Малыш не любит книжки

Если ребенок не хочет и не любит читать!

Малыш не любит книжки

Причины возникновения проблем с чтением много – результат один – ребенок не хочет читать. Как же вырастить книголюба?

Если мама и папа с раннего детства приучают ребенка к книжке, читают ему сказки, стихи, то малыш, еще не осознавая, что такое книга, уже начинает относиться к ней с интересом и любопытством.

Показывая своему малышу книжку с яркими картинками уже с месячного возраста, разрешая ему потрогать и полистать ее, а иногда даже погрызть картонную обложку, родители как бы дают понять ребенку, что книга всегда рядом.

Конечно, неаккуратное отношение к книгам в течение первых лет жизни ребенка вполне возможно, и это надо принять как должное. Нужно сделать так, чтобы ваш сын или дочь могли дотянуться только до своих книжек.

При этом постоянно напоминайте малышу, что нужно бережно относиться к страничкам и обложкам, нельзя на них рисовать и рвать. Вместе с малышом постарайтесь «полечить» книгу: заклеить порванные листы, стереть надписи. Можно приговаривать при этом: «Наша любимая книжечка, сейчас мы тебя починим».

Весь этот комплекс действий приучает ребенка к бережному отношению к книге, при условии, что сами родители подают соответствующий пример.

Книга – один из лучших подарков для ребенка, даже если ему еще один год. Помните, что выбранный подарок должен соответствовать возрасту вашего малыша. Бывает и так, что книга трудна для восприятия и понимания ребенком, в этом случае нужно отложить ее на время, вернувшись к ней через несколько месяцев.

Важно соблюдать специальные критерии по выбору книг. Во- первых, книга должна быть красочной, яркой, но не должна при этом «рябить». Во-вторых, текст должен быть напечатан на качественной бумаге, достаточно большим шрифтом. Чем младше ребенок, тем крупнее шрифт. В-третьих, содержание книги должно быть интересным, увлекательным и доступным для ребенка.

Не стоит заинтересовывать малыша «ужастиками», комиксами, детективами. Эти жанры отбивают у ребенка желание размышлять над поступками героев и уж точно не формируют у него чувство прекрасного. С самого раннего детства знакомьте ребенка с веселыми, интересными сказками и стихами. Очень полезно читать малышу по полчаса-часу каждый день, а потом совместно обсудить прочитанное.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.

Процесс чтения сильно отличается от процесса поглощения более легкой информации – просмотра мультиков и компьютерных игр, где присутствует динамика, острота ощущений, и самое главное – уже готовые образы, нарисованные мультипликаторами и программистами.

Современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Педагоги рекомендуют разыгрывать с ребенком сценки, играть в сюжетно – ролевые игры по прочитанной книге.

Детям нравится вместе с родителями рисовать сказочных персонажей, придумывать костюмы героев, их вещи и предметы.

Ищите в жизни ситуации, которые похожи на ситуации из прочитанных книг, например, вы проходите мимо милиционера, похожего на Дядю Степу, идете около небольшого домика, который напоминает теремок из одноименной сказки и т.д.

Хорошо развивает память и способствует закреплению прочитанного — умение пользоваться цитатами из прочитанного. Например, «Муха по полю пошла, муха денежку нашла», «Наша Таня громко плачет», «Ищут пожарные, ищет милиция…» и др. Это обогащает и украшает речь вашего ребенка.

Три полезных совета.

1.Заведите ритуал вечернего чтения. Читайте вслух, по ролям, инсценируйте понравившиеся отрывки.

2.Если малыш категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.

3.Если вашему ребенку нравится, когда ему читают взрослые, а сам почитать не хочет, попробуйте маленькую хитрость: прервите чтение на самом интересном месте, а на следующий день, сославшись на сильную занятость, предложите дошколенку почитать самому. Но не злоупотребляйте этой занятостью, ребенок поймет, что вы пытаетесь заставить его читать.

Памятка для родителей.

Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.

*создайте спокойную, удобную для чтения обстановку;

*в течение дня выделите время для чтения, удобное ребенку;

*когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создает эффект принуждения);

*если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок;

*проявляйте интерес к тому, что читает ребенок;

*отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда дошколенок будет стараться порадовать вас своими успехами;

*не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев, сестер, друзей) – постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.

Родители должны помнить, что помимо информативной и развлекательной функций у чтения есть и другие.

1.С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребенка.

2.Благодаря чтению ребенок развивает свое воображение и расширяет кругозор.

3.На основе чтения формируется внутренний мир ребенка. Именно художественная литература позволяет косвенным образом приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребенка.

У него складывается представление о типах характеров, о последствиях тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях.

Книги знакомят ребенка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство, обман, самоотверженность, трусость и благородство.

Источник: https://doshkolyata.ru/esli-rebenok-ne-hochet-i-ne-lyubit-chitat/

Почему ребенок не любит читать

Малыш не любит книжки
Редакция Сегодня Lifestyle 31 января 2012, 10:50

Советі психолога: как заставить ребенка больше читать

“Мой ребенок не любит читать”, — часто жалуются родители. Вместе с психологом Натальей Дмитришеной и психологом центра ALTERA Ириной Колесник мы разобрались в причинах этой нелюбви.

ПЛОХОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Обилие книжек с картинками, разных мультфильмов и всего того, где есть готовые визуальные образы, — все это не стимулирует современных детей фантазировать или додумывать что-то.

Поэтому из-за проблем с воображением они в процессе чтения ничего себе не представляют, и читать от этого им становится скучно.

Поэтому один из способов исправить ситуацию — рисовать вместе иллюстрации к прочитанному. Например, в виде комиксов.

МЕДЛЕННО ЧИТАЕТ

Если у ребенка есть проблемы с чтением (делает это медленно и с большим количеством ошибок), то все его усилия уходят только на то, чтобы хотя бы прочесть текст. Поэтому чтение даже самого увлекательного произведения превращается для него в мучение.

Чтобы решить эту проблему, в семье в обязательном порядке нужно ввести традицию вечернего чтения вслух. При этом лучше всего читать с ребенком по очереди. Например, мама — одну страницу, а ребенок, в свою очередь, всего несколько абзацев. Естественно, со временем объемы прочитанного им можно увеличивать.

Еще можно организовать своеобразный домашний театр, подключив к чтению всех членов семьи. Для этого выберите сказку или детскую пьесу с большим количеством диалогов, распечатайте в нескольких экземплярах, распределите роли и вперед.

При этом можно еще, чтобы каждый (в том числе и ребенок) показывал того героя, за которого отвечает. Также можно разыгрывать самые смешные моменты из книжки.

РОДИТЕЛИ НЕ “ДРУЖАТ” С КНИГОЙ

Если родители, прививая любовь к книгам своему ребенку, сами при этом не читают или же делают это крайне редко, то вряд ли у них что-то получится. Отсюда вывод: хотите, чтобы ребенок читал, — начните “дружить” с литературой.

Также чаще устраивайте домашние литературные чаи с обсуждением прочитанных книг или статей, регулярно пополняйте домашнюю библиотеку.

Ребенок будет видеть, что родители интересуются чтением, и сам потянется читать, чтобы от них не отставать.

НЕ ГОТОВ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ

Далеко не всегда те книжки, которые, например, нужно прочесть по школьной программе, дети способны понять из-за своего маленького возраста или интеллектуальной неподготовленности к ним. К примеру, если там описываются какие-то исторические события, о которых они вообще ничего не знают.

А непонимание, в свою очередь, провоцирует нежелание читать.

Поэтому перед прочтением какого-то произведения проведите ребенку небольшой ликбез, например, проясните самые непонятные моменты в книге или же покажите какой-то небольшой тематический видеосюжет или фильм, в котором показаны описанные в книге события.

ВСЕМУ ВИНОЙ — ОБЯЗАЛОВКА

Часто родители за своего ребенка решают, что ему нужно прочесть. При этом во многих случаях их выбор неинтересен для него, поэтому чтение вызывает не самые лучшие эмоции. Поэтому здесь главное — найти интересную книжку для ребенка.

Для этого ходите вместе с ним в книжный магазин (пусть это даже станет вашей семейной традицией) и разрешайте ему самостоятельно выбрать себе литературу, пусть даже она не кажется вам умной и полезной. Ведь при этом никто не мешает договариваться.

Например, на каждую книжку, выбранную самостоятельно, ребенок должен прочесть что-то из того, что посоветуете вы.

Также, чтобы таки пристрастить к качественной литературе, можно попробовать подбирать ее так, чтобы темы, затронутые в выбранной ребенком книге и в выбранной вами, — совпадали. Не исключено, что ему захочется сравнить произведения.

ПУГАЮТ ОБЪЕМЫ ТЕКСТА

Причиной отказа от книг еще может быть лень много читать. В этом случае приучать ребенка осваивать сотни страниц нужно постепенно. Например, школьнику младших классов можно начать ежедневно писать короткие письма, например, от Карлсона.

Со временем тексты должны становиться длиннее.

Затем можно начать добавлять в них просьбу от его имени сделать что-то, например, найти ответ на какой-то вопрос в энциклопедии (так будет воспитываться привычка “общения” с книгой) или предложить узнать о его приключениях, прочитав определенную главу в книге.

А вот что до школьников постарше, то их в зависимости от увлечений можно подписать для начала на тематический журнал. Или же можно попробовать совмещать чтение книги с прослушиванием аудио к ней: например, одну главу школьник читает, вторую — слушает.

[Education1]

“СЫН ВИДЕЛ МЕНЯ ЧИТАЮЩЕЙ”

Татяна Ломако, мама двух детей:

“Я прививала моему сыну любовь к чтению через один из его интересов, а именно — приключенческие компьютерные игры. При этом мне на время тоже пришлось стать их любителем. Итак, сначала я стала регулярно покупать ему журналы о них. Но

прежде чем отдавать очередной номер, я сама его прочитывала. А потом между прочим рассказывала сыну о том, что прочла. При этом часто просила прояснить мне какие-то технические моменты.

Он видел, что я с уважением отношусь к его увлечениям, а также ему льстило то, что он может меня чему-то научить. Это было для него дополнительным стимулом к чтению. Затем, когда сын “подсел” на журналы, я купила себе книжку, по мотивам которой была создана одна из его любимых игр.

Читая ее, распрашивала его о героях, например, а есть ли такие в игре. Очень скоро ему самому захотелось прочесть ее. Как потом выяснилось, ему понравилось читать о приключениях, поэтому я стала покупать ему именно такую литературу. Цель была достигнута: сын начал тянуться к книжкам.

Немаловажную роль во всем этом сыграл еще и личный пример. Сын постоянно видел меня читающей”.

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем -канале.

дети книги ребенок школьник чтение

Источник: https://www.segodnya.ua/lifestyle/psychology/pochemu-rebenok-ne-ljubit-chitat-286126.html

Если ребенок не хочет читать

Малыш не любит книжки
Мой ребенок не любит книжки. С самого раннего детства ему неинтересно было их рассматривать, а теперь он терпеть не может читать. Как привить ему любовь к чтению?

В самом деле, очень интересно, отчего это одни малыши обожают рассматривать книжки с картинками с самого раннего возраста, а другие к ним полностью равнодушны и предпочитают игрушки, компьютер или телевизор.

Безусловно, чтение постепенно утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь из источника получения информации в средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей.

Но о проблеме стоит задуматься хотя бы потому, что все малыши рано или поздно отправляются в школу, и нежелание читать книги может стать серьезной помехой в учебе.

Сначала, во время обучения в начальной школе, ребенку будет сложно сдавать так называемую технику чтения, потом, в средней школе из-за низкой скорости чтения он не сможет быстро читать задачи и правила, а в старшей школе, когда будет необходимо прочитывать огромное количество программной литературы, многостраничные параграфы по гуманитарным предметам, ребенку и вовсе будет тяжело.

Некоторых родителей отсутствие интереса к чтению у ребенка не то чтобы не беспокоит – они попросту не обращают на это внимания.

Если же и мама, и папа сами много читают и делают это с удовольствием, а чадо демонстрирует откровенное неуважение и равнодушие к книге, то родители очень огорчаются.

Что же делать в этой ситуации и как пробудить у ребенка интерес к чтению, а потом еще и сохранить его? Воспитать самого активного в мире книголюба нам, конечно же, вряд ли удастся (да и не ставим мы перед собой такую цель), а вот привить любовь к хорошим книгам точно сумеем.

История из жизни

– Таня – наша единственная дочь. Столько, сколько мы занимаемся ребенком, наверное, никто не занимается. Мы с мужем стараемся, чтобы у нее все было. Знаете, раньше было принято собирать библиотеку. Так вот, у нас она огромная.

Но Танюша не хочет даже рассматривать картинки в книге, ей проще посидеть перед компьютером. Мы каждый вечер стараемся читать дочке вслух, водим ее в кукольный театр, но к книгам она по-прежнему равнодушна.

Может, в шесть лет ребенку еще рано любить книги?

Отсутствие интереса к книгам и чтению

Пожалуй, до тех пор, пока не придет время отдавать малыша в школу и у него не проверят умение читать, многие родители не считают отсутствие у ребенка интереса к книгам проблемой.

И вот будущий первоклассник прошел тест на готовность к школе… Некоторые родители только тогда и узнают, что ребенка, оказывается, нужно специально приучать к чтению. Даже если семья читающая, это вовсе не залог того, что ребенок тоже полюбит книгу с раннего детства.

А может быть, мама и папа заметят проблему тогда, когда в школе зададут первое внеклассное чтение на лето. Ребенок ни за что не захочет садиться за книги – кому-то из родителей придется читать вслух.

Иногда проблема «хронического нечитания» возникает совсем поздно – в средних или даже старших классах.

Почему ребенок не хочет читать?

Если дома постоянно работает телевизор, компьютер доступен ребенку с утра до вечера, то вполне вероятно, что малыш предпочтет более простые способы получения информации, когда не нужно вчитываться в текст и осмысливать его – одна картинка быстро сменяет другую, все просто и наглядно.

Известно также, что у одних детей есть предрасположенность к чтению, а у других ее нет. Возможно, у кого-то дома не принято много читать, нет традиции создания семейной библиотеки. Но иногда встречаются и такие случаи, когда ребенок с удовольствием рисует, конструирует, занимается музыкой, танцует и т. д., причем делает это лучше других детей, но вот читать книгу его не заставишь.

Многие родители, попытавшись учить чему-то ребенка, сталкиваются с серьезной проблемой: малыш вовсе не воспринимает маму или папу как учителей и отказывается что-либо делать. Зато учителю или воспитателю он не «показывает характер» и выполняет задания с видимым удовольствием.

Некоторым родителям правильно вести себя в подобной ситуации помогает воспоминание о том, как в детстве их самих насильно заставляли читать, угрожая наказанием. Они не используют никаких принудительных способов приучения к чтению, понимая, что этим можно только навредить делу.

Чего не стоит делать,  если ребенок не любит  читать?

— Хуже всего, если родители кричат на ребенка и при помощи жестких мер пытаются научить его любить книгу. «Вот прочитаешь пять страничек – получишь игрушку»,– сулят мама или папа малышу.

— Не помогает и принудительное дочитывание книги, над которой ребенок явно скучает.

— Нельзя махнуть рукой на эту проблему, потому что от чтения во многом зависит успешность ребенка по многим учебным предметам, то есть качество его знаний.

— Нельзя заменять книгу телевизором. Даже самая талантливая экранизация литературного произведения не передает всей его глубины и оригинальности, а также того исключительно важного, что ребенок должен постичь сам.

— Те дети, которым навязывают книги, которых заставляют читать и ругают за то, что у них нет никакого интереса к чтению, выдают родителям совершенно противоположный результат.

Они упрямятся еще больше, делают на зло, рвут книги и рисуют в них. Дети могут выбросить злосчастную книжку, чтобы не заниматься тем, что им не нравится; могут делать вид, что читают, или читать «через слово».

Срабатывает обычный принцип: то, что навязано, никогда не нравится и пользы не приносит».

Как приучить ребенка читать?

— Чем раньше вы начнете читать малышу, тем скорее у него пробудится интерес к книге и к чтению.

— Покупайте ребенку детские книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Поначалу кроха будет только рассматривать красивые картинки, не воспринимая книгу как источник интересной и полезной информации. Зато малыш станет постепенно привыкать к тому, что книга постоянно присутствует в его жизни.

— В детской комнате книги должны находиться в таком месте, которое доступно ребенку без особых усилий. Пусть это будет небольшая открытая книжная полочка, до которой карапуз дотянется без помощи взрослых.

Свободный доступ к книгам позволит малышу воспользоваться ими тогда, когда ему хочется.

Не старайтесь из соображений бережливости прятать книги подальше и повыше: если ребенок не видит книг постоянно, то наверняка не почувствует к ним интерес.

— Если вы переживаете, что малыш испортит книги – порвет или раскрасит, то оставьте в доступном месте только те из них, которые изготовлены с учетом возрастных особенностей ребенка.

Например, картонные, пластиковые или тканевые.

Сегодня в магазине можно найти даже деревянные книги! Эти чудесные книжки карапуз может листать, рассматривать и даже грызть, при этом мама не будет переживать, что он их испортит.

— Если же кроха все-таки умудрился что-то испортить, то посетуйте на это, а затем вместе с ним или в его присутствии «полечите» любимую книгу. Обязательно скажите малышу, что книжки нужно читать или рассматривать, а вот рвать, бросать, пачкать нельзя ни в коем случае.

— Выбирая книги для детской библиотеки, учитывайте основные требования к их оформлению. Книга для маленького ребенка должна быть оформлена со вкусом и хорошо иллюстрирована. При этом следите, чтобы картинки были не слишком яркими, без использования «кислотных» цветов.

Для детских книг обязателен крупный понятный шрифт и качественная бумага. Это даст возможность ребенку читать без особого труда и предохранит страницы от мелких разрывов.

Размер шрифта обратно пропорционален возрасту ребенка: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт в книге.

— Выбирая книгу, не поленитесь полностью ознакомиться с ее содержанием. Тексты (или текст), помещенные в книге, должны соответствовать той возрастной категории, которая указана составителями или издателями. Соберите отзывы о книге других родителей, почитайте сообщения на форумах в Интернете.

— Не забывайте о том, что лучший подарок для ребенка – это книга. Если малыш будет получать на день рождения прекрасный сборник сказок или стихов, а потом, когда подрастет, отличную иллюстрированную энциклопедию, то он станет ценить книгу уже потому, что мама и папа считают ее достойным подарком.

— Часто мамы и папы интересуются: нужно ли предлагать ребенку сокращенные варианты книг – лишь краткий пересказ с крупными иллюстрациями во всю страницу? По сути такое «чтение» больше напоминает рассматривание комиксов. Ребенок не может читать такую книгу даже непродолжительное время – он сосредоточен именно на рассматривании картинок и не очень обращает внимание на содержание книги.

— Что делать, если все-таки ничего не получается, и ребенок не хочет интересоваться книгами?

Способ 1

Покажите ребенку новый для него мультфильм, снятый по какой-нибудь интересной сказке. Прервите показ если не на самом интересном месте, то на таком, где ребенку будет любопытно продолжение сюжета. Предложите малышу узнать о том, что было дальше, из самой сказки – а вы ему с удовольствием ее почитаете.

Способ 2

Купите аудиокниги. Во-первых, это польза для ребенка, а во-вторых – большая помощь вам: аудиокниги выручают не только в ситуации, когда у родителей нет времени, но и тогда, когда мама и папа не обладают ярко выраженными актерскими способностями.

Все сказки и стихи, записанные на аудиодиски, читают профессиональные актеры, причем такое важное дело, как чтение детских книг, доверяют только лучшим из них.

Вы можете «включать» аудиокниги в машине или давать их послушать во время тихого часа, если малыш не любит дневной сон (такие дети встречаются все чаще, и мамы не знают, как уговорить ребенка хотя бы просто полежать среди дня, чтобы отдохнули спинка, глазки и ножки).

Способ 3

Читайте ребенку сами. Заведите ритуал вечернего чтения и каждый вечер читайте ребенку что-нибудь очень интересное, желательно с продолжением. А однажды, остановившись на самом интересном месте, выйдите из комнаты ненадолго, оставив книгу ребенку. Наверняка он заинтересуется хотя бы иллюстрациями, и, возвратившись, вы увидите, что он рассматривает или читает «забытую» книгу.

Способ 4

Пригласите учительницу. Иногда посторонний, нейтральный человек может научить ребенка большему, чем близкие люди, которые совсем не воспринимаются детьми как учителя.

Источник: https://5psy.ru/roditeli-i-deti/esli-rebenok-ne-hochet-chitat.html

6 причин, почему наши дети не любят читать – Телеканал «О!»

Малыш не любит книжки

6 причин, почему наши дети не любят читать

«Мой ребёнок не хочет читать!» — достаточно распространенная жалоба современных родителей. Какие преграды стоят на пути тех, кто пытается привить малышу любовь к книгам, и какую роль играют родители? Разбираем сложную тему вместе с психоаналитиком Ольгой Микулиной.

Микулина Ольга Петровна (Психоаналитик, член МААП)

Чаще всего детей, заинтересованных чтением, можно увидеть в семьях трёх типов:

  • там, где родители с раннего детства много читали своим малышам;
  • где они сами любят брать в руки книгу, и дети видят это;
  • где ребёнок мало контактирует с телевизором, компьютером и гаджетами.

Но есть и несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.

Книга — не авторитет

В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора, тогда как в наше с вами детство источником знаний были книги.

Причём они являлись для нас настоящим сокровищем, ценились, их было сложно найти. Век высоких технологий и его плоды — это прекрасно, но не стоит забывать, что гаджеты — это материальные ценности, а книги — духовные. Важно объяснить ребёнку, что знание — сила.

И это единственное богатство, которое у вас никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.

Информационный шум

Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устаёт и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные.

Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть: съездить к бабушке в деревню, на природу, побыть без телевизора и гаджетов. Ребёнок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации.

Тогда ему ничего больше не остаётся, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.

Нет времени

Мы живём в режиме «белка в колесе»: жизнь настолько стремительна, что остановиться в её потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой.

Книги — это другая вселенная, отрыв от общества. Они тормозят бег времени и говорят: «Вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».

Лень напрягаться

Чтение — мыслительный процесс, а мы живём в век быстро потребляемой информации, где за нас уже всё разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». Чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, а это зачастую трудно, да и времени нет.

Боимся встречи с собой

С другой стороны, чтение — это пусть навстречу себе. Это тоже тяжело, потому что многие из нас обладают слабым эмоциональным интеллектом, не умеют понимать, различать и обрабатывать свои эмоции.

Это скучно

Ещё одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.

4 совета, как полюбить книги

  1. Заставить ребёнка любить книги — невозможно, этому можно только научить, и лучше на собственном примере. Пойдите с малышом в книжный магазин, выберите ту книгу, которая интересна вам обоим. Помогите ему насладиться выбором литературы.

    Книга должна стать таким объектом, которым захочется обладать: схватить и убежать из магазина. Она притягательна, потому что не только красивая, но и обладает важной эстетической информацией: по-особому пахнет, сделана из натуральных материалов, приятна на ощупь.

    Расскажите это ребёнку и прочувствуйте.

  2. Придя домой, устройтесь поудобнее и начните читать эмоционально, с выражением, а ещё лучше — по ролям. Только так вы сможете «заразить» своего ребёнка. Старайтесь находить хотя бы по 5 минут ежедневно, чтобы погружаться в этот особый мир, пытайтесь найти в это волшебное время что-то полезное для себя, нечто совершенно чистое и откровенное.

  3. Читать должно быть комфортно. Создайте ребёнку приятную атмосферу, ориентируясь на его предпочтения. Гораздо уютнее погрузиться в любимую книгу в удобном кресле, чем за школьным столом, который напоминает об учёбе.

    Ребёнку необходимо научиться понимать себя: что, где, когда и как я хочу читать, как будет выглядеть мой «идеальный остров» для чтения? Если вы берётесь делать так, как вы этого хотите, то создаёте искусственные условия, в которых ему скорее всего будет некомфортно.

  4. Помните, что детство — не мучение. Наша задача — научить детей читать до школы, привить эту любовь, но не мучить их потом: «Садись и читай! А вот Павлик…». Нужно найти золотую середину, чтобы не убить любовь к чтению на корню.

Всё дело в нас самих

С преградами разобрались, но как же всё-таки заставить ребёнка читать? Заставить — никак, только научить любить. И это очень важно понимать. Вектор развития детей задают родители, в нашем случае они делятся на два типа: одни любят читать, другие — нет. С первыми всё понятно, у их детей есть положительный пример, скорее всего и проблем с чтением не будет.

Поговорим о вторых. Скажите, ваш ребёнок любит читать? Если нет, то ответьте честно, хотя бы самому себе: а вы любите? Если ответ снова «нет», подумайте: может ли человек, который сам что-то не любит, научить этому ребёнка?

Верится с трудом, но даже если так, это будет не от сердца: принуждение, манипуляции, а ведь где насилие и страх, там нет обучения и любви. В такой ситуации всем будет плохо.

Привить любовь к чтению могут только те родители, которые сами искренне любят это занятие.

Роль родителей

И вот теперь наш вопрос меняется местами: как родителю полюбить процесс чтения, чтобы потом учить этому ребёнка?

Поймите: малыш дает вам уникальный шанс стать лучше, заново прожить своё детство, встретив своего внутреннего ребёнка. Пойдите с ним в книжный магазин, выберите интересную вам обоим книгу, а дома, устроившись поудобнее, начните читать эмоционально и с выражением. Старайтесь погружаться в этот особый мир ежедневно, пытаясь извлечь из ситуации что-то полезное, нечто чистое и откровенное.

Да, это тяжело, наши дети многое берут у нас, но взамен отдают ещё больше, не упустите эти дары!

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/8947

Почему ребенок 7 лет не любит читать?

Малыш не любит книжки

Сегодня у нас «на повестке дня» еще один интересный вопрос из апрельского опроса.

Да отвечаю медленно, но стараюсь. Сейчас мы с дочкой отдыхаем в деревне. Горячее солнышко, зеленая травка, пруд и бассейн, плюс овощи-фрукты из своего огорода — это просто Божий подарок для нас! :)) Надеюсь, вы тоже классно проводите время с ребенком в последние дни уходящего лета! :))

Итак, вопрос:

Ребенку 7 лет, и ему мало что интересно,  мало читает,  да и не особо хочет.  А я испытываю внутренний страх — способна ли я подготовить ребенка к жизни, и какой? Спасибо! Мария Трофимова.

Здравствуйте, Мария!

К сожалению, в ваших двух предложениях мало информации, чтобы рекомендовать что-то конкретное. Поэтому я расскажу в общем плане, какие могут быть причины, исходя из моих наблюдений.

«Мало читает» — в этом факте могут быть сокрыты самые разные условия, которые могли привести к такому результату. Например:

  1. Определенные традиции в семье.
  2. Тип характера и мышления ребенка.
  3. Нейропсихологические нарушения чтения.
  4. Жизнь в бешеном темпе техногенного века.

1) Традиции в семье

Как формируется культура чтения?

Прежде всего, из наблюдений за родителями и их действиями.

Когда родители сами обожают читать, в их доме богатая библиотека (имеется в виду бумажная, т.к. электронную на руки не возьмешь, не пощупаешь, не поставишь на полку) и в семье приветствуется обсуждение прочитанных книг, есть добрые традиции, связанные с семейным чтением — с большей вероятностью ребенок смоделирует любовь к книгам.

Вырастая, такой ребенок частенько будет с любовью вспоминать о самых задушевных минутах и часах, проведенных в кругу семьи с увлекательной книжкой. Он будет с улыбкой помнить, как смеялся вместе со всеми над комичными ситуациями и рыдал над грустной историей. Это — сильный фактор сближения с родными, который может помочь ему в жизни.

Но разве это 100% фактор?

Конечно нет. Есть читающие запоем семьи, в которых ребенок, как ни парадоксально, все же отказывается читать, хотя и видит, как родители любят чтение и даже может с удовольствием слушать книги.

И в этом случае роль играют другие причины. О них ниже.

2) Тип характера и мышления ребенка

В этом случае здесь исходной предпосылкой становится сам характер ребенка и его склонность к гуманитарному или техническому мышлению, т.е. какой тип полушария у него является ведущим.

Если брать характер. На мой взгляд, легче всего дается чтение детям (по убывающей) флегматического, меланхолического, сангвинического и холерического типа характера. Тонким, чувствительным, эмоционально живым натурам.

Чем это обусловлено?

Чтение предполагает определенный набор действий и умение выдерживать их продолжительность в заданный промежуток времени (дочитать до конца главы, до конца первой части, до конца всей книги).

В детских книгах содержится много сюжетных действий и проживаемых эмоций главными героями, которые  нужно уметь отслеживать и понимать причинно-следственные связи. Это требует определенной усидчивости и терпения, в отличие от мультиков, в которых информация сильно упрощена и подается в «разжеванном» виде.

Труднее всего это дается детям, которые по своей натуре не могут долго усидеть на одном месте. Поэтому, начиная читать с ребенком, заранее учитывайте  его особенности и подбирайте соответствующую его интересам книжки.

Если брать тип мышления. Как известно, мы все имеем склонность к техническому или к гуманитарному складу ума. Но встречаются и смешанные типы, т.е. это люди как бы являющиеся амбидекстрами (термин взят из нейропсихологической диагностики).

«Гуманитарии» часто обожают рисовать, заниматься созданием прекрасного (вышивать, вязать, плести что-либо), т.е. создавать вещи, радующие глаз, являющиеся воплощением их образов.

И чтение для них — как способ перенестись в удивительные образы, увидеть внутренними глазами происходящее, проживать его вместе с главными героями, испытать их чувства, переживания и стремления. Т.е.

их легко захватывает сюжет, разворачивающийся на страницах книг, плюс острое любопытство и желание «закончить созданный образ» как раз и побуждает дочитать до конца книги.

Поэтому так популярны серии книг с продолжением сюжета. Для гуманитариев это как наркотик. :))  Вырастая, такие люди часто переключаются с приключенских детских книг с главными героями-сверстниками  на книги, описывающие жизненные перипетии взрослых, различные драмы, детективы, ужасы, экшн и фантастику.

Кстати, таким деткам, начинающим осваивать самостоятельное чтение,  вполне можно начать читать книгу вслух, затем на самом интересном месте прерваться с обещанием почитать потом. Ребенок, побуждаемый здоровым любопытством, скорее всего, попытается продолжить чтение, не дожидаясь свободного времени у мамы или бабушки :).

«Технари» обычно любят конкретность и точность. Они тяготятся длиннейшими описаниями в книгах, откровенно скучают на уроках литературы, зато с удовольствием любят возиться с какими-то деталями. В детстве они обожают игрушки, построенные на основе «разбери и собери».

Любят модели машин, самолетов, военной техники.  С интересом присматриваются, как папа что-то делает, начиная с починки утюга, замены перегоревшей лампочки и заканчивая серьезным крупным строительством.

Их тянет к папиным инструментам: гвоздям, молотку, паяльнику, пиле, кусачкам и т.д. Они обожают собирать различный «хлам».

И мамы, преимущественно мальчиков, часто бывают недовольны такому мусору, подобранному в самых неожиданных местах.

Что такое для них чтение? Это необходимость, но не развлечение. Их конкретное логическое мышление любит брать ситуацию и выстраивать алгоритм решения возникшей проблемы. Поговорка «краткость — сестра таланта» — это их жизненное кредо.

Приведу пример из жизни взрослых. Не случайно на этой почве, когда муж — «технарь», а жена «гуманитарий», у них могут возникнуть разногласия.

Допустим, у жены неприятности на работе, она расстроена и ей хочется, чтобы с ней посидели за чашкой ароматного чая, обсудили сложности «от и до», причем чем дольше, тем ей все легче и легче становится.

А муж что предлагает? «Дорогая, ты должна сделать вот это — раз, вот это — два, и вот это — три!» И никакого рассусоливания проблемы. Жене обидно, ей кажется, что муж издевается, нарочно не хочет ее понять, отмахивается от ее проблем.

А муж искренне не понимает, почему жена надулась: он же предложил ей ясный и кратчайший алгоритм выхода из неприятностей!

Но я отвлеклась

Источник: https://detpsycholog.ru/pochemu-rebenok-7-let-ne-lyubit-chitat/

Для родителей
Добавить комментарий