Мальчики и девочки: две большие разницы

Гендерные различия в физическом и моторном развитии детей 5-7 лет

Мальчики и девочки: две большие разницы

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ И МОТОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Лапицкая Е.М.1

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Несмотря на то, что в последние годы активно пропагандируется среди педагогов «гендерный подход» в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, нами, как и большинством авторов, отличия в физическом и моторном развитии дошкольников 5-7 лет и семилетних первоклассников не обнаружены. Если и есть различия у детей 5-7 лет в физическом развитии и двигательной подготовленности, то они связаны с разной двигательной активностью девочек и мальчиков.

Ключевые слова: гендерные различия, дети дошкольного возраста, физическое и моторное развитие, двигательная подготовленность, двигательная активность.

In spite of strongly promoted among teachers in recent years “gender approach” to education and development of pre-school and primary school children we, most other authors, failed to find differences in physical and motor development of 5-7-year-old pre-school children and 7-year-old first graders. If differences in physical development and impellent readiness are found in 5-7-year-old pre-schoolers, they are accounted for by different motor activity of boys and girls.

Key words: gender differences, pre-school children, physical and motor development, impellent readiness, motor activity.

-Ф- ~&

Еще несколько лет назад говоря о физическом воспитании детей и подростков, приходилось подчеркивать необходимость разных подходов к девочкам и мальчикам.

Это касалось не только планирования физической нагрузки, но и других особенностей воспитания на уроках физкультуры и во внеурочное время.

Разделить классы для преподавания урока физической культуры возможно только в старших класса, а проводить уроки с использованием дифференцированного и индивидуального подхода непросто.

Однако в последние годы «гендерное воспитание» набирает такие обороты, что появились не только школы с раздельным обучением, но и дошкольные учреждения. Приходиться обратить внимание педагогов на то, что различия между девочками и мальчиками дошкольного и младшего школьного возраста, как в физическом, так и в моторном развитии, не столь велики, чтобы разделять их на группы.

Гигиенисты, физиологи, специалисты физического воспитания не видят различий в физическом и моторном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нормы двигательной активности для девочек и мальчиков одинаковы вплоть до 15-16 лет [5, 12]. Для нормального развития ребенка рекомендуют одни и те же физические упражнения, двигательную нагрузку, практически

1 Е.М. Лапицкая: E-mail: lapitzkaya@yandex.ru

-73-

одинаковые уровни двигательной подготовленности [6, 13].

Современные учебники по теории и методике физической культуры [14] также не содержат раздельных рекомендаций по физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Более того, в учебном пособии, подготовленном В.П. Губой [1], предлагаемые студентам таблицы по физическому развитию и двигательной подготовленности детей 6-10 лет, не разделяют детей на девочек и мальчиков(!).

По материалам исследования Т.М.

Максимовой физического развития детей различных территорий России, проведенных в 90-е годы [8], в возрастных группах с 6 до 11 лет между мальчиками и девочками нет существенных различий по длине и массе тела.

Эти данные вполне можно взять за норму, т.к. они получены на детях более 40 регионов Российской Федерации и имеют достаточную выборку (100 человек и более) в каждой возрастно-половой группе каждого региона.

Различия между представителями разных типов внутри каждой возрастно-половой группы иногда выражены сильнее, чем гендерные различия между мальчиками и девочками.

Это обстоятельство отмечено при анализе моторики и у детей дошкольного возраста. Особенно ярко эта тенденция выражена в возрасте 5 лет.

В этот период дети практически не различаются по половому признаку, но достаточно хорошо различимы по типам конституции [2, 3].

Таким образом, авторы не находят значительных отличий между девочками и мальчиками 5-7 лет как в физическом, так и моторном развитии.

В задачи настоящего исследования входило проведение сравнительного анализа показателей физического и моторного развития воспитанников дошкольных учреждений 5-7 лет девочек и мальчиков, а также детей 7 лет, обучающихся -е- в 1 классах. -ф-

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Физическое развитие (ФР) и двигательная подготовленность(ДП) дошкольников 5-7 лет основной и подготовительной медицинских групп исследовалась в сентябре-октябре 2007 в ДОУ г. Москвы по общепринятой методике [7, 11].

Кроме того, нами использовались данные, полученные на учащихся 7 лет 19 учреждений Кольского Заполярья: 126 девочек и 116 мальчиков учащихся 1 классов. Обработка данных велась методами математико-статистического анализа с использованием компьютерной программы МУРМАНСТАТ (И. В. Жмур-ко, 2001).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведено сравнение двух показателей ФР (длины и массы тела) и трех показателей ДП (бег на 30 м, прыжок в длину с места и подъем в сед из положения лежа) детей ДОУ г. Москвы. После обработки полученных данных нами выявлено, что у детей 5-7 лет практически нет достоверных различий в физическом и моторном развитии (табл. 1)

Исключение составили данные 7-летних дошкольников в тесте подъем в сед из положения лежа, причем показатели у девочек выше, чем у мальчиков. Впрочем, девочки 7 лет также обгоняют мальчиков и в быстроте (бег на 30 м), но эта раз-

-74-

ность недостоверна.

Можно предположить, что у старших дошкольников, обучающихся в ДОУ, практически нет различий в показателях физического и моторного развития потому, что их двигательная активность одинакова: они занимаются физическим воспитанием по одной программе. Это касается и физкультурных занятий в ДОУ, и выполнения физических упражнений во время прогулок и других активных занятий в режиме дня дошкольника.

Таблица 1

Сравнение показателей физического и моторного развития на примере девочек и мальчиков 5-7 лет ДОУ г. Москвы (М±т)

Показатели, ед. измерения Возраст, лет Мальчики Девочки Разность Достоверность разности, р

Длина тела, см 5 110,73±0,86 108,57±0,87 2,16 >0,05

6 118,63±0,96 118,85±1,0 -0,22* >0,05

7 122,57±1,11 120,23±2,0 2,34 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Масса тела, кг 5 19,37±0,52 18,39±0,53 -0,09 >0,05

6 23,02±1,09 22,74±0,59 0,28 >0,05

7 23,46±0,62 23,03±1,03 0,43 >0,05

Бег 30 м, с 5 9,37±0,15 9,46±0,17 0,09 >0,05

6 8,07±0,17 8,26±0,17 0,19 >0,05

7 8,14±0,26 7,51±0,21 -0,63 >0,05

Прыжок в длину с места, см 5 84,33±2,72 81,45±3,18 2,88 >0,05

6 106,03±2,29 102,41±2,39 3,62 >0,05

7 111,95±3,53 110,45±3,99 1,5 >0,05

Подъем в сед из положения лежа, раз 5 8,46±0,47 7,59±0,56 0,87 >0,05

6 12,97±0,45 12,68±0,46 0,29 >0,05

7 12,95±0,78 15,27±0,76 -2,32 0,05

ОГК (пауза), см 62,04±0,40 60,58±0,47 1,46 0,05

Бег 30 м., с 6,55±0,07 6,79±0,06 0,24 0,05

Шестиминутный бег, м 916,32±14,83 836,9±11,59 79,42 0,05

Подъем в сед, раз 18,24±1,07 16,93±1,19 1,31 >0,05

Наклон из седа, см 4,32±0,97 7,67±1,19 -0,18 0,05

Надо полагать, что среди детей, не занимающихся физическими упражнениями дополнительно, существует еще большая разница в двигательной активности, поскольку девочек в семье всегда воспитывают, в отличие от мальчиков, сдерживая их естественную двигательную активность.

Таким образом, если и есть гендерные различия у детей 5-7 лет, то они связаны с различной двигательной активность девочек и мальчиков.

Педагогам физического воспитания надо рекомендовать задания для девочек и мальчиков давать по-разному: например, девочки выполняют упражнения с ленточкой, а мальчики – с флажками. Руки у девочек мягкие, пластичные, а у

-77-

мальчиков – более выпрямленные, движения выполняются ими четче и резче. Но сама физическая нагрузка, планируемая на занятиях и во время проведения подвижных игр, больше зависит от индивидуальных показателей детей, нежели связана с их половой принадлежностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство авторов считают, что в физическом и моторном развитии детей 5-7 лет нет различий между девочками и мальчиками.

Проведенные нами сравнения показателей физического и моторного развития девочек и мальчиков 5-7 лет, обучающихся в ДОУ г.

Москвы подтверждают это положение: у детей этого возраста практически нет достоверных различий в физическом и моторном развитии.

Достоверно различаются только показатели силы у 7-летних дошкольников (тест подъем в сед из положения лежа), причем они у девочек выше, чем у мальчиков (р

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-v-fizicheskom-i-motornom-razvitii-detey-5-7-let

Две большие разницы – Вайакгел-Пэкудэй

Мальчики и девочки: две большие разницы

Есть известное правило: если Раши не комментирует те или иные слова Пятикнижия, значит в этих словах, по мнению Раши, и нет ничего, требующего пояснения на единственно интересующем Раши, в рамках его , прямом уровне понимания слов Писания. Иными словами, все слова Пятикнижия не откомментированные Раши, с его точки зрения, вполне понятны и в пояснениях не нуждаются.

Евреи не были бы евреями, если бы не превратили это обстоятельство в самостоятельную интеллектуальную забаву под названием “Значит всем непонятно, а одному Раши понятно?”, заключающуюся соответственно в попытке реконструировать ход мысли Раши, приведший его к выводу, что объяснять тут нечего.

Вот, например, начало недельного раздела “Вайакгель”.

Там сказано: “И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: “Это есть то, что повелел Г-сподь делать: шесть дней делать должно работу, а в седьмой день будет для вас святыня, суббота прекращения работ Г-споду; всякий, выполняющий в этот (день) работу, умерщвлен будет.

И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний”. И сказал Моше всей общине сынов Израиля так: “Это есть то, что повелел (мне) Г-сподь сказать: Возьмите от вас возношение Г-споду и т.д.”” (35:1-5)

Два раза “и сказал Моше”. Два раза Моше говорил, обращаясь “ко всей общине сынов Израиля”. Вопрос: зачем нужно разносить эту историю на два разных “И сказал Моше всей общине сынов Израиля” там, где их, на первый взгляд, без проблем можно свести в один.

Тем более, что сам Раши пишет здесь в комментарии на второй стих, что “Запрет относительно субботы предваряет повеление построить скинию, тем самым говоря и т.д.”. Т.е. Раши полагает, что предписание, касательно субботы только предваряет разговор о приношениях и т. д. В таком случае тем более непонятно, зачем заводить заново уже начатый разговор?!

Кроме того, сказано: “Это есть то, что повелел Г-сподь делать: шесть дней делать должно работу, а в седьмой день…” Зачем отягощать фразу избыточными, на первый взгляд, деталями.

Почему бы не сказать просто “Вот то, что повелел Г-сподь: шесть дней делать должно работу, а в седьмой день и т.д.”.

Кажется, не теряется ничего из информативной части? Так почему бы так и не написать?

И кстати, по сути речь идет не о позитивном предписании, но о запрете: “прекращение работы” в субботу. Так “делать” в данном контексте не только избыточен, но и неуместен! Ни о каком “делании” чего бы то ни было речи нет! В отличие от продолжения, где, да, речь идет о совершение действия: “возьмите от вас возношение и т.д.”. Но как раз там слово “делать” не добавляется!

Далее: если прав Раши (а Раши прав!) и запрет на совершение работы в субботу приводится здесь только для того, чтобы указать на то, что он распространяется и на деятельность по возведению Храма, то было бы логичным, если бы сначала говорилось о главном, а уже затем о дополнительном.

Более того, выше, в недельном разделе “Ки тиса” заповеди даются Моше именно в такой последовательности: сначала говорится о приношениях на Святилище и только потом о субботе, с ее ограничениями. И как пишет там Раши (31:13): “Хотя вы будете торопиться и усердствовать в работе, суббота не должна оттесняться, нарушаться из-за этого и т.д.”

И вот мимо всей этой россыпи непоняток Раши проходит, словно их и нет. Почему?

Судя по всему, дело вот в чем.

Когда (в начале недельного радела “Вайакгель”) Моше передавал сынам Израиля заповеди, переданные ему Всевышним в разделе “Ки тиса”, чтобы прояснить, что возведение Святилища не оправдывает нарушения субботних запретов, он начинает с разговора о субботе.

Причем цитирует не те слова, в которые повеление было облечено в недельном разделе “Ки тиса”, но заповедь о субботе, как она прозвучала на горе Синай, в числе десяти заповедей, которые были затем высечены на скрижалях.

Конечно, у нас нет более или менее важных заповедей. Каждая заповедь – это еще одна грань воли Творца и, в этом смысле, является самой-самой и т. д. Но с другой стороны, особый статус десяти заповедей, попавших на скрижали, очевиден и несомненен.

Во-первых, все сыны Израиля услышали их у Синая “из уст” Всевышнего (как пишет Раши в комментарии на Шмот, 20:1: “Святой, благословен Он, изрек десять речений-заповедей в одном речении, что для человека является невозможным”).

Во-вторых, даже когда эти заповеди были повторены каждая отдельно и переданы уже через Моше, все-таки это было повторение слышанного от Самого Всевышнего. В-третьих, десять заповедей были провозглашены так, что слушатели видели сказанное (см. Шмот, 20:12: “И весь народ, видят они голоса”).

В-четвертых, после каждой из Десяти заповедей сыны Израиля откликались дружным “”да” на “да” и “нет” на “нет”” (Раши на Шмот, 20:1). В-пятых, Десять заповедей были переданы сразу всему народу, всем до одного.

В отличие от остальных заповедей, передававшихся по цепочке: от Моше к Аарону, от Аарона к старейшинам и т,д. (Кроме того, особо про субботу можно отметить, что она была в числе заповедей, полученных в Маре, еще до синайского предстояния и т. д.)

И что? А то, что это (особая значимость субботы, как одной из Десяти заповедей) объясняет, что, несмотря на очевидное и несомненное значение возведения Скинии (“создайте Мне святилище и Я буду обитать среди них”), не может такого быть, чтобы заповедь, полученная только что из уст Моше, перевешивала бы заповедь, полученную непосредственно от Всевышнего.

Иными словами, по мнению Раши, композиция первых стихов раздела Вайакгель диктуется необходимостью пояснить резоны, в силу которых субботние ограничения на совершение работ касаются и возведения святилища.

И якобы избыточное “делать” как раз и работает на эту идею. Дело в том, что в Десяти заповедях заповедь о субботе включает в себя, помимо запрета на совершение работы в субботний день, еще и позитивное предписание “помни день субботний, чтобы освящать его”.

Именно этого аспекта субботы касается предписание “делай”.

Теперь становится понятным, почему Моще заводит разговор днважды. Дело в том, что у разных частей его речи различный статус. Первая часть (про субботу) – повторение слышанного сынами Израиля на горе Синай от самого Г-спода. Вторая – то, что слышал (и теперь передает общине сынов Израиля) Моше о заповеди возвести святилище.

И понятно, что должно быть упомянуто первым, а уж что – вторым. И дело не только в статусе одной из десяти заповедей и т. д. А в основополагающей важности субботы.

Важности которая, как находит необходимым подчеркнуть писание, превосходит важность даже возведения Храма.

Если, на минутку, задуматься об этом, то станут очевидными многие моменты, мимо которых мы могли бы, упаси Б-г, проскочить и не заметить.

Да, в данном контексте субботние ограничения являются лишь частным предписанием в рамках свода законов возведения святилища (запрет делать это в субботу и т.д.). И тем не менее Моше находит необходимым начать разговор именно с этой подробности. И вынести ее в отдельную тему. И процитировать, по случаю, десять заповедей.

И все это для того, чтобы подчеркнуть уникальную, мало с чем (если вообще) сравнимую важность субботы для самой сути еврейского существования.

Более того, получается, что “И собрал Моше всю общину сынов Израиля” в первую очередь для того, чтобы напомнить им о важности субботы! А не обо всем остальном, сколь бы важным это остальное ни было,

О важности субботы можно говорить очень долго. Практически бесконечно, поскольку все время будут открываться новые горизонты и т. д.

Но есть один очень простой (но от этого не менее важный) урок, который необходимо извлечь из того, каким образом Моше повел свою речь в начале недельного раздела “Вайакгель”: каким бы святым и неотложным ни было дело, оно никак не оправдывает нарушение запретов, наложенных Торой.

Как сказано “нельзя исполнить заповедь посредством преступления”. (И понятно, что есть исключения, но, во-первых, это исключения, подтверждающие правило, а во вторых, это оговорки, сделанные самой Торой и в этом смысле о нарушении предписаний Торы речь не идет, только о следовании им.

Могла бы быть оговорка, позволяющая продолжать возводить святилище в субботу? Ну ведь в том, что касается храмовой службы, такие оговорки были сделаны? Теоретически, можно было и святилище возводить дозволить.

Но в том-то и дело, что глобальный урок, посвященный правильной системе приоритетов, должен был быть преподнесен на таком материале, чтобы до каждого дошло и ни у кого сомнений не осталось. Так что возведения святилища – идеальный, чуть ли не безальтернативный выбор, в данном случае!).

В эти дни в Израиле активно дискутируется вопрос службы девушек в “смешанных” (мальчики и девочки вместе) боевых частях. Там все очевидно: нет ни одного галахического аргумента в пользу подобного шага.

Но их нет и когда речь идет об общинных мероприятиях, святая цель которых – приблизить отдалившуюся еврейскую молодежь к Торе и заповедям и т. д. Цель, ребята, вообще не оправдывает средства. Наоборот. Чем выше цель, тем осторожнее нужно относиться к выбору средств для ее достижения.

И даже никакого парадокса тут нет. Элементарное знание основ духовной подоплеки и т. д.

Вот-вот должен прийти Машиах. И всем вправить мозги. Тогда то мы, наконец, направим свою изобретательность не на самооправдание, а на самосовершенствование. То-то будет весело, то-то хорошо.

(Авторизированное изложение беседы Любавичского Ребе, “Ликутей Сихот”, т. 11, стр. 158-162)

Источник: https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/3623530

Татьяна ШИШОВА. Из чего только сделаны девочки? | Журнал «Здоровье детей» № 10/2000

Мальчики и девочки: две большие разницы

Из чего только сделаны
девочки?

Татьяна ШИШОВА, психолог

Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки поспокойнее. Да и матерям их понять проще – все-таки женская психология…

Но это поверхностный взгляд. А когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче – мальчиков или девочек. Ведь ХХ век открыл перед женщинами невиданные возможности, но при этом возложил на них бремя огромной ответственности.

Получив равные права с мужчинами, они смогут учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все бы хорошо, да на семью сил хватать не стало. И начала она, бедная, трещать по швам…

Разводы, коверкающие судьбы детей, которые, вырастая, часто копируют родителей, втягивая еще одно поколение в порочный круг… Сейчас из трех семей у нас распадается две, и конца этому не видно. Причем большинство разводов совершается по инициативе женщин.

А ведь женщины традиционно выступали в диаметрально противоположной роли – в роли хранительниц семейного очага!

Вот и получается, что воспитать девочку в наше время – задача не из простых.

На что ее нацеливать – на семью или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить? Ведь одно дело с детства внушать ребенку, что главное – это активность и независимость, и совсем другое – воспитывать мягкость, уступчивость, сострадание – качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с расхожими представлениями о лидерстве.

И все-таки очень многие взрослые, на собственном опыте убедившиеся, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать прежде всего на создание крепкой семьи. А остальное «приложится».

И что самое интересное, это действительно так! У женщин с несложившейся личной судьбой нередко искажается характер. Что, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере.

А если в семье скандалы? Если дети «отбились от рук»? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе.

Вообще изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой эти последствия бывают очевидны не сразу. В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек.

В Англии, например, недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе.

Странно? Ничуть! Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек, поэтому у них развивается комплекс неуспешности. Который, как вы понимаете, трудно назвать хорошим стимулом к учебе.

Когда же мальчишек не ставят в заведомо невыигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты. А девочки, раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются на уроках, не «строят глазки», не перебрасываются записочками…

Недавно я побывала в московском детском саду, где тоже предпринята попытка разделить мальчиков и девочек. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь – еда, сон, игры – проходит порознь. Побывала я там и подумала: «Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать о половом воспитании детей, а вот оно здесь, у нас под боком.

Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тех тем, которые традиционно считались у нас недетскими, без подглядывания в замочную скважину…» С детьми там не муссируют тему «Откуда я взялся», а преподносят им образцы эталонного мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галантными по отношению к девочкам.

О девочках же хочется поговорить подробнее.

Когда попадаешь на их половину, вспоминается роман Золя «Дамское счастье». Чего там только нет! И гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. И мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты.

И праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками, и шкафчик с косметическими флакончиками, и наряды… Настоящее бабье царство, в котором каждая девчонка – королева. Они и держатся соответственно.

Такая непринужденно-гордая осанка бывает разве что у балерин, а пластика поражает женственностью и изяществом. Хотя, впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек. Особенно те, у кого есть старшие братья.

И манеры их не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из неблагополучных семей, где грубость и агрессивность – норма жизни.

Но здесь они довольно быстро меняются. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и какой-то очень благородной обстановке вести себя по-хамски противоестественно. А дети чутко улавливают фальшь.

Приходя сюда в гости, мальчишки явно обалдевают от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно-мужскому антуражу – саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай.

Хотя вообще-то мальчишек хлебом не корми – дай поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ показать, кто самее. И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности напакостить девчонкам.

Теперь же, когда делить нечего, они не только не обижают девочек, но и с удовольствием пропускают их вперед, уступают лучшие места и т.п.

Основная проблема воспитания нынешних девочек – это воспитание женственности. Вроде бы чепуха.

Зачем воспитывать то, что заложено самой природой? Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие с мужчинами женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость и наивную милоту, которая так трогает сильных мужчин. Современный стиль – напористый, агрессивный, дерзкий. Девушки-подростки стараются не отстать от парней: матерятся, как они, занимаются карате и у-шу, курят, пьют, все чаще вступают в банды. Быть женственными для многих непрестижно, это воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на лопатки. Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями, но оно и не нужно, они не по этой части.

Поэтому родителям, которые мыслят не сиюминутными категориями, а всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш.Бронте.

Романтизм удивительным образом закаляет душу. Тем более когда он соответствует самой женской природе. Не ограничивайтесь литературой. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания. Вспоминайте историю.

В ней ведь немало примеров женской доброты, самоотверженности, милосердия. Почаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться.

И, конечно, отмечайте это как великое достоинство! Признание заслуг – огромный стимул для ребенка, однако многие родители, к сожалению, им пренебрегают.

И все-таки, спросите вы, почему одни девочки – маленькие принцессы, а другие – маленькие разбойницы? Неужели дело только лишь в воспитании?

Нет, конечно. Очень многое зависит от особенностей характера ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойницами часто бывают гиперактивные дети.

Или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает и просто авантюрный склад характера. Бороться с этим не надо. Лучше подумать, как нацелить такую девчонку на что-то положительное.

Согласитесь, что между бандиткой и заядлой походницей «две большие разницы», как говорят в Одессе.

Но вообще-то любопытно, что в том детском садике, о котором я рассказала в начале статьи, даже отпетые маленькие разбойницы становятся ласковее и послушнее. «Мягкое побеждает твердое», – гласит старинная китайская пословица. И эта древняя мудрость сегодня мне кажется весьма современной.

Источник: https://zdd.1sept.ru/article.php?id=200001003

Мальчики и девочки – два разных мира

Мальчики и девочки: две большие разницы

Мальчики и девочки – два разных мира

(по материалам книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман)

Свое отношение к ребенку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: «Ребенок в два года должен уметь …». И все силы бросаем на то, чтобы умел.

А какой ребенок – мальчик или девочка? Такой вопрос обычно даже не ставится. Но мозг даже новорожденных девочек и мальчиков работает неодинаково.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, чем мальчики, на 2-3 месяца раньше начинают ходить, на 4-6 месяцев раньше – говорить.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, к периоду их половой зрелости их биологический возраст опережает мальчиков-ровесников на 2 года. По данным ряда исследований, в том числе А.И.

Савенкова, одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам  (на этапе полового созревания) данное процентное соотношение меняется в пользу мальчиков. А значительная часть девочек, ранее опережавшая сверстников в развитии, «выравнивается» и уходит из разряда одаренных.

Чем это обусловлено? Может быть, срабатывает какая-то генетическая программа, а может, виноваты среда или окружение.

Тест для родителей

Ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, а затем сравните ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии.

1. Девочки послушнее мальчиков? – Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указанием старших.

2. Девочки чаще защищают слабых? – Неправда. Нет таких статистических данных, подтверждающих это.

3. У мальчиков более аналитический склад ума? – Неправда. Аналитический ум поровну поделен между полами.

4. Мальчики амбициознее девочек? – Неправда. Девочки живее и отчетливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.

5. Мальчики более способны в точных науках? – Правда. Но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.

6. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность? – Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.

7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями? – Правда. Но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.

8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая? – Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.

9. Мальчики агрессивнее девочек? – Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.

10. Мальчики лучше ориентируются на местности? – Правда. Подрастая, мальчики проявляют большие способности в ориентации на местности.

11. Девочки пассивнее мальчиков? – Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки – тише, но гораздо результативнее.

12. У девочек лучше развито чувство коллективизма? – Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, а девочки – в группы из 2-3 человек.

13. Девочки более чувствительны к прикосновениям? – Неправда. Существенного отличия нет.

14. Девочки легче поддаются чужому влиянию? – Неправда. Девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании.

15. Мальчики более активны? – Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и учителей.

16. Девочки более пугливы? – Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.

17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности? – Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.

18. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики? – Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.

19. У мальчиков более развита склонность к командованию? – Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются результата мягко и постепенно.

20. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями? – Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.

Особенности эмоциональной сферы

Исследования показали, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек реакция более положительная, мозг девочки как бы поддерживается в состоянии готовности к последующим воздействиям. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мальчики и мужчины обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Реакция на оценку взрослого

Для ребенка речевая оценка взрослыми их деятельности становится эффективной, только когда она эмоционально значима. Причем для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек  – кто их оценивает и как, т.е. им важно, какое они произвели впечатление.

Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определенные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен».

Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга.

Если вам надо отругать девочку, не спешите сразу высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.

Мамам, няням, воспитателям и в последствии учителям трудно понять эту сторону жизни мальчика – они-то сами другие.

Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. На самом деле он не равнодушен.

Просто он уже показал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен: просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит, он уже ничего не слышит. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более мягкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните коротко и конкретно – чем вы недовольны.

Поведение

Сравнивая поведенческие характеристики мальчиков и девочек, принято считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы и даже более агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года.

Видимо, их раздражает излишняя подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят).

Давайте тогда зададимся вопросом: если  у мальчиков так много разных отклонений, если среди них так много двоечников и трудновоспитуемых, то почему практически все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины?

Особенности мышления

У девочек лучше развиты речь и словесно-логическое мышление, у мальчиков – пространственное и образно-логическое мышление.

Поэтому девочкам лучше даются манипуляции с формулами, счет (алгебра), а мальчикам мысленные манипуляции с геометрическими фигурами (геометрия). Эти особенности мышления очень ярко проявляются в рисунках детей.

Мальчики чаще изображают технику во всех деталях и подробностях, здесь все движется, наполнено действием. Девочки обычно рисуют людей (принцесс), в том числе и себя.

Особенности познания мира и обучения

Установлено, что мужчины лучшее выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, продуктивнее работают, если необходимо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики.

И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики. А это именно то, что требуют в школе, т.е.

этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке.

Стратегия обучения в детском саду и школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще всего женщины, а у них другой тип мозга и другой тип мышления. Это влияет даже на продуктивность вопросов к обучающему взрослому.

Мальчики чаще задают вопросы для получения какой-то конкретной информации, а девочки – для установления контакта со взрослым, т.е. мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. При этом на занятии девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.

Учитель ориентируется по обращенным к нему внимательным девичьим лицам и преподносит самый трудный материал в самое выгодное для девочек время. Мальчики раскачиваются долго, на учителя смотрят редко. Они достигают пика работоспособности, когда самое важное уже объяснено. Возможности усвоить материал для мальчиков оказываются низкими.

Кроме того, при неблагоприятных условиях, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки воспринимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в той или иной мере справляются с заданиями.

Мальчик в такой ситуации старается уйти из-под контроля взрослого, не подчиняется ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно. Взрослым надо учитывать эти особенности психики мальчиков.

Можно сделать вывод, что мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

Несколько коротких советов

от авторов книги

«Мальчики и девочки – два разных мира» В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман:

– помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе;

– никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим;

– не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самостоятельно;

– не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое-либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от нее требуется;

– если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать;

– пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чем она не права, а высказывать все и сразу не спешите;

– ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать;

– мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно;

– в случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим вы оградите ребенка от излишних переживаний и паники, ведь для него все выглядит гораздо серьезней, чем для вас;

– учитесь терпению, в том числе и у своего малыша;

– постарайтесь объяснить ребенку, что ошибаться иногда даже необходимо;

– постарайтесь понять, что ребенок тоже личность, и то, что он будет похож на вас, совсем не обязательно;

– помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите ее «на блюдечке», чтобы сэкономить силы и время, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.

/span

laquo;Мальчики и девочки

Источник: http://www.detsad72.ru/page/148

Для родителей
Добавить комментарий