Мир звуков: как определить, хорошо ли малыш слышит

Содержание
  1. Когда начинает слышать новорожденный – Чадо Ты Мое
  2. Когда формируется слуховой аппарат
  3. Как слышит новорожденный
  4. Нормальные реакции на звуки у новорожденных
  5. Когда нужно насторожиться
  6. Как проверить слух ребенка самостоятельно
  7. Заключение
  8. Если Ваш ребенок не слышит / Дети / Слух – Центр АВРОРА, Киев
  9. Речь – это зеркало слуха
  10. Центр АВРОРА – специалист и друг
  11. Взрослые, подарите ребенку радость слышать окружающий мир! Ваша любовь – это билет малышу в полноценную взрослую жизнь!
  12. Слышит ли Ваш ребенок?
  13. Патологию слуха у детей теперь можно выявить в первые сутки жизни
  14. Почему ухудшается слух у ребенка и как его восстановить
  15. Как дети разного возраста реагируют на звуки?
  16. Каковы причины проблем со слухом у новорожденных детей?
  17. При каких болезнях может наступить снижение слуха?
  18. Как проверить слух?
  19. Когда нужен слуховой аппарат?
  20. Как проверить слух ребенка
  21. 0- 6 недель
  22. 6 недель – 4 месяца
  23. 4-7 месяцев
  24. 7-9 месяцев
  25. 9-12/13 месяцев
  26. 12-18 месяцев
  27. 2 года

Когда начинает слышать новорожденный – Чадо Ты Мое

Мир звуков: как определить, хорошо ли малыш слышит
13.08.2019

Тревога по поводу нормального развития малыша для его родителей – естественное явление. И оно проявляется буквально во всем: от наблюдения за сном малыша, его первыми реакциями на звуковые и визуальные раздражители, и т.д.

В этой статье говорится о развитии слуха у новорожденных.

Ведь отсутствие знаний и опыта часто служит причиной того, что родители не понимают, как и когда должен реагировать ребенок на те звуки, которые раздаются рядом с ним.

Слышит ли он их, а если не слышит – нормально ли это в таком юном возрасте. В конце концов, что делать, если обнаружилось отклонение? Вопросов возникает много, и на всех них даются ответы в данной статье.

Из нее вы узнаете все о формировании слухового аппарата, о том, как слышит малыш и какую реакцию у него должны вызывать разные звуки в разном возрасте, а также много другого. Очень подробно рассказывается о том, когда есть причины для беспокойства, какие есть способы для самостоятельной проверки слуха у ребенка, и когда следует обратиться к отоларингологу.

Текстовый контент в статье дополнен видеоматериалом.

С появлением малыша родители открывают для себя целый новый мир, радостный, непростой, вызывающий очень много вопросов. Маленький ребенок — часто настоящая загадка для них, ведь совсем немногие молодые мамы и папы получили педиатрическое или педагогическое образование, поэтому особенности развития малышей для них в диковинку.

Один из распространенных вопросов касательно новорожденных, с которым родители обращаются к более опытным знакомым, врачам или информационным источникам — когда ребенок начинает слышать.

Как формируется слух у новорожденных, нормальны ли слабые реакции на посторонние шумы в первые недели жизни, как понять, когда бить тревогу – обо всем этом мы расскажем далее.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться «с животиком», петь ему или читать сказки.

Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе.

В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения.

Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы.

И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата.

Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны) к окружающей их среде.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  • Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  • Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  • Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  • Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  • Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проверить слух ребенка самостоятельно

Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.

Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:

  • Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку — погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
  • Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.

Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.

Также стоит обратить внимание на процесс формирования речи у малыша, так как он тесно связан с формированием слуха и не может протекать нормально, если есть какие-то проблемы со слуховым аппаратом.

Уже в двухмесячном возрасте ребенок начинает издавать первые гласные певчие звуки.

Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.

Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.

Заключение

Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.

Однако адаптация к новой изменившейся среде, которую переживает новорожденный в первые недели жизни, приводит к тому, сто слух — такой, каким мы его себе представляем – почти отсутствует и формируется постепенно.

Первые недели жизни ребенок почти не воспринимает окружающих звуков, отзываясь только на громкие или внезапные, и его реакции при этом спонтанные и неупорядоченные. Но уже к месячному возрасту он начинает различать речь и с удовольствием слушает ее.

В любом случае, если у вас остались сомнения, проверка слуха у новорожденных — простой способ их развеять, для этого нужно лишь обратиться к отоларингологу.

Источник: https://tymoe.ru/blog/kogda-nachinaet-slyshat-novorozhdennyy/

Если Ваш ребенок не слышит / Дети / Слух – Центр АВРОРА, Киев

Мир звуков: как определить, хорошо ли малыш слышит

Когда в семье пополнение, родители и бабушки с дедушками погружаются в счастливые хлопоты. Внимание взрослых сосредотачивается вокруг коликов в животе и первых зубиков. А вот то, что ребенок не реагирует на звуки – часто игнорируется.

Родители считают, что малыш еще просто маленький, «перерастет» – и теряют драгоценное время. Ведь нарушение слуха – один из физических недостатков человека, который может привести к задержке интеллектуального развития.

И тогда малыш, который родился даже умнее своих сверстников, начинает отставать от других детей.

Из-за отсутствия хорошего слуха следует задержка речи. В дальнейшем такой ребенок не успевает в школе, с трудом находит друзей.

Во взрослой жизни может появиться чувство неполноценности, проблемы с трудоустройством, куча комплексов и обид. Но этого печального сценария можно избежать, если вовремя помочь ребенку.

Необходимые составляющие для этого – квалифицированная медицинская помощь и готовность родных поддержать своего маленького гения.

Речь – это зеркало слуха

Выявить нарушение слуха у детей до трех лет родителям достаточно непросто. Часто мама или бабушка ощущают проблему интуитивно, но не знают, куда со своими тревогами и сомнениями бежать. «Добрые советы» знакомых или ведущего из телешоу воруют драгоценное время.

Не все знают, что в возрасте ребенок до 3-х месяцев должен просыпаться даже от тихих звуков.

В возрасте до шести месяцев малыш реагирует на игрушки, сам является источником различных звуков – улыбается, гулит. В полгода отзывается на свое имя.

В год ребенок повторяет за родными отдельные звуки. Малыш должен реагировать на тихую речь на расстоянии, как минимум, один метр.

В 2,5 года он активно «поддерживает беседу» – демонстрирует набор слов, показывает знакомые вещи по просьбе взрослых, «озвучивает», как говорят кошка или собачка. В возрасте от года до трех ребенок должен начинать говорить.

Дети старше 3 – х лет должны обеспокоить  родителей, если они неправильно произносят слова, или совсем не говорят.

Когда педагоги замечают, что школьник не реагирует на вопросы, не может сконцентрироваться, это  тоже сигнал о том, что нужно проверить слух у «молчуна».

Центр АВРОРА – специалист и друг

Вирусные заболевания, антибиотики, резус-конфликт, неблагоприятная экология , наследственность – причин нарушения слуха множество, и зачастую нельзя установить конкретную. Дети также могут потерять слух из-за перенесенных гриппа, отитов, и даже пагубной привычки не расставаться с наушниками.

К счастью, современных методов коррекции детской тугоухости сегодня немало. Центр слуховой реабилитации АВРОРА  – лучшее место, чтобы в этом убедиться. Ведь за 23 года существования Центра здесь помогли десяткам тысяч людей в возрасте от первых дней жизни и до самого преклонного возраста. Слух могут проверить ребенку с самого рождения – и составить, шаг за шагом, программу реабилитации.

Рекомендуемый возраст для слухопротезирования младенцев – от 3-х до 6-ти месяцев.

Главный врач Медицинского центра Елена Хоменко рекомендует обследовать детей независимо от возраста, как только заподозрили снижение слуха .

В идеале ребенку с нарушением слуха нужно подобрать слуховые аппараты в возрасте до 6 месяцев (в случае врожденной потери слуха), или в течение 6 месяцев после приобретенной потери слуха и в дальнейшем регулярно заниматься с сурдопедагогом.

Родительские усилия, как правило, дают хорошие результаты – в школу пойдет нормально развитый, коммуникабельный ребенок.

В Медицинском центре можно получить диагностику слуха на высокачественном оборудовании и, если необходимо, коррекцию слуха с помощью слуховых аппаратов мирового лидера – фирмы «Отикон» (Дания), а также и занятия с сурдопедагогом, и специальные компьютерные программы для развития слуха и речи, пройти подготовку к детскому саду или школе.

Для родителей и бабушек с дедушками в Центре АВРОРА проводятся родительские семинары «Учим ребенка жить в Стране Звуков».

А еще дети находят здесь новых друзей, Центр АВРОРА проводит для маленьких пациентов праздничные утренники.

Недаром стены этого медицинского заведения украшают наряду с наградами и дипломами, певчие птицы, звонкие пчелы и ревущие машинки – звуки окружающего мира, как их изобразили дети-пациенты на своих рисунках.

Взрослые, подарите ребенку радость слышать окружающий мир! Ваша любовь – это билет малышу в полноценную взрослую жизнь!

Источник: https://aurora.ua/ru/sluh/deti/esli-vash-rebenok-ne-slyshit.htm

Слышит ли Ваш ребенок?

Мир звуков: как определить, хорошо ли малыш слышит

          Иногда, идя по улице, мы замечаем людей, которые жестикулируют, повернувшись, друг к другу. Мы проходим мимо, не задумываясь, как живется этим людям в стране глухих когда мир вокруг тебя лишен всех звуков, когда ты не можешь услышать плач новорожденного малыша, признание в любви, слова прощения, мольбы о помощи.

А как живется маленькому, только что родившемуся человечку в мире без колыбельной мамы, без смеха папы, без мяуканья кошки, пения птиц? Как жить и развиваться ему, лишенному слуха? И, если Вам кажется, что Вас и Ваших близких обойдет эта беда, то могу огорчить Вас, это может случиться с каждым.

Существуют факторы риска по тугоухости:

Неблагоприятный семейный анамнез:

            1.Нарушение слуха в молодом возрасте хотя бы у одного из членов семьи.

 Неблагоприятный материнский анамнез:

            1. Токсикозы первой половины беременности и гестозы.

            2. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, опоясывающий лишай, herpes zoster, цитомегаловирусная инфекция, грипп, эпидемический паротит, токсоплазмоз и др. вирусные инфекции).

            3. Применение матерью во время беременности ототоксических препаратов.

Неблагоприятный анамнез жизни ребенка:

            1. Недоношенность.

            2.Гестационный возраст более 40 недель.

            3.Оценка по шкале Апгар при рождении 0-3.

            4. Масса тела при рождении менее 1500 г.

            5. Асфиксия новорожденного

            6. Врожденные пороки челюстно-лицевого скелета

            7.Сочетанные с нарушением слуха пороки развития ребенка

            8. Внутричерепная родовая травма

            9.Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

            10. Гемолитическая болезнь новорожденного.

            11. Гипербилирубинемия (более 20 мкрмоль/л).

            12. Менингит новорожденных.

            13.Лечение ототоксическими препаратами

            Главное, что должна знать каждая мама, что слух новорожденному проверяют в род. доме на 3-4 сутки. Проводится это ВСЕМ малышам. Результат обязательно записывают в выписку: это: “тест прошел” или “не прошел”.

На этом моменте, подробнее для тех, кто “тест не прошел”: дорогие мамочки, волноваться еще рано, это не означает, что ребенок не слышит, это означает, что Вы должны в 1 мес повторить этот тест в поликлинике по месту жительства.

Существуют причины, непрохождения этого теста:

•         Серные массы (родовая смазка) в наружном слуховом проходе

•         Миксоидная ткань или экссудат в среднем ухе

•         Поражение наружных волосковых клеток

•         Несоблюдение условий проведения теста (тест проводится в тишине, при этом ребенок должен спать!)

Если же, во второй раз ребенок не проходит аудиологический тест, его обязательно должны направить на углубленное аудиологическое обследование в сурдологический центр: детей Свердловской Области – в Областной детский сурдологический центр МКМЦ “Бонум”. Там опытные специалисты определят степень потери слуха, расскажут дальнейшие Ваши действия.

            Некоторым малышам необходимо надеть слуховые аппараты, и надеть их нужно в определенный срок: до 6 месяцев.

И, неправда, что все вокруг скажут, что рано, что нужно подождать, что слуховые аппараты портят слух и одевать их нужно только в крайних случаях! Нужно слушать ВРАЧА! Ведь промедление со слухопротезированием в первый год жизни, влечет за собой отставание в речевом развитии.  Если ребенок не слышит звуки, он не понимает речь, поэтому не начнет говорить или начнет говорить позже, со значительными нарушениями.

Помните, что современные слуховые аппараты, это не те устаревшие аппараты, которые Вы видели на бабушках. Современное слухопротезирование это:

  • Цифровая обработка звукового сигнала
  • Точность настройки
  • Многоканальность
  • Программируемость
  • Многопрограмность
  • Направленность микрофона
  • Управление акустическими параметрами
  • Подавление акустической обратной связи
  • Шумоподавление

            Но, есть потери слуха, при которых не сможет помочь никакой, даже самый мощный слуховой аппарат: это глухота! Это страшные слова, их страшно говорить врачу и страшно услышать маме: Ваш ребенок не слышит.

И Вы понимаете, что самый лучший, самый красивый в мире малыш никогда не станет музыкантом (или врачом, или актером). Потому, что он глухой. Разве можно передать все горе и отчаяние, которое охватывает родителей, бабушек и дедушек. Главное, чтобы Вы не остались одни в этот момент.

Врачи и педагоги Областного детского сурдологического центра МКМЦ “Бонум”, помогут  Вам справиться со всеми трудностями.

            На сегодняшний день – глухота это не приговор. Существует проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации детей  с тотальной глухотой. Это кохлеарная имплантация.

             КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ – это система мероприятий и технических средств,  направленная на восстановление отсутствующего физического слуха.

            Комплект кохлеарной имплантации состоит из двух частей: внутренней и наружной. Внутренняя (имплантируемая), хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку во время операции. Наружная часть – речевой процессор носится за ухом или пристегивается к одежде малыша.

Как работает система кохлеарной имплантации?

1. Микрофон воспринимает окружающие нас звуки и передает их в речевой процессор.

  2. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

  3. Эти импульсы антенна-передатчик посылает через неповрежденную кожу к кохлеарному импланту.

  4. Имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке, где происходит стимуляция волокон слухового нерва.

 5. Слуховой нерв воспринимает электрические импульсы и посылает информацию в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

Показания к кохлеарной имплантации

·         Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ)

·         Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц

·         Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен)

·         Отсутствие когнитивных проблем

·         Отсутствие психологических проблем

·         Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний

·         Готовность родителей к длительному послеоперационному   реабилитационному периоду занятий с аудиологами и сурдопедагогами

Противопоказания  к кохлеарной имплантации являются:

·         Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки

·         Ретрокохлеарная патология (поражение слухового нерва, невринома слухового нерва и проч.)

·         Отрицательные результаты промонториального теста

·         Сопутствующие тяжелые соматические заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.)

·         Интеллектуальная недостаточность

·         Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга

·         Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации  или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе

Отдельно хочется затронуть тему преимущества проведения кохлеарной имплантации в раннем возрасте.                    

            Чем раньше выявлена потеря слуха, тем раньше можно провести кохлеарную имплантацию. Если операцию провели рано, до того как малыш научился говорить, то речь ребенка может развиваться спонтанно, практически так же, как у их слышащих ровесников.

            Чем позже сделана операция, тем больше усилий родителей, занятий с педагогами Вам потребуется, тем сложнее ребенку понимать окружающих людей , и научиться говорить.

В настоящее время имплантацию у детей проводят уже на первом году их жизни.

            Я искренне верю, что пройдет несколько лет (для кого-то 2 года, для кого-то 3) и Ваш изумительный ребенок прибежит из детского сада и скажет Вам: ” Маасьа, ся, я дя атя” что означает: “Мамочка, садись скорей, я дам тебе конфетку”. И это будут самые приятные моменты Вашей жизни.

И пусть в первое время понимать его будете только Вы, наступит момент,  когда уже совсем взрослая и красивая дочка или умный и сильный сынок, закончив школу, поцелует Вас и совсем по-другому скажет: “Спасибо за все, милая мамочка”. И тогда Вы вспомните всех тех людей, кто поверил в Ваши силы, кто был с Вами в те трудные первые годы.

Так давайте вместе с вами станем этими добрыми людьми и поможем глухому ребенку выйти из мира глухонемоты. Пусть он услышит мир и заговорит.

Источник: http://www.bonum.info/stati/slyshit-li-vash-rebenok/

Патологию слуха у детей теперь можно выявить в первые сутки жизни

Мир звуков: как определить, хорошо ли малыш слышит

Новости здравоохранения   >   Новость от 25 апреля 2011 г.

25 апреля 2011 г.

Патологию слуха у детей теперь можно выявить в первые сутки жизни

С января 2010 года в Кировской области новорожденным начали проводить аудиологический скрининг. На 3-4 сутки жизни у малышей проверяют слух. Раньше реакцию ребенка на звуки определяли с помощью хлопков в ладоши, теперь на смену «дедовскому» способу пришли новые методики.

В рамках нацпроекта «Здоровье» в начале прошлого года Кировская область получила 12 аппаратов под названием «система регистрации отоакустической эмиссии» – это специальные приборы для скринингового исследования нарушений слуха. Еще в 2009 году неонатологи и педиатры области научились ими пользоваться.

Специалисты из Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи провели обучающий курс для кировских коллег.

«В 2010 году по нашей дополнительной заявке Минздравсоцразвития выделило для нашей области еще 20 аппаратов для скрининговой диагностики, они поступили осенью прошлого года.

Таким образом, с этого года еще больше учреждений, в том числе муниципальных, включились в реализацию мероприятий аудиологического скрининга», – рассказала начальник отдела по развитию медицинской помощи детям и службы родовспоможения департамента здравоохранения Кировской области Лариса Садырина.

Обследование с помощью такого прибора занимает несколько минут и не тревожит малыша, в момент измерения слуха он продолжает спокойно спать. С аппарата данные заносятся в компьютер, распечатываются. Один экземпляр вклеивается в амбулаторную карту ребенка, один выдается маме.

«В прошлом году у нас в перинатальном центре было обследовано более 4 тысяч детишек. Из них 3% – это 134 малыша, оказались в группе риска, результат теста у них был отрицательным», – озвучила итоги первого года проведения аудиологического скрининга заведующая отделением новорожденных Кировского областного перинатального центра Татьяна Шевцова.

Отрицательный результат на первом этапе скрининга еще не означает, что ребенок не слышит. У маловесных и недоношенных детей слуховые нейроны формируются позже. Информация о детишках из группы риска попадает в поликлинику по месту жительства, там в возрасте 4-6 недель они в обязательном порядке проходят повторное обследование.

Если в поликлинике нет возможности его провести, маленьких пациентов на диагностику примет Кировская областная детская клиническая больница. В главное детской больнице области в помощь врачам появились не только системы регистрации отоакустической эмиссии, но и 2 аудиометра, которые тоже поступили в рамках нацпроекта «Здоровье».

Они позволяют определить даже то, насколько процентов произошла потеря слуха и на каких частотах.

Неонатологи и педиатры в один голос заявляют, запуск федеральной программы по аудиологическому скринингу – серьезный шаг в сфере детского здравоохранения, потому что проблема становится все актуальней.

С каждым годом количество глухонемых людей увеличивается как на территории нашей станы, так и в мире. Не обладая возможностями слышать и говорить, человек становится инвалидом.

Ранняя диагностика патологии слуха у детей позволяет рано начать лечение и предотвратить инвалидизацию маленьких пациентов.

Если на втором этапе скрининга подтверждается патология слуха, малыша начинают готовить к проведению высокотехнологичной операции – кохлеарной имплантации. Уже к двухлетнему возрасту ребенку можно проводить оперативное лечение. В ухо малыша вживляется имплант. Операция проводится бесплатно на базе ведущих российских клиник.

Через 2-3 месяца аппарат активируют, малыш начинает слышать, но его реабилитация продолжается. Под наблюдением сурдолога ребенок погружается в мир звуков, с помощью каждодневных занятий с логопедом учится говорить.

Результаты обязательно будут, говорят врачи, главное – не переставая заниматься с ребенком, и через 5-6 лет он догонит своих сверстников.

«О том, что Злата не слышит, мы узнали, когда ей было 2 года, а обратились к врачу из-за того, что она никак не начинала говорит. В 4 года ей сделали кохлеарную имплантацию. Пять лет уже прошло.

Сейчас она учится в обычной школе, с обычными детьми», – рассказывает свою историю Людмила Князева.

Сегодня тот период жизни, когда дочь ничего не слышала и не говорила, начинает забываться, добавляет она, Злата не только слышит и говорит, но уже с легкостью читает стихи по-английски.

История Златы – показательная, говорят в поликлинике детской областной больницы. Развитие речи и слуха – неразрывны, но очень часто родители не придают значения, что ребенок не говорит, ждут результатов и только спустя время обращаются к специалистам. Если малыш упорно молчит – это первый сигнал того, что он не слышит и ждать здесь не надо, уверяют врачи.

«Если есть хоть какие-то подозрения, что малыш не слышит, приходите немедленно, если есть дефекты речи, если он не говорит – тоже приходите», – призывает сурдолог Татьяна Россинская.

Чтобы попасть на прием не нужно направление, для всех маленьких пациентов области помощь сурдолога бесплатна. Сурдолог ведет прием в поликлинике Кировской областной детской клинической больницы с 8.00 до14.

00 часов, по телефону 51-22-85 можно уточнить, когда удобнее приехать.

Полагаясь больше не на сознательность родителей, а на обязательный скрининг детские специалисты убеждены, год от года удастся помогать все большему количеству не слышащих и не говорящих детей. В прошлом году оперативное высокотехнологичное лечение прошли 13 детей. В этом году трем уже сделана кохлеарная имплантация, 9 – готовятся к ней.

Задать вопросы по поводу слуха ребенка можно по телефону «горячей линии» 8-800-700-15-30 (звонок бесплатный).

Срочно требуются

Врач-акушер-гинеколог

Источник: http://medkirov.ru/news/docid/106423

Почему ухудшается слух у ребенка и как его восстановить

Мир звуков: как определить, хорошо ли малыш слышит

Если вы стали замечать, что ваш ребенок не всегда откликается на имя, у него задержка речевого развития, он невнимателен, в разговоре часто переспрашивает – это должно насторожить, поскольку может указывать на снижение слуха.

Почему случается ухудшение слуха и поможет ли лечение? Об этом рассказал исполняющий обязанности заведующего сурдологопедичним кабинетом консультативной поликлиники Житомирской областной клинической детской больницы Роман Мудрак.

Как дети разного возраста реагируют на звуки?

Родители должны обращать внимание на поведение и развитие ребенка с самого рождения, чтобы вовремя обнаружить особенности, которые указывают на определенные проблемы со здоровьем, в том числе связанные со слухом. Уже на второй-третьей неделе у малыша проявляются реакции на звук. Например, на резкий стук ребенок может вздрагивать или, наоборот, замирать и словно прислушивается: что это было?

Как правильно лечить гнойную ангину у ребенка

В два-три месяца ребенок начинает реагировать на разные звуковые раздражители, которые находятся поблизости: лает собака, кто-то зашел в комнату, позвонил в дверь и тому подобное. Ребенок ищет источник звука, поворачивает туда голову. Когда спит, может вздрагивать от громкого звука.

В этот период малыши и сами издают первые звуки, то есть лепечут и гулят, а еще улыбаются. В 3-6 месяцев ребенок более четко и активно реагирует на звуки. Когда к нему обращаются, он крутит головкой в сторону звучащей речи.

А еще может отличать интонацию: если мама говорит строгим тоном, ребенок настораживается и замолкает, а если весело и добро – ребенок улыбается.

И если родители видят, что ребенок не реагирует или плохо реагирует на звуки, если ему не мешает спать ни включенный пылесос, ни громкая музыка рядом, нужно немедленно обратиться к врачу. Семейный врач или педиатр направят к ЛОР-врачу, а если нужно – к врачу-сурдологу, который целенаправленно занимается проблемами слуха.

Каковы причины проблем со слухом у новорожденных детей?

Ребенок может появиться на свет уже с проблемами слуха или потерять его в ближайшее время после родов. Можно назвать несколько основных факторов риска:

если в семье есть родственники с пониженным слухом или глухонемые;

если в период беременности мать переболела вирусной простудой, гриппом или другими инфекционными заболеваниями, принимала серьезные медикаменты, особенно в первом триместре, когда идет закладка всех органов и систем;

если были проблемные роды для ребенка, сопровождающиеся асфиксией, гипоксией, травмой головы, пребыванием в реанимации, в дальнейшем – высокой желтухой;

недоношенность;

множественные врожденные пороки и генетические синдромы.

При каких болезнях может наступить снижение слуха?

В дошкольном возрасте дети часто болеют вирусной простудой или ангиной, а потом родители замечают, что ребенок может плохо слышать, например, когда звонят в дверь, плохо реагирует на сигналы машин, часто переспрашивает при разговоре.

Дело в том, что во время болезни может наступить поражение слухового нерва, что ведет к нейросенсорной тугоухости.

В одних случаях работа слухового нерва после лечения со временем восстанавливается, но бывают и необратимые изменения в слуховой системе: отмирают нервные волокна и погибают рецепторы слуха, которые находятся во внутреннем ухе и не восстанавливаются.

Кроме того, надо помнить о менингите – заболевании, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. Оно особенно опасно для детей до года. Болезнь может даже через полгода-год дать осложнения на слух. Поэтому, если ребенок перенес менингит даже в прошлом, нужно проверить слух, чтобы не пропустить серьезную проблему.

Шум в сердце у ребенка: насколько это опасно и что нужно предпринять

Еще одна из проблем детского возраста, при которой может снижаться слух – это секреторный отит. Это заболевание в большинстве случаев возникает при наличии увеличенных аденоидов.

Аденоиды находятся в носоглотке и, когда они вырастают до больших размеров, нарушают носовое дыхание, а в дальнейшем могут приводить к нарушениям работы слуховой трубы, что ведет к накоплению секрета в среднем ухе, и, как следствие, ребенок незаметно для родителей постепенно теряет слух.

Начинает хуже учиться в школе, потому что плохо слышит, и некоторые родители думают, что ребенок просто ленится или невнимательная, но причина в другом.

Когда родители приводят такого ребенка к врачу, специалист после осмотра и обследований слуха может предложить оперативное вмешательство по удалению аденоидов, а возможно, и шунтирование, как первоочередную причину проблемы. В дальнейшем при необходимости проводится лечение слуха. В таком случае снижение слуха может иметь обратимый характер и восстанавливается при своевременном лечении после проведенной операции.

Как проверить слух?

Для проверки слуха у новорожденных и детей первых лет жизни может проводиться аудиоскрининг – это обследование с помощью специального прибора, который определяет состояние рецепторов слуха.

Обследование занимает всего несколько минут, причем ребенок может даже спать.

Если ребенок этот тест не проходит, то можно заподозрить снижение слуха, что в дальнейшем требует дообследования более точными методами.

Когда нужен слуховой аппарат?

Если ребенок родился с наследственным или врожденным снижением слуха и диагноз установлен как можно раньше, в таком случае уже с 3-6 месяцев можно проводить слухопротезирование, то есть подбор, а в дальнейшем и использование слухового аппарата. Слуховой аппарат компенсирует ту потерю слуха, что имеет ребенок (в ухо подается звук, усиленный настолько, чтобы ребенок мог его слышать).

А если у ребенка снижение слуха наступает остро, например, на фоне острого отита или простуды, когда обнаруживается нейросенсорная тугоухость как следствие поражения слухового нерва, то это требует обязательного безотлагательного медикаментозного лечения. Но гарантии того, что слух полностью восстановится, нет. В одних случаях слух может вернуться к норме, но бывает, что лечение не приносит эффекта и слух снижается безвозвратно.

Если двусторонняя потеря слуха достигает 90 децибел и больше, то есть ребенку установлен диагноз “глухота”, при которой компенсация потери слуха слуховыми аппаратами неэффективна, можно провести кохлеарную имплантацию.

Отбор детей на кохлеарную имплантацию проводит специальная комиссия при институте отоларингологии имени профессора А.С. Коломийченко НАМН Украины в Киеве.

Суть кохлеарной имплантации заключается в том, что пациенту вживляется имплант под кожу головы в заушной области (внутренняя часть), который при помощи электрода раздражает окончания слухового нерва электрическими импульсами в завитке внутреннего уха.

А речевой процессор (внешняя часть, что носится за ухом) воспринимает звук из окружающей среды, переформатирует его и передает на внутреннюю (вживленный имплант). Ребенок начинает слышать и со временем различать звуки и язык. Но это не происходит быстро – ребенка надо учить и слушать, и говорить.

Чтобы избежать серьезных проблем со слухом, родителям нужно быть внимательными к своему ребенку, и, если появились сомнения относительно состояния здоровья, в частности к слуху ребенка, надо посетить специалиста. А самолечение может гораздо ухудшить состояние ребенка и привести к необратимым последствиям.

Юлия Мельничук

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/pochemu-uhudshaetsya-sluh-u-rebenka-i-kak-ego-vosstanovit-1429929.html

Как проверить слух ребенка

Мир звуков: как определить, хорошо ли малыш слышит

Проверка состояния слуха ребенка много раз упоминалась в темах про речь. Собственно говоря, если у ребенка не появляется лепет, или малыш лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос про состояние слуха. Как же определить, слышит ли ребенок?

Самый простой способ – это наблюдение за поведением ребенка. Новорожденный малыш различает только громкие высокие звуки и практически не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки.

У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука. С 9 месяцев ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего неречевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит).

После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.

Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:

0- 6 недель

  • Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
  • Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать

6 недель – 4 месяца

  • Перестает плакать, когда вы разговариваете
  • Перестает сосать, когда вы разговариваете
  • Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
  • Замирает, когда раздается новый звук
  • Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)

4-7 месяцев

  • Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
  • Поворачивает голову на ваш голос
  • Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
  • Улыбается, когда к нему обращаются

7-9 месяцев

  • Любит музыку
  • Поворачивает голову в поисках источника звука, даже очень негромкого
  • Поворачивается, когда его зовут по имени
  • Лепечет много разных звуков
  • Выражает разными звуками различные потребности
  • Ребенок начинает понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока».
  • Реагирует на звуки средней громкости

9-12/13 месяцев

  • Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
  • Понимает слова «нет» и «нельзя»
  • Появляются лепетные слова
  • Оборачивается, когда его окликают сзади
  • Поворачивает голову на тихие звуки
  • Поворачивает голову к тому кто разговаривает
  • Пытается имитировать звуки

12-18 месяцев

  • Пользуется несколькими лепетными словами
  • Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
  • Понимает простые просьбы, например “Брось мячик” .
  • Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
  • Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
  • Поворачивает голову на тихие звуки

2 года

  • Говорит не меньше 10 слов
  • Выполняет ваши просьбы не стараясь смотреть вам в лицо (если ребенок внимательно смотрит на ваше лицо, возможно, он читает по губам )
  • Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть доступным ему способом (ав-ав, бах)

Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков, вы можете проверить слух следующими способами:

Обследование слуха с помощью звучащих игрушек: сначала шарманкой, пищалку затем дудкой и барабаном. Сделать это можно так:

Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева.

Реакция ребенка – поворот головы в соответствующую сторону. Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров.

Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.

Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста.

В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании.

При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.

ГОРОХОВЫЕ ПРОБЫ

Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под “киндер-сюрприза”. Три баночки на одну треть заполняются: первая – нелущеным горохом, вторая – гречкой-ядрицей и третья – манкой. Четвертая баночка остается пустой. Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки.

Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке – пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными.

При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет.

Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять.

Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.

Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Что может помешать получить правильные результаты

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

Источник: https://mama.tomsk.ru/health/healtharticles/sluh.html

Для родителей
Добавить комментарий