Негативные эмоции у ребенка: как их трактовать?

Как распознать неосознанный вред родителей – Развитие ребенка

Негативные эмоции у ребенка: как их трактовать?

Большинство родителей действительно делают все возможное, чтобы воспитать своих детей счастливыми и здоровыми, но даже самые лучшие родители могут неосознанно и ненамеренно совершать ошибки, последствия которых могут крайне негативно сказаться на ребенке.

К сожалению, некоторые родители не ограничиваются случайными ошибками и попадают в категорию «вредоносных» (есть даже понятие «токсичные» родители).

Независимо от того вредят они намеренно или нет, существует несколько моделей поведения, которые могут вызывать у ребенка настолько сильные эмоциональные и психологические переживания, что даже во взрослом возрасте они будут продолжать оказывать на него свое разрушительное влияние.

Если ребенок испытывает любую из следующих ситуаций, существует большая вероятность того, что один или оба родителя по крайней мере немного ему вредят.

1. Родители не оказывают ребенку поддержку и не защищают его

Некоторые люди искренне полагают, что строгость и жесткость по отношению к своим детям являются эффективным способом гарантировать, что в будущем они смогут хорошо о себе позаботиться.

Если ребенок становится жертвой такого подхода, применяемого к нему регулярно, в какой-то момент он может даже поверить в то, что такое воспитание оказывает положительное влияние на его жизнь.

Тем не менее, если во взрослом возрасте у человека практически опускаются руки из-за какой-либо неудачи, это, скорее всего, происходит вследствие вредоносного отказа одного из родителей оказать ему необходимую поддержку и защитить его в детском возрасте.

Жесткость и строгость могут быть полезными в качестве разового приема, но они не могут служить единственным методом воспитания в случае, если родители хотят, чтобы их ребенок вырос целостным, гармоничным взрослым человеком.

2. Родители слишком критичны к ребенку

Все родители время от времени критикуют детей. Без этого мы никогда не узнали бы, как правильно выполнять многие действия, например, домашние обязанности, такие как стирка или глажка.

Вредоносный («токсичный») родитель впадает в крайность, чрезмерно критикуя все, что делает ребенок. Родители ошибаются, полагая, что таким образом они помогают детям избежать более серьезных ошибок.

К сожалению, такое поведение в действительности приводит к тому, что у ребенка развивается жесткая самокритика, которая может оказаться крайне деструктивной во взрослом возрасте.

3. Родители требуют излишнего внимания ребенка

«Вредоносные» родители часто превращают детей в своих заместителей, постоянно требуя их внимания.

Это можно трактовать как тесную связь между родителем и ребенком, но на самом деле это паразитические, вредные взаимоотношения, требующие слишком большого количества времени и энергии ребенка, в то время как он должен сосредотачиваться на изучении других навыков.

Цельные и гармоничные родители предоставляют своим детям достаточно пространства, чтобы расти и быть детьми, не требуя постоянного взаимодействия с целью удовлетворения собственных потребностей, пусть даже порой сделать это совсем нелегко.

4. Родители сочиняют о детях не очень приятные «шутки»

Все родители время от времени подшучивают над своими детьми, но когда так называемые остроты становятся обычным явлением, это может перерасти в серьезную проблему.

Ребенок не должен безропотно принимать такой тип поведения только потому, что родитель имеет привычку подшучивать над чем бы то ни было, например, над его ростом или весом. Ведь такая разрушительная тактика формирует у ребенка очень скверное представление о самом себе.

Если у одного из родителей возникает обоснованное беспокойство по поводу какой-то особенности его ребенка, он должен высказывать это честно, деликатно и без осуждения, а не придумывать злые, колкие шутки.

5. Родители заставляют ребенка считать себя самого причиной их ужасного поведения

В некоторых семьях дети растут, полагая, что они действительно заслуживают физического наказания или негативно окрашенного поведения родителей. Став взрослыми, они будут продолжать оправдывать ужасное поведение других людей по отношению к себе.

«Вредоносные» родители могут перекрутить любую ситуацию в свою пользу, и у детей остается только два варианта выхода из этой ситуации: допустить, что родители неправы или признать, что во всем виноваты они – дети.

В большинстве случаев дети, даже те, кто уже повзрослел, выбирают второй вариант.

6. Родители не позволяют детям выражать негативные эмоции

Родители, которые отказываются заботиться об эмоциональных потребностях своего ребенка и не придают значения его негативным эмоциям, создают для ребенка будущее, в котором он не сможет выразить себя и свои намерения.

Нет ничего плохого в том, чтобы помогать детям искать позитивные моменты в любой ситуации.

Тем не менее пренебрежительное отношение к негативным чувствам ребенка и его эмоциональным потребностям может привести к депрессии и усложнить задачу приемлемым способом справляться с негативом, которая станет перед ним во взрослом возрасте.

7. Родители пугают даже своих взрослых детей

Уважение и страх не должны идти рука об руку. На самом деле, дети, которые чувствуют любовь, поддержку и близкую связь со своими родителями, гораздо чаще вырастают счастливыми взрослыми людьми.

Хотя в воспитательном процессе дисциплина необходима, хорошие родители при этом не совершают пугающих поступков и не произносят страшных слов, которые последовательно разрушают детскую психику.

Детей не нужно пугать, чтобы они стали вежливыми, и взрослые люди не должны вздрагивать при каждом телефонном звонке своих родителей.

8. Родители ставят свои чувства и мнение превыше всего

Родители могут считать, что их чувства должны быть на первом месте в семейных вопросах, но это устаревший способ мышления, который не способствует укреплению позитивных взаимоотношений.

Даже если родители действительно должны принимать окончательное решение обо всем, от ужина до планов на каникулы, необходимо учитывать чувства каждого члена семьи, в том числе детей.

«Вредоносные» люди постоянно заставляют детей подавлять свои чувства, чтобы ублажить родительское эго.

9. Родители перенимают цели ребенка, делая их своими

Иногда родители настолько интересуются всем, что делает ребенок, что принимаются руководить или даже дублировать его. Такие действия могут выглядеть как искренняя заинтересованность жизнью своего чада, но на самом деле это усложняет для ребенка его задачу достичь целей.

Например, если вы должны продать 50 коробок печенья, а ваша мать решает испечь печенье и раздать его всем соседям даром, вам будет намного сложнее достигнуть желаемого объема продаж.

Такое поведение может всю жизнь сводить на нет все ваши усилия, если вы будете позволять родителям продолжать вести себя таким нежелательным образом.

10. Родители используют чувство вины и деньги, чтобы манипулировать ребенком

Каждый ребенок испытывал чувство вины перед своими родителями, но «вредоносные» люди прибегают к этой тактике регулярно. Некоторые родители продолжают контролировать своих детей даже во взрослом возрасте, делая им дорогие подарки, а затем ожидая (или даже требуя) чего-то взамен.

Если ребенок не может сделать так, как хотят родители, они пытаются заставить его почувствовать себя виноватым, потому что «все, что они делали, они делали для него и ради него».

Здоровые родители знают, что дети не обязаны реагировать конкретной реакцией в ответ на деньги или подарки, особенно, если дети изначально не просили их об этом.

11. Родители устраивают детям бойкот

Человеку бывает сложно разговаривать, когда он зол, но игнорировать ребенка путем бойкота – очень вредное и незрелое поведение.

Проявление такого пассивно-агрессивного отношения вредит любым взаимоотношениям и заставляет «жертву» исправлять ситуацию, даже если она (ребенок) не делала ничего плохого.

Если один из родителей слишком рассержен, чтобы вести вразумительную беседу, он должен просто взять паузу на нескольких минут, а не игнорировать своего ребенка в грубой форме.

12. Родители нарушают границы личного пространства детей

Родители могут оправдывать свое пристальное внимание к детям желанием уберечь их от опасности, что действительно верно в определенных ситуациях. Тем не менее каждый человек должен иметь право устанавливать границы личного пространства, особенно подростки.

«Вредоносные», «токсичные» родители, нарушают их постоянно, что приводит к многочисленным проблемам. Например, такие родители открывают дверь в комнату своего ребенка без стука.

Это закладывает у детей определенную модель восприятия, которая усложняет им правильное распознавание и понимание границ позже, в их дальнейшей взрослой жизни.

13. Родители делают детей ответственными за свое счастье

Если один из родителей подолгу рассказывает ребенку о том, что ради него ему пришлось от многого отказаться, и это сделало его несчастным, это значит, что у такого родителя абсолютно нереалистичные ожидания от роли ребенка в своей жизни.

Ни один ребенок не должен нести ответственность за счастье своих родителей. К тому же, родители никогда не должны требовать, чтобы дети отказывались от того, что делает их счастливыми, ради того, чтобы уровнять положение.

Если ребенка ставят в такую ситуацию, ему будет сложно осознать, что каждый человек – кузнец собственного счастья.

Как бы то ни было, есть один положительный момент. Любой вредоносный родитель, который узнал себя в представленных выше тринадцати пунктах, всегда может пересмотреть свои ошибки, исправить свои отношения с ребенком и превратиться в подготовленного специалиста в вопросе оказанию помощи другим людям в избавлении от негативных моделей поведения.

Оцените публикацию

статьи: 4 из 5 на основе 4 оценок.

Вконтакт

Развитие ребенка
19.04.2016

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/1294/

Эдуард Волков: Лёд тронулся, но мозги уже вмерзли намертво..

Негативные эмоции у ребенка: как их трактовать?

Министерство просвещения России готовит программу по развитию социально-эмоциональных навыков школьников, в рамках которой их научат не только контролировать собственные негативные эмоции, но и распознавать чужие эмоции.

«Министерство совместно с профильными организациями разрабатывает программу по развитию социально-эмоциональных навыков учащихся (…) дети научатся контролировать свои негативные эмоции, а также распознавать эмоции окружающих», – передает РИА Новости

В ведомстве отметили, что реализация программы поможет «воспитывать эмоционально зрелых личностей». В регионах также начнется работа по повышению квалификации для педагогов-психологов, которые касаются основных вопросов трудностей поведения подростков.

Но первый шаг должен быть сделан к обучению навыкам эмоциональной грамотности самих учителей. Хотя все это просто и в картинках с программой тестом – угадай эмоцию на лице.

Но казалось бы очень нужная в жизни для человека наука наталкивается на бурный протест политизированной части общества. Многие так привыкли к политической жизни из знакомых  лозунгов, что уже не понимают ценности навыков межличностного общения. И эта политизация привела кроме всего прочего к абсолютно обратным эффектам. 

Люди братья, равенство, любовь к ближнему, демократия, свобода слова… Это все просвтительские лозунги которые должны сделать человека свободным и счастливым? Тогда, что такое счастье? Может в нормальной открытости ясности отношений с окружающими? 

Как-то не видится этого. Люди все больше замыкаются не только в своих крепостях, но и  в себе… Можно винить компьютеры, что люди теряют навыки живого личного общения в угоду безопасной виртуальной эмоциональности, но это же считается прогрессом. И поэтому в этом материальном прогрессе человек о себе и своем эмоциональном мире знать ничего не должен.

Чёт там делает в стиле набора эмоциональных реакций хотелок, раздражения, злости, ревности и зависти, но это все подсознательные процессы, которые на уровень сознания выводить не нужно. Главное уметь декларировать свой социальный статус и навыки счёта. 

Это такой вот стиль цивилизационного мышления. Так целые поколения воспитывали не знаниям о  сознании, а сознательности поведенческих рефлексов. И как результат, список комментариев озабоченных проблемой появления нового курса обучения…

1. … а с грамматикой уже всё, не нужна? Вопрошает один, как будто граматику отменяли.

2. Это математика уровня школьной программы теперь такая ? Дополняет математическую озабоченность цифрой другой.

3.

 Разведчиков будут готовить? И здесь я бы сделал комментатору бурные овации, так как считаю разведчиков не самыми последними людьми. И уж точно не являюсь сторонником хоронить их за пределами кладбищ как актеров в прошлом.

Но он явно не понимает цивилизационных преимуществ нации от таких навыков в масштабе всеобщего образования.

4. основным навыкам. учителей в школах не хватает. Сначала разогнали психологов, теперь восстанавливать будут. А что имитация бурной деятельности. А Васильеву перестала уважать когда посмотрела как она разговаривает с учителями.

И тут тётеньку с повышенным чувством эгоизма, я бы уж точно первой отправил на принудительные курсы, чтобы она так эмоционально не переживала из-за картинок на экране. А с психологами, это отдельная песня и допускать массово штампуя разных всяких до душ детских не стоит. Начитался книжек и ты уже психолог – это путь в дурдом и отдельная большая тема о том кто в психологи идет.

5. Всё понятно. Очередное отмывание денег. Переподготовка, написание и выпуск пособия… У этого опять всё в математику с эмоцией зависти. Ну не свидомый, что с него возьмешь? Такой себе в стиле мудрости жизненного пессимизма.

6. Школьники не знают историю своего государства, понятия не имеют о руководителях своего государства, не имеют понятия о Героях ВОВ, но должны знать чужие эмоции? Какой дурак протаскивает эту инициативу? Когда руководство страны перестанет сходить с ума?!

А это вообще знакомая завтраковская песня патриотов старой закваски. Представьте вектор направления мысли, когда программа направленная на разьяснения животных функций общения – эмоций, считается сумасшествием. 

А может у меня чёт не так с головой? Ни одного позитивного отклика в комсомолке.

Может плюнуть и в толпу специалистов плюхнуться, осуждать и клеймить тупую власть? И пусть меня русская классика страдать научит заново…

Все же русские писатели ценимы в мире и не одно поколение погружали в мир эмоций и страстей.

А щас голливуд учит и программа новостей… И пусть нас разводят хитрованы политики…

Источник: http://zavtra.ru/blogs/lyod_tronulsya_no_mozgi_uzhe_vmerzli_namertvo_

Негативные эмоции: страх и тревога, вызванные СМК

Негативные эмоции у ребенка: как их трактовать?

Люди испытывают при использовании СМК нс только позитивные эмоции, но и негативные. Все чаще психологи обращают внимание на повышение количества фобий и депрессивных состояний, вызванных именно продукцией СМК. Однако доказать эту связь довольно сложно.

Что же заставляет людей использовать продукцию, вызывающую негативные эмоции? Согласно теории возникновения эмоций, негативная эмоция должна вызывать реакцию “от” объекта (закрыть журнал, выключить телевизор или радио), но на практике люди, наоборот, с большим вниманием и интересом смотрят пугающие сюжеты. Почему так притягательны ужастики, сюжеты новостей о катастрофах и убийствах, фильмы-катастрофы и т.п.? Ведь если бы зрители их не смотрели – журналисты убрали бы их из программ. Этот вопрос породил множество исследований и соответствующих теорий, объясняющих притягательность страха.

Реакция страха на продукт СМК может быть кратковременной и пролонгированной (долговременной). Кратковременная реакция основана на действии механизма “напряжение – разрядка” и проходит или снижается при разрядке напряжения.

Пролонгированная реакция, по сути, является невротической реакцией и может приводить к различным расстройствам, таким как ночные кошмары, фобии, депрессии и даже суицид.

Пролонгированные реакции чаще встречаются у детей, так как они еще плохо отделяют реальность от вымысла и в большей степени подвержены эмоциональному воздействию (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Виды реакций на вызывающую страх продукцию СМК

Теории притягательности страха. Следующие теории используются для объяснения феномена притягательности пугающих фильмов и передач[1].

1) теория катарсиса – одна из наиболее популярных теорий, объясняющих притягательность пугающей продукции массмедиа. Согласно этой теории, при наблюдении за насильственными сценами люди избавляются от собственных агрессивных импульсов и связанных с их воздействием страхов.

В этом случае, получается, что зритель идентифицируется скорее с насильником, чем с жертвой. Возможно, эта теория действительно объясняет тягу к подобной продукции у людей с повышенной агрессивностью.

В фильмах ужасов часто используется и тема секса (насильник чаще всего мужского пола, а жертва – женского), что дает возможность использовать катарсическую теорию и с точки зрения освобождения от сексуальных импульсов.

То есть зритель может опосредованно пережить табуированный опыт (сексуальное или иное насилие) и тем самым освободиться от желания совершить аналогичные действия в реальной жизни.

Один из вариантов этой теории объясняет, почему подросткам так нравятся фильмы про чудовищ, оборотней, вампиров и т.п. (достаточно вспомнить невероятный успех фильма “Сумерки” про вампиров и оборотней).

Превращения существ, показанные в таких фильмах, дают возможность подросткам пережить катарсическое освобождение от проблем, связанных с возрастными изменениями и половым созреванием.

Данный подход к объяснению притягательности страха используется в психоаналитических теориях;

  • 2) тренировка контроля над страхом – данная теория основана скорее на бихевиоральном подходе. Страшные сказки и истории есть в арсенале любой культуры; маленькие дети до определенного возраста любят рассказывать “страшные истории”[2]. Таким образом, люди издавна используют этот прием для того, чтобы справиться со страхом – страшные истории используются как своего рода тренировка контроля над страхом, или “прививка от страха”;
  • 3) удовольствие от прекращения страха: с точки зрения этой теории, притягательность фильмов ужасов обусловлена действием механизма “напряжение – разрядка”, т.е. переживанием удовольствия от прекращения страха. Чем сильнее напряжение, вызванное страхом, тем соответственно сильнее последующее удовольствие и тем интереснее кажется фильм;
  • 4) теория “духовной безопасности” предлагает иной взгляд на фильмы и передачи с мотивами сверхъестественного (использующие религиозные мотивы, например, сериал “Ангел и Дьявол”). Людям нравятся такие фильмы, даже если они не религиозны, потому что они удовлетворяют потребность людей в сверхъестественном начале и дают им чувство “духовной безопасности” (т.е. веры в победу добра над злом);
  • 5) гендерно-социализаторский подход был предложен Д. Зиллманном[3] и заключается в идее использования фильмов ужасов для тренировки гендерных ролей. Придя в кинотеатр с девушкой, которая от страха визжит и прижимается к нему (т.е. демонстрирует норму фемининного поведения), парень демонстрирует “мужское” (маскулинное) поведение, т.е. хладнокровие и готовность защитить свою даму, причем, в совершенно безопасной ситуации (это гораздо приятнее, чем защищать даму сердца где-то в темной подворотне от реальных хулиганов).

По-видимому, как и большинство теорий “среднего уровня”, данные теории могут объяснять притягательность пугающей продукции СМК лишь в различных конкретных ситуациях для различных категорий зрителей. Обобщающей и универсальной теории притягательности страха пока не существует.

Вызывающие страх стимулы. Какие стимулы могут вызывать страх и даже ужас? Эта информация может быть полезна как для создателей “ужастиков”, так и для психологов, помогающих их жертвам.

Дж. Кантор[4] выделил следующие стимулы, оказывающие наиболее сильное эмоциональное воздействие:

  • 1) опасности и увечья; сюда относятся всевозможные фильмы-катастрофы, боевики, фильмы о войне и т.п. По-видимому, зритель при просмотре таких фильмов идентифицируется с героями и переживает опосредованный опыт опасности для жизни. Удовольствие и облегчение приносит чудесное спасение героя (как правило, главного – другие должны погибнуть, и чем их больше, тем лучше, так как это подтверждает высокую степень опасности для героя). В основе данного страха лежит базовый страх смерти;
  • 2) искажение естественных форм (чудовища, вампиры, оборотни, “живые мертвецы”); нечеловеческие, искаженные образы вызывают опять же актуализацию страха смерти и потому являются одними из самых пугающих.

По-видимому, в основе притягательности страха лежит возможность опосредованного переживания и преодоления страха смерти – наиболее сильного и основного страха у большинства людей.

Факторы выраженности реакции страха по Дж. Кантору. Дж. Кантор[5] выделил следующие факторы, влияющие на степень выраженности эмоциональной реакции у зрителя при просмотре пугающих фильмов или сюжетов:

  • 1) реалистичность изображения: чем реалистичнее фильм или изображение, тем сильнее эмоциональная реакция. Этот фактор действует и в случае с детьми: дети плохо отличают реальность от вымысла и воспринимают происходящее на экране как реальность, поэтому и эмоциональные реакции у них могут быть сильнее (генерализация стимула);
  • 2) мотивация зрителя; часто зрители приходят на сеанс с намерением испытать страх. Если есть мотивация испытать страх – страх будет переживаться более интенсивно;
  • 3) другие факторы, воздействующие на эмоции зрителя:
    • • уровень возбуждения – перенос возбуждения на продукцию СМК; т.е. если человек просматривает продукцию СМК в возбужденном состоянии, его реакции будут более интенсивными. Например, если девушка, только что пережившая попытку изнасилования в подъезде, приходит домой, включает телевизор и… видит сцены из фильма с изнасилованием – какие чувства она может испытать?
    • • возраст: как уже говорилось, дети более склонны к острым эмоциональным реакциям. Взрослые понимают, что происходящее на экране – вымысел или события, происходящие нс с ними и не сейчас, и меньше включаются в происходящее эмоционально. Однако в разном возрасте разные стимулы воспринимаются как пугающие (табл. 3.2);
    • • пол: женщины более склонны к эмоциональным реакциям, чем мужчины. Хотя, возможно, это связано с гендерными нормативами – считается, что женщины должны бояться, и они демонстрируют такую реакцию в соответствии с нормой (этот феномен описан в гендерно-социализаторской теории).

Таблица 3.2

Пугающие стимулы для детей разного возраста

ВозрастПугающие стимулы
От 3 до 8 летЧудовища, привидения, сверхъестественные существа, темнота, животные, существа необычного вида и быстро двигающиеся
От 9 до 12 летУгроза телесных повреждений или смерть, своя собственная или близких
Старше 12 летУгроза телесных повреждений, социальное давление со стороны сверстников, политика, экономика, окружающая среда

Копинг-стратегии в отношении страха. Копинг-стратегии помогают человеку справиться с чувством страха, переживаемым при просмотре продукции массмедиа, или даже предотвратить его появление.

Выделяют следующие копинг-стратегии[6]:

  • 1) некогнитивные стратегии больше свойственны маленьким детям и связаны с использованием следующих физических действий:
    • • еда и питье: в исследованиях показано, что еда во время просмотра пугающих сцен снижает силу эмоциональной реакции;
    • • маленькие дети часто прижимают к себе игрушку, или прижимаются к взрослому человеку, что по-видимому позволяет им почувствовать себя более защищенными и снизить чувство страха;
    • • избегание негативного стимула: дети закрывают лицо руками или убегают из комнаты, залезают под стол: однако некоторые дети при этом испытывают еще больший страх, по-видимому, связанный со страхом темноты.

К некогнитивным стратегиям относят также использование систематической десенсибилизации – техники бихевиоральной психотерапии, связанной с постепенным приучением к пугающему стимулу.

Так, дети, которым регулярно на протяжении некоторого времени показывали пауков, меньше испугались фильма про огромных пауков, чем дети из контрольной группы.

В реальной жизни регулярный просмотр фильмов ужасов или катастроф является своего рода вариантом десенсибилизации – человек постепенно привыкает к подобным кадрам и перестает их бояться;

  • 2) когнитивные копинг-стратегии используются детьми старшего возраста и взрослыми, и связаны с интерпретацией увиденного на экране. К таким стратегиям относятся:
    • • дереализация происходящего – убеждение или самоубеждение в том, что происходящее нереально, “это просто кино”;
    • • минимизация угрозы: убеждение в том, что угроза или ее последствия будут минимальны – “ничего страшного не произойдет”;
    • • обсуждение страха: при обсуждении степень эмоционального переживания снижается.

Использование копинг-стратегий может снизить негативные эффекты эмоционального воздействия массовых коммуникаций, особенно у детей.

Источник: https://studme.org/36610/psihologiya/negativnye_emotsii_strah_trevoga_vyzvannye_smk

Восемь ночных кошмаров у взрослых и детей: что они означают? Как наука толкует плохие сны и откуда они берутся

Негативные эмоции у ребенка: как их трактовать?
Иногда страшные сны настолько яркие, что даже проснувшись их трудно отличить от реальности. Однако даже самые душераздирающие кошмары — это всего лишь биохимические процессы в мозге человека. Если подумать об этом, сразу становится легче.

Откуда они берутся? Есть мнение, что так наша психика переваривает неприятные эмоции и впечатления, неразрешенные внутренние конфликты. Благодаря кошмарам ночью мы избавляемся от излишней нервозности и стресса, полученных днем.

Если сюжет ночных кошмаров из раза в раз повторяется, это значит, что подсознание пытается говорить с вами, но понять его не всегда бывает легко. Мы составили топ самых популярных ночных кошмаров. Психологи трактуют их по-разному, но в основе своей их толкования схожи.

Кошмар № 1

Природная катастрофа, бедствие, апокалипсис

Если вам которую ночь снятся катастрофы, то это может означать только одно — в дневной жизни вы много тревожитесь и сомневаетесь, что можете не справиться самостоятельно с проблемами. Чем больше тревога нарастает, тем активнее ваш мозг старается избавиться от напряжения, показывая вам очередной конец света ночью.

Кошмар № 2

Покойники

Часто сны с участием мертвецов снятся людям, которые на самом деле переживают смерть близкого человека. В этом случае лишних вопросов не возникает.

Но если в реальной жизни ничего подобного не происходит, то такие сны свидетельствуют о вашем страхе перед чем-то неизвестным или о вашем беспокойстве о своем здоровье.

Также они могут говорить о неспособности принять реальность и смириться с отдалением близкого человека.

Кошмар № 3

Опоздание

В дневной жизни вы пунктуальный человек, а во сне постоянно опаздываете. Это сигнал от подсознания: возможно, вы слишком много на себя взвалили. Жизнь слишком насыщена событиями и беспокойна. Вы переживаете, что не сможете оправдать ожидания других, не успеете сделать работу, закончить проект, усвоить информацию вовремя.

Кошмар № 4

Видеть себя голым

Этот кошмар чаще всего встречается у людей, которые страдают от низкой самооценки. Сон, в котором вы находитесь среди толпы в голом виде, говорит о том, что вы боитесь быть обсуждаемым другими людьми. Возможно, вы не готовы впустить в свою жизнь какого-то конкретного человека и недоверие вас мучает.

Кошмар № 5

Быть во сне брошенным

Кошмары о том, что ваш супруг или партнер бросил вас, напрямую связаны с вашей личной жизнью. Такой сон может быть результатом того, что в реальной жизни вы боитесь, что ваш партнёр расстанется с вами и что вы останетесь в одиночестве. Такой кошмар может также быть вызван чувством неуверенности в отношениях и в том, достаточно ли вы хороши для своего партнера.

Кошмар № 6

Падение

Кошмары, в которых человек видит себя падающим, говорят о беспокойстве в его личной жизни и о том, что он не способен к самоконтролю.

Это беспокойство чаще всего связано с нехваткой денег, проблемами в отношениях, невозможностью построить карьеру или плохим отношением окружающих. Если падая вы разбиваетесь насмерть, это говорит о страхе неизбежности.

Такие кошмары нередко снятся влиятельным людям, которые чувствуют, что они не в состоянии контролировать ту или иную часть своей жизни.

Кошмар № 7

Убегать от кого-то или подвергаться атаке

Эти сны чаще всего означают, что человек боится конфронтации с начальством, коллегами или родственниками или сложных романтических отношений. Бегство от погони во сне означает, что вы не можете найти в себе силы справиться с неприятностями или что вы стремитесь избежать проблем, но чувствуете, что вам это не удастся.

Кошмар № 8

Видеть себя больным, раненым, умирающим

Несмотря на грустный сюжет, такой сон может быть предвестником позитивных изменений. Смерть во сне может означать конец одного периода в жизни и начало другого. Кошмар о собственной смерти или болезни говорит о том, что процесс внутренней перестройки уже запущен.

Взаимосвязь снов и дневной жизни очевидна, но не всегда именно сегодняшние события становятся причиной бессонницы и кошмаров. Доктор Ричард Фербер, признанный специалист по проблемам детского сна, считает, что некоторые проблемы, мешающие вам во взрослой жизни, могут иметь корни в детстве.

Как и все прочие сновидения, кошмары возникают в фазе быстрого сна. Предположительно, некие зачаточные сны видят даже новорожденные, поскольку они проводят в состоянии быстрого сна очень много времени.

Однако неизвестно, бывают ли у них полноценные сновидения со сложной образностью, звуками, чувствами и мыслями.

Кошмар годовалого младенца прост: обычно в нем воссоздается и заново переживается недавнее пугающее событие.

С возрастом сны усложняются. Параллельно растет способность ребенка отделять их от реальности. Лет в пять, проснувшись из-за сна, он в тот же момент ясно осознает, что это ему всего лишь приснилось. После кошмара такое понимание дается труднее.

Хотя кошмары случаются во сне, по большей части они становятся следствием и отражением эмоциональных конфликтов активной жизни.

С началом пубертатного периода и на всем протяжении подросткового возраста постоянно возникают новые конфликты и тревоги. Процесс физического, сексуального, эмоционального и умственного созревания сопровождается стрессами. В эти годы кошмары становятся почти что нормой.

В своей книге «Сон ребенка» Ричард Фербер приводит все возможные причины нарушения сна. Он считает, что искать проблему со сном нужно поэтапно и очень тщательно, так как она не всегда на поверхности.

Но если научить ребенка справляться с кошмарами и бессонницей ещё в детстве, то привычка хорошо спать избавит от многих психологических проблем в будущем.

Ведь пока ваши негативные эмоции мешают вам выспаться, сил на сопротивление реальным проблемам остается все меньше.

В своей книге

Источник: https://www.alpinabook.ru/blog/vosem-nochnyih-koshmarov-u-vzroslyih-i-detey-chto-oni-oznachayut-kak-nauka-tolkuet-plohie-snyi-i-otkuda-oni-berutsya/

Психосоматика: какие эмоции вызывают болезнь

Негативные эмоции у ребенка: как их трактовать?

Установить истинную причину болезни удается далеко не всегда. Человек может годами жаловаться на боли в животе, однако никаких отклонений в анализах у него может не обнаруживаться.

“Все показатели в норме – вы совершенно здоровы”, – говорят ему медики, беспомощно разводя руками.

И тут уже впору вспомнить о тайнах психосоматики – теории, связывающей болезни тела с нашим эмоциональным состоянием.  

Что такое психосоматика?

“Psychosomatic” в переводе с греческого – “psycho” (душа) и “soma,somatos” (тело).

Этот медицинский термин появился в 1818 году с легкой руки немецкого психиатра Иоганна Хайнрота, который впервые заговорил о том, что любая негативная эмоция, застрявшая в человеческой памяти или часто повторяющаяся в жизни пациента, отравляет не только душу, но и подрывает его физическое здоровье.

Впрочем, Иоганн Хайнрот был неоригинален. Задолго до его появления на свет эти же идеи озвучивал древнегреческий философПлатон, считавший тело и душу неразделимыми. Тех же принципов придерживались и авторы Аюрведы, а также врачи восточной медицины.

После Хайнрота идею психосоматики поддержали два известных психиатра – Зигмунд Фрейд и Франц Александер, считавших, что невысказанные, подавленные, загнанные вглубь эмоции рано или поздно найдут выход в теле, порождая неизлечимые болезни.

Болезни и эмоции

Вслед за Фрейдом и Александером изучением психосоматической теории занялись и современные специалисты. Оказалось, что люди, страдающие одинаковыми заболеваниями, имеют сходные черты характера, темперамент, психоэмоциональные реакции на те или иные события.

Так,многочисленные наблюдения за онкобольными показали, что зачастую такой диагноз ставят тем, кто не умеет выражать эмоции, подавляет в себе гнев, испытывает приступы отчаяния, которое чередуется с чувством ощущением внутренней пустоты и одиночества.

Совсем иной портрет получается, если обобщить людей, страдающих от боли в спине. Как правило, эта проблема преследует тех, кто испытывает комплекс жертвы, взваливает на себя все домашние проблемы, пытаясь угодить окружающим.

Чрезмерная забота о близких вынуждает таких людей пренебрегать собственными интересами, вызывая у них внутренний конфликт и глухое недовольство своей ролью и положением в обществе. Пациенты с проблемами в работе желудочно-кишечного тракта обычно слишком требовательны к себе и окружающим.

Они не могут примириться с несовершенством окружающего мира и не в состоянии полюбить себя. Им трудно “переварить” очередную неудачу, смириться с новым разочарованием. В результате все эти эмоции выливаются на физическом уровне в язву желудка или двенадцатиперстной кишки.

Базовые эмоции

В основе психосоматической теории лежат пять базовых эмоций:

  • гнев
  • страх
  • печаль
  • интерес
  • радость.

Первые три действуют на организм негативно, запуская механизм “сжатия” (вспомните, как сжимается сердце, когда мы испытываем страх; обрывается, когда мы в гневе; сворачивается в калачик тело, когда мы в печали).

А вот эмоция радости и интереса – расширяет (тело становится легким, невесомым, окрыленный, человек парит над обстоятельствами, растет, развивается, творит). Но важно даже не это, а то, что избежать негативных эмоций мы не в состоянии.

Как бы ни старались подавить свой гнев, заглушить страх, печаль или тревогу – они все равно прорываются наружу. И это прекрасно, ведь гнев – это, по сути, мощная эмоция, вынуждающая человека на что-то решиться, высказать все, что наболело, сжечь мосты и наконец-то принять какое-то важное решение.

Страх запускает сценарий самосохранения, печаль позволяет выплакать свое горе, перестрадать, дает возможность проанализировать ситуацию, разобрать ее по косточкам и по-новому взглянуть на мир.

Приверженцы психосоматической теории предупреждают – опасны не столько негативные эмоции, сколько их невысказанность. Заглушенный, подавленный гнев переходит в обиду, а она разрушает наше тело подобно раковой опухоли.

Да почему только гнев, любая эмоция, застрявшая в нашей душе и не нашедшая выхода, провоцирует внутренний конфликт, а он порождает болезнь.

Ученые подсчитали, что в 32-40% случаев причиной возникновения физических болезней являются не вирусы и бактерии, как принято думать, а стрессы, душевные травмы и внутренние конфликты.

Getty Images/Fotobank

Темперамент и болезнь

В отличие от Фрейда, который считал, что в основе конкретных болезней лежат конкретные эмоции, Франц Александер был убежден, что один и тот же эмоциональный стресс у людей с различным темпераментом вызывает разные реакции. Так, если речь идет о вспыльчивой, легко возбудимой личности, то подавленная вспышка гнева спровоцирует у нее повышение артериального давления.

А человек застенчивый, впечатлительный с комплексом неполноценности отреагирует на ту же ситуацию неспецифическим язвенным колитом. Хотя и в первом и во втором случае лечить психосоматическое заболевание стоит не только с помощью медикаментов, но и при помощи психотерапии.

На приеме у специалиста можно подкорректировать свою жизненную установку, научиться выражать эмоции, избавиться от ненавистной социальной роли, стать более открытым, готовым любить себя и окружающих. Особенно хорошо с эмоциональными зажимами справляется спорт.

Любое движение, будь-то пешие прогулки, бег трусцой, работа на тренажерах или бокс, позволяют выпустить пар, перевести свои невысказанные эмоции на физический уровень и избавиться от них навсегда.

Благодарим за консультацию психолога Викторию Шершнюк.

Ирина Черная

Присоединяйтесь также к группе Lady.ТСН.ua на .
Следите за обновлениями раздела!

Присоединиться

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/zdorovye/aktualnaya-tema/psihosomatika-kakie-emocii-vyzyvayut-bolezn.html

Бить или не бить: что психологи говорят о наказании детей

Негативные эмоции у ребенка: как их трактовать?
Правообладатель иллюстрации Science Photo Library Image caption По статистике ЮНИСЕФ, ежедневно в мире гибнет более 300 детей

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ назвала телесные наказания детей “правом от Бога”, чем вызвала сложную гамму чувств у многих россиян.

“Не подлежит сомнению, что как Священное Писание (Прит. 22:15; 23:13-14; 29:15; Евр. 12:6-11 и др.

), так и Священное Предание Православной Церкви рассматривает возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей”, – утверждается в пресс-релизе Московского Патриархата, который счел принятую в понедельник Думой новую редакцию статьи 116 УК РФ о побоях, запрещающую поднимать руку на детей, противоречащей православному учению.

Поправки критиковала и известная своими социально консервативными взглядами член Совета Федерации Елена Мизулина, опасающаяся введения в России принципов ювенальной юстиции.

Некоторые священники подчеркивают, что вопрос трактовки пассажа из Священного писания об избиении детей – двойственный сам по себе.

В обсуждении закона особенно подчеркивалось, что большинство психологов и психиатров выступают против наказаний, не видя в них никакого образовательного эффекта, но считая их исключительно отравляющими отношения.

Шлепать детей законодательно запрещено в 44 странах мира, как раз в эти дни соответствующий закон был одобрен во Франции.

Би-би-си поговорила об этом с Сергеем Ениколоповым, заведующим отделом клинической психологии научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук.

Би-би-си: Мы хотели спросить у вас о телесных наказаниях в отношении детей. Существует ли по этому вопросу научный консенсус?

Сергей Ениколопов: Нет, его нет: есть последователи [Бенджамина] Спока, которые говорили, что наказывать нельзя ни при каких обстоятельствах.

В советское время – возможно, под воздействием идей [Антона] Макаренко – через парткомы и профкомы прорабатывались родители и идея о недопустимости телесных наказаний ходила на государственном уровне.

Я хорошо помню, как в третьем-четвертом классе многие мои одноклассники приходили в школу и не могли сесть за парту, у них там все горело. Но прошло пару лет – и уже садились гордые, потому что родителям как-то ставились в вину телесные наказания.

Сейчас, когда этого нет, статистика показывает, что наказания в семье стали применять куда чаще: личная неудовлетворенность, начальник на работе наорал – крайним оказывается ребенок. Феминистки считают, что мужчина ответственен за насилие, но сейчас мы видим, что бывает и со стороны жены.

Би-би-си: Мы как раз и звоним потому, что все обсуждают эти поправки к закону о побоях и реакцию РПЦ на них.

С. Е: Патриархию я вообще сейчас не буду трогать […]. Но и эта дискуссия, принимать – не принимать, – идёт довольно давно.

Причем, как я понимаю, большая часть обсуждений касается насилия между мужем и женой и практически никто не говорит о детях, даже если мы почитаем комментарии в интернете. Но если мать и отец бьют друг друга, то и ребенку достанется первому, тут иногда сразу два злыдня на него.

А побои, естественно, к хорошему не приводят, возникает так называемое кольцо насилия – когда человек, которого били, вырастает с убеждением, что порка – это нормально.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Многие психологи рекомендуют проговоривать с детьми негативные эмоции, которые они испытывают

Би-би-си: Есть такая консервативная позиция: “Если не наказывать вообще, дети распоясаются, вот посмотрите на выпускников на “Гелендвагенах”

С. Е: Выпускников на “Гелендвагенах”, скорее всего, держали в строгости их отцы. Что касается того, что вы назвали консервативной позицией… Смотрите, тут обе крайности плохие: кто-то кричит, что нужно совсем не наказывать, кто-то – наоборот, бить ремнем.

И совсем не обозначать рамок поведения тоже, наверное, неправильно. У академика Ивана Павлова был отец, который закрывал от детей книжный шкаф на ключ и давал доступ к нему, когда они выполняли работу по дому или саду. То есть, чтение книг было вознаграждением.

И дети в результате очень тянулись к знаниям – братья Павловы оба выросли профессорами.

Очень важно дать ребенку понять, что он сделал что-то не так, сразу после проступка: невозможно наказывать его в субботу за что-то, что было сделано в понедельник, если оно не вскрылось в субботу.

Возвращаясь к вашему вопросу о научном консенсусе – главная проблема тут вот в чем – и это, к сожалению, недоработка психологов, наверное, – нет рекомендаций, которые позволяли бы родителям понять, как поощрять или наказывать своего ребенка, что для него кнут, а что – пряник.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-36712360

Для родителей
Добавить комментарий