Малыш долго одевается: как ему помочь?

Психолог: Поторапливая копуш, родители тормозят их развитие

Малыш долго одевается: как ему помочь?

Медлительные дети долго запрягают, но, если им помочь, быстро едут.

Все малыши группы давно одеты и уже минут пять топчутся у шкафчиков – как всегда, выход на прогулку задерживают Света и Ваня, только-только закончившие надевать теплые колготки.

Воспитательница нервничает, помогает то одному, то другой. Ее можно понять: одетые дети уже толкаются, кто-то хнычет, что ему жарко…

Настроение у всех испорчено, но больше всего у самих копуш – их и торопили, и дразнили, но дело лучше не пошло.

“Ты назло?”

Ох уж эти копуши! Утром их не заставишь одеться, а вечером поскорее убрать игрушки и лечь спать. К завтраку из раза в раз устанешь звать, а ужин тянется так, что сам засыпаешь. И чего только не делаешь, чтобы приучить ребенка быстро собраться на прогулку: и раскладываешь одежду, и обещаешь шоколадку, и просишь поспешить…

“Ты что, назло мне так копаешься?” – это крик в пустоту, излишне накаляющий атмосферу.

Ведь даже даже самый активный ребенок до 4-5 лет не понимает, что такое “быстро-медленно”: он только научился действовать самостоятельно и все делает, как умеет. А если речь идет о более старшем малыше – это уже темперамент.

И чем больше нервничаете вы, тем больше начинает суетиться он, не попадая руками в рукава, пуговицами в петли, и все получается еще медленнее.

Из раза в раз повторяется одно и то же, и вот мы уже готовы записать своего ребенка в не очень способные – как, мол, он не понимает, что если мы не поспешим, то опоздаем в школу, другие же успевают, – а не понимаем при этом сами, что дело не в способностях, а в том, что навязываем ребенку непосильный для его нервной системы темп!

Одна мама считала своего сына Сережу неразвитым: дома он с задержкой реагировал на ее указания, в школе не успевал за урок сделать то, что успевали большинство ребят, неаккуратно писал, сбивался у доски, даже если знал урок…

Мальчик при этом пребывал в полной уверенности, что все делает неправильно, на подбадривание в духе “не спеши”, “все хорошо” реагировал как на подгонку, привыкнув к тому, что всегда отстает и его подгоняют.

Результаты тестирования между тем демонстрировали, что Сережины интеллект, запас знаний и навыков соответствуют возрасту, а вот темп деятельности (его индивидуальный темп!) более чем в два раза ниже, чем у сверстников.

Ребенок, а не дневник

В первые годы жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением у взрослых особой тревоги. Наоборот, он очень “удобен”: много спит, не капризничает, не носится как угорелый, играет по большей части сидя. Проблемы со сборами на прогулку и неспешная еда представляются неудобствами местного значения.

Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся. Но вот пошли первые четверти и “сережа” начал отставать от сверстников!

Тут самое время понять (лучше поздно, чем никогда), что темп деятельности вашего ребенка всегда будет ниже, чем у детей активных и подвижных, он на всю жизнь. Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. В силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе, так что не доводите его до невроза беспрестанными “погонялками”, а лучше начните помогать ему.

Для начала постарайтесь попасть к психологу и заручитесь результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка, а также о низкой подвижности нервных процессов. Так вы сможете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать время на перемене для дописывания и т.д.

Займитесь планированием: как взрослые и организованные люди предусмотрите в каждом пункте дневного расписания малыша время на “раскачку”.

По утрам будите его чуть раньше обычного – тяжелому на переход от одного состояния к другому, ему необходимо и время для перехода от сна к бодрствованию. Запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы.

Облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел поможет четко организованный режим.

Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче. Тем более что медлительным важно быть уверенными хоть в какой-то незыблемости правил и укладов жизни.

При выполнении домашнего задания начинайте с простого, давайте человеку передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

Об этих детях часто говорят как об “инертных”, имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, не схватывают ее.

А вам, кажется, что когда вы, объясняя ребенку математику, вдруг спрашиваете его, как пишется та или иная буква, то тем самым помогаете ему держать в голове всю программу.

Так вот, забудьте о таких приемчиках! Они травмируют маленького человека, он не переключится и не ответит сходу на ваш вопрос – новое задание совпадет во времени с решением предыдущего и он не справится ни с тем ни с другим. И дело тут не в том, что ребенок плохо соображает – речь идет только о темпе умственной работы.

Недаром при проверке домашних заданий медлительных детей учителю иногда кажется , что их делал кто-то из родителей – так разительно отличаются они от того, что ребенок показывает в классе.

Просто дома он спокоен, если вы нашли моральные силы ему это спокойствие обеспечить, не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки, безусловно лучше работает голова.

А чтобы обеспечить человеку спокойную работу и в классе, возьмите труд не просто проходить все непонятое на уроке, а хотя бы на параграф, но опережать программу.

И, в конце концов, расставьте приоритеты в школьных дисциплинах. Сразу согласитесь с тем, что по отдельным предметам у вас может быть невысокая отметка. Вы же любите самого ребенка, а не его дневник!

Мы вместе!

Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных всем сразу родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, по магазинам, в поликлинику… Но если у вас не хватает времени ни на что, то ваш ребенок “обречен” вечно отставать. Так, может, ради него вам стоит замедлить ритм собственной жизни?

И прежде всего в собственном доме. Подгоняемый всеми и всюду за его пределами ребенок должен именно дома рассчитывать на полное понимание своих проблем и помощь в их решении. А так любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если в доме царят напряжение и двоемыслие.

Ведь если, скажем, мама вечером постарается сделать так, чтобы сын расслабился, в спокойной обстановке поиграл, спокойно сделал уроки, а папа утром даст волю раздражению (“Опять копаешься!”), толку от занятий не будет. Да, родителям иногда трудно договориться между собой.

Но только единая и согласованная тактика отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам поможет ему преодолеть трудности.

Будьте позитивны! Хвалите ребенка за быстроту и эффективность, за все, что он делает без копания. Выбросьте из своего словаря выражения типа “Вечно ты опаздываешь” – это обязательно закрепится, у медлительных крепкая память. Наоборот, обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.

Обратите внимание на его склонности. Если медлительные дети чем-то увлечены, они со свойственной им настойчивостью и основательностью “глубоко копают”.

Будь то география, физика или история, они постепенно станут в своей области первыми, да и вообще везде, где не требуется мгновенной реакции, они будут крепкими профессионалами.

Из вашего копуши при правильном к нему отношении со временем получится замечательный конструктор, дизайнер, программист, врач, ученый.

Знали бы вы, каким вялым, заторможенным, неспособным к наукам выглядел в глазах своих товарищей Альберт Эйнштейн! А вот что писал один из биографов Чарльза Дарвина: “В таком мозгу мысль созревает до того медленно, что поначалу кажется, что ее почти нет. А потом становится ясно, что она там была всегда”.

Кстати

Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем обычные шестилетки выполняют это задание за 10 – 12 секунд, семилетки – за 6 – 8 секунд; а у медлительных это время в 1,5 – 2 раза больше.

полезно

– “Запрещенное движение”. Развитие внимания и скорости реакции. Вы совершаете разнообразные движения, а ребенок их повторяет. Все, кроме одного запрещенного, которым может быть хлопок, поднятые вверх руки или что-то еще.

– “Обмоталочки”: к концам веревки привязаны палочки. Участники с двух сторон начинают наматывать веревку на палочки – кто больше намотает, тот и выиграет. Другой вариант: веревка привязывается к поясам играющих. Участники кружатся и наматывают ее на талию.

– “Скатай бумажный шарик”: упражнение на мелкую моторику рук: у кого шарик получится более плотный, тот и выиграл.

– “Все наоборот”: ребенок должен делать движения, противоположные тем, что делает взрослый: взрослый поднимает руки – ребенок опускает, взрослый встает на цыпочки – ребенок приседает и так далее.

– “День – ночь”. Взрослый называет время суток, причем не по порядку, а как заблагорассудится. При произнесении слова “день” ребенок бегает и резвится, когда говорите “вечер”, его движения становятся замедленными, а услышав слово “ночь”, он должен замереть.

– “Съедобное – несъедобное”. Бросаете ребенку мячик, одновременно произнося то или иное слово. Он должен поймать мяч, если был назван съедобный предмет, и отбить, если несъедобный.

Источник: https://rg.ru/2011/05/12/kopushi.html

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Малыш долго одевается: как ему помочь?

7 самых распространенных детских обид. Как на них реагировать

Жалоба №1. На усталость Варианты: «Я устал», «Я больше не могу» – и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.Тайный смысл жалобы: Жалуясь на усталость, ребенок констатирует факт и ждет от вас соответствующей реакции. Если вы слишком увлечены каким-то делом – таким образом, он может пытаться привлечь ваше внимание.

Если вы наоборот чрезмерно загружаете его – жалуясь на усталость, малыш подразумевает «оставь меня в покое». А вот стонать чадо начинает каждый раз, когда вы даете ему неприятное задание – это всего лишь способ манипулировать вами.При этом кроха не желает признавать, что у него нет желания выполнять вашу просьбу.

В общем, просто ребенку кажется, что жалобы на усталость звучат менее обидно для вас и более правдоподобно для него.Как отвечать: Выясните, от чего малыш устал, и какой именно помощи он от вас ждет: посочувствовать, посидеть рядом или наоборот исчезнуть из поля его зрения.

Предлагая ребенку отдохнуть, обговаривайте продолжительность паузы в делах: «Давай ты, сейчас посмотришь мультфильм (поспишь) и отдохнешь, а потом мы пойдем в магазин (продолжишь заниматься)». Не забудьте спустя некоторое время поинтересоваться самочувствием сна или дочери. Таким образом, вы покажите, что не пропускаете жалобы мимо ушей и действительно переживаете за ребенка.

Что не надо говорить: «Надо было меньше бегать (кричать, баловаться…)» – сейчас не время критики. Если ребенок вами манипулирует, не нужНо демонстрировать, что вы знаете истинную причину его капризов – «Вечно ты устаешь, когда я прошу мне помочь». Лучше в следующий раз перед тем, как что-либо попросить, поинтересуйтесь его самочувствием.

Тогда у малыша не будет возможности симулировать, прикрываясь усталостью. Жалоба № 2. На скуку Варианты: На вопрос, что ты такой грустный ребенок отвечает, что ему скучно. Хотя это видно и без слов, по выражению его лица.Тайный смысл жалобы: Малыш привык, чтобы его развлекали, и не может самостоятельно придумать себе занятие.

Или он слишком долго играл один и теперь ему хочется пообщаться с вами, но он боится отвлекать маму или папу от домашних дел и ждет, пока вы заметите его унылое выражение лица.Как отвечать: Предложите ребенку заранее спланировать свободное время. Вместе решите, когда он будет играть, когда рисовать, когда смотреть мультфильмы, а когда делать уроки.

«Давай ты после садика немного поиграешь, потом мы вместе почитаем, а потом ты будешь собирать смотреть мультфильм. Чередуйте совместное времяпрепровождение и самостоятельные игры ребенка. Если вы заметили, что малыш слоняется без дела с унылым выражением лица – поинтересуйтесь, что у него сейчас по плану, чем он сейчас собирается заняться.

Что не надо говорить: «Ну, так займись чем-нибудь – у тебя столько игрушек», «Иди, читай (уберись в своей комнате) – если не знаешь что тебе делать!». Нежелательно предлагать ребенку «развлечься» неинтересными ему делами. От такой альтернативы ему станет еще более грустно. Жалоба №3.

На других детей Варианты: «Паша меня бьет», «Маша отнимает у меня игрушки» – и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие – один он хороший.Тайный смысл жалобы: Если подобные жалобы произносит трехлетний карапуз – это нормально. А вот если на других детей жалуется ребенок 5-6 летнего возраста – это свидетельствует о неумении находить общий язык со сверстниками.

Если ребенок всегда ищет виноватых – он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей. Скорей всего малыш мало общается с другими детьми. Он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) всегда ему уступают, и удивляется, почему другие дети ведут себя иначе.Как отвечать: Почаще оставляйте ребенка один на один с другими детьми.

Если дети что-то не могут поделить или ссорятся – не влезайте. Дайте чаду возможность самостоятельно решать свои проблемы. Когда кроха жалуется, постарайтесь ему логически объяснить поведение других детей. «Паша тебя бьет не потому что он плохой, а потому, что ты отнял у него машинку».

Что не надо говорить: «Ты сам виноват» – сейчас не надо искать виноватых, нужно объяснить ребенку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе. Жалоба №4.

На взрослых (бабушек, дедушек, воспитателей) Варианты: «Бабушка всегда заставляет меня есть суп и у меня потом болит живот», «Воспитательница укладывает меня спать днем – и вечером я не могу уснуть»Тайный смысл жалобы: Подобные жалобы часто возникают, когда у всех взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка, разные взгляды на педагогический процесс.

Ребенок не понимает, почему мама разрешает не спать днем, а воспитательница заставляет; почему у родителей можно не есть суп, а бабушка настаивает на обратном…Как отвечать: Жалобы исчезнут, как только взрослые придут к единому взгляду на воспитание ребенка и детский распорядок дня.

Если придерживаться единой педагогической линии не получается – объясните ребенку, что иногда обстоятельства позволяют нарушать тот или иной распорядок.Что не надо говорить: «Скажи, бабушке, что я разрешила тебе не есть суп» – не нужно манипулировать взрослыми при помощи ребенка.

«Бабушка не права» – подобными высказываниями вы настраиваете малыша против других взрослых (которые не выполняют ваши требования по его воспитанию). Жалоба №5. На нехватку свободного времени Варианты: Каждый день перед сном ребенок жалуется, что он что-то не успел сделать – «Я опять не успел посмотреть мультики».

Или, когда вы его просите помочь он говорит, что опять не успеет поиграть в компьютер, порисовать.Тайный смысл жалобы: Возможно, вы слишком загрузили малыша, и у него действительно, нет свободного времени. Или ребенок не умеет самостоятельно планировать его, он слишком увлекается одним делом, в ущерб остальным занятиям.

Как отвечать: Чтобы избежать жалоб на нехватку времени – составьте вместе с малышом подробный распорядок дня, в котором помимо времени посещения различных секций будет место для выполнения ваших поручений (помощь маме) и свободное время. Заранее предупреждайте ребенка о запланированных делах «заканчивай играть, через 20 минут мы будем мыть пол».

Тогда у него будет возможность морально подготовиться к неприятной обязанности и ваша просьба не будет для него неожиданностью.Что не надо говорить: «Ты просто очень медленно все делаешь» – ваша задача составлять распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Если вы знаете, что малыш долго одевается (умывается, ест) отводите на эти процедуры столько времени, сколько ему необходимо. Не торопите чадо фразами «давай быстрей, мы опаздываем» – если вы будете подгонять его, у маленького человека возникнет ощущение постоянной нехватки времени. Жалоба №6.

На проблемы в детском саду Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (прыгаю, пою)».Тайный смысл жалобы: Малыш хочет высказаться и поделиться с вами своими проблемами. Ему нужен слушатель. Если ребенок все время жалуется на одно и тоже (я плохо пою) – он, таким образом, пытается объяснить вам свои приоритеты.Как отвечать: Внимательно выслушайте жалобы малыша.

Все, что от вас требуется это изображать неподдельный интерес (а ведь это не сложно, правда?..) к его проблемам и периодически вставлять ободряющие реплики типа «Надо же!». А когда он, наконец, выговориться, подведите итог: «Я уверена, что ты со всем справишься, ты ведь такой умный (настоящий силач, самая красивая, лучше всех поешь…)».

Не пытайтесь проанализировать ситуацию и докопаться до истины. Ваша задача вернуть ребенку веру в себя и оптимистический взгляд на жизнь. Обязательно поинтересуйтесь, чем вы можете помочь в данной ситуации и предложите несколько вариантов решения проблемы (давай я тебя научу рисовать, хочешь записаться в музыкальную школу).

Что не надо говорить: Не пытайтесь успокоить чадо фразами типа «это разве проблемы! Вот у меня сегодня …». В данный момент ребенок ищет жилетку, в которую можно поплакаться. Он не готов выслушивать ваши проблемы, тем более, что на его уровне его неприятности ему, действительно, кажутся существенными и более серьезными, чем ваши. Жалоба №7.

На жизнь Варианты: На вопрос «Как дела» – у ребенка всегда один ответ – плохо, не очень, да так себе. В общем, день не задался, жизнь не удалась. В разговорах с другими детьми он часто говорит фразу «Везет тебе». А рассказы о друзьях начинает со слов «Как хорошо Маше, у нее есть большой велосипед (собака, компьютер, телевизор).Тайный смысл жалобы: У ребенка пессимистический склад характера. Он не умеет радоваться тому, что имеет и завидует окружающим. Прежде чем винить его за «грустный» взгляд на жизнь – внимательно проанализируйте свои разговоры дома. Скорей всего малыш постоянно слышит от взрослых о каких-то проблемах, которые надо срочно решить и воспринимает свою жизнь, как одну большую «невезуху». При этом от посторонних он ничего подобного не слышит, и уверен, что им живется значительно легче.Как отвечать: Ваша задача научить ребенка радоваться тому, что имеешь и ценить настоящее. Поменьше обсуждайте дома различные проблемы. Прежде всего, постарайтесь сами научиться радоваться настоящему и акцентируйте внимание крохи именно на положительных моментах. Заведите традицию длиться друг с другом приятными событиями. Пусть, например, за ужином каждый член семьи расскажет, что у него хорошего произошло за день, и как он этому радовался. Первое время вам придется вытягивать из ребенка приятные воспоминания при помощи наводящих вопросов, но постепенно он научиться обращать внимания именно на положительные моменты жизни.Что не надо говорить: «Вечно у тебя все плохо», «Ты опять всем недоволен» – от такой «поддержки» ребенку станет еще хуже. Жалобы без тайного смысла, которые нельзя игнорировать:-На здоровье;-На чувство голода;-На жажду;-На желание спать;

-На

страх.

Источник: https://ds2-lub.edu.yar.ru/dlya_vas__roditeli/shpargalka_dlya_roditeley/7_samih_rasprostranennih_detskih_obid__i_kak_na_nih_reagirovaat.html?with_template=blind

Малыш долго одевается: как ему помочь?

Малыш долго одевается: как ему помочь?

В общем-то малыш пошел бы в детский сад даже в пижаме. Но если вы проявляете признаки нетерпения, он тут же готов «принять бой»: начинается нытье или разгорается скандал. Вы чувствуете, что он недоволен ни вашим предложением, ни своим поведением.

Кроме того, это очень сильно мешает вам самой: простая фраза «иди одеваться», сказанная два раза, ‒ это еще ничего. Но если вы повторили ее десять раз и начали раздражаться, проще снова взять все в свои руки ‒ в прямом смысле слова ‒ и помочь ребенку одеться.

А затем снова спрашивать себя: когда же чадо проявит хоть немного желания одеться самостоятельно?

Слишком трудная задача

Вы без труда справляетесь со шнурками, умеете завязывать бантик, можете застегнуть тугую пуговицу и повернуть перекрутившуюся юбку. Но когда-то и вас ставило в тупик предложение самостоятельно завязать шапку и поправить шарф. Вот и вашему ребенку пока не хватает умения и опыта, и надо помочь ему научиться справляться с трудностями.

Что делать?

Для начала максимально упростите жизнь своему малышу: между красотой и удобством выбирайте удобство, пусть и в ущерб моде. Покупайте обувь на липучке или заменяйте шнурки специальными эластичными тесемками, одежду ‒ на кнопках, а не на пуговицах, брюки и юбки ‒ на резинке, а не на сложных застежках. Следите, чтобы застежки-молнии были с крупными зубцами.

Майки и толстовки должны быть с эластичным воротом: голова, застревающая в майке дважды в день, ‒ серьезный повод для раздражения. Джемпер с ярким рисунком на груди поможет ребенку надеть его правильно, а не «задом наперед».

Пользуйтесь маленькими хитростями: например, прицепите к застежке-молнии кольцо или небольшой брелок, чтобы малыш смог быстрее ее нащупать.

Скажите ребенку: «Я вижу, что тебе еще сложно справляться со всей этой одеждой. Я застегну тебе джинсы, а майку и носки ты наденешь самостоятельно».

Такой чувствительный!

Вы не можете понять, почему ребенок отказывается носить один свитер, а второй, точно такой же, занашивает до дыр. Вам странно, что довольно слабо затянутый шарф вызывает у него бурный протест и слезы, а штанины нужно непременно заправить в носки, потому что они «скребут кожу на ногах».

Повышенная тактильная чувствительность часто встречается и у детей, и у взрослых, но вторые уже знают, как справиться с неприятными ощущениями, часто очень субъективными, и не испортить себе день. А малыш чувствует дискомфорт, но не всегда его причина звучит убедительно для вас.

Что делать?

Тщательно выбирайте удобную одежду, можно вместе с ребенком. При покупке новых вещей, особенно прилегающих прямо к телу, оценивайте ее мягкость ‒ например, прижимая к своей щеке: шершавая или «стеклянная» на ощупь ткань будет раздражать кожу и заставлять малыша снова капризничать.

многие дети не любят водолазки с высоким воротником, так что в холодное время года поможет мягкий шарф-манишка. Теплые вещи из шерсти и акрила часто бывают слишком колючими для нежной кожи ребенка, поэтому выбирайте одежду из флиса или полартека: она мягче и не уступает шерстяной в качестве.

Избавьтесь от носков с тугой резинкой и растянувшихся колготок. Сразу срезайте с новой одежды внутренние этикетки, удаляйте торчащие нитки.

При стирке обязательно используйте режим дополнительного полоскания белья, чтобы частицы порошка не оставались на одежде, и добавляйте кондиционер-ополаскиватель, смягчающий ткань.

Скажите ребенку: «Я понимаю, что тебе неудобно, но мы с этим справимся. Давай ты подробно объяснишь, что мешает и где нужно поправить, а я постараюсь сделать так, чтобы тебе было удобно».

Запаситесь терпением

Утро расписано по минутам. Когда вы замечаете, что ребенок надел трусы наизнанку и задумчиво бредет в сторону кухни, вы предпочитаете одеть его сами, чем везде опоздать. Но таким образом не приучите его к самостоятельности.

Что делать?

Принять факт, что ребенок все делает медленнее, чем вы. Чем больше он будет чувствовать ваше нетерпение, тем заманчивее для него сделать все наоборот и покапризничать, сидя под дверью. Малыш сам выбрал футболку и надел ее? Похвалите его, даже если вещи не сочетаются.

В выходной день, когда спешить некуда, предоставьте ребенку возможность одеваться в собственном ритме. Чтобы выиграть время, заранее разложите одежду в шкафу по полным комплектам или развесьте на удобные вешалки ‒ это исключат утренние сообщения на тему «я не нашел красную рубашку».

Сам комплект можно достать из шкафа накануне вечером и сложить в порядке надевания: трусы ‒ первые, джинсы и носки ‒ последние. Для мелких предметов одежды, которые могут потеряться, заведите неглубокий прозрачный контейнер ‒ туда же можно складывать после стирки непарные носки.

Сразу договоритесь, что одежда, требующая стирки, отправляется в корзину для белья.

Скажите ребенку: «Мне очень приятно, что ты стараешься»; «Эта майка надета задом наперед, но сейчас мы ее переоденем».

Малыш, который только учится одеваться, делает это очень медленно. Имейте терпение и не торопите его. Лучшим решением будет начинать одеваться на 15-20 минут .

Может быть, вчера ребенка ругали в детском саду, просто выдался неудачный день или малыш проснулся в мрачном настроении и нуждается в повышенном внимании? А что может быть лучше, чем мама, одевающая его сама, как маленького? Проблема лишь в том, что ребенок сигналит «Мне срочно нужна забота и ласка!» как раз тогда, когда вы больше всего торопитесь.

Что делать?

Дайте малышу понять, что скорость его сборов никак не влияет на ваше отношение к нему. Всегда ставьте будильник с небольшим запасом: лучше пять минут обниматься и возиться утром, чем ввязаться в получасовой скандал перед самым выходом из дома.

Заведите бодрый и веселый ритуал утреннего подъема: пойте песни или декламируйте стихи, несите его в ванную на спине или сделайте массаж ‒ тогда ребенок убедится, что даже в спешке вы помните о нем и готовы к общению.

В более спокойное время дня старайтесь уделить ребенку хотя бы час полностью, не отвлекаясь на домашние дела.

Если утро будет четко спланировано, а вы внесете в сбoры элемент игры ‒ например, будете капитаном корабля, подающим команды «Пора на завтрак!», «Матрос, взять носок в правую руку!», ‒ то и процесс одевания пройдет быстро и незаметно.

Скажите ребенку: «Сейчас нам надо собраться быстро, потому что скоро начнутся занятия, а вот вечером у нас будет время на игры»; «У нас есть еще 10 минут, и мы сможем дойти до садика медленным шагом, а если выйдем позже ‒ придется поторопиться».

Источник: http://www.parents.ru/article/malysh-dolgo-odevaetsya-kak-emu-pomoch/

Как научить ребенка самостоятельно одеваться

Малыш долго одевается: как ему помочь?

  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка.

Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным – умение одеваться.

Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна – мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс – утро.

Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад.

Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности – неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни.

Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку – пожнешь характер», – говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким.

Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка.

К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен развиваться всесторонне и гармонично.

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

 Возраст  ребенка  Навыки самостоятельного одевания (в данном возрасте ребенок должен уметь)  Наличие помощи взрослых
 2 года Снимать и одевать в определенном порядке:  шапку;  обувь, расстегнутую взрослым;  колготки; шорты (юбку, брюки) на резинке. С помощью взрослых
 3 года Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая  расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.  Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду. Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня:  поправлять одежду. С небольшой помощью взрослых
 4 года Одеваться и раздеваться в определенной последовательности  самостоятельно.  Аккуратно складывать и вешать одежду. Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её. Помощь только в завязывании  шнурков.
 5 лет Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со  шнурками.  Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых. Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома. Без помощи взрослых, по  небольшой словесной инструкции.
 6 лет Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.  Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом. Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – лень.

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью – начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду.

    Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).

  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами.

    Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.

  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).

  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей.

Умение самостоятельно одеваться – это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelno-odevatsya/

Что делать с ребенком-копушей?

Малыш долго одевается: как ему помочь?

Если есть дети шустрые, то есть и другие — шустрые не вполне. И вполне даже замедленные. Это естественная особенность ребенка, и сердиться на нее так же глупо, как и на то, что у вас всего две ноги.

Таким его родили родители. Более того, когда вы ругаетесь и требуете от ребенка «Ну быстрее же, быстрее!», ребенок только отвлекается на вас, сбивается и делает еще более медленно.

Не ругайтесь и не дергайте ребенка, это не помогает.

Часто бывает: ребенок делает и так все медленно, а если вы злитесь и его подгоняете, то еще медленнее, как будто назло, как будто специально! Верно, ребенок же не глупее вас. Если вы сердите его, он злится на вас и делает вам назло. И что теперь? Сердиться все равно бессмысленно, от этого война только усилится.

6−7-летние дети практически не видят разницы между «быстро» и «медленно» и работают в том ритме, который для них естественный. Относитесь к этому спокойно, но не бездействуйте: медлительность ребенка значит только то, что и для вас, и для ребенка будет больше дополнительной работы.

Какой работы? Что нужно делать?

Проводите дома с ребёнком физические упражнения. Подойдут любые, начиная от пальчиковой гимнастики.

При выполнении упражнений придерживайтесь определённой последовательности в темпе: медленно-быстро-медленно.

Все упражнения начинайте не торопясь, чтобы у ребенка все получалось, в середине можете весело понапрягать, но заканчивайте снова не быстро: у ребенка всегда должно оставаться ощущение успеха.

Все важные дела, которые ребенок должен хорошо делать, делайте вместе с ним — до тех пор, пока он не научится делать их достаточно хорошо. Нужно завязывать шнурки — начинайте делать это раньше.

Покажите, как это делается, после чего он должен сделать это сам. Не получается — пусть тренируется (не торопясь) раз за разом.

Почему бы и да? И это нужно делать день за днем до тех пор, пока под вашим приглядом он не научится делать все, что нужно — так, как нужно.

Если ребенок рядом с вами занимается делом, например, уроками, не торопите его. Вам нужно правильно, а не быстро. Плохо, если вы, проявляя родительское рвение, торопите: «Так, быстренько расскажи мне правило».

Тем более не остроумно, не дождавшись ответа и не дав ребёнку время на раскачку, его обвинить: «Опять не выучил». Возможно, правило он знает, но чтобы его вспомнить и вам рассказать, ему нужно немного больше времени.

Делайте почаще перерывы в учебных занятиях, но занимайте их другой разумной активностью. Там, где другой ребенок будет непрерывно заниматься 30 минут, копуше лучше уже через 15−20 минут сделать перерыв. Но в перерыве пусть он подвигается физически: вместе с вами поприседает или снова займется пальчиковой гимнастикой.

Учите ребенка не скорости, а точности и четкости. Чаще делайте что-то с ним вместе, следя за тем, чтобы ребенок все делал максимально четко, точно, последовательно, так, как вы сказали и не отвлекаясь. Он может быть медлительным, но должен быть четким и точным. В этом будьте требовательны, копуша — не разрешение на разгильдяйство.

Ребенок может быть медлительным, но не должен превращаться в копушу. Дети рождаются с разными темпераментами, но «темперамента копуши» нет. Копушами — не рождаются, копушами становятся, если родители разрешают или тем более подкрепляют такое поведение. Зачем ребенку становиться копушей? А зачем быть шустрым, когда можно стать копушей, оказаться в центре внимания, и за тебя все сделают?

Не надо на копуш сердиться, о них нужно заботиться, потому что они — наши любимые. А забота наша в том, чтобы научить копушу делать дела собранно и быстро. Когда копуша научится не отвлекаться, научится ловко завязывать шнурки и будет знать, в какой последовательности что надевать, он из копуши превратится в нашу радость.

Другое дело, что бывают копуши настоящие, а бывают — копуши специально. Копуша специально — это ребенок, который бывает вполне себе шустрым, но рядом с вами и в каком-то определенном деле вдруг становится копушей.

Действительно, важный вопрос по поводу медлительности ребенка: «Ребенок не может быстрее или — не хочет»? Ваш ребенок действительно медленный или сообразительный, который медлит вам назло, медлит, когда ему надо? В большинстве случаев разница хорошо видна: если не может, он медлительный всегда, а если сообразительный, то — избирательно.

Например, если в школу собирается медленно и уроки пишет сонно, а за компьютер ныряет быстро и там пальчиками перебирает быстро — у вас не копуша, а ребенок сообразительный.

Сообразительные копуши повзрослее уже знают научные обоснования своего права делать так, как им удобно.

Вполне убежденно и энергично вам расскажут: «Я так не могу, ну что вы кричите… Я все забыл! У меня не получается! Не торопите меня, я теряюсь… Я не могу, когда вы меня подгоняете, я могу, только когда медленно. Вы не учитываете мой характер и темперамент. Я флегматик с элементами меланхолика.

А в книжках пишут, что темперамент не меняется, мама!» Есть дети, которые от жизненных проблем легко уходят в «поболеть». Такой ребенок уходит в свое право быть копушей и тормозом, когда ему это выгодно.

И что делать с такими сообразительными? Любопытно, что рекомендации будут похожими.

Не ругайтесь и не обвиняйте в обмане и ловкачестве: ничего не докажете, а отношения подпортятся.

Сделайте вид, что вы верите, что ваш ребенок просто не умеет делать все так, как нужно, и начните его этому учить: так медленно, как ему необходимо, но так неотвратимо, как выберете вы.

Скорее всего, вы станете не самым интересным эпизодом его жизни, и если ребенок поймет, что единственный шанс вырваться от вашей заботы на свободу — начать делать так, как вы заботливо учите, то он так делать и начнет. И это будет достаточно быстро.

И какая разница, специально или не специально он раньше копался? Не превращайтесь в копушу сами, не копайтесь там, где все равно не разберетесь. А если благодаря всему происшедшему вы научились учить своего ребенка, то ребенок вам помог, а вы — молодцы!

Источник: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/58427/

Для родителей
Добавить комментарий