Методы Монтессори, которые можно применять дома

Содержание
  1. Методика Монтессори в домашних условиях
  2. Монтессори дома: создание развивающей среды по правилам великого педагога
  3. Как реализовать методику Монтессори дома?
  4. 1. Подходящие по возрасту развивающие материалы
  5. 2. Правильное место хранения для игрушек
  6. 3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка
  7. 4. Персональные для малыша средства для уборки
  8. 5. Творческий уголок
  9. 6. Доступные и открытые книжные полки
  10. Методы монтессори, которые можно применять дома
  11. Как применять методику Монтессори дома?
  12. Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы
  13. 1. Кто такая Монтессори и что это за система?
  14. 2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
  15. 4. Что такое обучение даёт детям?
  16. 5. Где этому учат?
  17. 6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
  18. 7. В чём минусы такой системы?
  19. 9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Методика Монтессори в домашних условиях

Методы Монтессори, которые можно применять дома

Сейчас методика Монтессори невероятно популярна среди родителей.

С одной стороны – это показывает позитивные изменения взглядов педагогов и родителей на природу ребенка, стремление понять уникальность каждого ребенка и помочь ему на пути развития.

А с другой стороны – это неизбежно порождает массу заблуждений и неточностей в понимании методики, а, следовательно, и в возможностях реализации этих идей.

Наблюдая за родителями и их стремлением развивать своих детей по методики Монтессори, я очень часто сталкиваюсь со множеством вопросов со стороны родителей.

Ведь одно дело прочитать классические работы Марии Монтессори, где речь идет о развитии в специально подготовленной среде с подготовленным педагогом. И совсем другое — применять методику дома.

В «домашнем Монтессори» возникают совершенно иные проблемы и вопросы, нежели в классе.

Поэтому для меня показалось важным сделать цикл вебинаров для мам, который даст целостное представление о внедрении  методики в домашних условиях и ответы на многие практические вопросы.

При планировании вебинаров, я ставила перед собой следующие задачи:

Сделать самый  подробный и доступный по цене курс, по применению методики Монтессори в домашних условиях для не профессионалов.

своим опытом применения методики дома. Рассказать о возможных сложностях, о том, что стоит применять, а что лучше оставить для классов Монтессори. Какие материалы должны быть дома, как организовать пространство и создать развивающею среду, как презентовать материалы и как помочь ребенку стать самостоятельным.

Реализовать эти цели в одном вебинаре просто невозможно.

Я выделила следующие темы, без понимания которых, внедрение методики в домашних условиях будет проблематично:

1. Жизнь и творчество одного из величайших педагогов 20 века. Создатель гуманной педагогики — Мария Монтессори и мифы вокруг нее. (это дань Учителю, это очень важно знать)

2. Система гармоничного развития ребенка. Основные принципы, особенности методики Монтессори. Плюсы, минусы. Мифы и предрассудки.

3. Обзор образовательной среды Монтессори. Построение домашней среды в соответствие с принципами системы Монтессори.

4. Обучение ребенка в согласии с его внутренними потребностями. Сензитивные периоды.

5. Развитие ребенка через повседневные дела. Упражнения практической жизни. Как реализовать, и на что обратить внимание.

6. Самые полезные развивающие игрушки с рождения до 3 лет. Что стоит покупать, а что делать своими руками? Монтессори-материалы для домашнего использования.

А теперь я расскажу, что мне пришлось сделать для того, чтобы подготовить качественный курс  « Мотнессори дома».

Во-первых, нужно получить образование.

Во-вторых, нужно получить практический опыт, поработать педагогом в хорошем Монтессори-центре.

В-третьих, нужно родить собственных детей и применить полученные знания на них.

В-четвертых, нужно приобрести большое количество материалов и развивающих пособий для дома, чтобы сделать выводы относительно их необходимости и эффективности.

В-пятых, нужно вдохновить собственного супруга, чтобы он организовал все технические вопросы по проведению вебинаров, подготовке записей, монтажу видео, настройкам обучающей системы, рассылкам и куче других очень затратных по времени и деньгам вопросов. Да и желательно, чтобы он все это сделал бесплатно :), чтобы вам не пришлось за это платить.

В-шестых, найти 70 часов времени для подготовки материалов и создания презентации, когда у тебя 2 детей, один из которых всюду следует за тобой, а готовку, уборку, прогулку и интересный досуг ребенку – никто не отменял. Плюс сделать десяток погружений по ночам.

В-седьмых, нужно проанализировать большую часть курсов, которые уже представлены в интернете, чтобы понять чего в них не хватает, и сделать курс, в котором не будет данных недостатков.

В-восьмых, нужно собрать аудиторию для вебинаров, поскольку, чем больше людей, тем интереснее вебинар, ведь участники, задавая вопросы, более подробно раскрывают тему.

В-девятых,  нужно организовать родственников, чтобы они забрали детей, когда идет запись вебинара.

Можно перечислить еще 5-7 пунктов, но самое важное – это, конечно, соотношение стоимости и объема практических знаний, которые получают те, кто проходят курс.

Итак, цикл из шести вебинаров «Методика Монтессори в домашних условиях» можно приобрестивсего за 990 рублей. При средней стоимости аналогичных курсов от 3 тысяч рублей.

Согласитесь, что за 10 лет потраченных на то, чтобы получить образование и опыт, родить и повоспитывать детей, вдохновить мужа и 70-ти часов для подготовки материалов  — это не дорого!

При оплате до 10 ноября стоимость цикла вебинаров  составит 790 рублей. И вы еще успеете поучаствовать в некоторых из них лично!

С любовью, автор курса Ксения Краснова

====>> ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К ЦИКЛУ ВЕБИНАРОВ

Источник: https://kkrasnova.ru/cikl-vebinarov-metodika-m-montessori-v-domashnix-usloviyax/

Монтессори дома: создание развивающей среды по правилам великого педагога

Методы Монтессори, которые можно применять дома

Все мы знаем, что развивающая среда – один из ключевых факторов гармоничного развития ребенка. В раннем возрасте особенно важно, чтобы малыш чувствовал себя достаточно безопасно, но при этом свободно и естественно. И здесь имеет смысл прислушаться к принципам Марии Монтессори, великого педагога, воспевшего уважение к самостоятельности ребенка.

Источник Конечно, если вы будете углубляться в изучение методики Монтессори, вы узнаете, что специальные Монтессори-сады и школы подчиняются строжайшим требованиям: для них нужны особые материалы, игрушки и пособия. Занятия по методике также выстраиваются по определенным канонам, которые и помогают сохранять атмосферу свободы и ответственности с первых дней общения ребенка.

Однако общие правила организации среды с некоторой адаптацией можно использовать и для построения пространства дома. Так как же учитывать принципы Марии Монтессори в домашних условиях? Одним из важнейших правил, которое нам бывает очень часто сложно выполнить, является то, что все предметы в детской комнате должны быть подходящими по размеру ребенку.

Шкафчики, стол, стульчики – все должно быть миниатюрным, чтобы маленький человек мог нужные ему вещи взять сам и потом поставить на место. Крючки для полотенец и одежды должны находиться на высоте ручки ребенка. Игрушки и книги лежат на низких удобных стеллажах.

Безопасность и экологичность Безопасность превыше всего – это общеизвестный факт, подтверждаемый методикой Монтессори. Помните, что в комнате не может быть никаких хрупких или опасных для малыша предметов. Мама не должна всё время следить, чтобы ребенок не испортил что-нибудь или, не дай Бог, не поранился.

Уделите внимание розеткам – они должны быть закрыты специальными заглушками или спрятаны за мебелью. Кроме того, выбирайте в детскую комнату предметы интерьера из экологичных материалов: мебель и игрушки – лучше деревянные, шторы – льняные или хлопковые, ковры – также изготовленные из натурального сырья.

Чтобы вам было проще обустроить Монтессори-пространство в детской комнате, Галка-Игралка подготовила для вас наглядную инфографику.
Посмотреть в полном размере Для того, чтобы пространство было функциональным, система Монтессори предполагает выделение зон активности, творчества, сна и переодевания.

Зона активности

включает низкий стеллаж с игрушками и Монтессори-материалом, а также уютный коврик неподалеку, чтобы ребенок мог удобно расположиться для игры, а после нее – все убрать на свои места. Стеллажи очень практичны для детской развивающей среды: они помогают легко следить за порядком. Игрушки подбираются по возрасту и периодически меняются, чтобы сохранить интерес ребенка. Если ребенку больше трех лет, то можно разложить игрушки и материалы по темам, как это обычно сделано в классах Монтессори: например, познание окружающего мира, изучение родного языка, математики, зона сенсорики. В этой зоне также могут быть предметы, помогающие физическому развитию, такие как спортивный комплекс, мяч, туннель. Все зависит от размера комнаты, вашей фантазии и степени активности ребенка. Зона творчества, в определенной степени, – часть зоны активности. По сути, это столик и стульчик, а также расположенные рядом полки с материалами для творчества. Конечно, если ваш ребенок еще маловат для того, чтобы самостоятельно использовать клей, ножницы, или у вас есть опасения, что творчество красками будет распространено и на обои, то лучше положить все в отдельную коробку и хранить в другой комнате. Вы можете приносить ее каждый раз, когда будете вместе творить. А пока оставить малышу то, что считаете безопасным. Некоторые подросшие детки также любят работать с материалами или играть в игрушки не на коврике, а за столиком. Зона переодевания. Удобно, когда у ребенка есть небольшой шкафчик с парой вешалок и полочками, где лежат его самые используемые предметы одежды. Сразу хотелось бы оговориться, что не имеется ввиду шкаф для хранения детской одежды. Желательно, чтобы все вещи, которые не используются малышом в настоящий момент: вещи не по сезону, парадные или очень трудные в одевании, – были убраны. Несколько трусиков и маечек, пижамка, платье на вешалке (для девочек), штанишки для мальчиков – этого вполне достаточно для самостоятельного малыша, воспитываемого по методике Монтессори. В зоне переодевания также будет полезен невысокий стульчик, на который малыш будет учиться складывать одежду в процессе переодевания и перед сном. Рядом, если позволяет площадь комнаты, можно разместить небольшой туалетный столик с зеркалом, где малыш сможет причесываться и просто разглядывать себя. Зона сна. Очень удобно, когда ребенок может самостоятельно, причем с самого малого возраста, забираться на свою постель и слезать с нее. Это очень просто организовать, если постелить на пол обычный невысокий матрасик (для подросшего ребенка это может быть низкая кровать). Такое размещение спального места по Монтессори дома не только обеспечивает безопасность ребенка, но также будет стимулировать его познавательную активность, позволит расширить круг его возможностей и заложить основы самостоятельности.
Источник Какие еще приемы можно использовать, чтобы сделать комнату более удобной и интересной для ребенка, применяя методику Монтессори в домашних условиях? 1. Если позволяет место, отличным Монтессори-материалом будет небольшая детская песочница (в качестве «песка» можно использовать обычную манку). Удобно, если она будет находиться на небольшом столике неподалеку от полки с подходящими игрушками. Также рядом можно поставить веничек и совочек. Со временем малыш научится убирать за собой. 2. Используйте стены! Детская карта, картинки с изображениями животных, детские развивающие плакаты, репродукции великих художников, выставка детских работ – есть масса вариантов того, как сделать комнату насыщенной и полезной. Конечно, не стоит перегружать пространство, завесив каждый пустой клочок стены полезными изображениями, однако оставлять комнату белоснежной, чтобы было предельно аккуратно, тоже не стоит. 3. Детский мольберт не займет много места, однако даст широкое пространство для творчества. На обустройство детской комнаты совсем не обязательно тратить массу средств. На сайтах промокодов вроде Cuponation.ru можно присмотреть детскую мебель, предметы интерьера и принадлежности для творчества с хорошими скидками. Там можно застать распродажи таких магазинов и брендов, как Детский мир, Дочки Сыночки, Kinderly, My Toys. Ищите нестандартные варианты – ваш малыш оценит также вещи, сделанные вашими руками. Особенности обустройства детской развивающей среды по Монтессори для детей до года
Источник

  • Важно, чтобы у ребенка было как можно больше безопасного пространства для передвижения.
  • Размещаем на полу матрасик вместо кровати, над ним – сенсорный мобиль.
  • Зеркало на уровне пола. В него малыш может наблюдать за собой и быстрее учиться осознавать свои движения.
  • На стенах черно-белые графические рисунки, которые полезны для развития зрения малышей.
  • Если малыш только осваивает навыки ползания, то подходящие по возрасту игрушки можно разместить в небольших корзинках прямо рядом с матрасиком, на котором он спит.
  • Также для малышей можно обозначить зону кормления. Как правило, это удобное кресло, расположенное рядом с невысоким столиком и стеллажом с книгами. Здесь мама может уютно устроиться, а малыш всегда будет чувствовать себя спокойно и безопасно.

Как обустроить пространство, когда у ребенка нет своей отдельной комнаты? Очень часто ситуация в семье такова, что у детей нет отдельной комнаты и почти все время они проводят в общей комнате или на кухне рядом с мамой. Как быть в таком случае? Во-первых, обустройство небольшого игрового уголка из стеллажа с низкими полками и коврика рядом с ним не займет много места. Во-вторых, в каждом помещении квартиры можно придумать такие элементы интерьера, которые помогут развиваться ребенку по принципам Монтессори. Например, в прихожей – низкая вешалка с полочкой для щетки и тряпочки и отдельный коврик для маленьких ботиночек. В ванной – низкая полочка с зеркалом и туалетными принадлежностями малыша, корзинка с игрушками для ванной, табуреточка, чтобы достать до раковины, отдельная корзинка для белья и стульчик для переодевания.
Источник

В спальне – миниатюрный шкафчик для хранения одежды, часы и картинки на уровне глаз малыша, ночник, который малыш смог бы сам включать и выключать. На кухне – отдельный шкафчик или полочка для ребенка с детской посудой, полотенцем и тряпочками для уборки, подносом для приготовления еды и подходящими ребенку кухонными инструментами.

Источник: https://galka-igralka.ru/content/articles/stoit-sdelat/montessori-doma

Как реализовать методику Монтессори дома?

Методы Монтессори, которые можно применять дома

2016-04-02

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка.

Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях.

Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых.

Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п.

Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек.

К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию.

Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном.

Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто.

Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии.

Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту.

Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

https://www.youtube.com/watch?v=loPU5fcyfQw

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался.

Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие.

И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда  выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту.

Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий,  а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт, магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой.

Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время  игры крупу или пролитую воду.

Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все.

Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию.

Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА? ИГРЫ И СОВЕТЫ

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЗРАСТАМ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Источник: https://jili-blog.ru/metodika-montessori-kak-realizovat-v-domashnix-usloviyax.html

Методы монтессори, которые можно применять дома

Методы Монтессори, которые можно применять дома

Методика Монтессори не ограничивается педагогическими приемами, которые применяются в частных Монтессори-садах. Это философия воспитания, внедрить которую нам ничто не мешает и у себя дома, причем с самых первых месяцев жизни малыша. Хотите вырастить автономного и ответственного человека – возьмите эти советы на вооружение.

ПОДЪЕМ

Когда малыш спит в кроватке с бортиками, каждое утро начинается с испорченного настроения и душераздирающих криков, потому что он требует, чтобы его оттуда немедленно вынули.

А что если попробовать другой вариант пробуждений? Как только малыш научится уверенно переворачиваться и перекатываться с живота на спинку, то есть примерно в районе 6 месяцев, переложите его на матрас прямо на полу, обложив его со всех сторон мягким ковром с толстым ворсом. Тогда, проснувшись, он сможет сам решить, что ему делать: понежиться еще немного в своем гнездышке или отправиться в экспедицию, чтобы продолжить исследование коробок с игрушками, потрогать предметы, расставленные на нижних полках шкафа или наведаться под диван. Разумеется, для этого вам придется сделать доступное для крохи пространство безопасным.

ЗАВТРАК

Ближе к 2 годам (а то и раньше) на кухне нужно предусмотреть низкую полку, на которой будет лежать все, что понадобится вашему крохе для приготовления завтрака или полдника. Дети очень рано учатся разливать воду по стаканам и переливать ее из одной емкости в другую.

Больше того, в возрасте с 2 до 3 лет они это занятие обожают. Будьте уверены, ваш малыш очень скоро научится наливать себе компот или кефир, накладывать в тарелку кашу (разумеется, остывшую), добавлять сахар в свой творожок.

Если у вас есть возможность, организуйте для ребенка отдельный детский обеденный столик и стульчик, а детское кресло используйте только в тех случаях, когда сажаете кроху за общую трапезу в компании взрослых.

В зоне его досягаемости не забудьте положить тряпку, маленькую щеточку и совочек, чтобы он учился убирать за собой. Раз это его уголок, это и его зона ответственности. Естественно, первое время вам придется ему помогать.

ВАННАЯ КОМНАТА

Одной табуретки для малыша недостаточно: он все равно не может дотянуться до вентилей и увидеть себя в зеркале. Если очень постараться, на сайтах зарубежных магазинов можно отыскать пластиковые детские раковины, которые крепятся к ванной.

Они оснащены подносиком для стакана с водой, зеркальцем и ручкой для полотенца. На дне имеется отверстие для слива с затычкой. После того как малыш почистит зубы, он сможет ее убрать, и грязная вода стечет прямо в ванную.

Можно приобрести особую детскую насадку на кран, благодаря которой струя окажется ближе к ребенку и ему станет удобно мыть руки (или стирать свои носки) самостоятельно.

ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ

Можно попросить папу смастерить небольшую тумбу, оснастить ее зеркальцем и предложить малышу хранить на ней кувшин с водой, зубную щетку, пасту и тряпочку для наведения чистоты. К 2 годам дети могут научиться справляться с утренним туалетом самостоятельно и спокойно подтирают за собой пол.

КУЛИНАРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В 2 года начните приобщать малыша к процессу приготовления пищи. Пусть он выполняет те задания, с которыми справляется: моет овощи, чистит их, режет (с помощью сервировочного ножа вполне можно справиться с кабачком и даже с огурцом), перекладывает в кастрюлю или салатницу, добавляет специи и т.п.

В методике Монтессори наравне с самостоятельностью поощряется и обогащение сенсорных ощущений. Если, перед тем как приготовить блюдо, малыш будет трогать и нюхать все ингредиенты, это будет стимулировать его органы чувств и природное любопытство.

А еще так он быстрее научится ценить и любить самые разные блюда и будет меньше привередничать. Когда стол уже накрыт, малыш должен сам накладывать себе еду из общей миски. Пусть он решает сам, что именно он хочет сейчас съесть и в каком количестве.

Благодаря такому подходу к еде дети очень быстро учатся соотносить размер порции со своим аппетитом.

ДНЕВНАЯ СИЕСТА

Согласно уставу Монтессори, сигнал к сиесте ребенку все же должны подавать взрослые. У ребенка есть свобода, но он всегда действует лишь в допустимых рамках.

Если малыш не хочет спать, естественно, заставлять его не нужно (собственно, у вас бы это все равно не получилось, как бы вы ни старались). Но объявить тихий час нужно.

Пусть он хотя бы некоторое время полежит в своей кровати. С собой малыш может взять книжку, игрушку, соску…

КУПАНИЯ

Присутствие взрослого во время купаний необходимо, но делать за малыша все от и до совсем не обязательно. Вы станете меньше вмешиваться в процесс, если заранее перельете детский шампунь в тюбики трэвел-формата. Так вам уже не будет обидно, что за один прием «израсходовался» полный флакон с шампунем.

Как можно раньше дайте малышу возможность разбираться с крышками и флаконами самостоятельно. Желательно купить и детское мыло с ручкой в виде уточки или крокодила: кроха сможет крепко держать его в руке, так намылиться будет гораздо проще. В 2–3 года дети способны вымыться сами.

Ваша задача – проверить температуру воды, показать, что нужно делать, и предоставить ему свободу действий.

ОТХОД КО СНУ

Расставание перед сном всегда сопровождается каким-то милым ритуалом, и у вас он наверняка тоже есть.

Но после того как вы с малышом пожелали друг другу спокойной ночи и он улегся на свой матрас или в кроватку, он имеет право выбирать… Малыш может полистать книжку или немного поиграть со своими игрушками.

Не забывайте, он – автономная личность, он сам (а не вы!) должен контролировать свой сон и решать, когда ему заснуть.

Источник: https://vk.com/@kaluga_moms-metody-montessori-kotorye-mozhno-primenyat-doma

Как применять методику Монтессори дома?

Методы Монтессори, которые можно применять дома

Основная задача методики Монтессори развитие ребенка и способностей ребенка, самостоятельно самим ребенком, с не особо заметной помощью педагога. Первоочередным считается наличие «подготовленной среды», грамотная и точная среда, залог успеха данной методики.

Но все это, практически до 100% точности, возможно, достигнуть и в домашних условиях. Ведь, к сожалению, не у всех есть возможность водить своих детей в Монтессори садик. Для того, что бы заниматься ребенком в домашних условиях, необходимо выполнить всего несколько пунктов:1. устроить подготовленную среду,2. набраться терпения,

3.

выбрать первоочередные предметы и изучить несколько не сложных упражнений для начала.

Вот небольшое видео как обучают по методике Монтессори в Израиле:

Если у вас не один ребенок, а двое или быть может больше, это еще лучше, так как методика Монтессори, говорит, о том, что если ребенок развивается со старшими детьми, он берет с них пример, а если с младшими, то учится заботиться и них.

И еще что немало важно, это поведение самого взрослого, который должен наблюдать, а не участвовать в процессе.

Если Вы видите, что у ребенка, что то не получается с первого раза, не надо бежать и помогать ему, дайте ему возможность доделать все самостоятельно.

Подготовленная среда
Ребенок рождается с желанием постигнуть мир, научиться всему и как можно быстрей. Но с годами это желание пропадает и виной этому ни кто-нибудь, а родители.

Через мерная опека над детьми не приводит, как правило, ни к чему хорошему.

Кидая какой-то предмет, или выбрасывая из шкафа свои игрушки, ребенок не хулиганит и не пытается довести своих родителей до нервного срыва, он познает мир, звуки которые издает падающий предмет, закономерность пустого, а потом полного шкафа.

Методика Монтессори, говорит о том, чтоб ребенок хорошо развивался, и развивались способности ребенка, должна быть подготовленная среда. Начнем с комнаты, где проживает ребенок, здесь не должно быть громоздких предметов, огромных плательных шкафов или полок которые весят чуть ли не под потолком.

Все должно быть в зоне досягаемости самим ребенком, чтоб он спокойно, без помощи взрослые или старших мог взять предмет который ему нужен. В группах, в которых занимаются дети по методике Монтессори, стоят не высокие стеллажи, полностью открытые, на этих полках стоят предметы.

Обращаю ваше внимание, что именно стоят, а не навалены кучей, как это часто бывает в детских комнатах. И до любого предмета ребенок может достать тогда, когда ему этот или иной предмет понадобится. Вспомним комнаты наших детей.

Кучи и кучи игрушек, которые покупаем мы нашим детям, через пару дней они им уже не нужны и все это оседает кучей в углах. И когда ребенку, что то понадобилось он, часами разбирает горы из игрушек, чтоб найти то, что ему нужно.

Этого быть не должно. Каждый предмет отдельно стоящий, в зоне досягаемости. После занятий или игр, ребенок должен самостоятельно вернуть все предметы на место.

Терпение

Когда мы видим, что наш ребенок с чем – то не справляется, мы бежим ему на помощь, нам кажется, что для много он мал и не способен многие действия выполнять самостоятельно. А самостоятельность в первую очередь дает ребенку ощущение свободы и достоинства. Если вы взялись за методику Монтессори, вашим главным лозунгом должен стать принцип «Помоги ребенку сделать это самому» .

Предметы
задача методики Монтессори – для развития способностей ребенка необходимо выявить его индивидуальность. Именно поэтому комнаты в Монтессори – садиках наполнены многочисленными пособиями, которые регулярно обновляются.

Расставьте в комнате ребенка (помним про низкие стеллажи или полки) красочные книги на различные темы, это могут быть сказки с изображением персонажей, книги о транспорте, самолетах, истории, искусстве, и много другое. Не просим и тем более не заставляем ребенка их брать.

А просто ждем, когда ребенок сам проявит к ним интерес, когда он что – то выберет и начнет рассматривать выбранную книгу чаще и с большим интересом, чем другие, остальные книги поменяйте на новые. Не надо ставить сразу много книг, четыре, пять книг вполне достаточно.

Все предметы в комнате ребенка, должны периодически меняться. Ни каких гор ненужных вещей быть не должно. Это рассеивает внимание, что крайне мешает развитие ребенка и его способностей.

Занятие
В методике Монтессори, занятие это не игра, это работа, которую необходимо качественно выполнять. Мамы решившие использовать методику Монтессори в домашних условиях, могут начать с самых простых упражнений – занятий.

Собирание риса, переливание воды, что дети особенно любят, уход за своей обувью и одежной. Главное, чтоб у ребенка для этого было отдельное место, все предметы, лежали так чтоб их было удобно брать.

Например переливание воды – на поднос ставим два сосуда, небольшие графинчики или чашки с носиками, и кладем туда губку, для того чтоб ребенок смог самостоятельно вытереть, если вдруг прольет воду. Ставим это так, чтоб ребенку было удобно, и не высоко и не низко. Это самое простое упражнение для самых маленьких учеников методики Монтессори, но самое любимое.

И не надо переживать, что ребенок может облиться или все пролить на пол. Сделайте так, чтоб на полу не было ковров, и ребенок смог бы губкой все это вытереть. А то, что будет мокрый, но мы же даже во взрослом возрасте может что – то на себя пролить, ничего страшного в этом нет. Приучите ребенка ухаживать, а своей одеждой и обувью.

Оборудуйте при входе в квартиру небольшое место, где стоит только обувь ребенка, рядом должна лежать губка, для чистки обуви и коробочка с влажными салфетками, для рук. Ребенок должен самостоятельно снять с себя обувь, почистить еще четкой, поставить обувь на место, достать влажную салфетка, вытереть руки, пойти выкинуть эту салфетку и вымыть руки.

И пускай он сначала плохо будет чистить свои ботиночки, вы потом их приведете в порядок сами, но так, чтоб ребенок этого не видел.

Чем вредна родительская гиперопека? Чем могут помочь центры раннего развития детей? Рассказывает Эксперт.
Светлана Посохина, руководитель центра раннего развития “Смышленый малыш”

Развитие ребенка и его способностей, очень сложный процесс. Но всего возможно достигнуть, если подходить ко всему с полной отдачей. Помните, что основная задача методике Монтессори, дать ребенку поле, для самостоятельности.

Ребенок сам должен учиться делать элементарные вещи, налить себе воды, завязать шнурки, одеться и выбрать себе занятие для игр.

И вам самим потом станет легче, ваш ребенок не будет бегать за вами по каждому пустяку, налей воды, завяжи шнурки и так далее.

Источник: http://vihra.ru/kak-primenyat-metodiku-montessori-doma-2/

Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

Методы Монтессори, которые можно применять дома

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Мария Монтессори / Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Flickr (NSW State Archives)

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место.

Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности.

Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори.

Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.

Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны.

Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Монтессори-материалы / Shutterstock (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори.

В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям.

Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Подготовленная среда Монтессори-класса / Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Монтессори-среда / Shutterstock (YakyCorbalan)

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же -канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Источник: https://mel.fm/pedagogika/2310864-montessori_system

Для родителей
Добавить комментарий