Ментальная арифметика: в чем польза?

Нейропсихолог о ментальном счёте: вред, польза, мифы и страхи родителей

Ментальная арифметика: в чем польза?

Ментальная арифметика вокруг себя создала много вопросов и дискуссий.

Это говорит о том, что она интересует родителей. А если возникает большой интерес, то это непременно рождает сомнения, страх перед необычным, а значит и различные объяснения и домыслы.

Будет ли это занятие полезным или, наоборот, принесёт вред, наполнит знаниями или создаст бесполезный балласт, покажет время

Известному детскому  нейропсихологу и педагогу Ларисе Деменко, которая занимается вопросом нейропсихологического подхода  вот уже на протяжении 10 лет в детском центре, а последние 2 года – ментальным счётом Соробан® с детьми 5 – 11 лет, часто задают вопросы о пользе ментальной арифметики.

По её наблюдением, образный/ментальный счёт подходит не всем родителям. Да, именно родителям, ведь если именно они ожидают от этих занятий, чтобы ребёнок через 1 месяц выглядел, как калькулятор и поражал своим быстрым счётом знакомых, то их ждёт разочарование.

Ментальный счёт в Соробан – это большая, хорошо продуманная система, которая создаёт новый стиль мышления, учит ребят думать, открывать в себе новые скрытые способности, воспитывает целеустремлённость, креативность, умение работать в команде, верить в дружбу. При этом все понимают, что за ребёнком следует его семья. От неё во многом зависит, успешным ли будет этот путь.

Если семья не поддержит малыша, не разделит с ним трудности и удачи, не поймёт главной миссии школы, то об успешном старте не может быть и речи.

Лариса Деменко отмечает, что именно внимательность  со стороны родителей и компетентность  педагогов – это первично! У каждого ребёнка есть свои особенности физического и психологического развития. Кому, как не родителям, знать о них.

Именно с их помощью можно избежать различных неприятностей и казусов, уйти от сетевых страшилок” мы стали заниматься и у нас…”. Педагоги центра готовы помочь ребёнку, если у него возникнут трудности. Предусмотрена диагностика и подбор программ, чтобы учесть все нейро- и психофизиологические показатели.

Развитие и обучение требует обязательного объединения заинтересованных сторон – родителей и специалистов.

Опытный  педагог  обращает особое внимание на то, что те проблемы, с которыми неподготовленные родители могут столкнуться, очень напоминают проблемы родителей, решивших научить своего малыша кататься на велосипеде, посадив его сразу  на  него, но внезапно обнаруживших, что он всё время падает. Кто же виноват? Велосипед? Равновесие? Малыш или же сами родители?

Как нейропсихолог, она отмечает, что” любая функциональная несформированность – это как спящий вулкан, в любой момент может проснуться”. Здесь внимание привлекает то, что проблема была и до этого, но особого  внимания к себе не привлекала.

Видимо, её не видели или не считали таковой. Для ребёнка устный счёт никогда не сможет принести вред! Именно занятия в единой системе помогут увидеть в ребёнке то, чему раньше не уделяли внимания.

Только специалисты помогут найти корень проблемы! Если следовать этим советам, то отпадёт необходимость в  интернетной “сенсации”. И это не только совет, но и просьба.

  В основном, после занятий в Соробан родители занимаются выполнением кинезиологических упражнений вместе со своими детьми, понимая их огромное значение и чрезвычайную необходимость для развития ребёнка.

Иллюзии и ожидания

  Очень важно разобраться в том, что вы ожидаете от занятий, и определиться с целью. И не подменять одно другим!

Смешно и напрасно ожидать от обучения, например, английскому языку, что вместе с ним в голову загрузится французский.

Хотите подтянуть ребёнка по математике в школе, отточить умения решать задачи, то тогда стоит посещать математический кружок, где разбирают типы задач, алгоритмы решений. Это удобно, но устный счёт никогда не заменит обучение и развитие.

Хорошая школа предлагает вам надёжный способ развития способностей, как будто это игра в шахматы. На первом же занятии вам об этом расскажут.

Ссылка на авторитетов

Педагог Деменко обращает внимание на то, что приходится встречаться с разными точками зрения на роль ментального счёта в развитии ребёнка.

  Она проводит интересное сравнение мнений специалистов в области нейропсихологии, касающихся влияния образного счёта: “Один «уважаемый» нейропсихолог сказал, что образный счёт развивает только второй и третий блоки мозга, обкрадывая тем самым самый важный – первый блок, который даёт энергию на осуществление любой деятельности! И поэтому наши дети болеют!

Другой специалист заявил, что” как педагог, изучила эту тему и поняла, как это вредно”

В первом случае коллега очень ориентируется в своей теме, но так же плохо понимает “не свою”. Во втором случае, собрать в кучу все сетевые отзывы и статьи и высказать своё мнение – это не изучение темы.

” Чтобы иметь собственное мнение о проблеме ментального счёта, нужно окунуться в неё, минимум полгода наблюдать за теми, кто им занимается.

Важно протестировать их от начала  и после занятий, только сравнивая результаты, реальные наблюдения не только за детьми, но и за зрелыми людьми, можно что-то утверждать.

А саму тему можно понять только тогда, когда сам начнёшь считать образно. Тогда поймёшь её пользу, вред , влияние и т.д.»

В копилку мифов: “Занимался МА до школы, а в 1 классе не смог считать, потому что запутался”

Лариса Деменко считает, что такое понимание метода либо от незнания, либо от лукавства.

У малыша в голове – это, оказывается, два очень разных умения. Две разные функциональные системы заняты их обеспечением. Недостаточность сформированности пространственного фактора может быть одной из причин того, что ребёнок не усваивает счёт на уроках  математики.

Тогда стоит заняться уровнем развития его мышления и начать помогать ему.

Стоит уяснить: никогда ребёнок не будет после обучения устному счёту  плохо считать на уроках математики!  Техника ментального счёта предусматривает первоначальный счёт на специальных косточковых  счётах, которые позволяют взаимодействовать с косточками – реальными объектами.

Это обеспечивает плавный и правильный переход от конкретного объекта к абстрактным числам и научить образному представлению. Никогда ни одна хорошая школа не предложит заменить математический счёт ментальным! Если предлагает, то вас разводят.

Каких улучшений ожидать?

Да во всех предметных направлениях, где нужно уметь сосредотачивать внимание, переключаться, воспринимать информацию на слух и зрительно, обрабатывать её, пользоваться всеми видами памяти.

И сакраментальное” ментальный счёт – это счёт ради счёта, подпитываемый амбициями родителей”.

В этом вопросе педагог не поддерживает родителей. Ежедневно  ей приходится видеть, как маленькие дети постепенно раскрываются, учатся верить в себя, помогать другим; как более успешные пытаются подтянуть тех, кто нуждается в поддержке и помощи. А как бесценен  командный дух!

На занятиях царит творчество. Дети создают трогательные открытки и амулеты для родных. Слова “солидарность” и “единство” для них перестают быть только словами. А как горят благодарностью детские глаза, когда рядом родительское плечо и рука, готовая поддержать и помочь преодолеть трудности.

С тренером делятся секретами и обнимают, как родного. Новая победа для каждого – победа вдвойне, когда разделена со всеми. Глаза учеников светятся от переизбытка чувств.

Время на занятиях есть для всего: и для счёта, и для игры, и для полезных упражнений, и для работы в тетрадях с логическими задачами, и померяться силами и проверить смекалку.

Очень важно не поддаться влиянию толпы с её заезженными фразами, состоящими из ” экспертных” слов. Только личный опыт, взаимодействие, личные ощущения от контакта с тем, о чём идёт речь.

Почему выбрана была именно  ментальная арифметика в центре?

Лариса  Деменко ответила так: ” Всё очень просто: начала считать сама.  Потом присоединились дочь и мама. И у всех есть результат. Как вы понимаете, считаем мы не ради счёта. Но я знаю, как это работает!

Всё, о чём мы  сегодня говорили, касается ментальной арифметики, которую усовершенствовал и адаптировал на базе Школы Устного Счёта Соробан Ю.А. Новосёлов. Эта методика работает и покоряет всё больше сердец и умов. Стоит попробовать – и вы увидите, как изменится жизнь вашего малыша и ваша тоже”.

Источник: https://www..com/752752781548730/posts/1169632153194122/

Источник: https://soroban.by/blog/nejropsiholog-o-mentalnom-schjote-vred-polza-mify-i-strahi-roditelej/

Ментальная арифметика: в чем польза?

Ментальная арифметика: в чем польза?

Ментальная арифметика – это методика обучения устным вычислениям с помощью специально сконструированных счетов под названием абакус. Сначала ученик учится решать задачки, передвигая кос­точки на спицах, а со временем начинает то же самое делать в уме. С бешеной скоростью.

Методика существует примерно с XVII века, а придумали ее специально для купцов. Сегодня функции воображаемого абакуса легко может выполнить калькулятор.

Несмотря на это курсы по ментальной арифметике пользуются безумным спросом, особенно в Китае, Индии и Японии.

Организаторы обещают обучить детей не только сложению, вычитанию, делению и умножению многозначных чисел, но и развить мозг буквально во всех направлениях. Только вот зачем из ребенка делать робота, мало кто задумывается.

От любви до ненависти

Эксперты говорят, что за-нятия ментальной арифметикой способствуют развитию двух нейропсихологических функций. Прежде всего речь идет о так называемом «факторе программирования и контроля».

Это когда в уме нужно совершать сложный набор последовательных действий и весь алгоритм ­выполнять без ­оши­бок.

А еще ментальная арифметика тренирует зрительно-пространственные функции, ведь конечная цель – научить ребенка считать на воображаемых, а не на реальных счетах. Такой вид работ для мозга полезен – с одной оговоркой.

Лобные доли, которые отвечают за блок программирования и контроля, окончательно созревают к 20 годам. В 10 лет они находятся в стадии формирования. Та нагрузка, которую дает на мозг ментальная арифметика, для детей младше этого возраста оказывается чрезмерной.

Кроме того, если ребенка просят выполнять задания, которые не подходят ему по уровню физиологического развития, обучение может ­худо-бедно продвигаться, но пользы будет все-таки мало.

А если ученика еще и заставлять, рано или поздно он возненавидит и ментальную арифметику, и математику, а там и учебу со школой вместе взятые. Мотивация получать знания пропадет.

Если вы хотите, чтобы ребенок был силен в математике, фишка не в том, чтобы научить его считать. Эту функцию выполняет сегодня калькулятор. А в том, чтобы он понял, как посчитать легко, то есть умел подыскивать подходящий способ в каждой конкретной ситуации, а не действовал всегда по одному алгоритму.

Есть и другие опасности, о которых организаторы модных курсов не предупреждают. Освоение метода ментальной арифметики в раннем возрасте может тормозить развитие математических способностей.

Представление о числе формируется у нас постепенно. Сначала нужно уловить суть понятий «больше – меньше» и научиться на глаз судить об объеме и количестве предметов.

Здесь на помощь приходят счетные палочки и игры с подручными материалами – яблоками, шишками или кубиками, которые нужно посчитать. Каждая из таких моделей обогащает наше «математическое восприятие» и развивает «интуицию больших чисел».

Так мы учимся чувствовать, например, что 327 бананов – это слишком много, а 17 – совсем другое дело.

Ментальная арифметика подразумевает обучение только одному способу оперирования с числами. Ребенок действительно научается быстро складывать, вычитать, делить и умножать. Но представление о числе у него складывается очень бедное, а сама суть математических действий остается для него тайной.

В 2018 году первое место на чемпионате мира по ментальной арифметике заняла 6-летняя Алиса Гусева из Екатеринбурга.

Если ребенок знакомится с абакусом в возрасте 4–6 лет, сложностей будет еще больше. Другие способы обращения с числами, с которыми он встретится в начальной школе, покажутся ему ненужными: он же и так прекрасно считает.

В итоге получится, что весь «базовый» материал усвоится не в ходе разнообразных предметных игр, а в виде зубрежки. Дальше начнутся дроби, знакомство с десятичной системой и логарифмами, извлечение корня.

А для освоения этих понятий, помимо прочего, крайне важно уметь делать приблизительные вычисления. Но таких навыков ментальная арифметика не дает.

Чтобы освоение абакуса принесло ребенку только пользу, наш эксперт советует применять его по таким принципам:

До школы ментальная арифметика больше навредит, чем поможет, если не будет игрой от случая к случаю, среди прочих математических игр.

Чтобы улучшить оценки по математике, вместо абакуса имеет смысл освоить с ребенком обычные «советские» счеты. Они помогут закрыть пробелы, подтянуть знания.

Абакус можно использовать для снятия «математической тревожности». Если вы чувствуете, что ребенок входит в ступор на уроках математики, он переживает, что все это слишком сложно и он не справится, ментальная арифметика поможет снять стресс.

Если вы решили предпочесть абакус, пусть ребенок оттачивает на нем только тот материал, с которым возникли проблемы, и не забегает далеко вперед. Например, в школе проходят сложение в пределах двадцати – значит, в этих же пределах стоит заниматься и ментальной арифметикой.

Абакус – хорошая модель для оперирования десятичными дробями. Но, опять же, ограничьтесь только этим «узким» материалом, если к моменту его освоения в школе ребенку вообще нужны будут объяснения на пальцах.

Если вы отдали детей на занятия по ментальной арифметике, дома делайте с ними побольше заданий на удобные приемы счета. Например, если в задаче просят вычесть 17, а потом прибавить 27, спросите сразу: «А как можно проще?» Пусть догадаются, что легче просто прибавить 10. Цель – не применять только абакус, а прибегать к нему, только ­если ­по­­-другому ­решить задачу невозможно.

Источник: http://www.parents.ru/article/mentalnaya-arifmetika-v-chem-polza/

Есть ли детям польза от ментальной арифметики

Ментальная арифметика: в чем польза?

Ментальная арифметика — это метод счета в уме, навеянный старинными счетными досками-абаками. На сайтах учебных центров пишут, что абак появился в Древнем Китае, но упорно называют его на латинский манер абакусом.

На самом деле этим приспособлением пользовались по всему свету, его точное происхождение неизвестно. Но стереотип гласит, что азиаты сильнее всех в математике, так что почему бы не отдать лавры изобретателей китайцам.

А с латинским суффиксом, как известно, любое слово звучит весомее.

Программа обучения ментальной арифметике обычно занимает два-три года и делится на несколько этапов. Сначала дети учатся считать на настоящем абаке. Далее вместо доски им дают ее изображение: глядя на рисунок во время вычислений, нужно представлять, как передвигаются костяшки.

В конце концов у ребят забирают и картинку — на этой стадии они видят абак в уме и могут производить с ним те же операции, что и с настоящим.

Выглядит это поразительно и немного пугающе: двигая в воздухе невидимые костяшки, крохи, многие из которых даже еще не ходят в школу, перелопачивают длинные ряды трехзначных чисел и за какие-то секунды дают правильный ответ.

Обучение ментальной арифметике начинается с настоящего абака

© China Photos/Getty Images

Еще удивительнее, что, по заверениям учебных центров, быстрый счет в уме — всего лишь побочный эффект.

Родителей убеждают, что ментальная арифметика развивает логическое мышление, аналитические навыки, увеличивает объем памяти, дети учатся визуализировать задачи, поэтому глубже их понимают, мыслят креативно, становятся более внимательными, лучше концентрируются, систематизируют знания, адаптируются к новым условиям и благодаря всему этому успешнее учатся в школе, причем пятерки они получают и по математике, и по всем остальным предметам.

В доказательство этих утверждений на сайте одной компании, которая продает по франшизе методику обучения ментальной арифметике, приведены результаты исследования некоей К. Васуки из Мадрасского университета в Индии. В нем участвовали две группы детей 8–12 лет по 160 человек в каждой.

В первую отобрали ребят из классов ментальной арифметики первого уровня, во вторую — обычных мальчиков и девочек. За год дети пять раз прошли тесты на концентрацию, рабочую и ассоциативную память, креативность и еще несколько показателей.

Вначале средние показатели в обеих группах были почти одинаковые, но под конец “ментальные счетоводы” заметно вырвались вперед.

Соревнования по ментальной арифметике в Индии в 2005 году

© AP Photo/Gautam Singh

Исследование Васуки выглядит так, будто выполнено по научным стандартам. Но кое-что в нем настораживает. Во-первых, чем дальше, тем труднее давались задания детям в контрольной группе. Почему за год они сдали почти по всем показателям, неясно. Во-вторых, ребят c IQ ниже среднего и из бедных и малообразованных семей почему-то не допустили до участия.

В-третьих, при анализе результатов, судя по всему, не учтены другие факторы, например мотивация. Вдруг на курсы ментальной арифметики ходят те, кто в целом сильнее заинтересован в учебе? В-четвертых, статью об исследовании Васуки не удалось найти в рецензируемых научных журналах, то есть другие ученые его не проверяли.

Наконец, к исследованию причастна компания, которая владеет правами на методику обучения, а это всегда подозрительно.

Помогает ли менар с математикой

Другие исследования дали не столь однозначные результаты. В США эффективность ментальной арифметики в течение года проверяли на учениках первых и вторых классов школ. Первоклашки вообще толком не справились с обучением, у ребят постарше дела шли чуть лучше, но этого все равно было недостаточно, чтобы заметно улучшить когнитивные навыки.

Авторы также прокомментировали работы коллег. Одни ученые утверждают, что ментальная арифметика развивает рабочую память, другие этого не обнаружили.

Но даже если положительный эффект вправду есть, не исключено, что он проявляется лишь в лабораторных условиях или только у взрослых. У американских детей рабочая память лучше не стала.

Авторы прямо написали, что в условиях обычной школы ментальная арифметика ничем не лучше других методик и точно не делает ребят умнее.

Двумя годами ранее тот же психолог Дэвид Барнер провел вместе с коллегами более продолжительное исследование в Индии. Тогда дети обучались ментальной арифметике не один, а три года.

Выводы ученых гласили, что благодаря этой методике некоторые школьники, скорее всего, лучше справляются с арифметическими операциями, но результат, по-видимому, зависит от имеющихся способностей ребенка, а не от того, как он научился представлять и обращаться с объектами в рабочей памяти.

Развивает ли менар мозг

С влиянием ментальной арифметики на мозг ситуация еще более запутанная. В 2016 году китайские ученые подготовили обзор существующей научной литературы и пришли к выводу, что у мастеров менара и обычных детей при решении задач вправду задействуются разные области, также нашлись отличия в самой структуре мозга.

Но, во-первых, иногда эксперименты давали противоречивые результаты.

Во-вторых, большинство исследований были краткосрочными: мозг — пластичная штука, поэтому неясно, сохраняются ли изменения спустя годы после обучения ментальной арифметике.

В-третьих, не исключено, что именно особенности строения мозга привели детей в классы менара и позволили им достичь высот в этом деле. В-четвертых, в экспериментах участвовало мало детей — выводы надо делать осторожно.

Успехи в ментальной арифметике зависят от предварительной подготовки и квалификации преподавателей

© EPA/FRANCK ROBICHON

На сайтах учебных центров говорится, что ментальная арифметика гармонично развивает оба полушария мозга и налаживает между ними связь. Якобы поэтому у детей улучшается концентрация, увеличивается объем памяти, усиливаются творческие и аналитические способности. Но обо всем этом судить рано.

В большинстве исследований проверяли только математические навыки — данных о том, как ментальная арифметика влияет на другие когнитивные навыки и успеваемость в школе, недостаточно. Также пока нельзя судить, меняется ли благодаря занятиям связность сетей мозга, отвечающих за разные функции.

Что о менаре думают учителя

Педагоги, как и ученые, не спешат превозносить ментальную арифметику. По словам заслуженного учителя России Леонида Звавича, устный счет — дело полезное, но есть масса приемов устного счета без абака и какой из них лучше, сказать сложно.

Успехи ребенка в математике зависят прежде всего от того, какие у него были учителя, а любые развивающие занятия помогают подтянуть разные школьные предметы.

“Если человек идет в школу, зная 100 стихотворений, он учится лучше, чем человек, который не знает ни одного”, — считает Звавич.

Преподаватель математики, лауреат премии мэрии Москвы Александр Шевкин тоже думает, что всякое занятие, развивающее мышление, полезно и влияет на способности к обучению не по одному предмету. Но к ментальной арифметике он относится настороженно: “Это сильно распиаренный бизнес-проект.

Под устную арифметику на русских счетах много денег не соберешь, а на загадочную ментальную арифметику получается. Ничего вредного в ней нет, а вот насколько нужна детям столь продвинутая техника устных вычислений, пусть решают родители.

Я бы не стал переоценивать влияние этой методики, так как помню высказывание известного популяризатора правильных способов обучения математике Дьердя Пойи: “Можно научить дельфина крутить мяч на носу, но поможет ли это ему ловить рыбу?”

Сергей Рукшин, профессор РГПУ имени Герцена и учитель знаменитых математиков Григория Перельмана и Станислава Смирнова, оценивает ментальную арифметику еще более скептически: “Мне не известно ни одного исследования, доказательно обосновывающего преимущества этой методики, ее влияние на отдаленные результаты ребенка. В самом деле, нельзя же считать нынешние успехи китайской и японской экономики следствием того, что пять тысяч лет назад они начали применять счетные приспособления, аналогичные используемым в обучении “ментальной арифметике”. А именно такие аргументы попадаются в рекламе. Гораздо важнее осознать следующее: многие современные родители не находят времени и душевных сил для личных занятий с собственным ребенком. Любое внимание, общение, обучение развивает личность ребенка и его способности. Ребенок развивается, чему бы его ни учили. А что касается “ментальной арифметики” — ничего личного, только бизнес”.

Вероятно, кое-какая польза от ментальной арифметики все же есть, особенно если ребенку тяжело дается математика.

Вдобавок на занятиях вырабатывается привычка трудиться — в жизни она пригодится, а целеустремленные сверстники — это хорошая компания и, возможно, новые друзья: ничто так не сближает, как общее дело.

Но не стоит ждать от ментальной арифметики чудес: представляя в уме счетную доску, ребенок не приобретет цвет индиго.  

Марат Кузаев

Источник: https://tass.ru/obschestvo/5390135

Для родителей
Добавить комментарий