в письменной форме;
  • избегание работы с карандашом.

Приведенный выше перечень позволяет определить, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Если вы обнаружили некоторые задержки в развитии, своевременная помощь специалистов поможет быстро наверстать упущенное.

Оцените публикацию

статьи: 4.80 из 5 на основе 5 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
15.08.2017

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/4042/

Мелкая моторика: ее значение и развитие

Ловкие пальчики: 6 этапов развития мелкой моторики

В данной статье мы рассмотрим предмет того, чем является мелкая моторика, способы её развития и то, какое значение она играет в развитии речи ребенка.

Что такое мелкая моторика, ее значение

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры.

Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

  • 2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;
  • 3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;
  • 8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;
  • 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
  • 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
  • 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
  • 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
  • 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;
  • 2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;
  • 3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
  • 4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
  • 5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

Способы развития мелкой моторики

В качестве вариантов работы могут быть:

  1. Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения), пальчиковый и теневой театр.

Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

  • «Сорока-белобока…»,
  • «Ладушки-ладушки…»,
  • «Идет коза рогатая…»,
  • «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
  • “Этот пальчик дедушка…” и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.

Эти игры дают возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Такие игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

  • игрушки-шнуровки;
  • деревянная пирамидка;
  • кубики;
  • конструкторы;
  • рамки и вкладыши;
  • фигурки на магнитах;
  • пазлы;
  • мозаика;
  • нанизывание бусин и другие.

Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек. Подобные игры тренируют способность анализировать информацию и принимать решение с учетом условий, способность действовать по образцу и самостоятельно, тренеруют усидчивость, терпеливость, сосредоточенность на деятельности, аккуратность и способность получать эстетическое удовольствие от конечного результата. Все это оказывает формирующее влияние на умственное и личностное развитие ребенка. Так же данный вид игр благотворно влияет на подготовку к школе (особенно в овладении письмом).

  1. Массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су Джок, а так же ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья).
  2. Рисование (как красками, при помощи кисти или пальчиками, так и карандашами, мелками).
  3. Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто).
  4. Аппликации (ребенок либо рвет бумагу, либо вырезает ножницами).
  5. Изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, ткани, элементов природы.
  6. Игры с наборами мелких игрушек и предметов с разными поверхностями.
  7. Счетные палочки для выкладывания узоров, проволочки для создания узоров и фигур.
  8. Бытовые манипуляции — застегивание-растегивание пуговиц, завязывание-развязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы), цветные клубки нитей для перематывания;
  9. Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма (упражнения выполняются только простым карандашом или шариковой ручкой):
  • штриховка в разных направлениях (вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой», «штрихом», «точками»);
  • обводки контуров предметов;
  • рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты);
  • доведение линий до конца;
  • раскрашивание;
  • прописи.
  1. Рисование несложных геометрических фигур, букв, цифр в воздухе и на столе пальцем ведущей руки, затем другой рукой и обеими руками вместе.

При подборе игровых упражнений и игрового материала следует учитывать ряд принципов:

  • учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка (как простой, так и сложный вид работы лишает ребенка интереса к выполнению);
  • важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат. Личностные отношения взрослого и ребенка должны строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности (ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях);
  • занятие — это игра (овладение новой информацией должно приносить детям радость, быть интересным процессом);
  • хвалить ребенка;
  • игра должна быть доведена до конца (даже если вызывала затруднения);
  • во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы — уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес;
  • работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически;
  • учитывать длительность проведения работы (деятельность должна увлекать ребенка, а не утомлять его, лишая сил);
  • упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений (от простого к сложному).

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны.Уже грудному младенцу (6-7 месяцев) можно поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, массировать пальчики вдоль и поперек, затем спиралевидным способом.

Взрослый может сгибать и разгибать пальчики ребенка, удерживая в своей руке.В 10 месяцев катать между ладошками и пальчиками шарики, мячики и палочки разного размера, рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.

) одной рукой или двумя одновременно.Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.С возрастом и навыком работа усложняется и становится более разнообразной.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Источник: https://energy-family.ru/melkaya-motorika-ee-znachenie-i-razvitie/

Проект «Ловкие пальчики» для детей 2–3 лет

Ловкие пальчики: 6 этапов развития мелкой моторики

Кузнецова Светлана
Проект «Ловкие пальчики» для детей 2–3 лет

Познавательный творческий проект по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет Ловкие пальчики

Тип проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Проблема

Современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20 летней давности, дети позже осваивают навыки самообслуживания из-за слабого развития мелкой моторики рук.

Цель проекта: Развивать пальчиковую моторику рук через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении со взрослыми.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Ожидаемые результаты проекта:

– дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм;

– увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;

– возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

– родители заинтересовались актуальностью данной темы, стали единомышленниками в осуществлении данного проекта;

– у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Методы и приемы работы:

Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши)пальчиковая гимнастика, физкультминутки пальчиковые игры со стихами пальчиковый театр лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.

) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, губкой и т. д. конструирование (работа с конструктором ЛЕГО, кубиками). дидактические игры шнуровка игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.

д) пазлы, мозаика.

практической деятельности по реализации проекта

Этапы проведения проекта:

Организационный этап:

– подбор и изучение литературы по теме;

– составление картотеки пальчиковых игр со словами для развития мелкой моторики;

– Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год;

– Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2-й – практический: Работа по плану.

План работы по реализации проекта

Направления Форма работы с детьми Участники

Познавательное развитие -Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага);

– д/и с песком и водой;

– д/и с предметами дом. обихода;

-Д/и «Чудесный мешочек»,

– Д/и «Нарядные бусы»,

– конструирование построек из кубиков разной величины Воспитатели, воспитанники

Речевое развитие заучивание потешек, сопровождающихся пальчиковыми играми «Замок», «Дружная семья», «Части тела», «Капуста», «Ботиночки», «Веселая мышка», «Мышь полезла», «Есть в лесу из бревен дом» Воспитатели, воспитанники

Социально-коммуникативное развитие – коллективное творчество – рисование пальчиками «Нарисуем солнышку лучики»,

– игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками;

– мозаика,

– шнуровка,

– коллективные игры на развитие мелкой моторики «Веселая ложка», «Найди сюрприз», «Переложи игрушки» Воспитатели, воспитанники

Художественно-эстетическое развитие – рисование ладошками «Веселые картины»,

– рисование пальчиками на крупе «Узоры на подносе»;

-рисование ватными палочками «Покормим цыплят»;

– рисование губкой «Одуванчики»

– лепка «Веселые ежата»;

пальчиковый и кукольный театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»

– народные игры с ладошками Воспитатели, воспитанники, музыкальный руководитель

Физическое развитие – Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок (Репка, мышка, моя семья, зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки, котик, дружба, пальчики здороваются, дождик, ушки – рожки)

– Массаж с растиранием пальчиков;

– Подвижные игры «Петушок», «Мишка косолапый», «Лягушата», «Аисты»;

– игры с массажным мячиком

Форма работы с родителями: Воспитатели, воспитанники, инструктор по физической культуре

– консультация для родителей «Ловкие пальчики – правильная речь»;

– привлечение родителей к участию в конкурсе «Театральная игрушка»: изготовление театра для детей любого вида;

– помощь в подготовке к презентации проекта – показу детьми кукольного театра по сказке «Репка»;

– папка – передвижка «Играем пальчиками» Воспитатели, воспитанники, родители

3-й – заключительный: обобщение результатов работы.

Показ для родителей кукольного театра по сказке «Репка»

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности детей: вторая группа раннего возраста – М:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 – 128 с. ;

2. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий: первая младшая группа. Интегрированный подход, – М: Изд-во Скрипторий, 2003, 2017 – 152 с. 3. Интернет- ресурсы.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-lovkie-palchiki-dlja-detei-2-3-let.html

Что такое мелкая моторика? Ее значение для развития ребенка

Ловкие пальчики: 6 этапов развития мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры.

Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.

Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру.

В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).

Основные этапы развития моторных навыков руки

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. Ниже представлены возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;

3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;

8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;

8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;

10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;

10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);

11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;

12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;

13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;

14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;

15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;

17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;

17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;

18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;

20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;

21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;

22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;

2–3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;

3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;

4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;

5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

Источник: https://energy-family.ru/melkaya-motorika-ee-znachenie-i-razvitie/

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/chto-takoe-melkaya-motorika-ee-znachenie-dlya-razvitiya-rebenka.html

«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)

Ловкие пальчики: 6 этапов развития мелкой моторики

МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха»

Педагогический проект

на тему

«Ловкие пальчики»

(развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)

Воспитатель

Каштанова

Светлана

Викторовна

Чкаловск

2018

Проект « Ловкие пальчики » (развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности дошкольников)

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

Актуальность

Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития .Чем выше его двигательная активность ,тем он лучше развивается .С самого раннего возраста ,развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание .

Известно, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются не только память и внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , пластиковые крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы активизируем мозговую деятельность, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Ловкие пальчики»(развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности )

Тип: Практико-ориентировочный, долгосрочный, развивающий, групповой.

Количество воспитанников: 19

Форма представления: слайдовая презентация

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

  • Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.(Лепка по авторской методике Е.А.Янушко с детьми 2-3 лет; авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.)

  • Формирование практических умений и навыков продуктивной деятельности.

  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  • Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

  • обеспечивать эмоциональное благополучие.

  • Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

  • Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

  • Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

  • Развивать творчество участников проекта.

  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к сотрудничеству.

Исполнители проекта: Дети, Воспитатель, Родители

Сроки: Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы

Этапы реализации проекта :

I Подготовительный этап :

  • изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В.

    Антаковой -Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И.А.

    Лыковой «Цветные ладошки» Изобразительная деятельность в детском саду для детей раннего возраста ;лепку по авторской методике Е. А. Янушко с детьми 2-3 лет.

  • Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

II Основной этап: (создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) .

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста:

  • Работа с детьми по всем образовательным областям:

    • в процессе ООД (продуктивной деятельности);

    • индивидуальной работе;

    • на прогулке;

    • утренней гимнастике;

    • самообслуживание;

    • использование нетрадиционных приемов

  • Сотрудничество с родителями .

III Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.

Организация работы по проекту:

мероприятие

цель

сроки

-Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

Сентябрь

-Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Сентябрь

-Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

Разработать практические мероприятия на период проекта.

Сентябрь

-Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

Сентябрь

-Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

3 неделя сентября

-Экспериментальная деятельности. Познание свойств: предметов быта и бросового материала ( прищепки, пластиковые крышки, бумага); природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука).

Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

В течение всего срока обучения

-Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники изобразительной деятельности -лепка по авторской методике Е. А .Янушко с детьми 2-3 лет ; авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст ) «Солнышко», «Ёжик», «Красивая тарелочка», и т. д.

Приобщение к изобразительному искусству .

В течение всего срока обучения

-Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.

В течение всего срока обучения

-Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

В течение всего срока обучения

-Сотрудничество с родителями в течение реализации проекта.

В течение года

Перечень основных мероприятий

1 1 Социально-коммуникативное развитие

– коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

2 Познавательное развитие

-Экспериментальная деятельность. Познание свойств: предметов быта и бросового материала (прищепки, пластиковые крышки, бумага);

природного материала (жёлуди ,каштаны, фасоль, крупа, мука).

-Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

3 Речевое развитие

– заучивание потешек, сопровождающих пальчиковые игры

«Апельсин», «Машина», «Капуста», «Дом» и т. д.

4 Художественно- эстетическое развитие

-выполнение продуктивной деятельности «Вот ёжик- ни головы, ни ножек», «Солнышко», «Цветы», «Наряжаем ёлку», «Красивая тарелочка» и т. д.

5 Физическое развитие

-укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник(пальчиковой гимнастики).

6 Развивающая предметно- пространственная среда

– пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика, пирамидки, молнии, застёжки и т. д.)

7 Сотрудничество с родителями

-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение творческих заданий.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами продуктивной деятельности.

Умение создавать художественный образ своего изделия.

Овладение нетрадиционными техниками изобразительной деятельности . Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни. Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности.

Источник: https://multiurok.ru/files/lovkie-palchiki-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-detei.html

Для родителей
Добавить комментарий