Малыш и зеркало

Маргаритка – мир мамы : Зеркало для детей – что это? | Детская | Детская психология

Малыш и зеркало

Наблюдая за тем, как малыш реагирует на свое отражение в зеркале, можно увидеть немало интересного.

Вальин Лия

Например, этапы развития восприятия, эмоциональной оценки и, наконец, осознания крохой самого себя, узнавание собственного тела.

Примерно с 2-3 месяцев малыш начинает проявлять интерес к зеркалу. Такой же интерес у него и к любому яркому предмету. Младенец разглядывает свое изображение еще не осознавая, что видит именно себя. Наибольшее внимание ребенка привлекают глаза, контур головы, граница волос и лба. Лишь изредка малыш переводит взгляд на руки и туловище.

В 4-5 месяцев ребенок уже вовсю радуется своему отражению: тянется к “двойнику” и, глядя ему в глаза, приветствует такой же сияющей улыбкой, какой одаряет всех окружающих.

В этом возрасте появляются улыбки, адресованные отражению мамы (если кроха находится у нее на руках).

Малыш весело агукает, причем его возгласы усиливаются, если изменяется внешний облик “двойника” – например, малышу надевают шапочку.

Если на предыдущем этапе ребенок почти не совершает действий, направленных непосредственно на зеркало, то в возрасте около 4 месяцев появление в зеркале яркой игрушки вызывает у малыша подъем активности: он, не отрывая от отражения игрушки взгляда, стремится приблизиться к зеркалу, двигает ручками, совершая широкие хватательные движения.

Около 6 месяцев впервые появляется сравнительное рассматривание реального предмета и его зеркального отражения. Малыш поворачивается в сторону игрушки, смотрит на нее, затем устремляет взгляд на зеркало и рассматривает отражение. Разглядывание отражения игрушки ребенок чередует со взглядом в лицо и глаза своему “двойнику”.

Устроившись на руках у мамы, кроха, глядя в глаза ее отражению, широко улыбается, а затем поворачивается к реальной маме и снова с выражением удовольствия переводит взгляд на ее отражение.

До 6 месяцев детей явно привлекает образ малыша в зеркале, но непонятно, узнают ли они свое собственное изображение (это трудно проверить). Иногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале.

Однако после полугода, когда впервые появляется страх перед незнакомцами, ребенок может однажды отреагировать на отражение в зеркале с испугом – как и на всех не известных ему лиц. Эта тревога непродолжительна и чаще всего к ней примешиваются любопытство и стремление к исследованию. Хоть и с опаской, но малыш “хватает” зеркало и пытается ощупать “чужака”. 

В возрасте с 9-10 месяцев до годика “с хвостиком” ребенок буквально заинтригован зеркалом и стремится его исследовать. Он пытается схватить изображение руками, лижет его, целует, разговаривает (лепечет) с ним.

Кроха толкает зеркало лбом, как бы желая пройти сквозь него. Подолгу смотрит на себя в зеркало и гримасничает. Может протягивать “другому малышу” свои игрушки.

Малыш трогает поверхность и с удивлением узнает, что она плоская и холодная на ощупь.

На этом этапе ребенок начинает понимать, что именно он управляет движениями отражения – но пока малыш только на пути осознания того, что там, за стеклом, – он сам.

От 1,5 до 2 лет ребенок воспринимает зеркало как предмет игры, как бы пытаясь понять загадку зеркального отражения. Вы можете подсмотреть, как кроха, желая закрепить свой опыт, старается перед зеркалом медленно повторить каждое свое движение.
Примерка каждой обновки заканчивается тем, что малыш нетерпеливо подбегает к зеркалу и с удовольствием перед ним красуется.

Если взрослый поставит перед зеркалом на носу ребенка точку (к примеру, “испачкает” нос фруктовым пюре), последует типичная реакция: малыш укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза, улыбнется, и будет выглядеть смущенным.

Однако время полного, сознательного отождествления себя со своим отражением еще не пришло. И неудивительно, ведь в этом возрасте у малыша пока нет четкого осознания своего тела, он все еще убежден: стоит закрыть ручонками глаза и его никто не увидит! Все взаимодействия с зеркалом и своим отражением пока еще для ребенка своеобразная очень привлекательная игра.

Осознанное понимание того, что зеркальное отражение – это он сам, приходит к малышу приблизительно к 2 годам и 10 месяцам (а у кого-то и раньше)! Это момент рождения сознательного “Я” – самосознания. Теперь малыш понимает, что он сам идентичен своему изображению.

Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь перед зеркалом, любуется собой, а если видит на губах молочные «усы», – смеется и стирает их. После 2 лет дети ведут себя перед зеркалом так же, как взрослые.

С этих пор “Я” – не только набор ощущений, не только тепло или холодно, не только “здесь и сейчас” и не только непосредственные эмоции и переживания.

Оказывается, о себе можно думать, как о постороннем, можно за собой наблюдать, с собой же беседовать, а иногда даже и осуждать себя. Одним словом, появляется отстраненность от самого себя.

Сознание ребенка совершило гигантский скачок, и сразу появилась бездна возможностей – новый старт для дальнейшего стремительного развития.

В психологии восприятие зеркального образа традиционно связывают с изучением самосознания. Поэтому пробы с зеркальным отражением широко применяют при диагностике психического развития.

1. Дети из детских домов и “домашние дети”.

Поведение у зеркала малыша, который растет не в семье, а в доме ребенка, также имеет свои особенности.

В самом раннем возрасте реакция такого крохи на зеркало (и свое отражение) намного беднее и однообразнее, чем у его “домашних” сверстников: он с меньшим интересом рассматривает свое отражение, не столь явно ему радуется, почти не издает радостных возгласов, а если ему на голову надевают шапочку, то надолго замирает, не сводя глаз с зеркала (в отличие от “домашних” сверстников, активный интерес которых к собственному отражению возрастает).

В конце первого полугодия жизни различия становятся еще более отчетливыми. Ребенок из детского дома, коротко “скользнув” взглядом по своему отражению, отворачивается от зеркала. Улыбки он адресует лишь отражению знакомого ему взрослого, а не своему “двойнику”.

В возрасте же, когда у “домашних” крох наступает пик интереса к зеркалу и играм с ним, малыш из детдома играм с собственным отражением предпочитает компанию близких ему взрослых.

Психологи объясняют эти закономерности нехваткой у малышей из домов ребенка эмоционального личностного общения.

Отсутствие любовного отношения, адресованного персонально каждому малышу, приводит к тому, что у детей запаздывает развитие самоощущения.

2. Интерес к своему изображению (улыбка и активность) – показатель благополучного развития личности ребенка.

Отношение ребенка к своему отражению в зеркале изменяется с возрастом. Если малыш пугается своего отражения, лучше на некоторое время не подносить его к зеркалу. Если же этот страх не исчезает спустя недели и месяцы, необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу. Также рекомендуют “почистить” зеркало энергетически.

Анюта

Знакомим с «двойником» Возьмите малыша на руки, встаньте вместе перед большим зеркалом на расстоянии около 30 см.

Заговорите с малышом, привлеките его внимание и постарайтесь встретиться с ним взглядом через зеркальное отражение. Укажите на свое отражение и назовите: «Это мама». Можете улыбнуться или погримасничать, чтобы крохе было легче сопоставить ваше лицо с отражением, узнать его. Теперь укажите на отражение малыша, спросите, кто это, и тут же «узнайте»: назовите ребенка по имени.

Повторите несколько раз. Постепенно ребенок будет «узнавать» в этом незнакомом младенце в зеркале себя.

Учим любить себя

Возьмите ребенка на руки спиной к себе, поднесите к зеркалу и ласково спросите: “Кто у нас хороший?” Дайте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, позвольте дотронуться до него. Затем поверните ребенка лицом к себе и скажите: “Наш Ванечка хороший”. Повторяйте эти действия по нескольку раз, побуждая ребенка рассматривать себя в зеркале.

С одеждой – к зеркалу

Усадите малыша перед собой и зеркалом и “поиграйте” с отражением: надевайте и снимайте шляпу (прячась под ней), дотрагивайтесь до частей тела малыша, называя носик, ручки, ножки или совершайте какие-нибудь иные действия. Главное, чтобы ребенок с интересом рассматривал вас и себя в зеркале. 

Зеркало также поможет справиться с ребенком, который не желает одеваться. Наблюдение за отражениями в зеркале помогут увлечь малыша, давая вам возможность спокойно его одеть.

Елена Андрушко

Перепечатка данного материала возможна только с сохранением активной ссылки на сайт  www.mir-mamy.com.ua

Источник: https://www.mir-mamy.com.ua/igra/cat=174/id=477

Почти «Чёрное зеркало»: «Малыш Джо» и «Виварий»

Малыш и зеркало

На Каннском фестивале показывают фильмы, которые могли бы стать эпизодами сериала Netflix.

Уже несколько лет продолжается спор Каннского фестиваля и стриминговой платформы Netflix: из-за особенностей французского законодательства, оставляющего большое окно между театральным релизом фильма и его выходом в интернете, киносмотр не может брать в конкурс проекты американского производителя, всё чаще спонсирующего арт-мейнстрим, но не желающего (по собственным коммерческим соображениям) соблюдать местные правила.

Однако — Netflix в дверь, а он в окно: соперничество с главным конкурентом за внимание зрителя — сериалами — заставляет режиссёров-авторов всё дальше проникать на территорию жанрового кино, усложнять драматургию, удивлять зрителя неожиданными поворотами (для расслабленной российской критики обновлённая повестка оказалась серьёзным испытанием: это больше не фильмы про медитирующих два часа экранного времени китайских рабочих, как в нулевые — подробный пересказ сюжета способен испортить зрителю впечатление от просмотра).

Две показанные друг за другом в разных программах картины могли бы, при некоторой обработке, превратиться в очередные эпизоды «Чёрного зеркала», знаменитого сериала Netflix (новые выйдут на платформе 5 июня).

«Малыш Джо» Джессики Хауснер в основном конкурсе — не столько фантастика, сколько социальная антиутопия, в которой вкрадчиво критикуется погоня современного человека за «счастьем» (в том числе медикаментозным), за «нетоксичными отношениями», за покоем, как будто покой бывает не только у мёртвых. Ожившие мертвецы, бесприютные души в чужих телах, похищение души — зомби в расширительным смыслом стали основной темой 72-го Каннского фестиваля, это заметили уже все. Как и серии «Чёрного зеркала», сценарий «Малыша Джо» вызван к жизни страхом перед неизвестным, перед очередной инкарнацией чудовища Франкенштейна — перед будущим, в котором технологии, медицина и прикладная психология меняют привычные отношения между людьми и наши отношения со средой. Ад — это не другие, ад — это другие, одномоментно ставшие вежливыми и покладистыми.

«Маленький Джо»

В буклете к фильму приводятся слова Эрвина Чаргаффа, бихимика и исследователя структуры ДНК, о том, что современный человек — гибрид Прометея и Герострата, легкомысленно относится к эволюции, проходившей миллионы лет, противопоставляет ей научное любопытство отдельных учёных, способных раз и навсегда нарушить баланс в природе. Один из сценариев разрушительного эксперимента явлен в картине Хауснер.

Алиса, мать подростка и амбициозная учёная, вместе с коллегами по корпорации работает над новым сортом малинового цветка, который не только украшает интерьер, но и — при должном уходе — способен сделать своего обладателя счастливым, продуцируя особый запах.

Цветок получил имя «Малыш Джо», в честь сына главной героини — мальчик становится одним из первых подопытных. Оба создания — ребёнок и цветок — одинаково дороги матери (не самая сенсационная, но сатира на концепцию «you can have it all» — и семью, и карьеру).

Коллеги Алисы участвуют в процессе с нарастающим энтузиазмом, скептицизм проявляет только немолодая сотрудница лаборатории, у которой в прошлом уже были нервные срывы, поэтому все вокруг считают её слегка сумасшедшей (а на самом деле она просто слишком ясно и критично видит реальность, не желая поддаваться групповым галлюцинациям).

Этот персонаж, видимо, является в картине воплощением подлинной, неудобной, иногда истеричной человечности, не искажённой посторонними химическими веществами.

Хауснер всегда уделяла много внимания визуальной стороне своих картин, экспериментировала с цветами и фактурами — и для произведения автора, очевидно проявляющего интерес к качеству картинки, «Малыш Джо» кажется не до конца додуманным, не впечатляющим высоким качеством сконструированного мира, не столько кинематографическим, сколько телевизионным.

«Виварий»

Гораздо ближе к фантастике, ближе к «Чёрному зеркалу» и одновременно дальше от него «Виварий» Лоркана Финнегана, показанный в «Неделе критики» (с сериалом картину сближает общее британское происхождение, британская традиция графичных антиутопий, идущая от «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика).

Молодая пара (Джесси Айзенберг и Имоджен Путс) приходит в агенство недвижимости и вместе со странноватым агентом отправляется в новый коттеджный поселок «Даль» — на осмотр будущего дома; выйти оттуда им уже не удастся.

Запертые среди одинаковых, пустых, уходящих до горизонта домов, они получают от невидимых наблюдателей посылки с едой, галантерейными товарами и — однажды — с новорождённым ребёнком.

Надпись на коробке гласит, что, вырастив младенца, они окажутся на свободе (отсюда «виварий», замкнутое пространство, где растят нечто живое).

Странноватое, орущее, непредсказуемое существо быстро становится сатирой на родительство вообще, а весь фильм — зловещей метафорой «благополучной жизни», для которой, якобы, нужны «дом», «бытовой комфорт» и «дети». Ничего отличного от этой эталонной мечты среднего класса таинственные злоумышленники не предлагают — именно от этого героям и зрителям и становится так тошно.

Оба фильма окажутся в прокате и найдут своих поклонников, хотя им очевидно не хватает радикализма и weirdness «Чёрного зеркала» и других телевизионных проектов. Nice try, кинематографисты, допущенные до Круазетт — старайтесь ещё.

Мария Кувшинова

Источник: https://www.kinoafisha.info/news/pochti-chernoe-zerkalo-malysh-dzho-i-vivarium/

Малыш и зеркало. Шаги к осознанию себя — Магазин развивающих игр и игрушек Умный ребенок

Малыш и зеркало

Купить книги для педагогов и родителей>>

  Рано или поздно у каждого малыша происходит знакомство с зеркалом. Если верить таким признанным авторитетам в области детской психологии и развития, как Мерилин Сигал («Ребенок играет: от рождения до года»), то подобное знакомство маме с малышом полезно провести уже в двухмесячном возрасте. М.

Сигал предлагает повесить недалеко от детского столика зеркало, время от времени переодевать ребенка перед ним и играть с ним в игру «Посмотри в зеркало». Как показывает практика, дети реагируют на зеркало и свое отражение в нем по-разному.

Кто-то замечает себя сразу и начинает с интересом рассматривать. Кто-то даже не смотрит на отражение и стремится заняться чем-то другим.

Однако рано или поздно малыш начинает проявлять интерес к своему отражению: сначала удивляется, потом восхищается, а по мере того, как он становится старше, игра с зеркалом доставляет ему все большее удовольствие.

   Большинство психологов относят период активных игр с зеркалом к возрасту от 7 месяцев до 1,5 лет.

Восторг и ликование ребенка, его бесконечные опыты с зеркалом на этом этапе связаны с самоидентификацией и развитием способности смотреть на себя со стороны, что в конечном итоге является частью процесса формирования личности.

Наблюдая за ребенком восьми месяцев, Вы заметите, что он признает в зеркальном образе нечто, что касается его непосредственным образом, является ему в качестве реальности, которая как-то скоординирована с его собственным поведением: жестикуляцией, мимикой, движениями и т.п.

Ребенок криком и мимикой показывает свой интерес именно к этому объекту, он захвачен постоянно возобновляемой игрой с зеркалом, он наблюдает за повторением собственных движений и мимики в зеркале, играет со сменой местонахождения, а иногда даже проявляет «личные» чувства по отношению к своему отражению, например, целует его. Все это позволяет говорить об «узнавании» себя в зеркале. По всей видимости, в психике ребенка в этот момент происходит открытие возможности связать между собой разрозненные, фрагментарные переживания самого себя и собственного тела, которыми он располагал до этого момента, в единое, целостное телесное пространство.

   Безусловно, игра с зеркалом – лишь одна из возможностей проявиться для той тенденции, которая уже наметилась в развитии ребенка. Не нам судить, как развивались бы дети, если бы люди не пользовались зеркалами в повседневной жизни, но, скорее всего, восьмимесячные малыши нашли бы какой-нибудь непредсказуемый способ установления собственной идентичности.

Как раз в этом возрасте ребенок начинает ощущать себя как целостность, как существо, имеющее имя, тело, разум, восприятие. Зеркало в данном случае помогает ему связать внутренние ощущения с видимым целостным образом и положить начало психической работе, свойственной исключительно человеку. Впервые для ребенка возникает «Я», хотя это «Я» еще не является «сформулированным» для него.

Для сравнения: «пристрастность» и субъективность по отношению к образу, которые проявляет семи – восьмимесячный ребенок, ярко контрастирует с безразличием, проявляемым, например, детенышем шимпанзе, тоже замечающим свой образ в зеркале, но практически сразу теряющим интерес к этому объекту, поскольку этот объект не способен напрямую взаимодействовать с ним.

У шимпанзе отсутствует осознание себя, ребенок же в своих первых играх с зеркалом себя постулирует. Да, он осознает себя как личность гораздо позже, но психофизическая основа для этого осознания заложена уже сейчас.

Это различие между животным и человеком выглядит особенно поразительно, если учесть, что семимесячный ребенок в своем инструментальном интеллекте отстает от шимпанзе, которую догонит только, примерно, к одиннадцати месяцам.

   По мере взросления у ребенка изменяется реакция и поведение перед зеркалом. Чтобы проиллюстрировать эти изменения, приведем исследование, проведенное американскими учеными Льюис и Брукс-Ганн (описано в книге Г. Крайга «Психология развития»).

Для того чтобы проследить прогресс в развитии самопознания ребенка, они провели с детьми разного возраста несколько экспериментов с зеркалом. Согласно результатам этих исследований, развитие самопознания в раннем детстве обнаруживает ряд стадий.

   До 6 месяцев детей явно привлекает образ малыша в зеркале, но непонятно, узнают ли они свое собственное изображение (это трудно проверить). Иногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале.

   Между 7 и 11 месяцами младенцы способны понять различие между собственным изображением в зеркале и зеркальными образами других людей, явно отличающихся от них, например ребенка старшего возраста или взрослого. В этот период дети начинают связывать конкретные особенности внешности с чувством Я.

Тем не менее иногда ребенок этого возраста может ползать вокруг зеркала, пытаясь найти «другого» малыша. Если исследователь поставит губной помадой красную метку на носу малыша, тот ее заметит, но станет показывать на нос в зеркале, а не на свой собственный.

   Примерно в 12 – 15 месяцев начавшие ходить дети уже более не нуждаются в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между малышом в зеркале и собой. То есть они понимают, что видят свой собственный образ.

Теперь, если исследователь поставит на носу ребенка красную точку, последует типичная реакция: малыш укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза, улыбнется, и будет выглядеть смущенным.

   К 2-м годам познание себя расширяется еще больше и включает не только знание своей внешности, но и сознавание того, чем сам ребенок занимается. Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь перед зеркалом, любуется собой, а если видит на губах молочные «усы», – смеется и стирает их. После 2 лет дети ведут себя перед зеркалом так же, как взрослые.

   Данные этого исследования говорят о том, что восприятие ребенком своего зеркального образа развивается от идентификации с ним до осознания того, что отражение – это не он сам. Ребенок начинает учиться смотреть на себя со стороны.

Этот процесс отражает, в конечном счете, таящееся в глубинах психики человека противоречие, которое стало камнем преткновения для философии и получило множество имен и трактовок. Как писал Ж.

Лакан, при встрече с зеркалом ребенок «присваивает» себе свой образ, «проверив» путем бесконечных манипуляций и экспериментов, что этот образ – его собственный. Соответственно, этот образ тела становится для ребенка той матрицей, которая формирует его дальнейшие представления о себе.

Внешний образ становится основой для развития внутреннего восприятия и мышления: отныне малыш будет «представлять» себя в определенном образе. При этом собственный образ ребенка будет изначально отчужден от него, так как в скорости он откроет, что это только образ (к тому же, обратный), а не он сам.

В какой-то момент подрастающий ребенок осознает (и это будет уже следующий этап его развития) свое несоответствие собственной реальности.

Все описанные этапы – лишь естественный ход развития психики маленького человечка. Однако многие дети, в результате самых разных нарушений в ходе этого процесса, теряют связь со своим телом, а значит, и с частью своей личности.

Они не могут воспринять свои переживания, блокируют их в своем теле и подсознании. Развитие умственных способностей («разумной» и «социальной» личности) оказывается оторванным от развития тела (личности «телесной» и «эмоциональной»).

Для восстановления контакта со своим телом и эмоциями существует множество упражнений, в том числе (как ни парадоксально) с зеркалом.

Это чаще всего упражнения на развитие эмоциональной сферы, когда с помощью зеркала ребенок учится осознавать свои эмоции, их телесное выражение, и посредством этого, соединяться со своими чувствами и телесными переживаниями.

Само по себе тело является одновременно и «внешним» и «внутренним» объектом. Внешним – поскольку оно подвергается воздействию окружающего мира как любой другой предмет, внутренним – поскольку является «вместилищем» чувств и состояний конкретного человека.

В нашей культуре внимание больше всего уделяется развитию «социальной» личности, которая, на самом деле, является отчужденным, «вторичным» «продуктом» и к человеку как таковому отношение имеет лишь опосредованное. Поэтому, чтобы помочь малышу избежать нарушений в психологическом развитии, нужно помочь ему установить полноценный контакт со своим телом.

Существует много методов, помогающих это сделать. Это массаж, йога, кинезотерапия. Как раз о методе кинезотерапии мы расскажем вам в следующей статье в рубрике «Детская психология».

Итак, когда вы снова увидите малыша перед зеркалом, то уже будете знать, что интересная игра и необычное поведение ребенка перед ним – не что иное, как отправная точка в развитии самосознания ребенка. Не упустите этот момент и вы многое сможете понять о своем ребенке, а главное, помочь ему в дальнейшем развитии его личности. 

Авторы статьи:

Вера Берёзова

Анна Ершова

При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!

Купить книги для педагогов и родителей>>

Источник: https://www.rebenok.com/info/library/psychology/42280/

Как заподозрить аутизм у ребенка

Малыш и зеркало

Родители, у которых уже есть дети с нормальным развитием, быстро могут обратить внимание, если с одним из детей что-то не так. Но часто родители обращают внимание на патологию, уже когда на детской площадке начинают сравнивать своего ребенка с другими детьми и замечают какие-то странные особенности. 

На первом году жизни можно заприметить признаки, которые, если и не указывают напрямую на аутизм, но указывают на то, что этот ребенок в группе риска. О том, как заподозрить аутизм, – советы детского психиатра, врача высшей категории медицинского центра “София” Ольги Гуленко.

Первый год жизни

Симптомы аутизма видны уже на первом году жизни. Если вы обнаружите у ребенка какие-либо из симптомов, это не значит, что у него непременно аутизм. Но эти дети попадают в группу риска и должны находиться под наблюдением:

ребенок плохо реагирует на приближение мамы. Еще в месяц, когда мама к ребенку приближается, дети реагируют движением ручек и ножек.

С возрастом движения усложняются, становятся более активными, ребенок улыбается, если подходит мама.

Вас должно насторожить, если ребенок вообще не реагирует на приближение человека, смотрит как бы вдаль, а не на лицо, на рисунок на одежде или рисунок на стене;

нарушение режима сна. Дети часто путают день с ночью;

ни с чем не связанное беспокойство. Как правило, в 3-6 месяцев ребенок, как правило, спокоен, если он сыт, сух и здоров. У детей из группы риска наблюдается беспокойство, которое тяжело увязать с каким-то внешним раздражителем. К симптомам также относится чрезмерное спокойствие;

парадоксальная реакция на звуки. Такие дети не реагируют на погремушки. Некоторые звуки могут, напротив, их пугать;

в 6 месяцев дети могут проявлять патологическую связь с матерью. И в норме ребенок привязан к матери, так как она ухаживает за ним. Но когда это носит патологический характер, и ребенка нельзя оторвать от мамы, это тоже в какой-то степени настораживающий симптом;

не проявляется интерес к игрушкам.

После года

В год немного легче рассмотреть симптомы аутизма у ребенка. У здорового ребенка появляется много новых навыков, и уже отсутствие тех навыков, что есть у других детей, настораживает родителей.

Прежде всего,  настораживает задержка речевого и двигательного развития. Эти дети плохо имитируют жесты (ладушки, например). Они также не произносят слова.

В этот период  усиливается симбиотическая связь с матерью, ребенок не отпускает ее ни на минуту. Очень много случаев, когда невозможно оставить такого  ребенка ни с няней, ни с родственниками. Матери таких детей лишены возможности даже сходить в магазин.

После года у таких детей появляется интерес к необычным предметам и игрушкам. Если здоровые дети играют обычными детскими игрушками, то у детей с подозрением на аутизм могут быть совершенно необычные интересы – к кухонным принадлежностям, инструментам, ключам. Дети также могут рассматривать эти предметы под необычным углом, например, очень близко подносить к глазам.

Двигательные особенности. Дети могут передвигаться на цыпочках, перебирать пальцами, закрывать руками уши. Движения руками часто носят вычурный, неестественный характер.

Формируется склонность к стереотипной игре. Появляется привязанность к какой-то одной игрушке. Например, любовь к круглым предметам. Были в практике случаи, когда ребенок из множества предметов, например, карандашей, выбирал всегда оранжевый, или проявлял интерес только к предметам округлой формы.

После полутора-двух лет задержка речевого развития и особенности поведения уже существенно отличают ребенка с аутизмом от сверстников. При этом в речи имеют место повторы фраз – эхолалии.

Проблемы с пищевым поведением. Эти дети очень тяжело принимают новую пищу. Формируется определенная избирательность в еде. Например, ребенок отвергает молочные продукты или овощи, фрукты. Есть дети, которые употребляют только соки, не употребляют в пищу супы, некоторые приемлют мясо только в виде котлет или исключительно сосисок.

Эти дети, как правило, тяжело переносят изменения обстановки. Любая новая обстановка вызывает у ребенка страх, тревогу, психомоторное возбуждение. Таким детям также тяжело переключиться на другой вид занятия.

Дети с аутизмом избегают зрительного контакта, и сами в глаза стараются не смотреть. Также эти дети любят себя рассматривать в зеркале или подолгу рассматривать солнечных зайчиков.

Один из главных симптомов аутизма – это то, что ребенок подолгу может находиться один. Ему комфортно, если его не беспокоят и некомфортно, если, наоборот, пытаются переключать на что-то (“давай порисуем, потанцуем, пойдем на улицу”).

Проблема собраться на улицу, вернуться с улицы. На улице очень часто требуют придерживаться одного маршрута.

Нет интереса ни к детям, ни к взрослым. Как правило, родители аутичных детей замечают, что, придя на площадку, ребенок сторонится других детей, им тяжело включиться в игровую деятельность, тяжело привлечь их внимание к интересной развивающей, совместной деятельности – кубики, пирамидки и т.д.

Характерен такой симптом, как аутостимуляция. Это постукивания по уху, пощипывания, царапания себя. Самое распространенное мнение, что дети таким образом себя успокаивают.

В 3 года

В этом возрасте можно говорить не о группе риска, а о конкретном заболевании. И диагностика в 3 года уже не так затруднена, потому что симптоматика уже хорошо заметна.

У ребенка абсолютно нет стремления к контакту, он находится в своем мире, очень ограничен круг его интересов, он не включается в игровую деятельность, боится новых мест, в еде крайне избирателен, часто производит впечатление глухого ребенка.

Крайне выражены проявления стереотипии. Стереотипии бывают следующие: постукивания, потряхивания, прыжки на месте, кружение на одном месте или бег по кругу, хождение на цыпочках. К этому также относится стереотипная игра: например, ребенок-аутист может очень долго катать машинку в одну и в другую сторону или крутить колесо от машинки.

Такие дети очень часто любят предметы, которыми они играют, выстраивать в ряды.

Важно понимать, что аутизм не определяется только по одному какому-то симптому. Чтобы достоверно поставить этот диагноз, нужно собрать подробный анамнез развития  ребенка от родителей, проанализировать целый комплекс симптомов, иметь возможность понаблюдать за поведением ребенка, когда он немного привыкнет к  месту проведения обследования.

Татьяна Корякина

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/kak-zapodozrit-autizm-u-rebenka-324299.html

Младенец и зеркало

Малыш и зеркало

Зеркала, созданные очень давно и независимо друг от друга в разных уголках планеты, окружают нас повсюду. Без зеркал мы не мыслим наши прихожие и ванные, а без зеркальных стен – спортивные и танцевальные залы. Дизайнеры используют зеркала для видимого увеличения пространства.

Но у этого, привычного предмета есть и тайны: недаром с ним связано так много примет. Биопсихологи с помощью зеркала изучают поведение животных, пытаясь определить, какие представители фауны способны воспринимать себя как индивидуальность и осознавать различия между собой и другими живыми существами.

Считается, что если животное узнает свое отражение в зеркале, то оно обладает самосознанием. Так, шимпанзе это удается, а вот орангутангам и гориллам не всегда – они могут попытаться напугать свое отражение, принимая его за другую обезьяну. Иногда животные даже заглядывают за зеркало, чтобы добраться до “незнакомца” с другой стороны.

Подобные эксперименты проводили и со слонами. Так вот, они пытались просто пройти сквозь зеркало – по-видимому, принимали его за отверстие, ведущее в другое место. То, что дельфины обладают самым большим после человека мозгом, отличной памятью, сложнейшей эхолокационной системой, которой может позавидовать самый современный военный корабль, ученые знали давно.

И все же сообщение исследователей, убедительно доказавших, то дельфин способен распознавать свое отражение в зеркале, стало сенсацией.

Первый шаг к себе

Наблюдая за тем, как малыш в течение первых месяцев жизни реагирует на свое отражение в зеркале, можно увидеть немало интересного. Например, этапы развития восприятия, эмоциональной оценки, называния и, наконец, осознания крохой самого себя, в котором немаловажную роль играет именно узнавание собственного тела.

Простое любопытство

Примерно с 2-3 месяцев малыш начинает проявлять интерес к зеркалу, впрочем, как и к любому яркому предмету. Он разглядывает свое изображение, конечно, еще не осознавая, что видит именно себя. Наибольшее внимание ребенка привлекают глаза, контур головы, граница волос и лба. Лишь изредка малыш переводит взгляд на руки и туловище. В 4-5 месяцев ребенок уже вовсю радуется своему отражению: тянется к “двойнику” и, глядя ему в глаза, приветствует такой же сияющей улыбкой, какой одаряет всех окружающих. В этом возрасте появляются улыбки, адресованные отражению мамы (если кроха находится у нее на руках). Малыш весело агукает, причем его возгласы усиливаются, если изменяется внешний облик “двойника” – например, малышу надевают шапочку. Если на предыдущем этапе ребенок почти не совершает действий, направленных непосредственно на зеркало, то в возрасте около 4 месяцев появление в зеркале яркой игрушки вызывает у малыша подъем активности: он, не отрывая от отражения игрушки взгляда, стремится приблизиться к зеркалу, двигает ручками, совершая широкие хватательные движения. Около 6 месяцев впервые появляется сравнительное рассматривание реального предмета и его зеркального отражения. Малыш поворачивается в сторону игрушки, смотрит на нее, затем устремляет взгляд на зеркало и рассматривает отражение. Разглядывание отражения игрушки ребенок чередует со взглядом в лицо и глаза своему “двойнику”. Устроившись на руках у мамы, кроха, глядя в глаза ее отражению, широко улыбается, а затем поворачивается к реальной маме и снова с выражением удовольствия переводит взгляд на ее отражение. Однако после полугода, когда впервые появляется страх перед незнакомцами, ребенок может однажды отреагировать на отражение в зеркале с испугом – как и на всех не известных ему лиц. Однако эта тревога непродолжительна и чаще всего к ней примешиваются любопытство и стремление к исследованию. Хоть и с опаской, но малыш “хватает” зеркало и пытается ощупать “чужака”.

От недоумения к узнаванию

В возрасте от 9-10 месяцев до годика “с хвостиком” ребенок буквально заинтригован зеркалом и стремится его исследовать. Он пытается схватить изображение руками, лижет его, целует, разговаривает (лепечет) с ним. Кроха толкает зеркало лбом, как бы желая пройти сквозь него, подолгу смотрит на себя в зеркало и гримасничает, а также может протягивать “другому малышу” свои игрушки. Малыш трогает поверхность и с удивлением узнает, что она плоская и холодная на ощупь. На этом этапе ребенок начинает понимать, что именно он управляет движениями отражения – но пока малыш только на пути осознания того, что там, за стеклом, – он сам. От полутора до 2 лет ребенок воспринимает зеркало как предмет игры, как бы пытаясь понять загадку зеркального отражения. Вы можете подсмотреть, как кроха, желая закрепить свой опыт, старается перед зеркалом медленно повторить каждое свое движение. Примерка каждой обновки заканчивается тем, что малыш нетерпеливо подбегает к зеркалу и с удовольствием перед ним красуется. Он уже может, повторяя за взрослыми, называть себя в зеркале. Однако время полного, сознательного отождествления себя со своим отражением еще не пришло. И неудивительно, ведь в этом возрасте у малыша пока нет четкого осознания своего тела, он все еще убежден: стоит закрыть ручонками глаза и его никто не увидит! Все взаимодействия с зеркалом и своим отражением пока еще для ребенка своеобразная очень привлекательная игра. Осознанное понимание того, что зеркальное отражение – это он сам, приходит к малышу приблизительно к 2 годам и 10 месяцам (а у кого-то и раньше)! Это момент рождения сознательного “Я” – самосознания. Теперь малыш понимает, что он сам идентичен своему изображению. С этих пор “Я” – не только набор ощущений, не только тепло или холодно, не только “здесь и сейчас” и не только непосредственные эмоции и переживания. Оказывается, о себе можно думать, как о постороннем, можно за собой наблюдать, с собой же беседовать, а иногда даже и осуждать себя. Одним словом, появляется отстраненность от самого себя. Сознание ребенка совершило гигантский скачок, и сразу появилась бездна возможностей – новый старт для дальнейшего стремительного развития. Постижение зеркала – это принципиальный факт в развитии маленького человека. Он сравним лишь с овладением предметным действием – основой будущего труда, и с овладением речью – основой человеческого общения. Зеркало – третий важнейший шаг в становлении человека. Ведь в будущем оно станет средством самоконтроля, самонаблюдения и самовоспитания.

Диагностика психического развития

В психологии восприятие зеркального образа традиционно связывают с изучением самосознания. Поэтому пробы с зеркальным отражением широко применяют при диагностике психического развития. Как оказалось, возможности узнавания себя в зеркале нарушены у аутичных детей – когда наблюдается задержка в формировании представлений о самом себе. Поведение у зеркала малыша, который растет не в семье, а в доме ребенка, также имеет свои особенности. В самом раннем возрасте реакция такого крохи на зеркало (и свое отражение) намного беднее и однообразнее, чем у его “домашних” сверстников: он с меньшим интересом рассматривает свое отражение, не столь явно ему радуется, почти не издает радостных возгласов, а если ему на голову надевают шапочку, то надолго замирает, не сводя глаз с зеркала (в отличие от “домашних” сверстников, активный интерес которых к собственному отражению возрастает). В конце первого полугодия жизни различия становятся еще более отчетливыми. Ребенок из детского дома, коротко “скользнув” взглядом по своему отражению, отворачивается от зеркала. Улыбки он адресует лишь отражению знакомого ему взрослого, а не своему “двойнику”. В возрасте же, когда у “домашних” крох наступает пик интереса к зеркалу и играм с ним, малыш из детдома играм с собственным отражением предпочитает компанию близких ему взрослых. Психологи объясняют эти закономерности нехваткой у малышей из домов ребенка эмоционального личностного общения. Отсутствие любовного отношения, адресованного персонально каждому малышу, приводит к тому, что у детей запаздывает развитие самоощущения.

Народные приметы

Зеркало создает иллюзию параллельного пространства, поэтому с давних пор оно служило различными мистическими символами и было окружено тайным смыслом. Во многих народных приметах, обрядах (например, гаданиях) и сказках (“Белоснежка”, “Снежная королева”) именно зеркалу отведена главная (и не всегда положительная) роль. И неудивительно! Ведь наши предки считали зеркало “границей” между земным и “иным” миром. Народное поверье запрещает смотреться в зеркало ночью и во время грозы. Также известен запрет глядеть в зеркало беременным и недавно родившим женщинам. Разбитое зеркало якобы предвещает несчастье, так как означает нарушение символической “границы”. В славянской культуре зеркало считалось опасным и для новорожденного. Отсюда и запрет подносить к зеркалу малыша в возрасте до одного года – якобы ребенок долго не будет говорить – варианты: испугается своего отражения, не будет спать, не будет расти, у него будут болеть или трудно резаться зубы, увидит “свою старость” и будет выглядеть старым. Большинство мотивировок связано с представлением об “ином” – “зазеркальном” мире, как о царстве молчания и неподвижности (невозможности роста). Однако у представителей других культур такое отношение к зеркалу вызовет, по меньшей мере, недоумение, а то и насмешки. Во многих западных странах уже несколько десятилетий принято устанавливать в домах зеркальные стены и потолки – а значит, несколько поколений детей благополучно выросли в окружении зеркал.

Важно

Если с первых дней жизни взрослые наделяют кроху ценностной значимостью, относятся к нему как к личности, то такое отношение становится тоже своего рода зеркалом, “всматриваясь” в которое малыш строит образ самого себя. В нас, взрослых, ребенок смотрится, когда учится говорить, в нас ищет оценку – “отражение” тех или иных своих действий. Как модница крутится перед зеркалом, так и малыш “примеряет” себя перед взрослым. Каждый значимый для ребенка человек будет для него “зеркалом” и сыграет роль в становлении его “Я”. Но малыш и сам будет становиться “зеркалом” для все большего числа людей. Когда-то круг замкнется, и он станет “зеркалом” для своих детей.

Надо знать

Интерес к своему изображению (улыбка и активность) – показатель благополучного развития личности ребенка. Если малыш пугается своего отражения, лучше на некоторое время не подносить его к зеркалу. Если же этот страх не исчезает спустя недели и месяцы, необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу.

Игры с зеркалом

Держа кроху на руках, подойдите к зеркалу. Заговорите с малышом, привлеките его внимание и постарайтесь встретиться с ним взглядом через зеркальное отражение. Возьмите ребенка на руки спиной к себе, поднесите к зеркалу и ласково спросите: “Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? ” Дайте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, позвольте дотронуться до него. Затем поверните ребенка лицом к себе и скажите: “Наш (например) Ванечка хороший, наш (например) Ванечка пригожий”. Повторяйте это упражнение по нескольку раз, побуждая ребенка рассматривать себя в зеркале.

Усадите малыша перед собой и зеркалом и “поиграйте” с отражением: надевайте и снимайте шляпу (прячась под ней), дотрагивайтесь до частей тела малыша, называя носик, ручки, ножки или совершайте какие-нибудь иные действия. Главное, чтобы ребенок с интересом рассматривал вас и себя в зеркале.

Источник: http://www.vaspitanie.ru/vozrast-zerkalo.php

Для родителей
Добавить комментарий